Путешествие на Kia Sorento в Крым

01.02.2019 | 30068 просмотров

После последнего нашего посещения Крыма в 2013 году мы планировали посетить его снова, теперь уже Наш Крым, как только более-менее наладится с паромами, а тут как раз и мост открыли. Предвидя транспортный коллапс теперь уже в Крыму (мост есть, а дороги на полуострове только строятся) решили поехать против шерсти: в конце августа - начале сентября. Экипаж: я, жена, наши друзья (муж с женой) на нашем Сорике. Подготовка не заняла много времени, юг — не север, лето — не зима, вещей много не надо. Все жильё бронировали через Букинг. В прошлый раз мы были в районе Севастополя, сейчас же решили окучить восточную часть полуострова.

27.08. Так как на сей раз пилотов было двое, то стартовать решили в ночь, выехав в 22:15 из Железнодорожного. Пробок нигде кроме МКАДа не было, пункты оплаты на платнике проезжали без остановки благодаря транспордеру.

И все было замечательно примерно до 7 утра, когда при торможении стала появляться очень сильная вибрация, руль ходил ходуном, через некоторое время вибрация ощущалась уже и просто при движении. Я решил, что скорей всего заклинил правый передний суппорт (колесо нагрелось), сняли его, сняли скобу и колодки, проверили — поршень и направляющие пальцы ходили абсолютно нормально, оставалось только одно — повело тормозной диск. Хотя это было очень странно, в лужи я и раньше не влетал, да и вся дорога была сухая. Но делать нечего, надо менять, благо до Ростова оставалось километров 100-150. Пока я рулил, жена искала по интернету сервисы, а друг вел с ними переговоры. Сначала позвонили официалам, те предложили поменять диски за 20000 руб. и немного подождать — 5 дней: давай, до свидания. В общем, нашли сервис, где нас приняли сразу и за 9000 поменяли диски с колодками, обидно, колодки прошли всего 1000 км. Потеря времени (с учетом снятия колеса на трассе) составила около 4 часов. Позже выяснилось, диск (вентилируемый) просто лопнул, хотя его толщина была всего на 0,2 мм меньше допустимого.

Починившись, поехали дальше, тут нас решил взбодрить Букинг. Я бронировал в Керчи 2 квартиры в одном доме, по факту же оказалось, что они в разных зданиях в 10 км одна от другой. В процессе ругани в течение часа с Букингом и принимающей стороной мы нашли замечательную гостиницу «Мечта Тея» (2160 руб./сутки) на берегу моря.

Чтобы не попасть в пробки, было решено не ехать через Краснодар, а пробираться к мосту через Кисляковскую, Каневскую, Тимашевск, Славянск-на-Кубани, там и трафик меньше, и камер практически нет. Прокатились по мосту, предварительно заправившись под пробку, в Крыму топливо подороже, чем на континенте. Ну, что сказать, мост впечатляет — большой, красивый. Здорово, что его построили. Когда едешь по относительно горизонтальной дороге, то потом несколько неожиданно вырастает горб над судопропускным участком.

Параллельно тянут ж/д линию, но там еще не все пролеты установлены и она идет существенно выше автомобильной части. Автомобилей на мосту очень мало, причем в обе стороны (грузалям было еще запрещено), наверно, толклись на 2-полосных подъездных дорогах, сам мост 4-полосный. Еще много недостроя, съезды в Керчь сделаны не были, чтобы попасть в город пришлось выехать за его пределы на км 3-4 и только потом развернуться.

В общем, приехали в гостиницу в 19:40, заселились и сразу пошли купаться. Правда, берег был весьма крут (тут вам не Турция), но при свете луны кое-как добрались до воды, пару раз чуть не упав, пробираясь по заросшим тропинкам. После купания вернулись в номер, подкрепились арбузом и оставшимися припасами, отметили приезд и завалились спать.

Пробег составил 1594 км, в дороге провели 21 час 22 минуты.

29.08. После долгой дороги решили этот день сделать легким, разгрузочным, поэтому с утра никуда не спешили, после завтрака в номере отправились на тюлений отдых. Днем тропинка на песчаный пляж уже не показалась такой крутой, да и кусты не были такими густыми. Повалявшись до полудня, поехали в Героевское, на экскурсию по раскопкам города VI в. Нимфей. Экскурсии организовываются от музея, посвященному Эльтигенскому десанту. В музей, к сожалению, не успели. Площадь раскопок невелика, тот же Херсонес, Мира в Турции гораздо больше и интереснее. Но все равно было любопытно.

Город расположен на холме, с которого хорошо виден Крымский мост и непонятные поначалу сооружения из палок в море, позже выяснили, что это рыбацкие приспособления для ловли бычков.

Побродив по Нимфею, мы пошли в Героевское к мотоботу (его подняли со дна моря и полностью восстановили)

и к мемориалу — парусу, стоящему на холме над поселком.

Затем искупались в море, купили фруктов и отправились домой.

30.08. Всё, один день расслабились и хватит, теперь начинаем активно изучать достопримечательности. Сначала отправились к Булганакским грязевым вулканам, расположенным ~ в 10 км от Керчи.

К настоящим вулканам они не имеют никакого отношения: метан под давлением из-под земли выталкивает жидкую глину. Всего их 7. Давление это возникло в результате гниения органики в нефтегазоносных породах. Дорога к вулканам сначала асфальтовая, потом несколько километров неплохой грунтовки. Место своеобразное, как-то совсем не вяжущееся с традиционными представлениями о Крыме: лунный пейзаж с выжженной куцей растительностью с грязевыми лужами и небольшими конусами (высотой ~ 1 м), изливающими периодически грязь.

Некоторые вулканы вообще не имеют конусов, представляя из себя периодически булькающие лужи.

Грязь холодная и серая, не такая теплая и черная, как в Баскунчаке и Эльтоне. Ещё считается, что она целебная. Мы, конечно, слегка извазюкались, но лечебного эффекта не заметили, благо новых болячек не выскочило))).

При прогулках надо соблюдать осторожность, верхний слой грязи покрывается засохшей коркой, можно провалиться. Так, один из вулканов со времен 2-й мировой до сих пор хранит в себе немецкий танк, решивший проскочить через лужу. Доподлинно известно и об одном погибшем исследователе. Несмотря на предосторожности, желая подобраться как можно ближе к живительному источнику грязи, наша подруга провалилась одной ногой в грязь. Под общий смех мы её дружно вытянули, даже тапок не потерялся. Потом отличился я, пытаясь зачерпнуть грязь, уронил почти полную 1,5 литровую баклажку в самую жижу, обрызгав себя почти с ног до головы.

Баклажка же ушла куда-то к центру земли. На этом веселье не закончилось. Вскоре подъехал микроавтобус с группой туристов, и одна женщина, внимательно выслушав наши предостережения, тут же провалилась уже двумя ногами. Её, конечно, тоже достали, но уже без обуви))). А главное при поездке к вулканам — не забыть для умывания воду, там её взять негде.

Наигравшись в сейсмологов-вулканологов, мы решили подъехать к Азовскому морю, одна из многочисленных грунтовок вела в его сторону. Море оказалось очень неприветливым: крупные острые камни и на берегу и при входе в воду. Но на горизонте увидели хороший песчаный пляж, примерно после получасовых скитаний по многочисленным грунтовкам добрались до него, покупались, полежали, жаль только, что солнце к этому времени ушло, и отправились обратно в Керчь.

На разбегающихся по степи грунтовках я немного заплутал и немного напугал своих пассажиров, преодолевая крутой спуск, они даже выскочили из авто))) Небольшое видео.

По дороге совершенно случайно увидели какие-то каменоломни, скорее всего это были Булганакские. Внутрь не полезли (хотя хотелось), у нас не было с собой ни фонарей, ни соответствующей обуви, ограничились внешним получасовым осмотром.

По приезде в Керчь подкрепились в местной забегаловке и зашли в рядом находящийся Мелек-Чесменский курган 4 в. до н.э. Его высота 8 м, диаметр в основании 200. Сейчас здесь музей, в общем-то ничего особенного, если не учитывать его возраст. От входа идет прямой, сужающийся ступенчатообразно кверху коридор, переходящий в квадратную погребальную камеру. Учитывая, что курган стоит в плотной городской застройке, его вполне можно принять за какой-нибудь водозаборный узел.

После кургана мы заехали на гору Митридат, осмотрели древний (7 в. до н.э.) город Пантикапей — столицу Боспорского царства (город расширяется, раскопки идут полным ходом), обелиск Славы и, конечно же, Митридатскую лестницу, по ней, правда, не спускались, уж больно она длинная.

С горы открываются виды на море и на Керчь. Покинув гору, мы еще немного погуляли внизу, подошли к интересной Византийской церкви Иоанна Предтечи. Храм представляет собой интересный симбиоз строений 6 и 19 веков. Заглянули еще раз на Митридатскую лестницу (теперь снизу) и поехали в гостиницу, вечерком с другом сходили на берег моря, покурили кальян при свете луны. На этом день закончился.

31.08. С утра отправились на экскурсию в очень печальное место — Аджимушкайские каменоломни, прославившиеся героизмом защитников Крыма во время ВМВ. Сложно представить, как можно было выживать и воевать в этом аду, испытывая жажду, голод, газовые атаки. Большинство из них погибло, за 170 дней обороны из 13000 человек в живых осталось всего около 50. Изучение катакомб продолжается, потихоньку поисковыми отрядами производятся раскопки.

Рядом с мемориалом находится ещё один курган — Царский, его мы посетили тоже с экскурсией, иначе не имеет смысла. В принципе, он такой же что и Мелек-Чесменский.

Затем мы поехали в Керченскую крепость, она же форт Тотлебен (названа в честь инженера- строителя). Найти ее не очень просто, последний участок дороги — чистая грунтовка, как будто и не в городе находится. Это монументальный, многоярусный комплекс сооружений 19-го века практически врытый в землю на холме так, что снаружи и не очень-то заметный.

В целях безопасности посещение возможно только с сопровождающим (экскурсоводом), были случаи, когда люди проваливались в заросшие травой вентиляционные шахты. А учитывая, что в подземельях есть глухие помещения, то перспектива снова увидеть свет божий у провалившихся невелика. Но все же жаль, что нельзя, я бы там еще с удовольствием провел пару-тройку часов. Начинается крепость внизу, у подножия холма и потихоньку поднимается к его вершине, откуда как на ладони видна Керчь и одноименный пролив.

На своем относительно коротком веку крепость повидала всякое, была и непосредственно крепостью, арсеналом Черноморского флота и даже дисбатом. В мае 1942 года она сильно пострадала, отступающие части Красной Армии подорвали склады с боеприпасами. По слухам, взрыв был гораздо сильнее, чем планировали. И наконец, после нескольких лет разграбления запустения крепость в 2003 стала музеем. В нескольких восстановленных помещениях устроен музей, в одном из залов которого представлена любопытная схема расположения затонувших судов и самолетов, практически ими устлано все дно пролива.

Насколько я помню, 1 или 2 самолета нашли при строительстве моста. Это был наш последний день в Керчи, следующим утром мы планировали выехать на запад.

01.09. Около 8 утра мы взяли курс на соленое Кояшское озеро, примечательное своим розовым цветом.

Путь пролегал мимо солончаков, в одном месте было много процарапанных в соли надписей городов, мы тоже остановились и увековечили родной город.

Дорога, (последние 10-15 км) вполне проезжая, хорошо укатанная грунтовка, идет мимо запрещающих въезд табличек «Achtung Minen», информирующих о погранзоне и заповеднике. Стоило мне только остановиться и начать чесать репу на предмет ехать - не ехать, как сзади раздался гудок УАЗа и его водитель махнул рукой: «Езжай спокойно, я 100 раз так делал». Ну, мы и поехали. Озеро действительно имеет розоватый оттенок, правда более ярко выраженный окрас у него бывает в апреле-мае, а к сентябрю оно в основном превратилось в розоватый солончак, но все равно было очень красиво.

Любопытно, что от моря озеро отделяет узкая коса, оно находится на самом берегу. Морской пляж (дикий) просто замечателен, мелко перемолотый ракушечник и почти полное отсутствие людей.

Искупавшись в море, мы поехали к следующему объекту, к грязевому вулкану Джау-Тепе около поселка Вулкановка. В отличие от группы Булганакских вулканов он одиночный и высокий — 60 м (120 м над уровнем моря). Если не знать, что это вулкан, то и не догадаешься, просто холм в степи, на вид никаким вулканом и не пахнет.

Здесь произошел забавный эпизод. Когда мы подъехали к вулкану по шоссе и я остановился на обочине, все начали мне предлагать проехать дальше в надежде найти въезд непосредственно на холм, но я уверенно сказал: «Нет, нет там никакого въезда». И мы пошли на штурм))). Достигнув вершины, обнаружили наличие въезда почти на самый верх и полное отсутствие вулканической деятельности: никакой грязи, кратеров, обычная пожухлая трава на глинистой почве, в общем, делать нечего. Осмотрев окрестности, подгоняемый камнями и палками я начал спускаться к машине, чтобы подогнать её наверх. Тут я заметил, что издалека от пасущегося на равнине за дорогой стада баранов отделились 2 среднекалиберные собаки и несутся прямо на меня, это несколько напрягало, спасаться негде. По мере того, как звери приближались, стала заметна прыгающая перед ними точка, через некоторое время она превратилась в зайца, он проскакал от меня метрах в 50. 1-й собаке надоела эта гонка, и она прекратила преследование, а 2-я продолжила, но уже как-то вяло, явно без надежды на успех. Вскоре охотник и потенциальный обед скрылись за вершиной вулкана. Если бы не этот эпизод, то можно было бы сожалеть о даром потерянном времени.

Далее мы отправились в Судак, по дороге остановившись где-то перед Феодосией для принятия водных процедур. В Судаке сразу пошли на экскурсию в Генуэзскую крепость 14-го века.

Она большая и неплохо сохранилась, а с одной из её стен открывается великолепный вид на бухту.

Несмотря на толпу народа при входе, внутри большое количество туристов не ощущалось. Побродив по крепости, но, к сожалению, не добравшись на самый верх по крутому склону, мы отправились в Новый Свет на Тропу Голицына. Её прорубил в скалах Голицын к приезду Николая II в 1912 году (о руководстве надо заботиться всегда). Пятикилометровая тропа очень живописна, проходит по самому берегу моря по нескольким бухтам и гроту Голицына.

Грот — это естественная пещера, в которой когда-то было хранилище для шампанского и в свое время выступал Шаляпин, концерты проводятся и сейчас, в гроте сохранилась небольшая сцена.

Заканчивается тропа Царским пляжем. К сожалению, время уже поджимало, в Новый Свет мы приехали достаточно поздно и к пляжу добрались в сумерках, и то применив неспортивный прием: часть пути пришлось проделать на катере. Пляж хоть и называется Царским, но монархического ничего в нем не увидели, небольшой пологий каменистый берег, правда, вода очень чистая. Побултыхавшись в море аки императоры с императрицами, мы, почти венценосные, побрели в город по тропинке, ведущей вверх в гору, заросшую лесом. Нам сказали, будете идти прямо, потом у дуба (сосны, баобаба) повернете направо, и будет вам счастье город. Но то ли сказали не так, то ли мы непонятливые, но вышли мы еле-еле к каким-то заборам в какой-то шанхай на самой окраине Нового Света. Поплутав по темным узким переулкам с полчаса, наконец-то добрались до авто и поехали в Алушту, в гостевой дом «Каменный Остров» (1800 руб./сут). Ехали мы по побережью, дорога была очень серпантинистой (радовало только полное отсутствие грузовиков, а обгон практически невозможен), поэтому в Алушту приехали весьма уставшие, зато с накачанными шейными мышцами.

02.09. Утром позавтракали и пошли на центральный пляж Алушты. Это было ужасно, толпы народа, яблоку негде упасть, вода, пока не достигнешь глубины, мутная, но специально куда-либо ехать не хотелось. Во 2-й половине дня наши друзья, по совету хозяев гостевого дома, отправились в Профессорский уголок — менее населенные и более чистые пляжи, а мы поехали в Партенит, встретиться с моими институтскими друзьями, которые там отдыхали. Вместе погуляли по парку Айвазовского, находящегося на территории санатория с одноименным названием, вход платный. Парк великолепный: буйная растительность, павильоны, свободно гуляющие павлины.

Напоследок посидели в кафе, отведали знаменитой крымской барабульки (вкусная рыбка такая) и вернулись в Алушту.

03.09. День посвятили Крымскому заповеднику. Экскурсию заказывал заранее, она проводится на автомобилях заказчика, длится ~ 5 часов и 60 км. Возможно 2 варианта:

1. экскурсовод сидит в головном авто и рассказывает только на остановках;

2. индивидуальный экскурсовод (сидит в вашем а/м).

Мы выбрали 2-й вариант. В 10:00 мы встретились с гидом у конторы заповедника и отправились на маршрут «Крым заповедный», который в основном проходит по старому Романовскому шоссе, проложенному в начале 20-го века от Алушты в Ялту. Но еще в конце 19-го века земли, прилегающие к будущей дороге, были объявлены «собственным уделом охоты царя» и был построен охотничий домик для Александра III. В 1917 году эпоха сменилась, а суть осталась, поменялись лишь цари. Заповедник и сейчас относится к Управделами президента, до 2014 Украины, с 2014 — РФ. Правда теперь никто не охотится. Эта живописная трасса проходит по Никитской, Гурзуфской и и Бабуган яйлам. Дорога очень узкая (для разъезда нужно обоим съезжать на обочину) и извилистая, на большей части доступна только по путевкам от заповедника. Причем движение предпочтительно одностороннее: полдня в одну сторону, полдня в другую. Открывающиеся виды просто великолепны, главное не терять бдительность, а то легко можно либо ободрать борт, либо улететь в пропасть.

Первая остановка была у форелевого хозяйства.

Рыбачить не дали, просто посмотрели на рыбок, послушали рассказ о разведении форелей и отправились ко второй остановке, Косьмо-Дамиановскому монастырю середины 19-го века. Сейчас монастырь действующий, правда, состоит он всего из 1 часовни и источника, остальные постройки не сохранились.

Далее мы отправились к даче Хрущева, там бывал и охотился не только он, но и другие высокопоставленные товарищи и «друзья» Советского Союза.

Интерьеры все сохранились, сейчас здесь музей.

Любопытно, что почему-то этот объект не упоминается в описании маршрута. Окунувшись в недавнее прошлое, мы поехали к Беседке Ветров — изящному сооружению 1956 года, стоящему на краю вершины Шаган-Кая (Соколиная скала) (1426 м н.у.м.).

От беседки открывается прекрасный вид на Партенит, Гурзуф, Аю-Даг.

Полюбовавшись красотами, мы через Никитский перевал (1448 м н.у.м., самая высшая точка автомобильных дорог Крыма) добрались до кордона Красный камень, с которого как на ладони видна Ялта, и здесь расположен Музей Партизанской славы.

Музей новый, открылся в 2015 году, для интересующихся тем периодом истории весьма интересен. Помимо традиционных экспонатов, на территории вырыты стилизованные землянки и представлен нелегкий быт партизан. Ну и напоследок, осмотрев ущелье Уч-Кош, мы выбрались в «цивилизацию».

В общем, поездка очень понравилась, природа восхитительна и изменчива: от густых лесов внизу, до альпийских и степных пейзажей наверху. К тому же нам повезло с экскурсоводом, человек увлеченно и с большой любовью к краю рассказывал нам о Крыме. А еще по дороге мы видели косулю и зайца, со слов гида, мы могли бы увидеть и целое стадо оленей, да и кабаны попадаются нередко, если б выехали пораньше, хотя бы часиков в 8, а не в 10, но кто же знал.

Во второй половине дня мы поехали купаться в Профессорский уголок, там народу поменьше и почище. После вернулись в наш гостевой дом и пожарили шашлычок, вечерком покурили кальянчик и легли баиньки.

04.09. Пещерный день.

По дороге (в сторону Симферополя) к 1-й (Мраморной) пещере притормозили у Кутузовского фонтана, источника, названного в честь полководца, неподалеку потерявшего глаз в сражении 1774 г.

Из машины вылезать поленились, ограничились осмотром из окна. Последние километров 10 к пещере дорога становится очень тряским грейдером, проехать можно на любом авто, но удовольствия не доставит. Вход во все пещеры осуществляется по расписанию, естественно, с гидом. Мраморная оправдывает название, внутри очень красиво, известковые натеки причудливой формы и разного оттенка вкупе с цветной подсветкой выглядят замечательно.

После этой пещеры мы поехали в расположенную всего в 2,3 км Мамонтову пещеру (Эмине-Баир-Хосар). Трудно сказать, какая из них красивее, но в Мамонтовой экспонируются скелеты древних животных (отсюда и название), когда-то они падали в скрытые зарослями выходы пещеры и погибали, теперь их прибранные останки радуют туристов.

Рядом с этими пещерами есть и 3-я — Эмине-Баир-Коба, но в неё мы не поехали, там для неподготовленных туристов открыто всего 70 метров из 150. А направились в Красную (Кизил-Коба), находящуюся в 22 км от Мамонтовой, по другую сторону трассы Алушта — Симферополь. Эта пещера одна из самых длинных в Крыму, ~ 27 км. Примечательна тем, что в ней течет река.

Добираться до неё немного дольше, чем до первых двух, сначала надо приехать до кордона в поселке, потом на их открытой тарантайке добраться до горы и дальше идти пешком по тропинке в гору. Можно обойтись и без их транспортных услуг, но тогда пару тройку километров придется топать по степи. Доступная для осмотра часть пещеры поменьше, чем Мраморная или Мамонтова и, как мне показалось, не такая красивая. Но не увидишь — не узнаешь.

На десертную часть сегодняшней программы у нас значилась гора Джемерджи с Долиной приведений: красивые места с причудливыми фигурами выветренных скал, которые в свое время облюбовали наши киношники («Спортлото-82», «Кавказская пленница»).

К сожалению, мы приехали поздно, около 18:30, пока были в пещерах, да и прямой подъезд был перекрыт ремонтными работами, пришлось делать крюк километров 15. Поэтому ни до ореха Никулина (его герой сидел на этом дереве в засаде), ни до крепости 15-го века Фуна мы не добрались, сюда надо приезжать как минимум на полдня, а ещё лучше на целый. В общем, слегка посмотрели окрестности, полюбовались видами горы и вернулись в гостиницу.

05.09. Рано утром покинули Алушту и поехали в Бахчисарай, в ханский дворец. Погуляли по дворцу с экскурсией. Дворец хорошо сохранился, жаль только, что очень многолюдно.

Из Бахчисарая мы отправились в сафари-парк Тайган — гвоздь программы на сегодняшний день. Очень необычный парк, львы и тигры свободно гуляют в огромных вольерах, площадью в несколько футбольных полей, а посетители гуляют по настилам над вольерами.

Периодически в полу встречаются большие дыры, и хищники почему-то кучкуются под ними, выжидательно смотря вверх и облизываясь))).

При входе в парк можно купить корм (куриные ноги) и порадовать крупных кошек. Для дополнительного антуража в загонах стоит ЗиЛ-130 и Ан-26, в тени которых укрывались львы.

Жаль, что не было местных Амура с Тимуром))). Помимо этих просторных загонов имеются и обычные зоопарковские клетки с медведями, обезьянами и т.д.

В общем, парк нам очень понравился, хотя сравнивать не с чем, в подобных заведениях никто из нас никогда не был.

Закончив знакомится с представителями дикой природы, мы отправились в Коктебель, в гостевой дом «Девичий Виноград» (1400 руб./сут). Что хорошего в этом доме, так это близость к морю, зелень участка и низкая цена, а так «отличная звукоизоляция», был слышен каждый чих, и у друзей не слабо так воняло канализацией. Поужинав, я с другом пошел на ночное купание. Вода фосфоресцировала! При плавании вокруг рук возникало легкое голубоватое свечение, раньше приходилось про такое слышать, но увидел этот эффект впервые.

06.09. Сначала пошли на пляж, хоть погода и не радовала, с утра начал накрапывать дождик.

Правда, к полудню жизнь погода наладилась и выглянуло солнце. Обрадованные, мы поспешили на морскую прогулку вдоль Кара-Дага к знаменитым Золотым Воротам. С борта стилизованного под парусник теплохода мы с удовольствием созерцали причудливый и крутой берег.

Неожиданно метрах в 10 от борта судна прошел дельфин совсем на небольшой глубине. На взгляд его тело как будто бы не делало никаких движений, хотя его скорость была ~ вдвое больше скорости нашего судна. Если б время было военное, то я решил бы, что это торпеда))). Около Золотых Ворот капитан лег в дрейф, и мы полчасика бултыхались в море.

По возвращении в Коктебель погода снова испортилась, пошел сильный затяжной дождь, наверное, природа прощалась с нами, это был наш последний день в Крыму. Вечером мы под навесом замутили шашлычок с кальяном и улеглись спать.

07.09. 8:05. Грустный день: дорога домой — это значит, что наступают рутинные будни. С другой стороны, уехали мы вовремя, если у нас просто шел дождь, то уже в Ялте был потоп и буря. В отличие от безпробочного движения в Крым, сейчас пришлось постоять и под Феодосией, где трасса идет по берегу моря и отдыхающие снуют туда-сюда по бесчисленным пешеходным переходам, и в Славянске-на-Кубани, и в Аксае, и в Каменск-Шахтинске. Вся дорога заняла 21 час 51 минуту и 1655 км. Обратный путь показался каким-то муторным, может быть, не столько из-за пробок, сколько потому, что «туда» веселей, чем «обратно».

Суммарный пробег составил 4211 км, из них только по Крыму 952. Как ни удивительно, но не пришло ни одного штрафа, спасибо другу (уважающему скоростные ограничения больше меня), программе «Стрелка» на смартфоне и радар-детектору Белтроникс.

Про пресловутые санкции и прочий крымнаш. Среди АЗС нет известных брендов, среди сотовых операторов нет Билайна и Мегафона, есть МТС, но если смотреть номера абонентов, то они зарегистрированы в Краснодарском крае. Обновления, приходящие с гугл-плей, не всегда устанавливаются, чтобы восстановить слетевший ватсап, пришлось идти в ларек к умельцам. Ну и гид, с фамилией, оканчивающейся на ...чук, на прямой вопрос как «до» и как «после», пожаловалась на теперешнюю сильную забюрокраченность.