|
Всех, зашедших и читающих данный рассказ про автопутешествие в Горный Алтай, приветствую. Много читал, просматривал, представлял про Горный Алтай и наконец-то посетил его небольшую часть, а именно Чуйский тракт до границы с Монголией с небольшими ответвлениями в разные стороны, так как авто, честно говоря, не для пересеченной местности. Но не торопясь проезжали и по ухабам разным и даже пару раз бродики были, но авто выдержало все. Honda Fit GE-6 1.3G highway edition 2-го поколения, 2008 г.в. 100 л/с., просто Ласточка.
Поездка состоялась с семьей, чему я, конечно же, очень рад. Я лучше всей семьей, но не далеко, чем детей к бабушке, а самим живот где-то за бугром греть. ИМХО.
Ниже будет представлена просто опись увиденного с приложением фотоматериала, так как всем известно, фотками как бы и хотелось, но не передать полноты ощущений от увиденного, а поделиться охотно. Забегу чутка вперед и скажу, что нам все очень понравилось, еще хотим!!!
Прокатались мы с 05.08.2016 г., по 13.08.2016 г.
Состав: Я, Жена Ирина, дочь Мария (7 лет) и сын Андрей (6 лет).
Выехали из города Красноярска в 7:30. С вечера еще кое-что уложил в авто, но с утра еще собирались и паковали вещи, поэтому выезд, можно сказать, поздний.
До Мариинска доехали на одном дыхании и оформили первый пикник на травке. Лепота. Перекусили, поразминались. Покатили дальше, погода отличная. Далее Кемерово, после отличнейший автобан, но короткий. Вроде только выскочил и уже надо притормаживать до 90-110 км/ч. Доезжаем до сворота на Шерегеш, и вот далее незнакомая направление, дорога, что еще больше подымает настроение, через Целинное, на Бийск. Дорожное покрытие этого участка в плачевном состоянии, встречаются локальные ремонты, что, в общем, пока не спасает ситуацию. В объезд Бийска держим путь в сторону Горно-Алтайска. Проезжаем Сростки, родину Шукшина, решаем на памятник заехать на обратном пути.
В районе 21:00 решаем остановиться, в заранее найденном и припасенном месте, типа кемпинг называется. Личный дом с постройками во дворе, ночлег, кухня под навесом, в общем, все для туриста. Комната 4- местная обошлась в 1200 рублей. Вот это жилище, дом слева от дороги, обведено красным, ниже на фото. Остановились, расположились. С детьми прогулялись до берега реки Катунь, с противоположной стороны доносилась музыка, лазерные лучи, в общем, народ там гудел.
Проснувшись, с утреца мыльно-рыльные дела. Перекусить решили по пути в кафе. И в дальнейший путь, вдоль реки Катунь.
Природа Горного Алтая все больше и больше разворачивала наши представления о ней. Горы также, все круче и выше:
Ближайшее кафе закрыто, проскочили чуть далее, не доезжая до Манжерока перекусили. Доехали до подъемника на горку Манжерок, подыматься не стали, толпа народу прибыла на автобусах, заполонили все вокруг. Поехали далее.
Проскочили Семинский перевал, как-то не особо впечатлил, пологий подъем и пологий спокойный спуск. Много кто переживает о перегреве авто или о тормозах, проезжая данный участок, даже не задумывался об этом. Были и покруче горки и подлиннее в наших автопутешествиях.
Фото просто по дороге:
Скота различного по дорогам шлындает просто тьма. Коровы, овцы, бараны, козлы и козочки и очень- очень много лошадей. Лошадей едва ли не больше коров. Впечатлило. Потом по дороге были еще и горные козлы и козочки. У сына был недавно день рождения, и ему подарили книгу про динозавров, дак вот, где только увидит лошадку, кричит, что динозавры наступают. В общем, смеялись дорогой.
Доехав до села Онгудай, углубились, прикупили «Безлимитище» от МТС, так как связь на Tele-2 стала пропадать.
Далее по дороге домчали до памятника природы, перевала Чике-Таман, где археологи выявили следы древней дороги, датируемой X−XII векам. Там же торговые палатки, отличная смотровая площадка:
Там же продают отличные, вкусные алтайские лепешки. Попили чайку из термоса, и далее на спуск. Впечатлил, честно сказать, поболее, чем перевал Семинский, хоть и поменьше высотой. Все вокруг просто нравится.
Далее по дороге при спуске с перевала Чике-Таман. Дорогой прошел хороший такой град, в горах тут же образовались большие потоки, на дорогу стало вымывать горную породу. Осыпь после осадков оперативно убирают с дороги. Двигались не спеша, глазея по сторонам. Местами охая, ахая от увиденного.
Фото с лошадками, вдали:
Козы, по горкам передвигаются:
А вот козы поближе:
Так и докатились до слияния рек Чуя и Катунь, походили, поглазели, пофотографировали. Перевели дух от очередной красоты и далее в дорогу. Сегодня еще предстоит определиться с ночлегом.
Что поразило, так это густонаселенность района, как показалось. Деревеньки вроде небольшие, но частые.
По дороге очередная достопримечательность и, конечно же, Обалденный Вид. Отвесная песочница, мы так её назвали. Полазили, поигрались, посмотрели вокруг и полюбовались на пробегающую тут же речку. Чутка песочницы перекочевало в авто, преимущественно на второй ряд сидений, где места детей.
Местами опасно нависают деревца, произрастающие на краю песочницы, местами валуны. Так что при подходе стоит осмотреться.
Вид в противоположную сторону от песочницы:
На другом берегу ровнехонькое плато, как будто кто-то специально равнял. Хоть в гольф играй.
Дочь гимнастикой занимается:
Время подходило к вечеру. Стали присматривать кемпинг с возможностью установить палатку. Кемпинги в Алтае это, как правило, несколько домиков, 3- 4-местных, в основном новой постройки и территория для возможности установить палатку. К вечеру, как известно, мест свободных немного.
Проезжая очередную деревеньку, обратили внимание на старый мост:
Заехали на памятник Чуйскому тракту с автомобилями:
Напротив памятника:
В этом месте еще осталось присутствие старого участка дороги, где ездили еще на лошадях.
Двигаюсь не торопясь, по хорошему асфальту, вдруг удар в стойку двери, оборачиваюсь, а там:
Жучара прилип и еще шевелился некоторое время.
Далее, не доезжая села Чибит, остановились в кемпинге на реке Боки с возможностью установить палатку. Стоят домики свежерубленные, баня отдельно. Навес под общую кухню с газовой плитой, разной посудой и четырьмя столиками. Свет от генератора, на несколько часов вечером.
За палатку 100 рублей в день. Справа от домиков течет речка Чуя. Как позже оказалось, выбрали удачное место недалеко от намеченных достопримечательностей. Разбили палатку, покушали, посидели. Детишек спать.
Вышел из палатки уж довольно темно, глянув в небо, увидел множество звезд, спутников и Млечный Путь. Красота. Млечный путь последний раз наблюдал в Крыму в 2012 году. Проживаю в городе миллионнике (г. Красноярск), это тоже уже становится достопримечательностью. Чистых районов земного шара, где небо без примесей просматривается отлично, остается все меньше и меньше. Завораживает. Выезжая якобы за город, на дачу, таких видов уже и не найти.
Следующий день, встав, проснувшись, позавтракали. Погодка радует.
И двинули навстречу новому. Доехали до села Акташ, нашли магазин Мария-Ра, запаслись чутка провизией и проехали до Гейзерового озера, от села 7 км по тракту. Мимо не проедешь. А оттуда нам показался вот такой вид, с заснеженными пиками, красота, что фотиком не передать.
Заплатили по 30 рублей с человека, дети бесплатно и по тропинке, выложенной по болоту, дошли до чудного озера. Ниже фото болота с тропинки:
До самого озера пешочком около 500 метров от входа, 150 метров по земле, 200 метров по болоту, 150 метров по леску и выходишь к озеру:
Мох на дне озера:
После прокатились до села Курай, дабы узнать обстановку и возможные пути посещения ледника Ак-Тру. По пути до села Курай за каждым поворотом открываются сумасшедшие виды с заснеженными вершинами.
Двигаемся не торопливо 60-80 км/ч, глазеем по сторонам. Местами после дождей на дорогу осыпаются скалы, в виде различных камней и камушков. Неохотно настораживает. Горы попадались местами такие, что в лобовое стекло не видно небо, так как все пространство вокруг заполнено возвышающимися горами, уступами и т. д.
Докатившись до с.Курай, въехали и приступили к поиску знающих и готовых поделиться нужной нам информацией по заброске на ледник. Часть жителей села только этим и зарабатывают, как и в других местах, расположенных вблизи каких-нибудь достопримечательностей. Труда не составило, найти людей и переговорить. В общем, прочувствовали обстановку, поговорили с местными, проскочили чутка в сторону гор, буквально до мостика через речку Чуя, и обратно в лагерь.
Фото с моста:
Вот туда в горы нам и предстоит подняться, чтобы увидеть и прикоснуться по возможности к леднику.
Что хотелось, то нашли и узнали. По дороге до лагеря решили, что леднику быть, но, как назло, погодка портилась в горах, и нам по итогу пришлось переждать пару дней для хорошего, чистого неба. Поездку необходимо планировать на целый день. По возвращении в лагерь поужинали, развели костерчик и посидели.
Сходили в баньку, находящуюся на территории кемпинга, 1 час стоимостью 700 рублей. Свет в кемпинге по часам и только вечером от генератора. А у нас в палатке от фонаря может светить и всю ночь. Есть общая кухня, под навесом и с газовой плитой. Пользовались пару раз, когда был сильный дождик.
В один из вечеров генератор от работы и вибрации перевернулся и что-то сломалось. У парня, который был администратором этого кемпинга, не оказалось даже маломальского набора ключей, чтобы была возможность разобрать посмотреть, что случилось. Полвечера он его пытался завести. Не получается. Я подхожу, говорю — ну ведь надо крышку снять, посмотреть все-таки, что там. Ключей нет. У меня с собой были пара ключиков небольших, и мы вместе разобрали, наладили. Пара проводков отошли, при падении. Установили крепко, закрепили, дабы не повторилось. У парня не было предела благодарности в мой адрес. И после этого дня мы пользовались стриралкой, дровами и баней как своим имуществом. Конечно же, не притесняя других постояльцев.
Все посещаемые нами места находились от нашего места стоянки недалеко, в пределах 100-200 км, и как мне показалось, это проще прохватить туда-обратно по таким красивым местам, чем ежедневно собирать и разбирать лагерь. Да и экономичный Honda Fit в этом только помогал нам. В общем, мы остановились в одном месте и с него делали ежедневные вылазки. Следующий день по расписанию, мыльно-рыльные дела, завтрак, и сбор до Кызыл-Чин, Марсианские пейзажи. По дороге на подъезде к селу Ортолык:
Проехали через село Ортолык, расспросив местных о дороге. Чутка асфальт, потом гравийка, за столбиком «7км», сворачиваем направо в поле. После чутка по полям. Едем-едем по полю, и вдруг замечаю, на холмике кто-то сидит, как будто человек на корточках, но мысль закралась, что большая птица. Думаю, приблизимся и сфотнем, по мере приближения птица взмахнула крыльями и стала кружить:
В общем, хотел сказать, что птица была ну очень большая. После чего продолжили путь, по крутому спуску до коровника, что на фото ниже чутка выглядывает:
Проезжая по этим красивейшим местам, по пути встретили велосипедистов, если мне не изменяет память, то у них был прикреплен флаг Голландии (могу ошибаться, но издалека это точняк). Папа, Мама на великах, и к ним прикручены велики поменьше, и на них крутят педали мальчик и девочка лет так по 7-9. Проезжали тем же маршрутом на следующий день, шел дождь, и семейка уже продвинулись и крутили педали дальше. Глядя на них детей, стало, честно говоря, немного жаль. Как мне кажется, восторга у них не было. Сфотографировать не получилось.
еще чуть-чуть и мы на месте:
Вот такая там интересная почва:
А за зеленым оазисом, между двух горок, проходит Чуйский тракт. Раньше вроде как там можно было переехать по мостику и ты на марсовых полях, но мостик пострадал во время недавнего наводнения, и сейчас приходится объезжать через деревню.
Местами произрастает мох:
Местами вымывает чьи-то кости:
Детишки покатались, как по ледяной горке, порезвились:
Местами непонятные образования:
Гребень каменный, со стороны на ирокез смахивает и тянется далеко-далеко…
На обратном пути приметили недешёвый такой забор, из авто:
К этому дню нас догнали друзья из города Красноярска, двое взрослых и один ребенок, пацан 7 лет. И остальные дни катались уже расширенным составом. Следующий день посвятили двум водопадам, находящимся также вблизи нашей стоянки. Отъехали от лагеря пару-тройку километров, в сторону села Чибит и направо через деревянный мостик, перекинувшийся через р. Чуя. Проскочив по полю, запарковались перед небольшим бродом и пошли. Прошли метров триста и вот он, первый водопад под названием Верхний Карасу или Малый Улар каскадом ниспадает с высокогорного плато. Водопад высоченный, в объектив не влазит:
При приближении к водопаду чувствуется мощь падающей воды. Брызги, грохот. Чутка намокли. Полюбовались. Пособирали шиповника на чай.
Вечерком чаек с шиповником и медком:
И далее, переехав небольшой бродик, на Фите еще прохватив чутка по полю (от первого до второго водопада, расстояние около 2 километров, + - 300 метров, не засекал) мимо не проедешь, так как там она, дорога, и кончается. Припарковались и еще чутка прошлись по лесной тропке, которая круто подымается в лесную чащу и перед нами предстал самый полноводный и мощный водопад Чуйского тракта — Большой Улар, что на реке Нижний Карасу:
Мостик, который ведет к водопадам, честно говоря, не особо устойчив, как мне показалось. Справа видна дорога Чуйский тракт.
И еще раз заскочили на Гейзеровое озеро, и оно выглядело уже по-другому (живет, однако, своей жизнью).
Ручеек, за озером:
Думал, лужа, а оказалась какая-то бездонная яма, в которой стоит бревно, видимо, кто-то проверял глубину и непонятно достали ли до дна или нет. Я проверять не стал, просто фотнул:
После снова в магазин Мария-Ра в селе Акташ и до лагеря, время уже вечереет. В лагере чутка попинали мяч с детьми, посиделки у костра, ужин, и снова глазеем на небо, Млечный Путь. После здоровый сон, с освежающим, чистым воздухом Горного Алтая. Ночью похолодало, и на вершинах, которые проезжали раньше, выпал снег. На фото ниже. Планируем сходить до ледника Ак-Тру, но временами дождь, облака, ничего особо-то и не видно, решили выждать день-два, чтобы погодка наладилась. Так и получилось. Следующий день потратили на поездку до границы с Монголией. Решили почему- то, что прям на границе есть челноки и продают что-нибудь хорошее, нужное по демократичным ценам. Доехав до границы, ничего подобного, кроме развалившегося приграничного поселка Ташанта, не увидели. Фото по дороге до Ташанты: В районе села Ортолык, пару дней назад снега на вершинах не наблюдалось:
При въезде в Кош-Агач:
А это фото стелы через дорогу:
Погранцы в близи Кош-Агача:
Интересный аппарат, для Нивоводов:
Глянув на Ташанту, вернулись в Кош-Агач и на местном рынке прикупили, что и хотели: подарки, сувениры производства Монголии. И вернулись на место стоянки. Снова вечер, посиделки у костра, шашлычок и сон. В ночи, лежа в палатке что-то послышалось, выхожу, а на меня глазеют две лошади, белая и черная. Осветил их фонариком, они ретировались, а я пошёл набираться далее сил для похода на вышеупомянутый ледник. Ну, уж давно мечтал и хотел прикоснуться к многовековому льду. Кроме того, мечтал и планировал поднять туда с собой жену и детей. Об этом ниже.
Ну, вот и настал день подъема до ледника. С утра, как всегда, чутка проспали. Выехали только в 8:00. По пути в магазин в Акташе, чутка провизии на бутерброды, воды, детям снова мороженое и до Курая. В селе Курай, приехав на место, паркуемся выслушиваем типа инструктаж и пакуемся в Уаз. Заброска от села Курай стоит 7000 рублей, за 1 авто (УАЗ) вместимостью 4-5 человек. Нас же было 4 взрослых и 3-детишек. Заранее договорились на 1 авто и по итогу неплохо разместились. Покатили до Перевалки.
Дорога составляет 2,5 часа в одну сторону, до так называемой Перевалки, где и расположен альплагерь, а уж оттуда пешком в горку местами не сильно крутую, а местами и вообще полого, но по камням по осыпи около 8 км. 3 часа хода туда, 30 минут там и 1,5 часа обратно. Прохватив по полям, переехав пару-тройку бродов, приблизились к горной тропе. Поочередно подергав все три рычага переключений КПП, водитель Уаза дал Газа, и мы поползли вверх. Местами пару раз останавливались, перевести дух. Размяться. Местами приходилось выходить и идти пешком, совсем чуть-чуть, так как крен у авто был не безопасен. И по большим валунам, лужам, местами рекам протряслись до самого верху. Навстречу попадались только уазы и зилы 131-е, был и один SURF — лифтованный. Сфотать не успел. Но пер он бодро.
На подъезде к альплагерю:
Спустя 2,5 часа, мы оказались у альплагеря. Собравшись, пошли покорять Ак-Тру. Но недолго мы прошли, дети кто куда, дамы их ловить, время идет, и решили мы разделиться. Я с Александром на большой Ак-Тру, а дети и их Мамы на малый Ак-Тру, вроде как по слухам всего 1,5 километра и тропа широкая, не сложная. Поделили провиант, чай, рюкзаки и разделились.
Мы пошли вверх, чутка по лесу, по тропе, после лес кончился, началась тропа посложнее по осыпи, валунам, местами тропка видна, местами по валунам скакали, по истечению 1,5 часов первый привал. Чай, бутерброд, сигарет не охотно. Вчера всё-таки посидели ведь у костра.
Фото вокруг при подъеме:
Часть пути от «перевалки» в горку по тропе местами пропадающую, вдоль речушки, берущей свое начало как раз с Ак-Тру.
С непривычки тяжеловато, сердце вот-вот выпрыгнет. Подымаемся не спеша, с отдыхом, созерцанием окружающего, разговорами. Ледничок все ближе к нам, чувствуется прохладный ветерок. Проходим памятные доски погибшим в этих местах. Останавливаемся.
Вид назад, со стороны подъема:
Местами проглядываются тропинки для начинающих скалолазов: ступеньки…. (необходимо приглядеться, дабы их увидеть). Одну группу скалолазов наблюдали, как обучаются, чуть ниже.
По дороге небольшой водопадик:
Вид на Малый Ак-Тру:
Обратите внимание внизу кадра на лед, выглядывающий из-под каменной осыпи. Толщина в десятки метров.
Подходим к так называемым «Бараньим Лбам». Справо кадра видна тропа, круто подымающаяся вверх.
Отдыхаем:
И преодолев самый крутой участок, в районе середины пути с передыхом пару раз по пять минут, где из-под ног выскакивают камушки и глыбы, перед нами предстает «Язык» ледника: (он огромен) и завораживает: толщина льда не поддается определению…
Поверху проходит тропинка, вроде идешь по земле по камням, и только на обратном пути понимаешь, где шагал:
Местами проглядывается голубой, тысячелетний лед:
Восхищение от увиденного. Внизу нам говорили, что если сил набраться, то можно дойти и до Голубого озера. Не представляя еще, где оно, решили все-таки дойти. По пути навстречу попались земляки из города Красноярска. Мужичок лет 56 и его дочь в возрасте 25 лет, спускаются вниз. За спиной у них огромные рюкзаки. В ходе беседы, выясняем, что они уже шагают 16-й день (!!!), и это на их пути 5-й перевал. Сильные люди. Фотографируемся на память, желаем друг другу удачи и расходимся по своим направлениям.
Местами проходим разломы, такие что не видно дна:
Идем и фотаем окружающую нас среду:
Здесь на фото попытался отразить толщину снегов….
Вид вниз, откуда пришли: слева по границе камней и льда шагали по тропинке…
Ну а мы пошли дальше. Шагаем по многовековому льду. Решаем устроить перекус, присаживаемся на большой нагретый солнцем камень. По бутерброду, по чайку с медком и шиповником, который набрали ранее на водопадах, о чем писал выше. И пока сидим отдыхаем, встречаем еще легкоатлетов примерно нашего уровня и узнаем, что мы решили передохнуть на самом свороте на голубое озеро. От камня до озера подняться метров 150 на довольно крутую гору, по камням. Завязываем с перекусом, оглядываемся, и вправду по леднику видно, что тропинка-то сворачивает и далее по снегу нет следов. Поднявшись до озера, любуемся, вертимся, фотографируем, отдыхаем, снова чай пьем.
Кусочек голубого озера и ледник Большой Ак-Тру:
На озере стоит избушка: домик Гляциологов — изучают движение и таяние ледников, от Томского университета.
В домике:
Я, на фоне всего этого дела:
Фото с озера в сторону спуска:
Задача выполнена, мы чутка уставшие, но довольные, идем в обратный не менее красивый путь, на спуск.
Справа «Бараний лоб», слева ледник Малый Ак-Тру:
Фото при спуске:
За световой день ледничок-то подтаял, и речушка разлилась и забурчала куда сильнее, чем когда в начале дня мы шли на подъем, была поспокойней и чистая:
Спуск, конечно же, под горку, занял 1,5 часа. Спустившись, узнаем от своих, что до малого ледника так и не дошли, дети устали, разбаловались и не дошли по итогу. Но посмотрели по дороге водопад, отдохнули, перекусили. И загрузившись снова в уаз, двинули вниз до места стоянки наших авто. По пути до места лагеря-стоянки заскочили в магазин, прикупили провианта, дабы отметить восхождение. По приезду ужин, баня, разговоры и снова, крепкий сон в Горном Алтае.
На следующий день дорога предстоит в сторону дома. Выехали поздновато, разоспались. По дороге остановились поглазели на коз-скалолазов:
И снова в дорогу. Далее заехали на пасеку, прикупили чутка медку и медовушки. Заскочили в Сростки, родина Шукшина. Доехали до его памятника. Вид оттуда тоже обалденный на нижерасположенную деревню Сростки и протекающую речку.
После, перекусив, двинули до Кемерово, там переночевали в квартире и на следующий день в районе обеда были дома.
Прокатившись в сторону Горного Алтая для ознакомления, отметил для себя с семьей, что нам там еще предстоит побывать. Так как понравилось всем и много чего еще хотим увидеть. Еще хотели посетить перевал Кату-Ярык и Телецкое озеро, но время поджимало, да и машинку надо бы чутка попроходимее для таких достопримечательностей.
Дорожное покрытие Чуйского тракта можно охарактеризовать как отличное. Ближе к границе с Монголией, от Курая до села Ортолык ведется ремонт, укладка нового дорожного покрытия, асфальта с обустройством обочин, водопропускных труб.
По итогу в круг получилось 3640 километров, сожжено 262 литра от Лукойла АИ-95. Затрачено на топливо 9863 рублей. Расход получился 7,1 л/100км. При полной загруженности, багажник до верху, и еще под задней «лавкой». Средний ценник получился 37,5 рублей за литр. Машинка показала себя отлично. Вместительна и неприхотлива.
С собой: палатка, стулья, стол, кресло качалка, печь газовая, рации, матрацы, одежда потеплее, провиант, пару подушек, пару одеял и еще всякая мелочь.
С погодой в общем повезло, за исключением двух дней, когда шел дождь, в остальном было тепло и уютно.
Хочу отдать должное, при проезде через местные поселки, деревни обратили внимание на новенькие школы. Строят или капитально ремонтируют, это радует.
Народ дружелюбный. Ненависти не встретили.
Всем спасибо, кто осилил, почитал или хотя бы глянул фотки. С Вами был М 45.
Ах да, вот еще пару фоток дома, расположенного в селе Акташ: