|
Почти 10 лет меня разоряла б/у ВАЗ-02, пригнанная мной из Финляндии. Права приобрел «как все», опыта вождения никакого, да можно ли в принципе научить водить человека в 45 лет? Хозяин Илкка, подаривший ее мне, дал 3-4 урока вождения по вечерам; до сих пор помню, как он приговаривал по-фински: jarrut, jarrut, jarrut, (тормози, тормози, тормози).
После этих уроков его жена Марья-Тертту решилась опробовать мое вождение днем по городу, на ее «японке». Большого урона я им не нанес, но размозжил их уличный почтовый ящик, стоявший на столбике, и, понятно, фару с бампером.
Они мне что-то говорили, что-де в России у вас какие-то налоги ввели на ввозимые машины (хотя родной мордовский и похож на финский, но не настолько, чтобы все понять). Я подумал — ерунда, обойдется, нас всегда чем-то пугают. На границе узнаю — я буду должен за нее 9 млн. руб. Шок и ужас: если бы на 10 дней раньше, то мне ничего бы это не стоило. Как доехал на ней с г. Пори до Саранска через Выборг, Питер и Москву с женой и еще одной парой, могло бы быть отдельной темой.
Из этого гаража г.Пори выехала моя «02».
Каждый год я вкладывал в нее на ремонт и прочее от 10 до 25 тыс. руб. Естественно, как и всякий на моем месте, не мог не мечтать о нормальной машине. Сын, работающий военным врачом под Хабаровском, настоял на перегоне праворульной «японки» с Хабаровска до Саранска.
23.07.07
Тронулся в путь на поезде, наутро — Москва, далее до Читы 5 дней ехал в плацкартном вагоне. Моим соседом сверху на боковой полке оказался поляк Каспер, выпускник вуза, который вместе со своими товарищами перед началом устройства на работу решил совершить путешествие по маршруту Байкал — Монголия — Китай (нехило, однако!). Его товарищи, ехавшие в соседнем вагоне, чаще всего приходили к нам, здесь пили чай, говорили о жизни. По-русски они ни слова, чаще общались на английском, реже — на польском (одна пассажирка знала немного польский). Незаметно прошло время, как говорливые поляки сошли в Иркутске. А вот и батюшка Байкал.
Въезд в самый длинный тоннель.
Вскоре — Петровский Завод, где жил год (интернатура по хирургии, женитьба). В Читу приехал 29 июля, встретил брат на только что купленной Nissan Presage. Что-ж, каждому — своё, мне надо что-нибудь скромнее. Конечно, сходил на местный авторынок, едва удержавшись от покупки за 170 тыс. Nissan AD Van, 2003 г. В Чите прошли 20 лет моей жизни (восьмилетка, ж.д. техникум, институт). Последний раз я был здесь 12 лет назад. В поезде мне говорили — ты не узнаешь город. Не только узнал, но меня преследовал феномен «дежа вю, уже видел» — абсолютно те же родные до боли обшарпанные здания, ужасные дороги даже на центральных улицах, например, бывшей им. Калинина (в детстве-то я и не подозревал о существовании других). Кажется, что я по-прежнему в 60-х годах, но …несметное количество японских машин вокруг возвращают к реальности 2007 г.
За 30 лет эта улица Читы не изменилась.
Два дня отдыха на турбазе озера Арахлей были омрачены лесными пожарами вокруг. Вертолет гигантским черпаком захватывает воду прямо из озера — и на огонь. В прошлом году по центральному ТВ показывали, как рухнул здесь же вертолет, запутавшись в стропах. Жара стоит 27-29 гр., за два месяца не выпало ни капли дождя. Лесные пожары и Чита — привычное словосочетание теперь уже и для всей России.
Лесные пожары вокруг озера Арахлей.
Двое суток пути на поезде — и я в Хабаровске. Город большой, достаточно чистый, но из рассказов сына я ожидал большего. Здесь несколько авторынков, но мы поехали смотреть «Кариб», который уже присмотрен для меня. Я из Интернета был влюблен, конечно же, в машину Toyota Corolla, но их не было, ехать в Находку сын отказался. Итак, поторговавшись, купили Toyota Sprinter Carib Z, 1998 г. за 160 тыс., заправили фреоном, купили 4 шины, инструменты, ящик мед. пластыря и др. Вначале она мне не понравилась: низкая, слишком молодежная, спортивная и, даже, пацанская. Стерпится — слюбится: постепенно я привык к ней. Опции: 2 подушки, ABC, автомат, рейлинги, центральный замок, электрические стеклоподъемники и прочее. Попробовал водить Subaru Legacy сына, разницы с «Карибом» особенно не ощутил.
Прямо по Станиславскому: не верю!
Из Хабаровска отправились 9 августа — в день рожденья сына. Наиболее опасным в смысле рэкета местом здесь является район моста через Амур, поэтому нас сопровождал на своей машине друг сына в военной форме. До Биробиджана доехали без проблем и по нормальной дороге. Ну а далее началось. За первый день до ночевки проехали 300 км.
А это продолжение «федералки».
10.8.07
К ночи на «нормальной» дороге поймали яму в асфальте глубиной с полметра — огромная грыжа на переднем колесе. Решили не менять, лишь переставили назад.
Машины идут сплошным потоком, причем, где мы едем иногда из-за колдобин 3-5 км./час, перегонщики шпарят мимо нас на скорости не менее 90 км./час. Верно, не свое ведь. А потом при продаже с кристально честными глазами будут уверять, что она прислана в контейнере.
Кроме дороги проблемой является питание, особенно отсутствие кипятка. В кафешках сервис ниже плинтуса: очереди по час-полтора, тарелки моют на твоих глазах в тазу, где вода густая от остатков еды. Воды-то нет. Очень выручили солдатские наборы, в которые кроме тушенки и каш входит мини-таганок и сухой спирт. В Амурской области поражает отсутствие всякой жизни вокруг: ни городов, ни деревень на сотни километров, ни живой души. Удивительно, но кроме пыли ничего нет! Даже мух, комаров, птиц. Деревья и те нередко мертвые (сухие). Далее появились признаки жизни: на протяжении 400-500 км. рядом с трассой сплошной ковер из брусники (еще незрелая), а вторым ярусом над ней голубица (зрелая). Сплошное синее марево.
11.8.07
Третий день пути больших сюрпризов не принес. На наше несчастье мы и еще 4-5 машин проехали через деревню Давенду, где ребятишки за 10 р. указывают дорогу. В итоге, наихудшая дорога, лишний крюк, потерянное время. Так и не поняли, где совершили ошибку. Впрочем, когда выехали на стоящуюся «федералку», дорога стала еще ужасней. Глыбы камней до полуметра. Вспоминаешь поговорку «никогда не говори никогда». Типа, никогда еще не видел хуже дороги и… бац, увидишь. Шина с грыжей лопнула-таки.
Амазар, во времена стройотрядов здесь я работал 2 месяца на железной дороги (смена путей). Добрались до Чернышевска, ехали какое-то время по трассе будущего — почти американский хайвэй. Хорошо поужинали в кафе, спали невдалеке в машине, разобрав, как всегда, сиденья и сложив запасные колеса под машину. Ночью уже холодно, но включаешь кондиционер и через 5 минут жара. Вообще-то универсал — это мини-спальня на двоих. Задок машины на асфальте очень подбрасывает, задние амортизаторы исчерпали свой ресурс еще в Японии.
12.8.07
Тронулись очень рано, родные места близко. Проехали Урульгу, которая почти родная для меня — здесь проходил 9 месяцев преддипломную ж/д практику. А вот и снова Чита!
Сразу к отцу, который еще спал на даче, показывать покупку и провести кое-какой ремонт. Сын решил пошутить над своим дедом: стучится и просит спички, якобы сосед. Тот спросонья протягивает ему, говоря, возвращать не обязательно (типа, иди и не мешай спать). Вот смеху было — внука не узнал! Стоимость машин здесь по сравнению с Хабаровском выше на 30-40 т.р., а запчасти и мелочевка — в полтора-два раза. Ни в одной мастерской не брались за ремонт лопнувшей шины. Логично было ее выбросить, но она низкопрофильная на родных литых дисках, нигде такую пару не смогли купить, а выбрасывать надо и остальные три. Наконец ее отремонтировали за 500 р. За китайские амортизаторы – 3 000 р. Ремонт сделал сын.
14.8.07
Рано утром выехали из Читы до Петровского Завода. Из-за пожаров видимость очень плохая. Здесь работает брат, который 500 км. пути до Читы и обратно на своем «Прессаже» проходит за 4-4,5 часа. Краткая встреча с ним на трассе, обед и в дорогу.
Вот и Улан-Удэ, где славятся своей въедливостью гаишники. Останавливают абсолютно всех (такого позже не было). Грехов у нас выше крыши — забыли купить аптечку, огнетушитель, аварийку. А все проверяют. Я давай упрекать сына: «Говорил же тебе…» Он в ответ: «Может обойдется...» (как беременность). В ответ на вопрос «ну, где у вас что?» сын отвечает: «Извините, завалили вещами». В итоге гаишник сам попросил коробку солдатского пищевого пайка и отпустил.
У Байкала сделали привал, впервые смогли опустить руки в его всегда холодные воды. Места сказочно красивые. В Слюдянке у переезда простояли чуть не час. За сутки проехали 1 200 км. Тулун — очень невзрачный город. Вот указатель — до Красноярска 668 км., и что тут вскоре началось! Хуже дороги ни до, ни после не было. Вот и сказался возраст — я отчетливо осознал, что у меня начался стресс. Сыну пока ничего не сказал, может, дотяну до Саранска? Если нет, пусть гонит один, а я поездом поеду, все равно лежу как балласт, т.к. на дорогу смотреть нет сил.
15.8.07
В Канске накупили всяких вкуснятин (салаты, шоколад, орехи, пиво и т.д.). Кстати, это тоже способ борьбы со стрессом. Самый дешевый бензин пока встретился в Мариинске – 18,2 р. Начали тщательно изучать расход топлива: в экстремально-смешанном режиме (от 5 до 120 км./час) – 8 л. на 100 км.; на скорости 110-120 км./час — столько же; строго 80 км./час — 5,5 л. Рэкет нас миновал, но напоролись на не менее страшное. Остановились у стоявшей на обочине машины — двое мужчин отчаянно жестикулировали что-де надо помочь. Нередко, когда наша машина еще была облеплена пластырем, при остановке некоторые перегонщики давали нам знаки: не нужна ли помощь. Вот и мы решили добром на добро. Хорошо договорились двери не открывать, спасло седьмое чувство. Видим, а в их машине («БМВ» или «Вольво») еще четверо бугаев. Эти двое на чистейшем русском (с цыганским акцентом): мы румыны, кончился бензин, нам нужны рубли, вот наша валюта, обменяем по любому самому выгодному курсу, а сомневаетесь — вот вам золото. Мы по газам и на 120 км./час прочь. Думаю, спасло нас от погони то, что сын был в офицерской рубашке (вдруг у него есть оружие?). Вот так помогать ближним.
16.8.07
Кемерово. Новосибирск ужасает своими размерами, отсутствием объездной дороги. По городу от въезда до плотины проехали 80 км. И это нигде не плутали. На участке Тюмень — Екатеринбург было самое большое количество гаишников. Меня оштрафовали за весь путь два раза (днем не включил фары, превысил скорость), сына — ни разу, хотя он вел машину в 2-3 раза больше и нарушал чаще. Сразу договорились не давать взяток, только составление протокола. Кстати, ни один протокол в Саранск не дошел. Относительно соблюдения правил движения. Легче сказать, кто не нарушает. Особенно заметен беспредел на строящейся «федералке»: по встречной шпарят как по автобану на скорости сто и более.
17.8.07
Екатеринбург удалось проехать по объездной. Спасибо городскому начальству. Второй раз заблудились: хотели через Киров, а попали в Ижевск на родину Михаила Тимофеевича Калашникова (мой тезка по имени и отчеству). Город очень большой, чистый. Напоследок накупили вкусного и на Казань. В Татарии рекордно низкая цена на бензин – 17 р. Здесь в связи со стрессом мне стало совсем плохо. Искал водки (русско-мордовский способ снятия стресса), но где в кафе найдешь? Только пиво. Естественно, мне теперь было не до вождения. Вот уже Ульяновск, рядом Мордовия. К полуночи мы были уже дома в Саранске.
Краткие итоги
Заправлялись 25 раз (615 литров), на 12 162 рубля (в среднем 19,8 р. за литр). Пройдено почти 10 тыс. км.
P.S. Машина за год с лишним ни разу не «чихнула», но на данный момент предстоит ремонт кузова (фара, крыло, бампер, капот), сказывается «опыт» вождения. Сказать, что она хорошая — так же банально, как и то, что лето теплее зимы. Зимой машину не эксплуатирую по финансовым причинам.
Михаил.