|
Причин, по которым человек тысячи километров изо дня в день имеет сомнительное удовольствие находиться в дороге, может быть куча. Это у каждого свое, как сход с ума, но сознательный и по возможности подготовленный. Тут уж логика взвешивания цены проезда к отпуску и само понимание правильности проведения отпуска есть спорные вещи, и счастье, если у вас есть единомышленники.
При подготовке поездки я спрашивал у Яндекса и др. как лучше подготовиться, как готовить машинку, какой дорогой ехать. Много информации в Делика клубе. Что-то нам становилось ясным и определенным, что-то нет. Вот практическим опытом «мы» и поделимся, и может кто-то не повторит наших ошибок. Мы — одна семья, 4 человека, но в этот отпуск поехать могут только трое. Я, водительский стаж с 1976 года, сын Андрей, водительский стаж 2 года, и жена Ира с опытом совместной жизни с нами свыше 25 лет. Машина: Mitsubishi Delica, конструктор от 1992 года, по рождению предположительно года 1994 (продавец очень просил считать 1996 г.). Дизель 4M40. На одометре примерно 240 000 км.
Опыт предыдущих поездок: Якутск-Находка-Якутск в 2005 году на Делике-90, рыбалки, дача и т. д. Наш опыт эксплуатации других машин: москвичи (разные), Nissan Sunny 89, Toyota Carina ED 89, Mitsubishi Delica 90, Mitsubishi Pajero 94. Параллельно: Toyota Corona 90, Toyota Chaser 93, Subaru Forester 97, Toyota Corolla Spacio 96, Toyota Mark II 95, Toyota Ipsum 97, Mitsubishi Delica 96.
«...любимая жена, машина, речка рядом — счастье, однако...» 2005 г.
«дороги Якутии...» 2005 г.
1.0 Техническая часть.
Машина была приобретена осенью 2006 года с моими мечтами об использовании для поездки ближайшим летом в отпуск. Двигатель 4M40 чистый — скорее всего помыт. Кузов с косяками, но выглядит приемлемо. Задний стабилизатор был давно кем-то сломан, ну... я его остатки и демонтировал. Эта покупка стоит в плане до сих пор (комментарий для не владельцев Делики — на «круглой» Делике должны стоять два стабилизатора поперечной устойчивости). Состояние при первом осмотре в общем неплохое.
1.1 Подготовка машины, предварительные «пробежки».
В начале были заменены все жидкости, фильтра, из-за зимних проблем с печкой (было прохладно в салоне) промыта система охлаждения. Промывку проводили от системы отопления гаража под напором через снятые шланги печки пассажирского салона. Принцип промывки — пока не пойдет «чистая» жидкость, «мыли» и в прямом и в обратном направлении, во все дырки. В делика-клубе рекомендовали откручивать сливную пробку блока, но мы удовлетворились и полученным результатом.
Замена лопнувшего зимой тормозного шланга и изношенных тормозных колодок превратилась в целую эпопею и закончилась заменой главного тормозного цилиндра (ГТЦ). Причина — по нашим субъективным ощущениям педаль была недостаточно твердая. Неоднократные прокачки тормозов ничего не меняли. Заменили все внутренности ГТЦ, заменили ГТЦ на контрактный. Машинка тормозит нормально (и сейчас), но все таки на Делике 90 и Паджерике (хотя там и там была мех. коробка передач) педаль, имхо, была пожестче.
Заменены щетки стеклоочистителей (синий силикон — продажа метрами).
Загудел левый ступичный подшипник. Вскрытие обнаружило пришедший в негодность подшипник — аналог (!), причем меньшего размера и установленный через втулку. Впрочем, такой ремонт может и продлит кому-то время жизни на колесах, но ходимость его будет меньше из-за использования меньшей серии подшипника (меньшего внешнего диаметра).
Подшипник меняем на «родной», меняем смазку. Мысль, что в мире случайностей мало, заставляет проверить правый ступичный подшипник. Он оказывается почти в норме, но требует регулировки и замены смазки. Кстати, что на нашей первой машине Делика 90, что потом на Паджеро 94, что у этой Делика 92, что у сына сейчас Делика 96: у всех оказалось надо смотреть состояние внутреннего игольчатого подшипника, проводить регулировку ступичных подшипников и везде заменять смазку. Предыдущие владельцы не обслуживали эти узлы, и рекомендую обратить на них внимание при первом же удобном случае. Позднее будет дороже...
Зимние поездки привели к смерти втулки переднего левого амортизатора. Меняем на сборную конструкцию из двух встречных чуть обрезанных конических втулок амортизатора Москвича-412. Конструкция долго не выдерживает, опять же идет зима, но скорее всего из-за уменьшенной площади контакта (конусность втулок). Теперь заменяем на случайную резиновую цилиндрическую втулку. Дополнительно болгаркой и напильником убираю острые выступы, завальцовывающие старую родную конструкцию. Новая втулка по внешнему диаметру запрессовывается от руки, это плохо, но другого пока ничего нет и... бросаем в бардачок еще парочку таких — на замену.
«Зазвучала» задняя крестовина карданного вала. Купили две, заменили одну. Вторая крестовина едет с машиной. Это из-за боязни нарваться на некачественный контрафакт, вдруг ту, что ставили, придется менять. Может быть, мы её бы и не взяли, но полемика по этому вопросу в делика-клубе нас заставила поосторожничать. Да, при замене додумались, что гораздо удобнее старую крестовину не выпрессовывать, а срезать в соответствующих местах болгаркой. Еще, монтаж показал, что новая крестовина немножко поперечно «гуляет» по осям своих подшипников. Центрировал легкими ударами молотка — на глаз. Может, в этом и есть причина неудач подобных ремонтов?
От «уставшей» крестовины стал потеть сальник заднего редуктора. Решаем пока его не менять. Покупаем сальник и берем с собой.
Зимние пробежки — меняем порванные чехлы на рулевой рейке. С правой стороны обнаруживаем при крайних положениях руля небольшое просачивание жидкости. На Делике 90 с подобной течью я сталкивался, разбирал рулевую рейку, купил нужный сальник, пытался собрать все вместе (там несколько неудобно), но пока возился, подвернулся вариант купить контрактную. Старая так и валяется в гараже. Теперь рейку решаем поменять, ставим в план покупок...
В делика-клубе мужики ставят дополнительный фильтр для солярки. Ставим.
Хочется перед поездкой проверить состояние двигателя. Зимой устраняли небольшую течь солярки по трубке 4 цилиндра. Подтяжка не помогала, проблему решили заменой трубки. Расход по городу имеем в районе 15 литров на 100 км. Двигатель по-прежнему чистый. Проверяю зазоры на клапанах, один регулирую в норму. Звук работы... ну, как обычно, да мы и не музыканты. Через знакомых нахожу и привожу в норму у специалиста комплект форсунок. Ставить — не ставить? Решаю взять с собой.
«Тупила» коробка — настроили тросик от ТНВД, поставили в среднее положение датчик положения педали газа и заменили на случайно подобранную медную втулку изношенную пластмассовую втулку на коромысле ТНВД (от троса педали газа к тросу коробки). Машинка вроде как поехала как надо, а за диагностику двигателя типа только послушать (а я хотел бы диагностироваться с запуска холодного двигателя) просят не менее 4 000 руб., да и доверия к незнакомым спецам нет, да и дорого. Соседи, спецы по гаражу, говорят, что все у нас нормально, короче, решаю отложить поход к докторам до ближайшей оказии.
Что еще по железу? Вызывает сомнение состояние опор на коробке передач. Активные поиски по городу не дают результата, правда, в последний день перед отъездом предлагают «кооперативные» по цене 1 000 р. за штуку, но их внешний вид не внушает нам доверия, их надо 2... Оставляю... на потом.
Сгорает лампа ближнего света. Ставим комплект, но несколько большей мощности (дальние по 100 Вт). Для снятия возможных жирных следов пальцев используем спецжидкость.
Лампочки сделаны коряво, в своих металлических бандажах сидят неровно, неодинаково. Регулируем свет фар, а снятую некомплектную берем с собой на «всякий» случай.
По начинке машины перед поездкой — приобретаю большой китайский надувной матрас шириной 1,45 м и длиной 2,0. Лежит он от борта до борта, высота получается чуть ниже стекол, и все относительно ровно, невзирая на поклажу под ним.
Монтируем в машине самодельный конвертор с 12 на 220 В, основой его является компьютерный источник бесперебойного питания, вместо штатной батарейки цепляем к нему наш аккумулятор. А размещаем самоделку под водительским сидением (конечно, провода после фотографирования были убраны). Опробование его показывает нормальную работу с переноской на 220 В и лампочкой на 100 Вт, но вот зарядку телефона — не видит. Попытка подключения нагрузки в 550 Вт (кофеварка) тоже неудачная, срабатывает защита на отключение.
Фото монтажно-проверочных работ:
Размещение в зоне доступа водителя позволило ему на ходу контролировать зарядку одного из наших сотовых телефонов и зарядного устройства для аккумуляторов фотоаппарата. Чтобы конвертор не отключался при маленькой нагрузке, параллельно с ней включали переноску.
С собой берем:
1. Аптечка + огнетушитель. Домкрат с аварийным знаком, гаражная переноска 220 В с длинным проводом. Конвертор.
2. Саперная лопатка, буксирный трос, веревки, пила шпиёна (типа тросика с зазубринами), топорик-молоток.
3. Канистры для топлива, шланг для «левого» топлива, воронка.
4. Набор инструментов «Сата»-120 , вольтметр, перчатки, брезент на землю.
5. Ножной насос для колес, запасные камеры + золотники + вулканизатор с сырой резиной + монтировку.
6. Провода для дистанционного запуска двигателя.
7. Резиновое ведро + тряпка машинная, полироль.
8. Рыболовное снаряжение (оснащенный спиннинг и ходовой запас блесен).
9. Полиэтилен для укрытия.
10. Масла для доливки, масляный фильтр 4M40 для смены масла, топливный фильтр, комплект форсунок, заднюю крестовину.
11.Надувной матрац + насос + подушки, постельное белье + полотенца, спальники, одеяла
12. Складные стульчики 2 шт.
13. Туалетная бумага, полотенце, мыло.
14. Газовая печка + запасные баллоны.
15. Кастрюля, чайник, сковорода.
16. Тазик + средство для мытья посуды, полотенце посудное, скатерка.
17. Тарелки, кружки, ложки + нож.
18. Емкость для воды (с водой) (канистра).
19. Тряпка бытовая.
20. Салфетки.
21. Кофе, чай, сахар, соль, специи, масло растительное.
22. Орешки, конфеты, спички.
23. Тушенка, картошка, крупа, суп в пакетах, доширак.
24. Фотоаппарат + зарядное устройство.
25. Бинокль.
26. Карты географические, бумага для записей, карандаш + резинка, кроссворды.
27. CD-диски, нитки, иголки, ножницы.
28.Средство от комаров (мазь на тело и аэрозоль в машину).
29. Фонарь + его зарядка от сети и машины.
Индивидуально: одежда (дорожная, «в люди»), обувь, средства гигиены, лекарства, очки разные, панамка, сотовый телефон с зарядкой, купальные принадлежности.
Еще с нами едут ноутбук и КПК с GPRS.
Почему об этом пишу? У перегонщика и у нас, конечно, будет разный набор для удовольствия. Но мы едем семьей, и машинка у нас не молодая, вот и набрали, что посчитали нужным.
По размещению бутора: всякие мобилки, зарядки, скотч, фотоаппарат разместили в пластмассовом боксе (из-под китайских мандаринов) впереди под центральной консолью торпеды. Между передними сидениями встала узкая коробка с дорожными картами, бутылкой с водой и другой мелочью для передних людей. Очки постоянно ездят на торпеде у боковых треугольников. Всяческая еда была размещена в большой коробке за водительским сидением. Коробка была подобрана пенопластовая, относительно жесткая (она потом оказалось слабовата), чтобы можно было на ней сидеть и по высоте как подушка среднего ряда сидений, чтобы при откинутой спинке получалось основание «кровати». Под водительское сидение идет гаражная переноска на 220 В и длинный удлинитель 220 В. Все «машинное» (п.1-п.10) и запас топлива размещаю за задним сидением. Оставшиеся вещи (мягкие сумки, одеяла...) занимают проход между средним рядом кресел и задним. В дороге они найдут свое место. При последней укладке в гараже все-таки решаю добавить в груз лебедку, бутылку водки, и сын предлагает взять еще его КНИГУ по Делике и его запаску. Резина у него меньшего размера, но решаем взять. Почему берем? Ниже фотки (чужие) прошлого года, примерно этого же времени года с нашей М56 после дождиков. Местность реки Мундруччу.
1.3. Выбор дороги.
От нас всепогодно идет только одна дорога на юг — федеральная трасса «Лена» М56. Наша основная цель — Азовское море, г. Бердянск, в случае непредвиденных задержек — Байкал. Родственная поддержка нас ожидает в г. Самаре, п. Чертково (Ростовская обл.) и г. Бердянске (Украина), дружеская встреча в Иркутске. Вот через эти опорные пункты будем прокладывать наш путь.
Сайт «АвтоТрансИнфо — определение расстояний между городами» выдает нам кучу информации: маршрут, время в пути, расстояния и время прохождения участка. По запросу получается расстояние 8 418 км, время в пути 152,26 часа. Грубо беру 10 000 км в одну сторону, при расходе 15 л на 100 км получаем, что туда необходимо 1 500 литров солярки. У нас она стоит 23-24 руб./л, принимаю усредненное в дороге 18 руб./л, получаю, что надо на топливо не менее 27 000 руб. в одну сторону. «Чешу репу...».
Исследуем вариант с проходом части пути на пароходе до Усть-Кута. Плыть на пароходе! Смотреть из окна машины на берега! Семья дает предварительное согласие... Звоню в Ленское объединенное речное пароходство. Есть место и возможность отплыть прямо на этой неделе. Оказывается, стоимость отгрузки нашей машины из Якутска составляет порядка 8 000 руб. + 1 человек, а по остальным людям надо договариваться с капитаном. Но доброхоты предупреждают, что смотреть на природу будем из трюма и за погрузку-разгрузку еще дополнительно платить 3 000-5 000 руб. Расчетное время в пути (против течения) 6-8 суток, значит + еще затраты на еду. Чувствую, что информация не полная, но этого нам хватает, чтобы отказаться. Может, когда-нибудь в будущем и поплаваем?
Итак, маршрут чисто автомобильный. Байкал по «легенде» «АвтоТранс Инфо» обходим по карте сверху. Так короче! Читаем в делика-клубе о планируемом международном слете Делик в Иркутске на Байкале — хочется и туда поспеть, но сроки отпуска и подготовка к выезду может не совпасть. А вдруг? Еще нам предстоит немного пройти через Казахстан и Украину. Информации о каких-либо трудностях на таможнях я не нахожу. Хотя, первая трудность: жена сказала, что она хочет видеть всю дорогу целиком, а не на моих листочках. Покупаю карту РФ, делаю доклад... ШОК! Чтобы увидеть на карте наш автостарт и финиш, возврат домой из отпуска — надо крутить головой! Это проблема (...а, может, самолет?). Договариваемся, что если не хватит времени отдохнуть на море, оставить машину «на материке», и её возврат планировать на следующий год. Наивные... на отдых времени всегда не хватает.
2.0 В дороге.
Дорога сразу стала выявлять слабости и ошибки подготовки. Для удобства читателей сразу оговорюсь, чего мне потом не хватало:
1. Контрольная лампочка.
2. Набор болтиков-гаечек.
3. Компрессор.
4. Сапоги.
5. Термос.
6. Складное кресло, столик.
7. Половник.
8. Ну, может, еще барбекю.
Первый день (20.07.2007)
Точнее не день, а меньше, так как выехали «по готовности» уже в районе 12 часов дня. Якутск провожает нас паузой в пятидневном дожде, сообщением в газетах, что М56 «Лена» закрыта и перемыта дождями (не выдержали две «двух очковые» трубы за Нерюнгри).
Фото площади Ленина (г. Якутск) в день выезда:
По закрытию дороги — это уже было, не удивляет, а про трубы? Я знаю конструкцию двух очкового туалета, а труб? Появляется новый интерес.
Недалеко ушли от Якутска, а ощущаем килевую качку на относительно ровном асфальте — оказывается, потеряли болт крепления нижней проушины левого переднего амортизатора (сколько раз туда лазил!). Мир не без добрых людей, и встречный камазист делится подходящим болтиком. В ближайшем населенном пункте покупаю жигулевский болтик. Он один в один как родной. «Счастье»... и немного стыдно (дальнобойщики меня поймут).
После переправы через р. Лена снова дождь, и уже не сюрприз: милицейский патруль не пускает машины на нашу федералку М56.Ответ властителей дорог: «Дорога закрыта из-за дождей по распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия)». Везде, в обозримом пространстве, стоят Камазы. Кстати, у меня сложилось впечатление, что камазисты самый дисциплинированный народ на дороге (когда трезвый). Прошусь у ментов доехать до упора. Спрашивают, на чем еду, видя Делику, весело машут — езжай! До сих пор думаю, почему весело? Почти сразу навстречу попадается Уазик с Эскудо на буксире. Торможу их, как дорога? Парень в эскудике — «жопа», куда лезете? Настроение у нас это не меняет, решаем просто ехать дальше, а в говна не лезть. Зачем насиловать машинку, если дальше еще тясячи км? Если будет что-то серьезное — вернемся... Едем — встречных нет, попутных нет. Космос. Забегая вперед, скажу, что такая картина вплоть до федералки Хабаровск-Чита. А у нас обнаруживается что-то типа фуры перевернутой и лежащей под большим откосом. Колеса вверху, морду не видно. Несколько человек возятся внизу, один у нас на дороге. Оказывается дорожник. Не нравится мне отсутствие машин, но мне он спокойно объясняет, что дальше дорогу я (Делика) могу пройти по гребням, если не сползу в колею. Едем, рулим, опять рулим, включаем передок, потом и блокировку, рулю весело и очень весело: все проходимо, но высокие гребни скользкие и какие-то техногенные. Похоже, всяко разно боком таскали тяжелой техникой другую не менее тяжелую технику. Фотографировать некогда, народ фиксируется в салоне и молчит под руку. Осознаю, что при желании развернуться, закопаемся надолго и одиноко. На мелькании этой мысли замечаю, что сзади за мной лезет Toyota Crown! (заднеприводный седан типа Волги). Теперь после прохода каждой неудобины притормаживаю, а экипаж дружно болеет за него. Едет он на все деньги, видимо, действительно ему НАДО. Смеркается, дождь, упираемся в пробку. С нашей стороны стоят машин 15. Стоят Уазы, Камазы и три автобуса с пассажирами до Нерюнгри (2 Истаны и длинный Пазик). Низинка, от нас небольшой подьемчик, а встречный Камаз завяз по уши да еще с перекосом в середине авто тропы. Его контейнер вагами подперли, чтобы не опрокинулся. Другой встречный пытался его объехать по своей обочине, тоже зарылся — перекосился. А его контейнер мужики вынуждены тросами прицепить и натянуть вбок третьим Камазом. Состояние нашей обочины остановило всех желающих. Все перекошено, скользко. Я в тапочках. Холодно. Дождь. Темно. Свет фар. Камазисты, как муравьи (но почти не матерясь), возле своих пароходов дополнительно раскрепляют контейнеры, домкратятся и роются в грязи. Впечатление, что реальной помощи никто не ждет. Жену испугал факел от шмеля внутри одного камаза, другой достал газовую печку — они друг другу помогают. Глазеем. Для нашего развлечения с нашей стороны прилетает еще два Камаза ППР (откуда взялись?). Один все-таки решает пройти справа, по нашей обочине... Сидит на мостах, в грязи по бампер... даже немного больше. Похож на бульдозер. Точно жопа. Новые камазники нервно начинают рыться в глине. Мы не фотографировали. У людей беда, пассажиры автобусов фотографируются на этом пленэре, отпускают шуточки, типа: где наша стюардесса с вечерним чаем? А «стюардесса» — водитель их автобуса, — молча роется с камазниками...
Решаем заканчивать первый ходовой день. У нашей Делики обнаруживаю покосившуюся водительскую подножку. Отошла задняя опорная площадка от кузова. Видимо, где-то на буераках не только Crown полз-летел на животе, ну и я приложился. Демонтирую ее, и подножка надолго поселяется в салоне.
Кушаем, впервые надуваем наш матрас — удобно. Музыка играет, дождик барабанит по крыше, стекла запотевают. Шум. Мимо к пробке пролетают 6 ярко-оранжевых Татр- самосвалов. Наверное, дорожники появились! Сын идет смотреть. Не менее быстро Татры уезжают обратно. Сын: все Татры связали тросами, зацепили за центральный Камаз. Оторвали ему все крюки. Да, в мире все стабильно. Время — около 24 часов. Спим.
Два часа утра (ночи?), будит какой-то парнишка — я с Кроуна, уазики пошли! Давай ехать, подстрахуешь? Темно. Отказываюсь — пусть рассветет. Уезжает. Мои проснулись, ворочаемся до 4 часов. Решаем двигаться. Пошел второй день «экспедиции».
Второй день (21.07.2007)
Вообще-то, в это время у нас стоит сезон белых ночей, ну, как в Питере. Нет, лучше! Если нет облаков, то газету читать можно, или почти можно, скажем так, и поплавки от удочек видно. А сейчас на небе рваные тучи, холодно. Ближайшие кусты делятся своей влагой. Такое впечатление, что до меня кто-то уже все обрызгал — противно. В машине чисто, тепло, уютно, играет музыка. Настроение боевое.
Затор. А картинка изменилась — те, нервные камазники, все-таки прорвались и ушли вперед. Своими балками мостов да и лопатами они расчистили наше направление — нашу обочину. Вот в ней с разбегу вязнет Истана, другая дергает её назад. Водители машут лопатами — пассажиры частично снаружи наблюдают шоу. Ко мне:
— 4ВД?
— Да.
— Мужик, давай все втроем свяжемся тросами, ты-то пройдешь, и нас паровозиком вытянешь!!! Это же Делика!
Нет, мне это совсем не нравится. Предлагаю: вначале пройду сам, встану на нормальном грунте, а потом уж буду тащить и по одному. Так и делаем. Пониженная, и как-то показно, очень спокойно мы проезжаем. Дальше Истана опять ложится на балку — вытягиваем её вперед, аналогично дергаем вторую. Мужики просят не убегать вперед, они идут впереди и сами растаскивают — выдергивают ночующих как попало и застрявших водителей (некоторые пьяные). Даже двигают Камазы. Ощущаю себя «тузом в кармане». Одно плохо — Кроун остался на том участке. Пока я возился с буксировками, он стоял на обочине (машина стояла — скорее всего, он спал), а я его не разбудил... Парень, жму тебе руку за целеустремленность при езде по говнам, надеюсь, что уж после Истан и ты смог пролезть.
Фото окончания плохого участка:
Дальше уже есть насыпь, есть наличие дорожников, но постепенно все как-то рассасывается, и опять идем в «космосе». Места здесь первозданно дикие. Дует холодный порывистый ветер, моросит. Со звуком удара камня приоткрывается среднее правое окно: улетела пластиковая фишка фиксатора. Лепим снаружи по периметру скотч. Остановились мы в «лесу» реликтовых сосен. Они очень странные цветом, мохнатостью, высотой не больше 3 метров. В этих местах (и не только в этих) добывали уран, с дороги мы видели развалины бараков заключенных, остатки их кладбища (их даже запущенными не назовешь — хуже). Для меня эти места самые гнетущее, хуже нигде не было, да и мои не хотят фотографировать, их тоже как-то колбасит... Насколько я знаю, эта дорога исторически проложена вдоль тропы золотоискателей. Вот перевал «Сонькин пуп». По местной истории: здесь можно было остановиться переночевать, а платой служил золотой песок, насыпанный в пупок Соньки. Сейчас здесь ничего нет. Про эти места и дальше до Байкала хорошо есть в книге «Становой хребет» Сергеева Ю. Нравы были дикие, часто золотарей на этой тропе (Якутия-Манжурия) убивали. И сейчас работают старательские артели, но, говорят, есть и дикие копатели. И человеческая натура с того времени мало изменилась.
Перед Нерюнгри, на гористой местности, обнаруживается неприятное поведение двигателя: на подъемах (по карте высота горок свыше 2 км) появляется ощущение нехватки мощности, приходится немного дрыгать педалью газа. Приходим к мысли о виновности дополнительного фильтра, демонтируем его, заодно меняем шланг от топливного фильтра к ТНВД — все приходит в норму. Ночуем как всегда: в подходящем месте уходим с дороги, становимся так, что бы нас не было видно с дороги, не мешал свет фар, шум. Это наш старый опыт — при возможности спрятаться от двуногих. Мешает мысль о медведях — в этих местах водители их прикармливали, и те обнаглели. В прошлом году одного кормящего медведь официально задрал (инфа из нашей местной газеты).
Третий день (22.07.2007)
Нерюнгри. Обращает на себя внимание желтая шапочка в знаке на легковой машине. Таких знаков много. Опасно, однако. В магазине прикупаю себе небольшой запас гаечек — барашков. Ставлю парочку на крепление аккумулятора. Теперь лазить к топливной аппаратуре, снимать аккумулятор стало удобнее.
Выходим из Нерюнгри. На посту милиционер говорит, что, в принципе, навстречу нам Камазы идут (не космос), а размытую часть дороги (двух очковая труба!) объезжают по ручью. ПОЛТОРА км по ручью!
Вот они впереди — объезд и размытая дорога:
На самом деле там три объезда. Один (средний), тот, что нам нужен. Об этом мы не знаем. Идем по первому. Что видим через несколько км — огромный охраняемый поселок строителей нефтепровода, железнодорожная станция. Как переехать ручей никто не знает, типа «Да переезжайте и все. Там дорогу найдете». Сунулся в одном месте, другом — глубина, состояние дна непонятно, да и выезды странноваты. Сунулся в третье — вроде дорога идет через карьер. Пошел на разведку пешком, вброд. Вода ледяная, течение сильное и чувствуется, как под босыми ногами вымывает песок. Романтика, блин. Дальше больше: тупик, среди песчаных холмов сидит огромная кавказская овчарка, стоят 2 вагончика и иномарочный экскаватор тихо урча... РУБИТ ДРОВА! Это надо видеть — заносится ковш, одним клыком с ходу наступает на дровыняку и бац — готово. Красиво работает! Ювелирно и быстро. Машу руками, мужик тюкает какую-то кнопку и тишина. А звук был — как у пылесоса. Объясняемся, он отзывает собаку, и я снова за рулем. Вот она, промоина, вот две трубы метрового диаметра, которые не справились с нагрузкой. «Два очка»! Да, не хотел бы я здесь стоять в ожидании спада воды, да если бы подъехал ночью, то тоже сориентироваться было бы не просто. Скорее всего, сунулся бы в воду по этим свежим следам. Кстати, уже когда писал этот отзыв, озадачился вопросом: а где было официальное перекрытие дороги в сторону Якутска? Да и было ли оно? Как-то типа: рубль вход, два выход... Точнее, вход бесплатный.
Дорога и раньше была не фонтан, но и тут тоже встречается плывун, гребенка и все другое многообразие дорожных подлостей. Грунтовка. На одном участке нас обгоняет вот это гусеничное чудо. Как ни пытался догнать и сфотографировать получше — не удалось, дорога плохая, а он пер как паровоз по рельсам.
А вообще, ощущение, что за дорогой никто не следит. Нет, не ощущение.
На одном повороте видим лежащую на боку фуру. Груз в мешках аккуратно сложен рядом с лежащим на боку контейнером. Все-таки тяжелая работа у камазников — постоянно быть вдалеке от дома, на дрянной дороге (плывун), в тайге и практически без связи. А вот здесь случилось им лечь на бок. Они разгружают фуру и будут с помощью других ставить ее на колеса. Если все нормально, загрузят обратно и пойдут дальше.
Идем дальше. Попутных машин вообще нет. Встречных тоже. И тут на встречной полосе видим большую сетку-мешок со свежей капустой. Я — берем! Ира — она тебе нужна? Дискуссия о том, сколько вилков капусты я могу съесть и чем это грозит, заканчивается мечтами о находке какой-нибудь коробки, ну, скажем, с телевизорами и целыми... Проехали, посмеялись, успокоились и... на дороге лежит... коробка!!! Тут уж я, никого не спрашивая, кричу Андрею — стой!, и тащу её в салон. Чипсы с красной икрой! Целая коробка! «Слава тебе, Господи!» Кричу это, подняв руки в веселое небо. Чудеса, да и только. Жуем чипсы. В машине тишина изумлённая... снова коробка, но меньше размером. Описать чувства не могу! Кукла в упаковке. Ира — оставь на дороге. Взяли, эта кукла потом долго ехала с нами. У Ремарка в «Три товарища» есть бизнесмен, который патологически не может пройти мимо денег, мимо возможной удачной сделки. Он считал, что тогда удача отвернется от него... И, если нам сверху предлагают такой груз, то, имхо, так надо. Хм...
Подготовка обеда:
Я не буду останавливаться на рассказах о заправках, ценах. Проблем с топливом не возникало у нас нигде. С собой из Якутска мы брали порядка 150 литров, здесь уже ехали с одной канистрой в запасе и заправлялись как все. В дальнейшем, когда уровень топлива в баке падал до четверти объема, то начинали присматриваться, где заправляться.
Дальше проходим Тынду, и иду на Соловьевск до встречи с трассой Хабаровск-Чита. Тынду проходим по красивой улице (вспоминаю про жительство здесь основателя Делика-клуба Андрея 28, мечтаю, как бы к нему попасть на прием по проверке моей топливной, да и всего другого). Городок ничего, понравился. Еду как бы на автопилоте, так как по предыдущим поездкам дорога до Владивостока знакома...
Мы уже притерлись к машине, друг к другу. Выработался распорядок жизни на колесах. Я за рулем с момента моего пробуждения и до часов 8-9 утра. Да этого момента народ спит на надувном матрасе. Завтрак из своих запасов, осмотр машины, уборка надувного «ложа». Матрас убирается, за водительским сидением делается спальное место на одного (вот здесь-то коробка с припасами и нужна для выравнивания). Я перебираюсь на это персональное ложе добирать свой сон, а Ира с Андреем рулят дальше. У них сложилась прямо-таки ездовая пара — можно или нет обгонять, обсуждение, кто как едет, окрестностей и музыки. Так идем до обеда, до кафешки или остановки в приглянувшемся месте. Днем за рулем меняемся с сыном по настроению, но проезд городов мой и ночная езда тоже. Подготовка к ночевке происходит часов в 9 вечера. Это ужин, осмотр машины и «игра на гармошке». Дело в том, что предварительно планируемый в дороге компрессор отказался с нами ехать по причине резко ухудшения его самочувствия, вот мы и взяли штатные меха матраса. После укладывания экипажа, я за руль — баюкать, укачивать их, и так до момента пока не устану и не найду подходящего места для стоянки, и обычно это происходило около часа ночи.
Четвертый день (23.07.2007)
Федеральная трасса «Амур» Хабаровск-Чита встретила нас грунтовкой и неразберихой. Вылетел я на «перекресток» утром, около 5 утра, мои спят. Туман клубами заливает окрестности. Видимость прерывистая, около 100 метров. У меня впечатление, что попал на строительную площадку, в карьер с Белазами. Они строят что-то круговое. Кстати, хорошее будет место для кемпинга. А сейчас, никаких знаков, объявлений нет. Солнце еще не встало, и туман лезет густыми полосами. Рядом вахтовый поселок, все спят. Бегаю минут 5-10 вокруг машины. Хлопать дверьми не хочется, и ехать куда неизвестно. Ситуация разрешается с помощью рабочего, вышедшего пописать. Слава будильнику Кашперовского! Дальше прилично несусь вместе с уже восходящим солнцем. Оно у меня сзади, и красота пробуждения только для нас двоих. Эта дорога описана многими и повторяться общими местами не хочется. Хотя... вот мы стоим на очередной шиномонтажке, а слева одна из «матрешек» для перевозки продукции японского автопрома. Фотографировали без разрешения, но старались поймать общий дух. Обычно (всегда) «перегоны» идут своей компанией со своей дисциплиной, скоростью и внутренней взаимовыручкой. Вот, скажем, здесь, у одного была проблема с колесом, но их коллективчик (другие машины не в кадре) терпеливо ждал. Надо сказать, что при движении сутками по одной дороге, примерно с одной скоростью получается, что едешь практически с одними и теми же машинами. Остановки покушать, туалет разные у всех компаний, вот и получается, что обгоняются снова одни и те же. «Матрешек» много, попадаются и автофуры (они ползут медленно — бережливо!), а в общем скоростной режим примерно одинаков, так как при наличии благоразумия на такой дороге из потока вперед не убежишь.
Сама дорога активно строится. Что всех напрягает, так это плохое состояние объездов. А у нас опять левая втулка. Жара. Меняю её на запасную.
Дальше был длинный подьем точно так же выбитой дороги. В машине все трясется. Больно смотреть, как от тряски синхронно дергаются на руле переключатели света и поворотов, прямо таки усы зверя. От тряски срабатывают дворники. Едем медленнее и медленнее, и вверх. Прямо таки физически ощущаю, как тяжело машине. Мы с Ириной не выдерживаем и дальше идем в гору пешком. Резина у меня стоит BRIDGESTONE DUELER A/T 30 Х 9/5, она нам нравится. Протектор еще ничего, ни у меня, ни у ГАИ вопросов к нему не возникает, а вот какое давление когда делать тут уже интересно. Теоретически, загрузка (вес) машины, состояние амортизаторов, жесткость резины все должно быть в балансе для скорости, управляемости и-или комфорта. Мы старались держать везде по 2 атм, но скорее всего, на обратном пути, на грунтовке, на лунных кратерах и гребенке, попробуем экспериментировать и 1.8 и 2.2. Вот наберемся еще немножко чужого опыта на подобных дорогах. А вокруг тайга и глушь. Водитель манипулятора перед нами на «ходу» выпрыгнул из машины, открыл дверцу и пошел по обочине руля одной левой. Машины, как стадо коров, разбрелись по всей полосе, встречных нет вообще.
...Глохнем на подъеме. Нас объезжают, ловим сочувственные взгляды. С этого момента я стал составлять список типа, что может быть хуже чем:
п. 1. Неожиданный отказ двигателя в глуши.
Судорожное напряжение мозгов предполагает прекращение подачи топлива по разным причинам. Качаю, сколько могу, помпу ручной подкачки, и не с полпинка, как обычно, а после некоторого мослания движок заработал! Быстрее наверх, проходим перевал, и наконец, переводим дух. Мой разбор полетов — надо было вовремя переключиться на пониженную передачу. Да, нет у нас в Якутске гор, нет у нас опыта преодоления тяжелого затяжного подъема. Не было.
Теперь в свободное от руля время и насколько позволяет дорога рассматриваем картинки в «Руководстве по эксплуатации...», это настоящая КНИГА. Пыль. Едем в кучке из нескольких самостоятельных групп перегонов, знаков почти нет. Жалею, что не сфотографировал — в одном месте кто-то дорисовал фломастером знак неровной дороги подобием лунных кратеров. Видимо, и его достало... Совершенно не представляю, как идти назад в этих местах, а если это будет ночью? Мужики едут по каким-то своим ориентирам. Где трасса? Где кафешки, заправки? Этот участок дороги показался очень длинным, ну и, видимо, начала накапливаться усталость.
Пятый день (24.07.2007)
На объездах перед Читой пробиваем 5 колес, 2 из них приходится ремонтировать заплатами, на одной порез по центру беговой дорожки, на другой — чуть с краю. Именно она, с центральным порезом, потом стреляет на 60 км/час. Комментировать не хочу. Голова понимает, что леченные колеса надо было ставить на зад...
В список моих пунктов о самых плохих событиях добавляется:
п. 2. Разрыв переднего колеса на ходу.
Жара. В небольшом ручье стоят машины перегонщиков, они моют машины, моются сами. По их словам, до Читы 90 км, и дальше будет сплошной асфальт и уже без грунтовых кусков. Лезем в воду. Купаться хотят все, и машина тоже. Ирина протестует, что загоняем машину в воду, но так делали все, и на фото задняя машина уже на берегу. Голосование было не в её пользу... Наша красавица помыта.
Мы тоже приходим в порядок — наконец-то лето! А то в Якутске холодно, солнечные дни можно было посчитать по пальцам, да и дожди надоели. Вперед к морю!
Хорошее настроение улетучивается: в воде замечаю пузырьки воздуха из соска левого переднего колеса. В запасе у нас осталась только запаска Андрея — опять предстоит снятие, постановка колеса. Мы так натренировались делать эту операцию, что, наверное, можем участвовать в соревнованиях джиперов на скорость и с завязанными глазами. Баллоник у нас телескопического типа, длиной около метра. На его конце головка из набора Сата. В ближайшем городе планирую купить соответствующую головку, чтобы не доставать каждый раз весь набор. А сейчас (на фото) передний мост у нас включен, сдаем назад с поворотом, чтобы не мешать вновь прибывающим, переобуваемся. Радуемся, что взяли вторую запаску (Андрея).
Выезд на дорогу (асфальт) приносит проблему — не отключается передний мост. Я напрягаю мозги, Андрей читает КНИГУ. Он первый говорит — нельзя ставить разный размер на переднюю ось! В запасе у нас больше ничего целого нет. Или вулканизируемся сами (вообще-то и камеры, и вулканизатор, и сырая резина — все есть) и перебортуемся, или... Переставляем запаску Андрея на зад. Уф, передок послушно отключается. Едем, расслабляемся, но тут Андрей снова — на заднюю категорически нельзя ставить разный диаметр! Молча тянем до ближайшей шиномонтажки. Да, не было опыта езды на разномастной резине. Теперь есть.
На шиномонтажке с трудом отыскивают у нас микроскопическую дырочку, предлагают баню (150 руб.), но нам хочется на Байкал. Жара: + 37. А нужной мне б/у резины у них нет. Покупка по крайней мере 2 колес нужной размерности становится в план срочного.
Читу обходим по объездной дороге. Дороги становятся как песня, как мечта... Пейзаж за бортом тоже другой, нет тайги. Ближе к Байкалу уже идут леса. Не зафиксировал места, но в памяти остается голосующая нам на обочине небольшая женщина в спортивном костюме, с одной маленькой женской сумочкой. Дама на обочине. Внимание она привлекла издалека, т.к. я подумал, что у неё голова перебинтована, и успеваю своих предупредить о необычности на дороге (вдруг какая провокация?), а вблизи оказывается — коса и огромный белый бант. Мда, цивилизация пошла... но Ира другого мнения, типа, вот те девушки, может и да, а тут что-то не то... В общем, каждый при своем мнении, ну и ситуация не из тех, когда требуется кого- то куда-то везти, и наш «шатл» дальше едет без дополнительных «космонавтов».
Шестой день (25.07.2007)
Байкал — это здорово!
Оказывается, тут идет сезон клубники, это тоже кусочек счастья:
Идем серпантинами. Для нас это тоже новинка. Андрей по КНИГЕ обнаруживает «волшебную» кнопочку на кочерге переключения АКПП. Раньше эта кнопочка нас ничем не вдохновляла, а сейчас — класс! Идешь в спуск, врубаешь её и машинка сама держит пойманную скорость. Активно пользуемся.
С появлением клубники стала появляться и другая придорожная торговля. Есть рыбка, шашлыки. Дорога стала гораздо более цивилизованной. Жарко, едем около 100 км/час, открываем все форточки. При открытом люке водителю шумит слева, при его прикрытии и при открытии окна шумит в правое ухо. Мои смеются над моей глухотой в кафешке, а я переспрашиваю названия наших блюд. Вообще-то, этот шум мне был «до лампочки», так как стихийно, без всякой логики стала подмигивать лампочка А/Т, и это вначале тровожило меня, а потом и всех остальных. Развлечение по определению логики её срабатывания стало постоянным на всем нашем дальнейшем пути. Первая мысль была и вообще её поведение очень похоже на плохой контакт в соединении. Шевеление всяких там жгутов не помогало, а режимы движения тоже не менялись, ну и мы практически перестали на неё обращать внимание. Уже сейчас (при написании этого отчета), забегая вперед (на основании летней информации из Делика-клуба) мы предполагаем износ датчика ТНВД положения педали газа. Надо сказать, что Делика-клуб оказался для меня не только местом получения квалифицированной технической помощи, но и местом общения единомышленников, ведущих активную авто жизнь. Фото их машин прочно ассоциировались у меня с их виртуальными Никами. Но за всю предыдущую дорогу нам ни разу не встречались Делики! Космос космосом, но не до такой же степени! Только перед Иркутском встретили встречных 2 Делики (оба с фендерами). Красиво, мощно просвистели мимо нас. Ну, говорю своим, видите, вот ребята возвращаются с Всесоюзной деликовки! Я за ввод для единомышленников отличительного знака. Это уж дело каждого, ставить его или нет, хотя любой знак за стеклом станет бесполезным, когда машина грязная.
А вообще, за все время отпуска на колесах мы встретили не более 15 Делик. Опять видим... голосующую нам ту же самую «даму с косой»... Мда, скорости у нас получаются одинаковые, может и мы для кого-то выглядим так же странно? Вспоминается встреча с камазниками недалеко от Нерюнгри — я у них спрашивал состояние дороги до Читы, так вот, молодой парень, узнав, что мы едем в отпуск на машине, с таким непонятным недоверием посмотрел на меня, зачем, мол, врешь, старый? В его взгляде так и было написано: разве можно на МАШИНЕ в отпуск? На машине работают... А взгляд я и сейчас помню: такой обиженно наивный, типа, старый мужик, зачем над мальцом издеваешься? Да, дорога, это свой мир.
О кафешках: они разные, от примитивных балков (вагончиков) — столовых, до заведений ресторанного типа, естественно, разные блюда и обслуживание. Вот здесь мне понравился кофе (видимо, вода хорошая!).
Кафе «Три медведя»:
На практике появился и еще один критерий оценки, стоит или не стоит останавливаться кушать в конкретном кафе — по состоянию их туалета. Вначале туалет, а потом принятие решения.
Спокойная дорога дает возможность смотреть по сторонам, как здесь живут люди, сравнить с уже пройденными участками. Спорим на всякие «скользкие» темы. Общаемся — то, чего так мало дома... И тут я вспоминаю, что собирался обходить Байкал сверху! Вот так, на автопилоте в районе Тынды пролетел развилку и теперь кручу «лишние» км. Правда, лет пять-семь назад наши родственники из Бердянска на Уазе проходили тем маршрутом, и по их отзывам дороги там практически уже не было... Но ведь люди живут, что-то же строится. Интересно, сколько лишних км я так накрутил?
В очередной раз оживает сотовая связь. У нас две трубы с Мегафоном, одна с МТС. Привычно звоним в Якутск, сообщаем наше местоположение. Знакомые советуют посетить всякие интересные места на Байкале, Иркутск уже ждет нас, сообщаю о своих хотелках по запчастям. По километражу в этот день проходим не много, а Иркутск приятно удивил нас отсутствием ментов на дорогах, малым количеством светофоров и, тем не менее, нормальным дорожным порядком. Получается, что мы крутились по незнакомому городу (встреча в городе, выезд на дачу) в вечерний час пик, но осталось очень хорошее впечатление по дорожной обстановке.
Дальше была встреча близких людей, крепкая баня, стол, нормальная кровать.
Седьмой день (26.07.2007)
Утро. Завозим иркутских друзей на работу, прощаемся. Обзваниваем переданные нам объявления по продаже запасных частей для Делики — пусто, зато в Автограде покупаем рулевую тягу на левую сторону, головку на баллоник, и тут же на стоянке делаем замену. Случайно находим специализированный магазин по шинам, и вместо порванного колеса там покупаем 2 колеса именно такого рисунка и размерности, как остальные.
Полноценно ходовым этот день назвать нельзя, так как уходили из города уже практически вечером, около 16 часов.
После Иркутска быт в нашей машинке несколько изменился. Две новые красивые покрышки поставили на зад. В салон пришлось положить одну из старых и опять же запаска Андрея. В общем, получается, что задние сидения уже совершенно никак не раскладываются без уборки вещей. Еще и водительская подножка мешается. Дальше задние сидения едут постоянно в пристегнутом виде и мешают нам открывать задние окна для вентиляции. Плохо, что они съедают часть «спальни» в кормовой части. В следующий раз, скорее всего, оставлю их дома! Только вот при таком раскладе, как на снимке, нам было возможно нормально спать и перемещаться. И у Ирины был свой светильник. Моё место было около сдвижной двери и так, пожалуй, я меньше мешал им ранним подъемом и поздним отбоем. Наручные часы, очки для чтения тоже прочно поселились у каждого на своих ручках. Да, ехал я босиком, тапочки лежали в водительской нише у двери, да и остальные тоже разувались. Как раз три двери на троих. О тапочках — в ручье перед Читой мы задом выезжали на берег, на фото видно, что там стояли тапочки! Естественно, что они оказались под машиной, никто из нас их не заметил — там они, скорее всего, и стоят до сих пор. Еще один босоножек Ирины ушел от нас, скорее всего, при постановке на очередную ночевку — уж больно высоко залазить на надутую кровать и неудобно оттуда сдвигать дверь. А на веревке, натянутой между задними ручками, оказалось удобно сушить всякие мокрые вещи (типа плавок...).
Восьмой день (27.07.2007)
Проходим р. Бирюса, идем на Красноярск. Обед на берегу озера.
Хорошее место, красивое, но в ближайших соснах и кустах огромное количество каких-то летающих муравьев. У них длина 2-3 см! Уж не знаю, насколько они кусачие, а в кустах не засидишься. Очередной осмотр машины. Нагрузка на рулевую рейку при удержании машины с разорванным колесом не проходит бесследно. Её правый пыльник влажный. Та же грунтовка с её объездами не проходит бесследно и для опор коробки передач. В полевых условиях, пока готовится обед, лечим их путем набивки щелей кусками шланга.
Вот он, так сказать, момент истины. Ведь и то, и другое вызывали сомнение в своей длительной работоспособности еще в Якутске! Грунтовка «подъела» и втулки переднего стабилизатора. В диковинку нам и появившаяся «колейность» асфальта. На ходу не нравиться усиливающаяся килевая качка. Красноярский край — опять пошли объезды. Енисей. Снова нам машет та же женщина с хвостом и бантом. Прямо-таки мистика какая-то. Вроде мы сами едем, а она все время впереди. Наверное, думает, вот красных Делик-то развелось! И чего бы этим козлам не подвести такую милашку? Но это мое мнение. О женщинах: не знаю, как в других местах, а у якутских дальнобойщиков есть поверье: если зимой в зеркале заднего вида увидишь женщину в белом — жди беды!
Идем на Ачинск. Не буду прямо называть города, но случайно на нашем пути оказывается, похоже, новый специализированный центр Мицу, а рядом Хюндай (в одном здании). Почему думаю новый — уж больно чистые, да и крутые машинки, все из себя блестящие, стоят на стоянке, да и здания блестят, а вокруг все какое-то очень заводское-складское. Достаю джинсы, свежую футболку, беру с собой фотографию опор коробки (когда их искал в Якутске, то понял, что без фотографии очень трудно объяснять). Освежаю в голове список запасных частей, набиваю карман наличкой. Еще когда шел туда, поймал себя на ощущении — что-то не так. Оглядываюсь на Делику: стоим нормально, не грязные, правда, не блестим. Захожу в огромный зал. Полы зеркально сверкают, дамы в платьях порхают. Нахожу менеджера: беленькая рубашка, галстучек, занят чем-то интимным у себя на компе. Сажусь на забытый у него кем-то стул, излагаю свою просьбу с фото. Он не понимает! С большим трудом его взгляд возвращается из грез, и он пытается по имеющейся программке найти мои детальки. Отчетливо видно, как он пытается сканировать-классифицировать меня. Есть тип людей-«начальников», из которых прет презрение уже на этом начальном этапе! Трудно это объяснить, но брошенные на тебя взгляды (а ты видишь, куда оно смотрит), появляющаяся «барственность» движений, пауз, манера говорить — все должно поставить тебя на «правильное» место. Хм, по моему опыту — наибольшие покупки делают как раз и не по понтам одетые покупатели. Ну да ладно, видно, менеджмент у них заточен на других посетителей. Нет у них ничего из моего списка. Тут же через зал перехожу к прилавку Хюндай — меня уже жжет встречный взгляд. Я на мицубиси... Мне: нет ничего. Ого! Я-то и фразы закончить не успел, и про родство мицу и старексов ничего не... Нет. Неприязнь у них там, что ли, к друг другу? Мда, будем думать, что мои тапочки виноваты! Да, интуиция не подвела, что-то не так...
По трассе придорожные автосервисмены готовы что-либо делать, но надо иметь из чего... Опоры коробки (и их возможный аналог) оказались дефицитом по всему нашему пути.
Вечером вызывают удивление какие-то бешенные Уазики. Наверное, штук 5 их в разных местах обгоняют нас на скорости не меньше 120! А у нас под сто... Планирую уже ночевать, но въезжаем в полосу дыма. Уже темно, в темноте вспыхивают искры и всполохи. Горит подлесок и так километров 5. Плохое зрелище. Ночуем как всегда — ответвление дороги, уходим по ней метров на 200, разворот в сторону трассы и запоминание, в какую сторону ехать утром. Шутка с долей шутки. Раннее утро. Туман, а в метре от сдвижной двери откос, покрытый травой, и глубиной под три метра. Испортил я своим утренний променаж, одно дело, что неудобно, так ведь и сам при развороте загреметь мог. Надо раньше вставать на ночлег.
Несколько слов о ночном свете. Встречные Камазы всегда четко уходят на ближний свет при первой же секунде возможного зрительного контакта. А сидят их водители высоко и эта предусмотрительность является скорее заботой о меньших участниках движения. А напрягают попадающиеся легковые встречки с ксеноном. Их мощный свет в тумане или дыме вызывает мощный ареол кругового свечения. При полной темноте мой ближний очень проигрывает ихнему. Вопрос даже не в том, как у них отрегулированы фары, на какую загрузку, а в том, что от чужого ареола на этом контрасте можешь потерять и свою обочину, и очень легко это происходит на грунтовке. Я не против прогресса, но ставить, так всем. А пока опасно для нас получается.
Перед Кемерово пробка на трассе: впереди мелькает куча милицейских мигалок. Оказывается, на трейлере везут красавицу яхту, и этот пароход не хочет мирно разойтись с асфальтоукладчиком. Волшебные махания полосатых палочек разруливают ситуацию. Живут же здесь люди — вон какие яхты по ночам прут, и даже ночью продолжают ремонтировать и делать дороги!
Девятый день (28.07.2007)
Ранним утром проходим через Кемерово. Чистый город, чистые обочины. Кругом баки для мусора из отслуживших свой срок вагонеток. Стильно. Проходим Новосибирск. Втулки стабилизатора вызывают сомнения, надо покупать-менять...
Объезжаем Омск по объездной дороге. Вечер, около 20 часов местного времени. Начинает смеркаться. Останавливаемся заправиться. Чувствую, что здесь находится крупная дорожная развилка. Как оказалось потом, здесь находится и самая крутая заправка топливом. Современное здание, в нем слева небольшой бар, прямо туалеты (очень приличные), справа магазин самообслуживания (товары для дороги: от продуктов до туристической мебели), и в нем же на кассе платишь за топливо. Весь фасад стеклянный, входные двери также стеклянные, автоматические (правда, уже с трещинами от удара — видимо, кто-то слишком быстро шел). Дверям я удивился больше всего, даже своих на «экскурсию» затащил — купили покушать, ну и то и се. Круче заправок я нигде не видел... Мои смеются, что, автоматических дверей не видел? Видел, конечно, но на заправке... но уровень наших дорог... Все-таки быт влияет на сознание! А если бы я ехал пройденный путь на москвиче? Да, контрастно и правильно.
Едем дальше — дорожная развязка (слово какое-то не совсем правильное развязка-завязка) — перекресток, вся масса машин едет направо, а нам прямо: через Казахстан и дальше. Местность сравнительно ровная, степная и просматривается далеко. Уходим прямо, по прекрасной дороге, и скоро я начинаю ощущать волнение — дорога абсолютно пустая! Никого! Передаю свое беспокойство остальным. Идем с час-полтора. Никого. Прямо-таки какое-то болезненное состояние дороги. Решаем остановиться — вдруг едем не туда, или война какая разразилась. Надо сказать, что новости в дороге можно было узнавать, покупая газеты или слушая радио Маяк. FM диапазон работает вблизи крупных городов и носит чисто развлекательный местный характер. С газетами у нас напряженка — не попадаются. Телевизора тоже нет. До этого момента и в дальнейшем большинство городов мы обходили по объездным дорогам (ну нет там газетных киосков), а качество Маяка оставляет желать лучшего, вот и получается, что по сравнению с домашним потоком новостей — сейчас их нет. И у нас тишина. По дорожным знакам вроде все правильно. Стоим. Решаем вернуться. Вернуться — это трудное решение, это и лишний пробег и признание какой-то уже совершенной неприятной штурманской ошибки. Решаем вернуться до момента видимости оставленной нами трассы, переночевать и утром на свежую голову принимать решение. Возвращаемся. До трассы примерно километров 5, в темноте видно, как по ней сплошным световым потоком идут машины. Там кипит жизнь... На развилке ухожу метров на 50 в сторону от асфальта — ночуем. Я исключаю штурманскую ошибку (а в голове сидит мысль о несостоявшемся объезде Байкала сверху), пытаюсь вслух обосновать здешний вакуум на дороге. Мои предлагают мне идти в разведку: солдатская форма есть, саперная лопата есть, бинокль, фонарь-прожектор, мол, рой окопчик и веди наблюдение. Только случайно через границу не уйди. Без шуток во время ужина ведем наблюдение за наличием другой жизни из машины. Неожиданно к нам от трассы уходит свет фар, и я выхожу к дороге. Мимо проходят 2 фуры с какими-то международными номерами (оказалось, не так просто в темноте их разглядывать), все, спим.
Десятый день (29.07.2007)
Утро. Решаем идти до границы. А что нам будет? Фуры же были... Мы люди послушные, ничего незаконного не везем, дальше все равно собираемся в Украину, вот и посмотрим, что такое граница. В привычном вакууме неспешно (крутим головой) идем часа 3-4. Несколько разрозненных Жигулей обогнали нас, но они не в счет, так как отсеялись на каких то съездах. Слева озеро Иссык-Куль. Дорога прямая, нормальная, видно по ней хорошо и далеко... Пусто. Наконец, впереди появляется очередь из 4 машин, будка — будочки и шлагбаум. Граница. Выхожу из машины к кучке водителей. На вид все русские, спрашивают, кто мы откуда и куда... Да... приметные мы. Водилы ДРУЖНО советуют мне не соваться в Казахстан. «Ты что, думаешь, зря дорога пустая? Мы здесь живем и нам туда к родне надо, а ты день здесь на таможне потеряешь, на выходе день, за пробег в эти 120 км еще купишь страховку по Казахстану, и где-нибудь на семидесятом км на тебя наедут, чтобы ты «соляркой поделился»». Хм, аргументация убойная. Особенно последний аргумент (а почему 70 км?) и пустая дорога. В уме вспоминаю ники ребят по Делика-клубу из Алматы, из других мест этой славной территории, их описания своих поездок, но реальность зависнуть даже на несколько часов мне не нравится. Обсуждаем с экипажем ситуацию. Местные снова советуют вернуться на 10 км и местными дорогами объехать этот географический казус, мол, длиннее будет ненамного, километров на 50, типа, на Делике я легко там пройду и сэкономлю кучу времени. Принимаем решение прислушаться к местным знатокам и возвращаемся опять по этой дороге — по полученной инструкции-легенде до съезда. Уходим обратно, потом влево по какой-то колхозной дороге километров на 7, и тут навстречу Жигуль. С трудом останавливаю его — боится (скорее всего, если вас хочет остановить Делика, то это неприятно). Еле убедил старика, что нам от него ничего не надо, только показать правильное направление, как объехать Казахстан. Чувство, как будто я шпиён. Но, видно, таких как мы, достаточно много, или он сам бывший шпион, но он говорит, что мы едем не туда, не так и бесперспективно, и он нам покажет дорогу. Ура! Но опять едем обратно. На этих разворотах на 180 градусов ощущаю, что гидроусилитель руля работает все хуже и хуже... Дальше был снова колхозный асфальт, потом уж совсем плохой асфальт, потом грунтовка. В дождь или после дождей туда соваться смысла нет. В общем, мы снова через Незнанское выехали на федеральную трассу на Тюмень. Ну и зачем было ездить смотреть на границу?
Купаемся в районе Аббатского у заливных лугов, и проблема — не могу запуститься. Вначале все было здорово: теплая вода, купание. Местные рыбаки показали свой улов — не удержался, тоже побросал спиннинг. Один щуренок пошел в подарок. А как уезжать — так ощущение, что аккумулятор подсел, или втягивающее реле стартера накрылось. Щелк и молчание. Между прочим, такие же симптомы могут быть при заклинивания двигателя! Чур меня... не дай бог! Достаю необходимый для вскрытия инструмент, провода для «прикуривания», разворачиваюсь надолго. Удача! Мимо проезжает Жигуленок отдыхающих, времени на раздумья нет (мы-то на озерах, не на дороге!), торможу их, прошу «прикурить». Помогают, но результата нет, а мужик авторитетно (как мне кажется, с жигулевским удовольствием) заявляет о поломке у меня втягивающего реле. Уезжают. Спешить мне уже не надо, но отличного настроения как не бывало. Для меня в таких ситуациях главное — не дать поганому настроению выплеснуться на окружающих — ведь у них надежда только на меня, да и они тоже встревожены. Беру тестер и обнаруживаю перетертый плюсовой кабель от аккумулятора на втягивающем реле. Резиновый колпачок — герметизатор их соединения совершенно маскировал весь процесс безобразия, да и место неудобное. Настроение опять прыгает вверх, руки мастерят скрутку под болтик и вперед!
Идем на Тюмень. Под Ялуторовском сворачиваем на Миаское. Ночуем под Челябинском.
Одиннадцатый день (30.07.2007)
Все обычно. Длинные пологие горки. У дороги продают мед, дубовые веники. Территория Башкортарстана. Удивляют современные ветряки и менты.
Такое впечатление, что ДПС прячется под каждым кустом. Знаки стоят через каждые 100 м. Отслеживают с биноклями и рациями открыто и из засад. Обгоняю на вершине подъема медленно ползущую фуру. Сразу попадаю в объятия стража закона. Скорость фуры его не волнует. Вот (долгое махание ручкой над бумагой) протокол на 126 руб. Как оплатите, отдам права. Время примерно 16:30, до ближайшего населенного пункта хрен его знает сколько и куда. Что будете делать Вы? Мы торгуемся... Я: 300, он: мало... Договорились на 700 р. В нашей машине перерыли все карманы — нет 700 р., есть тысяча. «Несу в клюве...», отдаю и жду. Пауза ожидания (в моей голове вертятся аргументы о святости договорных отношений в век рыночных отношений), наконец рука вяло подымается и нехотя бросает передо мной три мятых сотенных бумажки. Первый штраф. Дальше я рулить не хочу. Надо мной смеются — тридцать лет стажа, а ездить не умеешь! Ладно, хоть сдачи получил.
Моя дрёма прерывается очередной остановкой. Стоим на середине подъема. С объездом нас и перед нами останавливается Камаз. Опять менты. Их две машины на нашей стороне, а на противоположной, как на картине Шишкина «Мишка на севере», трое облепили ствол дерева и в бинокли пасут низинку, что мы только что проехали. Их «мама-папа» в машине оформляет бумажки. Оказывается, Камаз остановили для предъявы нам, что мы внизу завершали его обгон, когда уже прерывистая линия закончилась... Камазник, громко матерясь, на ментов — какую кучу он теперь за собой соберет на подьеме, со шлейфом черного дыма дергается, тащится дальше. Дальше был театр. Вначале о картине: Цитирую Яндекс: «картина так и осталась в памяти народной как «Мишки в лесу», которая все-таки «Утро в сосновом лесу», стоит не мелочная наблюдательность, а целый комплекс идей... За словами из учебника «воспел родную природу» стоит самоотверженное усилие по чувственному постижению родного ландшафта — самый, быть может, органичный вид патриотизма». Вот- вот, именно постижение пейзажа патриотами в форме дает им почву для хорошего настроения, да и Мичурин (наши руки не для скуки...) разрешает им эту природу — знаки, разметку подправить. Вот и имеем радостную рожу — а документики-то придется изъять! Вы знаете про новые штрафы?.. А у нас это стоит 5 000 руб. Ищу разные подходы... С большим трудом сошлись на 3 000 руб. в их карман. У нас впереди и Украина, и обратная дорога. Короче, выкупил. Дальше уже Андрей рулить не хочет... Вот этот бы батальон да на месяц к нам в Якутию («Мишки на севере»), да зимой, а наших ментов к ним, наши бы подвитаминились, да и порядка было бы больше. Андрей комментирует, что это мы гордимся символом Медведь, а во всем мире он ассоциируется с хозяином помоек... Ну, а нам наука, ехать надо строго... Теперь перед каждым обгоном оцениваю обстановку как летчик, что бы не сбили. Неужели там такая аварийность, что потребовала такого количества проверяющих соблюдения правил проезда по госту (?) расставленных знаков? Отвлекает от раздражения развитая специализированная придорожная торговля. На рыбе мы тормозим, она не такая, как у нас на Севере, но есть и неплохая. А вообще, менты для многих представляют лицо нашего государства, ну а здесь видимо его... «корма». Самара встречает нас милицейским постом. Все ли нормально? Куда едем? Покажите багажник. Милиционеры в белых форменных рубашках — выглядят празднично! Видно, нас ждали и встречают!!! Содержимое нашего салона их не впечатляет, и скоро мы попадаем в объятия родственников. Хорошо-то как! Волга удивляет своей чистотой, теплой водой. Стайка рыбешек размером с ладошку, вместо мелочи крутится около берега и ног купающихся — впечатляет! Мои отдыхают, баня-сауна-купание, отравление организма всякими вкусностями. А мне надо крутиться по накопившемуся ремонту.
Двенадцатый день (31.07.2007)
В этот день мы наездили много, даже очень много, но... не сами. Поэтому в дальнейшем вести нумерацию ходовых дней не имеет смысла. Отдыхаем и ремонтируемся, было бы чем. Фирменный центр Мицу в Самаре обрадовал наличием фирменных подушек стабилизатора и грамотным доброжелательным персоналом. К объективности надо сказать, что подъезжали мы на этот раз к центру на Lexus 470 и вместо тапочек я вынужден был одеть туфли (комплект из одежды — «в люди»). Хватит экспериментов!
С опорами коробки передач помог Анатолий и мастер Динар на (единственной!) авторазборке-японке в Самаре (тел. 89276570928). Опоры б/у подошли от ММС Кантера. Попутно беру в запас гидронасос усилителя руля от 4М40, вдруг мой голодал... По словам Динара, у всех дошедших до Самары своим ходом машин, опоры — в хлам. А рейки у него нет. Он же свел со второй разборкой в Самарской области, г. Отрадный (90 км от Самары), хозяин — «Борода», где мне случайно удалось найти рейку б/у от Делика 90. Реек у него навалом в прямом смысле. Гримасы судьбы — ведь точно такая же осталась лежать у меня в гараже! Что ж, решаю попытаться из двух имеющихся сложить одну в корпусе от круглой Делики.
Тут мне крупно везет: за эту работу берется (по знакомству) специалист из проф. Тех. училища Миша — мастер и преподаватель (фамилию, к сожалению, не знаю, но в этом направлении работаю и во... втором издании этого опуса исправимся, и его фото тоже хочу найти). Вместе с ним работали два студента, одного из них зовут Виталий, второго, к сожалению, не помню. Мою рейку они вылечили! Миша из старой рейки собирался сделать стенд для обучения. Уже знаю, что сделал. Классный специалист! Вот этому доктору верю на 100%.
Опоры от Кантера надо перепрессовывать в мои корпуса. Заезжаем на один из сервисов, и вижу знакомую по фото из Делика-клуба белую Делику. Кто хозяин? Вы есть Эд? У моих была сцена изумления: я пристал к какому-то парню, втираю ему мозги про какие-то посты... Это действительно оказался Эдуард из Самары, он тут же свел меня со своим мастером, тот без очереди взял мою работу. Машинка у Эдуарда неплохо выглядит, рассказываю ему немножко про нашу дорогу из Якутска, делюсь первыми впечатлениями, рассказываю о фишке среднего стекла, улетевшей еще в Якутии. Оказывается, и у него была похожая хрень, даже в машине парочка фишек долго валялась. Поиски этой мелочи в его машине оказались отрицательными, но это ерунда, главное мастер на «правильном» прессе сделал мне опоры.
Отдых в Самаре пролетел очень быстро. Мы планировали встречи со всеми родственниками, хотели бы посмотреть на полеты парапланеристов (мы гостили у фаната этого дела), думалось походить по городу, но куда там! Монтаж- демонтаж, поиск деталей потребовал очень много времени, и если бы не его огромная помощь, то вряд ли бы я сам справился с накопившимся ремонтом. И вот здесь нас уже стала доставать жара. При доливке аккумулятора я перепутал пластиковые бутылки и в две банки залил минеральную воду. Потом это мне аукнулось... вот так сами себе и готовим проблемы. Случайно встаю на весы, ужас! — похудел килограммов на 8!, я столько весил, когда был студентом! Оказывается, и мои тоже резко сбавили вес. Так что, кто хочет похудеть — выходите на дорогу... Проверка масла в двигателе, уровень тосола, показали, что все в норме, разве что антифриза долить и вперед, на обновленной машине! Появившийся азарт желания побыстрей попасть на море гнал нас вперед. Все потом, на обратном пути...
04.08.2007
С почетным родственным сопровождением покидаем Самару. Дорога, в общем-то, обычная, часто попадаются населенные пункты. Странно уже звучит город Маркс, город Энгельс... Впереди г. Павловск. Нам надо дальше него, и как всегда интересно, через него трасса идет или есть объезд? Пост милиции. Перед ним круговая развязка с двухполосным движением. Откуда-то справа почти непрерывным потоком идут машины. Несколько нахально и нервно вклиниваемся в него и уходим в город. Где дорожная информация? Справа видим вещевой рынок, решаем остановиться — надо купить подарки, да и как бы развлечение. Рынок неплохой, с него уходим в город — а куда ехать — инфы нет. Проехал весь городок, пошел по параллельной улице назад, да... «блужу», приходится начинать опрашивать местных. Этот городок запомнился нам огромным количеством лежачих полицейских и ограничением скорости в 20 км! Мы то чужие, послушные — тянемся, как знаки велят, но очень много раз по 20 км, это перебор! Нигде такого нет. Где-то тут живет мой родственник, но никак не думал, что вот так буду крутиться, и адреса нет. Снова попадаем на знакомую круговую развязку и теперь уже правильно уходим на Ростов Дон.
Обгоняю в «колбаске», так как иду в ней четвертым и не последним. Всю колбасу останавливают. Снова штраф, это у них стоит 500 р. — молча и деловито, конвейер, блин.
06.08.07
В Чертково делаем плановое обслуживание — замену масла в двигателе, масляный и топливные фильтра. Вот для такого момента и тащил их через всю страну. Вряд ли я их так сразу бы нашел. По маслу: у меня залито полусинтетика Castrol Magnetic 10W40, на рынке здесь нам пытались продать такое же, но для бензинок! Мол, оно УНИВЕРСАЛЬНОЕ! Мда... Нужное (точно такое же, как и было залито) масло удачно купили в магазинчике. Пытаюсь подтянуть ремень кондиционера и обламываю натяжной болт. Совсем забыл, какая там засада... Хорошо сосед ремонтирует машины и помогает найти нужный длинный болтик. Начинает привлекать к себе внимание аккумулятор — что-то опять дает сбой после суточной стоянки. Ставлю его на профилактическую зарядку зарядным устройством. Старый топливный фильтр как-то очень тяжелый, открутил сливную пробку воды — виден мелкий мусор (правда, может он на резьбе собрался?). Решаю пока старый топливный фильтр не выбрасывать, да, совсем забыл — у меня-то он стоит от тойоты! Прокачиваю помпу, легко запускаюсь, но — из выхлопной валит черный дым! Настроение падает в отрицательную зону. Думаю, вот дурак, сменил масло — заведи, проверься, сменил топливный, тоже проверься — хоть знал бы, на что коситься. Двигатель урчит, я листаю КНИГУ... Пока чистил руки и листал, дым исчез. Видимо, завоздушивание ТНВД дало такой результат. Да... маловато практического опыта общения с дизелями.
Моем салон, перетряхиваем вещи и укладываем их в стопочки для досмотра таможнями. У всех знакомых узнаю особенности езды по Украине. Главные советы: это схемы проезда Донецка и Луганска и рекомендация не давать украинским гаишникам свыше 10 гривен. Мол, так уже принято — по понятиям.
На таможне никого. Мы первые и единственные. Российские пограничники интересуются машиной, пройденной дорогой, заносят нас в компьютер и бегло (как бы даже из любопытства осматривают, что у нас есть в салоне). Вся процедура с учетом заполнения бумаг заняла от силы 15-20 минут. В голове появляется мысль о неправильности нашего решения на казахстанской границе... Украинские таможенники досматривали нас около 3 часов! Машин нет, никто никого не торопит, не суетится, но и не работает! Водитель, займите свое место у автомобиля! Досмотрели все! Все вещи вытаскивали (мы им вытаскивали), под коврики они заглядывали, в мой бинокль смотрели, и он им понравился, а эту машину я гораздо менее тщательно смотрел-выбирал при покупке. Сколько денег везете? А сколько продекларировали? А это солярка? А что в аптечке? В голове снова появляется мысль о правильности нашего решения на казахстанской границе... Страховку по Украине оформляет барменша (!) из бара напротив (20 метров). Да, уже с границы дают почувствовать, что приближаемся к местам массового отдыха. По документам бегает Андрей (на него оформлена машина), наконец показываем в таможне, что у нас уже есть страховка и можно шевелить поршнями, но обнаруживаем в страховке на авто только Андрея. По российским законам, если я за рулем, то обязательно должен быть внесен в страховку, и здесь это может стоить дополнительных денег (интересно, как бы здесь смотрели на временные права?). Идем в «Бар», нам объясняют, что в ихней демократической стране это делать не нада! С ощущением, что что-то не так, уходим... А хотите, я вам еще страховку сделаю, вторую? Да, без бутылки не разберешься, оставляем этот вопрос на потом.
Андрей рулит по Украине, я считаю их звезды через стеклянный потолок. Останавливаемся, слышу разговор: Вы, Андрей Александрович, зря так улыбаетесь. Где у Вас знак принадлежности к вашей стране? Вот такой. Высовываюсь — два ДАИшника на темной заправке останавливают мимо проезжающие Жигули. На заднем стекле у них знак RUS. Ира пытается им объяснить, что еще не успели, сейчас купим, я тихо вторю — нарисуем. Нам достают какую-то «конституцию», тыкают туда пальцем, цитируют наши обязательства. А вы А.А. пройдите в машину, поедем к... дежурному судье... 2 часа ночи! Отпад. Приходит Андрей — дай десять гривен. Дальше до Бердянска специально заезжали на тучу заправок, знак удалось купить уже на море.
Бердянск. Пробег 257 812 км. Горячая встреча, крепкие объятия. Машина, чтобы не мотала моторесурс, определяется на постой в хозяйский гараж. Нас везде возят, холят, лелеют. Почти рассеивают мои сомнения по верхнему обходу Байкала — они уверены, что сейчас 2007 год да еще и летом там пройти совсем невозможно из-за отсутствия мостов и части дорог!
Удивила стоимость GPRS Интернета в Бердянске, что-то около 8 гривен за Мб. Мегафон не работает, покупаем местную симку. Обзвон друзей, общение с ними приносит новость: за неделю до нас по этой же дороге прошел друг Андрея Павел — https://www.drom.ru/info/adventures/travel/9553/. Павел, привет!
О море можно писать бесконечно. На берегу заинтересовала картина: лежат в ряд пять мужских задниц, перед ними большой гордый кальян (больше метра высотой). Пока ходил за фотоаппаратом, задницы нарушили фактуру хорошего снимка. А вот так держат волну ребята из ближайшего лагеря.
Побережье теперь становится все более «урбанистичным».
А мне-то мечталось рядом с Деликой лежать на берегу, лопать арбузы и пить местное вино. И что бы никого рядом не было — вот оно влияние Севера!
По вину облом, и неурожай, и виноградники вырубили. Чувство неудовлетворения — мало времени, пора собираться обратно, начинаем прорабатывать запасной вариант. Оказывается, билеты есть и на поезд, и на самолет. Принимаем решение оставить Делику зимовать в России и вернуться продолжать отпуск на следующий год.
А где-то в море плавает крокодил. Пишу этот труд, а по телевизору показывают Мариуполь и крокодила Годзиллу, сбежавшего из зоопарка. Даже видео есть, а длина его около 1,2 метра. Прошло три месяца поисков без результата, и снова он ушел. Вспоминаю про свои блесны, спиннинг. Пусть плавает до нашего приезда на будущий год! Ставим в план...
За время одинокого стояния в гараже умирает аккумулятор. Взбадривание его зарядным устройством не помогает. То ли в Самаре ему минералка не понравилась, то ли старость. Сдаем его местному продавцу в обмен на новый с нашей доплатой. Передний сальник редуктора заднего моста мокрый — меняем его на новый (правильно сделал, что взял). При сливе масла из редуктора обнаруживаю, что масло бурое. Предполагаю, что через уставший сальник еще перед Читой в ручье при остывании горячего редуктора хлебнули водички. Масло меняем. Пытаюсь прочистить сапун и его шланг. Все-таки надежная машинка Делика!
21.08.2007
Отъезд с моря. Уходим на Донецк.
Проскочили мимо правильного поворота на ту объездную дорогу, по которой шли на юг. Вынуждены идти через Донецк. Неужели вся городская власть заинтересована, чтобы транзитники перлись в час пик по улицам с невнятными знаками? Да улицы, ничего, красивые, асфальт нормальный и местами приличный, но нам туда не надо!
Красивая площадь — площадка с примыканием нескольких дорог разного направления. Ира впереди слева, разложила карту, ищет в очках наше правильное направление движения. Впереди железнодорожный переезд, шлагбаум и машина ДАИ. Машут, ухожу направо, встаю, открываю водительскую дверь. Инспектор примерно моего возраста переходит дорогу, с обочины смотрит у меня документы и задает вопрос, от которого у меня и сейчас мышцы лица дергаются: «А у водителя?» Я: «Что у водителя?». Он: «А документы водителя?» У меня мимика довольно-таки несдержанная (правда, я так не думаю), но тут глаза точно вылезли на орбиту. Я ему: «А это что?», и стучу по рулю у себя в руках. Немая сцена. Голливуд может отдыхать. Ира говорит, что он увидел разложенную карту у неё в руках, как она крутит головой, ну и может хотел помочь... Да, на Украине уже несколько лет действует запрет на правый руль, отвыкли.
Дальше опять ищем нашу дорогу. Опрос людей у обочин обычно заканчивался тем, что мы везли очередного попутчика до ему нужного места, крутились и брали нового. Так было 3 раза. Так что на обратном пути посмотрели шахтерские города, послушали вживую, какая там жизнь.
Обратный переход через Украинскую таможню был не интересен. Мы подъехали вторыми, за нами еще несколько машин. Оформление формальностей, дежурные вопросы — от силы 1 час на все. Российские погранцы нас помнят и интересуются, как отдохнули. Конечно, маловато времени...
Консервирую машину в Чертково. Что делаю: разгружаю резину — ставлю подвеску на чурбачки. Затыкаю масляными тряпками-кляпами выхлопную трубу, дырки по отсоединенным шлангам турбины. Снимаю токовую шину, свечи и через свечные отверстия заливаю моторное масло. Немного проворачиваю стартером коленчатый вал. Через свечные дырки бьют фонтаны масла, черт с ними. Наживляю обратно свечи и снимаю аккумулятор. Аккумулятор уходит в гараж, а машина остается зимовать в малиннике.
Якутск встретил нас температурой аж в +6 градусов, и это после +36 в Москве, 6 часов назад. Снова те же знакомые ямки на дорогах, те же улицы, те же лица.
Постскриптум:
1. Пройдено свыше 11 000 км. Фактические затраты только на солярку составили 17 000 руб. Первоначальный расчет расхода топлива привел нас к цифре около 11 л на 100км, но потом мы вспомнили, что резина то у нас больше, чем штатная, и фактический путь надо тоже увеличить, а средний расход еще снизится.
2. По приезду в Якутск были вопросы типа: почему медленно ехали? Ну вообще-то, по нашим ощущениям и не медленно, опять же, где есть ограничение скорости, то и не погонишь... Да ведь и не в скорости дело. И еще: в формате этого отчета мы старались не приводить тех радостей, которые напрямую не связаны с машиной и дорогой, но которые являются для нас далеко не последними ценностями.
3. Похоже, ночевки в палатке, у костра с котелком уходят в романтическое прошлое. Дикие ночевки у дороги тоже не есть верх логики, и самое главное — у нас на дорогах не стоят указатели: тут находятся цветные озера, здесь чудные водопады и т. д. Вот и пилишь, как зашоренный, мимо... т.е. надо планово готовить маршрут!
4. По технике, к машине никаких претензий! Путешествие в микроавтобусе не такое уж и дикое занятие. А все, с чем возился по железу, было видно раньше, до дороги! Справилась бы другая машина с этой нагрузкой — а вот тут не знаю, не знаю...