Перевал Годердзи, Крымский мост и пробитые колёса

29.11.2018 | 30459 просмотров

Вот мы и встретились вновь, дорогие единомышленники, на страничках Дрома. Приветствует всех путешествующих и предлагает очередной опус о своей поездке yakushev и машина ярко-синяя Нексия.

«Федералка», проезжая в выходные над ней в сторону дачи, всегда хочу туда, вдаль, в мечту…

Маршрут предполагался такой: из Перми заехать в Ставрополь, подхватить там мою хорошую знакомую Надежду, которая подъедет туда из Севастополя, на неделю заехать в Грузию, а затем завезти спутницу домой в Крым. По дороге домой решил проехать по маленьким городкам центральной России от Богучара до Пензы. Но обо всём по порядку.

О подготовке к поездке писать смысла нет, кто ездит, тот знает. Скажу только, что поехал на старенькой резине, зажал денег на поездку, не пригодилась палатка и всё к ней прилагающееся, плюсом был одолженный у сына антирадар, который при проезде Татарстана непрерывно верещал: «Кордон». Что это такое, понял, когда оттуда пришло два штрафа.

Выехали 1 сентября, это было одним из бонусов, легко прошли границу в оба конца. Ведь детишки уже пошли в школу, а с ними папы и мамы.

Раннее утро, туман обещает хорошую погоду, на душе праздник, мы едем в отпуск!

Обедаем мы традиционно в этом кафе, г. Заинск, кормят вкусно.

Навигатор почему-то повёл через Самару. Понравилось, что на двух площадях с круговым движением сделали тоннели. Это намного упростило проезд через город. Проследовали без остановок. На трассе в сторону г. Пугачёв множество мотелей. На сей раз выбрали «Триумф», вполне нормальный. В номерах всё есть, цену запросили 2000, это был максимум, который я рассчитывал за ночёвки. После торга сошлись на 1700.

Есть кафе, но мы пока обошлись своими припасами, подняли в номер газовую плитку и приготовили себе ужин.

Один из тоннелей Самары.

А наутро нас ждали печально знаменитые дороги Саратовской области. Здесь ничего не меняется, только становится хуже. Захотелось заглянуть в г. Маркс, не всегда же юзать мимо.

Городок сформировался немцами-колонистами, которых пригласила в Россию царица Екатерина. Небольшой по величине, в центре уютненько.

У нас забарахлил навигатор, стал пропадать контакт. Погрешил на кабель, попробовали найти здесь. Увы. Но поели мороженого и купили яблок по смешной цене. Далее покатили неспешно в сторону Камышина, там тоже обычно обедаем в комплексе Evrolux, а далее на Волгоград. Дорога хорошая, по сторонам выгоревшие степи, однообразно и скучно.

В городе Маркс.

В Волгограде решил показать внучке дом Павлова, мельницу, технику времён войны. Поэтому шли по центру, и прямо напротив дежурившего выездного экипажа полиции дало о себе знать правое переднее колесо. Благо рядом был карман, туда и вкатились. Вещей много, вывалили всю кучу на асфальт, переобулись и далее, припарковавшись на площади Ленина, отправились гулять. После экскурсии нашли шиномонтажку по пути, а затем добрались до мотеля «Чапурники». Прошлым летом ночевали там, понравилось, но и цены подросли, отдали 1550 с парковкой. Кафе уже не работало, а рано утром ещё не работало, так что опять готовили сами. И немного фоток Волгограда.

Встретили персонаж из страны, в которую едем. Добрый знак.

Наутро нас ждали степи Калмыкии и немножко Элисты, одним глазом. Про здешних гаишников наслышан, ехал без нарушений, а они просились. Дорожка хороша. Вскоре зацепился за «спонсора» и какое-то время ехал за ним. Через некоторое время нарушители попёрли косяком, а новое полотно без разметки и со знаком ограничения скорости, и я поостерёгся, отстал. Вскоре всю весёлую группу, 5 или 6 машин встретил на разборках у патрульной машины. Остановили весь косяк.

И вот мы в Элисте. В самом центре, где Ленин. Фонтаны уже не работают, шахматы убрали. Осень. Купили кабель к навигатору, как впоследствии оказалось, зря, дефект внутри. Далее ехали по картам в телефоне. Удобно. Приветливая девушка Алиса знает всё, или почти всё. Хотя впоследствии завела на пару велосипедных тропинок. Немного фоток столицы Калмыкии.

Мы спешим, ведь в Ставрополь должна приехать Надежда, на центральный автовокзал. По этим дорогам мы ещё не колесили, смотрим по сторонам, но ничего необычного нет, степи. Вкатились в Ставрополь, машину запарковали недалеко от автовокзала. Так как время было обеденное, попросили Алису найти ближайшее кафе. Нашла.

А это уже степи ставропольские.

Кормят и правда по-домашнему вкусно.

Пообедали в этом уютном ресторанчике, а затем — знакомиться с городом. Поразила центральная площадь Ставрополя, огромное пространство и пусто. Неуютно как-то. А вообще в центре красиво. Необычный дизайн пешеходной зоны и очень много красочных клумб. Погуляли, пофотали.

Пасмурно, дождик, а она играет…

После прогулки поспешили на автовокзал, благо это близко. Встретили крымчанку, не виделись год, с прошлого отпуска. Надежда любит путешествовать, в этом году побывала уже в Армении, а Украину посещает по два раза на год. Остались родственники. Ставрополь она уже не увидит, плановая ночёвка у нас в Пятигорске, надо поспешать.

Надежда.

В Пятигорск планировал ехать через Невинномысск, но девушка из навигатора думала по-другому и повела нас через Александровское. Так ей показалось ближе, и ничего, что для этого пришлось вернуться аж на 30 км.

При подъезде к городу стали обзванивать имеющиеся в моём списке телефоны. Квартиры подыскивались вблизи парка Цветник. Откликнулись две, первая не понравилась, закрытый двор, мрачное сборище внутри. Вторая тоже не сахар, т.к. дома в этом районе старые, 2- 3-этажные, но на одну ночь за 1200 нормально. Утром пошли прогуляться по окрестностям. Много увидеть не планировали, ведь следующую ночь хотелось провести в Грузии.

Дорога на Пятигорск.

Было рано и в Провал мы не попали, но знакомство с городом состоялось, и было оно приятным. А нас ждёт Владикавказ и знаменитые осетинские пироги.

Что удивило по пути, так это многочисленные плодовые сады, мне кажется, это последний привет польским яблокам. Но вот уже и грозный блок-пост на въезде, всех просят выйти из машины и регистрируют в журнале. Процедура занимает минут пять и никаких грязных намёков.

На въезде в город заправился на Лукойле и по Московскому проспекту устремились искать обед с пирогами.

Обед нашёлся и пироги классные. Под уговоры официантки, взяли ещё и свекольные, которые по её словам, даже в Москву заказывают, но свекла не мясо. Доесть не смогли. И вот при хорошей погоде и сытом желудке, с полным баком бензина двинули к границе. Стали попадаться киоски, торгующие страховкой. Люди берут, ну и мы взяли за 1200, лишней не будет. Забегая вперёд, скажу, никто не требовал.

И вот мы на российской границе, машин единицы, сразу на досмотр и регистрацию. Спутницы отдельно, а вскоре, объединившись, двигались по нейтральной территории. Прошли два жутко длинных и жутко тёмных тоннеля, самое мрачное место Дарьяльского ущелья. Кажется, именно на этих утёсах М. Лермонтов поселил своего Демона.

Через непродолжительное время приблизились к государственной границе Грузии. И здесь без вопросов. Получили заветные штампики в загранпаспорта и покинули зону пропуска. Сразу же попали на участок, отсыпанный жутким скальником, но это недолго, дальше асфальт. Едем, наслаждаясь видами, ахи чередуются охами, и так постоянно. Вот и первая грузинская церковь.

Так незаметно для себя проскочили Степанцминду, где все нормальные люди обменивают валюту. Но нас уже было не остановить. Рвёмся к Крестовому перевалу. А вот мимо этого проехать нельзя, по склону горы струится нарзан! Естественно, кто впервые видит это чудо, останавливаются. Мы не исключение. Побродили, попробовали, набрали бутылочку с собой. Вода очень слабо минерализована, похожа больше на снеговую. Но ведь образовались же эти натёки.

А впереди ещё один популярный объект: арка Дружбы народов. Творение скульптора Церетели. Место выбрано очень удачное, сразу за Крестовым перевалом, который, проехав, мы и не заметили. Обратил внимание уже на обратном пути.

Крестовый перевал.

В первоначальных планах у меня была запланирована ночёвка в Гори, но изменил решение на Мцхету, и ни разу не пожалели. Квартир не выписывал, надеялся на таксистов, они знают всё. Остановился в центре, возле фонтана, памятника Ленину, естественно, нет. Подошёл на стоянку, обратился к первому попавшемуся таксисту об обменнике. И он не просто махнул рукой за угол, а довёл до перекрёстка, показал, что вывеска светится, значит, работает. Сразу задал ему вопрос и о жилье.

— Поменяешь деньги, подходи, решим этот вопрос.

Вопрос решался так, позвонил знакомой, спросил о наличии мест, поехали на его машине. Гостевой дом Alex, в 50 метрах от Кафедрального собора Светицховели, въезды в этот микрорайончик открываются картой местных жителей. Апартаменты отличные, как и его хозяйка Марина. Спросил о цене, 80 лари, сказал, что хотелось бы найти подешевле.

— Я вас не отпущу, сколько вы хотите?
— 60 лари.
— Заселяйтесь.

Можете считать это за рекламу, но место действительно чудное.

Внучка с хозяйкой дома, Мариной.

Гостевой дом Alex.

Оставив женскую половину обживаться, меня с хозяйкой таксист повёз до моей машины. Тепло с ним попрощались, спросил о цене за проезд, 3 лари, т.к. мелких денег на ту пору у меня ещё не было, отдал 200 руб.

— Спасибо, оставлю на сувенир. Если что надо, знаешь, где меня найти.

Дал ещё телефон знакомых в Батуми. Не воспользовались, т.к. хотелось ближе к морю. А мы, заселившись, пошли в магазин, рядом с домом, закупиться продуктами. Сразу взял бутылку вина, здесь кроме грузинских вин, других не продают. Затем обратились к девушке в отделе, чтоб купить колбасу, сыр, ну и что там ещё к ужину. Та, засмущавшись, стала дёргать подружку за подол и что-то сказала ей. Поняли, что девушка русским не владеет, зато другая всё рассказала, объяснила и посоветовала.

К ужину пригласили Марину, она помогла и приготовить, и что-то своё добавила. Выпили и пошёл разговор: о жизни сейчас, о жизни при Союзе, о Саакашвили и прочее. Она учительница, преподаёт музыку, а так как постояльцы у ней бывают со всего мира, есть чем поделиться и сделать выводы. Больше всего бывает русских, они общительнее других и не жмоты.

И жаль, что Советский Союз развалился, это мнение хозяйки. Об этом же сказал на другой день таксист Резо, возивший нас к монастырю Джвари.

Утром был завтрак, входивший в стоимость номера, затем Марина нам подсказала, что посмотреть в Мцхете. Светицховели был буквально через переулок, недалеко и женский монастырь Самтавро. Тепло простившись с хозяйкой, туда и отправились.

Самтавро, в переводе с грузинского означает «царское место» и является усыпальницей грузинских монархов и высших иерархов церкви. Последние переделки главного храма были закончены в 15 веке.

Следующим пунктом значился монастырь Джвари. Идя к машине, глянул на гору, где он виднелся, представил блуждания по пути к цели и наткнулся на вопросительные взгляды таксистов. И чего мучиться, подошёл к ближайшему, спросил цену, 20 лари и рассказ по дороге. Здесь и вчерашний таксист Тенгиз, поздоровались уже как старые знакомые. Люди уже не молодые, как и их «мерины», зарабатывают себе на жизнь. Вариантов здесь немного, промышленности нет. Усаживаемся, и по узким улочкам Мцхеты устремляемся в гору. По пути речь опять зашла не о монастыре, к которому ехали, а о политике. Я молчал, а Резо изливал душу.

Вот мы уже на вершине, водитель дал нам полчаса на прогулку, парковка под завязку, народа тьма. Храм необычный, простой по архитектуре, внутри грубо тёсаные камни, никаких росписей. Прониклись и на волю. Виды живописные. Внизу Мцхета как на ладони, автострада, ведущая в Батуми и описанное Лермонтовым слияние двух рек.

…Обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры…

Автострада на Батуми.

А теперь главный храм Грузии, кафедральный собор Светицховели. Приехали в центр, и пешочком к храму. По пути увидели, как растут гранаты и хурма.

Собор построен в 11-м веке на месте, где по преданию был зарыт в землю хитон Иисуса Христа, и является местом крещения первого царя Грузии — Мириана. Здесь похоронены многие её цари и патриархи. Является вторым по величине, после недавно построенного храма Святой Троицы в Тбилиси.

А по моим наблюдения является ещё фамильной усыпальницей князей Багратионов. Так много здесь именных надгробных камней.

Зреет хурма.

В Мцхете больше не задерживаемся, выбираемся на автостраду и в Батуми. Пообедать решаем в Кутаиси, чтоб хоть одним глазком глянуть на город. На автостраде и тоннели другие, сверкают, как новогодние ёлочки.

Покрытие, идеальная бетонка.

В Хашури добавил топлива и купил охлаждающей жидкости, а в Сурами знаменитый сладкий хлеб — назуки. Его, кажется, продают вдоль всей улицы.

Пока ели тёплый, вкусно, на другой день превратился в камень. А мы прибываем тем временем в Кутаиси. И, кажется, не с парадной стороны. В центре припарковались, купили местную симку и пошли искать кафе.

Кафе «Медея», здесь поели впервые хинкали. Съедобно. После обеда пошли погулять в тенёчке.

В Самтредиа наша Алиса повела нас по более короткой дороге, не думаю, что лучшей по качеству, но раз уж поехали, то до конца. Подставку под телефон ещё не купили, и штурман держала его на коленке. На одной из развилок решительно показала под мост. Алиса ведь не спорит, как навигатор, а сразу перепрокладывает маршрут. Но, видимо, и она зашла в ступор на одном из перекрёстков. Я притормозил и начал озираться по сторонам, тут же из соседней машины спросили о проблемах. Сказал, что надо на Батуми. Ответили, что налево, а далее на мост. Поблагодарил, свернул, но опять промахнулся мимо моста. Стою, тут же подошёл молодой человек, спросил о проблемах, а на подходе были ещё двое. С готовностью и подробно объяснили, как нам выбраться из этой ситуации. Это я о доброжелательности местных жителей. И мы мчим к морю, успеть бы искупаться вечером.

В этом кафе ели первые хинкали.

Барышни тоже на прогулке.

Пошли знакомые по подготовке к путешествию названия: Уреки, Кобулети. Значит и Батуми скоро. Стали обзванивать насчёт жилья.

Квартиру нашли на ул. Ш. Химшиашвили. Улица, идущая вдоль моря, дальше только набережная. Квартирка, конечно, убогая, но 1-я линия, можно и потерпеть отсутствие телевизора и другие мелкие неудобства. Машину поставил прямо под окном, и вещи подавали, не бегая в подъезд, благо первый этаж.

Заселились и на море, погода стояла хорошая, купались до посинения. Ночной Батуми вдоль моря прекрасен, всевозможных форм и видов здания подсвечены и играют разными красками. В ближайшем магазинчике опять взяли вина, сыр сулугуни, но уже не такой вкусный, что был в Мцхете, ну и ещё разных вкусняшек и фруктов. Цены вполне адекватные.

Батуми на горизонте.

Дом, в котором поселились.

Ну чем не Эмираты?

Утром опять море, пока оно ласковое и спокойное. Мы как чувствовали, к вечеру погода резко изменилась, подул сильный ветер, пошла волна, и с берега всех смыло. Остались только любители подышать свежим морским воздухом.

А мы на прогулку по городу. Несколько остановок проехали на маршрутке и вышли к площади Европы. Не вник, как расплачиваются за проезд, вроде карточками, мы же предложили наличку, и водитель просто отпустил нас с богом. А так проезд стоит 20 тетри, но из уст местных это слово не услышал ни разу, все зовут мелочь копейками. Ну и фотки с прогулки.

Город с колеса обозрения.

Так в Батуми пристраивается дополнительная комната.

А это грандиозные новостройки. Откуда деньги, Зин?

Наш первый хачапури.

Батуми в центре прекрасен, здесь всё сделано для туристов. Красивая архитектура, замечательная и очень длинная набережная, где в прокат можно взять различные средства передвижения, кафе и винные магазинчики. Причём, вино исключительно грузинского производителя. Когда спросил одного владельца такого магазина, он ответил:
— А кто будет пить другое вино, отведав грузинское.

На следующий день у нас была запланирована поездка в Турцию. Было бы странно, что живя в 15 км от турецкой границы, там не побывать. Остановка буквально на другой стороне улицы. Пока выехали из города, народу набилось битком. И в отличие от наших автобусов, там разговаривают все, и шум стоит невообразимый.

Ехать до посёлка Сарпи, минут 40. Там толпа устремляется в коридор пропуска. Торопливо подошли и мы, смотрим, заполняют какие-то миграционки, тоже заполнили, затем передали, что у кого загранпаспорта, тем не надо. Следующим этапом поток разбивается на ручейки к окошкам, где сверяют документы с личностью и ставят штамп. Так и на турецкой стороне. Прошли, нам надо в город Хопа. Промежуточным пунктом ещё есть посёлок Кемальпаша, куда едут чисто за шмотками, нам же нужно хоть чуточку насладиться колоритом этой страны. Побродить по торговым переулкам, что-нибудь поесть, что-нибудь купить…

Увидели маршрутку с надписью Хопа, спросили дополнительно водителя:
— В Хопу?
— Хопа, Хопа…

Ну, поехали. Турки отменные строители. Одно направление дороги идёт по берегу моря, а встречка почти вся упрятана в добротные тоннели. Доехали до Кемальпаши, все выходят, мы сидим. Водитель спросил на своём, турецком, вроде, а вам какого надо? Мы ему на своём на русском, а нам вроде бы в Хопу.

Махнул рукой на другую остановку и на своём турецком:
— Хопа там.

Вот ведь гад, а денег взял до Хопы. Читал перед поездкой про такие разводы, но попался. За проезд берут грузинскими лари. Другая маршрутка, ещё один короткий переезд, и вот мы на месте. Поменяли доллары на лиры, и пошли приценяться к турецким товарам.

Турецкие гроши.

Узкие улочки, первые этажи зданий сплошь заняты торговыми помещениями и кафе. Расскажу про свой первый опыт покупки товара. Понравились туфли, выбрал, поставил перед продавщицей, она на калькуляторе набирает цену, показал большим пальцем вниз, как бы на снижение, она выставила другую. Показал ещё ниже, она помотала головой отрицательно. Купил, туфли хорошие.

Все сделали кое-какие покупки, захотелось пообедать. В районе мечети есть рыбные ресторанчики, готовят из охлаждённой рыбы, присели за столик прямо на улице, жарко. Принесли меню с картинками, надписи непонятны, определялись по картинке и цене. Что понравилось, сразу принесли запотевший кувшин с холодной водой и бокалы. Затем корзиночку с хлебом, маринованные перчики и всем чай. Хотя внучка не заказывала, не ест жареную рыбу. Всё это идёт бонусом к заказанному блюду. Очень порадовало обслуживание, да и рыбка была хороша.

Пошли искать кафе, где кормят мясом. Не одобряю Викин выбор, но захотелось турецкой шаурмы. Затем набрели на магазинчик, где купили всякие вкусняшки: чурчхелу, сыры, орехи разных сортов, восточные сладости, чай. Причём чурчхела не идёт ни в какое сравнение с грузинской, дома её съели мигом. Может, просто грузинскую не у тех купил. На этом наше знакомство с Турцией закончилось, обменяли остатки лир на доллары и к границе. До дома доехали на такси, не толкаться же с покупками в маршрутке. Просили 20 лари, договорились за 15. Что интересно, таксист молодой парень, музыка — российская попса, хорошо говорит по-русски.

Вечером ещё погуляли по магазинам, по набережной. За ужином девочки попили чай с пирожным, а ночью внучку рвало. Утром встала никакая, не завтракала, а предстояла сложная поездка через перевал Годердзи. Это на Трансаджарской магистрали, которая идёт от Батуми до Ахалцихе. Перед поездкой много читал об этой дороге, все говорили, что это дорога только для джипов, кто-то даже обозвал её «дорогой смерти», по сути, так и есть, дорога является большим испытанием для подвески. Но мы ведь не ищем лёгких дорог. Да и не люблю юзать по одной дороге, если есть другой путь.

С утра порадовала погода, и мы отправились покорять перевал. Трасса проходит вдоль реки Чорохи, очень живописная и до селения Хуло, достаточно оживлённая. Благополучно пропустили указатели на водопад Махунцети и арочный мост. А вот этот невозможно не заметить. Для каких целей он был выстроен, узнать не удалось.

Вид на долину реки с моста.

До селения Хуло идёт добротный асфальт, тянут газопровод, а дальше лучше б не видеть. На навигатор мы внимания не обращали, т.к. дорога одна, перед нами шла машина, и на развилке одна дорога ушла вниз к реке, вторая в подъём по асфальту, ведущий пошёл вверх. А нам ведь на перевал, и мы, не задумываясь, за ним. Когда начался серпантин, более жёсткого я ещё не видел, начал задумываться, а как же здесь маршрутки ходят и прочие машины. Потому что на поворотах стояли сферические зеркала, и полотно очень круто уходило вверх. Да ещё и узко, иногда колесом цеплял край противоположного кювета. Ведущий вскоре отвернул на боковую дорожку. А нам деваться некуда, лезем до конца.

До вершины не добрались, встретили здесь лесника, он и сказал, что попёрлись мы не туда. Вверху посёлок, если я правильно разобрал название, Гомардули. Там строят пансионат и к нему подвели дорогу, а нам вниз.

Делать нечего, разворачиваемся, но дорожка хороша, адреналина капнула в организм.

И виды вот такие.

Вроде такие труднодоступные места, но очень много по пути маленьких деревушек, держат своих коров-альпинистов, которые на крутых склонах добывают себе корм. И для нас явилось загадкой, когда на протяжении продолжительного времени этих самых коров куда-то перегоняли. Они так и шли, стадо за стадом.

Впереди «австрияки», серьёзно подготовились.

Ну, вот и перевал.

Строят горнолыжный курорт, но пока здесь грустно. Есть кафе, магазинчик, даже мороженое там купили. Дорога же с перевала ещё хуже.

Только виды по сторонам всё скрашивают.

Весной этот брод, наверное, шикарно выглядит.

После водопада началась ужасная дорога из крупного скальника, и как награда при въезде на асфальт перед селом Зарзма открывается вид на Преображенский монастырь. С трассы совсем недалеко. Замечательное творение, последние перестройки проводились в 14-м веке. В проточном водоёме в форме креста резвится форель, а на плоту плавают две черепашки.

Колокольня.

Монастырский виноград.

А наш путь лежит в Боржоми. Новодел крепости Рабат в Ахалцихе, творение «зодчего» М. Саакашвили, решили пропустить, к ночи надо быть по плану в Тбилиси. Перевал отнял больше времени, чем я рассчитывал. И мы мчим по красивой долине реки Куры.

В Боржоми решили пообедать и погулять в знаменитом парке. Вышли из машины, где-то возле центра, и Вика говорит:
— У меня всё перед глазами плывёт, нет сил.

Присели на фундаментный блок, оказавшийся поблизости сразу же подошёл таксист, у них здесь стоянка, и спрашивает:
— Что, с девочкой плохо?

Я рассказал историю с отравлением, он померил пульс и сказал:
— У ней давление низкое, пусть ляжет, ноги повыше упрёт на дерево, выпьет крепкий, двойной, кофе с сахаром. А потом поест, желательно мясо.Не удивляйтесь, я долго водил «скорую», кой-чего нахватался.

Ещё подошли двое, спросили о помощи, предложили вызвать врача, но мы поступили по совету первого. Поблагодарили всех за участие, Надежда сбегала за кофе, Вику напоили, ещё полежала немного, сказала, что хорошо. И только тогда помощники разошлись. А мы через мост отправились искать кафе. Перешли, озираемся, через дорогу, напротив, из машины выскакивает мужчина:
— Что, помочь надо? Что ищете?

Подошёл к нам, рассказал, как пройти в кафе, и попросил сфотографироваться с Надеждой.
— Жене расскажу, с какой красивой русской женщиной познакомился. А ты всем расскажи, что сфотографировалась с армянином.

И вот в этих поступках, все они, мужчины Грузии. Теперь и мы убедились в этом на собственном опыте.

Откармливаем мясом.

Наевшись, дамы гулять не захотели. Побродили по магазинчикам и тронулись дальше. В Хашури заправил бак до полного, вышло на 2200 руб.

К столице подъезжали уже в сумерках. Вика стала звонить по телефонам намеченного мною жилья. Сняли квартиру-студию на ул. Важи Пшевелы, недалеко от станции метро Делиси. Стоимость 25 долларов за сутки. Порадовало, что вечером во дворе огромного дома спокойно нашлось место для парковки. И прямо напротив подъезда. Видимо, немногие пока могут себе позволить иметь автомобиль в Грузии.

У нас 7-й этаж, нагрузились сумками, кое-как поместились в кабину лифта, жмём кнопочку, а он не едет. Вылезли, мать-мать-мать, попёрлись наверх.

Нас уже ждали, высказали свои претензии по поводу лифта, на что получили ответ от матери хозяйки жилья:
— А вы денежку бросили?
— Какую денежку, куда?

Оказывается, лифт платный, если ехать вверх, стоит 10 тетри, вниз — без денег. Добрая женщина даже презентовала нам бокальчик, где такие денежки лежат. Ну всё, устроились, помыться, покушать, а завтра будем брать город.

Как видите, дом не первой свежести, в подъезде нет стёкол и даже рам, но в квартире нормально.

Улица В. Пшевелы из окна квартиры

Женская половина команды в один голос с утра захотела в первую очередь на рынок, а уж потом гулять. Их не переспорить. Наша ветка метро как раз приходит на ж.д. вокзал, а там рынкаааа, гуляй не хочу. Удивило, на книжных развалах очень много литературы на русском языке. Вика искала для матери подарок, подделку брендовой вещи, неважно что. В итоге купила толстовку, купили чурчхелы, вина, фруктов, всего не перечислить. Нечаянно забрели в ювелирный ряд, там серебряные вещи по оптовой цене, продают на вес. Взяли кое-что на подарки. Там же решил попробовать свои познания в грузинском языке с женщиной, у которой покупал вино и восточные сладости. После покупки отважно произнёс:
— Мадлобт (спасибо — по-грузински).
— Мадлобе — улыбаясь, мягко ответила продавец и презентовала магнитик «Хинкали».

В общем, нагулялись. Поехали домой обедать.

А потом как-то дамы без настроения поехали гулять по городу. На метро до площади Свободы, и пешком в сторону моста Мира, вёл по интуиции. Дома, конечно, карту Тбилиси изучал. Улочками, переулочками, но к мосту вышли.

На площади Свободы.

А вот и знаменитая «прокладка».

Парк Рике, абсолютно не впечатлил. На канатную дорогу огромная очередь.

В итоге вернулись вновь на правый берег, нашли колоритную пешеходную улочку, кажется Ираклия ӀӀ, и побрели по ней.

И в заключение колоритные тбилисские дворики.

Жарко, устали. В памяти ещё были свежи парадные улицы и набережные Батуми. В общем, ещё на один день решили не оставаться. Ведь впереди у нас оставался такой родной для нас Крым. Поспешим туда. Конечно, в этом прекрасном городе увидели мы крайне мало, но, видимо, попали сюда не в том настроении. Внучка, конечно же, сюда ещё вернётся…

Утром, попрощавшись с гостеприимной хозяйкой, отправились дальше. Планируем ночевать в Черкесске.

Вновь серая лента асфальта ложится под колёса послушной Нексии, а за стёклами машины проносятся прекрасные виды окружающих пейзажей, селения, и горные реки. Начался дождь, который не дал нам осмотреть крепость Ананури. Чуть задержались у прилавка с сувенирами.

Вид на крепость Ананури.

И небольшой водоём вместо Жинвальского водохранилища.

Ещё немного потусовавшись возле арки Дружбы народов, двинули в Степанцминду, проедать последние лари.

Увы, Казбек в такую погоду не гуляет.

В этом ресторанчике скинули все лари.

Покушали вкусно, а ещё хватило на две бутылки грузинского лимонада. Внук, любитель этой химии, от восторга язык проглотил. А он в этом толк знает. Перед границей дождь только усилился.

Кусочек цивилизации среди мрачных утёсов.

Прощай Грузия, страна высоких гор и плодородных долин, с добрым и отзывчивым народом. Жаль, что политики, ради своего желания покняжить, пусть и в нищей стране, разделяют братские народы. Будем надеяться, что отношения между нашими странами, в конце концов, наладятся, и в Грузию можно будет попадать по трём дорогам, а не только через Крестовый перевал.

Хочется ещё потроллить лучших друзей Грузии, украинцев. Ради прикола спросил в обменнике:
— А почему у вас нет курса обмена украинской гривны?
— Слюшайте, уважаемый, эсть доллар, евра, рупли, чего ещё хочишь, а?

Не значится в грузинских обменниках валюта одного из великих государств мира. А мову уж они точно учить не будут. Да простят меня нормальные украинцы.

А нам в Россию, домой пора…

Вот мы уже на нейтральной полосе.

Привет, Россия, и даже небо прояснилось.

Вновь поедем по берегу Терека до Владикавказа. Там чуть-чуть заглянем в центр, может, купим чего-нибудь, а Надежда хотела помочить в реке ноги. Я ей предлагал сделать это сразу после границы, но ей мелковато показалось.

Хорошо, тогда предложу ей это удовольствие на площади генерала Плиева.

Наверняка там глубины хватит.

Генерал Плиев, на лихом коне.

А вот и Терек. Здесь уже страшно стало, да и к воде не подойти.

Так разбиваются мечты, что ж, надо загадать новую. Поедем за ней по улице Коста. Она стала отвратительной, какие-то ржавые и кривые трамвайные рельсы, ремонты, объезды. Кое-как выбрались на простор. Хотели ещё заехать в Нальчик, но опять ударил дождь, и эту затею бросили. Вода с неба сопровождала нас с переменным успехом почти до Пятигорска, который мы долго объезжали по окраинам.

На въезде в Карачаево-Черкесию снова блок-пост, но выходит для проверки с документами только водитель. На подъезде к столице республики, городу Черкесску, из моего списка квартир вызвонили хозяйку жилья. Достался целый дом из трёх комнат, но и не без недостатков. Запущенный садик, сливы, которые никто не убирает, холодильник, который не морозит, и телевизор, который не смогли настроить. Цена 1200 руб., рядом с центром города. Познакомились только с пешеходной улицей. А завтра будем ночевать в Крыму, предположительно в Береговом.

Пешеходная улица Черкесска.

С утра было пасмурно, но затем, по мере приближения к Краснодарскому краю, погода наладилась. Перед поездкой планировал примерно, какими путями мы будем обходить Краснодар, но девушка Алиса из телефона, водила такими дорогами, что я теперь и вспомнить не могу. У нас был запланирован обед в г. Абинск, и к обеду благополучно туда прибыли.

В кафе Ивушка, кормят вкусно и достаточно бюджетно.

Пошли богатые кубанские станицы с осенними ярмарками урожая вдоль дороги, чего только не продают. А мы купили вкусных салатных помидорок и арбуз. В пробке на переезде, при вялотекущем движении, не заметил, что спустило заднее колесо. Заменил, но потом на «шинке» вынесли вердикт, что ремонту оно уже не подлежит. По дешёвке подогнали б/ушное.

К концу путешествия Вика полностью справлялась с заменой колеса, я только устанавливал машину на домкрат.

Километров за 20 до Крымского моста начались подъездные пути. Машин мало, дело к вечеру, да и теперь ничего не сдерживает движения. Скоростные умчались, фуры ушли на паром, покрытие как в сказке, летим. Перед въездом тусуется полиция, но останавливают, видимо, выборочно. В начале мостового перехода установлены шумозащитные экраны, долго дорога идёт по дамбе, вот подъём на арочный переход над судоходной частью, и мы скатываемся на полуостров. Мост прекрасен, и пусть скептики и либералы злобствуют на эту тему, Россия осуществила этот грандиозный проект, показав всему миру, что мы огромная страна с большим потенциалом. Простите за пафос.

А на крымской стороне всё ещё в зачаточном состоянии. Ведётся новая трасса, масса объездов, опять появились фуры, принесло их с парома. Но того, кто едет за голубой мечтой, это не может испугать. Планово приехали в Береговое, остановились возле посредника по сдаче жилья, и он заселил нас в гостевой дом на 2-й линии от моря, за 1500 руб. Не знаю, как у других, но нам досталась огромная комната, с огромным санузлом со свежим ремонтом и всё в розовом цвете. Кухни и столовая во дворе. Сходили в магазин, взяли продуктов и местного пива, душевно поужинали, постояльцев ещё много, хоть и осень, было весело.

Утром пошли на море, но были волны, искупался я один. В планах на сегодня экскурсия на Демерджи в Долину привидений и прибыть в Севастополь. Мой любимый город, здесь живут друзья и Надежда.

Море в Береговом.

За Феодосией свернули на Приморское шоссе, здесь вдоль моря серпантины позабористей, чем на Военно-Грузинской дороге, а асфальт поплохел за последние годы. Но всё равно здорово, панорамы открываются с перевалов замечательные, виноградники на горных террасах, а слева вдали, иногда совсем рядом, всегда море, справа горные пики, пусть не такие грозные, как на Кавказе, но симпатичные.

А как красиво звучат, как музыка, посёлки вдоль шоссе: Коктебель, Морское, Рыбачье, Малореченское. Здесь надо побывать один раз, и вы влюбитесь в этот замечательный край, и будете приезжать сюда снова и снова. А мы ищем отворот на село Лучистое. Именно там выход к Долине привидений. Когда перед поездкой мониторил разные сайты для ознакомления с этим районом, наткнулся на статью украинской журналистки, в которой она жалуется миру, что в 2013 году власти, тогда ещё Украины, начали ремонт дороги к селу, почти уже сделали, но пришли «оккупанты» и дело встало. Въезжаем в село, висит предупреждение, что сквозное движение в сторону Симферополя ограничено. Вот, накаркала, зараза. Поделился этой новостью с водителем, который нас катал по долине, он её поправил. Сказал, что в 2013 году нагнали солдат, они вырубили кустарник вдоль дороги и на том всё закончилось. А в этом году положили новый асфальт, осталось только разметку нанести. Поэтому и ограничение ещё не сняли. Люблю украинцев за критику, не успела написать, и тут же русские дорогу сделали.

Мы меж тем по узкой и каменистой улочке поднялись на базу, там стоянка джиперов. Подошёл к солидному дядечке, с просьбой скатать в долину. Порешили. Цена вопроса 1500 руб. Юрий, так звали водителя, занимается этим профессионально. Очень толково всё показал с доказательной базой в виде слайдов из знаменитых фильмов. Теперь и мы знаем, на каком орехе сидел Ю. Никулин, и на каком камне танцевала Н. Варлей.

Орех Ю. Никулина.

А это, по-видимому, сами привидения.

Скала Разбитое сердце.

На этом невзрачном огалыше танцевала Н. Варлей.

А этот камень все вспомнят по фильму «Спортлото-82».

Посмотрели ещё останки старинной крепости, не впечатлили, выехали по свежему асфальту на Симферопольскую трассу. Ни разу ещё не проходил Ангарский перевал. И как-то его проскочил, не заметив. Кажется, это там, где стоит памятник троллейбусу. Зато Симферополь заметили. Заплутали там, сразу не свернули по указателю на Севастополь, залезли в центр и еле выбрались. Теперь уже недалеко, если бы не строительство дороги и объезды. И вот, когда мы были почти у цели, на подъёме с Инкермана, напротив свеженькой ТЭС, спустило колесо. Управились быстро, но опять задача с ремонтом. Не люблю, когда нет запаски.

Зато квартиру искали мучительно долго, хотя у меня был большой список телефонов. Хотелось, как всегда, в центре, но сначала в таких закоулках предложили, что я там еле проехал, отказались, затем в тупике, даже улицу не запомнил, потом за комнату не очень презентабельного вида запросили 1500. Но нашли, не совсем в центре, на Л. Толстого, недалеко от площади Пирогова. Всё устроило за 1600, сняли на три ночи.

Была лоджия, прихватили кусочек двора, и пристроили к комнате кухню с санузлом.

Приходил дворовой котик в гости, угостили его турецким сыром.

А утром, забрав своих севастопольских друзей, двинули в Балаклаву, наверное, самое красивое место в Крыму. С трудом нашли парковку и отправились знакомиться с ещё одним крымским пляжем. Это место у Серой скалки, между пляжами Серебряным и Золотым. Ведёт туда живописная, с элементами экстрима тропа, с великолепными видами на мыс Айя и скалу Кая-Баш. Заросли сосны и можжевельника вкупе с морским воздухом, создают удивительно вкусную и полезную для организма смесь, что делает прогулку просто замечательной для здоровья.

Пляж Серая скалка, представляет собой нагромождение крупных камней. Здесь любят отдыхать «натуралы», но единственная обитательница из их компании, сидевшая нагишом на камне, при нашем появлении удалилась в лагерь. А мы, расположившись в тени огромного валуна, разложили свои вкусности. Фрукты, овощи и копчёные куриные грудки. Пока купались, наши запасы привлекли массу ос, которые, как вороны или чайки, оказались всеядными. Раньше не видел, чтобы осы ели копчёную куриную грудку, оказалось, что это их любимая еда. С изумлением наблюдали, как оса, подхватывая кусочек мяса, величиной чуть не в половину её туловища, улетала его пожирать в укромное местечко. Проведя несколько часов в этом удивительном месте, двинулись в обратный путь.

В Балаклаве с удовольствием прогулялись по живописной набережной, завершили прогулку в кондитерской «Медоборы». Сеть этих кафе в Крыму пользуется большой популярностью у женщин-сладкоежек.

В планах на следующий день значился поход в музей Михайловская батарея и аквариум. Сопровождать нас согласилась наша хорошая знакомая Ольга. Встреча на причале Артбухты, т.к. музей находится на Северной стороне и доставляет туда работающая круглый год специальная флотилия катеров. Как у нас автобусы или троллейбусы.

Утром неспешно прогулялись по Большой Морской, это самая красивая и самая севастопольская улица, на мой взгляд. Однажды снимали здесь квартиру.

Покровский собор.

Затем по набережной, где и дождались свою спутницу. Набережная Севастополя, хорошо здесь тёплыми летними вечерами. Столько всевозможных развлечений для жителей и гостей города.

Почему мы и стараемся взять всегда квартиру в центре, чтоб приходить сюда и наслаждаться этим праздником жизни.

А теперь нам на катер и на Северную сторону.

Современные корпуса Михайловской батареи были построены в 1846 г. на месте земляных укреплений. Во время Крымской войны батарея активного участия не принимала из-за своего расположения. Когда союзная эскадра атаковала с моря, батарея открыла огонь, но вскоре прекратила из-за его неэффективности. В дальнейшем в ней располагался госпиталь. После войны использовалась под склады.

В период второй обороны Севастополя, защитники батареи отошли на Южную сторону после трёх суток боёв. Немцы тоже использовали здание батареи под госпиталь. После войны в казематах батареи размещался склад шкиперского имущества. В 2010 г. в Михайловской батарее после реконструкции открылся музей.

Корпуса Михайловской батареи.

В одном из залов.

События и время оставили свои отпечатки на этих стенах.

Очень интересная экспозиция, влюблённый в своё дело экскурсовод, нам очень понравилось. После в небольшом кафе выпили с Ольгой по кружечке пива, дитям мороженое. И речной трамвай везёт нас на набережную Южной стороны.

Рядом на бульваре расположен аквариум, в который мы и направились.

Обитатели. Очень малая часть.

Кого только там нет, с ребёнком очень интересно погулять. Мне понравились громадные осетры и живые кораллы.

После экскурсии попрощались с Ольгой, побродили ещё по бульвару и пошли искать кафе. В тему к аквариуму нашли рыбный ресторан. Вика решила пошиковать, взяла себе устрицу, бокал вина и какую-то итальянскую фигню, я уху и любимую барабульку. Всё было вкусно.

Хорошо здесь, в Севастополе, я бы остался навсегда, но дома ждут, и пора готовиться в обратную дорогу.

Утром заехали попрощаться с Надеждой, пожелали друг другу ещё совершить что-нибудь совместное, и вперёд. Хочется побывать ещё в музее Паустовского в г. Старый Крым. Доехали без проблем, останавливались только в с. Богатом, на роднике.

Музей К. Паустовского.

На обед приехали в Береговое, простояв немного в пробке перед Феодосией. В этом кафе поели вкусно, порции огромные, осилить сложно.

Благодаря мосту, вскоре любовались сказочными персонажами в парке г. Темрюк. На коньячном заводе купил сувенирную бутылку коньяка сыну, себе вино. Оказалась жуткая дрянь, это я о вине.

Заночевали в мотеле «Подкова» в районе Славянска-на-Кубани.

На другой день заехали к родне в г. Каменск-Шахтинский, год не виделись. У них и провели ночь.

К ночи планировали быть в Пензе, но дождь и плохая дорога не позволили это сделать. С утра было всё хорошо, солнце, ветерок, но только съехали с трассы М-4, начался дождь, который сопровождал нас весь день.

Но кое-что успели посмотреть в этой российской глубинке.

В городе Богучар. Миленькая «пожарка».

Понтонный мост через Дон.

Воронежские дорожки, а по сторонам бахчи, не поверите, арбузы по 3 рубля за кг.

А это в г. Новохопёрск, здесь пообедали.

И здесь есть странный памятник Петру Ӏ. Наверное, в стиле примитивизма.

Началась Саратовская область со своими дорогами.

В г. Балашов посетили ж.д. вокзал, новый, а дороги у них дрянь.

Перед г. Ртищево дороги просто не стало, её срезали и пытаются сделать ремонт. По отсыпанным крупным скальником, и покрытым жидким чернозёмом объездам несколько раз пересекли это строящееся полотно, и я, неверующий, молил бога, чтоб в темноте, в жидкой грязи не спустило колесо.

В Ртищево Алиса нашла нам гостиницу с многообещающим названием «Анна и король». Номер за 2500 и вправду был роскошным, фото не ставлю, чтоб не завидовали.

Могу показать только завтрак, тут завидовать нечему.

Ну а утром меня ждало очередное спущенное колесо. Это уже четвёртое. Так как было ещё рано, мастерскую поехали искать в ещё один русский городок, Сердобск. Отремонтированное колесо я не стал даже укладывать на предназначенное ему место, а положил в салоне на заднем сидении. И это оказалось правильным решением.

Это в г. Ртищево.

А это уже в Сердобске.

После Сердобска открылся прямой путь на Пензу, а затем на Ульяновск, куда навигатор выдал два варианта движения, через Сызрань и Саранск. Конечно, выбрали через Мордовию, ведь в Сызрани уже были.

И мы не ошиблись. Саранск удивил меня так же, как в своё время Йошкар-Ола. Там мы и пообедали. Просто покажу фото без комментариев.

Домики разноцветные, как в Тюмени. Мне понравилось.

Ночевать планировали в интересном городке Болгар, построен на месте бывшей столицы Астраханского ханства, г. Булгар. Но, как говорится, расскажи богу о своих планах… На выезде из Ульяновска пробой колеса, пятый раз!!! Ищем шиномонтажку, тщетно, уже поздно. В темноте, бог знает где, стали искать что-то вроде гостиницы. Нашли в большом поселении Старая Майна. И работающую мастерскую. Пока Вика заселялась, я отремонтировал колесо. Взяли люкс за 2000, телевизор настроить не могли, из-под душевой кабины протекала вода, но переночевали нормально.

В Болгар приехали рано, да у них ещё и время московское, смотрели всё сами, без объяснений. Вся экспозиция расположена на огромной площади, везде проложен асфальт. И опять фото без комментариев. Кому интересно, найдут в интернете.

На фоне Белой мечети.

В общем, офигели от увиденного, и это ведь совсем рядом, от Казани порядка 80 км. Всё, гоним домой. Тем более, опять зарядил дождь. Приехали в Агрыз, любим там обедать.

В Агрызе есть ресторанчик, где любят американских президентов. Отвели им почётное место.

И это в г. Агрыз. Мы гордимся подвигом наших предков.

Ну вот, собственно, и всё. Хотелось бы сказать о вождении в Грузии, до поездки много критических замечаний слышал. А на деле: серпантин в горах, прерывистой практически нет, а фур бессчётное количество. Посмотрел, как обгоняют местные, есть просвет, газу и вперёд. Поехал так же, нормально. В одном месте не успел, из-за поворота встречка. Дрогнул, но он притормозил, я ему махнул рукой, типа, спасибо, он в ответ улыбнулся и махнул тоже, типа, да всё нормально. За поездку по Грузии не увидели ни одной аварии. Правда, пешеходы там зашуганные, перебежки через дорогу, как в бою, не успел — убит.

Про российских водителей умолчу, все мы россияне, и своих знаем.

И ещё у меня в этот раз «многа букав» получилось. Самим поездка понравилась, накопим денег, да будет здоровье, поедем ещё. Скорее всего, на Байкал.

Итоги поездки: 8209 км пробег, жильё — 27380, считать бенз сбились, но не думаю, что слишком много.

Все путешествующим удачи и только приятных приключений.

T.me/chinamarka - ТГ канал про китайские автомобили

TURBOCAFE.RU - #ОКОЛОТУРБИН
PunkBuster
Черский
Отличная поездка! Хороший фоторепортаж, читать не скучно.
Очень интересный рассказ. И маршрут своеобразный. Что Маркс симпатичный, мне он не нравится.
Aleksei
Про украинцев-зря!

Шикарно прокатились. Молодцы.

Круто! Крым красавец, Грузия в мечтах. Спасибо.
"Когда я хочу жрать - я говорю:"Хочу жрать!"" ©Н.Воронин
Aleksei
Про украинцев-зря!
Он не про украинцев. Он про хохлов. А так да, у автора советский союз и спортлото 82 головного мозга. Старенький уже, это простительно.
Внучка - зачет!
Про путешествие - вообще молчу! Как хоть отваживаетесь на такие пробеги на этом сверхкомфортабельном синем ведре, ой простите - синей ласточке)) Одним словом - респектуха!

Спасибо автору, прочитал с интересом. Хорошее путешествие.
Отличное путешествие! Очень интересно изложено....
Черняховск
Шикарные покатушки! Спасибо за очередной отчет! Внучка- красотуля!!!Да, в грузинском лимонаде химия отсутствует от слова "совсем". Это не кока-кола производства Новое...ва! Удачи в дальнейших путешествиях!
Конечно, на старой резине... но это по-русски! На авось....

Интересное путешествие, хороший рассказ!

Похоже автора в поездке больше всего порадовали туалет с президентами и возможность приколоть грузинов по поводу Украины.

Костанай. Калуга. Омск
Шикарная поездка! Я даже читать - вспотел. А представляю, сколько надо было сил, чтобы всё это посмотреть своими глазами? ))
Мои отзывы: Opel Corsa 2012, Kia Cerato 2012
Barmaley61
Автор типичный продукт системы оболванивания населения. Если он и уделяет такой пошлости внимание в отчете о, в общем, неплохой, поездке, значит, система работает хорошо.
6002088
Шикарное путешествие!!! Так держать!

Очень интересное путешествие. Видно, что автор бывалый путешественник и легко находит интересное. Сам стиль рассказа приятный. Фото неплохие, только с красоткой перебор. Все поняли, что дед гордится внучкой, но её слишком много. Отвлекает))))

Всё путешествие понравилось, особенно тем, что автор находил новые и интересные места по старым маршрутам.

По поводу некоторых политических высказываний, ничего плохого не вижу. Толерантность достала уже самих американцев / европейцев и запреты на многие темы уже просто душат. Так что, что хотим, то и говорим. Здесь вам не тут.

Колеса плохенькие, но как мне самому когда-то подсказали - многочисленные пробои, это следствие маленького размера колес. Слышали что-то о многочисленных пробоях колес на больших джипах? Маленькое колесо легко попадает во все небольшие ямки.

Ну что же. Автор порадовал, путешествие хорошее, места интересные, стиль повествования приятный.

. "Выехали 1 сентября, это было одним из бонусов, легко прошли границу в оба конца"

О какой границе речь ??? Это же написано в начале рассказа.

Хотелось бы, чтобы наступил наконец дефицит таких продуктов.

Понравилось!
Читал и смотрел карточки с удовольствием!
Никогда не пиши "ни когда".

Member
колёса как колёса... обычные нексиевские 185/65R14, побольше девятошных
у меня на Заз Виде такой же размер
сколько ездил - нигде не прокалывал
причина была в старой резине, которая ехала по жаре

SARANSK
Здорово.Земляк ,больше так авто в Саранске не ставь,елочкой.Штраф прилететь может.Почему земляк,жена с Голованово,сваты в Гайве живут.Интересна была дорога с Богучар на Пензу.Ничего не поменялось.Я в свое время развернулся обратно.Удачи в дороге.

Караганда
Сообщений: 1931
– Кнабортнец! Кнабортнец! Онансор! Сйабуч! Отлезь, наногнида! Тёлки! Всех посмотреть! Ещё парочку! Шанмырк! Шанмырк!
Ай инджой май кар!!!
-----------------------------

Хороший рассказ. Автору спасибо! Только вот Советский Союз не сам развалился, а его развалили. Разница существенная.

Barmaley61

Хотелось бы, чтобы наступил наконец дефицит таких продуктов.
Лет через 15-ть сами вымрут. Библейские 40 Моисеевых лет не прошло с 91-го.
DEEBOR
Как то быстро вы по Грузии махнули....толком и не увидели ничего...там не море важно, а сама страна....а за морем нужно в другие места

lucky-kawasaki
И всё-таки вы там курите!!!:))
DEEBOR
Да и с гест хаусом в мцхете вы пролетели....даже 60 я считаю дорого .....ну если тока с завтраком....да и то с натяжкой....а так всё норм....Крым вы кстати тоже пролетели...нахрапом так сказать или бывали там много раз, что и не удивишь

Якушев молодец!!! Человек на своей волне - путешествия классные, внучка растет, подруга Надежда надеется и ждет, машинка возит. Вот только резину пора бы уже заменить - ну сам уже убедился. Да и небезопасно на такой резине, и уже не рентабельно.
А так - спасибо огромное за такой интересный отчет, получил удовольствие от прочитанного. Понятно, что Якушев сам получает удовольствие от путешествий и умеет доставлять его своим близким.
Удачи на дороге и в жизни!!!

Barmaley61
А возможность приколоть грузинов... ну а почему бы и нет?!? Они же нас пытались приколоть 8 августа 2008!!! Пусть теперь тоже потерпят.
За всё надо платить (с)
А так-то красной чертой по всему тексту подчеркнуто грузинское гостеприимство. Всё нормально. Как думал человек, так и рассказал. Ну по крайней мере это честно.
Не читал... фотки не смотрел... зашёл чтоб написать что Крым уже достал!!!
Ну вот почему достал? Мы же едем туда за отдыхом....а всё остальное потом....там тоже очень супер....меня вот честно Турция достала
Внуча как подросла!
А вот фото на которое любая бабуля может смотреть бесконечно!
fit2
Хороших новых путешествий вам! Не слушайте никого! Всё очень клёво. Рассуждайте как Конюхов:
-А чего дома то сидеть?!!!!
DEEBOR
Каждый пишет про то, что посчитал интересным. Каждый излагает так как умеет. У каждого читателя свои мысли на прочитанное. Кто хвалит, кто критикует. Всё это нормально. Правда есть такие, как Хайса из Караганды. Ну очень неприятно по отношению к автору....

"Про российских водителей умолчу, все мы россияне, и своих знаем"...
Не понял этой фразы, это одна из многих бессмысленных фраз в этом тексте, смысл которых понятен только автору.
Отчёт о поездке 2003 г. travel.drom.ru/28007

Советского Союза давно нет, а у нас в стране до сих пор советские люди есть. При СССР грузины как сыр в масле катались, иным студентам с Кавказа родители по 400 рублей присылали, в то время когда в средняя зарплата была 150 рублей. За время Союза грузины настолько поверили в свою исключительность, впрочем как и "украинцы", что решили жить самостоятельно без "нищебродов" русских.
На полном серьёзе шли разговоры, о том что исключительное грузинское вино станет популярным во всём мире, будет конкурировать с французским.
Ну попробовали самостоятельность, накушались до сыта. Зато сейчас русских в Грузии встречают с распростертыми объятиями и всё таки дружелюбные. И было бы намного лучше, если бы у нас власть деньги народные не раскидывала по карманам да другим странам кредиты безвозмездные выдавала.
Секретки для замков замков зажигания Honda. Комплект секреток 500 рублей.

lucky-kawasaki

Barmaley61
Меня мнение некоторых москвичей безразлично. Вы живёте не в России, а в Москве.
zipun
Грузины забывают, что обязаны жизнью правительству тогда еще царской России, взявшему их под свой протекторат по их же просьбе. Если бы этого не случилось, они бы были завоеваны турками и стали бы не -швили, а -оглы. Ну, армяне это тоже забывают по той же самой причине. А зря.

город на Енисее
автору респект!читать легко,фото отличные,
внучка красавица,
а на "кнопочных самородков"забейте!
удачи Вам и пишите еще!
Michalich
Привет землякам, это не по речкам в выходной кататься. Ещё утром прочитал,правда работа отвлекала. Завидую, уже лет 5 ни куда не вылазил, да и слогом таким не владею. Раньше тоже был легок на подъем, мог за два часа собрать шмотки и укатить за 2000 км, на пару дней и обратно. Самый короткий выезд на пару часов в Белокаменную. Минивен бы вам или хотя-бы универсал для следующих походов. Тесновато в старом "немецком" авто и не комфортно такие расстояния покрывать. Если не смущает компания, могу до Байкала поучаствовать. Удачи.

Нравятся такие водители, которые по Саратовской обл. едут на юг по левобережью (не читают видимо отчеты), в результате поменьше машин на нормальных дорогах.

Батуми
Это акведук первой Аджарской электростанции, запущенный в 37 году. Выше по реке есть плотина с нее вода забирается в тоннель пробитый в левой скале, затем по акведуку передается в тоннель правой скалы, и далее в Махунцети сбрасывается в турбину, расположенную как раз на 100 метров дальше поворота, который вы пропустили.
Если заметили под этим акведуком летом в реке воды почти нет, а на 500 метров ниже по течению и на 4 км выше уже значительно больше.
Рафтинг и путешествия в Грузии

Отчет хороший, но с резиной нужно посерьезнее себя вести. Себя убьешь и за собой можно утащить кого-то.
Klavir
alvi2712
Если ты из всего природного великолепия на фотках автора запомнил только туалет, то не стоит делать такие выводы:)) А возможность приколоть грузинов... ну а почему бы и нет?!? Они же нас пытались приколоть...
Тебе мозги залили соловьинным пометом по поводу Грузии
DEEBOR
А не надо никуда ездить , чтоб не доставало , сиди на огороде выращивай картошку .

Странно что послушали девушку из навигатора, и поехали по более длинному маршруту из Ставрополя в Пятигорск. Лучше ехать через Невинномысск, - на всём протяжении отличного качества, четырёхполосная трасса и гораздо ближе чем через с.Александровское. И из Владикавказа интересно зачем поехали через Черкесск, а не по более короткому и удобному маршруту? Будете ещё в Ставрополе, обязательно уделите больше времени на знакомство с городом, - он очень чистый и уютный, много зелени, пешеходных улиц и парков в которых можно встретить белок. Не зря он два раза получал звание самого благоустроенного и зелёного города в России.
agro*nom58
Обратил внимание, что в этом году транзит по левобережью увеличился. В 2016-17 годах резко упал.

Караганда
Сообщений: 1931
задолбала ваша политика!
уже ТВ смотреть невозможно стало
Заходишь на сайт АВТОМОБИЛьНЫЙ, где люди читают впечатления и советы тех, кто "тот маршрут уже прошёл" и тут тоже самое:
"гривны в грузии нет, мы великие, крымнаш"
Хорошо, не поехали в бездуховную европу.
*****
ничего личного.

P.S. Посли слова "видимо", согласно правилам пунктуации русского языка, в Вашем контексте нужна запятая )))

Если "видимо" здесь можно заменить на "возможно", то запятая нужна, так как вводное слово. Если тут стилизация под несовременную речь и "видимо" означает "явно", то запятая не ставится. Ср. Папенька видимо был в духе. А. Фет, "Первый заяц".
Тимофей Семеныч видимо подобрел. Ф. Достоевский, "Крокодил".
Ай инджой май кар!!!
-----------------------------

Внучка милая, фотографии красивые. Изложение хорошее. Вплоть до начала политической ереси. Впрочем, сомнительный уровень мышления сполна подтверждается путешествием на крайне небезопасной нексии на мертвой резине. Да ещё и с внучкой, здоровья ей и пореже с автором кататься.

Костанай. Калуга. Омск
Видимо от русского уже Назарбаев отучает.
Отучает... ещё как отучает (( Частенько езжу по республике, удручают дорожные указатели на двух - казахском и английском - языках. С другой стороны, просто ясно вижу, как какой-нибудь лорд из Лондона на своём Ровере едет по Северному Казахстану погостить в Айдабол. Как тут обойтись без дорожных указателей на чистом английском?

армяне ничего не забывают
и с Россией дружат
но, видя наше жевание соплей, подстраховываются путём налаживания контактов с америкой
ничего личного

yakushev
Меня мнение некоторых москвичей безразлично. Вы живёте не в России, а в Москве.
Феерично.
Глупее ничего не мог придумать?

Andrei Moll
Читал запоем....Очень хороший отчет,фото классные но вопрос как же ты дорогой отважился на такое путешествие на *****овой резине...вроде на скрягу не похож ну да ладно главное все живы и здоровы...а фотка с бушем и трампом в сортире вааще класс....здоровья и дальнейших замечательных путешествий

vladimir26
Мы тоже послушались навигатор на обратном пути из Грузии в 2016г ( https://travel.drom.ru/53097/) и проехали через Александровское, за рулем посчастливилось в это время быть мне - я все прокляла, и сказала, что если еще раз поедем в эти края, то сюда больше ни ногой. И вот возвращаемся в 2017г. из Грузии, пришлось ночевать в Минеральных Водах, и мы снова едем через Александровское, но в этот раз это хотя бы было рано утром в воскресенье, что значительно облегчило проезд. Видимо судьба такой.

Вован-70
армяне ничего не забывают
и с Россией дружат
ничего личного
В наше время нужно иметь контакты со всеми странами, но не что бы одна страна имела другую.

Очень опрометчиво было ехать в горные регионы в жаркую на такой резине, а ведь еще дома был запланирован переезд через перевал с плохим покрытие. Трип хороший, но Грузии надо много больше времени уделять, там много чего можно посмотреть. И в обменниках не только рубли, доллары и евро, а так же турецкая лира, армянский драм и азербайджанский манат, но гривны нет, наверно, потому что они уже 1 ногой в Евросоюзе.
Внучка выросла практически на наших глазах). Автор молодец. Успехов в дальнейших поездках!

Тебе мозги залили соловьинным пометом по поводу Грузии
Твоё хамство, юноша, подтверждает твою слабость и отсутствие аргументов.
Да и не только осетинам, а и русским и грузинам, и другим там досталось в период военных действий.
Ты очень НЕ внимателен, я не писал "по поводу Грузии", слова ГРУЗИЯ в моих постах даже нет.
Так что помет пока лезет из тебя, и не надо нас тут пытаться лбами сталкивать с этой страной.
Ведешь себя как мелкий обманщик и провокатор:)) Ну не красиво, ей-Богу.

Слава Богу, что не тебе это решать, куда и кому ездить. От помёта освободись для начала.

Barmaley61
Кто знает, может в Агрызе ярые "Ослики"))

Оч. глупая реплика
...Русские люди склонны к оргиям с хороводами... Н.А. Бердяев РУССКАЯ ИДЕЯ

alvi2712
Твоё хамство, юноша, подтверждает твою слабость и отсутствие аргументов. В отличие от тебя я не буду тебе желать того горя, которые принесли в Южную Осетию грузинские вояки. Да и не только осетинам,...
Соглашусь с юношей.. Деда хамит больше.
...Русские люди склонны к оргиям с хороводами... Н.А. Бердяев РУССКАЯ ИДЕЯ
Масленица
Новоуральск
Хорошая поездка, отчет интересный. Но очень огорчило, что Грузию почти не увидели и не прониклись. Мы вспоминаем Грузию только с теплотой и со словами "Как хочется еще". В Тбилиси жили несколько дней и гуляли с утра до вечера. Ноги отваливались. Там все не такое как у нас, все грузинское и это интересно. Улочки, дворики, балкончики. Ночью поднялись к церкви, которая на горке левее крепости Нарикала, сверху красота. Ну и много можно еще написать. А заехать, чтобы купить сувениров , так лучше бы не заезжали.
Про гостеприимство и отношение к русским все верно.
Про милицию. Многие не закрывают окна в машинах, оставляют ключи. Администратор гостиницы рассказала что несколько лет назад и дома не закрывали, если пошли в магазин. В Тбилиси брали на прокат велосипеды, зашли в книжный магазин. Велики поставили на улице у входа и все выглядывали в окно стоЯт ли. Продавщица засмеялась над нами- не смотрите говорит никто не возьмет. А у нас не милиция не полиция а позорище.
А в общем автор молодец, что ездит и внучку приучает.

alvi2712
Ну и что там принесли в ЮО "грузинские вояки"? Законная власть пыталась восстановить территориальную целостность своей страны, а наши вояки помешали ей это сделать. А жертвам КисельТВ не мешало бы погуглить что принесли "ельцинские вояки" например в Чечню или путинские в Донбасс. И никакого хамства у "юноши" не просматривается. Соловьиный помет действует на неокрепшие мозги безотказно, тут он прав, и по тебе это хорошо видно.
Кислицына Ольга
Нормальная дорога. Участок в 6 км, где раньше была щебенка, заасфальтировали. В сезон можно купить ставропольские арбузы и дыни. Да и медом пожаловаться...

Побаловаться

OleZZ
Давным-давно угадывалось что они заездят мозги и всадят ножи в спины. Ибо там живой пример, что делать с охреневшей, неэффективной властью.
айрат
Набережные Челны
они были под властью османской империи и Персии очень долгое время и ничего никому не должны.
Жаль, что такую вату ещё пускают в Грузию. Вам бы из Крымнаш не вылезать.

Но дорогу там поправили чень незначительно.

Сергей Кувалдин
Классное путешествие. Автор, удаляй все комментарии про политику. То же хочу в Грузию но не на 5 дней. Еще даже загранпаспорт не делали не разу.

Автор, ездит на архаичном некомфортном авто, к тому же неисправном.

Но зато все знает в геополитике и взаимоотношениях народов. Может быть с себя начать, забор возле дома поправить, шины новые поставить, а затем других жизни учить?
Реаниматор
Barmaley61
Не от большого ума портреты повесели
Соглашусь
alvi2712
Интересно наблюдать как тридцатилетний пацан называет всех юношами , давай вперед , соловьинный помет !
alvi2712
А я и не решаю и сопли не лью . Вперед , соловьинный помет!
Неграмотный вопрос.
вот товарищ один уже ответил . если ты грамотный попробуй ответь ты
Очень интересный пост.
И очень некрасивые отзывы либералов и свидомых. Прямо как ужаленные от пары предложений.

Видное
На участке Калач-Новохопёрск асфальт привели в порядок или по-прежнему стиральная доска, что кисти рук вечером болят? Последний раз я там был два года назад, летом 2016.
Я не боюсь трудностей, трудности боятся меня
Крайняя поездка: https://travel.drom.ru/82078/

Очень интересный пост.
А кто такие "либералы и свидомые"? Может пояснишь нам, темным, малыш? Кстати, зимние каникулы еще не начались у вас?
Складывается впечатление, что все комментирующие с негативными отзывами о некомфортабельной дэу нексии ездят на авто D, E и F класса. Но у половины или машины нет или зад так тяжел, что только в Турцию на самолете и может летать. Почитаешь отзывы автопутешественников, которые на семейных авто ездят и спят в машине ночами с детьми, это я считаю некомфортабельно. А ехать в авто днем и спать в отеле ночью, когда водитель и экипаж получает полноценный отдых, это безопасно и для экипажа и для окружающих машин. Тогда как экономные водители дорогих машин не жалея себя и свою семью едут днем и ночью, с очень низкой видимостью и концентрацией внимания это ли не верх безответственности. А колеса это расходник, поменял и дальше едь, можно и на новой резине шпиона словить)))
Barmaley61
Раз вы только это из такого хорошего отчета заметили, о чем можно говорить))))
Не читал... фотки не смотрел... зашёл чтоб написать что Крым уже достал!!!
так и сие повествование не совсем о нем)
Лучник
"Про российских водителей умолчу, все мы россияне, и своих знаем"...
по мне так все понятно. Что вы не знаете как водят россияне? Летают как черти и красным не чураются, затихают и пешеходов пропускают только если майки гаишников увидят
OleZZ
Спасибо за Малыша, внуку 2 года скоро будет :) . Или Вы со мной заигрываите? Извините, я не из ваших.
А значения слов проще всего узнавать в интернете: Яндекс, Википедия, Гугл...

М
А значения слов проще всего узнавать в интернете: Яндекс, Википедия, Гугл...
Тем хуже для тебя. Если жизнь прожил, а ума не нажил. Теперь уже можно не дрыгаться, бесполезно. Смотри дальше соловьиный помет и скабеевские ужастики.

Out960
Какие три дороги есть в Грузию? И почему по двум нельзя ездить?
Если в Гугле забить маршрут НН-Тбилиси, то он будет построен через Южную Осетию, а на данный момент границы там нет, поэтому дорога закрыта и ехать надо через единственную дорогу и погран переход Верхний Ларс. Еще есть дорога через Абхазию, которая так же на данный момент закрыта.

Спасибо. Жаль. На единственном переходе почти всегда очередь.

OleZZ
Это для тебя хуже - делать нелепые скоропостижные выводы о неизвестных тебе взрослых людях.Сильно упустили тебя родители... Или друзья упустили... Ещё и зомбированный ZZлобой к людям. Странно конечно, на Алтае обычно рассудительные воспитанные, но конкретные парни, а этот ну как с цепи сорвался.
И этот твой помет на зубах у тебя прям застрял. Прекращай уже хамить, общайся нормально с людьми:))
перл
Антон Астюков
Внучка - зачет!
Делориан вот подходящее название машине

маршруты все интереснее и интереснее, молодцы.
внучка подросла похорошела :)

Michalich
Да и я спутнику буду рад, хотя парой никогда не ездил.

agro*nom58
Мне не надо читать отчёты, я был и там и здесь. Просто хотелось заехать в Маркс.

Kon'yaker
"А вот этот невозможно не заметить. Для каких целей он был выстроен, узнать не удалось." Это акведук первой Аджарской электростанции, запущенный в 37 году. Выше по реке есть плотина с нее вода...
Спасибо за разъяснение. Город ваш понравился.

agro*nom58
Резина, в смысле износа профиля, была в норме. Ни один инспектор не докопается, просто невезуха. По приезду резину поменял вкруговую.

vladimir26
А хотелось именно не короче, а посмотреть Черкесск.

S.K.
Автор, ездит на архаичном некомфортном авто, к тому же неисправном. Чурается сервисов по найму жилья, переплачивая таксистам за сомнительные варианты. Но зато все знает в геополитике и взаимоотношениях...
На авто я езжу на таком, на какое заработал. Не ворую и взяток не беру. И не вам указывать куда и на чём мне ездить.

Очень профессионально ответил всем шипунам.

Out960
Какие три дороги есть в Грузию? И почему по двум нельзя ездить?
Странный вопрос. Даже отвечать стыдно.
У мадам папаболь по поводу украинцев? Дама невеликого ума, как я посмотрю.
Добрый Волшебник
Кто это развалил советский союз?
Москва и Киев являются основными бенефициарами раздела России на части, таким образом они получили возможность контролировать, грабить и стравливать друг с другом - нищее региональное быдло.

Добрый Волшебник
Какой примитив

mikhallych
Вот уж вашего совета никто не спрашивал.

Pasha Nikolaeff
Жаль, что такую вату ещё пускают в Грузию. Вам бы из Крымнаш не вылезать.
Не надо завидовать, ехайте в Неньку, если там ещё не живёте.

S.K.
Вот уж таких советов только мне не хватало. Не завидуйте, снимитесь с дивана, может и у вас что то получится.
Читаю все ваши рассказы.класс.все нравится!. P.s мы почти соседи

Читаю все ваши отчеты.класс! P.s мы почти соседи

А если поподробнее про Чечню. Наверное хорошо жить в Барнауле и рассуждать про Северный Кавказ. Потому что Вы вряд ли можете предположить, что здесь было раньше.
Отдельное спасибо автору за Севастополь от севастопольца!

Камчатский край
S.K.
Это его выбор! На чем и как ездить! И рассуждать об увиденном, он тоже имеет право со своей точки зрения! Когда научимся уважать чужое мнение?

Камчатский край
Всем критикам: Сам езжу в автопутешествия на 20 летней тойоте (в силу географии), и могу сказать, что от поломок никто не застрахован, как бы хорошо не был подготовлен автомобиль! И с резиной та-же тема! Если она внешне нормальная, то менять её будешь только после подобных ситуаций! Так как это невозможно было предусмотреть ДО...!
В последнее время стало противно читать комментарии к отзывам. Везде сарказм, зависть, хамство! Раньше я пытался несколько раз писать отчеты, но несмотря на кривой слог, столько негатива в комментах не было! Наверно больше не захочется делиться увиденным в отчетах...
Автору большое спасибо за интересную поездку! С удовольствием прочитал и посмотрел! Пишите ещё и не слушайте расплодившихся троллей!

Тупицы, им руководившие и в нем проживавшие, конечно.
ты один, видимо, против был и с лозунгом ходил по площадям, умный был...
Масленица
в Кобулети грузинка из проката сказала, что велики воруют и пытались подменять на старые, видно там другие грузины бывают:)))
Отличный репортаж - зачёт :) Большое спасибо.
Внучка - просто чудо. Ангел.

yakushev
Странный вопрос. Даже отвечать стыдно.
Между тем, вопрос не глупый. Прислушайтесь.

Кислицына Ольга
Люди посмотрели что хотели. Езжайте и смотрите что Вам надо - проблемы?

fit2
-А чего дома то сидеть?!!!!
Таки да... но Федя честнее сказал ))) по-нашему )))

Внуча как подросла!
А вот фото на которое любая бабуля может смотреть бесконечно!
Будь здорова, красавица.

alvi2712
И всё-таки вы там курите!!!:))
Курят кизяк и закатываются бараньими ***наками ))) (козьинаки)

Member
Будь проще ))) кому-то внучка, кому-то колёса... намёк понял?

Болонин Леонид
За ВЕСЬ грузинский лимонад не смейте говорить. В продуктах, продающихся в Грузии, просматривается ВЕСЬ тот фуфломицин, который продают ПРОСТЫМ людям во всём мире. Коммунизм там ещё не построили.

"...пешеходы там зашуганные, перебежки через дорогу, как в бою, не успел — убит..."
100% правда )))

Все супер, но автор, бери номера без телевизора. Ни в нем счастье.