Томск — Хакасия — Тыва — Монголия — Алтай

12.06.2019 | 17304 просмотра

Полный бак, музыку Deep House погромче (Trance тоже бывает, для слияния с природой) за руль и «на дальняк», как говорится, я получаю от этого неимоверное удовольствие, в этот раз решил доехать до Монголии. Алтай изъездил уже вдоль и поперек. Много раз доезжал до границы с Монголией — Ташанты, но за границу как-то не решался. Чтобы не кататься туда-обратно по одному маршруту, решил сделать круг Томск — Хакасия — Тыва — Монголия — Алтай — Томск, тем более что в Тыве познакомились мои родители 36 лет назад, много читал про эту республику, удивился, что там буддизм, как-то не вязалось это в моей голове — Россия и буддистские храмы, решил, что надо на это посмотреть.

День 1-ый, проехал 820 км.

С Томска выехал 16-го числа (подгадал так, чтобы границу проехать в субботу после обеда) рано утром.Дорога пролегала через Мариинск — Шира и далее до Абакана.

Климат Хакасии уже довольно сильно отличается от томского. Это я понял, когда встретил закат возле Шира при температуре +12 градусов, а потом за 10 минут затянуло все облаками, начал идти дождь, переходящий в снег, и в итоге снегом залепило все дворники, температура опустилась до -2, но через 20 минут тучи разошлись и температура восстановилась до +8. Удивлению моему не было предела.

Тучи настолько низко, что казалось, что они касаются животных.

Доехал до Абакана и решил там заночевать в простой придорожной гостинице «Север». При регистрации оказалось, что на терминале оплаты не работает apple pay, надо вставлять карту оплаты, а я уже и пароль-то забыл. Думал, конечно, что цивилизация закончится, но не думал, что так быстро )). Но зато приятно удивило, что пиво в магазине продают до 23:00, а не до 22:00, как в Томске.

День 2-ой, проехал 620 км.

Выехал из Абакана, доехал до поселка Танзыбей и там потрапезничал, потому что далее перевалы и с эти там туго. Мобильной связи (билайн) в Танзыбей у меня уже не было, не было и на всем протяжении парка Ергаки.

На вершине перевала лежит снег, но при этом довольно тепло, ветра нет. Снега такое количество, что я пожалел, что не взял с собой сноуборд )).

Перевал где-то на границе республики Хакасия и республики Тыва.

По дороге наткнулся на парк Долина Царей Тывы — Аржаан-2.

Доехал до города Кызыл. Зашел на главную площадь. Как и ожидал, увидел красивый буддистский храм. С вывесками наставлениями Далай-ламы.

К вечеру доехал до поселка Чадан, решил тут заночевать.

День 3-ий, проехал 260 км.

В Чадане утром посетил буддийский монастырь Устуу-Хурээ (тув. Үстүү-Хүрээ — верхний хурээ (монастырь)) — один из самых крупных и известных буддийских монастырей Тувы. На территории есть развалины оригинального храма 1905 года постройки, разрушенного в 1930 году.

Далее дорога до города Хандыгайты, в котором и располагается пограничный пункт. Вся дорога идет вверх по гиспометрическим отметкам и на пике достигает 1950 м. На перевале огромные глыбы льда.

Вообще, с помощью приложения SkiTrack, записал траекторию движения, начало (Танзыбей) окончание трека район граница республики Алтай и Алтайского края.

В поселке Хандыгайты потрапезничал и заправил полный бак и Вам советую сделать так же, если поедете в Монголию, потому что цены на бензин там кусаются. Далее будет фото.

Пограничную зону прошел довольно быстро, машин было всего 2. Погранцы долго досматривали, не могли поверить, что человек один куда-то собрался и так далеко, искали подвох и наркоту с оружием, видимо.

На границе много раз узнавал про страховку, сказали, не заморачивайся купишь в ближайшем городе Улангом, и так сказали, как будто он в пределах видимости. Оказалось до него 114 км, приехал я туда уже поздно вечером, в субботу, и соответственно никакую страховку не сделал.

Этот город назвали, видимо, в честь Тургэнэва ))

Перед въездом в город Улангом с меня содрали 1000 местных денег, на мой вопрос, где я их возьму, если по дороге от границы не было обменных пунктов и вообще ничего не было, ни кафе, ни заправок, она ответила «40 рублей» на кривом русском языке. Отдал 40 рублей, заодно прикинул курс.

Улангом — это столица аймака УВС. На номерах у ребят, соответственно, буквы УВС. Город небольшой, но все есть, кафе, рестораны, больницы, заправки, банки. Кстати о банках, в 17:00 они оказались все закрыты, самый простой способ снять деньги с карты в банкомате, но Газпромбанк эту функцию для Азии по умолчанию отключает, можно включить в приложении Телекард, если есть связи или вай-фай, ни того ни другого не было. Поэтому, пообщавшись с продавцами в магазине, я обменял у них деньги по курсу более выгодному для них, чем для меня, но так как уже был глубокий вечер субботы, а завтра воскресенье, я согласен был на все.

Вечером зашел в буфет )), увидел знакомое название «гуляш», оказалось, что это говядина (жесткая нереально) с капустой в бульоне. Потом, кстати, в других местах, что бы я ни заказывал, приносили всегда то же самое, только бульон становился тем острее, чем я двигался более вглубь Монголии.

В Улангоме я заночевал. Нашел гостиницу за 1500 рублей за ночь. Причем отдал прям российскими рублями. При заселении слышалось, что за стенкой какой-то караоке клуб, я подумал, что погуляю пока по городу, вечером приду и все утихнет. В итоге до 23:00 я слушал караоке на монгольском языке. Ужаснее и придумать невозможно ))

День 4-ый, проехал 270 км.

Утром выехал по направлению Ховд.

По дороге постоянно останавливают монголы и просят куда-то их довезти, причем ни русского, ни английского они не знают, а я не знаю монгольский, плюс их лица не вызывают у меня доверия.

По стопам Чингизхана ))

Озеро Khar-Us nuur.

Трасса абсолютно безлюдная. В приложении Maps.Me дорога показывалась как довольно с хорошим покрытием, по факту оказалось жуткое бездорожье, то булыжники, то зыбучие пески. Причем в приложении отобразилось 250 км за 3,5 часа примерно. Я очень сильно удивился, когда увидел дорогу такого качества, в одном месте ее просто смыло горной речкой, и я долго размышлял, стоит в эту речушку заезжать или нет на такой безлюдной трассе, в итоге потратил на нее весь день.

Еще не очень приятный факт, при пересечении границы дают листок формата А4, на котором подробно описано про такую болезнь как чума. Кто переживает за свое здоровье, лучше перед поездкой поставить прививки. На границе в Ташанте меня опрашивали, температура, лимфоузлы и прочие симптомы присутствуют ли )) В Монголии процветает чума, причем процент тех, кто отъезжает от нее довольно высок! И потом я понял, почему в Монголии это возможно, везде вдоль дорог трупы полуразложившихся животных.

Также вдоль дорог куча кузовов от авто, на безлюдных трассах это немного пугает, особенно когда ты один в авто.

Снизу на фото Ховд, много ДПС в городе, а вот 95 бензин я так и не нашел, все заправки объехал.

В Ховд уже никто ни по-русски, ни по английский не разговаривает, так что в ресторанах и на заправках только язык жестов.

День 5-ый, проехал 300 км.

С утра с Ховд выдвинулся в сторону города Улгий столицы аймака Баян-Улгий.

Дорога местами просто идеальная, редко где по таким ездил, а с таким пейзажем нигде. Можно по ней ехать вечно, с такими пейзажами даже превышать лимит скорости в 80 км/ч не хочется.

Но местами дорога сменяется на грунтовую очень плохого качества — ожидаемо.

Трасса уже более оживленная, стали даже появляться кафе вдоль дороги, называются они Зоогийн Газар, вспоминая про чуму, останавливаться в них нет желания.

Это авто видно, что оставлено тут сравнительно недавно…

Перевал высота 2300 м над уровнем моря.

По трассе стоят домики, внешне неприметные, но оборудованы солнечными панелями.

Перед Улгием нашел такую вывеску, где написано Кошкелдыниз, помню с Казахской таможни еще, что КошКелдынездер по-казахски добро пожаловать. Википедия говорит, что население Улгия 90% с лишним казахи. В принципе, как и в российском Кош-Агач.

При движении отлично, когда ветер дует в направлении, при котором пыль не попадает на машину, а когда ветер меняется, то получается вот так (у кого аллергия на пыль, будет тяжело):

Далее по дороге озеро Толбо. Пошел прогуляться от дороги до него и встретил лебедей. До чего красивые! Подпустили близко, наверное, потому что у меня фамилия Лебедев ))

На въезде в Улгий вот такой знак, проблема пьянства, видимо, тут стоит довольно остро.

Поужинал в Улгий, персонал, что удивительно, криво, но по-русски понимал,J за это им уважуха!

Красивых мест в округе не нашел, поэтому вернулся на Озеро Толбо и там заночевал в машине. Озеро Толбо, как и Байкал, на нем от сильных ветров постоянные волны. Было бы теплее, можно было бы представить, что ты на море.

День 6-ой, проехал 320 км.

Утром поехал в сторону Ташанты. По дороге перевалы настолько высокие, что срезаны вершины. А ветер дует на них с такой силой, что, если не придерживать дверь, то она будет открываться, как у Роллс-Ройся, в другую сторону ))

Российская погранзастава. Аж гордость берет )) И герб тут тебе, и флаг =)

Решил проехать наконец-то на Марс, но с временем года, для такой машины, как у меня, не угадал, речки разлились очень сильно. На УАЗах возят.

Зато покатался в округе по горам. Виды не хуже, чем в Монголии. Там между гор течет река, но по фото не передать, все вливается в 2D.

Далее Северо-Чуйский хребет вблизи поселка Курай. Красота.

Ночевка в Акташе в гостинице «Расул». Всегда там останавливаюсь, приятный персонал, много беседок для любителей шашлыков и застолий.

День 7-ой, проехал 330 км.

Вообще, я по горам любитель полазить и без машины, нашел тропинку за поселком Чибит. Доехал на машине довольно далеко:

Дальше решил на машине не ехать, но у кого 4вд и есть желание познать неизведанные тропы, то за поселком Чибит по этим дорогам можно покататься. Далее решил пешком.

Айфон показал 200 этажей ровно. Так что, кто соберется, рассчитывайте свои силы и берите спрей от клещей, на Алтае их очень много, я одного бегущего по мне успел скинуть.

Далее прокатился по старому Чуйскому тракту. Слева внизу это современная трасса.

Далее по курсу был Семинский перевал, на котором как обычно холодно, +2 всего, снег кругом и до горы Сарлык мне на своей машинке доехать не удалось, зато получилось красивое фото.

Алтай тоже довольно непредсказуем по погоде, облака прогоняет быстро, бывает, что половина неба солнце, половина дождь (в моем случае, переходящий во влажный снег).

Заночевал в Манжерок, в гостинице горнолыжного курорта. Там летом довольно зелено и красиво, как будто в Европе очутился. Кто проживает в гостинице, тому бесплатный экскурсионный подъем дают, мелочь а приятно.

День 8-ой, проехал 740 км: Манжерок — Томск, ничего красивого по пути замечено не было.

Общая протяженность пути 3700 км.

P.S. Не ругайте строго за ошибки по тексту =)

Практически все фото без фильтров и сделаны на айфон 7.

Ник на drom.ru Vahtovik (id:17449136)

@lebedevandrey2018 мой профиль Instagram, кому будет интересно =)

хорошо скатался, ног не покидает вопрос: а что в одноря поехал?
Кызыл
Отличная поездка! Но на Камри по Монголии - почти подвиг)))
Отличная поездка! Но на Камри по Монголии - почти подвиг)))
Если в пустыню Гоби не заезжать, то оказалось вполне комфортно =)
Nachtwandler
хорошо скатался, ног не покидает вопрос: а что в одноря поехал?
Одному проще познавать Дзен в необъятных просторах такой страны как Монголия =)
RomNik24
Одному проще познавать Дзен в необъятных просторах такой страны как Монголия =)
Как дорога от Улаангома до Ховда, сколько по времени ехал?

Отлично
T.me/chinamarka - ТГ канал про китайские автомобили

TURBOCAFE.RU - #ОКОЛОТУРБИН
На Камри по МНР смело, монголов че не посадил народ хороший в отличии от приграничных казахов ( в Улгие до 90 %, в российском кош-агаче 50%)!

Ха ! Кто то лифтует делики , крузеры для Монголии. А оказывается можно просто на обычной Камрюхе по монгольским степям прокатиться )))
Subaru Outback BR9.2012
Мой отзыв: Hyundai i30 2008
RomNik24
Как дорога от Улаангома до Ховда, сколько по времени ехал?
очень плохая и безлюдная... сначала на выезде с Улангома огромная галька .. потом дорога перемыта горными речками в нескольких местах.. потом пески и уже ближе к ХОВД начинается асфальт

Не знаю хороший или нет .. но то, что Шустрый это точно =) внешне они конечно выглядят как бабайки =)
Кызыл
Молодец! Экстремал, в каком-то смысле, мало кто один совершит такую поездку.

Всем добра!
можно считать подвигом !!!! ))

Меня поражает - установить всякие приложения на смартфон для измерения дальности,углов и т.д. поездки и не установить простейший переводчик!!!
Мой отзыв: Toyota Harrier 2003
Roboto
Если честно, то на такой машинке и по такому маршруту я бы не рискнул. Так что автор в некотором смысле герой-первопроходец...
4ingiz-xan
переводчик с русского на монгольский? я просто был уверен, что элементарные вещи на английском должны все знать, особенно в сфере туризма и гостиничного бизнеса =) оказалось там все гораздо хуже .. страна к иностранным туристам не готова =)
Хорошая поездка, только мне кажется скучновато одинокому.

землянин
Это их страна.Так что либо дружи и понимай,ибо пошел нафиг
svop
Что это было?

пирамидон
тоже слышал, что без подготовленного джипа с комплектом "боевых" колёс и нескольких канистр топлива там делать нечего...

Ядреная прям поездка, спринт, автор чего то недоговаривает а так все отлично!

Рубцовск-Томск
Бро, молодец!
RAV4_2018
SPARK_2012

Roboto
Я в 2017 году на TOYOTA COROLLA ездил почти этим маршрутом. Не доезжая Улаангома поехал вправо,хотел на Цагаануур. В итоге сутки по таким ебеням ползал, мимо озёр через Ачит-Нуур добрался до Улгия. Дальше был Алтай.

RomNik24
Спасибо, в этом году, в июле поедем, только в восточную часть страны (Улан-Батор).

2892085
Красавца!

За кальян жирный минус.

Хорошая поездка! Написано интересно, про чуму не знал)))
Радует, что даже на асфальтовой Камри можно, оказывается, путешествовать в разные регионы. Даже там, где дороги так себе)
Мой отзыв: Toyota Camry 2018
Оставил бы камри, если что случилось бы с тачкой?
к этому надо быть готовым =)

RomNik24
тож смотрел на это направление.. но судя по карте maps.me там полотно дорожное гораздо хуже.. и населенных пунктов мало по пути, для полного погружения =)

Удачной поездки!! =)

миг23
За кальян жирный минус.
У каждого свои недостатки =) для кого то это минус для кого то плюс =) люди разные

Рубцовск-Томск
Оставил бы камри, если что случилось бы с тачкой?
Чо с ней может случится, тойота не ломается)
RAV4_2018
SPARK_2012

Именно!Ну и да - в Монголию думаю желающих съездить не так уж и много.Я вот там ни разу не был и не тянет.
Проходил похожий маршрут. Ну что сказать, местные там, в основном на Приусах, штурмуют участки, куда россияне на Крузаках раздумывают - стоит ли ехать. А страна действительно интересная и соглашусь, что порой дорога там заставляет впасть в медитацию и задуматься о смысле жизни.

Ufa
Ширли-Мырли, Шир-Манирли...

ОСАГО, КАСКО, Техосмотр

На Алтае
По времени поездки увидел только, что выехал 16 числа. Месяц и год нужно угадать самому. Или я прочитал невнимательно?

На Алтае
Mr-painter
Наверное кальян веселит.

Курчатов
разорвала мой моск фраза "При движении отлично, когда ветер дует в направлении, при котором пыль не попадает на машину, а когда ветер меняется" )))
желаю новых поездок и найти напарника (цу)
андрей
Да, еще недавно поездка в Монголию была ЭКСПЕДИЦИЯ, чуваки на лифтованых крузаках, минимум 2 а то и 3 машины, обклеены наклейками с маршрутом и т.д. Все меняется вот человек на камри в одно лицо сгонял.
Алекс
Автор...красава.... Стальные яйца... Интересно было почитать,а фото...особо рассмешило,где блок ДВС валяется))) Вот это местааааа...Класс!!!

Ufa
Веселый кольян-это хорошо)))
Ширли-Мырли, Шир-Манирли...

ОСАГО, КАСКО, Техосмотр
RomNik24
Там было направление, maps.me ****ю показывал. Ездил в июле, дорога закончилась, ехал через ущелье, русла высохших речек приходилось пересекать и по ним же ехать. 2 перевала не менее 2000 м. приодолел, вокруг дикая природа. Редко юрты попадались. С Монголами общались по пути,они раз пять спрашивали: есть водка? Далее в одной из (если можно назвать) деревень заправился, и по следам самосвалов которые возят уголь добрался до Улгия. По следам вообще интересная история. Самосвалы из разреза возят уголь к цивилизации, кроме степей и гор вокруг ничего, но на дорогах есть ямы большие. Когда грузовик проезжает яму, то с его бортов рассыпается груз. На песке это хорошо видно, и как подсказка едешь и смотришь направление. Страховку не делал, пару раз ментов в Улгие видел и всё, никто не тормозил.

Урал южный
Алекс
Как про йайцы определил ? )))

Красота, когда то достанет меня дом , семья , жена и я рвану туда.

Gazovik22rus
Чо с ней может случится, тойота не ломается)
Точно 😂🙌🏾

Совершенно верно 🙌🏾😂 да приусов очень много ..

Mr-painter
Одному не скучно?
Есть в этом минусы и плюсы ))

tutoleg
Май 2019

DuckWader33
интересно и полезно. молодец! юмор тоже на месте. фотки отличные. мне с кальяном в конце дня на привале понравилось. разорвала мой моск фраза "При движении отлично, когда ветер дует в направлении,...
Спасибо 🙌🏾 С таким отзывом придётся ещё какую нибудь статью написать 😁

андрей
Там такие есть и сейчас 😂 все зависит от того насколько глубоко народ хочет погрузится 😂 и на лифтованном лучше ехать минимум 2 машины потому что за трактором идти можно несколько суток 😂

RomNik24
Так и есть😂 тоже страховку не делал как то неорганизованно у них это все значит и спрос такой же ))

Красота, когда то достанет меня дом , семья , жена и я рвану туда.
С семьей тоже можно ехать 😂

Если ты ехал, а кто тогда тебя фотографировал?
Автор реально кальян для чего? Чтобы проезжая в Туву через Ергаки пересечь границу тувы и хакасии? Куда Красноярский край дел?- Путешественник!
Канистра бензина в багажнике была?

SSSMOKE
Слышали про штатив и выдержку на камере?
Таймер, выдержка это совсем другое...
Иван Коробейников
Надо было на озеро Хяргас-нуур заехать, османов половить. http://www.fishingkem.ru/otchet/otchet-184.html
Vahtovik_
С семьей тоже можно ехать 😂
Нет! Только не в эту поездку.)
шутка)0

Переверзин Александр
Отличный рассказ!

Егор
Доброго времени суток. Хочу повторить данный маршрут в августе. Подскажи пожалуйста приходилось ли броды пересекать? Много ли откровенного бездорожья? Спасибо

Трипод ) селфи палка с ножками и пультом Блютус

Совершенно верно это граница Ергаки-Тыва..

SSSMOKE
Слышали про штатив и выдержку на камере?
С телефона все фото я писал в статье в конце

Владтмир Коноаалов
Канистра бензина в багажнике была?
Изначально хотел взять.. но почитая отзывы, посмотрел на километражи по карте и решил, что на данном участке это не обязательно

Иван Коробейников
Уже в след раз 😃 спасибо За информацию )

Егор
Речки горные текут кое где пересекал, но они не критичные и думаю в августе будут ещё меньше, откровенного бездорожья где можно засадить Авто я не нашёл

Vahtovik_
Большое спасибо

Kirill N.
Рыбинск
Если ты ехал, а кто тогда тебя фотографировал?
кнопка Bluetooth с селфи палки...

AiD
Кызыл
Здравствуйте! Хороший маршрут. У вас не осталось маршрут движения?
RomNik24
Только вернулся из путешествия. Планы пришлось менять на ходу. С Улангома поехал на Ховд (с расчётом далее на Улан-Батор),но прополз примерно 20 км вернулся обратно, дороги нет сплошной скальник, никто не ездит, преодолев 2 брода,остановился на третьем, пока думал варианты, переговорил с местными. Сказали пока дороги нет, идут дожди всё поразмыло,чтобы попасть в Ховд нужно ехать на Наранбулаг потом в Олгий и на Ховд. В Улангоме показал карту местным безовозщикам и автобусникам,они нарисовали мне новый маршрут на Сонгино далее на Хархорин и в столицу.Так я и сделал и не пожалел,дорога хорошего качества асфальт, часть строят китайцы (очень быстро и качественно) объезды по степи номальные, на пузотёрке без проблем.Вокруг красота но это другая история.После пребывания в Монголии, выезжал через Алтанбулаг-Кяхта,от Улан-Батора до Дархана дорогу строят 200км, вся изрыта, самая херовая часть пути.

Роман
16 августа ездил по дороге их Улаангом в Ховд. Дорога среднего качества, ездить можно. У меня 18 колеса с 55 профилем, даже на них не так уж все и плохо. Тоже проехали 20 км, 2 брода.
На третьем остановились,глубина чуть выше колена (воздушный фильтр находиться у меня примерно на этом же уровне), течение сильное, есть риск того что может снести чуть чуть на большую глубину. Встретили местных военных, рассказали что на этой машине вы ни этот брод, ни дальше не проедете. В Ховд можно только в объезд (560км) попасть, вернувшись в Улаангом.

Боготол
На камри по Монголии это круто, до озера Хяргас да .....а Улгий это капец....правда я не ездил через Ховд но думаю дорога не лучше чем по северной дороге правда там несколько перевалов за 2 тыс. на дороге камни если нет то гребенка.... по Монголии нынче накатал более тысячи был даже на озере Хотон ..... хочу уточнить брошенных машин видел 2 и то сгоревших, трупы животных не валяются, с общением проблем нет, старшее поколение русский понимает, люди хорошие и готовы всегда помочь, деньги можно не менять, берут рубли почти везде, бензин везти не надо, АЗС есть даже в маленьких деревнях, бензин хороший но немного дороже 95й большая редкость, еда простая но дешевая, 2х местный номер стоит 750 на человека, заезжать лучше через Абазу на АК-Девурак, красевее и ближе есть 2 горные турбазы (снеж. барс и Кубайка) где можно заночевать

Неплохо, но машинка явно не для Монголии.