Освоение Беларуси (Минская область, 2018 г.)

13.11.2018 | 10546 просмотров

Маршрут (ночевки) Тула — Гомель (2 дня) — Бобруйск — Заславль — Нароч — Жлобин — Тула

Год за годом постепенно осматриваем всевозможные достопримечательности Беларуси. Наступила очередь для посещения Минской области. Наш экипаж: автор этих строк, жена и второклашка. Авто Volkswagen Golf Plus 2008 г. 1,6 АТ.

Маршрут первого дня путешествия:

В первый день добраться до Гомеля, с промежуточным заездом на родину предков в Брянскую область. Ни один сайт и навигатор не предложили тот маршрут, который мы проделали.

Вариантов проезда до промежуточной точки маршрута (деревня Гремучее Брасовского района) несколько. Все варианты, конечно, за много лет были опробованы днем, а ночью не все. Выбор был сделан из-за того, чтобы проехать новой дорогой ночью, плюс она не федералка, соответственно, очень малое количество встречных машин.

Традиционный для нас ночной выезд, на этот раз в 2 часа. По М2 (Крым) едем до Щекино, далее уходим вправо на Одоев и далее Белёв, Болхов, Хотынец. Дороги в нашей области хорошие. И так неспешно мы докатились по местному автобану до Болхова (Орловская область). Последний раз участок дороги Хотынец — Болхов проезжали в 2015 г., дорога была весьма посредственной. Была надежда, что за это время её хотя бы частично привели в порядок. Но сказка имеет свойство заканчиваться. В самом Болхове дороги не ахти, а в напралении Хотынца за это время разбилась вообще. Просто большое количество огромных ям. В следующем районе, Знаменском, чуть лучше и ещё чуть лучше в Хотынецком. Итого 71 км от Болхова до трассы Орёл — Брянск мы ехали 1час 50 минут. Что интересно, ни одна программа не прокладывает здесь маршрут, т.к. в картах есть обозначение, что здесь имеется участок грунтовой дороги, хотя его давно нет.

Рассвет встречает нас участком хорошей дороги.

Где-то в Хотынце в 6 утра.

И уже отличная дорога на Брянск.

Не менее хорошая М3 (Украина).

Наш поворот нам сюда.

В районе дороги чуть хуже, но ям нет.

Водохранилище в некогда центральной усадьбе совхоза.

А это уже наш деревенский автобан. Раньше здесь было грунтовое направление, а дорогу, которую вы видите, построили 20 лет назад.

Собственно панорама деревни. Дома в ней были расположены своеобразным кольцом. По переписи 2010 года в деревне числилось 10 жителей.

Нет это дом соседский, а наш был рядом.

Вот на месте этих зарослей:

Заброшенных домов в деревнях немало. Стоят они покосившиеся, ненужные. А тут разобрали вчистую и дом и различные сараи, а так же дом с постройками напротив (наверное, соседи).

Цель приезда: покрасить оградку на могиле предков. От дома проехали 401 км.

Далее держим путь на Гомель. Возвращаемся в Локоть (райцентр). На Гомель есть вариант через Брянск и через Севск — Суземку. Но бумажная карта подсказывает, должна быль дорога чуть короче с выходом уже за Суземку. Выбор сделан, т.к. она более живописная, чем через Брянск. У местных водил удостоверился, что проехать в Суземку можно и не по М3.

Едем по этой короткой дороге, качество этого участка дороги в целом оценю как на 4 -.

Настоящий Брянский лес. Интересно, что означают такие названия населенных пунктов.

Ж/д станция Холмечи уже Суземского района.

И пошли мелькать за окном различные деревушки.

Через некоторое время становимся на трассу Брянск — Гомель. И впереди первые километры белорусских дорог.

Из графика несколько выбились. Для заселения нужно обменять денег, время близится к вечеру субботы. Решаем сделать обмен валюты в Добруше. Результатов это не приносит, в субботу банки закрываются раньше. Не пойму, зачем мы суетились, предложили хозяйке наши рубли, она их и взяла.

Часто после длинной дороги так устаешь, что заснуть сразу не представляется возможным, и поэтому решаем потратить остаток сил на прогулку по вечернему Гомелю.

Центр города. Площадь Ленина. Драмтеатр.

Прогуливаемся по замечательному парку дворца Румянцевых-Паскевичей и выходим на набережную реки Сож.

Завтра на таком кораблике мы обязательно прокатимся.

В парке отвели некоторую территорию под детские аттракционы, которые мы посещали два вечера. Часть аттракционов государственная, а часть частная. Их концентрация на отведенной площади очень большая.

Далее идем гулять по улице Советской. Вечерняя иллюминация восхитительна.

Сквер имени А.А. Громыко с уменьшенными копиями различных достопримечательностей.

Цирк в форме летающей тарелки. Прогулка заканчивается к 23 часам. День получился весьма насыщенным.

Следующий день мы начинаем с посещения музея военной истории. Довольно таки уютный музей. Детям особенно понравится техника, выставленная на небольшой территории. Здесь расположены: паровоз, вертолет, самолет, автомобили, бронетехника. Совсем рядом находится филиал данного музея — музей криминалистики. Совсем небольшой музей и в него настоятельно рекомендуют сходить обязательно с экскурсией. Но у нас другие планы, день обещает быть весьма насыщенным.

Что может быть лучше в тридцатиградусную жару, чем речная прогулка? В Гомеле по реке Сож в пределах города курсируют два прогулочных кораблика. Выходной день, поэтому с набором пассажиров проблем нет, и мы в течение 50 минут наслаждаемся прекрасными видами. Вдоль берега много различных отдыхающих: и с детьми, и рыбаков с палатками.

После обеда направляемся в главную жемчужину Гомеля — дворец Румянцевых- Паскевичей. Что написать про дворец, он великолепен, его надо обязательно посетить. Толп туристов мы не увидели, ходили несколько десятков самостоятельных туристов. Экскурсоводов замечено не было, всем предлагали аудиогидов. Мелкий от аудиогида был просто в восторге.

В обязательной программе было очередное посещение парка аттракционов. Народу в воскресенье было ощутимо больще, чем в субботу. Далее прогулялись до цирка по улице Советской. Посмотрели на красоты сквера им. А.А. Громыко уже при дневном свете.

Кукольный театр с детскими персонажами.

Так подошел к концу второй день пребывания в Гомеле. Подытожим. Гомель понравился, чистый, уютный. Дороги, на мой взгляд, самые лучшие среди всех областных центров Беларуси. К минусам можно отнести, наверное, мою недооценку города, т.е. на его посещение одназначно надо было заложить ещё один день, чтобы рассмотреть все не торопясь.

Маршрут третьего дня путешествия:

Покидая Гомель, мы совершили своеобразное кольцо вокруг Гомеля. Первым делом вернулись в Добруш и сделали определенную выручку в фирменном магазине при фарфоровой фабрике «Белая Русь». Будете рядом, обязательно посетите, цены вас приятно удивят.

Корпуса бумажной фабрики, тетради которой у нас продавались на рубеже 90-х годов.

Краеведческий музей.

Да, не сказал, путь держим на Ветку (райцентр так интересно называется) в музей старообрядчества.

Дорогами частного сектора…

… мы приближаемся к музею.

Далее движемся в сторону Гомеля, попутно заезжаем в деревню Хальч.

Усадебный дворец на реставрации и обнесен забором. С виду реставрационных работ не видно, зато место для туристического транспорта уже готово.

Возвращаемся ненадолго в Гомель.

И далее наша цель Мозырь, а точнее Мозырский замок. Такой автобан идет до поворота на Речицу.

Далее дорога сужается, но и транспорта становится меньше. Проезжаем нефтяное месторождение Беларуси, а ведь в Мозыре крупный нефтеперерабатывающий завод.

По дороге находится музей-агроусадьба Автюки. Были планы по её посещению. Однако пришлось ограничиться лишь внешним осмотром, закрыто, и объявление гласит, что об экскурсии надо договариваться заранее. Не особо огорчаемся, т.к. от временного графика отстаем из-за кольца вокруг Гомеля.

Прибываем в Мозырь. Повезло, присоединяемся к недавно начавшейся экскурсии по замку. Если экскурсовод любит своё дело, то любая экскурсия запомнится надолго. Многие критиканы скажут, что новодел и т.д. фигня, но при этом не предлагают никаких своих альтернативных мнений. Я скажу более, экскурсовод поведал, что Мозырский замок сугубо коммерческое название проекта, а официально это называется реконструкцией исторического центра Мозыря. В общем, экскурсией и самим музеем остались очень довольны. Из графика выбились напрочь и потом совсем на него забили — пошли по магазинам с местными товарами. Из планов на сегодняшний день оставили лишь добраться к месту очередной ночевки — Бобруйску.

Вид с замка на центральную площадь Мозыря:

И обратный вид:

Кстати, местность в Мозыре весьма холмистая.

Вид на Припять с одного из мозырских мостов.

Такая живописная дорога на Бобруйск.

Маршрут четвёртого дня путешествия:

Утро следующего дня начинаем с фотосессии с бобруйскими бобрами (масло масляное) и Шурой Балагановым у Красной башни.

Далее путь лежит в Несвиж, к замку. Навигатор предложил маршрут через Минск и по км это существенно больше. Пришлось прибегнуть к услугам бумажной карты, чтобы задать навигатору промежуточные точки и проложить интересующий меня более короткий вариант. По пути встречаются, как всегда, населённые пункты с интересными названиями.

И вот такие дороги в Старых дорогах.

Прямая на Несвиж.

Вот уже и въездные ворота Несвижа.

Посещаем замок иже не в первый раз, а все равно какая-то изюминка в нем сохраняется. На этот раз заказали индивидуальную экскурсию с гидом. Недешево, конечно, но по-другому быть не могло — всемирное наследие ЮНЕСКО, однако. Туристов прилично.

На очередную прогулку по самому Несвижу времени уже не остается, надо двигаться к следующему объекту.

Небольшой участок пути по М1.

На сайте объекта, в разделе «как добраться» указывался маршрут из Минска по всяким там указателям. Мы же двигались с обратной стороны и пришлось полностью довериться навигатору. Не подвел, добрались отлично, проехали с обратной стороны музея через всю деревню Сула.

Типичная белорусская неасфальтированная дорога:

Итак, парк интерактивной истории Сула.

Современная инсталляция средневековой белорусской деревни. Работает несколько музеев. Экскурсии в них проводятся по расписанию, поэтому время своего посещение данного объекта надо планировать заранее. Здесь предлагают прогулку на кораблике, катание на лошадях. Мы прибыли под вечер, и большая часть экскурсий уже прошла, мы прокатились на лошадке и посетили музей еврейского быта и прогулялись по парку. В планах ещё сюда вернуться в следующую поездку в Беларусь, благо до Минска рукой подать. Так же на следующий раз пришлось отложить посещение этнографического музея белорусской деревни под открытым небом Строчицы (Озерцо).

В башне находится реконструкция пыточной камеры.

Стоянка первобытных людей.

Далее направляемся к месту очередной ночевки, в агроусадьбу «Жили-были» в Заславле.

Некоторое время пришлось ехать за этим товарищем, хорошо, что недолго.

Усадьба «Жили-были»:

Отдельный номер со всеми делами.

Маршрут пятого дня путешествия:

Первым объектом путешествия следующего дня был мемориал погибшему экипажу Н. Гастелло, и попутно решили посмотреть сквер его имени и памятник в Радошковичах, благо все было по дороге.

Восполняем прошлогодний должок. Если сказать слово «полонез», что автоматически всплывет в памяти? Правильно, полонез Огинского. Эту грустную щемящую мелодию знает каждый ученик музыкальной школы. Так вот в Залесье автор полонеза, Михал Клеофас Огинский, прожил 20 лет. Хотя он был видным политиком и государственным деятелем, но большое место в его жизни занимала музыка. Огинский превратил свое имение в настоящий культурный центр — современники называли Залесье Северными Афинами. Сюда съезжалась артистическая богема и научная элита из европейских столиц. Посещаем-таки усадьбу М. Огинского Залесье. На некоторое время попадаем в Гродненскую область.

С экскурсией в этом музее сложнее. Индивидуального гида не дали. Перед нами шла группа, попробовали присоединиться, но затея себя не оправдала, т.к. экскурсия проводилась на белорусском языке, как нам сказали, по просьбе заказчика. Рассказ для нас из-за незнакомых слов получался несвязный, и мы решили довольствоваться самостоятельным осмотром. Весь дом пропитан какой-то творческой романтикой. Хотели посидеть в приятно оформленном кафе, но персонал оказался негостеприимным, и мы прошли мимо. Парк вокруг усадьбы великолепный, неспешно погуляли и понаслаждались романтической атмосферой.

Следующий музей изначально не планировался и возник лишь из-за небольшого изменения в маршруте. Мы ввели его в план поездки лишь накануне, во время ночевки в Заславле. Привлекло название, и был сделан акцент, что он единственный по территории Беларуси музей ПЕРВОЙ мировой войны. Смотрим, как добраться на сайте и там такая необычная информация. Адрес как адрес, но даны координаты GPS, которыми мы и воспользовались. Т.к. адрес деревня Забродье, но их ТРИ штуки, и все они находятся в одном Вилейском районе! С экскурсоводом и тут надо было договариваться заранее, поэтому ограничились самостоятельным осмотром. Экскурсовод в этом музее не помешал бы. Экспонатов немного и рассказ экскурсовода несомненно добавил бы необходимых красок. Музей частный.

Следующий объект с лихвой добавил недостающих положительных эмоций сегодня от музеев. За окном мелькают красивые белорусские провинциальные пейзажи, мы движемся на север Беларуси.

В навигаторе стоит запрет на прокладывания маршрута по грунтовым дорогам, но эта дорога у него, видимо, не помечена как грунтовая. Сравниваю с печатной картой, там правда км 10 пути по грунтовой дороге. Но ехать по такой дороге приемлемо.

Озеро Свирь.

В планах было посмотреть корпуса бывшей усадьбы Лущики, сейчас там находится медучреждение. Как оказалось, закрытого типа с КПП — психбольница. Движемся дальше.

Агроусадебный комплекс Наносы-Новоселье.

Объявление зловеще грозит, что без сопровождения на территории комплекса находится запрещено, но никакого забора с колючей проволокой нету, ходим гуляем, что открыто, заходим смотрим.

В сувенирной лавке спрашиваем, как заказать экскурсию, с важным видом девочка говорит — вот в 16 часов будет сборная группа, и мы отправляемся в Нарочь (11 км), обменять денег для ночлега, пока банк ещё работает. Быстренько сделав свои дела, вернулись к указанному времени, а толпы туристов, желающих получить экскурсию по комплексу, нету совсем, ну кроме нас, разумеется. Непонятно, зачем был весь этот пафос? А экскурсовод, молодая девчонка отработала просто на ура. Очень ей хотелось получить от нас вау-эффект, мы ей подыграли, конечно же, она его заслужила.

Сначала была экскурсия в музей деревенского быта. Приятный рассказ требовал нашего вау, но эти деревенские предметы были нам знакомы. Специально включили водяную мельницу, чтобы показать, как получается мука, интересно. Прошли в музей хлеба, нам поведали технологию изготовления различных сортов, своё вау мы сказали.

Приятно видеть в далеком музее изделия своего края, о чем мы сообщили экскурсоводу и чем её слегка огорчили, т.к. она понимала, что получить нашего вау от следующего полноценного музея ей будет просто маловероятно.

Итак, нас любезно приглашают в музей самоваров.

В музее был небольшой раздел о истории денежных знаков на территории Беларуси.

Ещё нам был представлен небольшой ангар старых автомобилей. Завершилась практически 2- часовая экскурсия чаепитием в местном кафе. Впечатления от комплекса самые положительные. Побольше бы таких замечательных людей, как этот экскурсовод!

Виды Нарочи великолепны с любой точки.

Ночевка забронирована в агроусадьбе Абрамович-хаус в Антонисберге за Нарочью, был указатель на саму деревню.

Проезжаем краем Нарочи.

Маленькая комната с удобствами на этаже.

Маршрут шестого дня путешествия:

Утро следующего дня, снова великолепие Нарочи. 7 утра, а некоторые уже выходят из воды. Воздух +10, а мужик, вышедший из озера, говорит: «Водичка теплая, у меня там друг ещё целый час будет сидеть».

Красивый знак на въезде в Мядель.

Первый объект дня. Мемориальный комплекс Дальва — последняя сожжённая фашистами белорусская деревня . 19 июня 1944 года, за несколько дней до освобождения Беларуси, немцы сожгли 44 жителя (29 детей, 13 женщин и 2 мужчин). Из них чудом выжил 13-летний Коля Гирилович, который, став взрослым, и организовал строительство мемориального комплекса. Комплекс открыт 15 июля 1973 года.

Есть небольшой музей.

Катим в Жодино к БелАзу.

Вдоль дорог очень часто попадаются такие интересные композиции.

Очередной культурный объект обнесен забором с прицелом на последующую реконструкцию. Смиловичи усадьба Монюшко XIX век.

Следующий объект — музейный комплекс «Дукорский маёнтак». В навигаторе забиты координаты, прибыли.

Сам комплекс виден, только машин возле нету и места для стоянки специального тоже. Какая-то неприметная калитка. Зашли через неё, оказалось, навигатор нас завел к запасному выходу. Потом было время, вернулись на трассу и увидели небольшой малоприметный баннер с указанием  дороги к комплексу, а мы его проехали и даже не заметили.

О самом комплексе. Он больше подойдет для отдыха с детьми. Увидел здесь интересные будки с персонажами сказок, нажал на кнопку и слушаешь сказку. Детям это нравилось, многие рядом присаживались и слушали.

Также в Дукоре находится, согласно рекламе, единственный в Беларуси дом вверх дном.

В целом довольно приятное место. Если учесть, что несколько лет назад тут был заросший пустырь, так и вовсе отлично.

Отреставрированная въездная арка бывшей усадьбы.

По

Почему-то на всех фотках на них вид изнутри комплекса?

Бывшая усадьба конца XIX века, а теперь Пуховичский краеведческий музей (дер.Блонь).

Заключительным местом на сегодня значился дворец в Красном Береге, уже на Гомельщине. Предварительно узнали время работы на сайте — до 18:00 и, где было можно, экономили на времени, чтобы прибыть вовремя.

Короче, приехали где-то в 16:40, больше часа до закрытия, думали, и экскурсию можно ещё заказать. Но нас развернули, говорят: «Все, музей закрывается, приходите завтра, мы до 17:00 работаем». На слова, что на сайте до 18:00 говорят, это наш головной краеведческий , а мы до 17:00. Даже внешне дворец впечатлил.

Наша ночевка была запланирована в райцентре, всего в каких-то 20 км. Спрашиваем, во сколько начинаете работать. Ответ вызвал удивление. Приезжайте завтра, мы работаем с ВОСЬМИ часов. Вы видели такие музеи? С 9 большая редкость, а тут с 8:00, спрашивается для кого.  Ладно, сказано-сделано. Последняя ночевка в Жлобине. Квартира аналогичная гомельской,  но немного обшарпана.

Маршрут седьмого дня путешествия:

Отрываем работницу от утреннего чая и заставляем нас обслужить в начале девятого утра. А экскурсовода в это время не бывает, она подъезжает к 10:00. На помощь нам пришла хранительница музея, которая все четко и очень увлекательно нам рассказала.

Находится дворец Козелл-Поклевских на территории аграрного колледжа. Его реставрация заняла долгих 18 лет.

Это настоящий путеводитель по архитектурным стилям — здесь есть элементы более 10 стилей. Кроме того, это единственная усадьба в Беларуси, где использовался неомавританский стиль («альгамбра»), сочетающий элементы испанского, португальского, мавританского и исламского средневекового зодчества. Смотрится это все нереально круто, поверьте.

На одном из моих путеводителей по Беларуси этот дворец запечатлен ещё до реставрации. Посмотрев свои путеводители, приятно осознавать, что реставрация культурного наследия все-таки движется!

Посетили в Красном Береге ещё и мемориал на месте детского концлагеря. В 1943 году в деревне Красный Берег на этом самом месте находился детский концентрационный лагерь, в котором фашисты брали кровь у детей для гитлеровской армии. Здесь от мучений и тягостей умерли 1990 детей. Нередко это место называют «детская Хатынь». Аналогов мемориалу в Красном береге нет не только в Беларуси, но и во всем мире. По возможности прочтите письмо 15-летней узницы своему отцу. Фото не самые хорошие, т.к. снимать приходилось против солнца.

Двигаемся в Быхов смотреть остатки дворцово-замкового ансамбля начала XVII века.

Закрыто на реконструкцию — обнесено забором.

И последний в этой поездке белорусский культурный объект — Дворец Потемкина — памятник архитектуры раннего классицизма, построен в конце XVIII века. Сейчас на первом этаже располагается ЗАГС, а на втором краеведческий музей Кричева.

Дальше движемся в сторону дома. Название последнего белорусского населенного пункта говорит само за себя.

До свидания, Беларусь!

Привет, Россия!

Сменяются области.

Проезжаем краем Калугу.

Скромный знак начала нашей области, и мы уже почти дома.

Некоторые цифры: ночевки Гродно (однушка недалеко от центра, ч/з букинг) 1480*4ночи=5920 руб., Новогрудок (угловая холодная однушка, 200 м до центра) 1100 руб., Ошмяны (двушка на окраине города, до центра 5 минут на авто) 940 руб., Могилев (дизайнерская планировка хрущевки двушки угловой, 200 м до ЦУМа и 100 м до художественного музея, ч/з букинг) 1560 руб. Итого проживание — 9520 руб.

Общий пробег 3062 км, средний расход АИ-92 6,50 л.
Цена бензина в Беларуси развивается по синусоиде, на данный момент он незначительно дешевле, чем у нас — 36,08 руб. Затраты на бензин 7200 руб. Оплата на всех заправкой только в местных рублях. Мы расплачивались везде, где можно кредиткой (курс получался на 1,5% выгоднее, чем за нал), даже в туалете в Мирском замке и газетных киосках, наличкой лишь у продавцов сувениров и овощей-фруктов на рынке.

Итоги. Ночевки: однушка на окраине (понравилась больше всех) в Гомеле (1500 руб./день),  однушка в самом центре Бобруйска (1300 руб.), агроусадьба в деревне Гонолес около Заславля (2000 руб.), агроусадьба в деревне Антонисберг около Нарочи (1800 руб.), однушка в Жлобине (1200 руб).

Расплачиваться в Беларуси в этом году было выгоднее наличкой, в отличие от прошлого года. Вообще, я сделал вывод: совершаешь пару операций за нал и безнал. Смотришь, где курс получается выгоднее. Общий пробег составил ровно 3000 км. При среднем расходе АИ-92 6,5 л, чем я доволен. Расходы на бензин составили около 9000 руб. В этом году цена бензина в Беларуси незначительно дороже, чем у нас.

Изначально был недооценен Гомель, можно было добавлять в нем ещё один день. Перевернута ещё одна страница интересных путешествий по достопримечательностям Беларуси. Остается «зачистить» Минск и окрестности. В Минске уже останавливались на три дня, но вдоволь не нагулялись.