Новосибирск — Крым на авто. Как ехали туда. Первый опыт (взгляд из салона)

05.06.2017 | 270701 просмотр

Часть 1. Подготовка

Конец августа - начало сентября 2016. Mazda Premacy, 2002, ПР.

Всем доброго здоровья и настроения!

Не будем утомлять внимание читателей перечислением причин, по которым было принято решение перевести идею дальнобойной поездки на автомобиле в Крым из области фантазий в раздел реальности.

Когда эта мысль окончательно созрела и радостно родилась, кинулся читать дромовские Отчёты о поездках «на юга». Так как, благодаря родителям (дай им, Бог, здоровья), с Крымом хорошо знаком с самого детства, что даже позволяет в шутку бравировать, будто Южный Берег Крыма известен лучше Южного Берега Обского Моря, то фото и описания Ласточкиного Гнезда и Графской Пристани внимания не привлекали, а интересовала собственно ДОРОГА! В большей части Отчётов эта важнейшая часть путешествия описана бегло, а наш основной интерес был именно к тому, КАК ЭТО ДВИЖЕНИЕ ПРОИСХОДИТ. Как выглядит длинная дорога изнутри, что люди в салоне чувствуют и думают, как воспринимают этот непростой для стороннего обывателя путь…

Короче, душа и ум требовали деталей и ощущений.

В этом отношении могу выделить лишь прошлогодний отчёт двух новосибирских барышень о спонтанной поездке в Анапу. Если опустить некоторые курортные неоднозначности, то им точно удалось передать дух долгого пути на юг во всех его прелестях и трудностях. Молодцы, спасибо вам!

Посему, своим отчётом попытаюсь восполнить этот пробел и посвятить эссе повествованию, как готовилась и ехала «на юга» простая сибирская семья на обычном сибирском автомобиле. Будем искренне рады, если данный материал даст полезные ответы на вопросы и поможет кому-то либо отказаться от бредовых мыслей, либо с энтузиазмом решиться на поездку и получить удовольствие.

Сразу хотим особо подчеркнуть — это наш опыт и мы допускаем, что у кого-то это было и будет совсем по-другому, ибо люди и машины бывают разные.

Принцип, который был положен в основу маршрута, заключался в том, чтоб доехать как можно быстрее с минимальными простоями и затруднениями в пути, но при этом соблюсти достаточный уровень безопасности.

===

В первый же понедельник после рождения мысли о поездке подошёл к своему коллеге по работе Андрею.

Андрей, высокий молодой парень с ясными глазами, к тому времени уже имевший несколько семейных автоходок на берега Краснодарского края, охотно поделился своими впечатлениями и опытом. В этот момент моя уважительная недоверчивость к его увлечению сменилась неподдельным интересом, и за чашкой февральского кофе (благо, оба приходим на работу рано) мне удалось получить бесценные поучения, рекомендации и детали, которые окончательно убедили — надо пробовать!

В семье такую идею восприняли двояко — глаза откровенно заблестели, ибо всем нам хватает здорового авантюризма, но сразу же возникли опасения за возможные тяготы пути, особенно, учитывая наличие двух детей и особенно младшего Малого, своеобразия которому не занимать.

Однако шлея под хвост уже попала, в голове плотно угнездились мысли о предстоящей поездке, а подготовка началась сама собой независимо от нашего желания. Далее о подготовке пишу нудно и те, кто «не в первой», могут пропустить).

Маршрут

Коллега Андрей набросал маршрут «Омск — Абатское — Курган — Челябинск — Уфа — Самара — Пугачёв — Саратов — Волгоград — Сальск» и дал концепцию движения «с Казахстаном не связываемся, дойти до Урала, отдохнуть, рано-рано через Урал, далее домучить до Самары, потом боком через Пугачёв и до Саратова, где спать, вновь рано-рано на Волгоград и там уже через Сальск давить до победы».

За небольшими исключениями так и было всё реализовано, за что тебе, Андрей, искренняя благодарность.

С тех пор, практически каждый день, утром по дороге, в обед или вечером пробегал на экране смартфона предстоящий маршрут с включённой функцией показа пробок. Помимо знакомства с дорогой, накопленная статистика дала понимание, где по пути и в какое время свободно или затруднено движение (потом в дороге помогло).

По выходным за большим экраном компьютера проходил маршрут в более крупном масштабе, с удовольствием пользовался просмотром улиц от Гугла для визуализации участков пути в местах абсолютно неведомых ранее, разбора трудных мест и сложных развязок. За эти свои бдения получил от любимой супруги ласково-обеспокоенное «совсем заболел…».

Регулярно пасся на форумах, где разбирались варианты маршрутов и обсуждались те или иные участки дорог (реально полезно). На основе этого была принята и с успехом реализована идея альтернативного М5 пути от Северного до Самары через Бугуруслан. А вот мысль обойти тошниловку от Саратова до Волгограда по левому берегу через Быково всё же была отвергнута из-за неясности ситуации с паромом у Бережновки.

Воспользовавшись одним из сайтов для расчёта пути (особо удобен https://flagma.ru/), распечатал таблицу движения с указанием расстояний между городами и населёнными пунктами и границ областей. Пригодилось только при подготовке, а в дороге даже дочери оказалось не интересным, ибо «вконтакте» лучше.

В порыве энтузиазма распечатал карту движения в масштабе 300/400 км на А4, сложил стопкой в прижимной скоросшиватель. В дороге сама карта почти не пригодилось, но стала основой для следующих идей — разными цветами нанёс на карты:

1. Расположение постов ДПС, камер и Автодорий, на тот случай если с радар-детектором и GPS-указателем камер что-то случится или их надо будет отключить (почти не пригодилось, но дало понимание, где крайне опасные зоны, а где можно расслабиться).
  2. Места, названия и телефоны мотелей и гостиниц в местах возможных остановок и предварительно отобранных со специализированных сайтов (наиболее продуктивный https://eluoru.ru, хотя и не самый удобный). Пригодилось один раз перед Уралом и очень кстати. Вообще-то иметь возможность позвонить с дороги в мотель по дороге впереди, очень даже неплохо, ибо интернет не везде хорошо работает.
  3. Расположение АЗС и цены на бензин. Дополнительным плюсиком отметил АЗС с большим набором услуг, чтоб понимать, где можно получить магазинчик и нормальный туалет. Отбирал только брэндовые. Эта тема оказалась очень востребованной — глядя на карту с ценниками АЗС, сам собой рисуется оптимальный план заправок, позволяющий избежать дополнительных заездов заправиться на всякий случай и минимизирующий затраты, ибо разница в ценнике на бензин в соседних областях может достигать 3,5 рублей.

Для примера, готовая карта — уфимский участок выглядел так:

Ну, и ещё приятная тренировка — вместо сказки на ночь Малой стал требовать рассказа «про поездку», в ходе которого за долгие месяцы ожидания мы в подробностях «съездили» туда и обратно не менее тридцати раз.

Все эти упражнения, могущие вызвать улыбку, были увлечённым и приятным занятием и имели положительный результат в том, что неведомую прежде дорогу в полстраны теперь знал так, что мог в полвзгляда проверять правильность прокладки маршрута навигатором, представлял маршрут и в целом, и в деталях, не имея впереди мрака неизвестности.

В шутку или нет, но серьёзно задумались, что с помощью такого бессчетного количества повторений создали в прави что-то вроде программы, которая и обеспечила лёгкую и чёткую реализацию намеченного маршрута наяву.

Гаджеты

Святое дело — радар-детектор. Взял бюджетный, без GPS, но из свежих моделей. Ловит всё, включая лазер на светофорах. Поначалу разочаровал, ибо истошно сверенчал даже на пешеходов, но за пару недель угомонился, воспитался и стал нормальным аппаратом, реагирующим только на камеры, АЗС, магазины и навороченные тачки.

Ввиду того, что ручные радары (фены) сотрудникам ДПС запретили прямо перед самой нашей поездкой, функционал этого девайса снизился до определения работает или нет камера, про наличие которой только что известила «Стрелка» (ниже), но и это было полезным. В целом придавал уверенности.

Видеорегистратор выбран тоже бюджетный. Цели: видео-фиксация, если что, страховка от подстав и от откровенных разводок «товарищей инспекторов» + сохранить интересные моменты дороги. Слава богу, было использовано только последнее.

Для электрификации салона от двух прикуривателей приобретены три разветвителя, два из которых с USB и проводами-удлинителями. Провод от регистратора по потолку и стойке был спрятан за обшивку, провод с USB для зарядки водительского смартфона — под панель, таким образом висеть «соплями» остался только провод радар-детектора, но он не напрягал. Все подключения в передней части машины были сделаны к одному разветвителю, который приклеился к боковой стенке бардачка. Все висюльки и болтанки из салона убраны, дабы не отвлекать внимание.

Для защиты от солнца взяты две овальные шторки на присосках.

Ну, а главный гаджет — машина, в течение двух месяцев до отъезда проходила диагностики и профилактические замены впрок на планируемые 10 тыс. км. пути + развал/схождение и пр.

Долго мучился над темой резины — нагрузки по времени, температуре и механическим воздействиям ждут немалые — может, есть смысл обновить, но в итоге поехал на старых родных японских покрышках — слава богу, выдержали с честью.

Софт

1.   Главное — навигатор. Скачал их штук шесть и тестировал месяц, пугая по утрам водителей маршруток неожиданно громким «Поверните налево».

В финал вышел удобный, но простой до дуботы Яндекс и симпатишный, информативный, но неповоротливый для управления в дороге Навител. Однако, в мае-июне 2016 Яндекс сделал заметные апгрейты, стал более интересным-информативным и не оставил шансов мажорному Навителу. Забегая вперёд скажу, что в дороге Яндекс, хоть и повеселил, но ни разу серьёзно не подвёл.

Скачал на телефон базы всех областей через которые ехать, чтоб не тянуть потом карты он-лайн через интернет, то же сделал со смартфонами жены и дочери, на всякий случай. Файлы с картами качались и ставились криво, пришлось помучиться. Навигатор — вещь наиважнйшая во множестве случаях. Как и сколько ехал бы по дорожным указателям даже представить страшно.

2.   В виду того, что радар-детектор было решено брать без GPS, то встал вопрос софтины с базой камер. Выбрал «Стрелку». Скачал бесплатную демо, покатал месяц — зачёт, заплатил 200 рублей, залил полную версию, две недели ставил индивидуальные настройки, получилось супер. Показывает и предупреждает не только о камерах, но и о постах ДПС, опасных перекрёстках, поворотах (но на крымских серпанитах молчал))), пешеходных переходах, можно ставить индивидуальные метки. Работает фоном, выкидывает окно в случае въезда в зону и предупреждает голосом. Виджет Стрелки поставил на главный экран, привязал к нему Яндекс-навигатор — всё включалось одним касанием. Приложением идёт карта с указанием всех меток (жаль, сейчас перестали поддерживать). В целом, крайне полезная вещь, особенно в незнакомых местах, уверенности добавляет сильно.

Здесь мы видим как окно Стрелки наложилось на Яндекс-навигатор и показывает: расстояние до камеры, ограничение скорости в месте установки камеры и текущую скорость машины. Всё это сопровождается голосом и бипером так, как сам настроишь под своё восприятие.

3.   Скачал дромовское приложение «Крым Паром». Четыре месяца поглядывал новости и почитывал форум. Последний, несмотря на навязчивый флуд хамоватых завсегдотаев, иногда бывает весьма полезным и может дать информацию, которую более нигде не найдёшь. Эффект присутствия в конечном итоге привёл к тому, что Порт Кавказ с паромами стали родными и своими во всех нюансах ещё до момента приезда. Здесь же познакомился с Сергеем из Томска, который собирался выезжать в Крым утром того же дня, что и мы. Договорились поддерживать связь и пересечься, если получится. Через это приложение с особой торжественностью заказал электронный билет за 44 дня до прибытия в порт.

4.    Ещё одна полезнейшая вещь — «MultiGO Топливо». Показывает на карте АЗС с ценами (цены соответствуют), в каждую заправку можно провалиться, увидеть набор услуг, фото и панораму в привязке к Гуглу). Есть ещё блок по отелям, но он бесполезный.

Качнул пару штук приложений для путешественников в Крыму — достопримечательности, кафе, телефоны, но потом удалил за ненадобностью.

Накануне

Наступило лето и добавило эмоций ожиданиям…

Раннее летнее утро. Что может быть прекраснее лёгкого запаха отдохнувшей за ночь зелени, исчезающей под смелыми лучами солнца робкой ночной прохлады, переполняющего чувства восторга и необъяснимого ожидания чего-то хорошего впереди. С посвежевшей и улыбающейся машинки испаряются последние капельки росы… Эх!

А ведь где-то за Челябинском или Саратовом нас ждёт такое же чудное утро, наполненное тихой радостью и внутренним счастьем…

Первым на южный маршрут ушёл коллега Андрей. Такого соучастия за собой давно не замечал — мыслями и чувствами реально ехал вместе с ним, если не бежал спереди… С Саратова Андрей отзвонился, что дорога через Пугачёв совсем устала и надо мостить путь через Тольятти. На обратном ходе он простоял на реверсах до Сызрани, пообщался с дорожными служителями закона в Тольятти и серьёзно встрял в реверсах между Самарой и Уфой.

Вторыми на маршрут ушли друзья наших родственников, прекрасная пара — Евгений и Александра с детьми. Они, как и мы, в первый раз. Поделился с первопроходцами всем, что знал и даже вручил разрисованную карту (себе наваял ещё одну). Шли по свежему опыту Андрея через Сызрань, хорошо потолкались в реверсах и на второй день до Саратова не дошли. Обратно уже через Пугачёв, поматерились на дорогу, но прошли по графику.

Вожделённую поездку приближал не только календарь. Мои женщины, прознав, что идём мимо Азовского моря, не могли упустить возможности познакомиться с ним поближе. Спорить не стал, имея в виду, что неплохо было бы получить день отдыха после дальней дороги и въехать в Крым не загнанными лошадьми, а при полном параде. Выезд сдвинули на день раньше.

Ещё одно изменение в график — исходя из незыблемой задачи — к началу вечера первого дня пути прибыть в Челябинск, решил перестраховаться и выехать не в три часа утра, а накануне вечером. И, если совсем будет невмоготу, то прикорнуть за Омском пару часов прямо в машине.

Смена часового пояса в Новосибирске летом 2016 при всех своих минусах имела положительный эффект в том, что приблизила время отъезда ещё на час.

За пару недель до отъезда сели в машину и субботним вечерочком сквозанули в сторону Барнаула. Мы и сейчас помним тот короткий пробег в деталях.
Густой августовский вечер клонится к закату, поля разбегаются зелёными узорами, а над блестящей змейкой Берди нависли тяжёлые, нереально красивые облака. Мазда летит «по рельсам», лента дороги призывно разматывается вперёд, белая разметка услужливо рисует фарватер, а приборы попискивают и деловито чеканят свои серьёзные слова.

Красота! Восторг! И скоро этого счастья будет целых три дня подряд!

В тот же вечер в зале был освобождён угол для сбора вещей в дорогу. Хотя стационарная кофеварка и чайный сервиз на 12 персон были вычеркнуты из списка необходимых в дороге вещей, всё же мы повторили стандартную ошибку первой поездки — вещей набралось намного больше, чем требовалось. Что-либо секвестировать женская половина категорически отказалась — нужно всё и точка!

В день отъезда загрузка всего этого добра в помытую, пропылесосенную и заправленную под горловину машину началась в три часа дня.

Сергей из Томска, планировавший выйти утром, выехал только после обеда и прошёл Новосиб в пять дня, будем догонять…

Детское кресло Малого дополнительно укрепил ремнями, под попку положил дополнительный слой поролона. Вещи располагал так, чтоб оба задних сидения свободно откидывались на 45 градусов и жёстко упирались в багаж для снижения нагрузки на механизмы, а в поднятом состоянии за них не свалился бы какой-нибудь пакет и не заблокировал откидывание. К семи часам вечера, когда по плану мы должны были уже выезжать, погрузка закончилась. При открытом багажнике пакеты и сумки представляли собой спрессованную вертикальную стену, до потолка оставалась щель в 25 см для обзора, а салон был максимально освобождён для удобства сидящих. В последний момент на задние сидения кинул стандартную перьевую подушку и пару диванных подушечек — очень пригодились в дороге. А супруга в ответ прихватила икеевских мини-пледиков (типа, как в самолёте) — тоже частично пригодились…

Последний штрих — спиртовым составом и советской ХБ-тряпкой хорошенько натёр стёкла машины изнутри для снижения бликования, особенно в ночное время. Уже через четыре часа убедился, что очень правильно сделал.

Скорый ужин, все немного нервничают, долгий присест на дорогу и покидаем квартиру, неся в руках очередную порцию объёмных пакетов и сумок, собранных в последние минуты — еда в дорогу, термосы, салфетки, одноразовая посуда, сахар/кофе/чай, ещё тряпки и пр., но это уже всё под ноги и по бокам, простите, дорогие женщины.

Время десятый час, ласковый августовский вечер улыбается нежным солнышком, Мазда нетерпеливо урчит двигателем, а ничего не подозревающие соседи обыденно кивают и проходят мимо.

Свершилось то, о чём мечтали полгода, но возникающие чувства анестезирует предательское ощущение нереальности происходящего.

Просто очень хорошо и приятно!

Медленно трогаемся, провожающие родственники переживают и незаметно осеняют крестом наши спины…

Малой сзади в своём модернизированном креслице, мама рядом с ним и сразу полулёжа, Старшенькая на переднем, вся такая взрослая, есть ещё Совсем Старшенький, но он сейчас далеко и участия в этой авантюре не принимает…

Часть вторая. Едем!

Этап первый. Сибирский.

Программа минимум — дойти до Челябинска (1560 км), программа максимум — обойти Челябинск по южному обходу, выйти на М5 и через 14 км остановиться на ночлег в рекомендованной гостинице «Круиз» (1680 км), столько за раз ещё ни разу не ходил…

Засыпающий летний город отпустил нас легко и беззаботно. Полупустые улицы и размеренный ритм задавал тон началу нашего движения. Ехали спокойно, вальяжно и никуда не торопясь — впереди три дня пути и тысячи километров дороги, к чему суета? Именно в этот момент почувствовали уже атрофированное со временем ощущение настоящей свободы, машина послушно едет туда, куда поворачиваешь руль, всё возможно и зависит только от наших желаний — это почти ощущение наяву неописуемого чувства полёта во сне! Это счастье!

Толмачёвское кольцо. Накатанный поворот в аэропорт остаётся справа, ещё вперёд и машина с удовольствием ныряет на Омский тракт. Вот он момент истины! Так сложилось, что никто из нас ни разу в эту сторону не ходил — наш путь в неизвестное начался!

Мои пассажиры с интересом вглядывались в окружающие пейзажи, как будто впервые видели квадраты сибирских полей с островками берёзовых колков…

Давно, в конце 90-х, мне довелось гнать машину из Европы. Тогда шли шесть дней, проходя в день по 1000-1200 км. Это было событие, приключение и испытание, но …, в те времена дороги были другие и машины — не такие, да и я сам сейчас далеко не тот безбашеный удалец, давно поменявший агрессивный ритм на вдумчивый стиль езды. В нулевых годах редкие поездки на Горный Алтай да солёные озёра стали самыми грандиозными и нескончаемыми по восприятию поездками. А последние лет десять — иногда Кемерово или Барнаул, причём, в последние пару годков в качестве пассажира на служебной машине.

Забыл уже, забыл, что такое трасса, навыки растерял, а впереди четыре с половиной тысячи км, ужатых в короткие три дня. Авантюра! Ещё и вся семья за спиной, доверчиво поглядывающая на моё уверенное выражение лица. Однозначно, авантюра! Но отступать некуда.

Замечаю, что помнят руки-то, и глаза помнят! Гонщиков бывших не бывает. Едем! Едем дальше и более не сомневаемся…

Темно-синяя ночь накатывалась сзади, отвоёвывая пространство у голубой, неумолимо сжимающейся полоски неба, которая, брызнув брусничным отблеском заката, растворилась лазоревым воспоминанием о свете. Настало время темноты…

(Сразу приношу извинения за качество фотографий — делались с телефона на ходу, как получится. Писать Отчёт на Дром в тот момент не думали. Но лучше такие иллюстрации, чем вообще никаких).

За разговором о первых впечатлениях от дороги, неожиданно замелькали белые и красные фрагменты пластиковых ограждений, которые вдруг перегородили дорогу и резко ушли налево, падаю на тормоз и с трудом выворачиваю на временную полосу, уходя от глубокого полуметрового среза дорожного полотна и ночующей строительной техники.

Уффф, очень опасно! Хоть бы фонарь какой-никакой повесили. Яндекс тоже предательски молчал…

Искать виноватых можно, но заново записываем первый урок — ночная дорога очень коварна и к знаку «ремонтные работы» надо относиться с большим вниманием даже на наших дорогах.

За первый час езды (считать среднюю скорость поначалу очень удобно!) с учётом города и нашего торжественного отплытия прошли всего лишь 68 км. Маловато, надо потихоньку разгоняться…

Движение по трассе вроде не активное, но избыточное для безпроблемных ночных обгонов, когда в темноте определить расстояние до двух встречных белых огоньков намного труднее, чем днём до встречной машины. Тем более при отсутствии свежего опыта.

Километрах в ста от города трафик движения заметно снизился, и за второй час пути подняли среднюю скорость до 77 км/ч.

Тем временем задние пассажиры подозрительно притихли. Свет фар встречной машины выхватил из темноты их милые спящие мордашки… Ну, и правильно, что делать на ночной дороге, если ты не за рулём? Однако Старшенькая, сидящая слева на переднем сидении, спать явно не собиралась и была увлечена процессом не меньше меня и даже попыталась снять видео:

На самом деле всё выглядит не так страшно — человеческий глаз намного совершеннее бюджетной оптики.

Камер в этих местах за последний год понатыкали немало, но всё больше в населённых пунктах и ночью работали лишь некоторые из них, поэтому, смотря на предупреждение «стрелки» и не слыша истошного писка и моргания радар-детектора, стал сбрасывать скорость лишь исходя из дорожной обстановки.

Навигатор проявил ещё один свой плюс, особо полезный в ночное время — показывал крутизну и продолжительность изгибов дороги. Попробовал не смотреть на навигатор и двигаться наощупь — при знаке поворота или уходе дорожного полотна в сторону от прямой линии оттормаживался и крался, пока фары не выхватывали всю перспективу дорожного изгиба. Надоело быстро!

За Чулымом машины на дороге стали редкостью, как попутные, так и встречные и ночная Омская дорога явила себя во всей своей красе и привлекательности. Ровное покрытие на твёрдую четвёрку с плюсом, чёткая, минималистическая разметка и протяжённые прямые участки с минимумом изгибов. Спокойно выбираешь комфортный уровень скорости и наслаждаешься движением. Ощущение полёта.

Когда впереди начинают маячить красные огоньки, значит, кого-то догоняешь. Красная П-образная дуга — это фура, два красных огонька — легковая. Выработался особый вальяжный стиль обгона — не торопясь догоняешь, если впереди не маячат белые встречные огоньки и навигатор не показывает поворотов, то заранее и неспешно выкатываешься на середину дороги и разгоняешься, будучи готовым нырнуть обратно при возникновении нештатной ситуации. Если всё чисто, быстро обходишь и медленно возвращаешься в свою полосу, от скуки благодарно моргая аварийкой, если перед этим обгоняемый в шутку поморгал тебе правым поворотом на пустой дороге.

Третий час такого времяпрепровождения отнёс нас за Убинское и поднял среднюю скорость до 89 км/ч. Уже лучше.

Следующий час прошёл ещё быстрее, ибо дорога стала ещё ровнее и пустыннее, а фуры большими стадами мирно ночевали на стоянках при мотелях — спите, дорогие, не торопитесь на дорогу.

Проскочили Барабинск, средняя скорость поднялась до 95 км/ч. Стала проявляться монотонность, скучно… Воистину, человек — очень капризное существо!

Пытался пойти хвостом, пристроившись на удалении к красным огонькам резвой легковушки, но минут через пятнадцать обогнал и ушёл. Нет, это не для меня.

Ближе к Чанам, на пятом часу движения, ночь начала развлекать необычайно красивыми перистыми туманчиками, которые поджидали у мостиков через речки или около озёрных водоёмчиков. Нижняя их граница простилалась как раз на уровне глаз, если голову вытягиваешь вверх, то ты в молоке, пригибаешь ниже — фары, как ни в чём не бывало, высвечивают дорогу под туманом. Пытались фотографировать эту прелесть — не получилось, современным гаджетам далеко ещё до уровня человеческого глаза.

В Чанах выглядывали отмеченную заранее заправку, она оказалась слева, да за сплошной линией, проехали дальше — мы же правил не нарушаем и Газпромы впереди ещё будут.

В полтретьего ночи, когда подходили к Татарску, Сергей из Томска отписался, что встали за Омском на ночлег в мотеле.

К исходу пятого часа уже собирались преодолеть рубеж 100 км/ч средней скорости, но сзади проснулась наша Мамочка, а следом и Малой, на высокой скорости их начало подташнивать. На 70-80 км/ч нормально, а побыстрее — нет, как плавно и аккуратно ни пытайся ехать. Здрасьте! Такими темпами будем тащиться неделю, наслаждаясь чадом от обгоняющих фур…

За этими мыслями не заметил очередной Газпром слева. Уже нехорошо, но сразу за границей Омкой области отмечена ещё одна Газпромовка, терпимо.

За Татарском решили остановиться на гигиенические процедуры. Нашли перекрёсток, где съезд с дороги заасфальтирован, отъехали от дороги метров двадцать за столбики и развернулись. Останавливаться на обочине не хотелось, памятуя июльский случай, когда на барнаульской трассе грузовик зашёл в микрик, вставший по ходу движения «на поспать». Увы, сон их стал вечным.

На улице было сыровато и зябко, с удовольствием потянулись и с удивлением вдохнули чистейшего вкусного воздуха. Ни в Новосибирске, ни в его окрестностях такого не найдёшь. Вторым сильным впечатлением стало небо. Мегаполис с пригородами не подсвечивают бесчисленными огнями и в кромешной темноте звёзд видно в десятки раз больше. Такое ощущение, что небо глубокое-глубокое и покрыто облаками из звёзд. Уходить не хотелось, но надо!

Мои пассажиры, забравшиеся в тёплую и уютную машину, шуршали пакетами и подкреплялись. Мне же есть не хотелось и спать тоже… Мне было просто хорошо!

Тронулись, постепенно разогнались… и ни у кого нет отрицательных эмоций. Оказывается, моих хомячков подташнивало не столько от скорости, сколько от голода! Уважаемы пассажиры, кушайте чаще, не голодайте в дороге!

Настроение приподнятое, приближаемся к границе с Омской областью, проходим мимо непонятных заправок — нет, не будем рисковать ради благополучия неизвестного местного олигарха.

Едем далее и видим, что въезд на Газпромовскую заправку возле Ивановки закрыт турникетом и листочком в мультифорке с извинениями. Вот это уже не смешно! Следующая АЗС отмечена на карте аж в Кормиловке. Перспектива замереть посреди ночи в степи без капли бензина совсем не радует. В багажнике лежит резервная пластиковая двушка, но это для местных просторов недостаточно. Залажу в MultiGO Топливо — карта не грузится, нет интернета, вообще нет. Идём дальше, высвечивается слабый сигнал, карта нехотя проявляется — есть Газпром в Калачинске, чуть в стороне от трассы. Едем строго 90 км/час.

Дотягиваем, с облегчением заливаем под горловину — в баке оставалось 3,5 литра. Записываем второй урок — если впереди нет частокола заправок, уровень топлива в баке менее 10 л лучше не допускать, тем более на сибирских просторах.

До Омска доехали быстро и с чувством удовлетворения от достижения первого географического результата. Пассажиры на заднем сидении успокоено заснули, Старшенькая держится и старательно всматривается в темноту.

(Хочу успокоить читателей, что дальнейший рассказ не будет почасовой стенограммой трёхдневной поездки — такое подробное описание этапа до Омска получилось потому, что здесь первые впечатления, где яркими были даже мелочи, это период привыкания, после которого начинается обычная дальняя поездка).

Перед Омском притормозил и ВатсАпнуп указатель омским коллегам — пусть утром голову поломают…)))

Южный обход Омска порадовал короткой четырёхполоской и кое-где фонарями освещения. Город в этом месте движению не мешал, но после шести часов бескрайних Васюганских степей цивилизация почувствовалась.

Пятидесятикилометровая дуга Восточного обхода действительно хороша, особенно в пять утра — приятный полёт по пустой ровной дороге. Описанных на одном из форумов жёстких стыков не почувствовали ни я, ни Мазда. Машины попадались редко и легко обходились, если были медлительны. Сзади крепко спали, Старшенькая начала откровенно клевать носом, но пока держалась. Позже выяснилось, что она всеми силами выполняла команду не оставлять меня ночью за рулём одного и бдить за состоянием водителя. Внезапно заметили, что вокруг стало светлее — утро приходит. Почувствовали, что такое предрассветная сонливость — начинается с первыми признаками посветления и продолжается минут тридцать-сорок, пока окончательно не рассветёт. Полностью проходит с первыми лучами солнца.

Забегая вперёд, скажу, что она примерно одинакова и,если едешь со вчерашнего дня, и если вырулил на дорогу часа в три ночи после нормального сна.

Постепенно выработались способы облегчения (ну, кроме главного и правильного — остановиться и дремануть):

1. Старшенькая заботливо наливает кофе из термоса. Сразу глотнул полкружки или сделал один глоток — хватает на три четыре минуты, поэтому лучше цедить медленно.
  2. Приоткрыть окно — свежий поток воздуха заметно освежает, но к нему привыкаешь минут через пять, а задние начинают недовольно вошкаться.
  3. Встряхнуться — действует минуты на две.
  4. Обогнать впереди идущего, да пошустрее, адреналин в кровь — самое действенное средство минут на десять - пятнадцать.

Не хочу разводить дискуссию, но отмечу, что, если ты за рулём не второе утро подряд, то это состояние вполне контролируется сознанием, волей, и перечисленные выше способы есть профилактика или вспомогательное средство.

После развязки, когда налево ушёл маршрут через казахский Петропавловск, дорога стала ещё лучше — этот участок сдали в ноябре 2015 года, и он ещё пребывал в первозданном идеальном состоянии. Старшенькая свесила набок голову и заснула с полуоткрытыми глазами, как бы говорящими, что она хоть и дремлет, но всё-всё видит!

Впереди цепочкой весьма ходко шли две машинки с неместными номерами. Для бодрости обогнал одну, действительно, сонливость как рукой снимает. Вторую обошёл уже после съезда на трассу в сторону Тюмени (ну, чтоб колонну не разрывать))).

Дорога стала чуть похуже — асфальт богато наслоен в разных направлениях за годы точечных ремонтов. Всё вокруг напоминало пригородную зону большого города - заправки, СТО, кафешки, будки постов ДПС и кольцевые развязки. Про себя отметил, что днём тут, наверняка, очень тоскливо от трафика, чада фур и товарищей инспекторов по углам. А сейчас светло, дорога прямая и пустая — 100 км до Тюкалинска летели незаметно.

Старшенькая подняла голову в полной уверенности, что не спала, а просто моргнула. Ближе к Тюкалинску пошли красивые туманчики, на дорогу они предусмотрительно не лезли, а лениво стелились по желтеющим лугам.

Тюкалинск появился неожиданно.

Степенно приближаемся к повороту на Абатское. В Гугл.Просмотре улиц на развязке зафиксирована машина ДПС с двумя не особо любезными товарищами инспекторами. Но сейчас, в утренней реальности, их нет.

Поворачиваем, ощущаем себя очень довольными — шутка ли, ранее утро, а мы уже в пяти шагах от Тюменской области и даже прошли бОльшую половину дневного пути. Правда, не самую сложную…

Дорога неожиданно становится намного ровнее, почти идеальное полотно и абсолютно никого на километры вокруг.

Туманчики по-прежнему не мешали движению и начали причудливо слоиться. Дочь с удовольствием фотографировала. Солнце ещё не показалось, но начало подкрашивать верхушки облачков. Сонливости давно нет, есть только позитив.

Природа немного меняется — появляются места с низкорослыми и причудливо изогнутыми деревьями. Покрывающий их туман добавлял им загадочности и делал картину то ли сказочной, то ли жутковатой.

Впереди по курсу лежала Крутинка, известная кафешкой «Уют» и последней заправкой Газпрома с омскими ценами. Кафе протестируем на обратном пути, сейчас домашних припасов хватает, а вот на заправку однозначно. Она слева, двойная сплошная…

Нет, более донкихотствовать не будем, находим способ и заезжаем.

С удовольствием втягиваю местный утренний воздух. Он другой. Он чистый, свежий, сыроват и немного припахивает не то гнильцой, не то болотцем, но этот привкус не неприятен, скорее наоборот, создаёт интригующую пикантность. И совсем не холодно, несмотря на начало седьмого утра и 56 градусов северной широты. Заливаю почти тридцать литров и нехотя возвращаюсь в машину.

А там все проснулись! Тогда делаем привал.

Отъезжаю в сторону, пью кофе с чем-то, пока пассажиры посещают газпромовский санузел. В дальней дороге остановка на «неокошечной» заправке — это оптимальный способ получить минимум гигиенической цивилизации, особенно, если кто не привык к дорожному аскетизму.

Трогаем аккуратно дальше, нас ждёт знаменитое Абатское, чай с плюшками допивают по дороге… Получаем инфомацию от нашего попутчика Сергея — они проснулись и тронулись от Омска, догоняйте )))

Этот участок пути часто описывают как мрачный и холодный, в сознании начинает рисоваться деревня Гадюкино, в которой опять идут дожди, но к нам тюменские духи благоволили. Взошло яркое солнышко, тёплое и жизнерадостное, деревья вокруг продолжали удивлять своей своеобразностью. Поля отсвечивали солнцу золотом, а луга, уходившие к прозрачному горизонту, стали более зелёными. Сквозь зелень травы часто блестела на солнышке водная поверхность — не то луга заливные, не то болотца. И всё это пропитано особой радостью раннего летнего утра. Настроение у всех на позитиве, граничащем с состоянием тихого счастья и ожидания чудесного дня.

Дорога идеальна, встречные попадаются, а вот попутных совсем нет. Смотрите, в этом видео с регистратора всё, что не вышептать словами:

Вот так мы впорхнули в Абатское. Прошли по краю посёлка, отметив первую тысячу километров пути и самую северную точку маршрута (56,28 гр. СШ). Отсюда теперь мы пойдём на юг, навстречу солнцу и морю.

И навстречу знаменитым реверсам у Тушнолобово, которые стали хитом автомобильных форумов в прошедшем году. Дорога к этой «беде`2016» сибирских путешественников была почти идеальна и не верилось, что может быть иначе. Но иначе случилось неожиданно. Вокруг потянулись кучи сыпучих строительных материалов, замелькала техника, дорожное полотно сузилось до одной полосы, и мы догнали колонну попутных фур. Когда увидели, что встречные стоят перед светофором и пропускают нас, пришло понимание, что только что прошли первый реверс.

Далее асфальт пропал, уступив место прикатанному лунному ландшафту. Фуры показывали чудеса изворотливости, а мне пришлось вспоминать азы объёмной геометрии, чтобы умудриться пропрыгать четырьмя колёсами по верхушкам выбоин и не ободрать дно. За этим увлекательным занятием вновь незаметно прошли ещё один реверс.

Только начал представлять, как буду хвастаться, что прошёл «Тушнолобово» без остановок, как колонна встала на красный свет светофора. Сглазил!

Моя команда, проголодавшаяся за полтора часа, решила опробовать новый дорожный продукт — быстро завариваемую кашу. Высыпается пакетик в плотно закрываемую ёмкость — кипятка из термоса и …, колонна трогается, проходим третий реверс.

В целом совсем не напрягло, больше боялись. Вот что значит — полседьмого утра!

А дальше потекла почти идеальная дорога, Мазда принялась обгонять собравшиеся на реверсах фуры, а женщины и дети дегустировать кашу, которой остались вполне довольны. Солнышко становилось всё сильнее и ярче, в мыслях торжествовала радость от того, что Тушнолобово пройдено без особых хлопот. Короче, день обещал быть неплохим. Усталости не чувствовалось, положительные эмоции рулили потоком сознания и ощущениями.

На заднем сидении Малой в планшете увлечённо давил воздушные шарики и стрелял ракетами, Старшенькая разделяла внимание между окружающими пейзажами и ВК, а мама в кои веки с удовольствием предавалась ничегонеделанию.

Ишим остался в стороне. Вскоре незаметно пролетело Бердюжье, дорогой возле которого ещё два года назад пугали детей и начинающих путешественников.

Дорожное полотно заметно ухудшилось где-то на границе с Курганской областью. Ровные участки, хоть и в трещинках, позволяли разгоняться, но они неминуемо заканчивались провальчиком во всю ширину дороги и метра 3-7 в длину. Нет, это не были глубокие колдобины с острыми краями а-ля 90-е, в которых легко можно оставить колесо. Провальчики представляли из себя плавные ямки и бугорки, посыпанные щебёнкой, половина которой была уже выбита. Проходить по ним можно на скорости 40-50 км/час, в то время как фуры почти останавливались и с грохотом подпрыгивая, искали по диагонали максимально ровный путь. В этот момент или на выходе после провала удобнее всего эти фуры обгонять. Только не надо попадать им в мёртвую зону — без злого умысла могут выкинуть в кювет. А если перекроешь им намеченную траекторию оптимального прохода по колдобинам, могут разозлиться. А злить дальнобоев нежелательно, в добром настроении они намного лучше.

В целом, если быть внимательным, то этот участок до трассы можно увлечённо и шустро проскочить за час с небольшим, благо, что в восемь-полдевятого утра движение не особо плотное. Знаков в тех местах не много, а если и есть, то они вполне при месте.

В районе Макушино кольцо (господи, сколько их ещё будет!), и мы выкатываем на дорогу от Омска через Казахстан, которой помахали левой ручкой на Омской объездной сегодня на рассвете.

Впечатлил заметно возросший трафик — машин много! Такое ощущение, будто все пишут на Дром, что едут через Ишим, а сами шмыгают через казахов. Асфальт с продавленной неглубокой колеёй и буграми выпуклостей справа, у обочины.

Адаптироваться не успеваем — впереди глобальный ремонт небольшого мосточка и реверс. Стоим минуты три, надоесть не успевает, трогаем. После мосточка дорога стала заметно лучше — не фонтан, но старательно залатано. Можно потихоньку разгоняться и находить окна для обгона.

Солнце начинало серьёзно припекать, с левой стороны на окна прилепили экранчики на присосках, впечатления от них не очень — пропускают немало лучей, присоски непрактичные. Старшенькая, которой на переднем сидении слева доставалось солнца более всего, пыталась протянуть вдоль окна пледик, получалось плохенько, но хоть что-то…

Приближался участок под Лебяжьим, который стабильно в течение лета показывал затор по поводу ремонтных работ, но новая отремонтированная дорога была, а заторов не было! Всё сделали!

Справа показалась отмеченная АЗС Роснефти с самым дешёвым бензином за всю дорогу 35,6 руб./л 95-го. Заезжаем. Заслуженный антракт. Время полдесятого утра, позади 1300 км, и мы на подходе к Кургану. Всё хорошо!

На прямых ногах немного покачивает — то ли усталость, то ли долгое сидение. Присутствует состояние невыспанности, как утром в пятницу рано-рано на работу.

Очистителем стёкол забрызгиваю лобовое стекло, ставшее эшафотом для пары сотен насекомых, и отправляюсь заливать бензин. Возвращаюсь к стеклу — размокшие останки насекомых удаляются легко — опытный коллега Андрей правильно учил, спасибо.

Отъехал за здание заправки и наполовину спрятал машину в тень. Подтянулась моя команда, до этого разошедшаяся на гигиенические процедуры и разминку. Подкрепились домашними припасами. Мне есть особо не хотелось. Хотелось ехать!

Рядом на бивуак пристроился белый кореец-седан с новосибирскими номерами, которого обогнали перед Макушино. Обменялись парой приветственных фраз. М-да, уехали уже так далеко, что в первом же новосибирце начинаешь видеть земляка…

Упали в привычные и ставшие удобными позы и тронули дальше на запад.

Стал обращать внимание на номера легковушек, помимо местных больше всего новосибирцев и красноярцев, есть омичи и редко кузбассовцы, как ни старался — не увидел ни алтайцев, ни томичей.

Движение вязкое, удовольствия доставляло мало, припекало солнце. Поначалу немного сожалели, что не подготовили в поездку музыкальные диски для аудиосистемы. Однако, у всех гаджеты, наушники, воткнули своё любимое и все счастливы, а мне оставили дорогу…

Показался Курган, ещё одна промежуточная веха.

Курган прошли по краю.

Машин много, знаков тоже, не забалуешь. Это надо перетерпеть, главное, что нигде не встали. Помню, когда 20 лет назад гнали из Европы, Курган тоже остался в стороне и показался серым унылым городком, дорога тогда была пуста и тем неуютна. Сейчас город показался зелёным и живым, но дорога вновь неуютна, только теперь от избытка машин.

Полдень. Становилось всё жарче, хотя, на наше счастье, солнышко подёрнулось дымкой, и даже бродили лёгкие облачка. До настоящего момента Малой честно отсидел (и спал) в своём детском кресле, меняли только наклон спинки, чтоб менялся угол давления на нижнюю точку. Но сейчас перебрался в подушки и пледики около мамы и расцвёл от удовольствия — с мамой оно всегда хорошо. Правда, через час запросился обратно — его креслице высоко и обзор с него лучше, особенно хорошо видно, как рулит папа и приборы, а без его внимательного взгляда папа, ясно дело, не справится.

Километров через 30-40 от Кургана напряжение на дороге спало, но приходилось много обгонять, что не всегда удавалось сделать быстро и спокойно. Ситуация со знаками нормальная, без избытка, но очень мешало встречное движение. Запомнилось, как минут двадцать тянулись за грузовичком времён Отечественной войны 1812 года. Раритет искренне старался, истошно чадил, но больше 40-60 км/ч выдать не мог. Обогнать мешал сплошной встречный поток, а когда в нём образовывалось небольшое окошко, то по закону подлости выплывал знак обгона или перекрёсток… И так много раз.

За нами скопился хвост, конца которого было не видно и, когда отсутствие встречных совпало с разрешённым местом обгона, то народ полез словно обезумевший. Мы были первыми и, вырвавшись из плена, летели километров двадцать, пока не догнали ближайшую попутную машину. Представляю счастье встречных, у которых было такое окнище для своих обгонов.

Пассажиры занимались своим делом и не мешали движению. С первых часов, когда женская часть экипажа пыталась участвовать в обгонах эмоциональными настоятельными советами, мы твёрдо договорились, что решения принимает сидящий за рулём, ибо только он до конца видит и чувствует машину и дорожную ситуацию, а «помощь» под руку во время манёвров может обернуться обратным результатом.

На полпути от Кургана до Челябинска привлёк внимание светный (белый, серебристый?) тавота-микробасик или минивэнчик с красноярскими номерами. Шёл шустро, но не агрессивно, зря не рисковал. Пристроился за ним. Было удобно, земляк-сибиряк хорошо показывал дорогу при обгонах. Потом уставал (видать, давно рулит, а может, и с самого Красноярска) и затихал, мы его обходили и тогда уже он шёл за нами. Через какое-то время возбуждался и показывал намерение обогнать, я пропускал и шёл за ним. Сколько было таких циклов, не считали. Где-то под Челябинском он пропал из поля зрения, кажись, свернул на Лукойл.

Дружище-красноярец, если вдруг читаешь эти строки — встречаемся этим летом в то же время на том же месте!

Приближался Челябинск. Участок в районе Миасского (не путать с Миассом) всё лето был красным из-за ремонта дороги, и мои коллеги там тоже подвисали, но сейчас перед нами предстала вот такая картинка:

Нас вполне устроило — хорошо ездить в августе, когда основные ремонты уже закончены…

На навигаторе показалась развязка на челябинскую объездную… Уф! Наконец-то!

Развязка — классическая «ромашка», уходим на левый поворот, ощущение восторга.

Заходим на объездную и понимаем — то, что раньше казалось напряжённым трафиком, было на самом деле украинской вольницей дикого поля. Здесь шла сплошная колонна туда и такая же колонна навстречу. Без вариантов. Попрыгал, поскакал, чудом обогнал две фуры и решил угомониться. А куда торопиться, время два часа дня, точка программы минимум позади, до точки программы максимум всего 70 км, расслабляемся и получаем удовольствие… По сему поводу Малой получает разрешение покинуть кресло и прилабуниться к маме. Делят на пару одни наушники, как студенты-первокурсники в маршрутке, счастье есть!

Старшенькая радуется мобильной сетке около города и углубляется Вконтакт, за пару часов дремучей глубинки без сигнала столько всего важного на стене обновилось!

На самой южной стороне обхода удивительно легко проходим две развязки. Когда изучал на карте это чудо дорожной мысли, понимал, что проектировали их люди очень креативные, но проехать можно и по навигатору, и по указателям. Между развязками даже побаловались немного четырёхполоской…, обошли штук десять фур, не для результата, а только ради удовольствия…

Машин после развязок поубавилось, но ускоряться было уже лень.

Съезд с челябинской обходной дороги — вновь классическая ромашка, коровьим овершагом делаем левый поворот и попадаем на знаменитую М5, берущую своё начало в Челябинске и завершающую свой непростой путь в Москве.

Она ещё успеет надоесть, но поначалу федералка соблазняет четырьмя полосами с разделителем и неплохим покрытием. Автобан, вернее, даже аутобан!

Рекомендованный для отдыха и ночёвки комплекс «Круиз» появляется километров через десять, два однотипных строения с обеих сторон дороги. Большая площадка для стоянки наполовину заполнена фурами и легковушками. Пробуем встать в тень. Это непросто, ибо все хотят. Рисую траекторию, чувствую, что туплю, понимаю, что реально устал. Втискиваем в тень половину машины, и то хорошо.

Да, устал, состояние похоже на то, когда рано-рано утром на московский рейс в аэропорт проводил, а потом день отработал и приехал домой.

В кафе спецобслуживание, закрыто и дым коромыслом, но нам пока не надо. Супруга отправляется узнавать насчёт гостиницы, возвращается в недоумении, идём все вместе, железная лестница на второй этаж. Номер далёк от того, что нам надо, стоит дорого и ключница, хотя и улыбается, но глазами как-то не рада. Почему, понять не можем. В общем, неуютненько. Ну и ладно!

Возвращаемся в машину. Заслуженный обед. Достаём широкогорлый термос. Бабулин суп оказался столь крепок, что женщинам и детям было достаточно одного литра. Мне досталась не менее мощная нямка, которой хватило на ночёвку и дорогу до Уфы.

Вопрос хранения продуктов, требующих холода, в виду нежелания тратиться на бортовой холодильник, решили просто — в примитивную сумку-холодильник (поролон, обтянутый фольгой), складывались охлаждённые продукты, и туда же три пол-литровые пластиковые бутылки с замороженной в морозилке водой. Закрывается и задвигается подальше от солнца, можно ещё сверху накрыть. Лёд превращается в воду часов через пять-шесть, отдавая холод продуктам. К вечеру, через 12-15 часов, в сумке всё ещё холодно, а прохладную воду можно с удовольствием выпить.

Достал свою папку и прозвонил гостиницы далее по дороге. Где-то не ответили, где-то ценник конский, добро дали в самом последнем перед Уралом мотеле, перед самым поворотом на Миасс. Просим их подождать час и едем, решив заглядывать по дороге в гостиницы, до которых не дозвонились…

Челябинский аутобан ремонтируют, поочерёдно перекрывая сразу обе полосы в одну сторону. Остаётся двухполоска с временной разметкой, но к удивлению напряжения на дороге нет, всем места хватает.

Гостиницы, в которые мы собирались заехать, оказываются слева. Разделитель, ремонт…, искать туда заезд явно нерационально, едем далее.

Аутобан закончился, далее двухполоска, потом пошёл лес, преимущественно хвойный, ровный и по обеим сторонам дороги. Обзор закрывает, но красиво.

Дорога почти свободна! И это загруженная М5?! После Кургано-Челябинских скачек не верится.

Рождается шальная мысль «давануть ещё соточку» и встать на Урале, но супруга против и навигатор показывает впереди впечатляющую красноту на месте ремонта моста через ЖД пути (кто прошедшим летом там не постоял?!;-)))

Хорошо, судьбу испытывать не будем, надо уметь быть ей благодарными за уже достигнутое.

Показывается наша гостиница. Слева! Свежая двойная сплошная! А на большой площадке перед гостиницей машина ДПС. Товарищи инспекторы, похоже, труд свой уже завершили и, ничего не видя вокруг, увлечённо подводили итоги. Нарываться себе и им «в раздевалку» не хотелось. Проходим вперёд метров триста, сворачиваем на Миасс, выйдя из поля зрения «товарищей», разворачиваемся и возвращаемся к гостинице.

Супруга уходит на разведку и возвращается загадочная, но решительная — ночуем здесь! Нам дают заехать на небольшую огороженную стоянку перед гостиницей. Жилые комнаты на втором этаже, вернее, на мансарде, а точнее на чердаке. Шагаем вверх по крутой железной лесенке, поднимающейся к фронтону.

Коридор гостиницы идёт по центру под коньком крыши, номера направо и налево, потолок являет собой наклонный скат крыши, высота противоположной от двери стены номера чуть более метра. Мебель производит впечатление раритета советских времён, с каких пионерлагерей её собрали? В конце коридора санузел. Душевая кабинка стандартная, не производит впечатление грязной, но мысль о том, сколько разных людей тут моется в течение дня, заставляет намыливать те части тела, которые случайно коснулись стенок. Напор воды хороший, горячие струи нежны и божественны. Де жа вю — в очередной раз родился заново.

Наш номер сразу около входа со стороны фронтона налево, поэтому в отличие от всех остальных, снабжён открывающимся оконцем — мы самые блатные (раньше других приехали). Три односпальные кровати на четверых. Это счастье обошлось нам в 1,5 тыс. рублей.

Чистый до скрипа и довольный как белка с большим орехом, выхожу к свежему воздуху на площадку перед дверью в гостиницу. Рельеф холмистый, разнокалиберные дачные домики, мощная зелень и густые краски в лучах, склоняющегося к закату солнца. Воздух, несмотря на близость федеральной трассы, чистый и наполнен приятным привкусом не то цветов, на то богатых трав… Картинка очень похожа на предгорья Алтая. Улыбаюсь, душа улыбается, улыбается и мозг — время в пути 20 часов, пять остановок, из них три заправки, пройдено 1 760 км, два часовых пояса. Программа максимум перевыполнена, а времени ещё нет и пяти дня, на отдых остаётся целых десять часов! Мы молодцы, мы можем и нам это не трудно!

Кроватку мне выделили около окна, с удовольствием и, не веря своим ощущениям, вытягиваюсь. Из приоткрытого окна струится нежный аромат предуралья…

«Не простыть бы ночью под этим боголепием» — это была моя последняя мысль в тот длинный день.

Старшенькая, честно отсидевшая вахту, заснула следом за мной, а вот Малой, выспавшийся от души по дороге, скакал ещё долго и угомонился, только когда стемнело.

Этап Второй. Урало-Поволжский

По плану на второй день: программа минимум — дойти до рекомендованной гостиницы «Турист» на Саратовской объездной (1250 км), программа максимум — дотянуть до Дубовки перед Волгоградом (1550 км).

А когда стемнело, зазвонил телефон у супруги. Родственники решили узнать, где мы и как мы…

Проснулся. Время одиннадцать вечера. Состояние «как заново родился» — детское ощущение беспричинного счастья и клокочущей через край энергии. Может, причиной тому стал лёгкий ручеёк уральского воздуха из приоткрытого окна. Супруга попыталась уложить меня обратно — ага, щас! Мыслями и душой уже еду. Смысл лежать, если не засну?

Рота подъём!

Подлетаю, с удовольствием делаю короткую, но нагрузную зарядку — вещь обязательную в дороге и полезную во всех отношениях. В санузел в конце коридора очередь. Двери номеров в большинстве открыты, видать, душно. Постояльцы готовятся ко сну или уже спят, похрапывая. Забавно, у всех вечер, а у нас утро!

В нашем номере идут сборы на выход — кому-то этой ночью ещё раз повезёт на супер-комнату с открывающимся окном.

Получаю команду взять на кухне еду из холодильника, охлаждающий реагент с морозильника и набрать в термосы кипятка. Спускаюсь вниз, в кафе. Получить паёк не получается — на кухне травят тараканов, надо ждать. За клеёнчатыми столами немало посетителей. Оказывается, немало желающих пойти в ночь на Урал упёрлись в реверс у ремонтируемого моста, колом постояли и развернулись назад в поисках ближайшего ночлега. На улице много машин, причём недешёвых — похохотал над их владельцами, наверняка привыкшими к турецко-греческим звёздам гостиниц.

Списываемся с томичом Сергеем, они встали на постой перед Челябинском, извиняюсь и пишу, что уже выспался и вынужден ехать дальше…

В нашем номере продолжались сборы. Забираю первую партию пакетов, нашу Мазду закрывает седовласый джентльмен на свежей чёрной Камри.
— Не, Мужик, погоди, давай меняться…

Сборы подходят к концу. Старшенькая неохотно, но поднялась, а недавно заснувший Малой вставать не собирался — по заложенной программе спать ещё три часа. Судя по улыбке, он уже ехал во сне, а для этого принимать вертикальное положение совсем необязательно. На руках относим до машины и укладываем в откинутое креслице. Малыш, улыбаясь, продолжает сон-путешествие.

Сборы длились больше часа — позволил себе позлиться на такую роскошь тратить впустую драгоценное время.

Выезжаем… Несмотря на описанную своеобразность мотельчика, остались самые приятные и душевные воспоминания об этом месте ночлега.

Ночь — по дороге от гостиницы в сторону гор видна длинная цепочка красных огоньков, а там, где она заканчивается, начинается цепочка огоньков белых — несмотря на поздний час, хорошо стоит реверс на ремонте моста.

За неделю перед отъездом на новостном федеральном канале жители уральского н.п. Ленинск жаловались корреспонденту, что машины объезжают по их селу пробку на федеральной трассе и жить спокойно не дают... Спасибо — даже телевизор может оказаться полезным. Делаем запрос Навигатору, ответ — согласовано, маршрут построен. Уходим налево и едем в неизвестную пустоту ночи.

Дорога терпимая, даже можно разогнаться, но узенькая, без разметки и обочины, теряется в кромешной темноте. В самом Ленинске дорожка поразбитее, в самом центре села навигатор предложил подняться на пригорок и продолжить путь по невнятной грунтовке меж двух заборов. Оценили юмор разработчиков и вернулись на асфальт.

Крутанув полукруг по селу, пошли в обратном направлении туда, где должна быть М5, вновь в темноте и неизвестности, где-то в ночной глубинке. Показался серьёзный забор с колючей проволокой — не закатить бы случайно на режимный объект, коих на Урале великое множество. Потом пропал асфальт, и началась отвратительная трясучка по выбитой щебёночной дорожке, петляющей посреди ровных шеренг деревьев. Начали накатывать сомнения, хотя чувство направления было уверенным в своей правоте. Супруга сзади не спит, переживает. Увеличил масштаб на навигаторе — оптимистично, впереди показалась М5. Ещё минут десять издевательств над машиной и подкатываем к перпендикуляру дороги, которая обладает всеми признаками цивилизации. М5 — мы тебя любим! Несмотря на лишние 10 км, кочки на заключительном этапе и испытанное беспокойство, манёвр был признан оправданным — времени сэкономили немало (даже сейчас место реверса на карте отмечено красным).

Супруга успокоенно засыпает. А мы со Старшенькой присматриваемся к новым условиям движения.

Не так ужасен Урал, как его малюют. Ехать не страшно, разгоняться можно, обгонять получается. Покрытие на твёрдую четвёрку. Серпантинов нет, есть повороты и немало изгибов, но и ровных участков достаточно, хоть они и не особо длинные. Знаки адекватные — там, где можно обгонять, там по максимуму и разрешено. Спуски-подъёмы в изобилии, крутизна некритична, но сложности при обгонах создают, особенно вниз, когда фура со всей своей дури разгоняется перед грядущей горкой. А на подъёмах некоторые тягачи-живчики так умудрялись переть, что раскосые глаза нашей Мазды удивлённо округлялись. Приятно удивило наличие в нескольких местах третьих обгонных полос, когда в горку идут две полосы, а встречная одна, потом наоборот — типа, как за Бердском в сторону Барнаула. Очень удобно и своевременно одним чохом обскакать колонну надоевших тихоходов.

Машины встречные и попутные попадаются одиночками или парами, по трое очень редко собираются. Движению, если и мешают, то не сильно. Но, если здесь днём колонна в одну сторону и колонна в другую, да ещё в горку, то будет совсем тоскливо.

Ночью на Урале со всеми его поворотами начинаешь со всей полнотой осознавать незаменимость навигатора, именно как навигационного прибора. Без него все тормозные колодки сотрёшь от чувства неопределённости в каждом случае, когда дорога начинает уходить чуть в сторону от прямой. Именно здесь мой Азус, используемый как навигатор, стал терять спутники и, соответственно, дорогу. Заменили его на гаджет Старшенькой, чистокровный и весьма неплохой китаец чувствовал себя в горах Урала, как дома.

Записываем третий урок — навигаторов должно быть минимум два.

Поглядываю на указатель уровня топлива, по плану следующая заправка на Башнефти в Юрюзани, где последняя заправка с челябинскими ценами. Далее, в Уфе, как в нефтедобывающем районе, по рыночной российской традиции бензин дороже, чем в прилегающих регионах, в данном случае на два рубля.

Однако, учитывая режим движения, решаю авансом плеснуть пяток литров, дабы не раскорячиться посреди Урала с заглохшим двигателем. Под Кувашами закатываю на Лукойл. АЗС окошечного типа, как в 90-х, заливаю 4 литра и прыгаю догонять две фуры, которые обогнал 10 минут назад...)))

Километров через 70 закатываем на зелёненькую Башнефть, тоже окошечная, но настроение хорошее. Интересуюсь — хорош ли башкирский бензинчик, в ответ недовольное бухтение. Заливаюсь по полной. Туалет типа сортир чуть в стороне, запах от него устойчив даже в зоне колонок. Брезгую, захожу за него…

Трогаем и порхаем дальше. Возникает ощущение, что прыти машинка потеряла, то ли бензинчик был под стать заправке, то ли подъёмы стали круче.

В какой-то момент асфальт стал идеально ровным, но пропала разметка по центру и у обочины. Стало намного сложнее, навигатор показывал направление, но тонкая настройка полосы движения терялась, тем более, что обочина кое-где отсутствовала как таковая. Выручили два впереди идущих «немца» с местными номерами. То ли шли они по новым приборам от уральского ВПК, то ли дорогу хорошо знали, но двигались очень уверенно и шустро. Сел им на хвост, дорогу впереди подсвечивали прекрасно, так и летели паровозиком, пока вновь не пошла разметка. Обогнал и искренне поблагодарил аварийкой… Чуть позже догадался, что это был короткий участок башкирской дороги М5 на Урале.

Красот уральских так и не увидели. Впереди — свет фар, по бокам либо темнота, либо уходит вверх покрытый растительностью склон, если поднять голову, то тёмные профили острых еловых пиков пытаются дотянуться до тёмного звёздного неба. Вот такие фрагменты, целостной картинки и перспективы не получилось. Но на прощание Урал подарил две восхитительные панорамы на Юрюзань и, особенно, Сим. Неожиданно под ногами оказывается подсвеченная бездна, раскрывается блюдце огоньков, петляя, спускаешься к ним, объезжаешь краем это светящееся море и, уходя в темноту, ещё несколько раз оглядываешься и ловишь отсветы в зеркалах заднего вида… Красиво и впечатляет!

Урал закончился неожиданно — скатились с горки и больше не поднимались, склоны по бокам исчезли, а дорога пошла прямо и ровно.

Ура! Ещё одна небольшая победа! Точно время не засекали, но меньше трёх часов. Тихо накатывает приятное чувство удовольствия от совершённого!

Ехать стало намного легче. Обгонять, вообще, без проблем. Вспомнил, как сразу за Новосибирском приноравливался к ночным обгонам, стало смешно…

Машин по-прежнему немного, на перекрёстках и в местах остановочных комплексов поболее, иногда даже вот так, как на фото (стоянка-гостиница у поворота на Новозаречный):

Но всё хорошее, как водится на нашей грешной земле, быстро заканчивается.

Указателя или стелы, что мы заехали в Башкирию, не увидели, но зато заметили, что пропала разметка. Как-то странно на башкирской земле асфальт и обочина абсолютно одного тона. Знаки и редкие столбики с отражателями немного помогают, но ориентация неуверенная, приходится замедляться. Особенно, если идёт встречный и, особенно, если он лупит дальним, ибо ему тоже плохо видно, а остальные, по его мнению, потерпят. Есть несколько мест, где свежий чёрный асфальт раскатан на четыре полосы, вот на ней ощущаешь себя как посреди спортзала ночью с зажигалкой в руке — чувство направления реально начинает отказываться работать в таких условиях.

Вот так недлинные 70 км показались долгими, скорость низкая, напряжение высокое. Поэтому, когда показался знаменитый южный обход Уфы, наша радость была искренней, как никогда ранее.

По две-три полосы в обе стороны, мощный разделитель, со стороны обочины отбойники, разметка (!!!), реки отражателей, указателей и прочих аксессуаров современной дороги. Весь этот водительский Эдем залит ярким светом от ровных рядов дорожных фонарей.

Проснулась супруга с вопросом — в какие-такие Европы мы успели заехать за прошедшую ночь. Услышав, что Европа за иллюминатором — это Уфа, схватилась за телефон.

За Уфой, в славном городе Белебей, живёт со своей замечательной семьёй Татьяна, лучшая подруга моей жены. В гости к ним заехать мы договорились на обратном пути, а сейчас они должны выехать на М5, где на обочине мы обнимемся и счастливые состоявшейся встречей поедем дальше. Татьяна тем временем не спала и с трёх часов ночи этого чудного понедельника колдовала на кухне, готовя дорожную трапезу путешественникам с её далёкой малой Родины.

А мы со Старшенькой наслаждались дорогой, которую условно окрестили Южно-Уфимским хай-веем. Покрытие для такого статусного сооружения могло бы быть получше — чувствовались следы наслоения многолетних точечных ремонтов, однако жаловаться грех.

Машин немного и шли они подозрительно медленно, можно сказать, ползли, а наша Мазда разгонялась сама по себе. Согласно данным «Стрелки» камера здесь всего одна и, судя по молчанию радар-детектора, не работала, а иных опасностей не наблюдалось. Медленно, но верно мы набрали комфортную скорость и стали мучиться вопросом — будет ли нам что-нибудь за это или нет. Нет, ничего не было!

Уфа осталась позади, и на дороге замаячили указатели с новыми ориентирами (глазам не верилось):

Освещение закончилось, и мы вновь окунулись в темноту, но хай-вей, хоть и в усечённом виде, оставался, огороженный с обеих сторон столбиками с отражателями, прекрасно показывающими и без того ровную, как стрела дорогу. Они-то и сыграли с нами забавную игру.

Через определённые промежутки на дороге оборудованы зоны разворота, разделительная полоса в этом месте расширяется и полосы движения расходятся в стороны. В темноте издалека отражатели справа и слева сходятся вместе, и возникает иллюзия того, что дорога сужается и сходит на ноль, т.е. тупо заканчивается. Ощущение такое реальное, что очень хочется начать тормозить. Счёл это за последствия собственной усталости, но сидящая рядом Старшенькая поведала, что у неё аналогичные ощущения и от этого даже страшно.

На наше счастье стало светать, и реалистичность иллюзии ушла, зато пришла сонливость, усиливаемая монотонностью ровной дороги. Достали кофе, стало бодрее, а потом закончилась хорошая дорога, и сонливость ушла сама собой.

Пошла обычная российская двухполоска, продавленный асфальт и вспучивания по краям, волны во всех направлениях и сетка разбегающихся трещин. Стало даже неловко за нефтеносную Башкирию, хотя, справедливости ради надо отметить, что по сторонам видны приготовления к глобальным ремонтам с выравниванием рельефа и спрямлением поворотов. Возможно, в следующем году тут продолжится Южно-Уфимский хай-вей.

С тревогой заметил, что, чтобы удержать машину по прямой, надо активно подруливать. Ранее такое бывало на старой шестёрке на скорости за 100, но там была раздолбанная червячная передача в рулевом картере, а тут что?

Уже совсем светло, местность с красивыми холмами и редкими перелесками, местами строем стоят большие ветряки — экология рулит!

Делаем гигиеническую остановку, съехав от дороги метров двадцать к внешне чисто сибирскому берёзовому колку. Раскачиваю колёса, насколько можно достать дёргаю узлы подвески — всё без люфтов, грыж нет.

До места встречи с друзьями остаётся двадцать с небольшим километров. Супруга садится за руль — будет круто, если к подруге за рулём подъедет она, а я, чувствуя усталость после ночного Урала и башкирских потёмок, забираюсь на заднее сидение к великой радости только что проснувшегося Малого.

Выезжаем на трассу. Откидываю спинку, устраиваюсь — большая подушка даёт возможность комфортно положить голову, а меленькие подушонки, подоткнутые по бокам, прочно удерживают тело — очень удобно! А вот пледики создают хаос.

Супруга жалуется, что машина как-то болтается. Загружаюсь ещё больше — проснутся СТО-шки, заедем смотреть…

Кажется, ненадолго засыпаю…

На Лукойл, где мы договорились встретиться с друзьями, приезжаем первыми, завтракаем, разминаемся, болтаем с экипажами заправляющихся машин. Привлекла внимание кавказская пожилая пара, следующая на старой «четвёрке» в Ставропольские края. Минут через 15 после их отъезда поднимается переполох — они оставили на кассе кошелёк с немалой для их авто суммой, пачкой пластиковых карт и аккуратной бумажкой с переписанными пин-кодами. Главное, чтоб они хватились пропажи раньше, чем сожгут полбака бензина.

Супруга занята перетрясыванием вещей — пытается найти и достать то, что не могла найти во время движения. Злая правда заключается в том, что внутренней поверхности салона не хватает для расположения всего количества пакетов, которые были собраны для использования по дороге. В итоге доступными оказались лишь 30% экстренно важных вещей, ими и довольствовались. Не умерли, значит, остальное было просто не нужно. То же касалось и запасов, которые брались для использования на месте.

Уважаемые путешественники, берите с собой только половину того, что собрали — и этого окажется много.

Появились первые лучи солнышка, тепло от них нежное, приятное, а утренняя прохлада и запах свежести ещё не уступили место жаркому летнему дню.

Не буду живописать радость от встречи с Ринатом и Татьяной, упомяну лишь, что, несмотря на утреннюю рань и протесты, мы были душевно и по-домашнему накормлены по полной программе плюс оладушки на десерт. С собой нам вручили пакет с провиантом и термос (четвёртый!!!) с крепким бульоном. Дополнительно получаем от наших опытных друзей поучения, как в машине спасаться от солнца. Окно с южной стороны чуть приоткрывается, в щель ровно просовывается 7-9 мм края толстой детской пелёнки, окно закрывается до упора.

кажете —- колхозно и неэстетично? Возможно! Но зато дёшево, надёжно и практично! Помогает очень хорошо, неудобств не создаёт и даже привносит немного домашнего уюта... )))

Счастливые, накормленные, улыбающиеся и занавешенные двумя полученными в подарок развесёлыми пелёнками трогаем дальше на запад. Где-то здесь ровно половина нашего пути. Экватор пройден!

Граница с Татарстаном возникла неожиданно.

Дорога стала заметно лучше, но разметкой по-прежнему не пахло. Странная традиция в наших мусульманских республиках, вроде Коран по поводу неё ничего не говорит…

Пейзажи Татарстана приятно радуют глаз — холмистые ландшафты покрыты ровной светлой травкой, сопки иногда обрываются небольшими скальными выступами, перелески редкие и аккуратные, всё это великолепие залито жизнерадостным солнечным светом. Нереальность красоты порождает ощущение нарисованности.

Нефтяные вышки оказались смешными игрушечными качельками, ранее в моём сознании они представлялись именно вышками, этакими грандиозными сооружениями.

Со знаменитыми местными блюстителями порядка на дорогах, к счастью, познакомиться не довелось, но оценить не менее знаменитую татарскую организацию движения возможность представилась. Металла в виде дорожных знаков закопано вдоль дорог многие десятки тонн. Самый распространённый знак, естественно, «обгон запрещён», он вездесущ, в том числе в чистом поле на ровной дороге. Самые редкие знак — «отмена ограничений», зафиксировал всего два. Запрещающие знаки иногда имеют табличку с дистанцией действия зоны запрета, например, 1 800 м, но такой способ отмены слишком ненадёжен, тем более, что цена ошибки измерения метров — лишение прав. Никто не хотел бегать с товарищем инспектором и линейкой, доказывая, что зона действия знака закончилась пару метров назад, поэтому все терпеливо тащились до знака «перекрёсток», сразу за которым обычно ожидал следующий знак «обгон запрещён».

Короче, комфортно себя чувствовать на татарских дорогах будет только водитель кобылы и то, если в шляпе. Особо впечатлил участок со свежезакатанным асфальтом в четыре полосы и без разметки. Колонны машин уныло тащились за чадящими КАМАЗами по двум крайним полосам, оставляя две центральные полосы пустыми. А кто сказал, что в этом месте не может быть трёх встречных полос(?), ведь знака-указателя полос не было, как нет и разметки, километра три назад зафиксирован знак «обгона» и с тех пор ни одной «отмены» и ни одного перекрёстка. Желающих создать прецедент и обсудить эту тему с местными инспекторами почему-то не было.

В этом месте очень хотелось бы услышать комментарий принципиальных «ненарушальщиков»-фундаменталистов, которые есть на каждом автофоруме и кои считают своим жизненным долгом воспитывать всех окружающих, что фанатичное выполнение любого, даже самого несуразного требования ПДД, есть непременный залог наступления вечного Рая на земле.

Справедливости ради замечу, что найти обгонное место всё же можно и, если на этом отрезочке не окажется встречных, то можно даже кого-нибудь обойти ))) Мне иногда удавалось…

В общем, эти 30 км дорог Татарстана надо просто перетерпеть.

Оренбургская область встретила дорожной разметкой, худшим дорожным покрытием и долгожданным снижением количества знаков. Заметно возрос трафик, ехать становилось труднее, поэтому, когда впереди показалось здание поста ДПС и указатель поворота на Бугуруслан, сомнений не было никаких — руль влево и, не оглядываясь, бегом от «федералки», прощай, М5, на несколько недель.

Данный объезд федеральной трассы начинается поворотом с М5 на Северный, далее до Бугуруслана, потом Похвистнёво, Отрадный, Кинель и выходит на Самарскую объездную в районе Алексеевки. Он длиннее на 13 км, но лишён тех минусов, которые характерны для М5 в не самом лучшем месте и в не самое спокойное время. Выбирать этот маршрут имеет смысл тем, кто далее рискнёт идти от Самары до Саратова через Пугачёв.

Итак, свернув с центральных дорог, проходим село Северное. С перепугу держу не больше 60 км/ч, так как давно не заезжали в населённые пункты. От Сибири и до сих пор дороги обходили деревни и сёла стороной, начиная отсюда и далее до самых югов трасса будет пересекать все попадающиеся поселения в виде главной дороги (за исключением объездных дорог крупных городов).

После Северного, наконец-то ловим чувство свободы — катись хоть боком!

Время восемь утра, солнышко радостно светит, небо светло голубое. Жизнь прекрасна, и от проявлявшей себя на рассвете сонливости не осталось и следа.

Холмы исчезли, стало больше лесопосадок и зелени, рельеф стал ровным, а направление дорог прямым. Качество асфальта на четвёрку — есть неровности, заплатки, трещинки, но на скорости машина эти мелочи просто не замечает, самое большое неудобство от них — это шлёпанье резиной (шумоизоляция Мазды — это беда).

Трафик минимален, изредка попадаются местный раритеты от советских времён, пилящие свои 70-80 км/ч и с удивлением провожающие взглядом синий вихрь, пролетевший от них слева.

Вспоминаем, что за Уфой машину водило по сторонам и были планы заехать на СТО. Сейчас Мазда вернулась на свои рельсы и летела ровно, хоть руль отпускай. М-да, башкирские дороги вновь пошутили … )))

Перед Бугурусланом дорога становится близкой к идеальной.

Сам городок Бугуруслан начался с весёленьких разноцветных домиков, а дорога потеряла идеальность.

Вижу первого за пару с лишним тысяч километров лежачего полицейского, оттормаживаюсь до 35 км/ч, отпускаю тормоз, нос машины задирается, мы легко впархиваем на верхнюю часть искусственной неровности и со всей дури бьёмся колёсами (как больно!) о второго лежачего полицейского, расположенного впритык за первым. Двойной! А при подъезде выглядел просто как длинный и пологий — косые утренние лучи сыграли злую шутку. Это же как надо ненавидеть автотранспорт, чтоб изобрести такое изощрённое издевательство не где-то во дворе, а на главной дороге крупного населённого пункта? Проезд следующих сдвоенных надолбов на дороге, показал, что это можно делать на скорости 15 км/ч и желательно по диагонали.

Необходимость в этих рукотворных препятствиях в Бугуруслане более чем сомнительна, ибо сама дорога уже есть одно сплошное препятствие. Качество дороги напомнило бедные 90-е, благо путь по сему замечательному городу недлинный.

Остановились у магазинчика, взяли хлеба и пару полторашек воды — становилось жарко.

На выезде из города ждало скопление машин, время к девяти утра начинается час пик, до Похвистнёво так и ехали 15 км вдоль ЖД путей в плотном потоке машин, радовало, что дорога вновь стала хорошей.

Оставшиеся 140 км до Самары катились с переменной скоростью, дорога на 4, 4+, плохих участков нет совсем, учитывая дневной час пик, движение плотное рядом с населёнными пунктами, в отдалении — свободнее, можно переть и обгонять, замороченные на карте развязки на месте оказались несложными. Дорога ровная, с обеих сторон сопровождается густыми посадками каких-то невысоких кустарников.

Солнце припекало. Самое жаркое место переднее левое, на котором сидела Старшенькая, ей досталось более всего. Хорошо помогали пелёнки, закрывающие окна слева, без них было бы намного хуже, шторки на присосках выброшены подальше в багажник.

Экипаж крутил головами по сторонам, хотя русская глубинка особым разнообразием не балует, слушали музыку через наушники или кричали песни. Когда уставали, начинали дремать, Супруга честно пользовалась моментом и откровенно спала даже больше Малого, по её признанию — буквально удрыхлась, давно так не высыпалась.

В Отрадном, немаленький такой кусок городского движения, но по четырёхполоске без заторов, остановились на плановую заправку. Наконец-то, Роснефть. Время полдесятого утра, быстро заливаем 50 литров и в путь, отдыхать не стали — всего 250 км назад простояли целых полтора часа.

Усталости не было, ни у меня, ни у экипажа. Все занимались своими делами и жили полноценной жизнью. Здесь пришло понимание, почему дорога в пятьсот км кажется утомительной, а в полторы тысячи — удовольствием.

Садясь в машину, мы принимаем неестественное для себя положение и способ проведения времени. Через полчаса начинаем ждать, когда вернёмся в естественный вид существования, где встают, ходят, делают дела и пр. Через 700-800 км, часов 8-10 движения, первого сна и еды в дороге, нахождение в едущей машине становится естественной средой обитания, находятся занятия и появляется чувство комфорта… Конечно, через 5-6 часов надо выйти и размяться, на ночь сменить обстановку и вытянуться в полный рост, но потом обратно домой, т.е. в машину!

Ну, и, понятно, что в голове должен быть правильный настрой, ибо нытьё типа «как это достало и когда это кончится» приятной поездку не сделают и ощущения комфорта не создадут.

Последние 10 км от Кинели до Самарской объездной идёт классическая четырёхполоска, расслабляемся и соглашаемся с мыслью, что уход с М5 на Бугуруслан был хорошей идеей. За всю дорогу ни камер, ни ДПС, ни пробок, знаки нечастые и в оправданном месте…

На развязке-ромашке поднимаемся левым поворотом на Самарскую объездную и через километр тормозимся на подходящей площадке у магазинов — хочется кушать, с трудом находим тень.

Выбранное место оказалось дальнобоевым раем — СТО, лавки запчастей, шиномонтажи, кафе и гостиницы — всё для их величеств фур с хозяевами, а вокруг пшикают, тарахтят и лязгают собственно короли дорог — большегрузые мастодонты. Позже нашёл это место в Гугл.Картах — гостиничный Придорожный Комплекс «БАЛТИКА».

На этом чудном индустриальном фоне быстро доедаем последние остатки домашних припасов и принимаемся за туесок от наших белебейских друзей. Обед занял минут пятнадцать, более задерживаться не хотелось, грузимся, поехали. Одиннадцатый час времени.

Самарская объездная — типичная двухполоска, шеренга туда, шеренга обратно, скорость 60-70 км/час, чувствуется присутствие воды — немало мостиков, то тут, то там поблёскивает вода, в небе висят причудливые тяжёлые облака. Справа вдали на пригорке виднеется Самара, светлые коробочки зданий издали столь миниатюрны, что кажутся рассыпанными крупными кристалликами сахара.

Полюбовавшись панорамой Самары, весь пассажирский экипаж дружно засыпает, сон-час после обеда.

Пилим уже долго, но до Чапаевска ещё крутить и крутить. Амплитуда окружности Самарской объездной впечатляет, такое ощущение, что город собирается через десяток лет догнать по площади Москву.

После развязок с несколькими радиальными дорогами из Самары, трафик постепенно падает, и напряг исчезает, последние 30 км проходят по идеальной современной трассе с редким количеством машин — сплошное удовольствие. Камера должна была быть, но не работала, сотрудников не встретилось, приближаемся к Чапаевску и с тяжёлым сомнением в правильности выбранного пути уходим «на Пугачёв».

Слева вижу Роснефть, с последней заправки прошёл 140 км, но решаю не тормозить, несмотря на то, что впереди бедная на заправки Самарская область — единственный регион, где реально не знаешь, где заправиться…

От Чапаевска ухожу на юг по хорошей трассе и с тревогой разглядываю набегающую даль в ожидании убитой дороги «через Пугачёв». Километров тридцать идёт вполне приличное покрытие, потом становится хуже, трещины, иногда даже сеткой, местами создают эффект небольшой стиральной доски, волны покачивают. В целом похоже на дорогу от Бердюжки до Макушино, только похуже, но нет больших промоин, попадаются ямки, но мелкие, объехать или пропустить между ног проблем нет. Идём около 100 км/ч — Мазда спокойно терпит, выше 110 км/ч — уже лишнее. Машин встречных или попутных практически нет. По трещинкам дороги громко шлёпает резина — это пока единственное неудобство.

Вспоминаю фразу с Отзыва владельца о «своей» Мазде, когда ещё выбирал машину — жёсткая длинноходная подвеска. Жёсткая — это понятно, мелочь под колёсами добросовестно передаёт на кузов, а вот большие гладкие неровности съедает, не качает и создаёт эффект езды «по рельсам». Длинноходная (всё же уровень вэнов) — бОльшая амплитуда хода подвески позволяет кушать неровности побольше и в союзе с жёсткостью заметно снижает риск «пробить подвеску». Именно поэтому такая Мазда с песнями летит там, где многие чувствуют дискомфорт, особенно если речь идёт о «пьяной дороге», волнах и плавных выбоинах.

За этими мыслями в зеркало заднего вида вижу внедорожник, черты нетипичные, незнакомые. Висит на хвосте, потом, не торопясь, обходит. Ягуар! Вах, шайтан, первый раз такой джипчик вижу. Заморский люкс тем временем медленно, но уверенно уходит вперёд, при этом даже не качаясь. Только что пропев оду своей Мазде, тут же получаю очередные уроки — не хвались своим и нет предела совершенству!

Просыпается мой экипаж и, озираясь по сторонам, спрашивает, где мы?
— Идём на Пугачёв, прошли половину.
— А где убитая дорога?
— Наверное, это она и есть.
Дружно хохотнули — тот, кто писал про страшную дорогу, страшных дорог не видел!

Но участок похуже всё же ждал впереди — мелкие ямки уступили место «макушинским» провалам и плавным затяжным ямам, но вполне можно ехать. При этом не скучно. Почему-то здесь собралось много машин. Одни тянулись 40-60 км/ч, оттормаживаясь и педантично заезжая в каждую ямку, другие веселились 80-100 км/ч, обходя и ямки и копошащихся в них педантов. При этом по ямкам мог тошнить Лексус 470, а лихо его объегоривать какая-нибудь Нексия. От прокладки зависит, не от машины.

Разметки не было в принципе, на редкие знаки никто не обращал внимания — дорога диктовала свои ПДД, а про товарищей инспекторов никто не вспоминал. Обратил внимание, что все учтивы и вежливы друг к другу — этакий дорожный коммунизм длиной в тридцать километров.

На стоянке около кафе мелькнул знакомый Ягуар — всё-таки мы тебя, зверь заморский, обогнали )))

Ближе к Пугачёву дорога стала получше, время к полудню, но жарко не было — солнышко пряталось за весомыми облаками, пытающимися походить на тучки. Было просто хорошо, и мы только что проехали самую пугающую часть дороги, при этом она нас особо не напрягла!

На долгожданном въезде в Пугачёв подкатываем к рекомендованному коллегой Андреем кафе «Рандеву».

Без претензий на особые идеи, но добротно, уютно и душевно. Люди тоже замечательные — не добралась ещё в Саратовскую глубинку тлетворная ржавчина цивилизации. Беда одна — кушать ещё совсем не хотелось. Малому взяли горячего супчику, Старшенькой — десерт и всем чайник неплохого чая. Вышло чуть больше двух сотен. Качество не разочаровало — по-домашнему, но с ресторанным прононсом. Прекрасно отдохнули и перевели дух.

Обещаем заехать на обратном пути, чтоб откушать основательно и прыгаем по местам.

Проезжаем Пугачёв, дороги чуть получше, чем в Бугуруслане, двигаем дальше на юг, на Саратов!

Сразу за Пугачёвым начинают тянуться сельскохозяйственные поля, редкие лесополосы и одинокие кустарники. Состояние дороги не айс, но вполне терпимо, оценить можно по фотографии.

За перекрёстком, где сходятся воедино две дороги из Пугачёва, собираются ремонтировать дорогу, на обочине жёлтый «обгон запрещён» и «30 км ограничение», дорога ремонтниками пока не тронута. Впереди колонна, нарушающая 60 км/ч, нет, обгонять не будем! И правильно! Слева машина ДПС. Резко стартует (видать, уже «отработали»), вклинивается между нами и фурой. Начинает вместе со всеми в колонне «не нарушать», ограничения продолжают действовать.

Хватает блюстителей порядка километров на пять. Кратко блымнув для порядку люстрой, показывает левый поворот, выходит на встречную и уносится со свистом вдаль. На сколько нанарушал товарищ законник, представить страшно. Нет, мы за ним не пойдём — по такому случаю они не откажутся ещё немного «поработать», да и могли просто менять дислокацию. Промелькнул знак ремонтных работ, потом строительная техника, начался новый асфальт, а жёлтые «обгоны» неизменно торчали после каждого перекрёстка. Сколько так продолжалось уже не помню, но, когда после знака «перекрёсток» «обгона» больше не оказалось, мы выстрелили подобно джину из бутылки. Счастье есть!

По окончании этого спектакля наша мама мирно засыпает и пребывает в грёзах до самого Энгельса, при этом Малой всю эту часть дороги в своём кресле не ёрзал, молчал, с серьёзным видом разглядывал пейзажи и бдил за приборами — папе мешать нельзя! Приятно удивил.

Свежезакатанный асфальт закончился, но и «старая» дорога вполне сносная, завершили обход собравшейся на «ремонтном участке» колонны и быстро долетели до Балаково, трафик минимальный.

Впечатлили белоснежные отвалы Балакинского Апатита, чудо природы ручной работы хомо сапиенса.

Где-то там ещё есть знаменитая Балакинская АЭС, но её не видно с дороги.

Перед Балаково дорожка становится не очень, наверное, это худший вариант на участке Пугачёв — Энгельс. Примерно такой же участок ещё есть перед Марксом.

В районе объезда Балаково закатывали полностью новую дорогу и сразу же наносили разметку (!) — приятно было прокатиться по идеально ровной поверхности, шины тихо шуршали, машина парила как на воздушной подушке.

За Балаково пошла обычная регионалка до Маркса. Оценить её уровень можно по данной фотографии:

Собственно, здесь она вся как есть — небольшие волны и колея, трещинки, заплатки, местами выпуклости по бокам. Кому как, а нас не напрягло, Мазда, покачиваясь, охотно справлялась с задачами — шли с хорошей скоростью и в ус не дули. Трафик тоже, собственно, на фото, за Балаково и перед Марксом чуть поплотнее.

Время два часа дня, тепло, но солнце печёт не сильно — то облачка, то дымка. Изменились пейзажи — луга и поля заменились сельскохозяйственными угодьями, потянулись солнцеликие массивы подсолнечника.

Привлекло внимание огромное поле с пожухлой ботвой и разбросанными разнокалиберными бочонками.

Ба, да это, кажись, арбузы! Оказывается, вот так они растут в поле!

Сложенная у дороги пирамидка полосатых плодов и скучающий мужик подтвердили догадку, что мы впервые в жизни увидели арбузную бахчу.

Проехали Маркс, появился указатель на Энгельс и … Волгоград (!)

Между Марксом и Энгельсом странная дорога — прямая, как стрела (даже на карте) широкая четырёхполоска с невнятными остатками разметки и заметно подразбитым покрытием с эффектом «стиральная доска лайт».

Движение здесь активное. Кто-то вновь наслаждался полнотой тряски по правой полосе, а кто-то летел, ничего не замечая, и едва касаясь шинами неровностей старого асфальта. Особо впечатлил несвежий Ланосик, который, надрываясь, но внешне абсолютно легко летел реальные 140-150 км/ч, скидывая на обочину Паджериков и Камриков. Этакий самоуверенный бультерьерчик, не признающий авторитетов.

Начался Энгельсский район, но сам Энгельс не появлялся бесконечно долго — дело в психологической ловушке. Достигнув Маркса, мы решили, что до Саратова уже минут пять, но 50 км — это минимум полчаса и, если пять минут ожидания растягивается на полчаса реальности — это нескончаемые часы. И когда перед Энгельсом, наконец-то, увидели долгожданную развязку на мост через Волгу и Саратовскую объездную, то почувствовали глубочайшее облегчение.

От варианта «пройти через Энгельс, далее на городской мост и через центр выйти на южное направление» отказались, когда увидели на навигаторе красно-жёлтую сердцевину Саратова.

Время без двадцати четыре дня, на неожиданно мощной после региональной дорожки развязке уходим направо. Слева остаётся Энгельс и где-то за ним место приземления Ю. Гагарина из космоса.

Две полосы туда и две обратно, разделители, отбойники и все такие дела, даже фонари местами — это, детка, начинается СКАД, надо полагать расшифровывается, как «Саратовская кольцевая…» Асфальтик несёт на себе следы многочисленных ремонтов, но после Пугачёвских слаломов жаловаться грешно.

Машинок вокруг немного, и едут они тоскливо медленно. В чём подвох? Камера тут одна, и она уже отпищала своё… Мазда, не взирая на мои возражения, набирает комфортный скоростной режим. Что нам за это будет? Ничего не было ни тогда, ни по возвращении.

Выкатываем на мост. Да! Широка Волга-матушка, полноводна, величава и красива!

Справа высокие скалистые берега, покрытое зеленью побережье усыпано разноцветными крышами домов. «Сколько же они стОят у воды?» — мелькнула непонятно откуда взявшаяся мысль.

Экипаж крутил головами, разглядывал красотищу и одобрительно ого`кал.

За Волгой потянулись заправки, магазинчики/кафешки, мотели, шиномонтажки/СТОшки — типичные задворки большого города вдоль трассы.

А на небе уже не облачка, а тучки. Сплошные тучки. За ними солнца не видно.

Хорошо, что не жарко. Плохо, если сподобится дождик, а он, кажется, собирается…

Впереди замаячила развязка — это пришла дорога с Сызрани, по ней на СКАД скатываются те, кто не рискнул покорить Пугачёв.

Как же их много, этих «не рискнувших». На дороге становится тесно, а СКАД, подобно Золушке, из приличной дороги превращается в банальную российскую двух-полоску, причём, не дождавшись до полуночи ровно восемь часов. Стало грустно…, радует лишь топоним Волгограда на указателе.

Обгоняем изредка, любуемся пейзажами, лесов мало, в основном луга, немало коттеджных посёлков и дачных домишек, почему много линий ЛЭП, пасмурно, мрачненько, покрытие дороги относительно хорошее…

Проходим мимо рекомендованную коллегой Андреем гостиницу «Турист» (программа минимум) — нет, нам ещё рановато на покой. Довольствоваться минимумом — не наш стиль.

На Южной части СКАДа два реверса из-за ремонтных работ. Первый проходим с хода, во втором стоим минут пять — быстро пьём чай и перекусываем. В целом повезло.

На выходе с Саратова фантастическая по замудрённости развязка, но в сторону Волгограда, она не особо сложна — проходим и с чувством лёгкого восторга идём на очередной этап.

К потоку, плавно перешедшему со СКАДа на Волгоградское направление, добавился ручеёк с самого Саратова. Однако, тесновато. Проходим первые километры, не нервничаем, тучки шантажируют возможным дождиком.

Местность стала холмистой, спуски-подъёмы, соответственно зон, позволяющих обгон, стало меньше. Структура потока машин проста — впереди идёт тихоход, чаще всего тяжёлый большегруз, за ним колонна страждущих обогнать, машин 20-30. Как только появляется обгонное окно, не меньше половины этих транспортных средств выпрыгивает на встречку и, мешая друг другу, пытаются продвинуться вперёд на два-три, а если повезёт, то и четыре корпуса. Очень опасно, передние загораживают задним обзор встречки, а оставшиеся в правом ряду стремятся занять освободившиеся места впереди, закрывая обгоняющим пути к отступлению.

Водители нервные и агрессивные — видать, влился поток с европейской стороны… Удивительно, но среди прыгунов-агрессоров замечено несколько корейских кроссоверов.

Участвуем в этом сражении. Поглядываю на уровень бензина, с момента последней заправки прошли 550 км, следующая Роснефть только в Волгограде, придётся подзалиться на Лукойле. Сворачиваем на бело-красную АЗС у Сергиевского, с нами же заезжают несколько скакунов, обративших на себя внимание на дороге. Интересно посмотреть на людей, вылезающих из-за руля таких машин. На заправку, очистку стекла, чай и WC уходит 15 минут и вновь кидаемся на трассу обгонять тех, кого обогнали совсем недавно.

Выходя на дорогу, тоскливо пропускаем очередную колонну, пристраиваемся в конце и начинаем потихоньку продвигаться к голове состава, становимся вторыми. Лидер собрания — старый нагруженный КАМАЗ старался изо всех сил, чадил, натужено завывал и трясся, но на подъёмах сдыхал до 20-30 км/час. Два подъёма подряд мы не могли его обойти и на излёте третьего в зоне действия знака «обгона», со словами «за обочину права не отбирают», стыдясь и извиняясь, вывернули на сухую обочину и легко обошли раненого мастодонта.

Летели птицей минуты три, пока не упёрлись в очередную колонну…, и всё началось сначала.

И … и, … в какой-то момент, вдруг обнаружил, что удалось немыслимое, получилось опровергнуть аксиому, что «всех обогнать невозможно».

Возможно! Аккуратно обойдя очередную колонну, более колонн не встретил, попадались одиночные машины, встречный поток стал редким и тоже одиночным, редко где за тихоходом прятались одна-две легковушки, которые, пропустив меня, спешили его обогнать.

Конечно же, шучу. Понятно, что вдали от города упал трафик и стало свободнее, но, если бы мы от самого Саратова послушно тошнили в составе группы неторопливых товарищей, то явно были бы далеко от того места, где ехали сейчас.

Показалась стела Волгоградской области, оформленная в виде звезды. Время шесть часов вечера.

Удивительно, но окружающая действительность резко изменилась. Холмистый ландшафт стал плавным и напоминал небольшое волнение в открытом море, когда волны больше похожи на колышущиеся неровности, почва приобрела красный оттенок и стала более каменистой, а природа неожиданно стала просто другой, даже трава, будто бы иного сорта посеяна. А главное, тучи неожиданно остались позади, взору явилось небо не по-вечернему голубое, необычайно далёкое. Редкие красивые облачка оттеняли собой глубину космоса над головой и абсолютно не мешали весёлому солнышку, которое, несмотря на вечернее время, казалось ярким, радужным и нетяжёлым.

В общем, ЮГ начинал чувствоваться.

Полоска облаков вдали нависла над руслом Волги — так примерно и было почти всю дорогу — этакий навес над рекой.

Как это часто бывает на границе регионов дорога тоже резко изменилась. Покрытие стало более свежим, гладким и однородным, т.е. мало заметно следов заплаток и точечного ремонта.

Иногда картину портила продавленная колея, но неглубокая и только местами.

На больших участках ведутся ремонтные работы (движению абсолютно не мешают), причём зачастую видна глобальная реконструкция, подразумевающая, что, возможно, скоро здесь будет четырёхполоска.

Сделают четырёхполоску — хорошо, но пока порадовало наличие нескольких участков с обгонной третьей полосой — уже немало для нагруженной междугородней трассы.

Иногда места ремонтов возникали неожиданно, а предупреждающие знаки стояли метрах в ста от них, как на фотографии ниже.

Надо постоянно быть начеку.

В одном из мест ремонта (в стороне от дороги, но со знаками «скорость/обгон» по пути движения) притормозил в горку и не стал обгонять грузовичок — опасно, конец подъёма близко, + возбудилось шестое чувство. Правильно сделал, на обратной стороне, в конце полого склона, товарищи инспекторы с надеждой разглядывали в оптику вершину горки. На спуске тоже не стал обгонять, вероятнее всего, зона действия временного знака «обгона» продолжала действовать. К скорости товарищи блюстители претензий иметь не хотели и разочаровано проводили нас взглядом.

Ближе к Камышину попалась целая шеренга Ларгусов, штук пять или шесть.

Для читающих сотрудников ГИБДД и любителей-блюстителей ПДД сообщаю, что в данном моменте успел вернуться в правую полосу позади светлой машины и прошёл перекрёсток в соответствии с требованиями Правил, тем более, что впереди небольшой подъём с неясной перспективой по встречке.

Вообще, машинка Ларгус привлекла внимание, много их в южных местах, груженые под завязку, прут уверенно и ходко, часто составляют конкуренцию.

Перед самим Камышиным потянулась только что уложенная новая дорога, минимум три полосы.

Машин стало поболее, но мы встали в строй и любовались открывшейся панорамой Камышина и Волги.

Время полседьмого вечера, настроение прекрасное, усталости нет, есть оптимизм и желание двигаться дальше. В очередной раз проснувшаяся супруга предлагает заглянуть в отмеченные гостиницы и принять решение на месте — понятно, что устала и моего оптимизма не разделяет.

Отмеченными были гостиница «Прага», «Евролюкс» и ещё нам насоветовали гостиницу со львами, которых видно прямо с дороги.

В потоке степенно катим по начавшемуся Камышину, высматриваем львов. Но первой была «Прага». Супруге сразу понравились её восточные египетские черты. Заезжаем на стоянку. Супруга уходит на разведку, к машине подходит важный паркмэн среднеазиатской внешности и командует переместиться в более удобное с его точки зрения место. Скандалить не стали.

Супруга возвращается довольная и немного удивлённая. Всё супер, особенно после челябинской гостиницы. Ценник 1200 рублей.

Львов искать не будем, ехать дальше — тоже. Сгребаем пакеты. Холл гостиницы большой, активное движение людей, правда, похож на египетскую гостиницу, не хватает только пальмы в центре до потолка и англоговорящего араба с глазами-маслинами за стойкой.

Номер в цокольном этаже. Стены в коридоре креативных цветов — яркие и неестественные зелёный, фиолетовый и оранжевые, глаз режет. В номере, слава богу, обои спокойных пастельных тонов. Кровать двуспальная + однёшка, санузел, телевизор, стол, всё свежее и чистое, плитка блестит, душевая кабина кажется стерильной. Похоже, они специализируются на транзитниках, и у них это неплохо получается.

Душ — дело великое, смывает всю усталость дороги и даже голову промывает, уходят будоражащие впечатления, остаётся приятное чувство сделанного. Бежать вперёд не хочется, дорога не набегает, фуры не мерещатся.

Съестных припасов осталось мало, достали «дошик» (быстро завариваемая лапша), покрошили зелени, болгарского перчика, мелко порезали остатки копчёного сала и залили крепким белебейским бульоном из термоса — получился знатный супчик.

Уфф… Забрался на кровать — постель иссине белоснежная, что для гостиницы редкость.

День сегодня выдался насыщенный, вновь одолели два часовых пояса и прошли 1 430 км, которые оказались куда сложнее и неизведаннее, чем на первом сибирском этапе. Жаль, не дошли до Дубовки, осталась соточка километров по полупустой дороге. Да, ладно, не будем судьбу искушать и бога гневить, времени уже полвосьмого…

Списался с Сергеем из Томска, они в паре сотен километров от Саратова…

Завожу будильник на полтретьего утра. Не спавший днём Малой забирается ко мне под бок, проговариваем маршрут следующего дня, особо впечатляет, что завтра должны увидеть море.

Кто из нас заснул первым, не помним…

А наш женский состав, как потом выяснилось по фотографиям, осуществил вылазку на улицу.

Этап Третий. Южнорусский

План на третий день пути был прост — через Сальск доехать до Темрюка (1050 км). Город знаменит тем, что там родился мой одногруппник по Универу, сейчас, он, правда, в Питере, но в юности мы много слышали про этот город с чудным названием.

Будильник зазвонил в полтретьего, вставать было тяжелее, чем в первую ночь, но всех удивил Малой — подлетел, будто ждал будильника, он же сегодня море увидит!

Зарядка и нас со Старшенькой отправляют в кафе за термосами с горячей водой и пакетом из холодильника с последними остатками еды. В фойе на креслах спят люди, видать, не всем желающим отдохнуть хватило места. Угловую часть первого этажа занимает открытая кафе-столовая, ещё не начали работать, но похожий на зомби персонал уже бродит по кухне. Наш маленький пакет находят минут через десять, кипятка наливают быстро и бесплатно. Старшенькая делает селфисессию с термосами, когда ещё соберётся вместе 4 термоса на фоне дико-фиолетовой стены?

В 03:03 уже выходим из гостиницы, полчаса на сборы — рекорд!

На улице теплее, чем в гостинице, выходим в майках-шортах, нет прохлады, нет предутренней сырости, ночь ласково обволакивает и создаёт ощущение комфорта — чудное ощущение «как в парное молоко», в Сибири такое бывает раз-два за лето, а, может, и вообще не быть.

Пришло реально осязаемое ощущение — мы на Юге!

Рассаживаемся и, с благодарностью обернувшись на волжскую «Прагу», медленно трогаем.

Ночной Камышин оказался городом малоосвещённым — шли по навигатору и фарам, повиляли вместе с дорогой, но ничего не увидели кроме пятачка дорожного покрытия впереди.

Вышли из городка и пошли в ночь. То, что вчера вечером было благом, сегодня стало сложностью — свежеукатанный чёрный асфальт без разметки терялся сразу за краем света фар, многочисленные ремонты неожиданно возникали сразу за предупреждающими знаками, внезапно выныривающими из тёмной южной ночи. Ехать можно и даже с удовольствием, но особо не разгонишься. Машин на трассе для ночного времени немало, видать, многие предпочитают этот отрезок проходить не в час пик. Основная часть идёт тоже не быстро, но некоторые особо одарённые шустро обходят и исчезают в темноте. Или дорогу хорошо знают, или кошки сидят за рулём.

Стало незаметно светлеть, сонливость пришла, но была не особо настойчивой. Может, потому, что весь экипаж не спал, крутил головами, глазел в чёрные окна и вёл активный разговор. Зато стало легче ехать, скорости прибавили, проступили очертания пейзажей, ландшафт проявился ещё более непривычными видами, растительность ограничивалась низкорослыми деревьями вдали и кустарниками вдоль дороги, тянулись бескрайние луга, а около населённых пунктов — поля.

Перед Дубовкой дорога пришла к Волге, полюбовались гладью реки в предрассветной дымке, берег у Дубовки высокий — поныряли по спускам-подъёмам. Приятно удивили гостевые дома — на Сочинском побережье точно такие же, вновь почувствовали себя на Юге. Интересно, их целевая аудитория — это тоже транзитники или отдыхающие на Волге?

У Волгограда уже совсем рассвело и даже стали появляться первые солнечные отсветы, время пять утра.

Не успели зайти в город, как навигатор увёл нас направо, послушно пошли, тем более пошла четырёхполоска, красота... Радость длилась недолго — после переезда всё сошлось в традиционную двухполоску. Зашли в жилой сектор, потом поля и вновь городская черта, но на сей раз уже настоящая урбанизьма.

Отсюда по левую руку увидели Родину-Мать, даже издалека она выглядела впечатляюще монументально и величественно. Наши планы пройти вдоль реки по проспекту Ленина не складывались, уйти ближе к Волге не получалось — на большом кольце не сообразили и так еле прошли его, на глобальной развязке уже и навигатор отправлял на разворот, но на съезд было не попасть — правая сторона закрыта на ремонт.

Здесь, несмотря на ранний час (05:20 утра) уже толкались машины — что же будет днём?!

Женщины разглядывали город и сошлись на мнении, что он им нравится и они согласились бы здесь жить. А мне категорически не нравилась дорога, ямы, ухабы и водители, стремящиеся кровь из носу занять своей машиной любой освободившийся метр дороги, пусть это будет даже между полос и против шерсти.

Потом вновь пошли поля, что перепугало уже не на шутку, ибо более всего боялись уйти на запад в сторону М4, а нам нужен Сальск. Уменьшили масштаб навигатора — нет, Ростова не видно. Наконец-то уходим налево.

Выруливаем ближе к Волге и катим по Университетскому проспекту, время полшестого утра.

Дорога здесь намного лучше, я тоже начинаю любить Волгоград.

Позже на карте мне удалось найти наш путь:

Сразу на въезде в город ушли на третью Продольную улицу, далее по западной окраине города и, когда она закончилась, по Неждановой ушли в сторону Череповецкой и Университетского проспекта.

Возможно, это был оптимальный с точки зрения проходимости маршрут, но далеко не туристический.

Вдоль Волги шли по относительно прекрасной дороге в сторону южного выхода из города, а указатель «Элиста» вселял дополнительную уверенность, что мы на правильном пути.

Справа показалась отмеченная для остановки Роснефть, заезжаем. Экипаж разбредается на отдых и туалетные процедуры, а моя попытка заправиться начинается фонтаном бензина из места крепления шланга к пистолету. Пролитый бензин, естественно, никто не возместил. Оттёр машину, переехал, всё-таки залил бензин в бак. Время на чеке 05:56 — утренний Волгоград позволил себя проехать за 45 минут, правда, мало чего увидели.

Подъехал к подкачке колёс — идеально! Родная японская шоссейка Yokohama держит!

За заправкой зелёный луг, чуть вдали дачные домишки, солнышко уже набирает южную силу, а птички беспечно радуются наступающему дню, обещающему быть прекрасным.

Попили кофе, чего-то съели, эта остановка длилась почти полчаса, почему-то не торопились, но пора-пора, поехали…

Теперь главное — не уехать в Элисту, правильно проходим прямо на ул. Судостроительную, а вот следующий поворот налево через переезд на Латвийскую наш навигатор игнорирует, дуем прямо, взлетаем по узкой дорожке над ЖД путями, далее справа пошли дачные домишки, дорожка явно не похожа на выезд из города, но навигатор оптимистичен и с нашими опасениями не соглашается. В конце концов ныряем в мало презентабельный тоннельчик.

Оп-с, и наконец-то выходим на нормальную дорогу, не вызывающую сомнений. До сих пор не можем понять, зачем Яндекс провёл этими огородами, может, по большому руслу было затрудненное движение… В общем, если кого-нибудь утянет в ту сторону, не бойтесь — через тоннель выход есть.

Идём по большой петле южного выхода, машин не мало, несмотря на начало шестого утра, шествуем в общей струе — много пешеходных переходов и домов по сторонам дороги.

Проезжаем неожиданно возникший мост — оказывается знаменитый Волго-Донской канал, символ глобального сталинского развития страны.

Сам канал впечатляет не сильно, пока не подумаешь о том, сколько тонн грунта было вынуто из земли и какой точности расчёты в привязке к местности произведены при строительстве.

После моста уходим налево, на село Червлённое, а поток машин отправляется прямо, на Калач-на-Дону.

Вот она долгожданная свобода!

Не спавший с полночи экипаж засыпает. Дорожка не ахти — расползающиеся змейками трещины, кое-где даже до лёгкого эффекта стиральной доски, продавленная колея. Выпуклости не только у обочины, но и по колее — нужно быть внимательным, чтоб не налететь колесом, между ногами пропускать аккуратно, заметно, что верхушки этих асфальтовых холмиков уже снесены чьими-то днищами. Такая неприглядная картинка встречается не везде, а местами и в большей части поначалу от Волгограда, дальше лучше. В целом дорога покачественнее, чем от Пугачёва до Маркса, но в деталях чем-то похожа.

Пейзажи скучные — желтоватые степи расходятся на 360 градусов вокруг, изредка попадаются низкорослые кустарники или дохлые шеренги деревцев, изначально задумывавшихся как лесопосадки. Почему-то пропало ощущение юга — местность какая-то банальная.

Солнышко поднимается, но фильтруется облачками, пока не жарко.

Машин мало, обходить их не проблема, дорога прямая, видимость прекрасная, разметка есть частично, знаки присутствуют, но редко, вновь подкатывает ощущение дорожного коммунизма.

Условно путь «на Сальск» разбит на отрезки населёнными пунктами Абганерово-Аксай-Октябрьский-Котельниково и дальше… Чтоб следить, сколько осталось до конца очередного отрезка, перезаказал навигатору дорогу с Сальска до ближайшего пункта, когда до него оставалось пара километров, голосом называл следующий и маршрут прокладывался через окраину приближающегося села. Ну, и так далее, пока в один момент не забыл перенастроится и прикатил к сельской администрации с государственным флагом на крыше и чем-то похожим на Дом Культуры сбоку. Яндекс торжественно выдал долгожданную радость: «Вы приехали!»

Матюкнулся и поехал искать выезд на трассу.

В районе Котельниково проснулся экипаж и потребовал гигиенический пит-стоп, растительность стала богаче, поля принялись заменять собой луга и степи, появились перелески, но приткнуться было некуда. Проехали километров двадцать, наконец-то, нашли съезд, прошли метров тридцать и упёрлись в гору мусора — пакеты, бутылки. Видать, не мы одни тут тормознулись на паузу, только вот зачем свинячить?! Тем более в гостях? Машину развернул поперёк тропинки, чтоб закрыть обзор с дороги на гигиенические процедуры.

В полдевятого утра въехали в Ростовскую область, о чём известил скромный щит.

Окружающая действительность изменилась — по бокам дороги потянулись поля, одни колосилось, другие зеленели, а третьи блестели на солнце свежевспаханным жирным чернозёмом. Самым распространённым строением стали элеваторы, чьи силосные корпуса возвышались мощными античными колоннадами.

Дорога в этих краях совсем другая — относительно свежий однородный асфальт, внятная разметка, но заметно прибавилось знаков, машин тоже больше, обгонять стало сложнее. Некоторые фуры давали едущим позади актуальные советы:

Направление дороги прямое, но иногда случаются спуски-подъёмы. В низине, после одного такого подъёма и полого спуска стояла машина ДПС, опёршись на крышу которой товарищ инспектор увлечённо рассматривал в бинокль верхушку горки, где действовала зона запрета обгона. Рядом с товарищами стояла легковушка, вокруг которой, взявшись за голову, нервно ходила молодая женщина, хозяина машины видно не было. Соболезнуем!

Время летело незаметно, вслед за ним убегала назад дорога. Сальск обошли по краю, впечатлений не произвёл, но вызвал эмоции преодоления очередной вехи дороги и осознание того, что пройдено больше половины намеченного на сегодня пути. Теперь дорога начинает приобретает более западное направление, солнце смещается к левой стороне машины, через лобовик меньше греет в живот и ноги, но смартфон по-прежнему на солнце и греется — проблема. Прикрыл тряпочкой, стало лучше, но ненамного, чуть позже у некоторых увидел небольшой специальный щит, прикрывающий от солнца расположенный на панели гаджет, наверное, такие продаются.

Становилось жарко, за Сальском почему-то машин стало меньше, по одной - по две, встречных тоже меньше, скорость увеличилась, но за знаками и разметкой нужно по-прежнему внимательно следить.

Перед селом Развильное путешественников может ожидать неприятный сюрприз — прямая как стрела дорога идёт вдоль реки, справа поля, слева лесополоса, прерывистая разметка есть, но очень короткими участками, т.к. есть несколько примыканий, знаки перекрёстка и сплошная линия, перед началом одной из которых удачно закамуфлирована мобильная камера.

После поворота, за мосточком через речку, стоит Форд ДПС, где в прохладе кондиционера товарищ инспектор показывает торопливым водителям видео про то, как их автомобиль наезжает на сплошную полосу и рассказывает историю о том, что меру наказания будет определять суд…

Против такого лома приём только один — всё же придерживаться знаков и разметки. Причём, чем нелогичнее очередной запрет, тем больше вероятность, что за соблюдением этой законности заинтересованные товарищи бдят с особым рвением.

Скоро въезжаем в Краснодарский край с его почти идеальными дорогами и крайне внимательными инспекторами ДПС, искренне любящими косяки транзитных машин. Время — начало двенадцатого, на пересечение Ростовской области ушло чуть больше двух с половиной часов и слава богу…

Сразу за границей нас ждёт рекомендованная коллегой Андреем кафешка в селе Белая Глина. Дорога проходит по южному краю станицы (теперь так более правильно называть населённые пункты). Слева замелькали Лукойл и Газпром — прошли почти пятьсот километров от последней заправки, пора подумать о бензине.

Кафешка нашлась метрах в ста от АЗС Газпрома по правой стороне, в череде закусочных и забегаловок она оказалась самой дальней. Интерьер без претензий, но достаточно мило, судя по персоналу — семейный подряд. Работает кондиционер, и мы, зайдя в помещение, почувствовали, что на улице, оказывается, очень жарко. Половина столиков занята, на раздаче небольшая очередь, много не берём, ибо жарко и никто из нас не является сторонником убийственного для желудка комплекса «салат-первое-второе-компот-булочка», вышло рублей на шестьсот.

Связываюсь с Сергеем из Томска, они в Волгограде, предупреждаю о ДПС-ных засадах за Сальском.

Задумался о бензине — нам абсолютно неведомы местные особенности рынка ГСМ.

Спрашиваю сидящего за соседним столом молодого рыжеватого парня его мнения по поводу АЗС. Он переспросил, какая машина и какой нужен бензин. Не знаю, кем и где он работает, но в ответ он выдал лаконичную и целостную раскладку:
— На Газпроме точно не надо, проблемы могут быть, на Лукойле можно, но бензин впустую вылетит, не заметишь, Роснефть — наверное, самое оптимальное, про остальные говорить не буду…

С такой уверенностью спорить было сложно. Нехотя покинув кондиционированную прохладу, загрузились в нагревшуюся машину и тронулись в сторону следующей станицы, где и залили на Роснефти 37 литров под горловину — на 500 км очень даже неплохой расход для прожорливой Мазды, видать, Волгоградская Роснефть тоже неплоха.

До Тихорецка оставалось каких-то 40 км, и мы шли по второстепенной дороге между Р269 и Е50.

Это первые две особенности дорог Краснодарского Края. Первая — расстояния между станицами 20-30 км, редко до 50 км, это не наши сибирские безлюдные дали. Вторая — весь край покрыт ровной сеткой асфальтовых дорог с примерно одинаковым качеством полотна и оснащения, близких к идеальному.

Ровное, однородное покрытие без продавленной колеи, наслоений асфальта и щербатинок. Яркая, даже в солнечный день, вездесущая разметка, дублирующая или дополняющая информацию придорожных знаков, количество которых если и более необходимого, то ненамного. Реально бундесштрассе в южнорусском исполнении. Рельеф ровный, спусков-подъёмов почти нет. Направление дороги прямое, но иногда огибает ровные прямоугольники полей. Видимость прекрасная.

Сельскохозяйственные поля здесь самые главные объекты, ими занято всё свободное пространство, от их конфигурации зависят дороги, линии электропередач и лесополосы из кустарников или деревьев в виде странного гибрида тополя и кипариса, позже отгугленый как тополь южной разновидности. Лесополосы или кустарники часто идут вдоль дороги.

Дороги имеют много второстепенных примыканий и выездов с полей, соответственно, в этих местах сплошная и знаки, мест для обгона явно не хватает, а обгонять есть кого — поток идёт 70-90 км, немало самосвалов-большегрузов, везущих насыпанный с горкой урожай. В нашем случае везли свёклу, обычную или сахарную — понять сложно, отметин на асфальте от выпавших корнеплодов не было — видать, краснодарские дороги для того и делают ровными, чтоб урожай не растерять.

Незаметно подошли к Тихорецку. Останавливаюсь ватсапнуть указатель своему замечательному соседу Саше.

У него здесь жили близкие родственники и он ходил сюда из Сибири на авто, коллега. Время — полвторого, привет из родного Тихорецка!

Тихорецк оказался городком немаленьким, но его обошли стороной по Е50, которая в этом месте превращается в прекрасную четырёхполоску. Перестроив навигатор на станицу Выселки, через многоуровневую развязку уходим в сторону знаменитой М4 «Дон», до которой через несколько станиц 80 километров.

Дома в проплывающих мимо станицах в большей части добротные, стены — кирпич, сайдинг; крыши, заборы — яркие палитры металлопрофиля, кое-где у ворот выставлены вёдра с продающимися дарами щедрого краснодарского чернозёма, но что там именно, разглядеть не успевали.

А фруктиков свежих домашних хотелось! Тем более, что из съестных запасов остались лишь чай да сухие печенюшки.

В итоге тормознули около двух крашеных в синий цвет железных прилавка, похоже, что сохранившихся с советских времён. Четыре женщины и мужичок. В ассортименте яблоки, груши, сливы красная и чернослив, ценник — 100-120 руб. Однако! Берём красных яблочек среднего размера, груши жёсткие, чернослив тоже, ещё и зеленоватый, наперебой предлагают пробовать, ибо всё чистое. Культурно возражаем, что наш сибирский иммунитет не готов к таким экспериментам. Мужичок, хозяин чернослива, обидевшись, ломает грязными руками сливы пополам, сам с удовольствием энергично жуёт и, выплюнув под ноги косточку, пытается затолкать вторую половину мне в рот. Три раза вежливо и с извинениями уворачиваюсь, на четвёртый — рявкаю.

Моей супруге тем временем, пользуясь её природной душевной добротой, уже сгребают в пакеты полприлавка и довольно потирают руки... Рявкаю во второй раз, всё возвращается назад, пересыпаем маленькое ведёрко яблок и покидаем сие гостеприимное место. У машины моем питьевой водой несколько яблок и трогаем.

Яблоки оказались жёсткими и терпкими, пережёвывая эту «домашнюю радость» по цене марокканских мандаринов, слушаю от супруги выговор на тему того, какой я злой бяка и ни за что обидел хороших людей.

Чудо-яблочки оказались сонными, и мой экипаж мирно засыпает, мне не до сна — впереди ждёт М4!

Полтретьего дня, облачка прикрывают нас от палящего южного солнца, навигатор рисует впереди жирный перпендикуляр — проходим по развязке над ревущей магистралью, плавно спускаемся по полукругу и вливаемся в мощный поток.

Да, вопросов нет! В этом месте М4 — это да! Две-три полосы в каждую сторону, разделитель, отбойники, отражатели, легковесные пешеходные мостики-переходы, уходящие вверх фермы и фонарные столбы —урбанизьма и футуризьма в металле и бетоне.

Правый ряд идёт 100-110 км/ч, левый — 130-140 км/ч и с него периодически отпрыгивают направо, чтоб пропустить особо одарённый болид, нетерпеливо проносящийся вперёд. Да, аутобан.

Очень много московских номеров — вот, они, родимцы, где подключились…, Машин немало, но толкотни нет, потоки идут шашками.

Поглядываю на многочисленные щиты-указатели, не пропустить бы съезд на Тимашевск около Кореновска, тут всего-то 14 км удовольствия.

Но надо посмотреть, что говорит Яндекс про пробки в Тимашевске. Экипаж спит, а самому смотреть на такой скорости опасно, прижимаюсь направо к отбойникам (типа асфальтированная бровка), включаю аварийку, еду медленно, уменьшаю масштаб навигатора, нахожу переезд — багровенько, объезд через город в двух местах — красненько. Нет, не хочется.

Идём запасным маршрутом, пусть + 15 км, зато в пробках на жаре не вялиться. Вот чем хороша сетка краснодарских дорог — вариантов маршрута масса при примерно одинаковом качестве дороги и равных расстояниях. С голоса «по рекламному» даю Яндексу команду следовать на Новотитаровскую, разгоняемся и пролетаем свёрток на Тимашевск.

Ещё 30 км по М4 до станицы Динской. Туда забросила судьба мою одноклассницу, мы с ней списались перед поездкой, авось получится увидеться по дороге… Ан, нет, Ритка, не в этот раз, время поджимает, уходим направо в сторону Новотитаровской.

Пошла та же самая прекрасная краснодарская второстепенная дорожка, только машин поменее. Просыпается мой экипаж, ещё раз выспались …

В Новотитаровской навигатор решил увести нас с главной улицы, покатались по второстепенным, зато наткнулись на такой домишко:

Тормознули на обочине, оказался армянский дом, молодой парень присвистнул, когда узнал, что мы из Сибири на машине и честно выбрал два превосходных арбуза и ароматнейшую дыньку — ели уже в Крыму и вспоминали добрым словом его и станицу Новотитаровскую.

После этой милой станицы дорога стала ещё менее напряжённой, почти пустой, шли или самосвалы с урожаем или легковушки с местными номерами — транзитники тут не ходят, и как сразу делается хорошо. Можно себе представить, как рады местные жители этому нескончаемому потоку летящих мимо «гостей». Нарядами ДПС тут и не пахло — можно было просто наслаждаться дорогой и обходить тех, кто медлил на дороге.

Въехали в Старовеличковскую, немаленькая такая, почти городишко, где-то здесь мы должны выехать на дорогу, которая идёт от Тимашевска в сторону Славянска-на-Кубани.

Да, вот она, справа налево и слева направо торжественные процессии сплошных колонн. В многострадальном Тимашевске соединились два потока машин — те, кто шёл с Сальска, и те, кто двигал с М4 и Ростова.

Втискиваемся в эту полноводную реку. Время четыре часа дня.

Поток идёт 50-60 км/ч, грустно. С трудом обгоняем пару машин, становимся за евромикробасиком с белорусскими номерами. Он не даёт себя обойти, откровенно мешает и делает это опасно. К белорусам ещё со времён своей первой поездки в «европпы» относился очень хорошо именно за их мягкость и доброжелательность, а тут…?!

Когда, выбрав момент и схитрив, всё же обходим недружелюбный бас, то со второго сидения на нас с ненавистью посмотрела дородная Матрона с химкой на голове, да так, что стало не по себе. За рулём пыхал злобой пузатый мужикан, ничем не отличающийся от своей Матроны, ни внешне, ни внутренне. Странные какие-то белорусы, наверное, европейские…

Ну, да бог им судья, поехали дальше…

Минут через двадцать приблизились к станице, название которой до сих пор не могу вышептать без карты — Старонижестеблиевская. Вновь приезжающих встречает колоннада Элеватора.

Перед станицей по неведомым нам причинам основная часть потока уходит налево, а мы направо в составе очень худенького ручейка. Проходим селение и летим по прямой. Действительно прямой, как стрела дороге, пронизывающей бескрайние поля…

Легко обходим несколько давно надоевших ранее машин, такой радости почти 13 километров, которые пролетают незаметно.

Перед станицей Полтавской на мудрёной полукольцевой развязке не находим взаимопонимания с навигатором и уходим в саму станицу вместо Объездной. Так оказалось ближе на 4 км. По времени, наверное, одинаково, т.к. затруднений не было никаких. Причём, по началу Полтавскую приняли за собственно Славянск-на-Кубани и очень удивились, когда въехали в настоящий Славянск…

После Полтавской помимо полей стали появляться ровные ряды деревцев, что там именно не видно, но однозначно, фруктовые. Юга, что тут сказать…

Без десяти минут пять показался сам Славянск-на-Кубани.

Так как путь наш лежал с Севера, то логично было проходить через сам город, а не по обходу с юго-восточной стороны.

Городишко милый и симпатичный, мои женщины с удовольствием разглядывают проплывающие городские виды и вновь сходятся на том, что они бы не отказались тут жить…

Мне же больше запомнились периодически возникающие непонятные перестроения, улицы с односторонним движением и блуждания за зигзагами навигатора, хотя, по карте там нет ничего сложного. Несмотря на то, что прошли весь городской массив минут за двадцать, город показался бесконечным…

От Славянска до Темрюка каких-то 50 км по ровной прямой дороге. Правда, иногда портили картину кольцевые развязки. Если при прохождении нашего скромного сибирского кольца основная задача — это убедиться, что все участники движения одинаково воспринимают очерёдность проезда, то здесь первой проблемой становится разобраться в разметке, которая подобно загадочным рисункам пустыни Наски покрывает причудливыми петроглифами путь движения. Сложнее всего при перестроении для входа на кольцо или выхода с него найти в сплошной разграничительной линии заветный прерывистый пунктир. Его длина минимизирована настолько, что на раздумья не остаётся и пары секунд, а выполнение манёвра попадания в окно похоже на исполнение гимнастического трюка. Малейший наезд колесом на «не ту» разметку к великой радости местных пинкертонов является грубейшим нарушением ПДД. Что с нами и произошло на обратном пути, лишив в темноте южной ночи пятисот рублей и кучи нервов.

А тем временем вокруг кубанская благодать — поля и сады, перемежающиеся редкими лесопосадками и сопровождаемые столбами линий электропередач. Движение средней интенсивности — идут «крымские», «северо-таманские» и частично «анапские» из тех, которые не любят Краснодар и федеральные трассы.

Шуршим спокойно, обгоняем тихоходов, но уже не торопимся, чувство победного финиша торжественно витает в салоне, хотя время уже шестой час, а хотелось бы успеть устроиться, искупнуться в Аральском море и полностью почувствовать себя на югах-морях. Усталости нет, за сегодня устать не успели, хотя эта последняя тысяча километров давалась и дольше и труднее. А экипаж ещё и выспаться по дороге умудрился.

Стоянку в Темрюке решили найти на месте, поэтому звонить по выписанным номерам не стали.

Въезжаем в Темрюк — дорога идеальный асфальт в разбегающихся линиях и причудливых петроглифах разметки. По бокам цветастый металлопрофиль, сайдинг и кирпич частного сектора — всё добротно, явно не бедствуют жители Темрюка. Едем медленно, пытаясь увидеть гостевые дома или предложения о сдаче жилья, нет, не видно. Как не видно и табуреток с ведёрком яблок или знаменитых темрюкских помидоров, которые мы рассчитывали отведать. Нет, не продают.

Доезжаем до главного Темрюкского кольца. Со стороны улицы Объездной стоит наряд ДПС. Наша цель АЗС Роснефть, ибо заправляться на знаменитом последнем «материковом» Лукойле желания не было. Проезжаем кольцо, слава богу, в сплошной линии есть разрыв и наш поворот налево товарищей инспекторов возбудить не должен.

Быстро заливаемся под горловину, отдыха не делаем — время шесть вечера и без одной минуты как финиш маршрута. Около кольца супруга обходит несколько гостиниц, возвращается с недоумением на лице. В ответ на вопрос о возможности остановиться на день-два, получила от портье выпученные в ответ глаза и поучение прописной истине, что в их замечательной гостинице места забронированы до самого 2050 года, когда в Темрюке состоятся великие вселенские олимпийские игры. И так во всех трёх гостиницах. Да, явно не в том городе столицу Краснодарского края сделали! )))

Едем далее, останавливаемся ещё в паре гостиниц, результат тот же. Мы в шоке. В одном месте нас направляют в центр искать захудалую советскую гостиницу, где нас, небронированных однодневок, может быть, согласятся принять. В её поисках сделали три круга вокруг центральной части города и, обидевшись на недосягаемые темрюкские гостиницы и помидоры, выехали в сторону Голубицкой.

На выезде переехали по высокому мосту речку и только потом узнали из карты, что это была знаменитая Кубань.

Голубицкая появилась почти сразу, поворачиваем в первый же заезд, слева посреди футбольного поля возвышается красно-белый Лукойл с очередью машин, справа многочисленные рекламы гостиниц и баз отдыха — выглядит оптимистично!

Вновь поворачиваем направо на первую же улицу, крутим головами. Справа возникает супермаркет Магнит, тоже красно-белых тонов, решаем тормознуть купить чего-нибудь на ужин, чтоб потом не искать. Перед магазином узкая длинная парковка, забита машинами, под колёса по курортному лезут отдыхающие, кто в маечках-шортиках, кто в купальниках + полотенчик, кто тянет за руку упирающихся детишек с надувным кругом под мышкой — да-да-да, мы на море! Вот только само море ещё не увидели.

Проезжаем чуть дальше магазина, втискиваемся на полусвободное место. Оп-с, перед носом вход в отель «Лето», супруга ныряет за массивную тёмную дверь, возвращается со светящимися от удовольствия глазами — места 2+1, душ, туалет в номере, кухня на этаже, чисто-прилично, ценник — 1,5 тыс. Лучше искать — судьбу не уважать.

Входим в небольшое фойе. Время семь вечера. Молодая женщина-администратор оставила самые приятные впечатления грамотностью, доброжелательностью и вниманием, а вот сменившую её девчушку было трудно вытащить из телефона, да и неудобно мешать занятому человеку.

Припоминая острую ротавирусную проблему Краснодарского края, задаём вопрос про теплейшую воду Аральского моря и здоровье отдыхающих, на что получаем ответ, запомнившийся дословно:
— Да, вроде, нет. Вот массовый мор бычков был пару дней назад, а про людей слышно не было, но я не купаюсь, вон, спросите отдыхающих.

В двери влетают два паренька лет 14-15, тормозим их аналогичным вопросом, на что они отвечают, не знают и не купаются. Вопрос, что же они тогда делают, повисает в воздухе — парни уже взлетели по лестнице на второй этаж.

Янтарного цвета глаза моей супруги перестают светиться солнечными лучиками и начинают темнеть — заходить на Крымские каникулы со знакомства с лихой краснодарской инфекцией и почувствовать себя аральским бычком желания нет никакого. А больше в Голубицкой делать нечего. Похоже, что планы меняются…

Номера на втором этаже, всё чисто, свежо и ново, гостиница запустилась недавно. Приятно.

Жаль, что из получившихся фотографий осталась только лестница, но и по ней можно судить, что отельчик уважает и себя, и гостей.

Перегоняем машину во внутренний дворик, здесь спокойнее. Около гостиницы микрорынок, мужик продаёт виноград чёрный и белый по 100 руб., сорт местный. Не крымский, но видно, что только что сорванный, такого в Новосибирске не найдёшь, это не измученный дорогой «дамский пальчик» с Ферганской долины. Берём, моем, пробуем — не ошиблись!

За «Магнитом» и пекарней небольшой рынок, хотим ещё фруктов, но профессиональные торгаши разочаровали и ценами, и товаром.

Гостиничная кухня похожа на обычную кухонку в квартире, только столиков несколько. Чисто, приятно. Рядом трапезничают молодые москвичи.

Сергей из Томска проехал Ростов, в Волгограде навигатор увёл на М4, где он ожидаемо встрял в пробки, теперь планирует давить всю ночь до упора.

После еды потянуло в сон. Темнеет. Долгожданный душик, смывающий дорогу. Кровать.

16 часов пути, прошли 1071 км с учётом остановок и кругов по Темрюку. Двигаться на этом участке пути сложнее, намного медленнее, но план выполнить можно и даже перевыполнить.

Если смотреть дальше, то на Азовском море можно и не вставать, есть смысл сразу идти в порт Кавказ, в который пришли бы часам к семи-полвосьмого, к восьми-девяти попали бы в Керчь и десять-одиннадцать вечера — в Феодосию. Это было бы лучше, но уже в следующий раз, если он будет.

А теперь время девять вечера, будильник на 02:40. Малой, несмотря на то что выспался по дороге, тоже забирается в кровать послушать план-сказку на завтра. Завтра, завтра утром — ПАРОМ! Поэтому скорее спать-спать-спать, несмотря на то, что наши дорогие женщины ещё топтались в полусумраке, как ёжики возле палатки…

В общем-то, можно сказать, что ПРИЕХАЛИ — трое суток и 4300 км пролетели незаметно. Устали, но не особо, очень довольны и переполнены впечатлениями. На этом можно было бы остановиться и завершить повествование, ведь мы на Юге и приехали на машине.

Но!

Впереди ещё Паром и собственно Крым. А без них рассказ неполный, как сказка без свадебного пира, поэтому ещё немного внимания тех, для кого КРЫМ не просто сочетание звуков, топонимическое название или политическое понятие.

Этап Четвёртый. Крымский

План на следующий день был прост и скучен — валяться на песочке подле Азовского моря.

Но мы решили не рисковать здоровьем и ехать в Крым. Поэтому рано-рано на паром, а там как бог на душу положит, главное — добраться до Мисхора, где номер забронирован только с послезавтрашнего утра.

Будильник услышали не сразу, вставалось с трудом — третий день. Видать, накопленная усталость даёт о себе знать. Но, не в первый раз — быстрая зарядка, глоток кофе, холодной воды в лицо и вперёд!

Удивил Малой, подлетел как пружина — паром, паром, нас ждёт паром!

Спускаюсь с ним во внутренний двор, южная ночь, тепло — обожаю! Ставим пакеты в багажник — один из арбузов пытается вывалиться, делаем переукладку, ягодку зафиксировали.

Списываюсь с Сергеем из Томска, они только что прошли мимо Голубицкой — бывают же совпадения!

Навигатор настраиваю на причал в порте Кавказ. Выходят женщины, термосы в руках не все четыре, а только два - кофе и чай! Все на местах, с богом…

Выруливаем на трассу, время 03:18 — полчаса на сборы, терпимо, однако, есть куда совершенствоваться, последний Лукойл призывно светится огнями, но остаётся позади.

Темна южная ночь, хоть глаз выколи. Видно лишь кусочек дороги, освещённый ближним светом. Навигатор иногда показывает близость моря, пытаемся его, наконец-то увидеть… Не-а, чернота за бортом. Много ремонтов и поворотов — едем осторожно, обогнали всего пару совсем медленных машин. Движение, несмотря на ночь, оживлённое — переправа работает. Встречные идут колоннами — разгрузился паром, потом пауза.

40 км пролетели незаметно, теперь это совсем не расстояние ))). Подъезжаем к первому накопителю, сворачиваем. В каждую синюю кабинку на въезде по одной-две машины, нормально. Время 03:54 утра. С момента подъёма прошло 1 час 14 минут. Подаём завтрашний электронный билет, в ответ выдают посадочные талоны и кивают головой — прямо по широкой дороге на выход и на посадку.

Пытаемся оглядеться — машин немного, какие-то постройки, фонари заливают ярким светом территорию.

Тормозим позвонить Сергею, местный смотритель машет руками — проезжать, не стоять! Отъезжаем от него метров на 50 — Сергей хоть и был без электронного билета, но уже едет в сторону порта, выруливаем на трассу и пошли догонять Сергея. Накопитель изучить не успели и даже не сориентировались на местности.

На посту ДПС наша машина внимания не привлекает — медленно проезжаем мимо.

Едем по косе, пытаемся поймать удовольствие от того, что море и справа и слева! Вновь не удаётся — темень непроглядная. Пользуясь межпаромной паузой и отсутствием встречных, обходим двух надоевших тихоходов, но далее решаем быть приличными, хотя некоторые, особо одарённые, летят так, будто опаздывают на последний паром.

Перед морским вокзалом метров 100 затруднённого движения, медленно двигаемся, несколько умников лезут по встречке, обратно в ряд их стараются не пускать. Пару таких особых местный смотритель не пускает в колонну и уводит влево — видать, на второй круг, ну, и правильно.

Перед морским вокзалом уходим направо, катим вдоль стены и ныряем в ворота третьего (второго для легковушек) накопителя. Дорога очень знакома — пару раз проходил её в Яндекс. Просмотр улиц. Где-то внутри души начинает расти чувство торжества и предвкушения свершения мечты.

Заруливаем в зону досмотра и наблюдаем процедуру досмотра машины перед нами:

Наша очередь. Досматривающий мельком смотрит наши посадочные документы, просит открыть багажник, отшатывается от увиденной стены спрессованных вещей и желает счастливого пути.

Выкатываемся на площадь последнего накопителя, наш ручеёк третий слева. Впереди два ярко светящихся громадных здания. Откуда, там же должно быть море?

Ба! Да, это паромы! Во всей своей красе! Малой сзади издаёт вопль Чингачгука!

Сергей уже на пароме, уточняет, что по левому борту под козырьком. Машины с левых ручейков гуськом заходят на паром. Пробегает местная служительница, интересуется посадочными талонами.

Слева на здании под фонарём камера, та самая вэб-камера, которая передаёт видео в сеть, в т.ч. и на дромовское Крым.Паром.

Трогается и наш ряд, дух захватывает. Но вторая машина замирает на полпути.

Время ровно полпятого утра.

Паром с Сергеем отправляется, а перед нами осталось четыре машины. Не успели! Зато на следующем пароме встанем ближе к носу и въедем в Крым в числе первых!

Пользуясь случаем, бежим к вэб-камере, параллельно загружая её в смартфоне — делать вэб-сэлфи. Жмём первый принт-скрин с собственными фигурами, но нормально сделать не успеваем — трогается наш ряд, летим назад, а то порвут стоящие позади!

Без двадцати минут пять. Дёргаем с места, подкатываем к ярко освещённому зеву парома, чувство торжества начинает распирать, Малой сзади от восторга не может вымолвить ни слова, только светится от счастья, как полная луна в безоблачном ночном небе.

Под колёсами загрохотал металл сходней и мелко задребезжал ребристой поверхностью. Ныряем в металлическое лоно парома, впечатляет, вспоминается сказка про то, как морской кит Иванушку глотал.

Грохот колёс по железному полу и звук двигателя многократно отражается от металлических стенок. Жутковато. Паркуемся. Закрываем машину на центральный замок без сигнализации и начинаем подниматься на верхние палубы, погрузка продолжается.

Регулировщики направляют потоки машин в ряды ближе к стенам, люди выходят и, озираясь по сторонам, следуют к лестницам.

Поднимаемся на верхнюю палубу. Вот он, Порт Кавказ, вид с парома. Прямо — место выезда фур и автобусов, слева — почти пустая площадка для легковых, наполняться не успевает. По левому борту рядом уже причалил следующий паром.

Справа нереальное зрелище — змейка железнодорожного состава двигается и по рядом стоящему парому, и по берегу.

Жаль, на фото успел поймать только хвост.

Пять минут шестого, паром нетерпеливо задрожал и шустро отвалил от причала. Плывём!

Малой продолжает пребывать в крайней степени восторга, мы и сами от него не сильно отличаемся.

Выходим из акватории порта Кавказ, бежим на нос парома, впереди ленточка огней Керчи. Крым прямо по курсу!

Вдруг замечаем, что начинает светать.

Гружу приложение Крым.Паром, увидеть серый кружок своего местоположения, наложенный на паром в Керченском проливе — кайф долгожданный и особенный!!!

А сзади уплывает порт Кавказ с узнаваемыми шеями динозавров портовых кранов и гигантскими бочками зернового терминала.

Паромчик тарахтит шустро, незаметно оказываемся на середине пролива.

Есть немного времени изучить чудо техники, именуемое паромом. Нос и корма зеркально повторяют друг-друга.

Машины внизу плотными рядами.

Над ними нависает закрытая верхняя палуба:

с диванами, на которых сидят или лежат не особо любопытные пассажиры, в центральной части — кафе и туалеты.

Мужские туалеты свободны, в женские — очередь. Если какая дама залюбуется пейзажами, то рискует так и не отметиться в этом заведении (отмечу, что на берегу, на выезде справа есть туалет, так что не всё так безнадёжно).

Можно подняться выше, там смотровая площадка, ещё выше только рубка капитана.

Посреди пролива, дует ощутимый, но тёплый ветерок, наполненный морем. Предрассветная прохлада едва уловима, одежда — маечки-шортики, не холодно, комфортно, приятно, удивительные ощущения…

Слева по ходу движения видна змейка огоньков строящегося Керченского порта (а как же после его постройки кататься на этом чудном пароме?!)

Рассвело, наконец-то увидели море, но его стального цвета волны выглядят не особо дружелюбно.

С момента отправления прошло 16 минут, а уже рассвело (символично!) и показалась акватория порта Крым. Чудесные превращения за столь короткий промежуток времени.

Пассажиры потянулись к машинам и начали рассаживаться.

Некоторые даже завели двигатели.

Заходим за защитные молы, Крым встречает загадочными предрассветными красками, у лестниц, ведущих вниз, образовались пробки из пассажиров.

Другие при этом продолжают наслаждаться открывающимися видами Крыма и фотографировать.

Паром сбавляет ход и медленно приближается к причалу.

У причала стоит тот самый «Протопорос», на который мы чуть-чуть не успели в порту Кавказ.

Причаливаем мягко, хотя увидеть этого процесса не успеваем, кубарем скатываемся к машине — мы, хоть и у стенки, но одни из первых, нехорошо задерживать других.

Время 05:25 — собственно плавание заняло ровно 20 минут.

Пытаемся выехать, идущие по центральным рядам пускают неохотно — видать, тяга в Крым неудержима.

Вновь грохочем по сходням и скатываемся на землю Крыма. Несмотря на транспарант «Вас приветствует Крым!», ощущения, что мы в Крыму, нет. Понимание есть, а вот чувство придёт намного позже.

«Протопорос» уже загрузился и готовится к обратному отплытию. Эх, через какое-то время и мы поплывём на нём обратно, но сейчас об этом даже думать не хочется.

Оборачиваемся на наш скромный паромчик, оказывается, это «майор Чапичев»!

Молодец! Майор, ты нам понравился.

Прошло 42 минуты с тех пор, как въехали на паром, 1 час 10 минут, как подошли к месту досмотра, и 1 час 36 минут с момента поворота в первый накопитель. Неплохой результат!

Выезжаем за пределы порта.

Крутим головами, но пейзажей пока не видно, идем аккуратно, приближаемся к Керчи. На развилке у остановки КМК дремлет молодой человек, сидит ровно на раскладном стульчике, держит в руках плакатик «Жильё» и, свесив голову на грудь, крепко спит.

Время к шести утра, улицы Керчи пустынны, прут в обе стороны только «паромники», их видно сразу. Дороги в Керчи двух видов — новые заново закатанные, полностью отремонтированные (вернее, отреставрированные) и залатанное украинское наследие. Слава богу, вторых осталось не так много.

Впереди видим припаркованную чёрную Камри с томскими номерами, останавливаемся, подхожу — Саргей спит, решил дремануть после бессонной ночной дороги, ну, и правильно. Им до Алушты уже совсем немного осталось. Счастливо добраться и спасибо за партнёрство в дороге — хоть, и не довелось вместе ехать, но осознание того, что шли параллельными курсами, скрадывало чувство одиночества во Вселенной.

Керчь закончилась, и машины, вышедшие из города, выстроились в длинную колонну в сторону Феодосии.

Время шесть утра. До Феодосии каких-то 80 км — смешно после пройденных тысяч.

Участок дороги за Керчью равнодушным не оставит никого. Неровное и много раз залатанное покрытие, по которому ещё как-то можно разгоняться, периодически перемежается провалами «а-ля перед Пугачёвым» и сталагмитами вспученного асфальта, которые в отличие от котельниковских собратьев, что кучкуются рядком вдоль обочины, имеют наглость находиться в любом месте дорожного полотна.

На наших глазах излишне резвый мерсик, лихо обгоняющий сразу машин пять-шесть, внезапно подлетел, громко скрежетнул брюхом и выбросил из-под днища сноп искр — хорошо, если балкой зацепил…

По привычке последних дней обошёл несколько машин и решил угомониться, идя в колонне 90-100 км/ч — машина дороже и …, и куда торопиться в это прекрасное утро, если впереди нет и двух сотен километров? Догнали Крузика на новосибирских номерах, уже забыли, как выглядит регион 54. Новосибирец мощно тюнингован под капец-оффроад и неспешно тянул 70-80 км/ч. Обогнав его, с искренней радостью кратко пибикнул и поморгал аварийкой, ответной радости не получил. Ну, и ладно, что я просто легковушка… )))

Дальше дорога пошла лучше, появилась возможность больше глазеть по сторонам. Ландшафты Керченского полуострова не особо балуют разнообразием и великолепием — степи, луга, близ населённых пунктов возделываемые поля. Но чувствуется, что всё окружающее не такое как в Краснодарье, а особенное, крымское, более сухое, аскетичное, но, вместе с тем изящное и аристократичное.

Привлекали внимание старые указатели и надписи на украинском языке и оставшиеся с советских времён пилоны и конструкции типа «Слава Труду!».

С нетерпением ждали моря. Не стальных холодных вод Керченского пролива, веющих индустриальностью, а курортной ласковой прозрачности, пахнущей безмятежностью и морской солью.

Впереди показалась размытая полоска тёмной синевы — обычно так выглядит далёкий морской берег, потом показались домишки Приморского, между которыми неожиданно и коротко брызнула морская бирюза. Ещё чуть-чуть и слева во всей своей величественности развернулась спокойная и бескрайняя морская гладь.

Справа тоже оказался водоёмчик, отражающий светлые облачка на небе — едем по косе (или дамбе) метров сорок шириной. Интересно, когда мощный шторм — косу перехлёстывает?

Далее сразу Береговое, дорога идёт вдоль моря, справа гостиные дома, «жильё» и прочая курортная инфраструктура, слева тянется тонкая полоска бесконечного песчаного пляжа с навесами, беседками, кафешками, спасательными вышками и столбиками сложенных пластмассовых лежаков. А за ними море так близко, что хочется достать его, протянув руку из окна машины.

Начало восьмого утра, по дороге уже во всю шарахаются ранние отдыхающие с пакетами в руках и надувными кругами под мышкой. Некоторые столь беспечны, что, бредя по проезжей части, не берут за руку бегающих кругами деток.

Вот теперь полное ощущение южного моря и курортной зоны.

Перед Феодосией уходим от этого пляжного боголепия вглубь материка. Попадается АЗС ТЭС, её легко узнать по тяжеловатому сочетанию фиолетового и зелёного цветов.

По бытующему мнению, эта сеть имеет отношение к Роснефти, заправляться планируем на ней, но пока рано, в баке полно «материкового» бензина. Ценник — плюс полтора рубля к краснодарскому.

На развилке за Феодосией уходим с Симферопольской трассы на Коктебель и вновь движемся в сторону моря — наша цель пройти до Алушты вдоль моря по серпантинам. Нам нравятся красота, новые ощущения, нас манит неизвестность, и мы не ищем лёгких путей!

Местность становится холмистой, а зелень вокруг более сочной, впереди проглядываются тёмные силуэты уже далеко не сопок-холмов, а почти горных образований.

Знаменитая Коктебельская арка возникла неожиданно! Интересно, есть ли люди, которые проезжая мимо в первый раз, не хотели бы её сфотографировать?

Сразу за этими вратами дорога идёт сквозь аллейку из деревцев, за которыми просматриваются садовые насаждения. Впереди начинает возвышаться уже вполне приличная гора и, несмотря на то, что окружающие деревья весьма чахленькие, накатывает ощущение, что ты попал в сказку.

Это чувство возникает не только у меня, и сзади слышится удивлённое открытие от супруги:
— Слушайте, а, ведь, мы же в Крыму!

Да! Ещё и на собственной машине!

Невольно начинаем хлопать в ладоши, устраивая овацию этой неожиданно возникшей приятной мысли!

Получилось очень похоже на то, как иностранцы аплодируют после успешной посадки самолёта.

Вновь показалась синева моря. Проезжаем Коктебель, типичный курортный городок, периодически возникают мини-гостиницы, кафешки, по центру города идёт хоть и не новая, но вполне приличная дорога. Время восемь, отдыхающие уже снуют по тротуарам, но под колёса не бросаются.

За Коктебелем ландшафт меняется — дорога плавно виляет меж высоких сопок, в перспективе рисуются горные хребты. Да, уже можно применять этот термин.

Растительность становится более густой, а краски ярче. Местной визитной карточкой становятся виноградники, раскиданные полосатыми квадратиками по склонам и долинам или прямо примыкающие к дороге изгородью с покосившимися с советских времён бетонными столбиками.

Коктебель, Новый Свет, Солнечная Долина, Судак — традиционные места виноградников, из которых делают вина местных географических названий.

Утренняя тучная облачность постепенно разошлась, явив взору самое глубокое в мире голубое южное небо. Начинает припекать солнышко.

Дорога свежая, почти без изъянов, полосы разграничены разметкой, чаще всего линия сплошная, ибо ровные участки есть, но с плавными изгибами или перепадами по высоте.

Ближе к горным хребтам дорога становится уже, извилистее, деревья обступают с боков ровными стенами.

В гористой местности мой Азус вновь начал теряться, пришлось перейти на смартфон Старшенькой.

Между Щебетовкой и поворотом на Новый Свет проходим пару серпантинов, дорожное покрытие на них заметно хуже. Интересно! Впечатления хорошие, экипаж выдержал. Старшенькая запечатлела видео:

Слева вдали блеснуло море, горы, хоть и невысокие, но уже со скальными обрывами, всё почти по- настоящему.

Солнечную Долину оставляем слева, хотелось бы заглянуть, но не в этот раз.

После серпантинов дорога становится ровнее, асфальт лучше.

Топонимика начинает намекать, что Судак уже близко.

Перед Дачным дорога становится старее и заметно хуже.

Повиляли, но не долго, после примыкания Феодосийского шоссе, идущего с Р23, вновь становится всё ровно.

Виноградников и возделанных участков стало намного больше, глазу смотреть приятно.

Полдевятого утра, въезжаем в Судак. Всем хочется кушать, особенно женщинам и детям. На первом кольце поворачиваем направо, остановиться негде, поворачиваем ещё раз направо в частный сектор. Много строящихся домов. Некоторые дома имеет стену, выходящую прямо на улицу без забора.

Жарко. Найдя пятачок тени, прижимаемся к боку одного такого дома, надеюсь, хозяева не заподозрят нас в злом умысле.

Перехватываем чем бог послал, кофе-чай. Звоним в Мисхор нашей Улькере. Нет, увы, на день раньше нас принять не смогут, значит, останавливаемся в Судаке, тем более что, хорошо зная ЮБК и запад полуострова, в восточной его части ещё никогда не бывали.

Двигаем в сторону набережной, спускаемся по ул. Гагарина пока это возможно, далее путь перекрывает сплошной исход пляжников к морю, волны полураздетых людей, все обочины забиты машинами. С трудом притыкаемся около стадиона.

Появляется бизнесмен, который поморщившись на наш один день, всё же хватает за руки и, заглядывая в глаза, в красках расписывает своё самое лучшее на свете жильё. Нет, такой типаж нетерпеливо облизывающегося наглого доброжелателя курортной зоны ещё хуже типажа ушлого москвича с бегающими глазками. Спасибо, не надо.

Супруга полетела на разведку вдоль сплошной линии отелей, а мы принялись названивать по номерам гостиниц из Яндекса. Супруга возвращается унылая и в шоке — даже за конский ценник на один день никто пускать не хочет — типа, только постель марать.

А вот у нас удача. Нас готовы принять на короткий промежуток в миниотельчике «У Джанаевых». Это на татарской горке (гора Фирейная), частный сектор с татарскими названием улиц, много мини- и средних гостиниц. Хозяйка Марта — молодая крымская татарка, олицетворение природной женской красоты, лучших человеческих качеств и добродетелей мусульманской женщины. В центре гостевого дома традиционные татарские топчаны, небольшая кухня, по периметру — двери в номера. У нас в номере четыре кровати, санузел, холодильник и, самое главное, прохладно. Стоит удовольствие полторы тысячи.

Кидаем вещи и на море! Марта советует не идти на набережную, а проехать на пляж за горой Алчак.

Прекрасное место! Небольшой, прекрасно оборудованный (навесы, лежаки, деревянные сходни в море) и не забит отдыхающими, просторно.

(В центре фото собственно гора Алчак, за ней начинается Судакская набережная, которая заканчивается знаменитой Генуэзкой крепостью).

Заныриваем. Вода чистейшая и прохладная (!). Восторгу предела нет! Но тратить время на его описание не будем — мы же рассказываем про дорогу.

Виснем на пляже до обеда, решаем вернуться «на перекусить» и ближе познакомиться с городом. А вечерком можно ещё раз окунуться.

Обедаем на татарской горке в кафешке, где уже знакомая нам Марта тоже успевает работать. Сидим на топчанах, игнорируя европейские столики, под открытым навесом гуляет ветерок, разнося степные крымские запахи, пейзаж не богат разнообразием, но завораживает.

Ещё раз воздаём должное крымско-татарской кухне. Поели от души, рублей на пятьсот. Привезли арбузы, всем присутствующим бонус — по тарелке порезанной сахарной ягоды. Достойное завершение знойного крымского обеда. Потом Марта поведала, что за нерентабельностью будут кафешку закрывать. Искренне жаль.

Мы в раю! Разморило…

Возвращаемся в номер поваляться и решить, что делать далее. Однако, обсудить дальнейшие планы не успели — все разом по-детски, без задних ног, крепко и сладко заснули. Точнее, задрыхли…

Очнулись в сумерках, ощущение эйфории. Нифигасе, сиесту себе устроили!

С супругой прогулялись до конца улицы, которая заканчивается обрывом Фирейной горы. Под ногами уходил в ночь вечерний Судак.

Вот и познакомились с городом ))), зато нега-то какая, и в теле, и в душе.

Возвращаемся к Марте.

Выспались, что теперь ночью делать будем? Есть не хотелось — достали кубанскую дыню, оказалась просто шикарной, давно таких не попадалось — спасибо армянской диаспоре станицы Новотитаровская!

Вновь ложимся полежать, и … вновь засыпаем…

Даже не успел подумать, что прошли за день аж целых 230 километров. Но это была не дорога, а экскурсия с аттракционами…

Так сладко поспать давно уже не удавалось…

Проснулись в пять (утра)! Ну, сколько можно переводить время на сон?!

Как бы я ни пугал экипаж пробками в Ялте, расслабились и в шесть утра ещё позировали на топчанчиках.

Максимально наводим порядок в номере, мысленно благодарим и прощаемся с Мартой и в седьмом часу утра, наконец-то, грузимся в машину, которую с вечера не стали загонять во двор.

Уже рассвело, но солнышко ещё не показалось. Звенящая предрассветная тишина и теплейшее южное утро. Татарская улица пустынна, если не считать молодую пару, которая или уже встала, или ещё не ложилась…

Уходим от моря, Судак покидаем с приятным чувством — городишко понравился.

Новый Свет интересен, но не в этот раз. До родного Мисхора километров 130, главное в Ялте не встать пробки.

Идём на запад. За спиной встало пока ещё нежное Солнышко и залило золотом дорогу впереди, прилегающие дома, деревья и даже окружающим горам немного досталось…

Привычно попетляв между сопками и вершинами, выкатываем к морю в п. Морском.

Небольшой посёлок, классика курортного жанра — слева полоска пляжа и синяя гладь моря, вдали уже просматривается контур Медведь-горы, справа гостиные дома, кафешки и прочие атрибуты курортной инфраструктуры. Отдыхающих ещё нет, только обслуживающий персонал открывает лавки, расставляет лежаки…

После Морского путь продолжается вдоль моря, переваливаем через небольшую горку и вновь любуемся открывшимся пейзажам, щедро позолоченным поднимающимся солнцем, отчего картинка принимает нереальные черты…

Вновь уходим от моря преодолевать очередные горы. Дорога пока остаётся образцово показательной, что для некоторых становится не совсем правильной мотивацией для действий, которые могут иметь не очень хорошие последствия:

Старшенькая таки успела снять на видео завершение манёвра родственной Мазды, лети ей навстречу такой же лихач, замес был бы впечатляющий.

Пейзажи становятся богаче и разнообразнее, серпантины — круче.

Сначала дорога петляет вверх на перевал через горный хребет и сверху, на самой верхушке, вдали может показаться синее блюдце моря.

Потом дорога начинает кружить вниз…

После чего проехав ложбинку или балку, вновь устремляешься вверх.

Покрытие дороги неоднородно — кусками новая свежезакатанная в чёрный асфальт, потом старая залатанная и иногда старая нелатанная, настройки движения менять не успеваешь.

Опасные повороты с обрывами большей частью закрыты новыми металлическими отбойниками с отражателями, скорее всего, это сделано за последние два года. Но есть места, где над обрывом либо вообще ничего нет, как в Абхазии, либо пропасть прикрывают остатки непонятных старых конструкций, либо торчат советские, редко вкопанные, бетонные столбики, большая часть которых или сломана, или выбита, как кегли. Взглянув вниз, понимаешь, что судьба тех любителей страйков была очень незавидной.

На верхушках хребтов часто встречаются смотровые площадки. На одной из таких перед посёлком Рыбачье останавливаемся перевести дух, размяться и полюбоваться открывающейся перспективой:

Да, в окне машины всё это мелькает, прочувствовать не получается, поэтому надо останавливаться и желательно почаще — в неинтересных местах смотровые площадки не делают.

Нам повезло, в этот утренний час (07:15) раннее золотое солнце и отбрасываемые тени создавали дополнительные цветовые эффекты и ореол загадочности, смотрите сами:

На этом коротком видео хорошо видна структура ландшафта крымского побережья на этом участке — горные, хотя и не высокие, хребты подходят к морю торцами (примерно также как на сочинском побережье), эти торцы либо плавно спускаются в воду, либо резко обрываются отвесными скалами — в этом случае наверху открываются самые прекрасные панорамы. Если расстояние между хребтами маленькое, то это балка или ущелье, если большое — открывается долина. Дорога петляет вдоль хребта, поднимаясь до наиболее доступной седловины верхушки, при этом либо уходит от моря, либо едет ему навстречу. А потом точно также вдоль хребта скатывается вниз, если попадается балка или ущелье, то дорога обходит её, углубляясь в сторону материка, потому как у моря расположена самая низкая её часть.

В долинах чаще всего расположены посёлки. Ранее эти населённые пункты были рыбачьими деревушками, потом рыбколхозами, а сейчас — относительно уединённые места пляжного отдыха Основное занятие местных жителей — создать сезонную инфраструктуру товарищам отдыхающим — Морское, Рыбачье, Малореченское, слышали эти курортные топонимы, да?

И ещё раз! Красиво, да же! А вживую на месте реально дух захватывает. А про чистейший горно-морской воздух, наполненный изысканными ароматами крымских хвойников, даже не говорю — нет в наборе мультимедиа софтины, способной передать это даже приблизительно.

Силуэт Медведь-горы (а это уже за Алуштой), стал уже заметно ближе.

Вот так мы ехали дальше, кружить по серпантинам мне и Мазде было интересно, а экипаж не успевал любоваться открывающимися видами, которые равнодушным оставить не могут.

Казалось бы, ничего особенного — нет высоких пиков, нет кавказского буйства природы. Всего в меру, строго и даже аскетично, нежирные чёткие мазки, ровные линии, именно в этом прелесть крымской неповторимости и притягательности — утончённость и королевское изящество!

Ну, пофилософствовали и пошли дальше:

Время без двадцати восемь, начинает серьёзно припекать. До Алушты осталось каких-то 27 км, а там начинается цивилизация и полноценный ЮБК.

В этом, не особо массовом месте, ровно как в других удалённых уголках удивили указатели на латинице. Объяснимо дублирование на английском надписей на коричневых указателях культурных и туристических достопримечательностей. Вполне уместен указатель «Yalta. Otel Inturist» (даже не Hotel!))), но в Малореченске? Видать, европейска кровь бывших хозяев полуострова требовала соответствующей атрибутики ))), улыбнули…

На подъезде к Малореченскому впечатлила кипарисовая стройность башенки местной церквушки.

После Малореченска и Солнечногорска дорога ушла на заключительный аттракцион серпантинов, где лихой козак с украинскими номерами с регионом АН вновь напомнил нам о бренности земного бытия.

Наконец-то горы угомонились и отступили в сторону от моря. Запахло цивилизацией и относительно равнинным ландшафтом, окружающие деревья стали культурнее, выше и пышнее — начинаются субтропики.

Начало девятого утра. Алушта рядом! Завершается наш экскурсионный тур по побережью с востока Крыма на ЮБК.

Алушта. Наверное, она более других городов Крыма сохранила в себе тот самый дух счастливого советского прошлого этой всесоюзной здравницы. Свечки панельных домов, придорожные стелы и конструкции, скульптуры …, даже недавно сделанное, всё равно выходило в том самом стиле СССР.

Подъезжаем к Е105 (Симферополь — Ялта), нам левый поворот, наша второстепенная. По главной следуют два сплошных потока. Стоим минуту-другую, пятую. Правило «рано или поздно свободное окно откроется» срабатывать не собирается. Всех спасает ПАЗик, который с видом «ну, кто рискнёт стукнуть автобус», выруливает на перекрёсток, заставляя «главных» пропустить. Вместе с ним прыгают ещё три-четыре машины, включая нас.

Катим по Южнобережному шоссе до Ялты, сколько раз по нему ехал на троллейбусе с Симферополя — уже и не посчитаешь, сейчас двигаюсь на своей машине, о чём в детстве и мечтать не мог.

Прекрасная прямая ровная и широкая дорога, разметка, ограничители, отбойники, столбы, провода, тонны металла указателей и знаков, по бокам разлапистые крымские деревья или строгие стройные кипарисы, справа крымские горы, слева блюдце моря. Сказка, а не дорога.

С почтением объезжаем мощную филейную часть Медведь-горы.

Гурзуф. Никита…

Опс, хвост пробки, здрасьте. От дома не видели ни одной.

Навигатор выдаёт печальную правду — впереди глухо.

Жарко, хорошо стоим.

Возникают мысли об объезде (мы же не троллейбус!), налево вниз уходит широкая дорога, в саму Ялту. Из пробки на неё ныряет таксист с номером 82. Однако! Консультируемся с Яндексом, он рисует зелёную дорожку через город. Выпрыгиваем из колонны и тоже ныряем вниз по асфальтированному широкому серпантину (потом его идентифицировали как шоссе Туристов). Навигатор мостит путь через тропинку за мусорными баками справа. Наверное, шутит. Катим прямо, дорога сужается, заборы, ворота, шлагбаумы разных крутняков, среди которых Интурист. Дальше ходу нет.

Разворачиваемся с трудом. Уныло возвращаемся к мусорным бакам и из двух тропинок выбираем правую, она шире. Однако, скоро становится узким проходом, который заводит в тупик между замызганных, но высоких заборов. Развернуться негде. Тихо матерясь, пячусь задним ходом. Слева рисуется чел в шлёпанцах и с явным украинским выговором начинает выдавать в эфир истерику на тему «везде эти русские лезут, куда их не зовут». Молчу, не ввязываюсь, но это его только распаляет, смелеет, хамит откровеннее и с победными интонациями. Пришлось рявкнуть — Великий Небрат затыкается, прыгает за облезлое подобие воротины и молча провожает нас колючим взглядом.

Левая тропинка расширяется и карабкается вверх к причудливым домишкам. Два мощных мужика, облокотясь на две припаркованные машины с номерами ДНР и Красноярска, ведут беседу. Спрашиваю, выберемся ли мы по этой дороге на «большую землю», хохотнули и махнули рукой вперёд — выберешься…

(Если кто уловит в этой вилке политический подтекст, отвечу сразу — сами удивились такому смысловому наслоению. Как было, так и излагаю).

Далее дорога стала ещё хуже и больше походила на проезд по чьему-то двору, два раз черпанул днищем и, если бы не бодрое напутствие мужиков, давно развернулся бы назад. Так были увлечены процессом и попытками прогнозировать неизвестность, что не сделали ни одного фото или видео.

И всё-таки мы выбрались на Южнобережное шоссе!

Двойная сплошная — извольте ехать обратно к Алуште. Как мне удалось развернуться писать не буду, но это произошло быстро. Не знаю, выиграли мы по времени, но опыта езды по ялтинским закоулкам приобрели массу.

В итоге мы, счастливые, описали Ялту по кругу, полюбовались прекрасными видами города и моря и выехали в сторону Мисхора по верхней дороге.

Слева внизу меж стройных кипарисов мелькнул главный символ Крыма — Ласточкино Гнездо.

Южнобережное шоссе и здесь безупречно, только машин в разы меньше. Окружающая растительность стала заметно гуще и богаче, чувствуются субтропики. Справа возвышаются не просто горы, а главная вершина и второй символ ЮБК — гора Ай-Петри.

А слева море — синее-синее…, самое синее в мире Чёрное море. Море, над которым неба нет, есть только прозрачная и бесконечная нежная голубизна, пропитанная яркостью и теплом ласкового южного солнца…

Достигли уровня Мисхора. Покидаем Южнобережное шоссе и по навигатору скатываемся второстепенными дорожками ниже в сторону моря, в Кореиз.

Медленно начинает приходить чувство, что мы приехали. Совсем приехали! Впереди финальные флажки из чёрно-белых квадратиков, спокойствие и нежное особенное море, какое бывает только на ЮБК. За день (утро) со всеми петляниями прошли 135 км, но это была не дорога, а бюджетная экскурсия, наполнившая впечатлениями.

На этом можно было бы закончить, если бы не сюрприз, который я приготовил всем и себе — с Кореиза ныряем дальше вниз к морю, на улочку, носящую имя Парковый спуск (найдите её на карте). Естественно, для последних километров долгого пути мы могли выбрать и менее экстремальный маршрут, но это было бы не интересно. Не мог я отказать себе в удовольствии прокатиться на машине по узкой, утопающей в зелени и домиках улочке, по которой много-много раз бегал на море, будучи пацанчиком.

Смотрим Видео:

Вот так мы и приехали в Крым!

***

Приходилось много отвечать на недоверчивые вопросы, как нам удалось добраться из такой дали своим ходом — люди откровенно недоумевали. Я как инициатор и водитель дипломатично молчал, отвечали женщины и дети — нормально, быстро, без проблем и очень интересно, в общем, супер. Их искренний довольный вид и горящие глаза были лучшим подтверждением правдивости произнесённых слов.

На косе залива Донузлав встретили праворукий микробасик с регионом 25 — вот это реальный дервиш-дальнобой! Искренне друг-другу отморгались и оббибикались!

Справедливости ради, отмечу, что путь назад был менее лучезарен и местами даже излишне напряжённым, в чём мы сами виноваты, ибо поленились тщательно проработать маршрут и поставили перед собой завышенные цели.

Если мы увидим, что выше изложенная первая часть окажется востребованной и вызовет интерес, то найдём время и опишем наш опыт обратного пути, дабы другие могли избежать тех ошибок, которые допустили мы. Плюс добавим свои впечатления по поводу дорог и движения машин в Крыму.

А пока краткая сводная информация по общим итогам поездки (туда и обратно):

Пройдено — 10420 км, из них:

До Порта Кавказ — 4360 км.

По Крыму — 1672 км (не ожидали такого немалого набега).

От порта Кавказ до дома — 4388 км.

Сожжено 905 литров бензина А-95 (средний расход 8,7 л/100км приятно удивил, ибо двигатель Мазды и темп езды должны были показать иные цифры).

Потрачено на бензин 35109 рублей.

Диапазон цен на бензин от 35,6 руб./л (Роснефть, Курганская обл.) до 40,99 руб./л (все АЗС Крыма).

Средневзвешенная цена литра бензина — 38,79.

АЗС — Газпром (по Сибири), Башнефть (Урал, Башкирия), Роснефть (Курганская обл., Волгоград, Ростовская обл., Краснодарский Край), Лукойл — (Саратовская обл., доливки).

Число заправок — 19 полных и 7 доливок.

Расходы денежные:

Паром — 2230 руб. (аттракцион).

Гостиницы — 4200 рублей (дешевле, чем на берегу))).

На штрафы по дороге туда не нарвались, писем от дорожных камер тоже не пришло, на обратном пути ночью попались краснодарским блюстителям за нарушение разметки при проезде кольцевой развязки — 500 рублей.

Расходы на воду и еду отдельно не считали.

Итого: 42 039 рублей.

В 2015 году, чудом доставшиеся субсидированные билеты, стоили 45 000 рублей на ту же компанию участников. К этому надо прибавить минимум три такси, которые при всей своей нелюбви к бомбилам, мы были вынуждены брать, билеты на автобусы и экскурсии (в стоимость любой экскурсии в Крыму входит транспортное сопровождение от 500 до 1 000 руб. на человека). Ну, и в прошлую поездку мы подумать не могли столько наездить, сколько покатались и увидели в этот раз. Перевести это на деньги будет сложно.

Вот так! ;-)))

Всем лёгких летних дорог, удачи в пути и прекрасного отпускного настроения!