Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Алкогольно-познавательное путешествие в Грузию. 5 лет спустя

Алкогольно-познавательное путешествие в Грузию. 5 лет спустя

29.11.2017 | 17836 просмотров

Так получилось, что после того как я первый раз съездил в Грузию на мотоциклах, мне очень понравилась эта страна. Отпуск 2017 мы решили всей семьёй в очередной раз провести в Грузии. Для меня это была пятая поездка, для жены и детей — третья. Поскольку основные туристические места мы уже посетили, то в этот раз решили прокатиться по местам, в которых раньше не были. Поэтому в данном отчёте не будет топовых достопримечательностей. Встречающиеся наименования торговых марок, организаций и ссылки на сторонние сайты прошу не считать рекламой, поскольку они являются моими личными впечатлениями. Если это противоречит условиям сайта, их можно удалить.

Так как живём мы достаточно далеко от Грузии и тратить время на перегоны несколько утомительно (5000 км в одну сторону), то мы решили составить самолётно-автомобильный маршрут. Рассматривали несколько вариантов, в любом из них был авиабилет до Москвы, обязательная аренда автомобиля и поездки по Грузии на машине. Отличалась только точка прилёта:

  1. Авиабилет до Тбилиси из Москвы на тот момент стоил неприличных денег — около 11000 рублей за человека в одну сторону. Итого 88000.
  2. Билет до Владикавказа 3000, общий бюджет 24000. На разницу в стоимости билетов можно арендовать приличную машину, но во Владикавказе нет нормальных прокатных компаний.
  3. Я пытался обойтись билетом только до Москвы и арендовать машину в столице, но никто из прокатчиков не давал разрешения на выезд на автомобиле в Грузию (антигрузинская пропаганда даёт ощутимый результат). Плюс (точнее минус из дней отпуска) двое суток на дорогу.
  4. Город Минеральные Воды получился компромиссным вариантом: билеты по 3500; недалеко от границы; прокатчик Urentcar разрешает выезд в Грузию, у него, кстати, нашлась большая машинка Ford Galaxy 2.3AT. На том и порешили.

Изначально с нами хотел ехать ещё один человек, поэтому машину искали семиместную, чтобы было не тесно. Впоследствии у него изменились планы, но менять машину на меньшую мы не стали: у прокатчика не было машин с резвыми двигателями, а что-то крупнее Форда Фокуса стоило тех же денег. Кроме того, дополнительным стимулом аренды большой машины в России было желание привезти из Грузии вино, сыр и специи сверх норм бесплатного ввоза. На самолёте это сделать значительно сложнее, поскольку весь багаж просвечивается, а машины на границе досматривают не так дотошно. Впоследствии так и оказалось.

День первый. 28 августа

Состав участников: Я — Алексей, жена Лена, дети Рита 14 и Марина 7 лет.


В самолёте.

В аэропорту Минвод стойка прокатной компании находится прямо у выхода, искать не пришлось. Документы были отправлены заранее, договоры распечатаны. Оплата и получение машины заняли максимум минут 10-15. Я уже получил машину на стоянке, а Лена с детьми ещё не получила багаж.

Аэропорт в Минводах устроен по-идиотски: разные здания прилёта и вылета. Я вышел из зоны прилёта, получил машину и пытался вернуться за чемоданами, но меня назад не пустили «Бородачи» (не потому что у них бороды, а потому что местные «сесурити» тупые, как персонаж Галустяна из «Нашей раши»). Пришлось жене и детям тащить два чемодана.

Машина немного уставшая — пробег за сотню тысяч километров, салон грязноват, местами ободрана обивка, под третьим рядом сидений были обнаружены залежи картошки фри, запаска лежит прямо в багажнике на третьем ряду сидений, пока они сложены и с трудом помещается между третьим рядом и пятой дверью, когда разложены. Резина отечественная и тоже потрёпанная. Головное устройство, к сожалению, не имеет ни USB, ни SD, на которые мы очень рассчитывали и взяли с собой 16 Гигабайт музыки и сказок для детей. Зато машина только что прошла ТО, ничего не брякало, не стукало, климат-контроль отрабатывал на отлично, тормоза надёжные, двигатель бодрый, что особенно важно в горах и на серпантинах. За всё время поездки ничего не сломалось, не отвалилось, колёса не прокалывались. В общем, оценка машины на твёрдую четвёрку.

После того как получили машину, сразу поехали в сторону границы. Почти местные номера (123) и семейный минивэн с детьми не привлекли внимания местных ГИБДД-шников. Доехали быстро. На объездной Беслана были ремонтные работы, пришлось ехать через город. Как обычно, заправились под завязку во Владикавказе и около 16:00 были на границе. Мы намеренно ехали в понедельник, 28 августа. По нашему мнению, в это время мало кто поедет в Грузию из России. Основная толпа отдыхающих возвращается с детьми из отпусков, чтобы к первому сентября привезти детей в школу. В пятницу, 25-го и в субботу 26-го августа очереди на российской границе в сторону России доходили до 12 часов. Получилось так, как мы и рассчитывали: на российской границе потратили около часа, на грузинской, как ни странно, тоже. В РФ стандартный досмотр: открыть двери, окна, показать содержимое одной из сумок. На грузинской границе я встал в одну очередь, но она не двигалась в течение получаса: кто-то неправильно оформил документы и из-за него образовался затор. Я переехал в другую очередь, и произошло то же самое. За это время соседние очереди прошли по два-три раза.

На въезд в Россию люди стояли в очереди до 4 часов. Погранцы и таможенники, вероятно, после многочисленных жалоб на очереди, сделали финт ушами: поставили пост в виде двух УАЗов за поворотом дороги и основную массу людей сдерживали там, где их не видно в видеокамеры. Вот как это по-русски, я бы даже сказал, по-азиатски. Вместо того чтобы решать проблему (увеличивать пропускную способность КПП, выделять дополнительных людей, организовывать работу дополнительных сотрудников, снижать административные барьеры), государевы люди создают видимость благополучия: барин глянет на камеру — нет очереди, хорошо. А то, что за углом люди сутками ждут соизволения заехать на пост, уже никого не волнует. Заодно и денежку лишнюю можно заработать на особо спешащих и не испытывающих проблем с наличностью. Бесит…

В Казбеги солнце уже садилось, и мы не захотели подниматься до Гергетской церкви, решив оставить её на обратную дорогу. Увы, и на обратной дороге времени не хватило. В следующий раз — обязательно.

На основе прошлых поездок я знаю, что в Грузию лучше ехать или с наличными долларами и евро, или с картой. Мы взяли доллары и карты. В Казбеги поменяли первые 100 долларов на лари. Это был самый невыгодный курс: 233 лари, но выбора особого не было — вечер, банки закрыты, туристическое место. В дальнейшем меняли от 244 до 248. В итоге с учётом всех конвертаций, некоторых оплат по карте средневзвешенный курс лари получился 23,7-24 рубля за 1 лари. Рубли принимают по не очень выгодному курсу, 25-27 рублей за 1 лари.


Казбек и Гергети.

В этом году грузины закончили асфальтировать дорогу через Крестовый перевал и дорога, на которую мы раньше тратили до трёх часов, стала занимать около часа. Возможно, дорога потеряла часть экзотичности, зато стала намного безопаснее и комфортнее. Заночевали в маленьком отельчике при ресторане Кахабери, перед мостом через реку Хандоскхеви. За четырёхместный номер заплатили 60 лари. И за ужин 40 с чаевыми. Шашлык из баранины, хачапури на шампуре, баклажаны и овощной салат, хлеб, два чая, два пива и три бокала разливного вина. За всё — меньше тысячи рублей.

29 августа, день второй


Вид из окна гостиницы.

Это лето на побережье Черного моря как-то не задалось. Перед отъездом мы мониторили погоду в Батуми и Уреки и видели, что весь август шли дожди, грозы и было не очень жарко.

На море Гисметео и РП5 синхронно показывали +25, дождь, гроза на ближайшие три дня. Тбилиси мы оставили напоследок (должны были прилететь друзья) и поэтому решили отправиться в Кахетию, чтобы посмотреть, как производятся знаменитые грузинские вина. Навител повёл нас через Тианети и Ахмету. Не повторяйте наших ошибок. До Тианети ведёт дорога с абсолютно свежим асфальтом, а после Тианети было около 30 километров грунтовки, которая идёт через перевал. И это несмотря на то, что в настройках Навитела стояла галочка «избегать дорог с грунтовым покрытием». Сначала грунтовка была ровная, как грейдер, затем начался реально сложный участок. Рулём я накрутился до посинения — валуны, переломы профиля, узкие и острые повороты. На этот участок мы потратили больше двух часов. Хорошо, что ничего не задели днищем или кузовом. От Ахметы дорога тоже так себе, но зато асфальт. Лучше объезжать через Тбилиси.

В Телави мы целенаправленно ехали смотреть завод TWC (Telavi Wine Cellar). Они выпускают вино под торговой маркой Marani. Сайт Marani.co. Мой фаворит среди их вин — Напареули. Красное сухое 13,5% алкоголя, 14 международных наград (среди которых, правда нет золота). Отличное вино среднего ценового диапазона. Оно не такое терпкое, как их Мукузани и поэтому гораздо более «питкое». У меня было огромное желание посмотреть на завод вживую и попробовать остальные вина их производства, тем более, что ассортимент весьма широк. Но к сожалению, у нас ничего не получилось: завод не ориентирован на туристов — экскурсии и дегустации не проводятся, фирменного магазина нет ни в Телави при заводе, ни в Тбилиси. Вероятно, они больше ориентированы на производство и продажу, что у них неплохо получается. В 2013 году я покупал вина этого завода в трёхлитровых коробках и сильно надеялся, что смогу купить ещё. Увы, компания перестала разливать вина в тетрапаки и сейчас продаёт только бутылированные вина. Раньше они состояли в Ассоциации грузинских виноделов GWA.GE, но впоследствии вышли из неё. Вероятно,стали слишком крутыми.

Кстати, GWA.GE — сайт на котором размещена информация почти о всех производителях вина и коньяка в Грузии, а также список Грузинских вин, удостоенных наград на Первом международном конкурсе вина квеври (глиняный сосуд для изготовления и хранения вина, закапываемый в землю), который проходил в Грузии в августе 2017 года. Какая ирония: конкурс «международный», а вино в квеври производят только в Грузии, поэтому производители только грузинские. Список лауреатов опубликовали 13 сентября, в день нашего возвращения. Тем не менее, несколько вин из этого списка я пробовал и могу сказать, что это были очень достойные экземпляры.

В частности, вино Хихви от производителя Vaziani.ge, который тоже находится в Телави и куда мы приехали по рекомендации одного из прохожих.


Приёмные бункеры и давильня.

Ворота поднимаются, сюда заезжают самосвалы с виноградом, из которого впоследствии будет изготовлено вино.


Танки, в которых бродит вино, изготавливаемое по европейской технологии.

Производство достаточно современное — современные танки из нержавейки, автоматизированные процессы, контроль на каждой стадии изготовления вина.


Продукция, большую часть из которой мы попробовали.

Гид — Тамара — провела нас по территории завода, показала производство, в частности подвалы, в которых закопаны квеври, затем провела дегустацию. Сама экскурсия бесплатная.

Дегустация организована очень грамотно: на ней предлагают по-моему бесплатно или за какие-то символические деньги попробовать 4 вида простого вина, по одному виду сухого и полусладкого белого и красного. Остальные вина из производственной линейки также можно продегустировать за символическую цену: 2 лари за бокал вина стоимостью до 50 лари и 3 лари — за более дорогие вина. Из закусок: орешки, сыр, чурчхелла, хлеб. Наливают, конечно, немного, но вполне достаточно, чтобы вино почувствовать. Выбираешь и пробуешь только то, что хочешь. Я попробовал около десяти сортов и купил две бутылки: Хихви и Киси по 65 лари каждое. Хихви — вино, выдержанное два года в квеври, 14,5 % алкоголя, очень яркий фруктовый аромат и оранжевый цвет (из-за глины), при этом весьма танинное и если пить его вслепую, можно подумать, что это выдержанное красное вино. Из свежих наград — Золото в Японии и серебро в Грузии.

Ещё ремарка: компания Вазиани, а на этикетке Макашвили винный погреб. Местные производители стараются разделить массовые вина, которые льют в разные бутылки и с разными этикетками, иногда даже под разными торговыми марками и эксклюзивные, либо марочные вина, которые выпускают под фамильной маркой. Многие начинающие производители, ещё не наработавшие имени и репутации, готовы выпускать вино под любой этикеткой по заказу покупателя. Корпорация грузинское вино (CGW.GE) вообще, льёт одно и то же вино в разные бутылки под ДЕВЯТЬЮ! разными торговыми марками. У TWC, мне кажется, более грамотный подход: несколько товарных линий под одной общей маркой. Хотя и у них есть особый продукт под маркой SATRAPEZO.

Дальше был небольшой перегон до Кварели — родины Киндзмараули. Дорога обычная, асфальт нормальный, а после грунтовки — вообще автобан. В Кварели сразу пошли в Корпорацию Киндзмараули. ОЧЕНЬ туристическое место. В фирменном магазине при заводе не протолкнуться. Поэтому мы, к сожалению, не купили ничего из их продукции. Зато сходили на экскурсию.


В таких желобах из дерева раньше давили виноград.


В цехах стоят бочки 30-х годов. Бочки до сих пор рабочие.


В погребах.

Несмотря на то, что основной продукт корпорации — вино, здесь производят также и коньяки. Мы спустились в погреб, где выдерживаются коньяки, которые нельзя купить где-то, кроме самой корпорации.


Например, Мамапарури.

Обратите внимание на цену: меньше трёх тысяч рублей за бутылку 23-летнего коньяка 0,7 литра. Поскольку это был первый полноценный день в Грузии, я наивно решил купить его попозже, но увы, не смог. Пришлось собрать команду алкоголиков, с которой мы устроим четырёхдневный алко-трип по Кахети в конце ноября и Мамапапури не должен пройти мимо нас.

В толчее и неразберихе мы не поняли, надо ли платить за экскурсию и прошли её бесплатно. На дегустацию мы не стали оставаться, так как слишком всё было похоже на конвейер: огромный стол на 60 посадочных мест буквой П. Вокруг него бегают три официанта в мыле, которые пытаются суетливо налить три бокала по 10 грамм и выпроводить всех для приёма следующей группы. Надеюсь, что в наш следующий приезд или будет меньше народа или мы купим по бутылке разных вин и потихоньку распробуем в гостинице.

Следующий пункт нашего путешествия — тоннель Винерии Хареба. Навител вёл через пешеходный мост, но я не стал испытывать его на прочность, тем более, что по ширине мост вполне мог принять Форд Гэлакси. Мы немного поплутали и приехали на обустроенную площадку, общую для Хареба и винзавода Гранели. Оказалось, что на территорию Харебы можно заехать на машине, более того, доехать до ресторана Киндзмараули. Но мы решили походить пешком, благо территория располагала к прогулкам. С учётом того, что был уже конец августа и кругом были пожухлые и выжженые солнцем поля, территория винерии выглядела, как оазис. Ухоженные газоны, фонтанчики, живописно разбросанные квеври. Сюда можно приехать на денёк просто поваляться на траве с бутылочкой-другой из тоннеля.


На территории бьют фонтанчики.


Ухоженная территория.


Дегустационный стол в тоннеле.


В тоннеле хранятся бутылки.

Тоннель вырублен в скале в советские времена метростроевцами. Общая длина тоннелей около 7,7 километров, но открыто для посещения меньше полукилометра. Самого производства здесь тоже нет, это просто хороший туристический аттракцион.


Для детей заказали изготовление чурчхеллы.

Увы, орехи уже нанизаны и всё изготовление занимает максимум минуту — нитку с орехами намазывают биомассой — всё! Дегустацию заказывать не стали. Дегустация происходит стоя, а пробовать вино не сидя в кресле не по фен-шую. Ещё причина, по которой не стали брать дегустацию — пакетные предложения. То есть пробуешь три, пять, семь вин без возможности выбора.

Завод Гранели уже закрывался, по заводу погулять мы уже не успевали. Конечно, будучи за рулём и в сопровождении детей, ездить по дегустациям нелепо. Нужно брать экскурсию с наёмным водителем и плавно воздавать дань Бахусу.

А мы продолжаем наш путь в сторону Сигнахи — города любви. Вечером заселились в гостиницу в центре города. Хотя, говоря «центр», мы должны понимать, что от центра до окраины пять минут неспешным шагом. В Сигнахи вечером весьма активная жизнь. Люди гуляют, дети катаются на качелях на центральной площади, в ресторанах и барах сидят люди.


Маленький барашек.

Мы тоже погуляли по городу, а когда дети играли со струями фонтана, к нам подошёл владелец соседнего ресторана и угостил двумя бокалами вина из своей винодельни и двумя шариками мороженного для детей. Пришлось купить ещё пару пива. Сергей — владелец, рассказал, что он организовал небольшое производство вина, пригласил технолога из Франции, который привёз с собой лабораторное оборудование. Они сделали вино по всем канонам, измеряли кислотность и сахаристость винограда, следили за состоянием почвы, внесли правильные удобрения и т.д. Вино получилось роскошное. Сергей, если Вы вдруг читаете этот опус, знайте, мы к Вам приедем на обед 20 ноября.

30 августа, день третий

Проснувшись, мы вспомнили, что в Сигнахи есть большой археологический музей, в нём же на втором этаже расположена галерея работ Нико Пиросмани.


Работа Пиросмани.

Музей стоит посетить, но каких-то откровений в плане археологии или истории Вы там не откроете. Нормальный хороший музей, по которому приятно походить около часа. Так мы и сделали. Выставка работ Пиросмани на меня произвела особо бодрящее впечатление: я давно так не смеялся. Пиросмани, на мой взгляд, грузин на 100%. Ярчайший представитель примитивизма. Это лицо? Лицо. Это коза? Коза. Главное, что ты понял, что это лицо и коза, а остальное — не важно. И так у грузин всё, кроме вина и еды. Вино и еду они делают тщательно и с особой любовью, а остальное… В доме есть крыша и стены? На полу стоит кровать. Отлично, можно жить. Ремонт? Отделка? Кривой забор? Это неважно и не влияет на качество вина и на удовольствие от жизни. Мёрзнет голова? Можно отрезать кусок белого барана и надеть на голову, как на фото выше. Может быть, поэтому в Грузии нет и не может быть серьёзной промышленности. Дисциплина, строгость, точность и технологии чужды этой прекрасной стране. В последнее время даже в производстве вина в Грузию приходят пришельцы — французы, русские. Они приносят с собой технологию, стандарты, знания и производят великолепную продукцию, которая зачастую превосходит вино, сделанное по вековым рецептам.

Что-то я отвлёкся. Следующий пункт нашего путешествия — монастырь Святой Нино Бодбэ. Поскольку в POI в Навителе этого монастыря нет, мы поехали по указателям и свернули с дороги по стрелке St. Nino Monastery Tskali. Дорога сразу перестала быть асфальтовой, и мы поняли, что что-то не так, но через пару километров подъехали к купели, в которой крестились десятки людей. Рядом стояли машины, в основном такси, а на горе находился храм. И до храма нужно подниматься пешком (по разным данным от 500 до 700 ступеней). И мы пошли:


Последствия употребления тклапи из киви.


Ступени.


Ближе к монастырю силы меня начинают покидать — сложно поднимать 135 кг на высоту 40-этажного дома.

В сами храмы мы заглянули мельком — стандартное убранство, обычные иконы. Нам как атеистам было не особо интересно. Зато снаружи всё на уровне: смотровые площадки, ухоженная зелёная территория, активно ведётся отделка главного храма. На территории растёт виноград, хурма, инжир, куча другой растительности. Монастырское кладбище засажено розами. Я недоумевал, как можно построить такое сооружение и вести активную хозяйственную деятельность с такой неудобной транспортной схемой. И уже начал пропитываться искренним уважением к людям, которые добираются до монастыря, ежедневно преодолевая сотни ступеней.


Монастырское подсобное хозяйство.


По монастырю гуляют сотни туристов.


Может, мне податься в буддизм?

Само посещение монастыря бесплатное, но мне как-то хотелось отблагодарить местных монахов за доставленное удовольствие, а оставлять деньги в церкви просто так мне не позволяют убеждения. Поэтому я купил в магазине внутри монастыря бутылку вина 2008 года Саперави-Каберне за смешные деньги — 9 лари. От вина стоимостью меньше 220 рублей я не ожидал чего-то особенного, тем более, я считал, что сюда ещё включен налог на религию. Бутылка провалялась в багажнике до самой России, и только когда мы открыли её в Новом Уренгое, я сильно пожалел, что не взял с собой ящик. Великолепное вино: мы устраивали слепую дегустацию в сравнении с чилийским и австралийским ширазом, французским Бордо и Медок, Саперави от Шато Тамань Резерв и единогласно признали монастырское лучшим вином вечера.

Наверх мы поднимались несколько запыхавшись, а когда пришло время спуститься вниз, то спуск стал реальной проблемой — колени наотрез отказались сгибаться. То есть вверх — без проблем, а вниз работает другая группа мышц, и после 20-30 ступеней наступала достаточно сильная боль. Пришлось подниматься и спрашивать, как нам добраться до купели. Оказалось, что автомобильная дорога, с которой мы свернули, через два поворота подходила прямо к площади перед монастырём, а Tskali — в переводе с грузинского «вода» и указатель показывал дорогу именно к «Воде монастыря святой Нино». О чем, с радостью от полученных пяти лари, нам рассказал таксист, отвезший нас за эти деньги к машине. Как же я был разочарован: я уже представлял суровых монахов, таскающих провизию и камни по лестнице из 600 ступеней, а всё оказалось гораздо прозаичнее.

На машине мы поднялись к дороге и сразу заехали на ранчо, где покатались на лошадях.


Я не стал издеваться над зверушками, а дети покатались.

Следующим пунктом у нас должен был быть Давид-Гареджийский монастырь, но коллективный разум воспротивился. Во-первых, мы получили свою долю физических упражнений на сегодня, а Давид-Гареджи требует двух-трёх часов ходьбы, в том числе в гору. Во-вторых, туда идёт весьма посредственная грунтовка, в Гэлакси — не самый удобный для этого аппарат. Поэтому мы решили сделать мощный перегон из одной винной области (Кахети) в другую: Рача-Лечхуми, где производится знаменитейшая Хванчкара.

От Сигнахи до Тбилиси — стандартная двухполоска со среднего качества асфальтом. Вокруг Тбилиси и до Гори — роскошный автобан, затем до Кутаиси снова двухполоска, которая то петляет в горах, то плетётся через многочисленные деревни. В Амбролаури въезжали поздно, около 9 вечера.

День четвёртый, 31 августа

Амбролаури — не самый туристический городок, особых достопримечательностей нет, кроме огромной бутылки Хванчкары. Сюда следует приехать для винного туризма или в качестве промежуточной остановки во время посещения Сванетии.

Мы приехали для винного туризма и этой фотографии:


Наша машинка в самом знаменитом селе Грузии.

Для начала мы посетили винодельню какого-то частника. Стандартный деревенский дом, где во дворе стоит навес из лозы, под которым закопаны 3 или 4 квеври и всё…. Хозяин даёт попробовать вино, экскурсия и дегустация бесплатная, детям насыпал горсть орехов. Мы в качестве благодарности купили у него литр сухого вина по нескромной цене (20 лари за литр). Вино сильно ниже среднего: чувствовался уксус и был явный привкус диких дрожжей. Я в очередной раз убедился, что домашнее вино — барахло. За очень редким исключением невозможно получить качественный продукт без соблюдения технологии, выдерживания временных и температурных интервалов.

Вообще, почему вино Хванчкара считается одним из наиболее дорогих и редких вин? На мой взгляд, это сочетание маркетинга и удачи. Удача в том, что это вино нравилось Сталину, поэтому приобрело такую известность, а маркетинг в том, что ограниченное производство на маленькой территории в сочетании с ореолом исключительности двигает ценник вверх.

При некотором упрощении стандартные полусладкие вина получают двумя основными путями:

1. Дешёвый. В сухой виноматериал добавляют пастеризованное виноградное сусло. Это путь, по которому идут вина под названием «Посох/душа/ряса монаха», «Дагестанское изысканное», «Петербургское газированное» и прочие, сотнями тонн продающиеся по цене 120-180 рублей за бутылку.

2. Правильный. В процессе брожения вино охлаждают до 0,5-2 градусов Цельсия в тот момент, когда сахаристость снизится до уровня 30-50 грамм/литр. После этого дрожжи не могут продолжать свою жизнедеятельность и падают на дно в виде осадка. Вино ещё некоторое время выдерживается при низкой температуре, затем фильтруется и/или пастеризуется и разливается по бутылкам. Кстати, «срединное» вино, то есть вино между «шапкой» и осадком на дне по-грузински называется «Зедаше». Подобная технология требует постоянного контроля, лабораторного анализа и холодильного оборудования (танков с охлаждением). Полусладкие вина не предназначены для выдержки и/или хранения, потому что хранить их при постоянной температуре +1 градус невозможно, а при комнатной температуре, даже одна оставшаяся в живых особь дрожжей быстро прикончит остатки сахара и продолжит перерабатывать спирт уже в уксус.

Во времена, когда Хванчкара создавалась, технологий охлаждения и поддержания температуры не было. Но как получалось полусладкое вино? Климат Рачи не очень жаркий, в отличие от Кахетии. Сами виноградники расположены в ущелье между скалами и достаточно близко к Большому Кавказскому Хребту. Из-за близости моря часты туманы. Стандартные сорта винограда не дают нужного результата, в Раче растут свои сорта — Александроули, Муджуретули, Усахелаури, Тетра, Цоликоури. Виноград созревает очень медленно и поздно, поэтому брожение происходит уже в октябре-ноябре при низкой температуре. В октябре зачастую случаются заморозки, земля вместе с квеври остывает, и процесс брожения останавливается естественным путём. Именно поэтому рачинские вина называются природно-полусладкими или натурально-полусладкими. Поскольку от дрожжей в домашних условиях не избавиться, местные домашние полусладкие вина вообще не подлежат хранению.


Навес над погребом с квеври.


Единственная достопримечательность Амбролаури — гигантская бутылка.

На противоположном от Хванчкары берегу Риони есть село Бугеули, в котором расположен один из заводов, выпускающих настоящую Хванчкару. Найти его непросто. Если бы мы целенаправленно не хотели посетить этот завод, ни за что бы не нашли. Завод явно не ориентирован на туристов. Вывески нет, ворот нет, на территории стояла фура с украинскими номерами и категорически угрюмым водителем. Тем не менее, мы нашли продавца, он же выступил в качестве гида и провёл экскурсию с дегустацией. Оборудование старенькое, родом из 30-х годов и больше всего походило на аналогичное в Корпорации Киндзмараули. Вино, надо отдать должное, очень даже неплохое, хотя Хванчкара мне не особо понравилась. Я не люблю полусладкие вина, поэтому вино купил для сувениров. В Бугеули, по аналогии с Вазиани, рядовые вина продаются под маркой «Бугеули», а более дорогие — под маркой «Александроули», с одной стороны это название сорта винограда, с другой — отсылка к имени владельца данного завода.

После завода мы вернулись в Амбролаури, где в ста метрах от гигантской бутылки находится завод «Роял Хванчкара». Этот завод посерьёзнее и именно он является родоначальником вина, которое имеет право называться Хванчкарой. Завод основательно обновлён — приличное здание, организованные экскурсии и дегустации (по 5 лари за 1 сорт). К сожалению, на дегустации нельзя было попробовать Усахелаури (95 лари за бутылку). Оборудование на заводе современное — нержавеющие танки с компьютерным управлением. Старые бочки используют в качестве экспоната. Уровень вина гораздо выше, чем на заводе Бугеули. Мы взяли бутылочку в качестве сувенира за 70 лари. Это же вино в магазинах Тбилиси от 90 лари, в Дьюти Фри — 100.


Трофеи.

Поскольку винная часть нашего отпуска закончилась, выкладываю фото вин, что мы купили и взяли с собой. Нумерация слева направо.

  1. Саперави + Каберне-Совиньон 2008 года из монастыря Нино Бодбэ.
  2. Хихви от Вазиани.
  3. Киси от Вазиани.
  4. Хванчкара Бугеули.
  5. Хванчкара от завода Роял Хванчкара.
  6. Усахелаури от Бугеули (Александроули).
  7. Александроули от Бугеули (Александроули).
  8. Тетра белое полусладкое от Бугеули (Александроули).


Цены в местном кафе.

Время от времени мы фотографировали меню в кафе и ресторанах для понимания уровня цен, которые значительно ниже, чем в обычных городах России, не говоря уже о Сочи и прочих туристических местах.


Вид на озеро с перевала.

После Амбролаури едем в Кутаиси и по пути фотографируемся на смотровой площадке. Прямо над нами облака, а внизу — озеро. До него более 20 километров. Фотография не передаёт масштаба.


По дороге остановились около водохранилища.


Местные жители ловили карпов.

Отец с сыном на берегу водохранилища ловили рыбу и предлагали нам сварить уху или пожарить на углях, но на это ушло бы несколько часов, мы, поблагодарив, отказались и поехали дальше.


Гелатский монастырь.


В главном храме Гелатского монастыря.

Поскольку дорога к главной туристической достопримечательности Имеретии (Пещере Прометея) шла мимо Гелатского монастыря (№2 по версии Трипадвизора), мы заехали посмотреть и его. Отметились, пофотографировали, посмотрели на раскопки, но не впечатлились и поехали дальше.


Пара фотографий из Пещеры Прометея.

В пещере Прометея (Кумистави) мы уже были раньше, но в прошлый раз младшую дочь не пустили из-за возраста (в пещеру пускают с 5 лет). С 1985 года пещеру пытались несколько раз обустроить как туристический объект, но только при Саакашвили были приглашены французские, немецкие и австрийские специалисты, которые сделали эту пещеру достопримечательностью № 1 в Имеретии. В пещере светодиодная подсветка, ненавязчивая музыка, оборудованные тропинки с перилами. Всё сделано на высшем уровне. Несколько залов носят имена композиторов, и в этом зале играет его музыка. Из пещеры можно выплыть по реке на лодке с электроприводом, а наверх отвозит автобус, стилизованный под паровозик. 5 баллов.

Мы заночевали в самом центре Кутаиси, через Букинг сняли двухкомнатный номер с пятью кроватями, террасой и кухней за 72 лари. Нам так понравилось, что мы остались там ещё на одну ночь.

День пятый, 01 сентября

Сегодня второй день в Кутаиси, и мы решили прокатиться по природным достопримечательностям Имеретии. Начали с природного заповедника Сатаплия. Заповедник состоит из павильона со следами динозавров, пещеры, которая открыта раньше, чем Кумистави, смотровой площадки и колхидского реликтового леса. Изюминкой данного заповедника являются хорошо сохранившиеся следы динозавров. Сами следы укрыты от солнца и атмосферных осадков специально построенным павильоном.


Следы.

От павильона до пещеры дорога идёт через лес, в котором расставлены фигурки динозавров. Увы, возможность потрогать эти фигурки плохо сказывается на их сохранности.


Фигурки динозавров в лесу.


Сталагмит.

Из пещеры наверх ведёт тропинка, которая выводит сначала к павильону, в котором стоит макет скелета динозавра. Именно макет скелета, потому что самих костей здесь не находили.


Макет скелета динозавра.

Дальше дорога выводит на вершину горы Сатаплия, где обустроена смотровая площадка со стеклянным полом. Мимо пролетел орёл, но на фотографии отличить орла от воробья проблематично, поэтому выкладывать фото не стал.


Смотровая площадка. Кутаиси как на ладони.

В древнем колхидском лесу растут тис, самшит, клекачка, лавровишня, бук и остролист. Наверно, это круто. Мы не поняли и просто погуляли по тропинкам в заросшем лесу.


Стела на въезде в парк.

От Сатаплия до Каньона Окаце порядка 60 километров, на которые у нас уходит около полутора часов — Навител постоянно в Цхалтубо заводил нас в тупики.

Каньон Окаце — мощный туристический аттракцион, который мне не очень понравился. До каньона нужно или идти пешком около 2-2,5 километров по каменистой дороге, или нанимать местных водителей на джипах, которые за 50 лари довезут Вас до каньона. Каньон зарос лесом, особых видов я не разглядел. Сам туристический участок состоит из металлической тропинки длиной 700 метров, проложенной на тросах над каньоном.


Макет тропинки со смотровой площадкой.


Смотровая площадка.

Поездка по горам и буеракам на джипе до этого каньона для меня была более захватывающей, чем сам каньон. Местные водители предлагают пакет из трёх достопримечательностей — Окаце, Кинчха и лесное озеро за 150 лари. Мы сторговались на 120. Суммарно всё заняло около трёх часов. В принципе, терпимо, но с учётом того что до Кинчха можно доехать на легковой машине, попахивает разводом.

Водопад Кинчха у села Кинчхаперди — это действительно мощное зрелище, причём абсолютно бесплатное. До водопада ведёт асфальтовая дорога. Вода падает с высоты около 100 метров. Рядом с основной струёй есть несколько маленьких, которые просто не долетают до земли, а испаряются в воздухе.


Водопад Кинчха.

Кинчха это не один водопад, а целый каскад водопадов, на краю одного из них можно посидеть, выглядит несколько страшновато, особенно если учесть, что высота уступа около 20 метров. Здесь же есть старые купальни из белых камней, до них нужно идти пешком вверх по течению, но водитель джипа об этом умолчал. Его время — деньги. От водопада идёт грунтовая дорога в лес, где есть настоящая жемчужина — водопад над лесным озером. Под струи водопада можно зайти для фотосессии. Вода достаточно тёплая и местные жители там купаются и ныряют с вершины водопада в чашу.


Лесное озеро.


За струями воды.


Чистейшая и тёплая вода.

Если вдруг соберётесь туда поехать, то на мой взгляд, надо брать джип в Кутаиси на весь день и смотреть всё, при условии, что до каньона и лесного озера джип поедет сам. Либо ехать мимо Окаце в Кинчхаперди, там облазить все уголки, а до лесного озера нанять местного водителя на джипе за 50 лари от Кинчха. Каньоном можно пренебречь, если времени не очень много.

Мы вернулись в Кутаиси пораньше и гуляли по парку, в котором дети катались на такой шайтан-машине:


В парке.

День шестой, 02 сентября

Сегодня погодные агрегаторы наконец-то стали прогнозировать хорошую погоду на море, и мы выдвинулись в сторону побережья.

По пути заехали в каньон Мартвили — ещё один туристический аттракцион. На мой взгляд, всё организовано неплохо. Есть парковка, по дорожке до каньона продают сувениры, тклапи, мёд. Рядом со входом стоят пара кафе. За отдельные деньги можно прокатиться по каньону на резиновых лодках, что мы и не преминули сделать.


Сээээлфии!

Территория оборудована, огорожена, сделаны дорожки с перилами. Мы провели в каньоне больше часа. Под лодками плавала ручьевая форель.


На лодках можно доплыть до водопада.

Раньше люди приплывали сюда купаться в чистой и тёплой воде, но каньон захламили мусором, пакетами, отходами человеческой жизнедеятельности, поэтому купание запретили.


Каньон.


Плавает форель.


Доплавалась.

После перегона в 150 километров приехали в Уреки, где и остановились на ближайшие 8 дней.

Мы сняли четырёхместный номер с одной двухспальной кроватью и двухярусной для детей по цене 60 лари за сутки. Первая линия, кондиционер, душ, кафе при гостинице. Это становится тенденцией. В 2013 году мы платили 5 лари за человека, в 2015 — 10 лари, в 2017 — 15 лари. Правда, в 2013 году мы жили в Кобулети в мае, а в 2015-м в Уреки в июне. В августе и июле ценник 40-50 лари за человека. В соседнем санатории Колхида стоимость доходит до 200 долларов на двоих в сутки. На мой взгляд, сентябрь — идеальное время для отпуска на черноморском побережье. Ещё тепло, уже дёшево и свободно. По отзывам туристов, в августе и второй половине июля на пляже в Уреки было не протолкнуться.


Хачапури по-аджарски в кафе при гостинице.

День седьмой. 03 сентября


Панорама с пляжа.

Мы очень удачно приехали в этом году и застали хорошую погоду: воздух 27-29, вода 26. Пять дней почти без ветра. Достаточно чистый пляж и прозрачная вода с видимостью около 5 метров. Там, где мы были, пляж очень удобный — от берега идёт достаточно плавный спуск, затем глубина около 1,4 метра на 30 метров от берега, а затем отмель глубиной 0,7 метра и шириной 10 метров в сорока метрах от берега. Отмель защищает берег от волн, которые теряют свою силу на отмели и даже при волнении у берега достаточно спокойно.

Песок на пляже в Уреки чёрного цвета и обладает магнитными свойствами. Второе название этого места — Магнетити. Вдоль береговой линии растут огромные сосны. Сюда приезжают с детьми, есть много детских площадок, около половины номеров в местных гостиницах — четырёхместные. Недалеко от Уреки построен концертный комплекс Black Sea Arena. Сюда частенько приезжают звёзды мирового уровня. Здесь в этом году выступали Элтон Джон, Кристина Агилера, Скорпионс, Ванэсса Мэй. Увы, во время нашего приезда концертов не было. Достаточно близко находятся парк Цицинателла и Батуми. И поскольку валяться на пляже относительно скучно, в первый же день мы рванули в Батуми. Тем более, было воскресенье, наверняка можно найти какое-нибудь развлечение.


Батумский порт в лучах заходящего солнца.

В этом году в Батуми модно катание на гидропланах — мотодельтапланах на поплавках — вдоль побережья. Выглядит круто. Гидроплан берёт разгон по воде, затем взлетает по весьма крутой траектории, делает круг над Батуми и приземляется. Я насчитал больше десятка гидропланов. Удовольствие стоит 100 лари. Почему-то не сфотографировал, но в памяти отложилось.


Колесо обозрения.


Встретили Шрека. А, нет, это я…


Без вспышки.


Со вспышкой.

В общем, сначала погуляли по Батумскому бульвару, вечером проголодались и переместились в центр на площадь Европы. Там шел концерт — сборная солянка, выступали местные коллективы, которые пели по-грузински и была какая-то англоязычная группа с рок-программой. Мы сели на веранде кафе Президент-отеля 5* и несколько опасались, что цены будут тоже пятизвёздочными.


Это цены в пятизвёздочной гостинице!


Лучшая пицца за время поездки.

Пиццу принесли очень большую и вкусную, на тонком тесте. Мы были в восторге.


На зданиях, окружающих площадь, светодиодная динамическая подсветка.

Концерт под светомузыку с веранды пятизвёздочного отеля, что может быть лучше для воскресного вечера?

В Батуми, Кутаиси и Тбилиси в последнее время стало достаточно трудно припарковаться, особенно в людных и туристических местах. Вдоль дорог дежурят ряженые клоуны (типа нашего казачества) в желто-зелёных жилетах. Как правило, у них белая или полосатая палка, которой они машут, типа помогая парковаться, затем клянчат деньги «за помощь», «это моё место» и т.п. Хотя официально парковка бесплатная. Суммы, по сравнению с Москвой, копеечные, но всё равно бесит! При Саакашвили этих клоунов не было.

День восьмой, 04 сентября


Вид из окна гостиницы.

День девятый, 05 сентября

С утра, как обычно, пляж. Вечером поехали погулять по Кобулети. Конечно, бульвар в Кобулети значительно меньше и скромнее Батумского, но тоже неплох: есть горки и аттракционы для детей, несколько ресторанов, вековые сосны, вечером включается музыкальный фонтан со светодиодной подсветкой. Дети резвились, бегая между струями фонтана.


Фонтан в Кобулети.

День десятый, 06 сентября

После традиционного валяния на пляже мы решили ещё раз съездить в Батуми, посетить пару музеев и что-нибудь съесть.


Археологический музей.

Сначала посетили археологический музей — обычный, стандартный, ничем не запоминающийся. Вероятно, для людей, интересующихся археологией, он весьма неплох.

Затем мы поехали в частный музей Борджало. Я уже писал про Пиросмани. Так вот, художник, собственник и создатель этого музея должен был бы учить многоуважаемого Нико Пиросмани примитивизму. Я категорически рекомендую этот музей к посещению. Час-полтора пролетят незаметно. Музей передаёт быт и условия жизни грузин до появления электричества, то есть фактически это музей Грузии 19-го века. Но сделано всё с такой долей условности, что я искренне поржал над некоторыми экспонатами.


Зверушки, обдолбанные коноплёй или грибами. Зачем барану человеческая вставная челюсть?


Самогонщики. Georgian edition.


Что это???

По-моему, эта зверушка родом из ночных кошмаров. Задние ноги лошади, чешуя вместо шкуры, длиннющий хвост, у неё рога, волчьи зубы и глаза с одной стороны, как у камбалы (не зря же чешуя на ней). И судя по ромбу между задними ногами — это самец. И он пытается настичь убегающего от него одноногого гуся.


Макет грузинского дома в горах.

После музея мы заехали в Дом хинкали.


Ещё одно меню для понимания уровня цен.


Вечером посмотрели на танцующие музыкальные фонтаны.

День одиннадцатый, 07 сентября

Ночью поднялся достаточно сильный ветер, пошёл дождь, на пляже делать стало нечего: большие и опасные волны, грязная вода и относительно холодно. Значит, настало время для посещения крепости Рабат в Ахалцихе. Поехали через Хуло: по информации от местных водителей, дорогу через перевал активно асфальтируют, строят горнолыжный курорт, поэтому мы долетим, как на крыльях. Одной из причин этого маршрута было желание позавтракать в Хуло в маленькой кафешке, чтобы вспомнить, как называется блюдо из слоёного теста, напоминающее вертикальную лазанью или ачму, и от которого мы были в восторге 5 лет назад. Не срослось. Ни то, ни другое. Дети захотели есть раньше и пришлось завтракать в Батуми. А дорогу ещё не достроили. В итоге из 217 километров дороги было 70 км грунтовки, на дорогу ушло 6 часов, из которых 3 часа мы ползли по грунтовому перевалу.

Когда мы были в 2015 году, море в Батуми было очень грязным. Река, впадающая в море в районе Батуми, была агрессивно оранжевого цвета и несла с собой огромное количество глины. Как меня тогда дезинформировали местные жители, это из-за того, что строят дорогу через перевал, экскаваторы копают глину, которую выносит река. В этом году море в Батуми значительно чище, не такое, как в Квариати или Уреки, но разница в лучшую сторону заметна. Оказалось, что строили не дорогу, а каскад водохранилищ, в которых вода, стекающая с гор и по-прежнему очень грязная, отстаивается. Взвесь и глина оседают на дне, осветлённая вода течёт дальше, к Батуми. Очень грамотное решение.


Какие виды…

По дороге мы купили горного мёда. Цена 20 лари за кг.


Река с водопадом перетекает прямо через проезжую часть.

Если у Вас есть время и хотя бы немного повышенный автомобиль, можно смело ехать, насмотритесь экзотики, побываете в реально глухих местах. Мои знакомые проехали там на Хёнде Солярисе без каких-либо проблем (кроме потерянного времени).

В Ахалцихе мы приехали к 17 часам, времени для осмотра крепости достаточно. Сама крепость Рабат представляет собой почти 90-процентный новодел. Эта крепость построена на старом турецком фундаменте в 2012 году. В день открытия крепости нам на мотоциклах не хватило трёх часов, чтобы попасть на официальное открытие, на которое приезжал действующий тогда президент Саакашвили. Мы тогда не представляли, что она из себя представляет, иначе бы поторопились…. После строительства крепости, туристический потенциал города значительно вырос, туристы целенаправленно едут в Ахалцихе, чтобы посмотреть Рабат. И если раньше посещение Вардзии было несколько неудобным из-за длительного перегона и отсутствия рядом других туристических объектов, то сейчас Рабат и Вардзия составляют хороший тандем.

В крепости расположены гостиница, рестораны, уличный амфитеатр, пара музеев, мечеть и прочие постройки. С наполнением крепости артефактами и предметами администрации ещё предстоит поработать, но определённый интерес крепость уже представляет.


Крепостные стены.


Вид с крепостной стены, вдали — цитадель.


Внутренний двор.


Последние лучи солнца, вид на город с цитадели.

В Уреки мы возвращались через Зестафони и Кутаиси — на 60 километров дальше, зато на два часа быстрее. Засыпали под шум волн, который долетал за 100 метров от моря.

День двенадцатый, 08 сентября


Шторм прошёл, дождь тоже, море потихоньку успокаивалось.

С утра мы пошли попрыгать по волнам. Я уже писал про удобный рельеф дна на пляже напротив гостиницы. На фото видно, что волны начинают закручиваться в 40 метрах от берега, затем успокаиваются и на самом берегу совсем небольшие.

К вечеру мы решили посетить парк Цицинателла в десяти километрах от Уреки. Большой хороший парк аттракционов, он начинает работать с 18 или даже с 19 часов, когда спадёт жара. На большинство аттракционов стояли очереди, что же здесь бывает в августе?


Американские горки.

День тринадцатый, 09 сентября

Море почти успокоилось, с утра мы искупались в последний раз и выдвинулись в сторону Тбилиси, где на завтра назначена встреча со знакомыми, которые по нашей рекомендации тоже прилетели провести отпуск в Грузии. Но поскольку мы ещё ни разу не были в Сванетии, решили заехать в Местиа, посмотреть хотя бы мельком. Сейчас я могу подтвердить слова грузин: вы не видели Грузию, если не были в Сванетии.

В дороге до Зугдиди нет ничего особенного. От Зугдиди начинается серпантин. Если поедете по этой дороге, не пропустите смотровую площадку на плотине Ингурского водохранилища.


Водохранилище заполнено ярко бирюзовой водой.

Зрелище захватывающее. Высота плотины 271 метр. 6-я по высоте плотина в мире. Крупнейшая гидроэлектростанция на Кавказе. ГЭС эксплуатируется совместно с Абхазией. Водохранилище находится на территории Грузии, генерирующие мощности — на территории Абхазии. По данным Википедии 60% электроэнергии получает Грузия, 40 — Абхазия. Здесь же расположен один из немногочисленных (если не единственный) КПП на грузино-абхазской границе.


«Мусор» на переднем плане — это вырванные с корнями деревья, которые приносит Ингури.

Дорога от Ингурского водохранилища всё время идёт вверх. Асфальт неплохой, но время от времени дорога прижимается вплотную к скалам, за поворотом может лежать стадо коров или осыпь камней. Средняя скорость 40-50 километров в час. Оказалось, что с гор стекает совсем не бирюзовая вода. Ингури в своём верхнем течении имеет цвет жидкого бетона, но после того, как каменная взвесь осаживается из-за снижения скорости течения, вода светлеет, остаётся только бирюза. К Местии подъехали около 17 часов, солнце было уже достаточно низко. Тем более неожиданным было появление ярко-белых снежных вершин среди зеленых гор. Мы остановились на фотосессию.


На фоне заснеженных вершин.

Этнографический музей был закрыт. На канатную дорогу мы тоже не успели. Поэтому решили в Сванетию съездить целенаправленно и не на один день.


Знаменитые сванские башни.


Уголок в местном кафе.

Пока мы ужинали, внезапно село солнце и резко, как это бывает высоко в горах, стемнело. Мы выдвинулись в обратный путь. Километров через 10 после старта нас резво обошел пожилой пассажирский Форд Транзит с грузинскими номерами, явно гружёный. А вот и спонсор нашего спуска. Зная, что Транзит уступает нашему Гэлакси по всем параметрам (тормоза, управляемость и удельная мощность), и мы успеем отреагировать на форс-мажор, а водитель местный и каждый поворот знает наизусть, мы повисли у него на «хвосте». Километров 20 он яростно пытался оторваться, резал апексы, тормозил с дымом из-под колёс, выкручивал двигатель на редких прямиках. Когда я уже думал, что надо его отпустить, пока он не разбился, запахло горелыми тормозами и моторным маслом, водитель сбросил скорость до приемлемой. Дальше мы ехали просто быстро и безопасно. На обратную дорогу до Зугдиди мы потратили на два часа меньше, чем от Зугдиди до Местии. Кутаиси объехали по автобану.

Одним из приоритетов развития транспортной инфраструктуры страны Саакашвили считал строительство двух автобанов. Первый от границы с Азербайджаном, далее через Тбилиси, Кутаиси, Поти, Батуми до Вале (границы с Турцией). Второй автобан от армянской до российской границы и три объездных дороги — вокруг Тбилиси, Батуми и Кутаиси. Часть задумок ему удалось осуществить, часть достраивали позже, но, к сожалению, построили не всё. В частности, обход Кутаиси сделан странно. Со стороны Поти автобан начинается в районе Самтредиа и без пробок и светофоров мы облетели Кутаиси по объездной, при этом навстречу не попалось ни одной машины. Потому что со стороны Тбилиси автобан уходит в сам город Кутаиси и там можно проплутать не меньше часа.

Заночевали этим вечером в Зестафони.

День четырнадцатый, 10 сентября

С утра достаточно быстро доехали до Тбилиси, куда вечером прилетали друзья (по нашей рекомендации). По дороге купили кеци (глиняные сковородки) по 1 лари. Маленькие, около 15 сантиметров в диаметре. Самое то для одной порции. Поселились в ста метрах от моста Бараташвили. И пока ждали друзей, решили съездить посмотреть на Тбилисский зоопарк. В наше прошлое посещение в 2015 году зоопарк сильно пострадал от наводнения, погибло много зверушек. Зоопарк в Тбилиси не очень большой и разнообразный, жители его используют в качестве парка для прогулок. Мы тоже погуляли.


Случайно совпало два фото.


Верёвочный парк на территории зоопарка.


Нарикала над ночным Тбилиси.

Поскольку в Тбилиси мы раньше были неоднократно, особо не фотографировали. Погуляли по Леселидзе. В сырном магазине рядом с винотекой продаётся чудесный сыр — твёрдый, как пармезан, но при этом в середине — голубая плесень. Под него мы вечером выпили трёхлитровую бутылочку Саперави.


Вот эту.

Обычная стеклянная бутылка этого вина 0,7 стоит 10 лари, а три литра — 11. Как мне сказал продавец, грузины в основном пьют рядовое вино из таких пластиковых бутылок, особенно на массовых посиделках. Гарантированное заводское качество, удобная тара и цена. И зачастую в ресторанах на разлив продают вино из таких ёмкостей. В Грузии ещё есть картонные трёхлитровые коробки с вином, в них тоже очень неплохое вино. В своё время, я покупал в тетра-боксах Саперави от Marani (Телавского винного погреба). Но в последнее время, после того как они завоевали своего покупателя, перестали разливать вино в тетра-бокс. Жаль.

День пятнадцатый, 11 сентября

С утра (к 12:00) мы сходили посмотреть на часы на театре марионеток Габриадзе.


Часы.

Фигурки на часах театра марионеток выходят на «представление» два раза в день: в 12:00 и 19:00. Около театра в этот момент не протолкнуться от обилия туристов. Снимать я не стал. Всё равно никто видео пересматривать не будет, а аналогичных видео в сети сотни. Зато мы сфотографировались у памятников рядом с театром.


Около театра.


Памятник грузинскому танцу.

Затем мы встретились с друзьями и на фуникулёре забрались на Мтацминда.


Колесо обозрения на Мтацминда.

Следующим пунктом нашего алкопутешествия был коньячный завод Сараджишвили.


Бочки, заложенные основателем завода и из которых коньяк подавался к царскому столу.

Сам завод, увы, не оставил нужного впечатления. Вино для коньяка бродит не здесь, а в Кахетии. Перегонных кубов тоже нет. Из всего технологического цикла можно посмотреть только на выдержку в бочках. И если по качеству продукции заводы конкурируют, по зрелищности завод сильно уступает Арарату в Ереване.


Многочисленные награды.

В фирменном магазине купили продукцию завода. Даже оформили Такс-фри. Увы, не помогло. На выезде из Грузии мы потеряли кучу времени, ожидая сначала таможенников, потом работников банка, у которых был обед, потом пересменка, потом у них не сошлась касса и они её пересчитывали. В итоге из-за желания сэкономить 35 лари, потеряли час времени, но деньги так и не вернули. Уважаемое грузинское правительство, вы мне должны 35 лари.

После завода мы заехали на дезертирский рынок и купили приправ. Цены по российским меркам смешные: аджика 8 лари, сванская соль 5 лари за килограмм!!! Мы купили 12 килограмм, дома расфасовали по стаканам и раздарили друзьям и родственникам вместо магнитиков.

День шестнадцатый, 12 сентября

Сегодня фотографий не будет. Сергей с женой уехали в Батуми. У нас свободный день, который мы отвели на шопинг. Съездили в Тбилиси Молл, купили 12 литров вина в 3-хлитровой таре для контрабандного ввоза в Россию. Прятали сверхнормативные бутылки и т.д.


Замок Лоха — виски не для российского рынка.


Образцовый хачапури на шампуре.

Не смог удержаться и выложил последнюю фотку из Грузии. Вечером нам не хотелось куда-то идти перед долгой дорогой, и мы поужинали в кафе в доме, где мы жили. Лена заказала своё любимое блюдо — хачапури на вертеле. Это был идеальный хачапури — в меру солёный Сулугуни, который был расплавлен, но ещё не закипел. Чуть подгоревшая хрустящая корочка, пропечённое тесто. К сожалению, нельзя взять с собой в Россию.

День семнадцатый, заключительный, 13 сентября

Ранний старт в 07:00. По пустому городу мы успели выскочить на автобан до пробок. К границе подъехали к девяти утра. Попали на пересменку в банке. Пока ждали (и не дождались) банковских работников, погуляли по магазину Дьюти-фри. Сараджишвили ощутимо дешевле, чем в самой Грузии, всё остальное — дороже. На российской границе простояли около одного часа, не критично. Затем перегон до Пятигорска, откуда мы отправили домой основные тяжёлые вещи транспортной компанией, а сами налегке поехали в Минводы, сдали машину. Два перелёта, пересадка во Внукове. 14 сентября утром мы дома.

Как здесь принято, некоторые итоги.

Авиабилеты 100 000 рублей, аренда машины 60 000 рублей. Эти два платежа для владельцев собственного автомобиля в центральной России можно не учитывать. Если ехать на своей машине из Нового Уренгоя, можно сэкономить около половины этих денег, но потерять дополнительные 8 дней в дороге, не считая дополнительных рисков.

Мы потратили за всё время отпуска 1500 наличных долларов и 42500 рублей по карте. Итого 130 000 рублей, из них сувениры (вино и специи) обошлись в 19500. Я считаю, это весьма недорого для четверых человек за 17 дней, в которых мы ни в чём себе не отказывали, посмотрели достаточное количество новых мест, привезли кучу сувениров. При некотором желании, можно было уложиться в сумму в два раза меньшую.

Пробег 3900 км. Средний расход 13 литров. Ночлеги от 50 лари до 50 долларов. Стоимость бензина уже не так отличается от российской и составляет от 1,99 до 2,16 лари (47-52 рубля) за литр.

Связь Пчелайн. Тариф гостевой с пакетом интернета 4ГБ 15 лари за всё время пребывания в Грузии. Кстати, звонки из Грузии в Россию дешевле, чем звонки по России в роуминге или по межгороду. Я думаю, с тарифами нас несколько наеобманывают ОПСОСы.

Карты Навител и Гугл мэпс. Штрафов не было, общения с полицией удалось избежать в обеих странах.

Спасибо тем, кто осилил этот опус, будут вопросы — отвечу в комментариях.


Дром

Комментарии

  
Новосибирск
Сообщений: 458
Отличный рассказ. Напишите в двух словах хоть как грамотно ввезти в РФ если едешь на машине алкосувениры. Как проверяют, где и как все это дело закамуфлировать грамотно?
Toyota - управляй мечтой!
40
2
Ответить
     
Новосибирск
Сообщений: 2080
Прикольная поездка.
У меня вопрос, как там к русским относятся, всё-таки целое поколение выросло на нелюбви к России.
Happiness loves silence.
Мои отзывы: Honda Insight 2009, Toyota Gaia 1999
14
63
Ответить
  
77
Сообщений: 322
Очень интересный рассказ!!
Автор знает толк и владеет темой!!!!
47
 
Ответить
AnV
  
Челябинск
Сообщений: 432
Как снова съездил, хотя был там месяц назад. Тоже не попал на объездную Кутаиси, в сторону моря,хотя в сторону Тбилиси сразу на него выезжаешь!
- Своя программа жизни -
12
 
Ответить
AnV
  
Челябинск
Сообщений: 432
alex-712
Прикольная поездка.
У меня вопрос, как там к русским относятся, всё-таки целое поколение выросло на нелюбви к России.
В Грузии к русским относятся много лучше, чем в России русские к русским.
- Своя программа жизни -
116
5
Ответить
     
автор
Новый Уренгой
Сообщений: 87
hummer2002
Отличный рассказ. Напишите в двух словах хоть как грамотно ввезти в РФ если едешь на машине алкосувениры. Как проверяют, где и как все это дело закамуфлировать грамотно?
IMHO, чтобы провезти алкоголь сверх нормы, сверху надо демонстративно поставить пакет с количеством меньшим, чем официальная норма ввоза. А остальное - убирать в сумки, под одежду. В сумках никто не ковыряется. Сверху показали одежду и всё.

И две поправки: St. Nino Tskaro, а на Tskali - соответственно источник, вместо воды. И магистраль до Сарпи, а не до Вале.
19
 
Ответить
Юджин
Москва
В Грузии супер, тоже были в этом году но только в Августе. Чего то вы много потратили денег. Мы на круг, потратили тысяч 70, правда были на своей машине. Но не в чем себе не отказывали....
13
6
Ответить
Юджин
Москва
alex-712
Прикольная поездка.
У меня вопрос, как там к русским относятся, всё-таки целое поколение выросло на нелюбви к России.
К русским относятся отлично!!!
32
3
Ответить
Evgeny198
Белгород
Интиресный поездка. Автор а почему остановиль на море именно в Уреки?
2
3
Ответить
     
автор
Новый Уренгой
Сообщений: 87
Evgeny198
Интиресный поездка. Автор а почему остановиль на море именно в Уреки?
Уреки на наш взгляд, оптимальное место, причин несколько: 1. Магнитный черный песок. 2. Мягкий мелкий песок, в отличие от остальных пляжей, где галька или песчано-галечные пляжи. 3. Цена приемлемая. Например, в Шекветили - тоже черный песок, но ценник в 2-3 раза выше. 4. Есть какая-то развлекуха - детские аттракционы, горки, прокат велосипедов - в отличие от Шекветили или Григолети. 5. Сосновый лес вдоль берега. 6. Среднее количество людей.
Вдоль побережья от Сарпи до Поти каждый населённый пункт имеет свои плюсы и минусы.
Сарпи - большие валуны, много транзитного транспорта, мало общепита и развлечений. Самое чистое море.
Квариати - крупные камни, резкий свал в глубину. открытая местность, продуваемая всеми ветрами. Чистое море.
Батуми - средние камни, очень много народа, грязноватое море и сразу глубокое. Зато максимум развлечений, ресторанов, парков и т.п.
Кобулети - IMHO, номер два по привлекательности. Роскошный сосновый парк, песчано-гравийные пляжи, достаточно чисто море, но тоже сразу глубина. Рестораны, кафе. Вечером - в Батуми.
Шекветили - закрытый, маленький курорт, весьма дорогой и нешумный. Тоже чёрный песок, чистое мелкое море. Вечером делать нечего. У такого отдыха есть свои преимущества.
Уреки - я уже описал.
Григолети - черный магнитный песок переходит в песчано-гравийную смесь, цены ниже, чем в Уреки. Мало развлечений вне гостиниц.
Поти - некурортный город. Море с валунами, грязное из-за впадающей реки. Пляжи необорудованные.
27
1
Ответить
 
Самара
Сообщений: 131
Отличный отчет.
Отлично отдохнули.
Молодцы.
23
1
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 274
Про валюту. Вы доллары покупали дома по высокой цене, поэтому когда всё пересчитаете в рублях , получится та-же сумма, примерно 25 рублей за 1 лари .Нет смысла покупать валюту дома , для обмена там .
В Местию надо минимум 2 дня, а там ещё Ушгули есть .
Через Хуло, перевал Гордедзи вы тоже резво проехали . Посмотрели почти все достопримечательности Грузии . на следующую поездку ничего не оставили .
Отличное путешествие - отличный отдых !
18
2
Ответить
     
Шадринск
Сообщений: 2505
В 2016 году мимо Кутаиси проезжал туда и обратно.
Очень удивился, когда в этом году увидел закрытый
проезд и направление на Кутаиси. Грузины отвечали так:
Очень аварийный участок, поэтому идёт реконструкция.
А вино я покупал перед выездом на автобан Тбилиси-Сухуми.
5 литров по цене 20-25 лари. Можно пробовать. Качество-- приличное.
Но в этом году полиция продавцов стала "прижимать." А жаль. На
рынках Кабулетти и Батуми вино дороже и .... не такое.
P.S. Аренда авто 60 т.р. это с бензином?
AIR-S 3л. 4WD.
Мой отзыв: Toyota Harrier 2005
15
2
Ответить
     
Нижний Тагил
Сообщений: 2345
отличная поездка и отчёт,
молодцы
You'll never walk alone!
16
1
Ответить
  
Резиновая Столица Деревень
Сообщений: 9617
шикардос!
однакож повеселило: сам автор дегустировал вина по 50 лари за 0,7 л, а друзей угощал вином по 11 лари за 3 л)))
8
12
Ответить
Александр
Новосибирск
alex-712
Прикольная поездка.
У меня вопрос, как там к русским относятся, всё-таки целое поколение выросло на нелюбви к России.
Был в 2017 ноябрь .. Создалось такое впечатление что все злые грузины живут только в россии . я такова отношения как там давно не встречал .. руских там очень любят и уважают . и всех ково бы я не встретил на пути своего отдыха говорили что когда нибудь мы снова будем вместе ...
16
2
Ответить
     
автор
Новый Уренгой
Сообщений: 87
Вован-70
шикардос!
однакож повеселило: сам автор дегустировал вина по 50 лари за 0,7 л, а друзей угощал вином по 11 лари за 3 л)))
Фото сделано ещё на море, там из бутылки отпито. Если бы это было плохое вино, я бы его вылил. В любом случае, не стал бы его наливать друзьям. Это нормальное питкое не тяжёлое вино, которым хорошо напиваться для результата. После фразы "Погуляли по Леселидзе" нет нескольких слов, которые многим не интересны в формате отчёта: поужинали в Самикитно, выпили литр домашнего Саперави, несколько кружек пива, бутылку Напареули и несколько бокалов в разлив, оставили около 200 лари, затем пошли пить в номер. Рецепторы были забиты алкоголем и нам было всё равно, что налито. Тем более, что красные сухие вина свыше 17 лари за бутылку излишне тяжёлые.

Для понимания уровня цен: стоимость винограда в сезон 0,8-1 лари за кг, это платят заводы. Из 1 килограмма винограда получается 1 бутылка вина. То есть прямая себестоимость при промышленном производстве (минимум 100% наценки к стоимости винограда) 1,6-2 лари за бутылку. То есть 6,5-8 лари за три литра. При разливе в пластик цена 11-13 лари за три литра - абсолютно адекватная цена за рядовое вино. Тем более, я писал, что цена этого вина в стекле 10 лари. Это вино в России стоит в районе 500 рублей за бутылку 0,7.
Бутылка Киндзмараули в Корпорации Киндзмараули стоит 10,5 лари, а это же самое вино с другой этикеткой на том же заводе 7,9 лари, а в разлив 5 лари за литр. Бутылка Мукузани от TWC в России стоит около 900 рублей - 38 лари. Оно же в розницу в Тбилиси 17 лари. Это же вино в тетрапаке 28 лари за 3 литра. То есть 7 лари за бутылку 0.75. Разница в 5,5 раз.
Так что цена это не критичный показатель для Грузии.
14
1
Ответить
  
Смоленск
Сообщений: 480
Спасибо за толковый отчёт, содержит много полезной информации. К сожалению грузинские карты выдают желаемое за действительное. Поэтому навигатор как бы не реагирует на настройку "избегать дорог без покрытия". Отправляясь из Телави во Владикавказ и имея отличные карты всех грузинских регионов я не поленился уточнить у местных таксистов состояние дороги Телави - Ахмета - Тианети. И они сказали, что нам хреноватая грунтовка (25 км), посоветовали ехать через Гомбори. Это чуть длиннее, но асфальт. Будете ещё раз там - езжайте в Кахетию через Тианети - Гомбори - Телави. Да, ещё в Телави есть аэродром "Мимино!!!"
14
1
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 9896
Отличный отчет. Но стоимость трипа не совсем негуманная -ок. 300тыс. на круг. Но удовольствие стоит того- ради чего тогда работу работать...
Насчет Пчелайна: гораздо дешевле купить в Грузии местную симку и звонить в Россию по демпинговым ценам, ругая "опсосов" , зато скоро стоимость топлива в России сравняется с грузинской.
Всё что нас не убивает- делает инвалидами.
9
1
Ответить
     
Новосибирск
Сообщений: 2080
Александр
Был в 2017 ноябрь .. Создалось такое впечатление что все злые грузины живут только в россии . я такова отношения как там давно не встречал .. руских там очень любят и уважают . и всех ково бы я не встретил на пути своего отдыха говорили что когда нибудь мы снова будем вместе ...
Я почему вопрос этот задал, как-то видел по новостям материал из Грузии и там грузинский мужик со товарищами в кепках вермахта времён Великой Отечественной Войны , наезжают на дальнобоев наших , мол сними к херам со своей машины Георгиевскую ленточку, а то будет тебе атата.
Happiness loves silence.
2
17
Ответить
Мариночка похожа дочку моей подруги.
 
2
Ответить
эдуард
Братск
Отлично отдохнули!!! Молодцы!!!
1
1
Ответить
Михаил
Саратов
Хорошо покатались! Готовый маршрут для новых путешественников, кто уже покатался по основным маршрутам! В этом году тоже посетили Грузию, и есть желание еще приехать! https://www.youtube.com/watch?v=8oKwZ53xJ5w&t=11s Несколько видео по моему маршруту через Грузию, вокруг черного моря... Потратил денюшек примерно столько же, в км 8 800 км...
3
1
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1579
Отлично! А пассажи про грузинское виноделие - еще и очень познавательно. Спасибо.
Subaru Outback 3.0R 2005 - VW Touran 2010 - VolvoXC70 2014
7
2
Ответить
    
Хабаровск
Сообщений: 1029
Очень интересный отчет. Сохранил себе некоторые винные места на будущее.
Впечатления от завода Киндзмараули один в один как у вас - свобода перемещений и никакой организации ))
На заводе TWC нам сказали, что все же проводят экскурсии группам от 8 человек.
От себя могу порекомендовать:
1. Все-таки посетить завод Гранели. На дегустации можно попробовать 10 видов вина, чачу и бренди.
2. "Энисели-Багратиони" в селе Сабю. Атмосферное место с погребами 19 века. Местное вино, к сожалению, попробовать не удалось.
3. Shumi Winery в Цинандали. Виноградник с огромным количеством сортов винограда.
4. Numisi Cellar Museum в Велисцихе. Ресторан-музей с интересными экскурсиями и мастер-классами.
Мониторинг ЭМИ. Измерения электромагнитных полей.
7
1
Ответить
10486464
Суворовская
Viktor4555
В 2016 году мимо Кутаиси проезжал туда и обратно. Очень удивился, когда в этом году увидел закрытый проезд и направление на Кутаиси. Грузины отвечали так: Очень аварийный участок, поэтому идёт реконструкция....
Хорошее и дешёвое вино,на рынках в Тбилиси,10-12 лари за 5 литров........
 
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Хорошая поездка. Беда на границе, начиная с конца июля и до 20 августа приходится стоять часами. Простояли 14 часов.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
 
Ответить
   
Краснодар
Сообщений: 20
alex-712
Прикольная поездка.
У меня вопрос, как там к русским относятся, всё-таки целое поколение выросло на нелюбви к России.
Отлично все относятся, живем здесь с сентября
1
 
Ответить
   
Краснодар
Сообщений: 20
Молодцы! Сейчас бум на Грузию в России. Очень много туристов. Мы с женой переехали сюда и открыли хостел в центре Тбилиси. Если интересно- пишите, всё расскажем-покажем, поселим)))
2
 
Ответить
станислав челны
Набережные Челны
"Может мне податься в буддизм?"
тебе надо податься в похудизм! а то так до инсульта недалеко...
хороший отзыв!
2
 
Ответить
Александр
Новосибирск
alex-712
Я почему вопрос этот задал, как-то видел по новостям материал из Грузии и там грузинский мужик со товарищами в кепках вермахта времён Великой Отечественной Войны , наезжают на дальнобоев наших , мол сними к херам со своей машины Георгиевскую ленточку, а то будет тебе атата.
НЕ ЗАМЕТИЛ МОЖЕТ ГДЕ ТО И ЕСТЬ ЗЛЫЕ ГРУЗИНЫ .. И РУССКИХ ХВАТАЕТ
 
 
Ответить
    
Уфа
Сообщений: 40
alex-712
Я почему вопрос этот задал, как-то видел по новостям материал из Грузии и там грузинский мужик со товарищами в кепках вермахта времён Великой Отечественной Войны , наезжают на дальнобоев наших , мол сними к херам со своей машины Георгиевскую ленточку, а то будет тебе атата.
Для грузинских жителей георгиевская лента это символ захватнический, ну например как ходить по Крыму и кричать что мы вас захватили...
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром