|
10 июня 2017 года мы отправились в Фотопутешествие по маршруту: Москва — Вятское — Вологда — Кириллов — Тихвин - Старая Ладога — Волхов - Санкт-Петербург — Петергоф — Кронштадт — Репино — Ораниенбаум — Копорье — Ивангород — Изборск — Москва.
SKODA OCTAVIA, как всегда, нас не подвела. Этот автомобиль очень удобен для длительных путешествий, комфортный просторный салон плюс большой багажник. Пройдено 3000 км. Бензина израсходовали 160 литров. Общий бюджет поездки — 65 тыс. руб. Штраф в 250 руб. пришёл только из Вологодской области. Оставшуюся часть пути мы проехали без нарушений и происшествий.
Северо-западные рубежи России. Часть 3. Ленинградская область
Мы поехали в Кронштадт по плотине, которая с недавнего времени защищает Петербург от наводнений. Заодно решено заехать и в Репинские Пенаты.
Хорошенько подкрепившись, мы выехали из отеля и направились к КАД, которая проходит через Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга (КЗС) от наводнений, про который, уважаемый читатель, я никак не могу не рассказать.
В состав Комплекса входит 11 каменно-земляных дамб, 6 водопропускных сооружений, 2 судопропускных сооружения,
автомагистраль с двумя развязками и семью мостами, а также автомобильный тоннель. Протяжённость КЗС — 25,4 км.
Работы по возведению Комплекса защитных сооружений (КЗС) начались сразу после принятия решения о строительстве в августе 1979 года.
1 октября 1980 года с северного побережья залива, по направлению к Кронштадту началась отсыпка первой дамбы. В торжественной обстановке с празднично украшенных самосвалов в основание дамбы упали первые скальные породы. Так стартовало грандиозное строительство главных сооружений Комплекса.
29 декабря 1984 года завершилось строительство сухопутного проезда на остров Котлин. Кронштадт перестал быть городом-островом.
В ноябре 1994 года Правительство Российской Федерации принимает специальное постановление о Комплексе защитных сооружений и вводе его в эксплуатацию в 2001 году. Однако пройдет еще не один год, прежде чем в полном объеме возобновится стройка, и начнется ее завершающий этап. 1990-е годы стали «лихими» для всей страны, что в полной мере отразилось и на КЗС.
И только с 2006 года начался самый динамичный период за всю историю строительства. Созданы основные сооружения. Крупным событием этого года стало открытие автодорожного моста.
Начало судоходства по новому участку Морского канала открыто в 2008 году.
12 августа 2011 года стало днем официального завершения строительства и открытия Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.
История наводнений.
Первое катастрофическое наводнение постигло Петербург 10 сентября 1777 года.
Вода поднялась на 3 метра 21 сантиметр. Погибли тысячи людей. Огромный урон был нанесён дворцам, жилым домам, садам и рощам.
Екатерина II подписала Указ об учреждении специальных знаков и сигналов, по которым петербуржцы могли заблаговременно узнать о надвигающейся стихии.
После этого наводнения появились гранитные набережные на городских реках.
Второе бедственное наводнение случилось 7 ноября 1824 года.
Уровень воды поднялся на высоту 4 метра 21 сантиметр. По официальным данным погибло около 500 человек. Было много разрушений.
Третье мощное наводнение было 23 сентября 1924 года.
Вода поднялась на 3 метра 80 сантиметров. От замыкания электричества произошло много пожаров. Под напором воды рухнуло 19 мостов, были размыты булыжные мостовые.
Благодаря созданию уникального Комплекса защитных сооружений, 27 ноября 2011 года наводнение, 309-е по счёту, не состоялось, это первое наводнение в истории города, которое удалось предотвратить.
Пока писала о КЗС и наводнениях, показались старинные укрепления Кронштадта.
Въехав в город, мы немного заблудились и, включив аварийку, стали прокладывать маршрут, который приведёт нас к Морскому собору святителя Николая Чудотворца. Остановились в неудачном месте, за что тут же были обруганы почём свет стоит местной бабушкой, которая прогуливалась со своим невозмутимо спокойным спутником, видимо, привыкшим к таким проявлениям недружелюбия своей половинки.
А остановились мы возле вот такой интересной рекламы настенного творчества.
Кронштадт — город-порт в России, расположенный на острове Котлин и прилегающих к нему более мелких островах Финского залива и КЗС. Является единственным населённым пунктом Кронштадтского района, внутригородским муниципальным образованием Санкт-Петербурга.
В 1990 году исторический центр города вошёл в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В апреле 2009 года Кронштадту было присвоено звание «Города воинской славы».
Морской собор святителя Николая Чудотворца (Никольский ставропигиальный Морской собор) — самый крупный из морских соборов Российской империи. Воздвигнут в 1903-1913 гг. в Кронштадте в неовизантийском стиле по проекту В. А. Косякова.
Морской собор является памятником всем чинам Российского флота, база которого в Кронштадте создана Петром I.
Собор впечатляет своими размерами: высота храма вместе с крестом составляет 70,5 метра, сторона внутреннего центрального зала — 24 метра, диаметр купола — 26,7 метра.
Фасад собора облицован кирпичом и терракотой и украшен гранитными цоколем и колоннами порталов, а также, в небольшом количестве, майоликой и мозаикой. Иконы на фасадах были исполнены в мозаичной мастерской В. А. Фролова.
Огромные круглые окна храма, напоминающие иллюминаторы, были украшены витражами. Все стекольные работы в храме выполнило Северное Стекольно-промышленное общество, а значит, витражи созданы знаменитой мастерской, принадлежащей братьям Франк.
Погода нам благоприятствовала, и далее наш путь лежал в Репинские Пенаты, в музей-усадьбу И.Е. Репина.
В 1899 году Репин приобрёл участок земли, где и была построена усадьба «Пенаты». Кисти Репина принадлежат такие работы, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход», и многие-многие гениальные холсты. Много лет он являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок. Вскоре, после того как Репин обосновался в Пенатах, он стал профессором и руководителем художественной мастерской в Академии художеств, а с 1898 года — ректором Академии.
Выбор места для Усадьбы был не случайным: с одной стороны, из Куоккалы было удобно добираться до города, с другой — место на берегу Финского залива было достаточно уединённым, что давало возможность работать без помех. Усадьбу назвали «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага, изображения которых, можно увидеть на расписных деревянных воротах усадьбы, созданных по рисунку Репина. Уникальным, ни на что не похожим считается и дом Репина.
В доме, на знаменитых «репинских средах», бывали Максим Горький, Корней Чуковский, сюда приходили Маяковский и Есенин, Куприн и народоволец Морозов, композиторы Лядов, Глазунов и многие другие.
Репин прожил в усадьбе 30 лет, здесь он умер и был похоронен недалеко от дома.
Прогулявшись по Усадьбе, мы вышли по тропинке к Финскому заливу.
Суровый климат и ветра закрутили ствол сосны и, кажется, что оголившиеся корни хотят увести деревья подальше от открытого всем ветрам побережья вглубь материка.
Погуляли по побережью Финского залива, надышались крепким пьянящим запахом хвои и смолы сосен (очень люблю этот запах), поехали обратно в гостиницу, чтобы пообедать. Кухня отличная, комплексный обед стоит 230 руб. на душу населения. Заказали по меню ужин, чтобы к нашему приезду из Ораниенбаума мы могли сразу же покушать.
От отеля до Парка Ораниенбаум всего несколько километров, есть небольшая парковка рядом с входом.
В Ораниенбауме построил себе дворец, с красивейшим парком, любимец Петра I Александр Меньшиков.
В настоящее время дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум имеет особую ценность как единственный пригород Петербурга, не подвергнувшийся разрушению в годы войны и сохранивший свою историческую подлинность.
Павильон Катальной горки (1762-1774 гг., А. Ринальди)
Каменное зало (1749-1751 гг., предположительно Б. Растрелли)
Большой (Меншиковский) дворец — первый и наиболее крупный архитектурный памятник дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум.
Вот такой насыщенный день у нас получился.
Пока мы путешествовали, я с нетерпением ждала моей первой встречи со старинной крепостью Копорье. Уже изучила и сайт, и фотографии, и кадры видеосъёмки с геликоптера, уже все уши прожужжала мужу про Копорье. Такое ощущение было, что крепость уже начала мне сниться по ночам.
Проехав 80 километров на запад от Петергофа, мы приехали в посёлок Копорье, на окраине которого и находится Копорская крепость — памятник русского средневекового оборонительного зодчества. Поскольку реставрационные работы в крепости почти не велись, то и архитектура сохранилась практически без изменений. Крепость, которую мы сейчас видим, была построена в начале 16 века, на основе кладки 1297 года. На рубеже 15-16 веков Московское государство занялось реконструкцией русских крепостей. И вместе с Копорской крепостью были восстановлены крепости — Новгородская, Ладожская, Ямская, Орешек, Карела и другие.
Воротный проём сделан в восточной стене крепости, ворота представляют сложный оборонительный комплекс.
На своде арки ворот видна герса, подлинная опускная решётка, выкованная из толстых железных прутьев, единственная сохранившаяся в крепостях Северо-запада России до наших дней.
Часовня, фамильная усыпальница Зиновьевых.
Стена, примыкающая к Наугольной башне и руины Наугольной башни.
Каменный арочный мост. Южная Воротная башня.
Подземелья. Спустились на два пролёта лестницы, дальше начался земляной пол, было сыро и скользко, поэтому в самую глубь не решились идти без фонарика. Слышалось журчание воды и ещё какие-то звуки, не хотелось бы в темноте наступить на крыску.
Пришлось немного похулиганить и пробраться в потаённые места крепости.
Несколько лет назад в крепости какие-то бестолковые родители оставили ребёнка без присмотра, а потом, когда ребёнок получил травму, они закатили там скандал. В итоге все входы внутрь стен крепости и башни закрыли, нам случайно удалось пробраться в подземелья и на башни, хорошо, что нас не поймал охранник. Но представляете себе, столько лет собираться посмотреть крепость и довольствоваться только хождением вдоль стен — это никак не входило в наши планы. Так что мы, «как дети» пролазили, протискивались, проползали метр за метром крепостных тайных лазов и проходов. Впечатления незабываемые, вернёмся в крепость после реставрации, чтобы пройтись этими же тропами, но уже безопасными.
Северная Воротная башня. Дальше видна Средняя башня.
Еле-еле меня от стен крепости оторвал муж и повёз в Ивангород, там нас ждала ещё одна крепость — Ивангородская, но о ней речь пойдёт в следующей части. Километра за два до города на КПП патруль проверил у нас документы и разрешение на пребывание в приграничном районе. Миновав кордон, мы поехали устраиваться на ночёвку в «Гостевой дом Купеческий», который находится на улице Гагарина, д.26. Стоимость двухместного номера с завтраком 2300 руб. в сутки.
Встретил нас хозяин, Юрий Алексеевич, проводил в номер, принёс чайник, рассказал, где можно вкусно и недорого покушать, как пройти к крепости. Номер двухкомнатный, с диваном, двумя кроватями, двумя телевизорами и холодильником. Есть своя парковка во дворе дома. Звукоизоляция нормальная, немного пошумели под утро на остановке подвыпившие посетители кафе, но главное, что в старинном доме стены не пропускали музыку. Немного некомфортно было в небольшом санузле.
Рядом с номером висел коврик с изображением Петра I.
Пообедали мы в обычной рабочей столовой, где скушали первое, второе и компот. Вкусно и недорого. Вспомнили нашу студенческую столовку.
До закрытия крепости оставался один час, и мы решили сначала обойти крепость по внешнему периметру.
Северо-западные рубежи России. Часть 4. Крепость Ивангорода
Под весёлую музыку, которая доносилась с эстонской стороны, мы пошли осматривать Ивангородскую крепость, а заодно сфотографировали и замок в Нарве, который, как любят говорить местные жители, находится на расстоянии пущенной стрелы на другом берегу реки Нарвы.
Если обойти крепость с правой стороны от входа, то можно увидеть старинное двухэтажное здание Музея военно-оборонительного зодчества России, экспонаты которого посвящены крепостям Северо-запада России.
Работает в летнее время с 10 до 18 со среды до воскресенья, понедельник, вторник — выходной.
Затем идём вдоль стен крепости по берегу Нарвы.
Полный круг вокруг крепости сделать не получилось, продираться сквозь завалы из камней и через буйную растительность мы не стали. Ноги изрядно гудели, и при мысли, что нужно обратно пройти такое же расстояние, мозг начал быстро соображать и представлять план местности. Неожиданно на нашу тропинку из кустов выпрыгнула большая чёрная собака, породу разглядеть не смогла от небольшого испуга. Даже не знаю, почему испугалась, собаки ко мне всегда хорошо относятся, подходят, предлагают погладить и почесать за ушком. На наше счастье следом за собакой появился хозяин и посмеялся, когда мы спросили, как нам пройти в город. Ну а смеялся, потому что мы и так находились в городе. Указал нам направление, и мы по козьим тропам, уходящим вверх под углом 30 градусов, стали продвигаться вверх. На самом крутом участке в землю и камни были вкопаны железные трубы с перилами, что очень помогло мне преодолеть последние метров 10 пути. Что ни сделаешь из-за лени и усталости или наоборот, ха-ха-ха. Вылезли на поверхность и нашему взору предстали роскошные коттеджи. Хозяева этих домов каждый вечер могут смотреть, как солнце растворяется в старинных каменных стенах и башнях двух красивейших крепостей Ивангородской и Нарвской.
Ну и как оказалось, до гостиницы осталось идти совсем немного, что очень нас обрадовало.
Пришли в номер, рухнули на кровати, отдохнули и выпили чашек по пять чаю.
Ночь прошла более или менее спокойно, но под утро пьяные гости кафе, дожидаясь на автобусной остановке, пока начнут ходить автобусы, так орали, что разбудили, наверное, всю округу. Что делать, им было весело…
Немного поболтав с помощницей хозяина гостевого дома, пока завтракали, мы отправились опять в крепость, но уже во внутренний двор. Такого простора, количества башен, винтовых лестниц, мы не ожидали. Обошли и облазили всю крепость полностью, а некоторые места по два раза, пока наконец не получили полного удовлетворения и восторга от увиденного. Обожаем побродить по старинным крепостям и замкам, как говорят «хлебом не корми»…
Крепость занимает огромную территорию, большая часть её отреставрирована и доступна для туристов. Есть ещё внешняя часть, где, по всей вероятности, восстанавливать ничего не будут, но всё равно посмотреть на развалины тоже было интересно.
В некоторых башнях было даже по две винтовых лестницы, что встречается очень редко.
Туристов было немного, наверное, торопились скорее на эстонскую сторону, чтобы потом восторгаться Нарвской крепостью, пропустив мимо своего внимания такое великолепие как Ивангородская крепость.
Крепость была построена в 1492 году на правом берегу реки Нарвы на Девичьей горе и была названа в честь Ивана III, который царствовал в то время. Построена была для защиты Новгородских земель. На левом же берегу Нарвы с 13 века стояла датская крепость, названная Нарвской крепостью.
Во время Великой Отечественной войны Ивангородская крепость сильно пострадала, перед отступлением немцы взорвали 6 угловых башен, тайник и большие участки стен и внутренние постройки. 25 июля 1944 года Ивангород был освобождён от немецких оккупантов. В 1947 году крепость взята под охрану государства как памятник архитектуры.
Погранпереход, мост через Нарву.
В Малом Пороховом Амбаре разместился музей и сувенирный магазинчик. Как всегда, нам повезло, и сотрудница музея показала, как работает макет корабля. Автоматически корпус делится пополам, и одна половина немного опускается вниз, становится видно содержимое трюма, даже запас провизии, поросёнок в клетке и неизменные спутники старинных судов — крысы.
В сувенирном магазине на стене висят картины ивангородской художницы Любови Осиповой.
Около пяти часов мы изучали крепость.
По дороге в гостиницу решили зайти в Дегустационный зал «Ивангородская минога». Отведали ухи из щуки и купили рыбки горячего копчения. Рыба оказалась необыкновенно вкусной, и я «оторвалась по полной».
Утром нам предстоял переход из Ивангорода в Изборск, поэтому больше никаких походов по городу не совершали. Рано выезжать не стали, расстояние было небольшое, решили выспаться и потом уже ехать. Сказано — сделано. Попрощались с хозяином гостевого дома, выехали через Кингисепп на трассу. Когда до Пскова оставалось километров тридцать, решили на объездную не выезжать, а заехать в город, в наш любимый ресторан «Двор Подзноева» с его необыкновенными «Пироговыми Палатами». Накупили целую кучу пирогов и с ягодой, и с капустой, и с картошкой, и с грибами. Качество пирогов по-прежнему отличное — начинки много, теста мало.
Пополнив таким образом запас провизии, мы отправились в Изборск, в Гостиничный комплекс «Изборск», расположенный на улице Печорской, д.13.
Встретили нас радушно, предложили на выбор несколько номеров, чтобы мы выбрали номер, который нам больше всего понравится. На первом этаже есть мини-кухня с термопотом, набором чая, кофе, сахаром и конфетками-баранками — комплимент от гостиницы постояльцам. Номера выполнены в деревенском стиле, с современным просторным чистейшим санузлом с необходимым набором косметических принадлежностей. Холодильника в номере нет, но его можно взять в аренду. Немного не хватало в номере стола. В стоимость номера включён завтрак, настоящий «праздник желудка», который накрывали в кафе. Шведский стол включал в себя горячие блюда: каши, макароны, омлет, котлетки, блинчики, творожную запеканку. Также была нарезка, творог, сметана, вкусный кофе и т.д. Туда же мы ходили обедать.
Мини-кухня с холодильником для общего пользования.
Сувенирный магазинчик при отеле.
Оставшееся вечернее время решили отдохнуть, чтобы утром с новыми силами двинуть на освоение изборских достопримечательностей.
В заключительной части путешествия мы побываем в Изборской крепости, Труворовом Городище и на Словенских Ключах.