|
На январских праздниках решили мы прокатиться по тем местам, где в принципе уже бывали неоднократно (по крайней мере, я). Так как в автомобильном радиусе недельного путешествия практически все изъезжено, а на самолете слишком дорого. В конце концов, есть же поговорка: «повторение — мать учения». Экипаж: я, жена и Киа Соренто.
3.01. В 7:55 выехали из Железнодорожного в Калязин, дорога была пустой, но грязной и скользкой, и на 195 км до Калязина ушло 2 часа 40 минут. Сначала подъехали к берегу, к знаменитой колокольне, грустно торчащей изо льда Угличского водохранилища.
Хоть сильного мороза и не было, но подойти к колокольне оказалось вполне возможным. Внутрь не войти, вход закрыт, хотя, судя по объявлению, периодически на ней звонят колокола. Затем мы немного погуляли по городу, посмотрели на немногочисленные старинные дома 19-го века.
Некогда красивые, сейчас они представляют собой весьма печальное зрелище.
Да и вообще, Калязин показался очень бедным сонным городком. А мрачная зимняя погода только усиливала это ощущение. После прогулки по Калязину мы поехали изучать местную заброшку — огромный недостроенный санаторий Министерства обороны, в 80-х его почти построили, но дальше пошло что-то не так. (Кстати, у нас в Железнодорожном был такой же по масштабам недострой — госпиталь КГБ, но недавно его снесли под строительство новой больницы).
На эти 10-этажные руины, стоящие сейчас в глухом лесу, соблюдая осторожность, можно совершенно свободно забраться и полюбоваться замечательными зимними пейзажами, благо и солнышко немного вышло.
Подкрепившись домашними припасами в машине, мы отправились на еще один техноген: радиотелескоп РТ-64 Калязинской радиоастрономической обсерватории. Этот объект действующий, поэтому осмотр возможен только из-за забора.
Осмотрев сие творение рук человеческих, мы поехали в Углич. В 16:40 заселились в гостиницу «Вознесенская» (2900 руб.) и сразу пошли в рядом стоящий музей необычных велосипедов «Самокат». Для такого небольшого музея коллекция просто шикарная, представлены велосипеды и их модели (в натуральную величину) еще 18-19 века, а так же шутейные, с эллипсоидными колесами, с рулем, работающим наоборот. Вдобавок ко всему, осмотр сопровождает очень увлеченный историей 2-колесных машин экскурсовод, а на некоторых экземплярах можно покататься и тем самым вспомнить детство.
Вечером погуляли по новогоднему Угличу и отправились спать.
Пробег за день составил 273 км.
4.01. С утра погуляли по городу, повезло, вышло солнце.
И к 11:00 пришли в музей гидроэнергетики на экскурсию (для индивидуальных посетителей экскурсии проводят в 11:00, 14:00 и 16:00). Музей находится в здании электростанции, на сам объект, к сожалению, не пускают. По дороге осмотрели стоящую на берегу Волги церковь Рождества Иоанна Предтечи
и Воскресенский монастырь,
красиво освещенные зимним солнцем, а вот плотина была скрыта туманом.
Экскурсия очень понравилась, достаточно доходчиво и подробно рассказывает о развитии гидростанций в Союзе и теперь в России, не только об Угличской ГЭС. Сама станция в Угличе, как и многие другие объекты 30-х годов в СССР, строилась з/к. Любопытно, что 1 из 2 гидроагрегатов работает со времен постройки ГЭС, с 40-х годов. А еще можно почувствовать себя в роли директора))).
После этого музея мы пошли в другой музей — часового завода «Чайка». Тоже весьма интересная экспозиция, но тут все в прошлом. Сейчас по сути это уже не завод, а ювелирная мастерская, механизмы не производятся (оно и понятно, ширпотребовская механика не нужна, а кварцевые механизмы..., ну с бытовой электроникой у нас всегда было «хорошо»), делаются только корпуса с импортной начинкой. Любопытно, что некоторые часы, остатки коллекций, можно купить.
Далее мы покинули Углич и поехали в д. Мартыново, в музей кацкарей — этнографический музей субэтнической группы местного населения, отличающейся своеобразным говором.
По большому счету все это основано на энтузиазме его основателей и представляет собой русскую избу с подворьем и предметами быта крестьян. Но среди обычных предметов обихода я заметил очень любопытный девайс, стоящий под потолком на шкафу — керосиновую лампу с оребрением и электрическими клеммами.
Это мини электростанция, основанная на эффекте Пельтье, от неё можно было питать небольшой приемник или маломощную лампочку. Как говорится: голь на выдумки хитра. Ну и напоследок нас накормили вкуснейшими кислыми щами, приготовленными в русской печи.
Из Мартыново мы поехали в Рыбинск, в гостевой дом на Волге (1800 руб.). Немного погуляли по городу, устроили вечернюю фотосессию.
5.01. Утром отправились в музей Мологского края, посвященный полностью затопленному при строительстве Рыбинской ГЭС одноименному городу и другим сотням деревень. Музейчик небольшой, расположен в бывшей Тихвинской часовне, но интересный и содержательный, представлены документы и вещи, найденные и поднятые со дна водохранилища уже в наши дни.
В музее одолевали грустные мысли: жаль, конечно, исчезли целые селения и пострадало столько людей, ведь многие не хотели переезжать, но, с другой стороны, стране нужна была энергия, а Газпрома с Росатомом тогда еще не придумали. Да и беспроблемное судоходство по Волге было необходимо. Вспомнил я и свой родной дом, который пошел под снос в 1988 году(((.
Затем мы посетили музейно-выставочной комплекс «Нобели и нобелевское движение», находящейся в здании бывшей конторы братьев Нобелей.
Экспозиция разделена на 3 части: 1-я посвящена собственно Нобелям, владевшим в Рыбинске нефтеперерабатывающим заводом, верфью; 2-я посвящена Голливуду, основатели американской киноиндустрии (братья Шенки) были родом из Рыбинска; ну и 3-я часть — выставка голограмм. Музей частный, держится на энтузиазме своих создателей, проводятся интересные экскурсии. После музея мы пошли к величественному Спасо-Преображенскому собору.
Погуляли по набережной Волги.
Сходили на вокзал.
Мимо Дома художников:
и выехали в Череповец. Вообще, Рыбинск понравился, чистый, уютный город с богатым историческим наследием.
По дороге в Череповец заглянули в Пошехонье, маленький пустынный городок, основная достопримечательность которого одноэтажные торговые ряды 1830-х годов. Создалось ощущение, что народу в городе нет, на центральной площади в середине дня кроме нас было всего 2 человека.
Потратив на осмотр Пошехонья не более часа, мы поехали дальше в Череповец в Bisiness Hotel (1350 руб./сут). Вечером прошлись к дворянской усадьбе Гальских, сейчас здесь краеведческий музей, естественно, вечером он был закрыт.
6.01. Сначала мы пошли в дом-музей Верещагина, родившегося в Череповце. Послушать экскурсию и посмотреть весьма скромную обстановку, принадлежавшую роду великого художника, было интересно. Далее нас ждал гвоздь программы — музей металлургической промышленности, находящийся на территории комбината. Ну что сказать, музей просто великолепный, видно, что средств на него не пожалели, такого количества интерактива и насыщенности электроникой мы не видели нигде. Очень подробно рассказано об истории черной металлургии вообще, ну и конечно, о Череповецком Металлургическом Комбинате (ЧМК). Около музея стоит вагон-салон (для осмотра открыт), принадлежавший сначала фельдмаршалу Паулюсу, а затем академику металлургу Бардину.
В общем, пробыли мы там часа 2, хотя я бы еще задержался как минимум на столько же. Единственное но, музей лучше посещать не в дни школьных каникул, а то слишком много народу и очень шумно. После погружения в металлургию, мы снова отправились в усадьбу Гальских, нам повезло, помимо экскурсии по музею мы попали на новогоднее театрализованное представление.
Далее, когда наступило «дело было вечером, делать было нечего», мы поехали смотреть новый фильм «Т-34».
Череповец произвел очень хорошее впечатление. Да, в нем особо нет исторической застройки и «крутых» памятников архитектуры, но зато, в отличие от подавляющего большинства райцентров, он, благодаря Северстальскому ЧМК, находится в отличном состоянии. Выстроены новые микрорайоны с широкими улицами, например, район нашей гостиницы был 6-этажной застройки, а улица ... 6-рядной (!), с широким бульваром посередине. Если б на неё добавить автомобилей, то район вполне можно было бы принять за московский. И еще. Я помню, в 80-х подплывал на теплоходе к Череповцу летним вечером, на заходе солнца, а оно заходило как бы за городом. И вот на фоне безоблачного неба над Череповцом, почти как атомный гриб, висело облако выбросов ЧМК. С воды это было очень хорошо видно. По всему городу воняло коксом, крыши, наклонные стволы деревьев были покрыты ржавым налетом. Сейчас я ожидал увидеть нечто подобное, но нет, весь город был укрыт белым пушистым снегом и ничем не воняло. Может, это так повезло с направлением ветра, а может (хочется надеяться), сказалась недавняя реконструкция предприятия, была изменена технология очистки и установлено новое оборудование.
7.01. Перед отъездом домой из Череповца мы хотели посетить еще 1 усадьбу, дом-музей городского головы И.А.Милютина, но он оказался закрыт.
Не особо расстроившись, мы поехали в Тутаев, на Романовскую сторону (город разделен Волгой на 2 части, моста нет, переправа либо паром, либо по льду, ближайший мост в Ярославле, туда-обратно ~ 80км). Это маленький, богом забытый городок со многими старинными зданиями и церквями, не видевшими ремонта, наверно, от сотворения мира постройки.
По сравнению с январем 2007 года ничего не изменилось. Ощущение, что время остановилось, если мысленно повыдергивать столбы, то вполне можно погрузиться в 19-й век. Что делать, нет здесь ни металлургического, ни нефтеперегонного заводов, а от моторостроительного, видать, толку нет. Судя по всему, лучшие времена (если они и были) далеко в прошлом. Ввиду отсутствия сильных морозов, автомобильная ледовая переправа через Волгу была закрыта, поэтому на Борисоглебскую сторону пошли пешком.
Погуляв по Тутаеву около 5 часов, мы стартовали домой, куда и приехали в 21:15. Пробег за день составил 556 км.
Общий пробег составил 1216 км, поездка удалась, что хотели посмотреть — посмотрели, что хотели увидеть — увидели, дороги везде нормальные, полосатых палок не встречали, под алчные камеры не попадались.