Камчатка: Петропавловск-Камчатский, Мильково, Эссо на Эскудо туда и обратно, август 2004г.

13.03.2006 | 14249 просмотров

Загорелся идеей проехать всю Россию из Владика, так и попал в раздел путешествий, прочитал очень много интересных статей как люди путешествуют и что видят, красиво, но про Камчатку как я понял не писал никто. Напишу тогда и я, где был что видел.

Так как с Камчатки деваться особо не куда, хоть и полуостров, дорог на большую землю нет, вулканы батенька, да и кто будет ездить, населения всего каких то 300 тысяч и 95% этого населения живет в Петропавловске-Камчатском. Но населенные пункты уходят далеко на север и особенно по побережью, все же рыба, это наше золото. К тому же улов бывает через год, то на западном побережье, то на восточном.

Короче собрались мы с другом, он мне сказал, что есть такой поселок Эссо, это Камчатская Швейцария, зажат он между двумя хребтами и находиться в долине, там тепло. Там много термальных источников, теплицы отапливаются этой термальной водой даже в феврале при холодах в 40 градусов, осадков в 6 раз меньше чем в Петропавловске и здоровый бассейн на открытом воздухе(в Петропавловске такие тоже есть, но за деньги) с горячей минеральной водой для всех, иначе говоря бесплатный.

Это сосновые леса и высокие прямые деревья, в Петропавловске же в основном  каменные березы, довольно кривые и не самые высокие, там же не рядом  вулкан Ключевская сопка,

самая высокая в Евразии, живем на Камчатке, а красот основных то не видали стыдно и обидно. А главное в Петропавловске этим летом сплошные дожди и температура не превышала 19 градусов, а лето то где?

А там всегда солнце, температура 30 градусов, ранняя клубника и помидоры, к тому же совсем дикие места. Ладно собрались, под рукой Сузуки-эскудо 3 двери 91г. Немного разбита рулевка, но подвеску убить не легко и 4 вд, дорога около 600 км. в одну сторону, из них 500 по щебенке, типа тоже федеральная трасса.

Ладно поехали, через 120 км. кончается асфальт и начинается щебенка, равняют ее грейдерами, до этого с разбитой рулевкой по городу больше 80 боялся ездить, а тут по щебенке ехать долго, но понимаю в запасе только день, нога сама давит тапку газа, идем 80, быстрее просто начинает заносить, машин вокруг очень мало, навстречу попадаются в основном грузовики с лесом из Мильково, это на пол пути в Эссо, там тоже тепло, но в Эссо теплее, редкие нивы и крутые круйзера с номерами типа 300 или 005, наверно владельцы рыбных заводов.

Привычная пересеченная местность уходит, едем по равнине, очень непривычно на Камчатке видеть равнину вокруг. Деревья становятся выше и тоньше, уходит привычная для этого лета облачность, вокруг чистое небо и марево, жарко, вокруг пыль. Часов через 5 доезжаем до Мильково, здесь даже есть обычные каменные многоэтажки, на вьезде на мосту нас останавливает для проверки гаишник, молодой парнишка, жарко. Летают какие то оводы, рядом речка, лицо у него сгоревшее, искренне жаль парня, его же там живьем всякая летающая живность ест. Спросили у него как здесь с дождями, говорит все в порядке, вчера был пол часа дождь, единственный за 2 недели, а так жара и сухо.

Вот он Камчатский рай, 30 градусов и ни капли дождя. Едем по нормальному асфальту, хорошо, доехали до местного рынка, уже продают клубнику, это на месяц раньше чем в Петропавловске, домашний квас, молоко, редиску и прочее, эх деревня.

Понимаем, что нам нужно что то на голову одеть, чтобы не напекло, в магазине кепки и панамки нашего размера отсутствуют, по приколу и на всякий покупаем шляпы с сеткой от комаров, всего каких то 30 рублей, Китай.

Неплохо обедаем в совдеповской столовке, там прохладно и мы единственные на этот час посетители, настроение отличное. Пролетели не заметив половину пути, остальная половина мелочь, садимся в  машину и выезжаем после заправки из Мильково, выходим на щебенку, только камни вокруг почему то гораздо крупнее и машина после 60-70 в них просто вязнет, пейзаж однообразный. Пробиваем колесо, черт, в городе же перед выездом его клеили, меняем на запаску. Вокруг летают тучи оводов, пришлось одеть шляпы от комаров, не зря взяли. Едем дальше.

Дорога меняется каждые 50 километров, в основном качеством, так как это участки ответственности разных предприятий. Доезжаем до развилки, налево Эссо, сворачивает прямо, видны группы вулканов, самый симметричный из них Ключевская сопка, рядом один дымиться, это Толбачик, последние годы несколько раз извергался и дымит постоянно. Чем ближе Эссо тем ближе к нам низкая тяжелая облачность, как в Петропавловске, зато какие вокруг деревья, тоненькие и идеально ровные, раза в 3 выше чем в городе, видно что ветра здесь нет в принципе. Проезжаем местную гидроэлектростанцию.

Видим надпись что местная территория охраняется Юнеско и все такое, видим дерево, все в лоскутках материи, наверно счастье приносит, едем и едем, дорога петляет, дождь грязь, колдобины. В дороге  уже часов 7, ехать не в пример тяжелее, чем до Мильково.

Ура приехали, на улице дождь, температура около 18 градусов, а где же лето? Бегая между деревянными гостиницами ищем место на ночлег, мест нет или есть но в 7 местном номере и отдельно друг от друга, пытаемся  уговорить администраторшу гостиницы, чтобы посоветовала местных, которые сдают квартиру, сначала говорит что это не ее работа, потом что не знает, потом молча достает местный телефонный справочник и звонит по списку, нашла, общаемся с какой то бабкой, говорит что находиться в центре поселка, до бассейна идти 5 минут. Все круто, цивильно и с удобствами, приходите - адрес такой то, я жду вас на крылечке, про цены ни слова. Поехали искать, нашли в самом отдаленном углу поселка крайний двух этажный деревянный барак, вокруг грязь, сараи развалюхи.

Подъехали к нужному, на втором этаже курит старуха , мы ее прозвали старухой процентщицей, внешность классическая, курит какой то местный самосад, от нее прет самогоном. Показывает нам две комнаты, одна так себе, на двоих по 150р. С носа, другая я так понял ее, но по 200р., но с цветным телевизоров, соглашаемся. Дверей нет, но есть шторка и балкон с которого видно нашу машину. Стали расплачиваться, оказалось, что с нас не 400, а 600р., так как там три кровати, мы предлагаем забрать ее одну себе. Как не странно, она согласилась...

Время где то 10-30 вечера. Бросаем вещи, прыгаем в машину и едем искать бассейн, долго плутали, выехали на мост, рядом бассейн, оставляем машину, идем по выложенной досками дорожке к бассейну, слева местный супер бар, дискотека и место культурной жизни отдыхающих.

Погрузились в бассейн, здорово. Звезды, мы одни, открыли на двоих баночку пива, главное небо звездное, закат был с солнцем. Расслабились, едем спать, при переезде через мост нас встречают три красивые калдины с гаи, на всей дороге мы одни и такая радушная встреча. Гаишник наверно хохол, так неуловимо делает жест своей палочкой, не понятно, то ли нас остановить хотел, толи комара отогнал, на всякий остановился, спрашиваю у него надо ли останавливаться, конечно говорит останавливайся, зря мы что ли здесь стоим.

Выхожу из машины, протягиваю документы, он на меня кричит, типа я встал не на обочине и создаю аварийную ситуацию на его дороге, такой наглости не ожидал, ну хохол наглый думаю, вокруг же ни души и не предвидится, какая такая ситуация, прижимаюсь машиной сильней к обочине. Отдаю ему документы, он их для виду в руках крутит, остальные не менее упитанные и наверно не совсем трезвые гаишники смотрят на меня, как на добычу, аж слюна капает.

Спрашивает что я пил, я говорю не пил, он мне в глаза заглядывает, говорит ну пил же скажи честно здесь все свои, и так минут 10, как я понял, это единственный повод, чтобы я устроил им всем праздник живота, понимаю, что у него даже трубочки, куда дышать нет, но дышать на себя не просит. Наверно сам изрядно выпил, но отставать от меня не намерен. Разговор ведется так, что я обязан был просто выпить и с моей стороны не хорошо нарушать такую традицию, на что говорю что только приехали и не нашли еще где выпить. Наконец то отстал и на перемигивания сослуживцем объясняет, что мол приезжие, не успели типа засранцы.

Едем домой, хорошо все же, что улица и дом крайние, заблудиться трудно. Дома бабка пьет, с какой то женщиной из Петропавловска лет 45, с ней сын лет 10, как я понял эта дама нормальная, но с бабкой пьют уже дня 2 не просыхая.

Готовимся ко сну, отбиваясь от навязчивой помощи пьяной дамы, которой от нас откровенно нужно хотя бы немного секса. Еле ее выпроваживаем.

Ложимся 2 часа ночи, спим. В 4 часа к нам заваливается бабуля, спрашивает не спим ли, с ужасом, думаю неужто и бабулю на секс прибило. Оказывается, зашла стрельнуть чего-нибудь сладенького, так как у нее диабет и прочее и ей не хорошо и вообще из больнички на день отпустили. На следующий день изучаем местность и делаем колесо на единственной шиномонтажке у местного умельца Петровича.

Он делает все без особых приспособлений, только разбортировку проводит с помощью самопального устройства и цепи, цена как в городе. Оказывается в наше колесо попал кусок окалины на городской шиномонтажке, она и протерла нашу новую камеру. Я у него интересуюсь, нет ли у нормальных хозяев здесь жилья, говорит поспрашивает, оказывается к нему вчера 4 москвича должны были приехать, а их нет, говорит что нас поселит в отдельный домик на 1этаж и что, если мы не будем против и москвичи все же доберутся, то будут жить на втором.

Конечно согласились, цена 150 с человека, потом москвичи прожили дня два и уехали, а мы неделю жили в этом домике одни со всеми удобствами кухней ванной и отдельным входом, только вода очень жесткая - минеральная и вонючая. Как оказалось лето в Эссо в этом году было такое же пасмурное как и в городе, но как мы приехали началось солнце, в первый день я сгорел, за пару часов.

Заказали поездку на лошадях к местному озеру, цена за 2 часа - 600рублей.

Лошадей пригнали прямо к дому, я в первый раз в жизни ехал верхом, поехали сразу. Хорошо что одели накомарники, озеро не впечатлило, там был ветер и вся местность вокруг пострадала от пожара, но лошадь это здорово, к тому же нам подогнали настоящих местных низкорослых лошадок, я ехал на гибридной, понравилось.

Пошли искать витамины: клубнику никто здесь еще не видел в этом году, местные в теплицах умудряются выращивать арбузы и виноград, но продают только огурцы и помидоры, помидоры по 50руб., в городе столько стоят китайские, домашние же у нас по 120-150 за кг. Взяли помидоров пошли искать молочные продукты. Оказалось дешевле и вкусней они в местном совхозе, ищем совхоз, это обширная территория состоящая из разрушенных бараков, как будто была бомбежка - везде кучи то ли грязи, то ли навоза, месим на джипе эту жижу, прорываемся до единственного целого барака.

Интересная картина - две двери, одна открыта, но старая, другая обита нержавейкой, но с надписью посторонним вход запрещен. Я иду в нормальную дверь, кричу "Ау!"... никого нет, друг лезет в запретную. Лезу в итоге туда же, там стеллажи с маслом, творогом и прочим. Кричим "Ау!"...

Выходят к нам такие видные веселые доярки, спрашивают чего желаем, цены ниже раза в 2 чем городские, но масло например жирнее обычного в два раза, сливки жирнее обычного. К стати, сливки нам предложили 3-х типов: совсем свежие, сплошная пена; 6-ти часовой давности, гуже сметаны; суточные, похожи на твердое масло. Купили разных, купили ряженку и кефир, теперь я понял чем они отличаются, ряженка, выглядит как варенец, только без противных пенок и шкурок, она медленно стекает в горло, приятно смазывая организм, очень все вкусно, сливки есть не могли, очень жирные, стали класть их в горячий чай.

Таких продуктов не видел ни в одной деревне. Ночью пошли в местный типа клуб, мест уже не было, к себе за столик зазывала одна яркая блондинка, но там уже сидело 5 девчонок, спонсорами быть не хотелось. Вышли на улицу, встали под столбом с фонарем, там что-то быстро летает, говорю другу, смотри это летучие мыши, он говорит что их на камчатке нет, я говорю что в городе раз даже видел и бабочки так не летают. Пока спорили к нам подошел местный парень и спросил, что летучих мышей рассматриваем?

Я был прав, парень оказался местным учителем, пообщались рассказывал что для любого местного уйти в лес с ружьем и собакой дня на три на легке не проблема, про жизнь общались, сказал зимой хоть градус низкий, но не чувствуется, ветра нет, сугробов тоже. Наш Петрович оказался свидетелем Иеговы, сам общался с этими ребятами в студенчестве, поговорили на богословские темы, он оказывается раньше пил, курил и дрался, если бы не вера в живых бы его уже не было, интересный мужик, оказывается у них здесь организация - много таких как он. Что очень удивило, здесь очень много иностранцев, поляки, французы, японцы, в общех разных хватает.

Оказывается многие иностранцы даже в город к нам не заезжают, а едут в эту глушь и здесь живут, смотрят камчатку так сказать с заднего хода, а не от города. В поселке оказалось два музея, один официальный и один частный. В частном можно купить любые поделки из бивня мамонта, кости, бересты, шкур и прочее, местный умелец фотографировать не разрешил, так как в городе подобные поделки гораздо дешевле и типа наши у него авторские идеи могут украсть.

Рассказал нам про то что все местное население, а живут здесь большинство эвены - оказывается не местные, а в начале века бежали из Сибири, были там что то вроде местных цыган, гады короче и воры, оттуда их выгнали и 20 человек пришло в эту долину где никто не жил, размножились до нескольких десятков тысяч. Очень злопамятные и другое население их называет ламуты, что-то на их языке это значит.

У этого умельца встретили девчонку с иняза, она французам переводила, при нас французская бабулька купила шкурку какой-то хитрой лисицы за 150 баксов, короче местные живут неплохо. Слышали что недавно спалили одну новую шашлычку, типа конкуренты не нужны. Хозяин лошадей, на которых нас катали, оказался местным охотником, зимой оказывается он со всеми лошадками уходит на охоту на всю зиму на западное побережье полуострова, а лошадки сами копытами из под снега себе траву добывают, говорит две этой зимой от голода сдохло.

Пытались с другом залезть на местную скалу, чтобы посмотреть на местность сверху, не дошли, болотца помешали, потом он сам залез говорит очень сильный ветер наверху.

Я в это время пошел снова на лошадях кататься, но уже один.

Время провели отлично, загорели, отьелись на местных сливках и ряженке, через неделю поехали назад, обратный путь занял гораздо меньше времени. Хотели подъехать ближе к Ключевской сопке, доехали до парома через реку, но ждать полтора часа по расписанию не стали - поехали назад. За 150км отвалилась гофра на глушителе, как раз когда свернули на малки, это местность такая.

С одной стороны завод малкинский,который делает малкинскую воду, с другой две здоровые полянки на которых куча луж разного размера с водой от кипящей до теплой и рядом холодная горная речка, везде разноцветные водоросли вода очень полезная, полянка вся теплая, но народу встать негде, короче грязь одна, в источниках купаться не стали. Приехали домой, хотелось свежих помидоров, сливки и ряженка кончились через два дня.

Трудно же быть городским жителем. Хотя по ценам жить в Эссо все равно что жить в Крыму, только персики не растут и развлечений мало, а так милости просим.