|
Так получилось, что в этом году мы уже совершили небольшое автопутешествие. На 9 мая ездили в Калининградскую область, в г. Черняховск, брали в а/п машину напрокат и за 3 дня почти всю область посмотрели. Первый раз там побывали, очень понравилось… но звезды так сложились, что получилось еще раз отправиться в путь, теперь уже на своем Х-Трейле, 2010 г. выпуска. Давно задумывали поездку в Среднюю Азию, т.к. до этого бывали только в Алма-Ате и то, только на самолете. Особых планов не было, вот и решили, сначала ехать до Иссык-Куля, а там уже по обстановке. Почувствуем хорошее отношение населения, найдем в себе силы, позволит работа — то и двинем дальше…
День 1, 20 мая, 6 утра. Выехали из дома, все как обычно, только кофе, в дороге завтрак, обед, Кемерово, Барнаул, Рубцовск… таможню русскую легко, казахская тоже без проблем. Поздно вечером заезжаем в Семей/Семипалатинск/, находим гостиницу, тут и ужин, и душ, и сон… забавный котенок на стоянке, очень похож на нашего, которого оставили у родных. Из минусов дня, только плохая дорога в Рубцовске и его окрестностях. Проехали за день — 1412 км.
День 2, 21 мая, 7 утра. Вечером не спросили, а утром удивились! Завтрака нет и не будет, кафе с двух работает. Ничего, нашли по дороге хорошее кафе, удачно позавтракали. Дорога сначала была супер, а потом пошла гравийка, раньше еще подумывал поехать чуть в сторону, посетить Бухтурбинское водохранилище (очень впечатлила одна фотография из инета), но такая дорога меня не устраивала, и в Калбатау мы не стали сворачивать на Усть-Каменогорск, а двинули в сторону Талдыкургана. Описывать этот день смысла особого нет,
степь и степь, первые дикие ослики и верблюды, озера встречались, но купаться в них желания не было. Были холмы и горы, везде цвели красные маки,
очень красивые виды, но я мало фотографировал в этот день, теперь жалею, описал бы больше. И что еще очень впечатлило, так это гигантское, масштабное, по-другому не назовешь, строительство автодороги, которое идет в республике!!!
Встречались участки, по которым мы ехали (супер!), но в основном двигались рядом или поодаль и только смотрели на технику,
на масштаб строительства, сколько бетона, сколько асфальта, вечная будет дорога. Была еще первая встреча с сотрудниками дорожной полиции, так хитро встали они, сразу за холмиком, что мой антирадар мне не помог! Когда он запищал, они уже меня поймали! Штраф 9000 тенге (2200 на наши), и это за превышение на 5 км, был очень удивлен! Но это другая страна и другие законы и к этому нужно сразу привыкать, да и не качать свои права, как делают некоторые наши соотечественники. С нарушением я сразу согласился, но платить наличными отказался. Пока выписывали штрафную квитанцию, полицейские пояснили, что у меня есть неделя для оплаты штрафа по льготе, ровно половину 4500 тенге…. А дальше вообще прикол. Спросили меня, как часто я бываю у них в республике и пояснили, что этот штраф будет висеть неоплаченным год, а потом его снимут, так что, мол, вы можете его не оплачивать, если выедете из страны в течение 2 недель. Решил не платить сразу, а ждать последнего пересечения границы, на выезде.. попадут сведения в их базу, то заплачу, а нет… Нет, так нет)).
Еще удивила игровая зона вблизи Копчегайского водохранилища. Проезжали под вечер и насмотрелись яркой рекламы разных Казино! Но заехать сюда не решились, деньги решили оставить для поездки…
В Алма-Ату заехали уже когда совсем стемнело. Гостиницу не заказывали, стали искать просто глазами и почти сразу повезло!!! Свернули в сторону аэропорта и на улице Бекмаханова 1В, отличный ресторанно-гостиничный комплекс «Астана».
И что особо порадовало, деньги с нас взяли за 12 часов и ужин принесли из ресторана в номер. Мы еще не перестроились на курс тенге, поначалу решили , что дорого, а когда пересчитали в рубли, то поняли, «что это мы удачно заехали». За все (гостиница и ужин) получилось что-то около 2 тысяч рублей, да и порции были очень большие. Спали как убитые, белье белое-белое, чистое-чистое!!! Делаю рекламу этому месту))), мы еще 2 раза там останавливались, но об этом далее. За этот день проехали 1140 км.
P.S. Забыл добавить интересную деталь про первую встречу с сотрудниками правоохранительных органов! Он меня останавливает, я выхожу из машины, он представляется и … подает мне руку для приветствия! Я сначала опешил, потом пожал его руку. Спрашиваю его как так. У нас не подают руки водителю… он отвечает вы участник дорожного движения и я участник, мы мол равны. Долго я потом удивлялся, а по сути он прав! И сколько бы меня в этой поездке потом ни останавливали гайцы разных стран Средней Азии, все до единого, после представления, подавали руку для приветствия. Вот этому нашим поучиться у них нужно, это факт!:)
День 3, 22 мая, 7-8 утра. Попили чаю (администратор напоила), поменяли у нее деньги, узнали, где находится ближайший колхозный рынок и поехали. Рынок нашли быстро, но очень долго искали место для парковки. Посетили рынок и купили там первых, для нас в этом году, черешни и абрикосов, наелись.
Дальше поехали просто кататься по городу и запланировали еще и посещение Медео. Алма-Ата очень красивый, зеленый город и местами очень современный. На Медео был в 90-ых годах, поднимался на дамбу пешком, захотелось еще раз посетить. Приехали, поставили машину на стоянке (потом поняли, что зря) и пошли прогуляться. Раньше вагончиков, поднимающих туристов до Чимбулака, не было, вот мы и решили прокатиться на самый верх. И уже не помню, почему мы приняли решение подняться на такси, то ли очередь была большая, то ли таксист цену предложил намного дешевле, чем вагончик, но поехали с этим разговорчивым «жуком»)). Заехали на дамбу,
по пути я понял, что и сам смог бы туда проехать, никаких шлагбаумов, заграждений по дороге не было. Сам стадион сверху красивый, но уже не функционирует как спортсооружение, больше как арена для концертов.
Дальше поехали выше и выше, до канатной дороги для горнолыжников…
И это май месяц!! Тут нас ждал МАЛЕНЬКИЙ сюрприз, таксист, оказывается, за обговоренные деньги привез нас только до этого места!!! Чтобы уехать назад, нужно платить еще столько же!!! Вот и думай теперь, кто лох, а кто и жук!
Но дело прошлое, в этом и хорошее тоже было, назад ведь на вагончике прокатились, посмотрели виды сверху.
Тоже красиво очень, а если б еще и облаков не было
и мы бы посмотрели пики гор вокруг,
то вообще 100 %удовольствия от увиденного на Медео получилось бы. За много «бы» извините! ))
Поехали дальше, и пока спускались к городу, купили садовой клубники и это 20-е числа мая, для нас непривычно! Поели с удовольствием. Навигатор настроен на Иссык-Куль, но только решили ехать туда не как все, а с другой стороны, через Тюп, ну и не пожалели. Выезд из Алма-Аты был немножко затруднен пробками, в этой стороне было очень много баз, торгующих стройматериалами, вот это и затруднило нам выезд. Зато как вырвались на «оперативный» простор, то машин мало, дорога хорошая, помчались как угорелые, но не забывая про радары сотрудников полиции на дорогах (камер мы не встречали). Уже по прошествии времени я узнал, что мы проехали одно очень замечательное место для туристов — Чарынский каньон (плохо я подготовился к путешествию). Мы посетили только самое окончание этого каньона.
Сейчас в инете посмотрел инфу про этот каньон и пришел к выводу, что обязательно должен посетить это место! Дальше была дорога как дорога, смотрим и едем, все как обычно, красиво, но не более, все это уже было…. А вот и горы!!! И это Тянь-Шань!!!
Прохладно, высоту по навигатору не посмотрел, но точно не меньше 1000 км. После поселка Кеген пошла плохая дорога, но было ее не так много, км 15-20. Таможенный казахский пост был совсем маленький, сотрудники были очень удивлены нашим посещением (или сделали вид, что маловероятно), и прошли мы границу очень быстро… Больше ответы на жизненные вопросы от сотрудников таможни и погранслужбы, про нашу жизнь, про машину, про Россию задержали нас. Я понял, что туристы очень редко проезжают здесь, а зря! Я бы рекомендовал тем, кто хочет ехать на Иссык-Куль, проезжать киргизскую таможню именно здесь! Но это мое мнение, никого не уговариваю.
Киргизские таможенники удивили! В глазах ясно читалось желание любым способом получить от меня бонус)) Все намеки обошел, а все одно нашли они к чему придраться… колесо у меня в багажнике лежало, б/у, без диска, так вот оказывается, б/у на диске можно ввозить, а без диска нельзя!!! Показали постановление правительства, да я и так бы не стал спорить. И взяли с меня 300 русских рублей и отпустили меня дальше, чека не дали, но и я не просил. Просто подумал, зачем им рубли на казахско-киргизской границе))
Зато киргизские погранцы мне сказали, чтоб я очень внимательно смотрел на горы слева по пути на Тюп, мол, у нас будет шанс при безоблачной погоде увидеть пик Победы! Погода была хорошая, облаков было мало, но понять, видели мы эту супервысокую вершину или нет, я не могу. Смотрели, раскрыв рот, на эту красоту и теперь считаем и говорим друзьям, что видели именно эту вершину)). Это для нас с супругой было очень интересно, мы не видели до этого таких высоких гор. Все предыдущие были не больше 3,5-4 тыс. м. Тюп, Каракол, кушать хочется, ехали очень и очень долго, уже вечер и вот на выезде из Каракола указатель
Больше меня прибило, именно бесплатная зона Вай-фай)) Она была, эта зона, но очень слабая. Зато кухня была очень сильная!! Покушали замечательно и не дорого! Какие манты, какая шурпа!!! Сейчас сижу, пишу, вспоминаю……… покушал бы еще! Ну очень было вкусно!
Поели, теперь вопрос ночлега встал. Вот-вот перед нами откроются виды суперкрасивого озера, на берегах будет много баз, отелей, гостиниц (это я так думал), а оказалось, что еще не сезон — 22 мая! Всё закрыто!!!! Тепло, даже жарко, а у них не сезон!!!! Где ремонт, где вообще еще никого нет! А что было открыто, то без удобств и без горячей воды! А мы-то думали, что здесь должны быть круглогодичные курорты, турбазы, но нет, ничего подобного!
И вот едем и едем. База, ворота, остановка, проход до администрации и назад… почти везде бесполезная трата времени, уже понимание ответа на вопрос о горячей воде и теплом туалете))) Принимаем решение найти тихое место и переночевать в машине, и тут открывается за поворотом вид на большое многоэтажное здание, в меру освещенное, и с видимостью жилого. Подъехали, свет на крыльце и в вестибюле, но двери закрыты и никого! Стучал, стучал… жена уже говорит, давай на их стоянке и заночуем, а меня уже спортивный азарт охватил. Как так, окна горят на этажах, вестибюль освещен, должны же быть где-то люди! Проехал вокруг здания, нашел освещенные окна на первом этаже и достучался до рабочих, делающих ремонт в здании. Они для меня разбудили кого-то из руководства или из хозяев и нам (о, счастье) открыли двери. Номер получили, белье чистое, новое, вода горячая, только вот пахла она радоном, но нам было на это наплевать, устали не от дороги, а от поисков ночлега!! Всего за день проехали 566 км.
День 4, 23 мая, 8 утра. Собрали вещи, спустились вниз. Тут детишки бегают хозяйские, строители завтракают. Нас покормили за символическую плату (яичница, масло, хлеб, чай, как в пионерском лагере). Спросили про запах воды, и, оказывается, это курорт и лечат здесь радоновыми источниками, ванны и т.п. После короткой беседы про наши страны, про дальнейшие наши планы, мы тронулись в путь. Отель метрах в 300 от озера и проехать мимо пляжа мы не могли.
Один из представителей местной фауны! Забавный)). А это уже местные кормильцы (мясо, молоко, шерсть)…
Это они спины чешут об железо…
Дальше наш путь лежал в сторону от озера, поехали в гору, на небольшой перевал.
По пути увидели местное кладбище.
А это уже сам перевал, высота 2670.
Стоит пара вагончиков, в которых можно покушать рыбу (похожа на пелядку), выловленную в озерах неподалеку. Рыба очень вкусная, ели и ели…
На планшете настроил путь до Токтогула и поехали, планировал добраться до Кызыл-Ойя, потом на Толук, а там и Токтогул… Поначалу все шло супер, дорога — грунтовка, но хорошая, виды прекрасные, отвесные горы слева, а справа долго ехали вдоль реки… В Кызыл-Ой нашли даже туристический центр и большую группу туристов-сплавщиков. Оказывается, здесь очень крутой маршрут для сплава большой сложности, и люди приезжают издалека, чтоб сплавиться по горной речке, название которой я, к сожалению, забыл. И вот тут выяснилось, что дорога закрыта, ожидали обвалов, и нам пришлось ехать другой дорогой, чуток длиннее путь получился, но было тоже очень красиво и интересно. Фото дороги до Кызыл-Ой и после него…
Добрались до Суусамыра и уже после него выехали на трассу Бишкек-Ош.
И если с утра нам по грунтовке попалось навстречу всего с десяток машин, то эта трасса была очень оживленная. С места нашего заезда на главную дорогу, километров десять с обеих сторон дороги стоят юрты, и возле них продают кумыс и белые шарики сыра разного размера. Я пробовал, мне понравилось, а жене нет. Я и кумыса купил, тоже класс. Резкий, тонизирующий.
Тут уже появился асфальт хороший, трасса идет по равнине, и справа и слева горы. Постепенно дорога начинает идти в гору, машина не замечает подъема, мы тоже, только погода за окном начинает портиться, и май превращается в январь.
На перевале Ала-Бел снежный покров до полуметра, прикольно! Спуск к Токтогульскому водохранилищу, проезд вокруг него тоже достоин и описания и фотографий, но я не останавливался, торопился дотемна добраться в Джалалабад и устроиться на ночевку. Едешь вдоль рукотворного озера долго, любуешься красотами. Мы уже в конце нашли кафешку с прекрасным видом на воду. Сидели, ждали, когда принесут шурпу, любовались природой. Вот фото нет, а эти виды стоят у меня перед глазами…
Затем опять спуск, опять горные серпантины….и уже темнеет, торопимся… и понять не можем, что за колючая проволока справа, с вооруженными людьми, с контрольно-следовой полосой… А это, оказывается, за проволокой республика Узбекистан!!! И границу они держат ого-го на каком замке!!! В конце концов добрались до города, быстро нашли отель, номер попался замечательный, стоянка охраняемая, волнения ноль!!! Уснули очень быстро. За день проехали 797 км.
День 5, 24 мая, 8 утра. Просыпаемся в дороге легко и рано. В городе сильно смотреть нечего, в центре покушали, поменяли деньги и в путь. За городом небольшой перевал и площадка удобная для просмотра, вид красивый, городок, вдали горы и маки…
Теперь путь до Оши, планов никаких, все по обстановке, но напряженность между государствами Ферганской долины чувствуется! Она и накладывает отпечаток на наши действия в выборе, дальнейшего маршрута. Хотели из Джезказгана проехать ч/з Узбекистан в Таджикистан, посетить узбекские Фергану и Коканд, но местные жители отговорили нас от этого поступка (и были правы). Рассказали такой жути про узбекскую таможню, что я долго решал, нужен мне этот Узбекистан или нет!!! Очень хотелось посетить)) Миновали переход Ош—Андижан и заехали в саму Ош. Пусть не обижаются на меня жители этого города, но я не имею никакого желания еще раз посещать этот город! Проездом? Да, пожалуйста, но в центр, нет!! И вот почему! Народу уйма, машин тоже, правила не соблюдают, как в какой-то муравейник попал. Заблудился, понять не могу, как и куда мне ехать дальше. Навител глючит, показывает дорогу через Узбекистан, а мне туда ну никак не надо. Остановился, по бумажному атласу дорог посмотрел маршрут, пообщался с таксистами и принял решение двигать на Баткен, это киргизский город на границе с Таджикистаном.
Включаю навител, указываю Баткен и поехал. С Оши выехал, вроде все хорошо… попадаю в жуткую пробку, а это, оказывается, дорога ведет через авторынок, ну и огромный же он!!! Проехал и дальше опять дорога в никуда, опять узбекская граница.
Разворачиваюсь, все навигации отключаю и вперед только по указаниям местных жителей… хотел срезать, попал на плохую дорогу, петлял, петлял и все-таки выехал на хороший асфальт и попал на нужный таможенный пост.
Киргизскую границу прошел легко, но черт меня дернул зайти в дьюти-фри, это отдельное здание перед выездом. И нужно мне было всего-то показать погранцу паспорт и выехать. Но нет, какой-то чел с основного здания пригласил меня назад, мол, что-то забыли. Завели в кабинет без окон и внаглую стали вымогать деньги, особисты, черт бы их побрал, пугали, что могут по подозрению задержать и т.п. Мне и поругаться хотелось, и страх внутренний присутствовал. Короче, сошлись на 500 рублях. Но денег-то у меня нет, я всегда у жены все оставляю, у меня декларация всегда пустая, а она раньше проходит паспортный контроль и ждет меня уже за границей (всем так советую поступать). Они меня выпустили, я к машине, и было, конечно, желание плюнуть на все и поехать, но думаю, еще чего-нибудь выдумают, напакостят… Взял деньги у супруги, как шпионы при встрече обменялись с ним рукопожатием, и деньги остались у него и поехали… И вот это был последний случай, когда я на таможне что-то платил!!! Пошли они в ж…. Какая-то уверенность появилась после этого рукопожатия, понял, что они-то тоже боятся. Все, прощай Кыргызстан
У таджиков здания попроще и люди поприветливее Все быстро прошли, денег попросили только за авто, какой-то сбор в долларах, все официально, бумагу дали с печатями и мы в Таджикистане. Приграничный городок, дорога петляет вдоль домиков к выезду на трассу до бывшего Ленинабада, сейчас Худжаб, и тут моя жена начинает истерично смеяться. Я бросаю руль, останавливаюсь, понять не могу, над чем это она так заливается. Тычет пальцем, и я вижу вывеску на магазине — «Музамбила».
Улыбнуло, вот, думаю, был бы бутик с таким названием в «Планете». Выехали на трассу, первый пост ГАИ, проверили документы, страховку мы оформили на выезде, спрашивают все в порядке? Никто не обижает? Потом эти вопросы всю дорогу нам задавали в этой республике, прикольно.
Уже и город виден, вот-вот заедем, рев сирены и команда остановиться! Останавливаемся, гайская машина, выходит офицер и спрашивает бумагу, ту, которую в долларах оплачивали на границе. Проверяет, видя, что все в порядке, с грустью отпускает нас. Оказывается, у них какая-то фенька есть, пригоняют козьими тропами хорошие свежие леворукие машины из Киргизии и то ли на запчасти их продают, то ли переоформляют как-то. Вот власти и борются… ну, может, что-то и не так мне объяснили или я неправильно понял, не обессудьте.
В центр попали быстро. Первая хорошая гостиница оттолкнула нас своими ценами. Я не понял, или туристов иностранных тут бывает много или у них уровень жизни такой высокий? Поехали дальше и нашли отель с более демократичными ценами и стоянка рядом, правда за отдельную плату, но что ни сделаешь для сохранности автомобиля! На стоянке работает очень интересный тип!
Долгое время работал в Москве, потом за что-то выслали. По нему видно, что любит и скучает по России. Утром и мойку нам устроил, и подсказал, где лучше позавтракать. За день проехали 528 км.
День 6, 25 мая, 9 утра. Сытые, на чистой машине решили покататься по окрестностям Ленинабада. Доехали до города Чкаловска, а это улицы Чкаловска, до сих пор не переименовали.
потом до Кайракума, рядом очень красивое водохранилище. У меня товарищ в этих местах все детство прожил, я много хорошего от него слышал, вот и сфотал для него виды города. Потом посетили восточный базар, но покупок не делали, все оставили на потом, ведь впереди еще много будет базаров и городов и, конечно, стран!!! В одном месте увидели еще один магазин с прикольным названием «Афросиёб»,
посмеялись от души! А это что-то типа национального героя у них. Решили, что с нас хватит местного колорита, и поехали дальше. Теперь наш путь лежал в сторону Душанбе. Не могли не остановиться, такой маленький был ослик!!!!
Рисовые поля по дороге тоже вещь необычная для нас,
вина бы попить с этих кувшинов,
очень часто проезду мешали отары курдючных овец.
По советам и пояснениям стояночника из Ленинабада мы смутно представляли, что нам предстоит!!! Два перевала, два тоннеля и долина Зеравшана между ними. Это каньон или высохшее русло горной реки по дороге к первому перевалу.
Первый тоннель, сказали, супер, а второй — ужас ужасный или ж…-ж…ая. Так и было, и советы очень помогли. Длина первого тоннеля км 6, подъем к нему и серпантинный спуски готов проезжать еще много раз!
Спуск в долину.
Очень красиво, очень! Останавливались и фотографировались… перед самым спуском в долину, небольшой базарчик, и торгуют только мужчины, и продают они сушеные сухофрукты! Мы почему-то подумали, что дальше будет много этого добра, но прогадали, такого изобилия сушеного абрикоса и такого качества мы больше не увидели.
Спуск, небольшая долина вдоль речки,
маленький городишко,
и жены товарища Сухова
и опять подъем с обалденными видами!
На самом верху, перед тоннелем остановились, полюбовались дорогой. Видно и городок, и петляющую трассу, по которой мы только что поднялись! И вот он, этот страшный-страшный въезд в пасть горе… Это сооружение строили иранцы и недоделали — свет плохой, лампочки метров через 200, огромные лужи, строительные леса с правой стороны, просто жуть… И вот тут я понял совет стояночника — сесть на хвост любой машине и тупо следовать его действиям и не думать ни о чем! Сперва я выбрал большегруз, но его скорость меня не устраивала, то и дело нас обгоняли легковые машины и джипы. Попробовал пристроиться к джипу с местными номерами. Сначала было очень трудно, но потом я приноровился и умудрялся с точностью до сантиметра выполнять все его действия. Он знал все ямы и плохие места этого тоннеля. Меня даже охватило чувство какого-то нереального азарта, как в компьютерной игре, и страх пропал и волнение, а жена просто тихо сидела, молчала, ждала, когда весь этот ужас закончится… Когда мы выскочили на белый свет, нам открылись такие красоты, что мы сразу забыли весь негатив, который только что испытали. Выезд из второго тоннеля:
Долго стояли любовались и отдыхали.
Потом был спуск к Душанбе,
Еще несколько коротких тоннелей. Горная река справа. Пропускной пункт, видать, местные не все могут проехать просто так в столицу — контроль! Перед городом помыли машину, изрядно запачканную в этом иранском детище, вода у мойщиков была с холодного горного ручья, подавалась насосом, а они походу и не мерзли! Отважные таджики.
Сама столица зеленая, красивая, встретила нас обилием полицейских на каждом перекрестке, и так как на нашей машине присутствует тонировка задних дверей и багажника, то почти везде нас тормозили и после короткого разговора отпускали… Едем в центр, ищем гостиницу, и тут думаю, дай спрошу у полицейского, где хорошая и недорогая. Так он показал и, мало того, остановил 3 ряда движения и позволил мне через две сплошные развернуться в обратную сторону, во дают! Восхищен и благодарен… и еще подчеркну, что все та же протянутая рука для рукопожатия, и неизменные вопросы — «Как дела? Никто не обижает?»)).
Гостиница почти в самом центре, в старом здании, 2 комнаты, огромные потолки, большая душевая, только телевизор плохо работал, но это не столь страшно. Помылись и сразу в город гулять, смотреть… Везде цветы, в большинстве своем это розы,
фонтаны… Президентский дворец фотографировать у ворот запретили,
Но мы и с другого места умудрились это сделать. Видели и президентский кортеж… Погуляли по городу с большим удовольствием, вечерняя прохлада, нет толпы народу, громкой музыки, нет навязчивой рекламы… Купили еще себе свежих фруктов и в номер. За этот день проехали 346 км.
День 7, 26 мая, 9 утра. Было у нас большое желание поехать дальше в Горный Бадахшан, но после посещения одной туристической конторы это желание само собой отпало. Оказывается, нужно делать пропуск для посещения тех мест и за один день он не делается, так что посещения Памира отложим на некоторое время.
В городе намечался какой-то праздник, в центре, возле памятника Сомани было очень и очень много полицейских и военных,
так что мы решили поскорее двинуть из города, чтоб не попасть в пробку или вообще застрять на этом праздновании. По пути попались Гисарские сады, а в сам дворец мы не попали, поворот пропустили или просто не заметили. Сады долгое время идут вдоль дороги, черешня и абрикос, все спелые, заборов практически нет, заходи и рви,
но мы зашли, пофотографировались на фоне спелой черешни и купили ее у юных сборщиков возле дороги, за сущие копейки по нашим весенним красноярским ценам, всего рублей 30-50 за кг.
Сидел рулил и как семечки щелкал эту черешню, наверное, целую трехлитровую банку нащелкал… теперь долго не ем!
За нашей спиной горы Таджикистана, а здесь долина.
По дороге хотели средство передвижения поменять, но хозяин ослика слишком большую доплату попросил, мы не осилили ))
А вот и граница. Таджикскую прошли очень быстро, даже и не заметили, теперь я и не помню, что и как там происходило! А вот первое посещение узбекской погранзоны запомню надолго. Я только там понял, как были правы жители далекой Ош в Киргизии, когда не советовали мне заезжать в Узбекистан там. Суровые лица пограничников давали мне понять, что я заехал не с бывшей союзной, дружественной республики Таджикистан, а с какого-нибудь воюющего Сомали))). Военные проверили наши паспорта и указали, куда и за кем мне встать на машине. Встал и жду, жена ушла на паспортный контроль… вопросов не задаю, смотрю, как другие поступают… Пришло время, тоже пошел на паспортный, прошел и опять к машине… а жена ждет, хотя смело уже могла уйти за ворота погранпоста на территорию самого государства Узбекистан…
Прошло часа полтора, прежде чем ко мне подошли! И тут началось… 1. Вытащили все вещи, аккуратно все посмотрели, вопросы позадавали. 2. Всю имеющуюся технику, ноут, 2 планшета и 2 смартфона специалист просмотрел в поисках порнографии и файлов с религиозной вахабистской литературой. Увидели сумочку с лекарствами, подозвали уже другого спеца, и он все досконально осмотрел 3. Все, что снималось пластиковое в машине, аккуратно сняли, осмотрели. 4. Пришел кинолог с собакой, со спаниелем, так мало того, что в салоне и в багажнике она обнюхала, но еще и на остывший двигатель собаку посадили… и все это в очень вежливой форме, с постоянными извинениями — «извини, братан», «очень много наркотиков с Таджикистана идет». И вот за все это я не только не обиделся и не пожалел о потерянном времени (порядка 3 часов на все), но даже зауважал служивых — работа есть работа!! И вот он Узбекистан!
Тут уже менялы, как муравьи, замучились отбиваться, пока выбирали с кем заключить сделку. Пока стояли на таможне, мне один дальнобойщик сказал, что лучше у частника поменять, а то в банке курс в ДВА раза ниже. Вот прикинули и решили поменять 200 долларов, но когда увидели, какую он охапку денег (тысячных купюр) протянул в обмен нашим двум бумажкам, то слегка ошалели. Стали торговаться и нашли компромисс, почти все деньги нам заменили на пятитысячные, но и их оказалось полных то ли 3, то ли 4 пачки, сейчас уже и не вспомню. Запомнил только то, что бардачок с трудом закрылся.
Дорога лежала через Термез в Бухару. Уже ближе к Термезу мне захотелось посмотреть на тот мост, по которому в 89-ом году наши войска выходили из Афганистана. По рассказам водителей, в кафе после границы, по этому мосту можно пройти пешком до середины, а там мол уже Афганистан. Долго кружил, навигатор опять хандрил, выехать к мосту выехал, но вот попасть на него оказалось невозможно — метров за 500 уже колючая проволока и солдаты! Мост работает как пограничный переход Узбекистан—Афганистан. Посмотрели на Афган издалека,
сфотографировали и в путь.
В Карши решили не заезжать, а скорее в Бухару, так как хотели посветлу попасть в город. Заканчивалась Термезская область, и начиналась другая, здесь для нас опять новая процедура, паспортный контроль с обязательной отметкой в журнале и проверкой документов и беглым осмотром машины. Ох и достал меня один чел, все хотел, чтоб я ему подарил маленький ножик или фонарик, не дождался, подарков таким наглецам нет и не будет))).
Еще одна неприятность, это оказалось, что в республике в основном ездят на метане и пропане, а из бензина в основном 80-ый. У меня было с собой 20 литров 93-го, по дороге влил в бак.
В Бухару заехали как стемнело, знал, читал, что в старом городе очень много маленьких отельчиков. Такой сразу и нашли, несколько номеров,
стоянка под окнами, тишина и покой. А в Узбекистане после 11 вечера жизнь замирает, трудно найти, что купить покушать и выпить… Вот и поняв, что мы голодные, один из хозяев, молодой парень Шухрад, даже ужином нас накормил, замечательной шурпой, с настоящим нутом и бараньим мясом! И денег не взял. А мы ему за это дыню, купленную в Ашхабаде! Теперь в душ и спать. За день проехали 732 км.
День 8, 27 мая, 9 утра. Шухрад еще и завтрак приготовил, напоил чаем.
Пришел его отец и младший брат, заменить его, мы познакомились с ними, очень замечательная семья.
Шурик, как на русский манер зовут Шухрада, отвез нас в старый город до Ляби-Хауз, и мы пошли гулять. Здесь, можно сказать, и произошло знакомство с настоящим древним Узбекистаном! Вокруг водоема в тени от огромных деревьев несколько кафешек,
Памятник Ходже Насреддину
и сувениры, сувениры, ну и товары местных рукодельников,
ткани,
глиняная посуда и т.п.
Ттут же работают чеканщики, граверы.
Мы ходили, смотрели и купили мне настоящую тюбетейку)), тут же в маленьких проулках разместились небольшие отельчики (туристов в Бухаре очень много).
Этими улочками двинулись дальше.
Попадались места, где туристы не ходят.
Было очень интересно взглянуть, как живут простые жители города. Вот старенькая школа,
вот бухарская синагога, вот какая-то больничка, так и вышли к Кош-Медресе…
Народу никого,
получилось даже на крышу подняться.
и посмотреть сверху на окружающий медресе пейзаж. Затем спустились вниз и двинулись к парку по соседству, туда, где находиться мавзолей Саманидов.
Жара стояла на улице, и все время хотелось свернуть в тень и пить, пить. Саманиды это, можно сказать, основатели среднеазиатских государств, везде большое почтение к этой фамилии!!! Тут много посетителей, отдающих дань почтения. Мы тоже присоединились. Следующим пунктом нашей экскурсии было посещение Арка, древней крепости.
Тут уже взяли экскурсовода и провели пару часов с приятным, много знающим из истории своей страны человеком. Сейчас и не помню, как зовут эту девушку, но ее рассказы помню.
И вот теперь уже тронулись назад, к Ляби-Хауз…
Ориентироваться в старой Бухаре несложно, строения в центре не очень высокие и минареты видно отовсюду, нужно только понимать, на какой смотреть и в его сторону улочками и двигаться.
Опять попали на торговые ряды и купили мне еще один головной убор, теперь уже папаху. Ну не смог я мимо пройти))) Не доходя до гостиницы плотно пообедали, хотя удалось это с трудом, супер жарко и хочется только пить, но кушать нужно, пусть даже и впрок.
В гостинице в душ, просто небольшой отдых и собрались дальше в путь. Я еще пообщался с хозяевами отеля, сказал, что следующий пункт нашего путешествия — Самарканд. Оказалось, что до нас были туристы из Италии, приехавшие в Бухару из этого города и от них осталась визитка отеля, в котором они жили. Я переписал название отеля, его адрес и телефон, и мы двинулись в путь.
Дорога до Самарканда нетрудная, асфальт хороший, гони и гони, но привыкаешь и скорость регулируешь по нашему, плюс 20, а в этой стране совсем не так!!! Здесь максимум +5!!! Вот и попался я. У полиции пистолеты лазерные, навели, щелкнули и остановили, а в кустах машина с компьютером… После недолгих разговоров или уговоров расстались с полицией за сумму, равную нашим 300 рублям… Из интересного по дороге можно отметить только аэропорт рядом с городом Навои.
По навигатору, по названию улицы и номеру дома легко нашли нужный отельчик, благо он находится в самом центре, метров 300 от Регистана. Семейный отель, 4 номера, во дворе можно поставить авто, что мы и сделали.
Время было ближе к вечеру, на улице темнело, но мы все одно пошли поужинать и погулять по вечернему городу. Регистан освещен очень хорошо, вечерняя прохлада, шашлык из баранины, все просто прекрасно, даже попробовали красное сухое узбекское вино (о существовании которого я даже и не подозревал). В кафе понравилось, и мы узнали, как завтра плов у них покушать.
Оказалось, что все строго регламентировано, имею в виду по порциям, строго с 12 раздача и всего один казан, порций 200. Еще купили немного свежей черешни и на сегодня хорош. За день проехали 286 км.
День 9, 28 мая, 8 утра. Проснулись, хозяева приготовили небольшой завтрак, особенно хорош был зеленый чай!!!!
Сын хозяев посоветовал еще сходить попробовать чак-чак с каймаком, это рядом, пошли…. Чак-чак это слоеная, тонкая лепешка, желательно купить горячую, а каймак это что-то типа наших сливок, только консистенция, как сметана.
Получается, со своим хлебом пришли, купили тарелку сливок прямо на улице, тут же сели и съели, почти все без остатка!!! Сытно и вкусно!!! Пока ели, убедились, что не одни мы такие, за полчаса все у продавца закончилось… Люди подходили со своими тарелками и с пакетами, место, так сказать, набитое, клиенты одни и те же! Может, мы в тот день кого-то без порции оставили, пусть он нас простит)). До обеда и обещанного плова было далеко, и мы пошли гулять по центру Самарканда.
Все расположено очень компактно, и исторические места, и сувенирные магазины,
ну и самаркандский базар!
Прошлись по кругу, сначала мавзолей Тамерлана, Гур-Эмир.
Это про него ходят легенды, что открытие гробницы Тимура привело к началу ВОВ, затем площадь Регистан со всеми медресе и мечетями…
Потом по пешеходной улочке с названием Ташкентская,
с большим количеством бутиков и мимо школы, где учился президент Каримов, спустились к комплексу Биби-Ханум,
где расположены и Медресе и Мавзолей любимой жены Тимура.
А рядом с комплексом большой самаркандский базар, его тоже следует обязательно посетить тем, кто приехал в этот город! Там нашли очень редкий магазин спиртных напитков. Да, да, да, продавать вино и водку тут можно только в нескольких официальных магазинах и не допоздна!!! Со спиртным там все сложно. И вот нагруженные орешками, фруктами и бутылками узбекского сухого красного вина мы вернулись в гостиницу, оставили все там и, так как время уже подошло к обеду, пошли пробовать настоящий узбекский плов с бараниной и, слава богу, успели, плов еще оставался. Плов, салат из овощей и обязательный айран с зеленью… вкуснооо!!!!
Бродить после обеда на своих двоих не хотелось, чуток отдохнули.
А потом мы выкатили машину и поехали сделали кружок по городу, так сказать, была обзорная автоэкскурсия.
После этого мы посчитали, что Самарканда нам, а ему нас, хватит, вот и решили ехать дальше, в Ташкент.
Дорога отличная и все было здорово!!! Только вот в одном месте я чуть было не пострадал за свою неподготовленность. Дело вот в чем — в этой республике между крупными городами, на границах то ли районов, то ли областей, всегда есть посты полиции, где нужно обязательно остановиться и либо сходить записаться, либо просто предъявить документы. В эту поездку я проделывал это уже несколько раз, и все было нормально! И вот перед въездом в Ташкент меня остановили, проверили документы и попросили страховку. Вот тут я и сел на пятую точку!!! Въезжая в Казахстан, тут же оформляешь ОСАГО, в Киргизии не нужно этого делать, там страховка не работает! В Таджикистан въехали, так тоже прямо на переходе нам предложили и оформили ОСАГО, а вот при въезде в Узбекистан никто не сказал, а я даже и не подумал, а потом никто нигде эту страховку не спрашивал, вот я и расслабился. И вот когда полисмен спросил у меня ее, то я был очень и очень удивлен, даже попытался поспорить, но быстро понял, что неправ и стал бороться за то, чтоб машина не уехала на штрафплощадку и чтоб не платить нам большой штраф. Минут 10-15 я общался по очереди со всеми сотрудниками этого поста, они были непреклонны и последним доводом (даже смешно) , а он действительно подействовал, был мой паспорт с большим количеством печатей на автопереходах границ и страховки ОСАГО Казахстана и Таджикистана! Сотрудники пошли навстречу такому законопослушному водителю и дали мне шанс доехать до Ташкента и с утра бежать покупать страховку!!! Честь им и хвала!!! У нас-то штраф за это сейчас 500 рублей, а там очень и очень строго!!
В Ташкент приехали где-то после 20 вечера, гостиницу рядом с большой ул. Ш. Руставели, на ул. Конституции нашли легко. Выбрали ее в инете еще за обедом в Самарканде, и по Навителу приехали по адресу. Все устроило, было так, как на картинках и в описаниях на сайте. Расположились, затем в душ, переоделись, вызвали такси и в центр Ташкента, погулять по вечернему городу…
Солнце садится не рано, гуляли долго. Современный город, очень зеленый и красивый, нас только близко то ли к сенату, то ли к президентскому дворцу не пустили,
проходы мимо него по аллеям до определенного времени открыты, а потом стоят полицейские и просто не пускают, разворачивают. Да не больно-то и хотелось)). Пешком дошли до гостиницы и устроили себе поздний ужин в кафе прямо напротив отеля. Вкусно, сытно, мешало только большое количество кальянов, почти за каждым столом. Ну и спать. За день проехали 317 км.
День 10, 29 мая, 8 утра. Как всегда, рано просыпаемся и … в этот раз не на экскурсию, а по делам!! Пешком по Ш. Руставели, до первой страховой компании. Она в ларьке, возле остановки, работает с 9. Побродили чуток по магазинам, сравнили цены на продтовары с нашими и уже в 9 часов утра купили ОСАГО на 30 дней, на меньше не делают. Все, теперь руки развязаны, можно никого не бояться.
Дошли до ближайшей станции метро, проехали пару остановок туда и назад, чисто для познавательства и вернулись в отель. Теперь уже на машине поехали кружить по городу. Первым пунктом был самый большой рынок Ташкента, возможно, и самый старый, хотя сам город Ташкент не выглядит старым. В сравнении с Бухарой и Самаркандом, он молодой, современный, или он только нам таким представился и показался.
Рынок Чорсу. Ходили, ходили, временами он выглядел как просто китайский рынок в любом нашем городе, а как подошли к продовольственным рядам, то и повеяло настоящим востоком!! Длинные ряды продавцов хлеба, лепешек,
длинные ряды жженого сахара, какими-то кристалами, именно такого я на наших рынках и не видел!
А орехи, овощи, фрукты… да просто все-все, что можно кушать.
Очень интересное место. Много времени провели на рядах, где продают глиняную посуду, но тут ничего не купили, опять сыграл фактор чужого мнения. Случайно поговорили с одним продавцом керамики, и он нам просто рассказал историю возникновения и производства ташкентской посуды бело-синего цвета с хлопковым узором и по доброте душевной объяснил, как и по каким признакам понять, настоящий это ташкентский завод или подделка, и между делом сказал, что здесь настоящего нет. Вот если б не он, мы бы просто купили полный сервиз и все, а тут… Зерно сомнения занесено и все. Сразу захотелось только настоящей керамики)))
Походили еще по базару и поехали по адресу, где продают настоящую ташкентскую посуду. Поехали по кольцевой, пару раз неправильно выбирали базары, пару раз не там свернули, но наконец нашли рынок керамики и нашли павильон, где вроде истинная посуда ташкентского завода. А там света нет. Больше часа выбирали из массы посуды полный комплект без трещинок и сколов и с одинаковым узором, потом упаковывали каждую единицу отдельно и все вместе в один ящик!!! И какими я только словами не вспоминал того советчика!!! Не встретили бы его и купили бы комплект еще на рынке Чорсу.
Но и в этом можно найти хорошее! Мы столько увидели, столько рынков прошли! Теперь есть что и с чем сравнивать! Были рынки и современные и как у нас, и те, где мне казалось, что я в 70-е годы попал. Для людей, покупающих старые вещи, там раздолье, езжайте. Но вот и закончился наш шопинг по-ташкентски, часа 3-4, км 30-40 и… одна коробка посуды)). Покушали в обычной рыночной чайхане и в гостиницу.
На улице жарко, без душа тяжело, приводим себя в порядок, оставляем машину и опять пешком в город, но теперь по другому маршруту. Гуляли до вечера и описывать вроде нечего, просто гуляли и дышали ташкентским воздухом.
Ужин, сон. За день проехали 59 км.
День 11, 30 мая, 8 утра. Встали, вполне сносно позавтракали в отеле (забыл написать, что отель был с завтраком) и на выезд из города. В планах было еще заехать в маленький городок Чирчик, находящийся поблизости.
Это мои друзья, что давно-давно жили в этом городе и дали адрес, улицу и дом! Город нашел, заехал, а вот адрес найти не смог. Все улицы переименованы и носят другие названия, а людей, что помнят, как назывались улицы раньше, не нашел. Но ничего не поделаешь, тронулись в путь к границе Казахстана, благо по картам она совсем рядом.
Тут я опять понял, что готовиться к путешествиям нужно тщательнее!!! А я ведь как? По карте вижу переход и еду туда. Первый переход от Чирчика — Гишткуприк, еду туда, а там меня не пускают, еще в очереди большегрузы развернули, говорят, что легковому тут проезда нет. Не спорю и не пытаюсь проверить, просто тупо верю и еду на другой ближайший переход, кажется, Яварлик, там меня тоже не пустили, он двухсторонний и вроде как только для пешего перехода. Может, по прошествии времени и ошибаюсь, но кажется именно так! И наконец мне говорят, что я зря тут вдоль границы рыскаю, мол, мне нужно было сразу ехать на переход Яллама, а это чуть западнее Ташкента и в км 50. Поехал, нашел и прошел. Узбекскую границу более-менее, а вот наши друзья по таможенному союзу меня по полной проверили, машину отправили на рентген, вещи заставили все выгружать. Не ожидал я от них такого отношения, не ожидал… Больше в этот день ничего не произошло. Проехал Чимкент, теперь он Шымкент,
ждал встречи с городом Джамбул, вспоминая «Джентельменов удачи», как Василий Алибабаевич говорил, когда они играли в города - «Джамбул там тепло, там моя мама», нет теперь Василия Алибабаевича, умер в 2004 году и нет Джамбула, есть теперь город Тараз… Проехали и его и, не доезжая границы с республикой Киргизия км 50, заночевали в абсолютно новом отеле возле дороги. За день проехали 634 км.
День 12, 31 мая, 8 утра. Я всегда время пишу приблизительно, но именно в 8 мы либо вставали, либо уже выезжали, все крутилось около этой цифры. Кофе, яичница, одни в кафе отеля, как поняли, и ночевали одни, все супер! Рядом заправка и целый караван верблюдов… из глины, но как настоящие издалека.
Едем дальше, дорога супер, новый асфальт! Но только встречается что-то типа заплатки на асфальте, типа исправления неровности, то сразу знак — ремонтные работы и 50 км, ну и протяженность действия знака минимум км 5. Всем рекомендую засекать на спидометре начало действия знака и именно столько, сколько нужно, ехать с указанной скоростью, а то я сам лично видел, как водители, оспаривающие расстояние после знака, ехали с гаишниками и замерял реальное расстояние! И вроде плохой дороги 2 км, а знак на 5 км, и вот стоят они на 4,8 от знака и ведь по существу правы! Но нас не купишь!:) антирадар пищит, ну и перед каждым холмом, где с видимостью проблемы, реально сбрасываю скорость до рекомендуемой знаком и слежу пройденное расстояние. Привык и ни одного штрафа не заплатил, поторопишься, выиграешь 10 минут, так потом с ними бодаться нужно будет в 5 раз дольше.
Ну, вот и киргизская граница! Ее можно было объехать и не заезжать в Киргизию, а двигать сразу в Алма-Ату, но мне очень хотелось посетить город Бишкек, бывший Фрунзе. Границу прошли быстро, проблем не возникло. От границы до столицы меньше 100 км, приехали в город, в центр и как будто попали в 90-ые, в Советский Союз, объяснить не могу, но впечатление было именно такое.
Рекламы надоедливой везде, где можно, нет, супердорогих строений и всего другого, что есть у нас сегодня в столице и в других крупных городах России, тоже нет… Истинные 90-ые… И так получилось, что главной целью у нас тут оказалось приобретение магнитика на холодильник, еле-еле нашли интересный! Пробовали прокатиться до альплагеря в горы, но не получилось — то дорогу неправильно укажут, то перекрыта была дорога. Плюнул я на все, клубники купили свежей и опять на границу (в Киргизии решили не ночевать). Граница совсем рядом, от Бишкека км 10. На выезде из города нашли замечательное кафе, славно пообедали национальной кухней
и движемся дальше.
В этот раз киргизскую границу прошли тоже легко, а вот казахская опять сурово с нами обошлась! И вот вроде несколько часов назад ее проходил и объясняю, что заезжал в Бишкек больше для статистики и за магнитиком))), но нет, полное недоверие в глазах, а зачем, а почему? Опять полная выгрузка и шмон!! Стоит задуматься, что во мне так не нравится казахским работникам погран и таможенной службы)))
К Алма-Ате подъехали уже в сумерках, я почему-то был уверен, что очень легко найду гостиницу, где мы ночевали в начале путешествия, но не тут-то было. В навигаторе треки не сохранил, адрес не запомнили, визитки не взяли. Можно было что-то новое найти, но нам очень понравилось там, вот и хотелось именно в этот отель! Напрягали мозги, по карте в инете рисовали маршрут заезда в город со стороны Копчегая, пытались найти. Помню, что рядом с большой развязкой и съезд какой-то интересный вправо был. Искали, искали и нашли! И все по кругу, и хороший, очень чистый, недорогой номер и вкусный ужин. После трудностей дня были вознаграждены. За день проехали 554 км (по Алма-Ате накружил км 50).
День 13, 1 июня, 8 утра. Чаю утром попили, а вот завтрака не было. Можно было сразу уезжать, но мы решили просто по Алма-Ате прокатиться (местного магнитика у нас тоже не было в коллекции). В деловую часть города проехали, там высотки разной формы из стекла,
проспекты широкие!
Столица!!! Пусть и бывшая!
Покружили, пофотались и на выезд. Были в раздумьях, как ехать, или той дорогой, что приехали или через столицу Астану, решили через столицу. До Балхаша интересного мало, если только не считать встречающихся по дороге верблюдов.
Дорога тоже была всякая, и супер, и плохая, и очень плохая. Местами шло строительство нового автобана.
До озера Балхаш добрались, нашли место искупаться.
Тут же и покушали в кафешке, расположенной в здании, стилизованном под европейский замок.
Ели рыбу, что-то типа сома, было вкусно! Ночевали в этот день где-то не доезжая Караганды, я просто очень устал ехать по темну, и самое главное было огромное количество мошки и комаров!!! Стекло лобовое, фары облепляли моментально. Дворники с простой водой не справлялись. Приходилось через 10 км останавливаться и стеклоочистителем вручную протирать и лобовое стекло и фары, а эти сволочи в это время кусали меня и кусали, пили мою кровь! Если б я определял насекомых, встреченных мной по жизни, то эти комары получили минимум бы бронзовую медаль!!! Вот и увидев перед Карагандой первый мотель, плюнули на все и остановились, хотя он оказался не айс, но что сделать. За день проехали 1044 км.
День 14, 2 июня, 8 утра. Комары были и в номере, так что проснуться было легко, хотелось как можно быстрее сесть в машину и поехать дальше. Самая нехорошая ночевка была, но не жалеем, все нужно испытать. До столицы доехали быстро, ездили по новому городу, останавливались, гуляли, фотались.
Город оставил двоякое чувство.
Вроде все новое, красивое,
а как-то неживое, пустое, нет людского наполнения, как в других столичных городах.
Но это я пишу именно про новый город, про все, что было вновь отстроено, в последнее время. Когда стали проезжать старый город, то все встало на свои места — и народу полно, и машин, и пробки))).
Едем дальше. Следующая остановка в Павлодаре, именно в этот город мы и хотели попасть, выбирая маршрут из Алма-Аты в Красноярск. Здесь жила подруга тещи, и моя жена Юля желала с ней увидеться. Вот и, доехав, остались здесь ночевать и какое-то время следующего дня тоже провели здесь, посетили кладбище, съездили посмотрели дачу, чтоб теще все подробно обсказать.
За предыдущий день проехали 703 км.
День 15, 3 июня, 8 утра. Завтрак, погост, дача. Ну и в путь. Граница рядом, до Кулунды рукой подать, но это переход на Барнаул, а нам на Новосибирск, вот и едем в Карасук.
Перед самой границей местный полицейский попробовал до меня докопаться по поводу негорящей лампы ближнего освещения, как-то отбились, чувствовали поддержку такой близкой родины)))
На казахской границе без изменений. Опять заставили меня все выгрузить на поддон, а пустую машину отправили в очередной раз на рентген. Жена, как всегда, очень быстро проходит через пассажирский коридор, а у меня во въездной декларации пусто и всегда им всем на их подарочно-денежные намеки говорю, что денег нет, все у жены, а она уже прошла границу… Пока прокатывает, только время на прохождение много уходит, этого жалко!
Вот и Россия, родина, последний переход, последняя, шестнадцатая печать в мой паспорт. Думал проблем не будет, но не тут-то было. Сотрудники нашей таможни предложили все выгружать на поддон, я стал отговариваться, не видно, мол, что ли, что мы обычные туристы. Привязались к ящику ташкентской посуды, а там ведь все так прочно упаковано! Хотели позвать собаку, но тут кто-то подошел в высоком звании, полистал наши паспорта, заглянул в машину, задал нам пару вопросов и велел нас пропускать. У первых сотрудников я спросил, чем была такая жесткая проверка с их стороны? Ответили, что ночью задержали машину с 30 (!) кг героина и показали на машину на киргизских номерах, с опечатанными по кругу дверями! Я понял и не держу на них зла, работа есть работа. Пусть всех наркодилеров задерживают, а я потерплю досмотр. Просто теперь думаю, как казахи-то, с их таким жестким отношением к простым туристам, смогли пропустить машину с наркотой?
Дальше нам можно было миновать Новосибирск, не заезжать в него, пройти по объездной, но жена поставила передо мной четкую цель!! Хочу в ИКЕЮ и все!!!! В Красноярске-то этого магазина нет. Вот и заехали до магазина, даже что-то там покупали и оформляли доставку в Красноярск, потратили очень много времени… Уже стемнело, когда мы выбрались из города, вот за Новосибирском и остановились на ночевку в придорожном мотеле. За день проехали 689 км.
День 16, 4 июня, 8 утра. Душ, чай, блинчики и в путь…. Кемерово, Мариинск, Ачинск, описывать нечего, все проезжено уже не один раз. К 17:00 уже были дома! За день проехали 800 км. А всего проехали 10430 км.
Путешествие удалось! Азия впечатлила! На следующий год опять поедем, но чуть другим маршрутом.
Спасибо всем, кто дотерпел и прочитал мой рассказ до конца.