|
Доброго времени суток всем читателям.
Раз мои прошлогодние графоманские эксперименты опубликовали и даже кто-то прочитал, решил я продолжить описание своих поездок. Благо что на дворе 21-й век и для того, чтобы накропать «нетленку», не нужно больше тратить бумагу из ценных зеленых насаждений. Достаточно сотни-другой мегабайт свободного места на компьютере.
В отличие от прошлого года, когда в нашем распоряжении был почти месяц времени, в этом году его (времени), можно сказать, не было вообще. Но т. к. по делам нужно было ехать в Пермь, то подумали, что хорошо бы заодно доехать из Перми хоть до куда-нибудь.
Поэтому, вспомнив, что в том году по пути в Питер мы весьма неплохо провели вечер в Казани, решили в этом году погулять там дня три. Так сказать, съездить из третьего города России (по количеству населения) в третий город России (согласно серьезным документам с печатями: Казань зарегистрировала в Роспатенте товарные знаки «Третий город России» и «Третья столица России»).
Маршрут путешествия:
Новосибирск — Ишим — Пермь — Казань — Пермь — Ишим — Новосибирск.
Транспорт: Лада Калина универсал 2012 г.в. (отзыв об автомобиле)
Участники: я и жена + в Перми к нам присоединилась еще дочка, которую мы, собственно, и ехали забирать у бабушки с каникул.
Готовя автомобиль к дальнему перегону, я открыл капот, проверил масло/антифриз, залил омывайку и, дополнительно тщательно подумав в него, ... аккуратно закрыл со словами: «Сколько ты туда ни смотри, если ничего не свистит/шумит/гудит — все равно не угадаешь, сколько твой железный конь еще проедет и когда попросит ремонта. Едем мы не на Майбахе, а на Жигуляторе, и не в порт Диксон, а в Казань, и не в крещенские морозы, а в июле — так что доедем как-нибудь, куда мы денемся» (бабка Ванга из меня вышла знатная, особенно по части «как-нибудь», но об этом позже).
Поэтому, купив в соседнем магазине за 200 рублей автомобильную зарядку для телефонов и планшета с Яндекс.Навигатором, который весьма годно дополнял в том году штатный Калиновский Навител и забронировав гостинцы по пути следования, на том и успокоился.
День первый
Помня о традиционных для нашей Сибири дорогах — узких, двухполосных и перегруженных транспортом, по которым нужно: либо выдохнуть, расслабиться и ехать со скоростью самой тормозной фуры на маршруте; либо обгонять, наплевав на безопасность и здравый смысл, ловя любое мало-мальски подходящее «окно»; ну либо зарабатывать шейный хондроз, по полчаса выглядывая из-за фуры в поисках просвета для безопасного обгона. Так вот, помня об этом, выехали мы в 5:00, чтобы часть маршрута проехать по пустой трассе.
Кстати, по части качества к дороге Р-254 претензий нет. Полотно целое, видно, что его ремонтировали, причем не ямочными нашлепками, а участками по 10-20 метров снимали асфальт и клали заново. Ремонты кое-где продолжаются, но серьезных пробок не попадалось ни по пути туда, ни обратно. Только светофоры местами стоят.
Пейзаж за окном с годами не меняется. Западно-Сибирская равнина — по-прежнему ровная, Барабинская низменность — по-прежнему полна озер и болот.
Но при хорошей погоде, бескрайность наших просторов вполне себе красива.
Где-то на полпути к Барабинску удивила меня странная картина: стоит женщина с грудным ребенком на руках. В 7 утра. Возле озера и удочек. Что это? Сильная любовь к рыбалке? Солидарность с мужем? Доходный промысел? Так я и не понял. Но, по крайней мере, ребенок с детства будет знать преимущества утренней поклевки.
В общем, путешествие начиналось вполне себе благостно. Где-то за Чанами я спокойненько вышел на обгон, нажал на педаль газа и внезапно обнаружил, что машина не ускоряется. Вообще. Полюбовавшись видами приближающейся встречной фуры и отложив пару кирпичей про запас — вернулся в свою полосу. Будучи весьма озадаченным данным фактом, от обгонов решил временно отказаться и доехать до хотя бы до Омска, а там уже разбираться, что это за ерунда приключилась.
В Омске выяснилось 2 вещи:
С этим диагнозом мы заехали на СТО. Была у нас надежда починиться по-быстрому и успеть в этот день таки доехать до запланированного Ишима. Но через 4 часа беспробудной диагностики (последний час мастера стояли вокруг авто аж впятером) стало понятно, что ночевать все-таки придется в Омске, а машину забирать завтра.
Так что, открыв Яндекс.Поиск и найдя на Яндекс.Картах ближайший к СТО отель с многообещающим названием «Есенин», мы вызвали Яндекс.Такси (от обилия Яндекса конечно рябило в глазах и для разнообразия сначала открыли Убер, но он «подвис» и машину так нам и не нашел, пришлось продолжать поддерживать отечественного производителя) и поехали устраиваться на ночлег.
Что представляется вам при слове «Есенин»? Культура? Поэзия? У меня именно это. А вот хозяин гостиницы, очевидно, представлял себе совсем другую сторону жития Сергея Александровича — ту ее часть, где светило русской поэзии предавался возлияниям, половой невоздержанности и прочим излишествам. Поэтому на первом этаже здания находится придорожный кабак, в котором гремит музыка, номера сдаются не только по суткам, но и по часам (ну вы поняли). И как апофеоз: «Есенин» написано где-то сбоку гостинцы, а над входом (очевидно чтобы не смущать целевую аудиторию излишней претенциозностью) написано «Мишель».
Данное открытие вызвало, конечно, удивление, но искать что-то другое было уже, откровенно говоря, лень. Поэтому отдав таксисту 49 рублей за извоз (нет, я понимаю, что он проехал аж 2 километра, но интересно ему самому-то не лень было за такие деньжищи ключ зажигания в замке поворачивать?), мы решили рискнуть и подняться-таки до ресепшена.
На удивление оказалось, что, несмотря на явно выраженное основное предназначение отеля и его ценовую нишу (1350 рублей за сутки), — номера там вполне себе приличные и чистые, а персонал по-простецки приветлив и доброжелателен. Так что решено было уже не бегать на ночь глядя в поисках лучшего постоя, а ложиться спать тут.
Розетка под потолком очевидно изначально предполагала наличие кондиционера, но по факту она служит лишь резервным источником питания для тех, кого природа не обделила ростом :)
На СТО нам сказали, что позвонят завтра не раньше 12:00, так что у нас внезапно образовалось минимум полдня свободных, которые было решено потратить на экскурсию по городу.
Маршрут дня:
За день пройдено 670 километров за 12 часов.
День второй
Проснувшись и быстренько пролистав пару сайтов на тему: «Что посмотреть в Омске», мы отправились в центр города. Город приятно удивил. Его удаленность от других крупных городов на полтысячи километров в обе стороны, к сожалению, не оставляет шансов на то, чтобы просто съездить туда как-нибудь еще раз — просто погулять на полдня. Как это бывает, например, с Томском, куда мы периодически выбираемся.
Но раз уж звезды сложились так, что мы задержались в городе почти на сутки, экскурсия вышла вполне себе интересная. Тем более что об этом городе (которому, к слову сказать, 300 лет, на 13 всего моложе Питера) до этого я знал крайне мало. Хотя и был тут уже один раз в командировке. Но тогда я хорошо запомнил совещание в офисе и достаточно смутно — бар, где оно стихийно продолжилось. А утром поезд уже мчал меня обратно домой, поэтому в тот раз красоты города прошли мимо меня.
На улицах города встречаются весьма занимательные образчики архитектуры, как светского, так и религиозного толка:
Каменная пожарная каланча. Построена в 1915 году.
Успенский кафедральный собор. Построен в 1891-1898 годах.
Встречаются также представители ретро уже советской эпохи. Приятно, что здание все еще выполняет заложенную изначально 60 лет назад функцию — показывать кинофильмы. А не превратилось в очередной офис какого нибудь ООО «ГазМяс», которому почему-то не сидится в современном задании с лифтами и кондиционерами.
Кинотеатр им. Маяковского. Построен в1954 году.
Вывески а-ля 50-е монохромным прописным шрифтом, правда, как мне показалось, больше отсылают не к советскому, а американскому прошлому (это больше их стилистика). Ну да бог с ним, не будем придираться. Даже вон киоск с шаурмой на переднем плане не шибко бросается в глаза — по нынешним временам уже неплохо.
В общем, кинотеатр сохранился как образчик красивого советского наследия. Но оно (наследие) бывает разное. В этом я в очередной раз убедился, подойдя к Омской библиотеке. Нет, к ней претензий никаких — большое солидное здание. Просто на контрасте с Новосибирском было забавно:
Омская государственная областная научная библиотека имени А. С. Пушкина.
Построена в 1899 году.
Новосибирск: Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН.
Построена в 1918 году (фото понятно, что не мое — это открытка 70-х годов).
Понятно, что это лишь обертка. Понятно, что ГПНТБ — это крупнейшая библиотека за Уралом, где работают 6 докторов и 35 кандидатов наук. Но снаружи это наглядный показатель того, как поменялись подходы к строительству всего за 19 лет.
Сейчас там, кстати, облагородили сквер и сделали красивый фонтан. Но вот во времена СССР, по представлениям ее строителей, библиотека должна была выглядеть так. Один типовой проект серого бетонного параллелепипеда: на бассейн, библиотеку, магазин — без разницы.
Также мы посетили главный символ несбывшихся надежд и памятник распилу государственного бабла города Омска — метрополитен.
Станция метро «Библиотека имени Пушкина» — первая и единственная (sic!).
Метро в городе строят уже 25 лет, и в прошлом году надежды на его открытие в очередной раз накрылись изделием «Кольчугинского посудного завода» (таз для варения 4,5 литра, без ручки, медный).
Так что в данный момент это просто вывеска с буквой «М» и просторный, пустой, чистый и прохладный подземный переход. Чем он, кстати, выгодно отличается от других, обычных, переходов по соседству.
В Омске, очевидно, требования к производству уличной еды пониже, поэтому там среди рядов по продаже носков и б/у телефонов попадаются еще и киоски с чебуреками, которые тут же и пекут. Запах на 8 раз перегоревшего масла, конечно, будит светлые воспоминания отрочества о дальних странствиях (ибо прочно ассоциируется у меня с привокзальной площадью Новосибирска в 90-е), но воздух при этом явно не озонирует.
Помимо всего прочего, в городе попадаются интересные представители так называемой жанровой городской скульптуры, что добавляет городу колорита:
Скульптура «Сантехник Степаныч». Создана по мотивам «Памятника Чумилу» в Братиславе.
Нагулявшись по центру города и пообедав в соседнем кафе, мы стали уже подумывать: «Что же делать дальше?» Вроде все, что было «нагуглено» с утра, было уже осмотрено. Но тут нам наконец-то позвонили из СТО, и мы отправились с туристических улиц Омска на его окраину — забирать уже автомобиль из сервиса.
Улица Ленина — бывший Чернавинский (Любинский) проспект.
На СТО нас «порадовали» рассказом про проскочивший на пару зубьев ГРМ (сместилась шпонка нижней звездочки — привет «гаражному» СТО, который его собирал) и накрывшимся регулятором давления топлива. Ну и счетом на 6 700 рублей, куда же без этого.
Время уже было основательно «после обеда», так что мы поспешили в Ишим, где нас со вчерашнего дня ждала забронированная гостиница.
После Омска дорогу (Р-402) подлатали. Запомнившиеся по прошлому году участки разбомбленной дороги (в районе Тушнолобово) остались в прошлом. Так что до Ишима доехали можно сказать с комфортом.
Как и в прошлом году, остановились в гостинице «Визит». Booking говорит, что в городе есть еще 6 гостиниц, но цели посетить все отели в городе перед нами не стояло, так что выбрали тот вариант, который вполне устроил нас в прошлый раз — 1500 рублей/сутки за вполне приличный номер.
Фасад с прошлого года никак не поменялся, но на всякий случай увековечил :)
Загнав машину на стоянку и перекусив, мы отправились на боковую с мыслями о том, что чем раньше встанешь, тем лучше.
Маршрут дня:
За день пройдено 345 километров за 5 часов.
День третий
Стартовав по местному в 5:30 утра, мы от Ишима продолжили движение по трассе Р-402 в сторону Тюмени. С прошлого года дорога вокруг Ишима стала лучше, убитые участки только на въезде/выезде из города.
Но, чтобы не скучно было ехать, в этот раз погода решила разнообразить наше путешествие туманом. Участком где-то так километров в 50 протяженностью. Оно как бы и ничего: скорость чуть сбавил, туманки включил и езжай себе. Но как представишь, сколько там в тумане может таиться ненашедших себя еще в большом спорте «Шумахеров», для которых туман — не повод снижать скорость и отказаться от обгонов вслепую... утро постепенно перестает быть сонливым. Благо с утра пораньше большинство водителей еще спит, что не может не радовать.
Помня о прошлогодних печальных последствиях попытки объехать Тюмень по «короткой» (исключительно для навигатора, ибо по карте расстояние выходит ничем не короче) дороге через Шадринск, в это раз мы уже внимательно отслеживали указатели на Тюмень, чтобы не попасть опять в Курганскую область. Может, там и починили дороги с прошлого раза, но проверять что-то желания не было.
В итоге попав в эту самую Тюмень, мы решили задержаться там на несколько часов. Думаете, нас так пленили красоты городских окраин? Нет. Просто наш автомобиль решил, что мы слишком скучно едем, давно не посещали СТО и вообще пора отдохнуть. Поэтому он опять начал троить и глохнуть на холостом ходу.
Вспомнив классику советского кинематографа (ту, в которой шла речь про «баранку» и «пылесос»), мы отправились проверять уровень сервиса уже тюменских СТО.
На первый взгляд он (уровень) был вполне не плох: вежливый персонал, просторная зона отдыха, чай/кофе, все дела. По факту правда оказалось, что на уровне сервиса все и заканчивается. Профессионализм диагностов — где-то на уровне плинтуса. Правда, увы, выяснилось это только позже. А так нас: продержали 4 часа, развели на промывку топливной системы (заверив, что все дело в ней) и отправили в дорогу, не забыв взять 2000 рублей за свои услуги.
Ночевать мы все же решили, как и планировали, уже в Перми. Доедем же мы туда рано или поздно, а выспаться и завтра можно. Благо утром ехать никуда не надо.
Чтобы как-то добавить веселых красок в поездку, в Яндекс.Навигаторе был найден среди обычных голосов, озвучивающих маршрут, голос Василия Уткина. И на всю оставшуюся поездку безликая говорилка обрела вполне персонифицированное воплощение. Особенно уместное в автомобиле Лада — как-то они очень близки друг-другу: российский футбол, российский автопром... В итоге все огрехи навигации и картографии выставлялись в претензию конкретно Василию :)
Трасса перед Екатеринбургом, в отличие от Омска и Ишима, решила для разнообразия порадовать стабильностью. В том смысле, что как были на ней ямы год назад, который не ожидаешь увидеть на скоростной 4-полосной дороге, так и остались. А чтобы было совсем не скучно, я проскочил поворот на ЕКАД и поехал через центр города. Отчего бы не прокатиться под вечер по улицам большого города? Особенно в будний день, когда люди с работы едут?
Ну и вишенкой на торте стал оригинальный подход к дорожному строительству в Свердловской области. Как ремонтируют дорогу в Тюменской или Новосибирской области, где мы ехали до этого? Перекрывают участок метров 50-100, чинят его, огораживают следующий. Как это реализовано в Екб: вешаем табличку «Срок проведения работ на этом участке трассы с мая по октябрь»; огораживаем бетонными блоками все 1,5-2 километра трассы, запланированные к ремонту; оставляем на все лето для проезда только одну полосу, наплевав на отсыпку рядом дублера для проезда; Profit!
Фото на тапок: огоньки, уходящие за горизонт — это пробка, если кто не понял.
В итоге на выезде из города мы проторчали часа 1,5, и это, можно сказать, хорошо отделались. Единственной достопримечательностью в пробке был только встреченный дорожный рабочий, который сидел в деревянной будочке, обтянутой парниковой пленкой и переключал светофор. Глядя на него, понимаешь, что возможности человека безграничны. Ему (человеку) вполне по силам сидеть часами в слякоть и дождь возле грязной обочины и раз в 5 минут нажимать кнопочку. Поразительная стойкость, достойная монаха Бодхидхармы (который, по легенде, 9 лет сидел в пещере и смотрел на стену, в ожидании просветления). Я бы так не смог, свихнулся от скуки минут через 30.
По трассе Р-242 на Пермь ехали уже по темноте, а в сам город въезжали уже сиииильно за полночь. Раскопки на трассе между Кунгуром и Пермью, памятные по прошлому году, все еще остались того же цвета. Нет, что-то, конечно, там было сделано, местным виднее. Но трасса как была перекопана, так и осталась. Благо хоть вокруг ремонтируемых участков отсыпаны объезды. Да и трафик после 02 часов ночи минимальный, так что пробок не было.
Но все равно, пока доехали; пока навигатор провел нам увлекательную экскурсию по ночному городу (проложив маршрут через центр этого самого города) — за окном уже явственно собиралось светать. Поэтому церемония встречи с родней заняла аж секунд 30: «Привет. Доехали. Ага, хорошо. Всё, спать!»
Маршрут дня:
За день пройдено 1070 километров за 22 часа (из них 4 часа сидели в Тюмени).
День четвертый
Программа на этот день была насыщенная, но с туристической точки зрения, для стороннего читателя, совершенно не информативная. Ибо едва ли кто-то зашел в раздел «Путешествия», чтобы узнать на будущее ответ на вопрос: «Где можно весело отметить день рождения тестя в Перми».
Поэтому рассказ об этом дне будет предельно коротким:
Как бы ни было неожиданно — Кама.
Больше, собственно, рассказывать про этот день нашей поездки особо нечего. Гастрономические достоинства шашлыка и особенности букета красных вин — тема обсуждения не для «Путешествий», а для «Гаража».
День пятый
На следующий день поездки по родственникам продолжились, и мы отправились на малую историческую родину супруги — в город Соликамск. К слову сказать, Соликамск основан аж в 1430 году, получил статус города с 1573 года и имеет богатую историю, на протяжении веков оставаясь важнейшим источником соли и минералов.
Правда, если раньше, в веках давно ушедших, бонусы от торговли получал сам город, развиваясь за счет купечества, то сейчас все разграничено четко: городу — солеотвалы и промышленные стоки, а бонусы — Прохорову в Куршевеле (хоть он вроде уж продал свою долю «Уралкалия», но смысл, я думаю, понятен).
Основные достопримечательности города (на самом деле совсем небольшого, менее 100 тысяч жителей) сосредоточены в одном ансамбле в центре города, так что осмотреть их можно достаточно быстро.
Богоявленская церковь. Построена в 1687-1695 годах.
Дом воеводы. Построен в 1688 году.
Часовня святых апостолов Петра и Павла. Построена в XVIII веке.
Может, конечно, для кого-то будет достопримечательностью еще и ФКУ «ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю», в простонародье широко известная как «Белый лебедь». Но меня как-то тюремная романтика не трогает, так что оставим ее на откуп поклонникам творчества Ивана Кучина.
А вообще, в целом, город на самом деле мало похож на поселение с 600-летней историей. Большей своей частью это обычный небольшой промышленный город «made in USSR». Ну да собственно и бог с ним, мы туда не в исторический поход ездили, а просто в гости.
…
Чувствуете, какое скучное повествование пошло? Все о туризме, да о природе. А где спрашивается экшен? Куда из слова «АВТОпутешествия» делось слово «Авто»? «Я так не играю!» — подумала моя машина и отказалась заводиться на холодную, когда мы собирались в обратный путь.
В голове возникли одновременно три мысли:
Придя к такому глубокомысленному выводу, я нажал на газ, плюхнул в горшки побольше бензина, повернул ключ, раскочегарил свой драндулет и поехал обратно в Пермь. Благо хоть ехать недалеко, всего 200 км с небольшим.
Кстати, нельзя не отметить, что за прошедший год дороги и в области и в городе стали лучше. Среди местных даже ходит легенда, что начальство в области сменилось и стали меньше воровать и больше делать. Сказки, конечно, где это видано, чтобы меньше воровать? Но факт остается фактом — качество дорог улучшилось.
По прибытии в город, во весь рост встал извечный русский вопрос: «Что делать?» Ибо по второму-то вопросу («Кто виноват?») все было более-менее понятно. Вариантов среди пролетариата различных городов необъятной нашей Родины масса: тут и работники СТО в Омске и Тюмени, и диагносты сервисно-сбытовой сети в Новосибирске, ну и, конечно же, рабочие одного заводика в Самарской области.
А вот по первому вопросу надо было что-то решать. Вариантов-то, собственно, было всего два:
Купили, поменяли, попробовали завести, завели, почесали в затылке, плюнули, собрали чемоданы и отправились спать.
Маршрут дня:
За день пройдено 420 (210+210) километров туда и обратно.
День шестой
Картографические сервисы в этом вашем интернетике предлагают весьма богатый выбор маршрутов от Перми до Казани. Навигаторы с ними согласны. Навител предлагает ехать по маршруту Пермь — Воткинск — Ижевск — Елабуга — Казань. Яндекс.Навигатор считает, что Пермь — Игра — Малмыж — Арск — Казань — самый оптимальный вариант (бог знает почему, наверное потому, что самый короткий).
Вариантов проезда — вагон и маленькая тележка.
Единственное, что остается загадкой: чем им настолько не угодил маршрут Пермь — Игра — Ижевск — Елабуга — Казань (который четко идет по трассе М-7 «Волга»), что они старательно его игнорируют и даже не предлагают среди вариантов проезда? Не найдя ответа на этот вопрос, решили, что и фиг с ним. Обойдемся без ответов, просто поедем по М-7, ориентируясь на указатели. Проверять на себе насколько дороги с префиксом «М» отличаются от дорог с префиксом «Р» желания не было.
Солнечный день, сочная зелень и светлая незамутненная радость от того, что автомобиль утром завелся с первого раза, расцвечивали жизнь яркими красками.
Сей факт не могло омрачить даже то, что по части масштабов дорожного строительства Удмуртия пытается догнать соседний Татарстан, но способами его (строительства) организации — повторяет печальный пример Екатеринбурга. Ну, т. е. перегораживает длиннющие куски трассы, оставив для проезда одну полосу, ставит там светофор и, не «парясь», ремонтирует трассу.
«Пробки большие собираются?»
«Да пофиг!»
«Временный дублер-то можно отсыпать?»
«А что это? Аааа, в этом смысле! Не, ну нафиг — дорого!»
Хорошо хоть, когда мы ехали, трафик был небольшой и заторов особых не было. Проезжали или на зеленый сразу или с первого же переключения светофора.
После Ижевска (который минуешь по объездной дороге) километров за 10 перед Можгой есть село Черемушки, в котором еще по прошлому году запомнился забавный придорожный рынок по продаже вязанных мочалок «hand made». Сидят тетеньки, тут же вяжут, тут же продают. Практическая ценность изделия весьма сомнительна, но как сувенирная продукция за умеренную плату (150-200 рублей) — имеет место быть.
Прикупили одну, в рамках поддержки отечественного производителя :)
В Татарстане дороги ремонтируют с еще большим размахом, чем в Удмуртии. Только вот несмотря на километры и километры ремонта — трасса не перекрыта нигде. Вообще. На всем протяжении есть хотя бы по одной полосе для движения в обоих направлениях. Движение плотное, но пробок нет.
Хотя в противоположном нам направлении пробка все же собралась. Но виноваты в этом были не дорожники, а физкультурники. По данной трассе в этот момент проходил один из этапов велогонки «Red Bull Trans-Siberian Extreme - 2017». Самая протяженная велогонка мира, участники должны были за 2 недели преодолеть расстояние более 9000 км. В том числе и вот в таких вот условиях: пылища строительных отвалов, грохот и копоть Камазов ремонтников, облака выхлопных газов и нецензурная брань остальных участников движения.
Причем маты были — инфа 146%. Там ведь не просто велосипедисты оригинального жанра ехали. Там серьезное соревнование, так что за каждой группой спортсменов тащился со скоростью 5-10 км/ч минивэн сопровождения, делая обгон совершенно нереальным делом. В общем: «О спорт — ты мир!», вон уважаемый барон Пьер де Кубертен не даст соврать.
В целом получилось, что ехали всю дорогу, можно сказать, без пробок, но все равно, обилие ремонтов по пути не позволяло держать высокую крейсерскую скорость. Так что двигались спокойно и не спеша.
В Казани, как и в прошлом году, сняли квартиру посуточно. Правда, на момент подбора вариантов, который (в связи с тем, что решение ехать в Татарстан было спонтанным) состоялся аж за целых 3 дня до выезда, выяснилось две вещи:
Поэтому нормальные квартиры дешевле 2000 тысяч в сутки были уже заняты. Если бы я занялся этим вопросом раньше, то можно было бы подобрать что-нибудь рублей за 1600. А так пришлось в конце-концов плюнуть, зайти на Booking, забронировать (из того, что осталось) свободные апартаменты поближе к центру и с фотографиями покрасивее. А то пока выбираешь да сравниваешь, может оказаться, что и по 2000 руб./сутки тоже уже все закончилось.
Остановились в итоге в 3 км от Кремля, на улице Дружинная. Вполне приличное место, рядом метро, магазины. Далеко не самый худший вариант, в общем, достался.
Ах да, чуть не забыл. Рубрика «Это интересно». Уже когда приехали к подъезду и нужно было потом перепарковаться поближе, выяснилось что РДТ опять накрылся. Логика как бы подсказывала: «Значит дело не в том, что в Омске поставили бракованный РДТ. Видимо, что-то с топливной системой, а скорее всего конкретно с бензонасосом. Надо бы разобраться...» А эмоции сказали: «Брось этот тарантас у подъезда. Он все равно тебе пару дней не нужен, пусть стоит и не нервирует хотя бы до послезавтра». Ну что сказать? Эмоции победили :)
Маршрут дня:
За день пройдено 750 километров за 13 часов.
День седьмой
Утром, оглядев с немым укором свой автомобиль, мы отправились на метро в Кремль. Видеть мы его, конечно, и в том году уже видели. Собственно, в тот раз мы только Кремль-то и успели толком посмотреть. Но, во-первых, это когда было? А во-вторых, вдруг что интересное пропустили? Так что надо, значит надо.
Собственно интересное (кому как, конечно, но меня лично заинтересовало) началось сразу с подхода к Кремлю. Так уж вышло, что мы, сами того не подозревая, умудрились с точностью до минуты подойти к началу крестного хода Казанской иконы Божией Матери (проходящего 2 раза в год). В итоге не пришлось гадать: чего это люди толпятся? Чего они ждут? Сразу с порога: пришли, посмотрели, переждали, пока толпа схлынет, поставили галочку «Крестный ход посетил» и пошли дальше.
Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери (начало XVIII века).
Оригинал, датируемый 1579 годом, был украден и уничтожен еще в 1904 году.
На территории Кремля находится 7 разных музеев. Сначала мы хотели зайти хотя бы в парочку, но потом подумали, что можем не успеть (на этот день еще были планы) и ограничились просто прогулкой по территории и посещением смотровой площадки в одной из башен стен Кремля. Так что как туристы мы для комплекса стали чистым разочарованием: 2 билета на башню по полтинничку, 1 магнитик — даже и говорить не о чем.
Спасская башня Казанского кремля. Построена в XVI веке.
Вокруг самого приметного здания комплекса (мечети) в этом году велся ремонт прилегающей площади, все было перегорожено, и даже на самом здании стоял какой-то экскаватор. Что несколько смазывало общее впечатление. Благо мы ее уже видели раньше без заборов и поддонов с плиткой вокруг.
Мечеть Кул-Шариф. Построена в 1996-2005 годах.
В этот раз мы дождались окончания службы и зашли внутрь. Правда, оказалось, что ничего особо эпичного там нет. Люстра красивая, ковер (дорогой, наверное), просторно, светло. Да и все, пожалуй. Православные храмы в этом отношении куда пафоснее.
За христианскую часть населения Казани на территории Кремля отвечает Благовещенский собор. Здание снаружи менее внушительное, чем Кул-Шариф, но куда более древнее, с многовековой историей. Фотографии внутреннего убранства у меня, правда, сделать не получилось. Но интересующимся всегда может помочь любой поисковик — там очень даже ничего себе.
Благовещенский собор Казанского кремля. Построен в 1555-1562 годы.
Прогулялись до местного аналога Пизанской башни — башни Сююмбике. Она тоже вполне себе «падает», хоть и не так сильно. Отклонение шпиля от вертикали составляет почти 2 метра.
Башня Сююмбике. Приблизительно датируется XVII-XVIII веком.
Вообще, на территории Кремля весьма живописно, хватает интересных зданий, есть хорошая обзорная площадка с видом на город и реку. Откровенно говоря, Казанский кремль IMHO ничем не хуже Московского (разве что сломанного колокола нет). А может, даже и поинтереснее будет.
Северный корпус Пушечного двора. Построен в XVII веке.
Погуляв там до обеда, мы отравились на площадь Тысячелетия к автобусной остановке, чтобы оттуда добраться до Речного порта. От площади с таким громким названием я, правда, честно говоря, ждал чего-то более занимательного . А по факту это: большой газон, скоростная магистраль и парковка возле стадиона. Проще говоря — это скорее транспортная развязка для автомобилей, нежели площадь для пешеходов.
Площадь Тысячелетия, Центральный стадион и Казанский цирк.
В Речной порт мы поехали исходя из следующих соображение: под боком есть река Волга, она течет издалека долго и, говорят, неотвратимо впадает в Каспийское море. Так что просто грех по ней не прокатиться.
Поиск в интернете, на момент планирования поездки, выдал две вещи: водный туризм в Казани развит маловато. Но есть оставшийся со времен СССР речпорт, где имеются (судя по всему, оставшиеся с тех же времен) рейсовые речные суда. Которые два раза в сутки (в 15:00 и 19:00), при отсутствии авралов на основном маршруте, проводят двухчасовые прогулки по реке для всех желающих. Цена очень даже бюджетная (280/140 рублей за взрослый/детский билет).
В 19:00, мы подумали, будет уже поздно, поэтому решили подсократить прогулку по Кремлю и успеть на 15:00. Успели. На месте выяснилось, что от СССР в наследство остался не только порт. Незабываемый колорит советского сервиса тоже был в наличии. Тетеньки в духе «Вас много — я одна!» сидят на кассе, тетеньки «Ходють тут всякие и топчут!» присматривают за порядком в зале ожидания. Благо покупка билетов не занимает много времени.
Пройдя на причал и заняв места на верхней палубе, мы отправились в путь. Собственно каких-то оригинальных впечатлений прогулка не дает. Река — ожидаемо широкая, ветер — свежий и прохладный, небо — синее, вода — мокрая… местами по берегам попадаются кое-какие строения (некоторые даже исторические). Все вполне обыденно. Но просто посидеть и отдохнуть от пеших забегов, посмотреть на воду, попить чайку из термоса... почему бы нет? Та же прогулка на свежем воздухе, что и в каком-нибудь парке, только ногами шевелить не нужно и можно даже с сидения не вставать :)
Заброшенная печь для обжига известняка возле села Печищи.
На пристань мы вернулись по графику в 17:00 и так как до вечера запас времени еще был, то отправились немного погулять по Казани (заодно подсократив протяженность запланированного на завтра пешего «забега» по улицам города).
Маршрут прогулки можно посмотреть тут: https://yandex.ru/maps/43/kazan/?um=constructor%3Ae363180682c2acbbee3da569c8a99d95a788d6f6f8862ab4e44d680e5585a7ce&source=constructorLink&mode=usermaps
На самом деле топать прям от Речпорта всю дорогу пешком совсем необязательно. Туристическая привлекательность пыльной обочины дороги и попавшегося по дороге автовокзала весьма сомнительна. И даже отмеченный в моем маршруте парк Карима Тинчурина — это просто обычный сквер с фонтаном и портретом вождя мирового пролетариата. Так что 2-3 остановки можно смело проехать на автобусе. Но мы только что просидели 2 часа на теплоходе, так что решили прогуляться. Не ради красот, просто ноги размять.
Парк Карима Тинчурина. «И Ленин такой молодой...»
А вот дальше, по мере возвращения на протоптанные туристами тропы, становится уже интереснее. Попадаются красивые строения:
«Дом Шамиля» (Литературный музей им. Габдуллы Тукая). Построен в 1863 году.
Здание на реставрации, но часть фасада уже сделана, так что забор и строительные леса не по всему периметру. Кстати, судя по фото в интернете, радостная желто-кремовая расцветка пришла строителям в голову только недавно. До этого на всех снимках дом покрашен в ровненький унылый серый цвет.
С погодой, кстати, нам, можно сказать, повезло. Синоптики с утра обещали: «Переменная облачность с прояснениями. Временами дожди». Не обманули. Облачность была весь день (ну т. е. духоты не было). Дожди действительно временами и недолго. Мы даже зонтик толком не открывали. Плюс бонусом к осадкам — радуга.
На улице вдоль озера и в конце набережной шел какой-то ремонт, и как следствие проход был ограничен. Пришлось немного побегать кругами, обходя ограждения и вспоминая монолог из советского кинематографа: «Ну кто так строит, кто так строит??» (с) Но мы все же справились с этим квестом :)
Институт филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого КФУ.
Меж тем уже вечерело, так что пора было уже закругляться. Последней точкой интереса, перед тем как сесть в метро, на этот день был парк Тысячелетия.
Нууууу, фиг знает. Такое же чувство, как и с одноименной площадью. Так-то нормально все, хорошо я бы даже сказал. Но на гордое звание «Тысячелетия» как-то IMHO не тянет. Вот если взять на вооружение советские клише названий, то на «Имени празднования тысячелетнего юбилея города Казани» — вполне. А так, как-то слишком пафосно что ли. Но хотя гостиница на заднем фоне соответствует уровню помпезности :)
На этом наша прогулка была на сегодня закончена, и мы поехали в квартиру.
День восьмой
Утром поехали в зоопарк. Ну, а точнее — в Казанский зооботанический сад. Ботанический — это важно, ибо с 1806 по 1925 годы он вообще был просто ботсадом. А зоосад там открыли только в XX веке. Было интересно посмотреть на старейшее заведение такого плана в России.
Ботаническая составляющая встречает посетителей прямо со входа.
Помимо редких растений и стандартного набора медведей, волков, птичек и прочих обезьян, в зоопарке присутствует бегемот. Собственно он-то и был самой интересной частью экскурсии. Просто самим фактом наличия (до этого визита я его, честно говоря, видел только на картинке). А вообще: животное просто тупо лежит в бассейне и иногда лениво переворачивается туда-сюда. «Экшена» в этом действе — минимум.
Часть территории представляет из себя контактный зоопарк со всякими козочками, кроликами и прочими барашками. Детям интересно, бегают, смотрят, играют.
На этом с положительными моментами всё. Перейдем к недостаткам. Нет, не так. Не передает всю глубину охвативших чувств. О, точно! Отзыв же про зоосад, используем термины из зоологии: «Это песец! Полный песец! Жирный такой, на грани инфаркта от переедания песец!»
Нет, понятно, что заведение старое. Что расположено почти в центре города. Что площадь маленькая и что животных не очень много. В схожих условиях находится и Ленинградский зоопарк. Да и наш Новосибирский, до того как переехал в конце 90-х из центра на окраину — тоже был «не фонтан» (это сейчас он раз в 10 крупнее Казанского и по площади и по количеству животных). Это все было ожидаемо и понятно за 30 секунд изучения Википедии.
Но вот что стало неприятным сюрпризом, так это то, что половина клеток — это какой-то трэш. И я не про их размер. С размером клеток, повторюсь, все сразу было понятно. Я про их состояние: облезлые стены, битый кирпич, ржавые прутья, срач... и внутри сидят животные с явственным вопросом на морде: «ОМГ, куда я попал?»
Когда не дают укусить за бочок... того, кто отвечает за ремонт клеток.
Ладно там финансирование, бюджеты и прочие издержки капитализма. Но ни за что не поверю, что нельзя найти 3 мешка цемента, банку краски и рулон наждачной бумаги для ремонта клетки. Поднимите цену на 10 рублей, раз уж так печально все. А так, складывается впечатление, что руководству зоосада — просто наплевать. Дескать: дырок же в клетках нет? Животные через них не пролазят погулять по территории? Ну, значит, все хорошо, значит и так сойдет.
Данный прискорбный факт изрядно «смазал» впечатления от зооботсада. Ну да ладно, я постарался «развидеть» медведей и волков в их клетках и представить, что смотрел одного бегемота. И кроликов в контактном зоопарке — они смешные. Хотя животных жалко, конечно.
По окончании осмотра, мы доехали на автобусе от ул. Хади-Такташа до метро «Суконная слобода» и начали нашу пешеходную часть сегодняшней экскурсии по улицам Казани.
Карту достопримечательностей можно посмотреть по ссылке: https://yandex.ru/maps/43/kazan/?um=constructor%3Ae968d1f4e67b9518cf7020da2ebed20f92db47087a4791e5746ca7872a01bc95&source=constructorLink&mode=usermaps
Конный трамвай — один из 3 выставленных (на ул. Петербургской) образцов общественного транспорта прошлого века.
Ярким примером того, что интересные объекты не обязательно должны быть старыми, служит театр «Экият». Новое здание театра, построенное в 2012 году, весьма приметное (в хорошем смысле этого слова) и невольно обращает на себя внимание, даже если ты просто проходишь мимо.
Татарский государственный театр кукол «Экият».
Последние метров 500 (пешеходные, без машин) улицы Петербургской стараются в полном объеме оправдать свое название. Стилизация под мосты и канал, а также соответствующие вывески — в наличии.
Улица Петербургская (предыдущие названия — Свердлова, Георгиевская).
Напротив «филиала» Питера в Казани, перейдя по переходу через оживленную площадь, попадаешь в «филиал» Москвы. Называется, правда, улица не Арбат, а Баумана. Но смысл тот же: люди, аниматоры, сувениры в духе «кич а-ля рюс»...
Пожалуй, главным и самым заметным зданием улицы служит колокольня Богоявленского собора. С учетом ее высоты (около 74 метров) пропустить ее сложно. А вот сфотографировать на память нормально можно только с соседней улицы. Ну, или как я: «забив» на композицию фото и сделав снимок по принципу «Да ладно! И так сойдет!» :)
Колокольня Богоявленского собора. Построена в 1893-1897 годах.
Помимо исторических достопримечательностей на улице есть и новодел, который, однако, уже успел стать известным символом города. В Казани решили не мелочиться с городской скульптурой и поставить сразу 3-метровый памятник. Не в пример минимализма омского «Сантехника» и уж тем более питерского «Чижика-Пыжика» :)
Памятник Коту Казанскому. Установлен в 2009 году.
В конце улицы Баумана мы вышли к уже осмотренному нами вчера Кремлю и отправились по параллельной Кремлевской улице строго в обратном направлении. Да, по сути мы ходили по территории пары кварталов зигзагом. Но хотелось «всех посмотреть», поэтому на красоту линий GPS-трека нашего маршрута было решено не обращать внимание.
Спасская башня Казанского кремля (дубль 2) — вид с улицы.
Дабы не превращать мой и так уже IMHO перегруженный фотографиями отчет совсем уж в фотоальбом, снимки всех осмотренных домов, церквей и парков размещать не буду. Просто вот в качестве иллюстрации:
Александровский пассаж. Построен в 1880-1883 годах.
В конце концов мы вышли к парку Земледельцев, расположенному все там же у Кремля. Кстати, в отличие от Гугла и Яндекса, Википедия и 2ГИС считают, что «парк Земледельцев» правильно называется «Дворцовая площадь». Может, конечно, они и правы, но блин? Ладно Петербургская улица — просто кусочек преднамеренной стилизации. Занятный штрих в городском пейзаже. Но Дворцовая площадь? Серьезно? Возле «дворца», которому еще и 10 лет нет? Нет уж, пусть будет Красная — в Москве, Дворцовая — в Питере, а Земледельцев — в Казани. Мне так удобнее :)
Дворец земледельцев. Построен в 2008-2010 годах.
Сам «дворец», который стоит на этой площади, выглядит, конечно, внушительно. К архитектурной составляющей постройки никаких вопросов — очень даже качественная стилизация «под старину».
Но вот сам факт его существования... просто апофеоз современной российской действительности. Ладно театр «Экият». Все лучшее — детям. Понимаю и одобряю. Ладно Кул-Шариф. Все лучшее — верующим. Тем более построенное в основном на их же пожертвования. А вот постулат: «Все лучшее — чиновникам» как-то, по моему, перебор, не? Хотя чего я спрашиваю всякие глупости, да?
За 2,2 миллиарда государственных денег строится помещение для Министерства сельского хозяйства (не всей страны, просто республики). Причем не абы где, а в 200 метрах от центрального исторического ансамбля, который является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ну и рядышком, «до кучи» так сказать, еще стоят 3 жилых дома в том же стиле. Я так понимаю, чтобы скромным работникам сельского хозяйства из «дворца» и не менее скромным чиновникам из соседнего Кремля, недалеко было на работу ходить.
Ну ок, ладно. Чего это я возмущаюсь? Пусть люди работают в самом-то деле. «Утром мажу бутерброд — сразу мысль: а как народ? И икра не лезет в горло, и компот не льется в рот!» (с) ну и далее по тексту ...
В отличие от прошлого года, когда мы спокойно погуляли в парке и по набережной, в этом году в дни нашего визита над рекой Казанкой проводился этап чемпионата мира по авиа-слалому «Red Bull Air Race - 2017». Поэтому прилегающая к реке территория была огорожена, проход только через рамки металлоискателей, толпы зрителей тоже в наличии.
Сами соревнования, как по мне, смотреть интересно только первые минут 15. Ну ладно 30. Одинаковые самолеты, одинаково летают по одному и тому же маршруту, выполняя одни и те же фигуры пилотажа в одних и тех же местах трассы. Увидел одно выступление — считай, что увидел все. Ну, иногда правда кто-нибудь сбивает стойку ворот. Причем летают-то они по очереди. Ну т.е. узнать, кто из пилотов молодец, а кто ну прям вообще молодец-молодец, можно только посмотрев на табло с циферками. Или самому с таймером стоять и время засекать. Но людям, говорят, нравится, уже 14 лет проводят соревнования по всему миру. Так что, похоже, просто не мое это.
Кремлевская дамба в связи с соревнованиями тоже была перекрыта для пешего прохода. Так что прогуляться по мосту через реку в этот раз не вышло. Пришлось переехать ее на автобусе и с остановки уже идти к чаше «Казана»
Центр семьи «Казан» (по сути ЗАГС). Построен в 2012-2013 годах.
Прибрежная территория вокруг сооружения тоже была обнесена ограждениями, выйти через которые можно было в нескольких местах, а вот зайти — только в одном месте, через досмотр. В Казани я вообще заметил, к безопасности относятся более серьезно, чем у нас в Новосибирске. Рамки в метро, просвет багажа сканером: что в метро, что в местах народных гуляний. Причем проверяют всех подряд.
У нас все это тоже есть, но всех поголовно пропускают только через рамку, а просвечивают багаж выборочно, в основном у людей с крупными сумками. А «в полях» (на том же авиашоу под Новосибирском, где я был через недельку после посещения Казани) так и вовсе только рамки, а досмотр вещей визуальный, без сканеров.
Наверное, есть у руководства МВД Новосибирской области и транспортной полиции где-то в глубине души уверенность, что террористы к нам Сибирь не поедут. Побоятся, что их медведи загрызут. Ну или на карте нас не найдут. Мало ли кто там живет в этом городишке в тайге за Уралом? Ищи их еще...
Погуляв в парке возле «Казана» и посмотрев на соревнования авиаторов с этого берега Казанки (никакой разницы, просто подальше, так что видно похуже), мы отправились к последней из запланированных к осмотру на сегодня достопримечательности города.
Кизический Введенский монастырь. Надвратный храм во имя святого князя Владимира. Построен в 1691 году.
«Запланирован к осмотру» — на самом деле слишком громко сказано. Монастырь, конечно, старый и после реставрации очень даже ничего себе. Но расположен он в стороне от центра города, и вряд ли я бы заложил его в маршрут, если бы он не находился в 300 метрах от снимаемой нами квартиры. А так вышло вполне удачно: шли мимо, зашли, посмотрели и дальше пошли домой ужинать.
День девятый
В этот день у нас по плану была поездка по интересным местам уже не в самом городе, а в его окрестностях. Маршрут можно посмотреть по ссылке:
Ну а так как в пригород метро не ездит, нужно было реанимировать своего «железного коня». Поэтому был снова заменен (купленный вчера по пути) регулятор давления. Нет, надежды на то, что до этого мне 2 раза подряд попался бракованный РДТ и вот сейчас-то я каааак поменяю его на хороший и все наладится — не было. Понятно было, что регуляторы нормальные, просто выходят из строя. Самый логичный вариант — из-за бензонасоса (он у меня не с завода, я его уже менял, в «Отзыве» об авто я писал об этом).
Так, кстати, и оказалось впоследствии: модуль насоса, купленный в магазине в полиэтиленовом пакетике с мятой биркой за 2500 рублей оказался косячным и пришлось его заменить другой, в синей фирменной автовазовской коробочке за 4 700 рублей. Но это было уже потом, когда я уже вернулся в Новосибирск и загнал ее к дилеру на диагностику. Там я уже был дома и мог за свои деньги, в случае чего, не спеша клевать мозг сервисменам, которые чинили автомобиль.
А в чужом городе ехать на очередное СТО, покупать дорогие запчасти и платить им бабло с тем, чтобы наутро уехать от них за 3 000 километров без каких-либо шансов спросить с них за работу или получить гарантию на запчасти? Решил, что ну его нафиг. Причины «выкрутасов» понятны (низкое давление топлива), замена РДТ (которую я волей-неволей научился производить минут за 15 с перекуром) за 500 рублей помогает на какое-то время — вот и хорошо. Кроме как с холодным пуском проблем нет, так что ремонт пока терпит.
Так что заменил регулятор и поехали. Первой целью нашей поездки были Голубые озера, расположенные возле поселка Щербаково. С парковкой ситуация там достаточно странная: с одной стороны, большая часть народу оставляет машины вдоль дороги у эстакады, возле спуска. На этом спуске висит «кирпич», и на столбе висит камера. Но после спуска, в конце автомобильного проезда, перед пешеходной тропинкой, есть специальное место для парковки. Возможно, «кирпич» висит только с одной стороны, а с противоположной полосы спуститься можно. Но проверять и разворачиваться я не стал и оставил машину просто на обочине.
Сами озера похожи (среди тех, что я видел) на Голубое озеро (да-да, название тоже не блещет оригинальностью) возле села Акташ в Республике Алтай. Только до них не нужно ехать 800+ км от города, вокруг нет гор и народу гораздо больше. А в остальном — также красиво. Всего есть 3 озера, расположенные рядом: Большое, Малое и Проточное.
На берегу Малого озера построены кабинки для переодевания и мостики для купающихся. Я, собственно, почему Алтай вспомнил: там Голубое озеро — это потаенный уголок, куда ходят по болоту немногочисленные туристы, чтобы просто оценить красоту природы. В Казани — это просто мини-филиал городского пляжа, где постоянно плюхается десяток-другой-третий любителей водных процедур различной степени стройности и в плавках разных фасонов. Ну, такое себе шоу. Охотно верю, что им весело и минеральный состав воды полезен для здоровья. Но созерцательную красоту момента акт массового омовения сильно обесценивает.
Одно правда радует: эффект толпы работает и тут. «Раз все купаются в одном месте, то зачем куда-то ходить? Значит, тут лучше всего», — думают граждане отдыхающие и дают возможность остальным отойти метров на 150 выше по берегу и посмотреть на озеро без брызг, визгов и прочего шумового сопровождения. Хотя, может, это утром так, а днем народу еще больше и никуда от них не деться :)
А вот к Большому озеру мы так и не попали. Судя по информации из интернета: нужно было вернуться к трассе, пройти под эстакадой и по тропинке вдоль реки дойти до места. Но пошел дождь, и тропику тупо размыло. Так что топать по грязи в кроссовках стало, прям скажем, не комфортно. Можно было бы, конечно, заехать в сам поселок и добраться до озера с его (поселка) окраины. Но решили, что хватит мокнуть, ограничимся тем, что 2 из 3 водоемов мы уже осмотрели.
Поэтому мы сели в машину и поехали дальше, к Богородицкому мужскому монастырю в Местечке Раифа (действующему, не просто памятник истории).
Колокольня над святыми вратами. Построена в 1889-1903 годах.
В монастыре все поставлено на прочные туристические рельсы: платная парковка, лавки с сувенирами, продажа картин, экскурсоводы, есть гостиница с тематическим названием «Дом паломника». Проводится даже мини-презентация местного церковного вокального квартета: послушайте минутку пения вживую (хорошо поют, кстати), а потом купите диск с нашими записями. Все это, впрочем, не отменяет исторической ценности самих зданий обители. 60 рублей за парковку не великие деньги, за вход денег не берут, а сувениры и прочие пряники (да, там есть еще и лавка с узорными пряниками и прочими пирожными) — можешь и не покупать, никто не заставляет.
Троицкий собор. Построен в 1904-1910 годах.
Вообще, сам Раифский Богородицкий монастырь был основан еще в 1613 году, но построен был из дерева, так что в 1689 году он банальным образом сгорел. Так что из изначального там осталось только Раифское (Сумское) озеро, на берегу которого он был возведен. Что ожидаемо, чего ему сделается? :) Так что сохранившиеся до наших дней каменные здания были построены позже, в разное время.
Церковь в честь Святых Отцов в Синае и Раифе избиенных. Построена в 1708 году.
В общем, если нет аллергии на здания религиозного толка, проживающих в них монахов и обилие не только простых туристов, но и верующих людей вокруг (что собственно логично для монастыря, не правда ли?) — посетить это место однозначно стоит. Красивые цветники, церкви, озеро… очень живописно, не пожалели, что заехали.
А да, пирожное мы все-таки купили :) Провокационного зеленого цвета. А ну как что необычное? А нет, обычное фисташковое, но вкусное. И магнитик. А вот CD диск с песнопениями — решили, что уже перебор :)
Рядом с монастырем у соседнего поселка Садовый находится еще дендрарий Волжско-Камского заповедника. Планировали туда тоже зайти на часок и побродить на свежем воздухе. Но дождь так и не кончился, так что эта часть маршрута тоже попала под сокращение. Деревья это, конечно, хорошо, но деревья у нас и в Новосибирске есть. А вот зданий и церквей XVI-XVIII века нет. Поэтому ради архитектуры можно и помокнуть. А вот ради царства ботаники — совсем не обязательно. Особенно, если ты забыл в квартире дождевики и у вас 1 зонтик на троих :)
Приняв такое решение, мы поехали дальше, на остров-град Свияжск, который был основан еще в 1551 году при Иване Грозном. Он манил нас больше, чем пыльцеголовник красный и перистый ковыль, который можно было бы посмотреть в дендрарии :)
На остров можно попасть на автомобиле, проехав по дамбе. Перед подъемом к граду есть большая и при этом (что даже как-то удивительно в нашем чудном капиталистическом настоящем) бесплатная парковка. Более того: на входе стоят турникеты, где нужно сканировать билеты. Но если ты приехал сам и экскурсовод тебе не нужен, то достаточно зайти в кассу экскурсионного отдела и взять бесплатный билет для прохода.
Богородице-Успенский мужской монастырь:
Никольская трапезная церковь (1556 год) и Успенский собор (1561 год).
Туристов на острове много, в том числе иностранных. Поэтому и парковка заставлена плотно. И в кафе, куда мы зашли покушать, прям очереди (столов не хватает). Но если не лениться пройти лишние 200 метров до входа и обойтись без гастрономического туризма (тем более что еда там обычная, ближе к столовской), то все в порядке.
А вот от псевдо-исторической коммерции уже никуда не деться:
Поэтому вниманию посетителей предлагают: катание на лошадях, продукцию местной кузницы и прочий «hand made» (вперемешку со стандартной фабричной сувенирной мелочевкой), мед, травы, а также «Свияжский хлеб по уникальному рецепту … бла-бла-бла» — вместо которого почему-то стоял мангал и торговали шашлыком. Может, конечно, это был не шашлык, а секретный ингредиент лаваша, который-то и был тем самым уникальным хлебом. Хотя, скорее всего, выпечка просто закончилась :)
Иоанно-Предтеченский монастырь: Троицкая церковь (1551 год), Сергиевская церковь (1604 год) и Скорбященско-Богородицкий собор (1898-1906 годы).
Основную часть исторического архитектурного ансамбля острова составляют, как, я думаю, уже понятно — церкви. Хотя есть там и несколько музеев, и купеческие дома, и гимназия. И даже водонапорная башня XIX века, которая, на мой взгляд, на башню ну вот вообще не похожа :)
Выставочный зал «Старая водонапорная башня»
Ну и простые дома есть. Это все-таки населенный пункт, путь и небольшой, с населением 259 человек.
В общем, погулять там есть где, так что заехать однозначно стоит. Я, кстати, когда читал про этот остров перед поездкой, то попал на одно описание в ЖЖ, где человек так искренне возмущался современным состоянием Свияжска. Дескать: «Безобразие какое! Понаехали тут и смотрят и смотрят! Разрекламировали это место, отреставрировали все подряд. Теперь уже не походишь в одиночестве мимо ветшающих развалин. Вся ламповость пропала!».
Ну, не знаю. Мне кажется, что пусть уж лучше бабки зарабатывают на туристах, но зато содержат в порядке. Чем все это будет разваливаться никому ненужное.
Церковь Константина и Елены. Построена в XVII веке.
Но при всех достоинствах острова, погода на улице все еще вносила свой особый колорит. Любоваться историческими зданиями под дождем — можно. А вот убедить себя в том, что стекающая за шиворот холодная вода никак не мешает тебе совершать неспешный променад — уже сложнее. Поэтому осмотреть-то мы осмотрели все. Но шаг при этом был широкий, строевой и лишний раз мы старались нигде не задерживаться. Так что наша прогулка закончилась несколько раньше, чем могла бы, будь на улице ясная погода.
От Свияжска мы поехали обратно в сторону Казани. По дороге заехали в Старое Аракчино, посмотреть на так называемый «Храм всех религий». По сути это, конечно, не храм, просто здание, которое строил по собственной инициативе местный художник Ильдар Ханов. Просто символ возможности единения людей с разными взглядами. Масштаб задумки, конечно, внушает.
Международный культурный центр духовного единения Ильдара Ханова.
Но, к сожалению, 4 года назад, после 20 лет строительства, сам автор идеи умер, так и не доведя до конца все, что задумал. А в этом году в здании еще и случился пожар. Сейчас родственники художника вроде как ведут какие-то реставрационные работы и, возможно, доведут дело до конца.
Но пока впечатления двоякие: снаружи выглядит, конечно, занятно. А вот внутри делать совершенно нечего. Часть комнат все еще обуглены, в части просто жилые помещения. За вход просят 50 рублей. Очевидно, за просмотр старого холодильника и полового ведра с тряпкой.
В общем: если вы едете мимо, то просто припаркуйтесь поблизости (возле «храма» парковки нет, но через 100-200 метров есть магазин, там можно встать) и осмотрите строение с улицы. Можно обойти вокруг. Этого будет совершенно достаточно — вся туристическая ценность данного объекта именно в его внешнем облике и необычности задумки.
Изначально мы хотели после Аракчино уже в самой Казани заехать осмотреть Храм-памятник Спаса Нерукотворного, который интересен тем, что был построен еще в 1813 году в память о воинах, погибших при осаде и взятии Казани в 1552 году. Но что-то стало, откровенно говоря, лень.
Хотелось уже доехать до дома, переодеться в сухую одежду, выпить кружку-другую горячего чаю... Тем более что нужно было еще успеть упаковать чемоданы. Отпуск-то по сути кончился, завтра нужно было выдвигаться в обратный путь, чтобы за 3 дня успеть доехать до Новосибирска. Так что отправились сразу на квартиру.
День десятый
Утром, попрощавшись с Казанью, поехали домой. Привыкнув к тому, что в городе Яндекс.Навигатор удобнее, ввели, особо не вглядываясь, маршрут и «забили» на то, что Навител пытался наставить нас на пусть истинный. И только километров через 60 стало доходить, что узкая двухполоска как-то мало похожа на трассу М-7, на которую давно пора бы нам уже выехать.
И только тут вспомнилось, что Яндекс упорно считает, что путь напрямик через деревни и села Татарстана — типа короче и удобнее. Так что он повел нас на Арск. Не убедил. Потерянного времени было, конечно, жалко, но, помня о прошлогодних плачевных результатах заездов по «коротким» маршрутам, было решено тупо вернуться обратно к городу и поехать по знакомой трассе. Да, вполне может быть, что мы просто потеряли часа 3 времени и упустили возможность срезать путь. Ну и бог с ним. Проще ехать дольше, но спокойнее; чем ехать и ждать какой-нибудь «подставы» вроде убитых дорог или сломанных мостов.
Под Казанью нас остановил суровый татарстанский ГИБДДшник. Он был настолько придирчив, что проверив ВУ и СОР, заставил еще и в бардачок лезть за ОСАГО. А потом еще читал все документы. Долго. Секунд 15. Не зря на всех форумах пишут, что гаишников в Татарстане нужно опасаться. Потратили на него минуты 1,5, наверное. Нет, чтобы, как все нормальные полицейские, при виде моей потрепанной Калины — отворачиваться и плакать.
Во второй половине дня поездка стала до банальности предсказуема. Все та же дорога, что и 3 дня назад; те же ремонты и (как следствие) пробки все на тех же местах. Благо хоть совсем уж долго мы не стояли, но пару раз по полчасика проторчать пришлось.
Ну, хоть встреченные нами ранее по пути «туда» участники велопробега уехали далеко вперед и обгонять ни спортсменов, ни машины сопровождения было не нужно. Хватило и того, что мы обратно пересекли 2 часовых пояса и по местному времени итак приехали достаточно поздно.
Маршрут дня:
За день пройдено 880 км за 16 часов.
День одиннадцатый
Утром выяснилось, что РДТ опять «сдох». Не сказать, чтобы я сильно удивился — все было вполне предсказуемо. Новый было решено не ставить, деньги зря не тратить. Да, заводить автомобиль с перегазовкой не шибко удобно и необходимость на холостом ходу периодически подгазовывать, прямо скажем, напрягает. Зато это бесплатно. А это, с учетом уже потраченных в этой поездке на ремонты денег, весьма радовало моего внутреннего Рабиновича.
Перед Екатеринбургом в этот раз удалось-таки сосредоточиться и не пропустить съезд на ЕКАД, чтобы не тащиться через сам город. Но, видать, нельзя просто так взять и проехать город. На объездной тоже был ремонт и пробка. Так что еще не факт, что мы что-то выгадали от этого объезда.
Перекусили на выезде из города.
Тюмень проскочили спокойно. После нее опять пошла уже знакомая двухполоска Р-402 — хорошая, но забитая фурами по полной. И ремонты, куда же без них. Иногда начинает закрадываться мысль, что ремонт дорог в нашей стране — дело совершенно бессмысленное. Зимой сама природа заровняет все ямы снежком. А летом все равно по хорошему асфальту поездить толком не получается. Ибо то тут, то там постоянно что-то чинят и перекрывают трассу.
Причем веселуха часто круглосуточная. Едешь вечером в город Ишим. Смотришь, навигатор рисует перед городом пробку. Серьезную такую, красным цветом. Думаешь такой: «Откуда в это время пробки-то? Наверно, ошибка какая-то». Подъезжаешь, смотришь: а нет, не ошибка. Просто дорога наполовину перегорожена блоками (строители, конечно, давно дома сидят), и одинокий светофор в ночи собирает проезжающих мимо в кучку. Чтобы им не скучно ехать было.
Но до Ишима мы таки доехали и отправились заселяться в уже знакомую гостиницу.
Маршрут дня:
За день пройдено 1035 км за 17 часов.
День двенадцатый
Финальный отрезок пути. За те полторы недели, что нас не было, ничего не поменялось. Дорога все еще осталась узкой и загруженной. Обгоны на ней все так же несут в себе изрядный заряд адреналина.
Вдобавок, наверное, чтобы лучше прочувствовать тот неотвратимый факт, что отпуск кончился и завтра наконец-то нужно будет идти на работу — еще и погода испортилась. Поехали по трассе, уходящей за горизонт в обрамлении жизнерадостных низких свинцовых туч и навевающего веселые мысли моросящего дождя.
У трассы Омск — Новосибирск есть одно достоинство: по пути практически не проезжаешь ни одного населенного пункта. Ну т. е. поселки сами-то по себе есть, но большей частью находятся в отдалении от дороги, так что ты их просто минуешь, не заезжая. Не нужно оттормаживаться до 60 км/ч, едешь себе и едешь. Правда, вот и кафе на этом участке тоже не сказать бы что много. Нет в жизни совершенства :)
В общем-то, рассказывать о последнем дне особо нечего. Некоторая усталость от третьего дня перегона давала о себе знать, так что поездка воспринималась как просто перемещение в пространстве. Колеса крутятся, глаза за дорогой смотрят, расстояние до дома уменьшается — ну и слава богу. А что там за окном происходит — не все ли равно? Динозавры вроде не бегают, метеориты не падают. Ну, значит, ничего интересного.
Так что последний день поездки можно сократить до одного предложения: «Мы ехали, ехали и наконец приехали».
Маршрут дня:
За день пройдено 1030 км за 16 часов.
Далее минутка арифметики. Кому интересны циферки всякие, тот может знакомиться. Кому они сроду не нужны... ну, можно не читать, дело-то добровольное :)
ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ
За время путешествия было:
Считал по чекам, т. к. компьютер за время ремонтов пару раз обнуляли. Необходимость компенсировать сдохший регулятор давления более активным впрыском топлива увеличила расход горючки где-то на 300-400 грамм бенза на 100 км (по сравнению с прошлогодней поездкой) — не критично.
По технической части за время пробега:
Расходы на поездку:
Итого: примерно 52 тыра. Если ехать на исправной машине, а не как мы, то можно уложиться в 40-45 :)
Проблемы с машиной в дороге, конечно, потрепали нервы. Но впечатлений от поездки не испортили. Мы ведь по факту-то побывали везде, где планировали, и посмотрели все, что хотели. Получили массу впечатлений и положительных эмоций.
А что до заморочек с ремонтом, ну тут, как говорится, «Если проблему можно решить за деньги, то это не проблема — это расходы» (с)
На этом у меня все. Спасибо всем, кто дочитал мой опус до конца :)