Как я перестал быть «чайником», или 150 километров по горам вдоль автобана. 2019 год

Как я перестал быть «чайником», или 150 километров по горам вдоль автобана. 2019 год

19.11.2019 | 8177 просмотров

Небольшое вступление, так сказать — пролог. Владея уже некоторое время автомобилем повышенной проходимости и озадачившись вопросом, могу ли считаться «проходимцем», стал изучать интернет и обнаружил следующее: сообщество джиперов южной столицы Казахстана, несмотря на разнородность участников, имеет свои негласные правила и некоторый «табель о рангах». Само наличие полноприводной машины ещё ничего не значит — важно где и как ты ездишь. Можно всю жизнь кататься на внедорожнике и, без прохождения классических маршрутов, остаться «чайником» с точки зрения этого сообщества.

Покатавшись немножко на джипе и посетив пару-тройку мест, я решил пройти хотя бы один из таких классических маршрутов, естественно — самый лёгкий. Один ехать не решился, компанию составил мой сын, который и был инициатором поездки — хватит тебе, отец, быть «чайником»…

Итак, цель: сквозная поездка от Бартогайского водохранилища через плато Асы (Ассы) и Тургенское ущелье.

Средства: автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model с полным баком бензина (88 литров) и обутый в резину Yokohama Geolandar A/T-S G012, навигатор, видеорегистратор и прочее фото- и видео. Лопата, топор и трос (не пригодились). И, как обычно, огромное желание проехать туда и обратно.

Самое главное — это обратно, поскольку до начала горного участка (точка В на карте) добираешься по прекрасной дороге. Оттуда, примерно параллельно трассе «Алма-Ата — Хоргос», следуем обратно по горам до точки Е. Вот об этом горном участке, о попытке смыть позорное имя «чайника» (стать ну хотя бы «кофейником») и пойдёт рассказ.

Выехали мы в шесть часов утра, и первая часть маршрута ничего интересного не представляла. Кусочек Кульджинского тракта, переход на трассу «Алма-Ата — Хоргос», опять Кульджинка с новым асфальтом от Чилика через посёлки Байсеит и Нура до самого начала ущелья. Затем пошёл старый, но пока ещё удовлетворительный асфальт до Бартогайского водохранилища. Поворот налево находится за несколько километров до водоёма, но мы проехали прямо, чуть ближе к плотине, чтобы сделать первое фото.

Бартогайское водохранилище существует более тридцати лет и вмещает треть миллиарда кубометром воды. Накопленная за зиму вода спускается летом в канал, идущий вдоль хребта Заилийского Алатау с северной стороны.

Затем вернулись и, обогнув это озеро слева, вышли на мост через реку Чилик, которая и питает всё это сооружение.

Здесь, на мосту, нас поджидал первый сюрприз. По интернет-слухам в этом месте должен был стоять экологический пост по взиманию платы за тот ущерб, который мы готовились нанести природе Казахстана — проехать на машине по горам. Первый сюрприз приятный — поста не было. От слова совсем. Даже каких-либо намёков (поднятый шлагбаум, заброшенная будка) мы не увидели. Едем дальше.

Поначалу окружающий нас пейзаж откровенно безрадостен — сухие каменистые склоны небольших холмов и такая же каменистая дорога, вьющаяся по дну ущелья. Широкое вначале, ущелье постепенно сузилось до узкой дорожки, пригодной для движения только одной машины. Ну, или двух мотоциклов. В какой-то момент эта теснота стала ощущаться физически, но это было самое узкое место, затем ущелье начало снова расширяться.

Фотографировать не хочется, ничего интересного пока нет. Всё время едем вверх и поднимаемся на тысячу метров — от реки Чилик (1070 метров) до безымянного перевала с высотой 2100 метров. Спустившись с него на триста метров, попадаем в долину реки Асы, вдоль которой теперь будем ехать долго.

Природа оживилась — вдоль реки деревья и небольшие, но красивые, красные скалы.

Осень, конечно, не лучшее время любоваться этими местами — всё сохнет и желтеет. Летом, особенно в начале, все горы покрыты яркой зеленью, но выбирать не приходится, довольствуемся тем, что есть. Первая часть пути с нашими комментариями и эмоциями в следующем видеоролике.

По этой долине, вверх по реке, мы проехали уже километра три, когда впереди показались несколько домиков. Не успев даже предположить, что это может быть такое, мы дружно воскликнули: «Опа!», так как увидели шлагбаум. Он перегораживал дорогу, был закрыт, и рядом никого не наблюдалось.

Мы поняли — слухи о шлагбауме возникли не на пустом месте, и надо было что-то решать. Вариантов было, собственно, немного: или возвращаться назад, или ехать дальше, развязав верёвочку на столбике. От мук выбора нас избавил подошедший человек, который представился лесником и спросил, есть ли у нас деньги.

Получив отрицательный ответ, он спросил сначала выпить (но не воды, конечно). Снова неудача и третья попытка — закурить. Здесь всё срослось, получив полпачки сигарет, он развязал верёвочку, открыл шлагбаум и запустил нас в свою зону ответственности с благодарностями и пожеланиями счастливого пути.

Подъём продолжается. До самой верхней точки маршрута — обсерватории — нам предстоит проехать ещё километров пятьдесят, через всё плато, и подняться в горы почти на тысячу метров.

Обрадованные лёгким прохождением шлагбаума, мы даже не спросили о дороге, есть ли там она дальше. Пока же, с той минуты, как мы свернули с Кульджинки, нам не встретилось ни одной машины. Это несколько настораживало, поскольку в выходные дни джиперы здесь ездили раньше караванами.

Опять же — встреченные на дороге лужи воды, которых становилось больше и больше, сверкали нетронутым льдом, сегодня здесь точно никто не ездил. Значит, мы первые и единственные, по крайней мере на сегодняшний день.

Такое «одиночное лидерство» с одной стороны наполняло нас гордостью, а с другой стороны — некоторым беспокойством. Отчёты настоящих джиперов, прошедших этот маршрут, пестрели фотографиями застрявших машин и видеороликами на тему «Как мы вытаскивали Прадо/Паджеро/Патруля».

Поскольку мы одни, то и вытаскивать нас, если что, будет некому. Поэтому едем потихоньку, особенно «интересные» места я прохожу под руководством штурмана. Этот ролик уже был в начале рассказа, здесь его целевой повтор.

Но грязных мест на дороге пока немного, больше внимания требуют лежащие на дороге или торчащие из неё камни. Сам камень вроде небольшой, но лежит строго посередине и в дополнение к глубине колеи может неожиданно «пнуть» в самое чувствительное место. Не хотелось бы…

Постепенно крутизна подъёма уменьшается, и мы выходим на плато Асы.

Ущелье распахивается перед нами огромной долиной шестикилометровой ширины и дорога, уже ничем не стеснённая, рассыпается на многочисленные колеи. Дороги, как таковой, здесь нет, поэтому ездят «монгольским способом» — сначала по одной накатанной колее, которая постепенно углубляется и разбивается. Затем рядом накатывают другую колею, потом ещё и ещё. Со временем первая колея сглаживается и зарастает травой — снова можно ездить по ней…

Многочисленные ручейки, пересекающие плато, вливаются в речку Асы и сейчас, осенью, малозаметны. Да и река неглубока и прозрачна. Весной и в начале лета воды куда больше, и неспешно текущую реку (на двадцать километров пути разница в высоте получается метров двести) переехать вброд будет уже труднее.

Последний рывок — подъём на перевал, разделяющий реки Асы и Тургень. Позавчера в Алма-Ате был дождь, а здесь выпал неплохой снег. Сегодня под ярким солнцем он тает, оттаивает и грязь, замерзшая за ночь. Подъём на перевал не крутой, но машину начинает водить по грязи, когда переходишь из колеи в колею.

Подъезжая к перевалу, мы всё время искали глазами башню обсерватории и не могли её найти. Возникла даже крамольная мысль, что проехали и не заметили — ведь снизу её всегда было видно хорошо. Только потом сообразили, что хорошо видно со стороны Тургенского ущелья, наш же маршрут не открывал вид на купол телескопа до последнего.

По данным Википедии, которая говорит правду, только правду и ничего, кроме правды «Обсерватория Асcы-Тургень — астрономическая обсерватория на высокогорном плато Ассы-Тургень в Заилийском Алатау в Казахстане. Находится на высоте 2750 м над уровнем моря, в 75 км к востоку от Алма-Аты».

Строить её начали сорок пять лет назад, условия здесь идеальные — чистый, прозрачный воздух и отсутствие подсветки, которую дают большие города. Как и многое другое, обсерватория не избежала «разрухи 90-х», четверть века жизнь здесь едва теплилась. Первый раз приехал сюда летом 1997, верховья реки Тургень были нашим любимым местом отдыха. Рядом с павильоном телескопа стоял заброшенный башенный кран — и тишина. Подошёл сторож, разговорились.

— Много народу сейчас работает? — спрашиваю.
— Почти никого. Только один астроном приехал, днём спит, ночами на звёзды смотрит, — отвечает.

Пять лет назад большой телескоп решили достроить, и два года назад началась его тестовая эксплуатация, планируется дальнейшая модификация, однако заброшенное и разрушающееся здание гостиницы для научных сотрудников отражает интерес государства к науке.

Из осени мы приехали в зиму. Дальше дороги нет, разворачиваемся и, щурясь от солнца, делаем несколько фото.

От обсерватории нам теперь путь один — к реке Тургень и вниз по ущелью. Да, именно по той дороге, что видна на следующей фотографии.

За один день яркое горное солнце уничтожило весь снег и высушило дорогу, но спустившись в ущелье мы снова возвращаемся в зиму. Здесь на пятьсот метров ниже, чем на обсерватории, но узкое и глубокое ущелье не даёт снегу таять. Теперь, наверное, уже до весны.

Уже совсем близко посёлок Батан, с него начинается асфальт, но надо проехать ещё один крутой спуск. Лет десять назад дорогу хорошо отремонтировали — легковые машины прямо-таки летали от Тургеня на плато и обратно. Но постепенно всё вернулось к состоянию прошлого века.

Перед крутым спуском встречаем первую машину. Девушка, сидящая за рулём большого внедорожника, тревожно глядя на нас, спрашивает:
— Скажите, долго ещё будет такая дорожка идти?

Мы, конечно, объяснили барышне её ближайшее будущее, но несколько удивились — чем же она так успела встревожиться, ведь от асфальта до этого места совсем ничего и «дорожка, собственно, только начинается. Ответ на свой вопрос мы получили буквально через минуту. Крутой спуск, который стал для этой девушки первым подъемом, был далеко не гладким.

Для кого-то приключения только начинались, для нас же они уже закончились — через пять минут пошёл асфальт. Но по ущелью до посёлка Тургень ехать ещё полчаса вдоль реки. Здесь уже цивилизация вовсю: отели, форелевые хозяйства, кафе с ресторанами, оборудованные места отдыха прямо на берегу. Однако к моей задаче — перестать быть «чайником» — это уже отношения не имеет.

Кстати, о задаче. Удалось ли мне сделать «это»? Маршрут вроде как бы пройден, всего 365 километров «от калитки до калитки» за 9 часов. НО! Нигде в грязь не засели, в речке не застряли, на камень не напоролись. Больше того — машина осталась практически чистой, а если бы вы видели, какими оттуда возвращаются настоящие джиперы! У-у…

Так что будем считать снятие позорного титула условным с обязательным подтверждением на другом квалификационном маршруте.

Пошёл готовиться.

Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий roadstravel.ru.


Дром

Комментарии

     
Сообщений: 4090
Лет ********у,седой уже,а еще волнует кто за кого его считает в виртуальной среде)
Мой отзыв: Toyota Harrier 2003
23
30
Ответить
я там на своей камри ежу
12
6
Ответить
сергей
Поучительно!
8
6
Ответить
    
Алматы
Сообщений: 1907
Надо съездить туда на выходные, в саму обсерваторию зайти можно что на звезды посмотреть?
1
3
Ответить
     
Оренбург
Сообщений: 116
Климат такой однако.
Как сосед Оренбуржец замечу - почва глина-суглинок, у нас (и думаю там то же) пока сухо, легковая пройдет не торопясь, а джип с комфортом. А как размокнет - ну тут все, приехали. Все скользит, на колеса наворачивается и главный двигатель - лебедка.
Я так на ниже один раз 4,5 километра час ехал по слегка оттаявшей грязи весной, а потом летом за 5-10 минут пролетел и не заметил.
В общем сложность маршрута в холмах зависит от количества воды на маршруте.
Мой отзыв: Chevrolet Captiva 2007
10
1
Ответить
  
Ростовская обл.
Сообщений: 273
Красиво! Хорошие фото и слог автора!)
24
2
Ответить
Maks
Уфа
Красота!
18
1
Ответить
 
86-89
Сообщений: 7908
Люблю покатушки!
Toyota Fortuner 2015 KZ
Honda Civic Ferio ES1 Type C 2003 - был
1
1
Ответить
 
На Алтае
Сообщений: 5475
4ingiz-xan
Лет ********у,седой уже,а еще волнует кто за кого его считает в виртуальной среде)
Если бы вы прочитали хоть один из его предыдущих больших рассказов, то поняли бы, что этот отзыв- маленькая шутка.
25
1
Ответить
    
Германия
Сообщений: 1266
Прочитав название, уже собрался было начать записывал маршрут, чтобы на выходных прокатиться, оказалось, что автобаны тут совсем непричём. )))
9
1
Ответить
    
автор
Алма-Ата
Сообщений: 1491
tutoleg
Если бы вы прочитали хоть один из его предыдущих больших рассказов, то поняли бы, что этот отзыв- маленькая шутка.
Ну вот - взяли и сломали всю интригу! ))) Я уже приготовил для Дрома продолжение, новый рассказ, в котором лезу в снега на высоте 3000 метров для "подтверждения амбиций" )) Ну а теперь хоть не высылай для публикации) так что читайте пока здесь http://roadstravel.ru/gory-ket...
Четверть века за рулём MITSUBISHI PAJERO http://roadstravel.ru/
25
2
Ответить
    
автор
Алма-Ата
Сообщений: 1491
Alex Nemez
Прочитав название, уже собрался было начать записывал маршрут, чтобы на выходных прокатиться, оказалось, что автобаны тут совсем непричём. )))
Это откуда посмотреть... Из Германии - конечно, а для нас, неизбалованных асфальтом жителей Казахстана, четырёх-полосная дорога с макс. скоростью 110 км/час - уже автобан, ну а шесть полос и 140 - настоящий автобанище! ) Willkommen in Kasachstan!
Четверть века за рулём MITSUBISHI PAJERO http://roadstravel.ru/
10
1
Ответить
    
Германия
Сообщений: 1266
OWNER.
Это откуда посмотреть... Из Германии - конечно, а для нас, неизбалованных асфальтом жителей Казахстана, четырёх-полосная дорога с макс. скоростью 110 км/час - уже автобан, ну а шесть полос и 140 - настоящий автобанище! ) Willkommen in Kasachstan!
Да я не об этом, я думал что вы в Германии где-то бездорожье нашли. Хотел тоже прокатиться, грязь поместить. 😂
1
2
Ответить
    
автор
Алма-Ата
Сообщений: 1491
Alex Nemez
Да я не об этом, я думал что вы в Германии где-то бездорожье нашли. Хотел тоже прокатиться, грязь поместить. 😂
Был в Германии всего один раз (Северный Рейн - Вестфалия), но почему-то кажется, что искать в этой стране настоящее бездорожье - занятие малоперспективное. Поэтому и пригласил в Казахстан - "прокатиться, грязь поместить." )) Мы тут больше озабочены поисками асфальта, самые частые вопросы в интернете - как лучше проехать туда-то и можно ли проехать вообще )))
Четверть века за рулём MITSUBISHI PAJERO http://roadstravel.ru/
21
2
Ответить
Алма-Ата
Отлично написано! Вас всегда интересно читать. Я когда купил джипа тоже поехал до чупачупса, чтоб ощутить себя крутым жипером. Каково было моё разочарование увидеть там парочку на нисан экстрейл из москвы =))) Вобщем дорога лайтовая. Главное не ехать туда зимой, а то можно не вернуться.
Паржерик отличная машина для таких покатушек.

Из моих наблюдений. исузу бигхорн 3,2 бензин туда поднялся вообще без напряга, а вот на паджеро2 2,8 турбо дизель я ехал с трудом, мощей не хватало и машина дымила черным дымом. Когда спустился всё опять пришло в норму и паджеро поехал как обычно.
18
 
Ответить
12071779
Первая победа. Дальше будут новые маршруты и новые победы. Ни гвоздя не жезла!
1
1
Ответить
     
ALMATY
Сообщений: 102
OWNER.
Ну вот - взяли и сломали всю интригу! ))) Я уже приготовил для Дрома продолжение, новый рассказ, в котором лезу в снега на высоте 3000 метров для "подтверждения амбиций" )) Ну а теперь хоть не высылай для публикации) так что читайте пока здесь http://roadstravel.ru/gory-ket...
Прочитал про ваше путешествие на Кетмень на roadstravel. Сезон покорения перевала между маем-сентябрем. Мы туда ездим традиционно в июле, на жайлау, причем поднимаемся с противоположной стороны.
7
1
Ответить
860046
Солнечногорск
погода и пейзажи у вас, любо-дорого посмотреть
12
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28102
Коротко и.....
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
1
1
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром