Скандинавия — Исландия 2017

Скандинавия — Исландия 2017

12.02.2018 | 8692 просмотра

Идея данного путешествия возникла спонтанно в мае, во время поиска очередного маршрута по Европе. В приоритете была Франция, был получен французский шенген (молодцы, работают оперативно, дали на 3 года всем, больше не позволял срок годности паспорта). Как ни странно, идею навеяла красивая картинка-заставка Windows с видами черного пляжа. И прямо-таки в тему, разные телепередачи о красотах Исландии. Посему старая Европа была отодвинута (да и ехать туда лучше осенью, еще жарко). А заодно снова посетить Скандинавию, поскольку, на мой вкус, здесь самая красивая природа, да и народа не так много.

Вкратце, маршрут выглядит так:

  • Москва — Питер, из Питера паром до Стокгольма;
  • дабы не повторять прошлые маршруты — направляется в сторону Гетебурга, затем на север в сторону Норвегии;
  • по южному побережью Норвегии до Кристиансанна, затем наверх в горы. Цель — поход на язык тролля;
  • выезжаем на побережье, добираемся до Ставангера, оттуда паром в Данию;
  • из того же порта стартует паром в Исландию;
  • круг почета по Исландии (придерживаясь трассы N1), длительность — неделя (квант прихода парома);
  • возвращаемся в Данию, марш-бросок в Германию (Киль или Травемюнде), паром в Прибалтику;
  • возвращаемся в Москву;

Данный маршрут обусловлен следующими предпосылками:

  • К сожалению, паром в Исландию ходит один, и только из Дании. Это несмотря на бум туризма. Кстати, бронировал в мае на конец августа, последние дешевые каюты. Приходит туда раз в неделю. Конечно, было бы идеально выделить на Исландию пару недель, да где ж их взять…
  • как вариант, можно провести несколько дней на Фарерах (по дороге из Дании в Исландию), но, по- моему, Норвегия интереснее.
  • использовать по максимуму паромы. Это накладно, но сильно сокращает время и дает отдых. Путешествие через перекопанную Польшу не радовало, прошлогодний опыт показал, что дорога через Прибалтику гораздо комфортнее. Основная проблема здесь — состыковать эти паромы.

Начинаем бронировать паромы. В мае на август — это уже крайний срок, почти везде последние места. Из расчета 3 человек + стандартная машина.

  1. Питер — Cтокгольм, паром Peterline. 4-местных кают уже нет, берем две 2-местные, без окна. 478 EUR, включая 2 обеда (на троих). Совет: не тратьте деньги на каюту с окном, ибо в хорошую погоду приятно посидеть на палубе, а в плохую смотреть там нечего )))
  2. Ставангер (Норвегия) — Hirtshals (Дания), паром Fjordline. Поскольку тут же пересадка на другой паром — берем сидячие места, 123 EUR.
  3. Hirtshals — Tórshavn (Исландия), паром Smyril-Line. 2425 EUR, включая 4 ланча (2 дня туда и 2 дня обратно). Назад каюта вышла дешевле, поскольку закончился высокий сезон.
  4. Опробованный маршрут Травемюнде — Вентспилс не ложился на даты, поэтому выбран Киль (Германия) — Клайпеда (Литва), паром DFDS, 426 EUR, включая ужин и обед.
  5. После прорисовки маршрута случайно найден паром из Швеции в Норвегию (Strömstad — Sandefjord). Позволяет убрать крюк через Осло, поскольку там уже побывали.

Совет: после регистрации на сайте Fjordline, вы становитесь «членом клуба» и покупаете все со скидкой. Данный паром (2,5 часа) вообще стал бесплатным.

Итак, поехали.

Дни 1-2, дорога до Питера, прогулка по городу.

Поскольку в Питере не первый раз, в планах неспешные прогулки по городу. Питер в очередной раз порадовал. Какой-то он более живой и открытый после Москвы. Очень много небольших гостиниц на любой кошелек. До этого останавливались в «Фортеции» в самом центре, в 2 шагах от Эрмитажа, при этом есть парковка, но шумновато (двор-колодец — это нечто в плане аккустики). В этот раз бронировал поздно, неплохой вариант — мини-отель «Паруса» рядом с Петропавловской крепостью (59.9539, 30.3335 ). А еще очень радует отсутствие московских маразмов — везде наставить заборы / шлагбаумы и тотальная платная парковка.


Город, который не спит.


Внезапно, танки на Дворцовой площади.

Для погрузки на паром прибываем в морпорт на Васильевском острове (59.9269, 30.2378 ). Check-in в здании морвокзала. На входе мега-толпа. Не обращайте внимания — это китайцы и европейцы ждут погрузку и изображают очередь. Пробивайтесь внутрь к окошкам. С этого года с он-лайн бронью можно в любое окно.

P.S. Забавная история — в этом году паром «Анастасия» выкупили итальянцы. График поменялся на менее удобный (теперь маршрут в Стокгольм — только раз в неделю). Поменяли всю команду на итальянцев и прибалтов. В первый же рейс началась ж…, не работала канализация )) В результате часть команды вернули, но веселый итальянский бардак частично остался. Нам он сыграл в плюс. За отсутствием 4-местной каюты пришлось бронировать две двушки (без окон). На Check-in выписывают 4-ку, да еще с окном. Напрягся — это точно без подселения? Конечно, без! А можно тогда остальную семью ко мне в номер? Нет, это уже перебронирование со штрафом! Ну и ладно... Далее, вместо второй двушки опять выписывают 4-ку, и тоже с окном. Так что в результате замечательно ехали втроем на восьми местах, да еще с окнами.

Далее, с квиточками — на таможню. Машин немного, но служивые работают по принципу: солдат спит — служба идет. Неспешно смотрят документы, собачка обнюхивает машину, вещи не смотрят. В результате нас пропустили за 15 минут до официального отхода парома, а за нами еще народ стоял.

Этот паром — самый веселый за все путешествие. На буржуйских паромах развлечений практически нет. Здесь куча ресторанчиков на двух этажах, детские развлекашки, вечером варьете и танцы (а-ля дискотека 80-х), наверху для молодежи — ночной бар с очень уж концептуальной музыкой. Контингент сильно изменился. Ранее место обедневших россиян заняли китайцы, сейчас половина парома — итальянцы и прочая Европа. Наверное, спасаются от жары )) Кстати, почти весь Китай высадился в Хельсинки, зачем — загадка…

Очень рекомендую оплатить обеды. Обильный шведский стол (плюс пиво / вино / соки) — потом вспоминали с ностальгией на других паромах.

День 3, Таллинн.

В этом году вместо стоянки в Хельсинки сразу уходит в Таллинн. Соответственно, стоянка в Таллинне сокращена. В принципе, неплохо. Смотреть целый день в Хельсинки особо нечего, в прошлый раз с ребенком на электричке поехали в пригород в «Экспериментариум» (на станции с таким родным названием Тиккурилла) — очень понравилось.

По прибытии в порт вся толпа иностранцев резво стартует на выход, поэтому лучше переждать это цунами. К тому же эстонские погранцы оправдывают анекдоты, работая со скоростью реактивных улиток. Всего-то полтора часа (!) — и вы обладатель штампика )) К счастью, при возвращении на паром такой проблемы нет.

Таллинн — тот город, в который приятно вернуться. На мой взгляд, старый город — самый красивый и опрятный из старых городов Европы, и уж точно чище, чем в Праге. Стокгольм и близко не стоит. На всякий случай стоит запастись навигатором, узкие улочки и перепады уровней могут сыграть шутку.


Каждый год набор инсталляций у крепостной стены меняют    .

А если осталось время — можно посидеть на руинах советского наследия — огромный заброшенный ДК на берегу рядом с морвокзалом, с видом на море. Отдыхает много молодежи, но, на удивление, не загажено.

День 4, Стокгольм.

Высадка организована очень четко. К прибытию все уже сидят в машинах, никаких досмотров, при выезде с территории морвокзала — штампик в паспорт, и вперед. По случаю хорошей погоды выделили несколько часов на прогулку по центру.

При первом посещении стоит выделить денек на город. Идти внутрь ратуши, наверно, не стоит — новодел, а после архитектуры Питера смотрится ну как-то совсем не очень. Разве что посмотреть зал, где чествуют нобелевских лауреатов. Очень забавно выглядит развод караула вокруг королевского дворца — группа расслабленных военных с музыкальными инструментами. Гамластан, после старого города в Таллинне, выглядит никак, толпы туристов. А вот окрестности королевского дворца, набережные и музеи Скансена порадовали, особенно музей корабля Васса. А если будете возвращаться тем же паромом назад, то буквально рядом с морвокзалом есть еще несколько интересных музеев — технический, полиции и т.д.

В этом году центр города перекопали, пробки, навигатор истерит, поэтому выбираемся по азимуту на оперативный простор. Наш путь лежит на юго-запад, в сторону Гетебурга. Дорога отличная, народ едет бодро.

Следующий пункт остановки — музей шведских ВВС (58.4109, 15.5327). Конечно, не сравнить с Монино, но выглядит весьма неплохо, да к тому же бесплатно! Судя по количеству машин на парковке в будний день — весьма популярное место. Плюс к истории шведской авиации — общий антураж времен холодной войны (плакаты, ТВ-передачи). Отдельный зал посвящен истории с пропавшим разведывательным самолетом, сбитым советским перехватчиком, его поиском и подъемом со дна. Зал с освещением как на дне моря и собранными обломками — весьма впечатляет. Ну и как во всех музеях — кафешки / развлекашки для детей.


Справа — советский МиГ – перехватчик.

На ночевку съезжаем в шведскую провинцию. Лесные дороги узкие, но очень хорошего качества, даже грунтовки. Машин практически нет. Наш домик — это часть небольшого хутора в лесу (Olstorp Gård Bed & Breakfast, (58.1087, 14.8236). Есть даже небольшой бассейн, рядом пасутся несколько лошадок. Тишина и уединенность, полная противоположность шведским кемпингам. Наверно, основной контингент — «уставшие» от города шведы.

День 5, Гетебург.

Погода слегка подпортилась, каких-то значимых природных красот не видно, поэтому быстро добираемся до побережья. Варианты времяпровождения: парк развлечений (по-хорошему, нужен весь день), технический музей Универсум (57.694, 11.9898; не дешево) или Ботанический сад (57.6828, 11.9493). Выбрали последний вариант и не прогадали. Огромный и очень разнообразный парк / сад / оранжереи, с зонами дикой природы прямо в большом городе. Парковка перед входом, вход бесплатный. Весь огромный парк утыкан мелкими табличками с названиями растений. Думаешь — сорняк, ан нет. Соответственно, и народ ходит аккуратно. Есть несколько пешеходных маршрутов. С удовольствием пролетели несколько часов.

Наверху, в зоне дикой природы, почти на дорожке растут белые грибы. Никому не нужны… В одну из прошлых поездок в шведском кемпинге испытали от сего факта культурный шок — грибы росли в кустах возле домиков. Это было выше наших сил, на глазах удивленных шведов обшарили кусты, набрали здоровый пакет и устроили в ночи жарку грибов. Аромат стоял на весь кемпинг ))

Центр города также весь перекопан. Навигатор совсем ополоумел, с трудом выбираемся из города. По дороге заезжаем в Бохусскую крепость (57.8607, 11.9982). Очень нравятся такие места, в меру отреставрированные, но без новодела. Напоминает Огородзинец в Польше, но эта крепость и больше, и сохранилась получше, есть даже места для пикника. Эх, у нас же крепостные стены в Смоленске, например, совсем не хуже. Только нафиг никому не нужны, срач и запустение.

Ночевка — домик в шведском кемпинге (Seläter Camping, 58.9566, 11.1571). К сожалению, не лучший вариант, если нужен отдых от людей. Шведский кемпинг — это муравейник, небольшие домики натыканы часто впритык плюс огромный аэродром для машин-кемперов. И при этом тишина, все сидят у себя в норках. То ли дело у нас — разбор машины, кормление чаек-попрошаек, ребенок тут же полез в гору и навернулся, движуха )) А в ночи мимо нас внаглую протопала лиса…

День 6. Норвегия.

После всех бронирований случайно нашел паром от Fjordline (Strömstad — Sandefjord). Отправление в 5 минутах, да еще бесплатно — грех отказаться. Поэтому по максимуму отдыхаем в кемпинге и за час выдвигаемся на посадку (58°56'5.34", 11°10'14.58"). Там уже заполненный аэродром. Насколько я понял, основная идея такой поездки — не столько сократить путь, сколько закупиться спиртным. Поэтому на палубе в основном отдыхают студенты, серьезные люди 2 часа занимаются серьезными делами ))

На норвежской стороне — сюрприз, встречают полиция и таможня! Очевидно, они в курсе предназначения парома. Выборочно тормозят местных, каких-то китаянок с норвежскими номерами, ну и нас до кучи. На вопрос о маршруте радостно отвечаем: «Франция», чем вгоняем служивых в ступор (виза-то французская). Но у нас есть хорошая легенда на маршрут. Пока они что-то ищут по своим базам, таможенник как бы невзначай шарит по мелким кармашкам в машине, вплоть до заглушки блока предохранителей. Тем самым подтверждая правило: хочешь что-то спрятать — положи на видное место, поскольку баулы с вещами явно не интересуют. Наконец, появляется молодой полиционер и извиняется, аж покраснев. Оказывается, проблема в том, что у жены фамилия отличается, да еще и весьма распространенная для России. К счастью, это единственный раз за поездку, когда интересовались нашим маршрутом и объемом спиртного.

P.S. Как и везде, а в Скандинавии особенно, все очень бегло говорят по-английски. При этом у чиновников/полиции не возникает даже мысли, что собеседник может не знать языка.

К сожалению, хорошая погода осталась в Швеции. Под дождик, переходящий в ливень, добираемся до окрестностей Кристиансанна. Дорога хорошая. Правда, местами хорошую дорогу превращают в отличную, спрямляя и строя очередной тоннель. С этим у норвегов отдельный пунктик. Это просто поразительно, с какой скоростью они в горах копают тоннели, перекладывают дороги и кидают мосты через фьорды. Наверно, у них просто не завелись роттенберги и прочие ковальчуки, а нефтяной фонд не превратился в личный карман президента. Навигатор периодически сходит с ума.

По дороге заезжаем на побережье, в районе заповедника (58°26'43.98", 8°51'32.22"). Море бурлит, промозглый ветер с дождем как бы намекают, что в путешествии не стоит расслабляться. Действительно, впоследствии по сравнению с ветром в Исландии вспоминали эту погоду как ласковый бриз ))

А местные пейзане ловят вовсю рыбку с берега. Улова, правда, не разглядел.

Ночевка запланирована в апартаментах (Havreveien Apartment, 58°10'40.08", 8° 5'39.12"), и тут случается небольшой казус. Все на доверии — ключик взять в кейбоксе, денежку оставить на столе (редкий случай оплаты наличкой). По адресу вроде находим нужную дверь (вход прямо с улицы) — оп, а дверь открыта, и явно кто-то живет из местных. И никого, только котик нас встречает. Обалдели, вышли. Подождали, снова зашли. Снова созвонились — оказалось, дверь рядом, с торца дома )) Соседей так и не увидели. Да, страна непуганных людей…

День 7. Кристиансанн — поворачиваем на север.

По нашим меркам, это небольшой провинциальный городок с населением аж тысяч 90. Заезжаем в городок и как-то автоматом попадаем в подземный паркинг (58° 8'52.97", 7°59'43.20"). Ну и отлично. Из достопримечательностей — небольшой форт и прибрежная зона, есть даже небольшой пляж. Видели только купающуюся туристку, пока она мужественно погружалась в воду, хитрая чайка подкралась и раздербанила еду из ее рюкзака. При выезде из паркинга — казус, автомат отказывается читать карту. Перебираемся к соседнему — та же история. Запасная карта где-то в вещах, сзади уже собралась мини-очередь. И тут, на счастье, появился наш соотечественник, Хасан из Дагестана, но уже перебрался к норвегам. Своей картой отрыл автомат, от презентов отказался. Вот спасибо тебе, Хасан. Карта потом была вылечена просто — куском картона по чипу.

Кстати, здесь впервые в Скандинавии увидел полицию за ловлей нарушителей. По-моему, это большой миф, что за границей, особенно в Скандинавии, ездят прямо-таки по правилам, при том, что штрафы у норвегов — это караул. Конечно, есть и такие, но обычно накидывают 10-20 км/ч. Судя по очереди на оформление у полицаев, для многих это тоже был сюрприз.

Основная достопримечательность на сегодня — это музей, он же бывший немецкий форт (58° 5'30.00", 7°58'9.84"). Небольшими фортами окружено все южное побережье Норвегии, но это одна из крупных точек. На базе одного крупного орудия устроена экспозиция — как жили и чем стреляли. На месте других огневых точек орудия демонтированы, но сами позиции плюс вспомогательный бункеры в хорошем состоянии. Плюс огромный полу-бункер под главное орудие, которое планировали установить аж в 45-ом году, но так и не довезли. Есть интересный музей, в т.ч. для детей.

После Кристиансанна поворачиваем на север, в сторону Одды. Ланшафт меняется, начинаем подниматься в горы.

По дороге — еще один интересный объект, лосиная ферма (58°42'33.36", 7°50'0.84"). Несколько раз в день здесь проводят экскурсии по лосиной территории (конечно, на английском), совмещая с кормежкой и поглажкой лосей.

А кормят их будь здоров: бананы, киви, еще какие-то вкусности. И выглядят лоси очень ухоженными, на удивление абсолютно не пахнут. Лоси не крупные, что удивительно. У нас в средней полосе явно крупнее. Как пояснил местный гид — вопрос выживания, мелким в тамошней местности проще спрятаться от охотников.

Плюс возможность слегка потискать лосиный молодняк. От этого молодые лосики млеют и писаются, в прямом смысле слова ))

Незаметно пролетают три часа, поэтому навёрстываем график, ибо темнеет в горах быстро.


Трасса извилистая, много слепых поворотов.

Ночевка — в приятном кемпинге (Røldal Hyttegrend & Camping, 59°49'51.30", 6°49'40.44"), огромный домик, разительный контраст со шведским вариантом. К сожалению, ценник за последние годы повсеместно поднялся, теперь это ~1000 NOK (плюс/минус).

День 8. Язык Тролля.

Погода не внушает оптимизма. Успокаиваем себя, что можем и отказаться от похода, если… поскольку поход с ночевкой, добираемся до места не спеша, после полудня.

До места идет не очень приятный узкий серпантин с разъездами. На месте обнаруживаем аншлаг, стоянка битком (60° 7'58.14", 6°37'30.30"). Д