Югра — Карелия — Беларусь — Крым 2018 г.

24.04.2019 | 21186 просмотров

Приветствую всех автопутешественников и других любителей активного отдыха! Предлагаю вашему вниманию очередной отчёт о нашем летнем турне на автомобиле в 2018 году из Нефтеюганска (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) к южным морям. Конечной точкой пути традиционно был Крым, но предварительно мы проехали по нескольким северным областям России, побывали в Карелии, на 3 дня задержались в Санкт-Петербурге, посетили несколько древнерусских городов и впервые прокатились по Беларуси! Везде заезжали на осмотр основных достопримечательностей и красот! Посещали музеи, выставки и храмы! В Крыму так же предавались не только пляжному отдыху, но и активно-познавательно-лазательному туризму)).

Короче говоря, это не просто дорога к морю и обратно, а очень интересное семейное автопутешествие!!! Общий пробег в итоге составил более 14,5 тыс. км!!! Получилось довольно познавательно и здорово! Чем и хочу поделиться с вами!

Команда у нас прежняя — 4 человека: мы с супругой (оба водители и штурманы) и две наши дочки (14-ти и 17-ти лет).

Тактика езды выработана годами: меняемся за рулём каждые 3-4 часа независимо от пробега. Скоростной режим стараемся сильно не превышать — крейсерская скорость на трассе 100-110 км/ч. Заправлялись топливом, как правило, на фирменных сетевых заправках (Лукойл, Роснефть, Газпромнефть), пользуясь принципом «осталось меньше полбака — ищи АЗС».

Об автомобиле: Mitsubishi Pajero Sport II, 2011 г.в., дизель, автомат. Пробег к началу пути — 106519 км. В преддверии поездки немного модернизировал автомобиль: установил новые А/Т шины Good Year Wrangler Duratrac, заменил штатную защиту днища на более прочную и внедрил дополнительный радиатор АКПП. Помимо очень вместительного багажника (более 700 литров) на крыше уже 3-й год вожу автобокс Thule motion 800 объёмом в 460 литров. В принципе, хватает, но, учитывая в основном женский состав команды, всё было заполнено, как всегда, до отказа.

Про оборудование: старенький видеорегистратор Mio 568 и новенький радар-детектор SHO-ME G-800 (который очень понравился и пригодился). Навигация осуществлялась путём использования штатного автомобильного устройства (хотя и со значительно устаревшими картами), а также с использованием Навител и Яндекс на смартфонах. На трассе хорош Навител (не зависит от наличия интернета), в городах — Яндекс.

Маршрут всего нашего путешествия длиной 14,5 тыс. км.

Мы давно мечтали побывать в Карелии и на русском Севере, поэтому решили впервые проехать по этим местам, так сказать с ознакомительной целью. Кроме того, было желание посетить Беларусь. Ну и, конечно же, должны были приехать в наш любимый Крым — там у нас много друзей и родных. Всё-таки летом для детей обязательно должно быть море! Как всё это объединить? Только одним способом — проехать везде на своём авто. Благо длинный северный отпуск позволяет.

Маршрут составляли несколько месяцев. Много спорили, читали отчёты других путешественников, смотрели видеообзоры и «шерстили» туристические сайты. Вообще-то, это очень увлекательное и познавательное занятие — позволяет значительно расширить кругозор и познания в истории и географии, а также скоротать время длинными зимними вечерами!

Большинство гостиниц и квартир по предстоящему маршруту было забронировано заранее. Последнее время мы отдаём предпочтение аренде квартир, так как это для семьи из четырёх человек значительно дешевле, а зачастую и комфортнее. Чаще всего бронь осуществляли через Букинг, но иногда и через Авито (особенно в Крыму).

Все предоставленные фото — свои, сделаны зеркальным фотоаппаратом Sony А58, иногда с автомобильного видеорегистратора или мобильных телефонов и немного с экшн-камеры.

Итак — «поехали»! Из Нефтеюганска (ХМАО-Югра) стартовали 01.06.2018 г. в 6:00 по направлению к Екатеринбургу. Погода у нас была ещё очень холодная, где-то в районе +5 градусов, поэтому выезжали в куртках. Путь пролегал через Тобольск и Тюмень. Попали на несколько ремонтов, но времени много не потеряли. Пройдено за сутки было 1066 км.

Маршрут Нефтеюганск — Екатеринбург.

На следующий день взяли курс через Пермь на Киров. С утра, в Екатеринбурге, даже выпал небольшой снег, хотя местами уже цвела черёмуха.

В окрестностях Екатеринбурга — цветёт черёмуха.

Маршрут Екатеринбург — Киров (856 км).

Мы уже несколько раз проезжали мимо Перми, и в этот раз я волевым решением всё-таки направил автомобиль в центр города. Первым и самым смешным был арт-объект «Пермяк — солёные уши». А Вы знаете, почему так называли пермяков?

Теперь и я «пермяк — солёные уши» :))

Следующим арт-объектом была небезызвестная огромная 3D буква «П» из еловых брёвен высотой 12 метров. На наш взгляд, в общем-то прикольная вещь — очень оригинально, величественно и символично! Такого мы больше нигде не встречали.

Пермь. Знаменитая большая буква «П». Она действительно большая!!!

Рядом расположен так называемый «Сад камней», что возле железнодорожного вокзала. Это небольшой парк с прикольными и модными нынче арт-объектами.

А ещё в Перми есть настоящая Эйфелева башня, правда немножко поменьше…

Пермская Эйфелева Башня.

Рядом с Эйфелевой башней есть вот такие прикольные фигурки: почти точные копии роденовского Мыслителя и мухинской Рабочего и Колхозницы:))

В Киров (раньше он назывался Вятка, а ещё раньше — Хлынов) приехали довольно поздно, поэтому гулять уже никуда не пошли. Ночевали в небольшой гостинице «Классик» (ул. Мопра 67) в отдельном домике с парковкой, в двухкомнатном и очень уютном номере за относительно небольшие деньги.

Раненько утром пошли гулять по Кирову. Первым в списке был старый Александровский парк, который нам очень понравился. Он небольшой, но душевный. Учитывая ранний час, мы в парке были почти одни! Когда-то давно, на месте этого сада и ближайших территорий располагался Хлыновский деревянный кремль. Он был построен в середине XV века в период борьбы Вятской республики против Москвы. С южной и восточной сторон кремль площадью примерно 4 га был прикрыт естественными преградами (обрывистый берег реки и овраг), а с запада и севера — искусственным рвом.

Киров. Александровский сад. Маленький, но очень красивый и душевный.

Киров. Памятник Петру и Февронье в Александровском парке.

Киров. Александровский парк. Под крышей беседки стоит старинное фортепиано, можно поиграть…

Киров. Александровский парк, река Вятка.

Пройдя парк, вышли на набережную Александра Грина, которая расположена вдоль реки Вятки. С погодой нам пока не очень везло — было холодно, пасмурно и периодически моросило. Поэтому фото с красивыми видами не получилось.

В городе мы случайно стали свидетелями начала Великорецкого крестного хода (длится трое суток), который имеет очень древнюю историю. Возле Успенского Трифонова монастыря, мимо которого пролегал наш путь, было много людей, приехавших для участия в крестном ходе. Причём, многие из них, были с палатками и другими туристическими принадлежностями. Особенно удивило большое количество молодых людей и детей! Пройти на территорию монастыря было затруднительно вследствие многолюдности, поэтому осмотр этой святыни пришлось отложить. Но сам крестный ход нас очень впечатлил! Всё-таки живо на Руси Православие!

Киров. Успенский Трифонов монастырь (основан в 1580 г.). Надвратная Церковь Николая Чудотворца (1692-1695 гг.).

Киров. Успенский Трифонов монастырь. Собор Успения Богородицы (1684-1689). Сборы перед крестным ходом.

Еще в Кирове мы прогулялись по старинной улице Спасской. Там множество бронзовых интересных и смешных памятников и есть несколько необычных музеев (истории шоколада, истории мороженого, музей открытки и фотографии).

Киров. Улица Спасская.

Киров. Улица Спасская. Интересные музеи.

Киров. Музей истории мороженого.

Однако, попасть в эти музеи не смогли, так как было ещё рановато, а нам надо было ехать дальше. Время уже поджимало. Эх, надо было больше запланировать времени на Киров… А вообще, сам город очень понравился! В нем много настоящей русской старины и самобытности!

На третий день пути нам предстояло доехать до Коряжмы и посетить расположенный рядом город Сольвычегодск (бывшая вотчина купцов Строгановых). Пробег составил около 500 км.

Маршрут Киров — Коряжма (03.06.2018 г.)

По пути остановились в с. Ильинско-Подомское для осмотра местной достопримечательности — вантовый мост через реку Виледь.

Красивый пешеходный вантовый мост через р. Виледь в с. Ильинско-Подомское.

Надо сказать, что погода нас не радовала — было около +5, ветрено и постоянно моросил мелкий дождь.

Добравшись до Коряжмы, направились на понтонный мост через Вычегду в Сольвычегодск, но не тут-то было. Ввиду большого разлива реки мост не функционировал (его просто не было). Переправиться можно было только на пароме, вернее, на небольшом понтоне, который буксировал маленький кораблик.

Переправа через Вычегду в Сольвычегодск (мост не работал ввиду разлива реки).

Паромы ходили каждый час. Машин было не много, поэтому на переправу ушло где-то 1,5 часа. Но именно из-за этого мы не успели на экскурсию в Сольвычегодский историко-художественный музей, так как он работает только до 17:00. Нам было очень жаль, ведь в этом музее (в составе которого историко-художественный музей и храмы) много интересного. Особенно хотелось посетить знаменитый Благовещенский собор, хранящий множество тайн купцов Строгановых...

Сольвычегодск. Благовещенский собор. Построен в 1560-1584 гг. на средства купцов Строгановых.

Сольвычегодск. Благовещенский собор.

Сольвычегодск. Усыпальница Строгановых.

Сольвычегодск. Спасообыденная церковь (вначале был деревянная церковь 1571 г., а затем в 1691-1697 г. переделана в каменную).

Сольвычегодск. Введенский собор (1690 г.)

Сольвычегодск. Соляные башни.

Сольвычегодск. Остатки былой роскоши.

Жаль, конечно, что мы не смогли побывать в музее и Благовещенском соборе, но прогулка возле храмов на берегу реки тоже произвела особое впечатление. Просто диву даёшься, что здесь стоят такие древние храмы и когда-то бурлила жизнь! Как-то не вяжется это с современным унынием и заброшенностью. Снаружи все храмы Сольвычегодска выглядят довольно грустно и обшарпано. А жаль, ведь это такая жемчужина нашей истории средних веков!

Ночевали в Коряжме в одном из частных отелей. На следующий день был запланирован пробег до Каргополя (700 км) с заездами к разным достопримечательностям по пути. Но, как всегда, погода внесла свои коррективы. Нас по-прежнему преследовал холодный циклон (+3) с дождём и ветром. Поэтому от большинства объектов пришлось отказаться, так как все они находились на природе.

Маршрут Коряжма — Каргополь (04.06.2018 г.)

Единственное место, в которое решили заехать — это две старинные церкви на берегу Северной Двины в Пермогорье: деревянная Георгия Победоносца (1665 года постройки) и кирпичная Воскресения Христова (1748-1762 годов постройки). Обе церкви не в лучшем состоянии, вид запущенный.

Архангельская область. Пермогорье. Церкви Воскресения Христова (1748-1762 г.) и (деревянная) Георгия Победоносца (1665 г.)

Архангельская область. Пермогорье. Церковь Георгия Победоносца (1665 г.)

Архангельская обл. Пермогорье. Церковь Воскресения Христова (1748-1762 г.)

Большая часть дороги (в общей сложности около 400 км) в этот день была представлена грунтовкой. Несмотря на достаточную ширину и плотность покрытия это была всё-таки мокрая, глинистая и скользкая грунтовка. По ней можно ехать на любой машине — каких-либо топких мест или жуткой колейности нет. Но и разогнаться сильно тоже не получится — тряска приличная. Асфальт появлялся только в населённых пунктах.

Вот по такой грунтовке нам пришлось ехать около 400 км в этот день.

Первая часть дороги идёт вдоль Северной Двины. Места там очень красивые, но из-за постоянного дождя полюбоваться пейзажами не удалось. Однако даже вдоль этой грунтовой дороги есть фирменные заправки Роснефть, а в одном кафе возле древнейшей деревни Верхняя Тойма (первые упоминания о которой в летописях относятся к 1137 г.) мы очень вкусно пообедали.

Указатель на Верхнюю Тойму (деревня 1137 г.). Слева очень хорошее кафе.

В самом Каргополе хотели посетить историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, но не успели. Прогулялись по Соборной площади возле группы храмов на берегу р. Онеги. Здесь же расположена знаменитая Каргопольская колокольня.

Каргополь. Колокольня в честь Екатерины II. 1676 г. Высота 61,5 м. Возведена на средства горожан в благодарность Екатерине II за выделение средств на восстановление города после пожара.

Каргополь. Церковь Воскресения Христова. XVII век.

Каргополь. Соборная площадь.

На ночёвку мы заехали в с. Гавриловское (Лядины), что недалеко от Каргополя в частный гостевой дом, который нашли на одном из туристических сайтов Архангельской области.

Хозяйка, Надежда Фёдоровна, содержит дом-музей деревенского быта XIX века, который сохранила своими стараниями. Она провела нам подробную экскурсию по старому селу и деревянному дому с настоящей русской печкой, в котором собраны различные вещи быта крестьян XIX века. Мы узнали очень много о старых, уже почти утраченных ремёслах и технологиях, которыми пользовались столетиями простые сельские жители тех времён. Кроме того, Надежда Фёдоровна сохранила знание местного диалекта речи и периодически вставляла в рассказ необычные, и зачастую непонятные нам, словечки в выражения. Это лишь дополнило полное погружение в ушедшую эпоху! Было очень интересно! И, надо сказать, что мы уже не один раз бывали в таких домах-музеях крестьянского быта, но так здорово и интересно было впервые!

Архангельская обл. Село Гавриловское (Лядины).
Дом-музей деревенского быта
XIX века.

Архангельская обл. Село Гавриловское (Лядины). Церковь Богоявления Господня 1793 г.

Вот такое звёздное небо над входом в храм, что характерно для многих деревянных храмов русского Севера!

Поселила нас хозяйка в небольшом отдельном деревянном доме с удобствами. Печку протопила заранее и до утра у нас было очень тепло, несмотря на открытые окна. Кроме того, мы попарились в русской бане и поужинали настоящей деревенской едой. А какая там тишина и благодать!!! Мобильной связи там тоже практически нет, кроме Мегафона местами… Да оно и к лучшему!

Село Гавриловское в Архангельской области. Вот в таком домике (с красной крышей) мы ночевали. Рядом банька. Красота и тишина — благодать!!!

Ночёвка в настоящем деревенском домике возле Каргополя.

А на утро у нас был запланирован мастер-класс нашей хозяйки по приготовлению местного национального пирожка — подорожника. Очень просто, интересно и вкусно! Наелись до отвала, да ещё и с собой целый кулёк взяли!

Мастер-класс по изготовление пирожков-подорожников.

В этот день наш путь лежал до столицы Карелии — Петрозаводска (515 км) в объезд Онежского озера с северной стороны.

Маршрут Каргополь — Петрозаводск (05.06.2018 г.)

Вот так невзрачно мы въехали в Карелию со стороны Архангельской области. Однако дороги здесь намного лучше.

По пути заехали в с. Челмужи к старинной деревянной церкви Петра и Павла 1605 года постройки. Храм был закрыт, но он действующий и внешне очень неплохо выглядит. Стоит на берегу Онежского озера — прямо возле воды! Место очень красивое! Правда, окружающее кладбище действует несколько удручающе…

Карелия. Село Челмужи Церковь Богоявления Господня (Петропавловская церковь) 1605 г.

Следующим, посещённым нами по пути, был современный и необычный по архитектуре храм Николая Чудотворца (2003 г.). Особенность заключается в непривычном сочетании большого бетонного основания и деревянных надстроек. Церковь расположена в п. Повенец, у начала Беломорканала и посвящена памяти жертв этой стройки.

Карелия, п. Повенец. Церковь Николая Чудотворца (2003 г.), расположена возле Беломорканала.

Карелия, п. Повенец.

Дальше, по пути на Медвежьегорск, заехали в лесное урочище Сандармох. Это одно из самых больших на северо-западе России захоронение жертв сталинских репрессий 1937-1938 гг. Там были расстреляны более 9500 человек. Это очень необычное место — здесь особая атмосфера. В красивом лесу стоит звенящая тишина, и как-то не вяжется эта природа с теми трагическими событиями. И главная мысль, которая невольно возникает при посещении подобных мест, как нельзя кстати выразилась кем-то на большом камне при входе в урочище — «Люди, не убивайте друг друга». Лучше не скажешь.

Урочище Сандармох. Место массовых расстрелов в период сталинских репрессий 1937-1938 гг.

Двигаясь по трассе дальше, проезжали посёлок Пиндуши, в котором снимался самый любимый мною фильм — «Любовь и голуби». Однако того дома, в котором проходили основные действия, уже не существует, поэтому заехать посмотреть особенно некуда. А жаль…

Следующим местом остановки стал город Медвежьегорск. А если точнее — Медвежьегорский городской краеведческий музей. В этом музее экскурсию лучше заказывать заранее, связавшись с директором — тогда точно получите максимум информации. Но мы этого сделать не могли, так как не знали, когда точно доберёмся до города. А других свободных экскурсоводов не оказалось. Однако нам музей и так понравился. Он не очень большой, но содержательный. Много интересных экспонатов, связанных с былой эпохой. Основная тематика — строительство Беломорканала и события ВОВ.

Медвежьегорск. Возле городского краеведческого музея.

Медвежьегорский краеведческий музей. Интересная этнографическая карта Карелии на 1924 г., где красным цветом обозначено проживание великорусов, а синим — карелов.

Кроме того, в Медвежьегорске имеются неплохо сохранившиеся финские укрепления времён ВОВ, но мы туда уже не поехали, так как погода вообще никак не располагала к прогулкам на природе — было холодно и сыро. Зато мы нашли в городе интересный магазин «Карельские узоры», где много национальных изделий из льна с вышивкой, изделий из карельской березы, керамики, бересты, сувениры с символикой Карелии и Медвежьегорска. Затарившись подарками для родни и друзей, двинули дальше.

А дальше в этот день, нас ожидали два известных водопада Гирвас (он же древний вулкан) и Кивач. Первый не очень многоводен (мы не попали на водосброс), но сурово красив и интересен, ведь он расположен в жерле древнейшего вулкана, которому около 2 млрд. лет! Мы с большим удовольствием облазили все камни по маршруту осмотра вулкана.

Водопад Гирвас. Воды было мало, но зато камней — навалом. И эта суровая красота очень завораживает! Осознание того, что ты стоишь в жерле древнейшего на Земле вулкана (2 млрд. лет) — впечатляет!

Водопад-вулкан Гирвас. К сожалению, фото не передают всей величественной красоты этого места.

Следующий водопад (Кивач) полностью оправдал наши надежды! Воды было предостаточно (видимо, дождливая погода этому способствовала). Это один из крупнейших равнинных водопадов Европы (высота до 10,7 м), образован на реке Суна. А вообще, Кивач — это не только водопад, это целый заповедник, причём один из старейших в России (основан в 1931 г.) и занимает площадь в 110 км2.

Водопад и вправду мощный! Грохот воды такой, что приходится значительно повышать голос. Даже трудно представить себе, что когда-то раньше (до строительства плотины выше по течению) он был еще мощнее…

Карелия. Водопад Кивач.

Заповедник Кивач.

Карельский комар в заповеднике Кивач:)

В заповеднике все очень красиво, нам понравилось.

На ночёвку остановились в столице Карелии — Петрозаводске. Сил на осмотр города совсем не было, да и вечерело уже. Квартира была забронирована заранее, причём цены на жильё в городе совсем не высокие.

Утром 6 июня выбрались на прогулку по набережной Петрозаводска. В небольшом сквере в начале набережной стоит большой и красивый памятник Петру Первому — основателю города. В далёком 1703 году повелел царь построить на этом месте железоделательный завод. А вокруг него и разросся со временем город. Производилось на этом заводе в основном вооружение: пушки и ядра. Так сказать, ВПК тех времён. Да и в последующие года не раз послужил этот город России основой в производстве вооружения.

Петрозаводск. Памятник основателю города — Петру Первому.

Набережная Петрозаводска.

На набережной Петрозаводска множество интересных (правда, не всегда понятных) скульптур и арт-объектов. Прогулялись с большим удовольствием, хотя было по-прежнему прохладно и ветрено.

Скульптурная композиция «Рыбаки». Она была установлена в 1991 году. Автором композиции является скульптор Рафаэль Консуэгра из города-побратима Дулут, штат Миннесота, США. Скульптура должна была символизировать совместный труд русского и американского рыбаков. Но в народе её называют по-другому — дистрофики улетают на паутине:)).

Интересный, но не совсем понятный арт-объект на набережной Петрозаводска.

Очень удивил большой и бесплатный тренажёрный зал под открытым небом вдоль набережной. Тренажёры очень качественные и современные. Я такого ещё нигде не видел! Несмотря на ранний утренний час было немало занимающихся спортом!

Тренажёрный зал под открытым небом вдоль набережной Петрозаводска.

В этот день у нас был хоть и не очень длинный, но не менее вчерашнего насыщенный достопримечательностями маршрут. Поэтому после прогулки по набережной Петрозаводска, выдвинулись в путь на Сортавалу…

Маршрут Петрозаводск — Сортавала (279 км).

Первое, куда мы заехали, был малоизвестный памятник событиям ВОВ — высота 168,5 м. В этом месте проходила линия обороны Петрозаводска в сентябре 1941 года. Город тогда отстоять не удалось, но наши войска бились здесь отважно. Удерживая неприятеля из последних сил, защитники Петрозаводска дали возможность эвакуировать раненых, мирное население и промышленные предприятия города. В результате ожесточенных боев более тысячи бойцов 313-й дивизии были ранены, убиты или пропали без вести. Этот памятник был открыт в 2016 году, а сама линия обороны обнаружена поисковиками в 2011 году.

Мемориал представляет собой очень необычную композицию. Здесь нет величественных и дорогих гранитных памятников, архитектурных групп и тому подобного. В обычном лесу восстановлены огневые точки наших бойцов, а возле них лежат различные предметы военного времени (каски, гильзы, сапоги, противогазы и т.п.). Все настоящее, найденное в этих окопах. И ты просто идёшь по узкой тропинке вдоль этих погибших боевых расчётов… Меня не покидало чувство, что я оказался на месте вчерашнего боя. И это гораздо реалистичнее любых новомодных интерактивных музеев!

Памятное место обороны Петрозаводска — высота 168,5.

Проезжая деревню Маньга, свернули на осмотр старой (вторая половина XVIII века) деревянной часовни Рождества Пресвятой Богородицы. Храм расположен на высоком холме, неплохо отреставрирован и хорошо смотрится. Подъехать на машине можно прямо к часовне.

Часовня Рождества Пресвятой Богородицы в д. Маньга (вторая половина XVIII века).

Уже недалеко от Сортавалы, практически на трассе, есть один очень символический памятник, открытый в 2000 году — Крест скорби. Мемориал посвящен советско-финской войне 1939-1940 гг. и представляет из себя пятиметровый крест, с двух сторон которого изображены скорбящие по погибшим сыновьям русская и финская матери.

Карелия. Крест скорби — мемориал посвящен советско-финской войне 1939-1940 гг. Изображены скорбящие по погибшим сыновьям русская и финская матери.

Следующий объектом стал Водопад Белые Мосты (Ю́канко́ски). Для того чтобы к нему добраться, необходимо свернуть с трассы на грунтовку. Там идёт строительство новой дороги, судя по всему — асфальтной. Большая часть пути и сейчас проезжабельна для всех машин, но вот последние два километра были сложными — множество ям и бугров. Однако и там может проехать (но очень медленно) практически любая машина в сухую погоду. А вот после дождя, без полного привода и приличного клиренса, лучше не соваться — можно застрять.

Водопад действительно знатный! Однозначно достоин для посещения! Водопад находится на реке Кулисмайоки, достигает 18 метров в высоту. Место очень красивое, чистое и практически дикое. Чтобы насладиться всеми видами, придётся прилично погулять и полазить. А воздух — просто пьянит! Нам очень понравилось!

Карелия. Водопад Белые Мосты (Ю́канко́ски).

Водопад Белые Мосты, вид сверху.

Добравшись до Сортавалы, заселились в забронированную заранее квартиру. Так как времени ещё было достаточно, то направились к самому известному туристическому объекту города — к мраморному карьеру Рускеала! Он находится где-то в 30 км от города и представляет собой целый комплекс — Горный парк. Когда-то это был настоящий мраморный карьер (вернее 5 карьеров), открытый в далёком 1765 году при Екатерине II. Материал большей частью поставлялся для строительства в Санкт-Петербург, множество дворцов и храмов которого отделаны именно этим мрамором. В более позднем периоде из мраморной крошки здесь ещё производили известь.

В настоящее время основной карьер затоплен чистейшей водой и местами глубина доходит до 70 м! Длина карьера около 460 метров, ширина — 100 м. Место очень красивое! Над карьером можно пролететь на тарзанке, по воде можно поплавать на лодочке, можно даже заняться дайвингом (на глубине множество гротов), а ещё можно взять экскурсию по штольням с осмотром подземного озера. Сам карьер очень красиво подсвечивается в вечернее время, что нам и посчастливилось увидеть.

Хоть погода по-прежнему и была пасмурной, мы прогулялись вокруг карьера, полюбовались действительно очень красивыми видами и вдоволь нафоткались.

Карелия. Мраморный карьер Рускеала.

Лететь на тарзанке мои детки отказались, поэтому решили сходить на экскурсию по штольням и посмотреть подземное озеро. Все организовано очень хорошо. Одевают для этого в настоящие каски и спасательные жилеты.

Экскурсия очень понравилась! Организаторам пришлось здорово потрудиться, чтобы создать (обезопасить) этот маршрут. Наши впечатления превзошли все ожидания! Подземные галереи красиво подсвечены, а подземное озеро, которое образовалось в месте провала одной из штолен, действительно какое-то сказочное! Зимой, когда всё здесь замерзает, на этом озере мастера ледовых дел создают красивые фигуры, которые сохраняются почти до лета. Мы были в начале июня, но еще далеко не все растаяло! Сочетание красивой подсветки и загадочной музыки вызывает просто сказочные впечатления!

Рускеала. Фотографии ледовых фигур, которые создают скульпторы на подземном озере зимой.

Карелия. Рускеала. Подземное озеро.
Даже в начале июня оно ещё покрыто льдом!

Остатки ледяных фигур на подземном озере в июне!

В конце подземной экскурсии мы вышли к карьеру, и нас прокатили на плоту через весь водоём. Виды с воды ничуть не уступают тому, что мы видели сверху.

Из Сортавалы мы планировали на следующий день отправиться на Валаам и даже забронировали в одном из агентств билеты на полноценную экскурсию (почти на весь день) с посещением монастыря и прогулкой по острову. По цене недёшево (на 4 нам выходило более 10 тыс. рублей), но других вариантов особо и не было. Однако погода по-прежнему продолжила портить все наши планы… На Ладожском озере утром было объявлено штормовое предупреждение и метеоры (корабли на подводных крыльях) не ходили. Все экскурсии были отменены. Проехать 4 тыс. км и не попасть на Валаам… Представляете, как обидно?

Но мы не из тех, кто унывает! Обычно в наших заготовках гораздо большее количество объектов для посещения по маршруту, чем наверняка успеем посмотреть. Это был как раз тот случай, когда такой запас пригодился.

Итак, чтобы не терять целый день вынужденного простоя, отправились на осмотр достопримечательностей Сортавалы. Первым решили побывать в городище Паасо. Оно расположено на довольно высокой горе в окрестностях города. Археологи датируют городище XII-XIII веками, но скорее всего оно существовало и ранее, возможно, еще в эпоху викингов (VII-VIII века). Каких-либо признаков городища там не осталось, но виды с этой горы действительно очень красивые.

Карелия, Сортавала. Перед подъёмом к городищу Паасо. Прикольный указатель))

Шикарный сказочный лес по пути к городищу Паасо.

Карелия. Сортавала. Вид с горы Паасо.

Нагулявшись на свежем воздухе по горе Паасо, поехали в очень интересный городской музей — выставочный зал Кронида Гоголева (1926-2013 гг.). Там представлены работы этого мастера резьбы по дереву. Основная тематика произведений искусства посвящена русскому северу, природе, народному быту Карелии, городу Сортавале, эпосу «Калевала». Мне было очень интересно, так как мой отец тоже когда-то увлекался резьбой по дереву на похожие (правда, сибирские) тематики.

Работы действительно интересные, насыщены множеством персонажей, много мелких деталей. Иногда просто не верится, что такое можно создать из дерева! Многие произведения посвящены различным сказочным героям и фантастическим событиям и, судя по всему, несут особый смысл. Просто мы очень мало знаем про местный сказочный эпос… Да, это очень необычный, красивый и редчайший вид искусства.

Карелия, Сортавала. Выставочный зал Кронида Гоголева.

Следующим объектом стал региональный музей Северного Приладожья — по сути обычный краеведческий музей. Небольшой, но интересный. Приятно удивило доброжелательное отношение сотрудников музея! Несмотря на то, что нас было всего 4 человека, нам провели полноценную и очень интересную экскурсию!

Карелия, Сортавала. Региональный музей Северного Приладожья.

Вот так прошёл наш 7-ой день путешествия. Да, мы, к сожалению, не побывали на Валааме, но зато изучили основные достопримечательности Сортавалы и окрестностей. Конечно, есть и ещё много интересного, куда мы не успели. Ну а на Валааме мы обязательно побываем, только в другой раз!

И так, 8-го июня утречком выдвинулись из Сортавалы в Санкт-Петербург. Это был первый день за всё наше недельное путешествие, когда начало немножко теплеть! Жаль было расставаться с Карелией, нам здесь очень понравилось! Окружающая природа этих мест напомнила дорогой сердцу средний Урал — те же красивые скалы, реки и озёра (в Карелии их гораздо больше) и очень красивый лес!

Думаю, что мы сюда ещё не один раз вернёмся!!!

Маршрут Сортавала — Санкт-Петербург (08.06.2018 г.)

Дорога до Санкт-Петербурга доставила огромное визуальное удовольствие! Множество поворотов и изгибов заставляли активно заниматься рулёжкой и ограничивать скоростной режим, но по этой дороге и не нужно ехать быстро. Потому что окружающая природа просто завораживает!

Карелия. Очень красивая дорога из Сортавалы в Санкт-Петербург.

По пути мы заехали в не очень ещё известное место — музей в скале «Гора Филина». Он находится возле небольшого городка Лахденпохья. Музей, посвящённый финской войне 1939-40 гг., действительно расположен в большой гранитной скале, где ранее располагался командный пункт финской армии времен 1941-1945 гг.

Карелия. Гора Филина.

Музей новый, экспонатов военного времени не много, но зато экскурсия очень интересная! Мы, как уже опытные посетители музеев, сразу чувствуем, когда экскурсовод является настоящим любителем истории своего региона и фанатом своего дела. Рассказ о войне, истории и даже геологии региона был очень интересным и увлекательным! Мы действительно узнали много нового.

После экскурсии немного прогулялись вокруг музея, залезли на скалу, по гротам которой только что ходили.

Следующая остановка была в Приозёрске для осмотра известной крепости Корела. Крепость достаточно древняя, была заложена на рубеже XIII и XIV вв. нашими соотечественниками — новгородцами и расположена на острове реки Узерве (Вуоксе) с целью защиты северо-западных рубежей республики от шведов. Крепость неоднократно переходила из рук в руки — то шведам, то финнам, то русским. В более поздние времена побывала тюрьмой для семьи Емельяна Пугачёва и декабристов. Сама по себе крепость не очень большая, я бы даже сказал, маленькая. Ну, вернее, та её часть, которая представлена для осмотра. Смотрится неплохо, виды красивые. При входе на территорию расположен памятный камень, свидетельствующий о кончине здесь князя Рюрика (879 г). Так оно или нет, но место действительно историческое! Когда-то в этих местах кипела жизнь и было множество эпохальных сражений! Музей в крепости тоже маленький, экспонатов немного, но для полноты картины посетить стоит.

Приозёрск. Крепость Корела.

Памятный камень у крепости Корела.

После осмотра крепости заехали посмотреть в Приозёрске на красивую кирху. Это не очень старое здание (построено в 1930 году), но по архитектуре напоминает средневековье. Видимо, это связано с отделкой стен диким камнем и общей стилистикой здания. Внутрь зайти не удалось, всё было закрыто. Судя по всему, кирху реставрируют, хотя читал, что в 2000-х в кирхе был сильный пожар и всё внутреннее убранство было утеряно. Ну, в любом случае здание очень красивое и непривычное для нашего российского глаза (а тем более сибирского))!

Приозерск. Кирха (1930 г.)

По пути в Питер были у меня и ещё кое-какие объекты намечены, но всё посетить уже не успевали. Да и это волшебное слово — Санкт-Петербург — действовало на женскую часть моей команды просто магически! Они хотели только туда! Гостиница в Питере была забронирована нами чуть ли не за полгода до поездки, так как в это время как раз начинался Чемпионат мира по футболу и к лету всё было занято. А стоимость жилья взлетела просто фантастически! Но мы-то успели забронировать жильё ещё по нормальным ценам. И где — на углу Невского и Литейного проспектов! Практически исторический центр города! Это очень удобно, так как большинство питерских достопримечательностей было в шаговой доступности и можно было не толкаться на автомобиле по пробкам.

С погодой в этот день явно везло — стало значительно теплее и периодически выглядывало солнышко. Поэтому, заселившись в отель, мы сразу же отправились гулять по Питеру!

Санкт-Петербург.

Санкт-Петербург. Храм на крови (к сожалению, в строительных лесах). На экскурсию по этому храму мы ходили в прошлую поездку. Было очень интересно!

Мы уже не первый раз заезжаем в северную столицу во время наших автопутешествий, но вот в Летнем саду ещё ни разу не были. А в этот день погода как раз благоволила для такой прогулки!

Санкт-Петербург. Летний сад (основан Петром Первым в 1704 году).

Сад действительно прекрасный! Всё очень красиво и ухожено, много фонтанов и скульптур! И чисто! Мы получили огромное эстетическое удовольствие и прогуляли там, неверное, часа 2 или 3. Это отличное место для отдыха и неспешных прогулок!

На следующий день, 9 июня, сходили в Государственный Русский музей. Вернее, в одно из 5 его зданий — в Михайловский дворец, где собраны произведения отечественных художников и скульпторов. Это крупнейшее собрание российского искусства в мире! Мы впервые увидели знаменитые картины, так хорошо известные нам ещё по школьным учебникам и разным репродукциям.

Санкт-Петербург. Государственный Русский музей. Михайловский дворец.

Помимо картин и скульптур мне лично ещё очень понравился и дворец, он сам по себе отдельное произведение архитектурного искусства! Каждый зал настолько великолепен и неповторим, что не перестаёшь удивляться этой красоте.

И даже такие картины продолжают украшать стены этого музея — это тоже часть нашей истории.

За один раз всё подробно посмотреть, конечно же, невозможно. Тем более что практически каждая картина — это отдельная история её создания и, как правило, эпохальное событие! Мы сюда обязательно ещё не раз вернёмся!

В этот день мы посетили ещё один, не очень большой, но тоже довольно интересный музей — музей Фаберже. Он был открыт в 2013 году в отреставрированном дворце Нарышкиных-Шуваловых. Здесь собрано множество изделий ювелирного и декоративно-прикладного искусств XIX-XX вв., созданных русскими мастерами. Наиболее ценные и известные предметы в коллекции музея — 9 императорских пасхальных яиц, созданных фирмой Карла Густава Фаберже.

Санкт-Петербург. Музей Фаберже.

Пасхальные яйца Фаберже.

Помимо яиц Фаберже в музее много других ювелирных произведений искусства и красивой посуды.

10 июня большую часть дня посвятили Царскому селу в г. Пушкин, недалеко от Санкт-Петербурга. В очереди в Екатерининский дворец, несмотря на ранний час, пришлось отстоять более 2 часов. Благо, что погода была уже похожа на летнюю, а то в дождик стоять в очереди под открытым небом было бы не очень комфортно…

Царское село. Екатерининский дворец.

Ну, что тут говорить, это нужно видеть (и слушать экскурсовода)! Дворец, безусловно, прекрасен! От янтарной комнаты ожидал чего-то большего (фотографировать там запрещено), но всё равно очень красиво.

После дворца сходили на экскурсию в Агатовые комнаты — это отдельное здание, интерьеры комнат которого отделаны уральскими самоцветами. Все работы производились русскими мастерами в XVIII веке.

Царское село. Агатовые комнаты.

А ещё в Екатерининском парке есть отдельный павильон — Эрмитаж. Это такой мини-дворец для обедов хозяев и гостей в узком кругу. Для того, чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, там установлены механизмы, приводившие в движение подъемные столы (на первом этаже их сервировали, а затем поднимали на второй этаж). Так сказать, автоматизация того времени. Причём действие этих механизмов можно увидеть воочию на экскурсии. Это действительно здорово!

Екатерининский парк. Эрмитаж (небольшой павильон для уединённых обедов без прислуги).

Внутреннее убранство Царскосельского Эрмитажа (стол сервировался на 1-ом этаже, а затем с помощью механизма поднимался на 2-ой этаж).

Екатерининский парк, окружающий дворец, за один раз пройти просто невозможно. Мы нагуляли, наверное, часа два или три и сдались — ноги-то не казённые. Да и эмоции уже зашкаливали!

Царское село. Екатерининский сад.

Несмотря на приличную усталость, в этот день было решено заехать ещё в Кронштадт. В прошлый раз нам жутко не повезло с погодой — был дождь и ветер, а в этот раз погодка была что надо!

Первым делом решили осмотреть храм Николая Чудотворца. Это собор-памятник всем погибшим на службе морякам, который строился с 1902 по 1913 гг. в так называемом неовизантийском стиле. Архитектура собора очень похожа на храм Святой Софии в Константинополе, только наш немного меньше. Это самый крупный морской храм в России. После революции собор был закрыт и переоборудован в кинотеатр, затем в концертный зал. С 1974 года там находился филиал Центрального военно-исторического музея. Восстановление храма началось в 2002 году и к 2013 году он был отреставрирован.

Кронштадт. Морской собор святителя Николая Чудотворца. Внешняя высота с крестом составляет 70,5 м.

Великолепие этого храма просто зашкаливает! Здесь фантастически красиво! Вот уж действительно — дух захватывает!

В этот день мы ещё успели заехать к старым друзьям, которые несколько лет назад перебрались жить в Санкт-Петербург и успели построить небольшой домик за объездной. Вечер прошёл очень тепло — шашлычок, коньячок и душевные беседы…

На следующий день, 11.06.2018 г., мы покидали Санкт-Петербург, но заехали на экскурсию в знаменитый Исаакиевский собор. Первым делом, конечно же, поднялись на колоннаду — виды обалденные! А вот подъём не из лёгких — много-много ступенек, какие-то тесные железные лесенки, ржавые решётки и т.п.

Санкт-Петербург. Исаакиевский собор (1818-1858 гг.). Крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Высота здания — 101,5 м. Внутренняя площадь — 4000 м2

Вид с колоннады Исаакиевского собора (высота 43 м).

Мы взяли полноценную экскурсию по Исаакиевскому собору и не пожалели. История создания и последующей жизни храма очень интересна! В советский период всё драгоценное убранство было разграблено, и здесь был один из первых музеев атеизма. Именно под этими куполами располагался знаменитый маятник Фуко (длина нити которого была 98 м), доказывающий суточное вращение Земли. В настоящее время реставрационные работы ещё продолжаются, но большая часть убранства уже доступна для обзора. Да, безусловно, это один из красивейших храмов России!

Исаакиевский собор. Великолепие внутреннего убранства.

В этот день наш путь лежал до старинного русского города Великий Новгород. С утра, выезжая от гостиницы, я почувствовал что-то неладное с машиной — руль периодически закусывало. Учитывая нахождение в Санкт-Петербурге, решил попытать счастья и записаться на диагностику к официальному дилеру. По телефону объяснил ситуацию, что нахожусь проездом и попросил принять без очереди. Ну, мир не без добрых людей! Нас согласились принять в Рольф-центре, что на Витебском шоссе. Спасибо работникам этого центра за понимание и помощь автопутешественникам! Диагностика показала, что во всём виноват карданный механизм рулевого управления и его в идеале необходимо менять целиком. Но, видимо, поломка редкая, так как этой запчасти не нашлось ни в одном дилерском центре Санкт-Петербурга. А ждать доставки из Москвы 3 дня мы не могли. Поэтому кардан промыли, смазали и поставили на место, пообещав, что ещё 2-3 тысячи километров можно спокойно проехать. Такой расклад нас вполне устраивал. Забегая вперёд, скажу, что всё именно так и получилось — поменяли этот кардан мы аж в Крыму!

До Великого Новгорода добирались без особых проблем, хотя дорога заняла немало времени из-за очень плотного движения в Санкт-Петербурге и на трассе. На ночёвку остановились на квартире, забронированной на booking.com, недалеко от Новгородского Кремля.

На экскурсию отправились уже утром 12.06.2018 г. С погодой в этот день опять не везло — небо было затянуто свинцовыми тучами и шёл мелкий дождь. Тем не менее, мы полностью обошли весь Новгородский Кремль, посетили исторический музей и Софийский собор.

Великий Новгород, Кремль. Расположен на левом берегу реки Волхов. Первое летописное упоминание о нём относится к 1044 году. Первый детинец был деревянным, неоднократно перестраивался. Окончательный каменный вид приобрёл в XV веке. Длина стен составляет 1487 м. Общая площадь — 12,1 га.

Звонница Софийского собора (XV век), действующая. Нам повезло услышать колокольный звон этой звонницы.

Софийский собор. Самый древний храм России, построен в 1045-1050 гг. по заказу новгородского князя Владимира, сына Ярослава Мудрого. Собор построен взамен сгоревшего деревянного 13-главого храма 989 г.п.

В главном здании исторического музея расположены экспозиция этнографического характера и отдельно большое собрание икон. К сожалению и большому нашему удивлению, экскурсию взять не удалось. Оказывается, они обслуживают только организованные группы. Кроме нас, там нашлось бы достаточно неорганизованных туристов для экскурсии, но наши просьбы о выделении свободного от работы экскурсовода были категорично отвергнуты. Огромный минус знатному музею, о котором мы были очень положительно наслышаны. Мне кажется, что абсолютно несложно сделать хотя бы фиксированные по времени экскурсии в течение дня. Так что, если хотите получить экскурсовода, нужно заранее созваниваться с музеем и договариваться.

Новгородский исторический музей. Представлена экспозиция множества артефактов с древнейших времён.

В музее представлена богатейшая коллекция берестяных грамот. В Великом Новгороде даже в средние века большинство граждан были грамотными!

Коллекция икон, конечно, впечатляет. Но вот таблички с названием (причём мелким текстом) чаще всего расположены на уровне колен и, чтобы посмотреть информацию об экспонате, необходимо отвешивать полноценный поклон). Это ещё один минус хорошему музею, а вернее руководству и дизайнеру этой выставки.

Некоторые иконы носят характер летописей, в которых изображены важные исторические события (чаще всего битвы).

Центральное место на территории кремля занимает известный памятник «Тысячелетие России». Монумент был воздвигнут в 1862 году и приурочен к юбилею легендарного призвания варягов на Русь.

Великий Новгород. Памятник «Тысячелетие России». Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала — 6 м; высота фигур — 3,3 м; креста на державе — 3 м). Всего на монументе изображены 129 фигур известных исторических личностей, сыгравших великую роль в нашей истории. На вершине памятника (на державе) расположены две фигуры — ангел, поддерживающий крест, (олицетворяет православную Россию) и коленопреклонённая женщина (образ России).

В планах была более длительная прогулка и за стенами кремля, но усилившийся дождь не дал нам продвинуться дальше моста через Волхов. Хотя виды с него были вполне завораживающими даже в такую погоду.

Великий Новгород. Виды с Кремлёвского моста через Волхов.

Кстати, в Великом Новгороде мы прикупили местной медовухи на розлив. Ничего вкуснее нам ещё пробовать не приходилось! Рекомендую, продаётся недалеко от входа в кремль, на базарной площади.

В Великом Новгороде и его окрестностях есть ещё очень много интересных и исторических мест, но график нашего путешествия (да и погода) не позволили задержаться здесь дольше. Ну что ж, думаю, что это хороший повод вернуться сюда ещё не один раз!

В этот день, 12.06.2018 г. нам предстоял пробег до Витебска — 558 км.

Следующим городом, с намеченными для осмотра по пути достопримечательностями, был Псков. Здесь мы тоже решили осмотреть основную историческую ценность — Псковский кремль (или Кром).

Псков. Кремль (или Кром), ядро Псковской крепости. Расположен на узком и высоком мысу при впадении реки Псковы в реку Великую. Первые упоминания в летописях о наличии укреплений в этом месте относятся к IX веку, а каменная крепость была построена уже в XIII веке.

Свято-Троицкий собор 1699 г. (первый храм на этом месте был построен в X веке).

Псков издревле был западным форпостом России. Какое-то время была даже свободная Псковская республика (XIV-XVI века) со своим вече и избираемыми князьями. Псков первым принимал на себя удар от северных и западных врагов, но выстоял. История этого города очень интересна!

На территории Крома расположен Свято-Троицкий собор. Сегодняшнее, четвёртое по счёту, здание собора было построено в 1699 году, на том же месте, где стояли предыдущие храмы. Первый собор, построенный в X веке по распоряжению княгини Ольги, был деревянным и простоял до первой половины XII века, когда был уничтожен пожаром. Второе здание уже было каменным, но со временем разрушилось, а третье тоже сильно пострадало от пожара. Последнее здание построено на старом фундаменте и полностью сохранилось до наших дней.

Внутри храма было на удивление пустынно. Нам предложили небольшую экскурсию, причём за символические деньги. Мужчина экскурсовод, с необыкновенным энтузиазмом, рассказал нам про храм, показал все его загадочные и интересные места, иконы и росписи. Причём, зачастую, его рассказ уходил далеко от истории самого храма, плавно перетекая в историю города и вообще в историю средних веков. Такой познавательной экскурсии нам ещё не приходилось слышать! Я стал подозревать, что это не простой человек, служащий в храме и зарабатывающий небольшие деньги за экскурсии. Так оно и оказалось! Это был краевед и автор нескольких исторических этюдов и фильмов о земле псковской, лауреат конкурса экскурсоводов 2017 года — Валерий Валентинович Пилявец. Об этом мы узнали, когда купили у него небольшую книжицу о Пскове, автором которой он являлся. Удивительный человек! Настоящий патриот и фанат своего дела!

Псковский Кром. Свято-Троицкий собор.

К сожалению, посмотреть все достопримечательности Пскова не удалось — нас опять догнал дождь. Начался настоящий ливень. О каких-либо прогулках не могло быть и речи, даже с зонтиком.

А вообще, Псков нам очень понравился. Здесь во всём чувствуется древняя Русь, буквально на каждом шагу история нашей Родины! Обязательно приедем сюда ещё не один раз!

Дальше нас ждала Беларусь. Перед границей, на одном из заправочных комплексов нам оформили грин-карту (страховку) для въезда на территорию союзного государства. Кстати, большинство дорог в Беларуси платные, но для граждан России — проезд бесплатный.

Я, честно говоря, не верил рассказам о том, что никаких КПП на Белорусской границе нет. Но их действительно НЕТ! Российский пост таможенного контроля есть (на котором в нашу сторону даже не посмотрели), а вот белорусского нет совсем. Да-а, это вам не российско-украинская граница, которую нам не один раз приходилось пересекать с приличной потерей времени, а зачастую и денег (я имею ввиду украинскую часть этой таможни). На мой взгляд, в современном обществе именно такими должны быть таможни с любыми странами для простых людей, причём независимо от политической обстановки! Эх, мечты! Ну да, не будем о политике…

Итак, Беларусь! Мы здесь впервые. Какие наши первые впечатления? Нам самим было интересно. Во-первых, это чистота и порядок — и в селах, и на полях, и в городах. Во-вторых, дороги — ну дороги как дороги. Не хуже и не лучше большинства наших (а мы проехали всю Беларусь с Севера на Юг). В-третьих, русский язык. Мы всё ждали услышать белорусскую речь, но везде все говорили по-русски (да и вывески везде на двух языках). Не борются здесь с русским языком! В-четвёртых, местных гаишников видели только один раз — на разборе аварии на трассе. Люди, с которыми нам довелось общаться, были очень доброжелательны. В общем, впечатления о Беларуси у нас остались самые наилучшие!!!

В Витебске остановились в заранее забронированной квартире. На осмотр достопримечательностей города выдвинулись уже утром 13.06.2018 г.

Первым делом заехали в исторический центр города — на небольшую улицу Суворова. Здесь почти полностью сохранились сооружения XIX века, есть даже уникальные постройки XVIII.

Витебск. Улица Суворова. Архитектура XVIII-XIX вв.

Воскресенская церковь. Новый православный храм 2009 года, сооруженный на месте разрушенной в 1936 году церкви XVIII века. Рядом с ним находится бронзовый памятник литовскому князю Ольгерду, при котором Витебск обзавелся дополнительными оборонительными сооружениями.

Витебск. Памятник князю Ольгерду (1296 — 1377) — великий князь литовский, княжил в Витебске и способствовал его развитию.

На улице Крылова, на берегу Западной Двины стоит красивый храм — Свято-Успенский кафедральный собор.

Свято-Успенский кафедральный собор. Строился в 1743-1777 годах как униатский храм. Православный собор с 1799 года. Взорван и разрушен до основания в 1936 году советской властью. Воссоздан в начале XXI века Православной Церковью.

Возле храма есть красивая смотровая площадка с видами на Северную Двину и город.

Витебск. Городская ратуша.

Витебск. По легенде город был основан киевской княгиней Ольгой в 974 г.

В этот день 13.06.2018 г. в планах было посетить Хатынь, Мирский замок и остановиться на ночёвку в Минске.

Маршрут Витебск — Мир — Минск (13.06.2018 г.)

Хатынь — сегодня это не населённый пункт, это мемориальный комплекс на месте сожженной деревни, уничтоженной 22 марта 1943 года карательным отрядом фашистов в качестве мести за убийство нескольких немецких военнослужащих. 149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны. В память погибших 2230000 жителей Беларуси (о каждом четвертом) в 1969 г., на месте сожженной вместе с жителями деревни Хатынь, сооружен огромный мемориал. Это место скорби и напоминания последующим поколениям об ужасах войны и нацизма.

Беларусь. Хатынь.

Несмотря на отдалённость этого места от основных магистралей и крупных городов, на территории мемориала было немало людей. Большинство приезжали семьями. В Беларуси очень чтут нашу общую память о Великой Отечественной войне.

Объехав Минск, мы добрались до одного очень небольшого посёлка с громким именем Мир. Именно здесь расположен настоящий и хорошо отреставрированный средневековый замок Ильиничей. Вообще-то, это целый замково-парковый комплекс «Мир», состоящий из самого замка XVI века, парка, пруда, часовни-усыпальницы и ещё нескольких построек. Замком владели многие родовитые хозяева, но первым был Ю.И. Ильинич — крупный государственный деятель Великого княжества Литовского. Замок в своё время был серьёзным военным сооружением и пережил множество войн и разрушений, неоднократно восстанавливался из руин и теперь радует нас своей архитектурой и убранством.

Беларусь. Мирский замок.

Беларусь. Мирский замок XVI века.

Внутри замка огромная выставочная композиция, посвящённая Средневековью. На экскурсию мы не попали, но и без неё потратили на осмотр всех достопримечательностей более 2 часов. Для этого нам пришлось обойти несколько этажей, подвалов и даже карабкаться внутри башен по узким и очень крутым лестницам. Было очень интересно и здорово!

Часовня-усыпальница Святополк-Мирских (1904-1910 гг).

Красивый пруд на территории парка возле Мирского замка.

В Минске, на удивление, съемные квартиры оказались не очень дорогими. Мы сняли жильё практически в центре города, чтобы было удобно прогуляться к основным достопримечательностям. Что и было сделано вечером этого же дня.

Прогулка по центру Минска.

Минск. Большинство зданий в центре построено в стиле сталинского монументализма! Величественно и красиво!

Минск. Площадь Свободы. Кусочек дореволюционного города.

Минск, площадь Свободы. Памятный знак «Городские весы».
Установлен в 2014 году в память о 515-летии получения Минском Магдебургского права (которое значительно расширяло автономию города).

Минск. Кафедральный собор Сошествия Святого Духа (1633-1642 гг.). Вначале был католическим, но затем стал православным.

Минск. Городская ратуша. Архитектурный памятник-новодел 2004 года постройки. Новая ратуша является копией сооружения XVII века.

Минск. Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии. Построен в 1700-1710 гг. в стиле барокко. В настоящее время — кафедральный католический собор Минска.

На этом наше знакомство с Минском на первый раз закончилось. К сожалению, больше времени не было. Да мы и не планировали — иначе можно было до Крыма и не успеть доехать))

Маршрут Минск — Гомель (14.06.2018 г.).

В Гомеле была запланирована встреча с родственниками из Киева на, так сказать, нейтральной территории:)). Поэтому утречком 14.06.2018 г. мы сразу же выдвинулись из Минска на трассу. Дороги в Беларуси, как я уже писал, довольного хорошего качества, но мне понравилось другое — на большинстве из них разрешённая скорость 100-110 км/ч или даже 120 км/ч. А ещё заметили необыкновенную вежливость местных водителей — при обгоне они абсолютно все стараются прижаться к обочине и пропустить тебя вперёд (даже если в этом нет особой необходимости). Вначале это удивляло, а в принципе — очень правильно и даже благородно! Вот бы у нас в стране завести такую вежливую особенность на дорогах!

В Гомеле мы арендовали отдельный деревянный домик на базе отдыха «Белая Дача» в лесу за городом возле речки, причём с банькой. И, как назло, в этот день началась жара — было около 26-28 градусов тепла. После двух недель дождей, холодного ветра и температуры за бортом около +5, такая теплынь для бани была уже не в радость)).

Встретив на ж/д вокзале из Киева сестру моей супруги, мы отправились исследовать городские достопримечательности. Учитывая хорошую погоду, решили прогуляться по гомельскому дворцово-парковому ансамблю, что на набережной реки Сож. Там и красивый парк, и дворец есть, и набережная красивая, и храмы с памятниками.

Гомельский дворцово-парковый комплекс.

Гомель. Набережная реки Сож.

Гомель. Петропавловский собор (1809-1819 гг.).

Гомель. Часовня-усыпальница семьи Паскевичей.
Построена в 1870-1889 гг. в псевдорусском стиле.

Но основная жемчужина этого паркового ансамбля — сам дворец Румянцевых — Паскевичей. История создания дворца очень интересна. В 1775 году Екатерина Великая даровала гомельские земли графу Петру Александровичу Румянцеву (великому полководцу) за заслуги перед отечеством и даже выделила из казны деньги на постройку дворца. Строительство длилось довольно долго — до 1794 года, в последующем, правда, он неоднократно переделывался. Затем им владели сыновья Румянцева, последний из которых заложил его в казну. В 1934 году дворец был выкуплен за 800 тыс. рублей другим (хотя не очень известным) великим русским полководцем и государственным деятелем И. Ф. Паскевичем. Более подробно про дворец, его владельцев и коллекции культурных ценностей в нём вам, конечно же, расскажут экскурсоводы (или аудиогид).

Дворец действительно красив и интересен, рекомендуем для просмотра.

Гомель. Дворец Румянцевых — Паскевичей. Памятник архитектуры XVIII-XIX веков.

Сам Гомель нам тоже понравился — очень красивый город. В архитектуре много старых, но хорошо отреставрированных домов и зданий. На улицах чисто. Да и вообще, в Беларуси мы чувствовали себя очень комфортно, спокойно и уютно — как у себя дома! Даже чем-то из былого СССР немного веяло… Мы сюда ещё обязательно приедем! Тем более что осталось много интересных мест, куда мы не успели!

Гомель. Красивые старинные дома!

Ну а вечером была банька, шашлычки, винцо и другие вкусности! Отдохнули отлично!

На 15.06.2018 г. нами был запланирован довольно немаленький пробег — нужно было добраться до Россоши (порядка 850 км).

Маршрут Гомель — Россошь, 850 км (15.06.2018 г.).

На границе на российском КПП у нас спросили только личные документы и права. Проверка не заняла и 5 минут. Багаж даже не смотрели. Ещё раз поразился этому факту — вот как должно быть!

По пути заехали в Белгород с целью посещения музея-диорамы «Огненная дуга». В прошлом году мы побывали в Прохоровке, где сходили в интерактивные музеи, посвящённые Курской битве и танкостроению. И, если честно, то были немного разочарованы той экскурсией, так как про саму битву информации было маловато. Поэтому решили в этот раз заехать в Белгород на диораму, чтобы дополнить картину об одной из переломных битв в ВОВ.

Белгород. Диорама.

Экскурсионное сопровождение стоит на удивление очень дорого, но помимо этого необходимо набрать группу, а ещё лучше бронировать экскурсию заранее. Жаль, но формат нашего путешествия не позволяет нам заказывать экскурсии на конкретное время.

Экспозиция диорамы достаточно натуралистична. Переход от объёмных макетов к картине практически незаметен. Осмотр сопровождает звуковое сопровождение боя, что добавляет реальности. Посетить, безусловно, стоит.

А вот с парковкой возле диорамы проблема — её просто нет. Машину пришлось оставлять на обочине довольно оживлённой улицы.

К вечеру добрались до Россоши, где остановились на ночёвку в предварительно забронированном отеле «Олимп».

Дальнейший маршрут до Крыма был уже без посещения достопримечательностей.

Маршрут Россошь — Керчь (16.06.2018 г.).

Обычно по этому маршруту мы едем не через Тимашевск (опасаясь пробок на тамошнем ж/д переезде), а сворачиваем, не доезжая Краснодара, на Новотитаровскую и далее через Старовеличковскую на Славянск-на-Кубани. Однако в этот раз (в качестве эксперимента) решили проехать через Краснодар. Ну что ж — мы получили отрицательный опыт. Несмотря на наличие современных навигаторов, нам пришлось здорово потолкаться в пробках и шарахаться по каким-то мелким улочкам с целью выехать на трассу. Удивительно, но полноценной объездной дороги у Краснодара в этом направлении нет. Пока её не построят, больше так не поедем. Уж лучше по станицам…

Новый мост через Керченский пролив, конечно же, очень классный! Помимо того, что он здорово экономит время и деньги (по сравнению с паромной переправой), это ещё и очень красивый мост!

Крымский мост.

В Керчи у нас живут родственники — бабушка с дедушкой и много старых друзей. Поэтому в этом городе мы всегда задерживаемся на несколько дней. Благо тут и море с трёх сторон и множество других интересных мест.

Центральная улица Ленина в Керчи.

Церковь Иоанна Предтечи — православный храм в центре Керчи, старейший на территории Крыма и возможно на территории России. Храм состоит из нескольких частей, одну из который датируют IV веком, другую X, а остальное пристроили в XIX веке.

Однако в этот раз нам пришлось задержаться в Керчи гораздо дольше. Причиной стала поломка автомобиля. Помимо диагностированного в Питере кардана рулевого управления (который уже ждал нас в Керчи), еще на подъезде к Крыму я заметил периодический рост температуры двигателя выше нормы. Но в Керчи это значительно ухудшилось, и машина стала греться даже в обычных условиях, а не только при повышенной нагрузке. Лечение нашего железного коня в Керчи проводили на СТО «Авангард» (причём уже не в первый раз). Ребята там грамотные, а цены за ремонт демократичные. Диагностика немного затянулась, но основной причиной всё-таки стал термостат. Так как запчасти на нашу машину были только под заказ, то в итоге мы потеряли драгоценных 4 дня. Из-за этого пришлось отказаться от посещения Севастополя (где был забронирован номер в отеле) и поездки на Тарханкут.

Остальные дни пребывания в Крыму тоже были привязаны к заранее забронированному жилью. Поэтому из Керчи мы сразу же поехали в Судак (24.06.2018 г.), где снимали 2-комнатную квартиру практически в центре города, но не на дороге. Это было очень удобно — рядом вся инфраструктура (рынок, магазины, кафешки и т.д.), но в тихом месте. Со стоянкой во дворе проблем не было, а на море и осмотр достопримечательностей мы ездили на своём авто. Стоимость за полноценную двушку с кондиционером составила 2 тыс. рублей в сутки. Дорого это или дёшево, решайте сами, но нам такой вариант очень понравился.

Вот такой вид с балкона был у нас в Судаке!

В Судаке прожили 10 дней. Мы очень любим этот город за уникальную природу — тут вам и горы, и леса, и водопады (не очень далеко от города), и морские пляжи во всех вариантах (песчаные, галечные, каменистые). Курортная инфраструктура тоже хорошо развита, причём всё это дешевле, чем в Ялте или других раскрученных курортах.

Наши любимые пляжи в окрестностях Судак находятся возле мыса Меганом и в посёлке Прибрежное, что за Солнечной долиной. На машине дорога занимает не более 10-20 минут.

Крым. Судак. Возле мыса Меганом. Тут и дайвинг, и каякинг, и велики…

Судак. Мыс Меганом.

Судак. Чистейшая вода возле мыса Меганом.

В этот раз мы с супругой реализовали один из новых для нас видов активного отдыха на воде — попробовали себя в каякинге. Очень интересное занятие! Мы взяли двухместный каяк и проплыли на нем вокруг мыса Меганом, что возле Судака. Чисто физически — не очень тяжело. Единственный минус — это солнце и жара. Сгореть можно быстро, поэтому лучше выбираться на прогулки рано утром или вечерком. Стоимость аренды каяка в среднем — 200 рублей в час с человека.

Песчано-галечный пляж в с. Прибрежное, что за Солнечной долиной. Очень чистое море, обычно не очень много людей, довольно комфортный для маленьких детей пляж (глубина наступает медленно).

Пару слов про крымские вина. Возле Судака есть посёлок Солнечная Долина. Винный завод называется Архадерессе и расположен возле посёлка. Там проводят экскурсии с дегустацией. Там же есть винный магазин готовой продукции и даже вино на розлив. Настоятельно рекомендую сходить на экскурсию на этот завод! Последние годы вина этого предприятия преобладают на нашем столе, так как их продукция в очень хорошем ассортименте продаётся даже у нас на Севере!

Несколько лет назад мы были на дегустации в п. Новый Свет. Там производят самое настоящее шампанское! Экскурсии проводят как на самом заводе, так и в доме музее князя Льва Голицына, основателя этого завода. Тоже очень рекомендую для посещения! Не пожалеете!

Я уже давно сбился со счёта, сколько раз мы были в Генуэзской крепости в Судаке. Правда, последние несколько лет туда не заезжали. Дочки подросли, поэтому решили освежить воспоминания, тем более что там очень красиво!

Судак. Генуэзская крепость.

Вид на Судак со стен Генуэзской крепости.

Но из Судака мы выбирались и подальше. Первой причиной для дальней поездки стал парк санатория им. Айвазовского что в Партените.

Маршрут Судак — Партенит (парк Айвазовского), около 100 км.

Длина маршрута около 100 км, но дорога проходит через горы вдоль моря, поэтому сильно разогнаться не получится. У нас на эту дорогу уходит обычно около 3 часов. А какие красивые вида открываются по ходу всего этого маршрута!!! Это нужно только видеть!!!

Парк Парадиз (Айвазовского) был заложен ещё в XIX веке графом М. Н. Раевским на земле своего имения, но дальнейшее развитие он получил только в 60-х годах уже XX столетия. Значительная модернизация парка началась в 2003 году, когда в нем было решено создать концепцию истории Тавриды с генуэзским, татарским периодами, а также Российской империи. Не забыты и посещения Крыма Пушкиным, Айвазовским, Грибоедовым и другими знаменитостями. Интересный факт — сам Айвазовский там никогда не был.

Крым. Партенит. При входе в парк Парадиз (Айвазовского). Скульптура знаменитого мариниста справа.

На территорию парка можно зайти только в составе платной экскурсии. Кстати, на территории парка находится санаторий «Айвазовское», и если вы там поселитесь, то по парку можно гулять бесплатно)).

Площадь парка составляет около 25 гектаров, где произрастает более 250 видов различных растений, многие из которых очень редкие.

Парк необыкновенно красив! Экскурсия заняла где-то 1,5 часа и оказалась настолько интересной и увлекательной, что несмотря на усталость довольны остались все — и дети и взрослые!

Настоящий мраморный колодец, привезенный из Италии.

Композиция на тему древней Греции.

Основная лестница парка выстлана очень дорогими мозаиками в древнегреческом стиле.

Лестница Раевского.

Граф М.Н. Раевский — основатель парка. Хотя мы вначале подумали, что это Лермонтов))

«Золотые кони». Это единственная композиция, которая мне показалась не совсем уместной в этом парке.

Дерево икебана у входа в платный (отдельный) японский сад. Мы в нем не были. Он находился ещё на этапе строительства.

Даже Никита Сергеевич тут отдыхает))

Плакучая форма ливанского кедра, которая является редчайшей мутацией этих деревьев.

Весь парк утопает в цветах и зелени!

Здание санатория «Айвазовское».

Мексиканский сад — обилие кактусов всех видов.

Искусственный водопад замкнутого цикла. Смотрится очень величественно и красиво! А ещё возле него — реальная прохлада.

Английский сад. Беседка с богиней Истины.

Террасный сад у самого моря с копиями древнегреческих статуй (богиня Победы).

Скульптурная композиция Нарцисс и нимфа Эхо. Рядом плавает пара настоящих живых лебедей (у них там рядом свой домик есть). Очень красиво!

Оливковая роща. Более 2 тыс. лет назад в Крыму жили греки и выращивали маслины. Этим деревьям, кстати, более 200 лет.

Акустическая беседка. В ней действительно просто фантастическая акустика! А вид-то какой!!! И на неё, и из неё!

На следующий день 27.06.2018 г. мы отправились ещё дальше — в легендарный пещерный город Эски-Кермен, что за Бахчисараем.

Маршрут Судак — Эски-Кермен (160 км).

Эски-Кермен — средневековый христианский город-крепость в юго-западной части Крыма. С крымско-татарского переводится как «старая крепость». Город был основан в конце VI века н.э. как византийское укрепление и просуществовал до конца XIV века. Построен на столообразном горном плато площадью до 8,5 га, ограниченном обрывами до 30 м высотой. Имеет в длину 1040 м, а в ширину 170 м. В 1299 году город был разрушен войсками монголов, а в 1399 году ими же окончательно разорён.

Каменное плато, на котором располагался пещерный город Эски-Кермен.

Подъём на горное плато довольно крут, но не долог. Зато виды с вершин скал открываются обалденные!

На территории есть действующий осадный колодец, вырубленный прямо в скале. Спуск в него сегодня представляет собой довольно экстремальное занятие — ступеньки местами полностью разрушены и единственной опорой является привязанная кем-то верёвка. Только единицы решались туда спуститься. Но мы-то не из робкого десятка! Как же не слазить?!

Спуск к вырубленному в скале колодцу. Здесь ступеньки ещё есть, а дальше они вообще разрушены. Местами, на узких поворотах, были неприкрытые окна, в которые можно запросто вывалиться в пропасть. Никаких ограждений нет.

Вот по такой верёвке мы спускались и потом поднимались из осадного колодца.

Воды в колодце оказалась предостаточно! Чистейшая и очень холодная вода! Каким образом она здесь держится и откуда появляется, мне вообще непонятно.

Впечатлений от посещения этого пещерного города масса! И все положительные, несмотря на жуткую жару! Хотя с маленькими детьми в такую духоту туда лучше, конечно же, не ходить — им будет очень тяжело. Есть, правда, более лёгкий вариант — купить поездку на УАЗике.

Это уже далеко не первый пещерный город Крыма в нашем послужном списке, но каждый из них интересен и неповторим! Эске-Кермен, пожалуй, наиболее доступный в плане подъема наверх.

Другим днём (29.06.2019 г.) мы решили покорить очень известную гору Крыма — Демерджи-Яйла. Она находится возле Алушты, а подъём начинается от села Лучистое.

Маршрут Судак — Демерджи-Яйла (село Лучистое).

С крымско-татарского Демерджи переводится как «кузнец». Кстати, село Лучистое до 1945 года называлось также. Существуют очень красивые легенды, связанные с этой горой, которые вам расскажут экскурсоводы. Не буду забирать у них хлеб. Максимальная высота северной Демерджи — 1356 метров, южной — 1239 м. Из-за неоднородности геологии этого горного массива здесь сформировались очень причудливые скальные скульптуры — так называемые столбы. Самый большой из них достигает высоты в 25 метров при ширине 5 метров. В одном месте их скопилось очень много и его назвали Долиной Привидений. Это связано с тем, что во время тумана столбы постоянно меняют свои очертания, что очень напоминает силуэты привидений. Встречаются в районе Демерджи и каменные «изваяния» с собственными именами. Так, одна скала с расстояния напоминает профиль Екатерины II. Её очень хорошо видно даже с трассы.

Дорогу из Судака вдоль Черного моря я уже описывал — это торжество красивейших горно-морских видов! В самом Лучистом мы тоже не сразу нашли путь к Долине Привидений, но, как говорится, язык до Киева доведёт. Изначально планировали взять полноценную экскурсию до вершины на УАЗике. Но этим планам не суждено было реализоваться. В Крыму стояла очень засушливая погода и ввиду повышенной пожароопасности все дороги были перекрыты. Поэтому, пришлось нам идти пешочком… Но в этом тоже есть свой кайф! Во-первых, это совершенно другой маршрут, во-вторых, полезные спортивные нагрузки, ну а в-третьих, особые и незабываемые впечатления! Хотя, по жаре бесспорно тяжеловато…

Крым. Горный массив Демерджи. Долина Привидений. Начало маршрута.

В этих местах снимали сцены из «Кавказской пленницы», «Пятнадцатилетнего капитана», «Спортлото-82» и «Сердца трех». Первым на тропе встречается знаменитый «Никулинский» орех.

Подъем по большей части идёт в лесу, но духота нас преследовала и здесь. Местами приходилось карабкаться очень аккуратно, чтобы не упасть. Но если не торопиться, то этот подъем покажется вам очень живописным. Мы периодически останавливались для отдыха. Воды с собой надо брать побольше! Вдоль всей тропы открываются очень красивые виды на долину, горы и море!

Виды при подъёме на Демерджи.

Вот такие причудливые деревья и их корни вдоль пешеходной тропы.

Вот такая красота открывается с Демерджи!

К сожалению, нам пришлось прервать свой маршрут по Демерджи, так как приближался серьёзный грозовой фронт. С вершины горы его было прекрасно видно! А вот духота к этому моменту достигла своего предела! Сил, чтобы идти дальше, просто не было. Поэтому, дойдя до головы Екатерины, мы повернули назад. И, надо сказать, очень вовремя — как только мы сели в машину, начался настоящий ливень с грозой! Даже не представляю, что творилось на вершине горы, которую окутала огромная чёрная туча…

Крым. Демерджи-Яйла.

У нас уже давно стало хорошей традицией, находясь в Крыму, посещать Топловский женский монастырь. Он расположен в 30-40 км от Судака, практически на основной трассе на Симферополь. В селе Тополёвка (ранее Топлы) есть поворот к этому монастырю. Он был открыт в 1864 году и состоял из нескольких храмов и горных источников с купелями. В советские годы монастырь был разрушен, но сейчас идёт активное восстановление. На прилежащей территории, в горном лесу, находятся три святых источника-родника. Во всех них оборудованы купели. Мы побывали ранее на каждом из них, но чаще всего ходим к источнику великомученика Георгия. Путь к нему лежит через красивый монастырь и горный лес. Путь не очень долгий — где-то 2 км, но живописный. А вот вода в купели — просто ледяная! Окунувшись в такую водичку в жуткую летнюю жару, реально чувствуешь себя как вновь народившимся на свет!

Топловский монастырь. Дорога к источнику через горный лес.

Топловский монастырь. Троицкий собор. Вот такую красоту восстанавливают на практически пустом месте (от старого собора оставался только фундамент).

Незадолго до отъезда из Судака, сходили на прогулку по знаменитой реликтовой можжевеловой роще, которая находится возле п. Новый Свет.

Вообще, Новый Свет — это, наверное, наше любимое место в Крыму. Здесь отличный пляж, множество достопримечательностей и необыкновенных красот! А чего стоит дорога от Судака до этого посёлка! Всего несколько километров пути, но по красивейшему горному серпантину вдоль скал и обрывов!!!

Набережная Нового Света.

Попасть в рощу можно с верхних частей посёлка Новый Свет — любой местный житель покажет вам направление. Можжевеловая роща — это реликтовый заповедник древовидной породы этого растения. Кроме того, там произрастает суданская сосна и фисташковое дерево. Возраст некоторых можжевельников достигает 1000 лет, хотя в высоту они не превышают и 5 метров. Кстати, эти места послужили сценой для таких фильмов как «Остров сокровищ», «Три + два», «Пираты ХХ века» и другие.

Новый Свет. Можжевеловая роща.

Возраст некоторых древовидных можжевельников доходит до 1000 лет!

Корни можжевельников, также как и судакской сосны, намертво сцепляются со скальной породой, поэтому они надёжно держатся на самых крутых склонах и даже обрывах!

Можжевеловая роща. Вид на мыс Капчик.

Различные тропинки из этой рощи ведут к мысу Капчик или к Царской бухте. В этот раз мы решили выйти к мысу Капчик и вернуться в Новый Свет уже по тропе Голицына. На следующий раз обязательно сходим к Царскому пляжу.

Вид на Царский пляж — очень уютное место, попасть туда можно только по тропе через можжевеловую рощу или по морю. На заднем плане скала Караул-Оба, на которую ведёт отдельная тропинка.

Вода в голубой бухте всегда идеально чистая и прозрачная!

На тропу Голицына лучше всего идти во второй половине дня, тогда на обратном пути вы будете по большей части в тени и будет не так жарко. Но виды на море и горы всё равно будут обалденные!

Грот Шаляпина — каждый раз поражаюсь его размерам!

Бухта Нового Света. Вид на гору Сокол с тропы Голицына.

В Судаке у нас есть прекрасные друзья, с которыми мы всегда встречаемся во время отпуска. И этот раз не стал исключением. А что может быть лучше душевных посиделок в компании с хорошими друзьями за шашлычком с прекрасными крымскими винами?!!!

В Судаке случилась у меня одна печалька с машиной. Паркуясь в городе, напоролся боковиной колеса на арматурину. На шиномонтажке удалось поставить усиленную заплатку, но всё равно образовалась небольшая грыжа. К сожалению, равноценной запаски у меня не было — только со стоковой резиной. Всё-таки надо было сразу покупать 5 шин. Купить такую же шину в Крыму было невозможно, даже под заказ нигде найти не мог. Пришлось ехать домой с таким колесом, но всё обошлось.

Десять дней в Судаке пролетели достаточно быстро, как, впрочем, и всё хорошее… По дороге в Керчь (04.07.2018 г.) было решено заехать на не очень высокую, но живописную гору возле Коктебеля — гору Клементьева. Она известна своими уникальным строением и постоянными восходящими воздушными потоками, что сделало её идеальным местом для дельтапланеристов. По некоторым данным здесь бывал Королёв и другие основоположники авиастроения нашей страны! Недалеко от неё, на горе Коклюк, стоит символическая ротонда под романтическим названием «Звездопад воспоминаний», с которой открывается очень красивый вид на Коктебель и Карадаг!

Изучая подъезды к этой достопримечательности, я нашёл аж три дороги и выбрал (как потом выяснилось) не самую удачную. К «Звездопаду воспоминаний» мы повернули сразу за Коктебелем, через село Наниково. Проехал через него, стало видно ротонду на вершине горы Коклюк, но вот дорога наверх была, мягко говоря, крутовата. И даже не сам угол подъёма смущал меня. Потенциала нашей машины для таких горок хватает с запасом, тем более что стояли новые А/Т шины. Покрытие этой грунтовки представляло из себя мелкую гальку и раздробленный ракушечник (накануне тут прошел сильный дождь). По ней даже пешком было идти невозможно — очень скользко. Однако, наш железный конь нас не подвёл. Хоть и с пробуксовками, но на гору мы забрались!

Коктебель. Гора Коклюк, ротонда «Звездопад воспоминаний».

Вид в сторону Коктебеля. Островок зелени внизу — село Наниково.

Коктебель и Карадаг.

Ох, как же страшно было там стоять!!! С трёх сторон пропасть! Я не очень боюсь высоты, то ветер там был просто бешеный, переживал, что сдует! Страшная красота! :))

Как потом выяснилось, для подъезда к этому месту есть очень пологая дорога, только ехать надо было от села Подгорное. По ней можно заехать на любой машине. Так что — имейте ввиду.

Налюбовавшись видами с горы Коклюк, по обычной грунтовке и даже местами по асфальту, мы заехали ещё и на гору Клементьева (названа в память об испытателе-планеристе Петре Клементьеве, погибшем здесь во время испытаний планёра 11 сентября 1924 года).

Коктебель. Гора Клементьева. Памятник первопроходцам и покорителям неба.

Перед отъездом из Крыма домой мы на несколько дней задержались ещё в Керчи. Активно общались с дедушкой и бабушкой, ездили на моря. Хорошие песчаные пляжи на Азовском побережье есть в с. Юркино (15 км от Керчи), в с. Курортное (22 км от Керчи) и шикарные бесконечные пляжи в с. Новоотрадное (40 км от Керчи). Мы очень любим Новоотрадное.

Маршрут Керчь — с. Новоотрадное.

Несмотря на отдалённость от города, там лучше всего — вода чистая даже при шторме, а пляжи — бесконечные и практически дикие! Там никогда нет столпотворения людей. Наверное, поэтому здесь немало кемперов и палаточников в пик летнего сезона. Песок на пляжах в этом месте представлен мелким ракушечником — он практически не липнет к коже. Глубина в море наступает постепенно — это просто рай для маленьких деток!

Керченский полуостров. Село Новоотрадное. Пустынные полудикие пляжи Казантипского залива.

Бесконечный ракушечный пляж возле с. Новоотрадное.

Даже колючки здесь очень симпатичные:))

Была у меня ещё одна мечта — посетить Опукский природный заповедник на Керченском полуострове (50 км от Керчи). Это уникальное место — помимо шикарных черноморских песчаных пляжей и самой горы Опук (185 м над у.м.), в его состав входит известное многим солёно-грязевое розовое Каяшское озеро. На территории заповедника сохранились руины древнего греческого города Киммерик (6 в. до н. э. - 4 в. н. э.), цитадель, десятки древних колодцев и другие. А ещё там есть острова Скалы-Корабли (Элькен-Кая) — возвышающиеся в море в 4 км от берега (хорошо видны только в бинокль). Поэтому, несмотря на устоявшуюся жуткую жару, мы вместе с керченскими друзьями и моим братом отправились к этой достопримечательности.

Маршрут Керчь — Опук (около 50 км).

Ехали по серьёзному: с палатками, шашлыками, вином и т.п. Получилось очень здорово! На посещение Каяшского озера мы не решились — было очень жарко и полно мошки, да и озеро практически пересохло, хотя сохраняло бледно-розовый оттенок. На поиски древнего городища тоже не отважились, оставили на следующий раз. А вот в море накупались вдоволь! Пляж здесь действительно шикарный — вместо песка мелкий ракушечник! Немного колючий, но прикольный и практически не липкий. А какие там просторы!!! Ближайшие коллективы людей, добравшиеся на этот пляж, мы с трудом различали на горизонте!

Единственная особенность самого моря — глубина наступает довольно быстро. Да и вода здесь, несмотря на июль месяц (06.07.2018 г.), ощутимо прохладнее, чем в Азовском море. Но нам это было только в кайф — при такой густой жаре прохладная морская водичка освежала просто отлично! А какая же она чистая (несмотря на приличные волны)! Нам даже посчастливилось увидеть стаю дельфинов недалеко от берега — они очень любят эти места и частенько здесь встречаются! Правда, сфоткать не успел…

Чистейшая водичка в районе заповедника Опук (Черноморское побережье Керченского полуострова).

Черноморский пляж в районе Опукского заповедника.

Вот это просторы! И практически никого вокруг!

А такого добра там навалом!

На заднем плане мыс Опук. Вечером пляж заиграл другими красками, стало заметно свежее, ветер стих, и наступила благодать!!! :))

А какие же тут красивые закаты!!!

Вечер прошел изумительно — шашлычок и крымское вино на берегу моря в компании самых близких мне людей и хороших друзей! Полная релаксация!

Поздно вечером (а темнеет на юге рано) мне впервые за много лет довелось показать детям настоящий Млечный путь! К счастью, луны не было вообще и звёздное небо предстало во всей своей красе!!!

Вот так красиво закончился наш отдых в Крыму. Нужно было собираться домой. А путь лежал не самый ближний — более 4 тыс. км. Перед отъездом очередной раз проверил техническое состояние автомобиля на уже описанном выше СТО «Авангард» в Керчи.

В обратный путь выехали из Керчи рано утром 09.07.2018 г. Особых планов на приключения не было, кроме Башкирии. Но до неё ещё надо было доехать. Первую остановку сделали в Новохопёрске — в одном из частных отелей.

Маршрут Керчь — Новохоперск.

Вторая ночёвка прошла на объездной Самары в придорожном отеле «Балтика». Мы частенько останавливаемся в этом месте — не очень дорого, условия хорошие, есть кафе и большая стоянка.

На третий день обратного пути заехали в Башкирию к друзьям, которые уже не первый год нас звали к себе. Обычно дорога домой не очень располагает к каким-либо приключениям — хочется уже побыстрей добраться в свои пенаты. Всё-таки накапливается определённая усталость, да и перед выходом на работу нужно хотя бы пару дней отоспаться! Как говорится, в отпуске хорошо — а дома лучше! Но в этот раз было решено — хватит гнать как сумасшедшим по 1 тыс. км в день, заедем к хорошим людям на один вечерок и немного отдохнём в душевной компании.

Маршрут Самара — Бедеева Поляна. Ночевали у друзей в деревне!

Как планировали, так всё и получилось — была деревенская банька, душевный вечер за рюмочкой чая и вкусной закуской.

Бескрайние красоты Башкирии.

Помимо желания побывать у друзей в башкирской деревне была у меня и ещё одна давняя мечта. Хотелось мне проехать по красивой горной дороге в Башкирии через Караидель. Неоднократно читал отчёты об изумительной природе этих мест. Единственным недостатком этой дороги является отсутствие асфальта на большей части, но знатоки утверждали об очень хорошей грунтовке. Поэтому решено было ехать дальше через леса и горы Башкирии!

Маршрут Башкирия — Екатеринбург (через Караидель) (около 550 км).

Однако без приключений этот, новый для нас маршрут, не обошёлся. Нам очень не повезло с погодой — с утра зарядил приличный дождь и шёл весь день. Как мы потом узнали, дожди в Башкирии шли в течение последних двух недель. До Караиделя мы добирались вначале по жутко размытой грунтовке (решили срезать чуток), где ездили только КРАЗы и КАМАЗы с нефтяных месторождений. Если бы не внедорожный потенциал нашей машины, то завязнуть там можно было запросто. Вторую часть дороги до Караиделя был асфальт, и я подумал, что на этом все проблемы закончились. Но это были только цветочки. За Караиделем, вплоть практически до Месягутово, была грунтовка, которую жутко размыло двухнедельными дождями. Кроме того, местами шла реконструкция этой дороги и иногда рядом с нами падали спиленные деревья. Трафик был практически нулевой, редкие УАЗики не в счёт… И непрекращающийся дождь… Тряска на дороге была такой, что ехать более 20-40 км/ч было просто невозможно…

Да, места вдоль этой дороги красивые (и лес, и горы), но нам насладиться этим из-за дождя и жуткой дороги было не суждено. Если здесь когда-нибудь положат асфальт, то думаю, что это будет одна из самых живописных трасс Башкирии!

В Екатеринбурге мы провели пару дней. Были встречи с родственниками и друзьями — шашлычки, привезенное нами крымское вино и душевные беседы!

Последний рывок до Нефтеюганска осуществили 14.07.2018 г.

Маршрут Екатеринбург —
Нефтеюганск (1330 км).

Ехали через Серов, Югорск, Ханты-Мансийск. Через Тюмень, конечно же, короче где-то на 150 км, но зато через Ханты-Мансийск намного меньше трафик, а качество дорог нисколько не уступает. В Нефтеюганск приехали в 21:30 без каких-то особенностей в пути.

Всё, вернулись домой!!!

Некоторые цифры статистики нашего путешествия:

1. В пути всего — ровно 1,5 месяца.
  2. Пробег всего — 14 631 км.
  3. Всего израсходовано дизельного топлива — 1 970 литров
  4. Потрачено денег на топливо — 88 870 руб.
  5. Потрачено на жильё — 91 300 руб.
  6. Расходы на экскурсии и сувениры не считали, но думаю, что ушло около 20-25 тыс. рублей.
  7. Расходы на ремонт авто тоже точно не считал, но ориентировочно — около 50 тыс. рублей.
  8. Расходы на питание мы не считаем — думаю, что ненамного больше чем дома.
  9. Приобретено прекрасных впечатлений и незабываемых воспоминаний — на 1млн.$ :))
  10. Итого на всё путешествие (не считая питания) ушло около 250 тыс. рублей за 1,5 месяца интересного автопутешествия.

Огромное спасибо всем за уделённое внимание! Надеюсь, что кому-то пригодится информация из описания нашего путешествия. Желаю всем крепкого здоровья и интересных путешествий!!!

P.S. С удовольствием отвечу на все вопросы и буду благодарен за интересные комментарии или советы. Единственное, что хочу попросить — не начинать политических диспутов и обсуждений чьих-либо финансовых возможностей.