Пермь — Мурманск — Норвегия

июнь-июль 2016 года
в кадре и за кадром

Всем доброго здравия!

Когда-то в детстве, ещё во времена счастливого, как теперь принято называть то время, «застоя», мне на глаза попалась статья в журнале «За рулём» о том, как несколько мотоциклистов из клуба любителей мотоциклов «Ява» прокатились в Норвегию на мыс Нордкап. К статье прилагалась чёрно-белая фотография счастливых мотоциклистов, стоящих у глобуса на мысу.

Статья упала куда-то на задворки сознания, да так и зацепилась там за что-то. Не скажу, чтобы она мне не давала жить последующие годы, но иногда всплывала при случае, будила какие-то смутные фантазии и желания.

Прошло лет тридцать, неустанно пекущееся над нашим благополучием правительство открыло нам двери в большой мир и хлынуло… э-э-э… Ну, в общем я не об этом... :)

Короче, получилось три года назад съездить в Норвегию, но как-то не получилось с Нордкапом (описание той поездки есть на этом сайте в ссылках ниже). Нам очень понравился наш тогдашний экспромт, решили повторить.

За это время была поменяна машина на более универсальную и больше подходящую для автотуризма. Прошлым летом проверили её в небольших вылазках по Уралу, что отражено в нескольких «видео-зарисовках» (рассказ и ссылки на ролики тоже можете найти ниже).

И вот, с норвежскими визами в паспортах, выдвигаемся 19 июня 2016 года в путь. Экипаж: ваш покорный слуга — водитель-механик и командор, жена Лена — штурман и завхоз, наша внучка Соня — юнга (на момент выезда — 3 года от роду) и самый младший участник «экспедиции» — наш безропотный мул Mitsubishi Pajero 3.8. :)

Путешествие получилось долгим. От выезда машины из гаража и заезда в него обратно — что-то около двух месяцев. Так что попытаюсь изложить всё как-то конспективно. Если надо будет что-то уточнить, внизу есть форум, спрашивайте, не стесняйтесь.

В ходе поездки я снимал домашнее видео из коего удалось (или не удалось — судить вам), вырезав семейные сцены, наскрести несколько кадров для «общего» просмотра. Так что, если лень читать, можете посмотреть любительский фильм.

Первые 8 или 9 минут идёт описательная часть маршрута(ов). Если неинтересно, можете просто «промотнуть». Может и зря я «прикрутил» описаловку, тем более что при конвертации в ютюб качество так просело, что исчезли полутона, и карты самой почти не видно на изображении — она сливается с капотом. К примеру, могу сказать, что оригинальный фильм, первая часть, после экспорта из монтажки «весит» чуть более 50 Гб (58 минут), а в ютюбе та же часть «весит» после конвертации около 2 Гб. Вот и верьте после этого какое смотрите HD из интернета.

Фильм состоит из двух частей: 1-я часть — по России тут:

и 2-я часть — по Норвегии тут:

и не судите строго: я не профессионал и не диктор ЦТ. :)

Итак, поехали!

Выехали без фанатизма. Встали как встали, привели себя в порядок, позавтракали и поехали. Машина шмурдяком была загружена накануне.

Как и три года назад, жара стояла редкая для Урала, что-то под 30 градусов. Планировали доехать до славного града Котельничи, что в Кировской области, и состояние дорог в Пермском крае давало все основания так полагать. Но когда мы заехали в Кировскую область начался кромешный ад.

Я слышал, что там плохие дороги, но не думал, что ЭТО может быть таким. Дорога представляла из себя просто куски развалившегося асфальта.

Медленно и печально ехать не получалось. Как ни остерегался, но периодически мы влетали в такие ямы, что руль вырывало из рук. Трясло так, что я думал, что в машине отвалится вся обшивка, отлетят зеркала, магнитола вывалится из своего гнезда. Мои пассажирки подлетали до потолка, вещи в багажнике все перемешались. Мысленно я уже попрощался с энной суммой за ремонт подвески в Мурманске, где у меня было забронировано время на сервисное обслуживание (забегая вперёд, скажу, что после осмотра на сервисе, к моему глубокому удивлению, мастера сказали, что подвеска в полном порядке).

В общем, до Котельнича мы не дотянули. Не дотянули даже до Кирова. У Белой Холуницы нам попалось живописное место на берегу небольшого озерка, где мы и остановились на ночь.

Продубасили (другое слово тут не подходит) — 532 км.

Совет дня автотуристам: если у вас легковая машина — категорически не рекомендую этот маршрут! Удобные места под палатки я заметил только в районе между Белой и Чёрной Холуницей.

Далее дорога по Кировской области ничуть не изменилась. В Вологодской области разваленный асфальт почти исчез, пошли заплаты, но дорогу начало сильно «штормить». Ни разу не были в сильной шторм в море на маленьком катерке? Прокатитесь по внутренним дорогам Вологодчины! Особенно весело нас подбрасывало по дороге после Буя. :)

Места дикие, малонаселённые, гаишников практически нет. Точек общепита тоже нет, заправки редки. Где-то в Вологодской области (если не ошибаюсь), встретился странный участок километров на 20-30. Посреди леса проложен шикарный асфальт, стрелой уходящий за горизонт. Ширина полосы вполне подходит для посадки Ил-86. Ехать можно с любой скоростью: дорога идеальная. Движения — никакого, строительной техники нет, знаков нет, разметки нет, людей нет, гаишников нет, населена робот... эээ.. Ах, да! Мы так и не поняли, что это было.

В Вологодской области начинается красивая природа. Хотели заночевать в палатке, но как-то тянули-тянули, выбирали место покрасивше, а потом, в Пречистом, выскочили на трассу М8 и уже дотянули до Вологды.

Продубасили 809 км. Трасса М8 — прекрасная современная дорога, даже не верилось, что несколько километров назад прыгали с кочки на кочку.

Совет дня автотуристам: после Буя начинаются места, где можно встать с палаткой. Не помню точно где, но, прямо у дороги стоит большая полуразрушенная церковь — красиво и романтично. :)

Следующий день посвятили на культур-мультур. Главным образом это: Вологодский кремль и Спасо-Прилуцкий монастырь. Да, сообщаю так же особо любознательным, что дом с резным палисадом мы не нашли… :)

На эту колокольню запускают забраться за отдельную мзду.

Отдохнув денёк в Вологде, двигаем дальше на север. В сторону Вытегры. Дорога туда идеальная по нашим меркам.

Заезжаем в Ферапонтово полюбоваться на фрески Дионисия в монастыре.

Далее уходим с главной дороги и заезжаем побродить по Кирилло-Белозёрском музею-заповеднику. Скажу, что этот комплекс у меня оставил более глубокие впечатления, чем Соловецкий монастырь впоследствии.

По местным грунтовкам уходим на Белозёрск: посмотреть — а что там? ТАМ мало что осталось: впечатляет ров вокруг когда-то существовавшего кремля и внутри — небольшая церковь в барочном стиле Спасо-Преображенский собор XVII века.

Пользуясь длинным световым днём, уходим по грунтовкам вокруг Белого озера в сторону Вытегры, планируя заночевать на берегу Волго-Балтийского канала в районе Анненского моста. Но в Липином Бору выскакиваем на отличнейший асфальт с практически нулевым трафиком. Темп движения сильно увеличивается и ещё далеко до наступления сумерек мы легко доезжаем до Вытегры. Одолели за день 397 км.

Совет дня автотуристам: хорошие места для палаток есть между Ивановской и Игнатово. Дорога проходит рядом с речкой Кема. Единственная тонкость: далеко не все съезды с трассы к речке проходимы для легковых автомобилей. Ещё туристы рекомендуют хорошие места для палаток в районе Анненского моста, но это надо уходить с трассы на несколько километров в сторону. Либо можно встать на берегу Ковжского озера (тоже надо уходить с трассы).

Хорошенько выспавшись после вчерашнего насыщенного дня, осматриваем подводную лодку Б-440. (Почему её поставили в Вытегре? В голове крутится смешная фраза: «подводная лодка в песках Кара-Кумы»…) И двигаем дальше в сторону Петрозаводска. Асфальт быстро кончается, и начинается зубодробительная и пыльная грунтовка. Потихоньку допыливаем до большого села Вознесенье, где, пока ждём посадку на паром через реку Свирь, осматриваем уникальный памятник «Ленин на Капитале».

Погода радует солнышком и в общем-то тёплой погодой, и мы решаем провести пару дней на берегу Онежского озера. После переправы ищу какой-нибудь съезд к озеру. Через десяток километров нахожу искомое: какая-то дорожка уходит в лес, в сторону озера. По ней, километра через три, выезжаем на отличный пляж, где и разбиваем свой бивуак. Потом посмотрел по карте, если не ошибаюсь, то это была бухта Розмегская.

Почти всю ночь шёл дождь. Утро было солнечным, но к обеду пошла какая-то хмарь. Залез в интернет проверить прогноз: с вечера и до бесконечности обещали дождь. Перспектива сидеть в палатках не прельщала, к тому же в голове сидела мысль о крутом спуске (теперь — подъёме). Дорога на подъёме была основательна размыта и в ямах, на которых попеременно колёса вывешиваются в диагональ. А что если после дождя там будет совсем не подняться? Ждать, когда подсохнет? Или ждать шальных рыбаков на машинах с лебёдками — но когда они приедут? Было решено сворачиваться и переезжать в Петрозаводск.

По дороге обнаружили этнографический музей вепсов в Шелтозере.

В Петрозаводске забронировали билеты на следующий день на первую экскурсию на остров Кижи, осмотреть музей деревянного зодчества. Музей очень понравился, советуем тем, кто там ещё там не был, не пожалеть ни денег, ни времени.

С экскурсии приплыли не так поздно и не уставшие. Было принято решение двигаться дальше на север.

Заехали в Кондопогу осмотреть Успенскую шатровую церковь XVIII века.

Первоначально был план — доехать до заповедника Кивач и где-то там заночевать. Но выехали на трассу, по сторонам дороги пошли такие красивые виды, что я проскочил отворот на Кивач, а когда спохватился, мы уже промахали километров сорок. Разворачиваться уже не хотелось, так что оставили Кивач на «потом» и доехали до Медвежьегорска. Пробег за день — 177 км.

Совет дня автотуристам: вдоль дороги между Кондопогой и Медвежьегорском полно мест для стоянки с палатками, особенно у Сундозера и Пальозера.

В Медвежьегорске с утра, с помощью опроса местного населения (в основном пожилого возраста, молодёжь смутно представляла, где это находится) я установил места нахождения заброшенных бункеров времён ВОВ. Взяв с собой мощный фонарик и оставив своих девушек на поверхности, я их довольно подробно облазил.

Поражают масштабы строительства. Всё было выдолблено в камне. И фактически, финнам эти сооружения не пригодились.

Бронеколпак, к нему идут подземные ходы. Когда это была «лысая» гора.

Один из входов в бункер.

Дальше по плану у нас стояли Соловки. Для этого надо было доехать либо до Беломорска, либо до Рабочеостровка. И там и там непонятно было, где ночевать и по какому расписанию ходят корабли до Соловков. Но как-то было больше информации по Рабочеостровку, и после недолгих колебаний мы проложили свой курс туда. Хотя было большое желание осмотреть петроглифы близ Беломорска.

В Рабочеостровке мы выехали прямо к воротам туристической базы, где решили сразу все свои вопросы: и заночевали и забронировали места на корабль «туда и оттуда».

За день проехали 274 км. Кстати, трасса М18 «Кола» — отличная дорога!

Совет дня автотуристам: зря мы боялись за Беломорск, можно смело туда ехать. Беломорск может даже более интересен, чем Рабочеостровок и оттуда так же есть регулярное сообщение с Соловками.

С палатками удобно располагаться на берегу речки Кемь: сразу же после поворота с трассы М18 на Кемь, дорога идёт вдоль реки.

На следующий день неустанный труженик этой линии, небольшой кораблик «Василий Косяков» доставил нас на Соловки. На новоприбывших тут же набрасываются местные ммм… «туроператоры», назовём их так.

На Соловки у нас был отведён один день, что, несомненно, было нашей ошибкой. После недолгих колебаний, мы всё же решили посвятить время осмотру самого монастыря. Хотя у меня было большое искушение проехаться по «пикулевским» местам. От монастыря я ожидал нечто большего.

По возвращении на «большую» землю, нас попросили из номера, так как заезжала какая-то большая тургруппа. Время было ещё не позднее, и мы переехали в Кандалакшу. Это 315 км. По пути пересекли Полярный круг.

Совет дня: на Соловки, если вы начитанный человек, отводите как минимум 2-3 дня. Там есть несколько гостиниц на разный кошелёк и место под палатки (правда, на мой взгляд, довольно унылое).

В Кандалакше мы переночевали в гостинице «Беломорье». Наутро полюбовались на красивые виды Кандалакшкского залива и вышли на «финишную» прямую до Мурманска.

По пути было большое желание удлинить маршрут и уйти на Кировск и побывать в Хибинах, но наличие на борту маленького ребёнка всё же немного связывало руки. Решили Хибины оставить на «потом».

В районе полудня мы прибыли в суровый северный город Мурманск.

В Мурманске пробыли три дня: постирались, отдохнули, затарились у местных барыг норвежскими кронами по очень выгодному курсу в известном всем мурманчанам месте. Сходили на экскурсию на ледокол «Ленин». Ещё одна моя мечта детства.

Для 60-х годов прошлого века — это просто космический звездолёт! Корабль по самый клотик напичкан новейшими технологиями того времени, разработанными и внедрёнными нашими советскими инженерами, многое — впервые в мире.

После экскурсии меня посетили грустные мысли: когда-то государству нужны были учёные, инженеры, высококвалифицированные рабочие. И появились новые заводы, ледокол «Ленин», полетел человек в космос, появилась космическая станция «Мир», был запущен уникальный «Буран»… Появились такие люди как Королёв, Туполев, Лавочкин, Микоян, Ландау, Капица, Курчатов, Сахаров, Алфёров и многие другие, можно ещё долго перечислять, и не только учёных, а и хороших драматургов, писателей и просто хороших цельных людей…

Перед заходом в Норвегию в наших планах стояло посещение полуострова Рыбачий и хребта Мустатунтури. Я много читал о них в своё время. Легендарные места.

По пути отдаём дань памяти героям в Долине Славы. Порадовало, что почти все автомобилисты, проезжая это место, сигналят.

Дорога на Рыбачий я бы не сказал, что сильно тяжёлая, но очень тряская и пыльная. Ехать больше 10 км/ч средней скорости не получается. По пути, уже на самом Рыбачьем и Среднем, несколько бродов. Для стандартного внедорожника всё вполне проходимое. Но надо запасаться терпением на медленную и очень тряскую езду.

В первый день мы дотянули до мыса Коровий. Я бы дотянул до мыса Немецкий, но мои девушки уже взмолились о пощаде. Остановились на широком пляже у старого ДОТа. Тишина, безлюдье, прекрасные виды и только мошкара портила всю идиллию.

Виды с перевала.

На следующий день выехали на мыс Немецкий, к маяку — самый северный мыс Европейской части России. Омочили ноги в Баренцевом море, посидели немного и поехали… ну, в общем, я ещё хотел заехать на мыс Кекурский, Скорбеевский… нет, девушки мне ничего не сказали вслух, но, посмотрев на их лица… я сказал: «Да ладно, что мне мыс Кекурский! Соня вырастет, ещё сюда приедем! Поехали к выходу!»

Старые окопы на мысе Немецком.

Бухта у мыса Коровий, прилив.

Но мимо Мустатунтури я проехать не мог. Познакомились там с удивительным человеком Кобяковым Юрием Александровичем — одним из последних из рода великих «могикан». Жаль, что таких людей становится всё меньше и меньше…

Переночевав на бывшей базе геологов, мы выехали в «цивилизацию» и вскоре перешли границу с Норвегией.

Стрелковая ячейка на хребте Мустатунтури.

Совет дня автотуристам: по дороге от Мурманска в сторону Норвежской границы, есть отличные места под стоянку с палаткой на озере Килпъявр.

Если планируете вылазку на Рыбачий и Средний, запасайтесь терпением и бензином. Найдите и прочитайте перед поездкой на полуострова книгу Михаила Орешета «Рыбачий» — тогда ваша поездка точно не будет «пустой».

С недавних пор, чтобы заехать на Рыбачий и Средний, надо регистрироваться.

Норвегия

Границу проскочили быстро. Основное время (минут десять) ушло на заполнение таможенной декларации на видеокамеру, стоимость которой примерно 5000 долларов (хотя, как оказалось, зря я перебздел, на выезде никто не интересовался этим делом). На норвежской таможне вообще ушло на всё про всё пять минут, кроме нас никого не было.

На норвежской территории первым делом заехали в Киркенес, побывать у памятника советским воинам, отдать дань памяти. У меня большая просьба ко всем, кто читает эти строки: если будете в тех местах, не сочтите за труд заехать к памятнику, это у вас займёт не более получаса. Пусть норвежцы видят, что мы не «иваны не помнящие родства». Сами норвежцы содержат памятник в отличном состоянии.

Далее мы доехали до местечка Neiden, где заночевали в «кармане» для отдыха. Погода нас удивляла: мы готовились к 8-10 градусам, но температура держалась в районе +20 градусов.

Совет дня автотуристам: в Норвегии существует, не помню как точно это называется, но что-то типа «право на природу»: можно ночевать в палатках в любом подходящем для этого месте, но не менее чем 150 метров до ближайшего забора.

Удобно ночевать в «карманах» — там установлены столики со скамейками, контейнеры для мусора, туалеты и стойка с информацией о местных событиях, праздниках и интересных местах поблизости, краткие сведения о местности.

Следующий день прошёл на пустынных дорогах заполярной Норвегии. Места дикие и завораживающие!

Рыбная ферма.

До Нордкапа мы не дотянули примерно километров девяносто. Нашли какую-то живописную бухту, где и остановились ночевать. Погода посвежела…

Северная Норвегия.

Совет дня автотуристам: берегитесь оленей! Они там везде: лазят рядом с дорогой, переходят её в «неположенных» местах, в общем, безобразно нарушают.

Для палаток хорошие места есть после Киркенеса, когда дорога идёт вдоль залива. Уже на выезде из Нейдена — хороший «карман», где мы останавливались. Далее неплохое место мне показалось в районе Ганвикена — песчаный пляж. Ну и далее, почти везде тундра, где хочешь там и останавливайся. Можно просто съехать с дороги, если не гонитесь за особой эстетикой и романтическими видами. :)

Дорога в северной Норвегии.

4 июля мы достигли самой северной (условно) точки Европы — мыса Нордкап. Не знаю, как там было во времена советских мотоциклистов, но теперь это современный туристический комплекс, с огромной стоянкой, рестораном, кафе, кинотеатром, почтой. Даже есть тайский храм.

Но, как бы то ни было, ещё одна мечта детства сбылась.

Совет дня автотуристам? — путешествуйте! :)

Нордкап, раннее утро.

Проведя некоторое время на Нордкапе, берём курс на юг, теперь всё время будет двигаться к дому. В тот день дотянули до Альты. Ночевали в очередном «кармане». Погода уже нас не балует, стабильно держится в районе 8-10 градусов тепла.

Проехали 320 км.

Фермерское хозяйство, Северная Норвегия.

В Альте меня главным образом интересовали места, связанные с линкором «Тирпиц» в Кьё-фьорде. Когда-то в юности прочитав роман Пикуля «Реквием каравану PQ-17», меня заинтересовала тема союзных караванов, и с тех пор я читал всё, что мне попадалось на эту тему, в том числе и по линкорам «Тирпиц» и «Бисмарк». Это были два шедевра инженерной мысли (жаль, что только направленной не в мирном русле).

В музее с удивлением обнаружил, что тут бывал Михаил Тимофеевич Калашников.

На стенде в музее «Тирпица» близ Альты.

В этот день доезжаем до Тромсо. По пути заезжаем на водопад Навитфоссен, где я, немного расслабившись от красивых видов, неплохо так приложился на пятую точку, соскользнув в какую то трещину в мокрых камнях. Норвегия предупредила. На водопад ведёт грунтовка. Но, чтоб у нас все дороги были такими, как грунтовки в Норвегии!

Один из самых больших в мире рамно-консольных мостов (на заднем плане: Арктическая католическая церковь, конец 1950-х годов)

На следующий день гуляем по самому северному в мире ботаническому саду. Удивительное дело!

Совет дня автотуристам: города в Норвегии — ни о чём, природа там — это всё! У водопада Навитфоссен есть прекрасные полянки для стоянки с палатками. Были замечены даже костровища(!). Место уединённое, безлюдное.

Ботанический сад в Тромсо.

Следующая наша цель — это городок Andenes, где мы планируем попасть на китовое сафари. Но как-то не попали в унисон с паромами и застряли на острове Сенья (Senja). То есть успели на последний паром ТУДА, но не успели на последний паром ОТТУДА. Заночевали в красивой бухте. Набив желудок тёплой пищей и как следует утеплившись, пошёл прогуляться по пляжу перед сном грядущим и думал: как хорошо, что тут холодно, иначе тут вся природа была бы засрана «цивилизацией».

Полночь в бухте на острове Senja. Температура воздуха градусов 8, температура воды — около +4 С.

Ну, что про день можно сказать ещё? Пока ждали паром, познакомились с 22-летней девушкой из Англии, угостили её чаем из термоса. Она едет на велосипеде, по тому же маршруту, что и мы: начала свой путь в Киркенесе, заехала на Нордкап и теперь едет до Тронхейма. Одна. Спит в палатке. Причём так получалось, что мы пару дней ехали с ней с одной скоростью и регулярно встречались на очередных паромах!

Буквально на несколько минут «разошлись» с паромом. У домика на заднем плане — девушка-велосипедистка из Англии.

На пароме разговорился с парнем как с «коллегой по цеху» — у него тоже был Паджерик. Парень много рассказал о жизни в Норвегии. Скажу лишь, что у них социализм, всё очень похоже, как у нас было во времена «застоя»: здравоохранение, социалка, образование... Люди уверены в своём будущем. Минимальная зарплата для неквалифицированного рабочего — эквивалент 5 000 евро. Около половины уходит на налоги, но за это люди имеют бесплатную медицину, социальное жилье, бесплатное образование, в том числе и высшее (можешь учиться в иностранных ВУЗах, государство платит за учёбу), достойную пенсию. Бездельники и безработные находятся под жёстким контролем полиции (кто не хочет работать — тот не ест, типа того). На каждого ребёнка выплачивается очень хорошее пособие.

Авто-тема: Паджерики очень популярны в Норвегии, более чем их одноклассники Тойоты Прадо. Видимо, из-за лучшей управляемости, прямых дорог в Норвегии очень мало. Машины стоят очень дорого, например, Паджерик в моей комплектации, стоит около 100 000 евро. В соседней Швеции несколько дешевле, но при постановке на учёт всё равно доплачиваешь разницу. Зимой — обязательно шипы.

Утренним паромом мы прибыли в Анденес, определились с жильём в «частном» секторе и поплыли на сафари. Экскурсии проводятся на разных языках, и, возможно, если мы были бы не единственными русскими там в это время, то нашёлся бы русскоговорящий гид. А так мы попали в интернациональную группу: англоязычную.

На катере, пока плыли к «пастбищу» китов, к нам подошёл познакомиться один из гидов «немецкой» группы, парень лет 25-28. На ломанном русском сказал, что он из Австрии, приезжает работать тут гидом четвёртый год. Интересуется русским языком, хочет прочитать Достоевского в оригинале. Я подумал про себя, что, к своему стыду, так и не осилил творчество достопочтенного Фёдора Михайловича (кроме как «Преступления и наказания», конечно). Принимался читать его книги несколько раз, но каждый раз где-то застревал.

Старый баркас в Анденесе.

Тем временем мы прибыли к месту «кормёжки» китов. Почуяв нас, они начали радостно выпрыгивать из воды, разбрызгивая вокруг себя фонтаны брызг… Шучу, конечно! :)

Киты весят до 50 тонн и вырастают до 50 метров. Я не знаю, каких размеров мы видели китов: всё что было — это их спины и небольшие фонтанчики, когда они «продувались». :)

Вся экскурсия занимает 4-5 часов времени. Катер небольшой, на волнах кидает изрядно, к тому же Северная Атлантика очень не похожа на Чёрное море. Так что, если кому-нибудь из читающих эти строки посчастливится побывать в этих местах и попасть на китовое сафари, советую одеваться как следует. У кого слабая вестибюлярка, лучше оставайтесь на берегу.

Рыбацкая шхуна, переделанная для катания туристов.

Отметив день рождения нашей внучки, на следующий день едем дальше. Дорога зовёт и интригует. В Норвегии всё очень плотно: за каждым поворотом открывается что-либо интересное! Следующая наше цель — Лофотены. Дорога туда петляет по многочисленным островам.

Во второй половине дня заезжаем на Лофотены и решаем «обзорную экскурсию» отложить на завтрашний день. Ищем место для ночёвки: какой-нибудь пляжик, бухту, «карман», просто красивое место или кемпинг.

Набредаем в одном месте на табличку у дороги «ROM» и стрелку куда-то вбок. Догадываюсь, что это значит — «комната». Решаем, а почему бы не попробовать переночевать у норвежцев «в гостях», посмотреть, как они живут! Проезжаем по указателю несколько километров в горы и упираемся в небольшую усадьбу. Во дворе о чём-то оживленно беседуют несколько викингов, здоровых и свирепых на вид мужиков. Пара из них одеты совсем по-домашнему: в старых трико с отвисшими коленями и старых майках.

С интересом нас разглядывают, я глаголю про табличку у дороги. Норвежец зовёт из глубин своего дома сына лет 14-ти и говорит — сейчас он вам покажет комнату. Парень вытаскивает мопед и машет нам ехать за ним. С удивлением — едем. Через тройку километров заезжаем в глухой тупичок: «комнатой» оказывается уединённый охотничий домик. Убедившись, что нас всё устраивает (ещё бы!!), парень показывает где что взять, берёт деньги и говорит, чтобы при выезде мы закрыли домик и оставили ключ в дверях. Уже садясь на мопед, спрашивает — а откуда вы. Помахав рукой, уезжает.

«Комната».

Вокруг тишина, лес, где-то рядом озеро. Потрескивают в печурке дрова. Электричества нет, зато откуда-то проведена вода, есть газовая колонка. Антураж — а-ля 1970-е! Посуда, с такими буколическими рисуночками из «тех» годов. Время застыло тут! В кухонном углу на столе стоит старый транзистор, как когда-то был у нас дома в детстве, «Океан». Можно принять ванну в отдельном домике. Кайф!

Было большое желание задержаться тут на пару-тройку дней и просто порелаксировать на лоне природы. Но «зуд» в одном месте мешает. Хочется дальше открывать и открывать Норвегию. К тому же надоели холода, хочется тепла. В-третьих, мы были привязаны к парому из Стокгольма в Ригу. Туда было ещё ехать и ехать. Сколько у нас займёт прохождение дальнейшего маршрута? Сейчас уже думаешь: зря боялись, надо было посидеть там тройку дней.

На следующий день проехались по Лофотенам. Природа, конечно, потрясает! Доехали до посёлка с кратким названием А. Погуляли по скалам и поехали в Москенес, грузиться на паром, который доставляет на «большую» землю. Попали на ночной паром в Бодо, который плывёт около четырёх часов.

Совет дня автотуристам: на островах Сенья, Андоя и Лофотенах полно мест для стоянки с палаткой, особенно ближе к югу достаточно много песчаных пляжей.

Лофотены. Мост «Рафтсундет».

На пароме я неплохо выспался и в Бодо сразу взял курс на юг. Мои девушки улеглись спать дальше в машине. Недалеко от Бодо есть примечательное место: здесь в узком проливе периодически образуется сильнейшее приливное течение Сальстраумен. На одном из стендов у дороги я нашёл «расписание» течений, и пока мои девушки мирно посапывали в машине, я понаблюдал за этим необычным явлением природы.

Приливное течение Сальстраумен.

Обедали напротив ледника Свартисен. Я подумал, что было бы неплохо туда наведаться поближе, но с маленьким ребёнком особо не разгуляешься, тем более что в прошлый раз мы уже забирались на ледник Фолгефона. В этот раз у нас больше «обзорная» поездка, и радиальные вылазки оставляем на следующий раз, если когда-нибудь получится ещё наведаться в Норвегию.

На очередном пароме пересекаем Полярный круг в обратном направлении. Прощай, Заполярье!

По дороге на Мо-и-Рана меня как технаря интересовали остатки станции дальней связи системы Омега, можно сказать, в некотором роде предшественницы современной GPS.

Но как ни крутил головой, так и не обнаружил ничего подобного, видать, всё уже демонтировали полностью. Или надо конкретно знать, где это. У меня были лишь приблизительные координаты места.

На ночь остановились в местечке Корген, в рыбацком кемпинге, на берегу живописной речушки. Кемпинг уж совсем ммм… озадачил, или удивил… не знаю, какое слово подобрать. Всё основано на доверии. На въезде висит схема кемпинга, ниже висят ключи от домиков, тут же расценки. Выбираешь домик по вкусу, можешь зайти в домик посмотреть, ничто не закрыто. Затем берёшь нужный ключ (если хочешь закрывать домик или просто обозначить, следующим людям, что этот домик занят), кладёшь нужную сумму в деревянный ящичек, типа почтового. На клочке бумаги пишешь кто ты (если хочешь) и за какой домик заплачено. В домике набор посуды, электрическая плитка, электрический чайник. Постельное бельё должно быть ваше (мы об этом знали). Полноценная кухня, туалет, душ и стиральная машинка в общем домике. Душ (горячая вода) и стиральная машинка оплачивается отдельно с помощью специального автомата. Магазин (продуктовый и хозяйственный) в соседнем городке в паре километров.

Грустно подумал, что бы с этим кемпингом стало в наших местах… Можно было лишь поспорить на то, сколько бы он продержался (дней или часов).

Здесь уже стало тепло, Соне понравилась детская площадка с батутом, и мы решили тут отдохнуть пару дней.

Кемпинг «Корген», раннее утро.

Совет дня автотуристам: чем ближе двигаешься к югу Норвегии, тем меньше становится мест под палатку. Если хотите останавливаться в кемпинге, не выбирайте «попсовые» места (хотя кому как, мы не любим лишний шум и ажиотаж). Лучше уезжайте от основной трассы на несколько километров по второстепенным дорогам, там есть небольшие тихие кемпинги в тихих и красивых местах.

После Коргена за пару дней доехали до Тронхейма. По пути осмотрели очень живописный водопад Лаксфоссен.

Водопад Лаксфоссен.

Тронхейм встретил нас, как и пару лет назад, прохладной погодой и дождём. Город мы осмотрели в прошлый раз, поэтому заехали лишь для того, чтобы отснять несколько кадров на видеокамеру.

С Тронхейма уходим в глубь Норвегии. Дорога медленно, но уверенно набирает высоту: это видно лишь по штатному высотомеру в машине и по тому, как меняется растительность за окном. Температура тоже падает до 6-8 градусов тепла. Природа опять меняется: за окном высокогорное плато. Суровая и безлюдная местность, мхи и лишайники. От «карманов» расходятся многочисленные размеченные пешеходные маршруты разной протяжённости, от нескольких часов, до нескольких дней.

Высокогорное плато Rondane.

Остановились на ночь (да, тут уже появились почти полноценные ночи, правда, коротенькие) в каком-то высокогорном рыбачьем кемпинге, заполненном норвежцами, которые разбились на небольшие группки и что-то отмечали с возлияниями. Но всё было в пределах приличия: никто не шарабанился по кемпингу, не было никаких разборок и криков, как это обычно происходит у нас.

Под утро я вконец замёрз в палатке (девушки спали в машине), собрал манатки и потянул в сторону водопада Рьюкафоссен.

Дорога через высокогорное плато в районе Gudbrandsdalen.

В Норвегии этот водопад считается чуть ли не чудом света. Я его до этого видел лишь на картинках. По картинкам он впечатлял! Вода падает с высоты более 100 метров в узком ущелье и поднимает тучу мельчайших брызг! Ну прям как водопад Каламбо!

Наглая лошадь просит что-нибудь вкусненького. По высокогорной грунтовой дороге Vestfjellvegen.

Приехав на место, мы обнаружили тоненький ручеёк, сочащийся вниз. Оказывается, всю воду забирает местная электростанция и водопад, во всей красе, теперь можно видеть лишь весной, когда река перекрывает потребности гидростанции.

Ущелье Vemork. Внизу здание бывшей гидроэлектростанции, теперь музей. Рядом находилась установка по получению тяжёлой воды (до февраля 1943 г, операция «Gunnerside»).

Зато живописные виды на ущелье Веморк компенсировали всё наше разочарование!

Перед паромом оставалось ещё больше недели, и мы подумали было рвануть на Прекестолен, тем более что туда ведёт несложный подъём, вполне одолимый даже для 4-летнего ребёнка. В прошлый раз мы там были, но утренний туман не дал нам насладиться видами со скалы.

Но последние пару дней Соня что-то раскапризничалась, скорее всего, устала уже находиться в дороге, и мы решили двигать ближе к Осло.

По карте выбрали небольшой городок на озере — Викерсунд. По пути туда заценили самую большую ставкирку в мире в местечке Хедда.

Ставкирка в Hedda.

В Викерсунде нашли кемпинг с хорошей детской площадкой, сняли домик и провели там дней пять, давая Соне отдохнуть как следует. В один из дней случайно обнаружили гигантский лыжный трамплин — Викерсундбаккен.

Лыжный трамплин Vikersundbakken.

Отдохнув в Викерсунде, переехали на пару дней в Осло. Город нам резко не понравился, он не из тех мест, где хочется задержаться.

Меня там главным образом интересовал корабль Фрам, на котором Фритьоф Нансен пытался достигнуть Северного полюса и на котором Руаль Амундсен доплыл до Антарктики и был первым человеком, побывавшим на Южном полюсе. Реальный осязаемый корабль, на котором люди реально рисковали своими жизнями. Конец романтической эпохи великих открытий. Когда-то, пацаном, я зачитывался книжками Пикуля, Буссенара, Джека Лондона, Фенимора Купера, Жуля Верна, Каверина, Станюковича, и такие люди, как Витус Беринг, Амундсен, Нансен, Седов, Скотт, Миклухо-Маклай были моими главными героями… Я словно побывал в детстве.

Музей Кон-Тики произвёл впечатление коммерческой лавочки. Там люди, во главе с Туром Хеердалом, ничем не рисковали, плывя на своих плотах и соломенных лодочках. Везде раскиданы ящики со жратвой американской армии, в будочке проглядывается армейская рация. Об этих экспедициях я знаю лишь в общих чертах, больше по кадрам из советской телепередачи «Вокруг света», которую тогда вёл Юрий Сенкевич. Но, думается, параллельно с этими плотами всегда плыл корабль сопровождения.

Тур Хеердал снял пару коммерческих фильмов и написал пару коммерческих книг, поставил на пару со своим компаньоном павильон рядом с музеем корабля Фрам (что коммерчески тоже — очень правильно). Получил огромную «проходимость» и спокойно прожил остаток своих дней в жаркой Италии. Был ли он серьёзным учёным или путешественником? Не мне судить! Коммерсантом он был отличным — всё, что остаётся в голове от посещения музея Кон-Тики.

После Осло едем не несколько дней в Стокгольм. После Осло — такой контраст!! Город вполне заслуженно носит звание столицы Скандинавии! Даём Соне от души порезвиться в Юнибаккене — детском городке сказок.

Стокгольм.

Но пришёл день, мы погрузились на паром и попрощались со Скандинавией, надеюсь, не навсегда!

В Риге провели пару дней. Красивый город. Пытаюсь представить чувства приехавшего сюда в советское время человека из промышленного Свердловска или Перми. Тогда — это было настоящее заграничье!

Улочка в старой Риге.

Посетил музей репрессий, «законспирировавшись» под богатого скандинава (комплекция + майка Trolstingen + дорогая камера на пузе, выдвинутая вперёд нижняя челюсть). :)

Хожу снимаю лица людей, внимающих диктору с телевизора о том, как кровавые большевики-русаки гнобили бедных латышей, заставляли учить ненавистный русский язык, жестоко расправлялись с «повстанцами» (rebels) (имеются в виду «лесные братья», с которыми было покончено лишь в конце 1950-х). Снимаю стенды… вдруг в музейной тиши раздаётся из моего кармана звонок от моего друга, который хотел меня поздравить с днём рождения. Для друзей у меня установлена в телефоне песня «Взвейтесь кострами синие ночи». Кто в курсе — тот знает в чём хохма, кто не в курсе — тому и не надо. :)

Вот так я и спалился. Тут же налетели охранники, меня скрутили, сунули носом в пол, кинули в литовские застенки и начали пытать… Шучу!

Ничего не было, я поговорил со своим другом, досмотрел «экспонаты» и пошёл дальше гулять по Риге.

ПУСТЬ БУДУТ ПРОКЛЯТЫ ПОЛИТИКИ!!!

После Риги мы заехали в Каунас. Искусство — великая сила! Когда-то в детстве помимо марок (какой же советский пацан не собирал марок, значков, этикеток от спичечных коробков, пробок от бутылок или фантиков от жвачек!) я собирал стерео-открытки. На одной из них был запечатлён чудный замок, прям из сказки. На обороте значилось «Каунас». Воображение дорисовывало всё остальное…

В общем, я не мог проехать мимо Каунаса. Реальность немного (совсем немного) обескуражила. Но город красивый! Старый город.

Улочка в старом Каунасе.

Погуляв пару дней по Каунасу, берём курс на выезд из еврозоны. Хотелось ещё провести пару дней в Вильнюсе, но Соня стала всё больше капризничать, видать, совсем устала от поездки и переизбытка впечатлений. Вильнюс оставили на потом.

И вот тут произошло не совсем приятное событие. Мы выходили на «финишную» прямую, путешествие, в общем-то, заканчивалось, мы расслабились…

Доехали до Вильнюса, до границы — пара десятков километров. Завернули в какой-то попутный супермаркет затариться «лялями» и ещё подкупить подарков родственникам и друзьям. Припарковались, ищу сумку, куда мы накануне сложили все свои загранпаспорта, страховки, русские паспорта и весь золотой запас пана атамана — что-то около 12 000 евро и пару тысяч долларов (зачем их взяли — не знаю, на всякий случай). У меня в карманах — только какая-то мелочь, документы на машину с правами и пластиковая карта. Ну, деньги жалко, конечно, мы их не рисуем, но это дело наживное. А вот документы — это уже очень серьёзно!

Звоню в гостиницу в Каунасе, говорю, что за таким вашим вкусным завтраком мы на спинке стула забыли сумочку с документами. Девушка-администратор отвечает, что ваша сумка у меня, приезжайте забирайте. Это около 120 км по магистрали с ограничением скорости в 90 км/ч. Ерзаю на сиденье. Со свистом обходит какой-то мерс. Пристраиваюсь за ним, темп возрастает до 160-170 км/ч. Он притормаживает на камерах и проблемных местах. Километров через 70, при проезде какого-то городка или посёлка, теряю мерс из вида, всё-таки Паджерик не такой юркий, как легковушка. Вскоре, однако, появляется ещё один шустрик на Ауди. Цепляюсь за него, темп такой же. Но, видать, парень был не такой уж «местный», и пару раз налетаем на вспышки камер.

В общем, сумку я забрал: всё было на месте. Девушка даже сотку евро в благодарность отказалась брать. Ну что сказать? Молодцы они!

Совет дня автотуристам: деньги и документы в дороге храните так, чтобы даже если вы о них забыли, они всегда оставались при вас.

Далее ставлю на «автопилоте» кнопку на 90 км/ч и спокойно едем на границу. Прошли её где-то за час.

Какой кайф снова везде слышать родную русскую речь! Подумать только, можно ехать, наверное, целый месяц, промахать много тысяч километров до Владивостока, заехать в Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию и везде тебя будут понимать и говорить по-русски!

Белоруссия, как всегда, оставляет только приятные впечатления. Да, всё несколько бедновато и «совково» иногда, но нет такой агрессии в отношениях. В Минске провели пару дней, когда-то я был тут в детстве с родителями и теперь смотрю — а что же я видел тогда? :) Большой светлый город, с широкими проспектами, пространство свободно читается: архитектура и перспектива улиц и проспектов не загажена рекламными таблоидами и растяжками. Приятный город, приятные в общении люди.

Один из проспектов в Минске.

Далее двинули на Москву, скоро пересекли границу. Возвращаемся в наши реалии. Заехали в придорожное кафе перекусить. На полную катушку орёт телевизор: транслирует передачу с известным гламурным ТВ-сплетником, разбирается очередная свара. На одном из центральных государственных каналов, в задаче которого стоит проводить в жизнь политику нашего государства, определять направление мыслей обывателей.

Две кучки народа перекрикивают друг друга с взаимными обвинениями и оскорблениями: кто-то какого-то изнасиловал без спроса. Детально разбирается кто кого и за что и в каком виде. Народ в зале жуёт и заинтересованно пялится на экран, все без исключения.

Вот уж, действительно:

Жратва в этом кафе мне показалась протухшей...

В Москве мои девушки садятся на поезд и едут домой, я ещё заскакиваю в Самару к матери.

Ещё в Москве начинается ад на дорогах. Немного непривычно после почти полутора месяцев за «бугром». По инерции пытаюсь соблюдать правила и скоростные ограничения. Но после того, как меня пару раз чуть не раздавила фура сзади, плюю на правила и еду со всеми в одном темпе. Тут уже работают в полную силу и тормоза и мощность двигателя. Расход топлива вырастает чуть не вдвое. Как-то бросается в глаза, что дорожное движение организовано из рук вон плохо, дисциплина у водителей оставляет желать лучшего. При проезде узких мест машины набиваются и слева и справа, что ещё больше усугубляет пробки.

Совет дня автотуристам: давайте будем более дисциплинированными на дорогах и не будем думать, что мы умнее (хитрее, круче) своего соседа по дороге. :)

Движение более-менее безопасным стало только после Рязани. Чтобы проехать Тольятти, надо отстоять в огромной пробке.

Совет дня автотуристам: Волгу можно пересечь на пароме в Сызрани, но он ходит только два раза в день. Я рискнул туда сунуться, но опоздал на последний паром буквально на полчаса. Я не в курсе, хватает ли ёмкости парома на всех желающих. Может, тут есть кто из Сызрани, просветит?

Вот так и закончилось это путешествие. Хотел кратко, но получилось не очень!

Всех поздравляю с наступившим Новым годом! Будем надеяться, что следующий 2017 год будет хотя бы не хуже предыдущего.

НСК
Отличное путешествие. Европа как всегда прекрасна от севера до юга. Нас тоже понесла нелегкая в теперь уже прошлом году через Киров... https://www.youtube.com/watch?...

Очень здорово. Приятно читать образованного, интересного человека. Фотографий, жаль, маловато. Ну, и с 3-х леткой 2 месяца в автопутешествии - вы просто герои)

НСК
Да, очень кстати замечено о телевизорах в кафе. Всегда первым делом заходя в кафе прошу выключить телевизор. Как можно принимать пищу вперемешку с телевизионным *****ом - это выше понимания.
Земляку огромное спасибо за интересный рассказ!Очень информативно и подробно!

God Dag! Был в Норвегии, и по тем же маршрутам был. Здорово, молодцы!
Петрозаводск
Начальную часть маршрута из Перми удобнее всего проходить через Шарью на Никольск, Тотьму, Вологда, Вытегра,Медгора. Грунтовка отсутствует, трафик небольшой, инфраструктуры маловато правда. А так - молодцы,особенно с ребёнком!
Дядя Саня Оренбург
Хорошо написали . Норвегия это круто. Все в этом году рванем куда по дальше, ведь Медведев заявил вчера что Мы кризис прошли даже лучше чем предполагалось .куда прошли ? кто? а МЫ?
Согласен с предыдущим комментарием, отзыв образованного человека читается легко, просто и от души. Спасибо за отзыв. Респект за то, что не стесняетесь брать внучку с собой в дорогу. Для расширения ее кругозора и развития это был весомый вклад.

Анютыч :)
фотографий - несколько тысяч в видео-отчёте (25 "фотографий" в секунду) :-)

с маленьким ребёнком тяжеловато, конечно, но ничего страшного. Только лишний раз уже не заночуешь в поле если погодные условия не очень.

На счёт развития - согласен с автором ниже.

Мне не понравилось, что автор с подколом о правительстве, не дающем жить, а сам между делом про видеокамеру за 5 000 баксов - ну как без понтов! Автор, а ты на Байкале был или сразу в Европы?
Автор,сначала описания маршрута ошибочка закралась))) Дорога Буй-Пречистое с выходом на М8 это Ярославская область,а не Вологодская. Я этим маршрутом езжу в гости в Костромскую обл.Через Галич в Антропово. Дорожки там "весёлые"- это факт!

Арзамас (52)
Лучшие годы жизни я провел в разврате и пьянстве. Собственно, поэтому они и лучшие.
Генрих IX

Познавательный отчёт. https://travel.drom.ru/47166/ Мурманск:
Passing through the arms of Satan
Reaching for the hands of God
Максим
Хороший рассказ! Спасибо! Но есть много вопросов. Например, какой расход топлива? как заправлялись? сколько стоит домик (тот или иной) где всё на доверии? сколько потратили в рублях? У меня тоже есть мечта на машине в Норвегию.

Здорово! Молодцы! Согласен полностью - пусть будут прокляты политики!
kizil asker

- расход топлива по Норвегии (на севере, там довольно плоская местность) получался 10 л/100 км (!!). Для сравнения: в России менее 14 л/100 км не получается... В горной местности поднимался до 14 л...

- заправлялся: по моим наблюдениям там два типа АЗС - полностью автоматические и "полу-автоматические". Полностью автоматические: не помню точно алгоритма, но если владеете английским там всегда есть инструкция пошаговая. Что то типа: вставляете карту (кредитные не в ходу, только дебетовые), указываете номер колонки и заправляете сколько нужно.
"Полуавтоматические": подъезжаете к колонке, вставляете пистолет в горловину и заправляете сколько нужно, затем идёте в ларёк рядом, продавцу говорите номер колонки и оплачиваете или оплачиваете в автомат рядом с колонкой с помощью дебетовой карты.
Стоимость бензина немного колеблется от времени дня и недели, как я понял, так что если уловите эту закономерность, то можете немного сэкономить. 95-м бензином мы заправлялись по 13,07 - 15,36 крон за литр (это где то 98 - 115 руб за литр по тогдашнему курсу).

- стоимость кемпинга зависит от категории. Мы не любим большие и шумные кемпинги, так что стоимость кемпингов примерно 450 - 650 крон (3400 - 4800 р) за домик в сутки (в домике обычно 4 спальных места). Например, в Коргене (где всё над доверии) - 450 крон в сутки, в Викерсунде - 650 крон в сутки. В стоимость домика входит пользование интернетом (Wi-Fi), электричеством и общей кухней, иногда сюда входит горячая вода в душе. Но обычно, за горячую воду в душе надо доплачивать с помощью специально автомата (не помню точно сколько, но если не ошибаюсь 5 крон (40 р) за 10 минут). За пользование стиральной машиной что то 15-20 крон в час (110 - 150 р). Так что желательно на такие случаи иметь мелочь.
Установка палатки стоит примерно 150 - 200 крон в день (1200 - 1500 р). Пользование интернетом и общей инфрастуктурой входит в стоимость. Обычно в стоимость палатки входит: место под палатку + проживание 2 человек + место под автомобиль. Пользование электричеством - за отдельную плату (если правильно помню, 50 крон в день (400 р)). За маленького ребёнка нигде денег не берут (как за "дополнительное место").
Номер в 4-зв гостинице стоит примерно 800 - 1100 крон в сутки (6000 - 8500 р). К этому прибавьте оплату парковки автомобиля - примерно 15 - 18 крон в час (112 - 130 р).
Охотничий домик на Лофотенах нам обошёлся в 600 крон в сутки (4500 р). Там были две жилые комнаты + "зал". В итоге 6-7 спальных мест.

Если едете по видовым дорогам вдоль берега, то приходится часто пользоваться паромами. Самый дешёвый паром обошёлся нам 118 крон (900 р), самый дорогой 1011 крон (7600 р) - на Анденес, плыли 40 минут. Паром с Лофотенов на материк обошёлся, к нашему большому удивлению, в 900 крон (6800 р), плыли 3 часа 40 минут.

Дороги и проезд тоннелей в Норвегии платные (по идее). Надо куда то закидывать предоплату и потом деньги списываются по номеру машины. На дорогах и въездах в тоннель стоят специальные камеры. Спрашивал у норвегов, про это дело: они говорят, забей - ты наш гость, езди и не парься.

В городах все парковки платные - 30-40 крон в час (225 - 300 р). Оплачивать в столбиках при парковках, квитанцию надо класть под лобовое стекло, чтобы было видно проверяющим. Штраф на наши деньги тысяч 8.

Въезд в центр города платный. Считываются номера машин и (иностранцам) счёт приходит по почте. В Швеции так же. Но мне до сих пор ничего не приходило.

Ограничение скорости на дорогах - 80 км/ч. По моим наблюдениям норвеги немного нарушают. Я ездил, ставил "кнопку" на 80 км/ч (проверял по навигатору - митса точно даёт скорость по спидометру). Позади меня потихоньку образовывалась очередь из местных которых я периодически пропускал съезжая в карманы.

Что то надо ещё спрашивайте, отвечу. Норвегия удивительная страна, хоть и очень дорогая. Но ни копейки потом не жалко!

Филлип
Познавательный отчёт. https://travel.drom.ru/47166/ Мурманск:
филип: я читал ваш отчёт, классно! Камчатка у меня пока в несбыточных мечтах.
kizil asker
Начальную часть маршрута из Перми удобнее всего проходить через Шарью на Никольск, Тотьму, Вологда, Вытегра,Медгора. Грунтовка отсутствует, трафик небольшой, инфраструктуры маловато правда - мне этот маршрут кто то посоветовал уже позже, в дороге. в 2016м из-за тёплой зимы, необычайно сильного паводка весной и введением Платона трассу Киров-Пермь вхлам размолотили фуры, но сейчас всё в порядке. Автор лукавит, после Кирова начинается федеральная трасса Вятка, и она идеальна до Котельнича - возможно и так, я с рулеткой не замерял, попадались и хорошие участки асфальта (объездная Кирова, например), но в целом от дорог кировской области в памяти осталось - "КОШМАР" мне понравился отчёт отставного(?) военного. там всё чётко, по-военному, где какие дороги :-) https://travel.drom.ru/38331/

отличный отчет, как снова съездил
Питер.
Мой отзыв: Toyota Hilux Surf 1999

На этой неделе пересматривал свои фотки 2013 года, и есть у меня подозрение про какой дом с резным полисадом в Вологде идёт речь

NRW
норвегия завораживает. в 2014 году бензин был ровно 2 евро, тоже снимали такой охотничный домик около города Odda .так же едиш 80 и сзади собирается хвост из местных приходилось пропускать и так же не понял как и где платить за тунели

Красивый отчет, красивые фото.
"Пока ждали паром, познакомились с 22-летней девушкой из Англии, угостили её чаем из термоса. Она едет на велосипеде, по тому же маршруту, что и мы: начала путь в Киркенесе, заехала на Нордкап и теперь едет до Тронхейма. Одна. Спит в палатке."-----

ВТФ? Ужас, у нас в Забайкалье её в первом селе бы грабанули, если не убили, страшно. Статистика по отношению к путешественникам ужасает: то японского мотоциклиста зарежут, то русского байкера застрелят, дальнобойщиков грабят-обворовывают регулярно, ехали как то 4 велотуриста из Китая, пока не наткнулись на гопарей на Марке II возле Борзи, избили их битами, забрали вещи, хотели велики забрать, но они в Марковник не влезли. При мне в местной закусочной местные бичганы докопались до двух мужиков "по виду европейцев", типо: давай наливай!
Максим
А жильё нужно заранее бронировать или нет?

kizil asker
...и есть у меня подозрение про какой дом с резным полисадом в Вологде идёт речь...

- ха ха ха :-))) откройте всем эту страшную тайну!
______________________________ ______________________________ __________

А жильё нужно заранее бронировать или нет?

- только чтобы получить визу: вам надо будет составить "портянку" в норвежское посольство с вашим маршрутом. Расписать каждый день, сколько километров проедете, где остановитесь (гостиница, кемпинг). По гостиницам надо подтверждение брони (н-р, в букинг-ком), по кемпингам - просто указать название кемпинга и контактные данные, я ещё сайт приписывал. Информацию по кемпингам можно взять здесь: www.norwaycamping.no
Как получите визу, отменяете все гостиницы и едете своим графиком и маршрутом. Маршрут и график в портянке я указывал относительно точно, точки стоянок "от фонаря".
На деле было так: ехали, решали остановиться, смотрели по карте (которая на видео - там отмечены почти все кемпинги их разрядность и видовые дороги), выбирали ближайший кемпинг и заезжали. Или просто нравилось место, попадался уютный кемпинг и заезжали в него. Обычно всё без проблем, но иногда могут быть заняты все домики (особенно на выходных). Под палатку места обычно без проблем. Возьмите с собой удлинитель - подключиться к электричеству (если оно вам нужно).
Карту с кемпингами и видовыми дорогами можно взять бесплатно в ближайшем кемпинге в куче рекламной макулатуры на стендах.
При выезде домик надо привести в порядок: подмести, вытереть пыль, убрать мусор за собой. Если надо, то помыть пол и тд. Обычно в домиках есть веники, швабра и ведро. И швабру и тряпку можно взять в общем домике (kjoken). Постельное белье ваше.
Гостиницы мы бронировали "день-в-день" за пару-тройку часов перед заездом, если чувствовали что мимо города не проедем. Заезжали в кафе или к гламурному кемпингу и цеплялись к ихнему WF.
Ищите гостиницы с собственной БЕСПЛАТНОЙ парковкой. Но это очень редкий случай. Обычно машину надо оставлять на платной парковке: добавляйте 1000-2000 руб за ночь. В Тромсо у нас машина стояла на общественной платной парковке выдобленной в пещерах. Романтично, мрачно, необычно.
Спать можно в "карманах" при дорогах, но не всегда можно найти в нужное время удобный карман для того, чтобы расположиться палаткой. Бывает так, что и там уже все "места" заняты. :-) Кроме того, на севере, особенно в кармане на берегу какого нибудь фьорда не смотря на обалденную красоту вокруг, дует пронизывающий ветер, моросит холодный дождик... Пищу готовить проблематично в таких условиях: горелку задувает, вода тут же остывает и тд. Бывает проливной дождь идёт, мигом промокаешь, ещё и температура градусов 5-8... Вот такая романтика... :-) Зато это бесплатный вариант.
Продукты можно покупать в универсальных магазинах, цены примерно как у нас в Ашане, Метро... Кушать в ресторанах очень дорого, бессмысленно и невкусно. В плане гастрономии норвеги очень далеки от европейцев.
Ну вот, вроде всё изложил. Если что то пропустил спрашивайте дальше.

Большой
Скажу лишь, что у них социализм, всё очень похоже, как у нас было во времена «застоя»: здравоохранение, социалка, образование... Люди уверены в своём будущем. Минимальная зарплата для неквалифицированного рабочего — эквивалент 5 000 евро. Около половины уходит на налоги, но за это люди имеют бесплатную медицину, социальное жилье, бесплатное образование, в том числе и высшее (можешь учиться в иностранных ВУЗах, государство платит за учёбу), достойную пенсию.
80%-Россиян считают, что нас ВСЕ БОЯТЬСЯ. А больше в жизни ничего и не нужно. Ну разве, что пописать в своём подьезде. И вывести во двор Красивую рабочую собаку хаски. чтоб она на зависть соседям навалила там огромную кучу, тужась от гиподинамии. И всё жизнь удалась.
Всего три критерия 1.Все боятся 2.Большая машина, евроремонт неважно откуда деньги 3. Хорошая жизнь в окружении безконечной грязи, которую сами же и культивируем.......все, абсолютно все! НИКТО НЕ УБИРАЕТ ЗА СОБОЙ, ЗА СВОЕЙ СОБАКОЙ, ЗА СВОИМИ ДЕТЬМИ И маргиналы, и средний класс и богатые все свинячат по полной!
Добрый хозяин в минус 30 жену под одеяло выгоняет:)

Большой
Красивый отчет, красивые фото. "Пока ждали паром, познакомились с 22-летней девушкой из Англии, угостили её чаем из термоса. Она едет на велосипеде, по тому же маршруту, что и мы: начала путь в Киркенесе,...
А вы почитайте Читинский форум, на который нормальному человеку лучше не заходить. Как советовал профессор Преображенский, не читайте советских газет перед завтраком и Вам диалог этих форумчан, сразу покажет весь уровень культуры. Там кроме глумления, пошлого цинизма, и насмешек нет никаких тем для обсуждения. Да есть хорошие люди, из моих личных наблюдений максимум 10% от общей биомассы. Ещё раз 10%!!!
Добрый хозяин в минус 30 жену под одеяло выгоняет:)

Хороший отчет, но страна посещения на большого любителя. Удачи в путешествиях.

Иванов-Водкин
Хороший отчет, но страна посещения на большого любителя. Удачи в путешествиях.
ну все страны на любителя, Норвегию автор посетил, теперь не надо ездить в другую Скандинавскую страну, так как они все одинаковы. Я бы прокатился по любой из этих.
kizil asker
...И маргиналы, и средний класс и богатые все свинячат по полной! ... на это могу лишь ответить вам киноцитатой из свои "весёлых картинок": https://www.youtube.com/watch?v=rS7jClT8LRo&list=PLNxVrIjZt_b1awIh41KFuoYwbCrPzZ13U&index=9 начинать надо прежде с себя, глядишь и другие подтянутся...

Киров
Дорогу из Костромы до Перми с нового года сделали федеральной, надеемся будет лучше.

Мега путешествие.
-Рядом с Горицами (Горицы) после Кириллова. Женский монастырь. Маленький, уютный.
- проехали Лесное урочище «Сандармох». 062.53.180 034.40.510
- Шаваньская плотина (деревянная плотина)
- Умба, Варзуга (отворотка от Кандалакши), лабиринт «Вавилон», Мыс Корабль ( Аметистовая жила), Кузоменские пески (пустыня)

... и еще много для второго (третьего) путешествия. А теперь можно проехать по восточному берегу Онежского озера через Каргополь, Пудож. А еще лучше через нас: Вологда, Сия, Архангельск (Малые Карелы), Северодвинск, Каргополь.
Рады будем видеть.
Еще шкурный вопрос: Понравилась ваша интерактивная карта маршрута. В какой программе делали? Можно поподробнее в личку. Заранее спасибо.
P.S. За Мурманском есть интересная Териберка

kizil asker

По ПО никаких секретов нет, я тыренными программами не пользуюсь, так что "шептаться" смысла нет. Каждый должен получать вознаграждение за свою работу, а то так и будем жить как описывает товарищ 4480472 из Читы и sport life... :-)

Анимацию по маршруту делал в Vasco da Gama 9 HD Proffessional + пакеты Vasco streetmaps5 и 3D объекты. Покупал у производителя в Германии (высылали мне по почте лицензионные диски). Плюс, покупал обучающий курс.

Фильм монтировал в Avid Media Composer. Проходил курсы в Московской школе кино. Программу арендовал на месяц.

Звук писал в волновом редакторе Nero. Nero тоже лицензионный (хотя волновой редактор у них идёт в придачу, бесплатно).

Закадровая музыка купленная на www.pond5.com (кроме (каюсь): "Подводная лодка", Цой и Cerrone)

Пару недостающих кадров попросил у пользователей в ютюбе (получил разрешение).

Остальные вопросы можете писать мне на ahmed-moto@yandex.ru

Получилось не кратко, а очень кратко! Хотелось бы гораздо больше фото Норвегии. Впечатление, что "голопом по европам".

kizil asker
Архангельский "угол" давно меня интересует. Уже и маршрут у меня готов интересный, информация собрана. Возможно этим летом проедусь. Посмотрим как звёзды сложатся... По ПО никаких секретов нет, я тыренными...
да ужжжж.... сложно для меня. Думал, что проще.
а по времени сколько ушло на такой монтаж? (примерно, хотя бы)

kizil asker
а по времени сколько ушло на такой монтаж?

- да в общем то за месяц управился. Я сначала сделал "домашний" вариант на 4 часа(!), потом поработал "ножницами", кое что перемонтировал и получилось для общего пользования.
А вообще профессиональные люди, думаю, максимум за неделю бы всё склепали. Но у меня это одно из хобби, так что только в свободное от основной работы время... и не каждый вечер получалось посидеть...
Очень много времени уходит на подготовительную работу: накидать примерный сценарий, написать текст, озвучить, подобрать кадры, подобрать и сделать вырезки из кинохроник и фильмов, анимировать маршрут... Потом, когда всё готово, сам монтаж не так много времени занимает.
Потом, я почти не занимался цветокоррекцией. Так, какие то совсем уж нестыковки выводил немного, и то не специально программой (Da Vinchi, например), а теми средствами которые есть в Авиде. Грамотные люди сразу все огрехи эти видят. Потом, со звуком я вообще не работал, как записал так и вставил. В общем, любительский фильм. :-)

Ну, и если вам нравится эта тема, дерзайте! Осилит дорогу идущий! :-)
Могу посоветовать для начала: А.Г.Соколов "Видеомонтаж", В. Коршунов "История кино", Нехорошев "Драматургия фильма"... дальше сами поймёте, что вам надо. Фильмы будете смотреть уже совсем иными глазами. Вот только , как побочный эффект, появится сильная отрыжка на ультрасовременные "шедевры". Так что осторожно! :-)
Кроме того есть более лёгкие в освоении программы для монтажа: Adobe Premier (600 руб в месяц за всю линейку Адоба, но все работают на тыренных, в том числе и местечковые телекомпании), Final Cut, Sony Vegas...

kizil asker

- время нашей жизни ограничено и оно бесценно и отрывать его у читателя на описание где и как мы кушали, с кем шутили, перечнем всех разговоров с местными и списками музеев нами посещённых, описание своих родственников - преступно! :-) у каждого складывается своя жизнь, своё мировоззрение, свой уровень образования, свои интересы... Поэтому я ставил задачу просто дать как можно больше информации по самому маршруту, ощущения от него, базу... Каждый в путешествии "берёт" своё. дальше в помощь интересующемуся - справочники, фактическая литература и тот же инет...
Кроме того, я написал, что внизу есть "борода" где можно уточнять, спрашивать. :-)

Немного позже выложу ещё фоток по Норвегии, на сколько тут сайт позволит.

фото по норвегии

ещё норвегия

и ещё

ещё

kizil asker
пардон! что как то коряво приклеились фотки...
не знаю как ещё вставить. пишет, что дублирую...

ещё
как то коряво первые фотки вставились, извиняюсь перед админом...

вот дальше:

Ну да, в Норвегии круто. Все бесплатно: медицина, образование, ой как замечательно... с налогами в 45-50%. Подержанный паджерик по цене нового 570 лехуса в России, вы серьезно???!!!

kizil asker
http://tripschool.ru/boring_video/ Прочитайте, почему ваше видео невозможно смотреть - только добавьте к этому списку, что желательно иметь представление о таких вещах как закон третей, экспозиция, композиция, с чем едят диафрагму и что такое кадр, иметь хоть начальное представление о кодеках и контейнерах и... ну в общем ещё мног очто по мелочи собирается.... :-)

Kot Paslyon
а вы серьёзно думаете, что вы меньше платите налогов чем люди в Норвегии (если вы не представитель крупного бизнеса, конечно, и не держите счета в офшорах)? во-вторых, я не выражал своего мнения по этому поводу (хорошо это или плохо), хотя у меня есть определённое мнение по этому поводу, с которым не хочу делиться. Я просто констатировал факт, кратко передал суть разговора. Хорошо это или плохо, решать каждому, кто это прочитал. :-) Про паджерик я написал: "... в моей комплектации". Это значит, что новый МП 3,8 Ultimate, стоит порядка 100 килоевро. Может это не так, может парень немного загнул... вот что я нашёл в поисковике: http://www.mitsubishi-motors.no/pajero/#!section-cc я очень не силён в букмоле, так что понятна только комплектация мотора - дизель. Цена 487 800 крон, это где то 3,7 млн руб. что в эту сумму входит, какой салон и тд?
Максим
Большое спасибо! Вместо одно рассказа вы написали в ответы ещё один. Всё же интересно, на какую сумму рассчитывать? Я давно создал маршрут, но на пароме в Прибалтику не хочу. Может лучше на пароме в Турку (Финляндия), а там прямо до Выборга. Но после Норвегии и до Стокгольма у меня ещё есть кое что интересное есть в планах.

Хорошее путешествие получилось,молодец.

максим

структура рассказа так и задумывалась: не грузить ненужными подробностями. Кому что то нужно дополнительно, можно спросить, уточнить ниже.

не благодарное это дело давать конкретные советы! :-)
расклад по деньгам я выложил выше, пытайтесь скалькулировать свои расходы исходя из ваших хотелок.
Сразу настраивайтесь, что денег уйдёт много, Норвегия не дешёвая страна.

По опыту, могу сказать, что если заложите 1000 крон в день на компанию от 1 до 4 человек на одной машине, то вряд-ли ошибётесь. Соответственно, если это будет одна семья - все расходы ложатся на один бюджет. Две семьи (2+2), то путешествие становится в два раза дешевле. Самое дёшево получается ехать на мотоцикле в компании из 4 человек: ночёвка получается 1000-1200 р в день на тело. На крайняк, можешь вечерком постоять у входа какой нибудь придорожной гостиницы и "вклеиться" в чью нибудь компанию, разделить комнату, или найти таких же одиночек как ты на комнату из 4-6 человек и соответственно поделить расходы. В принципе, так же можно сделать если едешь на машине один - скооперироваться вечером с какими нибудь мотоциклистами-одиночками.
Можно ночевать в карманах или вообще "в поле". Скажем: два-три дня "в поле", один день в кемпинге (отмыться и постираться). Но, тут тоже ньюансы: не всегда удобен карман для ночёвки по тем или иным причинам и не всегда можно найти место под ночёвку "в поле", особенно в средней Норвегии - там ровного куска земли почти нет, а где есть норвеги перекрыли к ним доступ.
Экономия по городам: города там маленькие по нашим меркам (во всей Норвегии живёт около 5 млн жителей. В Москве, например, более 10 млн жителей). Все достопримечательности находятся, в основном, в центральной части. Если не будете релаксировать, то заезжает в город до ближайшей парковки в центре (выбираете по навигатору), ставите машину (минус 800-1000 руб) и часа за 3-4 обходите все тур.баяны, плюс заходите в пару музеев по вашему вкусу (некоторые очень интересные), это ещё минус 600-800 руб за тело. Мы, в результате двух поездок, были почти во всех основных городах Норвегии. Интересные города к осмотру: Альта (ботан.сад), Трондхейм (собор, домики на куринных ножках, морской музей), Берген (только не знаменитый рыбный рынок - он сейчас оккупирован китайцами, экзотики уже нет, район старинной застройки - Ганзейская набережная) и пожалуй всё. Ставангер - небольшой кусок "старого" города, с узкими улочками - на большого "фаната" Норвегии. Кристиансан - то же самое, интересен только блошинный рынок (если попадёте в субботу). Осло достоин только однодневного проезда.
В Норвегии главное - это природа!!! Лучше настраивайтесь на походы, например Прекестолен (два часа туда, два часа там, час назад), язык Тролля (четыре часа туда, четыре часа обратно), горошина Кьераболтен (из Lysebotn: четыре часа туда, четыре обратно или на кораблике из Forsand), стена Троллей (в целом часов на 5-8, можно и на пару дней) и ещё там много маршрутов. Берите трекинговую обувь + хорошие фонарики.

Kot Paslyon
надеюсь вы сильны в английском? это социальная система вместо болтовни... http://www.independent.co.uk/news/world/europe/finland-to-consider-introducing-universal-basic-income-in-2017-a6963321.html 550 евро в месяц на поддержку штанов... причём это потянет скорее всего и остальные государства в Европе на такие выплаты. Европа не хочет революции. У нас пока удаётся всё гасить болтовнёй.

Максим
Я думаю, сначала заехать в Forsand, узнать (купить) билеты на паром до Lysebotn, затем отправиться на Прекестолен.

Максим
в Лисеботн идёт живописная дорога с тоннелем. Я бы не отказал себе в удовольствии прокатиться по ней. В конце там есть площадка, где обычно оставляют автомобили и топают пешком на кераболт. Только там идти, если я правильно помню, через 3 или 4 горы. Как у вас с физухой?

Возле прекестолена только один паршивенький, но дорогой кемпинг. Категорически не советую!! Планируйте маршрут так, чтобы заехать на Прекестолен и ехать дальше. Подъём на него много времени не занимает. Там проложена широкая народная тропа. :-)
Машину можно оставить на "охраняемой" платной стоянке, но некоторые люди, оставляют машину на обочине дороги. По-моему тоже вариант (если там уже знак не поставили).

Максим
И жильё я давно выписал (в каком конкретном месте и его стоимость), но именно в районе Прекестолен и Lysebotn жилья особо не нашёл. Как там получиться? Можно в машине поспать. Да я проложил путь по дороге в Lysebotn, но она к сожалению не идёт вдоль фьорда. А проехать всё равно по ней (Fv500) получиться. С физической подготовкой вполне хорошо))) У нас тут не далеко (километров 800) от Новосибирска Горный Алтай, и там ходим в походы с рюкзаками и палаткой (3 - 4 дня в пути).

kizil asker
ну и гуд! я чувствую, что вы "правильные" туристы! :-)
с жильём не заморачивайтесь и не привязывайтесь, это - главное визу получить. Езжайте как едется: там уже будете на месте решать. Попадаются много кемпингов которых нет на тур.картах (не заплатили может быть за рекламу). Бывает, норвеги в деревнях предлагают останавливаться у них: смотрите на рукописные таблички вдоль дорог. В машине тоже можно кантоваться, мы как то в Дании так спали... В районе Прекестолена уже тепло и даже жарко...
Я как понял, вы заходите с юга? Мы зашли в первый раз в Норвегию с севера (начали с Тронхейма). И сразу опупели от красот! Потом, чем ниже спускались по Норвегии тем хуже и дороже становились кемпинги, больше становилось толкотни... в общем, если бы мы начали снизу, то общее впечатление от Норвегии у нас бы подпортилось...
Дальше на север, будет плато Хардангервида (где и язык Троля). Там очень много проложено пеших маршрутов, поставлены домики для ночлега (бесплатно). Если кинете мне свою почту, я отсканирую и вышлю вам тур.карту этой местности с маршрутами.
Далее, от Odda уходит дорожка грунтовая на запад, в ущелье, если не ошибаюсь, Buerdalen. Дорожка кончается на ферме и оттуда проложен пеший маршрут к леднику Фолгефона. Виды потрясающие. Подниматься при хорошей физ.форме часа два. Но там надо реально хорошую форму, так как иногда надо карабкаться на скалы (там приделаны канаты). Наверху вид на ущелье - потрясающий!! Кстати, в самом Одда кемпинг отстойный.
Обалденный горный пеший маршрут Romsdalseggen (1200 м над уровнем моря). Занимает часов 8. Требует формы.
Дальше - красивейшая грунтовка Aursjoveien к водопаду Mardalsfossen!!
В Geiranger рекомендую сесть на паром (вместе с машиной) у уплыть по фьордам в Valldal.
Атлантическая дорога ничего особенного из себя не представляет... вам повезёт если вы поедет по ней в шторм. Тогда - да, интересно будет! :-)
Кладите на Норвегию не меньше месяца.
Надеюсь напишите отчёт по поездке. Будет очень интересно почитать.
Если что, то пишите уже на почту: ahmed-moto@yandex.ru

60-й регион
Отличный отчёт, очень понравился. Всё мечтаю съездить в Мурманск на ледокол, ну и потом возможно в Норвегию. Я так понял, что разводить костёр там можно только в специальных местах, а в карманах готовить возможно только на газу.

Сызрань
Паром ходит по 3 рейса в день и обычно вмещает всех желающих (во всяком случае я не наблюдала, чтоб кто-то остался до следующего рейса).

Так это внучка? А я не понял )) Смотрел пару недель назад ваше видео, поставил +, очень понравилось, но - мало! ) Осознал норвежские расстояния - не разгонишься однако по их кривым дорогам, действительно на такую "кругосветку" с месяц нужно, а где ж его взять ((
Подскажите, на ютубе раньше встречал что народ клеил на авто наклейки "Норд-кап", а последнее время про них никто не упоминает и даже на снятом видео сувенирного магазина есть даже меха, но не наклейки ( А зачем же ездить на Норд кап если там даже наклеек не дают?! )))

reisija

точно не знаю, поищите поиском что то типа "право на природу, норвегия"
костровищ в карманах не видел. один раз костровище видел на полянке у водопада Навитфоссен. Там относительно "дикое" место. в стороне от основных дорог.

Egen

спасибо за положительную оценку "творчества" доморощенного :-)
отснято намного больше: версия "для внутреннего пользования" вышла на 4 часа, а в ютюбе просто купированная версия.
Наклейка - как же! (на фото)
Только не знаю как там раньше было, а сейчас надо покупать самостоятельно. И большие и маленькие есть.
Так что кто в теме, тот видит.
Просто, многие знакомые, видят наклейку и (если спрашивают, ещё!!), то не знают что это, где это...

kizil asker
reisija точно не знаю, поищите поиском что то типа "право на природу, норвегия" костровищ в карманах не видел. один раз костровище видел на полянке у водопада Навитфоссен. Там относительно "дикое"...
спасибо за положительную оценку "творчества" доморощенного :-) такие отзывы вдохновляют. А то сидишь, корпишь над кадром и думаешь: а кому это надо нафиг?! :-)

нет-нет-нет, это вы зря так думаете ! ) Я сам когда выкладывал по Европе и видео свое урывочное и отзыв тоже мысли были кому это надо, всё на сто раз известно, НО. Когда сам планировал путешествие, искал интересующие мелочи вроде гостиниц, парковок, достопримечательностей, поворотов, где перекусить, сколько ехать, где бывают пробки и т.д. Весь и-нет завален всем чем угодно, много - о себе любимых )), а вот нужные рациональные зерна приходится выискивать с трудом (
Например. Думал где остановиться в Венеции. С детьми и всего на одну ночь - время очень драгоценно. На самом острове нашел "гараж Сен Марко". По карте в гугле одно, а на самом деле как там что где? - и нашел-таки видео товарисч снимал дорогу. Оно в основном и повлияло на решение, хотя потом на практике оказалось все еще проще )). Но это же потом, а когда сам не был и впереди куча неизвестности - как?
Другой пример. Сейчас досматриваю сериал ) съемки еще 2014 года с видеорегистратора поездки от Питера через Норд кап и всю Норвегию. Более 60 частей, и пока еще не все выложено. Просмотров в среднем сотня, где-то даже 60 - за год и больше. Тоже казалось бы, не стоит результат затрат времени на монтаж. Ну кто будет смотреть всю дорогу Норвегии по регистратору?! Но именно только оттуда я увидел / узнал и рассчитал сам для себя сколько ехать от Атлантической дороги до Лестницы троллей, где по дороге остановиться полюбоваться а где можно проехать дальше, что между Лестницей и второй лестницей у Гейрангера на каждом шагу заселено все и отельчики / кемпинги куча, в то время как на карте там только 1 кемпинг показывает, и вообще Тромсе и Тронхейм маст си а Олесун можно и нафиг... Так что, на каждый кадр свой зритель найдется )) Вот я еще не решил про осмотр трамплина о котором вы столько наговорили и не знаю как впихнуть в расписание Бисмарка (с детства корабли люблю ))) )... И еще не додумал про палатку на крышу... хотя и с составом пока не понятно, детям то в школу то в институт... эх, где ж там моя пенсия )))...
В общем, товарищи, всех убеждаю - пишите, снимайте, как можно больше и в мелочах! Всё когда-нибудь кому-нибудь да пригодится! ))

kizil asker
о как!!! (удивлённо) видео с регистратора... это ж на сколько часов?! На сколько я в курсе, человек серьёзно рисковал: там регистраторы и антирадары запрещены вплоть до уголовной ответственности.

на счёт толковых отзывов тоже согласен - очень мало. Перелопачиваешь кучу отчётов, убиваешь уйму времени чтобы выцепить полезную информацию по маршруту.
Когда готовлюсь к поездке, тоже шерстю и-нет, литературу по туризму (времён СССР). Начиналась когда то серия путеводителей в конце 80-х и тут же сдохла "Автомобильные и мотоциклетные маршруты СССР". С треками-легендами, подробным описанием что посмотреть, где можно остановиться, краткой истории мест, рекомендациями... Сейчас таких почти нет. Случайно купили очень толковый гид по Испании ещё в конце 90-х. В первую поездку по Норвегии в 2013 году покупал как мне показалось хороший путеводитель (долго стоял копался в книжном магазине). Как оказалось на практике, книгу можно было просто выкинуть сразу, чтобы не отвлекала время - до того идиотски была составлена...
В поездке несколько раз встречался случайно с фанатами Норвегии, в основном автомобилисты из Питера. ПО моим наблюдениям они делятся на северных и средних (Фанатов Северной Норвегии и средней). Или-или. Одни говорят, что на севере нечего делать, вторые говорят: а что юг?-нафиг его, ничего там интересного нет, вот север - это да! :-) и те и те ездят в год по несколько раз. От них я получал много информации по ходу поездки и корректировал свой маршрут по ходу дела иногда. В общем, эти фанаты где то тусуются в инете, поищите. Они там обмениваются координатами дешёвых и хороших кемпингов, магазинов и прочее, прочее...
Между лестницей Троллей и дорогой Орлов (вы называете её вторая лестница) ничего особо интересного нет. Лучше садитесь в Valldal на паром, который по трём фьордам доставит вас в Герангер, там немного едете назад (километров 20-ть) и проезжаете по дороге Орлов на смотровую площадку. Любуетесь видами и едете опять через Герангер вперёд и заезжаете на гору Далсниба и получаете сумасшедший вид на Герангер-фьорд (всё выглядит как на макете).
Кьё-фьорде есть только маленький музей посвящённый линкору Тирпиц. И маленький памятник погибшим "диверсантам" которые пытались взорвать линкор на маленьких подлодках. Самих кораблей там нет: Тирпиц распилили на металлолом после войны, а Бисмарк на дне моря где то у Гибралтара. Недалеко от Тромсо есть ещё место последней стоянки Тирпица, где его бомбили 500-тонными бомбами Tallboy. Теперь там, где бомбы попадали на берег, огромные воронки заполненные водой. И небольшой памятник погибшим морякам. Когда Тирпиц перевернулся он унёс с собой около 900 человек команды. Война грязное дело... Только политики на этом наживаются...
Лыжный трамплин обычный, только очень огромный, но ради него тянуть нитку маршрута смысла нет. Мы его случайно обнаружили.