|
Этот отчет был написан 2 года назад. Жизнь поменялась. Сам понимаю его сегодняшнюю бесполезность для россиян. Сразу извиняюсь за свои прошлые политические взгляды.
Очередной виза ран из Таиланда. Ну, нужно нам периодически вылетать из страны для обновления визы. Вот мы и купили еще в сентябре билеты на Эир Мадагаскар. Прямой перелет 9 часов по 35000 руб. на человека. Вот мы и едем. Я — Глазков Александр (Glazkov Alexander), и моя жена — Мамочка Светлана.
26.04.2014 г.
Добрались до Мадагаскара. Пока не понятно. Визы получили быстро, хоть и по-африкански бестолково. Самолет летел из Гуанджоу, и в я очередной раз понял, какие неприятные эти китайцы. И это зажиточные — в Африку летят на экскурсию.
Вышли первыми без багажа. Толпа встречающих. Пытаются помочь нести сумку и потом просят типс. По советам прошлых путешественников поменял в аэропорту 900$ на ариари. Получилось 1,86 млн. ариари. Потом понял, что в суматохе и толпе кассирша зажала 100 $. Но первый день в стране должны быть потери. Традиция. Курс 2200 ариари за 1 $ или 3000 за евро. Обменников несколько. Обойдите все. Был курс 2236, но мои парни тянули меня в «свою» лавку и я поддался. Кстати. Мадагаскарские авиалинии — СУПЕР. Стюардов больше нормы в 2 раза, как и везде обслуги в Африке. Постоянно предлагают напитки. Прямо ходят и просят разрешения подлить Вам вина, воды, соков. Потом все 9 часов в хвосте самолета стоят соки, вода, пепси, конфеты, кешью для желающих. Сейчас это уже редкость.
В отель ехали по узеньким подразбитым дворам. 11 вечера. Людей почти нет, как нет и желания прогуляться по улице. Ворота долго не открывали, но домик симпатичный. Пустили. Поселили. Переночевали. Завтрак. Пора думать, куда и как мы едем дальше.
Первый день в Тане. Он же Антананариву. День плутаний. Забронировали через букинг отель в центре. Люкс. 50$. Собрали вещи и пошли пешком. До трассы с аэропорта около 3 км. Идем. Улыбаемся. Всем бонжур. Детям машем. Мирно, спокойно. Бедненько, но попадаются дорогие большие дома за высокими заборами и новые дорогие машины. Связка бананов 12 рублей. На каждом шагу продают багеты хлеба. Лапша. Что-то жареное в кляре. Не очень аппетитно все, кроме багетов. Домики есть совсем махонькие и мазанки и развалюхи. Но мороза не будет. Живут люди.
На плотине десятки рыбаков. Тут же стирают и сушат белье на улице. Как всегда, хотел срезать дорогу и плутанули по дворам до тупика с километр. Нам не привыкать, но пешком жарковато. Вышли на трассу. Нашли рекомендованный местным мотомагазин. Закрыт, как и почти все в воскресенье. Цены через решетку не гуманные от 8 до 35 млн. ариари. (от 3500 $).
Ловим маршрутку. Полный прикол. Чуть больше наших маршруток по размеру, но везет 30 человек. 6 рядов по 4 лавки в ряд плюс выдвигающиеся стульчики в проходе. Все встают и пропускают. Цена проезда 300 ариари, 5 рублей. Проезжаем рынки. Какой-то огромный рынок со стороны похож на микро дачи. Не доехав 3 км до нашего отеля, выходим на конечной. Почти все такси — это абсолютно древние ситроены и пежо. Лет по 50 минимум. Ловим. Ни подвески. Ни тормозов. Бензин доливает из канистры прямо в пластиковую канистру, приделанную у двигателя. За 3 км выпросил 10000 ариари — 150 рублей. Нет, рублей больше. 150 — это в батах. В рублях почти 170.
По брусчатке в гору подъезжаем к отелю. Сплошной антиквариат. Верхний этаж. Вид на центр.
Но тогда мы еще не понимали, где центр и решили «прогуляться» в гору к пикам башен. Прогулка отняла еще час, и в единственном встреченном ресторане не кормят. Опять плутаем. Навигатор в кармане подзаряжается от допбатареи. Опять ловим древнее такси. Тыкаю точку из интернета — авеню Независимости и баджет прокат. Едем 4 км по полной разрухе. В конце заезжаем по бездорожью в тупик. Что за блин. Мы в жопе, а не в центре. Даю таксисту 10000 и прошу вывезти в центр. Он ржет и долго везет обратно. Оказалось, что и центр и баджет прокат видны из окна нашего отеля и мы даже утром проезжали мимо. Я еще не поверил, так как у меня в навигаторе была забита другая точка. Прогулка по улицам. Попрошайки. Многовато их. Да и так народ бомжует. Наконец-то нашли ресторан. Один не работал. Заходим в следующий. Центр. Никого. Обслуги человек 10. Заказываем мясо зебу, кальмары, рыбу кари и коктейль из креветок. Попробовал пивной напиток, похожий на лимонад, 1% алкоголя. На рынке 5 красивых хурмин — 1000 ариари. По 3 рубля за штуку.
Ступени в горку и мы дома. Завтра будем искать авто в прокат. Сегодня пришел ответ из одной конторы. На 18 дней предлагают по 55 евро в день с водителем и по 62 евро без водителя. То есть отдавать авто с водилой им спокойней и они дают за это скидку. Удачи.
Вечер. Темнеет рано. В 6 часов уже ночь. С балкона отеля вид на светящийся город, как с пентхауса. На небе Южный Крест. Мой друг Миха Тушин всю жизнь мечтал его увидеть и для этого уехал жить во Владик и поступил в мореходку. До сих пор по кораблям. А я взглянул — и вот она — Михина мечта. Начал я прикидывать, сколько же я прожил под этим крестом. Многовато получается. 1,5 месяца в Австралии, больше месяца на Сейшелах, пару недель на Бали и Яве. За 5 поездок по Южной Америке наберется еще 4,5 месяца. Месяца полтора на машине по южной Африке. Ну и сейчас 3 недели на Мадагаскаре. До года жизни не дотягивает, но прикольно.
Не думал, что так быстро вернусь в Африку. Но Мадагаскар, мне показалось, это как бы Африка Лайт. Как Шри Ланка — Лайт Индия. Люди добрые. Улыбаются. Все говорят «Бонжур». Строятся. Живут. Бедно. В киоске беру воду — передо мной берут 4 конфетки-сосучки. Следующий покупатель — сахар на развес в пакетик от сигарет. Ну, и рестораны только для туристов. Да и по трассе идут фуры, переполненные людьми и с огромными тюками на крышах, микроавтобусы. Легковушки и джипы, в основном — туристы с гидами.
Итак. Утро. Понедельник. 28.04.2014 г.
Из рент Баджет пришло письмо, что есть легковушки ТОЛЬКО с водителем и по 80 евро в день. Варианты с мото тоже не прорисовываются. Африка за 70 евро? Смысл? Были эндуры по 50 хонда и по 30 евро китай, но где-то за городом, и я потерял контакты. Нам бы мопед на 125 кубиков, но на таких только сами ездят. Чужакам не сдают. Нахожу по инету тойоту ярис по 39 евро. Но хочется уже ехать. Самый быстрый вариант — я списывался по рекомендации нашего новосибирского путешественника с конторой http://location-voiture-4x4-madagascar.com. Рекомендую рассказ Олега «Мадагаскар налегке». Он проехал страну без «традиционного» местного водителя. Рабочая сила здесь ничего не стоит и машина в аренду с водителем стоит 55 евро в день, а без водителя — 62. Причем водитель живет и питается за свой счет. Но я не могу представить себе ПОКА, что мы едем с водилой. У меня другое ощущение и понимание свободы.
Звоню. Приезжает француз Филипп. Через час подъезжает наш новый авто — Хундай Таракан. 2007 год. Механика. Дизель. 120 тыс. км на спидометре. Не плохая машинка. 1400$ на 17 дней плюс залог еще 1400$. Обычно просят 1200 евро залога, но нам — скидка. Смотрю, где запаска и домкрат, проверяю наличие двигателя, отодвигаю сиденье, откидываю спинку, кидаю на панель навигатор, забрасываю сумку. Еще секунду на посадку Мамочки, и мы уже моргаем поворотником всем пяти нашим провожающим. Да, кстати. Филипп предлагал обмен долларов по 2260. В аэропорте 2200-2236. В отеле 1800. Кому нужно — звоните. Tel: 032.04.416.80.
Запуганные Африкой, нищетой и «голодом», едем на поиски супермаркета. Медленно, но едем. По правой полосе народ везет телеги, груженные бочками, водорослями и всякой хренью. Вдоль дорог — жизнь кипит. На обочине — деревяшки для заезда авто, глушители и баллон для сварки. Экспресс ремонт. Так же шустро на земле бортуют колеса. Супермаркет супер. Все есть. Набираем питья и еды на 395000 ариари. Это 6000 бат. В рублях боюсь писать — через пару лет, думаю, этот ориентир уползет в район 50-80 руб. за доллар (это было написано мной в 2014 году). А как по другому заплатить силовикам и заставить полюбить Крым и Сочи. Ну, и так много потому, что, заплатив столько за машину, мы имеем запас грузоподъемности, по сравнению с мотоциклом. Глупо этим не воспользоваться и не загрузить по максимуму багажник на случай полной автономки.
Первая цель — поездка на юг по 7 трассе. Через 160 км третий город Мадагаскара — Анцирабе.
Едем. Нарушаем. Пару раз останавливают менты. Они стоят на каждом перекрестке, а мы едем как-то неправильно. Но улыбаюсь. Отпускают. Заправка. Дизель называется Газоил. 2860 за литр. Это 42 бата или 1,3$. Трасса — только название. Как в России. Узкая двухполосная дорога. Вся извивается. Постоянно деревеньки. Велосипедисты. Пешеходы. Высота 1200-1600 метров над уровнем моря. Попадаются ямы и проломы в асфальте. Короче, как в Сибири. Вокруг горы. Рисовые и другие поля. На обочинах продают вкусную хурму, маракуйу, помидоры.
Народ улыбается. Машет. Велосипедисты спиной понимают, что пора сваливать на обочину — при разъезде нас и фуры ему точно места на дороге не достанется. Вначале едем 30-40 км в час. Чем дальше от столицы, тем больше скорость. Разгоняемся до 100. Но это — не совсем правильно. Народ не ожидает таких скоростей, и могут быть большие неприятности. Темнеет. Пошел дождик. Черных людей в черных одеждах на обочинах не видно. До финиша еще 30 км. Не люблю ездить в темноте. Попадалась деревенька, где на всех глиняных лачугах было написано — Hotely. Что бы это?
Въехали в Анцирабе. Сплошные отели. Ночная жизнь. Это когда темные толпы темных людей в полной темноте бредут по улице. Наверняка в этом есть смысл, нам пока непонятный. Едем в центр к железнодорожному вокзалу.
Отель 3 звезды на площади, совмещенный с казино, рестораном и супермаркетом. Цена 128000. Ухожу и спрашиваю про скидку. Тут же ответ — 20%. Это 47$. Идет. Конечно, это просто комнатка в отеле. Путешествуя по миру и сравнивая цены на жильё, всегда восхищаюсь Паттайей. Я сдаю свои «лишние» дома с 3 комнатами по 100 кв. м, с кухней, огромным ТВ, огромным бассейном и в 300 метрах от моря — 30$ в день. Нигде в мире таких цен не встречал.
В местном ресторане мы единственные, но потом подъезжают французы на джипах и автобусах. Все со своими гидами. На ужин вкусная рыба маме и мне кусок Зебу во фламбе. Зебу — это такая корова с горбом. Вроде на Мадагаскаре 12 млн. малагазийцев и 14 млн. зебу. Супер вкусно. Завтра едем дальше на юг. Попробуем свернуть на восток, если есть дорога и добраться до океана. Всем удачи.
29.04.2014 г.
Утро. Рассвет в 6 утра, и я его видел. Очередной сон. Во сне куча друзей из последних 30 лет. Какие-то машины, которые автоматически без водителей едут колонной за головным авто, не обращая внимания на светофоры. Сокодавки. Подвалы. Бизнесы. Стройки. Вам не интересно, а мне не пригодится, но сон прикольный. Вода на подоконнике на улице охладилась. Та же фигня и с напитками в багажнике, а то я переживал, что все будет горячим. Традиционный завтрак. Раньше я всегда менял завтраки на сон. В супермаркете — мы одни покупатели. Загрузились. Поехали. На навигаторе набираю цель на сегодня — Мамандзари. Какое-то грузинское название. Навигатор пишет, что впереди 390 км дороги. Многовато, но посмотрим, как пойдет.
Ну и пошло. Дороги. Мосты. Причем мосты однополосные и нужно пропускать встречных. Деревеньки. Зебу. Люди. Местные. На велосипедах. Пешком. Толпами. С детьми. С вещами. Все идут. Все что-то везут. Перемещаются. Торгуют. Тусуются на дороге. Африканская жизнь.
Но многие радостные и многие машут рукой. Много хвойных лесов с ярко зелеными иголками. Россия, да и только.
Часто останавливаемся. Фотографируем. Никто не возмущается. Дорога нормальная. Иногда попадаются разбитые участки, но нам ли сибирякам привыкать к буеракам. Виды, как на южном Алтае.
Потом пошел «красноярский» край. Холмы. Горы. Сосны. Поля. Потом долины. Это уже похоже на Грецию и Турцию. В какой-то момент попадаем в перегон по дороге нескольких тысяч зебу. Пробираемся сквозь них.
Рога страшные. Вся дорога в помете. Нет. Помет — это птичий. Здесь реальные какашки.
Обед на ходу. Сыр. Багет. Яблоки. По карте нашли место, где можно срезать 30 км дороги. Но тогда 25 км по грунтовке. Дорога, как на мою дачу — на Ягодную. Кстати. Эта дорога — моя основная претензия к властям и президенту. С остальным я бы смирился, но дороги в России — полное гавно. И ладно, не было бы денег, как в Африке, а то ....... Вот и ползем по дорожкам. Машины попадаются только сломанные. Без колеса. Застрявший грузовик. Возвращаемся на асфальт.
Теперь на восток к океану. И вот мы въезжаем в дождевые леса. Джунгли. Виды Алтая быстро меняются на Колумбию и Бразилию. Серпантин. Настоящий. Закрытые деревьями и кустами нескончаемые повороты на узкой дороге. Но машин мало. Не тревожно. По дороге идет белый с рюкзачком. Подвозим до ближайшей деревеньки. Француз. Здесь на неделю, потом едет на полгода работать на маленький остров около Маврикия.
Водопад. Глобальный. Вся река падает через валуны метров на 100-150. Но мы их уже видели много. Но молодцы. И парковочка, и смотровая площадка. Начинаются скалы, поросшие лесом и все засаженные веерными пальмами. Чудеса. Серпантинистая дорога напоминает гонку. Выигрыш — ты доехал непонятно куда. Проигрыш — обрыв. Обочина. Но пока опыта хватает. Очередная тысяча поворотов и изгибов пройдена. Часто еду на нейтралке. Датчик показывает, что на 500 км дороги я потратил полбака солярки по датчику. Или датчик врет, или автомобиль — чудо. Посмотрим.
Километры не летят — ползут. В 17:20 закат. Нам еще 40 км до океана. Мы бы с удовольствием поселились бы уже сейчас, но здесь все деревеньки совсем уж простенькие.
Из бамбука. Прямо Эфиопия какая-то. Даже беднее.
Но зато впервые за всю дорогу стали появляться прямые участки по 300 и даже 500 метров. Здесь я разгоняюсь до 90. Но в MAMANJARY въезжаем в 18:05 уже в кромешной темноте. Упираемся в море и в отель на берегу. Кроме нас занят еще один номер. Бизнес не для слабонервных. За 67700 ариари нам дают крайнее к океану бунгало. В ресторане рыбы нет, хотя шум прибоя слышен всего в 100 метрах. Заказываем зебу в винном соусе и креветки. Пиво и вино свое — из багажника. Тут во всем городке вырубают свет и появляются ЗВЕЗДЫ. Это нечто. Млечный путь. В нем миллиард звезд. А таких галактик, как наша — миллиарды. Полная хрень этот Крым, да и вся наша жизнь впрочем.
Сигарка. Прогулка по пляжу в полной темноте. Фонарик из туккома за 79 бат пригодился. А тут дали свет. Принесли еду. Звезды погасли. Жизнь наладилась. Живем, как можем. Главное — не мешать окружающим. И к галактикам это тоже относится. Кстати. Мясо — СУПЕР. И мягкое. И подлива. Все хлебом вымакал. Да и Мамочке креветки понравились. Цены стандартные — 13000 за блюдо. 6$.
А теперь — ГЛАВНОЕ. Выбор дороги дальше. Я нашел нестандартный путь. Всю свою жизнь я любил ехать вдоль берега. Моя поговорка — куда вы на фиг денетесь. Слева — море. Справа — горы. Заблудиться нельзя. Так вдоль моря мы проехали полпланеты. Правда, когда ехали вокруг Австралии, «море» было справа. Ну и нашел я на навигаторе и на карте маленькие дорожки на самый юго-восток острова. Дороги там, может, и нет. Да и как в Бразилии она идет не вдоль океана. Но попробуем. Солярки завтра зальем. Денег поменяем. Еды и питья — полный багажник. Есть 17 свободных дней. Выберемся. Если упремся в непреодолимые препятствия — развернемся, 3 лишних дня — не крюк. А путешествовать по одной дороге и туда и обратно — ненавижу. Это из Новосиба всего 1 дорога в большой мир — на запад. И одна на Дальний восток — на восток. Остальные — тупики. Так что не теряйте нас. Инета, дорог и света, похоже, дня 4-5 не будет. Мамочка не зря живет со мной 30 лет — согласилась. Так что ждите новостей. Удачи. Мы поехали.
30.04.14 г. Поздний подъем. Завтрак за деньги. В ресторан заходят два колоритных дедушки — французы. Я к ним с картой Мадагаскара и вопросом. А можно ли поехать вдоль берега на юг? Они: на джипе — без проблем. 2 дня. Можешь и на север рвануть. До асфальта всего за 1 день доберешься. Вдохновили они меня. Пока мы собирались, пришли местные тетки. Принесли на продажу рубины и какие-то белые мутные камни. Отказался. Не вижу в них ценности.
Выезжаем на юг. До развилки 60 км. Мы ехали по этой дороге вчера, но в темноте. Дорога совсем другая. Километрах в 15 от города узкий подвесной мост метров 200 в длину. По нему пускают только легковушки. Поэтому толпа грузовиков перед ним перегружают свой груз на более мелкий транспорт.
Дорога — прелесть. Отличный асфальт. Изгибы, но красивые. Просто классика, а не дорога. Похоже, построили ее в 2010 году французы или весь Евросоюз. Великолепные ели.
С длинными зелеными иголками.
Набрал шишки. У меня в Паттайе в беседке уже висят 2 шишки — из Аргентины и из Ливана. Повесим и эти с Мадагаскара. Но какие они острые. Все пальцы изрезали.
Деревеньки здесь редкие. Народу мало. Машин вообще нет. Едем 60-90 км в час. Очень красивая дорога.
Но она вдали от туристических троп. Так как выехали мы в 11 утра, а в 14 дня уже въехали в Манакару, то была идея поехать дальше.
Но пока заправились (расход получился 8 литров на 100 км), пока нашли банк, чтобы поменять евро, решили остаться здесь.
Старенький отель с разбитым бассейном без воды на берегу океана. 90000 бунгало (43$). Еда впервые была не очень дожаренная. Хотя мамочкина рыба ее устроила полностью. Прокатились по набережной. Купили модного сыра в лавке китайца. Он, увидев нас, сразу сказал нам спасибо. Мы ему — Ни хао. Он родился на Мадагаскаре. Я агитировал его съездить в Китай. Кстати, и во вчерашнем ресторане нам сразу сказали по-русски: «хорошо». Знают откуда-то.
Океан как океан. Как в Шри Ланке, только мутный и песчаный. Волна. Вода градусов 25, холодновато. Интернета нет. Вот мы с мамочкой и решили, что рановато селиться днем. Делать нечего, кроме как бухать. Лучше уж ехать и любоваться мадагаскарскими просторами. В 8 вечера прокатились по набережной — все вымерло. Ни огонька, ни человечка. Будем читать книги. Мадагаскар.
1 МАЯ. УРА. ДЕМОНСТРАЦИЯ. Черт. Только достали флаги и перелили водку в грелку — дождь. Хорошо не снег. Долежали до 11. Дождь превратился в водяную пыль. Поехали. Хорошо. Свежо. Дорога по-прежнему прекрасна. До Вангаиндрано что-то 180 км. Летим.
Наслаждаемся. Встречные машины раз в 10 минут. Никого. По обочинам идут люди. Везут тележки. Несут на голове тюки, дрова, пальмовые листья. Не доезжая 15 км до Фарафангана, дорога резко кончается. Облом. Старый разбитый асфальт. Кочки. Ямы сплошные лужи. Здравствуй, детство. Здравствуй, Сибирь. На въезде в город — реклама отеля. Неужели он единственный?
До следующего и крайнего на красной (хорошей) трассе городка Вангаиндрана 75 км. Дорога опять ИДЕАЛЬНАЯ. Изгибы. Не серпантин. Открытые обочины. Встречные машины раз в 10-15 минут. Здесь уже другие люди. Если раньше они чувствовали приближение автомашины спиной и сходили или съезжали на обочину, то здесь они оборачиваются. И все провожают взглядом машину. По обочинам повезли грузы на самодельных телегах. Колеса — шарикоподшипники. Дети толкают телегу в горку. Потом все усаживаются и с ветерком под гору. Только успевай рулить бамбуковым приводом руля.
Город. Въехали. Поздоровались с традиционными полицейскими на въезде и выезде из городов. Они не тормозят нас, а радостно машут или отдают честь. Начинаем плутать среди торговых лавок в поиске отеля. Полицейский обещал, что в городе есть «комфортэйбле» отель. Продираемся среди торговцев и рикш. Похоже, эта кочкастая узенькая тропа по ширине машины и есть начало нашей завтрашней дороги на юг. Находим бунгало. Проезд между местных лачуг. Хозяева удивлены нашему приезду. Цену не понял. Домик без окон 10 кв. м. Кровать. Внутри за метровой перегородкой туалет. Жить можно, но поехали на поиски отеля покруче. Мы его уже проезжали.
4-этажное здание. Фанила отель. Огромный балкон. Нам дают огромную комнату с высокими потолками. Телевизор. Кровать. Два дивана. Стол. Туалет подуставший, но в зале стоит самая крутая на всю округу душевая кабина с радио, подсветкой и вообще — мечта любого малагазийца. Цена хором — 45000 ариари — 20$. Завтрак включен с доставкой на балкон к заказанному времени. Ужин в местном ресторане. Меню нет. Открыл на кухне кастрюли и ткнул в содержимое. Принесли большую порцию цветного риса, тушеное мясо зебу и 2 порции языка зебу. К нему супчик и 2 пива. Это все — 10000 ариари. 4,5$.
В шесть вечера — ночь. И только площадь перед нашим отелем освещается лампами с нашего балкона. Здесь жизнь. Дети тусуются и играют. Мамки что-то варят. Электричество есть только в отеле и в паре соседних домов. Петухи орут. Народ шумит. Жизнь утихает в 7 часов, и начинается ночь.
И вот ночью я начал думать о смысле жизни. Не глобально, а на завтра. Плохой «белой тонкой» дороги на юг вдоль океана — 225 км. Потом красная и потом желтая и белая еще 400. Это дня 3-6. Как пойдет. И все по разбитым направлениям. И ведь нам-то туда и не нужно. А СЕБЕ Я УЖЕ ВСЕ ДОКАЗАЛ. Так что это может быть и аварийно. И не умно. И даже немного опасно. Поэтому я разбудил мамочку и объявил ей, что мы возвращаемся на север. Не фиг испытывать судьбу, машину и уже не юношеские наши организмы.
2 мая. Завтрак в 6 утра. Выезд в 7. Свобода, это когда у тебя нет забронированных отелей, гида-гада и ты можешь ехать куда угодно и не знаешь, где окажешься вечером. Как повезет. Назначили цель на послезавтра — городок Ихосу. Он на 7 трассе. Это главная асфальтированная дорога на юг и потом запад от Таны.
Если бы мы поехали вниз по бездорожью, то до Ихосы нам было бы 700-800 км разнообразного бездорожья. Теперь варианты. Мы выбираем «простой и короткий».
Сразу на выезде из города мы сворачиваем на тонкую белую дорожку на запад. Навигатор ее видит и показывает 71 км до городка Вондрозо. От него до Ихосу всего 170 по толстой белой, но наверняка не асфальтированной. Мы пока не знаем разницы, но это градация карты. По асфальту, по которому мы уже ехали — 540 км. Но это — асфальт. Проверенный.
И мы поехали. Кочки. Камни. Промоины. Булыжники. Через 3 км разрушенный мост, но брод неглубокий и легко проходимый.
Каждый километр — как праздник. Ползем. Качаемся. Карабкаемся.
Деревня за деревней. Дворы чисто выметены.
В больших деревеньках рынок. Продают то же, что и растет вокруг. Апельсины, бананы, плоды маниоки. Попадаются «кафе» с термосами с кофе. Он растет здесь же. Народ занят добычей дров и еды. От мала до велика.
Реальная жизнь реальной Африки. Очень много детей. Старики встречаются, но редко. Люди, особенно дети, уже пугаются фотоаппарата и когда мы останавливаемся.
Но в одной деревне мы создали фурор. Я снимал толпу из окна машины и потом показывал им их фото на экране Айпэда. Взрыв восторга. Потом снял видео, где один высунул язык. При просмотре все со смехом стали высовывать языки.
Мы ничем не можем помочь им. Главное — не мешать. Может, какие-то положительные эмоции от нашего появления — и то хорошо. Но все же жить в Африке — это не в Сибири. У них нет мороза. Всегда что-то растет. А дальше сам, хочешь жить — живи. В некоторых деревнях строятся замки по 500 кв. метров. Это местные богачи. Остальные живут в лачугах. И деды их так жили, и прадеды. К чему это я? Я не призываю отказаться от удобств. Но излишняя модность и мажорность тоже ни к чему. Будьте проще.
Появляются участки дороги, где разгоняюсь до 50 на 4 передаче. Но это несколько сотен метров. Дорога похожа на нашу дачную в Новосибирске. Но это одна из беднейших стран Африки. А мы? Тоже в жопе? Сейчас нет дождей и лужи и грязь легко проходимы. Но дорога. Хорошая дорога сильно улучшает обстановку. Проехали 40 км. До выезда на «магистраль», правда, тоже пока без асфальта — 32 км. И тут недостроенный мост. Большой компанией был бы шанс его переехать. Но вдвоем — это идиотизм. Свалится колесо. Повиснем. Кранов и вертолетов здесь нет. Конечно, развлечем и напоим все соседние деревни, но стоит ли? И мы развернулись. Поплутали по деревенькам вокруг. Гармин рисует несуществующие объезды, но по факту их нет. Советуемся с местными. Другой дороги не существует. Только в объезд по асфальту и без — больше 200 км. Едем обратно. Теперь уже не спешим. Да и раньше не гнали. Едем. Наслаждаемся дорогой. Машем всем проходящим. Петля 90 км по этому бездорожью заняла 6,5 часов. Мы смотрели на эту местную жизнь из открытых окон джипа, а как потеплело, из кондиционированного салона. Местные смотрели на нас, как на инопланетян. Многие ходят в майках с фото кандидатов на выборы. Наверное, их представители последний раз сюда заезжали на таких космолетах.
В реке у сломанного моста немного смыл красную грязь. Вот мы и на асфальте. Великолепная, красивая дорога, как из космоса. Спасибо французам. Скорость 90. Получилось, что мы ночевали во всех 4 «больших» городках побережья. Объездив весь городок Фарафангана и все побережье, мы нашли отель в центре городка — Аустрал. 40000 ариари 20$ за большой номер с огромным балконом.
Проехали весь городок. Поели в местном ресторанчике за 20000 (9$). Завтра — новая дорога. Удачи всем.
3.05.14 г.
Сегодня все просто. Хоть я и не люблю два раза ездить по одной дороге — едем по уже «протоптанным» путям. Первые 20 км — разбитая дорога с лужами. Утром шел дождь. Да и полдня сегодня временами начинается ливень. Красивые облака. Иногда выглядывает солнце и быстро сушит асфальт. Летим по отличной дороге. Суббота. Во всех деревнях праздник. Народ здесь побогаче и поярче одет. Шорты. Юбка. Футболка. Чем ярче — тем ты круче. Люди. Повозки. Редкие машины. Поля. Лавочки с традиционными бананами.
Наконец-то, нашли шиномонтажку и подкачали колеса. Одно было совсем слабым. Дал 2000 ариари. Народ задумался. Бонжур. Сдачу не ждем. Всеобщая радость. Вообще так с любыми покупками. Купили ягоды с косточками, похожие на ранетки. Продают с плетеной корзинкой. Даю 1000. Спрашиваю — хватит? Убегает и ищет сдачу. Спасибо, не нужно. Так и пытаешься угадать цены.
Серпантины. Поднимаемся в горы. Река падает по камням метров на 400 по высоте. Проехав километров 200, даже лень учитывать, в 3 часа устали ехать и ищем поселение в Раномафане.
Один отель занят весь. Интернет в ресепшене. Рядом отличные бунгало прямо на берегу реки по 45000. Но нет инета, а мы уже 4 дня в «дебрях». Заезжаем во всемирно известный отель Manja. Бунгало на горе 50000. Инет в ресторане. На рынке купил вареных раков. Самые большие по 9 рублей штука. Вечером поделился пивом с охранниками. Они так делили его, что я героически спустился с горы до машины и принес им еще бутылку экзотического в этих местах «пиратского» пива.
4.05.14 г.
Утром красота, как на Алтае. Горы в дымке. Река бежит через перекаты. Решаем ехать на юго-запад. Дорога разная.
То серпантин дикий. То разбитый асфальт. Мамочке аж поплохело. Выезжаем на 7 трассу. Вроде национальная гордость, но разбита сильно.
Мамочка начинает придумывать цель — национальный парк. Есть такой — ANJA. С лемурами. А то уже вторая неделя пошла. А мы «не в теме». 120 км от нашего ночлега. Прямо на трассе. Вход по 10000 с человека и потом разные по длительности экскурсии. 1 час — 12000. Мы берем 2 часа — 24000. Деньги берут не зря. Хамелеон обкуренный ползет по ветке. Видели в 2-7 метрах штук 50 кольцехвостых лемуров. Не за раз. Группками. Спят на ветках. Едят какие-то травки и ягоды. Прыгают по веткам, причем довольно шустро.
Потом поднимаемся на панорамную площадку. Вид. Гранитные скалы. Гранитные валуны. В гранитных пещерках лемуры ночуют. Не 2 часа, конечно, но икры до сих пор болят. Рекомендую.
Очередное решение. Дальше по дороге городок Ихосу. Если бы поехали вдоль берега, то именно сюда был бы шанс выбраться дней через 6. Потом городок копателей сапфиров. Говорят, что все мужчины там с автоматами, а все женщины — проститутки. Ну и тупик этой дороги — городок Тулеара. По всем отзывам — скукотища. Ну, и поехали мы обратно со стороны столицы Таны. И хоть пробег у нас за день никакой, 3 часа есть — пора селиться. Заехали на придорожное ранчо французской бабушки. Огорожен гектар земли. Красивые домики. Бассейн. Красивый вид на горы. Но нет инета, и что здесь делать весь вечер?
Проехали следующий городок и видим великолепный лодж с труднопроизносимым названием.
Отличные домики. Огромный ресторан. Хозяева китайцы. Так все ухожено. Одна проблемка — мы одни и в отеле и в ресторане, и все крутится вокруг нас. А денег — 105000 номер и 31000 ужин. 60$. Вот, блин, и развивай бизнес. В России налоги больше в день, не считая зарплаты и коммуналки. Легли рано. Мадагаскар. Делать нечего. Инет включают для тебя в ресторане от телефона и как только ты уходишь — все выключается. Так что проспал 12 часов. Сюда бы тех, кто много работает и сильно устает, а не меня, заслуженного пенсионера.
5.05.14 г.
Завтрак в 8 утра. Выезд в 9. Придумали новую цель. Морондава. Аллея баобабов. Рекомендуемый путь 720 км. Можно срезать за 530 км, но сколько дней придется трястись — не ясно. Мы уже не экспериментируем. В объезд — так в объезд. Вроде знакомая уже дорога, а как вновь. Неожиданно разбитая. Едем. Не торопимся.
Сдаем назад, если понравилось место для фотоснимка. На «опасном посту» опять спрашивают документы. Здесь брали денег у нашего новосибирца «за аптечку» полгода назад. Кстати. Я же забыл написать про свое общение с местными ментами. Обычно они добрые. Даже когда сильно нарушал в Тане, прощали. А тут в самом дальнем конце дороги у Вангаиндрано подходят пара нарядных. Симпатичные. Попросили документы. Потом на английском, что редко, говорят: «Вы такие хорошие. Жена у вас красивая. Мы тут паримся. Выходной. Мусье. Дай что-нибудь». И улыбка. Понимаешь, что можно ничего не давать. Он еще говорит — это не коррупция. Даю 5000 ариари. 2$. Не жалко. И вот на этом опасном посту. Суровые такие. Остановили. До них 100 постов с улыбкой махали «проезжай» или вообще не обращали внимания. А эти — документы. Потом права. Я даю русские и тайские. Он — международные? Я улыбаюсь — наверняка. Ремень, говорит. Я — ну и что? Он — типа нужен? Я — да ладно? Короче, дал ему 10000. Он так обрадовался моей сообразительности. Это тебе не «тупые европейцы». С гидами ездят и денег не дают. А тут наше общее воспитание — африканско-советское. Увидел мента — дай денег.
Вообще, Мадагаскар заставляет по новому взглянуть на смысл жизни и ощущение счастья человека. Вот живут они. Чем дальше от дороги и цивилизации, тем проще.
Добыл дрова. Еду. Воду. Живешь. И раньше так все жили. Не умираешь от голода и хорошо. Потом появляется местный буржуй. Самая главная проблема человечества — появилась возможность СРАВНИВАТЬ. Это не хорошо и не плохо. Это убило ощущение счастья. Вроде сыт ты. Здоров. Не болит ничего. А тут раз — сосед, сука, майку яркую купил. Потом больше — плуг железный новый. Потом тележку сделал. Потом вообще оборзел — велосипед купил. Ларек открыл. Ну, а потом понеслось — мопед, мотоцикл, древнюю, но уже — машину. Потом на твою родную избушку два на два упала тень построенного замка соседа. Какое теперь счастье? Но у нас-то это уже ушло в такие дебри, уже и марка машины и цифирька в айфоне — уже повод для выпячивания. Так вернемся к ощущению счастья. Не нашего. Африканского. Что там? Еда. Вода. Тепло. Да и детей у них больше, чем можно представить. Одни дети. Везде. Самостоятельные. 3 года, а он тащит или везет дрова или бананы по дороге. А домов не видно. Не один тащит. Сестренка лет 6 присматривает за ним. Вот так и живут.
Ну и ладно. Вернемся к деньгам, тьфу к поездке. Закончился очередной миллион и достали последнюю, нет, крайнюю пачку на миллион ариари. Ехать надоело. Через 22 км начинаем присматривать ночлег, но городок Амбаситра какой-то сильно африканский. Проезжать такие пока интересно, а ночевать уже и не охота. Ладно. Рванем до Анцирабе. Там мы уже ночевали. Да и 300 км в день да по асфальту — вроде и не перебор. Это ж не Шри Ланка с ее расстояниями.
Селиться в тот же отель у вокзала не хочется. Мы свободные люди. Кружим по городу. Хочу особняк лет на 100. И вот он. Красавчик.
Опять супер бизнес. В отеле 12 номеров, но занят наш и вроде еще один. В крутом огромном ресторане с камином и 3 залами мы одни. Самое прикольное. Долго не мог поверить. На стенах висит куча плакатов начала 20-го века и тупо вижу знаменитый плакат, когда наш, русский рабочий говорит НЕТ рюмке водки. Смотрю, рядом — Долбанем пролетарской чем-то по чему-то. Сверху импортный плакат про абсент. А над баром протест проституткам со стихами Д. Бедного. Завтра сфотаю.
Ну, и на закуску поднимаемся к себе на второй этаж и там еще один русский плакат прямо на главной лестнице в золотой рамке. Не верите. Заезжайте. Смотрите. Antsirabe. Hotel Le Trianon. S19.86391 E047.03411
Кстати, ужин стоил 20000, но мы, как всегда, со своим вином. Здесь это никого не возмущает. Африка. Мусье.
6.05.14 г.
Впервые отель с чайником. Но заварка все равно не вкусная. Не торопимся. Лежим в антиквариате. Прорываемся из города сквозь торговцев и повозки. Опять новая конструкция тележек для перевозки грузов.
Дорога отличная. Холмы как в Красноярске. Вверх - вниз. Ямки редкие. Легко идем 100 км в час. Пролетают деревеньки. Куры, цыплята, утки, гуси, собаки выскакивают из-под колес. Молодцы местные дети — ползают и ходят вдоль дороги, но сильно на дорогу не суются. Прикольно, когда 3-летний ребенок хватает на руки своего полуторагодовалого брата и тащит в сторону от дороги. Ну и мамки периодически отвешивают шлепок медленно отбегающему от дороги ребенку.
Все обочины и даже метр дороги засыпаны рисом. Его так сушат. Потом на ветру медленно сыпят вниз — выдувают шелуху. На земле под рис подстилают рисовки, а на асфальте просто так он лежит.
Тут же его клюют птицы. Народ по нему ходит — разравнивают. Вот и мы остановились на рынке. Все в рисе. Католический храм. Купили хурмы. Красивая. За 5 штук даю 1000. По такой цене покупал хурму в Антананариве. Дают сдачу 500. На нее набираю еще полпакета острого мадагаскарского перца. 1,5 рублей за одну хурмину — красота. А мы, лохи, яблоки и груши покупаем в супермаркете ровно в 20 раз дороже.
Потом произошло новое в моей жизни событие. Въезжаем в деревеньку. Дети носятся по полям, и все показывают вверх. Стая саранчи. Туча. Целыми облаками на высоте пары метров они летают и кружатся. И так вся улица до горизонта. Где-то пожирнее облако, где-то порыхлее. Народ лениво пытается махать и не дать им сесть. Странное зрелище. Когда пролетает рой, появляется тень. Они закрывают солнце.
Поснимали этот катаклизм на фото и потихоньку едем дальше. Хочется пригнуть голову, так низко они летят. Окна лучше не открывать. Потом еще километров через 300 мы попали в большой рой. Куча раздавленной саранчи лежит на дороге. Посмотрел. Она. Та, которую продают жареной в Паттайе в сладком сиропчике. Когда они летят, то не очень похожи.
А местность потихоньку меняется. Мы спускаемся до 500 метров, и горы становятся ярко зелеными. Ущелья. Овраги. Многочисленные речки и еще более многочисленные мосты. Почти все мосты однополосные. Поэтому на скорости из-за поворота нужно посмотреть встречные машины и пролететь через препятствие. Кстати, ограждений нет никаких. Не попал в дорогу — твои проблемы. Много рек больших и мосты по 500 метров длиной — не редкость. Они тоже в основном однополосные, но есть расширения для разъезда. Потом въезжаем в холмы Кении. Высохшие деревья. Ковыль. Красота.
Как все и обещали, 20 км до городка Miandrivazo дорога кончилась. Гармин постоянно зовет свернуть влево по проселкам и срезать путь. Но части дорог не существует, а часть — ну такие малопроходимые, даже на джипе. Скачем по ямкам. В Миандривазо заправляемся. Здесь солярка подороже. Отелей много, но все малопозитивное. Выезжаем на «желтую» дорогу. Вроде она должна быть похуже, но это, вообще, чудо. Красиво извивается среди джунглей (опять природа поменялась) отличная дорога с разметкой и широкими асфальтированными обочинами. Едем до 120. Деревеньки редко. Народу идет по дороге мало. Лети и лети. Аж не верится, что это — Мадагаскар.
И вот перекресток с 35 дорогой. Она на 200 км короче, но труднопроходима. Появились полицейские посты с закрытым шлагбаумом. Но мы — белые туристы. Машут рукой и открывают дорогу. Грузовикам и маршруткам посложнее приходится. Дорога похуже, но едем 90. Новые домики. Здесь жаркий район. Большая соломенная крыша выходит далеко за стены, создавая тень. Но домики совсем бедные — бамбук и солома.
Когда до океана остается 30 км, появляются первые баобабы. Да. Странные растения. Растут по нескольку тысяч лет. Внутри они полые и в сезон дождей набирают в себя воду. Самый большой баобаб в Африке 47 метров в обхвате. Вначале написал, что это диаметр. Потом долго пытался представить. Нет. 12 метров диаметр выглядит правдивее. В нем сделан бар. Зря оно 6000 лет росло — пусть люди побухают.
Пофотографировались и на закате въехали в город. По всему городу бетонные рекламы отеля Kimony resort. Мы едем к нашей цели — к океану. Есть бунгало во второй линии по 40000, но без вида на океан. Не подходит. Проезжаем мимо огромной мечети. Сворачиваем налево. Пошли ресторанчики и отельчики. Объезжаем порт с нефтяными бочками. И вот — КУРОРТ. Почти Гоа. Почти Шри Ланка. Нет. Не Паттайя, но курорт. Марандава — лучший курорт Мадагаскара. Блин буду.
Слева залив, и рестораны и отели идут по обе стороны от дороги. Нам интересны только левые. Заехали в бунгало. Бассейнчик. Свободно только одно бунгало по 128000, но далеко от моря и не позитивно. Доехали до конца. Побеседовал с зажиточными частниками. Возвращаемся и селимся в сразу замеченный отель. MAEVA HOTEL — лучший отель в Марандаве, и, если Вы не забыли, это же лучший курорт Мадагаскара. Дедушка француз живет здесь уже 7 лет. Отель в средиземноморском стиле с великолепным (лучшим на берегу) видом на океан. Всего 6 номеров. Мы люди везучие и за 84000 ариари 40$ нам достается самый большой номер в отеле — номер 4. У нас две стеклянных двери на море. Кровать. Два дивана и еще двухярустная кровать, вдруг задружим с малагасийцами и позовем их к себе бухать. Ну и 2 душа. Чудеса. Еще есть 2 окна с видом на патио и ресторан.
В ресторан к вечеру подтягиваются французские экспаты, все на квадрациклах. Похоже, это местная мода. Смуглая официантка с двумя парнями под гитару поют для нас песни. Я угощаю их пивом. Океан шумит. Песня звучит. Огромные креветки. Пиво. Сигара. Жизнь удалась давно, но постоянные подтверждения этой везучести радуют. И я с Мамочкой — это главное.
7.05.14 г.
Утром решаем, что мы здесь остаемся. Еще Дядя Вова учил: понравилось место — живи, пока не надоест. Спускаюсь в ресторан. 84000. Бонжур. Мерси. Живите. Вышли на пляж. Завтрак. Омлет и непонятные бручетты. В меню 10 штук за 4000 ариари. Неси. Ну и настроение боевое. Дайте-ка мне Куба Либру. Либра здесь не дорогая. 3000 ариари. Это 1 евро. Да и бутылка местного рома в красивой квадратной бутылке попадалась по 4500 ариари. Так что на спиртное здесь не жлобятся. Так вот эти бручетты оказались 10 шашлычков из Зебу по 3 кусочка в каждом. А еще жареная морковка и острый местный перец. По мне — чуток не дожарены, но сочные. Чтобы их победить, пришлось добирать пива. Рядом спит собака. Бросаю ей кусок мяса. Спит. Топаю по полу. Приоткрывает глаз. Не вставая, вытягивает шею и сжевывает мясо. Все. Вот это и есть последняя стадия расслабухи. Океан шумит. Солнце жарит, но мы под зонтиком и ветер с океана и супер комфортно.
На берегу странная местная тусовка. Люди тянут что-то из моря. Что? Тянут по трое-четверо и долго. Доедаем и присоединяемся. Оказывается, сеть. Завозят на лодке, а потом полчаса тянут. Один в один, как на Гоа. В результате один краб и тазик мелких анчоусов и мелочи побольше. Странно.
После завтрака пришлось идти отдыхать. А ведь столько планов. До 15:30 уговаривал себя выехать. Потом уговорили себя, что баобабы поедем смотреть на закате — типа это круто. Короче, повод еще полежать был найден. Ну и поехали мы. Для начала я решил найти этот волшебный отель Kimony Resort. Ну так много про него рекламы. Так вот. Это ловушка. Туда селят туристов, сильно заранее заказывающих туры. Полный развод. 3 км от дороги по разбитой грунтовке. До океана 2 км по грязному болоту. Просто в пустыне какой-то придурок (а может, и сильно умный человек) построил ресорт. Там же зоопарк. Цены 160000 за бунгало. Ценник в ресторане ресортный. Так что не мудрите и едьте на «курорт», в приличное место.
А вообще, мне кажется, что я пишу свои отчеты не для того, чтобы похвастаться. А для того, чтобы Вам легче было решиться на поездку. Оценить, что это будет Вам стоить и что Вы сможете здесь увидеть и ощутить. И может, кто-то, прочитав и посчитав, решится на поездку. Не в этом формате. Но по тем же местам. Еще есть многочисленные самоубийцы. Эти меня, вообще, настораживают. Тут очередной чудила прыгнул с моста в Обь. Ну, хреново тебе стало. Ну, почитай мой рассказ. Возьми у какого нибудь сраного банка кредит. Ты же уже одной ногой по другую сторону. Загранпаспорт, наверное, не у каждого самоубийцы на руках, но напрячься и сделать. Визы сюда не нужно. А тут, клянусь, все дурные мысли пройдут. Почувствуешь себя человеком. Или здесь подженишься. Или домой вернешься — главное — живой.
Следующая мамочкина, ну и моя цель — аллея баобабов. Я их хорошо помню по Африке, но Мамочка от них просто тащится. Отъезжаем от океана 13 км и сворачиваем направо на разбитую грунтовку. Ну прямо наша дача. Пыль. Грязь. Кочки. Баобабы странные. Фотогеничные. Не верится, что им тысячи лет. А ведь это начало «веселой» дороги на Цинги. Национальный парк с красивыми острыми пиками, вымытыми в песчанике. 200 км в одну сторону с двумя переправами. Слава героям. Мне проще в Китай съездить. Но люди, заказывая отели и билеты еще из России не могут «струсить» и отказаться. Они едут по «маршруту». И в этом есть своя правда. Зато они это видели, а я поленился ехать даже до «влюбленных баобабов» 25 км от Аллеи Баобабов. 2 часа трястись. Не охота.
Вернулись по темноте. Ужин в любимом ресторане на пляже. День прошел. Прикольно здесь французы живут. Такая «быстрая» жизнь. Восход-закат — день прочь.
А у этих девушек мы купили эти плоды баобаба. Они съедобны. Один съели, а один висит у меня в беседке в Паттайе в Регал Хоуп Вилла 1. Приезжайте. Я тут домики сдаю – заодно и посмотрите)))).
8.05.2014 г.
Океан шумит. Местные в 6 утра затеяли ежедневную игру в футбол на пляже. Я, конечно, проспал. Ехать никуда не охота. Лежим. В 11:30 выключили интернет. Спускаюсь. Протягиваю шеф-повару 84000. Он радостно — еще день? Я — Да!!! Свободные люди. Остаемся. Проблемка одна — пачка с миллионом сильно похудела. Вроде и не тратим, а миллионы летят. Бак заправили полный. Должно хватить. До столицы 700 км. Завтра уже поедем. Может быть. Списались с местным долгожителем — Ильей. Поедем знакомиться. Поехали в центр. Разрекламированный ресторан «Рим» не нашли. Походили по рынку и магазинчикам.
В 12:30 все магазины закрываются, и народ разбредается по домам. Жарко. Градусник показывает 33. Обед. Едем прямо по дороге до океана — не ошибетесь. Там полицейский участок и пара ресторанов. На вывеске цены — рыба и курица по 3000. Креветки, крабы по 5000. Садимся у океана. Есть рыба и курица. Тут же бродят 2 собаки и 3 боевых петуха. Подкармливаем. За соседним столиком два израильтянина — закончили армию. Гуляют. Месяц на расслабуху. Мамочке принесли целую жареную рыбу. Ей понравилось. Еще салат из морковки. За все с пивом 11000 ариари 5$. Вот реальные цены. День валяния дома. Наконец-то собрался написать отчет.
Ближе к закату прогулка по пляжу. На берегу лежат скат, акула и пара уже разделанных рыб, напоминающих скатов, но с маленькими крыльями. И местные все это разделывают, валяя все мясо в песке. Свой стиль. Тут же подходят местные. Один купил полголовы акулы на 1 кг за 2000. Причем выбрал именно голову. Мне лично кажется, что взрослую акулу есть нельзя. И тут в животе акулы были червячки, похожие на опарышей. Но ведь и опарышей кто-то ест. Так что пойдет. Еще удивила клетчатая, как крыло самолета структура мяса крыльев ската. Скатов тоже, например, в Эмиратах, не едят. Сегодня солнце «посадили» удачно.
Вечером мучительный выбор — ужинать в наш ресторан, или на пляж? Пляж победил. Теперь уже вареная рыба и тушеная зебу. Не отчет, а фигня. Перечисление еды. Так больше ничего не происходит. Может завтра? Удачи.
9 МАЯ. ДЕНЬ ПОБЕДЫ.
А вот ничего и не произошло. Ну, проехали мы до Анцирабе почти 500 км. Дорога известная.
Дальше решили не ехать. Здесь мы уже жили в двух отелях. И в самом центре, где много раз проезжали, увидели «резиденцию президента». Заехали. Дворец. Оказывается это — отель. Hotel des Termes. Цена 107000 плюс 5000 налог. Похоже, мы здесь одни. Красота.
Фото, какая тусовка здесь была в 1935 году. Бассейн прохладный. Магазин Дюти Фри за евро. В ресторане 4 официанта. Мы одни. Ариари кончились. Обещали покормить за евро. Потом вычитали, что это старейший отель на Мадагаскаре, открыт в 1897 году. А термы здесь были найдены в 1876 году. Еще здесь жил свергнутый марокканский король. Нас не свергали, но мы тоже живем. Сейчас этот отель купили индусы, и местные перекрыли им трубу от терм.
Ура. День Победы. Как он был от нас далек. Всем удачи.
10 мая. День блужданий и общения.
Утром решили поискать озеро Tritriva оно находится в старом кратере вулкана. Глубина 150 метров и есть поверие, что его никто не переплывал.
Единственная проблемка, что мы узнали, что оно на востоке и ехать до него около 17 км. Поехали. Увидели грунтовку и указатель на Тритриву — 10 км. Ну и попрыгали. По дороге идут 3 парня. Спросили их, правильно ли едем.
Они оказались из Тритривы и идут домой на выходные. Учатся в школе на трассе. На троих снимают комнату. Говорят, что очень дорого — 30000 ариари в месяц. Учеба тоже стоит по 15000 ариари на человека. Рассказали, что зебу на улице в киосках стоит 6000 ариари за кг. Ну и про озеро. Озеро красивое. Больше всего радуют сосновые леса. Ярко зеленые. Иногда очень похоже на Россию. Короче, парни нам понравились, и мы проспонсировали их учебу 20 еврами.
Обратно ехали уже по другой дороге. Она короче и лучше и проходит еще мимо одного огромного озера.
Француженки постоянно попадаются на велосипедах. Экотуризм. Опять проехали Antcirabe и двинули на Тану.
До нее 160 км. По дороге сбили очередную, вторую уже курицу. Как она несется — увернуться нельзя. Заехали в разрекламированный ресторан Фуа Гра. Взяли порцию из 5 видов. Еле съели. Вкусно, но количества масла огромное. Была мысль купить банку этой фуа гры, но мы реально ее надолго наелись. Цена 50000 ариари за полкило. Не дешево. Почти 50$ за кг.
И вот начались наши плутания. Гармин повел нас через центр города. Суббота. 30 км мы ехали больше 3 часов. То аварии. То дорогу ремонтируют. Все лезут. Давят друг друга. Дорожки узкие. Маршруток миллион и они останавливаются посреди дороги. Короче, Антананарива — это город не для жизни. В конце концов, мы выбрались на трассу, ведущую к аэропорту. И здесь началось самое странное. Гармин сошел с ума. Он показывает дорогу на аэропорт по каким-то своим принципам. Часть этой дороги мы исходили пешком на приезде. Короче. Мы проезжаем сверток на аэропорт — он никак не указан. Проезжаем еще километра 4. Спрашиваем местных и едем в сторону аэропорта. Гармин рисует до него 4 км. Кончился асфальт. Потом дорога. Мы заехали во дворы и еле развернулись. Вернулись. Уже в темноте нашли правильный сверток.
Мы договорились с местным жителем Ильей встретиться в отеле Белая Лошадь, но он оказался полным. Не удивительно — приличный с виду и цена всего 45000 ариари. Доехали до следующего отеля IVATO. 75000 ариари. Приехал Илья, и до ночи мы просидели в ресторане за интереснейшими рассказами о жизни. Работники ресторана ушли по домам. Мы допили всю их настойку рома на имбире. Я подарил Илье желтую рубашку — принял в команду. Ну и получили приглашение погостить перед отлетом.
Основные нейтральные новости от него. Налог на машины 46%, но можно мутить с годами выпуска. Год назад сожгли заживо 2 иностранцев. В новостях говорили, что за продажу человеческих органов. На самом деле вроде нашли мертвого местного ребенка. Схватили первых иностранцев и начали пытать. Они мечтали, чтобы их сдали в полицию и признали вину, а их публично сожгли на площади. Западные люди, говорят, резкие. И если попал в аварию, лучше валить с места происшествия. А то набегут местные, и может быть плохо. Это совет местного.
11 мая. День проколотых колес и супер поездка по рыночным улицам Таны.
Утро никогда не бывает легким, а это — особенно. Выходим. Заднее колесо, которое мы подкачивали раз в 4-5 дней, почти на ободе. До шиномонтажки 600 метров. Потихоньку докатились. Гвоздик. 10000 ариари, и пока делали, мы пили кофе с плюшками в супер приличном кафе, а что вы хотите — столица. Сегодня наша цель — остров Лемуров в VAKUNA LODG. 165 км на восток от Таны. Опять в поисках аэропорта заблудились в узких улочках — ну не везет нам. Поменяли денег в аэропорте. Подскажу для последователей. В зале встреч 3 обменника. Я менял в самом маленьком и поганом. На нем написано лучший курс, но курс 2200 за 1$. Настоятельно рекомендую. Как прошли таможню и вышли в зал — идите налево до конца. Там зона вылета. Не пугайтесь — это метров 150. И вот в торце зала обменник с охранником, отдельной комнатой для расчетов и курс 2270 ариари за 1$. Мелочь, а лишние 3% — лишними не бывают. Особенно при таких суммах.
И вот Гармин опять повел нас через самый центр. Трасса как-то сузилась и закончилась. И гармин рисует нам поворот на улицу, которая полностью забита людьми и торговцами. Воскресный рынок. Но вижу впереди пробирается через народ машина и поехал за ней. Я много в жизни проехал, но это было, пожалуй, самое экстремальное. Ладно люди расходятся и пропускают. Но потом появился встречный микроавтобус. И вот 10 минут, сворачивая зеркала, наезжая на разложенный товар, сдвигая торговцев и покупателей, мы разъезжались с этим автобусом. Все нам подсказывали. Руководили. Но это был реальный экстрим. Хорошо, что весь народ относился как без злости. Потом опять плутания по городу. Абсолютно идиотское кольцо в самом центре у вокзала, где ты все время выезжаешь на встречку и ехать нужно как бы по парковке вдоль дома. Но фиг об этом догадаешься.
В этот раз проезд города занял всего час. Но это утро и воскресенье. Дурацкий город. Не для жизни. И опять дорога. Серпантины. Горы. Елки. Деревеньки. Грузовики. Маршрутные микроавтобусы. Горные речки, все берега которых завешаны сушащимся бельем. На заправке мы заехали в автомойку. Вот и сверток на Вакуна Лодж. Здесь есть еще национальный парк. Но мы пошли простым путем. Остров лемуров. От трассы 10 км. Полдороги — грунтовка. Лодж красивый, но 205000 ариари — дороговато. Поэтому за 30000 на двоих купили билеты. Первое шоу — переправа на каноэ 10 метров на остров. Там живут 25 лемуров 5 или 6 видов. Кормят их бананами. Они забираются тебе на шею и ползают по голове. Прикольные животные. Похоже, их так назвали от французского Ля Мур — любовь. Рекомендую.
Вторая часть шоу — в одном километре. Дорожка с висячими мостиками вокруг озера, и на берегу лежит пара десятков огромных, трехметровых крокодилов. Там же клетки с черепахой и местным хищником — фосой. Маленькая пантерка. Поселились мы в отличном отельчике. Бунгало — 61200 ариари. Ресторан. Куча народу — здесь живут группы иностранцев. Это намного веселее, чем попадавшиеся по дороге отели без единого посетителя. Интернета нет, и ладно. Возвращаемся к машине за вещами и здравствуйте. Второе заднее колесо — на ободе. Спустило полностью. Что за жизнь. Два колеса за один день. А проехали уже 3150 км. Так что будем утром пытаться поставить запаску.
12.05.14 г. День экспериментов, плутаний по джунглям и поиска Пальмариума.
Всю ночь и все утро ОРАЛИ лемуры. Эти милые зверьки орут, когда видят больших птиц и хотят защитить детей. Причем ор подхватывают все вокруг. Так вот. Мне казалось, что они в соседних кустах, но местные подсказали, что национальный парк в 3 км. Минут за 15 поставил запаску. Немного помог местный. Едем дальше на восток. Цель — попытаться попасть в Пальмариум. Это частный отель с частным парком с лемурами. По дороге обедаем на трассе. Оказывается, котлета — это два куска мяса свиньи, запеченные на ребрах. Котлета и омлет с кофе — 8400 ариари. Цены для местных. Здесь же заклеили колесо — теперь опять есть запаска. Видели упавший в обрыв грузовик. Но повис на ветках. Все живы. Вытащат. Только чем? Я ни разу не видел никаких кранов и тракторов на Мадагаскаре.
Сворачиваем с трассы на прославленную во многих отчетах дорожку. 7 км за час. Доехали за полчаса и по дороге подвезли пару и потом еще одного парня. Зато въезжаем в деревню, и попутчик про нас все рассказывает. Расклад такой. До Пальмариума нужно ехать на лодке 1,5 часа больше 40 км. Приват лодка стоит 190000 ариари. Это в одну сторону. Попутчиков нет и завтра не предвидится. Мы на берегу огромного теплого озера. Отель с бунгало. Спрашиваю. Девочка рисует 55000 за бунгало. Времени 2 часа дня. Инета нет. Будем книги читать. Вроде решаем остаться. Тут выходит хозяин китаец и рисует цену 100000. Деньги очень нужны. Ну, мы и уезжаем. Заехали еще в парочку отелей — не очень позитивно.
Да и, вообще, похоже, Мадагаскар начинает поднадоедать. Дороги. Смуглые люди. Домики-шалаши. Как-то все уже примелькалось. Уже хочется домой в Паттайю. Правильно рассчитали время поездки — из страны нужно уезжать с радостью от отъезда. Хватит нам уже африканской жизни.
Еще полчаса прыжков по «российским» проселкам и мы мчимся дальше на север. И тут Гармин подсказывает мне новую БРЕДОВУЮ идею. Через 30 км он рисует тонкую дорожку в сторону Пальмариума. Я решаю проехать в отель, куда все добираются на лодках. Доехать по суше, по джунглям. Конечно, многие нарисованные Гармином дорожки в природе не существуют, но эта была. Похожа на тропинку между домами. Тетя увидела наш интерес и быстро сдвинула продающиеся мешки с углем в сторону и махнула нам — проезжайте.
Ну что сказать. Это самая КРУТАЯ дорога за последние годы. Она не очень опасная. Она странная. Навигатор показывал 13 км, но он сильно спрямлял дорогу. И вот мы едем. Не торопимся. Не хочется пробить картер камнем. Дорога заросшая.
Видно, что много много лет назад ее делали. Попадаются ограждения у речек. Даже виден был след. Или мы себя уговаривали. Трава и деревья на дороге, особенно в низинах была с джип ростом. Лужи. Камни. Подъемы-спуски. Подвезли пару с тяжеленными тюками. Они радостно кивали, что мы едем правильно. Раз в 10 минут попадаются местные с дровами и бревнами. Все куда-то что-то несут. За час проехали больше 8 км. Наслаждаемся природой и экстримом. И вот наша вечная беда. МОСТ. Полуразвалившийся. Прогнившие доски и бревна. Подо мной качается.
Я сделал попытку на него выехать, но он так заскрипел и прогнулся, что я вернулся. Очень рад, что все-таки мне хватило мозгов не ехать. Уронить в реку с 2-метровой высоты прокатный джип. Вытащить его будет невозможно. Тупой экстрим с непонятной целью.
Была еще одна не очень умная мысль. Оставить машину на дороге и оставшиеся 5,3 км по карте пройти пешком. Но времени — 16:28. Идти час. Полностью темно будет в 17:40. Если мы не доходим и не селимся, то в темноте по джунглям по шею в траве возвращаемся к джипу, если его к этому времени не разберут местные. Ну и потом ночуем в авто. Опять — цель не оправдывает средства. Мамочка меня не критикует, но порхания по машине ей, похоже, порядочно надоели. С трудом сдаем метров триста задним ходом. С трудом разворачиваемся. Я еще развлекаю мамочку, что завтра с утра подготовимся лучше, опять доедем до моста и дойдем до загадочного Пальмариума. Эх. Если бы можно было на трассе взять мопед, на нем бы мы за часок доскакали. Так что давайте, последователи. На мото можно проехать. Точки Gps по дороге дам. Удачи.
Но это мечты. А реальность — следующий городок на север на берегу океана Toamasina, 66 км. Въезжаем в город уже в полной темноте. Не люблю селиться ночью, но у нас уважительная причина — мы искали загадочный Пальмариум. На въезде длинные ряды ангаров. Огромные парковки для грузовиков. Развитый промышленный порт, похоже. Но вся дорога забита вело и пешеходными рикшами, велосипедами, мопедами, машинами, маршрутками, грузовиками. Кто здесь только ни пробирается, почти в полной темноте. До океана еще 3 км и тут на дороге четырехэтажный рекламировавшийся на трассе отель MELVILLE. Номера от 17000 до 45000. Берем самый дорогой. ВайФай в инеткафе у входа. Ресторан. Цивилизация. Завтра, наверное, посмотрим город. Выедем на берег. Ну и пора уже в сторону дома выбираться — пока в сторону Антананаривы. 15 мая в обед нам сдавать машину и 16-го вылет в Бангкок.
13.05.14 г.
Большой город. Порт. Улицы забиты велорикшами. 3 км ехали очень медленно к океану. Подъехали, а океана-то и не видно. Мы уперлись в железную дорогу и многокилометровую очередь из грузовиков. Нашли выезд к морю. Бунгало. Не очень позитивные, но по 30000. На берегу куча рыбацких лодок. Вода прозрачная. Намного прозрачнее, чем на юге на этом же побережье. Время 10 утра, но одновременно в сторону берега гребут пара десятков лодок рыбаков. Это долбленые из целого дерева лодки. Очередной рыбак подгребает, быстро на волне разворачивает лодку. К нему подбегает мальчишка помощник. И вот этот рыбак приседает, подлазит под нос лодки и взваливает его себе на плечи. Помощник с другой стороны приподнимает корму. И они почти бегом несут лодку с рыбой и сетями вдаль от воды. Я подскочил и помогаю рыбаку. Лодка — тяжеленная. Мне показалось, что под 100 кг. Жуть. Улова было около 10 кг. В основном мелочь.
Проехали мимо въезда в порт и поехали вдоль берега на север. Такого я давно не видел. Брошенные древние большие здания. Лет по 100. Потом пошли такие же заброшенные особняки.
Что-то напоминающее отель. Все в полном запустении и бесхозное. И это на самом берегу. Правда, вдали порт и огромные корабли, но море же. Широченная аллея из вековых пальм в четыре ряда.
Через километр она упирается в модный отель DE VILLE. Кстати. За всю поездку мы не видели надписей ПРОДАЕТСЯ. Только изредка и только на машинах. Ни земля, ни дома не продаются, или не так, как в остальном мире.
Потом через рынки и кучи велорикш пытаемся найти выезд на трассу. Полчаса плутаний по задворкам.
Гармин — чудесная вещь. Он показывает больше местной жизни, чем любой местный гид.
Мадагаскар очень похож на Россию. Половина дорог заканчивается тупиками. Дороги разбиты. В каждой деревне полицейский пост и каждый пост останавливает ВСЕ ГРУЗОВИКИ И МАРШРУТКИ. Иногда даже нас, но с уважением. Дороги подразбиты, а кроме основной трассы — живи, как хочешь. Только направления и властям на все плевать, своими делами и выборами занимаются. Та же Россия, только не изображает из себя великую и богатую страну. Так мы намотали по городу Тоамасина 50 км. Цель на сегодня — 160 км на юг. Жить на трассе совсем скучно. Парки и местные сородичи обезьян — лемуры тоже нам поднадоели. По крайней мере сворачивать с дороги, покупать билеты и ходить по лесу с гидом в их поисках мы не готовы.
Проехали знаменитый сверток на Пальмариум. Здесь везде продают рамбутаны — это такие красненькие и лохматые плоды. За 1000 ариари насыпали пару килограмм. Но они и в Тае летом 15 бат за кг стоят. По дороге продают огромных, больше полметра длиной, угрей. Свежих и копченых. Мелочи не было и пришлось отдать 10000 ариари. Ну и дали мне пару штук. Пока я настраивался их поесть (2 дня), они подпортились. Просто в машину страшно было садиться, так и казалось, что в ней кто-то умер. Жаль.
Городок VATOMANDRY. Всего 270 км от Таны (Антананариву). Южная половина городка находится на океане с великолепным пляжем.
А северная отделена от океана широченной лагуной. На въезде в город указатель на отель. Тропинка. На острове в 200 метрах симпатичные бунгало. Нужно звонить, и они пришлют лодку за тобой. Едем в центр. Чем больше город, тем наряднее и лучше одеты люди. Встречались модницы в миниюбках, шляпках и сумочкой в цвет. Правда, асфальт только на центральной улице. Вот мы и ездим по всем проулкам и переулкам в поисках приличного отеля. Гранд отель по 25000 — не дотягивает. Нам называют то одно, то другое название. Находим бунгало прямо на пляже. Но везде ремонт, никого народу и как-то пустынно и заброшено. Цена 30000 (10 евро). Один симпатичный старый отель тоже на берегу — заброшен. В конце берем местного, и он показывает нам дорогу к бунгало. Позитивненько. Здесь же живут 4 француза — два молодых и два пожилых. Они здесь в командировке на месяц, учат тушить огонь местных пожарников. Совсем другая жизнь у людей, не то что мы тунеядцы.
В шесть открылся ресторан, и мы заказали самое дорогое блюдо — набор морепродуктов. Лангусты (лобстеры), креветки, кальмары, рыба, крабы. Буквально час ожидания и вот оно — чудо. 35000 ариари. Не зря это рыбацкое место. Сигарка на ночь. Всем спокойной ночи.
14.05.14 г.
Проснулся от крика птиц и слышных вдали волн. Шум океанского прибоя. Опять сон. Еду на мопеде по Красному Проспекту в Нске. Где-то мимо Дома Быта. А на дороге в левой полосе стоят один за другим до горизонта люди в гражданке со сложными лицами. Они тормозят всех прохожих и водителей, смотрят их документы и заставляют их держать на вытянутых руках автоматы Калашникова, стволом вверх. Я притормаживаю и спрашиваю: «Что происходит?» Водитель с автоматом говорит: «Мобилизация». Я говорю: «Вы что тут все пи....лись?» Гбшник мне: «Кто тут недоволен?» Ну я как-то прямо с улицы начал вылезать в окошко на соседнюю улицу, сбегать то есть. Ну и проснулся. Шум волн. На двери 4 засова и 2 замка, говорю же — как в России. Я много лет назад сказал себе, что никогда не буду воевать ни за какую страну. Вот и сбежал поэтому, наверное, во сне.
Выхожу на парковку и не узнаю машину. Ее помыли. Меняю деньги и отдаю 5000 за мойку. Красавчики. Все. Домой. Закупаем фрукты. Обгоняем ползущие в гору фуры. Похоже, это основной порт в стране по обеспечению жизни столицы. Много красивых цистерн с топливом. Оно, похоже, тоже привозное морем. Очень красивые ели. Ярко зеленые. С длинными иголками. Решаю попробовать посадить их дома в Паттайе. Выкапываю несколько и складываю в бутылку из под воды. Это как на рыбалке — мелкую рыбу мы отпускали, крупную складывали в баночку из-под майонеза. Наверняка что-то нарушаю, но цель вроде благородная. Вырастить красивую елку на Новый Год.
Впервые на айпаде у меня случайно стерся написанный текст. Обидно. Пытаюсь восстановить мысли. Их много, пока едешь часами по серпантинам и уворачиваешься от встречных машин и пытаешься не зацепить многочисленных пешеходов и велосипедистов. Так вот. Россия и Африка — братья. Здесь все так же, как у нас. Хреновые дороги. С основной трассы только направления и там люди выживают, как могут. В городах все побогаче, а в столице — откровенный жир. В масштабах. Недалеко мы ушли от Мадагаскара в развитии. И, похоже, у них идет строительство и развитие. У нас пока доразрушают созданное при СССР. Но мы-то еще и великая богатая Держава, а не какая-то Африканская страна. Ну да ладно. Поживем — увидим. Главное — выжить.
Въезжаем в Тану. Пытаемся попасть на гору к замку, но попадаем в туннель и, вот мы уже в самом центре. Заходим в модный старый отель Ле Париж. Дороговато — 175000 ариари, окна только во двор на соседнее здание. Не наш вариант. Гуляем по центру. Есть заброшенный отель. Есть полностью занятый. И тут приходит мысль, что пора выбираться к аэропорту. Там и райончик поприличнее. Автосалоны. Магазины. Рестораны. Отели. Даже виллы есть, но за высоким забором и колючей проволокой. Так мы и заезжаем в разные отели. Китайцы построили 5-этажный отельчик Орхид, но 100$, которые просят за номер, он не стоит. Так что находим просто ночлег с интернетом. Белая Лошадь. 50000 ариари. На французском звучит задорнее.
Единственное, что напрягает, —нет света. Ни на улице, ни на ресепшене, ни в ресторане. В комнатах есть. Сейчас сидим в ресторане. Два огромных канделябра со свечами. На сцене играют два гитариста. Рядом три столика с французами. Пара кошек под столами. С десяток комаров. Обстановка сугубо романтичная, но уже хочется домой. В цивилизацию. Уже скоро. Пара дней осталось. Всем удачи.
15 - 16.05.14 г.
Вот и закончился Мадагаскар. Удивительная, отличная страна. Вроде Африка, но своеобразная. Да. Не дешево. Но бедные страны и не бывают дешевыми. Мы без проблем отдали машину и получили свой депозит обратно. Сутки погостили у Ильи. ЧЕЛОВЕЧИЩЕ. Рад за него. Пожил в Европе. Загрустил. Приехал сюда и нашел себя. Отличная жена Сандра. Ярко белый сын Иван, почти двух лет от роду. Куча родни. Продает по всему миру перец, гвоздику и ваниль. Столько интересного рассказал. Я подсказал ему наиболее простой и подешевле перелет с Мадагаскара в Сибирь через Бангкок. Так что жду его в гости. Илья, еще раз спасибо тебе за гостеприимство. Мы еще встретимся. Может, мы еще раз поедем на Мадагаскар, хотя я в начале такого и не предполагал. А пока мы домой в Паттайю, куда приглашаем всех, кто еще помнит об отдыхе за границей. Пишите glazkov собака ngs.ru
Расходы:
Самолет из Бангкока на двоих — 2200$.
Авто на 17 дней 1400$.
Солярка на 4000 км 500$.
Отели 600$.
Супермаркеты, еда, сувениры 900 $.
Это на двоих.
Еще раз извиняюсь за не всегда корректное сравнение дорог и быта Сибири и Африки. Два года назад мне так виделись проблемы. Сейчас многое поменялось. Удачи.
Спасибо за «отчет налегке» с Винского от Олега Pilnik за точки GPS и описание дорог и маршрутов.
Аэропорт Ивату (-18.799713, 47.475255)
Ивату. Отель Le Jac Hotel. (S18'49.855, E047'29.467)
Ивату. Отель IVATO. (18.80553, 047.47498)
Ивату. Отель LE AUBERGE DU CHEAL BLAKE (18.80978, 047.47219)
Тана. Отель BRAJAS. (18'54.355, 047'31.660)
Тана. Центр. Вокзал. Badget rent car. (18'54.232, 047'31.291)
Антцирабе. Отель LE TRIANON. 75000. (19.86398, 047.03423)
Антцирабе. Отель DES TERMES. 107000. (19.86662, 047.03247)
Антцирабе. Озеро TRITRIVE. (19.92788, 046.92617)
Раномафана, отель MANJA 50000 (-21.261608, 47.459489)
Офис парка «Anja» (-21.850316, 46.841473)
Ресторан фуа гра. Beheniy (-19.21122, 47.487065)
Отель «Вакуна лодж», ресепция. (-18.889739, 48.435113)
Остров Лемуров (-18.889716, 48.431192)
Поворот к крокодилам (-18.891127, 48.430492)
Крокодилья плантация (-18.894126, 48.433528)
Поворот на Манамбато (-18.74586, 49.10382)
Парковка отеля «Акации» (-18.754051, 49.154213)
Причал отеля «Пальмариум» (-18.604782, 49.213616)
Поворот на отель Пальмариум напрямую. (18.59378, 049.12682)
Сломанный мост у Пальмариума (18.62394, 049.17582)
Toamasina. Бунгало на море. 30000 ари (18.16340, 049.41443)
Toamasina. Отель LE NEPTUN 3* (18.15067, 049.41642)
Поворот на Тсинги и баобаоы (-20.296957, 44.400749)
Примерное начало Аллеи баобабов (-20.269363, 44.402704)
Примерный конец Аллеи баобабов (-20.2473, 44.421844)
Паром в Бело Тсирибина, начало (-19.710329, 44.584816)
Паром в Бело Тсирибина, конец (-19.710526, 44.549815)
Поворот на Бекопаку (-19.475843, 44.502321)
Паром на Бекопаку (-19.145057, 44.812696)
Bekopaka, Отель «Олимп Бемархи» (-19.139632, 44.796654)
Bekopaka,Офис парка «Тсинги» (-19.144474, 44.794771)
Morondava, Влюбленные баобабы (-20.103926, 44.549156)
Morondava, Местный зоопарк (-20.260931, 44.309398)
Vatomandry. Отель CASADORO. 30000. (19.32708, 048.97995)