|
После расставания с новосибирской компанией в Курае заехали мы перво-наперво в Кош-Агач, перекусить да подзаправиться. В те дни, пока мы елозили по колдобобинам и горам Ак-Тру, а так же кушали плов с гранатом и манты из баранины, основной состав экспедиции уже пытался выполнить задуманное — пробиться на машинах до Карагемского прорыва.
Ролик одного из участников экспедиции:
А что же есть такое Карагемский прорыв?
Справка: Карагемский прорыв, это примерно пять километров реки Аргут, текущей в весьма глубоком ущелье с высокими водопадами, гигантскими скалами и мощными «котлами». Левый берег реки представляет собой отроги Катунского хребта, а правый — Южно-Чуйский хребет. Участок характеризуется высшей 6-й категорией сложности. Длина самой сложной части около 2,5 км. Среднегодовой расход: 80-100 куб. м/сек. Средний уклон: > 40 м/км.
Первую попытку прохождения прорыва осуществили Александр Проваторов и Анатолий Шульжик в торжественный День 9 мая 1990-го года. Изначально они планировали пройти только первый участок прорыва и зачалиться перед водопадом, но их «бублик» вместе с ними просто смыло в водопад. Ниже водопада первопроходцы застряли в камнях, и их пришлось аварийно вытаскивать из порога с помощью альпинистского снаряжения. В 1995 году при попытках прохождения Карагемского прорыва погибает Андрей Волков, а в 1999 Станислав Воронко. Впервые полное прохождение прорыва осуществила 24 августа 2003 года команда барнаульских спортсменов в составе с всё тем же Александром Проваторовым + Сергеем Блошкиным и Владом Зыряновым. Честь им и хвала!
Итак, ехали мы до условного Карагема (не представляя точно, а куда же нам надо) в надежде, что может ещё не всё закончилось и ещё не все разъехались. Что касаемо Карагемского перевала (самый высокогорный из доступных для автомобилей перевал на Алтае в почти 3000 метров высотой), то интересно, что климат в районе Карагема позволяет на этой высоте расти флоре, свойственной альпийской тундре. Обычно на Алтае с 3000 метров уже начинается каменная пустыня.
Свернули с Чуйского тракта после Ортолыка и по асфальту, перешедшему в ровную гравийку, покатили куда-то туда.
Наиболее короткая дорога к перевалу идет как раз с Чаган-Узуна, через практически полностью разрушенное Чуйским землетрясением 27 сентября 2003 года (подземные толчки магнитудой до 8 баллов) казахское село Бельтир.
Тревожные признаки завершения мероприятия появились, так сказать, сразу, за короткий промежуток до Бельтира нам навстречу проехало по одному три подготовленных джипа с номерами разных регионов. Оп-па, походу отфестивалили уже... ну да ладно, мы хоть осмотримся, а потом, как и планировали, пойдем на Укок.
Знак на въезде в село или не поддался стихии или установлен заново. Бельтир достаточно молодое село, возникло не во времена алтайской принцессы, а всего лишь в 1922 году.
После землетрясения поселение лишь частично было восстановлено. Власти предложили жителям разрушенного села переселиться во вновь построенный Новый Бельтир, но воспользовались этим предложением не все. Большая часть населения переехала в новое село (больше 1000 человек), но многие остались из-за основного вида деятельности — отгонного животноводства (наверно, не более 300 человек). Старый Бельтир так и остался частично восстановленным, в своей основной части выглядящий вот так.
В округе Бельтира нельзя сказать, что уж такие буйные сенокосы. Скот на самом деле гоняют за Карагемский перевал, но и тут есть совершенно фантастические по своей красоте места, вполне себе пригодные для скотоводства.
Прочитав про мост на барнаульском форуме, мы пересекли Талдуру и поехали какими-то не сильно угадываемыми извилистыми дорогами по местным достопримечательностям, повидали Луну (серо-коричневые склоны гор), покосы, пересекли разные речки и ручьи, но до Джело... не доехали.
Пример фотографии, когда неверно выбранный ракурс полностью скрыл все великолепие видимого глазами. А великолепие было действительно великолепно и даже грандиозно. Такого я ещё не видывал. В реальности то, что на фото внизу, выглядит как фантастический каньон, что-то среднее между Аризоной и Новозеландией. Дух захватывало от масштаба. А тут какая-та эрозия почв получилась ((
Как потом выяснилось, мы поторопились и переехали не по тому мосту. Нужный нам был сразу после Бельтира, а не в нем самом. Когда переезжали ошибочный мост, местные мужики занятые погрузкой сена в грузовик, как-то заинтересовано нас проводили взглядами. Мы, конечно, подумали, что уже надцать не первые за эти дни и аборигенов просто интересует — куда это мы все. А на самом деле, скорее всего, мысли у них были примерно такие — и куда это они так бодро, в никуда?
Ехали мы ехали, но когда начались прижимы с прилично волнующими уклонами в бездну, да к тому же дорога уже угадывалась весьма условно, как-то подумалось, что данное направление как-то мало похоже на изъезженное массой машин. Тем более после нас оставался такой хороший след от колес, а вот перед нами ничего подобного не было. Повернули назад.
Встретившийся при возвращении к нужному повороту с битком набитый женщинами и детьми жигуленок был остановлен, и ВОДИТЕЛИ оного наставили нас на правильный путь, показав короткую дорогу до Бельтира. Мы послушались рекомендаций и поехали по какой-то очень странно узкой дорожке, огибающей скалу, поражаясь при этом возможностям жигуля и пофигизму местных ковбоев. Что отсюда и выехали. Дорожка помимо стройности имела и волнительно сильный уклон — туда…
Вернувшись в Бельтир мы выбрали нужное направление по другой стороне Талдуры, на котором увидели три машины, несущиеся от нас, но в нужном нам направлении. Искомый же мост через реку оказался в нескольких км после поселка.
Проехав дальше, мы успели увидеть, как тройка преследуемых машин бодро пересекла русло Джело. Мы тоже решили не отставать, хотя в одного я бы в эту речку не полез бы.
Момент нашего брожения, как раз сняли с одной из догоняемых нами машин.
Оказавшись на одном берегу, мы познакомились с честной компанией, которая и была нужна нам для последующих приключений. Они всё знали, они были на связи с основной группой и благодушно пригласили нас присоединиться к биваку.
Расположившись в месте слияния рек Талдура и Джело мы были посвящены в замыслы экспедиции, в обстановку на данный момент и планы на ближайшие дни. Из полученной рекогносцировки на местности мы узнали, что штурм не увенчался триумфом, более того «котлеты», что должны были проломиться к прорыву, начали «раскладываться». Как раз параллельно нам одна «котлета» для другой отбивной из цивилизации везла новое сцепление. По рации мы хорошо слышали их переговоры.
Место ночевки перед подъемом на перевал.
Т.к. основная экспедиция решила на следующий день возвращаться и прокатиться в утешение до Талдуринского ледника, мы решили успеть с утра доехать до перевала и уже по дороге обратно упасть на хвост. А наши новые знакомые с утра сразу пойдут до ледника. Разведка, так сказать. Народу обещало быть не особо много, т.к. состав за пару-тройку прошедших дней серьезно посыпался: кто до дому, кто поломался, кто испугался и т.д. По дороге к перевалу насчитывали под 50 машин, а непосредственно на поляну пошло чуть ли не в два раза меньше.
Не мое фото. Вот этот конгломерат пойдет на штурм поляны. Сзади притаилась стайка квадриков, любопытствующая посмотреть на массовое самоубийство «за раз», такого количества машин.
Утро пришло, и мы двинули вверх.
Поднявшись в долину, едешь по вполне нормальной грунтовке вдоль Джело.
Это ещё не перевал, это только начало начала подъема к нему.
По дороге к перевалу бодро бродят стада яков и похожих на яков коров. Вот эти пытались с нами наперегонки взобраться на перевал, ведущий в долину Джело, из которой и подбираешься к Карагемскому перевалу.
Мы испугались ускорившихся волосатых коров и ускорили подъем-отрыв от резко засеменившего копытами стада, что буквально ринулось нам наперерез, а потом ещё преследовало метров так 100. Может, они просто пылью, поднятой машиной, не хотели потом дышать …
Докладываю. Если ехать аккуратно, то перевал вполне себе покорим для обыкновенного полноприводного кроссовера. Дорога туда и обратно была просто замечательная по сравнению с дорогой до альплагеря Ак-Тру.
Полученная в рунете информация о перевале гласила, что успевать на него надо с утра пораньше, т.к. поднявшееся солнце быстро нагревает горы, травы и лужи, что дают очень густую белую дымку, не дающую увидеть окружающие вершины, включая Белуху.
Поэтому в 9 утра мы были уже на перевале.
Но что-то включило у меня в голове ручник, и в течение получаса, когда долина была ещё прозрачна, я любовался, так сказать, бродил, сидел, смотрел, приценивался ..., что-то бессмысленно щелкал. Но вот солнце быстро нагрело горы и долину, что привело к возникновению быстро уплотняющейся дымки, которая лишила меня возможности снимать в достойном качестве. Прощелкал клювом я время для съемки, в общем. Обидно, что, даже когда тучи скрывали солнце, дымка никуда не девалась.
На фотографии ниже исчезающая в дымке гора, что левее от центра, и есть Белуха. Буквально через несколько минут после этого кадра горизонт как стерли тряпкой. Прямо как мел с доски стирает грязная уже от этого самого мела тряпка, оставляя разводы и белесый фон.
Оп, и нету Белухи на горизонте. Кончилась.
Ищем на горизонте с любимым питомцем Белуху. А перед нами по фронту ледник Йолдоайры.
А это опять Ак-Тру, свободно наблюдаемая с перевала.
А если бы у меня хватило ума снять чуть правее, то была бы фотография того самого Купола, что совсем рядом. Альпинисты, бывает, с Карагема делают траверс до Купола, спускаются в альплагерь Ак-Тру и потом обратно через Купол до перевала.
Вид в долину Джело, из которой мы поднялись на перевал.
Волки бегают и жрут плоды яков…
Съемка с высшей точки перевала, чуть больше 3000 м над уровнем пола.
Поболтавшись по перевалу пару часов, собрались в обратный путь.
При спуске с перевала обнаружилась вот такая сказочная красота. Вот такой вот ковер.
Пастух, что едет по красоте обозревать подотчетные стада. Кстати, абсолютно трезвый и адекватный, а не так, как, к сожалению, бывает — приехал конь с местными (т.к. был из них самым трезвым).
На приличном расстоянии, по верху от пастуха, бодро семенил вот такой вот колдунский пёс, увешанный всевозможными феничками и амулетами.
Чем ниже спускались, тем меньше дымки.
Спустились мы обратно с перевала уже по легкому дождику. Судя по репликам в рации, экспедиция нас нагоняла. При последнем спуске догнал нас квадрик, а как только спустились, прикатил и основной состав. Мы встали у спуска первыми, а вокруг нас остановились прочие машины. Сидим на всех смотрим, все поглядывают на нас. L200 с томскими номерами пару раз крутанулся вокруг вставших машин, попрощался и укатил восвояси, ну а я пошел знакомиться/проситься в состав. Первый вопрос по рации после знакомства был — а что у новеньких есть с собой выпить? Покаялся в прямом эфире, что вообще ничего нет и более того, накануне у ваших соратников, что ушли уже на Талдуринский, мы ещё и на халяву водки выпили. В эфире раздались крики болезненного возмущения и общественного порицания, и даже кто-то задал риторический вопрос — а не хрена такие нам тут вообще нужны!? В общем, это было посвящение в экспедиционеры. А я тихо порицал себя, что забыл дома при сборах специально ведь прикупленную для похода бутылку вискаря.
Погода становилась все хуже и хуже, полил весьма сильный дождь, и поэтому группа, не рассусоливая, выдвинулась до ледника.
Заход в долину реки Талдура с места, где сливаются река Джело и сама Талдура. С этого места мы уходили на Карагемский перевал, с него же, вернувшись, мы пошли на Иикту к леднику.
Нам туда, в самый, как мы думали, дождь.
А когда утром уходили на Карагем, все в этом самом месте выглядело гораздо веселее.
Немного о самом замысле барнаульского похода и географической справки для будущих путешественников в этих местах:
Замыслом экспедиции было пройти дальше Карагемской поляны вдоль реки Карагем до слияния с Аргутом. На барнаульском клубном форуме выложили для участников вот такую развлекательную программу:
«Заявлено две спортивных экспедиции (маршрута) 5-й и 6-й наивысшей категории.
Вокруг этих маршрутов собираются разные люди с разной подготовленностью авто и с разными намерениями.
…
Группы формируются самостоятельно! Группы спортивных маршрутов уже сформированы. Выезд от Чагана запланирован на утро 3 августа.
Спортивные группы 5-я и 6-я идут вместе до Карагемской поляны
49° 57.810'
87° 37.193'
через Карагемский перевал.
До Карагемской поляны могут присоединиться желающие с уровнем подготовки авто не ниже ТР-2.
Спортивная группа 6-й категории (заявленные котлеты) от Карагемской поляны будут пытаться пробиться вниз через Карагемский прорыв до слияния с Аргутом
49° 51.381'
87° 9.334'
В случае успеха группа 5 идет навстречу группе 6 вокруг через перевал по долине р. Елангаш.
49° 43.942'
88° 3.647'
Долина славится наибольшим скопление древних наскальных рисунков. Доступна для прохождения для ТР-2.
Теперь, что касается остальных участников…
Данный район насыщен природными и древними памятниками культуры:
-наскальные рисунки долины Елангаш
49° 50.039'
88° 2.644' где-то тут.
-ледник Талдуринский
49° 50.143'
87° 41.375'
Дорога к леднику идет по красивейшему ущелью Талдуры. Проходима для ТР-1. Со стоянки авто у ручья в лесочке
49° 51.663'
87° 44.477'
прекрасный обзор ледника. Пешка до ледника 2-3 км.
-ледник Софийский
49° 48.277'
87° 47.808'
-соседнее ущелье р. Аккол. Проходима для стока до
49° 50.771'
87° 53.060'
Пешкой до ледника порядка 3 км.
-эпицентр землетрясения 2006 г. (разлом)
49° 57.759'
88° 5.637'
-красные земли (Марс)
50° 3.738'
88° 17.927'
и
50° 4.499'
88° 22.801'
здесь месторождения киновари-ртутно содержащей руды. Координаты примерные, так как здесь повсюду можно найти внеземные пейзажи.
-серые земли (Луна)
50° 1.744'
88° 16.624'
-повсюду встречаются древние захоронения (курганы).
Думаю, желающим посмотреть на различно подготовленном транспорте будет что. Расчет по запасу топлива делайте самостоятельно. Думаю, минимум на 200-300 км от Чагана. АЗС в Чагане нет.
АЗС есть в Каш-Агаче
50° 0.653
88° 40.085'
(где-то 30 км за Чаганом),
АЗС в Курае (до Чагана)
50° 14.148'
87° 55.906' под вопросом (непонятная и может не работать)
АЗС перед Иней
50° 28.030'
86° 37.603'
…»
Как вы видите, задумка масштабная, программа насыщенная — практически фестиваль. Но, к сожалению, в этом году пробиться по маршруту 6-го уровня сложности (на самом деле 6+) не получилось. Попытка не пытка, всё равно маршрут будет пройден! Вот после попытки пройти шестерку мы и присоединились к поредевшему каравану по пути на Иикту.
По пути следования погода неоднократно менялась, но несмотря на хмурый горизонт и проливной дождь у слияния Талдуры и Джело, большую часть времени было солнце и только один раз пошел ливень с градом.
По дороге к Иикту и Талдуринскому леднику.
Перекур на островке между флотированиями по Талдуре.
Совещание перед очередным бродом. Мы эту Талдуру изрезали зигзагами и петлями в хлам. Кстати, это монтерик на 35-х. Это к вопросу, бывают ли в природе пыжи на 35-ых.
Ну а в этом ролике, как раз наш заплыв по Талдуре в обе стороны. Начинается со спуска с Карагема.
Как видно из предыдущего ролика, наплавались мы знатно. Жаль, не было снято, как я по дороге туда чуть уши в воду не сделал, повиснув на брюхе, свесившись задом и круто накренившись налево при пересечении тихой заводи у бережка. Волнительно было, машина пускала пузыри и покачивалась. Но большая оранжевая громозека меня лебедкой вытащила. Явно снимало сие действо не менее трех камер, но так я фото или видео произошедшего не увидел. Заводь вообще с прибамбасами. Туда мы ехали по большой воде, обратно по утренней малой, но я снова у неё застрял (на видео есть этот эпизод), и меня уже тягали назад. Кстати, на берегу этой обмелевшей загвоздки лежал труп утонувшего жеребенка. Где-то бедолага не осилил переправу и погиб.
Ну да ладно, что же мы делали на Талдуринском подворье.
Сам Талдуринский ледник ожидаемо является началом реки Тулдура. Название реки сформировано из двух слов: тал — ива, ивовый; тypа — стойбище, стоянка, другими словами ивовая стоянка, стойбище. Видимо, когда-то очень давно ива тут встречалась в изобилии. С момента начала исследований и описаний данной местности никаких ивовых зарослей в долине реки не отмечено. Всё течет, всё поменяется.
Добравшись до места бивака и раскинув палатки, мы спустили детей погулять, а собаку, напротив, привязали. За различными комбинациями этих действий мы и провели остаток светового дня )
Вид на ледник с нашей базы. Иикту скрыта ветками справа.
Погода, кстати, так и болталась между дождем и солнцем. Вокруг постоянно кружили тучи, но иногда стреляло жаркое солнце. Поэтому мы то мерзли, то перегревались. Народ в основном пил и потому не реагировал на меняющуюся климатическую обстановку.
Ночь над Иикту. Снято с дрожащих рук, извиняюсь. Забыл дома не только виски, но и штатив!
Утром мы проснулись поздно и выдвинулись к леднику последними из тех, кто вообще решил/смог из лагеря выходить. Сели на машину и доехали до морены.
Я с дочерью пошел по верхнему ярусу склона, а семья двинулась по руслу.
Где-то через полчаса я попробовал связаться с супругой по рации, т.к. что-то сверху долго не наблюдал второй взвод. Рация ответила молчанием. Гх-м. Забрался повыше, результат тот же. Что делать? Правильно, угадать, где они, не смогу, потому сели и в течение почти часа вызывали по рации потеряшек. Не дождавшись и встревожившись, двинулись вниз, к руслу Талдуры. Неожиданно в пойме прорезалась рация и выяснилось ... Супруга с детворой уже давно дошла до ледника, но вызвать нас не могла, т.к. потеряла нашу новомодную рацию. Попросила об этом находившихся у ледника других челнов экспедиции. Они час нас вызывали и почти подняли почти по тревоге почти весь лагерь ) А тут мы вырисовываемся.
Супруга отправилась искать рацию, т.к. вроде представляла, где она могла выпасть, а я с детворой двинул дальше к леднику. Подойдя и оценив обстановку, решил с собой гвардию не брать, а полез в одного. И правильно сделал. Довольно сложно было в него забраться и весьма и весьма скользко внутри ледяных ходов было. Плюс со сводов постоянно падали камушки.
Вот такие пещеры в три человеческих роста в Талдуринском леднике.
Внутри ледовой арки в леднике.
Погодка совсем стухла.
В общем, рацию мы так и не нашли (кто найдет, пишите :). Вернулись в сумерках на базу, поели, я завалился повозлежать, а детвора занялась всевозможными развлечениями.
Утро вроде бы было ничего себе по погоде. Но с Иикту пошел очень мрачный фронт. Быстро так пошел... Возвращаться по высокой воде не захотел никто, от слова все и совсем. Потому был объявлен срочный сбор, и выехали мы на час раньше запланированного.
Уходим от непогоды, но она нас всё равно догнала, а потом мы всё равно от неё сбежали!
Самые стойкие из всей экспедиции, но сбежавшие от непогоды в числе первых!
А это второй эшелон — «проспавшие». Пока мы с утра в ужасе метались и прессовали вещи с детьми в машины, они изволили почивать, а потому выдвинулись существенно позже нас.
Фотографии за авторством проспавших и их же видео:
После ухода от ледника основная часть группы двинулись в Кош-Агач и Чаган-Узун. Мы же по подсказке коллег поехали посмотреть сам Бельтриский разлом. К нам присоединилась подготовленная нива из Томска и пара очень нафаршированных полновесных джипов, которые присоединились к нам в аккурат у той ложбинки, где я бездарно буксовал. Не решились они накануне ехать дальше.
Не моя фотография, как зрители наблюдали наше возвращение через этот маленький залив с утопленником.
Да и далее новые соспутники поехали по каким-то своим направлениям. Как и томская нива решила не ехать с группой, а отправились в альплагерь Ак-Тру.
Сам эпицентр землетрясения находился километрах в восьми от старого Бельтира. На фотографии я снимаю в эпицентре землетрясения. Внизу сползшие с горы породы, которые лопнув от тектонического удара, под силой тяжести свалились в долину реки Талдура.
Залезли, посмотрели и бегом к машине. Собака была оставлена в багажнике, но, чтобы не перегрелась, оставили полуоткрытым одно окно. Барбос не будь дурак в окно выбрался, но, видимо, побоялся уйти от машины. Мы же так стремительно устремились к машине, что зверь нас не успел узнать и, юркнув под машину, изобразил на морде одну из популярных в интернете хасячьих аватарок — «собака вот зе фака!?»)
В Коша-Агаче купили пару арбузов. Покупали у дороги с грузовика, наивно полагая, что у дороги ну всегда дешевле, чем в магазине с его издержками, включенными в цену продаваемого продукта. Через неделю выяснили, что в магазине, в 100 метрах от грузовика, арбуз выходил в два раза дешевле, со всеми издержками. Ах, братья казахи… Но не суть. Съели мы эти спекулятивные арбузы).
Инстаграм-стайл, недоеденное в тарелке для лицезрения всем миром. Забыл только ноги сфотографировать.
Устали настолько, что не смогли заставить себя заняться установкой палатки и т.п. Съели арбуз и решили спать в машине впятером (!) + наглая собака.
Пока ленились, изнутри автомобиля стали свидетелями прекрасной радуги. Такой вот складной ножик выкинул свое лезвие в небо с Чуйского тракта. А вы нам тут всё про северные сияния... Дифракция завсегда круче судорог магнитосферы, к тому же безвредная!
Эта лень от трудов и забот прошедшей недели сослужила нам в конечном итоге хорошую службу. Ближе к вечеру произошел серьезный конфликт с местными, изрядно подпитыми казахами. Дело чуть не дошло до рукопашной. Поэтому экспедиция, выйдя на связь с местными полицейскими, оперативно собралась (а мы быстрее всех) и перебазировалась чуть южнее по Чуйскому тракту. Т.к. основной состав экспедиции был условно нетрезв, то существовала опасность попасть на местных гаишников. Два не выпивших экипажа: буханка да мой пыж, поехали к тракту первыми, с небольшим отрывом вперед, дабы успеть объявить шухер по рации в случае встречи с духами дорожной власти, чтобы следующая за нами нетрезвая колонна разбежалась по кустам, заглохла и прикинулась стационарно отдыхающей.
Как выяснилось при продвижении вперед, национально озабоченные/обиженные нетрезвые ребята из местных, как оказалось, караулили нас как раз на выходе на Чуйский тракт, ждали, видимо, когда мы завалимся спать… Преследовать они нашу колонну не стали, а сразу обогнали по трассе и ушли в Кош-Агач, где их в течение этой ночи, надо отдать должное местной полиции, переловили и упекли в кутузку по хулиганке. Это ещё раз говорит о необходимости быть внимательным и осторожным. Ни в коем случае не угощать и не пить вместе с местными, даже если «стол накрывают» они, как было в нашем случае …
Ну, это всё походные мелочи. Жаль, не фотографировал весь происходящий экшн, а напихал по карманам ножей, под сиденье мачете и, типа, сидел в «очень важной засаде», стерег семью и собаку.
На новом месте не стали ставить палатки, а выпив, поговорив и выпив, завалились спать. Остановились мы, к сожалению, в каком-то очень популярном для ночевок месте. Легковушки и фуры ночевали по окружающим полянам. Встав утром, мы обнаружили, что это место не только очень популярно, но также закономерно и безмерно загажено «бытовухой». Ну и плюс дальнобои, проснувшись, активно занялись рыбалкой на спиннинг.
Как уже завелось у нас в этой поездке, отзавтракали в Кош-Агаче. Но по дороге к завтраку нам навстречу попался участковый, который остановил колонну. Ему нужно было подписать какие-то бумаги по ночному происшествию. Бросив в качестве жертв два экипажа, мы все же доехали до харчевни.
Насытившись, группа расползалась по селу, кто в аптеку, кто по запчастям. Мы же просто встали на развилке, ведущей в сторону степи Самахи. Да-да, нам туда! И тут ливанул действительно долгий и сильный дождь. И это Чуйская степь, «пустыня Гоби» нашей страны!
В конечном и не быстро наступившем итоге мы собрались таки воедино и выдвинулись в сторону погранпункта. Но ненадолго собрались воедино. Наша подгруппа проскочила таки нужный поворот и вынуждена была «уходить огородами к Котовскому», т.е. догонять верно свернувших с неверного нашего пути. Заблудились в трех домах, так сказать.
Доехали до пограничного пункта и встали в очередь интернируемых. Может и нельзя было снимать государственный шлагбаум, но мы не удержались и режимный объект всё же сфотографировали.
Записались у стерегущих рубежи Родины в амбарную книгу, переговорили с встречным возвращающимся с Укока казахским уазоводом, выяснили про погоду и обстановку на Укоке. Кстати, разрешений ФСБ на Самаху не надо, а на Укоке они потребуются уже совсем на Укоке ;) Достаточно оригиналов паспортов и свидетельств рождения, а барбос ввезен контрабандой. Надо сказать, что трафик на погранпункте достаточно интенсивный. Тут и туристы вроде нас и местные: туда-суда, туда-сюда. Погранцы устают, наверно, писать и писать.
Наконец-то вырвавшись в приграничную зону и набрав крейсерскую скорость, мы были вынуждены в скором времени остановиться перекурить, и так раза три, т.к. буханка не успевала по гладкой гравийке за нами, мажорами.
«Ну где же он!? Что же он не едет, добрый, добрый доктор Айболит!» — это моя цензурная вольная интерпретация переживаний в коллективе.
Снова отстал! Зараза, а на бездорожье он ведь и не отстает совсем, даже подпирает! :)
В пути хорошо помогали рации, когда впереди идущий оповещал о встречке, которая действительно иногда совершенно внезапно выныривала из-за очередного крутого поворота над рекой. Понятно дело, местные ездили чутка быстрее ожидаемой нами скорости на слепых поворотах.
Специально остановились на более-менее пологом берегу Джазатора, который оказался ожидаемо чист и местами совершенно стеклянен в своем спокойствии. Благодать.
Впереди нас ждало село Джазатор (оно же Беляши), а за ним налево — степь Самаха.
Продолжение следует!
Глубокий Алтай или лайт-версия участия в экспедиции Карагем-2015. Часть 3. Степь Самаха — Плато Укок
Продолжаем двигаться по свершившемуся маршруту …
Проехав Беляши (они же Джахатор) и перескочив мост (кажись через Аргут) с воротами (дабы скотохозяйство не убрело), мы въехали в степь. Слово Самаха упрощенное от тюркского Той-Самахэ — место свадеб и игр, т.е. в древности тут озорно резвились и бессовестно пировали. Ну, раз целое название ради этого места придумали, явно тут широко Масленицу встречали и провожали ) Да и по внешнему виду степи вполне понятен выбор — приятно выбраться из окружающих горных теснин в небольшую, сухую уютную степь с лесными языками, дабы повозлиять и закусить по поводу. Степь мы затронули краем и прошли до слияния рек Коксу и Аргут. В этой узловой точке ещё приятнее, если уж не играть, то уж точно возлиять )
Загнездились на целых три дня.
Фотография с места лагеря на слиянии Коксы и Аргута.
Основная часть экспедиции, отдохнув, съездила через перевал Верблюжья шея (с постоянным и весьма волнительным уклоном дороги в бездну Аргута) по давно необслуживаемой дороге (стоит даже запрещающий проезд знак). Мы же предавались блаженному безделью и горизонтальному положению тел, иногда вспоминая про фотоаппараты.
Стремительная и прозрачная Кокса.
Потоки Коксы и Аргута в первые десятки метров не смешиваются. И кстати, Кокса с норовом, она продавливает на несколько метров в обратку более спокойный молочный Аргут.
Вид на лагерь у слияния рек с перевала Верблюжья шея. Фото не мое, а одного из организаторов экспедиции — Аркадия.
Утро.
В этот дальний уголок приграничного Алтая мы ехали на «передых», между двумя непростыми этапами маршрута. Потому фотографировал и снимал мало, больше ел и ещё больше спал. Почти не пил ) И кстати, проспал-таки невероятное, со слов потерпевших, ночное небо, где было видно настоящий густой Млечный Путь и запредельное количество для наших широт звезд, а также прошедший краткий метеоритный, но достаточно проливной дождик. Проспал.
Одним утром в лагере был обнаружен задающий храпака молодой Большой баклан. Живет этот птиц на озерах, но тут, явно заплутав, приземлился в Аргут. Ночевать на быстрой воде, ясное дело, он не смог и потому взгромоздился со своими ластами на ветку в полуметре от земли (наверно, по стволу лез, как человек)). Был застигнут утром сладко и беспробудно спящим, с головой под крылом и с сознательной настойчивостью разбужен. Подошли просто буквально вплотную. Проснувшись, долго смотрел на нас как на хамов-дураков и нехотя снялся с места.
Кстати, была у нас в лагере замечательная банька. Баня не простаивала все дни отдыха. Фото тоже не мое, я спал, я всё время спал )
Жертва-агрессор и агрессор-жертва после примирения и бинтования руки.
Ещё немного фото от участников экспедиции:
Степь Самха с перевала Верблюжья шея. На территории, говорят, расположены археологические памятники каменного, железного веков и тюркского периода: петроглифы, курганы, каменные изваяния. Мне ничего не видно…
За перевалом, очень близко к Аргутскому прорыву.
За три с гаком дня в уютном уголке Самахи, я наконец-то выспался и можно уже было замахиваться на Уильяма нашего, на Шекспира, т.е. на Укок.
Команда за прошедшие дни выпила раза по два «всё что было». Опустошила вино-водочный в Беляшах и тоже была готова для пути... но домой ) В перерывах между опустошениями и помимо посещения Аргутского прорыва, народ скатался на разведку маршрута для следующей экспедиции. По отзывам участников, всё довольно крепенько попахивает мясорубкой, а одна дама в составе пробующих даже была доведена творящимся вокруг и внутри машины ужасом до истерики и слез. Т.е. явно бодрый маршрут намечается ) Причем предполагается так же с делением на две команды. Одна идет в атаку, другая, через Теплый ключ, катит в точку встречи и гостеприимно встречает (если встречает) пробившихся на Укоке.
Итак, не спеша выдвинулись пасмурным теплым утром.
На коротком видео наша блаженная скука в лагере и встреча при выезде с Самахи со стадом коз, на которое пес среагировал истерикой и с криком «КозЁлы, козЁлы!», пытался выброситься из машины навстречу счастью )
Расставаться нам предстояло на развилке, что включала в себе три дороги: на Кош-Агач, на Тёплый ключ и на Беляши.
Но и без этого периодически останавливались и не всегда по приятным поводам.
Первая остановка была у оставленного, но всё ещё прилично выглядевшего пограничного пункта.
Причиной остановки была «бандитская пуля» от встречного грузовика, что воткнулась в заднее стекло монтеро. Вот ведь, прошел без потерь полностью маршрут экспедиции, ну разве что перестал работать замок 5-ой двери и вот, надо же словить камень можно сказать на последних километрах.
Докатившись до радоновых источников (Джумалинские ключи) у подножия перевала нам удалось попасть в межзаездный интервал и потому получить на ночь домик.
Как нам поведали смотрящие за базой, что, дескать, эти домики для строителей (на базе действительно идет возведение ещё нескольких срубов) и раз они сегодня не приехали, то на ночь пустим.
Послонялись по источникам, которые тоже облагородили деревянными помостами и ограждениями.
В этой купели даже живут какие-то рыбешки, а из грунта дна постоянно бегут цепочки пузырьков — радон, радиоактивный друг местных болящих, что по рассказам очевидцев сказочно исцеляются.
Местные даже рассказали нам историю вот этой собаки (называли её породу — датская пастушья собака). Дескать, привезли её сюда хозяева уже почти дохлую. От отчаянья привезли. Поили зверя водой из «желудочного» родника. Пёс оклемался и был оставлен жить на базе. Хоть зверюга эта не датская и не пастушья, но такой хороший комок бугристых мышц.
Подбинтовал пострадавший в талдуринских бродах бампер. Скотч наше всё! Как Пушкин и даже ещё более, совсем всё!
Погода, что так и не наладилась, к вечеру совсем спортилась. Пошел сильный дождь, задул порывистый ветер, и стало по-октябрьски холодно, совершенно по-балтийски промозгло.
Ночевка в домике оказалась с изюминкой. Хлеставший по домику почти всю ночь под порывами ветра дождь забивало во все щели между брусом и самое гадкое — между рамами и стеклами окна. На нас лились потоки ледяной воды, к утру все постельное белье и мы сами были совершенно мокрые. Не влажные, а мокрые, с одеял просто капала вода.
Наши сопутники ожидали со дня на день приезд каравана своих друзей и потому не были уверены в необходимости на утро ехать на Перевал и тем более далее на Укок. Больше их интересовали рядом находящиеся заброшенные вольфрамовые шахты (и они после нашего отбытия все-таки туда забрались). Но когда мы вышли утром из нашего аквариума, уверенности в поездке на Укок убавилось и у нас. Вокруг лежал снег.
Ну, вдруг щас солнышко вынырнет и всё растает. Побродили с часок по округе, поели, снова побродили, и снег действительно растаял, только не от солнца и только в низине. Перевал был в снегу.
Посовещавшись и, в очередной раз, попытавшись соблазнить на поход экипаж нивы (безуспешно), решились мы ехать в одиночку на перевал, а может и дальше, с ночевкой. Зря что ли столько ехали?
Что сказать… Это, конечно, не так сложно, как подъем на Ак-Тру, но гораздо сложнее подъема на Карагем. Более того, на середине пути пошел сильный снег, и мы неожиданно оказались на летней АТэшке, мучительно лакирующей заснеженные мокрые камни. Худо-бедно заскальзывая наверх, я уже думал — а как вниз-то теперь? Машина просто возьмет и покатится, как на лыжах. Засада. В багажнике, конечно, ждут своего часа две пары цепей противоскольжения, но чем они помогут на мокрых валунах?
Взобрались мы на перевал (2900 м), когда снежный буран уже сошел на нет. Но вот плато Укок оказалось скрыто от глаз снеговыми тучами, что шли с Казахстана через Китай и Россию в Монголию.
Озеро на перевале. А за стеной облаков, ниже примерно на километр, Укок.
То ли особенность освещения, то ли сам состав воды, но выглядело озеро весьма болотисто грязноватым, потому не полез в него, нарушив традицию залазить в каждый водоем, встреченный в районе 3000 метров и выше)
На наше счастье, погода начала меняться, и через 10-15 минут в разрезе облаков стало проявлять плато.
Дальше — больше.
Вышло необычно жарко-жгучее для такой высоты солнышко. Жарко, влажно, но воздух свежий-свежий. Пахнет совершенно по-настоящему мартовской весной!
Детвора занялась катанием снеговиков. Вроде катает где-то в чистом поле. Когда же в конце дня мы ехали назад, то снег уже растаял и оказалось, что слепили мы его прямо по центру дороги. За время нашего спуска на плато и подъема обратно было встречено несколько машин, и выходит, они все бережно объезжали этот новослепленный менгир )
А вот собака увлеклась капро-археологией — раскапыванием из-под снега и жадным пожиранием продуктов жизнедеятельности скотоводческих животных. Жрал, как в последний раз, и мы никак не могли остановить это пир духа. Почему-то это действо фотографировать не стал )
А вокруг всё переходило из состояния «совсем красиво» в положение «великолепно».
Пока перекусили, снег подтаял и на перевале, и на спуске, и на самом плато. Ну что же, значит едем вперед, а то плато вот оно, и странно его не потрогать колесом да ногой.
Спустились мы до заброшенной погранзаставы, через которую во времена СССР из Монголии гнали миллионы голов скота на крупнейший в Союзе мясокомбинат в Казахстане.
Укок.
Дальше заставы продвигаться не стали, т.к. опять все заволокло, а мы как раз подъехали к грязевому месиву, в которое без лебедки и подстраховки второй машины мы залазить не рискнули. Вышел, осмотрелся. Укок в этом месте обильно сочится влагой. Всё вокруг журчит и течет. Вокруг всё сильнее темнело. Ну, что делать, едем обратно. Укок требует отдельного путешествия.
По дороге обратно на перевал со стороны Укока.
Но по известному закону, как только мы более-менее заползли к перевалу, погода вновь разгулялась, и вот тут уже открылась одна из главных достопримечательностей Укока — пять вершин Табын-Богдо-Ола. Но тоже не полностью. Три наиболее низкие постепенно очистились от облаков, а две наиболее высокие остались скрыты как своими облаками, так и проходящим между нами и горами снеговым фронтом. И это тоже оказалось невероятно красиво. Хоть какой-то плюс, ибо шуруй мы сейчас по Укоку, ничего подобного бы мы и не увидели.
Самая младшая вершина.
За младшей вершиной самая старшая.
Предмладшая вершина )
А вот какая редкая красота приключилась.
Смотришь, как в разрез или замочную скважину.
Ну и обратно вниз, к Джумалинским.
_DSC7824.jpg (462.98 КБ) Просмотров: 1272
Снеговик, что слепила детвора, в наше отсутствие перебежал на проезжую часть. Мистика укоковская ))
Ночевать на источниках опять в каком-нибудь дырявом домике уже не хотелось и потому рванули до Кош-Агача.
Уходили до Чуйского тракта уже поздно вечером, при таких вот пейзажах.
Ну да ладно, надо завершать повествование.
К погранзаставе мы подкатили уже в темноте. Отчитались-отметились и в Кош-Агач. Наконец-то выпала возможность прокатиться с зажженной диодной балкой, пролетев Чуйскую степь с планами заправиться, купить еды и поехать в ночь к ЮБТО, в идеале добраться до Кату-Ярыка, а как минимум до Акташа и там переночевать.
Затарились продуктами, перекусили в машине. Пока ели, подошел поддатый казах и разговорились. Оказалось, учился в нашем ТГУ, по образованию геолог и т.д., но сейчас просто сисбирский (он так сказал) фермер. Минут 20 мы активно пообщались и, распрощавшись, поехали заправляться газом (бензина был ещё полный бак). Закатываемся на газовую заправку, с жестом «до полного!». Молодой паренек совершает попытку нас заправить. Ввинтить штуцер у него легко получилось и даже запустить заправку, но... я даже не успел испугаться, а вот паренек успел и, шуганувшись, кубарем отлетел от машины. Когда он подал газ в арматуру, то с правой стороны машины вырвался мощный и громкий фонтан газа.
... себе, подумал я.
Осмотр выявил следующее.
Оборвана медная трубка от заправочного фланца. Оп-па, где это я так забродил? С Талдуры вернулись и заправились, а тут прошли простую Самаху и подъем на Теплый ключ и на тебе вот такое.
Более детальное рассмотрение показало, что трубку я не рвал и не рубил о камни, а как будто вот некто аккуратно, труборезом мне её разрезал и, аккуратно же, заправил обратно в пластиковый защитный кожух.
«Резал некто» её у переспускного клапана. Там как раз медная трубка была свита кольцами, которые хорошо видно со стороны справа от газового бака.
Теперь напрягаю память, где машина была одна. Заправился я перед Самахой в Кош-Агаче. Выехав с Укока, я вернулся в Кош-Агач же. Т.е. резали где-то между специальным инструментом… Вспоминается, что мы после заправки газом и поездкой на Самаху в этом селе заходили кушать в кафе, потом я оставлял машину с семьей рядом с бензиновой заправкой и уходил в магазин. И после возвращения с Укока уже поздно вечером в Кош-Агаче к нам, сидящим в машине и кушающим, подошел этот поддатый человек…
На самом деле всё это были мои фантазии… Пообщался с опытными в экспедиционных делах людьми, которые просветили, что лопанье подобных трубок при длительной сильной тряске по грейдеру вполне себе обычная вещь.
Настроение попортилось, плюс ко всему что-то зашоркало в правом переднем колесе. Краткий семейный совет и, несмотря на предложения супруги на бензине ехать на ЮБТО, я, не сумев в темноте при свете фонарика идентифицировать источник шкрябующих звуков, решил, что лучше ехать в сторону дома. Поехали. Дети спали, я напряженно слушал шоркающие звуки и игрался со скоростью, пытаясь продиагностировать, что же это такое. После Курайской степи звук явно усилился. Замечательно…
Подъезжая в середине ночи к перевалу Чике-Таман, я уже был в состоянии полу-отруба. Выключало по-страшному, а после момента, когда я понял, что на несколько секунд заснул, решил так остановиться поспать. Забравшись на пустой перевал, заглушил машину и, поставив на сигналку, отключился.
Утром разбудил забравшийся на перевал со стороны Семинского грузовик. Пасмурно, сыро ... чё там на ЮБТО делать-то, а, жена? Чувство вины перед семьей меня гложило, а я его преодолевал! Потом, у друга в Барнауле, обнаружилось, что брызговик, защищающий мотор с правой стороны, не оторвало, а подразогнуло его крепления и своим кончиком, при скорости от 30 км/час, он начинал шаркать по колесу.
Ну, не возвращаться же теперь на ЮБТО!? А, жена? Собственно говоря, на этом наш вояж и завершился, а кто слушал молодец! Всем дорог, лесов, гор, рек и морей!