|
Всем привет!
Кратенько поделюсь опытом второй поездки в Турцию на своем авто в августе 2019 г. В отчете будет больше практической информации о поездке: маршруты, прохождение границ, жилье, документы и т.д., нежели красивых фото и описаний известных достопримечательностей. Возможно, тому, кто впервые собирается в автопутешествие в Турцию, мой рассказ чем-то поможет.
Первый раз Турцию посетили в 2018 году, и тоже своим ходом. Из опыта двух самостоятельных поездок, наш экипаж сделал вывод — если бы наше знакомство с Турцией состоялось «пакетным туром» в какой-нибудь алл-инклюзив… вряд ли бы мы второй раз поехали в эту страну. Ниже расскажу, почему такой вывод получился.
Вообще-то, поездка в Турцию изначально в этом году не планировалась. В планах был 2-недельный пляжный отдых в Батуми и окрестностях и посещение родни в Краснодарском крае. Еще в июне забронировали жилье на 14 ночей в центре Батуми (букинг в помощь). Потом запрет полетов в Грузию и непонятная ситуация — состоится ли вообще эта поездка… Ближе к концу июля определились, что поездке быть. На принятие положительного решения повлияли свежие и актуальные отзывы в группе «Ситуация на КПП Верхний Ларс (Крестовый перевал)». Только мы изменили бронирование в Батуми, решили, что 14 дней на одном месте мы не усидим, и сократили бронирование жилья до 4 ночей. Остальное будем смотреть на месте.
Авто. Едем на новом авто, ибо в мае сменил KIA Sportage 3 (владел им с 2019 года, пробег 167000 км) на новый KIA Sportage 4. На момент старта пробег 3001 км.
Решил поставить ГБО, хотя раньше никогда газ в авто не использовал. Поставил BRC Sequence, ВЗУ вывели в люк бензобака, тороидальный баллон установлен на место запаски. В 72-литровый баллон входит 55-58 литров газа. Этого мне хватает на 430-500 км пробега. Плюс 60 литров бензина в баке. Итого, запас хода по трассе у меня получился 1000 км. ГБО официально не регистрировал, на границах это никому не интересно, никаких вопросов и проблем не было.
Экипаж. Едем втроем: я, супруга (она же штурман) и главный пассажир — доча 8 лет.
Документы и страховки. В Грузию и Турцию окромя действующих загранпаспортов, других доков не нужно. ВУ и СОР (Свидетельство о Регистрации) на авто само собой. Медстраховка по собственному желанию. Мы оформляем. На 30 дней, на троих вышло 3400 руб. Не пригодилась.
Езжу с обычным российским ВУ. В Турции полиция останавливала пару раз, проблем не было. Но международное ВУ тоже имеется с собой, на всякий случай. На МВУ полиция Турции смотрит с таким же недоумением, как и на национальное ВУ :)
С марта 2018 г. в Грузии ввели обязательное автострахование, оформляется легко на сайте, стоимость на 30 дней — 50 лари, оплата банковской картой на сайте, процесс оформления занимает минут 5, результат приходит на почту, распечатываем и кладем в бардачок. В Грузию можно въехать без этой страховки, но будет штраф, если проверят в дороге. И обязательно проверят при выезде из Грузии. При отсутствии страховки выпишут штраф 100 лари.
В Турцию без автострахования просто не пустят. Нужна грин-карта (оформляется в РФ, на 30 дней стоит 4700 руб., на 15 дней — 2450 руб.) или покупать на границе турецкий аналог — сигорту. С сигортой могут быть заморочки на пропускном пункте. Если на погранпереходе Сарпи — Хопа реально купить сигорту за адекватные деньги (~50$ на 3 месяца, меньше срока нет), то в Вале — Пософ сидит агент (перекуп?) и продает сигорту за 100$ и альтернативы нет… Есть еще один погранпереход, недавно открытый, AKTAŞ BORDER GATE, но про него пока мало инфы, и как обстоят дела с покупкой сигорты — я пока не знаю. И чтобы исключить потерю времени на границе, я покупаю дома грин-карту на нужный мне срок.
Навигация. В авто установлена CB-рация и активно используется. Установлен авторегистратор SilverStone F1 с GPS и базой камер. Предупреждает по всей России и даже в Грузии. На смартфоне всегда стоит OsmAnd с нужными картами. Нужные мне POI ставлю на онлайн-картах, разбиваю на категории, потом переношу файл в OsmAnd. В качестве резервной навигации, установил Maps.Me супруге в телефон. Maps.Me знает много точек POI, имеет описание к ним (в офф-лайн меньше, а при наличии интернета можно смотреть отзывы и оценки), и он хорош в пеших путешествиях по незнакомым городам, несколько раз хорошо выручал в закоулках.
Связь. Основная голосовая связь у нас — Мегафон. У супруги в телефоне второй SIM-кой для инета стоит Tele2, себе для инета поставил МТС. У МТС всё же покрытие России поболе будет, нежели чем у Теле2. Зарядка на 2 телефона также имеется у водителя и пассажира. В Грузии не проблема купить местную SIM-ку и недорого, 5-10 лар с инетом. В Турции покупка местной связи более замороченный и дорогой процесс. В 2018 году в Стамбуле покупали 3 Гб инет, SIM-ка обошлась в 105 лир (больше 1000 руб.). В этом году хотели тоже купить, но меньше чем за 125 лир не предлагалось. Покупать не стали, хватало инета в отелях и кафе.
Как и в прошлый раз, ребенку на заднее сиденье подвел питание для планшета, 16 гиг забил мультами/играми. Но даже гаджеты в дальней дороге ребенку надоедают, поэтому у нас в машине живет «дорожная фея», которая, по мере надобности, подкладывает мелкие игрушки в разные части машины :) (бардачок, дверные карманы, подлокотник на заднем сидении и т.д.)
Зеркалку Canon в этот раз решили вообще не брать, ибо в прошлой поездке он так и пролежал нетронутым в чемодане. В качестве фото- видеокамеры использовали Honor 9 и Honor 10. Качество фото нас вполне устраивает.
Наш НЗ. Всегда возим с собой пластиковую корзинку для пикника. В корзинке соль/сахар/спички. Нож, пара пластиковых тарелок и чашек. 4 банки хорошей тушенки, хлеб, тройка дошираков, сухое печенье, быстрокаши в пакетах, чай и маленький (на 600 мл) электрочайник. Пару лет назад купили изотермический контейнер Campingaz Icetime на 13 литров. В нем 2 кг аккумуляторов холода, вода, колбаса и сыр в вакуумной упаковке. Пару слов про термоконтейнер. Штука хорошая. Если загрузить и не открывать вообще — часов 16 прохладу держит. Аккумуляторы холода к этому времени уже подтаивают. Рассчитывал в дороге, при ночевках в гостишках, аккумуляторы по ночам морозить и класть к контейнер, но не везде это получалось :( Во многих гостиницах мини-холодильники (мини-бары) теперь ставят на элементах Пельте, а такой не морозит, только малость охлаждает. Аккумуляторы холода заморозить не получится…
Старт 3/08/2019. Советский — Екб — Полевской — Верхний Уфалей. 850 км.
Маршрут годами наезженный, дороги делаются, качество покрытия улучшается. После Серова всё больше камер-треног на обочинах. На участке Нижний Тагил — Екб их, как правило, штук 5-6 стоит. Участок Екатеринбург — Полевской — Полдневая — Иткуль — Верхний Уфалей. Если в Екб не нужно, ухожу на ЕКАД до Полевского. От Серовского до Пермского тракта по одной полосе в каждом направлении и плотный трафик. Далее новый участок ЕКАДа от Пермского до Полевского тракта. Сначала идет по 2 полосы, а затем и по 3 в каждом направлении. Трафик минимальный. В сторону Полевского тоже дорога хорошая, критичных участков нет. В самом Полевском за последние пару лет тоже много где подделали дороги. Хуже становится после проезда трубного завода. До Полдневой и далее до границы с Челябинской областью обычная местная 2-полоска. С каждым годом становится хуже, много ямочного ремонта, соответственно, много бугорков/кочек… Пока не критично и пока проезжаемо нормально. От границы областей, через Каменушку и Сельки до Черемшанки 30 км. До прошлого года тут был страшно убитый асфальт с критичными ямами, и эти 30 км проезжались минут за 40-45. С осени 2017 года идет активное строительство новой дороги. Практически весь участок засыпан мелким гравием под асфальтирование, полотно ровняют и трамбуют. Покрытие позволяет держать скорость 60-80 км/час, но аккуратно. Ибо на мелком гравии — как на льду, да и по днищу стучит. Этот участок в 30 км нынче проезжал за 20-25 минут. Черемшанка — Верхний Уфалей убита: кочки, ямы. Успокаивает одно — всего 5 км и новый мост :) Ночевка у тещи и завтра стартуем дальше.
4/08/2019. В. Уфалей — Сим — Уфа —Самара — Ивантеевка. 1010 км.
Верхний Уфалей — Нязепетровск 40 км. Дорога на 3+. Попадаются критичные ямы, едем внимательно. Есть новый, отличный, отремонтированный участок в 10 км, не доезжая Нязепетровска (до моста через Куказар), тут можно разогнаться.
Нязепетровск — Ункурда 45 км. Всё плохо… Разбитый асфальт, местами ямистая грунтовка.
Ункурда — Новобелокатай (Башкирия) 30 км. Грунтовка. До границы Башкирии похуже, потом получше. Держу скорость 60-80 км/час.
Новобелокатай — Верхние Киги — Лаклы — Насибаш — Кропачево — М5. 130 км. Хороший асфальт, трафик минимальный.
Далее по M5 до развилки Самара/Тольятти. Напряженный трафик на всем участке. В районе Уфы 80 км широкой 2-, 3-полосной трассы, тут, конечно, полегче едется. Есть еще один широкий участок в Башкирии, но он пока не открыт полностью, едем по 2 полосам. Участок в Оренбургской области, пожалуй, самый плохой, но помалу ремонтируют. В Самарской области нормально, небольшие ремонты, покрытие хорошее.
Обедали на объездной Саратова, у вертолета. Кухня неплохая, но не самая дешевая. Обед на троих, плюс лимонад и вода в дорогу — 1000 руб.
Самара — Чапаевск — Ивантеевка. Объездная Самары без проблем, покрытие в норме, но трафик. До Чапаевска и Марьевки нормально, но по мере удаления от Самары, покрытие ухудшается. Перед/после Ивантеевки, пожалуй, самый плохой участок. У Ивантеевки и после нее идет капитальный ремонт дороги, знаки ограничения скорости и запрет обгона. Под конец ремонта стоят гайцы, на скорость не ловят, ловят за обгон на ремонте.
Ночевали в Ивантеевке тут. 2-местный, довольно приличный, номер 1650 руб. + допместо 250 руб. Завтракали скромно, чай и пирожки, обошлось 230 руб. Рядом имеется АЗС.
5/08/2019. Иватеевка — Саратов — Волгоград — Элиста. 960 км.
Дальше проблемный участок до Балаково. Ну как проблемный… Кто-то боится и не ездит тут, предпочитая лучшее покрытие дороги, плотный трафик, пробку на жд переезде в Сенном и реверс на ремонте моста в Ключах. А по мне так и трясет не сильно :) Не впервые тут езжу. По сравнению с прошлым годом довольно много дороги отремонтировано. Раньше «стиральная доска» начиналась от Марьевки, нынче нормально доехал почти до Ивантеевки.
От Ивантеевки, через Пугачев до границы Балаковского района 75 км проехал за 1 час 5 минут. Далее участок примерно в 10-15 км нового асфальта. Ну а там километров 40-50 небольшой трясучки, и начинается нормальная дорога до Саратовского моста. От Маркса до Саратовского моста широкая дорога, но размечена как однополосная в каждую сторону. Грузовики и тихоходы прижимаются вправо, и их легко обогнать, не выезжая на встречку.
Саратов — Камышин — Волгоград. Проходится без проблем. Критичных ям нет, но есть плотный трафик. Была парочка ремонтов, но не стояли, прошли их быстро. В Камышине заехал на АЗГС — очередь. Смотрю карту, на выезде еще одна есть, еду туда — нет газа :( Ехал до Оленьего на бензине. Там залил полбака 92-го. Газом заправился уже в Волгограде. В Волгограде, пожалуй, самый дорогой бензин и газ на всем моем маршруте. Цена бензина сравнима с ценой в нашем северном регионе… Волгоград проходил часов в 16 местного времени. Потолкался чуток в месте, где объездная переходит в 3-ю Продольную магистраль, и с нее на Череповецкую. Далее небольшая пробочка на мосту через канал, и в сторону Элисты проскочил быстро.
Волгоград — Элиста. Степи, степи, степи и ветер… Дорога нормуль, едется без проблем, трафика не много. Есть участок свежего ремонта, стоят знаки ограничений, но где они заканчиваются — не понятно… Т.к. знака отмены так и не увидел, а до ближайшего перекрестка далеко… Ехал со скоростью потока 80-100, гайцов не встретил. На подъезде к Элисте, через Авито, сняли квартиру-однушку в центре, всего за 1 тысячу руб. Кафе искать не стали, рядом Магнит, прикупили еды на ужин и на завтрак.
6/08/2019. Элиста — Арзгир — Буденновск — Георгиевск — Прохладный — Ардон — Владикавказ — Верхний Ларс — Гудаури. 560 км.
Не самый длинный дневной перегон, но самый продолжительный по времени. Переход границы нынче занял 4,5 часа. В 2018 году простояли на границе почти 7 часов.
Элиста — Арзгир. Кто ездил, тот поймет :) Сначала нормально, покрытие на тройку. Трафик небольшой. Перед границей со Ставропольем, километров 25, самый плохой участок — волны на дороге, небольшая колейность, но критических ям не попалось. Фуры идут в пределах 60 км/час. Я ниже 60 практически не сбавлял, проехал нормально и без потерь. У развилки на Каменную Балку АЗС Роснефть, на кольце дежурит экипаж ГИБДД. В сравнении с пугачевским участком — тут получше чуток дорога :)
Арзгир — Буденновск — Георгиевск — Прохладный — Майский — Терек — Эльхотово — Карджин — Ардон — Арахонская — Владикавказ.
Нормальные региональные дороги, едем смело, критичных ям нет. Внимательно смотрим на знаки и разметку. В Ставрополье изредка попадается не совсем логичная (специфическая) разметка, а гайцы блюдут :) Ежели увидели в Ставрополье, что машинка стоит, вспоминаем ПДД и смотрим внимательно на разметку и знаки!
Буденновск проходится через город, там немного, пробок нет, смысла не вижу объезжать. После него сразу попадаем в Прасковею. Ехал утром, магазин еще закрыт, остался без прасковейского коньяка :(
Георгиевск тоже проехал через город, глянул на город одним взглядом. Есть там проблемный перекресток, на котором можно зависнуть минут на 5. Надо со второстепенной (Октябрьской) повернуть налево на Гагарина и тут же пара оживленных пешеходных переходов. Завис я тут… пока местные не встали, фарами поморгали и пропустили меня :) После Георгиевска смотрим указатели на Эльхотово и едем по ним.
Обедали в Новопавловске, неплохая кафешка, прямо у дороги. Цены умеренные и еда хорошая.
Прохладный едем по объездной. Дорога нормуль, кафе, заправки и т.д. Далее на Майский, Котляревская, Терек, Плановское, Эльхотово. Едем через населенные пункты, трафика нет, покрытие хорошее. С Эльхотово на Карджин, Ардон по объездной, до Арахонской. В Арахонской в этом году закрыли объездную на капремонт, едем по указателям через город. Пробок нет, но трафик плотный получается, внимательно. Ну а там уже и до Владикавказа рукой подать. На первом кольце ушел направо, на Московскую, и весь Владик проехал довольно быстро. По указателям на Верхний Ларс, в сторону грузинской границы. После Владика дорога сужается и петляет. Покрытие нормальное, критичных ям нет. Смотришь вперед и наслаждаешься видами приближающихся гор и упираешься в погранпереход Верхний Ларс. Таким маршрутом проехал дважды, в августе 2018 года (туда и обратно) и в августе 2019 года туда. Оба раза нигде не останавливали, все блок-посты (а их на этом маршруте не много) проезжал без остановок.
На подъезде к В. Ларсу начинается очередь из грузовых авто, они в правом ряду или на обочине. Легковые их объезжают и едут к КПП. Очереди на въезд не было, заехали сразу на территорию КПП и встали в коридор для легковых. Как мы радовались! Очереди нет, въехали сразу на КПП, перед нами 4 машины, ща быстренько пройдем границу!!! Рано радовались…
Пару слов про порядок перехода границы на авто. Приготовить загранпаспорта, доки на авто. Пассажиры тусят в авто. Когда подходит очередь, пассажиры выходят с доками, ждут рядом. Происходит довольно поверхностный осмотр авто (открывают все двери, заглядывают в багажник, иногда просят снять/подвинуть какой-нить чемодан/сумку, могут заглянуть под полик багажника, где запаска), водитель доки свои подает в будочку, ждет, получает доки. Затем подходят пассажиры. Слышим несколько вопросов — откуда/куда/зачем. Получаем штамп в паспорта, грузимся в авто и выезжаем с КПП на нейтралку.
Пробка началась сразу за КПП, перед въездом в первый тоннель. Пробка из-за дебилов обочечников и выскакивающих на встречку! Да еще в тоннелях! Встретятся фура/автобус и дебил на встречке в тоннеле, и никто никому уступать не хочет… Часа три ползли до грузинского КПП. Минут 30 постояли на въезде, грузинские погранцы регулируют въезд.
На грузинской границе порядок немного другой. Пассажиры с доками выходят из авто и идут в терминал проходить паспортный контроль. Водитель в авто. Пограничник просит открыть все двери авто и багажник. Поверхностный осмотр и проезжаем еще чуток до будки. Не выходя из авто подаем доки. Ждем пару минут, следует вопрос о страховке на авто, отвечаем, что есть (наличие бумажного варианта не проверяют). Пограничник вручает листовку о необходимости страхования. Получаем штамп в паспорт и пожелания счастливого пути. Едем дальше и у терминала ждем своих пассажиров. Сажаем и выезжаем с КПП. Всё, мы в Грузии!
Внимание! Авто с регионом 82/92, или если в доках есть слово Крым — не пускают. Наклейки на авто ко Дню победы или Георгиевские ленты предлагают снять и убрать, иначе не разрешают въезд.
Дело к вечеру, уже стемнело. В Степанцминде, в обменнике, поменяли пару тысяч рублей на лари. Пока стоял на площади и ждал супругу из обменника, подошел грузин в годах, начал с приветствий, закончил довольно наглым впариванием своих услуг по обмену и ночлега. Черезчур навязчивый, неприятно… ругаться не стал, просто сел в авто и закрыл окно. Решили ехать до Гудаури. За бортом холодает, в горах сильный туман. Свет от фар, как два луча в дыму на дискотеке :) Все едут не спеша и аккуратно, включив все противотуманки. Местами приходится ползти на аварийке, туман очень густой.
Ночуем в Гудаури в отеле Эдельвейс. Отель не дешевый, (3600 руб., завтрак включен), но супруга захотела комфорта после длинной дороги. Рассчитались картой. Условия хорошие, в номере всё чисто и прилично. Предложили и принесли электрообогреватель в номер. Есть балкон. Кафе закрыто, но скромный ужин: большой хачапури, сыр и чай нам предложили. Ужин 500 руб.
Заселялись по темноте, горными видами насладиться не удалось.
7/08/2019. Гудаури — Хашури — Убиса — Кутаиси — Батуми. 560 км.
Ранний подьем в 6:30, ибо завтрак с 7 утра. Нужно сегодня доехать до Батуми. Расстояние небольшое, часть пути по автобану, но большая часть по горам и деревням. Не разгонишься.
Утром вышел на балкон. Прохладно, не больше +10, но красота!! Небольшое видео:
Завтракали в отеле. Скромный шведский стол, голодными не остались. Загрузились и в путь. Утро, туман потихоньку рассеивается, движение небольшое. После Жинвали горная дорога заканчивается. После Натахтари уходим направо, на автостраду. 90 км, почти до Хашури, пролетаем меньше чем за час. Автострада заканчивается, перед Хашури медленно ползем. После Хашури дорога получше и пошире. Потом начинаются горы, но дорога хорошая. В отзывах других путешественников часто упоминался ресторан в Убиса. Решили обедать тут и не пожалели. Вкусно и цены приемлемые. От Гудаури до этого места 240 км.
Еще немного горной дороги, виды обалденные! После Зестафони дорога становится прямей. До развилки на Кутаиси снова автострада, по 2 полосы в каждом направлении. Потом нужно сворачивать в Кутаиси, т.к. на участке Батуми — Кутаиси трасса E60 открыта только в одну сторону, из Батуми. Доверившись навигатору, заезжаю в самый центр Кутаиси, потом на выезд, в сторону аэропорта. После Кутаиси дорога нормальная, но куча населенных пунктов, прям друг за другом без перерыва! И так до самого моря, до Григолети. Естественно, средняя скорость сильно падает. Хороший и скоростной участок от Шекветили, в объезд Кобулети. Перед Батуми, в районе ботанического сада встали в пробку перед тоннелем… И со скоростью 5-10 км/час плелись до самого Батуми. Созвонились с хозяйкой апартов, встретились у входа. Пришлось поискать место, куда приткнуть авто. Заселились на 23 этаж.. Но это не спасло от грохота музыки до часу ночи ежедневно. И беруши не спасали. Хорошо, что только на 4 ночи тут… За 4 ночи заплатили 136$.
Не советую тут селиться, музыка мешает и на лифты очередь всегда.
Расстояние от Гудаури до Батуми вроде и небольшое, всего-то 450 км, но после Кутаиси деревня на деревне, скорость резко упала, перед Бутуми пробка, ехали почти целый день. С остановками на обед и заправку — 8 часов получилось.
7/08 - 11/08/2019. Батуми.
Обстановка в Грузии нормальная, негатива не видели, местные улыбчивые и приветливые. Пляжную погоду в Батуми надо ловить. То солнце, то через час/два тучи набежали и ветер. В городе есть что посмотреть и где погулять.
Съездили в ботанический сад. Видеопанорама:
Авто поставили на стоянке за 5 лари. После прогулки, зашли на пляж. Пока гуляли — солнце и жара. Пришли на пляж — прохладный ветерок и тучи набежали… Пляж — крупная, неудобная галька. В море так же и вода мутноватая…
Ботанический сад. Вдали виднеется Батуми.
Смотровая площадка в Ботаническом саду.
Решили съездить на такси, на рынок Бони поглазеть. Такси стоит у подъезда, водила курит на скамейке. Спрашиваю — сколько до рынка стоит проезд? 10 лар, отвечает, но для вас — 8! Ок, поехали. Хозяйка апартов потом сказала — 4 лари это стоит. Закупились на рынке специями, взяли чуток сыра покушать. Всё вкусно. Аджика только совсем не острая. С рынка до апартов пошли пешком, прогулялись 5 км через старый город.
Длинная оборудованная набережная в Батуми. Можно гулять часами. Вечером красиво. Музыкальный фонтан красивый. Гуляли по старому Батуми, кушали вкусную еду.
Были в кафе Lurji Sufra (Синяя скатерть) — маленькое уютное заведение. Цены нормальные, еда вкусная. Мы довольны остались.
За хачапури по-аджарски ходили в кафе Ретро. Колоритное заведение. Хачапури отменные! Может быть очередь, столиков на всех желающих не хватает.
Черное море и пляжи не впечатлили. Доче 8 лет уже (с 3 лет ездит с нами и бывала на других морях), а на Черном море она впервые. Боялась медуз :) Но так их вблизи не увидела и не потрогала.
Батуми с воды:
О том, что я еще в Екб купил грин-карту для Турции, супруга не знала до приезда в Батуми. Побыв тут пару дней, я пришел к выводу, что загорать и купаться надо ехать на Средиземное море. Огласил семье — что 11/08 стартуем в Турцию и надо искать там жилье. Благо инет в апартах был хороший, за пару вечеров супруга нашла отличное место по нашим хотелкам/возможностям под Аланией, в Авсалларе.
11/08/2019. Батуми — Сарпи — Трабзон — Гиресун — Зара — Аванос. 880 км.
Позавтракали, сдали апарты и в путь. До границы недалеко, очереди не было. Заехали сразу на КПП. Обе границы в 9 утра прошли за 30 минут.
Порядок перехода границы в Сарпи в сторону Турции. Въезжаем на грузинский КПП, подходит сотрудник. Объясняет, что пассажирам нужно выйти из авто и пройти в терминал. Пассажиры пешком проходят паспортный контроль на грузинской и турецкой границах, из терминала выходят уже в Турции. В терминале, на грузинской стороне, есть обменник, можно поменять лари/доллары/евро на турецкие лиры.
Поверхностный осмотр авто, в багажник даже не заглядывали. Показывает, в какой коридор проезжать. Подъезжаем, подаем загранпаспорт и доки на авто. Следует вопрос о грузинской страховке, отвечаем утвердительно. Ждем 3-5 минут, слушаем звук клавиатуры, получаем штамп в паспорт, двигаемся дальше. На прохождение грузинской границы ушло минут 10, не больше!
Чуток проезжаем дальше и попадаем на турецкий КПП. Встаем в коридор. Впереди 2 машины. Тут, перед паспортным контролем, есть окошко, где можно купить автостраховку. Одна машина прошла быстро, другую пришлось ждать. Т.к. у водителя не было автостраховки (грин-карты или сигорты), его дальше не пустили, а направили покупать страховку. Его авто оставили стоять в коридоре, нам, естественно, пришлось ждать его минут 10.
Потом проверка авто, открываем двери/багажник. Поверхностный осмотр, попросили открыть 1 чемодан. Открыл, показал. В чемодане не рылись. Подъезжаю к окошку, выхожу из авто, подаю паспорт, доки на авто и грин-карту. Пограничник смотрит паспорт, рядом с ним девушка оформляет временный ввоз авто — проверяет доки на машину, страховку, вбивает в комп. Ждем минут 5, получаем доки и выезжаем с территории КПП.
На переход турецкой границы ушло минут 20. Могло бы быть и быстрее, ждали чела без страховки…
Курю минут 5 у терминала, подходят мои пассажиры, грузимся и стартуем. По побережью ехали почти до Гиресуна. Было воскресенье и Курбан-байрам, дороги пустые, фур нет, на отличной 4-полостной трассе, редкие легковые авто. Круиз ставим на 110 и вперед! Справа Черное море, слева города и горы — красота! Минусом Курбан-байрама было то, что многие придорожные кафе просто не работали. Закрыты. Празднуют.
Выбрал кратчайший маршрут… Ещё раз убедился, что «кратчайший» не означает «быстрый».
У Гиресуна свернули в горы, на Сушехри, Зара, Сивас. Ехали через горные деревушки по узкой и извилистой дороге. В деревнях наблюдали, как люди собираются на празднование, ведут барашков с собой, накрываются длинные столы на всех.
Пообедать удалось только в Заре. Остановились в центре, с помощью навигатора нашли одноименный отель и кафе при нем. Это единственное, что было открыто. Неплохо пообедали, обошлось в 45 лир всего. Городок как будто вымер. Редкие прохожие на улице. Все магазины, локанты, чайные, салоны сотовой связи — всё закрыто.
Ехали до темноты. Через Сивас, Шаркишла, Кейсери. Ночевали в Каппадокии, в Аваносе. Ткнули в навигаторе в ближайший отель, он привел нас сюда, Avanos Otel Nevşehir. Зашли узнать цены, предложили номер, цену озвучили в 430 лир, завтрак включен. Супруга подустала и согласна была на всё. Мне такая цена показалась завышенной, начал торговаться :) Сбил цену до 350 лир. Тоже не дешево, но что-то искать другое уже сил нет. Правда номер без кондиционера, сказали, будет. На улице ночь, +17, нафиг нам кондиционер?! Заселились, переночевали. Завтрак средний. Утром рванули дальше. Нас ждет море :)
12/08/2019. Аванос — Аксарай — Конья — Манавгат — Аланья — Авсаллар. 480 км.
Пошли на Аксарай, Конью, Манавгат, Аланию. Хорошая солнечная погода, отличные дороги, едешь и наслаждаешься.
Обедали после Коньи, в большом tesisleri, подъезжают туристические и междугородние автобусы.
После Сейдишехира (Seydişehir) снова горы, но дорога отличная, по 2 полосы в каждую сторону. В горах Манавгата, по обочинам начали попадаться продавцы бананов. Бананы не крупные, не как в наших магазинах. Остановились, спросили, узнали цену. 9-10 лир за кило, бананы местные, турецкие. Малость удивились, не знал, что в Турции бананы растут. Купили на пробу — сладкие, вкусные бананы! На побережье такие продают уже по 12 лир за кило. А вскоре на горизонте показалось море! Погода отличная, настроение тоже!
12/08 — 22/08/2019. Авсаллар.
Поселились в Авсалларе. Это в 20 км от Алании в сторону Сиде. Супруга нашла классные апартаменты Emerald Park: с большим бассейном, горками, джакузи, хамамом, кафе, сауной и спорт.залом. Имеется и крытый, зимний бассейн. Охраняемая территория, есть место для авто.
Бассейн работает допоздна.
Есть где авто припарковать.
Апартаменты нам достались роскошные! Ожидали стандартную однокомнатную квартирку. А тут апартаменты 2+1: 2 спальни с большими кроватями и кондиционерами; плюс большая кухня-гостиная, с полностью укомплектованной кухней, большим обеденным столом, большим телевизором и интернетом; 2 ванные комнаты с туалетами; стиральная машина; большущий балкон с диванчиком и креслами. Имеется контакт агента, девушка русская, общается в Ватсапе, через неё можно снять апартаменты в Алании и окрестностях. Цены нам понравились.
Сначала бронировали на 8 ночей. Пробыли тут пару дней, осмотрели окрестности и пляж. Созвонились с агентом и продлили еще на пару дней. В итоге тусили тут 10 ночей. Заплатили, с учетом коммуналки и уборки — 570$ за 10 ночей.
На проходной сидит турок, английского не понимает, но, если ему показать номер квартиры (бирку на ключах) и сказать «су», через полчаса привезут 19-литровый бутыль воды прямо в квартиру :) 11 лир с доставкой. Помпа была в апартаментах.
Пляж в Авсалларе хороший — жёлтый песочек, море чистое, мути нет. Панорама пляжа:
До моря, правда, идти метров 600, но обленились на второй день пешком ходить, стали ездить на авто (нашел стояночку бесплатную в 100 метрах от пляжа).
Пляж классный, жёлтый песок, пологий вход, чистое прозрачное море, с детьми отдыхать отлично. Погода не подвела — солнце и жара. Дождя не видели. Отдохнули отлично!
Так получилось, что в это же время недалеко, в Окурджаларе, отдыхал мой брат с семьей. У них отель 5* с ультра-аллинклюзив. Нам было интересно посмотреть, что же это такое — «ультра-аллинклюзив» в Турции. Связался с братом и поручил ему узнать, как можно посетить их отель. На ресепшине отеля ему озвучили какую-то запредельную сумму с каждого гостя. Нам троим, чтобы посетить отель и пользоваться всем в течение дня, нужно было заплатить порядка 10 тыс. руб.! Да ну нафиг. Приехали мы на авто, недалече нашли подъезд к пляжу. Оставили авто и по пляжу дошли до их отеля. Посидели пару часов с братом на отельном пляже, прогулялся по территории, послушал рассказы брата о порядках в отеле… Да, ешь/пей/развлекайся сколько хочешь. Есть бары, бассейн, спортзал, дискотека где-то в подвале, анимация по вечерам. Но вот что не понравилось — пляж из крупной гальки, вход в море крутой и сразу глубина (с детьми очень неудобно), вода в море мутная. На отельном пляже, у бассейна, у баров, везде куча народа и очереди. Лежак свободный найти проблема, а на камешки не присядешь, ибо негде. На пляже народу — как в Сочи в сезон. Зайдешь в море с ребенком купаться и обязательно столкнешься с кем-нибудь. У бассейна тоже нескончаемая толкотня… Переполненный муравейник, а не отель… Повторюсь, если бы наше знакомство с Турцией состоялось «пакетным туром» в какой-нибудь подобный «алл-инклюзив», вряд ли бы мы второй раз поехали в эту страну.
17/08 у меня день рождения. Пригласил брата с семьей в гости, показал им, как отдыхают самостоятельные путешественники :) Утром съездил за ними в отель, привез на пляж в Авсаллар, где мы загорали 10 дней. Уговорил супругу, и она отпустила дочу со мной на парашюте полетать. Доче очень понравилось, осталась довольна. Перед полетом дают ГоПрошку в руки, фотают с катера — потом пытаются тебе продать это за 35$. Торговался я минут 10, забрал фото и видео за 20$. Даже на пляже есть терминал, рассчитывался за всё телефоном с PayPass.
Поехали все вместе в наши апартаменты, через магазин, устроили обед у бассейна, благо место предусмотрено. Скатались в Аланию. Ближе к вечеру устроили посиделки на балконе апартаментов.
Большой балкон. Еще и место для танцев осталось :)
В общем и целом, отдых удался. Хорошие апарты, хороший пляж. Накупались, ездили пару раз в Анталью (110 км) и в Аланию (30 км). Брали прогулку на пиратском корабле с пенной вечеринкой и фаер-шоу. В общем, отдых удался на славу.
Морская прогулка с пенной вечеринкой и напитками. За 2+1 просили 60$, выторговал скидку в 10$.
Симпатишные закаты поснимал.
22/08/2019. Авсаллар — Конья — Кейсери —Сивас —Эрзинджан — Эрзурум. 1160 км.
Накануне помыл и заправил авто. Мойка, кузов+салон, обошлась в 40 лир. До полного бака заправился газом. Бензина полбака есть, доливать не стал.
Маршрут на сегодня дальний, стартанули пораньше. По дороге прикупили пару кг местных бананов, в дороге сжевали. Немножко грустно, что отпуск перевалил за свой экватор. Перекусили в tesisleri перед Аксараем. Берем турецкий завтрак (kahvaltı) за 40-60 лир, нам хватает. По дороге наблюдал за расходом топлива на отличных турецких дорогах. От заправки до заправки прошел 600 км. Из этих 600 км, около 70 км прошел на бензине (переключался в горах на бензин, тянет в горку получше). Т.е. 540 км прошел на 59 литрах газа, считаю это очень хорошим показателем. Заправился газом здесь, по 2,95 лиры, до полного и едем дальше.
Ночевку запланировали там, докуда доедем сегодня. А удалось проехать еще 560 км, почти до Эрзурума. Ночевали в tesisleri тут. Неплохое место. Чистенько и уютно. Гостишка на трассе, немного мешал шум авто, но не критично. Мы уставшие, уснули быстро. За ночь заплатили 300 лир, без завтрака.
23/08/2019. Эрзурум — Тортум — водопад — Гёле — Ардаган —Пософ —Вале —Ахалцихе — Хашури — Гудаури. 680 км.
Завтракали рано утром (по местному в 6:30) рядом в кафе. Заказали 2 kahvaltı. Завтрак не понравился, очень скромный — по 3 кусочка колбаски/сыра/огурца, кусочек горького сливочного масла, чайная ложка непонятного сладкого повидла (обычно мед подают) и вареное яйцо, и всё холодное :( ну и чай в комплекте. Ладно хоть хлеба не пожалели, подали (как обычно в Турции) целую корзинку. Попросил добавку чая, сказали доплатить 2 лиры. Ребенку заказали отдельно чай и булочку с сыром/колбасой. Счет нам выставили аж на 102 лиры! 80 лир (2 завтрака по 40) + 22 лиры за чай и холодное подобие бургера… Поплевались, заплатили и поехали дальше.
В планах на сегодня у нас посетить Тортумский водопад и доехать до Гудаури. Проехали Тортум, но на Олту не свернули, а ушли левее, по указателям на Артвин. Дорога тут неширокая и извилистая. Но покрытие хорошее, ям нет.
Дорога на Тортумский водопад. По пути перевал 2130 м.
Если проезжаете рядом, не пожалейте пару часов времени и посетите это место. По пути красивые горные виды на реку и озеро. И сам водопад красивый. Видео водопада небольшое.
Такой водопад мы видели впервые. Очень интересно! Вход свободный, есть кафешки и сувенирные лавки. Мы были утром, народу никого, лавки и кафе только открывались. Погуляли, посмотрели. Приложу видео водопада.
Поехали на Ардаган. Город объезжать не стали, заехали в центр. Наткнулись на отличное кафе, зашли пообедать. Будете Ардаган проезжать — рекомендую это кафе!
Чисто, уютно, приветливый персонал. Город не туристический, на нас смотрели с удивлением. Супруга говорит по-английски, но тут это не сработало. Мы знали пару волшебных турецких слов: merhaba и kahvaltı :) Администратор и официант очень старались нам помочь, усадили, принесли меню. Завтраков у них оказалось несколько разновидностей. Заказали завтрак на двоих и сладостей чуток.
Турецкий завтрак на двоих в Ардагане.
Вот это завтрак так завтрак! Весь стол заставили тарелочками. Всё свежее и вкусное! И обошлось всё это всего в 68 лир! Сравните с утренним ;)
Дальше путь держим по уже известной дороге, на Пософ — Вале. По дороге перевал в 2500 метров. Красиво…
Турецко-грузинская граница. Переход Вале. Тут порядок такой. Встаем на обочину (чтобы встречных не задерживать) перед шлагбаумом. Водитель и пассажиры с паспортами идут на проходную, отмечаются. Возвращаешься в авто. Заезжаешь на КПП и едешь левее к зданию, паркуешься. Осмотр авто проведут тут же, а могут сразу после въезда на КПП. Осмотр формальный. С паспортом, доками на авто и страховкой водитель идет в здание. Там оформляют вывоз авто. Грузимся в авто и едем на выход. Там снова шлагбаум, проверяют паспорта, на предмет проставленных отметок о выезде.
Проезжаешь 100 метров и попадаешь на грузинское КПП. Пограничник заглядывает в авто и показывает в какой корридо заезжать. Пассажиры с паспортами пешком через терминал. Заезжаешь в коридор. Доки пограничнику в окошко подаешь. Ждешь. Опять вопрос про грузинскую страховку. Получаешь штамп. Выезжаешь с коридора. Тут грузинский осмотр авто. Просят выйти из авто и открыть все двери. Осмотр довольно подробный. Заглядывают под сиденья, в бардачок и подлокотник. Если сумки в салоне — просят открыть. В 2018 году всю машину нам перерыли, везде заглянули и с собакой что-то искали/проверяли. Потом багажник — могут попросить всё выгрузить, заглядывают везде, просят открыть чемоданы. Могут направить с некоторыми вещами на досмотр в терминал.
В общем, при въезде в Грузию из Турцию через Вале — досмотр основательный. Аккуратней с лекарствами. У нас была своя аптечка, в основном для ребенка. В терминале девушка-пограничник каждый препарат проверяла по компу. Криминала не нашлось, но время потеряли.
Дальше ехали до Ахалцихе. Т.к. задерживаться в Грузии не планировали, зашли в супермаркет. Закупились вином/чачей/коньком/лимонадом и боржоми. Алкоголя взяли чуть больше нормы (которая 2 литра на взрослого). Лимонада взяли бутылок 12 разного. Упаковку Боржоми (12 по 0,5) и Ликани (6 по 0,5). В Натахтари еще докупили упаковку большую Боржоми :) При переходе границы РФ проблем и лишних вопросов не было.
Поужинать заехали в Пасанаури, в ресторан Garden. За две поездки, третий раз тут останавливаемся, нам нравится. Пробуем разные хинкали с разными начинками.
Ночевали снова в Гудаури, в небольшом скромном отельчике Ретро. Приехали уже по темноте, наличных лари не осталось. Оплату картой не взяли, но взяли наличные рубли, 1500 руб. за ночь. Скромный отель (больше похож на гэстхауз), но всё чистенько и приветливые хозяева, они же персонал.
24/08/2019. Гудаури — Владикавказ — Пятигорск —Невинномыск — Армавир — Белореченск. 600 км.
Т.к. впереди граница и возможная очередь, встали в 6 утра, заварили чайку в номере, позавтракали бутербродами и в путь. Очередь на границу началась в новом туннеле. Заехали и встали… Примерно час плелись до грузинской границы. Еще немного постояли перед въездом на КПП. Тут пассажиры выходят из авто и пешком, через терминал проходят границу. Водитель с авто — через коридор. Осмотр авто очень поверхностный. Проверяют наличие грузинской автостраховки. При отсутствии страховки выписывают штраф 100 лари. Выезжаем из коридора, ждем пассажиров. Далее выезд с КПП на нейтралку. Тут грузинские погранцы малость регулируют поток. Постояли минут 15, выехали с КПП. Пробка началась перед первым тоннелем. В тоннеле правым рядом стоят фуры. Идет встречный поток (со стороны РФ), а бараны-спешуны выезжают на встречку (в тоннеле!) ну и встречаются в тоннеле… И никто не двинется назад. Так и стоят, бодаются. Из-за таких баранов и получаются пробки. Так и плелись до выезда из второго тоннеля часа 2. Чуть полегче стало перед РФ КПП. Тут расширили дорогу и разделили на полосы. На въезд на КПП постояли минут 20 и въехали на забитый машинами пропускной пункт. Встали в очередь. Хорошо хоть коридоров работало много, очередь двигалась. Осмотр авто поверхностный, стандартный вопрос про алкоголь — стандартный ответ «Всё по норме». На бутылки воды и лимонада взглянули, но вопросов не было. На 2 границы ушло почти 4 часа.
Далее путь на Владикавказ. Заехали по пути в Алания молл перекусить. Съели осетинских пирогов и держим путь на Пятигорск. После Владикавказа попал на камеру контроля скорости. Проезжал тут в августе, а штраф в госуслугах объявился в конце октября. Оплатил со скидкой. Это был единственный штраф за всю поездку.
В Арахонской объездная закрыта, весь трафик через город, небольшая пробочка. После Карджина выходим на трассу «Кавказ» и едем по ней до Армавира. На границе Осетии и Кабардино-Балкарии пост ДПС. Не остановили. Трасса хорошая, есть 2-полосные участки. Скапливается небольшая пробочка на постах ДПС на границах областей/республик. Нас остановили на посту Малка. Гаишник пока шел к нашей машине, в рацию надиктовал номер авто, подходя к нам, рация ему выдала все данные. Инфа из рации гаишника сошлась с показанными мной документами, проверили полис ОСАГО и пожелали счастливого пути.
В окрестностях Пятигорска есть большой рынок Лира, кольцо и мост. Из 2 полос в одну… Вот тут засада :( Мы попали на субботу, плелись от этого моста до окончания рынка минут 40…
Пятигорск-граница с Краснодарским краем. Практически везде по 2-е полосы в каждом направлении, покрытие на отлично! Есть небольшой участок в районе МинВод с разрешенной скоростью 110 км/час.
Граница КК — Армавир. Все та же хорошая трасса «Кавказ». Пробочка на границе с КК, из-за поста ДПС. Плелись тут минут 15. Встретили земляков с 86 региона, пока плелись в пробке, поболтали через окно.
После Армавира ушел с трассы на местные дороги, на Курганинск, Гиагинскую, Белореченск. Дороги неплохие, покрытие хорошее, но встречаются небольшие участки с кочками/волнами/колейностью. Едем, не расслабляемся.
26/08/2019. Белореченск — Волгоград — Дубовка. 860 км.
Проведали родню и двинули в сторону дома. Белореченск — Усть-Лабинск — Кропоткин — Белая Глина — граница Ростовской области. Нормальные региональные дороги, покрытие хорошее, местами с уширениями для обгона тихоходов. Засад и камер в кустах нет, но есть населенные пункты и стационарные посты ДПС. Прошел участок без проблем и остановок.
Граница Ростовской области — Сальск — Зимовники — Котельниково — Червленое — Волгоград.
В Ростовской области дороги приличные. Проезжается легко. Чем порадовал этот участок, так это уменьшением постов ДПС и экипажей на дороге. И закрыли пост в Зимовниках! :) В 2005-2009 годах ездил тут, и ни разу не проехал это пост без приключений! Каждый раз необоснованные претензии и развод на деньги. Минут 30-40 каждый раз терял.
В Волгоградской области покрытие на дороге похуже, но ничего критичного, чуток колейность, ям нет, ехал 90-110 км/час. От Червленного до Волгограда дорогу отремонтировали, новый асфальт, где-то до Чапурников. Дорога вдоль канала, но больших кораблей не увидели :( Жаль…
На въезде в город дорожка похуже становится, подразбитый асфальт, ямки. Небольшой затор на жд переезде, но не стояли, медленно ползли. Выехали на улицу Лазоревую и ехали в сторону центра. Тут широкие проспекты, но и куча камер. Перед Череповецкой свернули налево, узкие улочки, светофоры, но большой потери времени не было, в пробках не стояли. Вышли на 3-ю Продольную, 2 полосы, новый асфальт. Но есть и старый участок, однополосный, с мятым, вспученным асфальтом. Минут 10 простояли на светофоре уже на выезде, при повороте налево. Стояли из-за дебилов, нарушаюших ПДД и поворачивающих с правого ряда налево… А еще в Волгограде дорогой бензин — на АЗС Газпром, цена на 92-ой как у нас на севере! Да и газ не самый дешевый.
Доехали до Дубовки, ночевали в Мельнице. Приличная и недорогая гостиница, с завтраком обошлось в 2200 руб. Есть даже бассейн и зона барбекю.
27/08/2019. Дубовка — Саратов — переезд на левый берег — Балаково — возвращение на правый берег — Сызрань — Тереньга — Сенгилей. 790 км.
Волгоград — Саратов дорога всем известна. Обедаем в комплексе Турист. Не самое дешевое место, но выбор блюд большой. В прошлом году тут обедали, всё было вкусно. Но в этом году качество еды заметно ухудшились, нам вообще не понравилось :( Будем искать замену.
Саратов-Сызрань.
Саратов — Сызрань. Тут есть несколько вариантов. Самый простой и короткий: Саратов, по правому берегу, Сенной, мимо Хвалынска и выход на М5 у Сызрани.
В этом году капитальный ремонт дороги на участке Елшанка — Студеновка. Организован объезд, километров 10, ужасного качества. Сколько матов в адрес этого объезда я услышал в рацию от дальнобоев… Да и легковые тоже много ругались на качество этого объезда. Ещё по этому маршруту Сенной, с его извечной пробкой на жд переезде. И плюсом реверс на ремонте моста в Ключах. Вот поэтому после Саратова я ушел на левый берег и пошел на Балаково. Получается длиннее всего на 30 км. В Балаково вернулся на правый берег, радуясь, что объехал упомянутые «засады» :) Но радость оказалась преждевременной. Большие, длинные ремонты в районе Хвалынска с реверсами. Стояли 2 раза по 15-30 минут. Но радует то, что дорогу капитально ремонтируют и расширяют на спусках/подъемах. И еще один ремонт моста перед границой Ульяновской области, километров за 50 до Сызрани. Тоже реверс, простояли минут 30. При въезде в Ульяновскую область дорога становится похуже, больше волн и бугорков, но ничего критичного.
Сызрань — Тереньга — Сенгилей. Выходим на М5, поворачиваем направо. В скорости тут с правой стороны АЗС ГПН с кафешкой и рядом можно заправиться пропаном. Далее едем с десяток километров, начинается Сызрань, знаки ограничения скорости 60 и камеры. Затем сворачиваем налево, на Ульяновск. Первый десяток километров отличная, 4-полосная дорога. Затем чуть сужается, становится 3-полосной, попеременно 2 полосы то в попутном, то во встречном направлении. Качество покрытия остается отличным. Засад с камерами на обочинах не встретил. Камеры только стационарные в населенных пунктах. До Тереньги долетел быстро, затем свернул на Молвино, на деревенские дороги. Узкие, побитые дороги на троечку, надо смотреть внимательно, попадаются ямы. Конец августа, еще тепло, в районе Елаура нарвали яблочек с диких яблонь. Их там довольно много и разных сортов. Попадаются довольно сладкие и вкусные :)
Приехали к брату в гости. Свой дом, баня, волжская рыбка… Ляпота! :) Отдыхаем тройку дней.
30/08/2019. Сенгилей — Ульяновск — Димитровград — Суходол — Уфа — Сим — Нязепетровск — Верхний Уфалей. 1000 км.
Как ни грусто, но отпуск подходит к концу, через неделю на работу. Выдвигаемся в сторону дома. Самый простой и, пожалуй, даже самый быстрый маршрут от Сенгилея до Сима — это на Сызрань и далее по М5 аж до Сима. Но мы не ищем легких путей :) Поэтому выбрал не совсем обычный и привычный для себя маршрут. Он короче на 100 км, чем через Сызрань, но по времени одинаково, а может даже чуток больше.
Сенгилей — Тушна дорога на троечку, бугорки, ямки попадаются, дорожка узкая, особо не разгонишься. После Тушны дорога становиться чуть лучше. В Больших Ключищах выходим на трассу Сызрань — Ульяновск. По 2 полосы в каждую сторону, покрытие хорошее, но и камер много тут. Ульяновск прошел по бульвару Гая, ехал утром, пробок не застал. Через Императорский мост пересек Волгу и двинул в сторону Димитровграда. Дорога приемлемая, но особо не разгонишься, ибо много населенных пунктов и дорожка узкая. У Димитровграда нет объездной, едем через город, смотрим указатели на Тольятти. После проезда города, покрытие ухудшается. Появляется колейность, кочки, заплаты на дороге. На Тольяттинское шоссе не уходим, а берем чуть левее, по указателю на Самару. В Ульяновской области дорога дрянь и камеры частенько попадаются.
Въехали в Самарскую область, дорога сразу стала ровнее! После Бормы ушел резко налево, на деревенские дороги. Никогда тут не ездил, было интересно посмотреть, что же тут и как. А тут махонькие деревушки, узкая дорога, но покрытие нормальное, критичных ям не обнаружил, колеса все целые. Сергиевск по объездной, стоял экипаж ДПС, нас не тронули. Объехал Суходол и вышел на М5. Обедали в «Ривьере». Не впервые тут, место чистое и вкусное. Маршрут по М5 на Уфу — Сим — Кропачево не вижу смысла описывать. Едем и едем. В Татарстане много камер, в Башкирии злобные гаишники и возможны «разводы» на деньги. Перегон длинный, на место приезжаем уже за полночь.
5/09/2019. В. Уфалей — Екатеринбург — Серов — Советский. 850 км.
Погостили у родителей супруги. Затарились в «закромах Родины» (это я так погреб тестя называю) вкусняшками на зиму и двинули домой… Отпуск закончен. Через пару дней на работу. Пока были в отпуске, на въезде в ХМАО, со стороны Ивделя, стелу поставили.
Итоги.
По приезде домой одометр показал:
За отпуск пройдено 11975 км. Посчитал расходы на топливо — бензин + газ. На всё ушло 36000 руб. Прошлогодняя аналогичная поездка, только на бензине, отняла около 47000 руб. Разница есть. Еще про ГБО чуток. С июня 19 года езжу на газу, наблюдаю за расходами: получается на каждой пройденной 1000 км, расходов на топливо меньше на 900-1000 руб., нежели на чистом бензине (просьба не разводить в комментах срач на тему ГБО).
Страховка авто, грин-карта (для Турции), на 150 дней, 2450 руб.
Страховка авто в Грузии — на 30 дней, 50 лари (~1200 руб.) Оформлена и куплена через инет.
Медстраховка (Грузия, Турция) на семью — 3400 руб. Оформлена и куплена через инет.
Ночевки в дороге. 3 ночевки по РФ — 5000 руб. 2 ночевки в Грузии — 5100 руб. 2 ночевки в Турции — 650 лир.
На питание в пути считаю по 2000 руб./день х 7 дней = 14000 руб.
4 ночи в Батуми — 134$.
10 ночей в Авсалларе — 570$.
Обеды в дороге по Турции — 250 лир.
Ну и расходы на питание, развлечения, небольшой шопинг.
Весь отпуск — уложились в 200 тыс. руб.
Про турецкие дороги и штрафы.
Хороший сайт с актуальной инфой для автопутешественников. И не только по Турции. Там же описаны способы оплаты дорог.
В 2018 году ездил по платным дорогам и через платный тоннель Авразия. Стикер не удалось купить. Штрафа за проезд по платной трассе О-4 (от Gerede до Стамбула) не получил. А вот штраф за проезд тоннеля «Авразия» в Стамбуле, есть. Летом проверял штрафы на сайте, но сейчас эта ссылка не работает. На этом сайте по номеру моего авто отображался штраф за проезд тоннеля, вместе с пеней за просрочку оплаты — 165 лир. В закладках есть еще пара ссылок на проверку турецких штрафов — но тоже уже нерабочие :( В этом году в Турцию ездил на новом авто, с другим госномером, поэтому вопросов на границе не было.
Камеры контроля скорости номера РФ, видимо, не читают. Если в 2018 году я ездил осторожно, то в этом году довольно часто позволял себе превышать скорость на междугородних трассах. Весь сентябрь проверял свой номер на известных мне сайтах — штрафа не было. На дорогах Турции можно встретить треугольный знак на обочине с надписью RADAR!, это значит, что впереди передвижной пункт контроля скорости. Могут остановить и, в случае нарушения, выписать штраф. Тут скорость сбавлял, штрафов не получал. Полиция останавливала 2 раза, на стац. постах, доки проверили в всё.
Вот работающая ссылка для проверки штрафов в Турции. Порядок следующий.
Всплывающее окошко закрываем крестиком:
Затем клик на:
Открывается форма, ставим галку «Yabancı plaka ile sorgulama yapmak istiyorum» — проверка иностранного номера. Вводим данные свой номер (без пробелов и с регионом), вводим капчу и жмем SORGULA. Тут я ввел номер своего старого авто, на котором ездил в Турции в 2018 году.
Ежели получаем такое — значит штрафов нет! Гугл переводит так: «Табличка № ТРК Криминальное уведомление не найдено!»
Набор юного автопутешественника. Подборка полезных ссылок. Авось кому пригодится.
На смартфоне всегда стоит off-line навигация OsmAnd+ с нужными картами и «забитыми» заранее точками и маршрутами. Можно много спорить о преимуществах и недостатках той или иной программы навигации, я свой выбор сделал, мне нравится OsmAnd. Перед поездкой на он-лайн сервисах делаю gpx-файлы с треками(маршрутами) и точками, гружу в навигатор. Навигатор умеет вести по загруженному треку, а может просто его отображать на карте.
В качестве резервной навигации установил Maps.Me супруге в телефон. Тоже работает off-line. Предварительно закачал нужные карты. Maps.Me знает много точек POI. При наличии инета показывает описания и даже отзывы о выбранной точке, что помогает при выборе жилья в дороге. И он хорош в пеших путешествиях по незнакомому городу, несколько раз хорошо выручал в закоулках Стамбула и Гёреме.
Готовясь к поездке, чтобы не плутать в дороге и не тратить время на прокладку маршрутов, заранее заношу нужные точки в навигатор и делю по категориям. Ранее ставил нужные мне точки/метки маршрутов и интересных мест на гугло-картах, затем переносил (ручками, каждую точку) эти точки в навигатор. Когда сохраненных точек на гугл-картах стало много, встал вопрос как их перенести в OsmAnd? Гугл отдает в kml, а OsmAnd принимает в gpx. Вспомнил про конвертер GPSBabel, пошел на сайт GPSVisualizer, в раздел «Draw on a map» (www.gpsvisualizer.com/draw/), импортнул kml полученный с гуглокарт, увидел свои точки на карте, поправил, как хотелось, и выгрузил в формате gpx. А OsmAnd прекрасно умеет импортировать gpx.
А позже стал использовать GPSVisualizer (раздел Draw on a map) как редактор своих точек и маршрутов. Загружаю на сайт файл с точками/маршрутом, (или тут же на сайте создаю новый), редактирую как мне надо, выгружаю результат в gpx и подкладываю в OsmAnd.
Ссылки на ресурсы, которыми регулярно пользуюсь при подготовке к поездке.
www.google.ru/maps/ — прокладка маршрута, описания объектов, и не забываем про режим просмотра фото и улиц ;)
yandex.ru/maps/ — аналогично. Опять же имеется режим просмотра фото и улиц.
www.gpsvisualizer.com — мощный ресурс, много чего умеет: отображать разные карты одного и того же места, конвертация треков из/в различные форматы с помощью GPS Babel, создание своих карт, калькулятор: расчет дистанции между двумя точками, конвертер координат и др. Часто пользуюсь разделом «Draw on a map», где можно загрузить свой файл с точками/треком для редактирования, или нарисовать новый трек, расставить свои точки и сохранить в txt, gpx, kml для дальнейшего использования в своем навигаторе.
nakarte.me — в части создания своего трека, файла с точками — аналогичен gpsvisualizer.com. Позволяет просматривать, как выглядит интересующее место на разных картах, подключать различные слои. Умеет, например, на картах OSM, отображать Google street view или включить слой Wikimapia. Позволяет создать свой слой с треком/точками/рулеткой и сохранить в gpx, kml. Позволяет загрузить на сайт свой gps-файл и посмотреть, как это выглядит на различных картах.
issa.ru/distance/ — маршрут и расстояния с расчетом стоимости топлива. Можно сменить карту для отображения (но список доступных карт меньше, нежели на выше упомянутых). Позволяет распечатать проложенный маршрут, с инфой о расстоянии и проезжаемых населенных пунктах. Когда еду по маршруту впервые, распечатываю маршрут и даю штурману. Она сверяется с дорожными знаками и делает пометки о затраченном времени, топливе. Потом дома анализирую.
www.avtodispetcher.ru/distance/ —тоже расчет маршрута, используются Яндекс-карты. Расчет стоимости топлива. Умеет отображать АЗС, кафе, гостиницы. Позволяет распечатать маршрут. Сервис больше рассчитан на грузовые перевозки.
Есть еще и давно известный, но они заточены под грузовые перевозки, пользуюсь ими редко.
Сайт ГИБДД РФ гибдд.рф/milestones начал наполнять карту камер контроля скорости. Выбираем регион, смотрим места установок. При желании можно точки перенести ручками на gpsvisualizer.com и сделать себе собственный speedcam или файл с POI для своего навигатора.
trassa-tour.ru/avtodoroga/index.php — для путешествий по РФ. Описания трасс с инфраструктурой.
autotraveler.ru/ — Хороший сайт (для меня №1) для автопутешественников за границу РФ. По многим странам описаны платные дороги, правила их проезда и оплаты. Парковки. Основные ПДД. Цены на топливо. Обязательное оборудование для авто и многое другое. Инфа регулярно обновляется.
livegpstracks.com/ — GPS-мониторинг. Я пользуюсь навигатором OsmAnd, в котором есть плагин «Запись поездки». Этот плагин умеет писать пройденный маршрут (в gpx) и отсылать данные вашего текущего местоположения (при наличии мобильного инета) куда-нибудь. Я зарегился на livegpstracks.com, привязал свой навигатор (смартфон, привязка по IMEI). Сделал настройки плагина в OsmAnd, и теперь он каждую минуту отдает на сайт мои координаты. Я даю родне/друзьям ссылку, и они могут наблюдать за моими передвижениями в он-лайн :)
www.gpslib.ru — Хостинг GPS треков. Похоже сайт помирает. а жаль :( Удобное хранилище треков. Можно искать чужие треки и скачивать, можно загружать свои, смотреть анализ скоростей на карте, можно привязывать к треку видео с регистратора и потом просматривать. Для примера, вот один мой трек.
gazstation.net — т.к. в этом году поставил ГБО и поехал в отпуск, встал вопрос о заправках газом. Нашел приложение GazStation. Вроде неплохое, не перегружено ненужной инфой, но не работает офф-лайн. А я не привык зависеть от наличия инета, всё свое ношу с собой. От использования проги в телефоне отказался, а вот с сайта взял нужные мне точки и сделал для себя gpx и загрузил в навигатор. Теперь вижу выбранные АГЗС на карте своего навигатора. На стороннем сайте это выглядит так. Кому надо, может скачать к себе gpx-файл ;)
drive.google.com — ГуглДиск. Храню тут свои треки и файлы с картами. Кликаю 2 раза трек (файл gpx), гугл его открывает как текстовый документ. А вверху появляется окошко «Открыть с помощью». Я настроил открытие gps-файлов с помощью «GPX Viewer with Drive». Открывается новое окно с GPX Viewer with Drive, чуток ждем, и выбранный трек открывается на Гугл-карте. Можно включить/выключить Рельеф, переключиться в режим спутника. Внизу отображается график высот. Трек подсвечивается цветами в зависимости от скорости авто в момент записи трека.
Спасибо всем осилившим данный опус :) Удачи на дорогах!!!
P.S. Еще декабрь, но следующее автопутешествие летом 2020 уже планируется ;)