Очередное восхождение с возъезжанием. В этот раз на гору Шалбуздаг (4142 м, Дагестан)

17.01.2020 | 18426 просмотров

Рассказывал я тут как-то о своем восхождении во время отдыха в Испании на высочайшую вершину этой страны гору Муласен (3400 м). От места дислокации до нее пришлось пару сотен километров добираться на автомобиле, а далее еще ехать часть подъема в гору, поэтому и отчет был назван соответственно — «Возъезжание с восхождением…»

Мероприятие понравилось и осталось в памяти. Вернее, запомнился не сам процесс пешего подъема, это дело достаточно мучительное, а его последствия, когда по завершении испытываешь удовлетворение от преодоленных трудностей, победы над собой.

Прошло два года. В жизни случились большие перемены и главная из них — переезд на ПМЖ в столицу Дагестана г. Махачкала, обусловленный желанием быть на пенсии ближе к родственникам, сменить непредсказуемый уральский климат на более благоприятный, а жить в частном доме, вместо муравейника многоэтажки.

Конечно, первые месяцы на новом месте заполняют хлопоты по ремонту вновь обретенного жилища, огородные дела на приусадебном участке, обустройство быта, а на вылазки в интересные места республики времени не остается.

Однако, когда приходит август, вспоминается, что по погодным условиям это самое благоприятное время для восхождения на одну из знаковых вершин Дагестана — гору Шалбуздаг (4142 м), расположенную в Докузпаринском районе республики почти на границе с Азербайджаном.

Гора Шалбуздаг. Фото сделано в мае 2018 г.

У мусульман Дагестана она считается священной и, начиная с конца июля и, примерно, до двадцатых чисел августа, те из них, кому позволяет здоровье, считают своим долгом хоть раз в жизни совершить восхождение на ее вершину, надеясь на исполнение желаний и отпущение грехов.

Меня религиозная составляющая не интересует, а вот возможность отвлечься от рутины будней и вновь испытать свои силы и удачу подъемом на Шалбуздаг упустить не могу. Удачу упоминаю не зря, потому что годом ранее Гора не пустила к себе на вершину, накрыв сильнейшим снегопадом за километр до конца восхождения. Пришлось возвращаться.

Решено — сделано. Начинаю обзванивать двоюродных братьев, но понимания с их стороны не встречаю. Кого-то не пускает работа, кто-то сразу заявляет об отсутствии желания заняться альпинизмом, хоть и разово.

Поддержка приходит, откуда не ждал. Две двоюродные сестрицы пенсионного возраста и дядька, которому тоже далеко за семьдесят, узнав о моих планах, изъявляют желание составить компанию. Ну, дядька, понятно. Ему любой кипиш по душе, лишь бы дома не сидеть. Для сестер же подъем на Шалбуздаг имеет конкретную цель — поклониться расположенной там могиле некоего святого Сулеймана.

Ну, это их дело. Главное, что они согласны составить Команду и берут на себя обеспечение гастрономической части мероприятия. За мной же остается автомобильная доставка до исходной точки пешего восхождения и обеспечение необходимыми простейшими приспособлениями — палками для ходьбы, рюкзаком, фонарем и прочей мелочью.

На подготовку много времени не уходит. «Нива» на ходу и в полном порядке, остальное привезено из Перми и есть в наличии. Остается только купить что-то из упакованных продуктов в качестве вклада в общий котел, который, как сказали бывалые люди, всегда организуется для паломников и восходителей в базовом лагере.

Выезжаем с дядькой из Махачкалы во второй половине дня, чтобы засветло успеть преодолеть автомобильную часть маршрута и добраться до стоянки, где машины остаются ждать восходителей. Там надо успеть хоть немного поспать, чтобы в середине ночи начать подъем к вершине и самую трудную часть пути преодолеть после рассвета.

От Махачкалы по трассе до этого места более двухсот километров, на «Ниве» три часа пути. К тому же еще надо заехать в село под Дербентом и забрать наших компаньонок.

Дорога знакомая и не раз езженная. До поворота на районный центр Магарамкент — по трассе М29 «Кавказ»,…

…а далее — вдоль реки Самур до села Мискинжа.

На въезде в это село те, кто добирается сюда общественным или наемным транспортом, пересаживаются на УАЗики-буханки, которые специально ждут, так сказать, клиентов и за 500 рублей с человека поднимают паломников по двадцатикилометровому серпантину к автомобильной стоянке — одной из исходных точек пешего восхождения к вершине.

Мы же без остановки проезжаем мимо этих УАЗов и через двести метров сворачиваем с асфальтированной трассы, ведущей в районный центр, налево в село по указателю «Эленлар». Начинается крутой подъем. Дорога петляет по улицам, взбираясь все выше, мимо домов, разбросанных по склону горы.

Не сбиться с пути помогают упомянутые указатели, установленные на перекрестках.

За селом начинается грунтовый серпантин. В этот раз дорога грейдирована и, в принципе, в сухую погоду проходима для любого транспорта. Препятствием для отечественных легковушек (не думаю, что кто-то поедет туда на легковой иномарке, даже российского производства), могут быть только крутизна склонов и глинистая почва, которые при дождливой погоде не дадут подняться на некоторых участках.

Нам пока везет. Дождя нет, и подъем, временами даже на третьей передаче, не представляет трудности. За окном проплывают пастбища со стадами скота,…

…. пасеки,…

…кое-где открываются отличные виды села в долине реки.

Примерно на середине этого серпантина проезжаем обширную поляну — первую исходную точку для пеших восхождений, откуда самые упертые и принципиальные паломники начинают свое почти двадцатикилометровое испытание физических возможностей и силы духа.

Ближе к вершине дорога проходит мимо скальных выступов, которые словно напоминают, что нас ожидает впереди.

Наконец, попетляв еще десяток километров, она приводит на обширную горизонтальную площадку, где заканчивается автомобильная часть маршрута и начинается пешее восхождение на вершину для более нетерпеливых и физически менее подготовленных паломников и восходителей, таких как мы.

Высота этого места две тысячи триста метров. Впереди еще шесть километров подъема вдоль склона горы на полтора километра вверх.

На этом плато УАЗики и прочий транспорт, который сумел сюда добраться, ожидают своих пассажиров, ушедших наверх,…

… а водители, да и паломники в ожидании штурма вершины или после него могут отдохнуть в имеющейся гостинице.

Мы тоже находим свое место, паркуем автомобиль и, несмотря на спустившуюся ночь, устраиваем импровизированный ужин. Дальше — двухчасовой отдых, и еще по темноте начинаем восхождение.

С собой берем чай, немного еды, пластмассовые бутылки для «святой» воды, которую женщины хотят набрать в озере на вершине горы, и теплые куртки на случай ухудшения погоды.

Первый подъем довольно крутой. Дядька — заядлый курильщик, только начав его, понимает, что он ему не по силам и возвращается к машине, ждать нашего возвращения.

Мы же, попрощавшись с ним, продолжаем лезть вверх. Организм, еще не привыкший к интенсивной нагрузке, реагирует одышкой и учащенным сердцебиением. Но к базовому лагерю, который находится тремястами метрами выше, все более-менее приходит в норму.

Базовый лагерь представляет собой тоже горизонтальную площадку, но ее территория обустроена. Там есть столовая, в которой можно отдохнуть, бесплатно попить чай со сладостями, чем-то перекусить.

Столовая в базовом лагере.

Поодаль от столовой находится хозяйственный блок с умывальниками и туалетами. Чуть в стороне от этих построек расположилась мечеть, которая днем используется по прямому назначению, а на ночь туда пускают паломников отдохнуть на расстеленных коврах. Помещение для отдыха разделено перегородкой на женскую и мужскую половины.

В общем, все сделано для того, чтобы облегчить подготовку к восхождению. Созданы элементы цивилизации на высоте два с половиной километра. Непонятно только, как поднимались сюда стройматериалы для возведения этих зданий? На ишаках, что ли?

Единственное неудобство, которое, похоже, испытываю не только я, это необходимость слушать заунывное чтение через громкоговоритель сур из Корана. Оно, наверное, полезно, напоминать правоверным мусульманские заповеди, но можно было бы это делать днем, а не ночью.

Мы тоже отдыхаем в столовой, пьем чай, вносим свою лепту в общий котел продуктов и движемся дальше.

Второй этап восхождения начинается пологой тропой, которая позволяет постепенно войти в ритм. На этой высоте гора еще покрыта зеленью и лишь скальные выступы напоминают, что вскоре камень вытеснит растительность из окружающего пейзажа.

Светает. Базовый лагерь остается внизу.

Восходит солнце, окрашивая окружающие горы и близлежащие скалы в фантастические цвета.

Тропа заполняется людьми, которые в силу своих возможностей идут с разной скоростью и растягиваются в цепочку по всему склону.

Поднимаются не только молодежь, но и люди в годах и даже дети. Обстановка на тропе благожелательная и уважительная друг к другу.

При обгоне слышатся шутки. Если кто-то остановился отдохнуть, выпить чаю или перекусить, почти всегда предлагают проходящим мимо людям присоединиться к трапезе или подбадривают словесно.

Было, что кому-то стало плохо с сердцем. Быстро нашлись соответствующие таблетки и медики.

В нашей команде все нормально. Хоть с трудом и частым отдыхом, но лезем вверх.

Скорость передвижения чуть более одного километра в час. Тем не менее и с такой скоростью постепенно поднимаемся на высоту, где уже нет никакой растительности, а горизонт заслоняют нагромождения скал.

Когда они временами расступаются, внизу открываются великолепные пейзажи гор и долина реки Самур.

Тропа как таковая исчезает, и лишь слегка утоптанный тысячами ног скальник, сложенные кое-где каменные пирамидки, да брошенный мусор показывают путь наверх. На некоторых участках приходится взбираться на полуметровые глыбы, что отнимает много сил.

Начинают встречаться спускающиеся люди, в основном молодежь, начавшие восхождение намного раньше и встретившие рассвет на вершине. Они идут налегке, выглядят бодрыми и на вопрос «Сколько осталось?» обнадеживают, что до озера не более километра. Это радует и придает сил.

К этому времени дыхание стабилизировалось, выработался определенный ритм: десять - пятнадцать минут подъема, пять - десять минут отдыха.

Взбадривают и встречающиеся кое-где надписи на камнях, которые, в отличие от «Здесь был Вася (Магомед, Гаджи)», действительно, оказываются своевременными и в тему.

Так, через четыре часа от начала восхождения, добираемся до кромки облаков.

После преодоления полосы тумана взору открывается озеро чистейшей воды с названием Зам-Зам.

Зрелище настолько неожиданное среди голых безжизненных скал, что сначала мозг отказывается верить в его реальность. Но находящиеся на берегу люди убеждают, что это не галлюцинация, а реальный водоем.

Здесь, конечно, тоже останавливаемся, чтобы отдохнуть перед последним броском, попить, как считается, святой водички и набраться от нее новых сил. Вода действительно очень вкусная и весьма холодная. Несмотря на начало августа, поверхность озера, затененная окружающими скалами, покрыта тонкой корочкой льда.

Отдохнув, со свежими силами идем дальше. Теперь взбираемся на вершинное плато, где как раз и находится главная цель мусульманских паломников — могила святого Сулеймана, поклонение которой, якобы, приводит к отпущению грехов и исполнению желаний.

Ведущая к ней тропа проходит мимо узкой расщелины в скале, через которую, по поверью, могут пройти только безгрешные люди. Многие пробуют.

Понаблюдав, вижу, что никто не застревает. В глубине расщелины костей грешников тоже нет. То ли периодически их убирают, то ли все «испытатели» святые. Тогда зачем идут к могиле?

Ладно, минуем «грехомер» и вместе с другими карабкаемся дальше.

Мои дамочки направляются к желанной могиле в дальний угол плато,…

а я взбираюсь на скальное возвышение, которое является крайней точкой восхождения для желающих испытать Горой свои силы.

Его абсолютная высота 3800 метров. Она доступна обычным здоровым людям готовым физически напрячься и заставить себя преодолеть усталость. Никаких альпинистских приспособлений для ее покорения не требуется.

Наивысшая же точка горы в 4142 метра находится чуть поодаль на скальном пике,…

…который покорить можно, только обладая специальными альпинистскими навыками и снаряжением. Но нам туда и не надо.

Тусуюсь немного вместе с другими восходителями, делаю несколько фоток…

… и начинаю спуск. У озера встречаюсь с сестрицами. Набираем в пятилитровые полиэтиленовые баклажки «святую» воду. Дальше идем вместе.

Спуск оказывается не менее трудным, чем подъем. Сил, конечно, тратится меньше, но боязнь упасть на щебеночной тропе с непредсказуемыми последствиями и необходимость выбирать палкой точку опоры держат ноги и руки в постоянном напряжении. Скорость получается лишь чуть выше, чем при подъеме. Зато, подняв голову, видишь горные красоты, высоту, на которую поднялся, и понимаешь, что основные трудности уже позади.

Это придает сил и позволяет идти без отдыха. Через три часа спускаемся в базовый лагерь. Силы почти на исходе, но не останавливаюсь — так велико желание быстрее оказаться в машине и дать отдохнуть ногам.

Не знаю, как сестрицы — они все же заходят в мечеть в базовом лагере, а мне последний спуск дается уже буквально на силе воли.

Наконец, вот он автомобиль. Дядька — молодец! Пока ждал, добыл кипятка и наполнил термос чаем. Какое же это удовольствие, сесть на мягкое сиденье, выпить кружку горячего чаю, а потом, расстелив коврик, вытянуться в полный рост и «отрубиться» на несколько минут! Успеваю чуток вздремнуть, прежде чем к машине спускаются сестры. Организуем общую трапезу, затем грузимся и едем вниз.

Днем окружающие пейзажи кажется совсем иными, чем вчера в сумерках.

Миновав Мискинжу, топлю по максимуму, насколько позволяют дорога и машина. Развожу по домам сестер и — снова на трассу. Ровно через сутки мы с дядькой возвращаемся в Махачкалу.

Мое очередное «восхождение с возъезжанием…», пусть и на незначительную по альпинистским меркам вершину, закончено. На очереди, видимо, Эльбрус. Благо, теперь до него от дома всего около пятисот километров.

Петербург
Лёха, ты крут! Жду лета чтобы к тебе в гости приехать. Рисуй маршруты и запасай коньяк.
Отчёты: 29861Пакистан 21617Ирак 15064,18517Мексика 17005Босния 20056Исландия 19338Горы Турции

Да вы просто герои! Молодцы! Вот где дух и сила!

ЛЮБЛЮ ТАКИЕ ВОСХОЖДЕНИЯ! КЛАСС!

Алексей, рад снова видеть тебя и читать. Надеюсь когда-нибудь повторить ваш маршрут на Шалбуздаг, и может даже вместе поднимемся ))

Энгельс
Здорово, с юмором, коротко, но очень интересно!!!
Нохчо
Грозный
В 2017 году ездил в Дагестан к друзьям, ездил на на Шалбуздаг, только со стороны с.Куруш, завораживающее зрелище. Посмотрел Ваши фото, как будто снова побывал там.

Курчатов
молодцы! понравилось читать и смотреть. ночная фотка с луной на высоте - просто бомба. спасибо

Вот это круто! Удивило, что в гору лезут все от мала до велика, уважение. Природа красивая, отчет читается легко, жду новых восхождений)
иван
Спасибо автору за интересный материал!
koresh
Такие надписи, какую бы они не несли информацию, категорически не приветствую. На худой конец поставь табличку.

Красота
сочувствующий

Круто. Очень понравилось. Сам люблю на всякие горки забираться ногами. И особенно спускаться на силе воли) Пейзажи восхитительны!!
Как там местный народ? Русофобия прошла?
В общем и целом ее среди дагестанцев никогда и не было. А отдельного быдляка везде хватает,. Только в России это пьянь, а на Кавказе отмороженные мусульмане, которых сами же местные вахаббитами зовут.
koresh
Согласен
kazanetss
Те, кто "от мала" в основном "лезут" на плечах отцов. Ногами взбираются дети , наверное, от 10 лет. Но их тоже мало.
PeterC
Питер, с радостью встречу и покажу все, что знаю сам.
Да вы просто герои! Молодцы! Вот где дух и сила!
ЛЮБЛЮ ТАКИЕ ВОСХОЖДЕНИЯ! КЛАСС!
Здорово, с юмором, коротко, но очень интересно!!!
Красота

Спасибо за добрые комментарии. Я старался.

В России пьянь не настолько опасна, как вахаббиты и лесные в Дагестане. Помню рассказы, тех кто там был, что местным участковым в сёлах опасно находится, не то что заезжим гяурам (русским). Вот и спрашиваю - насколько это сейчас безопасно для туристов из России?
Со всей ответственностью заявляю - абсолютно безопасно. Чувствовал это и когда ездил в отпуска из Перми и сейчас, когда живу здесь. Но, как и везде, на рожон специально лезть не надо ни в каких ситуациях, особенно на дороге.
По моему мнению абсолютно безопасно , если специально не лезть на рожон, особенно на дороге.

Особенно на рожон не лезть - это как, особенно? Обычно туристы подобными вещами не грешат. Особенно на дороге - это что значит? Сами местные не задираются? Не провоцируют? Русский язык в общении использовать не сложно?

Вы же Raiser с множеством отличных отзывов по путешествиям. Почему сменили "ник"?
Мой отзыв: Mitsubishi Lancer 2007
filatich
Не "особенно", а "специально". Понятно, что у этих слов разные смыслы.
А "не лезть на рожон специально, особенно на дороге", означает, что если ты "гонщик", то, приехав в Дагестан, оставь этот стиль вождения до возвращения домой, потому, что здесь практически все тоже "гонщики", и иногородние номера действуют на них, как красная тряпка на быка.
Petrovich185
Наверное, потому же, что и исчезнувший из сайта Дима - Оокеан-Океан.

Не "особенно", а "специально". Понятно, что у этих слов разные смыслы. А "не лезть на рожон специально, особенно на дороге", означает, что если ты "гонщик", то,...
Хосподя, у человека под ником filatich сорок с лишним тысяч сообщений на этом сайте и зареген он тут аж с 2008 года, т.е. не впервые читает отчёты про Кавказ и Дагестан и уверен ваши в частности. Можно было бы понять его вопросы о русском языке и "не страшно ли там" если бы он только что зарегился и вышел в интернет. Поэтому, с одной стороны не моё как бы дело, ваше право как, что и кому отвечать, другое дело вас же тролят, а так же провоцируют население сайта на обыкновенный очередной srачь, только и всего. Зачем вы ведётесь?
Если не сотня, то близко к этому отчётов в сети про поездки на Кавказ и ни одного ужаса, а только восторженные отзывы. Я бы на вашем месте отвечал, с русским языком засада, только с переводчиком и т.д. и что - нибудь про рабов и кирпичные заводы и картинку из фильма "Спартак", помню в детстве смотрел, с участием Кирка Дугласа). Поверьте, адекватных людей здесь куда больше, поржали бы от души.
А так удачи вам во всём, здоровья!
В этом году мы семьёй в очередной раз планируем посетить Дагестан, остались пара мест, где мы не были это Гамсутль и Кубачи.
57ВалеRUS
Пожалуй, Вы правы. Достаточно лишь почитать отчеты девочки с ником, кажется, "Wuvazik" под названием "В Дагестан на Кайроне..." или недавний отчет моего земляка alaska 70 "В Дагестан ездить опасно..."
Как там местный народ? Русофобия прошла?
Осмелюсь довести до вашего сведения,что русофобии как таковой в Дагестане и не было.Вполне допускаю что были выходки не которых псевдо религиозных радикалов,которые на корню пресекались местным населением.Там не принято это.В центральном Дагестане,это Хасавюрт,Кизил -Юрт.,всё побережье СЗ Каспия,Тарумовский район,Кизлярский район,Буйнакск,везде русские и такие что говорят на местном суахили и не можно отличит от местных,так что,если хотите убедится,можете съездит и позволит себе отдых.
И всё равно на дороге тоже отнесутся с пониманием, кто бы что не говорил,статус Гостя(если гость-адекватный) в Дагестане ещё не отменяли.Прошлом году дочь возила меня на могилки предков,на кануне Ораза Байрама и у нас не доезжая Хасавюрта,вышел из строя стартер,не смотря на выходной,водитель эвакуатора,нашел электрика,потом электрик нашел где купит стартер,установили и мы успели во время на могилки.Эвакуатор с нас не брал деньги,мотивировал что праздник,а электрик с подручным,по моему Лакцы по разговору,когда я спросил чем обязан за работу,они из-за уважения что я на праздник еду с далека отказались,пришлось убедит что сие не можно,або стартер не будет работать.Вот как так,жаль конечно что не можно по чаще ездит,уже и вправду не манят даже Горы!

filatich
А там только на русском и говорят некоторые даже дома.Моя родня правда в городе,общаются меж собой и соседями только на русском. И вот ещё что,проповеди в мечетях в городах (много национальностей)только на русском.

57ВалеRUS
Вы знаете это было 1973 -1974 годах.был сослан в те края на химию и волей случая попал в село Уркарах.,там наше "знаменитое"ВОДСТРОЙ имело участок производственный,правда приехали мы в темень а утром с рассветом увидели всё великолепие и краски Гор Дагестана и с Уркараха было видно и КУБАЧИ,красивейшие места завидую вам,Я у себя в Украине подобного не видел.

Ростовская обл.
Наверное, потому же, что и исчезнувший из сайта Дима - Оокеан-Океан.
А почему пропал "океан"?

57ВалеRUS
Странный коммент... Вопросы возникают потому, что информация противоречива. Здесь она одна. Другие источники не всё так радужно описывают. И перед тем, как строить планы на поездки в те края, хочется сотый и тысячный раз прочитать подтверждения о местных людях и их нравах.
А тут уже провокации и троллизм приписали....

А на окраинах, в сёлах, в районе горы, о которой этот отчёт, так же с русским всё хорошо?

А что, у местного населения русофобия была?
И потому знаю точно, то что русофобия там была - это факт. Понятно, что сейчас это замалчивается. Политика такая. Возможно и правильная. Наверняка правильная. Про чечню вон вообще статьи на дроме, одна красочней другой....

А что, у местного населения русофобия была?
Опять же, хочу что бы Вы местные, помнили и правильно понимали - мы здесь в Сибири, знаем о Ваших местах только из двух источников: это новостные репортажи по телевидению и отзывы и впечатления тех, кто участвовал в войнах, КТО и ездил и до сих пор ездит в командировки.
Вполне возможно, что мы во власти кучи предрассудков и слухов. И потому, читая позитивные и радужные отчёты из Ваших краёв, возникают уточнения и вопросы, которые кажутся Вам подозрительными или глумливыми.
Считаю, что чем больше Вы будете проявлять терпения и понимая в общении с нами, тем больше пользы будет в итоге для установления добрых отношений и устранения настороженности.

Хороший отчёт, несмотря на не очень чёткие фото! :-) Молодцы, что совершили это восхождение с возъезжанием! Сам летом собираюсь возъехать к Эльбрусу и взойти на него, поэтому читать было интересно. Спасибо!

filatich
Много читал об этом разного и слышал от людей, которые лично ездили туда в командировки. И потому знаю точно, то что русофобия там была - это факт. Понятно, что сейчас это замалчивается. Политика такая....
Командировочные это кто? Силовики что ли из русских регионов, которые грабят местных жителей и убивают их? К гаишникам, например, отношение хорошее. Об этом мне говорили сами же русские на Урале, которые следили за порядком в Дагестане.
Я родился и вырос в Махачкале и не помню никакой русофобии. Наоборот, русской учительнице стоит памятник в центре Махачкалы, кладбище благоустроено местными властями и т.д.. Никто ничего не оскверняет и не возмущается, хотя должны были бы т.к. "русофобы".

Рустам
А можно подробнее про силовиков грабителей и убийц?
А то командировочные силовики рассказывают, как их по ночам обстреливают и убивают. Днём все доброжелательные, а ночью из ни откуда появляются тёмные силы.

filatich
А можно подробнее про силовиков грабителей и убийц?

filatich
А, что рассказы здесь на Дроме тех, кто ездил в Дагестан не "в командировки", а как туристы., в зачет уже не идут?
Мы, дружище, перед поездкой в Пакистан вопросов меньше имели, чем ты задаешь по своей стране.
Или, действительно, тролишь?
Читай Дром, раздел Россия-Дагестан
Как раз сегодня прочитал про "русофобию"в Дагестане:

Дагестанцы в течение суток собрали средства на восстановление жилья для одинокой пенсионерки, чей дом в поселке Сулак сгорел в результате несчастного случая.
Как сообщает портал IslamDag со ссылкой на страницу благотворительного фонда «Инсан» в социальной сети Instagram, дом 71-летней Нелли Иванченко сгорел после того, как одна из ее кошек по неосторожности смахнула кусок фанеры на зажженную печку. Не имея средств на восстановление жилья, после пожара Нелля Иванченко в настоящее время живет в заброшенном доме.(с)

Или, действительно, тролишь?
Читай Дром, раздел Россия-Дагестан
Доверяй, но проверяй. Часто в комментах много дополнительной информации находится.
Про Пакистан - это Ваши проблемы.
А вот на счёт обвинений в тороллизме, я смотрю это новый тренд на форумах. Самоутверждаться здесь так пытаетесь? Я смотрю, в последнее время, чем меньше люди могут сказать, тем чаще они бросаются этим словом.

Рустам
Как раз сегодня прочитал про "русофобию"в Дагестане: Дагестанцы в течение суток собрали средства на восстановление жилья для одинокой пенсионерки, чей дом в поселке Сулак сгорел в результате...
Пример показателен. Радует. Но это не совсем по теме путешествий)

Рустам
Так наверное не с мирным населением солдаты там воевали. Сам наверное знаешь, как происходят ликвидации руководителей банд подполья. Думаю, руководители этой операции расскажут совсем иную картину, чем голос за кадром.

filatich
Да, почаще слушайте силовиков РФ, они же такие "правдивые". Можете ещё погуглить их первоначальную версию про убийство братьев Гасангусейновых в Дагестане, которых сразу объявили боевиками и показали фото убитых с оружием. Однако когда жители стали возмущаться (т.к. знали, что убитые были простыми ребятами, которые спасли скот и в тот день как раз возвращались со скотиной, позвонив заранее матери как обычно) то силовики признались, что убитые не были никакими боевиками. В итоге родители лишились детей от пуль силовиков, а их отец до сих пор пытается безуспешно привлечь к ответственности полицаев.

Рустам
С какими бандами они воевали, когда рисовали свастику с крестами на разграбленных и разрушенных домах жителей посёлка? Да, почаще слушайте силовиков РФ, они же такие "правдивые". Можете ещё...
Я думаю, что одними и теме же событиями крутят заинтересованные обе стороны так, как им говорят сверху. А мы можем только гадать и делать выводы на том, что нам преподносят. Свастика доказывает, что всё это провокация. А разрушенные дома и видимость разграбления, это специально для репортажа - что бы сняли режим КТО.
И здесь не верят в русофобию в Дагестане, но верят в кровожадных русских, которые убивают невинных детей.
Парадокс....

Очень красиво, сама мечтаю побывать в горах, особенно испытать свои силы на восхождение, а потом получить удовольствие от красивого пейзажа. Сама живу на Урале, хоть у нас и не такой высоты горы, но тоже красиво.

yakushev
Хороший отчёт испортили политическими комментами.
filatich
Вы знаете,нормально всё,даже не беспокойтесь по этому поводу,русский понимают и говорят,я имею ввиду в селах,очень даже сносно,.Скептик, конечно может возразит....да ну........так вот Уважаемая публика,преподают в школах,НА РУССКОМ и русский есть язык общения в РД.

Спасибо за ответ. Это хорошо.

А что местный бизнес в Дагестане дремлет? Нет хватких? деловых? Место популярное давно бы обустроили гостиницы паркинги кафе нормальные по пути на эту гору...

Petrovich185
Назрел вопрос!

Места классные, нужно посетить, посмотреть.

Большое спасибо за описание! Через неделю стартуем из Перми на 2 недели в Дагестан)) Запланировали подъём...Ваша статья ответила на много вопросов) Попробуем заехать самостоятельно на стоянку, на Весте..)