|
Доброго всем времени суток.
Сразу хочу задать вопрос: У вас когда-нибудь возникало желание съездить в Израиль?
Если ДА, и если вы еще не успели претворить в жизнь свою мечту, то не откладывайте это путешествие в долгий ящик, собирайте чемоданы и смело двигайтесь в путь.
Со своей стороны мы постараемся максимально кратко и максимально информативно изложить в этом отчете все нюансы, с которыми столкнулись сами в этом интересном и незабываемом путешествии, и описание которых поможет (мы очень на это надеемся) сэкономить ваши деньги и время, а также получить больше впечатлений за короткий срок.
Прошу не воспринимать всё написанное ниже, как краткий путеводитель с названием «Как познать Израиль за пять дней!». Святая Земля заслуживает гораздо большего времени и внимания, нежели смогли уделить этой замечательной стране мы. И если вы любите путешествовать самостоятельно, но что-то вас настораживает при мысли о посещении Израиля, то вам обязательно нужно потратить свое драгоценное время на прочтение этого отчета.
Краткие итоги и бюджет путешествия вы сможете увидеть в самом конце отчета.
Итак, начнем.
Глава I. Готовимся к путешествию
Идея поездки в Израиль возникла у нас, как обычно, совершенно спонтанно, буквально за неделю до ноябрьских праздников. У нас всегда возникают подобные мысли в голове, как только на горизонте появляются хотя бы три выходных дня. В этот раз у нас было пять выходных(1,2 ноября — отгул на работе; 3,4,5 ноября — законные выходные), соответственно, очень хотелось их использовать для отдыха и развлечений максимально эффективно.
Мысли в голове сформировались в следующем порядке:
С учетом всех пожеланий выбор для этого времени года оказался небольшим — Египет и Израиль. В Египте мы уже были, поэтому в книжном магазине мы выбрали путеводитель по Израилю. Все свои «хотелки» мы сформулировали в одном письме, которое выслали по электронной почте в адрес десятка турагенств и, пока те собирали для нас информацию, мы полностью погрузились в изучение приобретенного издания.
Турагенства начали подавать признаки жизни как раз в то самое время, когда маршрут нашего путешествия по территории Израиля был готов почти на 99%. Однако, по информации, которую нам предоставили, можно было сделать два вывода:
Первый вывод нас не очень огорчил, т.к. мы очень непривередливые путешественники и знаем, где и как можно сэкономить, поэтому на этот раз мы тоже решили отказаться от дорогих услуг турагенств.
А вот второй вывод нас сначала поверг в небольшое уныние, потому как мы и сами слышали много репортажей про Палестину, Сектор Газа, Сирию и т.д., а тут еще и все турагенты в один голос рассказывали жуткие истории, отговаривая нас от самостоятельной поездки. Видно прав был товарищ Сухов: Восток — дело тонкое!!!
Кстати, на двоих взрослых (меня и супругу) услуги по перелету и проживанию турагенства оценили в сумму от 80 тысяч и выше.
В общем, выключили мы телефоны, чтобы нас больше не отвлекали страшными историями и страшными цифрами, и занялись самостоятельным планированием путешествия по Земле Обетованной.
Билеты на самолет
В интернете сейчас целое множество сайтов, которые специализируются на продаже авиабилетов на недорогие авиарейсы, многие из этих сайтов предлагают целый комплекс услуг, таких как бронь гостиниц и аренда авто.
Мы воспользовались сайтом: http://www.bravoavia.ru/vg1/home.do.
Понятно, что для этих целей необходима кредитная карта.
В результате мы успели приобрести относительно дешевые билеты на прямой рейс в Тель-Авив авиакомпании «ISRAIR» и на обратный перелет с одной пересадкой в Киеве авиакомпаниями «Аэросвит» и «Аэрофлот».
Время вылетов и прилетов всех рейсов было тщательно проанализировано.
В Тель-Авив мы вылетали в час ночи по московскому и прилетали в 3 часа ночи по израильскому времени. Что это дало? Во-первых, мне не пришлось отпрашиваться с работы 31 октября. Во-вторых, в 4 часа утра мы уже спали в гостинице и в 8 утра 1-го ноября наши отдохнувшие тела были готовы к наполнению яркими и свежими впечатлениями.
Обратно в Киев мы вылетали в 6 вечера 5 ноября и в 22:00 мы уже спали в уютном и тихом уголке аэропорта Борисполь на мягких и комфортных диванах. Рейс в Москву отправлялся в 6 утра, поэтому я прибыл на работу в 12 часов дня 6 ноября абсолютно выспавшийся и отдохнувший (у Светланы было в запасе еще 4 выходных дня).
Для чего я так всё подробно расписал? Всё очень просто — при тщательном планировании можно получить пять полноценных суток отпуска из пяти отпущенных выходных!
Автомобиль
Забронировали на том же http://www.bravoavia.ru/vg1/home.do, с помощью той же кредитной карты.
Брали самую дешевую машинку на механике. Место получения и возврата — аэропорт Бен-Гурион (Тель-Авив)
Сразу практические советы:
Отели
Мы всегда пользуемся сайтом www.booking.com.
Уровень выбираемых отелей, хостелов или гостевых домов — 2*.
Удобства для такого путешествия, по нашему мнению, должны быть самыми минимальными. Обязательными должны быть душ и туалет, кровать тоже не будет лишней. Желательно наличие собственной парковки или частной стоянки недалеко от отеля. Завтрак мы также считаем очень приятным дополнением.
Собственно, на этом можно и закончить выдачу начальной информации по подготовительной части, остальные нюансы постараемся подсветить в ходе описания нашего путешествия.
Правда остался ещё один очень важный вопрос — это проработка маршрута путешествия по самой стране, но нам не хотелось бы мучить вас здесь своими размышлениями, потому как каждый сам должен определить важность посещения тех или иных мест, исходя из своих предпочтений.
Далее предлагаем ознакомиться со следующей частью отчета, где будет описано наше путешествие по дням. Думаем, что в нем вы тоже сможете почерпнуть для себя некоторую полезную информацию.
Глава II. Наше путешествие
1 ноября. День первый. Тель-Авив
В 3 часа ночи наш самолет аккуратно коснулся взлетно-посадочной полосы в аэропорту Бен-Гурион и через 20 минут мы уже бродили по его округе, разыскивая прокатную контору SIXT, в которой мы арендовали авто, периодически приставая к редким в эти часы гражданам с призывами о помощи в поисках её местоположения.
По статистике каждый пятый израильтянин владеет русским языком, поэтому «понимающего» человека долго ждать не пришлось. Он вернул нас в здание аэропорта и указал на второй этаж, где мы очень быстро оформили все необходимые документы. Мы были очень приятно удивлены тем, что вместо забронированного дешевого авто нам вручили ключи от последней модели Mitsubishi Lancer с автоматической коробкой передач, причем впоследствии мы за это ничего не доплачивали.
Внимание!
Через несколько минут мы выехали на свободное шоссе и двинулись в сторону Тель-Авива, а в начале пятого утра уже сладко спали в отеле Momos Hostel, который забронировали в официальной столице Израиля на три ночи — c 31.10 по 2.11 и с 4.11 по 5.11. Машинку оставили на гостиничной парковке до утра следующего дня.
Четыре часа сна полностью восстановили наши силы и в 9 утра мы уже были на пляже.
Ощущения непередаваемые! Еще несколько часов назад мы укрывались от мокрого снега в Москве, а теперь наслаждаемся купанием в теплом Средиземном море. Температура воздуха +29, температура воды +25, в связи с чем мы не смогли отказать себе в удовольствии провести большую часть дня на пляже…
Оставшуюся часть дня решили посвятить прогулке по великолепной набережной Тель-Авива…
Тель-Авив очень красивый город, который часто сравнивают с Нью-Йорком. Многие его называют городом, который никогда не спит (некоторые кварталы Тель-Авива с их ночными развлечениями могут соперничать с любой европейской столицей).
Кстати, Тель-Авиву всего 103 года, он основан в 1909 году, и многочисленные современные небоскребы особенным образом подчеркивают его молодой облик. Большинство из них возвышаются над пляжами Тель-Авива, поэтому прогулка по набережной нас очень впечатлила.
По берегу мы неспеша дошли до порта Яффа, который считается одним из старейших городов мира и фигурирует в многочисленных мифах и библейских историях. В отличие от современного Тель-Авива, Яффа может гордиться своей тысячелетней историей. В переводе с древнееврейского «Яффа» означает «красивая», и это название дал порту младший сын Ноя Иафет, который поселился здесь, когда отступили воды Великого потопа. За 4000 лет город-порт не менее 15-ти раз восстанавливали после разрушения захватчиками.
Сейчас лабиринт каменных улочек древней Яффы является излюбленным местом художников и скульпторов, сами улочки носят названия знаков зодиака.
Уже совсем стемнело и пора было возвращаться в отель. Вид ночного Тель-Авива со стороны Яффы просто завораживал.
Мы с огромным удовольствием прошлись по обратному маршруту и уже рядом с отелем искупались в ночном Средиземном море.
Вот так закончился наш первый день пребывания на Святой земле, завтра нас ждало небольшое путешествие на север страны.
2 ноября. День второй. Хайфа—Галилейское море—р. Иордан—Назарет—Иерусалим
Завтрак в нашем отеле был очень простеньким — чай или кофе на выбор + булочка из магазина.
Однако, мы в любой ситуации стараемся находить положительные моменты. В данном случае был один большой плюс — завтрак в отеле начинался в 6 утра! Можно было быстро перекусить и выехать из отеля пораньше, чтобы успеть посмотреть всё запланированное на сегодня. Да и кому, скажите пожалуйста, захочется навернуть в такое раннее время тарелку борща или пельменей?!
Вот и мы не стали капризничать.
В 7 часов мы уже «мчались» по магистрали №2 в направлении Хайфы и около 8 утра были на подъезде к этому красивому городу.
Внимание!!!
Перечислять подобные страшилки можно бесконечно. Если смотреть в общем, то ПДД Израиля мало чем отличаются от ПДД России. Отличия только в качестве дорог, причем не в нашу пользу (собственно это хорошо видно на верхнем фото). Особенно порадовала организация дорожного движения — в стране более 90% дорог не имеют встречного движения. Даже в городе потоки разделены с помощью организации одностороннего движения. Аварии лоб в лоб здесь скорее всего и не бывают.
Все информационные знаки имеют надписи на иврите и английском языке, так что заблудиться будет сложно. Для тех, кто совсем плохо ориентируется, еще раз посоветую навигатор. А для тех, кто хочет более подробно изучить ПДД Израиля, могу предложить следующие ссылки: Правила дорожного движения Израиля; Штрафы за нарушение ПДД в Израиле
Отвлеклись немного? Теперь двигаемся дальше.
Не отставайте, мы идем гулять по Хайфе — третьему по величине городу Израиля, основная часть которого расположена на склонах знаменитой горы Кармель.
Когда-то это был небольшой портовый город, служивший безопасной гаванью для проходящих судов. В настоящее время Хайфа является центром нефтяной, химической, текстильной и электронной промышленности Израиля. Местные жители гордятся своим городом и очень любят повторять следующую фразу: «Иерусалим молится, Тель-Авив веселится, Хайфа работает!».
Однако, кроме промышленных объектов здесь есть очень много и исторических достопримечательностей. Подробную карту достопримечательностей города можно взять в ближайшем информационном пункте.
В Хайфе имеется четыре «маршрута тысячи ступеней» — в каждом из них действительно более 1 000 ступеней. Дорожки каждого маршрута окрашены в определенный цвет: желтый маршрут ведет к Немецкой колонии, красный маршрут по вади Ниснас и Арабскому кварталу, синий к Парижской площади в Старом городе, зеленый маршрут проходит так же в Старом городе. Все эти маршруты обозначены на туристических картах Хайфы.
Для более тесного знакомства с достопримечательностями города нужен не один день. Мы же были ограничены во времени, поэтому для осмотра были выбраны Церковь Стелла Марис и Бахаистские сады.
«Стелла Марис» в переводе с латыни означает — «Звезда Моря». Это одно из красивейших мест Израиля, где гора Кармель спускается к заливу и встречается с морем. На верхушке кряжа находится церковь и монастырь Ордена кармелитов, расположенные напротив верхней станции фуникулера, с видом на Акко, Хайфу, залив и Галилейские горы. Это место является как туристической достопримечательностью, так и местом всемирного паломничества.
Внутреннее убранство церкви очень красиво, в интерьере — прекрасные витражи и великолепный плафон, украшенный фресками итальянского художника Луиджи Поджи на сюжеты из Ветхого и Нового завета. Церковь украшают также рельефы, посвященные выдающимся деятелям ордена.
Из залы спускаются ступени к высеченной пещере, в которой расположен деревянный алтарь, а над ним статуя Ильи (две последние фото) — кармелиты верят, что именно этот грот служил временным убежищем пророка Илии, спасавшегося от мстительного царя Ахава и его жены Иезавель.
Открыто ежедневно с 6:00 до 12:00 и с 15:00 до 18:00.
Мы выбрали для посещения эту церковь именно из-за своего раннего прибытия в город, многие интересные места открыты для посещения только с 10 часов утра.
Перед входом в церковь стоит памятник, напоминающий о трагических для Наполеона и его солдат событиях.
В 1799 году церковь и монастырь служили госпиталем наполеоновским войскам во время осады Наполеоном крепости Акко в войне с турками. Этот год во многом был переломным для императора Франции. Именно в этом году Наполеон произвел государственный переворот и именно в то время он с большим энтузиазмом искал новых союзников. Среди потенциальных союзников были и евреи, поэтому одной из целей Наполеона является восстановление еврейского государства со столицей в Иерусалиме.
Французская армия без труда взяла Эль-Ариш, Газу, Хеврон и Рамлу — эти успехи дали повод раввинам молиться за триумф французского оружия. Наполеон захватил Хайфу и уже намеревался взять штурмом Акку, но тут на помощь османам пришел британский флот, а с таким соперником совладать было сложнее. Поход пришлось прекратить, армия вернулась в Египет и монастырь сразу же был захвачен турками. Большинство монахов и брошенных тяжелораненых солдат были убиты турецкими солдатами самым жестоким образом, а само здание было разрушено почти до основания.
Рядом с церковью Стелла Марис находится верхняя площадка канатной дороги, по которой можно спуститься до самого пляжа.
Из кабинок канатной дороги можно рассмотреть большое количество достопримечательностей этого красивого города с высоты птичьего полета. За отдельную плату можно взять с собой экскурсовода, который сделает ваше «канатное» развлечение еще более захватывающим и интересным.
Кстати, как это ни странно, у подножия утеса есть ещё одна пещера, в которой якобы прятался пророк Илия. И из кабинок канатной дороги она очень хорошо просматривается. Что ж, в истории часто встречаются разночтения и разным местам приписываются одни и те же события или значения.
Тем не менее многие христиане, мусульмане, иудеи и друзы считают это место святым, и многие паломники со всего света считают своим долгом оставить какой-либо след на каменных стенах пещеры.
Пещера открыта для посещения с воскресенья до четверга с 8 до 18 часов ( в пятницу — до 13 часов).
Время работы канатной дороги: с 10 до 22 часов летом и с 10 до 18 часов зимой.
Мы не стали дожидаться открытия канатной дороги и полюбовались красотами города с высоты её верхней площадки, а затем поднялись на машине чуть выше, чтобы увидеть знаменитые Бахаистские сады.
Хайфа известна своей религиозной терпимостью, и это самое подходящее место для мирового центра религии бахаи, которая проповедует единство всех религий и утверждает, что Моисей, Иисус, Будда и Муххаммад были носителями одного послания.
Бахаистская религия возникла в Персии. Её лидер — пророк Эль Баб — был казнен за еретические проповеди в 1850 году.
Его остатки хранятся в усыпальнице, которую вы можете увидеть в центре верхней и нижней фотографий.
Открыто: ежедневно с 9 до 12 (внутренние сады) и с 9 до 17 (внешние сады).
Вход бесплатный и даже предлагают бесплатные экскурсии, но вроде как только на английском языке.
Здесь мы тоже немного сэкономили наше время и вместо пешей прогулки по дорожкам великолепного сада спустились к его основанию на машине (совсем не хотелось впоследствии подниматься обратно в гору за нашим четырехколесным другом).
Затем мы покатались по городу, погуляли вдоль берега, искупались в теплых водах Средиземного моря и немного повалялись на пляже, с удовольствием разглядывая всю эту красоту снизу.
Пора ехать дальше. На сегодняшний день у нас очень большие планы, а на часах уже двенадцатый час, темнеет же в Израиле рано — около 5 вечера, поэтому нужно торопиться.
Всего в 18 км к северу от Хайфы находится старинный город Акко, первое упоминание о котором датировано 1800 годом до н.э. в эпоху египетского владычества. За 4 тысячи лет его неоднократно переименовывали, поэтому в разных источниках он упоминается под разными наименованиями. Под названием Птолемамида он встречается даже в Библии, в посланиях апостола Павла.
Акко расположен на перекрестке международных торговых путей, именно поэтому за свою 4 000-летнюю историю он много раз захватывался и разрушался, а затем восстанавливался, чтобы снова быть захваченным и разрушенным.
В 18 веке турецкий правитель ал-Джаззар заново отстроил город, окружил его прочными стенами, построил мощную крепость и выкопал широкие рвы. При ал-Джаззаре появились мечети, турецкие бани, рынки, ханы (постоялые дворы) и именно при ал-Джаззаре в 1799 году Наполеон не смог взять Акко и это поражение он не смог забыть до конца своих дней.
Очень хотелось заглянуть в этот старинный город, но мы понимали, что одного дня на всё не хватит. Решили, что обязательно вернемся в Израиль ещё раз и из Хайфы рванули прямо на Тивериадское озеро, более известное как Галилейское море или озеро Кинерет.
Галилейское море — пресноводное озеро на северо-востоке Израиля. Оно превращено в основное водохранилище Израиля и является основным источником воды для всеизраильского водопровода. Третья часть всей пресной воды, потребляемой Израилем, берётся именно отсюда.
Побережье озера является одним из самых низких участков суши на Земле — 213 м ниже уровня моря. Уровень воды подвержен изменениям в течение года в зависимости от осадков и потребления воды.
С севера в Галилейское море впадает несколько рек, берущих начало на Голанских высотах, в том числе и река Иордан, которая вытекает с южной стороны озера. Все эти реки служат основными поставщиками воды, ежегодно вливая в Кинерет 603 млн. куб. м., из которых 50 млн. куб. м. поставляется в Иорданию (в соответствии с мирным договором 1994 года между Израилем и королевством Иордания).
Озеро Кинерет многократно упоминается в Ветхом Завете (море Киннереф), в Евангелие (Галилейское море) и многих других древних источниках.
2 000 лет назад район озера Кинерет был местом, где Иисус читал свои проповеди, исцелял и воскрешал.
Эти события отмечены на берегах Тивериадского моря многочисленными церквями и религиозными святынями.
Именно к этим местам относятся слова песни Вячеслава Бутусова: «С причала рыбачил апостол Андрей, а Спаситель ходил по воде и Андрей доставал из воды пескарей, а Спаситель погибших людей…».
Правда вместе с апостолом Андреем рыбачил ещё и апостол Петр, они оба были призваны Христом на апостольское служение, просто в рифму Петр не вписался. Да и доставали они из озера не пескарей, а рыбу под названием тиляпия (Tilapia), изысканным вкусом которой восхищались многие известные люди, в т.ч. и Аристотель. Филе тиляпии можно купить и в наших магазинах, мы попробовали после поездки — действительно очень вкусная рыба!!! Другое название тиляпии — рыба святого Петра, видимо, рыба святого Андрея звучит не так солидно. Ну да ладно, это уже придирки.
Издревле этот район был очень богат рыбой, поэтому всё прибрежное население занималось рыбной ловлей, соответственно и первые апостолы Иисуса были из местных рыбаков (Петр и Андрей). Нередко Он произносил проповеди, стоя в лодке, а толпы людей слушали Его, находясь на берегу. Может именно поэтому людям казалось, что Иисус мог ходить по воде, но это уже мои личные предположения.
Кроме святых мест здесь еще и много целебных горячих источников, большинство из которых находится в районе главного курорта Галилеи — г. Тиверии (Тверии), расположенного на западном берегу озера.
Тиверия была основана Иродом Антиппой, сыном Ирода Великого, в 20-м году н.э. и к VII веку превратилась в крупный научный центр. В XII веке воевавшие между собой мусульмане и крестоносцы разрушили город, а сильное землетрясение 1837 года стерло с лица земли остатки древних построек. И теперь Тверия — это современный курорт с немногочисленными древними развалинами.
В связи с этим в сам город мы не стали заезжать и направились к северной части озера по западному его побережью, изредка останавливаясь для купания и созерцания красот природы.
Банановые плантации на берегу Галилейского моря.
Один из многочисленных кемпингов на берегу Галилейского моря.
По всему берегу Галилейского моря есть много платных и «диких» пляжей, которые пользуются большой популярностью у местного населения. Мы очень много времени провели на «диких» пляжах западного и северного побережья, с удовольствием купаясь в теплых водах пресного озера.
На восточной части озера мы ехали уже не по побережью, а вдоль израильско-сирийской границы. Может там и было немного опасно, но мы не могли отказать себе в удовольствии прокатиться по живописному серпантину голанских высот.
Обратите внимание на три верхних фото. По ту сторону дороги уже территория Сирийского государства. Все три фотографии сделаны с военного укрепления Израиля на границе с Сирией. На момент нашего приезда там никого не было, скорее всего сейчас эти укрепления не используются. Однако, если внимательно присмотреться к фотографиям, то можно увидеть ограждение из колючей проволоки, а на первом фото еще и табличку с надписью «Осторожно, мины». Поверьте на слово, за ограждения лучше не заступать, несмотря на то, что здесь нет военных.
Виды на запад с этой огневой точки выглядят более мирными и спокойными.
Общая протяженность береговой линии Галилейского моря составляет чуть более 50 км, мы же проехали немногим больше, т.к. по восточной его части двигались вдоль границы с Сирией по извилистому серпантину, поэтому к следующему пункту нашей остановки — месту крещения Иисуса Христа — мы прибыли уже после 5 часов вечера.
Конечно же, в это время уже всё было закрыто (время работы в пятницу — до 17 часов), но мы без особого труда смогли просочиться через небольшое ограждение и спуститься к реке Иордан, к месту, где св. Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа. Без белых одежд, но с чисто белой душой мы проделали небольшой крестный ход по специально устроенному руслу в полной тишине и при полном отсутствии кого-либо.
Темнело быстро, поэтому многие фотографии делали уже в полной темноте.
Открыто: 08:00 — 18:00, в пятницу и канун праздников: 08:00 — 17:00.
Конечно же, мы не успевали попасть в Назарет, поэтому мы удовольствовались лишь его ночным видом. Достопримечательности же этого знаменитого и древнего города мы посмотрим теперь в следующий наш приезд в Израиль.
Увлеченные путешествием, мы забыли про то, что навигатор настроен на кратчайшую дорогу, поэтому не сразу заметили, что к месту нашего очередного ночлега (славному городу Иерусалиму) он ведет нас через территорию Палестины. Но мы всё-таки вовремя спохватились, сказали ему «ай-я-яй» и попросили наш Garmin выбрать маршрут с объездом этой неизученной нами территории. Для экономии средств мы решили не пользоваться платной 6-й автомагистралью и попали в Иерусалим через Тель-Авив, намотав при этом около 25 км лишней дороги.
Около 10 вечера мы прибыли в Иерусалим, и здесь с нами приключилось чудо, о котором просто нельзя не упомянуть.
Поставив машину на стоянку, мы начали поиски нашего отеля с навигатором в руках. Однако, вместо отеля навигатор настойчиво приводил нас к дверям банка. Мы несколько раз обошли вокруг банка и соседних зданий, но вывески отеля так и не увидели. Звонок в отель проблему не решил — на том конце трубки категорически отказывались понимать русский язык и предлагали услуги по ориентированию на местности на иврите или английском. Пришлось приставать к местным русскоязычным прохожим с просьбами о помощи в розыске нашего отеля. Однако, практически все русскоговорящие граждане, включая полицейских и таксистов, были убеждены, что улица, о которой мы их спрашиваем и которая была указана в распечатке брони отеля, находится в другом месте, примерно в 30 минутах ходьбы от нашего нынешнего местоположения, и тут же тыкали пальцем в сторону, в которую нам нужно было следовать.
Проплутав таким образом по ночным улицам Иерусалима в течение часа и уже совершенно отчаявшись найти наш отель, мы случайно столкнулись с молодым человеком, который возник из темноты совершенно неожиданным для нас образом. Оказалось, что он отлично говорит по-русски. Мы буквально с последней надеждой обратились к нему как к Спасителю, и он с удовольствием согласился помочь нам в наших поисках. Через пятнадцать минут мы стояли прямо у дверей нашего отеля, которые к нашему большому удивлению находились в соседнем от банка доме. И тут же над головой увидели огромную светящуюся вывеску Zion Hotel 2**.
Вот так! Человек возник из ниоткуда, сделал доброе дело и растворился в темноте. Единственное, что мы успели — это поблагодарить его пожатием руки.
Как тут не поверить в Божью помощь, да еще в таком святом городе!
Мы тут же завалились в уютный номер гостиницы Zion Hotel 2**, в которой мы забронировали две ночи со 2 по 4 ноября.
Под воздействием сегодняшних впечатлений, а так же после теплого душа и небольшого ужина, мы уснули как младенцы. Прошедший день, на наш взгляд, заслужил оценки «отлично». На завтрашний день запланирована экскурсия по Старому Иерусалиму.
3 ноября. День третий. Иерусалим
Насыщенность и интенсивность первых двух дней путешествия дали о себе знать, поэтому приоткрыть глаза мы смогли только в начале девятого утра. Оказалось, что раньше просыпаться и не было смысла, т.к. завтрак в отеле начинается только с 8-ми часов. Утренний шведский стол очень порадовал своим разнообразием, всё было очень вкусно и сытно, вылезти из-за стола с легким чувством голода не получилось.
Вооружившись фототехникой и путеводителем, мы выдвинулись в Старый город, который находится всего в пяти минутах ходьбы от нашего отеля. Дорога в Старый город пролегает через очень красивую улицу Mamilla, вдоль обеих сторон которой стоят интересные статуэтки и композиции разных авторов.
Под аккомпанемент Светланы и уличного скрипача…
…я исполнил несколько арий в составе местной группой хористов.
Затем Светлана немного увлеклась фотографированием других экспозиций:
А я в это время немного потанцевал в зажигательном танго с одной из местных красавиц:
В конце улицы Mamilla мы уткнулись в Яффские ворота, через которые и вошли в Старый город.
Очень подробно о самом городе мы писать не будем, т.к. в интернете вы без труда найдете целое множество описаний любых его достопримечательностей.
ВНИМАНИЕ!
Экскурсию по Иерусалиму нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО совершать с профессиональным гидом, средняя стоимость услуг которого составляет от 100 до 150 $ за 3-4 часа экскурсии.
Без гида ходить по Иерусалиму бессмысленно. В этом случае вы впустую потратите время и не получите тех впечатлений, за которыми вы, наверняка, сюда и направлялись.
Найти гида можно двумя способами:
Мы воспользовались вторым вариантом и при этом даже немного сэкономили.
Каким образом? Всё очень просто.
Как правило, встреча с гидом происходит возле информационного центра, расположенного у Яффских ворот Старого города. Там и томятся в ожидании либо экскурсанты (чаще), либо экскурсоводы (таковые практически не встречаются, т.к. они просто нарасхват).
К экскурсоводам подходить смысла нет — они уже ждут своих клиентов, а вот к экскурсантам очень даже можно.
Мы присмотрели русскоязычную пару с двумя детьми, которые ожидали своего гида, познакомились (ребята приехали из Сочи) и предложили им разделить их затраты поровну. Они согласились и за четырехчасовую интереснейшую экскурсию мы заплатили по 75 $ с каждой семьи.
Я попробую показать вам с небольшими комментариями немногое из того, о чем рассказали нам, но повторюсь, что вы ни секунды не пожалеете, если обратитесь к опытному гиду.
Иерусалим считается городом трёх религий — иудаизма, христианства и ислама. У каждой из них расположены здесь свои святыни: для мусульман это Храмовая гора с расположенными на ней мечетью Аль-Акса и Куполом скалы, для иудеев — это Стена плача, для христиан — архитектурный комплекс храма Гроба Господня.
Обнесенный стеной Старый город Иерусалима — это самая главная достопримечательность Израиля.
Протяженность стен составляет более двух миль, их возраст — более 400 лет. Большая часть доживших до наших времен стен была построена турецким правителем Сулейманом Великолепным (XVI в н.э.). Некоторые участки датируются эпохой крестовых походов (XI-XII века н.э) или периодом правления царя Ирода (I в до н.э.). Стены и сооружения Старого города в буквальном смысле представляют собой слои истории.
В Старый город ведут восемь ворот, семь из которых открыты для пешеходов и автомобилей. Считается, что восьмые — Золотые ворота, замурованные арабами в VII в. — откроются только в Судный день. Яффские ворота всегда являлись главным входом в город, поскольку именно через них прибывали торговцы из древнего порта Яффа. Отсюда мы и начали осмотр главной достопримечательности Иерусалима.
Внутри Старого города жизнь кипит с самого утра:
Особенно это заметно в арабском квартале, который представляет из себя один большой рынок со всяким барахлом.
С помощью нашего гида мы смогли таки прорваться через плотные ряды арабских торговцев без существенных потерь для семейного бюджета. Козьими тропами он вывел нас к главной святыне христиан — Храму Гроба Господня, расположенному в самом сердце Христианского квартала и построенному на бывшем лобном месте (или Голгофе).
Храмовая площадь оказалась очень маленькой по своим размерам, со всех сторон тесно прижата близлежащими к храму сооружениями.
Знаменитая трещина в колонне главного входа храма.
Строительство храма Гроба Господня датируется 335 г. н.э. и связано с именем Великого Императора Константина и его матерью Еленой. Правда, не совсем понятно, почему строительство храма производилось именно на этом месте, хотя вроде как и нет оснований усомниться в том, что храм Гроба Господня является именно тем местом, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос.
Решайте сами, я лишь приведу несколько строк из книги Дж.Э. Райта БИБЛЕЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ глава 9. ПАЛЕСТИНА ВО ВРЕМЕНА ХРИСТА Philadelphia, 1960 (перевел с английского А. Чех) (http://enoth.narod.ru/Bible/Wright_09.htm):
«История поисков места казни и захоронения Иисуса может быть вкратце изложена следующим образом. В 313 г. Константин Великий прекратил гонения на христиан. Христианам даровалась свобода вероисповедания, кроме того, Миланский эдикт предусматривал возвращение конфискованного у них имущества — церквей, кладбищ и другой недвижимости (Евсевий, Eccl. Hist. 9.9). Гонения кончились, но вражда между христианами и язычниками продолжалась. В Иерусалиме, в то время носившем имя Элия Капитолина, эта вражда проявлялась в особенно острой форме. Население города, священного и для христиан, и для иудеев, выселенных оттуда императором Адрианом, было в основном языческим, многие из этих язычников в прежние годы активно участвовали в антихристианских выступлениях и стали владельцами отобранной у христиан собственности. Иерусалим превратился в один из центров языческого культа: его главными святилищами были храм Юпитера Капитолийского и храм Афродиты-Венеры, построенные при Адриане.
В 314 г. епископом Иерусалимским стал Макарий, человек весьма энергичный, поставивший себе целью истребление языческих культов. Идея поиска места, где был погребен Иисус после распятия, принадлежала именно ему. Точно не известно, почему он предложил искать его именно там, где ныне стоит Храм Гроба Господня и где в его время стоял храм Венеры. Нет никаких свидетельств, письменных или археологических, что место погребения Спасителя находилось именно там или что во времена апостолов оно как-то особенно почиталось. Нет указаний и на то, что какими-то определенными сведениями об этом обладала в IV в. и христианская церковь, иначе современники Макария, в их числе и первый историк церкви Евсевий Кессарийский, не подвергали бы сомнению его проект поисков гробницы. Макарий, по-видимому, не представил им каких-либо веских доказательств. Евсевий был знаком и с другой традицией. В Demonstratio Evangelica (6.18), труде, написанном им около 303 г., он ничего не говорит о Гробе Господнем и о Голгофе в связи с языческим храмом, но выделяет гору Елеонскую (и Елеонскую пещеру) к востоку от Иерусалима и Святую Церковь Господню на холме, лежащем к западу от него, как места особо почитаемые и христианами, и иудео-христанами. Искусственная пещера, расположенная примерно в 100 м к югу от холма, действительно могла быть погребальным склепом. Она была объектом паломничества, хотя нигде определенно не сказано, что это место погребения Иисуса. Местность вокруг и сама пещера сильно пострадали от пребывания там римских легионеров во время осады 70 г. — осадные работы, по свидетельству Иосифа Флавия, сильно изменили окружающий ландшафт. Евсевий, по-видимому, продолжал сомневаться в подлинности той гробницы, которую нашли впоследствии под основанием языческого храма. Похоже, что и сам Макарий не был уверен в том, что он там что-либо найдет. Так или иначе, в 325 г. на Никейском соборе он добился от императора разрешения на уничтожение языческих храмов ради поисков гробницы.
Евсевий, принявший участие в разрушении языческого капища и в последовавших за этим раскопках, пишет (Vita Constantini 3.29), что гробница была обнаружена «вопреки всем ожиданиям» — либо он думал, что она уничтожена язычниками, либо вообще не верил, что она там окажется. Сам Константин в письме к Макарию расценивал эту находку как великое чудо. Примечательно, что мать Константина, св. Елена, давно уже интересовавшаяся «священной археологией», не принимала участия в раскопках гробницы. Она посетила Иерусалим только в конце 326 г., незадолго до смерти (ей к тому времени исполнилось 80 лет).
Итак, снеся языческий храм, рабочие Макария обнаружили под его фундаментом еврейское кладбище — ряд вырубленных в камне склепов с закрывавшимся каменными плитами входом. Оставалось только установить, которая из них была местом погребения Иисуса. Неизвестно, какими критериями они пользовались, но их выбор остановился на одном склепе с круглой откатывающейся плитой. Такого рода двери были распространены в позднеримскую и византийскую эпохи, но в период ранней Империи, в I в. от Р. Х., они были редким новшеством, их могли позволить себе только очень богатые семьи. Примерно из 900 гробниц I в., найденных в окрестностях Иерусалима, только четыре имеют откатывающиеся круглые крышки, остальные закрывались обыкновенными квадратными плитами (ср. Матф. 27:60 — «И положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и привалив большой камень к двери гроба, удалился». Соответствующий греческий глагол имеет значение «прикатывать, приваливать», хотя и не указывает непременно на то, что прикатываемый или приваливаемый предмет имеет форму колеса или шара. Вероятно, что именно употребление этого глагола в Евангелии определило выбор археологов IV в.). Об этом круглом камне упоминают в одной из своих проповедей и Кирил Иерусалимский (около 348 г.), и многочисленные паломники, посещавшие гробницу в более позднее время.
Константин велел построить церковь над найденной гробницей. Евсевий и после этого еще не раз поднимал вопрос о ее подлинности. В 326 г. на аудиенции у императора он выступил с докладом на эту тему. Константин внимательно выслушал его, но на его решение сомнения Евсевия никак не повлияли (Vita Constantini 4.33). Еще раз Евсевий затронул вопрос о подлинности в 335 г., при освящении церкви Гроба Господня. Непосредственным результатом открытия гробницы был возросший престиж Макария и епископства Иерусалимского. Настаивая на разрушении языческих святилищ, Макарий рисковал не только своей карьерой и репутацией. Отрицательный результат его раскопок мог бы привести к политическому скандалу, вызвать еще большее озлобление язычников и подорвать престиж христианства и поддерживавшего христиан императора».
В общем вот как-то вот так!!!
В VII веке храм почти полностью был разрушен персами, а в XII веке он был восстановлен крестоносцами и в этом виде он сохранился до наших дней, несмотря на многочисленные пожары и землетрясения.
Сам храм Гроба Господня поделен между пятью церквями, каждой из которой принадлежит определенная часть. Увидеть различия между армянской, греческой православной, сирийской православной, римско-католической и коптской церквями и понять значение каждого уголка храма поможет только профессиональный гид.
В храме Гроба Господня находятся последние 5 станций Крестного пути Иисуса Христа.
На 10-й станции с Него сорвали одежды (мозаика на полу иллюстрирует этот эпизод), следующие три станции (11-13) располагаются друг с другом и отмечены алтарями, привлекающими толпы туристов. Здесь Иисус был прибит к кресту, потом крест подняли, и здесь же тело Иисуса сняли с креста.
Последняя, 14-я станция — это сам Гроб Господень. В мраморной гробнице внизу находится камень, закрывающий вход, погребальное ложе и гробница Иосифа Аримафейского.
Открыто: ежедневно 5:00—20:00 апрель—сентябрь и 5:00—19:00 октябрь—март.
Мы исключили из обязательной программы посещение самого Гроба Господня из-за бесконечной и медленно движущейся очереди паломников и направились на улицу Via Dolorosa, на которой располагались первые девять станций Крестного пути Иисуса Христа. Знакомство со станциями мы продолжили в нисходящем порядке, что позволило нам избежать больших потерь времени из-за вялотекущего течения паломников, которые шли нам навстречу.
Конечно, нынешнюю улицу Via Dolorosa вряд ли можно считать путем, по которому шел Иисус. Настоящий его путь скорее всего спрятан под 2 000-летними наслоениями, тем не менее при реконструкции самой дороги и окружающих зданий были обнаружены большие каменные плиты, датируемые римской эпохой.
Итак, на фото станции в обратном порядке
9-я станция. Место третьего падения Иисуса Христа.
8-я станция. Здесь Иисус обратился к женщинам Иерусалима со следующими словами: «.. не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Евангелие от Луки, 23:28):
7-я станция, где Иисус упал во второй раз (на фото семья, к которой мы присоединились для экскурсии по Иерусалиму)
6-я станция — здесь Вероника отерла лицо Иисуса платком.
5-я станция. Здесь Симон Кириенянин взял у Иисуса крест.
4-я станция — место, где Иисус встретил свою мать Иарию и здесь же находится 3-я станция — место, где Иисус упал в первый раз (пересечение улиц Долороза и Элб-Вад)
1-я станция. Здесь Понтий Пилат приговорил Иисуса к смертной казни (находится во дворе мусульманской школы).
Хочется отметить, что массовая коммерциализация района совершенно противоречит атмосфере одухотворенности, в которую так жаждешь здесь окунуться. Везде бесконечное множество сувенирных лавок и бутиков, еще более затрудняющих передвижение по и без того узким улочкам.
Далее наш путь лежал в Еврейский квартал, к Стене Плача — самому священному месту всего Иерусалима для евреев, которые верят, что это остатки Храма, в котором хранился ковчег Завета.
Совсем не хочется их огорчать, но по-моему Стена Плача — это часть подпорной стены длиной 485 м вокруг Храмовой горы в Иерусалиме, уцелевшей после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э.
Стена была возведена царём Иродом в качестве опорной стены, поддерживающей земляную насыпь, которая была насыпана для увеличения площади Храмовой горы во время перестройки и расширения здания Храма.
Площадь перед сохранившимся фрагментом Стены — одна из главных достопримечательностей города — разделена на две половины, мужскую и женскую, и сюда приходят молиться иудеи всего мира. К Стене пускают и туристов, только нужно одеться соответствующим образом. Одноразовая кипа (ермолка) выдается при входе на площадь бесплатно.
Между камнями Стены Плача принято оставлять просьбы к Богу, написанные на бумаге. Тысячи паломников и туристов вне зависимости от национальности и вероисповедания приезжают к Стене, для того, чтобы помолиться и оставить записку с просьбой к Всевышнему.
Эта традиция уходит своими корнями в глубокую древность. Просьбы людей носят многообразный характер: кто-то просит скорейшего выздоровления, кто-то обращается, чтобы получить помощь в решении той или иной проблемы, кто-то отчаялся найти вторую половинку. Но вне зависимости от просьбы, после вложения записки, человек ощущает необычайное умиротворение и душевное спокойствие.
На сегодняшний день традиция вкладывать записку в Стену Плача потеряла свой исключительно иудаистский характер и теперь в равной степени относится практически ко всем религиям. Вне зависимости от вероисповедания считается, что вложение записки с просьбой в Стену Плача является наиболее прямым и эффективным способом обращения к Богу. По мнению большинства представителей основных религиозных течений мира чудодейственная сила Западной стены в равной степени распространяется на всех людей без различий по национальному или религиозному принципу.
Существует множество подтвержденных историй и случаев, когда самые невероятные просьбы и желания, написанные на листе бумаги и вложенные в Западную Стену, выполнялись и претворялись в жизнь.
Куда же деваются записки потом? Ведь их так много, что иной раз некуда положить еще одну. Дважды в год их собирают и хоронят в гнизе (захоронение священных текстов) на Масличной горе, как принято поступать со всеми святыми текстами, в которых упоминается имя Бога.
Посетить Стену Плача можно круглосуточно.
На Храмовую гору нам попасть не удалось — был уже вечер субботы, в то время как эта достопримечательность открыта с субботы по четверг в следующие периоды времени: 7:30-11:00 и 13:30-15:00 летом (8:00-10:30 и 12:30-14:00 зимой).
Очень хотелось взглянуть на Храм Скалы, откуда вознесся Пророк Муххамад. Судя по фотографиям в интернете — это очень впечатляющее своей архитектурой сооружение. Оставим его на следующую поездку. В Еврейском квартале мы увидели еще много чего интересного. Например, вот этого полицейского кота, смотрящего на всех проходящих строгим и внимательным взглядом.
Интересно было прогуляться и по старинной улице Карго — удивительной римской улице, которая была проложена в VI веке как главная городская магистраль. Самые древние раскопки на этой улице датируются VIII веком до н.э.!
На улице Кардо, как правило, шла торговля, на ней располагались магазины и лавки.
В Старом городе улица Кардо появилась при римском императоре Публии Элии Адриане, приказавшем построить Элию Капитолину на месте разрушенного им Иерусалима в 135 г. н.э.
Изначально улица Кардо начиналась в северной части Иерусалима, у Дамасских ворот и шла через весь город в южном направлении. В центре площади стояла высокая колонна Адриана. Когда мусульмане в VII в. завоевали Иерусалим, ворота получили название «Баб эль-Амуд» («Ворота колонны»). Дамасские ворота и улица Кардо изображены во всех деталях на известной мозаичной Мадабской карте.
Дошедшая до наших дней улица Кардо сформировалась в византийский период, при императоре Юстиниане (527-565 годы н.э.), тогда улица была достроена до южных стен Старого города и соединила Храм Гроба Господня с церковью Нэя — самой большой базиликой когда-либо возведенной в Иерусалиме (была построена при Юстиниане, повреждена во время персидского вторжения в 614 г. н.э. и окончательно разрушена в IX в).
Ширина улицы Кардо составляла 22,5 м. Вдоль улицы были построены две колоннады с крытыми тротуарами для пешеходов. Проезжая часть была 12,5 м. Вдоль улицы под мостовой шли сточные каналы для отвода дождевой воды.
Сегодня можно увидеть обломки колонн, украшавших улицу Кардо. Высота колонн составляла 5 м, они были украшены капителями, представляющими собой византийскую вариацию коринфского стиля. В годы арабского владычества улица Кардо начала разрушаться. При крестоносцах вдоль улицы были сооружены лавки для торговцев и ремесленников и улица Кардо превратилась в крытую торговую галерею. Сегодня на улице Кардо можно увидеть многочисленные еврейские магазины, частично использующие помещения сооруженных при крестоносцах лавок.
Остаток вечера мы посвятили прогулке вдоль бастионов, окружающих Старый город, с высоты которых открывается изумительный вид на Иерусалим и Масличную гору.
Конечно, хотелось посетить и другие интересные места Иерусалима, например:
И многое-многое другое…
В общем планов очень много, но, к сожалению, все они не уместятся в одном дне, а больше на этот раз для Иерусалима мы отвести не могли. В отель мы вернулись уже около полуночи. Завтра нас ожидало путешествие на Мертвое море и посещение заповедника Эйн-Геди, знаменитого своими водопадами и богатой флорой и фауной.
4 ноября. День четвертый. Мертвое море, Эйн-Геди, Тель-Авив
Маршрут этого дня мы проработали очень слабо, поэтому во многие места мы попросту не попали, в связи с чем чуть ниже я предложу вашему вниманию более правильную его планировку, а сейчас я просто продолжу свое повествование.
Местные жители и вчерашний гид развеяли наши опасения в отношении небезопасности перемещения по территории Палестины, порекомендовав не тратить время на её объезд и направиться к Мертвому Морю по кратчайшему пути именно через палестинские земли.
Собственно, для того чтобы попасть на территорию Палестины, сам Иерусалим покидать практически не требуется — город поделен на две части так называемой «зеленой линией» еще в 1949 году, правда, с 1960 года израильтяне контролируют всю территорию Иерусалима, несмотря на то, что восточную часть заселяют практически одни арабы (около 210 тыс.чел.). На западной стороне живут преимущественно евреи (190 тыс.чел.).
Фактически Иерусалим принадлежит Израилю, с юридической точки зрения — вопрос запутанный, с человеческой точки зрения можно понять и евреев (за 2 тысячи лет им наверняка надоело скитаться по белому свету), и арабов (жили-жили себе люди, тут приперлись скитавшиеся евреи, которые говорят, что они тут жили еще пару тысячелетий назад).
В общем, снова приходят в голову слова товарища Сухова: «Восток — дело тонкое!».
Где именно мы пересекли израильско-палестинскую границу, я не помню, но точно помню, что проверка была только со стороны Израиля, на палестинской стороне не было НИКОГО. Проехав в восточном направлении по шоссе №1 около 35 км, мы свернули направо на трассу №90, пролегающую вдоль западного берега Мертвого Моря.
За всё время движения по палестинской территории у нас ни разу не возникло желание совершить привал на берегу Мертвого Моря. Собственно, мест для остановки особо и не было — вдоль берега тянулась колючая проволока и пляжных мест до самого пересечения палестино-израильской границы мы так и не увидели.
Проплывающие справа от нас скалы хоть и казались такими же безжизненными как и Мертвое Море, но всё-таки были невероятно красивыми. Особенно впечатлял контраст ярко синего неба и бело-бежевых скал.
Проехав вдоль берега Мертвого Моря около 35 км, мы снова оказались на границе, теперь палестино-израильской. И снова та же картина — проверка только со стороны Израиля, палестинцы снова не удосужились выставить своих защитников отечества.
Хотя проверка — это очень громко сказано. На обеих границах суммарная задержка составила не более 5 секунд. Может на сие бездейство повлияло произнесенное нами словосочетание «руссо туристо», которое, возможно, являлось на сегодняшний день тайным паролем для всех спецслужб Израиля, а может это простое разгильдяйство солдат, что в корне не вяжется с жестким (зачастую с пристрастием) досмотром в аэропортах Израиля.
Ну да ладно. Давайте лучше о хорошем.
Буквально в километре от блокпоста мы сделали небольшую остановку, чтобы оглядеть окрестности:
А примерно через 5 км мы увидели первый благоустроенный пляж на Мертвом Море. Свернув на него, мы совершили первую на сегодня ошибку, но об этом чуть позже.
Вход платный — 40 шекелей с носа (с выдачей полотенца цена возрастает до 60 шекелей).
Мертвое Море — это удивительное явление природы. Оно является самым низким местом на земле и расположенно на 400 метров ниже уровня океана. Само Море состоит из двух сверкающих синевой озер, питающихся водами реки Иордан и соединенных между собой узким проливом. На данный момент Мертвое Море постепенно мелеет. Это обстоятельство связано с созданием национальной оросительной системы Израиля и аналогичной системы водоснабжения Иордании, расположенной на противоположном берегу Мертвого Моря.
За уходящей кромкой воды едва успевает подтягиваться вся пляжная инфраструктура — раздевалки, душ, зонтики..., поэтому практически на всех пляжах можно увидеть старые и заброшенные строения и сооружения (те же раздевалки и зонтики), расположенные уже далеко от берега, возле которых когда-то кипела жизнь.
Прежде чем нырять в мертвую воду Мертвого Моря, прочитайте некоторые правила:
Прочитали? Тогда можно смело приступать к обмазыванию лечебными грязями…
…и водным процедурам.
Из-за высокого содержания соли под водой невозможно удержать даже часть тела, его выталкивает наружу как пробку. Попытка плыть выглядит очень забавно, перемещаться практически невозможно, а ноги сами собой всплывают перед вами. Не пробуйте воду на вкус — она очень горькая — и защищайте глаза.
Считается, что растворенные в воде минералы обладают целебным действием, но при продолжительном купании они могут вызвать раздражение, поэтому после выхода из воды нужно обязательно принять душ.
Кстати, термин «мертвое» не совсем верен, поскольку Мертвое Море благоприятно воздействует на здоровье человека:
** кожа: дополнительные 422 м, которые необходимо преодолеть солнечным лучам, снижают интенсивность вредного ультрафиолетового излучения, и у многих людей, страдающих от прыщей или псориаза, кожа подсыхает, но солнечных ожогов при этом не бывает.
** Суставы: богатая минералами грязь помогает при ревматизме и артритах — как и ощущение невесомости в соленой воде.
** Астма: в испаряющейся воде высока концентрация кислорода и брома, что помогает при аллергии и астме.
На всякий случай приведу ссылку с краткой информацией по пляжам Мертвого Моря.
Ну и еще немного интересного
А вы знаете, что Мертвое Море не является самым соленым в мире?!
Пальму первенства в этом отношении занимает озеро Эльтон, находящееся в Волгоградской области недалеко от границы с Казахстаном. Его минерализация составляет 200-500 гр/литр, что в 1,5 раза превышает концентрацию Мертвого Моря!
К Мертвому морю мы еще вернемся, а сейчас пора ехать в национальный заповедник Эйн-Геди (Ein-Gedi), расположенный всего в трех-пяти километрах от нашего пляжа.
Вход платный — на память не более 20-30 шекелей с человека.
Вот схемка заповедника:
По всему заповеднику устроены удобные дорожки-тропки, по которым можно попасть в самые труднодоступные места.
Основной достопримечательностью заповедника является 36-ти метровый водопад Давида, берущий свое начало высоко в горах. Двигаясь в сторону Мертвого моря, его воды образуют множество мелких порогов и водопадов, один из которых находится недалеко от центрального входа.
Это настоящее райское место.
Фауна заповедника чрезвычайно разнообразна; вы можете увидеть горного козла, дикую овцу и дамана (небольшие животные, похожие на кроликов или сурков).
В заповеднике также обитают газели, антилопы, лисы и шакалы, но увидеть их гораздо сложнее — как и 13 леопардов, за которыми ученые следят с помощью электронных ошейников.
Из местных обитателей особым образом хочу отметить длиннохвостого скворца. Совершенно чёрный, с оранжевыми кончиками крыльев, он живёт только в окрестностях Мёртвого моря. Существует старинная легенда, согласно которой эта птица раньше была цветной и невероятно красивой. Она любила прилетать к царю Соломону и слушать всё, о чём он рассказывал. Царю очень нравилась эта яркая птичка, поэтому он постоянно угощал её чем-нибудь вкусным. Однажды она разболтала один из его самых сокровенных секретов. Мгновенно разочаровавшись, он запустил в неё чернильницей. Юркая птица успела прижать к себе крылья, поэтому чернила окрасили всё тело птицы кроме самых краешкев крыльев.
Ближе к полудню количество людей в заповеднике увеличилось и у следующего водопада нам уже не удалось побыть наедине.
Кстати, взрослые туристические группы нам практически не попадались, зато в большом изобилии встречались группы школьников, которых сюда привозят скорее всего после уроков.
По мере подъема к самому главному водопаду становилось всё жарче и жарче, мы уже не надевали верхнюю одежду и использовали каждую небольшую лагуну для охлаждения своих разгоряченных тел.
После небольшого и живописного тоннеля мы оказались у предпоследнего водопада, в котором накупались аж до озноба.
Наконец, мы добрались и до водопада Давида.
Очень жаль, что фотографии не могут в полной мере передать всю красоту тех мест.
Что ж, идем дальше. Облачившись в верхнюю одежду и заполнив все свободные бутылки кристально-чистой водой из водопада Давида, мы решили взобраться на верхнее плато, чтобы взглянуть на окрестности с самого выгодного ракурса, но не тут-то было. С 13 часов доступ к тропинке, ведущей вверх, перекрывают. Время на подъем и спуск занимает более трех часов, а заповедник в ноябре работает только до 16-ти часов.
ОБИДНО!!!
В это время с горы как раз спускалась очередная группа школьников. Они правильно построили маршрут путешествия по заповеднику и скорее всего успеют сегодня посетить все его укромные уголки.
С большим чувством сожаления и легким чувством белой зависти мы смотрели на их счастливые лица.
Пришлось довольствоваться малым — созерцанием горных козлов и видами Мертвого Моря из ущелья заповедника.
В 16 часов мы покинули заповедник и направились на пляж Эйн-Геди, расположенный через дорогу от заповедника.
Посещение пляжа не добавило веселых мыслей, наоборот, мы убедились в том, что к планированию дневного маршрута нужно подходить более тщательно. Мало того, что пляж оказался бесплатным и на этом мы могли сэкономить сумму в 80 шекелей, вдобавок мы лишились удовольствия посетить одну из самых удивительных и в то же время достаточно «горьких» достопримечательностей Израиля — Масаду, т.к. часы работы канатной дороги, поднимающей туристов на эту одинокую гору с плоской вершиной так же ограничиваются 16-тью часами.
А жаль! Очень хотелось посмотреть место, где в 73 г. н.э. 960 отважных зелотов, включая женщин и детей, три года успешно держали осаду десятитысячной армии римлян. И когда зелоты поняли, что конец их близок, они решили не сражаться, чтобы потом умереть в рабстве, а принять смерть с честью. Мужчины бросили жребий. Каждый убил свою семью, затем себя, пока не остались 10 человек, на которых выпал жребий. Потом один убил девятерых и совершил самоубийство.
По свидетельству историка Иосифа Флавия, автора книги «Иудейская война», римляне, ворвавшиеся в дымящиеся развалины, восхитились мужеством зелотов.
С тех пор Масада считается символом национальной гордости.
На этом и закончился наш сегодняшний день. В Тель-Авив (последняя ночь была забронирована снова в Мomоs Hostel) мы возвращались по той же дороге, поэтому добавить к сегодняшнему дню, пожалуй, больше и нечего.
Да, чуть не забыл, я обещал вариант раскладки этого дня с учетом всех наших ошибок.
Думаю, наилучшим вариантом был бы следующий сценарий:
5 ноября. День пятый. Тель-Авив—Аэропорт. Итоги
В благодарность за ваше терпение долго мучить вас здесь не буду. Пятый день пребывания на Святой земле мы провели в Тель-Авиве. Машинку нам разрешили оставить на стоянке отеля хоть до вечера, большое им за это спасибо. Мы пешком прогулялись по городу и еще раз восхитились организацией автомобильного движения. Практически все дороги с односторонним движением, каждое направление регулируется своим светофором.
Затем приобрели сувениры и закупились восточными специями на центральном рынке города. Даже страшно писать здесь потраченную сумму.
Зато на пляже нам показали абсолютно бесплатный способ рыбной ловли. Дедушка ловил таким образом рыбок для своего двухлетнего внука, который их затем отпускал обратно в море.
Мы подсмотрели и тоже попробовали, результат на фото:
За рыбной ловлей и купанием не заметили, как пролетело время, смываем соленую воду, обедаем и едем в аэропорт:
Центр Азриэли — комплекс из трех небоскребов в центре Тель-Авива.
У нас еще не было четкого понимания куда и кому мы должны были сдать нашу машинку, но уже на подъезде к аэропорту начали попадаться вот такие информационные таблички оранжевого цвета (возврат арендных машин).
По ним мы и нашли большущую автостоянку, на которой осуществляется приемка машин всеми автопрокатными конторами. Свою (SIXT) мы отыскали сразу.
Внешне машину даже и не осматривали, может, у них стояла пометка о том, что при получении авто все повреждения фиксировались мною на фотоаппарат, а может просто приемщики попались такие.
Тем не менее нам всё равно пришлось заплатить штраф за возврат машины с неполным баком бензина, т.к. по дороге в аэропорт заправок мы так и не увидели, так что заправляйтесь до полного лучше заранее.
Доставка от стоянки до дверей терминала бесплатная.
Вот, пожалуй, и всё!
Подведем итоги
Итого: 84 000 руб.
Если билеты на самолет покупать заранее (рядом с нами летели ребята, которым в оба конца два билета обошлись в 18 000 рублей) и ограничить сумму на подарки и сувениры, то можно бюджет подобной поездки вместить в 55 000 рублей.
Напомню, что турагенства хотели выкачать с нас только за перелет и отели сумму от 80 000 рублей.
Так что не бойтесь планировать путешествия самостоятельно, генерируйте самые смелые и дерзкие идеи и претворяйте их в жизнь.
Очень надеемся, что данный отчет хотя бы немного поможет вам в этом.
Удачи вам и всего наилучшего!!!
Вместо послесловия
А вы знаете в чем разница между ПУТЕШЕСТВИЕМ и ТУРИЗМОМ?
Путешествие — это возвращение к своему естественному состоянию, состоянию движения и поиска самого себя. Столкновения с трудностями и собственными ограничениями. Путь, движение к цели, формирует в мозгу человека горизонт, ожидание прекрасного. И чем дольше путь, чем сложнее его превратности, тем устойчивее эти связи, тем прочнее они настраиваются. Тем реальнее и выше результат.
Путешествие — один из самых эффективных методов борьбы со стрессом, личностными проблемами и один из лучших способов изменить собственную жизнь. Этому способствует целый ряд психологических механизмов, которые включаются в путешествии и при подготовке к нему, из которых два являются ключевыми:
Но есть и ещё кое-что:
(Источник)
Думаю, что более четкого определения термина «ПУТЕШЕСТВИЕ» не найти.
Спасибо за внимание. Еще раз удачи!!