|
В августе текущего года, точнее в период с 6 по 25 августа, нашей семье на собственном автомобиле посчастливилось совершить увлекательное путешествие из Сибири на Таманский полуостров до поселка Кучугуры и счастливо вернуться обратно.
Не скажу, что это было мечтой всей нашей жизни, скорее, о подобном путешествии мечтал давным-давно один я, остальные члены семьи всегда предпочитали самолет или поезд.
Моя семья — это я, моя супруга (нам по 40 лет) и наша дочь, выпускница школы (17 лет от роду), ныне уже студентка первого курса. Сам я работаю менеджером в крупной компании, супруга — преподаватель в одном из Омских вузов.
После поездки осталась масса впечатлений, наблюдений и записей, которыми захотелось поделиться с теми, кто в ближайшие годы соберется сделать нечто похожее на наш блицкриг. Пишу по свежей памяти, спустя всего несколько дней после окончания поездки, иначе, если это дело отложить в долгий ящик, то, по причине постоянной занятости, этот рассказ может и не состояться.
Чтобы читать сей опус было не скучно, я решил написать его несколько не так, как это делает большинство автопутешественников. Просто не хотелось бы в ...надцатый раз повторяться, описывая в мельчайших подробностях маршрут движения, время выезда и пересечения контрольных отметок. Всё это сто раз написано до меня, всё это уважаемый читатель сайта www.drom.ru уже знает очень хорошо и без моих рассказов.
Задача не в этом. Просто захотелось рассказать об этом так, чтобы те автолюбители, кто еще сомневается в том, рискнуть ли ему и рвануть следующим летом на море своим ходом, смог отбросить свои сомнения, тревогу жены о предстоящем многодневном дорожном «ужасе» и смог без особых проблем проделать тоже самое, что в этом году сделали и мы.
Чтобы читать было проще и можно было сразу понять, где и о чем пойдет речь, я попробую разбить свой рассказ на несколько отдельных глав, в каждой из которых постараюсь описать все основные моменты и нюансы, касаемые данного путешествия. Лирики в моем рассказе будет немного, хотелось бы больше по сути.
В итоге получится так
Глава 1. Вводная часть (О том, как всё случилось)
Глава 2. Почему на Азовское море, а не на Черное.
Глава 3. Наша машина.
Глава 4. Маршрут движения.
Глава 5. Состояние дорог.
Глава 6. Сотрудники ГИБДД.
Глава 7. Гостиницы и кемпинги по пути следования.
Глава 8. Питание в пути.
Глава 9. Бензин и цены на него.
Глава 10. Отдых в Краснодарском крае.
Глава 11. Сотовая связь.
Глава 12. Поедем ли снова?
Кроме того, я постараюсь быть максимально информативным и в тоже время максимально кратким, дабы не утомлять читателей излишней лирикой и т.п. Хотя, полагаю, описание всё равно получится достаточно длинным. Заранее извиняюсь.
Если же кому-то захочется получить информацию более подробно, то в конце описания оставлю для контактов свой электронный адрес и по возможности постараюсь ответить на вопросы читателей данной статьи.
Не буду больше утомлять Вас и сразу перейду к делу.
Глава 1. Вводная часть (О том, как всё случилось)
Точно так же, как и у большинства других семей, владеющих машиной и имеющих достаточный стаж вождения и опыт эксплуатации автомобилей, в нашей семье рано или поздно возник классический вопрос — а не съездить ли нам на море на автомобиле? До нынешнего лета самой дальней поездкой у нас была поездка на Горный Алтай (1 250 км в одну сторону из Омска на автомобиле Toyota Corolla 1991 г.в.) в 2001 году. Кроме того, много раз приходилось проделывать на разных авто маршрут Омск-Новосибирск-Омск (650 км в одну сторону), несколько раз отдыхали в Казахстане на курорте Боровое (400 км в одну сторону от Омска).
Но разве можно сравнивать это с маршрутом Омск — Азовское Море — Омск общей протяженностью 7 150 километров?
Насколько я могу вспомнить, когда я весной впервые намекнул жене о своей идее (которая тогда и мне то самому казалась полной нереальностью), моя драгоценная половина посмотрела на меня как на не вполне здорового человека, усмехнулась и не нашлась, что сказать в ответ.
После повторного моего закидывания удочек насчёт возможности на машине одолеть полстраны и выкупаться в море супруга ответила так: «Давай мы с тобой не будем говорить о том, что всё равно останется просто идеей, а просто возьмём и поедем летом в Турцию или Хорватию, ну как вариант — слетаем на самолете в Сочи».
На том и порешили... Вроде бы как...
Я ещё пару недель молчал и не приставал к ней со своей идеей, вынашивая внутри план путешествия. После прошлогоднего отдыха с дочерью в Тунисе, откуда мои женщины вернулись обалдевшими от великолепного Средиземного моря, поездки в пустыню Сахара и прекрасного тунисского сервиса, предлагать российское побережье супруге было делом почти безнадежным.
Но... Как говорится, плох тот мужик, который не может достучаться до женского сердца. Кроме того, в этом году была ещё одна причина, которая могла помешать поездке за границу — дочь окончила школу, затем готовилась к поступлению в институт, после чего поступала туда (и поступила — умница, горжусь тобой, доча!), вследствие этого были полные непонятки — как сдаст экзамены? Когда зачисление? Успеем ли уложиться в рамки предоставленного отпуска?
Короче говоря, всё работало на меня и мою «бредовую» затею.
Задачи сэкономить деньги не стояло, просто хотелось хорошо отдохнуть, накупаться в теплом море, посмотреть побольше красивых и интересных мест, и — самое главное — одолеть этот неблизкий путь на машине.
Что греха таить — все мы, мужики, любим крутить баранку, любим своих четырехколесных коней, и втайне каждый из нас мечтает о дальнем путешествии. Об этом же мечтал и я, и ни на что бы не променял возможность прокатиться до моря на авто из самой Сибири. Какая романтика в путешествии на самолете? А о диком ужасе поездки к морю на поезде я даже и думать не смел — в 2004 году мы имели опыт отдыха в Сочи посредством рельсовой доставки. Пускай это было купе, пускай и поезд был вроде бы фирменный, но, боже мой — какой же это кошмар. Кто ездил, тот знает...
Одним словом, всё сложилось, как я и мечтал, моя любимая жена покорно согласилась быть моим верным штурманом, дочь особых восторгов не испытывала, требуя подогнать самолет к подъезду, но что ей делать, бедолажке, когда большинство проголосовало за автопробег? Оставаться на месяц в августе одной в крупном сибирском мегаполисе — перспектива не супер, в итоге, поколебавшись, она тоже не без опаски выбрала море.
Глава 2. Почему на Азовское море, а не на Черное
После того, как был найден консенсус в семье по поводу того, каким образом мы доставим свои тела к теплому морю, мною был предложен на одобрение вариант поездки на Азовское море. До сего момента подобного вопроса не возникало и само собой разумеющимся вариантом места дислокации было черноморское побережье. Но, как говорится, человек любопытный и ищущий никогда не даст покоя окружающим. Так и со мной — решён один вопрос, и тут же ставится новая проблема, точнее дилемма. У моих домочадцев тоже появился интерес — а почему вдруг какое-то Азовское море, а не привычное и уже много раз знакомое и изведанное нами Черное?
Отвечаю... До того, как наступило лето на дворе, понятное дело, стояла долгая сибирская зима. Вот в это самое время года долгими вечерами дома и урывками на работе ваш покорный слуга перечитал множество информации об отдыхе на колесах. И среди огромного множества отзывов, рекомендаций и т. п. мне всё чаще стали попадаться статьи о путешествиях на Таманский полуостров на автомобиле, о необыкновенной притягательности этих мест, о замечательном климате Тамани, ну, и, наконец, о самом Азовском море. Из всего прочитанного я сделал для себя несколько простых выводов, разделив их на положительные («плюсы») и отрицательные («минусы»).
В результате получилось следующее:
«Плюсы»
1. Песчаные пляжи Азова (против галечных черноморских).
2. Множество вариантов доступного жилья на всем азовском побережье.
3. Низкие (в сравнении с черноморскими) цены на проживание.
4. Близость пляжа к месту проживания (беспроблемное решение этого вопроса).
5. Низкие цены на овощи и фрукты (что абсолютно подтвердилось в последствии).
6. Малое количество народа на пляже (опять же огромный плюс в сравнении с Черным морем, где в этом году загорать на пляже можно было только стоя, но об этом ниже).
7. Превосходное кубанское вино, купить и попробовать которое можно на любом из десятков Кубанских заводов, причем настоящее вино, а не то, которое продают в Омских супермаркетах (дешевый суррогат, но об этом тоже потом).
8. Наличие большого количества мест, которые посетить, имея под собой автомобиль, не составляет проблем.
9. Заманчивая мечта переплыть на пароме Керченский пролив и на пару дней пуститься в путешествие по с детства запомнившемуся Крыму. К сожалению, эта мечта не осуществилась. Ниже напишу почему.
«Минусы»
1. Бедная растительность Азова по сравнению с роскошной природой Кавказа.
2. Весьма противоречивая информация об Азовском море из отзывов предшественников.
3. Мелкое и абсолютно не балующее растительным и животным миром Азовское море.
4. Только зарождающийся Азовский сервис. Насколько я понял, лет пять тому назад в эти места ездили только самые отчаянные и аскетичные туристы.
В итоге, сложив все плюсы и минусы в одну корзину, мне стало очевидно, что в 2007 году съездить на Азовское море уже не является чем-то диковинным и безрассудным. Тем более, что рекламные сайты с Азова нараспев и вразнобой хвалили Таманский полуостров как лучшее место на этой земле и призывали измученных непосильным трудом россиян с большого континента не задумываясь собираться и приезжать в их благодатные края.
Скажу сразу, что по большому счёту они лукавили не слишком уж и сильно, а наши ожидания оправдались гораздо больше, чем на 100 процентов.
Глава 3. Наша машина.
Коротенько о нашем средстве передвижения.
Автомобиль Nissan Tino 2000 г.в., двигатель объемом 1 800 куб. см, мощностью двигателя 120 л.с., коробка автомат, в нашей эксплуатации с июня 2005 года, т.е. два полноценных года. Пробег машины на момент выезда 98 221 км, на момент приезда домой106 725 км.
Машина ежедневно эксплуатируется мною как рабочая лошадка, практически на 100% езда по городу, пробег в среднем в год составляет 18 000-20 000 км.
За время эксплуатации до поездки на юг в течение двух лет не возникало ни единой проблемы, все расходные материалы вовремя менялись, летом резина летняя, зимой — шипы.
Накануне поездки в машине впервые было заменено масло в коробке-автомат, залито свежее синтетическое масло в двигатель, естественно, поставлен новый масляный фильтр, в очередной раз (как и каждые 10 000 км пробега) заменен салонный фильтр, сделано ТО подвески, не выявившее ни малейших дефектов.
Кроме того, в дорогу были взяты комплекты ключей и отверток, буксировочный шнур (мало ли что в дороге случится, может не себе, так другим пригодится), полноразмерная запаска, аптечка, 2-литровый огнетушитель, дополнительные лекарства на всякий случай, 2 литра автомобильного масла и 2 литра антифриза на случай долива в радиатор. В принципе, брал в дорогу то, что и повседневно лежит в машине, за исключением масла и антифриза.
Скажу сразу, что за восемь с лишним тысяч километров, проведенных в пути (включая около 1 500 км на отдыхе), ничем из всего вышеперечисленного пользоваться не пришлось, за исключением огнетушителя, который единожды пришлось продемонстрировать дотошному краснодарскому гаишнику, тем самым успокоив его, что данная машина честно проходила техосмотр. Почему-то его в первую очередь интересовало именно то, что огнетушитель имеет объём 2 литра порошка.
Могу сказать, что я и до поездки особенно не переживал за надежность своего стального друга, будучи абсолютно уверенным в его взаимном уважении ко мне, поэтому тот факт, что за всё время отпуска в дороге не возникло ни малейшей проблемы не явился для меня откровением. Как говорится, низкий поклон японским автомобилестроителям, всяческий им респект и моё уважение.
С большим трудом в моей голове укладывается то, скольких душевных и физических сил стоит дорога к морю обладателям отечественных авто, начисто лишенных такого привычного нам устройства, как кондиционер в автомобиле.
За время нашего пути, особенно в Волгоградской и Ростовской области, где температура за бортом была днем от 45 до 52 градусов жары на солнце, привычной стала картина, когда из всех окон мчащихся «Жигулей» или «Волг» торчали руки и даже ноги(!) пассажиров. Вот уж жалко мне было бедолаг, особенно если госномер авто подтверждал то, что путь их состоял из трех и более суток.
Чего только стоит замеченная уже перед Славянском-на-Кубани желтая «Ока» из Самарской области, мчащаяся в сторону Азовского моря с пятью (!) пассажирами на борту.
До сих пор не могу ответить себе на вопрос: сколько денег надо заплатить мне, чтобы я поддался соблазну провести двое суток в чреве этого мини-монстра, даже если конечным пунктом путешествия станет морское побережье. Как говорится: «А Вам слабо»?
Что касаемо нашей машины, единственным недостатком на пути следования стала жесткая ниссановская подвеска. С одной стороны, вроде бы это и плюс (во всяком случая, за два года эксплуатации Tino ни одна стойка не менялась и пока не требует этой процедуры). Однако качество российских дорог пока что не выдерживает критики, поэтому жесткая подвеска частенько докучала в дороге, особенно, тому пассажиру, который находился на заднем диване.
Ещё один минус — недостаточно большой багажник. В городе его более чем хватало, при необходимости можно сложить задние сидения вперед, перевозить телевизор, холодильник, стиральную машину. Когда же едешь втроем, задние сидения естественно, не сложить, а как много красивого и вкусного хочется привезти с моря домой! Увы, всё не вошло, поэтому пришлось ограничиться тремя арбузами, пятью дынями, 10-килограммовым ящиком персиков, ведром перцев и пятью коробками вина. Всё остальное место занял домашний скарб, состоящий из двух сумок с вещами, пары пакетов с едой в дорогу, ракетками для бадминтона и прочей мелочью.
Сразу оговорюсь, не подумайте, что мы большие поклонники выпивки, вовсе нет, просто хотелось привести вино для родственников, друзей, угостить коллег по работе, ну и немного себе домой на память о гостеприимной Тамани. Те, кто бывал на Кубани, меня поймут, остальные присоединятся после посещения этих мест.
При движении по Уралу машина показала себя очень неплохо, прекрасно справляясь со всеми спусками и подъёмами, а также при многочисленных обгонах и перестроениях в пути. Конечно, Nissan Tino это не Ferrari и даже не Lexus, и тем не менее выглядел он на трассе очень достойно.
Средний расход топлива составил 8,2 л / 100 км, что само по себе я считаю результатом превосходным, учитывая Уральские хребты, башкирские холмы и жуткий трафик при движении по трассе М5 на участке от Уфы до Самары. Рекордно низкий расход топлива получился в последний день поездки в сторону моря, когда на участке от Саратова до Волгограда ранним утром при почти полном отсутствии попутного транспорта и при постоянном движении со скоростью 110-120 км/ч машина показала результат 6,9 л / 100 км. Фантастика!!!
Уже по приезде домой машина была сразу проверена на предмет состояния подвески в том же сервисном центре, где она диагностировалась непосредственно переде отъездом в отпуск. Независимая экспертиза ещё раз показала состояние ходовой части аналогичное тому, что и было до поездки. Браво, японцы, браво, Tino!
Глава 4. Маршрут движения.
Маршрут движения от Омска до Азова прорабатывался мною долго и кропотливо, изучались всевозможные мелочи, было прочитано множество советов бывалых водителей и дилетантов, подобных мне. Во избежание серьёзных проблем в пути пытался учесть всевозможные мелочи и нюансы, прислушивался к любому дельному совету.
В результате остановились на следующем маршруте:
Омск — Ишим (Тюменская обл.) — Бердюжье — Макушино (Курганская обл.) — Курган — Челябинск (через город) — Уфа — Самара — Чапаевск — Пугачев — Саратов — Волгоград — Сальск (Ростовская обл.) — Тихорецк (Краснодарский Край) — Тимашевск — Темрюк — пос. Кучугуры.
Общая протяженность пути по карте составляла 3 520 км, фактически получилось 3 560 км. Расхождение, на самом деле, небольшое.
В этой главе мне бы хотелось рассказать людям, которые впервые отправятся по схожему маршруту в ближайший год. Очень надеюсь, что данная информация будет полезной.
Итак, старт из Омска по трассе Омск-Тюмень в направлении Ишима. Абсолютно непримечательный участок пути с покрытием среднего качества. Первые 30 км пути до п. Красный Яр дорога четырехполосная хорошего качества с разделительной полосой, исключающей необходимость обгона попутного транспорта. Преодолевается с максимальной скоростью, единственный момент — в районе строящегося аэропорта Фёдоровка, в 15 км от выезда из Омска в светлое время суток любят выходить работать сотрудники ГИБДД, разумеется, с радаром в руке. Будьте осторожны. После кольца за п. Красный Яр двигаемся прямо в направлении Тюкалинска и Крутинки. Первые 20-25 км дорога неважная, одним словом «стиральная доска». Далее, до Крутинки, дорожное покрытие становится лучше, что позволяет ехать быстро. После Тюкалинска дорога резко поворачивает налево, под углом 90 градусов. Будьте аккуратны те, кто двигается здесь первый раз. Пройдя Крутинку, двигаемся в направлении Абатского, проезжаем поселок Тушнолобово (это уже Тюменская область), слева от нас остается г. Ишим. Можно проехать и через него, проезд по городку несложный, всё время по главной дороге, минут 10 езды, указатели везде есть, заблудиться сложно. Мы же поехали по объездной дороге, для чего нужно проехать ещё километров 10-12 после первого поворота на Ишим и лишь затем уйти налево в направлении г. Бердюжье. В августе 2007 г. там активно ремонтировали дорогу, поэтому нам пришлось 3 километра преодолевать по бездорожью. Думаю, что к началу зимы там будет лежать качественный асфальт. В Бердюжьем на въезде есть кольцо, на котором следует уйти налево в направлении Частоозерья. Вас ждут 30 километров движения по шикарному автобану, на котором мы не нашли, возвращаясь домой, ни единого изъяна — супер. Во всяком случае, мы прокатились по этому участку дороги со скоростью более 150 км/час. Тем более, что движение было в этот момент там почти нулевое, да и вообще, мне показалось, эта объездная дорога вокруг Казахстана самая спокойная в этом смысле.
После Частоозерья, правда, нас ждал неприятный сюрприз — ещё один участок ремонтируемой дороги, на котором нам пришлось около 15 км двигаться то по дороге с непонятным покрытием, то по грунтовой обочине вдоль ремонтируемого участка. К счастью, больше подобных мест мы не встретили ни разу, так что можно потерпеть. Правда, эти 15 км отняли у нас около получаса времени. Есть ощущение, что часть ремонтируемого участка к следующему лету будет готова, а, возможно, к августу 2008-го закончат и весь. Тогда объезд Казахстана по этому маршруту будет абсолютно необременительным. Далее выходим на федеральную трассу М51 Омск-Челябинск в районе Макушино и поворачиваем направо в направлении Кургана. Это уже примерно 520 км пути от Омска, которые заняли у нас 5 с половиной часов.
Движение по «федералке» вплоть до самого Челябинска (этот участок составляет 400 км) — одно удовольствие — низкие трафик, вполне сносное состояние асфальта, ни единого населенного пункта на пути (даже Курган остается в стороне). На всё про всё — 4 с половиной часа с остановкой на обед в лесочке. Туалет, водные процедуры и далее снова в путь.
По Челябинску решили идти по городу, не объезжая его. Не знаю, сколько времени заняло бы движение по объездной, но мы на весь путь по этому мегаполису затратили 35 минут.
Въехали, на первой развилке, где дорога прямо указывает на аэропорт, мы свернули влево, примерно через 4 км на первом светофоре свернули направо, на проспект Победы, далее отсчитали по пути, никуда не сворачивая, 9 светофоров, на девятом повернули через трамвайные пути налево на Свердловский проспект и снова долго ехали прямо. Свердловский проспект плавно перешел в улицу Блюхера, та, в свою очередь в Уфимский проспект, который и довершил наш путь по Челябинску. Пусть простят меня челябинцы, но город особого впечатления не произвел. Дороги в самом Челябинске неважного качества, город какой-то пыльный и неухоженный. Впрочем, возможно, просто нам на пути не попались яркие и красивые достопримечательности Танкограда.
В принципе, в городе много указателей на Уфу, будьте внимательны, и никаких проблем у Вас не возникнет. Когда мы возвращались домой, проделали этот же путь в обратном направлении, время это заняло на пять минут больше. Просто была середина дня субботы, и в городе было очень много машин.
После Челябинска снова начинается прекрасный автобан, кажется, по четыре полосы в обоих направлениях. Гаишники здесь всегда на посту со стационарными камерами и ноутбуками, а также со старыми «добрыми» радарами. Встречный транспорт обычно моргает, предупреждая о засадах.
К сожалению, широкополосное счастье заканчивается уже через 20-25 километров и начинается заурядная дорога со «встречкой» по причине ремонта и расширения дороги. В ближайшие год-два здесь тоже ожидается улучшение качества дороги.
После Тимирязевского (45 км за Челябинск) начинаются Уральские горы. Вот где красота!!! Дорога идет то резко вверх, то резко вниз, периодически закладывает уши, очень рекомендую брать с собой леденцы или жевательную резинку — очень выручит. Помимо крутых подъёмов и спусков присутствуют очень крутые, «закрытые» левые и правые повороты. В стороне от нас остаются последовательно Миасс, Златоуст (прекрасный вид на горд с импровизированной смотровой площадки), Юрюзань, Усть-Катав и, наконец, расположенный в горном ущелье Сим. Очень красивый вид на город.
Вид на Златоуст:
При движении по Уральским хребтам очень много «сплошной», будьте просто аккуратны, не лезьте через неё. Мало того, что это опасно для Вашей жизни и жизни других участников движения, так ещё это может здорово облегчить Ваш кошелек. Инспекторы ГИБДД прячутся в дневное время через каждые 5-10 километров, тщательно высматривая в полевые бинокли нарушителей, и нещадно карают рублём. Горный участок Урала занимает примерно 250 километров и его можно спокойно пройти за 4 часа, если не ночевать на Урале. Затем начинается холмистая Башкирия. Тоже очень живописный участок пути, виды иногда просто потрясающие, всем любителям эстетики рекомендую не прятать далеко фотоаппарат и держать его при себе. Мы, во всяком случае, успели сделать в Башкирии около 50 снимков. Участок от Уфы до Самары (это федеральная трасса М5) — самый тяжелый и напряженный. В светлое время суток (не знаю как ночью) очень плотное движение, бессчетное количество фур, автовозов, автобусов и легковушек, которые гарантируют Вам жуткий трафик. Средняя скорость на этом участке пути даже ниже чем на Урале. Нам для того, чтобы пройти 500 км от Уфы до Самары, понадобилось ровно 8 часов. Надеюсь, Вам это удастся сделать быстрее, хотя... В Башкирии повсюду идет строительство дороги, что сильно затрудняет передвижение. Правда, один из инспекторов ГИБДД, с которым удалось побеседовать, сообщил мне, что уже следующим летом здесь будет дорога европейского уровня. Верится в это с трудом, но какую то часть пути обустроить, разумеется, успеют. Примерно через час после Уфы увидели деревеньку под названием Саны, заехали в неё, купили хлеба и молока в местном магазинчике, достали свои съестные запасы и аппетитно покушали на импровизированном столе и стульях, сделанных прямо на полянке рядом с магазином.
Завтрак в деревне Санны:
Перед Самарой мы ушли налево в направлении Балаково/Пугачев/Саратов, и двинулись по левому берегу Волги. Здесь совсем другая загруженность дороги, минимум грузовиков-тихоходов, поэтому скорость движения снова возрастает. Качество дорог до самого Саратова вполне сносное, местами попадаются участки пути типа «стиральная доска», но это не напрягает, так как хорошей дороги всё-таки гораздо больше. Минуем г. Чапаевск, далее спокойный участок через села Андросовка, Марьевка, Николаевка, Ивантеевка и мы въезжаем в старинный Пугачев. Маленький симпатичный русский городишко, в котором везде едем по указателям на Саратов. Если двигаться по указателям на Балаково (там есть и такая дорога), то путь получится на 30 километров дольше. Проезжаем по краю город Маркс, далее, разумеется, двигаемся на Энгельс. Не доезжая примерно 5-7 км до Энгельса, уходим направо на новый мост через Волгу в направлении Саратова. Дорога с мота выведет вас на объездную трассу вокруг Саратова. Это 30 км отличного дорожного полотна. Дорога плавно по радиусу уходит влево и превращается в трассу Саратов-Камышин-Волгоград.
Насколько я понял, этот участок оптимально пройти ранним утром, при минимальном движении. В этом случае 360 км пути займут у Вас не более 4 часов. От Камышина до Волгограда ужасная дорога, сумасшедшая тряска в машине обеспечена. Лучше пройти этот участок с невысокой скоростью (не более 90-100 км/час) и на пустой желудок.
Проезд города-героя Волгограда — это отдельная тема, множество раз описанная и до меня, поэтому сильно здесь отнимать Ваше время не буду. Скажу только самое главное. Перед въездом в Волгоград будет пост ГАИ, после которого через 3 км надо свернуть направо у автозаправки на объездную дорогу (там есть указатель), ехать по ней около 25 км, проезжаем поселок Водстрой, затем она Вас выведет на главную улицу Волгограда (название не помню). По ней минут 30-35 езды всегда прямо. Снова будет пост ГАИ, перед ним не надо уходить налево, куда идет основной поток транспорта, а ехать прямо. Проезжаем ж/д переезд, далее направо. Потом километров 20 вдоль шлюзов Волго-Донского канала. После 9-го шлюза будет снова ж/д переезд, потом снова прямо, под железной дорогой и выезжаем на мост через канал. Переехали мост — значит, покинули Волгоград. Далее двигаетесь в направлении п. Червленое — Привольный — Аксай — Октябрьский — Котельниково — Дубовское (это уже Ростовская область) — Зимовники, слева остается в стороне город Сальск, населенные пункты Николаевка, Привольное, Песчанокопское. На всей территории Ростовской области дорога очень приличного качества, стояла жуткая жара, от которой скрыться в тени деревьев не представлялось возможным, поэтому на этом участке пути кушали прямо в машине, под песню кондиционера.
Далее уже Краснодарский Край, последний регион на нашем пути. Едем через Белую Глину, далее станицы Новопокровская, Кубанский, Терновская, город Тихорецк (проблем с проездом никаких, маленький городок), двигаемся в направлении станицы Новорождественская, в стороне остается п. Бейсуг.
Проходим Выселки, после чего выходим на трассу М4 «Дон» в направлении Краснодара, двигаемся по этой федеральной трассе всего 14 км и уходим направо перед Кореновском в сторону станицы Дядьковская.
Проходим город Тимашевск (везде по указателям на Славянск-на-Кубани и Темрюк), станицы Старонижестеблиевская (вот название, выговорить можно раза с пятого), Полтавская, двигаемся по городу Славянск-на-Кубани (прямо через город по указателям на Темрюк, так намного короче и быстрее, чем объезжать его 20 км по объездной дороге).
Последние пункты на нашем пути — это станицы Анастасиевская, Курчанская, проходим город Темрюк по указателям на Голубицкую, далее сама Голубицкая (центр курортной жизни Азовского моря), Пересыпь и вот он, поселок Кучугуры, где мы и будем отдыхать ближайшие две недели.
Глава 5. Состояние дорог.
Об этом я немного уже писал в предыдущей главе. Если ещё раз более подробно вернуться к этой теме, то можно сказать следующее.
Хочется выразить огромную благодарность администрациям Краснодарского Края и Челябинской области за отличное состояние дорог.
Есть глубокое убеждение, что в ближайшие год-два одни из лучших дорог в стране будут на территории Башкирии (огромное мерси президенту Башкортостана).
Федеральная трасса на участке от Кургана до Челябинска — твердая «четверка».
Самара-Саратов — вполне сносный участок пути. Учитывая то, что данный отрезок не является федеральной трассой, вряд ли здесь произойдет что-то экстраординарное. Ладно, главное, чтобы не было хуже.
Жуткий по качеству участок от Камышина до Волгограда мною уже упоминался. Это 170 км пути. Никаких предпосылок к улучшению дорожного полотна замечено не было.
В Тюменской области на участке от Ишима до выхода на «федералку» в районе Макушино множество ремонтируемых участков пути, о чем я так же писал выше. Убежден, что через год ехать здесь будет одно удовольствие.
Необходима объездная дорога Волгограду. Город-герой задыхается от избытка транзитного транспорта, участок по городу очень протяженный, почти 90 км и, при удачном стечении обстоятельств, проезд по городу-герою занимает почти полтора часа. Если «повезет» попасть в пробку, то можно застрять в Волгограде часа на два.
После Волгограда дорога среднего качества.
В Ростовской области дороги неплохие, тоже зачетная «четверка».
Краснодарский Край — не дороги, а песня. Пять баллов!!!
Если же в целом по десятибалльной шкале оценивать всю дорогу от Омска до Азова, то я бы поставил баллов 6-7. Во всяком случае, те дороги, по которым мы ездим ежедневно в родном Омске, по качеству значительно хуже.
Глава 6. Сотрудники ГИБДД.
А Вы знаете, как расшифровывается аббревиатура ГИБДД?
Если Вы думаете, что она расшифровывается так же, как нам сообщают в средствах массовой информации, то Вы глубоко заблуждаетесь. Это нам для отмазки говорят, что это какая то там инспекция, связанная с безопасностью движения.
На самом деле расшифровываются пять этих букв просто — Гони Инспектору Бабки Дуй Дальше. И никак больше.
Я, конечно, понимаю, что за нашими горе-водителями нужен глаз да глаз, а также жесткий контроль, но скажите мне, дорогие сограждане, для чего нам нужны такие инспекторы, которые выходят в светлое (и даже темное) время суток только лишь в погоне за нашим рублем? А мы, дураки и трусы, суем этим скверным личностям деньги во все щели, которые только есть в их полосатых жигулях, тойотах, фиатах и т.д. И сами становимся соучастниками многочисленных преступлений.
А причина всего этого — наша российская безалаберность вкупе с плохими дорогами. В общем, две традиционные русские проблемы.
Проехав более 8 000 км насмотрелся на всё, что творится на наших дорогах: видел и безумных гонщиков, права у которых надо забирать, как только они их получают или не выдавать им их вовсе, видел десятки и даже сотни пар алчных гаишных глаз, охочих до водительских денег. На каждом мобильном «посту ГАИ» ставшая привычной картина: стоят и довольно мило беседуют между собой нарушитель ПДД и государственный фискал с полосатым жезлом в руке, радаром в другой и биноклем на шее. К концу поездки смекнул, что лучший подарок для российского гаишника сегодня — это полевой бинокль или подзорная труба. Вещи, которые в летний сезон и, особенно, в августе им просто необходимы, для того чтобы создать серьёзный финансовый запас в собственном кармане и безбедно пережить суровую зиму. Ни разу не замечал, чтобы где-то кто-то и кому-то выписывал протокол — всё идет в чистый «кэш», т.е. за наличный расчёт. У каждого нарушения есть своя такса, свой тариф, который без обиняков называется инспектором водителю. И в 90% случаев оба расходятся, ударив по рукам — один довольный своим «профессионализмом», другой тем, что остался при своих правах, которые, на самом деле, называются обязанностями.
А права Ваши, как мне сказал один из инспекторов, только в конституции.
Как это не прискорбно признать, но, если Вы хотите успеть проехать 3500 км по нашим дорогам за 3 световых дня и при этом ни разу не нарушить ПДД — вряд ли Вы это сумеете сделать. По всей трассе от Омска и до самого моря мне ни разу не попался знак «Автомагистраль», дающий право на скорость 110 км/ч, даже в тех местах, где это вполне возможно. Поэтому максимально возможная скорость на всём протяжении маршрута, естественно, не более 90 км/ч. Учитывая то, что 15% пути находится в состоянии ремонта или реконструкции, то в этих местах Вас ожидают знаки, ограничивающие Вашу скорость в 70, 50, 30 км/час.
Очень у нас распространен и такой момент — ремонт давным-давно закончен, а знак 30 км/ч снять или убрать просто забыли. А может, и не забыли, а просто намеренно оставили, дабы можно было и здесь сделать на нас с Вами бабки. И попробуйте потом доказать инспектору, что этот знак давно пора убрать — он Вас и слушать не будет — написано «ехай 30 км/час на протяжении 4 километров, значит «ехай».
Кроме того, в наших суверенных республиках, таких как Башкортостан или Татарстан, Вас элементарно, как лохов могут развести на 2 000 рублей, заявив, что видели в бинокль, как Вы обогнали грузовик по встречной полосе. И, представьте себе, предложат поехать на «их» заправку, расположенную в 5-10 километрах от места «нарушения» и там заплатить «штраф» в виде якобы покупки бензина. А на заправке с Вас возьмут ещё 50 рублей типа комиссию за перевод денег. После этого выдадут квитанцию об «оплате штрафа», с которой Вы вернетесь к этим наглым мордам, и Вам тут же отдадут Ваши права, пардон, обязанности.
Сам попал на подобный развод на территории Татарстана, проезд по которому составляет всего то 27 километров, но эти то километры и считаю самыми неприятными на всём пути. Погано осознавать свою полную беспомощность вдали от дома, когда кучка жуликов в погонах разводит тебя круче, чем бандюки последнего терпилу.
Развод по Татарстански:
В Краснодарском крае Вас тоже ждут сотрудники ГИБДД в свои алчные объятия, поэтому, если Вы не хотите поменять свои права-обязанности на временное разрешение, то всегда сможете договориться с этими приветливыми доброжелательными ребятами. Цена вопроса — пункт нарушения. После 11 августа, когда вступили в силу одобренные нашими законодателями размеры штрафов или новые пункты в КоАП, сумма «сбора» составляет от 500 до 2 000 рублей.
На основании всего вышеизложенного, могу сказать следующее: если есть сильное желание доехать из Сибири до моря за 3 дня, то отложите на вознаграждение инспекторов от 2 000 до 5 000 рублей. Если же платить желания нет, то настраивайтесь на 4 световых дня пути. Так оно надёжней и верней.
Правда, и это не гарантирует Вам бесплатного проезда по нашим дорогам. Уж коли сотни инспекторов ежедневно и еженощно выходят на тропу, значит, деньги они с нас всё равно найдут, за что содрать. В Башкирии на моих глазах одного сильно упёртого водителя (как говорится, «Товарищ не понимает»), не согласного с тем, что он двигался по встречной полосе и всех и вся обгоняя на своем пути, в принудительном порядке «признали» нетрезвым и повезли в ближайшее медицинское учреждение на освидетельствование. И я совсем не уверен, что в этом медицинском учреждении эти гаишники не отстёгивают деньги нищему наркологу.
На мой взгляд, мздоимство наших гаишников сейчас достигло такого предела, что этот предел никак, кроме как беспределом не назовёшь. А способы вытягивания денег из наших карманов всё хитрее и наглее. Видимо, в ГИБДД не существует такого подразделения, как служба собственной безопасности. Давно пора обзавестись, без работы ребята точно не останутся.
Ночью мне приснился сон — еду я на машине на море по хорошей дороге, разумеется, иногда превышаю скорость. На всём протяжении пути стоят видеокамеры, фиксирующие мою скорость, и там, где я её нарушаю, они делают фотографии, компьютер выписывает протокол о нарушении, и тотчас отправляет мне по почте домой квитанции со штрафами. Приезжаю я домой, открываю свой почтовый ящик, вынимаю из него, кажется, три квитанции, иду на почту или в сберкассу, оплачиваю выписанный мне штраф.
И всё...
Просыпаюсь и думаю: где это я живу, в Швеции, Финляндии, Америке или, может быть, в Эфиопии? Потом вспоминаю, что я живу в России, и всё становится понятно — для того и придумали наши законодатели все эти штрафы, чтобы не казна наша полнилась, как в Швеции, Финляндии, Америке или Эфиопии, а чтобы наши инспекторы жили себе припеваючи, да не забывали от своего навара офицерам чином повыше долю отстегивать.
Тут и сказочке конец.
Впрочем, что-то долго я о плохом, хватит про них, бог им судья. Законом и не пахнет.
Глава 7. Гостиницы и кемпинги по пути следования.
В этой части рассказа стоит отметить, что жить стало лучше, жить стало веселей.
Понятное дело, что три дня проехать без отдыха и сна невозможно, а, коли так, то ближе к вечеру неплохо бы найти местечко, куда можно бросить свои уставшие тела, позволив им отдохнуть 6-7 часов после напряженного дня.
Для тех, кто только собирается проделать столь серьезный маршрут скажу, что приличные гостиницы и мотели на пути следования сегодня вовсе не дефицит, и проблем с ночлегом у Вас не будет. Главное — соблюдать два правила. Первое — заранее, до отъезда из дома рассчитайте, где Вы планируете останавливаться на ночлег, чтобы не суетиться в пути и не волноваться по этому поводу. Второе — старайтесь найти для себя гостиницу до 21 часа местного времени. Гостиницы в основном небольшие, и может так случиться, что места для Вас вечером уже не окажется, а ехать ночью искать следующую, со свободными номерами — дело не очень приятное. Ночевать же в машине — значит поехать утром уставшим и невыспавшимся.
Мы старались, чтобы ночлег наш происходил в достаточно комфортных условиях, ведь свежая наутро голова и незатекшее за ночь тело — гарантия безопасности на дороге.
По дороге из Омска в первый день на подъезде к Юрюзани мы увидели слева по ходу движения приглашения в гостиницу «Лесная Жемчужина», где нам обещали отличный отдых. Свернули по указателю на Юрюзань, проехали прямо три километра, повернули направо, затем почти сразу налево и увидели голубое трёхэтажное здание гостиницы. Чистенький номер со свежим бельем, горячая вода и душ, холодильник в номере, даже телевизор со спутниковой антенной. Стоит удовольствие на троих человек 1 500 р. за ночь. Цена, конечно, немного завышена, но что делать. Зато в тихом и красивом местечке в горах, вдали от шумной трассы, где ничто не помешает сладко погрузиться в объятия Морфея. Остались очень довольны своим выбором.
Второй ночлег у нас был сразу за Саратовом, после объезда города, километрах в тридцати. Большой трехэтажный автокемпинг «Саратов» с платной охраняемой автостоянкой, кафе, бильярдом, душем прямо в номере. В номере тот же набор, что и в гостинице под Юрюзанью, только холодильника в номере нет. Цена, кстати, та же, 1 500 р. за номер. Горячая и холодная вода в наличии, чистые кровати. В общем, и здесь нам повезло.
На обратном пути не стали искушать судьбу и останавливались в этих же гостиницах. Как говорится, от добра добра не ищут. Для тех, кто ищет вариант ночлега подешевле, есть куча предложений по цене от 200 рублей с человека за ночь. Условия и внешний вид заведения, правда, будут уровнем пониже. Но здесь, как говорится, на вкус и на цвет...
Одним словом, проблема ночлега решается сегодня достаточно просто, поверьте.
Глава 8. Питание в пути.
Сказать по правде, мы являемся сторонниками домашнего питания, поэтому останавливаться и кушать в придорожных кафе в наши планы не входило. Поэтому в дорогу мы взяли жареную курицу, несколько упаковок мяса в вакууме, фрукты на первый день пути, домашнюю выпечку, большой термос чая, сок в тетрапаке, несколько пакетиков кофе, чипсы, печенье, жевательную резинку, чай в пакетиках, питьевую воду 5 литров, канистру воды для умывания в дороге, и прочую мелочь. Всего этого вполне хватило на три дня дороги. Утром плотно завтракали, затем один раз хорошо обедали, всё остальное время занимались тем, что грызли печенье и чипсы в машине на ходу или останавливались в ближайшем лесочке. Для любителей поесть в кафе — пункты мобильного питания находятся через каждые 20-30 километров пути, так что умереть с голоду Вам не грозит. Шашлыки, горячие обеды или просто закусочные радостно встречают нас повсюду — в лесу под Курганом, в Уральских горах, на холмах Башкирии и волжских просторах. Только в Ростовской области и Краснодарском крае придорожных заведений почти нет. Но там проблема решается элементарно — населенные пункты встречаются очень часто, и везде имеются магазины, минимаркеты и даже крупные продуктовые точки. Купить в дорогу еду Вы сможете в любой из них.
Глава 9. Бензин и цены на него.
Наша машина дома всегда питается бензином марки А-92, говорит, что он вкусный и никогда не жалуется. Стоит 92-й в Омске повсюду 19,50. Был неприятно удивлен, когда узнал, что бензин в родном городе самый дорогой. Нигде, ни разу, ни в одном из 10-ти регионов, которые мы проехали во время отпуска, я не видел бензина этой марки по такой цене. Нет, вру, видел в Курганской области по той же цене, правда заправка была «Сибнефть», омского монополиста на рынке ГСМ. В других областях, республиках и краях 92-й стоит от 17,50 до 18,80 за литр. Иногда встречаются заправки, на которых А-92 предлагают за 16,50 или 16,90. Правда, внешний вид этих заведений больше напоминает богом забытую цистерну, кем-то оставленную в поле и впоследствии приспособленную под АЗС. Дабы в пути не возникло серьёзных проблем и не обижать своего железного коня второсортным топливом, сразу дал себе зарок заправляться только на приличных АЗС, работающих под известными вывесками и имеющими вид серьезных заведений.
Заправлялись, в основном, на АЗС «Лукойл», «Роснефть», «Башнефть».
Иногда баловал своего любимца бензином А-95, благо цена на него соответствовала омской цене 92-го — от 19,20 до 19,80 за литр.
У Tino объем бензобака составляет 60 литров, что очень даже неплохо — заливая бак «под завязку» можно было спокойно ехать 6-7 часов, ограничиваясь 2 заправками в день.
Общие затраты на бензин на дорогу от Омска до Азова составили 5 400 рублей, на обратный путь на 100 рублей больше. Считаю, что результат очень даже неплохой, учитывая, что почти треть пути машинка кушала бензин марки А-95.
Глава 10. Отдых в Краснодарском крае.
Только оказавшись на море и осознав, что у тебя всегда под рукой твой родной автомобиль, начинаешь понимать, что главное на отдыхе — это свобода передвижения.
Не нужно бегать и искать экскурсии, не стоит смотреть расписание автобусов, поездов и маршрутных такси, мигрирующих по всему полуострову. Просто садишься в машину и едешь туда, куда тебе сегодня утром захотелось.
Как я уже говорил, останавливались мы в поселке с названием Кучугуры, который есть не на каждой карте и даже не в каждом атласе автомобильных дорог. В нашем, к примеру, не было.
Вообще то самым популярным местом отдыха в Тамани является станица Голубицкая, по популярности достающая Анапу. Увидеть такое количество людей там мы даже не ожидали. В тот день, когда мы туда приехали, найти свободное место для жилья мы даже не смогли. Всюду написано «Сдаются комнаты, места, номера и т.п.» и всюду ниже приписка «Мест нет». В начале августа это может быть и не столь удивительно, но, братцы, Голубицкая — это ведь не Сочи.
Очень много народу с маленькими детьми, много отдыхающей молодежи, много музыки, весьма неплохой аквапарк (единственный на Азовском побережье), куча домов отдыха и минипансионатов, нестройные ряды частных коттеджей, огромный частный сектор с жильем по 150 р. с человека и удобствами во дворе. Всё это станица Голубицкая.
Мы же решили выбрать себе место для отдыха поспокойнее и почище, поэтому, переночевав в частном секторе, утром мы поехали дальше. После Голубицкой вдоль моря тянутся сотни метров диких автокемпингов с палатками и «удобствами под кустиком», далее поселок Пересыпь, в котором в основном живут люди, предпочитающие полуспартанский вид отдыха — «у бабы Мани», машина во дворе, до моря 5 минут. Тоже хороший и вызывающий уважение вариант, тем более, что на Черном море так живут более 50% автотуристов. Ещё через 20 километров после Пересыпи мы увидели указатель «Кучугуры», повернули направо и через 5 км въехали в поселок. Кучугуры находятся почти на самом краю Таманского полуострова. В 24 километрах далее находится Порт Кавказ, откуда ежечасно отходит паром в Керчь, т.е. уже в Крым.
Лично нам Кучугуры показались самым райским уголком — спокойное тихое место, в котором есть всё для отличного семейного отдыха. Мы остановились в частной гостинице почти на берегу Азовского моря — пешком до него было не более 3 минут, надо только спуститься под гору и вот он, песчаный пляж.
Стоимость номера — 400 р. с человека, в номере кондиционер (это просто класс!!!), три кровати, телевизор, холодильник, шкаф для одежды, пластиковые стеклопакеты.
Питание прямо на территории этой мини-гостиницы, 350 р. с человека в день, трехразовое. Можно питаться по своему усмотрению 1 либо 2 раза в день, тогда будет дешевле, т.е. за каждый прием пищи оплачиваешь отдельно. Кормят очень вкусно, иногда, даже много. Дабы это не было рекламой, не буду указывать адрес и телефон хозяев, тем более, что их рекламы нет ни на одном азовском сайте. Да она им и не нужна.
Это некое место отдыха «для своих», куда обычно приезжают «по звонку» и многие отдыхают там уже не первый раз. Нам повезло, что по приезду освободился номер. Через год нас ждут сюда вновь.
Хозяева очень радушные и милые люди, отказа нет ни в чем, ни детям, ни взрослым. Вечером можно спокойно посидеть компанией, пожарить шашлыки и выпить хорошего кубанского вина, при этом спокойно слушая музыку. Никто не скажет ни слова против.
Теперь что касается наших поездок по Тамани.
Конечно, за пару недель всё не объедешь и не посмотришь, тем более, что в спокойный день, когда на Азовском море совсем нет волн, уезжать никуда не хочется, хочется просто наслаждаться этим теплым морем и его песчаными пляжами.
Боливар и двоих вынесет:
Правда, тихим и спокойным оно бывает не всегда. Иногда с утра дует ветер, и море отзывается приличными волнами. В такие дни мы и выбирали окна для наших экскурсий.
Вначале посетили городок с названием Тамань, это 40 км от Кучугур, или 35 минут езды без нарушения правил. В Тамани есть дом-музей М.Ю. Лермонтова, который мы в первую очередь и посетили, есть краеведческий музей, симпатичная набережная-пляж. Проехав ещё 10 км, мы подъехали к косе под названием Тузла — это выдающийся в море перешеек шириной около 30 метров (всего!!!) и длиной около 6 километров. Въезд на Тузлу — 80 рублей с машины, на въезде дают мусорный пакет, чтобы отдыхающие не оставляли после себя мусор. Тузла, кстати, является водоразделом между Черным и Азовским морями, поэтому, когда двигаешься по ней, справа от тебя Азовское море, а слева — уже Черное. Несмотря на то, что граница межу морями всего около 30 метров шириной, моря абсолютно разные. Азовское море серое и очень мелкое, Черное море — синее и гораздо более глубокое. Конец косы — место встречи морей. Таким образом, мы в течение нескольких минут искупались и в Черном, и в Азовском море. Желающих посетить косу очень много, сделать это без автомобиля абсолютно невозможно — далеко от Тамани, да и протяженность самой косы достаточно велика. Поэтому все отдыхающие на автомобилях.
На косе Тузла:
Слева-Черное море, справа-Азовское:
Ещё через пару дней решили съездить в поселок Абрау-Дюрсо, под Геленджиком, посмотреть красивое озеро Абрау, местный завод шампанских вин, построенный самим князем Голицыным.
До Абрау-Дюрсо от нашего места дислокации 130 километров, на машине вся дорога заняла примерно 2 часа. Дабы не ехать через Анапу, где запросто можно застрять в пробке, мы поехали через станицы, расстояние получается всего на 15 километров больше, зато ни пробок, ни проблем. Абрау-Дюрсо находится в чудесном месте, для того, чтобы туда попасть, надо, не доезжая 3 км до Новороссийска, повернуть налево. Далее примерно 15 км по горному серпантину и мы на месте. Озеро Абрау (кстати, как нам рассказали, это самое крупное пресное озеро на Кавказе) поражает своей красотой, оно находится в обрамлении гор со всех сторон, затем мы фотографировали его сверфху, когда поднялись ещё выше на машине в горы. В озере, кстати, можно искупаться, вода очень теплая, но озеро очень глубокое.
Озеро Абрау:
Сходили на экскурсию на завод шампанских вин, посмотрели весь процесс изготовления этого благородного напитка. Поскольку я был за рулем, то на дегустацию шампанского мы не пошли, зато купили пару бутылок коллекционного домой. При случае обязательно продегустируем с друзьями.
Затем мы спустились к морю, сходили на пляж, купались в Черном море.
Черное море с самого детства притягивает какой-то необыкновенной красотой, от него так и веет ностальгией по советским временам, прошу прощения. Тот же цвет воды, то же огромное количество отдыхающих, тот же пляж, да всё то же самое, что запомнилось с детских лет, когда ездил сюда с родителями. И каждый раз, когда попадаю на Черное море, эти воспоминания приятно щекочут память.
Но... так много машин со всей нашей необъятной страны, так много народу и так много мусора, что через какое-то время снова хочется вернуться на Азовское — полную противоположность Черному.
Видимо, накопившаяся за год на работе усталость требует дать организму отдыха и покоя.
Были в аквапарке в станице Голубицкая, всего полчаса езды от Кучугур. Аквапарк, конечно, не супер, но вполне приличное место для того, чтобы дать организму немного адреналина. Пять горок для взрослых, две детских, пара бассейнов с пресной хлорированной водой. Купленный билет дает право на нахождение на территории аквапарка с 9:00 до 20:00. Стоимость — 500 рублей с человека. Нет ни очередей на горки, ни давки на лестницах. Народ, разумеется, присутствует в приличном количестве, но далеко не столько, как в Анапе, Новороссийске или Сочи.
Аквапарк в Голубицкой:
Один раз ездили в поселок Янтарь, находящийся на южном берегу Таманского полуострова, чтобы ещё раз посетить Черное море. Здесь нет организованных кемпингов, гостиниц, сюда люди просто приезжают на автомобилях, поэтому Янтарь — это одно из тех мест на Черном море, где на огромном по протяженности пляже находится не более пары сотен туристов. Тоже очень спокойно и красиво. Здесь мы видели дельфинов, плавающих примерно в 100 метрах от берега. Красиво.
Правда, в тот день было очень много медуз. Медузы очень крупные, с синими ободками по краю своего желеобразного тела. Для тех, кто отдыхает на Азовском море, где этих существ не встретишь, такое полчище этих жителей моря, казалось, было откровением. Зато здесь достаточно глубоко, и уже отойдя 5-7 метров от берега, ты стоишь по шею в воде. Море то уже не Азовское.
Практически в каждой станице есть свой винзавод, при заводе фирменный магазинчик, где можно попробовать и купить вкусного кубанского вина.
Местные Вам всегда расскажут, где делают самое хорошее вино, порекомендуют, какой сорт стоит купить. Мы покупали домой вино в г. Темрюке, в станице Красноармейской, в самой Тамани («Кубань-Вино»), в поселке Сенной (ООО «Фанагория»).
Очень понравились белые сорта вина. Тем, кто будет в этих местах, очень рекомендую.
Обратил внимание, как много автотуристов приезжает из Москвы и Подмосковья, это примерно 50% от всех отдыхающих. Москвичей научился распознавать даже по говору, у нас в Сибири и на Урале люди говорят совсем по-другому. Видно, что многие состоятельные люди предпочитают проводить здесь время, причем ездят сюда из года в год. По словам одного из жителей первопрестольной (обладателя машины стоимостью не менее 40 000 у.е.), «зимой хорошо отдыхать в теплых странах, а летом всей семьёй мы ездим сюда». Такое вот резюме.
На третьем месте по числу автомобилей регион с номером 74 — Челябинск. Не знаю, чем это вызвано, но челябинские тачки встречаются на азовском побережье ненамного реже москвичей. Далее, по количеству попадающихся по пути и отдыхающих в соседних гостиницах — регионы 86, 89 (это Тюменский север, что само по себе понятно), 66, 96 (это Екатеринбург и область). Затем — все остальные — Саратов, Ростов, Волгоград. Про местные машины я, конечно, не говорю.
Бросилось в глаза, что всё больше людей пересаживаются на иномарки с левым рулём, а нас, правоводов, доля на юге совсем небольшая. Правда, к моему удивлению, очень много местных машин с правым рулем. Поговорив с местными жителями, выяснил, что в Новороссийске и Краснодаре много фирм, завозящих японские машины морем из Владивостока в порт Новороссийск. При этом цены на японцев практически такие же, как в Омске или Новосибе.
Это приятно порадовало. И здесь у людей имеется реальная альтернатива выбора — если не хочешь платить за отечественный хлам на колесах, а на реальную леворульку пока не заработал, можно за вполне разумные деньги купить себе настоящего «японца».
Что неприятно удивило и совсем не порадовало на дорогах Краснодарского края, так это то, что местные водители практически никогда не моргнут тебе дальним светом фар, предупреждая о затаившейся в кустах засаде. Странно, у них там негласный договор с местными гаишниками, что ли? Моргают только приезжие друг другу. Мы же спокойно прожили эти две недели, наездили на отдыхе почти 1 500 км, правила нигде и никогда не нарушали, всегда моргали встречным, если видели торчащий из кустов радар или просто подозрительную машину ГИБДД, стоящую на обочине.
Очень приятно встречать вдали от дома земляков из Омска, остановиться и поговорить пару минут на обочине, незабываемые впечатления, друзья.
Вначале было желание вместе с машиной пересечь Керченский пролив и пару дней покататься по Крыму, заехать в Судак, Коктебель, прокатиться до Ялты. Правда, узнав, что очередь на паром составляет от 12 до 16 часов желание постепенно пропало. Ограничились тем, что посмотрели на Крымский полуостров в бинокль с этой стороны пролива. Вздохнули и поехали обратно.
В Тамани продается очень много дешевых фруктов, поэтому каждый день покупали персики (от 40 р./кг), виноград (очень хороший от 30 р./кг), арбузы (от 3 р./кг), дыни (от 8 р./кг). Ни в чем себе не отказывали — всё свежее, виноград и персики срываются с ветки за 5 минут до продажи, арбузы и дыни — на каждом шагу. Цены в сравнении с нашими, сибирскими — как говорится, «почувствуйте разницу».
В последний день нашего отдыха море было абсолютно тихим и спокойным, вылазить из воды совсем не хотелось, и мы практически весь день провели в воде. Две недели быстро подошли к концу. До свидания, Азовское море, до свидания Тамань, спасибо за чудесную встречу и до будущих встреч.
Трасса Голубицкая - Кучугуры:
Глава 11. Сотовая связь.
Так уж сложилось, что вся наша семья (и я, и жена, и дочь) всегда пользовались и пользуемся услугами БиЛайн. Практически по всей трассе до самого моря присутствует зона покрытия «нашего» оператора. Лишь иногда на равнине, да вдали от населенных пунктов в горах Урала сигнал теряется, и ты чувствуешь себя оторванным от мира. Смотрим на часто встречающиеся за окном машины плакаты «БиЛайн путешествует с тобой!» и шутим вслух: «Мы то, вроде, путешествуем, а оператор отстал». Но проходит несколько минут, и на телефоне опять появляются 5 заветных палочек, обозначающих уровень приема сигнала с ближайшего мобильного ретранслятора. Ура, мы снова на связи.
Однако, приехав в Кучугуры, мы обнаружили, что наша связь пропала напрочь на всех наших телефонах. Ещё в Голубицкой связь была, а здесь телефоны совсем «умерли». На следующий день пришлось на местном рынке купить СИМ-карты МТС и пользоваться весь отпуск ими. Стоимость звонка на телефоны этого операторы стоили 1,5 рубля за минуту, на телефоны других операторов — 5 рублей за минуту разговора. Когда ездили на косу Тузла, то там попали в зону действия украинского роумига с ценой 28 рублей за 60 секунд разговора. Отъехав 3 километра от косы, снова оказались в домашней сети МТС. Также в Кучугурах работает Мегафон. Правда, тарифы у них выше, нежели у «яйцеобразных».
Такие дела.
Глава 12. Поедем ли снова?
В последний день нашего отдыха вечером загрузили весь наш скарб, купленные подарки и сувениры для родителей и друзей, в наш автомобиль, попрощались с гостеприимными хозяевами и соседями по проживанию, ставшими нашими хорошими друзьями, договоренность о встрече через год «на том же месте, в тот же час».
Утром в 4:00 нам предстоял выезд в обратном направлении. Ехали домой по той же самой дороге, что и сюда, без малейших отклонений.
Снова те же гостиницы по пути, тот же красивый пейзаж за окном нашего «Нисана».
Те же три дня пути, и вечером 25 августа мы у подъезда родного дома. Встреча с родными, подарки, рассказы взахлеб, съеденный арбуз и бокал кубанского вина, и мечты о следующем отпуске.
По дороге домой, Курганская область:
Вы спросите, поедем ли мы сюда через год?
Мы для себя уже ответили на этот вопрос положительно. А Вы?
Тем, кто ещё ни разу не ездил в отпуск на автомобиле, могу сказать одно — обязательно съездите, Вы об этом никогда не пожалеете, и память о путешествии надолго сохранится в Ваших сердцах.
Что нужно для того, чтобы Ваш отпуск прошел замечательно? Совсем немного — дружная семья, надежный автомобиль с кондиционером, хороший штурман (особенно, если у Вас машина с правым рулем!), хорошее настроение, отсутствие страха перед дальней дорогой и хорошо подготовленный маршрут.
Хочется надеяться, что мой рассказ отчасти поможет Вам в этом.
Ведь всего месяц назад я, как и Вы, был в сомнениях и тревогах, а сегодня я убежденный автотурист.
Азовское море:
Есть мечта съездить и подальше, например, в Санкт-Петербург и даже через два-три года прокатиться на машине по Европе до самого Лиссабона или, как минимум, посетить Париж. Те же, кто уже не раз проделывал подобный маршрут, меня поймут и поддержат.
Если Вы спросите, сколько стоила эта поездка в рублевом выражении, то скажу так: деньги мы сильно не экономили, кушали вкусно, дешевого жилья не искали, штрафов по дороге заплатили немного. Итого наш отпуск «стоил» нам 62 000 рублей. Не знаю, кому как, а мне показалось вполне нормально за две недели на море. В эти затраты включены расходы на бензин, сотовую связь, проживание, питание, поездки и экскурсии, а также местные сувениры и недорогие подарки. То есть, абсолютно всё. Приводить полную калькуляцию не вижу смысла, думаю, что это вряд ли кому-то будет интересно.
Спасибо всем, кто сумел дочитать мой рассказ до конца.
Желаю всем безоблачных дорог и ярких и запоминающихся впечатлений.
Тем, у кого возникнут вопросы, готов ответить по электронной почте. Пишите на электронный адрес. Буду рад общению.
Постараюсь ответить всем.