|
Решение поехать в Крым родилось спонтанно. Просто появилось свободное время около недели, и решили не сидеть дома, куда-нибудь съездить. Варианты куда поехать были разные, но тут решил узнать о стоимости билетов на самолет в Крым — 13 тысяч туда/обратно — вполне нормально. Берем.
Почему Крым? Давно хотелось туда съездить, посмотреть достопримечательности, вспомнить, что там и как, тем более Крым стал более доступен — теперь это субъект России.
Билеты взяли, а причем, скажет читатель, здесь автопутешествие? А при том, что бронируем через интернет автомобиль, на котором планируем поездить по Крыму. Местом проживания выбираем Ялту — во-первых, южный берег и должно быть теплее, во-вторых, именно здесь хотели побыть и посмотреть достопримечательности, коих очень много в окрестностях. Ну и третье — нашли через знакомых неплохое место проживания со всеми удобствами за вполне адекватную цену.
Итак, прилетаем утром в аэропорт Симферополя, получаем багаж и на стоянке забираем прокатный авто — Volkswagen Polo, почти новый, с небольшим пробегом, механика, 1,6 л.
Телефон автоматически выбирает сеть оператора WIN (местные жители сказали, что это МТС). Выбираемся из порта, используем навигатор и карты Яндекс, работают вполне нормально. Так же использовали «Google Maps». Дорога Симферополь — Ялта (до места отдыха) около 100 километров. Не сильно загружена, качество вполне нормальное. А в районе Ангарского перевала очень хорошее. После выезда из Симферополя идет хорошая четырехполосная дорога почти до перевала. Перевал — 750 метров над уровнем море. А вот в Алуште и далее начинаются небольшие пробочки, движемся чуть медленнее и через 2 часа прибываем к месту отдыха — пгт Ливадия.
Поселки Ливадия, Гаспра, Гурзуф, Массандра, и другие — это все входит в Большую Ялту. Погода отличная, более 20 градусов, поэтому, разместившись и пообедав, идем на море. Вода 23 градуса, воздух 25. И это первые числа октября. Народу на пляже немного. Поэтому предаемся купанию. Однако октябрь чувствуется, так как после 16 часов становится заметно прохладнее. Ну и в дальнейшем купались в основном в период с 13 до 16, когда и солнышко в зените, и воздух прогревается до 23-25 градусов. Ну, а море почти все время было 21-23 градуса.
Купание, конечно, хорошо, но в остальное время, которого не так и много оказалось, старались посмотреть достопримечательности. И прежде всего в окрестностях Ялты.
Что удалось посмотреть и куда съездить:
Расположен в посёлке Массандра. От нашего места проживания около 9 километров. Выдвигаемся с утра. До самого дворца ведет пешеходная дорога, по которой ходит только транспорт работающих во дворце и, видимо, еще для кого-то делают исключения. Оставляем машину и метров 500 пешком поднимаемся до территории парка, а потом еще метров 400 до самого дворца.
Место в предгорье, поэтому идем все время вверх. Но не крутой подъем. Покупаем билет — 300 рублей экскурсия. Собирается человек 10, нам дают гида и заходим во дворец.
Экскурсия очень понравилась, интересная, не длинная, не устаешь. Хороший экскурсовод, в общем, очень позитивные впечатления остались. Хотя дворец — снаружи, внутри не совсем дворец в обычном понимании. Небольшая площадь, отсутствие больших комнат для приемов, балов и т. д.
Обходим здание, фотографируемся и потихоньку возвращаемся к машине. А навстречу уже, как это ни удивительно для этого периода времени, многочисленные туристы, прибывшие с экскурсией в составе групп на автобусах.
Также находится в поселке Массандра, на улице винодела Егорова, дом 9, который был одним из основоположников виноделия в Крыму. Экскурсии начинаются с 11 часов. Приезжаем чуть раньше, осматриваемся, покупаем билеты. Билет стоит 300 рублей без дегустации и 600 рублей с дегустацией. Берем с дегустацией, но жена не дегустирует, чтобы машиной управлять, ну а мне достается немного побольше. Но обо всем по порядку.
Экскурсия занимает около 50 минут, рассказывают о создании завода, его строительстве, основателях. Затем идем в погреба, где осматриваем запасы вин. Там находятся вина с 1775 года! Все интересно, экскурсанты задают много вопросов. На сегодняшний день винзавод называется ФГУП «ПАО Массандра» при администрации Президента России. Насчитывает около 400 сотрудников, ежегодно продают около 12 миллионов бутылок в год, что достаточно много и можно вино найти в регионах, не опасаясь подделок.
Завод выпускает более 70 марок вин. Основной потребитель — Россия. Или, как здесь говорят, «материк». Хотя ранее закупали даже вино для королевы Англии — марку «Мускат белый красного камня». Раньше производство вина считалось вредным, поэтому давали молоко, но сейчас такого нет. Экскурсовод много еще чего интересно рассказывал, про историю завода в годы ВОВ и другие.
Очень рекомендую эту экскурсию. И еще на что хотел обратить внимание, Массандровский винзавод производит в основном крепленые и десертные вина.
Ну, а дальше дегустация.
Предложено 9 марок вин: сначала кокур — молодое столовое сухое вино. Далее крепленые вина: Херес, Мадера Крымская, еще ее называют дамский коньяк, Портвейны белые «Поручик Голицин», «Сурож» (Сурож — так назывался ранее поселок Судак), красный «Крымский». И десертные вина: Мускат белый «Массандра», Пиногри «Южнобережное», Мускат розовый «Южнобережный».
После окончания дегустации идем в фирменный магазин и покупаем понравившееся вино себе и на подарки.
Еще раз повторюсь, экскурсия очень интересная, ну и дегустация тоже удалась. В свое время был на многих винзаводах, но самые лучшие и приятные воспоминания, наряду с Абрау-Дюрсо, останутся и от Массандры.
3. Набережная Ялты
Следующая достопримечательность, которую хотели посмотреть — это дворец Эмира Бухарского. Однако сделать этого не удалось, так как данный объект находится на территории дома отдыха или санатория Черноморского флота, куда нас не пустили, объяснив, что дворец закрыт на ремонт. Поэтому поехали на ул. Пушкина и далее пешком пошли до набережной.
Улица Пушкина это некий Арбат Ялты, на котором расположены разные интересные объекты. Римско-католический храм Непорочного Зачатия Девы Марии, памятник Пушкину, Ялтинской киностудии и другие.
Плавно улица переходит в набережную им. Ленина. Набережная не очень длинная, но красива. Можно посмотреть на прибой, покушать в многочисленных кафе, посмотреть разные небольшие памятники. Ну и просто погулять в теплый день под лучами бархатного солнца. Здесь же часовня в память о гибели в 1941 году санитарного теплохода «Армения», на котором было около 5,5 тысяч раненных советских моряков. Виден маяк.
Постепенно доходим до канатной дороги, по которой поднимаемся над городом на высоту 600 метров на холм Дарсан.
С канатной дороги открываются красивые виды Ялты. Ну и некрасивые тоже — это жилые дворы с недостроями, мусором, бытовыми неустройствами и т. д., показывающие реальную жизнь жителей курортного города и то, что скрыто от туристов. Достигнув верха канатной дороги, идем на еще одну достопримечательность — Холм Славы. Это памятник одновременно и революционерам, которые устанавливали Советскую власть в Крыму в 20-е годы прошлого века и воинам-участникам Великой Отечественной войны.
Спускаемся по канатной дороге снова на набережную. Все это удовольствие стоит 300 рублей. Кабинки интересные и необычно маленькие, рассчитаны максимум на двух человек.
Проголодавшись, заходим в кафе «Ялтинский дворик». Очень рекомендую, отличная кухня, неплохой сервис, адекватные цены. Продолжаем прогулку по набережной и городу.
Много различных церквей, храмов — Собор Александра Невского, церковь Святой Марии, часовня в честь царя Николая II, Собор святого Иоанна Златоуста. Нагулявшись по набережной и ее окрестностям, едем домой отдыхать.
4. Ласточкино гнездо
Правильно говорят, что это визитная карточка Ялты, Крыма в целом. Если хотите — бренд. Место это хотелось посетить давно. Наверное, еще с момента просмотра замечательного фильма С. Говорухина «Десять негритят». Ну и, конечно, планируя поездку и уже находясь в Ялте, не могли не посетить это место. С утра, как обычно позавтракав, не спеша выдвигаемся в поселок Гаспра по Севастопольскому шоссе. Приезжаем часов около 10 утра, людей мало, киоски с напитками и палатки с сувенирами только открываются. Спускаемся вниз к Ласточкиному гнезду. Написано 1200 ступеней, не знаю, не считали.
По дороге стоят скамейки для отдыха, имеется пара небольших смотровых площадок. И вот наконец то место, к которому стремились. Впечатление сильное производит, кто бы что ни говорил. Интересное, монументальное, с неким трагизмом и загадкой сооружение. Оно было построено в 1912 году нефтяным магнатом бароном Штейнгелем. Некоторое время назад в здании был ресторан, сейчас его нет.
Внутрь здания можно попасть, если взять экскурсию — не помню что уже, кажется, просмотр каких-то экспозиций. Цена — 200 рублей. Здание и подступы нуждаются в ремонте, в связи с чем ограничен проход к нему со стороны моря. Конечно же, фотографируемся с разных ракурсов. Здесь открывается красивый вид на скалу «Парус» и птицу, высеченную из камня на краю скалы. Осматриваем красоты моря и окрестностей, которые видны со смотровых площадок.
Ну и как же без сувениров? Затариваемся ими, и дорога наверх. Поднимаемся, заходим в кафе-ресторан «Елена», очень приятное место, чисто. Обедаем, так как хоть и проходили часа полтора всего, но аппетит нагуляли хороший. Цены нормальные, обслуживание хорошее.
После обеда или, может, второго завтрака еще раз осматриваем развалы с сувенирами и едем назад. К этому времени добавилось огромное количество туристов, которые и на автобусах прибыли, и на теплоходе. Еще раз убедились в том, что хотя и октябрь и людей вроде должно быть меньше, лучше всего с утра пораньше ехать к открытию всех имеющихся достопримечательностей, чтобы к моменту наплыва туристов, а это, как правило, 11:30-12:00, уже закончить осмотр, либо завершать его. Подводя итог посещения «Ласточкиного гнезда», скажу, что понравилось. Хотя есть и ложечка дегтя в виде мусора вдоль внешней стороны лестницы, по которой спускались и который никто давно не убирал.
Расположен в поселке Ливадия. Дворец и рядом расположен парк с одноименным названием. К самому парку не подъехать, идем пешком по аллее.
Дворец издалека смотрится красиво, действительно выглядит как дворец. Экскурсии начинаются с 10 часов, стоимость билета 350 рублей. Запускают через 15 минут, и экскурсовод рассказывает и водит по залам 1 час 10 минут. Можно самостоятельно посмотреть, но заходить только с экскурсией. Много познавательного можно узнать.
Дворец сочетает в себе два поколения: это и летние апартаменты царя Николая II, и место проведения Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года с участием лидеров СССР, США и Великобритании. Первый этаж в основном напоминает о Ялтинской конференции, мало отражая эпоху последнего русского императора.
А вот второй этаж — апартаменты царской семьи начала 20-го века. Надо отметить, что место избрано грамотно, в парке, где растут многочисленные растения и недалеко находится море.
С окон дворца открываются отличные виды на море. Экскурсия с обходом дворца занимает более 2 часов. Все интересно и познавательно. Народу очень много, и постоянно подходят и подходят. Ливадийский дворец по сравнению с Массандровским, действительно смотрится как дворец с большими апартаментами, залами, многочисленными комнатами и кабинетами.
6. Гурзуф
Поселок Гурзуф входит в большую Ялту, является очень древним поселением. Поехали туда спонтанно. Ночью пошел дождь, погода испортилась, поэтому ехать никуда не планировали. В обед дождь перестал, и решили сьездить в Гурзуф.
До самого поселка около 25 километров, доехали почти до набережной, уперлись в тупик по ул. Ленинградской, оставив авто, пошли на набережную.
Посмотрели музей «Дача А. П. Чехова», который расположен рядом с остатками древней византийской крепости, от которой почти ничего не осталось. Цена — 100 рублей, осмотр самостоятельный.
Далее дошли до Гурзуфского парка, который оказался на территории санатория с простым названием «Санаторий Гурзуфский». Оказалось, просто так туда не попасть. Охрана не пускает, однако два раза в день там проводятся экскурсии в осеннее время в 12 и 16 часов. Летом 3 раза — в 11, 13 и 16 часов. Экскурсия почти полтора часа, посмотрели территорию, памятники, богатую растительность, фонтаны (самый известные «Ночь», «Рахиль»), послушали интересные истории о Гурзуфе. В целом понравилось, познавательно, стоимость билета 100 рублей. Погуляли на набережной, сфотографировались на фоне «белых скал» (Скалы Адалары) и горы Аю-Даг (Медведь-гора). Недалеко еще есть музей А. С. Пушкина, но туда уже не пошли, не хватило времени.
Начало темнеть, народ с набережной стал резко растворяться, магазины и сувенирные лавки закрываться. И только немногочисленные кафе работали. Сложилось впечатление, что Гурзуф — тихое, спокойное место, с очень узкими тихими улочками. Выезжали около 19 часов, темно хоть глаз выколи, дорога к Южнобережному шоссе без подсветки в виде фонарей, машин мало.
7. Алупка
В Алупке также находится ряд мест, которые интересно посмотреть. Выехав в Алупку (почти 20 км), ехали изначально в Алупкинский (Воронцовский) дворец. Однако, следуя к нему, проезжаем через поселок Кореиз мимо канатной дороги до горы Ай-Петри. Решаем остановиться и подняться на гору. Погода хорошая, должно быть все видно сверху, берем билеты — 300 рублей наверх, и оттуда вниз еще нужно будет 300 рублей, но билет обратно продают только на вершине горы. Садимся в вагончик, трогаемся.
Скорость довольна высокая, по сравнению с канатной дорогой в Сочи (в частности «газпромовской»). Едем минут 5-8, не очень высоко и доезжаем до станции пересадки, которая называется «Сосновый Бор». Внизу — жилые дома, Южнобережное шоссе, ну и прекрасные образцы сосен, хвойного леса. Далее, пересев в такой же вагончик, едем еще минут 10 до вершины Ай-Петри. И вот тут, конечно, красота. Высоко, поднимаемся быстро, впереди скалы, на которые несемся. В общем, адреналинчик хороший. Прибыв наверх, выходим на смотровые площадки (слева, справа) и фотографируем окружающие красоты, побережье, горы. Виды очень красивые. Воздух другой, все же высота 1234 метра.
Побродив наверху, спускаемся обратно вниз, оглядывая все вокруг с высоты птичьего полета. И тут начинается дождь, небо заволакивает облаками. Через некоторое время и Ай-Петри уже в облаках. Поездка занимает около 20 минут в один конец, длина дороги 3 километра. Что немного напрягает, так это навязчивый сервис людей наверху, постоянно предлагающих чай, еду, прогулки на конях, спуск с горы на автобусе, такси и др. Пока были наверху, раз 20 подходили с подобными предложениями. Удивило, что канатная дорога частная.
После Ай-Петри двигаемся к Воронцовскому дворцу. До него от канатной дороги едем метров 800 до парковки и затем идем метров 800 по самому Воронцовскому парку до самого дворца.
Может, моросящий дождь несколько испортил экскурсию, но не испортил впечатление от дворцового ансамбля. Дворец и парк прекрасны. Дворец представляет собой несколько стилей, есть что-то восточное, а что-то от средневековых крепостей.
Экскурсия внутрь дворца понравилась, посмотрели уклад жизни дворян первой половины 19-го века. Ну, и прилегающая к дворцу территория парка так же интересна. Экскурсия во дворец обошлась в 300 рублей с человека.
В Алупке проводим часа 4-4,5, поэтому, немного устав, обедаем в одном из близлежащих кафе и едем назад. Нагулялись вдоволь. Хотелось проехать до храма Александра Невского, но испортившаяся совсем погода и дождь, усталость, стали причинами туда не ехать. Подводя некий итог, хотелось бы отметить, что Алупкинский или Воронцовский дворец из всех дворцов, что есть в окрестностях Алупки, наиболее гармоничен и интересен, включая богатый и довольно большой парк.
Осмотр достопримечательностей проводили почти ежедневно до обеда, потом купание, отдых. Поскольку темнеет рано, в 18:30-18:45 уже темно, вечером недолго гуляли, затем книги, телевизор, сон. Спится у моря хорошо.
Про бензин: здесь не увидел брендовых АЗС таких как, Газпромнефть, Газпром и т. д., хотя видел ТНК и даже подобие Лукойла. Названия АЗС, какие помню: «Современник», «Нафта», «Тes», «Гост», «OKKO», «Atan» и другие. Из них наиболее приличными на вид считаю «Tes». 92-й бензин стоит 37,90-38,10 рублей за литр, 95-й — 40 рублей и более.
Дороги: выше описал дороги между городами, они вполне приличные. Что касается дорог в Ялте и ее окрестностях, то основное, что бросилось в глаза, это то, что они очень узкие, с многочисленными припаркованными автомобилями.
Между Симферополем и Ялтой курсируют троллейбусы. Номер маршрута не помню, но встречаются вот такие образцы выпуска 60-х-70-х гг., так сказать, «раритет». Стоимость билета вроде 85 рублей. Также из Симферополя до Ялты можно добраться на автобусе, билет что-то около 200 рублей стоит. Или такси — 1800-2000 рублей. В Ялте в утренние и вечерние часы есть небольшие пробки, автомобилей довольно много, улицы узкие. Но пробки эти не такие, конечно, как в крупных городах.
Связь: основной оператор WIN. Берет не везде хорошо, например, на экскурсии в Массандровский дворец непосредственно внутри здания связи нет. Так же и в других местах. Интернет не устойчивый, но в целом пойдет. Говорили нам, что есть и МТС и теле2, но пунктов обслуживания мы не видели. Wi-fi есть в кафешках, в номере, где мы жили, тоже был, работал в целом удовлетворительно. МТС работает хорошо, денег за роуминг не взял (тариф единый по России). Как работают остальные операторы связи, не знаю.
Цены на продукты: в кафе цены разные, но в целом можно найти нормальные. В магазинах в основном дороже. Например, колбаса вареная от 390 и выше, сосиски молочные от 280, более-менее нормальные 330-370. Сырокопченая колбаса 650-830 за упаковку, бананы более 100, молоко 60-70. Недорого стоят яблоки Крымские по 55-60. Вот такие цены.
Общались со многими людьми, в том числе не обходилось и обсуждение вопроса о присоединении Крыма. Воспринимают этот факт позитивно и крайне рады этому событию, рассказывают, что стало в разы лучше, стабильнее. Отношение к туристам и, вообще, приезжим с «материковой» части России доброжелательное. Интересно, что большинство авто с российскими номерами с кодом региона 82. Однако есть и с украинскими. Опять же, по словам местных, обусловлено это разными факторами, это и возможность выезда на территорию Украины к родственникам, ведь родственные связи остались и никуда их не деть. Ну и другие, более меркантильные причины. Если поехать на Украину с номерами 82 региона, то можно нажить кучу неприятностей, вплоть до конфискации машины. Такая ситуация вроде до 2017 года, потом все должны ездить с российскими государственными знаками.
Конечно, посетили не все, что хотели, оставили на следующие разы. Да и посетить все достопримечательности, наверное, и за несколько раз не получится, но Ялту и ее окрестности в основном посмотрели, хотя и здесь есть еще огромная масса интересных мест. По ряду причин не поехали в Севастополь, Балаклаву, Феодосию, Судак. Но и по времени, конечно, были ограничены, всего неделя. Поэтому на будущее будем планировать полноценный отдых недельки на 2-3, возможно и полностью поездку на автомобиле. Хотя прокат авто — вещь довольно удобная и вполне доступная в настоящее время. Автомобиль свою функцию выполнил отлично, каких-либо проблем не доставил.
Буду рад, если отчет окажется кому-то полезен.
Всем удачи на дорогах.