Перевал Годердзи, Крымский мост и пробитые колёса

29.11.2018 | 24920 просмотров

Вот мы и встретились вновь, дорогие единомышленники, на страничках Дрома. Приветствует всех путешествующих и предлагает очередной опус о своей поездке yakushev и машина ярко-синяя Нексия.

«Федералка», проезжая в выходные над ней в сторону дачи, всегда хочу туда, вдаль, в мечту…

Маршрут предполагался такой: из Перми заехать в Ставрополь, подхватить там мою хорошую знакомую Надежду, которая подъедет туда из Севастополя, на неделю заехать в Грузию, а затем завезти спутницу домой в Крым. По дороге домой решил проехать по маленьким городкам центральной России от Богучара до Пензы. Но обо всём по порядку.

О подготовке к поездке писать смысла нет, кто ездит, тот знает. Скажу только, что поехал на старенькой резине, зажал денег на поездку, не пригодилась палатка и всё к ней прилагающееся, плюсом был одолженный у сына антирадар, который при проезде Татарстана непрерывно верещал: «Кордон». Что это такое, понял, когда оттуда пришло два штрафа.

Выехали 1 сентября, это было одним из бонусов, легко прошли границу в оба конца. Ведь детишки уже пошли в школу, а с ними папы и мамы.

Раннее утро, туман обещает хорошую погоду, на душе праздник, мы едем в отпуск!

Обедаем мы традиционно в этом кафе, г. Заинск, кормят вкусно.

Навигатор почему-то повёл через Самару. Понравилось, что на двух площадях с круговым движением сделали тоннели. Это намного упростило проезд через город. Проследовали без остановок. На трассе в сторону г. Пугачёв множество мотелей. На сей раз выбрали «Триумф», вполне нормальный. В номерах всё есть, цену запросили 2000, это был максимум, который я рассчитывал за ночёвки. После торга сошлись на 1700.

Есть кафе, но мы пока обошлись своими припасами, подняли в номер газовую плитку и приготовили себе ужин.

Один из тоннелей Самары.

А наутро нас ждали печально знаменитые дороги Саратовской области. Здесь ничего не меняется, только становится хуже. Захотелось заглянуть в г. Маркс, не всегда же юзать мимо.

Городок сформировался немцами-колонистами, которых пригласила в Россию царица Екатерина. Небольшой по величине, в центре уютненько.

У нас забарахлил навигатор, стал пропадать контакт. Погрешил на кабель, попробовали найти здесь. Увы. Но поели мороженого и купили яблок по смешной цене. Далее покатили неспешно в сторону Камышина, там тоже обычно обедаем в комплексе Evrolux, а далее на Волгоград. Дорога хорошая, по сторонам выгоревшие степи, однообразно и скучно.

В городе Маркс.

В Волгограде решил показать внучке дом Павлова, мельницу, технику времён войны. Поэтому шли по центру, и прямо напротив дежурившего выездного экипажа полиции дало о себе знать правое переднее колесо. Благо рядом был карман, туда и вкатились. Вещей много, вывалили всю кучу на асфальт, переобулись и далее, припарковавшись на площади Ленина, отправились гулять. После экскурсии нашли шиномонтажку по пути, а затем добрались до мотеля «Чапурники». Прошлым летом ночевали там, понравилось, но и цены подросли, отдали 1550 с парковкой. Кафе уже не работало, а рано утром ещё не работало, так что опять готовили сами. И немного фоток Волгограда.

Встретили персонаж из страны, в которую едем. Добрый знак.

Наутро нас ждали степи Калмыкии и немножко Элисты, одним глазом. Про здешних гаишников наслышан, ехал без нарушений, а они просились. Дорожка хороша. Вскоре зацепился за «спонсора» и какое-то время ехал за ним. Через некоторое время нарушители попёрли косяком, а новое полотно без разметки и со знаком ограничения скорости, и я поостерёгся, отстал. Вскоре всю весёлую группу, 5 или 6 машин встретил на разборках у патрульной машины. Остановили весь косяк.

И вот мы в Элисте. В самом центре, где Ленин. Фонтаны уже не работают, шахматы убрали. Осень. Купили кабель к навигатору, как впоследствии оказалось, зря, дефект внутри. Далее ехали по картам в телефоне. Удобно. Приветливая девушка Алиса знает всё, или почти всё. Хотя впоследствии завела на пару велосипедных тропинок. Немного фоток столицы Калмыкии.

Мы спешим, ведь в Ставрополь должна приехать Надежда, на центральный автовокзал. По этим дорогам мы ещё не колесили, смотрим по сторонам, но ничего необычного нет, степи. Вкатились в Ставрополь, машину запарковали недалеко от автовокзала. Так как время было обеденное, попросили Алису найти ближайшее кафе. Нашла.

А это уже степи ставропольские.

Кормят и правда по-домашнему вкусно.

Пообедали в этом уютном ресторанчике, а затем — знакомиться с городом. Поразила центральная площадь Ставрополя, огромное пространство и пусто. Неуютно как-то. А вообще в центре красиво. Необычный дизайн пешеходной зоны и очень много красочных клумб. Погуляли, пофотали.

Пасмурно, дождик, а она играет…

После прогулки поспешили на автовокзал, благо это близко. Встретили крымчанку, не виделись год, с прошлого отпуска. Надежда любит путешествовать, в этом году побывала уже в Армении, а Украину посещает по два раза на год. Остались родственники. Ставрополь она уже не увидит, плановая ночёвка у нас в Пятигорске, надо поспешать.

Надежда.

В Пятигорск планировал ехать через Невинномысск, но девушка из навигатора думала по-другому и повела нас через Александровское. Так ей показалось ближе, и ничего, что для этого пришлось вернуться аж на 30 км.

При подъезде к городу стали обзванивать имеющиеся в моём списке телефоны. Квартиры подыскивались вблизи парка Цветник. Откликнулись две, первая не понравилась, закрытый двор, мрачное сборище внутри. Вторая тоже не сахар, т.к. дома в этом районе старые, 2- 3-этажные, но на одну ночь за 1200 нормально. Утром пошли прогуляться по окрестностям. Много увидеть не планировали, ведь следующую ночь хотелось провести в Грузии.

Дорога на Пятигорск.

Было рано и в Провал мы не попали, но знакомство с городом состоялось, и было оно приятным. А нас ждёт Владикавказ и знаменитые осетинские пироги.

Что удивило по пути, так это многочисленные плодовые сады, мне кажется, это последний привет польским яблокам. Но вот уже и грозный блок-пост на въезде, всех просят выйти из машины и регистрируют в журнале. Процедура занимает минут пять и никаких грязных намёков.

На въезде в город заправился на Лукойле и по Московскому проспекту устремились искать обед с пирогами.

Обед нашёлся и пироги классные. Под уговоры официантки, взяли ещё и свекольные, которые по её словам, даже в Москву заказывают, но свекла не мясо. Доесть не смогли. И вот при хорошей погоде и сытом желудке, с полным баком бензина двинули к границе. Стали попадаться киоски, торгующие страховкой. Люди берут, ну и мы взяли за 1200, лишней не будет. Забегая вперёд, скажу, никто не требовал.

И вот мы на российской границе, машин единицы, сразу на досмотр и регистрацию. Спутницы отдельно, а вскоре, объединившись, двигались по нейтральной территории. Прошли два жутко длинных и жутко тёмных тоннеля, самое мрачное место Дарьяльского ущелья. Кажется, именно на этих утёсах М. Лермонтов поселил своего Демона.

Через непродолжительное время приблизились к государственной границе Грузии. И здесь без вопросов. Получили заветные штампики в загранпаспорта и покинули зону пропуска. Сразу же попали на участок, отсыпанный жутким скальником, но это недолго, дальше асфальт. Едем, наслаждаясь видами, ахи чередуются охами, и так постоянно. Вот и первая грузинская церковь.

Так незаметно для себя проскочили Степанцминду, где все нормальные люди обменивают валюту. Но нас уже было не остановить. Рвёмся к Крестовому перевалу. А вот мимо этого проехать нельзя, по склону горы струится нарзан! Естественно, кто впервые видит это чудо, останавливаются. Мы не исключение. Побродили, попробовали, набрали бутылочку с собой. Вода очень слабо минерализована, похожа больше на снеговую. Но ведь образовались же эти натёки.

А впереди ещё один популярный объект: арка Дружбы народов. Творение скульптора Церетели. Место выбрано очень удачное, сразу за Крестовым перевалом, который, проехав, мы и не заметили. Обратил внимание уже на обратном пути.

Крестовый перевал.

В первоначальных планах у меня была запланирована ночёвка в Гори, но изменил решение на Мцхету, и ни разу не пожалели. Квартир не выписывал, надеялся на таксистов, они знают всё. Остановился в центре, возле фонтана, памятника Ленину, естественно, нет. Подошёл на стоянку, обратился к первому попавшемуся таксисту об обменнике. И он не просто махнул рукой за угол, а довёл до перекрёстка, показал, что вывеска светится, значит, работает. Сразу задал ему вопрос и о жилье.

— Поменяешь деньги, подходи, решим этот вопрос.

Вопрос решался так, позвонил знакомой, спросил о наличии мест, поехали на его машине. Гостевой дом Alex, в 50 метрах от Кафедрального собора Светицховели, въезды в этот микрорайончик открываются картой местных жителей. Апартаменты отличные, как и его хозяйка Марина. Спросил о цене, 80 лари, сказал, что хотелось бы найти подешевле.

— Я вас не отпущу, сколько вы хотите?
— 60 лари.
— Заселяйтесь.

Можете считать это за рекламу, но место действительно чудное.

Внучка с хозяйкой дома, Мариной.

Гостевой дом Alex.

Оставив женскую половину обживаться, меня с хозяйкой таксист повёз до моей машины. Тепло с ним попрощались, спросил о цене за проезд, 3 лари, т.к. мелких денег на ту пору у меня ещё не было, отдал 200 руб.

— Спасибо, оставлю на сувенир. Если что надо, знаешь, где меня найти.

Дал ещё телефон знакомых в Батуми. Не воспользовались, т.к. хотелось ближе к морю. А мы, заселившись, пошли в магазин, рядом с домом, закупиться продуктами. Сразу взял бутылку вина, здесь кроме грузинских вин, других не продают. Затем обратились к девушке в отделе, чтоб купить колбасу, сыр, ну и что там ещё к ужину. Та, засмущавшись, стала дёргать подружку за подол и что-то сказала ей. Поняли, что девушка русским не владеет, зато другая всё рассказала, объяснила и посоветовала.

К ужину пригласили Марину, она помогла и приготовить, и что-то своё добавила. Выпили и пошёл разговор: о жизни сейчас, о жизни при Союзе, о Саакашвили и прочее. Она учительница, преподаёт музыку, а так как постояльцы у ней бывают со всего мира, есть чем поделиться и сделать выводы. Больше всего бывает русских, они общительнее других и не жмоты.

И жаль, что Советский Союз развалился, это мнение хозяйки. Об этом же сказал на другой день таксист Резо, возивший нас к монастырю Джвари.

Утром был завтрак, входивший в стоимость номера, затем Марина нам подсказала, что посмотреть в Мцхете. Светицховели был буквально через переулок, недалеко и женский монастырь Самтавро. Тепло простившись с хозяйкой, туда и отправились.

Самтавро, в переводе с грузинского означает «царское место» и является усыпальницей грузинских монархов и высших иерархов церкви. Последние переделки главного храма были закончены в 15 веке.

Следующим пунктом значился монастырь Джвари. Идя к машине, глянул на гору, где он виднелся, представил блуждания по пути к цели и наткнулся на вопросительные взгляды таксистов. И чего мучиться, подошёл к ближайшему, спросил цену, 20 лари и рассказ по дороге. Здесь и вчерашний таксист Тенгиз, поздоровались уже как старые знакомые. Люди уже не молодые, как и их «мерины», зарабатывают себе на жизнь. Вариантов здесь немного, промышленности нет. Усаживаемся, и по узким улочкам Мцхеты устремляемся в гору. По пути речь опять зашла не о монастыре, к которому ехали, а о политике. Я молчал, а Резо изливал душу.

Вот мы уже на вершине, водитель дал нам полчаса на прогулку, парковка под завязку, народа тьма. Храм необычный, простой по архитектуре, внутри грубо тёсаные камни, никаких росписей. Прониклись и на волю. Виды живописные. Внизу Мцхета как на ладони, автострада, ведущая в Батуми и описанное Лермонтовым слияние двух рек.

…Обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры…

Автострада на Батуми.

А теперь главный храм Грузии, кафедральный собор Светицховели. Приехали в центр, и пешочком к храму. По пути увидели, как растут гранаты и хурма.

Собор построен в 11-м веке на месте, где по преданию был зарыт в землю хитон Иисуса Христа, и является местом крещения первого царя Грузии — Мириана. Здесь похоронены многие её цари и патриархи. Является вторым по величине, после недавно построенного храма Святой Троицы в Тбилиси.

А по моим наблюдения является ещё фамильной усыпальницей князей Багратионов. Так много здесь именных надгробных камней.

Зреет хурма.

В Мцхете больше не задерживаемся, выбираемся на автостраду и в Батуми. Пообедать решаем в Кутаиси, чтоб хоть одним глазком глянуть на город. На автостраде и тоннели другие, сверкают, как новогодние ёлочки.

Покрытие, идеальная бетонка.

В Хашури добавил топлива и купил охлаждающей жидкости, а в Сурами знаменитый сладкий хлеб — назуки. Его, кажется, продают вдоль всей улицы.

Пока ели тёплый, вкусно, на другой день превратился в камень. А мы прибываем тем временем в Кутаиси. И, кажется, не с парадной стороны. В центре припарковались, купили местную симку и пошли искать кафе.

Кафе «Медея», здесь поели впервые хинкали. Съедобно. После обеда пошли погулять в тенёчке.

В Самтредиа наша Алиса повела нас по более короткой дороге, не думаю, что лучшей по качеству, но раз уж поехали, то до конца. Подставку под телефон ещё не купили, и штурман держала его на коленке. На одной из развилок решительно показала под мост. Алиса ведь не спорит, как навигатор, а сразу перепрокладывает маршрут. Но, видимо, и она зашла в ступор на одном из перекрёстков. Я притормозил и начал озираться по сторонам, тут же из соседней машины спросили о проблемах. Сказал, что надо на Батуми. Ответили, что налево, а далее на мост. Поблагодарил, свернул, но опять промахнулся мимо моста. Стою, тут же подошёл молодой человек, спросил о проблемах, а на подходе были ещё двое. С готовностью и подробно объяснили, как нам выбраться из этой ситуации. Это я о доброжелательности местных жителей. И мы мчим к морю, успеть бы искупаться вечером.

В этом кафе ели первые хинкали.

Барышни тоже на прогулке.

Пошли знакомые по подготовке к путешествию названия: Уреки, Кобулети. Значит и Батуми скоро. Стали обзванивать насчёт жилья.

Квартиру нашли на ул. Ш. Химшиашвили. Улица, идущая вдоль моря, дальше только набережная. Квартирка, конечно, убогая, но 1-я линия, можно и потерпеть отсутствие телевизора и другие мелкие неудобства. Машину поставил прямо под окном, и вещи подавали, не бегая в подъезд, благо первый этаж.

Заселились и на море, погода стояла хорошая, купались до посинения. Ночной Батуми вдоль моря прекрасен, всевозможных форм и видов здания подсвечены и играют разными красками. В ближайшем магазинчике опять взяли вина, сыр сулугуни, но уже не такой вкусный, что был в Мцхете, ну и ещё разных вкусняшек и фруктов. Цены вполне адекватные.

Батуми на горизонте.

Дом, в котором поселились.

Ну чем не Эмираты?

Утром опять море, пока оно ласковое и спокойное. Мы как чувствовали, к вечеру погода резко изменилась, подул сильный ветер, пошла волна, и с берега всех смыло. Остались только любители подышать свежим морским воздухом.

А мы на прогулку по городу. Несколько остановок проехали на маршрутке и вышли к площади Европы. Не вник, как расплачиваются за проезд, вроде карточками, мы же предложили наличку, и водитель просто отпустил нас с богом. А так проезд стоит 20 тетри, но из уст местных это слово не услышал ни разу, все зовут мелочь копейками. Ну и фотки с прогулки.

Город с колеса обозрения.

Так в Батуми пристраивается дополнительная комната.

А это грандиозные новостройки. Откуда деньги, Зин?