|
Привет всем дромовцам, если так можно выразится, я и сам уже много лет читаю этот сайт, кстати, самый мой любимый. Сам я из Украины и приношу свои извинения за возможные ошибки в тексте. :)
Мысль о посещении Швеции не была спонтанной, она возникла уже давно, но каждый раз возникали препятствия для ее реализации. Несколько лет назад случайно в сети натолкнулся на небольшую статейку про то, как собирают украинцы чернику в Швеции. Кстати, не только украинцы :).
И вот, этим летом мой брат случайно наткнулся во Львове на одну туристическую фирму, которая организует поездки в Швецию на чернику. Есть два пути поездки: группа, которую везут автобусом, второй вариант — поездка на своем авто (кстати, отличный вариант, но ВАЗ-06, я думаю, не тот вариант) и совсем не вариант… покупка автомобиля в Польше и поездка на нем в Швецию. Третий вариант я сразу откинул, так как считаю его авантюрой (кстати, как раз на на нем потом мы остановились).
Для поездки нужна шенгенская виза, или польская рабочая виза, по которой можно было жить в любой стране Евросоюза не более 90 дней. Я заплатил фирме 100 евро за визу + 35 евро консульский сбор, наконец-то у меня она на руках, и с довольной рожей лица я задумался, как я уже в Швеции и собираю ягоду. И вот долгожданный звонок из фирмы *Термоакустика* (кстати, — интересное название для туристической фирмы, хотя она скорее всего подпольная). Меня обрадовали, что остался только один вариант поездки — а именно ехать своим ходом в Польшу, там покупать автомобиль… И ехать на нем 2 600 км в Швецию. Я сразу подумал, что все это просто бред, но другого выхода у нас не было (еще двое знакомых со мной ехало, все имеют свои авто но никто не хотел на нем пускаться в такую даль).
1 августа — мы садимся в маршрутку до границы, и так спонтанно начинается наше долгое путешествие. Украинско-польскую границу переходить пешком приходится очень долго, порядка четырех часов, просто большие очереди. Наши таможенники интереса вообще не проявляют, мол, везите себе, что хотите, а вот поляки… но прошло все отлично, и мы в Польше.
Сразу нашли маршрутку до Перемишля, буквально после первых метров дороги ощущается разница покрытия дороги Украины и Польши, колоссальная разница. (Я несколько раз бывал в Европе и такие ощущения постоянно, ну, не могу я поверить что поляки лучше украинцев или русских, что у них такие дороги, ответ один, наверное, меньше крадут, и, если делают дороги, то с умом, а не так как у нас — вместо 15 см толщины полотна стелят 5 см! Бред).
Перемишль — прикольный городок, но много времени у нас не было — сразу на ЖД-вокзале садимся в поезд и едем в город Debica, то есть Дебице, так как там нас ждет (!!) автомобиль, который мы должны купить. Вот в этом вся загвоздка — просто у нас не было времени искать в Польше по автобазарах машину, у нас на руках была распечатка с сайта auto.pl — машинка Ford Escort 1993 года, 1.8 дизель, пробег не указан, а кстати, зачем он в машине, которой 20 лет. Пишет поляк, что авто в отличном состоянии, что ж посмотрим.
Поезд, которым мы ехали, не имеет спальных мест, все сидячие, очень прикольные, такие купе на шесть человек, ехать нам три часа. Поезд шел до Кракова.
В Дебице мы вышли на вокзале, очень неприметном — сразу купили польскую симку и звоним поляку. Он услышал, что мы приехали по машинку — сразу таким довольным стал, сказал, что да машина есть, и ждите там на вокзале, он через десять минут приедет. Ждем-с…
И вот вдалеке видим *наш* темно–зеленый форд, внешне вроде ничего, но кто знает, что там внутри, как мотор поведет себя — ведь нам предстоит проехать на нем где-то 6 000 км, до Швеции, по Швеции и дорога домой.
Поляк (сори, но забыл, как зовут) оказался вполне нормальным мужиком, видно, что какой-то рабочий, приехал с сыном, кстати, машинка именно сына, которому, судя по его внешности, лет 18. Да, потом пацанчик говорил, что хочет что-то пошустрее — BMV 318. Внешне мы осмотрели автомобиль, вроде бы ничего, (а что хотеть за автомобиль ценой 600 уе всего-то, или 450 ойро). Проехались по городу, да слабенький мотор, 1,8 дизель без турбины, овощ, но нам нужна надежность, а не динамика и скорость. В машине нет ничего, кроме кусачек из инструмента, ни насоса, ни домкрата (за всю поездку мы так и ничего из этого не купили). Короче, берем, вариантов особо у нас и так нет! Хотя вспомнил, была еще какая то «Ауди 80», но этот вариант мы откинули. На «Форде» стояли 16 диски, кстати, на универсале прикольно смотрелись, но его сын хотел их себе забрать, поэтому нам скинули 50 евро за них и поставили его родные штамповки на… зимней резине. Все, машинка наша. Поехали в кантор, поменяли деньги, все!
Уже было достаточно поздно — где-то 9 вечера, — но мы решились двигаться, наш путь был на Люблин, дальше на Бялысток.
Наш маршрут выглядел так:
MEDYKA—LUBLIN—BIALYSTOK—AUGYSTOV—LITVA—KAUNAS—RIGA—TALLIN —потом паром до HELSINKI—VANTAA—LAHTI—JUVASKYLA—OULU—LULEA—PITEA—GLOMMERSTRASK).
Уже много тут людей писало, что по Польше ехать в общем-то сложно, в многих городах идет строительство и реконструкция дорог. Но мне лично Польша нравится, в городах есть, на что смотреть, как поляки любят свои дома, как за ними ухаживают. Везде лужайки. У нас на Украине тоже начинают так делать, но пока еще далеко не так, как тут.
Понравилась мне Польша, хотя я заметил, что поляки не очень-то любят украинцев!
Так как у нас на руках в каждого есть права, ехать договорились по очереди: один едет, двое спят (ночью). Но нас хватило до трех часов ночи — дальше зарулили на заправку — и спать. На сидениях спать очень не комфортно, но лишних денег на готель не было, и довольствовались тем, чем имеем. Передние сидения немного опустили и так спали в сидячем положении. С утречка заправили полный бак и вперед, цен сейчас точно не помню, но дизель стоил около 1,7 евро. Ехали по карте, так как у нас не было GPS, по трассе Е-67. Ориентироваться не очень сложно—везде много знаков, указателей.
Дорога до границы Литвы была, как по мне, очень долгая, пробки, узкие польские дороги и т. д. Границы, как таковой, в Европе, конечно, нет, но там остался большой погранпереход, много зданий, заборы, но все пусто, никого нигде нет. Честно говоря, не хочу как-то образить литовцев, но после Польши у меня было такое впечатление, что попал в Украину, там Европой даже не пахло, разве что дороги лучшие. Какие-то одинокие здания, в городах пусто…, все-таки маловато там населения.
Трасса Е-67 привела нас до Каунаса, из которого нам очень сложно было выехать, по Европе без жпса ехать очень сложно, и вот 50 лишних км мы накрутили по разных развязкам за городом.
В городе произошла первая встреча с доблестными литовскими гаишниками, там разрешено ехать до 50 км, а мы перли все 70!! О, как они были удивились, что на польской машине, едут три украинца… В Швецию. Спросили, а что на Украине нет работы? Короче объявили нам штраф за превышение — 50 евро. Мы сторговались в карман! (европейским доблестным ментам) за 20 евро. Дорого, а что делать.
Латвия уже больше понравилась чем Литва, а столица, Рига — прикольный город. Замечу, что — старых советских машин практически нет. А зачем они, если есть нормальные немецкие за 500-1 000 евро — 10-20-летние. Цены на дизель немного выше, чем в Польше.
Балтийское море не такое теплое, как Черное, но искупаться можно было, чем мы и воспользовались.
Но время поджимало — и нужно было выдвигаться в сторону Таллина. Расписания паромов мы не знали, но думали, есть ночной до Хельсинки. Дорога не очень нравилась, несмотря на качество покрытия, но много дальнобойщиков на фурах. А обгон на «Форде» дизельном превращался в стремную затею. Я вспомнил, когда спрашивал поляка, какая максималка автомобиля, то мне пацанчик ответил, что 140 едет твердо. Действительно до 140 я разогнался было, но разгон от 100 до 140 по времени был минуты 2, вот и оставалось в таких случаях — не спеша двигаться за дальнобоями. Вспомнил один прикол, как под горку нас при скорости 110 обошел на фуре кто-то. Расход специально не меряли, но по прикидках он был 6-7 литров по трассе и в городах (средний).
В Таллин приехали уже поздной ночью, паром искать уже не хотелось, хотелось просто тупо спать, даже уже пофиг что на сидениях.
Проснулись утречком, и сразу искать паром, в 6 утра Таллин был практически пустой, спросили дворника, как добраться до Морвокзала, он нам любезно все рассказал, и вот он, терминал. Нас ждал небольшой облом, все билеты на несколько дней уже давно забронированы и их просто нет. Самый дорогой паром Tallink (которым, собственно, мы и поплыли). Есть еще VIKING LINE и Eskero line. Нам кассир выписала *вейтинг лист*, и мы стали ждать, если будут места нам скажут. Ура!! Места есть, и вот долгожданный момент — мы заежаем на паром. Билеты обошлись 60 евро авто, плюс с каждого 30 евро.
Парковка автомобилей на пароме.
На самом пароме нам понравилось. На первом этаже оставляешь автомобиль, и можно путешествовать по пароме. Несколько этажей — сплошные бары, рестораны, магазинчик дюти фри и т. д., прикольно, но все очень дорого. Много людей сидят в своих ноутах и телефонах, ( iphone 4, там он, как у нас 3, очень много с ним я видел людей, молодежь). Скорость парома по жпс (меряли, когда возвращались назад) 38-40 км в час — много.
Время в пути — где-то два часа.
Ура, вот она — столица финнов — Хельсинки, то есть Финляндия, или Суоми, нас встретила солнечной погодой, хотя мы не знали, как выехать из Хельсинки без навигатора. Был сильный трафик. Следующий пункт у нас был Vantaa — по карте, как я понял, это был пригород столицы, который нас выведет на автобан до Ювяскилля.
Понравились множество островков поблизости Хельсинки.
Город понравился — особенно длинная набережная. Очень много праздношатающихся людей, отдыхающих, бегающих. Машин просто немеряно. В целом, европейцы любят свои автомобили, японских практически нет. Корейских тоже мало, китайских… Мне кажется, если спросить среднестатического автомобилиста из Европы, видел ли он китайский автопром, он уверенно скажет, что нет! Я за всю дорогу туда и назад ни одного такого не увидел. У нас в Украине их много, я не буду писать, что они такие плохие, просто не хочу обижать тех, кто на них ездит. Но почему каждый день, читая сводку ДТП по Украине — если лобовуха на китайском авто, то в нем практически всегда никто не выживает? И еще, почему их нет в Европе — зачем новый китайский автомобиль покупать за 10 000 уе, если за те же деньги можно взять нормальную пятилетнюю европейку. Вопрос исчерпан?
Хельсинки.
Причалы.
Терминал D.
Причудливые домики в Хельсинки.
Я очень удивился, как мы без навигатора спокойно проехали Ванта, и двинулись по автобану (можно назвать и автострадой, так как там было ограничение 130) трассой Е-75 к Ювяскиля .
Финляндия — очень уникальная страна, офигенные дороги, прикольная природа, а сколько озер. На автобане сложно было на нашем «фордике» выдержать такой ритм движения, я старался держать 120, но все, кто мог, шли на обгон.
Жаль, что страну полностью посмотреть не получилось, так как спешили в Швецию.
Сезон сбора черники начинается 15 июля, но на носу уже было 3 августа. Дороги в Финляндии по сравнению с Польшей намного лучше.
Под вечер решили заправится, но, оказалось, на заправке никого нет. Хотя она работает. В терминале, в его меню есть русский, разобрались, но нас ждала неприятность, терминал скушал наши 10 евро и не вернул, они ему понравились. Больше евро наличными мы побоялись использовать, но выручил нас молодой финн пацанчик — лет 17-18 приехал на тюнингованом С-124 — с прямотоком, обвес брабус, (вот как живет сельская финская пацанва, заправка была далеко от городов, поблизости только маленькие села). Дали ему 20 евро, а он по карточке нас заправил.
Все поехали — но удивились время было уже 23:00, а было светло, потом 24 — светло, 3:00 светло, вот они белые ночи! Ляпота! Я был в Питере в далеком 91 году летом, но посмотреть белые ночи так и не удалось, спал, мне тогда было 11 лет. Прикольно смотрится, но спать тяжело, тем более в 3 часа ночью на переднем сидении, в позе сидя!
Встали в 6 утра, решили ехать, локационно мы находились возле Оулу, недалеко уже от Швеции. За час-полтора езды — и вот она, долгожданная граница! Много кольцевых развязок — много супермаркетов… и табличка SVEDEN!
Следующим нашим городом по карте был Лулео. Но сначала небольшой городок Калих. За окном автомобіля была офигенная шведская природа, красота.
Проехали Лулео, и наш путь был до Питеа. В Питеа немного поблудили, намотали несколько кругов по городу (город понравился) и двинулись до нашего конечного пункта Гломмерстраск. Дорога шла в глубь страны, и все реже и реже были села. Вообще в Швеции селом можна назвать одну хатынку! Даже знак всегда есть. Короче, окончательно запутались — решили спросить шведов, как пробраться в Гломмерстраск. Мне один швед сказал, 3-4 мили. Все супер — едем, 3-4 мили, как оказалось, было 50 км, нам про это сказал эстонский дальнобойщик — посмотрел по своему жпс, где этот городишка. Как оказалось, нам нужно было ехать через Арвицяур.
Наконец-то, мы в Гломмерстраске, хотя сложно это назвать городом, главная улица — по обеим сторонам дома — протяженностью 3 км, вот и все. Такой вот городишка. Население около 300 человек.
Как видно по фоткам, а я фотал днем в будний день, на улицах ВООБЩЕ НИКОГО нет, и эту особенность я много где в городах в Швеции заметил, все или дома сидят, или по работам. Но в нашем городке работы, как таковой, нет, если не считать один супермаркет ICA и одну кафешку, которую держит кавказец, (лох, хотел себя показать, что он намного круче тут всех нас взятых) и маленькую фабрику, наверное, на ней несколько человек работали. Все. Вот за несколько недель там перебывания я не увидел ни одной девушки, или молодого парня, как говорят местные, все они уехали в большие города на юг Швеции. В основном, одни пенсионеры тут живут. Про дискотеки, ночные клубы вообще промолчу. Кто по жизни хочет движа, то тут ему не место.
Так вот, мы приехали — позвонили Андрею, (скупщик черники) и нашли в центре городка небольшой дом — возле которого стояли старые (особый контраст с новенькими «Вольво» шведов) немецкие автомобили с польскими номерами, вот оно — наши тоже есть!
Контингент авто вот такой: «Гольф 2», цена его 400 евро, бус «Форд транзит» парней из Львова — 500 евро, была «Шкода феллиция» — тоже где-то по такой цене, ну, в целом вот такие были автомобили, что на них приехали украинцы. Конечно, для европейцев это хлам, но для нас — средство передвижения. Сори, что я не написал, как 2 600 км от Польши до Гломмерстраска выдержал наш «фордик». Нормально, даже суперски, ни намека на неполадки. Правда, 1 литр масла все же скушал. Нужно было долить, а какое именно залито, никто не знал. Позвонили поляку, он сказал, что лил минералку! Хреново, и, наверное, не часто менял, так как оно было такое черное, как грязь. Все остальное в норме — ходовка вообще в идеале, поляк говорил, что как раз ее сделал. Да и еще, я не написал, как мы по Европе на зимней резине ехали, я б сказал — так себе, мне кажется, расход был где-то на 1 литру больше, если б ехали на летней, и если резко по тормозам — машина тупо плывет. Некоторые проблемы были у всех утром, тупо никто не мог завестись, 100% у всех наших дизели, а ночью в Швеции могут быть даже заморозки . Так вот утром все выходили и вместе толкали одну машину :), потом другую, и так все понемножку выежали в лес.
Поселили нас вот в этом красном здании. Небольшие комнатки на три человека, душ, кухня, все есть. За день платили 5 евро. Кроме нас жили одни пожилые люди, шведы, как мне кажется, государство бесплатно дает им жилье, если они его не имеют. Прикольно было смотреть, как дедушка с палочкой, лет 80-90, садится в авто и едет себе по хавку или же по делам.
Еще были постоянные скандалы. Машин наших очень много (штук 15), а под домом запрещено было их ставить, все частная территория. А куда их вообще ставить, если все частное? Короче, оставляли их под домом. Шведы — тихие люди. Ничего не говорили, а вот недалеко жил один кавказец, но я так понял, давно здесь себе живет, так выбегал и с криками на весь город, угрожал нам: какого …уя вы сюда понаехали, понаставляли свои колымаги, типа, показать вам кавказский нрав? Да, любой мог дать ему пи…лея, но он сразу говорил, что вызовет ментов и они нас всех погребут :). Я думаю, его злость на украинцев была из-за того, что он владел небольшим кафе в центре города, а там был бесплатный вай-фай и наши сидели с ноутами или смартфонами на лужайке возле этой кафешки. Его сильно такая наглость наших злила, мол, совсем офигели украинцы, моим вай-фаем пользуются. А ума, видимо, у него не было просто на вай-фай поставить пароль. Вот такие пироги. А какого он сюда из своих гор приперся? Все, кроме этого небольшого скандала, все было спокойно.
В нашем доме жило где-то 30 украинцев, 20 грузин! Но самое главное, что в этом 2011 году черники вообще нет! Неурожайный оказался год. Конечно, в лесу она есть но, если нужно собирать по 50-70 кг в день, то в среднем собирали по 15. ( кто 5, кто и 30, но это редкость). Лето было сухое — неурожай. Увы.
Принимали ее по 3 евро за кг. То есть, если вы насобирали 20 кг — заработали 60 евро. 5 отдать за жилье, энную сумму за бензин, еда, остальное заработок. Еда в Швеции очень дорогая. Хлеб, если на наши (мои) деньги стоит 30 гривен. Так как средняя зарплата 2 000-3 000 евро. Главной едой были для нас грибы, которых в лесу дофига просто.
В пять часов утра подьем, завтрак и в шесть едем в лес. Нам дали топографическую карту местности, на карте есть все срубы, где может расти черника. Но прикол в том, что на срубах ее практически нет, иногда в лесу можно ее найти больше, чем на срубах.
Радиус сборов от дома был иногда 100 км.
Несколько раз ехали в Арвицяур — областной центр за 80 км. Классный город — мне очень понравился, он находится на берегу большого озера. Тихий, спокойный, население 30 000. Центр коммуны, так у них области называются. Есть нескольно маркетов. Я специально смотрел, есть ли красивые девушки в Швеции :), можно сказать, что я их не видел. У нас (Украина, Россия) самые лучшие в мере, проверено!
Целую неделю шли дожди — завал, так вот, когда целый день под дождем собираешь чернику и уже с утра весь промок до ниточки, уже после нескольких недель Швеции больше не хочеться :).
Хотел написать про шведские дороги в лесах. Мне они очень понравились, именно где-то здесь проходит ралли WRC Швеция — зимой. Тут повсюду скальник, и они умудрятся сделать дорогу очень ровной, и в них ямки не выбиваются, как у нас в лесах, если идет дождь. Лес весь в чьих-то владениях, повсюду есть таблички с фамилиями владельцев. Хотя, как я заметил, в самом лесу царит полный бардак, деревья повалены, никто их не убирает, у нас хоть лесники есть, а тут тайга.
Хотя, если хочется классно после города отдохнуть, то, как вариант кому-то может и понравится такой отдых. Много озер, рыбы в них очень много. Знакомые ловили, хотя я не рыбак. Говорят, только закинули удочку и все, рыбка уже попалась.
Вода прозрачная, но с желтоватым оттенком. Все время хотел поплавать, но времени было в обрез.
Дофига немцев, и прочих жителей Евросоюза, отдыхающих на озерах. Много кемпингов. Как-то раз едем по лесу — и тут кто-то выбегает на дорогу и машет сильно руками, типа, засада, останавливайтесь. Но рожа лица :) у него довольная, ну, чот делать встаем. И по-польски мелет нам, типа, о, земляки: Fajnie zaebista — Цо тут робиче?
Я ему говорю: О Курва, Пшистко файно, но мы не поляки. На том и поговорили, ну, не думал он встретить трех украинцев вместо поляков (если кто не понял, номера у нас польские).
Швеция очаровывает с первого взгляда. Здесь в полной мере ощущаешь красоту и силу дикой северной природы. Человеческое жилье в этих местах большая редкость. Зато множество диких оленей, которые выходят прямо на дорогу и с интересом рассматривают остановившиеся машины. Водители терпеливо ждут, когда лесные красавцы удовлетворят свое любопытство и освободят проезжую часть. Разные бурундучки, мышы, зайцы, вся эта живность есть в огромном количестве. Змеи — которые кусаются :), хотя я их лично не видел. Меня только кусали комары и мошкара — вот эти твари так задолбали, что слов нет. Я и пшикался разным дерьмом, которое купил на Украине в аптеке, но оно совсем не помогает. Короче, нам все было весело. Много заработать не получилось, но именно понравилось — вся эта атмосфера.
Если говорить про Швецию автомобильную, то 50% автопарка, как вы уже догадались «Вольво», они, я так понял, просто фанаты своего авторома. Всякие есть «фольво» и старые модели и много новых, которых в Украине еще нет. «Саабов» намного меньше, но тоже есть достаточно. Японок, как и всюду в Европе, совсем немного. В основном, европейки и почти все дизель. Кстати, я заметил, что практически у всех шведских автомобилей есть еще дополнительные фары, жаль, я их не сфоткал, но они смотрятся, как на раллийных авто, ночью. Я так себе думаю, это для того, чтобы ночью животных разгонять :).
Дома в городе почти все деревянные, но, как я понял, все они очень хорошо утепленные, так как зимой тут опускается до -40. Я очень удивился, что возле домов вообще ничего не растет, как у нас, яблони, виноград, и т.д., а тут этого ничего нет. Только лужайка, на которой все поголовно помешаны здесь, и хвойные. Все.
Через недельку-две некоторые начали собираться домой. Заработки не оправдались, кто даже на дорогу назад не заработал. 2 600 км назад. 200 евро только на бензин нужно, не считая парома. Но не все так плохо, все-таки увидели Швецию, не надо унывать.
Мы тоже чухнули домой спустя три недели.
Дорога назад была уже знакомая и прошла без приключений. Но опять были проблемы с паромом, на них всегда уже все места заняты. Поплыли на «Викинг-лайн», тоже прикольный паромчик. Да и все знают, что, когда едешь домой, то дорога проходит намного быстрее.
Наверное, у всех возник вопрос, что все будут делать с машинами, на которых приехали в Швецию. Везут назад в Польшу и сдают на шрот или кто, может, продают. В Украину их не ввезешь, так как растаможка, и все плюсы низкой цены переходят в минусы. Можно ввозить поагрегатно, но тут уже нужны связи на таможне.
Всем спасибо, кто дочитал.