|
Часть первая
Давно хотела написать про свое прошлогоднее февральское путешествие на арендованном автомобиле по дорогам Израиля, но все не хватало времени. А так же никак не связывалось начало повествования, до этой поездки я была полностью согласна с Генрихом Гейне, следовательно «Иудея всегда представлялась мне куском Запада, затерявшимся на Востоке». После посещения «страны обетованной» у меня коренным образом поменялось мнение об этом государстве, это совсем еще не Запад, но уже и не Восток. Постараюсь передать все свои ощущения в данном репортаже. Итак, все по порядку.
В феврале 2014 года мы с супругом прилетели в Израиль к моей подруге детства. Целью поездки было не только и даже не столько посещение известных туристических мест и христианских святынь, а тяга к путешествию в неизведанные миры, благо таких уголков в Израиле, при всей его ну очень маленькой территории ( по нашим российским меркам), предостаточно.
Несмотря на то, что поезда и автобусы в Израиле ходят во многих направлениях, всегда удобно иметь свой автомобиль, чтобы организовать путешествие по тому расписанию и маршруту, которое больше всего нравится лично тебе. У меня было непреодолимое желание проехаться по пустыне Негев и внутри кратера Рамон, в котором муж мне только потакал (ну что поделать, желание женщины закон), тем более, что именно там, в пустыне, вдали от всех, мы в романтичной обстановке и отметили мой очередной юбилей.
Писать про тонкости проката авто я долго не буду, все что написано на сайтах прокатных фирм правда, в том числе и сумма залога за авто. У нас она составила в переводе на рубли 32 тысячи за три дня. Эта сумма резервируется на карточке и в дальнейшем только спустя месяц (!!!) банком снимается запрет на использование денег. Это делается из-за того, что многие дороги в Израиле платные, но никаких автоматов там не стоит, а стоят камеры, которые фиксируют проезжающих и отправляют квитанции владельцу авто. Это не считая того, что вообще аренда автомобиля обошлась нам в 6 тысяч руб. Так что имейте это ввиду, если планируете еще и шоппинг. Если вы владеете ивритом или английским — отлично, не владеете — тоже не плохо. По крайней мере русскоговорящих граждан в местах проката машин вы найдете гарантированно, не то что в тех местах, где мы побывали (забегая вперед ). Мы арендовали «Шевроле Круз», можно было что-то поменьше и подешевле... но хотелось комфорта, ну и экономить на себе в отпуске??? По-моему последнее дело!! Вообще на дорогах Израиля очень мало внедорожников и авто представительского класса, все больше малолитражки, т.к. бензин довольно-таки дорог, в феврале 2014 года литр был около 76 рублей. Сейчас однозначно дороже...
Путь в пустыню у нас лежал из города Модиин, который является одним из новых городов, построенных в последние 20 лет. Чистый ухоженный город, с отличными дорогами, о чем свидетельствуют ниже приведенные фотографии.
Дороги Модиина:
Город Модиин:
Я с подругой на улицах города Модиин:
Город красив!!! НО! На этом фото видны горы, на них наблюдательные посты палестинского города Рамалла, откуда на Израиль сыплются снаряды. Долетает и сюда.
На этом фото, на заднем плане, виднеется в дымке вечно отдыхающий, праздный Тель-Авив.
Ну а мы, между этих двух противоположностей, отправляемся в путь!
Забыла написать!!!! О главном!!! Мы уезжали в свой авантюристический круиз в пятницу, в преддверии великой субботы, кто был в Израиле, тот меня поймет. Это день, когда жизнь замирает.... нет, наоборот, начинается. Это жизнь без телефонов, лифтов, фотоаппаратов, кассовых автоматов и любой другой техники. А все потому, что Моисей в свое время запретил своим приверженцам в субботу делать что-либо вообще по определению. Ну а нажимать на кнопки — это уже работа!!! Да простят меня иудеи, но мне кажется, что они, по своей природе искренне любящие различные празднества и вообще праздное времяпрепровождение, просто на свой лад интерпретировали данный им Моисеем завет. Ну да ладно, не в этом суть. Данное положение вещей напрягает только приезжих, местные жители ждут каждую субботу (Шаббат), которая кстати наступает в пятницу вечером, как праздник, как возможность пообщаться с семьей, посидеть родителям и детям за одним столом, поговорить о насущных делах, что согласитесь не так уж и плохо. Приехав из Израиля я для себя поняла, что нам не хватает именно такого вот близкого общения с дорогими нам людьми, без телефона, без компа... эх... не донесли до нас эту заповедь, а жаль. :-) Я это все пишу к тому, чтобы прибывающие в Израиль, во-первых, четко понимали, что для иудеев новый день начинается с заходом солнца, то есть суббота начинается в пятницу в нашем понимании. И чтобы путешественники из нашей страны планировали свои поездки в соответствии с канонами этой страны — в пятницу после обеда до вечера субботы закрыты все магазины, кафе, рестораны. Не будет никаких ларьков и придорожных кафе. Исключение составляет Хайфа и часть районов Тель-Авива, для этих новых молодежных районов закон предков не писан. Не зря любой гид вам несколько раз за экскурсию повторит высказывание «Тель-Авив гуляет, Хайфа работает, Иерусалим молится». Но стоит вам чуть отдалиться от тройки этих славных городов Израиля... и все... ШАББАТ. Будьте к этому готовы. Запасайте с собой в дорогу продукты и обязательно воду. Мы были в феврале, в пустыне +25+30, это зима. Итак, в путь!!! Выезжаем в пятницу и держим свой путь на юг на Беер Шеву.
Пятый премьер министр Израиля Голда Меир писала «Моисей 40 лет водил нас по пустыне, чтобы привести в единственное место на Ближнем Востоке, где нет нефти». Зря она так... Страна чудесная, пейзажи, природа и погода за окном автомобиля меняется прямо на глазах, смотрите сами...
От города Модиин мы выехали по шоссе №1, которое соединяет Тель-Авив и Иерусалим. Проехав по нему совсем немного, мы попадаем на скоростное платное шоссе №6. Хочу отметить, что в Москве гораздо проще заблудиться на развязке, так как у нас особая фишка спрятать знак, предупреждающий о маневре, поглубже в растущие кусты либо поставить его в пяти метрах от самого поворота, дабы потрепать нервы водителям. Там все не так. Знаки о развязках появляются заблаговременно и не один раз, стоят не просто на открытом месте, но и висят по ходу движения. Промахнуться нереально, надо очень постараться! Но я буду не права, если не похвалю навигацию от Навител в нашем планшете, Илюха (голос за кадром) был нашим верным помощником за все время путешествия. Хотя надо признать, что иногда от мужа ему доставалось крепким словцом :-).
Еще хотела рассказать про оранжевые жилетики... нет, не подумайте, не про дорожных рабочих, а про те жилеты, которые прокатные фирмы вам выдадут вместо домкрата, и одев который вы будете «семафорить» воздушной дорожной полиции о том, что у вас проблема (например прокол колеса). Просто стоять и ждать, причем совсем не долго... намного меньше, чем службу ДПС после момента ДТП у нас в России, думаю, жители городов европейской части меня поймут. Ох... держите меня семеро... хочется писать и писать, а надо и показывать, как говорится, «товар надо щупать глазом». Итак, фото с шоссе № 6 (снимала из авто, пардон за качество).
Дорога начинается на относительно зеленых равнинах между Иерусалимом и Тель-Авивом, пересекает пустынные территории, где главными жителями являются бедуины, и заканчивается в замечательном курортном городе Эйлат на побережье Красного моря. Но это потом, а сейчас песок, пустыня и стоянки бедуинов. Кстати, столица всех бедуинов мира, если вы не знали (а мы не знали), находится в Израиле, это город Беер-Шева. Этот город был специально создан для тех бедуинов, которые хотят вести оседлый образ жизни. Так как сами по себе бедуины весьма интересный народец, не признающий никаких границ. То есть бедуин будет пересекать границы где попало, будет переносить с собой все, что нельзя переносить и т.д. Эта головная боль для всех стран. Но времена меняются, и даже самые заядлые бродяги хотят иметь дом. На сегодняшний момент это и есть Беер -Шева и окрестности пустыни Негев, где бедуины могут жить палаточными городками, но довольно долгое время оставаться на одном месте.
На фотографии развязка на Беер-Шеву. Вдали видны «новые бедуинские палатки» — небоскребы :-).
А это они в полной, так сказать, красе.
Не доезжая «столицы бедуинов», автострада №6 плавно перетекает в обычное шоссе №40. Надо признать, что отличия мы не заметили, пока не прочли номер на указателях.
Мы приближались к месту нашей ночевки, кибуцу Сде-Букер. О нем я расскажу во второй части моего повествования.
Часть вторая
История кибуца Сде-Бокер началась с поселения на ней группы молодежи, сражавшихся за независимость Израиля на этой территории и впоследствии оставшихся тут жить. В 1953 году первый президент Израиля Бен-Гурион, возвращаясь из Эйлата и проезжая мимо здешних жилищ жителей, заехал познакомился с жителями, и ему кибуц очень понравился. В 1970 году президент уходит в отставку и переезжает жить именно в Сде-Бокер. В этом кибуце Бен-Гурион и провел остаток своей жизни. Современники событий говорят, что в день отъезда из Тель-Авива у дома Бен-Гуриона столпились жители города, а президент призвал их не печалиться и ехать вместе с ним. В 1973 году президент умер и был похоронен рядом со своей женой Полей (белорусска). В годы проживания в кибуце экс-президент помогал молодым жителям своим трудом — вывозить навоз, поливать, пахать. Потом в одном своем письме он описал эту ситуацию так, что можно вносить посильную помощь государству и не возглавляя его. На обратной дороге мы посетили мемориал и дом Бен-Гуриона, но об этом позже.
А сейчас мы проезжали поворот на мемориал и ехали чуть дальше в район колледжа мидрешет Сде-Бокер, в который входит средняя и краеведческая школы, и учительский семинар. Известный по всему миру Институт Негева им. Якова Блауштейна при Университете им. Бен-Гуриона в Негеве расположен именно в Сде-Бокере. Этот институт ведет работы по изучению условий пустыни, методов использования энергии солнца и т.д.
Хотя изначально кибуц представляет собой сельскохозяйственную коммуну, его жители все больше перестраиваются под туристический бизнес. В Сде-Бокер множество гостиниц и гостевых домов, в один из которых мы и направлялись, минуя необыкновенные, похожие на мираж пейзажи пустыни Негев.
Мы держали путь в Krivine Guesthouse, место в котором мне забронировала номер моя израильская подруга. Хозяева оказались очень радушными и гостеприимными... французскими миссионерами, которые почти не понимали английский язык, разговаривали на иврите и естественно своем родном французском. Но язык жестов еще никто не отменял. Заверяю вас, что они на удивление прекрасно понимали нас и наши желания, порой лучше, чем персонал российских гостиниц, говорящих с нами на одном языке. Гостевой дом небольшой, как мне показалось, максимум на 10 уютных номеров со свои неповторимым восточным колоритом.
Расположившись в номере, супруг тут же нашел книгу по душе :-)
Но долго ему это делать не удалось, я утащила его на прогулку по кибуцу.
В моем понимании это оазис в пустыне. Сколько труда стоит его обитателям поддерживать эту небольшую зелень на своих улицах. Хочу повториться, речь идет о феврале, температура около 30 градусов, что же будет в июле... В Израиле вообще очень экономно расходуют воду, но в пустынных областях видно особенно трепетное отношение к ней. Все растения на улице орошаются системой капельного полива — видите эти тоненькие трубочки на фотографиях.
Примерно в 100 метрах от нашего гостевого дома открывается необыкновенная панорама на гористую пустыню Негев.
Радушные хозяева любезно предоставили нам гида, который сопровождал нас в прогулках по окрестностям.
Хочу признаться, что я с детства люблю все качели — карусели, но вот на таких покататься я не рискнула.
Кстати, название кибуца Сде-Бокер переводится как «Утреннее поле», чувствуете суровый еврейский юмор?
Из кибуца проложена дорога, ведущая в национальный парк Эйн-Авдат и в живописное ущелье реки Цин.
На самом деле для нас река не кажется рекой, а так, ручей. Но во время дождя из-за гористого ландшафта она превращается в бурный поток, сметающий все на своем пути. А поскольку мы были как раз в сезон дождей, то пешеходные экскурсии были запрещены совсем, а когда мы спустились по извилистой дороге на машине, то путь нам преградил шлагбаум. Увы... Но безопасность прежде всего. Вечерело, а ночь в Израиле опускается быстро, и сразу резко холодает. Мы полазили по началу ущелья, дальше идти не решились.
Между прочим, ущелье довольно глубокое. Это фото снизу на скалу с пальцами (название не я придумала), крошечные фигурки наверху — люди.
А это вид сверху. Не одни мы в такой поздний час блуждали по окрестностям.
Были еще и велосипедисты, которых, видимо, не пугало возможное в любой момент наводнение.
Справедливости ради стоит признаться, что потом мы жалели, что не нырнули под шлагбаум и не увидели всей необыкновенной красоты ущелья. Обещанного дождя не было, но мы не могли это знать заранее. Следующие фотографии ущелья взяты с сайта великолепного израильского экскурсовода Сергея Баландина balandin.net и показаны Вам для того, что бы было понятно, что Израиль это не только Иерусалим и Мертвое море.
Под конец дня мы заглянули на мемориал Бен-Гуриона.
Когда обессилившие от впечатлений мы вернулись к гостеприимным французам, был уже поздний вечер. Хозяева встретили нас роскошным ужином, заказанным нами заранее. Меню было оговорено, но когда они узнали что у меня юбилей, то подарили нам к ужину еще и бутылку вина местного производства. Оказывается, Бен-Гурион когда-то попросил одного из местных жителей основать виноградник с высококачественными сортами винограда в Негеве. Он мечтал о современных виноградниках, которые будут цвести в пустыне. Двадцатью пятью годами позже виноградари доказали, что это был успешный эксперимент, несмотря на природные ограничения возвышенности Негев. Агрономы экспериментальной станции смешивали солоноватую воду со свежей, подаваемой по трубам, в различных концентрациях, чтобы найти наилучший рацион воды для роста винограда. И в следствие этого было найдено, что виноград, поливаемый солоноватой водой, даёт больше ягод на килограмм урожая, и они меньше, чем виноград, поливаемый свежей водой. Но эти маленькие, толстокожие виноградины содержат больше сахара, что в свою очередь помогает лучше созревать вину. Вкус у него довольно терпкий и яркий.
С утра, плотно позавтракав и попрощавшись, мы тронулись дальше на юг по уже знакомому нам шоссе №40.
Погода была замечательная, дорога идеальная, по пути до руин города Авдат нам встретилось только четыре автомобиля (шаббат), и, спустя примерно полчаса, мы свернули на пустую стоянку для покупки билета на въезд в этот древний город. Зайдя в пункт продажи, я на ломаном английском пыталась объяснить, что мне надо, девушка арабка за кассой понимала меня очень плохо, а старый араб все время верещал на непонятном мне языке и пытался всучить магнитики. Я в сердцах что-то сказала на нашем великом и могучем, и... о чудо! Араб оказался бухарским евреем, долгое время до иммиграции жившем в Москве и за 20 лет своего пребывания в стране обетованной очень соскучившимся по бывшим соотечественникам.
Дело в том, что Авдат находится в стороне от экскурсионных маршрутов русских путешественников. Это центральный город набатеев между Петрой и портом Газа на торговом пути, именуемым Дорогой благовоний. История создания Авдата восходит к III веку до н. э. В Национальном парке Авдат находятся остатки древних набатейских строений, включая сторожевую вышку, жилой комплекс, храмовые постройки, винодельню, военный лагерь, отлично сохранённые бани и реконструированные сельскохозяйственные террасы. В 2005 году ЮНЕСКО внесла в список Всемирного наследия Авдат как часть Дороги благовоний. А в октябре 2009 года двое бедуинов, один из которых был сторожем Национального парка, устроили разгром археологических памятников. Они разбили и повредили многие объекты в парке, остальные замазали краской. Вандалы заявили, что нагадили в отместку за снос своих домов, самовольно построенных на государственной земле. Такие вот разборки у местных. Интересно почему никто из владельцев сносимых в Москве «незаконных построек» не облил краской, например, мавзолей... Выходит, что они полностью согласны с этим сносом... но это так, отступление. Памятнику нанесён невосполнимый ущерб. Управление древностей Израиля пытается восстановить то, что возможно, и экскурсионным группам вход и въезд туда строго ограничен. А таких как мы, самостоятельно путешествующих русских в Израиле, либо мало, либо они все сконцентрированы на юге (курорт Эйлат), либо севере (Галилея). Подозреваю еще, что наших очень привлекают соли и грязи Мертвого моря. Уж очень много соотечественников, валяющихся в израильской грязи, я там встретила. Но это совсем другая история.
Все эти сведения бывший бухарский, а теперь самый настоящий израильский еврей выдал нам за считанные секунды. Так же он завалил нас вопросами про сегодняшнюю политическую обстановку, про цены на еду, бензин и т.д. В конце концов он договорился до того, что увидел в нас еврейскую кровь и настоятельно рекомендовал получше покопаться в своей родословной и в конце концов бросить свою холодную родину и переехать сюда. Мы с мужем согласно кивали, но поскольку были сильно ограничены во времени, постарались культурно закончить разговор и поехали на гору, которая кстати видна с шоссе №40.
В самом историческом парке есть две автостоянки: верхняя и нижняя. Если оставить машину внизу и подниматься пешком, то на пути окажется римская погребальная пещера. Но мы с супругом немного ленивы и решили пожертвовать данным археологическим памятником и выбрали верхнюю автостоянку.
Оттуда мы и начали свою экскурсию в прошлое. На фотографии развалины дома византийского периода.
Если честно, то руины как руины. Но когда начинаешь включать мозг и думать о том, что две тысячи лет назад этих камней касались руки людей, по этим улицам бегали дети, здесь любили и умирали, то хочется относиться ко всему гораздо бережней, не ходить, а парить над древними ступенями, дабы не осквернять их своими кроссовками.
Римская вилла.
На улицах византийского квартала. По замыслу автора фигуры людей и животных должны олицетворять то, что здесь происходило. Но мне они показались похожими на тени прошлого. И таких теней в Авдате много.
Символ Авдата — караван на Дороге благовоний.
Супруг решил попробовать себя в роли погонщика верблюдов :-).
Цитадель византийского периода.
Остатки собора и храмовая площадь.
Квартира или офис?
Почти три часа мы плутали в лабиринтах истории под палящим солнцем и пронизывающим ледяным ветром. Устали, обгорели (лица), замерзли (все остальное) и не сговариваясь поспешили к машине. Шевроле Круз встретил нас атмосферой тепла и комфорта. Не очень-то приятно постоянно в ушах слышать причудливый вой и свист ветра, который зарождается где-то в недрах покинутого города, на его пустых улочках с фигурами-тенями прошлого. Хочу отметить, что за время нашего пребывания там не было больше ни одного посетителя!! По приезду в Модиин моя подруга Соня предположила, что все же виновата суббота. Но как бы то ни было, я как раз и рада тому, что удалось побыть один на один с древними руинами, спокойно сделать фотографии, на которых нет галдящей толпы снующих туристов. Нам невероятно повезло!
Тепло распрощавшись с бывшим соотечественником, мы вернулись на шоссе №40 и продолжили свой путь на юг по пустыне Негев к кратеру Рамон.
Продолжение в следующей части.
Часть третья
Немного экскурса в историю по вопросу о том, что же такое этот КРАТЕР РАМОН. Он не совсем кратер в моем понимании, так как по моему мнению (со школьных времен) это слово связано с вмятиной на теле земли от соприкосновения с другим космическим объектом. Оказывается, не всегда это так.
Эрозийный кратер Махтеш Рамон в пустыне Негев — одна из самых живописных природных достопримечательностей Израиля. Неземные пейзажи, геологические феномены и абсолютное безмолвие. Это самый большой кратер в мире. Еще два поменьше находятся по соседству, тоже в Негеве, а еще два маленьких — на Синайском полуострове.
Котловины были образованы в результате ряда геологических явлений, свойственных только этим местам. В древние геологические периоды вся эта территория была частью дна огромного океана Тетиса. В тот период были образованы морские осадочные породы. Позже вода отступила, и произошло поднятие и «горбление» скал, когда появляются горы, над которыми уже начинают работать внешние силы — дожди и ветры.
Со временем появились крошечные трещинки, в которые попадала дождевая вода и постепенно их расширяла. Позже началась эрозия, легко вымываемый песок стал уноситься отсюда в больших количествах сезонными дождевыми потоками. Трещины увеличивались и превращались в разлом. Верхние слои «проваливались», и в результате образовалась воронка. Разлом стал приобретать вид кратера. Процесс эрозии длился миллионы лет, так и сформировался наш «махтеш». Возраст некоторых пород достигает 200 миллионов лет, что дает нам возможность буквально «заглянуть внутрь Земли».
Еще до поездки в Израиль я много читала про эту природную котловину, представляла себе необыкновенные пейзажи и не была разочарована — пейзаж превзошел все мои самые смелые ожидания. Жаль, что фотография не сможет передать всю красоту ландшафта.
Как видно на фото, безопасность — это дело рук самих туристов. Подъехав к кратеру, мы были очень удивлены тем, что он практически ничем не огорожен. Есть небольшое хлипкое ограждение, но оно по моему мнению не в счет. Если ты имеешь смелость и желание сделать свое фото на самом обрыве — пожалуйста, никто тебя держать не будет. К счастью, впоследствии оказалось, что так не везде, а только в «дикой» части кратера, куда мы вначале неправильно свернули. Здесь гуляют только местные, туристов везут в другую сторону, где все обустроено. Туда мы и направились.
Около кратера находится маленький городок Мицпе Рамон, дома которого выглядят немного сюрреалистично.
В нем находится специальный информационный центр, где вы сможете посмотреть светозвуковое представление об образовании котловины и небольшой фильм о животном мире пустыни, а также подниметесь на крышу, откуда открывается потрясающий вид на это необычное геологическое образование. На ваш выбор — целая серия легких и приятных пеших маршрутов, подходящих для всей семьи. Маршруты кольцевые. Чтобы успеть пройти маршрут, лучше начинать с утра пораньше, днем может быть жарковато. Кроме пеших, есть и велосипедные маршруты, экскурсии на джипах и даже на верблюдах. Но мы решили прогуляться сами по смотровой площадке над кратером. Кстати, в 2013 году возле информационного центра был построен отель де-люкс «Берешит» с прекрасным видом на махтеш и «привлекательными» ценами. В списке услуг отеля, кроме прочего, — полеты на вертолетах и даже на воздушном шаре. Красиво жить не запретишь!
При прогулке можно увидеть горных козлов, которые ведут себя весьма нагло , подходят и просят кушать, но кормить их нельзя, о чем очень доступно предупреждают вот эти таблички.
Вдоволь налюбовавшись на кратер сверху, мы решили изучить его изнутри и, немного поплутав по городку, по живописной дороге отправились внутрь кратера.
В кратере мы поднялись на так называемую «Гору плотника» или «Лесопилку», которая состоит из многогранных брусков, сросшихся друг с другом.
Еще это похоже на столярный цех :-)
Такое вот природное «извращение». Это место настолько известное, что к нему ведет ответвление шоссе с парковочной площадкой, а дальше пешеходная лестница до вершины.
Нужно отметить, что многие едут из Эйлата в Тель-Авив именно по этой дороге только из-за таких вот невероятной красоты пейзажей.
Еще одна достопримечательность кратера, которую мы посетили, — цветные пески, которые как палитра художника выделяются на пустынном фоне.
Мы поддались общему восторгу и набрали с собой несколько бутылочек песка, который я потом пересыпала в отдельные пакетики. В аэропорту таможенник долго не мог понять, для чего нам везти с собой почти два килограмма какой-то пыли. Долго разглядывал и принюхивался к нашей поклаже, но обошлось. По прилету домой я соорудила своеобразный «пустынный привет» в прозрачной стеклянной вазочке и теперь любуюсь им и вспоминаю, как мой супруг сидел в израильской «песочнице» :-)
Там даже камни имеют странный цвет.
Собачки в спасательных жилетах :-)
На этом все красоты кратера не ограничиваются, но мы решили их оставить на следующий визит, тем более погода начала портиться, накрапывал дождик (большая редкость для этих мест), и мы двинулись в обратный путь.
Через городок Мицпе Рамон с его необычной архитектурой, напоминающей мне что-то среднее между бедуинскими и марсианскими постройками.
Мимо его водонапорной башни, похожей на гвоздь, вбитый в землю не до конца.
Проезжая мимо дома музея Давида Бен-Гуриона, мы не могли не посетить это место. Там не только дом, где он жил, но сделан небольшой, ухоженный мемориальный парк.
В котором можно абсолютно бесплатно побродить в тишине, посмотреть фильм о жизни Бен-Гуриона, причем и на русском языке.
Плоды трудов местных садоводов.
Вот такой вот памятник премьер-министру, необычный, не правда ли?
Заходим в дом, там все сделано так, будто сам хозяин лишь ненадолго вышел и скоро вернется.
Побывав в этом музее, сразу понимаешь, какой это неординарный человек. Человек, который бросил политическую карьеру ради маленького домика в киббуце на юге страны и ради своей идеи развития пустыни Негев.
Побродив по музею, мы сели в машину и поехали обратно в Модиин. Вечер порадовал нас восстановившейся погодой и необыкновенно красивыми красками пустыни, так любимой Давидом Бен-Гурионом.
Дорога пролетела очень быстро, почти так же опустилась ночь. Темнеет в Израиле сразу и бесповоротно :-) Чем ближе к центру страны, тем интенсивнее становилось движение, но все равно до пробок уже любых городов центральной части России им далеко. Припарковались мы во дворе дома моей подруги Сони, которая уже ждала нас к ужину.
Напоследок несколько фото ночного Модиина, снятого с балкона дома, в котором мы остановились.
Утром мы отогнали машину в пункт проката. Все прошло без происшествий и неожиданностей, так как при оформлении аренды по совету бывалых путешественников мы сделали правильную дефектовку авто (т.е. указание поврежденных элементов в акте приемки). Сотрудник компании отметил на схеме, что не так, а мы не только отметили на бумаге, но и сфотографировали спорные места. Причем делать это надо не потом, когда будет время и желание, а сразу и чтоб работникам компании было видно, что происходит «фотосессия». Не знаю, насколько это сработало, но оформление сдачи автомобиля заняло не более 15 минут. Чего не скажешь о возврате залоговой денежной суммы. Как я уже упоминала в начале моего повествования, сумма в 32 тысячи рублей была разблокирована только через месяц. Причем сумма проезда по платной дороге была снята и составила 560 руб. Я не совсем поняла, для чего было резервировать полную сумму на такой долгий срок... но это вопрос скорее риторический. Хотя ранее я читала, что сумма возвращается в момент сдачи машины, но сама столкнулась с другим. Когда моя подруга стала настаивать на том, что сумма возвращается сразу, ей мягко объяснили, что если были поездки по платным трассам, то только после оплаты данной дороги. В общем мой совет: узнавайте особенности аренды заранее. Но это скорее отступление: поездка удалась :-)
А потом был перелет из Израиля.
Тяжело... Тяжело здесь — среди снегов, дождей и ветров — вспоминать о том, что ещё вчера было солнце 35 градусов, разноцветный песок пустыни и соль мёртвого моря. 10 дней — но как же они меня изменили. Я не имею права просто забыть о том, что я чувствовала, когда старый еврей экскурсовод говорил о войне, о геноциде еврейского народа. О войне, которая идет там сейчас. Едешь по пустыне, мимо песков, гор и обстрелянных домов или идешь по набережной Тель-Авива мимо взорванного вместе с детьми ночного клуба и... хочется обнять этот народ и эту страну. Хочется позавидовать их мужеству, сплочённости и их ВЕРЕ. Вере в Бога, вере в себя, вере в возможность быть свободными на своей земле.
Впечатлений — океан.
Кидала монетку в каждое посещенное мной море: Мертвое, Средиземное, Галилейское, т.к. знаю и верю — я еще не раз вернусь туда.