|
Описанные события произошли 17-19 апреля 2015 года.
Это была самая спонтанная поездка.
Находясь по делам в четверг-пятницу в Москве (а дела остались ещё на понедельник), стал задумываться, как провести выходные.
Погода в Москве стояла отвратная по сравнению с солнечным Красноярском, а прогноз был ещё хуже. В голову залетела шальная идея — а не сгонять ли в Крым на выходные?
Захожу с планшета в Скайсканер, вижу цену Москва—Симферополь и обратно 6200 рублей со всеми сборами. Шальная идея окрепла ещё сильнее. И через 30 секунд я нажал кнопку «забронировать».
В голове начали роиться мысли, как провести время. Хотелось в субботу с утра погулять в Севастополе, посетить панораму обороны города, Малахов курган, потом съездить в Херсонес, далее в Балаклаву, посмотреть замечательный храм в Форосе. И главная мечта: встретить рассвет на Ай-Петри. А потом пробежаться по Ялте. Отдельным пунктом был новый храм погибшим на водах в с. Малореченское. На закуску была Генуэзская крепость в Судаке и Белая скала в Белогорске.
Занявшись таймменеджментом, быстро пришел к пониманию, что на общественном транспорте я не осуществлю и половину плана. По дороге в аэропорт изучаю вопрос с арендой машин и прихожу в благородный ужас. Ценник выше московского в 2-3 раза. И в конце апреля ещё на треть поднимается. Нашел фирму, у которой цены поднимаются с 1 мая, а не с середины апреля, как у большинства. Бронирую Skoda Yeti на двое суток по 4500 в сутки + подача в аэропорт в нерабочее время 1000 рублей. Итого аренда будет стоить 10000 рублей, если всё пройдёт идеально. Сумма залога 30000 рублей. Это немало даже по московским меркам. На выбор предложили две Yeti: одна дизельная, другая турбированная «зажигалка». Хорошо, когда есть выбор.
Итак план поездки расписан, временнЫе метки расставлены.
Карта предполагаемой поездки выглядит так:
Забегая вперёд, скажу, что план поездки удалось реализовать практически полностью.
Из аэропорта выехал в начале одиннадцатого вечера пятницы. До Севастополя Яндекс-навигатор показал около 90 км. Как потом выяснилось, он потащил меня через Бельбек. Севастопольскую бухту я проехал вдоль сначала с одной стороны, а потом другой. Карта у Навигатора оказалась слабоватой — адрес забронированной гостиницы он не знал, указал улицу, потом по приезде долго спрашивал у местных, как проехать. В итоге полпервого я в гостинице. Пока заселился, оформил бумаги, переоделся — уже час ночи, а в Красноярске пять утра. Ложиться спать поздно, самое время погулять, решил я.
Поселился я, как оказалось, в Артиллерийской бухте, где стоят сплошные ночные клубы и сконцентрированы все злачные места Севастополя. Выхожу на улицу — там интенсивное веселье, пьянки, гулянки и всё такое. Земля ходит ходуном, думал, весь Севастополь так живет, оказалось — место такое. Я направился к Приморскому бульвару и площади Нахимова, на которой расположен
памятник Павлу Степановичу Нахимову.
На той же площади расположен дом Москвы:
Там же Графская пристань.
Чуть дальше по дороге к набережной находится мост влюблённых, на котором моряки прощались со своими возлюбленными перед отправкой в плавание.
После съемки этого фото состоялся весьма занятный диалог с влюбленным на мосту, который меня заметил.
— Ну и чё? В такой темноте чё-нибудь получилось?
— Да. Вполне.
— А фотографию можно забрать?
— Без проблем.
— Запишите мой e-mail, чтобы отправить мне фотографию.
Сам думаю: «Ведёт себя так, будто тысячу долларов заплатил».
— Нет, записать не могу, руки фотоаппаратом заняты. Может, я Вам свою визитку дам, Вы мне на мэйл после выходных напишите, я отправлю фото.
— Это что, я буду писать с просьбой выслать мне фото?
— Ну да. Напишите «на мосту влюбленных в ночь на субботу». Я пойму.
— Да пошёл ты ... #@#^# ! ! !
Жуткий мат эхом раскатился над Севастопольской бухтой.
А я пошёл дальше на набережную.
По иронии судьбы, от моста влюбленных до памятника затопленным кораблям меньше ста метров.
Любовь, подвиг и смерть всегда были рядом у отважных русских моряков.
А я, погуляв по набережной вернулся на площадь Нахимова и увидел душераздирающую картину:
Прилетели две летающие крысы, за 15 секунд обгадили памятник и нагло сидели, не собираясь улетать.
Уже было начало третьего ночи, поймал такси и направился в гостиницу.
P.S. Рано утром памятник уже был чистый.
Спал я недолго. Полседьмого утра меня разбудило яркое солнышко и, не дожидаясь завтрака в кафе, я вновь отправился по тем же местам. но уже в светлое время суток.
По пути забежал на площадь Ленина сфотографировать местного Ильича.
За спиной Ленина находится Владимирский собор, который является усыпальницей русских адмиралов.
Здесь похоронены М.П. Лазарев, В.А. Корнилов, В.И. Истомин и П.С. Нахимов.
Вид от собора:
Привычным маршрутом прохожу на площадь Нахимову.
Памятник уже кристально чистый.
Напротив памятника Нахимову расположен мемориал героическим защитникам Севастополя 1941-1942г.
Чуть левее находится памятник Сенявину Д.С.
И с площади иду на Графскую пристань, названную в честь графа Войновича, командовавшего Черноморским флотом в 1786-1790 годах, который причаливал здесь, приезжая со своего хутора на Северной стороне.
На пристани с самого раннего утра заседают рыбаки.
Хитрые коты мурлыкают в ожидании улова.
На Графской пристани особо не разгуляешься, поэтому я, вдоволь понаблюдав за рыбаками и котами, отправляюсь на набережную к памятнику.
Театр-ракушка, где располагается летняя эстрада.
Знакомый нам мост влюбленных.
И всё тот же памятник.
С этим пожилым мужчиной тоже приключилась забавная история.
Забрался я на камни в поисках точки съемки, чтобы был красивый вид и выходящий купальщик хорошо вписался в картинку. Встал. Жду. Жду минут пять, а он купается. Время идёт. Планы не терпят таких ожиданий. Не выдержал и начинаю диалог:
— Вы так долго купаетесь в такой холодной воде...
— Да я жду, когда ты наконец свалишь отсюда со своим фотоаппаратом!?!
— Да? А я жду, когда Вы, как Посейдон, выйдете из морской пучины и я запечатлею Вас на фоне потрясающих видов Севастополя.
— Бу-бу-бу.
— Хватит мерзнуть, выходите уже!
Вся эта сцена проходила в паре метров от места, где в 1905 году расстреляли мятежных матросов с крейсера «Очаков».
Обратите внимание на количество пуль в стене
Панорама этого места.
Карта центральной части Севастополя.
1 — памятник Нахимову
2 — графская пристань
3 — мост влюбленных
4 — видовка на памятник
5 — памятник затопленным кораблям
6 — мемориал героической обороны Севастополя 1941-1942
7 — Ленин
8 — Владимирский собор.
Отправляюсь на морскую прогулку.
Прокатимся по улицам Севастополя.
Это вид на Большую морскую улицу со стороны площади Ушакова.
А это Матросский клуб, примыкающий к площади. Здесь проводили и проводят различные культурные мероприятия для моряков. В здании располагается драматический театр.
От колоннады на смотровой площадке у клуба открывается отличный вид на Южную бухту.
От матросского клуба к панораме обороны Севастополя имеет смысл прогуляться пешком. По лестнице вверх вам встретится масса интересного. Я поехал на машине, многое упустил.
Я пропустил памятник Тотлебену — генералу, руководившему строительством оборонительных сооружений при обороне Севастополя 1854-1855 гг.
Сама фамилия этого человека уникальна. Он немец, по-немецки его фамилия пишется Todleben. tod — смерть, leben — жизнь.
К панораме приехал на машине по живописнейшим улочкам.
Здание панорамы:
Фонтан, к сожалению, ещё не восстановлен, а так бы фотография выглядела ещё красивее.
«Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 г. г.» — всемирно известное произведение батальной живописи и монументальный памятник героизму защитников Севастополя в период Крымской (Восточной) войны 1853-1856 г. г. Эта война между Россией и коалицией государств — Англией, Францией, Турцией, Королевством Сардинией — была результатом политической и экономической борьбы за передел сфер влияния в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке.
Война закончилась поражением России. Но 349-дневная защита главной морской крепости Чёрного моря Севастополя мужеством и стойкостью восхитила весь мир. Подвиги героев обороны увековечены в многочисленных памятниках. Лучший из них — Панорама. Она создавалась к 50-летнему юбилею обороны. Автор Панорамы — выдающийся художник-баталист, основатель русской школы панорамного искусства Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 г. г.).
Работа над Панорамой велась в течение 1901-1904 г. г. в Мюнхене. Автору помогали создавать художественное полотно и предметный план художники: К. Фрош, Л. Шенхен, О. Мерте и 20 студентов Баварской академии художеств. В Севастополе, на Историческом бульваре, для Панорамы было построено здание по проекту военного инженера, подполковника Ф. -О. И. Энберга, при участии архитектора и художника В. А. Фельдмана. Размеры Панорамы: живописное полотно — 14х115 метров, площадь предметного плана — около 1000 кв. м.
Благодаря новейшим достижениям науки и техники Вы можете наблюдать это МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ не вставая с дивана.
Рядом с панорамой расположен музей якорей под открытым небом.
Сейчас я Вас порадую по-настоящему красивыми видами Севастополя.
Южная бухта во всей своей красе.
Слева виден Матросский клуб, ниже улица Красный спуск, ещё ниже троллейбусный спуск. Далее виден дом с башенкой. По правую руку видны здания МГУ с красными крышами. Да, жители Севастополя имеют возможность получать столичное образование, не выезжая из любимого города.
Наслаждаемся видами.
Вид на центральную часть города.
Видны золотые купола Покровского собора, ротонда на крыше здания ЦКБ «Черноморец», обелиск «Городу-герою Севастополю», Севастопольскую бухту, северную сторону.
Всё это я снял с колеса обозрения неподалеку от панорамы обороны Севастополя.
На выходе таблички, как будто специально для меня.
Первые две как-то не пронимают, а третья наверняка. До слёз.
Следующим пунктом нашей программы будет
Херсонес Таврический, или просто Херсонес (др.-греч. Χερσόνησος — ἡ χερσόνησος: «полуостров» — полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, где был единственной дорийской колонией. Ныне Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя и является историко-археологическим заповедником. В 2013 году Херсонес вместе с его хорой на Гераклейском полуострове внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
1 — античный театр
2 — базилика в базилике
3 — базилика VI-X в.
4 — туманный колокол
5 — крещальня с ротондой
6 — Владимирский собор.
На территории Херсонеса расположены раскопки древнего городища, Владимирский собор, на месте которого крестили князя Владимира, который впоследствии провёл крещение Руси. Отсюда пошло Христианство на Руси.
Искал хороший вид на собор и древние развалины. Пока залазил на забор ушло солнце. Больше оно особо не появлялось.
На территории Херсонеса расположен античный театр
Далее идём к храму «Базилика в базилике».
Средневековый храм на территории национального музея-заповедника «Херсонес Таврический»). Своё название храм получил из-за того, что на одном месте было построено два храма — второй строился на руинах первого из его обломков.
Первый храм («большая базилика») был построен в VI веке, приблизительно во время правления византийского императора Юстиниана I. Базилика была трёхнефная. Пол базилики был полностью укрыт мозаикой. Во всех помещениях рисунок мозаики имел свою характерную особенность.
Мозаика в нартексе и восточных пристройках боковых нефов изображала пересекающиеся круги красного цвета на белом фоне. В среднем нефе мозаикой были выполнены геометрические линии и фигуры, а также христианские символы: канфары (чаши — символ причастия) и птицы (символ души).
В купели было мозаичное изображение павлина (символа воскресения) изготовленное из мрамора, разноцветного известняка и тёмно-зелёной смальты. Павлин был изображен в фас и с распущенным хвостом, а по обеим сторонам его размещались мозаичные изображения голубей (символ святого духа), заключенные в круглые медальоны. В купель можно было попасть по длинному и узкому коридору, который примыкал к северному нефу. Также в мозаичных рисунках встречались и другие символы — ромб с надетыми на него кольцами (символ вечности), якорь (символ надежды) и т.п.
Перед входом в центральный зал на полу была надпись на греческом языке «Всякое дыхание да хвалит Господа». Колонны храма были изготовлены из мрамора и весили около 350 килограммов. На них были резные кресты.
Большая базилика была разрушена. В X веке на развалинах старой базилики построили новую базилику («малая базилика»). Новый храм сделали из обломков первого храма. Он стал меньше размером и был расположен на месте центрального нефа. Престол в новом храме сложили из колонн старого храма. При строительстве разрушилась часть мозаичных полов.
В XII-XIII веках к храму с севера были пристроены складские и торговые помещения, а также крытая галерея. С юга была пристроена часовня, в нижнем этаже которой располагалась усыпальница.
В XIV веке храм разрушился из-за пожара и больше не восстанавливался.
Археологи при раскопках храма установили престол и колонны на положенные им места. При создании музея-заповедника «Херсонес Таврический» в базилике сохранялись мозаики на изначальных местах, однако в дальнейшем большую их часть убрали в музейные помещения.
9 мая 2007 года вандалы опрокинули колонны «базилики в базилике», некоторые колонны раскололись, был повреждён мозаичный пол.
Тем временем я иду к наблюдательному пункту береговой охраны
Отсюда открываются потрясающие виды на море и Херсонес.
Фотосессия любимой девушки. Что может быть романтичнее?
Море. Теперь это наше море.
Базилика VI-X вв.
И опять море, оно шумит, оно зовёт в свои объятья.
В реальности пейзаж просто гипнотический. Разливы волн, шум моря, запах, ветер в лицо...
Колокол отлит в Таганроге в 1778 г. из турецких пушек, взятых в качестве трофея. На нем изображены покровители моряков — св. Николай и св. Фока. После Крымской войны 13 колоколов из Севастополя в качестве трофеев были вывезены в Европу. В 1913 г. один из них был обнаружен висящим в знаменитом соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). Об этом стало известно французскому консулу в Севастополе Л.И. Ге, который предложил вернуть колокол. 23 ноября «колокол-пленник» прибыл в Севастополь.
Во время непогоды использовался как сигнальный колокол.
Попсовый вид на колокол, он есть у многих туристов.
Следующим объектом на пути будет Бастистерий (крещальня с ротондой).
Храм, называемый в литературе «Уваровской базиликой», в честь открывшего его в 1853 г. графа А. С. Уварова, является самым крупным в средневековом Херсонесе. Его размеры 45х21 м, и он представляет собой трехнефную базилику с двумя притворами. В скальном полу вырублена, строго по центру, круглая в плане купель с крестообразным углублением на дне. В древности она была облицована мрамором, а вода подавалась по водопроводу, скрытому под полом. Стены баптистерия сложены из камня на прочном известковом растворе с толченым кирпичом, причем ряды камней чередуются с рядами кирпича.
Нижняя часть стен была облицована мрамором, верхнюю украшали фрески, сферический купол покрывала смальтовая мозаика, изображавшая небесный свод с золотыми светлами.
В настоящее время многие историки считают, что именно здесь принял православное таинство крещения св. равноап. великий князь Киевский Владимир.
К сожалению, состояние объекта удручает.
Такая ситуация характерна для многих исторических объектов Крыма.
Далее я посетил Владимирский собор, но не фотографировал.
На этом прогулка по древнему Херсонесу завершилась.
После я направился в Балаклаву.
Балакла́ва — населённый пункт на юго-западном побережье Крымского полуострова. До 1957 года имел статус города; в административном отношении является частью Балаклавского района Севастополя. Территориально отделён от остального Севастополя незастроенным пространством в несколько километров.
Балаклавская бухта — одна из самых удобных бухт на Чёрном море для швартовки кораблей, база подводных лодок, она узкая (200-400 м) и глубокая (до 17 м), в ней не бывает штормов. При входе в бухту скалистый берег делает несколько поворотов, поэтому со стороны открытого моря гавань вообще не видна.
Сейчас Балаклава является популярным крымским курортом. Туристов привлекает не только город с древней историей и большим количеством памятников, но и окрестные пляжи, куда можно добраться на катерах, и живописные скалы у мыса Айя с гротами.
В правой части фото мы видим вход в подземную базу подводных лодок.
В 1953-1963 годах в Балаклаве был построен подземный завод для ремонта и снаряжения подводных лодок — так называемый «Объект 825 ГТС» а также «Объект 820» для хранения и подготовки к боевому применению 6 видов ядерного оружия. Он находится внутри скалы на западном берегу бухты и имеет также выход со стороны моря. Завод не пострадал бы даже в случае прямого атомного удара мощностью до 100 Кт, он мог вместить до трех тысяч людей и обладал развернутой системой жизнеобеспечения. В завод одновременно вмещается до семи подводных лодок. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м. Общая площадь всех помещений и ходов завода 9600 м², площадь подземной водной поверхности равна 5200 м². В 1994 году из Балаклавы ушла последняя подводная лодка и завод прекратил свою деятельность и был разграблен. Сейчас часть завода является музеем.
Поскольку завод являлся секретным объектом, в 1957 году Балаклава была переведена в состав Севастополя, лишившись статуса города, и стала закрытой территорией. До конца холодной войны Балаклава оставалась закрытым городом.
Герметичные ворота на входе в секретный объект. Весь объект спроектирован так, чтобы выдержать прямое попадание ядерной бомбы. Вес одной створки более 10 тонн. Ворота приводились в движение специальным механизмом. Руками их закрыть невозможно.
Для передвижения грузов по подземному объекту применялись специальные вагонетки.
Это особо закрытая часть секретного объекта. Здесь собирали торпеды с ядерными зарядами. Торпеда перевозились на вагонетках.
В целях безопасности вагонетки приводились в движение только человеческой тягой.
Сверхмалая подводная лодка «Тритон-1М»:
Эскизный проект СМПЛ «Тритон-1 М» был разработан в 1968 году, и в том же году заместителем главного конструктора был назначен В. С. Спиридонов. Одновременно шли и работы с контрагентами по вопросам создания для новых аппаратов различных технических средств. Так, по выданным бюро «Волна» тактико-техническим заданиям контрагентами были в кратчайший срок разработаны технические проекты нескольких типов оборудования и систем для этой «малютки».
Разработка технического проекта двухместной сверхмалой подлодки была завершена в декабре 1969 года, и 4 апреля следующего, 1970 года, он был окончательно утвержден совместным решением Министерства судостроительной промышленности (МСП) и ВМФ СССР. Это дало возможность конструкторскому коллективу ЦПБ «Волна» приступить к разработке рабочих чертежей и технической документации на «Тритон-1 М» уже в 1970 году, а в третьем квартале того же года вся рабочая документация по СМПЛ была передана на Ново-Адмиралтейский завод, и в том же году рабочие завода приступили к строительству первых СМПЛ типа «Тритон-1 М».
В 1971-1972 годах на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде были построены два первых аппарата типа «Тритон-1 М» — опытные экземпляры, предназначенные для осуществления всесторонних испытаний и изучения всех особенностей процесса строительства и эксплуатации нового типа подводных лодок. Швартовные испытания этих двух СМПЛ были завершены в июле 1972 года, после чего оба «тритона» были переведены на Черное море, где испытания были продолжены уже на морской базе предприятия «Гидроприбор».
Канал, по которому лодки заходили на ремонт в секретный подземный объект.
Так выглядели работники объекта.
Во внутренних экспозициях бывшего объекта 825 ГТС представлена реконструкция обстановки на подводной лодке.
Разрез корпуса подводной лодки. Количество стали впечатляет.
Выход из секретного объекта. Кажется, красные лампочки вкрутили специально, чтобы туристов попугать.
Вид на бухту у выхода из объекта 825 ГТС.
Прогуливаясь по набережной Балаклавы заметил мужика на экстремальном джипе, предлагающего прокатиться по интересным местам. Ценник тысяча рублей в час. Существенно дешевле, чем на катере. И повез он меня по интересным местам.
1 - береговая батарея №19
2 - смотровая площадка
3 - башня на развалинах Генуэзской крепости
4 - точка старта от объекта 825 ГТС.
Сначала к береговой батарее мимо заброшенного военного госпиталя.
Вид от береговой батареи.
Слева виден выход для подлодок из подземного объекта.
Я думаю, комментировать это излишне. Просто смотрите.
Самая высшая точка береговой батареи. На изображении видны её останки. В девяностые разграблено всё с военных объектов, в основном мародёров интересовал металл.
Вид со смотровой площадки, отмеченной цифрой 2 на карте, я выкладывал на предыдущей странице.
А мы, объехав Балаклавскую бухту, двинулись к развалинам Генуэзской крепости по старой дороге, проложенной в 19-м веке английскими войсками.
За полтора века дорога пришла не в очень хорошее состояние.
Вид от крепости, расположенной на вершине горы не менее потрясающий.
На вершине горы внутри крепости находится башня.
Украинцы пытались её реставрировать, но все закончилось, не начавшись. На данный момент уже леса сгнили.
Где-то глубоко внизу о камни разбиваются волны.
Довольно давно, будучи ещё неженатым, я ездил на экскурсию в Севастополь из Ялты. Помню, как проезжая Форос с южнобережного шоссе на высокой скале виднелся красивый храм. В эту поездку я обязательно хотел рассмотреть его поподробнее.
Чтобы проехать мимо него, надо в селе Гончарное свернуть налево на старое Севастопольское шоссе.
1 — смотровая площадка на Байдарском перевале
2 — видовка
3 — Храм Воскресения Христова в Форосе
Выше Фороса, на одинокой отвесной Красной скале, возвышается изящная церковь Воскресения Христова (другие названия — Церковь Спасения, Форосская церковь, Воскресенская церковь). Сооружен храм в 1892 г. по проекту архитектора академика Н. М. Чагина. Мозаичные работы выполнены знаменитой мастерской итальянца Антонио Сальвиатти, а расписывали интерьер известные художники К. Е. Маковский, А. И. Корзухин и другие.
Возведена же она была бывшим владельцем форосского имения купцом Кузнецовым в память о спасении императора Александра III и его семьи при крушении поезда, в котором царь возвращался в Петербург.
С видовки, которая обозначена на карте цифрой 2:
«Невероятной красоты мачо», провожающий взглядом закат у обрыва за храмом:
Пока я любовался видами, вдыхал удивительный морской воздух и ощущал на себе обдувавший меня ветер, незаметно подкралась темнота.
В темноте храм особенно красив.
Было около восьми вечера.
Конечной точкой сегодняшнего маршрута была Ялта.
Я зашёл на booking забронировать отель. Я уже давно знаю, что после семи вечера на букинге появляются очень большие скидки. Выбирал по географическому признаку — утром я хотел встретить рассвет на горе Ай-Петри, отель выбирал поближе к соответствующей дороге.
Одноместный полулюкс со скидкой 60% меня устроил. На сайте мелькали надписи «остался последний номер по суперцене». Заранее скажу, что в огромном туристическом комплексе «Поляна сказок» кроме меня было ещё 3 машины. В люксо-полулюксовом корпусе, где забронировал номер, я был один.
Отъезжая от храма, по дороге в Ялту решил заехать глянуть Ласточкино гнездо. Я предполагал, что оно, являясь одной из главных достопримечательностей Крыма, должно хорошо освещаться в темноте.
Вбил в Яндекс-навигатор «ласточкино гнездо», яндекс сделал вид, что понял меня, и я поехал. Замок находится в Кореизе. Навигатор предложил мне свернуть с шоссе вниз к морю ещё в Гаспре. И повёл меня по таким закоулочкам... Просто жесть. Улицы очень узкие, едва не касаешься зеркалами заборов, перепады высот огромные, то вверх, то вниз. Минут двадцать он так водил в полной темноте. Уличного освещения в Крыму меньше раз в пять, чем в Красноярске даже в Севастополе, про маленькие посёлки и говорить не стоит. В конечном итоге привёл он меня к воротам с надписью «проезд запрещён», хотя яндекс считал, что там замечательный проезд. Вышел из машины. За воротами залаяли собаки, и засуетилась охрана. Грубо спросили, чего надо. Я ответил, что хочу посетить Ласточкино гнездо, на что мне ответил нерусский голос: «Здэсь никакой гнездо есть нет!». Одна собака, яростно лая, стала пытаться пролезть под воротами. Быстренько ретировался в машину. Отъехал от ворот.
С Ласточкиным гнездом не судьба, направился в гостиницу. Яндекс-Навигатор не знает адреса, по которому расположена гостиница. Спросил у местных, как проехать на Южнобережное шоссе, показали. Поехал. Гостиницу искал долго, указанная улица оказалась частью шоссе, примыкающего с запада к Ялте, и все дома, в километре справа/слева от шоссе значились на этой улице. В полной темноте, ни одного фонаря... Сперва приехал куда-то, оказалось в зоопарк. Там никого. Потом поехал дальше по буеракам, хотел уже разворачиваться, как внезапно уперся в шлагбаум. Оказалось, приехал куда надо. Внезапно.
Были планы погулять по ночной Ялте. Но за последние трое суток я спал менее 15 часов. Сил не было, и ещё раз в темноте шарахаться по буеракам не хотелось. Завёл будильник на 6 утра и рухнул спать.
В отеле номера неотапливаемые. Они обогревались кондиционерами. Когда я забронировал номер, работники отеля включили кондиционер, к моему приходу он чуть-чуть прогрелся. Но всё равно было очень холодно. В ванной ничего не грело, кафельный пол был ледяной. В 4 часа ночи кондиционер издал страшные звуки, не то скрип, не то скрежет, я его выключил. В шесть утра прозвенел будильник. В номере опять настал страшный холод. Подошёл к окну — Ай-Петри в тумане. Думал, не поеду, посплю ещё. Сходил в туалет, постояв на ледяном полу. Замерз так, что трясти начало. Лег в постель — она тоже остыть успела. Понял, что единственный путь согреться это сесть в машину. За две минуты скидал вещи, и вот я уже еду на Ай-Петри в надежде, что туман рассеется.
Вашему вниманию предлагается Видео подъема на Ай-Петри. Запечатлен верхний участок дороги от водопада Учан-Су до пос. Охотничье.
Обратите внимание на трафик, состояние природы, асфальта и прочего.
Кому будет скучно, посчитайте количество поворотов.
https://www.youtube.com/watch?v=HVEDEA41amY
Посмотрев экстремальное видео, особенно его последнюю треть, Вы поняли, что я поднялся в облака.
Рассвет на Ай Петри встретить не получилось. Во-первых, я опоздал, во-вторых, видимость была 15 метров.
Мечта в этот раз сбылась не полностью.
Ощущения непередаваемые, когда находишься в облаках при температуре +4.
Куртка за пять минут покрылась каплями, проводишь по ней рукой — получается, как дворником по стеклу во время дождя. Дождя нет, но с крыши кафе капли падали как в дождь. Не дожидаясь полного промокания, сохнуть и греться опять пошел в машину.
Поехал вниз.
На обратной дороге остановился возле живописного озера, примеченного по дороге вверх.
Дорога, запечатленная на видео
Потом я спустился к водопачу Учан-Су.
Водопад Учан-Су — самый большой по высоте (98,5 м) в Крыму и наиболее зрелищный. Особенно красив он в период таяния снега. Лента водопада видна издали на фоне тёмно-серых обрывов. Оглушительный рёв низвергающейся воды разносится далеко вокруг, а струя скрывается под матовой вуалью из водяной пыли. Греки именовали его Кремасто-Неро (висячая вода), тюрки присвоили ему своё имя — Учан-Су (летящая вода).
Я застал водопад в наиболее полноводный период. На вершине Ай-Петри местами ещё лежал снег.
Выбирая экскурсию, стоит учитывать, что во второй половине июля водопад, как правило, пересыхает.
После Ай-Петри направился в Ялту.
В Советское время было построена специальная видовка.
За время после распада СССР видовка заросла, с неё видно только кусты. Не понимаю, украинцам трудно что ли было за 15 лет расчистить вид? Хотя наши за год тоже ничего не сделали.
Приезжаю в самое сердце Ялты к площади Ленина
1— площадь Ленина
2 — маяк
3 — пирс
4 — пляж «купаться запрещено»
5 — Бывшее кафе «Золотое руно»
6 — Собор святого Александра Невского
7 — место начала видеозаписи.
На мой взгляд, это самая красивая площадь Ленина, которую я видел.
Ленин, окруженный пальмами, на фоне живописных гор даже в плохую погоду выглядит превосходно.
Выхожу на набережную мимо закрытого МакДональдса. Кафе не работает, просто стоит с вывеской и мебелью внутри.
Вид на морской порт Ялты. Летают чайки над водой.
На фотографии не только чайки. Здесь запечатлена настоящая боль Крыма. После присоединения к России все порты Крыма оказались под санкциями. Иностранным судам запрещено заходить в порты Крыма. Иностранным портам запрещено принимать суда, доставшиеся России от Украины.
Два лайнера и 15 туристических судов ещё два года назад активно возили в Крым иностранных туристов. Сейчас они сохнут, не теряя надежду на отмену санкций.
Местные рыбаки отправились на рыбалку.
Я пошел на пирс, обозначенный цифрой 3 на карте, где снял панораму Ялты.
Вид с пирса на Ялту. Видна часовня Новомучеников и Исповедников Российских.
На переднем плане на городском пляже строитель в сточных водах моет ведро из-под раствора.
Вид на Ялты от канала со сточной водой. Запах говорит обо всём. Вопросов почему запрещено купаться не возникает.
Тут на момент из плотных облаков появляются лучи солнца и освещают ялтинские воды.
30 секунд яркого света я упускать не стал и снял максимум возможного.
Под маяком стоит старая пушка. В голове рисовалась картинка, что пушка будет стрелять в чайку, но промажет, ядро полетит навесом и попадёт прямо в кораблик.
Солнце быстро спряталось, я пошел гулять по набережной.
Мимо цветущих деревьев.
Набрёл на чудесной красоты дерево. Местная старушка сказала, что это магнолия.
Прогулялся по узким Ялтинским улочкам.
Прошел сквозь страшный переход.
И вышел к собору Святого Александра Невского
В этот день в Соборе было очень много людей. Прошла неделя после пасхи, возможно, люди приехали на родительский день. В Сибири его отмечают во вторник, в Крыму было многолюдно у храмов и кладбищ в воскресенье. Может, это те, кто не может приехать во вторник, а может, в Крыму свои традиции.
От собора я направился к машине, оставленной у Ялтинского крокодиляриума на улице Руданского.
По дороге зашел в кафе «Фойе» позавтракать. Ценник московский, кормят отвратно. Салат Греческий, вместо сыра Фета дешевая брынза, вместо оливкового масла подсолнечное. Всё приготовлено из очень старых продуктов. Оставив более 1000 рублей за завтрак, зашёл в аптеку, на всякий случай заглотил Гевискон.
Стартовал дальше. Следующим пунктом в моём плане значилось село Малореченское.
Проезжая Гурзуф, остановился сделать пару кадров.
Слева виднеются корпуса Артека.
Знаменитые Адалары — визитная карточка Гурзуфа.
Фотографировать их лучше с моря, чтобы в кадр попала гора Аю-Даг
Погода портится всё сильнее. Проехал Алупку, поднялся штормовой ветер.
Погода делается ещё мрачнее, начинается дождь, причем из-за сильного ветра капли летят почти горизонтально.
Тут вижу, на обочине отчаянно голосует молодая баба. Зонтик у неё порвало ветром, в руках только палка от него осталась, надвигается буря. Сама аж подпрыгивает, готова под колеса кинуться.
Остановился. Сказал, что еду до Малореченского, если по пути — садись.
Запрыгнула, не дослушав. Поехали.
— Привет.
— Привееет.
— Ты откуда и куда?
— Я из Тернополя.
Потом она давай про меня спрашивать.
— Я из Сибири.
— А тут что делаешь?
— Крым посмотреть приехал, чего нам досталось.
— А я тоже Крым посмотреть приехала, чего мы потеряли.
...
— А ты из Сибири на машине приехал?
— Нет, был в Москве по делам, сюда на самолёте прилетел.
— А машина откуда?
— В прокат взял.
— Ты или олигарх или брехаешь.
Сказанному не верит.
Баба оказалась очень разговорчивая. Я в её монологи даже междометия вставлять не успевал.
Рассказала, как её пугали и отговаривали друзья от поездки в Крым. Их телевидение вещает, что в Крыму голод, воды и света нет, масса беженцев из Крыма, и зимой были случаи каннибализма.
Её отговаривали, что её там физически съедят.
Я рассказал страшилки российского телевидения про Украину.
Она сразу отрезала, что бендеровцев на Украине нет.
Я спросил безопасно ли мне будет с семьей как туристу приехать в Киев или Львов?
Говорит, что никаких проблем. Половина Украины говорит на русском, никто и не поймёт.
«Есть отдельные отморозки, которые и убить могут, но по ним нельзя судить о всем народе». Фразу привожу дословно.
Я вот украинский народ не боюсь, меня как раз отдельные отморозки напрягают.
Далее рассказывала, как у них мужики от призыва прячутся. Живут в лесу, жены им в лес еду носят. Я так понял, что российскую армию очень уважают и воевать с ней не хотят.
Потом поговорили о нелюбви к москвичам. Хохлы москвичей не любят. Для неё большим открытием было, что россияне тоже москвичей не любят, что вокруг Москвы есть дорога МКАД, а сытые обеспеченные москвичи называют остальную менее развитую территорию России замкадьем.
Она была уверена, что вся Россия на Москву молится и из чувства великой благодарности добровольно приносит ей дары.
Ещё она сказала, что путешествует автостопом, до сих пор не потратила на дорогу ни копейки.
«Какой тонкий намёк, что не собирается платить», — подумал я.
Сказал, чтобы не напрягалась, денег с неё брать не собираюсь.
Под дороге останавливался фотографировать пейзажи. Она спросила разрешения сфотографировать меня на телефон — русского в Крыму, который не съел ни одного украинца.
Очень мило побеседовали. До Малореченского 19 километров пролетели быстро.
Попрощались, высадил её на автобусной остановке и поехал дальше.
На одном из фотосайтов я увидел фотографии нового храма в селе Малореченское. Он мне показался очень красивым. Туда я ехал именно к нему.
Храм Святителя Николая Мирликийского
Высота 63 метра.
Храм открыт в 2007 г., первая Божественная Литургия отслужена 29.07.07.
Рядом памятник морякам (корабль без парусов). Рядом же памятник морякам, погибшим на АПЛ «Курск», выполненный в виде куска рубки со смотровым окном, вырезанного с поднятой лодки «Курск». Под храмом в цокольном этаже находится «Музей катастроф на водах».
Экспозиция посвящена наиболее трагическим страницам развития мореплавания – катастрофам на водах, повлёкшим за собой неисчислимые человеческие жертвы. Музей располагается в 17 помещениях (1000 м2), каждое из которых повествует с помощью видеосюжетов и стендов о наиболее резонансных трагедиях на водах Мирового океана.
Общий сценарий выставки начинается в вестибюле, интерьер которого вызывает у зрителя ощущение личного присутствия на борту затонувшего старинного корабля. «Прологом» экспозиции служит бегущая строка с бесконечным перечнем кораблекрушений с указанием даты, места гибели и количества жертв трагедии.
Архитектурно-художественное решение интерьеров выглядит следующим образом. Зритель проходит по палубе «затонувшего корабля», входит в его «трюмы», движется из отсека в отсек. На бортах соседних «затонувших кораблей» демонстрируются с помощью замаскированных видеопроекторов 9 видеосюжетов: документально-хроникальные кинофильмы о трагедиях на водах, архивные видеозаписи, свидетельства очевидцев.
Корабельное ограждение, выполненное из металла и пенькового каната, отделяет экспозицию от зоны движения посетителей. Передний план имитирует морское дно, на котором хаотично, без соблюдения хронологии выставлены экспонаты разных эпох, результаты кораблекрушений: якоря, пушечные ядра, макеты пушек, цепи, фонари, остатки шлюпок и прочие предметы, эмоционально поддерживающие общее образное решение, так же, как и обрывки старых рыбацких сетей, почерневшее дерево, обросший ракушками металл. Все стены декорированы рельефами (под водоросли) и расписаны в соответствующей мрачной цветовой гамме. Полы выполнены из тёсаной палубной доски.
Вид на храм со стороны моря. На переднем плане старые корабельные пушки.
Посетил храм, он новый, внутри красивый.
Посетил музей погибшим на водах — выполнен в мрачных тонах, воссоздана атмосфера замкнутого пространства, льётся вода. Авторам удалось создать ощущение, что тонешь на подводной лодке. Впечатления очень сильные.
Сел в машину. И тут настаёт точка принятия решения. До самолёта остается 4 часа. Дорога через Судак до Симферополя 170 километров. Очень непростая дорога.
Немного подумав, я решил ехать. Я успел посетить Генуэзскую крепость в Судаке и Белую скалу в Белогорске. Прессинг по времени начался жесточайший.
Я еду дальше мимо с. Рыбачье.
Отличное уединенное место для нешумного отдыха.
На переднем плане коттеджи для богатых.
Строить их начали в 2010 году, но богатых не нашлось, и строительство встало. До сих пор в состоянии недостроя, хотя степень готовности очень высокая.
Дорога от Алушты до Судака, на мой взгляд, самая живописная в Крыму. Она проходит по гребню горы. С одной стороны вид на море, с другой — великолепные пейзажи.
Я привожу эти виды, чтобы возникло понимание, какие великолепные снимки можно сделать в хорошую погоду.
Многоплановость зашкаливает.
Дорога очень опасна. Мало того, что она узкая, на ней плохой асфальт и куча поворотов, так ещё и красивые виды отвлекают. Именно здесь я понял, почему такой высокий залог и стоимость аренды.
Далее пара видов на с. Веселое.
Вокруг села виноградники, в селе винодельческое предприятие.
Генуэзская крепость — самый главный архитектурный и исторический памятник Судака, сыгравший значительную роль в средневековой истории войн и торговых отношений Европы и Азии.
Известно, что строительство крепости в том виде, в каком мы можем её сейчас наблюдать, было начато генуэзцами — итальянцами, выходцами из процветавшего в те времена торгового города Генуя, а также его подданными. В 1365 году генуэзцы захватили Каффу (нынешнюю Феодосию), после чего они покорили всё побережье Крыма от нынешней Керчи до Балаклавы. Каффу было решено сделать центром международной торговли, а Солдайю, как генуэзцы решили назвать Сугдею, сделали стратегическим охранным укреплением.
Считается, что строительство крепости было закончено в 1414 году, о чём свидетельствует запись на средневековой латыни на плите, найденной под бойницами башни Бе-риабо ди Франки ди Пагано: «1414 года, в четвертый день июля, постройка настоящей крепости вся окончена…». После 1414 года крепость продолжала достраиваться по указаниям правящих консулов, каждый из которых вплоть до 1469 года вносил собственные дополнения во внешний вид фортеции.
Дата начала строительства крепости неизвестна. Существует легенда, что крепость была построена в 212 году аланами, однако никаких археологических подтверждений этой дате до сегодняшнего дня не обнаружено. В связи с этим многие ученые датируют её возведение концом VII века и связывают его с хазарами или византийцами, после чего крепостью, кроме хазар, византийцев и генуэзцев, владели также половцы (XI–XIII века), золотоордынцы (XIII–XIV века) и турки (XV–XVIII века).
Тем не менее, крепость в первую очередь знаменита именно как форпост генуэзских торговцев, величавый, возведённый на горе, неприступный с востока и юга и практически неуязвимый с запада. Единственной возможностью захватить крепость был штурм с её северной стороны.
Генуэзская крепость состоит из двух оборонительных ярусов: консульского и защитного. Защитный ярус состоит их огромных внешних стен высотой до 8 метров, укрепленных по всей длине стрелковыми башнями, многие из которых носят имена консулов, правивших крепостью в разные времена: башня Якобо Торселло, башня Паскуале Джудиче, башня Коррадо Чикало.
Консульский ярус состоит из консульского замка и нескольких башен, соединенных стеной.
Остатки казарм Кирилловского полка.
Во время первой (1768-74 гг.) русско-турецкой войны в 1771 г. отряд российских войск без боя занимает Судак. В период между 1-ой и 2-ой русско-турецких войн, в Судаке кой крепости был расквартирован военный гарнизон, состоявший из кавалерийской роты Кирилловского полка. Гарнизон должен был защищать город, перешедший по Кючук-Кайнарджийскому договору к Российской империи, от возможного нападения войск крымского хана, до присоединения Крыма к России в 1783 г. Во время строительства пяти казарм для российского гарнизона в крепости были окончательно разрушены сохранившиеся к тому времени на территории крепости постройки. Гарнизон простоял в Судаке до 1816 г.
На месте «Кирилловских казарм» установлены две пушки, имеющие свою особую историю. Во время Крымской войны в 1854 г. в виду Судака двумя английскими линейными кораблями был подбит и затонул российский фрегат. За спасение команды корабля, казны и артиллерии начальнику судакского порта Паскевичу командиром затонувшего фрегата были подарены два орудия, которые прежде чем попали в музей, украшали вход на дачу Паскевича.
Поднимаемся вверх к консульскому замку.
А это уже вид с его вершины на пик горы Крепостной и девичью башню
Планируя в самолёте свой маршрут, Судак я включил в него не случайно. Весьма давно я был в Крыму со своей будущей женой, и мне запомнился один замечательный вид на пляж Судака. Перед глазами был шикарный пляж, красивый город, вид на аквапарк и многое другое. Но у молодого небогатого человека закончилась плёнка в фотоаппарате, и красивый кадр тогда не состоялся. Собственно, сюда я ехал эти полтора дня. Я пришёл на это место спустя 15 лет.
Друзья, это Судак.
А это Тудак.
Ну а это Туда-сюдак.
Снимок этого места желательно делать в солнечную погоду рано утром.
Ещё немного фотоюмора.
На обратной дороге на пару минут заскочил в Горсад. Этим словом здесь называется сквер в центре города с памятником Ленину.
Памятник представляет собой невесёлое зрелище. Облицовочный гранит с постамента украден, осталось только основание из песчаника.
Название и комментарий к этой фотографии не придумал.
От Судака я двинулся на север к шоссе Керчь —Симферополь.
Небольшой исторический экскурс.
Судьба Крыма практически решилась во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов, которая закончилась подписанием Кючук-Кайнарджийского мирного договора. Крым получил независимость от Турции, а за Россией закреплялись земли между Днепром и Южным Бугом, Керчь и право беспрепятственного плавания торговых судов по Азовскому и Черному морям, проливам Босфор и Дарданеллы. Турция должна была выплачивать России контрибуцию в 4,5 млн рублей.
8 апреля 1783 года был издан манифест Екатерины II о присоединении Крыма к России. Манифест, подготовленный князем Потемкиным, получившим впоследствии за свои труды в Крыму на благо Российского государства титул светлейшего князя Таврического, положил конец длительной борьбе России с Турцией, от которой Крымское ханство находилось в вассальной зависимости.
Так получилось, что русские войска ещё при князе Потёмкине рассредоточились в основном вдоль побережья Крыма от Севастополя до Керчи. В центральной части Крыма сосредоточилось татарское население. И Керченская трасса это дорога по татарским посёлкам. Всюду предлагают национальную кухню. Несмотря на явную нехватку времени, после неудачного завтрака я остановился поесть.
Покормили быстро, относительно недорого, очень вкусно и сытно. Так сытно, что в самолете есть не стал.
Я поехал в Белогорск к Белой скале, татарское название Ак-Кая.
Белая Скала (тюр. Aqqaya, Акъкъая).
Памятник природы государственного значения (1981) в окрестностях Белогорска. Грозным утёсом более чем на 150 метров поднимается Белая скала над долиной; высота же её над уровнем моря — 325 метров. В верхней части скалы в процессе выветривания сформировались интересные каменные столбы. А между ними издалека видны на белом фоне затенённые глазницы недоступных естественных гротов и овальных ниш; в нижней, более пологой части склона — осыпи и навалы крупных глыб известняка. Настоящие каменные хаосы! Ак-Кая интересна и как археологический объект. Впервые в Крыму здесь был найден обломок черепа взрослого неандертальца, а всего у подножия скалы ученые раскопали около 20 стоянок первобытного человека мустьерской эпохи (10–40 тысяч лет назад). Для древнего человека этот район был исключительно удобен для жилья: обилие гротов и навесов, речная вода, месторождения кремня. Наконец, сама высокая и обрывистая скала была удобна для загонной охоты на диких животных.
Панорама собрана из 26 кадров. Полноразмерное изображение.
Объект поистине уникальный. Тут наверняка историки и археологи защитили не одну диссертацию.
На этом моё путешествие плавно подходит к концу. На всех парах я помчался в аэропорт.
С утра была очень мрачная погода, но, когда дело подошло к отъезду, природа как будто шутила надо мной — вышло солнце, мокрая трава заиграла красками, запели птицы.
Крым усиленно зазывал остаться.
Бонус. Бухты Севастополя
Рыбаки на фоне водной станции. Станция стилизована под корабль. Во время оккупации в этом здании у фашистов располагался штаб командования.
Графская пристань.
Севастопольский морской вокзал. Непривычно пустой.
402 — Большой десантный корабль Константин Ольшанский
Тот самый, за которым наши долго гонялись по Донузлаву.
По ссылкам подробная информация о боевых кораблях. Кликайте, не стесняйтесь!
Выход боевых кораблей в удалённые районы морей и океанов и длительное их нахождение в этих районах потребовало по-новому решить вопросы медицинского обеспечения и в этих районах. Отечественный флот имел опыт решения подобных вопросов путём создания госпитальных судов.
Госпитальные суда «Енисей» было решено заказать на Щецинской верфи им. Барского в Польше, где в это время велось строительство экспедиционно-океанографических судов пр. 852. Проектирование нового судна было осуществлено в Польше, в конструкторском бюро PROREM, наблюдающий от флота капитан 1 ранга Ю.Д. Макшанчиков.
Госпитальное судно получило проектный номер 320 и предназначалось для оказания не только квалифицированной медицинской помощи, но и для межпоходового отдыха экипажей кораблей. Судно рассчитывалось на 200 отдыхающих и 100 больных, а в варианте санитарного транспорта — до 450 тяжелораненых. Для доставки на судно больных и раненых имелся штатный вертолёт Ка-27 в поисково-спасательном варианте, для которого был оборудован ангар.
Полное водоизмещение судна 11 620 т, скорость полного хода до 19,5 уз. Два первых судна «Обь» и «Енисей» были сданы ВМФ в 1980 г., а последние два - в 1989-1990 гг. Причём последние два были построены по несколько изменённому проекту 320/П (полное водоизмещение было увеличено до 11 875 тонн).
Госпитальное судно «Енисей» было построено на судоверфи «Адольф Барский» в Щецине, Польша в 1980 году. 31.01.1981 г. на судне был поднят Государственный флаг CССР. 23.02.1981 г. судно зачислено в состав вспомогательного флота ЧФ, и на нем был поднят флаг вспомогательных судов ВМФ, а в августе 1981 года судно вошло в состав бригады обеспечения Черноморского флота. Первым командиром «Енисея», принявшим судно от промышленности, был Ежель Анатолий Иванович. Первым начальником госпиталя — Леськов Иван Акимович.
Под номерами 059 и 071 малые противолодочные корабли «Александров» и «Суздалец».
ОС-114 — Опытовое судно для испытания торпедного оружия. За время службы приняло участие во множестве экспериментов, проверке технического состояния, надежности и эффективности электрических торпед САЭТ-50, СЭТ-53, СЭТ-40 и других, кислородных и перикисно-водородных торпед, гидроакустических приборов дистанции и других видов оборудования. Имеющийся на судне учебный класс, оборудованный действующими макетами и схемами, использовался для спецподготовки соответствующих представителей плавсостава. После 1998 года использовалось в основном как транспорт.
Противопожарное судно «ПЖС-123»
Специально для борьбы с крупными пожарами на судах, кораблях, на воде и на небольшом удалении от берега в ВМФ СССР были созданы специальные противопожарные катера (ПЖК), а позже и противопожарные суда (ПЖС). Эти суда кроме тушения пожара могли быть использованы и для дезактивационной обработки.
В конце 60-х годов ХХ века в Западном ПКБ по тактико-техническому заданию, выданном ВМФ, был спроектирован ПЖС пр.1893. Вооружение судна включало семь пожарных лафетов. На судне имелся и значительный запас пенообразователя в 15 т. Полное водоизмещение судна достигало 930 тонн, скорость полного хода 18 узлов. На Средненевском ССЗ с 1968 по 1975 годы было построено для ВМФ 7 противопожарных судов данного проекта.
Пожарно-дезактивационное судно «ПЖС-123» было построено на Средненевском судостроительном заводе в 1970 году. После перехода внутренними путями судно вступило в состав Черноморского флота.
На заднем плане здание с крестом мемориала воинам-афганцам и ротонда в сквере воинов-интернационалистов.
Судно размагничивания «СР-939»
Судна размагничивания предназначаются для проведения специальных мероприятий с целью уменьшения собственных магнитных полей боевых кораблей и судов. Имеющиеся на вооружении советского ВМФ специальные суда пр.523 и пр.219 (СБР — станции безобмоточного размагничивания) уже к 60-м годам ХХ века не удовлетворяли возросшим потребностям флота с такого рода суднах. Разработанный позднее пр.1779 и его модификации более сответствовали возросшим требованиям, однако из-за большой загрузки судостроительных заводов СССР в начале 80-х годов ХХ века и начавшимся выводом из строя СБР ранних проектов, в ВМФ имелась острая недостаточность судов такого типа.
В результате было принято решение о строительстве судов размагничивания на верфях Польской Народной Республики. Проект нового судна был выполнен на Северной верфи в Гданьске по тактико-техническому заданию ВМФ СССР в 1982 году и получил номер проекта 130. Основным назначением судов этого проекта является электромагнитная обработка кораблей и измерение их магнитного и электрического полей.
Головное судно пр.130 было построено на Северной ферфи в Гданьске (Польша) в 1984 году. Всего по данному проекту было построено 18 судов. По классификации NATO — «Bereza Class».
Это уже частные владения небедных людей.
На заднем плане Матросский клуб и дом со шпилем.
Колесо обозрения, с которого я снял виды Севастополя, здание панорамы. На воде плавучий док.
На заднем фоне здания Севастопольского филиала МГУ. Информацию по кораблям не нашел.
Ржавая украинская подлодка.
Ещё один плавучий док. Готов к принятию нового корабля.
Конструкция дока довольно проста, в резервуары по бокам дока закачивается вода, док частично погружается в воду, заплывает корабль, после чего вода откачивается, и док всплывает.
Бывшие Порошенковские владения.
Здание Адмиральского корпуса на Павловском мысе. Слева памятник эсминцу «Свободный».
На этом прогулка по Южной бухте заканчивается. В ней стоят, в основном, не новые суда, доставшиеся нам от Украины.
В следующей бухте Вы увидите современный Российский флот.
А вот это уже поинтереснее. Гордость Черноморского флота РФ — Большой противолодочный корабль «Керчь»
Большой противолодочный корабль «Сметливый» и Большой десантный корабль «Ямал»
На заднем плане грузовой Терминал «Авлита», ранее принадлежавший Ринату Ахметову.
История терминала очень занимательна, её рассказал мне мужик, который возил меня на катере.
В Украине было очень дешевое зерно, много зерна. Но терминала, пригодного для его экспорта, не было. Один ливанский бизнесмен, желавший сделать бизнес на импорте зерна из Украины, построил в Севастополе специальную станцию для перегрузки с вагонов, хранения зерна и погрузки на корабли.
Пару лет бизнес у ливанца успешно развивался, он платил очень хорошие зарплаты. Украинский олигархат не мог это терпеть. Янукович издал указ о запрете экспорта зерна из Украины.
Ливанец полгода подёргался и продал бизнес. Естественно, после этого указ отменили.
Владельцем предприятия стал Ахметов, построил ещё пару кранов для грузов общего назначения и назвал предприятие именем древнего порта, бывшего на этом месте.
Предприятие обслуживало более 10 судов ежедневно. Сейчас железно-дорожное сообщение блокировано, порт под санкциями, в терминале тишина.
Перед Вами самые современные корабли Черноморского флота Ракетный корабль на воздушной подушке «Бора» и «Самум».
Корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой 64 м длины и 18 м ширины. Впереди находится эластичный экран. Два газотурбинных двигателя мощностью по 60 тысяч л.с. позволяют развить скорость до 55 узлов даже при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) - более 40 узлов. Высокая скорость позволяет кораблю не попадать в захват самонаводящихся ракет, по той же самой причине его не успевает догнать торпеда. Для экономичного хода установлены два дизеля. Мореходность - до 8 баллов.
РКВП создавался как развитие малых ракетных кораблей проектов 1234 и 1234.1. Опыт применения МРК на боевой службе в Средиземном море показал, что корабли такой размерности и классических образований ограничены в размещении оружия. Катамаран пр.1239 отличается большой палубой, что позволяет решить эту проблему, более комфортными условиями использования оружия и размещения экипажа. К тому же он обладает высокой мореходностью. При создании РКВП так же широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве десантных кораблей на воздушной подушке типа «Джейран», «Зубр» и др.
РКВП обладает уникальными кораблестроительными качествами. В первую очередь к ним следует отнести трансформируемость гидродинамической плат формы и многовариантность — 36 вариантов использования двигательно-движительной установки. С одной стороны корабль — это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой — быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью свыше 50 узлов. В обоих случаях энергетическая установка типа CODAG, комбинированная движительная система и трансформируемая система гибкого охлаждения позволяют кораблю иметь широкий спектр режимов движения как в нормальном, так и в аварийном состоянии.
Имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль может двигаться в трех главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации. Так, за все прошедшие годы эксплуатации РКВП «Бора» не было случая, чтобы корабль возвращался в базу на буксире. Более того, была проведена возможность движения вообще с выключенными движителями. РКВП при работе только двигателей-нагнетателей был способен двигаться за счет истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла.
12.05.1997 г. РКВП «Бора» официально был введен в строй. В настоящее время он находится в составе 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота. Опыт использования корабля в боевой учебе флота дал основание командованию ЧФ считать, что корабли проекта 1239 по своим тактико-техническим характеристикам являются оптимальными ударными кораблями для незамерзающих закрытых морских театров, существенно усиливающими боевой потенциал бригад ракетных катеров.
Куриная пристань
Перед Крымской войной здесь находились провиантные склады с зерном, привлекавшие множество кур.
Мыс Кордон
Находится в Нахимовском районе на северном берегу Севастопольской бухты в 1,6 км к востоку от мыса Константиновский, разделяет бухты Северную и Старо-Северную. По мнению ряда краеведов, мыс был назван так в связи с тем, что на нем находился кордон таможенной стражи. После Великой Отечественной войны на этом мысе установлен памятник воинам 2-й Гвардейской армии в виде четырехгранного обелиска, увенчанного орденом Славы. Части этой армии в ходе освобождения Севастополя 9 мая 1944 года переправились под огнем противника с Северной Стороны в Центр города и выбили оттуда неприятельские войска. Интересно отметить, что высота памятника равна 19,44 метра не случайно: это цифровое значение соответствует году освобождения Севастополя.
Михайловская батарея
Находится на северном берегу Севастопольской бухты, активно формирует морской фасад Севастополя. Как и Константиновская, сооружена на месте бывшей земляной батареи для защиты бухты. План укреплений крепости, в том числе и Михайловской батареи, разработал в 1834 году командированный в Севастополь инженер-полковник К. И. Бюрно. Скорее всего, его проект был дополнен инженер-полковником Фелькерзамом, который с 1843 года занимался её строительством, позже его сменил инженер-полковник, впоследствии генерал-лейтенант, Павловский.
Строилась она из известняка, добываемого в каменоломнях Килен-балки. В 1846 году основные строительные работы были завершены. Представляет собой П-образный в плане двухъярусный объём, состоящий из центрального корпуса и боковых крыльев, расположенных к нему под углом в 100 градусов. Длина батареи (форта) 205 метров (с флангами), толщина наружной стены 1,8 метра.
Вид на артиллерийскую бухту на берегах которой расположены самые дорогие злачные места Севастополя. Здесь центр ночной жизни.
Выход из Севастопольской бухты в открытое море.
Заключительная фотография моего отчёта.
Мне кажется, это фото наиболее полно отражает дух Севастополя — современного города с богатой героической историей.
Через пару месяцев, съездив на разведку, я приехал в Крым на отдых с семьёй. Мы также проехались по бухтам, но в было пусто — военных кораблей почти не было. Когда я был в апреле 2015, севастопольцы готовились к большому морскому параду, они надеялись, что Путин лично приедет принимать парад, как он это сделал в 2014 году. Поэтому суда стояли в бухтах и готовились к этому событию. Вам, как и мне, посчастливилось увидеть уникальные корабли, стоящие на защите морских рубежей России.
Всё!