Оранжевое настроение (Польша — Германия — Голландия в июне 2014-го)

27.12.2016 | 12150 просмотров

Этот отчёт о поездке по маршруту Польша — Германия — Голландия, совершённой в июне 2014, написан моей супругой Леной. За 2,5 прошедших года у нас уже состоялось несколько других путешествий с соответствующими отчётами на «дроме», но, как говорится, — лучше поздно, чем никогда. Итак, поехали!

Как всегда, июньский отпуск был запланирован заранее. Ещё в марте забронировали домик в Словакии, прорабатывали варианты осмотров близлежащих городков, составляли план достопримечательностей. Но, как бы штампованно это ни звучало, жизнь вносит коррективы.

Отпуск оказался под вопросом, бронь пришлось отменить. Когда же, наконец, стало ясно, что отпуск состоится, до него оставалось две недели, и появились новые проблемы. Визовый центр, выручавший нас на протяжении нескольких лет, перестал принимать документы на словацкую визу в связи с большим процентом отказов. Чехи стали делать визы только при наличии оплаченных отелей, что совсем нас не устраивало.

Помощь пришла откуда не ждали. В одной конторе предложили сделать голландскую визу. Совсем не Словакия, но что делать. Значит, судьба нам посетить Нидерланды — надо же подтвердить факт нахождения в стране, выдавшей визу. Ехать через Польшу, значит, появился шанс посмотреть Мальборк, давно откладываемый из-за несовпадения маршрутов. Решили заранее отели не бронировать, ехать спокойно, не привязываясь никуда по времени, как ворона из мультфильма про домовенка Кузю: «Куда хочу — туда лечу».

Итак, документы на визу поданы, 10 дней ожидания — и 11 июня, то есть в день планируемого отъезда, нам приходят смс-ки: «Ваши визы готовы, вы можете забрать паспорта сегодня до 20 часов». Супер! Как оказалось, визы годовые. Два раза супер, значит, не придется делать отдельную визу, поскольку в планах — Финляндия на новый год и чемпионат мира по хоккею в Праге на май 2015 года.

Машина — дизельный «Киа Гранд Карнивал», показавший себя с лучшей стороны во время предыдущих поездок. На ночёвках два последних ряда складываются, на них кладётся надувной матрас, вещи «переезжают» на передние сиденья — трёхспальная кровать готова.

Обычно мы всегда выезжаем вечером перед выходными, но в этот раз из-за непонятной ситуации с получением виз (дадут — не дадут, успеют — не успеют), заранее мы не готовились и чемоданы не собирали. Поэтому, чтобы не пороть горячку, вечером собрали все необходимые вещи, купили продукты, загрузили в машину и в 9 утра 12 июня спокойно выехали.

Пермь провожала нас проливным дождём. Дороги пустынны, что не может не радовать. Описывать дорогу по России и Белоруссии не буду, нигде не останавливались, ничего не смотрели. Москву проехали 13-го днём по почти пустой (видимо, в связи с выходным днём) МКАД.

Перед границей с Польшей остановились на сон, к таможне подъехали в 7 утра. Как выяснилось, зря, до 8 часов там пересменка. Нет худа без добра, решили мы и поспали ещё час. Потом потратили ещё два часа на прохождение. Вроде и машин немного, но все очень медленно. Красный коридор закрыт, поэтому все оттуда идут в зелёный, на каждую машину уходит по полчаса. Весёлый польский таможенник поинтересовался, везём ли мы запрещённые продукты: мясо, молоко. Я честно сказала, что у меня лежит пакет молока для детского питания, но если надо, я его выпью тут же. «Да нехай лежит, — ответил дядька, — проезжайте».

Как оказалось, нам ещё повезло с очередью — на польской территории хвост из машин растянулся на 12 км (специально отметили), но в основном это были фуры.

Вдоль трассы продавали жёлтую черешню каких-то необъятных размеров, мы исходили слюной, но наличных денег с собой не было, а банкоматы по дороге никак не попадались. Наконец, заехали в какой-то городок, нашли банкомат, купили черешни.

Ближе к вечеру добрались до Мальборка. Сунулись в один отель, в другой — мест нет. Хостел — мест нет. Паркинг — мест нет. Что же это такое? В одном отеле нам объяснили — в город приехала французская армия, поэтому всё занято. Поехали искать пансионы, которые есть в путевых точках навигатора. Здесь тоже непонятки — адрес пансиона указан, навигатор говорит, что заданная точка справа (или слева), а никаких указателей на домах нет, обычные многоэтажки. Обратились за помощью к местному населению. Слегка поддатый дядька на смеси польского, русского и английского начал объяснять, где можно найти ночлег, одновременно рисуя схемы на пыльном стекле водительской двери. С его подачи мы нашли ещё один отель, в котором и остановились. Уж не знаю, какая такая французская армия приехала, но утром на завтраке столовая была заполнена немецкоязычными пенсионерами, в основном, дамами.

К замку Мальборк пришли чуть раньше открытия. Стоимость входного билета — 47,5 злотых (1 злотый тогда был примерно 11,3 руб.). Народу немного, везде объявления, что проводятся бесплатные экскурсии на разных языках, в том числе и на русском. В кои-то веки мы решились на организованную прогулку и обратились к русскоязычному гиду. И это был тот редкий случай, когда мы не пожалели. Группа собралась небольшая, человек 8-10, гид Александр рассказывал с увлечением, не гонял нас галопом, а давал возможность рассмотреть все тонкости построек и росписей.

Состояние замка после Второй мировой войны,

Замок в наши дни.

Родион примерил на себя шлем крестоносца.

Экскурсия заняла 3 часа, плюс полчаса мы потом гуляли самостоятельно. Единственное, куда мы не попали — это под крышу, туда надо было покупать отдельный билет, а карточки не принимали.

Недалеко от замка находится динопарк (взрослый билет 19 злотых). На запутанной дорожке между деревьями расположены макеты динозавров в натуральную величину. Датчики, включающиеся при приближении человека, заставляют ящеров двигаться и издавать звуки. Даже мы были впечатлены, а уж дети-то явно были бы в восторге.

Там же есть небольшой музей окаменелостей с сувенирным магазином, мини-зоопарк, детская площадка, обеденная зона.

После Мальборка никаких конкретных планов у нас не было, ехали, как говорится, куда глаза глядят, главное, чтобы доехать до Нидерландов и по пути посмотреть разные интересные места — как городские, так и природные.

Дальше колёса повезли нас в Гданьск. Жаль, что приехали мы туда поздно, в 18 часов, и не успели в зоопарк.

На улицах Гданьска:

На завтраке в отеле Мальборка Родиону понравились сиропы, поданные к блинам, и мы решили купить их домой. Прошлись в Гданьске по нескольким магазинам, но не нашли ничего подобного. Увидев в ларьке с мороженым такие же сиропы, мы подошли узнать, где их можно купить. Молодой человек, старательно подбирая русские слова (на английский он сразу помотал головой), объяснил, что «в склепах (магазин — польск.) не можно покупать», только в больших магазинах типа «Селгрос» или «Макро». Ясно-понятно, решили мы и больше не ходили по магазинам. До 20 часов просто погуляли по городу и поехали по побережью Балтики в сторону Германии.

По дороге увидели указатель на какой-то замок. «Поехали?» — «Поехали». К замку подъехали уже к темноте. Оказалось, что сейчас это отель, но мест в нём нет. Ехать куда-то дальше было уже поздно, поэтому, спросив разрешения у администратора, мы поставили машину во дворе и улеглись в ней спать.

Утром на трассе несколько раз встретили рекламные щиты какого-то морского парка. Поскольку подобные вещи нам нравятся и, как известно, бешеной собаке семь вёрст не крюк, мы свернули в сторону от основного маршрута, рассчитывая увидеть нечто похожее на океанариум.

В реальности всё оказалось несколько прозаичнее. Sea Park Sarbsk (координаты 54°44' 16.4'' C, 17°38' 51.4'' В) — это просто детский развлекательный центр с двумя бассейнами с котиками и кучей скульптур морских обитателей в полную величину.

Несколько павильонов рассказывают о моряках и морской жизни. Меня как фанатку любых видов ракушек впечатлило большое количество поделок из них. Ниже несколько картин для примера:

Понравился перевёрнутый «старинный» корабль. Непривычные ощущения: всё вверх ногами, ориентация в пространстве нарушается, голова слегка кружится.

Что очень впечатлило, так это 3Д-аттракцион с доисторическими чудовищами. Ух, как же я люблю всяческие древности!

Хочется предупредить, что совсем маленьким детишкам там может быть страшно. При нас безуспешно пытались успокоить бьющегося в истерике ребёнка, но его можно понять — не каждый малыш может выдержать, когда на него несётся огромный мегаладон с открытой пастью.

И напоследок ложка дёгтя. Рядом с чудовищами 5Д-кинозал, на афише симпатичная черепаха высовывается из толщи воды. Какие могут быть предположения о сюжете с такой рекламой в морском парке? Конечно же, только подводные съёмки, и ничего более. Покупаем билет, идём в зал. Ох, как же мне хотелось ругаться, когда нам стали показывать ролик о заброшенном доме, привидениях, пауках и прочей нечисти!

Пока-пока, подальше от этой гадости, поближе к морю. Наверное, для многих плохо знающих географию, будет открытием, что в Польше есть море, но это так.

Мы приехали в Лебу. Море! Холодное до жути, что не мешает совершенно синим детям плескаться в прибое. Тепло, +18, солнце припекает, но ветер совсем не ласковый. Однако местные нашли выход и прячутся от него вот за такими весёлыми «заборами» из ткани:

Продаются они тут же, разных цветов и размеров, мы тоже прикупили себе 5 метров счастья на последние 30 злотых. Реально полезная штука, впоследствии не раз убедились в её защитных свойствах от ветра на разных пляжах России и Европы.

Следующим пунктом нашего путешествия были дюны в Словинском национальном парке (координаты парковки 54°45' 12.0'' C, 17°31' 02.0'' В). Расстояние от входа до дюн — около 6 км. Чтобы сэкономить время и силы, мы взяли напрокат велосипеды (10 зл. в час или 15 зл. без лимита времени) и чудесно прокатились до дюн, а вот там уже пришлось топать ножками. Тренировка, массаж и пилинг в одном флаконе. :) Многие просто раскидывают пледы и загорают посреди «пустыни».

Вечером, уже на выезде из Польши, мы увидели огромные буквы «Макро» и повернули к ним, надеясь купить те замечательные сладкие соусы, которые приглянулись на завтраке в Мальборке.

Удивительное дело — обычно у супермаркетов огромные толпы машин, а здесь почти пусто, видимо, дело было перед закрытием. Мы подошли к двери и первым делом спросили у охранницы, можем ли здесь купить что-то, так как мы просто туристы, а это явно магазин типа «Метро», и у нас нет карточек покупателя сети «Макро». Да-да, заверила нас страж ворот, можете, заходите, вход вон там, а это выход. Ну и замечательно, решили мы и потопали внутрь.

Магазин огромный, но долго блуждать по нему не пришлось, сиропы нашлись на втором же стеллаже, а больше нам и не надо ничего. Набрав несколько бутылок, мы подошли к кассе и услышали: «Вашу карту, пожалуйста». Ах ты ж блин, ведь мы же специально уточняли это! Объяснив кассиру, что мы туристы, карты у нас нет, а охранница ввела нас в заблуждение, мы были готовы уйти, но тут милый мальчик позвонил по внутреннему телефону и сказал что-то типа: «Пани Иоанна, тут стоят русские туристы, хотят купить, но у них нет карты». Через минуту подошла пани Иоанна, провела своей карточкой по терминалу и улыбнулась нам: «Проше, пане». Всё быстро, просто и по-доброму. Большое спасибо этим милым людям.

На въезде в Германию все машины не с немецкими номерами останавливала полиция. Неулыбчивая сотрудница буркнула нам: «Папир!», забрала паспорта и ушла с ними к своей машине. На моё: «Мы едем в Гамбург, а оттуда в Голландию» она просто не обратила внимание. Потом молча отдала нам документы и махнула рукой, типа, можете ехать.

Около 11 часов приехали в Любек. Парковка — 60 центов в час или 6 евро за день. Погуляли по городу, перекусили на улице жареными колбасками с горчицей, купили клубнику — красивую, ароматную, но невкусную. Старая часть города расположена на речном острове:

Старинные Голштинские ворота.

В Гамбург приехали ближе к вечеру. Несколько кругов нарезали около хостела, но так и не нашли место для машины, хотя на сайте было сказано «своя парковка». Вдоль дороги мест нет, у домов расчерчены места для своих машин с указанием номеров. Решили встать пока около какого-нибудь магазина, заселиться в хостел, а там разбираться. Увидели супермаркет «Лидл», подъехали к нему, прочитали объявление, что парковка только для покупателей и только на час. Ладно, думаем, успеем за час. На листе бумаги написали время и ушли. У остальных машин под стеклом лежали пластиковые циферблаты с указанием времени.

Заселились в хостел, спрашиваем, где можно поставить машину. «Где найдёте место». Это называется своя парковка?

Забрали «Карнивал» от «Лидла», нашли какой-то пятачок поближе к хостелу, втиснулись. Я пошла к гаражам, где крутились местные мужики, узнать насчёт возможности оставить машину на этом месте, а Родион — в другую сторону с той же целью. Мне сказали, что парковаться там категорически нельзя, а Родиону — что можно. Мы решили, что отсутствие запрещающих знаков играет за нас, и «Карнивал» будет ночевать здесь.

Достали вещи, закрываем багажник и слышим сзади на чистейшем русском: «Это ж откуда вы к нам приехали?». Оказалось, в Гамбурге очень много бывших соотечественников. Конкретно эта пара живет здесь 18 лет. Постояли, поговорили минут 40. Нам рассказали, что и где стоит посмотреть в городе, как удобней по нему передвигаться, где и чем пообедать. Эти советы нам весьма помогли на следующий день.

При самостоятельных поездках по городу очень удобно купить «группенкарте» стоимостью 10,8 евро. Она действует на весь общественный транспорт и прогулочные пароходики в течение 9 часов одного дня, до 5 человек включительно, продается в автобусах и не требует компостирования. Билет на туристический автобус — 17,5 евро на весь день.

Утром спустились в метро и не могли понять, в какую сторону нам идти. Я по-немецки обращаюсь к проходящей мимо женщине: «Прошу прощения, скажите, в какую сторону нужно ехать к главному вокзалу?». Не останавливаясь, она бросает через спину: «Нихт ферштейн». Родион мгновенно отреагировал ей вдогонку: «А по-русски?». И тут она резко останавливается и протягивает: «Да-а-а-а». Позже муж объяснил, почему он так быстро понял, что нужно спросить тётеньку на русском: просто она ответила так же, как и он бы произнёс эту фразу, потому что именно так это и звучало в советских фильмах о Великой Отечественной войне (этим его познания в немецком и ограничиваются). Видимо, женщина росла на тех же фильмах. :) В общем, ничем она нам не помогла, не знала, в какую сторону ехать (хотя это кажется довольно странным), но мы и сами потом разобрались.

Первым делом направились к ратуше. Здание действующее, в нём до сих пор работает местное руководство. Несмотря на это, вход свободен для всех.

Ратуша.

Внутренний двор ратуши.

Погуляли по городу, зашли в несколько церквей. Около одной из них наткнулись на скромный памятник Карлу Великому, императору Священной Римской Империи, объединившему земли Германии, Франции, Италии.

Карл Великий.

Гамбург:

Реклама «футбольных» булочек в тему чемпионата мира

Мы тоже попробовали.

Обедать решили где-нибудь в городе, но не в туристическом месте. На какой-то улочке увидели «Донер-кебаб» и очередь из офисных работников. Значит, здесь вполне съедобно, решили мы и присоединились к очереди. Действительно, оказалось не просто съедобно, а довольно вкусно. А ещё быстро, дёшево, сытно. Единственное замечание — очень остро, поэтому на любителя.

После обеда вернулись к хостелу за «Карнивалом», но перед выездом из Германии решили помыть машину на мойке самообслуживания. Впервые столкнулись с тем, что из шланга подается только пена, смывать нечем, потом надо обтирать машину насухо. Хотя, скорее всего, просто не разобрались с автоматом и наугад выбрали такую программу.

Пока мыли, разговорились с местным жителем, обсудили проходящий Чемпионат мира по футболу. Как сказал дядечка: «Россия — хорошая страна, а вот российские футболисты — не очень хорошие игроки». Тактичный немец :)

И вот к вечеру добрались мы до Голландии, к месту очередной остановки. Им оказалась аутентичная голландская «деревенька» под названием Rossum, в которой мы с помощью сайта booking забронировали номер, пока ночевали в Гамбурге.

Симпатичные домики, кругом цветы, просто стерильная чистота, тишина. В частном доме две комнаты сдаются под проживание, отдельная ванная, туалет, кухня, холодильник. В буфете — чай, кофе, печенье. Утром хозяйка подаёт завтрак — хлеб, тосты, колбаса, круассаны, чай, кофе. Всё удовольствие — 58,5 евро.

Гармонично смотрится :)

Отель «De horst» в Rossum.

Хозяйка сказала, что помимо нас у неё гостит ещё пара из Германии, показала нашу комнату и спросила, во сколько мы будем завтракать. Определившись, мы пошли на улицу погулять и посмотреть, как живёт народ в голландской сельской глубинке. Маленькое поселение, домов 100, вряд ли больше, а в нём 4!!! полноценных футбольных поля и теннисный корт! Обязательная церковь, кафе, детский сад, магазины. Каждый прохожий, а точнее, проезжающий (на велосипеде, ибо это же Голландия) здоровается, а дети так ещё и пытаются поговорить.

Хозяин нашего временного пристанища вышел прогуляться с собакой. Обратите внимание на его обувь — настоящие национальные деревянные кломпы. Мы раньше такие только в сказках по телевизору видели да ещё в качестве сувениров в магазинах.

Когда вернулись, встретились и познакомились с немцами. Михаэль с супругой приехали поболеть за сборную Голландии (игру показывали где-то в фанзоне на площади на большом экране) и отдохнуть от своих четверых детей. Нам показалось странным, почему они болеют за Голландию, а не за Германию, и по-моему, мы даже спрашивали их об этом, но сейчас уже не помним причину.

Им тут ехать три часа, но видели бы вы их удивление, когда они узнали о том, откуда приехали эти «ненормальные» русские. В очередной раз мы убедились, что для большинства европейцев сама мысль о дальней поездке вызывает шок. Посидели с ними перед телевизором, посмотрели игру Испания—Чили, попили чаю. Угостили немцев конфетами «Птичье молоко», похваставшись, что такие делают только в России (потом оказалось, что не только).

Голландия не жалует нас теплом… Утром +14 и дождь. Немцы уехали очень рано, мы немного задержались. Хозяйка принесла нам книгу отзывов, попросила сделать там запись. Сказала, что у неё бывали люди из многих стран, даже из Южной Африки, а вот из России мы первые. Мы не могли отказать в такой просьбе. На прощание подарили ей коробку конфет «Пермский сувенир», она сказала, что таких никогда не видела и обязательно выложит их фото в свою страничку на Фейсбуке.

По дороге в Утрехт я вспомнила, что в холодильнике отеля остался контейнер с красной смородиной, которой нас угостили бывшие соотечественники в Гамбурге. Так ведь не зря есть такая примета — вернуться, если что-то оставил. Значит, судьба нам снова посетить когда-нибудь этот милый городок.

Родион решил сделать мне сюрприз и привёз сначала не в отель, а в замок Хаар.

Очень красивый замок, как увидели мы из-за забора, такой же красивый парк (тоже из-за забора). Почему из-за забора? Потому что заехав на парковку и заплатив 4 евро, мы подошли к воротам и увидели на них ма-а-а-аленькое объявление, что сегодня замок закрыт на частное мероприятие. Почему нельзя было разместить это же объявление ДО парковки? Ну что ж, пусть наши 4 евро пойдут на развитие Голландии. Кстати, надо заметить, что дороги в Голландии настолько качественные и шикарные, что по сравнению с ними знаменитые немецкие автобаны проигрывают примерно так же, как наши российские дороги германским.

К часу дня мы разместились в отеле в Утрехте, заплатили 156 евро за три дня + 7,80 евро — городской налог, поставили машину на парковку. Администратор сказала, что ехать до центра 3-4 остановки, это минут 10, объяснила, где автобусная остановка. Пришли на остановку, там висит табло с расписанием каждого маршрута. Наш через 4 минуты, просто замечательно.

Прошло 4 минуты… 6 минут… 10 минут… Автобуса не видать даже на горизонте. Плюнули и пошли пешком. В конце концов, так гораздо лучше можно узнать город. Надо сказать, шли мы как раз по пути следования автобуса, но он нас так и не догнал. :(

Ещё вчера, гуляя по деревушке Rossum, мы обратили внимание на такой момент — голландцы в повседневной жизни обожают оранжевый цвет, а уж что творилось там во время Чемпионата мира, это просто какое-то апельсиновое сумасшествие в масштабах всей страны: украшения на улицах оранжевые, мебель оранжевая, одежда оранжевая, даже пирожное в магазинах и вода в фонтанах — и те оранжевые.

Постепенно и нам стало передаваться это позитивное «оранжевое» настроение, так что перед отъездом мы даже купили домой парочку оранжевых вещей — я себе плед, а муж футболку. Должна признаться, что до той поездки я не любила оранжевый цвет в предметах и одежде, но благодаря голландцам моё отношение к нему круто поменялось :) И сейчас, когда я вижу какие-то оранжевые вещи, сразу с теплотой вспоминаю Голландию, а для яркого сочного оранжевого цвета у нас появилось определение «голландский».

На улицах Утрехта:

Зашли в один магазин, я присмотрела коллеге сувенир — симпатичный подсвечник, но вот ведь незадача — карточки не принимают, а банкомата в пределах видимости нет. Пришлось оставить подсвечник. Идём дальше. Ещё магазин — карточки не принимают. Терминалы при этом наличествуют. Мы в полнейшем недоумении. Закусочная — карточки не принимают. А есть хочется всё сильней.

Наконец, вот оно, счастье: банкомат. Первым делом — обед, потом снова прогулка по городу. Всё, силы на исходе, пора в отель. Вот тут нам и попался автобус. 2 евро, 5 минут, наша остановка. Недалеко супермаркет, зашли за продуктами. Опять двадцать пять — терминалы есть, карточки не принимают. Что за ….! Спасибо, нашёлся добрый человек, объяснил русским туристам, что в Голландии существует своя банковская система и свои карточки, а «Виза» почти нигде не котируется.

На следующий день по плану Гаага, парк «Маленькая Голландия». Всё интересное в Нидерландах мы не успеем посмотреть за несколько дней, так хоть в миниатюре получим представление о главных достоинствах страны.

Ура, здесь принимают «Визу». Билет 15,5 евро, прогулка заняла примерно 2 часа. На территории есть кафе с большим выбором блюд, несколько сувенирных лавок. Около многих экспонатов стоят интерактивные экраны, где на нескольких голосом или текстом рассказывается о том или ином сооружении. Приятно удивило и порадовало наличие русского языка.

Всё ездит, плавает, крутится, сопровождается соответствующими звуками. Интересно даже взрослым.

Куда же без красных фонарей в Голландии?

Макет Музея тела.

Поля тюльпанов.

Обнаружили интересный аппарат: фотографируешься, выбираешь обрамление для открытки, вводишь электронный адрес и вуаля — получи, друг, привет из Голландии. Вот только из четырёх отправленных нами на разные адреса (для подстраховки) открыток пришла всего одна.

А это уже настоящий Музей тела возле г. Лейден.

Билет 17,5 евро, экскурсии по 45 минут только группами по 10-15 человек, группу запускают каждые 7 минут. Каждому выдают аудиогид, в том числе и на русском. На эскалаторе поднимаешься в колено, а оттуда продолжаешь путешествие по человеческому телу: живот, сердце, горло, голова. Съёмка запрещена.

Обратно спускаешься пешком по лестнице. На этажах и лестницах установлены различные забавные технические приколы, информационные плакаты и шарады. Вот для примера несколько картинок:

В целом прикольно и необычно, не пожалели, что посетили.

Последним пунктом нашей программы в тот день стал маленький городок Katwijk aan Zee на берегу Северного моря, выбранный просто наугад поблизости. Определив машину на платную стоянку (2 евро за 1,5 часа), пошли на берег. Вода холодная, ни загорающих, ни купающихся нет.

Поставив кроссовки на песок, я потопала вдоль воды, собирая ракушки — таких у меня еще нет. Валяются огромные раковины, величиной с мою ладонь, но все сломанные. В поисках целой ракушки мы ушли довольно далеко, но так и не нашли ничего, зато поняли причину разбитых ракушек: это вороны и чайки добывают пищу в борьбе между собой.

Мы насобирали другие виды ракушек и пошли обратно.

Оп-па, а где мои кроссовки? Кому-то понадобились больше, чем мне? А нет, вот они, родимые, стоят гораздо дальше от воды, чем я их оставляла. Чья-то добрая рука перенесла их подальше от прилива. Спасибо тебе, заботливый незнакомец!

Ну вот, можно и по городу погулять. Много отелей, ещё больше туристов, в основном, пенсионного возраста. Гуляют себе тихонько, дышат морским воздухом.

В Голландии не принято закрывать окна днём шторами или жалюзи. Для нас это было немного дико — идёшь по улице, смотришь по сторонам и видишь в низких окнах первых этажей людей в своих квартирах, занимающихся повседневными делами — кто-то обедает, кто-то читает, смотрит телевизор. В общем, как в аквариуме. Но при этом так же не принято заглядывать в открытые окна…

На тротуарах, абсолютно не боясь человека, не спеша переваливаются чайки, заменяя собой вездесущих голубей. Правда, в отличие от последних, чайки довольно шумные птицы и устраивают между собой разборки за «хлебную» территорию.

Погуляли до вечера здесь и вернулись к себе «на базу» в Утрехт.

Солнечным прохладным утром 21 июня мы стартанули в Амстердам, до которого всего 40 км. Интересно, а где здесь парковаться? Машин много, парковок мало, все платные (2 евро/час). Вроде нашли одну, но не смогли разобраться с паркоматом. Поймали местного парня, он сперва бодро пообещал помочь. Оказалось, что надо вводить номер машины, а система не позволяет сделать это с российскими номерами. Извинившись, парень сказал, что ничем не сможет помочь. Печальные, мы поехали дальше.

Ага, вон подземный паркинг, есть свободные места, заезжаем. Перед шлагбаумом висит прейскурант: 2 евро/20 минут, 50 евро/день. Увидев такие грабительские расценки, задом выехали обратно.

Ещё круг по кварталу. Так, вон свободное место. Встали. Родион пошёл к паркомату, я гуляю рядом с машиной. Наконец, муж вернулся с талоном. Цена за день — 24 евро, после 19 часов — бесплатно. Всё, можно идти смотреть город. К этому времени немного потеплело, но как-то невнятно: в толстовке жарко, в футболке холодно.

Что сказать про Амстердам? Кратко: архитектура, велосипеды, каналы.

Когда мы перед поездкой говорили, что едем в Голландию, некоторые знакомые хитро прищуривались: «Кексики кушать в кофе-шопах будете?». Ни кексики, ни кофе-шопы нас не интересовали, поэтому мы спокойно проходили мимо, ну разве что сняли на фотоаппарат пару витрин.

«Волшебные» грибы.

После этих грибочков ещё и не такое может причудиться, как в окне на снимке ниже.

Увидев этого кота, подумали было, что он тоже не прочь полакомиться коноплёй, но потом присмотрелись — бамбук:

А так у них даже банки семян конопли есть:

В общем, кофе-шопы — это не для нас с мужем.

Меня больше впечатлили амстердамские антикварные магазины. Моя душа, любительница старинной мебели, рвалась купить «вот этот стул/вот то кресло/вот этот комод». Отрезвляли цены и мысли о том, как же это везти в набитой машине. Родион еле вытаскивал меня на улицу.

Ещё кругом секс-шопы.

Двери открыты, видно, что некоторые секс-шопы — это просто собрание DVD-дисков и уголок типа примерочной с ноутбуком. Кабинка для быстрой разрядки? Как уличный туалет? Кстати, увидев первый раз туалет на улице, я и не поняла, что это за сооружение такое.

Перед отъездом мне позвонила подруга и сказала, что знает о моей нелюбви к фотографированию на фоне достопримечательностей, но я просто обязана сделать это на улице красных фонарей, иначе она мне не поверит, что я там была. Пришлось пообещать. А это, оказывается, и не улица, это целый квартал, который так и называется: «Квартал путан». В домах огромные окна-витрины, в которых горят красные лампы-фонарики и стоят «девочки» в нижнем белье. Правильней было бы назвать их тётеньками, поскольку возраст их явно перешагнул за бальзаковский. Некоторые витрины пусты — человек работает или отдыхает.

При нас пожилой мужичок подъехал к витрине с толстой негритянкой, договорился о цене, припарковал велосипед и направился за удовольствием.

Надпись на табличке под фонарём: Quartier putain. Через минуту окно справа зашторится.

Кстати, все жрицы любви, которых мы наблюдали в окнах в процессе прогулок по Амстердаму, как бы это сказать помягче… довольно страшненькие на вид.

На таких зданиях висят таблички с зачёркнутыми фотоаппаратами, но мы всё-таки сделали два боковых кадра. Фотографировала я. Чтобы в кадр вошло больше, я сделала несколько шагов назад и чуть не задохнулась от аммиачной вони, а в следующий момент ткнулась спиной в мужскую спину: человек справлял малую нужду. Вот тут-то я и поняла, чтО за странные сооружения стоят по всему городу.

Мужские туалеты в Голландии.

Есть ещё вот такой более приличный вариант в виде «улитки».

Мы были в Амстердаме 21 июня, а накануне (судя по афишам) должен был состояться гей-парад. И вот то ли осколки парада попадаются, то ли это обычное состояние города:

Раз уж мы в Голландии, нельзя не купить луковицы тюльпанов. На упаковке — чёрный и синий цветы. Понятно, что ждать именно таких не стоит, их в природе нет, но надеялась хотя бы на приближение, типа фиолетовый и тёмно-бордовый. Выросли жёлтые, красные и розовые… Эх… «Все врут».

На одном из перекрёстков, где скорость ограничена 30 км/ч, обнаружился вот такой интересный девайс:

Превысишь скорость — получишь грустный смайлик, в обратном случае — весёлый.

Где-то нам попался русский уголок со знакомыми лицами:

Завлекающая реклама разных заведений:

Детский магазин.

Парикмахерская.

Тут тоже понятно, какую ориентацию люди проповедуют.

Ещё одна достопримечательность Амстердама — дом Анны Франк. Памятник девочке стоит недалеко от церкви, а сам дом — в нескольких десятках метров за углом.

Очередь — почти как в мавзолей в советские времена. Мы внутрь не пошли.

Вход в дом Анны Франк, начало очереди.

Продолжение очереди, её конец теряется где-то во дворах за деревьями.

Возвращаясь к машине, увидели на газоне в парке группу молодых людей в костюмах каких-то лесных братьев и зайчиков. Я попыталась незаметно их сфотографировать, но «спалилась» — они дружно повернулись в мою сторону и весело помахали руками.

Ну и небольшая фотоколлекция интересных колёсных экземпляров, попавшихся нам в Голландии:

До восьми вечера прошатались по городу. Пора ехать в отель, собираться домой. Первый раз за отпуск я взяла шагомер. К концу дня он показал почти 15 км. Всего-то?

Сегодня 22 июня, последний день пребывания в Голландии. Надо всё-таки посетить замок Хаар. Поставили машину на парковку, рядом пристроилась местная машина, из которой выскочили трое малышей. Увидели незнакомые номера, спросили у родителей, что это за страна. Папа невозмутимо: «Россия». Тут у него явственно что-то щёлкает в голове, как будто невидимый тумблер переключили, и он с округлившимися от удивления глазами обращается к нам: «Россия?! Правда, Россия?». Это наш любимый момент в общении с иностранцами :) «Вы приехали из России? На своей машине? А сколько ехали? Пять дней?! Ооооо! Пять тысяч километров?! ОООООО!!!»

Замок совершенно открыточный, но жилой, пускают только в некоторые помещения и только в группе с гидом.

Запускают каждый час, билет 14 евро, группы формируются по языковому принципу, но русской нет. Английская — в час, а сейчас — 9:55. Ну и ладно, пойдем с голландской. Иностранным туристам выдали буклеты с описанием всех залов, где мы будем. Гид тоже не смог сдержать удивления, когда мы попросили русский, сказав, что россияне здесь бывают крайне редко. Однако буклет на русском имеется, что не может не радовать. К сожалению, фотографировать в замке запрещено, всю технику надо сдать в камеру хранения.

Кстати, буклет написан хорошим языком, без ошибок, это большая редкость. Хотя в одном месте мы всё же похихикали. Встретив фразу: «обсуждая дизайн комнаты, принцесса и архитектор не встречались глазами», я подумала: надо же, какое художественное описание процесса. Но, читая дальше, поняла, что это такой вариант перевода «разошлись во взглядах».

Одним из гостей замка Хаар когда-то был киноактёр Роджер Мур, о котором в буклете сказано, что в своё время он играл роль Джорджа Клуни. Тоже достаточно сложное изложение мысли о том, что Мур был так же популярен среди женского пола, как сейчас Клуни, типа секс-символ того времени.

За 4 евро можно купить входной билет в замковый парк. Многие так и делают, кто-то просто гуляет между цветов и деревьев, но большинство приходит на пикники.

Напоследок запланирован зоопарк Бюргера в Арнеме. Билет 19,50 евро в кассе и 18 евро — при покупке на сайте. Мы забронировали билет накануне, контролёр в воротах отсканировал с экрана планшета штрих-код и — велкам ту Бюргер-зоо. 5 часов удовольствия!

В зоопарке есть всё — обычные вольеры, тропический павильон, океанариум.

Ламантин.

Эти два пингвина, что снаружи, чем-то насолили своим сородичам в «пещере», и те выгнали их из дома.

Мы минут 15 наблюдали за бесплодными попытками вернуться обратно в семью. В итоге их прогнали окончательно, и им пришлось искать себе новое жильё.

Суровый «мужчина»!

В Голландии даже обезьяны оранжевые!

Родион предположил, что их специально для прикола красят в оранжевый цвет, но они действительно от природы такие, пока маленькие.

Когда мы собрались уезжать, начались заморочки. Парковка, разумеется, платная. Мы подъехали к шлагбауму, а он не принимает ни наличные, ни карточки. В него надо опустить жетон! При въезде никаких указаний на жетоны не было. Поймали какого-то местного, спрашиваем, где приобрести необходимую железку? Опа, в кассе зоопарка! Бежим туда — до закрытия 15 минут. Успели! Хотя не исключено, что после закрытия шлагбаум просто поднимается и парковка превращается в бесплатную. Но мы этого уже не узнаем.

Ну всё, 2 часа дороги и пока-пока, Голландия. Надеюсь, мы сюда ещё вернёмся.

И снова здравствуй, Германия. Впереди по курсу Берлин, очень хочется в него заехать, но Берлин — это в обязательном порядке зоопарк, Пергамский музей и прогулка по городу, а у нас на всё — один день. Да и устали мы, если честно, и даже немного замёрзли, нетипично холодное начало лета выдалось в Европе. После всех напряжённых пешеходных прогулок было бы неплохо отдохнуть, а в идеале — поваляться на пляже. Да где ж его взять?

И тут муж выдаёт мне очередной сюрприз: мы едем в «Тропические острова» (Park Tropical Islands, координаты 52°02' 26.0'' C, 13°44' 52.0'' В), в 40 км от Берлина. Это море, пляж, тропики, птицы, рыбы, аттракционы — и всё под крышей, в тепле. Билет на день стоит 36 евро без сауны, 40 — с сауной.

Вроде как парк этот сделан в бывшем ангаре одной из частей ГСВГ (группа советских войск в Германии).

«Острова» работают с 9 утра до 3 часов ночи, но можно остаться ночевать здесь же, заказав номер в отеле, коттедж, бунгало, шалаш или просто топчан на «берегу». Несколько баров и ресторанов не дадут умереть с голоду, а лавки не оставят без сувениров. Все расходы заносятся на браслет и оплачиваются на выходе. Водные аттракционы рассчитаны как на самых маленьких гостей, так и на взрослую публику.

Мы устроили себе тюлений отдых: валялись на жёлтом песке, купались, прыгали на волнах, пили коктейли, катались на водных горках. С трудом верилось, что снаружи всего +16 и сильный ветер. А здесь солнце, жара и павлины. Самые что ни на есть настоящие павлины, орущие во всю глотку.

Кроме павлинов, там хватает и другой фауны — фламинго, рыбы, черепахи.

Разная экзотическая флора тоже представлена:

Скатываясь с самой большой горки, я зацепилась левой ногой за ограждение и повредила голеностоп, но не придала этому значения. Ну, болит и болит, переживу, не первый раз. Сейчас полежу, поплаваю, и всё пройдёт.

Отдохнув вдоволь, поехали дальше. Очень удивились, что в Германии есть и такие дороги:

Но в отличие от подобных заплат ямочного ремонта в России, здесь они настолько идеально, с чисто немецкой аккуратностью, подогнаны под уровень основного полотна, что их как бы и нет. Ощущение, что едешь по ровной и гладкой дороге.

Остановились на ужин на лужайке перед частным домом в маленькой немецкой деревушке. Заботливые хозяева установили в тени деревьев стационарный стол и скамейки. Недалеко памятник Советским воинам.

По дороге в Польшу остановились переночевать на заправке и увидели парковку «Только для женщин».

А утром было грустно… Нога опухла, встать на неё невозможно, а с собой ни эластичного бинта, ни ортеза. Что делать, пришлось зафиксировать ногу собственными колготками.

От Германии до Варшавы долетели по шикарному платному автобану, только сначала ещё заехали в Познань. Там поставили машину на платной парковке (3 злотых первый час, каждый следующий — 2 злотых) и пошли гулять. По ровной дороге идти более-менее могу, но в гору или под гору — мама дорогая! Явно не хватает костыля или хотя бы трости.

Недалеко от центральной площади наткнулись на магазин «Самурай» — оружие для восточных единоборств. За неделю до отпуска мы заходили в центральный спортивный магазин Перми, там лежал единственный боккен — деревянный тренировочный меч — стоимостью 1 800 рублей. А здесь, в магазинчике размером 2 на 3 метра порядка 15 разных мечей, с десяток ножей и невообразимое количество шестов. Мы выбрали буковый меч, который обошелся нам в 30 злотых (≈ 340 рублей). И — да простит меня тренер по айкидо — временами я использовала боккен вместо костыля.

Познань — очень интересный городок. Старый центр небольшой, красивый, с кучей разноцветных строений, традиционным костёлом и ратушей, а также центральной площадью, на которой кипит ярмарка народных товаров.

На ратуше имеется башня с часами, подобными пражским. Каждый час они демонстрируют бодающихся козликов.

Ратуша с пока ещё пустой площадью.

Дожидаясь очередного появления козликов, мы прошли по городу, на площади понаблюдали за «средневековыми» мастерами:

Купили на обед вредной, но вкусной еды, приготовленной на огромных сковородках. Эх, даже сейчас слюнки текут от одних только фотографий:

Зашли в два костёла — красота невероятная:

Вот и площадь перед ратушей заполнилась туристами, желающими понаблюдать за представлением.

В 12:00 выехали козлы, побились рогами, потом на балкон вышел живой дяденька и протрубил какую-то мелодию.

После Познани на пути к границе отметили для себя еще один замок, который надо будет посмотреть в следующий раз, и заехали в магазин потратить остатки злотых. Помните, мы говорили немцам, что «Птичье молоко» делают только в России? Так вот, оказывается, оно есть и в Польше. Фирма «Милка» выпускает его в нескольких вариантах: ванильное, шоколадное, лимонное.

В 11 утра мы были на таможне в Тересполе. Такой очереди мы ещё не видели. Час простояли на польской стороне, потом ещё два — на мосту через Буг. Машины только с белорусскими номерами, все идут в красный коридор. В зелёный — мы и одна машина москвичей перед нами. Пока ждали досмотра, разговорились с таможенником. Он-то и объяснил нам причину столпотворения — белорусы съездили в Польшу, продали бензин и сигареты, накупили товаров. Сказал, что удобнее всего проходить таможню рано утром, с 2 до 6 часов, в это время очередь возвращающихся «челноков» минимальна, а вот из Беларуси в Польшу лучше ехать с 22 до 23 часов. Потом подошли ещё двое сотрудников, и начался досмотр: проверили каждую сумку, заглянули в холодильник и коробку с консервами, чемодан открыли и переложили некоторые вещи, но всё вежливо и культурно: «Откройте эту сумку, пожалуйста; покажите чемодан, пожалуйста». Нащупав в чемодане бутылку, завёрнутую в футболки, поверили на слово, что это вишнёвый сироп.

Вот и всё, закончилось очередное путешествие. По факту маршрут в заграничной части вышел вот такой:

До Перми ещё двое суток, но мы практически дома. Обратный путь всегда быстрее, уже ни на что не смотришь, только едешь и едешь. Правда, когда мы подъехали к Зеленодольску, это «едешь и едешь» внезапно кончилось. Вот только что ехали, а тут бац — и встали. В общем, на объезд Москвы — 100 км — у нас ушло 6 часов. После Москвы заморочек не было, и в 3 часа утра 28 июня мы остановились у своего подъезда. Нога у меня перестала болеть еще в дороге, так что все закончилось благополучно.

Итоги: проехали 8600 км за 17 дней. За давностью времени расчёт расходов потерялся, так что бюджет поездки можно назвать только приблизительно — немного больше 100 000 рублей, включая все покупки.