|
Доброго времени суток всем путешественникам и просто читателям этих страничек. С вами вновь yаkushev, и сегодня настала моя очередь рассказать о Горном Алтае.
Естественно, ничего нового я не открою, просто расскажу о своих впечатлениях. В планах было посмотреть тусовочные места: Артыбаш, с прогулкой по Телецкому озеру; Чемал, с островом Патмос и Чемальской ГЭС; Манжерок, с подъёмом на гору М. Синюха; снежники Северо-Чуйского хребта с Курайского перевала, и всё остальное, что будет по тракту. Самое же главное, это спуститься с перевала Кату-Ярык и омыть лицо в водах реки Чулышман. Ну а подняться, как карта ляжет. Сил у Нексии достаточно, надеюсь, сможем. Уже вижу, как скептически заулыбались завсегдатаи этих мест жители Барнаула и Новосибирска, но нам для первого раза и этого достаточно.
Ещё хотелось прокатиться по дорогам Казахстана, погулять по Астане и искупаться в озере Боровое. А так как мои спутники ещё не были в Сибири, планировали коротко познакомиться с городами Курган, Барнаул, Новосибирск, Омск, Тюмень и подняться на небоскрёб Высоцкий в Екатеринбурге.
В оставшиеся от поездки пару дней, хотелось посмотреть кое-какие красоты Пермского края, но об этом позже.
В комментариях к моей последней поездке прозвучало пожелание пригласить мою крымскую знакомую Надежду на Урал, и я решил её приезд приурочить к нашему путешествию. И вот уже билеты из Симферополя до Перми куплены, пути назад нет…
О подготовке. Случайно нашёл интересный сайт в инете rusmap.net, на нём собраны панорамы городов России. По всем этим городам можно прогуляться неспешным шагом, посмотреть круговым обзором каждые 20-60 метров движения, именно с таким интервалом снимают установленные камеры. Хотя кому я это рассказываю? Продвинутые пользователи интернета наверняка уже давно знакомы с данным ресурсом. Я же проехал по всем предполагаемым маршрутам через города на моём пути следования, а Чуйский тракт аж до Семинского перевала. Обращал внимание на развязки, парковки в местах достопримечательностей, въезды и выезды из городов, сложные перекрёстки. Кое-что в голове отложилось на поездку.
Распечатал для себя маршрут, с расстояниями между контрольными точками, разные интересности по пути следования и телефоны квартир в городах, где предполагались ночёвки.
Машинке сделал диагностику ходовой, где приговорили к замене два передних ступичных подшипника. Остальное в норме. На заднее стекло пристроил стилизованную эмблему Drom.ru, которую получил в подарок вместе с книгой «Зимники Якутии» и наклейку «RUS». А что? А вдруг!..
Теперь о команде. Как уже говорилось выше, ко мне прилетела моя знакомая Надежда из Севастополя, а друзья моей дочери попросили взять их сынишку, который в свои 18 лет ещё нигде не был, буду заполнять географический вакуум в его голове. Ну и как без любимой внучки Вики, моего дорожного талисмана.
Багажник, с учётом палатки и всех прилагающихся к ней атрибутов, был заполнен до отказа.
Кажется всё, можно отправляться. Сегодня 27 июля, на часах 7:30, на одометре – 67120 км.
Ночевать запланировано в Кургане, туда и устремились. На одном из Закамских родников заправились водой, далее Красавинский мост и вон из города. Впереди длинная дорога, масса замечательных памятников природы и архитектуры, на всё это у нас 19 дней.
Маршрут: Пермь — Екатеринбург — Каменск-Уральский — Курган — Петропавловск — Кокшетау — Астана — Павлодар — Барнаул — Бийск — Горно-Алтайск — Артыбаш — Чемал — Кату-Ярык — Манжерок — Новосибирск — Омск — Тюмень — Екатеринбург — п. Суксун с водопадом Плакун — Кунгур с ледяной пещерой — п.Усть-Койва с камнями Красный и Дыроватые рёбра на р. Чусовой — п.Усьва с камнем Столбы и Каменным городом.
Отличная погода, хорошая, за исключением ремонтируемых участков, дорога, и мы мчим к неизвестности.
Остановились только на берегу реки Чусовая, это легенда наших краёв. Мои спутники с удовольствием побродили в воде, по цветущему лугу, размяли косточки.
Екатеринбург прошли по улице Малышева, без остановки, несмотря на уговоры навигатора свернуть вправо. Город, как всегда, забит машинами, но, вырвавшись на простор, стали навёрстывать упущенное.
Свернув на Каменск-Уральский, остановились на обед. С собой была газовая плитка, вскипятили чай и к нему разные домашние припасы.
В Каменске-Уральском хотелось посмотреть камень Богатырёк, находится недалеко от центра, но местные не очень толково объяснили дорогу, в итоге пришлось вкруговую обойти трассу для мотогонок, перебраться через крутой лог, но нашли. Детки полазили, понравилось. Место и вправду замечательное.
Зашли в сосновый бор по естественной надобности и набрали себе маслят на грибной ужин.
В Кургане сняли двухкомнатную квартиру за 1300, в центре города, вполне нормально и машинка под окнами. Взял бутылочку «Алазанской долины» и выпили с Надеждой за начало путешествия. Молодёжи гранатовый сок.
Утром ещё заехали на центральную площадь и к собору А. Невского.
Путь до границы с Казахстаном ничем особенным не запомнился. Степь без конца и края, да многочисленные озёра. Само прохождение границы не заняло много времени. Увидев набитый до верху багажник, ни наши, ни казахстанские пограничники копаться в нём не захотели. На всё, про всё времени ушло 45 мин. За кордоном сразу зашёл оформить страховку, страховщики, молодые ребята, объяснили правила езды по Казахстану. Отдал 1300 за две недели и местная симка в подарок. Затем поменяли деньги, т. к. пришёл с пустым баком в надежде на дешёвый бензин, а заправка сразу за погранпереходом. Курс составил 5,30 тенге за 1 рубль. А стоимость бензина 126 тенге, получается за литр 23,77, а в Перми я заправился 92 за 35,95. Как говорят, почувствуйте разницу.
Дорога до Петропавловска не очень, в навигатор забил местный рынок. Хотелось вдохнуть восточного колорита, но ни развалов с овощами-фруктами, ни прилавков с душистыми специями не увидел. В основном шмотки, как и у нас. Здесь и пообедали, в одной из забегаловок, взяли мясные блюда, к ним овощную нарезку. Вкусно, сытно и относительно дёшево.
Следующим городом по курсу был Кокшетау. Строится отличная новая дорога, есть четыре объезда. Проходится нормально, а пугали-и-и.
В Кокшетау заехали в магазин, купили продуктов на ужин и завтрак.
Молодёжь порезвилась на искусственной горке, разминались перед Бурабаем.
Дорога туда не заняла много времени, и вот мы уже оплачиваем въезд в заповедник, он составил 160 руб. Начались возвышенности, серпантинчики. Дима, который видел всё это впервые, был в восторге. Да и остальным было приятно очутиться в этих местах после однообразия степей.
В посёлке поторопились снять квартиру, попала очень стрёмная, но уже не хотелось возвращаться и искать что-то ещё. Заселились. Погуляли по посёлку, сходили на озеро. Что удивило, большой процент населения общается между собой по-русски. Может, потому что курортный сезон и много приезжих?
Вечер на озере Боровое.
Утром после завтрака поехали в заповедник, все красивые места там. Остановились погулять и пофотографировать. Фото с трёх мыльниц и телефона, прошу сильно не критиковать. Главное ведь передать настроение, и заинтересовать человека приехать в этот изумительный край чистых озёр, обрамлённых горными вершинами. Такое чудо посреди степей.
Погуляли, побили коленки на камнях, заехали на поляну Абылай-Хана, но фотографироваться в национальных одеждах и со связанным орлом никто не захотел.
Двигаясь дальше, увидели стоящие по обочинам машины грибников. Попытаем и мы счастье. Собирать грибы моя страсть, а столько груздей я ещё не встречал в своей жизни. Но нам их куда? Взяли маслят, лисичек, попался и один белый. Опять грибной ужин.
Доехали до обзорной площадки «Ракушка», купили сувениров, ещё погуляли и на обед.
В кафе Надежда предложила взять что-нибудь из национальной кухни, заказали для себя «мясо по-казахстански» и очень ошиблись. Это оказались разные части конины, некоторые составляющие этого блюда для русских просто несъедобны. Но выглядят аппетитно.
Разочаровались. Но свои дурацкие эксперименты затем продолжили на Алтае. У нас не экспериментировал только Дима, со своим ненадёжным желудком всегда брал котлету с пюре. Не ошибся ни разу.
Погода после обеда испортилась, но в озере мы искупались, ещё сходили на озеро Большое Чебачье, совсем не то. Сам заповедник с его озёрами, скалами, хорошими дорогами, красив. Очень многие пользуются прокатными велосипедами и лодками. Но нам завтра в Астану.
Въезд в город платный, примерно 50 руб. До центра дороги убитые, забили в навигатор Хан-Шатыр. По пути купили фруктов и овощей, всё с Шымкента. Гипермаркет, кроме архитектуры, ничем не удивил. Но пешеходный бульвар, это нечто. Здесь уже много было фотографий про Астану, добавлю своих.
Байтерек вечером.
Байтерек, символ новой столицы Казахстана. В переводе на русский – высокий тополь. Казахстанцы же его переводят как Дерево жизни. Красивая вещь, наверху очередь приложиться к отпечатку ладони главы республики. Нам это ни к чему, поэтому только полюбовались на город.
Квартиру сняли в жилом комплексе «Уют», рядом с центром. Так что вечером сходили до забора президентского дворца. Вечерняя Астана в центре тоже прекрасна, много гуляющих с детьми, да и нашего брата туристов.
Утром двинули в сторону Павлодара и российской границы. Вот уж где пришлось хлебнуть казахстанских дорог в полной мере. Опять строящаяся трасса, вновь объезды, очень плохие по качеству, но и на готовых участках везде ограничение 50, а ехать ведь более 400 км. Хорошо, есть местные гонщики, можно зацепиться…
Что ещё удивило, так это огромные степные пространства, ничем на занятые. А ведь когда-то именно здесь осваивали целину, да и Астана носила название Целиноград. Хотелось увидеть верблюдов, но не встретилось даже стадо баранов. Это лично моё, субъективное мнение. На истину не претендую.
Добрались до Павлодара, и это счастье.
Забил в навигатор Барнаул, а он мне нарисовал дорогу через Семей. Долго пришлось его уговаривать ехать по прямой. Границу переходили на погранпереходе «Кулунда», и очень быстро. 5 минут у казахов и 50 у наших, т. к. впереди был автобус. Как была рада молодёжь возвращению на Родину: — Ура-а-а-а, мы опять в России!
Пришло время рассказать о жолполиции.
А первая встреча с ними произошла на въезде в курортную зону Борового.
Перед этим мы останавливались на смотровой площадке, гуляли, и я забыл включить ближний свет, а малой ещё и не пристегнулся. Взмах палочкой, молодой полицейский сразу указал нам на оба замечания, но после моих возражений, ремень простил. Попросил припарковаться ближе к бордюру, чтоб не мешать проезду. Паркуюсь, выхожу. Он строго:
— А разве я вас просил выходить из машины?
Пришлось опять просить его простить мою промашку, как новичку в Казахстане. Пригласил на разборки в куда-то в сторону от патрульной машины. По дороге:
— Ну что, протокол будем писать, или как?
— Может на первый раз ограничимся внушением в строгой форме?!
— Я и так вам простил два замечания, надо наказать.
Подходим к гражданской машине, открывает багажник, он совершенно пустой. На дне лежит автомобильный номер.
— Ну так как?
— Ладно, сколько с меня?
— Таксу не знаете?
— Нет, конечно. Я ведь впервые нарушил в Казахстане.
— Думайте!!!
Достал тысячу рублей.
— Хватит?
Приподнял номер.
— Кладите и не нарушайте больше.
При выезде из заповедника стоит шлагбаум и знак «СТОП», я знак проигнорировал, но передо мной ехал «мерин», и он сразу за шлагбаумом круто сворачивал направо. Поэтому я поневоле должен был остановиться, чтоб не въехать в него. Опять взмах палочкой:
— Вы не остановились на знак «СТОП», пройдите в машину.
Стал ему объяснять ситуацию с мерседесом, он спорил, затем, долго и внимательно разглядывая «доки», спрашивает:
— Вам уже много лет, но вы хорошо выглядите, да ещё и приехали в такую даль.
Я бодро отрапортовал:
— Веду здоровый образ жизни.
— Ладно, счастливого пути, живите ещё долго и счастливо.
Наш утренний выезд из Астаны. Навигатор ещё как следует не проснулся, а машины уже идут плотным потоком. Высмотрел тихую улочку и свернул туда, до ближайшего кармана. Машин нет в обоих направлениях, двойная сплошная без просветов, далее открывается площадь и на ней патрульный экипаж. Следую прямо, т. к. свернуть мне некуда. Впереди ограда и ворота президентского дворца. Вижу уже улыбающиеся рожи бойцов охраны, перед воротами есть стрелка разворота, аккуратно, по стрелочкам развернулся и вперёд, в лапы полиции. Тот уже не спеша вышел, за ним воин с автоматом, в республике жёлтый уровень террористической угрозы. Лениво махнул палкой, солидно, у него звёзды полковника на погонах.
— Как вы сюда заехали?
— По навигатору.
— А куда направлялись?
— В Павлодар, а дальше в Россию.
— Выкинь свой навигатор, пойдём, объясню тебе дорогу.
Забрал «доки», сели в машину.
— Попал ты на солидный штраф, сейчас выпишу протокол, не оплатишь, будут проблемы на границе.
Не торопясь переписал данные документов в блокнот. Затем стал объяснять дорогу на выезд из города. Это с одного раза не запомнить, да я бы и не воспользовался такой подсказкой, но слушаю внимательно. Поддакиваю. Он неторопливо достал протокол, заполняет верхушку…, и начинает разговор «за жизнь». Где побывали, что повидали, и как вам в Казахстане. Я с восторгом описал Боровое, Астану, народ, народ и вправду попадался хороший. Посетовал на жильё в Боровом, в ответ он посоветовал в следующий раз останавливаться на турбазе «Караганда». Ещё раз напомнил дорогу по выезду из города и пожелал больше не слушать навигатор. Всё!
Ну и ещё раз произошла встреча с жолполицаями по дороге на Павлодар.
Еду по куску старой трассы, ограничение 50, дорога в горку, сплошная линия. Мигнул встречный, принял к сведению и догоняю… дорожный каток. Скорость 10 км/час, терплю. Появляются из-за пригорка они, проехали мимо нас, смотрю в зеркала. Машина разворачивается и тихо едет за нами. Тоже еду тихо, и так метров сто, видят, что я не форсирую, догнали, махнули рукой: Обгоняй.
Такие вот встречи за три дня гостевания в Казахстане. Выводы делайте сами. Кстати, за 16 дней поездки по России был остановлен один раз в Тюменской области. Полицейский вежливо представился и попросил показать документы.
— Я что-то нарушил?
— Стационарный пост, имею право.
Посмотрев «доки», откозырял и пожелал счастливого пути.
Это о жолполиции Казахстана. Теперь продолжу о поездке.
Все оставшиеся тенге сбросил на заправке в Павлодаре, осталось 20 тенге на сувенир, а у Димы осталось 6 тысяч, пришлось мне их продавать на границе. Обменника на этом направлении нет.
Ночевали в посёлке Кулунда, старшее поколение помнит, была такая песня:
«…ищи меня, ищи меня, ищи меня по карте,
в далёкой Кулунде…»
Приняла нас уютная гостиница «Алтай», 650 руб с человека. Нормально, кухня и душ на первом этаже. Зато какой дворик.
Утром уточнили дорогу до Барнаула, советовали ехать через пос. Родино. Это более короткая дорога, но есть километров 30 гравийки, местами грязно.
Перед Барнаулом тянется бор, и продают много грибов, в основном белые.
Остановились возле машинки. Бабуля перед кучей грибов обрезает ножки, дед торгует. Интересуюсь, кивая на бор за его спиной:
— Грибов-то много в лесу?
На что дед, закатывая глаза, страшным голосом:
— Не-е-т, здеся нету, мы издалека возим.
Боялся, что вот я прямо сейчас ринусь в его лес. Купили себе кучку на ужин.
Квартиру сняли в центре города, пообедали в кафе «Надежда», возле театра, кормят хорошо, и пошли гулять по городу. В центре чистенько, красиво, но без изюминки…
Утром, махнув через Обь, устремились к Алтаю. Ночёвку планировали в Артыбаше. Дорога замечательная и вскоре уже подъезжали к Бийску.
В 12 часов местного времени встали на Чуйский тракт. Теперь в с. Сростки, не побывать на родине Шукшина непростительно. Дорожное покрытие чудесно, местами просто едешь, как по бильярдному столу. Под моросящим дождиком прибыли к месту назначения.
В переулке, перед подъёмом на гору Пикет купили алтайского мёда на пробу. Пасека здесь же, в огороде. И одна странность, в Перми на ярмарках «алтайские пчеловоды», возьму в кавычки, продают мёд всевозможных цветов и оттенков, а на Алтае одного цвета и только луговой.
Следующая остановка в Горно-Алтайске. Здесь пообедали в супермаркете «Мария-Ра», приобрели первые сувениры, набрали воды из родника, что в центре города и двинули на Артыбаш. Здесь уже проявляются признаки Горного Алтая. Множество небольших селений, горных речек и вольно пасущегося скота. Перед самым посёлком застал сильный ливень.
Сняли две комнаты в гостевом доме. Санузлы в номерах, отдельно кухня, и на вечер заказали баню.
Комнаты по 500 руб с человека, и 550 за баню с веником.
После баньки пиво с копчёным хариусом, что ещё надо для счастья!?
На утро заказали прогулку на катере к водопадам.
Преклоняюсь перед многогранным талантом этого Человека.
Сразу и Артыбаш, и Йогач и Телецкое озеро.
Мощь этого потока по трубе передаётся на маленькую ГЭС, которая снабжает электроэнергией турбазу, расположенную в устье реки.
После прогулки и обеда решили посмотреть в лесу над посёлком грибы. Встретили ребятишек с пакетами. Мальчонка лет десяти и девочки лет по шесть. Спросил:
—- За грибами?
Маленькая:
—Нет, за сысками.
??????
Мы, недолго думая, устремились под кедры.
Голос малой:
— Под деревьями сысек нет, они падают и под гору катятся.
?!!!!!
Кое-что мы всё же нашли. Ещё купили немыслимое количество сувениров, а вечером купались в том месте, где Телецкое озеро стремительно начинает падать в русло реки Бия.
Утром наше путешествие продолжилось, теперь путь лежит ещё в одно раскрученное место Алтая, Чемал. Конечно же, не могли не заехать на Камышлинский водопад.
Чуйский тракт продолжает покорять своей красотой, соглашаюсь с избитой фразой, что никакое фото не передаст всей прелести этих мест.
В селе Чемал с трудом отыскали жильё, предлагали, вообще, скотские условия и за приличные деньги. Нашли небольшой домик за 1600, все удобства во дворе.
Запланированы были особо посещаемые места: остров Патмос и Чемальская ГЭС. Чем мы и занялись после обеда.
Подвесной мост в районе турбазы «Царская охота».
От монастыря до ГЭС пришлось изрядно пройти пешком по козьим тропам. Дорожка живописная, слева скалы, справа в ущелье Катунь, из-за частых дождей в это лето не очень бирюзовая. Посмотрели и место слияния Чемала с Катунью. И опять сувениры, уже крышка багажника с трудом закрывается. Зато нагулялись, спалось прекрасно.
Утром пошли дальше на юг. Дорога стала более живописной, а транспорта меньше. С нетерпением ждём перевал Семинский и Чике-Таман. Первый особого впечатления не произвёл, а Чике-Таман красив своими скальными стенками и крутыми поворотами. Потолкались на обоих рынках, и что примечательно, многие сувениры и прочие товары дешевле, чем в Артыбаше. Опять прикупили магнитиков, шерстяные вещи из Монголии. Узнал, что вся вершина Семинского перевала покрыта низкорослым кедровником, и шишки там поспевают несколько позже, чем в Артыбаше.
Конечно же, сделали остановку на площадке, с которой любуются впадением Чуи в Катунь. Теперь наш путь будет проходить в долине другой реки. А на обед остановились в знаковом кафе «Чуй-Оозы». Обед понравился, хотя и здесь есть блюда на любителя. Наблюдал, как молодой человек отнёс в посудомойку чуть тронутую порцию мясной закуски. Тоже экспериментировал.
С Курайского перевала на 820 километре тракта открывается панорама всего Северо-Чуйского хребта, снежники. Туда и спешим, очень уж хочется увидеть. Частично заснеженные вершины уже мелькали в просветах между отрогами гор.
День был настолько насыщенным и интересным, что только ради одного этого дня можно было приехать в Горный. Налюбовавшись снежными вершинами, поехали искать ночлег. По пути набрали водички в роднике.
Нашли новый кемпинг «Маленький рай» на 796 км тракта, пара домиков, пара оборудованных мест для костра со столиками и скамейками, чистый туалет, решили спать в палатке. Иначе зачем мы её возим?!
Так как приехали относительно рано, нам досталось оборудованное место, заплатили 200 руб. и ещё сколько-то за дрова, чтоб посидеть вечером у костра, посмотреть на звёзды и снежные вершины.
Ночёвка в кемпинге «Маленький рай».
Через болотистую низинку проложены мостки, которые, оказывается, вели на гейзерное озеро. Я не планировал озеро к осмотру, и это явилось неожиданным и красивым бонусом.
Весь следующий день решили посвятить поездке на Кату-Ярык. Мне как водителю было интересно пройти этот перевал. Столько о нём читал, смотрел фотографий и видео, что не доехать до него просто и мысли не было.
И вот он настал, самый главный для меня день путешествия. В Акташе заправился и вперёд, опять неизвестная для меня дорога, опять новые виды за каждым поворотом. После моих рассказов все ждут Красные ворота, дорога жесть. Приехав, естественно, пофотографировались. Ближе к Улаганскому перевалу начинается асфальт и с парой коротких просветов щебёнки тянется до Улагана.
После райцентра Улаган пошла убийственная для «пузотёрок» дорога. Настоящая подготовка к прохождению перевала, а местами и покруче. Но всё когда-нибудь заканчивается, мы дошли. Машин много, но мне кажется, что не все спускаются.
Долго не раздумывая, пошёл вниз, внучка включила видео и что-то наговаривает на диктофон. Ехал на передаче, но иногда машину заносило по камням в юз. В одном из карманов пропустил сразу четыре поднимавшихся машины. Очень бодро прошла «Лада-Ларгус». Мандраж, конечно, присутствовал, впервые на такой дороге, но спутникам виду не подавал. А Вика держалась молодцом, снимала на телефон видео спуска.
И вот мы внизу. Сейчас умывание в Чулышмане, обед и штурм. На улице пекло, а на берегу реки прохлада. Посидели, умылись, поели в кафе и пошли готовиться к подъёму. Сейчас жалею, что не искупался.
А Чулышман не маленький такой поток.
Понаблюдал, как спускается и поднимается разный транспорт. На полном форсаже ушла вверх «Волга», полёт нормальный. На всякий случай спросил местного:
— А помогут не сумевшему подняться?
— Помогут, вон трактор стоит.
Ну что же, помолясь…
Рванул в первый крутяк, газ в пол. От сильной вибрации вылетела скорость. Скатился вниз, посадил Вику рядом:
— Держи рычаг!
Перед нами вверх ушли две полноприводных, передняя на галстуке тащила Мазду. Шли на пониженных медленно, но верно. Интервал был маловат, и на длинном перегоне я их догнал. Пришлось остановиться, облокотился задним колесом на камень, а затем, чуть припалив сцепление, полез дальше.
В одном из мест пришлось разъезжаться с торопыжкой, убрав зеркала. В азарте позабыл про двоих оставшихся пассажиров, которые тихонько брели пешком. Надежда на меня долго потом дулась, по жаре, да три километра в гору.
Но главная цель путешествия достигнута, ложимся на обратный курс.
Все собрались, и вот уже трясёмся по дороге в сторону Улагана. Навигатор показал до Акташа 99км. После такой дороги был готов поцеловать асфальт. Ищем ночлег, и таковой отыскался сразу за селом. Гостиничный комплекс «Расул», две комнаты в коттедже стоили нам 5700 руб. Обещанного Wi-Fi нет, телевизор не могли настроить, в душе нет ни полочек, ни крючков, двери перекошены и плохо закрываются. Пережили. Утром помыл из канистры машинку от дорожной пыли и погнали в Манжерок.
Вскоре не повезло, пробил колесо, единственная поломка за всю поездку.
Работающую «шиномонтажку» нашли в Онгудае.
А рядом с этим источником мы остановились на обед, здесь хорошее кафе. Много посетителей. Но взяв шашлык из баранины, опять не угадали, между четырьмя кусочками бараньего мяса были нанизаны на шампур другие, не жующиеся, части этого животного. И только Дима, взяв котлету с пюре, опять был доволен. Впрочем, борщ был замечательный.
При подъёме на Семинский перевал приметили по обочинам множество машин, если это опять не грибы, то сыски, наверняка. Так и оказалось. От сбора шишек нас отогнал налетевший внезапно ливень, но пакет набрали.
По указателю свернули на Озёрное. Нашли жильё, барак на четыре комнаты и кухня с душем. 1000 руб. за номер. Вселились и сразу пошли на канатную дорогу. Здесь жизнь кипит полным ходом, стоянка забита, опять сувениры и прочие атрибуты для туристов. Купили билеты и вверх.
Поболтались наверху, взял порцию мантов и чай по очень солидной цене, ну ведь не зря ехали. Виды при спуске с горы гораздо интересней.
Манжерок стал известен в СССР после проведения здесь фестиваля дружбы между монгольской и советской молодёжью. Гимном фестиваля стала песня А. Пахмутовой «Манжерок», которую исполнила Эдита Пьеха.
Старшее поколение помнит эти слова:
Расскажи ты мне дружок,
Что такое Манжерок?
Может, это городок,
Может, это островок...
Сегодня последний вечер на Алтае, грустно. Допили купленную ещё в Артыбаше медовуху, посмотрели на кухне олимпиаду и спать. На улице дождь. С утра в Новосибирск.
Пасмурно, временами дождь, первую остановку сделали в Бийске, надо было купить магнитик, затем в Бердске на обед. Здесь недалеко от ж.д. вокзала есть кафе «Восточная кухня», очень рекомендую. Только советую смотреть выход готового блюда, я взял шурпу и плов, съев из первого три куска мяса на косточке, плов смог осилить только наполовину.
Железнодорожный вокзал в Бердске.
Новосибирск примыкает к Бердску вплотную. Жильё нашлось на улице К. Маркса, рядом со станцией метро. Нормальная квартира по цене 1700, но как сложно подводил к дому навигатор, когда эта улица напрямую выводит в центр. Это я уже вечером в интернете открыл карту города, а утром учил навигатор, как нужно ездить прямо.
Вечером, как всегда, в центр. Поехали на метро, для Димы это тоже было впервые, заполнили ещё одну пустую клеточку его мозга. Погуляли по Красному проспекту.
Потом магазины, продукты на ужин и завтрак, телевизор с олимпиадой и спать.
Утром Красный проспект вывел нас на автодорогу «Байкал», и теперь в Омск. Удивило в Новосибирской области большое количество знаков по ограничению скорости, а также камер на постаментах, без видимого подвода электроэнергии. Таких ещё не встречал. Дорога скучна своей однообразностью. Пообедать решили на природе, сварили быстренько супчик, колбаска, овощи, чай.
В 15:00 приехали в Омск. Заехали сфотографироваться у ж.д. вокзала, симпатичный. Квартиру сняли за 1500, недалеко от Соборной площади. Гулять!
Здание драмтеатра просто шедевр.
Успенский кафедральный собор, гордость Омска.
Перед поездкой читали с внучкой «Записки из Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского, и вот неожиданная находка.
Ну и какой Омск без Степаныча.
Омское метро, неизвестно, будет ли достроено…
Несмотря на плохие дороги, в Омске нам понравилось. Есть у города какой-то свой шарм в отличие от других областных центров. Конкретизировать не буду.
Вечером пожарили окорочка, с Надеждой пива, молодым гранатовый сок, жизнь хороша. Жди нас, Тюмень, завтра приедем.
Чем отличительны наши восточные области, везде много посевных площадей, в отличие от того же Казахстана. Даже кукуруза поспевает, сам пробовал…
До Тюмени дошли без происшествий, отметил только ухудшение дороги после Абатского, но идут ремонты. Обедали в кафе «Русич», полноценный обед стоил 607 руб. на троих, здесь и заправились. По приезде в город начался сильнейший ливень, пришлось даже немного постоять.
Квартиру сняли на улице Тульская, хорошая, чистенькая. Машина во дворе. Гулять в центр поехали на автобусе.
После прогулки зашли за продуктами и забыли в камере хранения пакет с сувенирами, утром пришлось ждать открытия магазина.
Тульская гармоника на улице Тульской.
Вечер, набережная и мост влюблённых.
Пермь не бедный город, но нашу набережную приводят в божеский вид уже не один год, и когда реставрация закончится, никто не знает. А прогулочная часть Тюмени понравилась всем.
Ещё всем понравились разноцветные новостройки на окраинах, которые придают городу нарядный, праздничный вид.
Наш путь далее пролегает в столицу Урала, город Екатеринбург. Природа мало чем отличается от тюменской, дороги нормальные. Останавливались один раз на кукурузном поле, выломали несколько початков. Надежда родом с Украины и обожает варёную кукурузу. Квартиру сняли рядом с автовокзалом Южный, рядом станция метро. 2000 руб., с виду вроде респектабельная, но были мелкие шероховатости, о них не будем.
Выяснилось, что Дима ещё ни разу не был в аквапарке, Вика его повезла в «Лимпопо», а мы с Надеждой в центр. От станции «Площадь 1905 г.» пошли не спеша до собора Спас-на-крови и далее к небоскрёбу «Высоцкий».
Я и сам с удовольствием прошёлся по знакомым улицам рядом с подружкой.
Полные впечатлений вернулись к ужину, на десерт взяли арбуз.
Как отказать после такого предложения…
Утром заехали на символическую стелу Европа-Азия, погуляли и теперь в Суксун. Дорога не единожды езженная, фото с самоваром, затем на водопад.
Молодёжь искупались под водопадом, а затем грелись в Сылве.
Следующим объектом для посещения значилась Кунгурская ледяная пещера.
И в скором времени мы уже там. Как раз успели к началу очередной экскурсии. Я не пошёл, был уже, да и не интересуют меня пещеры. Вместо этого искупался и поднялся на Ледяную гору. Там много карстовых воронок, виды замечательные на город, но фотик гулял под землёй.
После покупки сувениров, не заезжая в Кунгур, повернули в сторону г. Чусовой. Пообедали в кафе «Купец» на окраине Горнозаводска. Далее за городом отворот на п. Кусье-Александровское и там 13 километров убийственной дороги до п. Усть-Койва. Многократно шоркнувшись защитой картера о камни, я по дороге на Кату-Ярык столько не собрал, прибыли на место. Это заброшенный посёлок, дома дачников разбросаны на берегах рек Чусовая и Койва. Заехали на базу «Усть-Койва», все домики на замке, наконец нашли пьяного сторожа в одном из бунгало:
— Переночевать пустишь?
— А сколько вас?
— Четверо.
— По 700руб с лица!!!
— А не охренел ли ты дедушка!?
Люди посоветовали доехать до турбазы «Клёвая», дорога по посёлку, как спуск в долину Чулышмана. На базу есть указатели. За 1000 руб. сняли домик, вполне устроило. И пошли на экскурсию к камню «Дыроватые рёбра». В это жаркое лето воды в пермских реках совсем мало, но искупаться нам хватило.
За ужином по чуть-чуть коньячку за Чусовую.
Вечер, Чусовая…
А это сам камень с Надеждой на фоне.
Утром отправились на камень Красный, для этого дважды пришлось вброд форсировать реку Койву. На берегу масса туристов-водников, лениво принимаются за приготовление завтрака.
Вид с камня Красный на реку Чусовую.
А теперь в машинку и в п. Усьва, это не так далеко. Проехали до железнодорожного моста, дальше не пройти. Сняли домик за 1500 на турбазе «Горная поляна». Шмотки пришлось таскать далековато.
Сгоняли ещё до магазина за продуктами, а после обеда пошли на Усьвинские столбы. Дорога живописная, пролегает вдоль реки, подъём по скользкому склону. После дождя будет трудновато. Идти порядка пяти километров. Нагулялись вволю. Но оно того стоило.
Зато как спалось хорошо. Диму отправил коротать ночь в машине, т. к. опасения были, но к утру он замёрз и прибежал в домик. На берегу перед мостом ночевало много туристов в палатках, и машины были под присмотром.
После завтрака последний объект нашего путешествия — Каменный город. Это совсем рядом от места ночёвки, поэтому не торопились. Шагать тоже немного порядка 1,5 км. Тропу понемногу облагораживают, последние метров сто, даже сделаны деревянные мостки.
Вот и всё, осталась дорога домой. День был жаркий, поэтому ещё искупались в устье реки Шалашная, место очень живописное.
Обедали в посёлке Полазна, пока Вика встречалась с одноклассником. Где-то на улице Верхнекурьинской попал под камеру, а в 15:30 припарковался у родного дома.
Итоги поездки: очень понравилось всем, проехали 7275 км, бензин на сумму 16067 руб., в литрах не знаю, т. к. не на всех чеках печатают количество этих самых литров. Пришло три «письма счастья», на сумму 750 руб., спасибо нововведению за экономию для аккуратных плательщиков. Получил небольшую звёздочку на лобовом и разбитое стекло противотуманки.
Горный Алтай красив, там бы побыть подольше, посмотреть побольше. Но и то, что увидели, ещё долго будем вспоминать, листая фотографии или рассказывая завидующим друзьям.
Спасибо всем, кто дочитал. Всем вам интересных путешествий и удачи в дороге.