Балканы 3D

06.05.2016 | 25056 просмотров

Всем доброго времени суток.

Многие говорят, что фотографии не в силах передать красоты тех мест, где удалось побывать. С видео дело обстоит немного лучше, но картинка на экране будет все равно плоской. Чтобы передать глубину, придумали 3D видеокамеры. Но не все так просто, как кажется. Объемное видео получается на небольших расстояниях; чем больше объектов в кадре, тем лучше 3D эффект. Приобретенная мной видеокамера Sony HDR-TD10E записывает видео в формате AVCHD 2.0, который не поддерживается youtube и воспроизводится не каждым 3D телевизором. Если конвертировать в другой формат, то 3D эффект пропадает. Так что идея показать объемное видео всем желающим мной до конца не реализована. Если у кого-то есть плееры, поддерживающие AVCHD 2.0, или желание попробовать конвертировать в другой 3D формат, то в конце отчета будет ссылка на оригинальные файлы. В отчете присутствует ссылка на 3D видео Крушунского водопада, выложенного кем-то в youtube, буду очень признателен тому, кто разъяснит, как сделать то же самое с моим видео.

Желание посетить Болгарию появилось у меня после случайно найденного в интернете официального туристического портала этой страны bulgariatravel.org. На этом сайте указаны практически все достопримечательности Болгарии с их описанием, фотографиями, часами работы, стоимости экскурсий, указанием GPS координат. Многие считают, что кроме моря там ничего интересного нет. А ведь в Болгарии много пещер, водопадов, термальных источников, скалы, ущелья, древние города, крепости и т. д. Достопримечательностей хватит не на одну поездку.

Еще очень хотелось увидеть Черногорию, Адриатическое море. Конечно, лучше не торопясь, объехать одну страну от и до, но у нашей семьи только недавно появилась возможность дальних путешествий, увидеть хочется многое, а жизнь коротка. Пока есть такая возможность, нельзя ее упускать, никто не знает, что будет завтра — политическая и экономическая обстановки меняются каждый день. Мы решили, что большая часть путешествия будет посвящена Болгарии, остальные страны оставляем для беглого осмотра, так сказать, галопом по Европам. А дальше можно будет решать на месте, где стоит задержаться, а где нет. Ограничение по времени пребывания только в Болгарии, сроки указаны в визах, остальные страны безвизовые, можно жить хоть по месяцу в каждой из них, лишь бы были денежные средства да желание. С отпуском у нас ограничение только одно — ребенок должен вернуться к началу учебного года.

Маршрут: Самара — Грузия — Турция — Болгария — Сербия — Босния и Герцеговина — Черногория — Албания — Македония — Самара.

Автомобиль: Опель Астра Н караван 2007 г., двигатель 1,8 литра, 140 л.с., МКПП.

Подготовка к поездке. Пробег автомобиля перед поездкой составлял 130 тысяч километров, к этому моменту заменено: ГРМ, подшипники передних ступиц, все амортизаторы. Главным приобретением для дальних поездок явилась установка круиз-контроля на автомобиль. Как оказалось, если такая функция предусмотрена конструкцией автомобиля, но отсутствует в данной комплектации, то это легко исправить. Для моего автомобиля требуется перепрограммирование электронного блока управления и замена обычного рычага указателя поворота на вариант с кнопками управления круиз-контролем. Можно купить оригинальный рычаг за несколько тысяч, а можно самостоятельно доработать обычный. В интернете имеется множество сайтов с инструкциями, как это сделать. Мне доработка рычага обошлась в 30 рублей. Перепрограммировать электронный блок управления можно было бы в сервисе, но я купил адаптер OP-COM и сделал это самостоятельно. В итоге, круиз-контроль мне обошелся в 1530 рублей, кроме этого, я теперь имею возможность диагностировать автомобиль, с помощью адаптера можно читать и стирать коды ошибок.

Экипаж. Как и в прошлом году, наш экипаж состоял из трех человек: водитель Виталий, штурман Наталья и фотограф Алексей.

Визы. Так как мы ни разу еще не визовые страны, с шенгеном решили не заморачиваться, а сделать только Болгарские визы. Грузия, Турция, Сербия, Черногория, Албания и Македония — безвизовые страны, но Болгарию придется пересекать дважды, так что визы нам нужны двукратные. Забронировали жилье на 11 дней, хозяева гест хауса попросили перечислить аванс 35 $. В визовом центре говорили, что желательно оплатить то 30%, то 50% от стоимости всего проживания, в итоге сказали, что можно вообще ничего не оплачивать. На мой вопрос, не откажут ли нам в визах, ответили, что за 5 лет их работы таких случаев не было. Через неделю нам выдали визы со сроком пребывания в Болгарии 18 дней, и сроком действия 6 месяцев. После этого бронь можно было бы отменить, но мы решили ее просто сократить до трех дней, переведя предоплату 35$.

День первый. 29.07.2015 г.

Хоть мы и проснулись в 5 утра, выехать смогли только в 9:00. Задача этого дня — добраться до озера Эльтон в Волгоградской области. Эльтон — самое крупное соленое озеро в Европе с очень высокой концентрацией соли и чрезвычайно целебными свойствами воды и грязи. Но мы едем туда не для лечения, а для того, чтобы насладиться удивительной красотой. Дело в том, что глубина озера летом составляет всего 5-7 сантиметров при диаметре около 15 километров. Противоположного берега не видно, получается огромная зеркальная поверхность до горизонта, в которой отражаются небо и облака. Фантастические пейзажи. Увидев один раз фотографии озера, непременно хочется там побывать: http://www.kids-in-trips.ru/ozero-elton.html

Если бы не желание побывать на Эльтоне, то наш маршрут пролегал бы через Жигулевск, там дорожное полотно находится в гораздо лучшем состоянии, чем дорога через Пугачев.

За Энгельсом посещаем место, где приземлился Юрий Гагарин.

Координаты: 51.270916, 45.997358; 51°16'15.3"N 45°59'50.5"E

Новый асфальт проложен ровно до этого места, дальше начинается дорога не очень хорошего качества.

В Волгоградской области дороги не лучше, чем в Саратовской.

На закате добираемся до Эльтона. Координаты: 49.154730, 46.804624; 49°09'17.0"N 46°48'16.6"E

Здесь нас ждало разочарование. Дело в том, что вода в озере в зависимости от направления ветра смещается от одного берега к другому. До водной глади очень далеко. Принимаем решение объехать озеро с другой стороны, только уже на следующий день. Возвращаемся по асфальту до поселка Путь Ильича, ночуем в автомобиле. Почти все вещи у нас находятся в боксе на крыше, так что при разложенной спинке заднего сиденья мы втроем свободно размещаемся на надувном матраце.

День второй. 30.07.2015 г.

Направляемся к озеру, поставив в навигаторе ближайшую точку на берегу. Бесчисленные грунтовые дороги пересекаются в разных направлениях, но навигатор большинство их распознает. Километров через пятнадцать пересекаем небольшой ручей и выезжаем к берегу озера. К сожалению, с этой стороны до кромки воды также далеко. Странно, вечером вроде бы ветер дул в эту сторону, отсюда кажется, что ветер дует в сторону поселка Эльтон. Дальше продолжать движение вокруг озера не представляется возможным, так как наш путь преграждала речка. Решаем вернуться обратно в поселок Эльтон, выйдя на асфальтированную дорогу в поселке Венгеловка. Иногда удается разогнаться по грунтовке до 70 км/ч. В этих местах довольно много водится зайцев, некоторые из них не боятся выходить к трассе, сидят прямо на обочинах.

Вернувшись в поселок, обнаружили, что ничего со вчерашнего вечера не изменилось. Возможно, из-за засушливого лета уровень воды сильно уменьшился. Значит, приедем сюда еще.

Таким мы увидели озеро Эльтон. А вот наши друзья, проведя в тех краях 3 дня, наблюдали разные пейзажи: и когда ветер угнал воду к противоположному берегу, и когда дул в их сторону. Антон и Алла любезно согласились предоставить свои фотографии:

Дальше мы держим путь на Волгоград, затем по знакомому нам по предыдущим поездкам маршруту: Элиста, Минеральные Воды. Сразу за Элистой попадаем в облако саранчи. Нескончаемым потоком она летит туда, куда дует ветер, пересекая трассу. Знакомые рассказали, что видели то же самое, на том же самом месте, за неделю до нас. Дальше мы увидели тучи саранчи в Ставропольском крае.

Видео: Саранча в Калмыкии https://www.youtube.com/watch?v=zBoDdUnWAQI

Видео: Саранча в Ставропольском крае https://www.youtube.com/watch?v=-UmpM1SA9rI

К вечеру мы добрались до Минеральных Вод, где и заночевали.

День третий. 31.07.2015 г.

Выехали с первыми лучами солнца, чтобы пораньше попасть на границу. При въезде в Северную Осетию на посту ДПС нас никто не остановил, в отличие от предыдущих поездок. На Российско-Грузинской границе, в отличие от прошлых лет, сотрудники полиции перегородили встречную полосу, чтобы никто не лез без очереди. В итоге 2,5 часа ожидания, в прошлые годы стояли не меньше четырех. К вечеру добрались до Ахалцихе, сняли комнату на троих за 30 лари.

День четвертый. 1.08.2015 г.

На этот день у нас запланировано посещение Вардзии. Засмотревшись на крепость, попавшуюся нам на пути, не заметили указатель, проскочили поворот. Намотали лишних километров тридцать, зато увидели несколько водопадов. Вернулись к крепости, как раз около нее поворот на Вардзию. Доступ в эту крепость свободный. Хертвиси — одна из самых древних и лучше всего сохранившихся крепостей грузинского феодального периода. Вместе с монастырским комплексом Вардзиа, Хертвиси является кандидатом в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Координаты крепости: 41.479406, 43.285450; 41°28'45.9"N 43°17'07.6"E

Видео: Крепость Хертвиси https://www.youtube.com/watch?v=zZmThWGYRF0

После этого мы едем в пещерный монастырский комплекс Вардзия, который представляет собой настоящий подземный город с множеством тоннелей, лестниц и проулков. Внутри скалы нашлось место не только для монастыря, но и для нескольких библиотек, бань и множества жилых построек. Всего в Вардзии насчитывается около 600 различных помещений, которые протянулись вдоль горы на километр, уходят в глубину скалы на 50 метров и поднимаются на высоту в восемь этажей. В 13 веке из-за землетрясения две трети комплекса было разрушено, многие помещения обнажились.

Координаты комплекса: 41.381126, 43.283881; 41°22'52.0"N 43°17'02.0"E

Видео: Вардзия https://www.youtube.com/watch?v=fDDewOkdmaY

Панорама 1

Панорама 2

После Вардзии направляемся в Батуми, только не через Кутаиси, как прокладывает маршрут навигатор, а напрямик. Путь короче в два раза (160 км), но на протяжении 47 километров отсутствует асфальт. После 8 километров бездорожья делаем остановку около водопада.

Видео: водопад https://www.youtube.com/watch?v=OPaA0gJRrbQ

Перед самой вершиной перевала (высота 2035 метров) въезжаем в облако. На спуске нашему взору предстает функционирующая канатная дорога. Некоторое время кабинки двигались, затем они замерли.

Примерно на полпути грунтовой дороги останавливаемся, чтобы прикупить баночку горного меда. Нам пришелся по вкусу каштановый.

Участок с грунтовкой мы преодолели за два с половиной часа. Ближе к Батуми развернуто грандиозное строительство: возводятся опоры будущих мостов, прокладываются туннели. Строят трассу рабочие из Турции, со слов заправщика в Батуми, за три года ее должны закончить. Как и в прошлом году, мы остановились на ночлег на окраине Батуми, в пяти километрах от границы с Турцией. За номер просили 40 лари, но так же, как и в Ахалцихе, снизили до 30.

День пятый. 2.08.2015 г.

В Батуми мы хотели задержаться на денек, покупаться, позагорать, но, придя на пляж, увидели, что на море сильный шторм. Поэтому мы не стали ждать у моря погоды и выдвинулись в сторону Турции. На прохождение границы потратили не больше получаса. За все время, пока ехали вдоль моря, шторм так и не утих.

Немного не доехав до Стамбула, мы встали на ночлег.

День шестой. 03.08.2015 г.

В Стамбуле перед мостом через Босфор простояли в пробке 40 минут. В центре города электронные табло информируют о наличии свободных мест на парковках, мы заехали на одну из них.

В прошлом году, посещая Стамбул, мы не попали на Гранд базар по причине выходного дня. В этот раз мы решили восполнить этот пробел. Гранд базар — это город в городе, на территории которого разместилось несколько тысяч магазинов.

Еще одно место, которое мы не успели посетить в прошлом году — мечеть Сулеймание. Это самая большая мечеть в Стамбуле, построенная по приказу Султана Сулеймана.

Во дворе мечети находится кладбище с двумя мавзолеями. В одном из них покоится сам Сулейман, во втором — его любимая жена Роксолана, она же Хюррем Султан.

Здесь покоится Хюррем Султан.

Для поклонников сериала «Великолепный век», координаты мавзолеев Султана Сулеймана и Хюррем Султан: 41.015661, 28.965353; 41°00'56.4"N 28°57'55.3"E

Выезжая из Стамбула, часа три простояли в пробках, за пределами города оказались, когда уже стемнело.

Заночевали мы, немного не доехав до границы Болгарии.

День седьмой. 04.08.2015 г.

Болгария

С утра на турецко-болгарской границе автомобилей было очень мало, поэтому ее прохождение не заняло много времени. Так как гостиница в городе Бяла забронирована только с 5 августа, свободный день решили потратить на знакомство с побережьем. От границы поехали по ближайшей дороге к морю, в город Царево. После турецких автобанов никак не ожидал увидеть такие дороги в Европе: разбитый асфальт, заросли по обеим сторонам, так продолжалось на протяжении пары десятков километров.

На первой же АЗС, в Малко-Тырново приобрели виньетку сроком на неделю. В деревнях достаточно часто можно встретить цыган, разъезжающих на гужевых повозках.

Впервые в жизни мы увидели аистов, которых в Болгарии предостаточно.

В Царево поинтересовались стоимостью жилья, за комнату на троих просили около двух тысяч рублей. Рядом с этим населенным пунктом находится достаточно много кемпингов, в одном из которых мы решили остановиться, цена вопроса 550 рублей. Этот кемпинг расположен на берегу моря. В путеводителе говорится, что это место облюбовала творческая интеллигенция Болгарии. Нашими соседями оказались музыкант и актер, работающие соответственно во Франции и Италии. Сюда они приехали отдыхать на месяц.

Координаты: 42.187876, 27.835809; 42°11'16.4"N 27°50'08.9"E

День восьмой. 05.08.2015 г.

Утро началось со звонка из гостиницы, которую мы забронировали на 3 дня в городе Бяла. Расстояние от кемпинга до отеля около 140 км вдоль берега моря. По пути осмотрели античную купольную гробницу в Поморие: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/246/Kupolna_grobnica_Pomorie

Кроме нас, никого из туристов там не было.

Координаты: 42.567378, 27.596824; 42°34'02.6"N 27°35'48.6"E

Виртуальная прогулка: Фракийская купольная гробница.

Трехместный номер в гостевом доме обошелся нам в 1300 рублей за сутки.

Координаты: 42.877643, 27.887901

Бяла — небольшой, тихий городишко, который больше подходит для спокойного семейного отдыха. Любителям тусовок это место, скорее всего, не понравится. Еще немного напрягает крутой спуск к морю. Вернее, будет сказать, что спускаться к морю вовсе не трудно, а вот с пляжа в крутую горку подниматься не очень приятно.

День девятый. 06.08.2015 г.

Этот день мы решили посвятить знакомству с г. Несебыр, который в 1983 году был занесен в Список ВН ЮНЕСКО: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/198/Muzej_Starinen_Nesebyr

Старинная часть города расположена на полуострове. Туристов встречает ветряная мельница, больше похожая на огромный скворечник. Оставляем автомобиль на платной парковке. В Несебыре несколько церквей раннего Средневековья и самая богатая коллекция болгарских деревянных домиков 19 века на всем побережье. А еще в этом городе самый лучший выбор сувениров в Болгарии. Античное название города — Месембрия. В греческие и римские времена это был главный порт на западе Черного моря.

Координаты: 42.659061, 27.734068; 42°39'32.6"N 27°44'02.6"E

Видео: Несебр https://www.youtube.com/watch?v=iq1mMbvFKbA

Виртуальная прогулка по Несебыру.

В центре города находится яйцо Фаберже. За небольшую плату всем желающим предлагается заглянуть внутрь яйца через окошко, чтобы увидеть какие-то сокровища.

Рядом с яйцом находится музей кино, куда зазывает штурмовик из Звездных войн. Желающие могут с ним сфотографироваться, а вот видео с ним нас попросили удалить.

г. Несебыр в миниатюре.

На выезде из Несебыра заезжаем в гипермаркет. Цены в магазинах на большинство товаров выше, чем в России. Болгарский перец в Болгарию, как и многие другие товары, завозят из Турции. Есть товары российского производства. В Болгарии огромный выбор вина, правда, знающие люди говорят, что вино стоимостью до 150 рублей не пьют даже цыгане. На парковке перед магазином, да и вообще, на болгарском побережье, много машин с украинскими номерами. Ничего удивительного в этом нет, ведь отсюда до Киева всего около тысячи километров. Автомобилей с российскими номерами меньше, в основном приезжают из Москвы.

При возвращении из Несебыра в город Бяла, в районе Солнечного берега трассу перекрыла полиция из-за пожаров на полях. Пришлось делать приличный крюк, дорога местами была однополосная, приходилось съезжать одним колесом на обочину, чтобы разъехаться со встречным транспортом.

День десятый. 07.08.2015 г.

Весь этот день мы посвятили пляжному отдыху. К сожалению, волнение на море усилилось по сравнению с предыдущими днями, спасатели детям запрещали заходить в воду.

День одиннадцатый. 08.08.2015 г.

В этот день у нас было ощущение, что настоящее путешествие только начинается, самое интересное впереди, а до этого была легкая прогулка. Начинаем день с посещения Варны. Находим небольшой переулок, где можно бесплатно припарковаться.

В археологическом музее города хранится самое старое золото в мире, которое отыскали в 1972 году, датируется оно 4200-4600 годами до н.э. http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/335/Sykrovishtata_na_Bylgariya

В музей мы не пошли, зато посетили римские бани, самые большие на Балканах: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/92/Rimski_termi_Varna

Вход был закрыт, поэтому мы просто обошли бани по кругу.

Координаты: 43.200222, 27.918473; 43°12'00.8"N 27°55'06.5"E

Виртуальная прогулка.

Далее едем в природный заповедник «Битые камни», что находится в 20 километрах от Варны: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/337/Dikilitash_Pobiti_kamyni

Это сборище причудливых скал, похожих на древнегреческие руины. Внутри каменные колонны полые, как будто это окаменевшие деревья без сердцевины.

Координаты: 43.228548, 27.705904; 43°13'42.8"N 27°42'21.2"E

Видео: каменный лес https://www.youtube.com/watch?v=byKtXTtPC9Q

Виртуальная прогулка.

Дальше направляемся в природный парк «Маарата». От Варны километров сто движемся по автобану, затем по обычной двух полосной дороге. Вдоль дороги мест стоят загорелые девушки легкого поведения. Как часто это бывает, навигатор ведет нас кратчайшим путем, какими-то тайными тропами через мелкие деревушки. В Болгарии вдоль дорог очень много растет плодовых деревьев: груши, яблоки, слива. Наконец-то съезжаем с трассы, оставляем машину на бесплатной парковке. Дорогу к Деветашской пещере перегораживает шлагбаум, около которого покупаем билеты. Дальше нужно пройти по мосту через речку. Деветашка — огромная пещера, с окнами в ее сводах. В древние времена люди использовали её как жилище. В 1950-х годах она использовалась как склад для хранения нефти. Сегодня здесь живет большая популяция летучих мышей, включая некоторые вымирающие виды. В 2011 году пещера стала знаменитой благодаря фильму «Неудержимые-2».

Пещера Деветашка: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/355/Devetashka_peshtera

Координаты: 43.236265, 24.895244; 43°14'10.6"N 24°53'42.9"E

Видео: пещера Деветашка https://www.youtube.com/watch?v=bpbQ9pBBUMU

Панорама.

Недалеко от Деветашской пещеры находится Крушунский водопад: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/384/Devetasko_plato_zashtitena_zona

Как приятно в летнюю жару прогуляться по лесу, утолить жажду чистейшей водой из горной речки. Водопад имеет 12 каскадов, опасные места огорожены, крутые подъемы оборудованы лестницами.

Координаты: 43.243416, 25.033257; 43°14'36.3"N 25°01'59.7"E

Видео: Крушунский водопад https://www.youtube.com/watch?v=ZXdUFjKOhOU

3D видео: https://www.youtube.com/watch?v=XCQzlsHXDrU

Больше часа у нас занял подъем к истоку водопада, родник бьет в пещере под скалой.

Панорама.

Возвращаемся к машине, торопимся до заката успеть посмотреть пещеру Сталбица, что находится за селом Карпачево. Несколько километров после населенного пункта приходится ехать по грунтовке. Доезжаем до небольшой площадки, где стоит табличка с описанием достопримечательности. Буквально в нескольких шагах в кустах находится спуск в пещеру. На улице еще светло, а в пещере без фонаря уже ничего не видно. Фотографии получаются невзрачные, сюда лучше приезжать в полдень, когда в пещере светло.

Координаты: 43.217747, 24.973174; 43°13'03.9"N 24°58'23.4"E

Еще в Карпачево есть Футьова пещера, а окрестностях можно посетить пещеру Гарваница в с. Горско-Сливово, пещеру Бонинска в с. Крушуна, пещеру Погриз в с. Брестово. День подходит к концу, у нас он получился очень насыщенным, и, как нам кажется, мы увидели самое интересное, имеющееся на Деветакском плато. Выдвигаемся к следующей нашей цели — национальному парку Джендема: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/192/Djendema_rezervat

Проезжаем через город Ловеч, там мы закупаем продукты. Доезжаем до первой, попавшейся на нашем пути деревни и встаем на ночлег.

День двенадцатый. 09.08.2015 г.

С утра направляемся в населенный пункт Априлци, в котором начинается пеший маршрут до водопада «Видимо Прыскало»: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/287/Vodopadi_na_Bulgaria

Это второй по величине водопад Болгарии, вода падает с высоты 80 метров.

Дорога к национальному парку пролегает через небольшие деревушки. По всей Болгарии вдоль дорог растет очень много фруктовых деревьев. А по пути к Априлци мы проезжали мимо садов, на вид кажущимися заброшенными. По крайней мере, все стволы сливовых деревьев были заражены грибком, отчего под тяжестью плодов многие ветки сломались и лежали на земле. Все груши, которые мы встречали в Болгарии, были зимних сортов, несколько сорванных плодов прокатившись с нами несколько недель, приехали в Россию, так и не дозрев. А вот болгарских яблок мы наелись вдоволь.

Прибыв на площадку, откуда начинается пеший маршрут к водопаду, с сожалением узнали, что маршрут закрыт из-за ремонта моста через речку.

Координаты водопада 42.738262, 24.951975; 42°44'17.7"N 24°57'07.1"E

Недалеко от «Видимо-прыскало», есть еще несколько водопадов, вот только они находятся с другой стороны горы. Объехать решили через известный всем перевал «Шипка».

Кто-то при слове «Шипка», возможно, вспомнит сигареты, на пачке которых была изображена средневековая болгарская крепость. Для меня, как и для многих людей, проживающих в Самаре, некоторые болгарские слова имеют другие значения. Дело в том, что Самара и Стара-Загора города-побратимы. В Самаре есть улица «Стара-Загора», на которой расположены магазины с болгарскими названиями «Младост», «Загорка», «Мартеница», «Сладкиши», и кинотеатр «Шипка». А началась наша дружба с болгарами в далеком прошлом, в 1876-78 годах, когда в национально-освободительном движении болгар участвовали и самарские полки. В то время появилось Самарское знамя как символ духовного единства русского и болгарского народов. Оно стало знаменем-героем, награжденным болгарским орденом храбрости I степени. Самарское знамя сейчас хранится в софийском музее, а одна из его пяти копий — в Самарском военно-историческом музее.

Координаты: 42.748260, 25.321531; 42°44'53.7"N 25°19'17.5"E

Видео: перевал Шипка https://www.youtube.com/watch?v=ndqXyfzlZkw

Описание: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/36/vryh_Shipka

Панорама.

Спустившись с шипкинского перевала, заезжаем в одноименный храм.

Храм Рождества Христова на Шипке является одной из самых известных достопримечательностей Болгарии. Он знаменует собой победу в русско-турецкой войне и скорбь о погибших в судьбоносных боях. На месте, на котором он стоит, в августе - декабре 1877 г. проходила оборона Шипкинского перевала, ставшего символом стойкости и героизма русских войск и болгарского ополчения. Именно отсюда было обеспечено успешное наступление на Константинополь.

Внутри храма и на стенах открытых галерей установлены мемориальные плиты с названиями войсковых частей, участвовавших в боях за Шипку, а также именами офицеров, павших при обороне перевала. Останки героев покоятся в 17 саркофагах в крипте храма. Колокола отлиты в России, на их производство российское военное ведомство выделило около 30 тонн стреляных гильз. Самый большой колокол весит 11 тонн и является личным подарком императора Николая II.

Координаты: 42.715708, 25.329948; 42°42'56.5"N 25°19'47.8"E

Панорама: Шипка

После посещения храма, мы направляемся к водопадам.

Райско-прыскало является самым крупным водопадом на Балканах (124 м), но мы решили ехать к водопаду, образующему красивый веер, Бабско-прыскало. Пеший маршрут начинается от турбазы «Русалка». После поселка Тыжа началась грунтовая дорога. Проехав с километр, спросили у местного жителя в правильном ли направлении мы движемся. Нам ответили, что на таком автомобиле проехать к турбазе не получится. Оставлять машину в поселке и идти пешком до турбазы километров восемь, а затем еще примерно столько же до водопада нам не захотелось. Оставим поход к водопадам до следующего раза.

Координаты водопада Бабско-прыскало 42.703717, 25.049385; 42°42'13.4"N 25°02'57.8"E

Далее наш путь лежит в город Пловдив, второй по величине в Болгарии, один из старейших городов Европы, современник Трои и Микен. При подъезде к городу вдоль трассы расположено большое количество площадок по продаже автомобилей и б/у авто запчастей. «Авторазборка» по-болгарски: «Автоморга».

В центре города, в основном, стоянка либо запрещена, либо платная. Болгары на запрещающие знаки не обращают особого внимания, но я рисковать не стал и нашел место, где стоянка разрешена.

Первым делом мы идем к античному театру, построенному императором Траяном во 2 веке н.э. Это единственный объект того времени в Пловдиве, который хорошо сохранился, театр до сих пор используется для концертов. Около театра повстречалась нам группа туристов из США.

Видео: античный театр https://www.youtube.com/watch?v=gz5QDjqUa9A

Описание: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/7/Antichen_teatyr_Plovdiv

Координаты: 42.146887, 24.751190; 42°08'48.8"N 24°45'04.3"E

После осмотра театра мы прогулялись по старым улочкам города.

По пути к римскому стадиону, мы услышали русский марш «Прощание славянки». Группа людей с болгарскими и российскими флагами устроили небольшой митинг противников НАТО.

Римский стадион построен в конце 2 века и был крупнейшим на Балканах: 180 метров в длину, вместимость 30 тысяч человек. В мире сохранилось только 12 стадионов, построенных по Дельфийской модели. Откопали его не полностью, а только северную часть, доступ свободный. Памятная табличка, установленная рядом со стадионом, напоминает о том, что олимпийский огонь побывал здесь 1980 году на пути из Греции в Москву.

Панорама стадиона.

Координаты стадиона: 42.147658, 24.748092; 42°08'51.5"N 24°44'53.7"E

«Стоит над горою Алеша,
в Болгарии русский солдат»

«Алеша», песню про которого знают практически все, кто родился при социализме, стоит именно в Пловдиве, точнее на холме освобождения. Монумент, высотой 17 метров, был открыт в 1957 году, и виден из любой точки города. Прообразом для «Алеши» послужил Алексей Иванович Скурлатов из Алтайского края. В 1982 году его нашли, он посетил Пловдив и стал его почетным гражданином. К монументу, как обычно, навигатор нас привел потайными тропами, какими-то узкими улочками, где две машины не разъедутся. Кое-как «Навител» нас вывел на дорогу, которая вела в гору. С вершины холма открывается вид на весь город.

Координаты: 42.143574, 24.737589; 42°08'37.1"N 24°44'15.3"E

Видео: памятник «Алеша» https://www.youtube.com/watch?v=mCBHG7vJgE8

Через дорогу находится здание президентской администрации. Мы успели сделать фотографии буквально за минуту до появления почетного караула президента. Во дворе здания администрации находится Ротонда Святого Георгия. Раннехристианская церковь была построена в 4 веке на территории крепости Сердика и является самой старой в городе.

Панорама Ротонды.

Координаты ротонды: 42.696907, 23.322916; 42°41'48.8"N 23°19'22.6"E

В городском саду, самом старом парке в болгарской столице, на лавочках спят бомжи. Парк официально был открыт в 1878 году и изначально назывался Александровским.

После парка мы идем мимо храма Святого Николая к храму Александра Невского. Буквально через дорогу находится храм Святой Софии.

Храм Святого Николая: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/362/Ruskata_cyrkva_Sofia

Храм Александра Невского: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/239/Hram_pametnik_Alexandyr_Nevski

Храм Святой Софии: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/245/Hram_Sveta_Sofia

Храм Святого Николая.

Храм Александра Невского.

Храм Святой Софии.

После знакомства со столицей мы отправляемся в пещеру Проходна, которая находится в 110 километрах от Софии. Эта пещера имеет самый высокий в Болгарии свод — 45 метров. Но самое интересное, что в этом своде имеется пара огромных миндалевидных отверстий, очень похожих на глаза. Второе название пещеры «Очите бога», то есть глаза бога. Это очень красиво смотрится, и одновременно создается ощущение, что за тобой сверху наблюдают. Во время дождя кажется, что эти глаза плачут. Здесь проводились съемки одной из сцен фильма «Турецкий гамбит».

Вход в пещеру свободный.

Пещера Проходна: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/199/Peshterata_Prohodna

Координаты: 43.175914, 24.073149; 43°10'33.6"N 24°04'26.0"E

Видео: пещера «Проходна» https://www.youtube.com/watch?v=pCCIiwVlIiM

После пещеры отправляемся в город Белоградчик, находящийся на северо-западе Болгарии, недалеко от границы с Сербией. Туристы посещают это место из-за скал причудливых форм и размеров, высотой до 100 метров. Белоградчикские скалы формировались природой на протяжении более чем 200 млн. лет. Их красно-бурый оттенок связан с содержанием окиси железа в них. Еще в древние времена люди сообразили использовать скалы, как естественные укрепления, просто построив между ними стены.

Скалы: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/1/Belogradchishki_skali

Крепость: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/51/Belogradchishkakrepost

Виртуальные прогулки: раз и два.

Координаты: 43.611595, 22.677057; 43°36'40.4"N 22°40'38.1"E

Видео: Белоградчиские скалы https://www.youtube.com/watch?v=K2VNOp2bGig https://www.youtube.com/watch?v=fA3pMyFUeU8

Недалеко от Белоградчика находится одна из самых посещаемых пещер в Болгарии, Магура. У пещеры две фишки: крупнейший в Болгарии сталагмит, 11 метров в длину и 6 в ширину, похожий на сосну; и доисторические рисунки, датирующиеся 2700 годом до н.э. Но пещеру мы посетить не успели, поэтому продолжили свой путь в сторону Сербии. Остановившись в очередной раз, чтобы нарвать яблок, мы услышали: «Привет, братушки» от водителя микроавтобуса, притормозившего около нашего автомобиля. На болгарской границе никого не было: ни машин, ни сотрудников. Мне пришлось зайти внутрь, чтобы найти кого-нибудь. Увидев меня, сотрудники начали возмущаться моей наглости, ведь я зашел в служебное помещение. Прохождение границы не заняло много времени, проверяют действие виньетки, у нас в запасе был еще день, еще интересуются наличием алкоголя и табака. На мой ответ, что курю и не любитель выпивки, сотрудница таможни очень удивилась, как же так, из России и непьющий.

Добравшись до населенного пункта Заечар, сняли с карты сербскую наличность и отправились по магазинам изучать ассортимент и цены. Первое, что бросается в глаза, наличие большого количества пекарен с недорогой и очень вкусной выпечкой. Еще в Сербии недорогая мясная продукция, килограмм ветчины можно купить за 250-300 рублей за килограмм.

В Заечаре мы заночевали.

День четырнадцатый. 11.08.2015 г.

Сербия

Югославии сейчас нет, но она была. Была балканской мини-империей славянских народов. Это был мини Советский Союз. Чтобы было понятнее разобраться, кто есть кто на Балканах, приведу выдержку из путеводителя Константина Генша:

Сербия — основа и ядро Югославии с мини-имперскими амбициями. Вокруг одни враги, никто не понимает, а воины крепкие. И без батюшки никуда. Это — балканская Россия.

Хорватия — вечный католический оппонент православной Сербии. По духу такие же крестьяне, но западноориентированные. Это балканская Украина.

Черногория — самый верный до последнего момента союзник Сербии, связанный с ней верой, историей, только денежки врозь. Балканская Беларусь.

Босния и Герцеговина — крутейшая мешанина из религий и взращенных на ее почве ненавистей. Балканский Кавказ.

Словения — самая западная часть Югославии, отделившаяся сразу и безболезненно. Все чинно и спокойно. Балканская Прибалтика.

Македония — самая отсталая окраина Югославии. Никогда особо ни на что не претендовавшая и отделившаяся легко. Балканская Средняя Азия.

Не хочется погружаться в политику, но слова, произнесенные Слободаном Милошевичем в его последнем обращении к славянам много лет назад, сегодня как никогда актуальны:

«Русские! Я сейчас обращаюсь ко всем русским, жителей Украины и Белоруссии на Балканах тоже считают русскими. Посмотрите на нас и запомните — с вами сделают то же самое, когда вы разобщитесь и дадите слабину. Запад — цепная бешеная собака вцепится вам в горло. Братья, помните о судьбе Югославии! Не дайте поступить с вами так же!»
«Зачем вам Европа, русские? Трудно найти более самодостаточный народ, чем вы. Это Европа нуждается в вас, но не вы в ней. Вас так много — целых три страны, а единства нет! У вас есть все свое: много земли, энергия, топливо, вода, наука, промышленность, культура. Когда у нас была Югославия и мы были едины, мы ощущали себя великой силой, способной свернуть горы. Теперь, из-за нашей же глупости, национализма, нежелания слышать друг друга Югославии больше нет и мы — прыщи на политической карте Европы, новые рынки для их дорогого барахла и американской демократии».

С утра мы едем в окрестности Заечара, где находится Гамзиград — римские развалины Ромулиана, внесенные в список ВЕ ЮНЕСКО. Ценность этого места в том, что здесь родился и умер император Галерий. Тут была его летняя резиденция, построенная после победы над персами в ознаменовании своей славы. Но главная ценность в мозаиках, изображающих Адониса на охоте.

Когда прибыли на место, оказалось, что мы приехали слишком рано. Вокруг никого, но ворота открыты. Я прошел внутрь, из домика охраны ко мне вышел человек и попросил подождать снаружи. Терять пару часов нам не хотелось, поэтому мы продолжили свой путь.

Координаты: 43.899200, 22.185983; 43°53'57.1"N 22°11'09.5"E

Следующая точка на нашем маршруте — Сокобаня, крупный спа-курорт, славящийся сильнейшей концентрацией кислорода в Европе. Это было замечено еще князем Милошем Обреновичем, который подобные места очень любил. Воды +36...+46 градусов отличаются сильной радиоактивностью, полезной при астме и бронхите.

Автомобилей по пути к курорту встречается очень мало, но как только въехали в населенный пункт, картина резко поменялась: много людей, машин. Заповедник «Лептерия» является самым посещаемым местом в Сокобане, находится в 2 км от центра города. В парке есть столы со скамейками и детские площадки. Оставляем машину около церкви Святой Марии, посвященной Рождению Пресвятой Богородицы. Церковь была построена в 2001 году на месте средневековой церкви 14-го века, которая была разрушена в битве за Сокоград в 1413 году. К развалинам этой крепости мы и направляемся. Сокоград, — средневековый город, расположен на скале над каньоном реки Моравице. Построен в конце 13 начале 14 века на фундаменте римской крепости периода 4 и 6 веков. Если пересечь деревянный мост через реку Моравице, можно дойти до Богородицы в скале. Это природное образование в скале, имеющее форму матери с ребенком. Считается, что в Страстную пятницу течет белая вода из камня, которая, как полагают, обладает целебными свойствами.

Виртуальная прогулка по Лептерии.

Фото из интернета: крепость и Богородица с младенцем в скале.

Храм.

Координаты храма: 43.636765, 21.886695; 43°38'12.3"N 21°53'12.1"E

После осмотра крепости мы направляемся к водопаду Рипалька, находящимся в нескольких километрах от Сокобани. Вот только вместо водопада мы увидели пересохшее русло.

Координаты водопада: 43.625240, 21.853590; 43°37'30.5"N 21°51'11.3"E

Панорама водопада.

Ну, а дальше мы направляемся в город Ниш, родину великого императора Константина. Ниш является одним из старейших городов на Балканах и третьим по величине в Сербии. По пути останавливаемся в одном из мест для отдыха в еловом лесу.

Крепость в Нише — лучшее произведение турецкой фортификации на Балканах. Возвели ее в связи с угрозой австрийского вторжения. Место туркам искать не пришлось, здесь же стояли римская и византийская предшественницы.

Внутри крепости можно увидеть арсенал, пороховой склад, бани, остатки римской мозаики. В мечети Бали-Бег (1521г.) разместили картинную галерею. На фотографиях, размещенных там, совместили старые снимки с современными. И вообще, там просто приятно погулять по тенистым аллеям в летний зной.

Координаты крепости: 43.323357, 21.895213; 43°19'24.0"N 21°53'43.0"E

Следующее место в Нише, которое мы посетили — башня черепов, или челе-кула. Это уникальное строение высотой 3 метра. Построили его турки после подавления восстания 1809 года, вмонтировав в цемент черепа жертв в назидание сербам. Всего было использовано 952 черепа во главе с вождем воеводы Шинделича, который поместили на самый верх. Многие черепа отковыряли родственники повстанцев и захоронили, сейчас черепов осталось только 58. После освобождения Ниша от турков в 1892 году башню обнесли часовней.

Видео: башня черепов https://www.youtube.com/watch?v=2FPwgLZ1_Z4

Координаты: 43.312088, 21.923744; 43°18'43.6"N 21°55'27.1"E

Конечная точка маршрута на этот день — Смедерево. Добрались мы до этого города, когда уже стемнело.

День пятнадцатый. 12.08.2015 г.

Утром, перед тем как посетить крепость в Смедерево, заезжаем в супермаркет. На площадке перед магазином сфотографировал автомобиль Yugo сербского автозавода «Застава». Под этой маркой завод в 70-х и 80-х годах поставлял автомобили в Северную, Южную Америки и Западную Европу. Для Восточной Европы автомобиль носил имя завода «Zastava». Как и Тольяттинский автозавод, в Сербии выпускали лицензионные копии Fiat. Эти автомобили довольно-таки часто мы видели, как в Сербии, так и в Македонии. Вообще, в этих странах очень мало новых автомобилей, за исключением столиц.

Смедерево — провинциальный городок на Дунае, гордо называвшийся в 1430-1459 годах столицей Сербии. Крепость в 1941 году сильно пострадала при взрыве немецкого арсенала. Ведутся восстановительные работы.

Панорама крепости.

Координаты: 44.669727, 20.928192; 44°40'11.1"N 20°55'43.5"E

Из Смедерево едем в Белград. В столице долго ищем, где припарковаться. Стоянка либо запрещена, либо все места заняты. Покатавшись по городу, находим двухуровневую парковку. Все места на первом этаже заняты, приходится оставлять машину на открытой площадке верхнего уровня под палящими лучами солнца. Идем в направлении к крепости Калемегдан по главной пешеходной улице Князя Михаила.

Крепость стоит на стрелке рек Дуная и Савы и по сути, превращена в парк. Главный вход в крепость — Стамбульские ворота, пешеходная улица как раз к ним и выводит. На территории крепости находится военный музей, где можно увидеть образцы оружия различных периодов истории: начиная с римского, греческого и старинного сербского оружия и заканчивая впечатляющими экземплярами советского, немецкого и американского производства, включая подбитый сербами в 1999 году американский «стелс», который является гордостью музея.

Координаты крепости: 44.820199, 20.452951; 44°49'12.8"N 20°27'10.7"Е

Видео: крепость в Белграде https://www.youtube.com/watch?v=v-JDShCkoCg https://www.youtube.com/watch?v=gPaUa92yjDI

Выходим из крепости через Зинданские ворота.

Буквально в квартале от парковки, где мы оставили свой автомобиль, находился храм Святого Саввы. Это крупнейший православный храм в мире, вместимость 10 тысяч человек. Архитектура храма византийская, материал — белый гранит, с огромным круглым зеленым куполом, высотой 70 метров и весом 4000 тонн, наверху 12-метровый крест, 49 колоколов. Строили собор с 1985 по 2004 год, но внутри до сих пор не закончили. Вокруг собора — парк.

Координаты: 44.798089, 20.469338; 44°47'53.1"N 20°28'09.6"E

Видео: храм Святого Саввы https://www.youtube.com/watch?v=Vac9ehysXWk

После Белграда мы направляемся к границе с Боснией, в культовое место для всех фанатов творчества Эмира Кустурицы. И снова навигатор нас завел в какие-то дебри, один раз мы даже заехали в тупик. По пути нам попался указатель на кемпинг, свернув в поселок, доехали до каких-то частных домов. К этому моменту уже стемнело. За то, чтобы оставить машину на улице и поставить палатку в саду частного дома просили 5 евро с человека. В гостиницах просили 10 евро с человека, и никто не желал уступать. И это при том, что кроме нас желающих переночевать не наблюдалось. Вот вам и братушки. Здесь и цены в евро и отношение соответствующее. В Грузии, Болгарии, Черногории на берегу моря жилье снять получается дешевле, чем в каком-то Сербском захолустье. В итоге добрались мы до Мокра Гора и легли спать в машине.

День шестнадцатый. 13.08.2015 г.

Наша Дрина — Мекка и Медина
(из фильма Эмира Кустурицы)

Дрвенград, Мечавник, Кустендорф, деревня Кустурицы, это всё названия одного и того же места, и это многообразие вводит многих в заблуждение. Кому-то знакомо одно название, кому-то другое, поэтому при встрече с местными нужно произносить их все — тогда точно поймут, о чём речь. Дрвенград — понятно, деревянный город. Мечавником называется сам холм. Кустендорф — на немецкий лад, деревня Кустурицы.

Эмир Кустурица решил поселиться в этих местах, когда в 2002 снимал «Жизнь как чудо». Режиссер признавался, что после натовских бомбардировок его родного боснийского города Сараево ему необходимо было обрести как бы «новую родину», новый дом. Тогда-то и привлек его внимание живописный холм Мечавник. Сначала Эмир построил тут дом для себя, затем для своего сына, в 2004 построил церковь и принял христианство. Постепенно появилась идея о создании настоящего этнографического поселения. Сегодня это, формально, четырехзвездочный город-отель, в котором 50 комнат и 110 кроватей. Всё, что сделано в деревне, выглядит очень милым и наивным: домики, машинки. Улицы названы в честь известных личностей: Брюс Ли, Че Гевара, Тарковский, Никита Михалков, Иво Андрич. А для врагов сделана тюрьма, нарисованная на двери хранилища. Деревянное практически всё. Мостовые — из массивных дубовых болванок и брусьев. Некоторые из старых автомобилей, находящихся в деревне, например, удлинённый Трабант, снимались в фильмах режиссёра. А чёрная 21-я Волга — подарок Никиты Михалкова, стоит рядом с домом Кустурицы. А ещё в деревне есть бассейн, большой тренажёрный зал, теннисные корты, галерея, кинотеатр, 4 ресторана.

Вход свободный.

Еще одна достопримечательность в Мокра Гора — узкоколейная железная дорога Шарганская восьмерка. Преодолевая холм, она заходит в 22 тоннеля, а восьмеркой называется потому, что общее очертание трассы напоминает цифру 8. Узкоколейка с 1921 по 1974 годы была действующей, по ней ходили поезда из Белграда в Сараево. Потом построили новую дорогу. Для туристов «восьмерка» открылась в 1999 году. Тур на поезде с паровозом и деревянными вагонами длится 2,5 часа. Поезд делает остановки: одна на станции, где стоит знакомая по фильму дрезина, другая — там, где можно наблюдать два тоннеля внизу на разной высоте. Отправление со станции Мокра Гора 2 раза в день: в 10:30 и 13:25. Иногда по особому назначению бывают дополнительные рейсы в 8:00 и 16:10. Мы были рано утром, в восьмом часу. В это время кроме нас на станции было всего-то пара туристов, поэтому дополнительного рейса в 8:00 не было. Стоимость билетов: взрослый 600, детский 300 сербских динар, а у нас наличных оставалось всего 800, банковские карты к оплате не принимают, поэтому мы приняли решение ехать дальше, в Черногорию.

Видео: железнодорожная станция Мокра Гора https://www.youtube.com/watch?v=JvGAVROHHVM

Босния и Герцеговина

Самый короткий путь в Черногорию из Мокра-Гора лежит через Боснию и Герцеговину. На границе Сербии и Боснии мало машин, прохождение не заняло много времени. В этой поездке подробное знакомство с Боснией не входило в наши планы, но так уж получилось, что в Вышеграде я не успел сориентироваться, свернул не на ту улицу, и мы выехали на большую площадь. Совершенно случайно мы оказались в Каменграде или Андричграде. Это город в городе, воздвигнут он режиссером Эмиром Кустурицей внутри города Вышеграда. Иво Андрич, в честь которого и назван город — единственный югославский писатель, удостоенный Нобелевской премии в области литературы. Престижную награду он получил в 1961 году за роман «Мост на Дрине». Действие в романе, в частности, происходит в городе Вышеград, где и находится тот самый легендарный мост. В Андричграде располагаются городской муниципалитет, институт Андрича, магазины, отели, театр, дом-музей писателя, рынок, трактиры, маленькая пристань. Возможно, Андричград станет декорацией к будущему фильму режиссера, а потом превратится в место паломничества туристов, как это случилось в Дрвенграде. В одном из своих интервью Кустурица сказал: «В нашей стране все было разрушено временем и войнами. У нас от великолепной средневековой сербской цивилизации осталось лишь несколько руин. С помощью Андричграда я просто хочу создать связь с древними временами. Восстановить город, как если бы он всегда там был. Ничего больше, ничего меньше». Каменград — это еще одна мечта Кустурицы, воплощенная в материи.

Координаты: 43.786090, 19.293991; 43°47'10.0"N 19°17'38.4"E

В Боснии на заправке и магазинах расплачивались оставшимися у нас сербскими динарами, сдачу нам давали боснийскими конвертируемыми марками. Автомобилей на трассе было не очень много, но мы минут сорок прождали, когда откроют движение из-за ремонта дороги. За это время собралось несколько десятков машин, которые в дальнейшем все оказались на границе Боснии и Черногории. Простояли мы в очереди минут тридцать, само прохождение границы заняло минут десять. Как и на переходе Сербия/Босния, здесь не требуется, ни выходить из машины, ни показывать содержимое багажника. Границу без оформления пересекают внедорожники с туристами. Дело в том, что на территории Черногории находятся рафтинг кемпинги, откуда на катамаранах народ сплавляется по реке, а уже в Боснии их забирают и везут обратно.

Черногория

Черногорские заповеди:

1.  Человек рождается уставшим и живёт, чтобы отдохнуть.
  2.  Возлюби кровать свою как самого себя!
  3.  Отдохни днём, чтобы ночью спокойно поспать.
  4.  Не работай: работа убивает!
  5.  Если видишь кого-то, кто отдыхает, помоги ему!
  6.  Делай меньше, чем можешь, а то, что можешь — поручи другому.
  7.  Отдых — это благо: от отдыха еще никто не умирал!
  8.  Все болезни от работы — не умри молодым!
  9.  Если вдруг захочется поработать, сядь и подожди. Увидишь, все пройдет.
  10.  Если видишь кого-то, кто пьет и ест — помоги! Если видишь кого-то, кто работает — уйди, чтобы не мешать!

На границе река Пива сливается с рекой Тара, образуя реку Дрина. Дорога идет по каньону реки Пива. Невольно вспоминается сказка Корнея Чуковского: а горы все выше, а горы все круче, а горы уходят под самые тучи. Доезжаем до 220-метровой плотины Мратине, построенной в период 1967-1975 гг. и являющейся одной из самых больших в Европе. В основании ее стена достигает толщины более 30 метров, а наверху 4,5 метра. В результате перекрытия реки образовалось Пивское озеро, 46 километров в длину, в бирюзовых водах которого водится форель. Мы, как и большинство проезжающих через плотину, остановились, чтобы запечатлеть красоту этих мест.

Места, конечно, очень красивые, хочется здесь задержаться, но в то же время мы уже соскучились по морю. Подъезжая к Которской бухте, мы вглядывались в горизонт, надеясь, что за очередным поворотом, из-за скалы, наконец-то, покажется Адриатика.

Ну, вот мы и доехали до самой дальней точки нашего маршрута. Теперь расстояние до дома начнет уменьшаться. Странные ощущения, для меня это одновременно и радостное и грустное события. Два чувства смешались во мне, путешествие еще не закончилось, еще много чего интересного впереди, но я понимал, что все-таки это обратная дорога. Проезжая бухту, город Котор, хотелось остановиться, посмотреть достопримечательности, но цель на остаток этого дня была одна — найти жилье. Остановившись около человека с табличкой о сдаче жилья и узнав цену (40 евро), мы поняли, что нам нужно искать кемпинг. Так мы проехали Будву, правда, заехав в магазин, чтобы купить продуктов. Вдоль дорог очень много рекламных щитов на русском языке о продаже квартир, участков. Первый указатель на кемпинг, который мы увидели, был сразу же после острова Свети Стефан. Стоимость проживания в кемпинге Црвена Главица 3 евро за палатку, 2 евро за автомобиль, 2,5 евро с человека, с ребенка 1 евро + налог 1 евро с человека в день. Итого 14 евро в день.

Координаты: 42.250124, 18.897394; 42°15'00.5"N 18°53'50.6"E

Банковские карточки не принимают, а с собой наличные у нас были только доллары, оставшиеся еще с поездок по Турции, но и их к оплате не принимают. Я как-то и не подумал о том, чтобы заранее приобрести наличные евро. Привык пользоваться карточкой, в любой стране снимаю местные наличные. Пришлось ехать к ближайшему банкомату.

Что можно сказать о кемпинге: деревья, конечно, присутствуют, палатку и машину можно поставить в тени, но и отдыхающих тоже хватает; до моря метров двести, вода прозрачная, вот только на пляже места маловато будет, да и камушки крупные, в воду неудобно заходить; душ на улице, вода в нем холодная, кабинок закрывающихся нет, только один душ закрывается шторкой, в который постоянно выстраивается очередь; в туалетах унитазов нет, а двери не запираются, некоторые краны не работают; интернета на территории нет.

День семнадцатый. 14.08.2015 г.

Этот день мы полностью посвятили пляжному отдыху. У самой кромки воды очень мелкая галька, по размеру и цвету напоминающая гречневую крупу. Метрах в 30 от берега на глубине около 3 метров тусовка морских ежей. Но ближе к берегу их нет, ненароком наступить не получится. На берегу есть кафе. Вечером мы прогулялись по асфальтированной дороге, ведущей от кемпинга, мимо пляжа к еще одному кафе. Дорога идет вдоль моря и поднимается в гору, через несколько сотен метров от пляжа на асфальте нарисована стрелка в сторону моря с указанием места, где собираются нудисты. Это уединенная бухточка, к которой с горы ведет довольно крутая тропинка.

Кроме постояльцев кемпинга, сюда люди приезжают отдыхать на день, оставляя свои автомобили на площадке недалеко от берега. Машин достаточно много, не считая тех, что находятся в самом кемпинге, вот только людей на пляже особо не наблюдается, всего с десяток человек. Куда деваются отдыхающие, для нас осталось загадкой, может, их интересует нудистский пляж, расследование оставим до следующего раза.

День восемнадцатый. 15.08.2015 г.

До обеда мы провели время на пляже, а после решили поискать другое место, где можно было бы остановиться. В одном месте, на пути в Улцинь, расположены сразу два кемпинга. Место для отдыха неплохое. Буквально через дорогу от кемпингов находится пляж, правда, и народу на нем очень много. Стоимость проживания на троих 16 евро. Вот только ни в одном из кемпингов не было свободного места. Мы заехали в близлежащие отели. Цена трехместного номера 25 евро, но свободных мест тоже не оказалось.

Кемпинг Олива 42.010235, 19.151166; 42°00'36.8"N 19°09'04.2"E

Доехав до следующего населенного пункта, мы остановились на парковке около людей, сдающих жилье. Мужчины в возрасте, неплохо разговаривающие на русском языке, предложили нам несколько вариантов жилья, за 15 и 20 евро в сутки. Но, как оказалось, все сдается на длительный срок, обычно на 10 дней, нам столько не требовалось, а на меньший срок никто не соглашается.

Туристов очень много, как и автомобилей на дорогах, в некоторых населенных пунктах даже немного постояли в пробках. На стоянках свободного места не найти, около магазинов не припарковаться. Так не найдя никакого жилья, мы доехали до города Улцинь, где указатели свидетельствовали о наличии рядом сразу трех кемпингов. В одном из них мы и остановились, стоимость проживания составила 15 евро. Кемпинг «Майами» расположен рядом с одноименным пляжем, места для палаток и автомобилей находятся в тени хвойных деревьев. В отличие от предыдущего места, где мы останавливались, здесь чистые туалеты и душевые с горячей водой, стены и пол которых выложены плиткой, пластиковые двери запираются, всегда в наличии жидкое мыло, бумажные полотенца, бумага, можно пользоваться стиральной машинкой. Недостаток в том, что повсюду мелкий песок. Ставим палатку и идем на пляж.

Координаты кемпинга «Майами»: 41.908266, 19.250488; 41°54'29.7"N 19°15'01.7"E

Видео: пляж Улцинь https://www.youtube.com/watch?v=5psZS0tzkKw

Великий пляж простирается на 13 километров от Улциня до Албанской границы, его вместимость оценивается в 150 тысяч человек. Песок на этом пляже очень мелкий темно-серого цвета. В самом Улцине есть малый пляж и так называемый женский пляж, чей песок считается целебным в плане избавления от бесплодия.

Море очень мелкое, постоянно дует ветер, образуя волны, для занятий серфингом самое то. Но для купания, это место мне не очень понравилось. Вода хоть и прозрачная, но из-за цвета песка, кажется грязной, до глубины далеко, на пляже мусор: крышки от бутылок, окурки. Очень напоминает грузинский Уреки — такой же цвет песка, также мелко, такой же мусор на пляже. Все познается в сравнении, как в анекдоте про зебру, когда один приятель интересуется у другого, как жизнь? Тот отвечает, что жизнь полосами, то черная, то белая. Сейчас вот черная полоса. Через некоторое время приятели встречаются снова, и друг вновь спрашивает про жизнь. Собеседник жалуется, что полоса — черная. Приятель уточняет, что черная уже была в прошлый раз. Несчастный вздыхает: «Оказывается, тогда полоса была все-таки белой». Так и в моем случае, несмотря на некоторые лучшие условия проживания в этом кемпинге, в предыдущем море понравилось больше. Пусть там крупные камни на пляже, зато вода прозрачная, можно поплавать на глубине, интересно понырять с маской, некоторые отдыхающие ловили рыбу.

Вечером прогулялись в пригород Улциня, где расположены парки развлечений, магазинчики с сувенирами. По возвращении в кемпинг небо затянуло тучами, подул сильный ветер, сверкали молнии, но до серьезного дождя дело так и не дошло.

Панорама пляжа.

День девятнадцатый. 16.08.2015 г.

Утром на протяжении всего пляжа наблюдаем вывешенные красные флаги, означающие запрет на купание, через полчаса их заменили флагами желтого цвета. Буйки, наподобие таких, которые используют для разделения дорожек в бассейнах, штормом прибило к берегу, море около них было по колено. Купание особой радости не доставляло. Возвращаться в сторону Будвы для поиска лучшего места не хотелось, на тот момент для нас существовало только одно направление — в сторону дома. На обратном пути мы планировали посетить Албанию и Македонию. Собираем вещи и направляемся в сторону границы.

На границе очередь из пары десятков машин, двигается быстро. Местные детишки попрошайничают, но пограничники их гоняют, чтобы те не докучали водителям. Автомобиль не досматривали, из машины никто не выходил, оформление документов происходило в одной будке; взяли паспорта в одном окошке, проштамповали, отдали другому сотруднику за соседним столом, тот, поставив печати, выдал их во втором окне. На прохождение границ ушло минут тридцать.

Албанию мы изначально рассматривали в качестве транзитной страны, но для того, чтобы увидеть Скадарское озеро, достаточно отклониться от маршрута всего на несколько километров.

Из Скадарского озера вытекает река Буна и буквально через пару километров сливается с рекой Дрин. В месте слияния рек на холме расположена крепость Розафа.

Албанцы называют свою страну Шкиперия, что означает страна орлов. Эти птицы даже изображены на флаге государства.

Первое, что бросается в глаза в Албании — огромное количество мерседесов на дорогах: такси, автобусы, грузовики — большинство несут эмблему именно этой марки. Быть успешным в Албании — это значит ездить на мерседесе.

От Шкодера до Тираны ведет хорошая магистраль по две полосы в каждом направлении. Около дорог торгуют овощами и фруктами. В большом количестве вдоль трасс расположены стоянки по продаже автомобилей и запчастей. На авторазборках машины расположены в два, а то и в три ряда на крышах друг друга.

Перед поездкой в Албанию мы были наслышаны про огромное количество мусора и бункеров в стране. Ни того, ни другого мы особо не заметили. Про бункеры мы вообще вспомнили только по возвращении домой, специально их не искали, а случайно они нам на глаза как-то не попадались. Про мусор нельзя сказать, что его совсем нет, но и в огромных количествах мы его не наблюдали. Вдоль российского дорог мусора не меньше. Проблема заключается не только в том, что люди за собой не убирают, но и в том, что у нас мало оборудованных площадок для отдыха. Мусор просто некуда выбрасывать, а если и есть куда, то редко вывозится. Около Саратова, пока заправлял автомобиль на АЗС, я пошел выбросить пакет в контейнер, так за мной увязался охранник, чтобы узнать о моих намерениях, как будто я террорист с бомбой.

Прибыв в столицу Албании, снимаем в банкомате местную валюту и немного прогуливаемся по центру города. Основные достопримечательности Тираны сосредоточены вокруг главной площади Скандербега. Она очень просторна, в ее центре возвышается памятник национальному герою Албании — Скандербегу. Здесь можно увидеть и главную мечеть Хаджи-Эфем Бей, построенную в 1823 году, и здание оперного театра, очень похожее на провинциальный дом культуры, и башню с часами 1822 года постройки. Здесь же расположено самое высокое здание в Албании TID Tower — 85-метровая башня. Особенность 25 этажного здания — оригинальный конический дизайн, расширенный кверху. В одном углу здания находится гробница Сулейман-паши Барджини.

Заходим в пару сувенирных магазинов, в обоих продавцы немного говорят по-русски, когда-то его преподавали в школах.

Панорама площади.

Координаты: 41°19'40.9"N 19°49'06.5"E; 41°19'40.9"N 19°49'06.5"E

После Тираны берем курс на Охрид. Албания горная страна, большая часть территории занята хребтами, лишь вдоль побережья протягивается низменная холмистая равнина. Соответственно и дороги: в сторону Македонии они узкие, горные, с серпантинами, а вдоль побережья мы ехали по отличной магистрали. Но ведется строительство, от столицы мы проехали километров пятнадцать по-новому, еще неизвестному для навигатора, шоссе.

К вечеру мы были на границе с Македонией. Машин в очереди было с десяток, границу прошли минут за двадцать. При прохождении границ Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории, Албании, Македонии осмотр автомобиля не производился, нам даже не приходилось выходить из машины. Заночевали в городе Охрид.

День двадцатый. 17.08.2015 г.

Ночью в Охриде лил дождь, но к утру уже проглядывало солнце. В это утро мне и ребенку нездоровилось, видимо, нахлебались морской воды при купании в Улцине. В отличие от нас, моя жена не купалась и чувствовала себя хорошо. Наглотавшись таблеток, мы поехали на набережную. Вода в озере прозрачнейшая. Охридское озеро считается старейшим в Европе и самым глубоким на Балканах, средняя глубина 155 метров. По своим геологическим особенностям схоже с Байкалом.

Прогулка по Охриду.

Помимо озера еще одной природной достопримечательностью Охрида является огромное дерево — платан, или чинар. Оно расположено на пересечении улиц Климента Охридского и Гоце Делчева. Дереву насчитывается более тысячи лет, в высоту оно достигает 18 метров. Длина окружности платана составляет 18,80 метра. Раньше внутри дерева располагалась меняльная контора и цирюльня.

Координаты: 41.116019, 20.800243; 41°06'57.7"N 20°48'00.9"E

Македония — одна из беднейших стран Европы, с невысоким уровнем жизни, поэтому и товары здесь стоят недорого, например, персики и нектарины в Охриде мы покупали по 37 рублей за килограмм.

В Охриде много чего еще можно посмотреть: крепость царя Самуила, античный амфитеатр, монастырь святого Наума, храмы. Но ребенок продолжал себя неважно чувствовать, поэтому от дальнейших экскурсий нам пришлось отказаться, и мы поехали дальше — в Скопье.

Часть пути мы проехали по платной магистрали, за 60 километров заплатили около 150 рублей.

Не доезжая Скопье, сворачиваем к каньону Матка. Он был создан рекой Треской, проложившей свой путь через горный массив. В 1938 году реку Треску перегородили плотиной, благодаря чему образовалось красивое озеро с водой бирюзового цвета. В каньоне находятся десять пещер, самой известной из них является пещера Врело. Ее общая длина составляет 176 метров, в ней два зала. Также в ней находится огромный сталагмит высотой около трех метров и два озера, глубина одного из них, предположительно, может достигать 500 метров.

Немного не доезжая до плотины, мы остановились перекусить. После небольшого отдыха стало ясно, что и в этот раз нам придется отказаться от пешей прогулки. Значит, едем в Скопье.

Скопье — родина двух известных личностей: это император Юстиниан, построивший в Стамбуле храм Святой Софии, и мать Тереза, этническая албанка. В Скопье все начинается с 12-арочного каменного моста через реку Вардар, соединяющего новую и старую части города. В старой части города расположены крепость, археологический музей, македонский национальный театр, памятник Кириллу и Мефодию, фонтан монумент материнству, памятник Филиппу второму. В новой части города расположена огромная площадь Македония. В центре площади находится конный памятник Александру Македонскому. Около моста расположен памятник Юстиниану.

Координаты: 41.996361, 21.431863; 41°59'46.9"N 21°25'54.9"E

Из Скопье мы направляемся в сторону болгарской границы. Последнее место, посещенное нами в Македонии — Кокино. Это древняя мегалитическая обсерватория. Возраст камней 3800 лет. Артефакты, найденные здесь, относятся к 19 веку до н.э. НАСА внесла Кокино в список древних обсерваторий наряду со Стоунхенджем в Великобритании, Абу-Симбел в Египте, Ангкор-Ват в Камбодже. Каменные маркеры отмечают движение солнца и луны. В обсерватории использовался метод стационарного наблюдения, позволяющий отмечать положения солнца во время солнцестояний и равноденствий. Красивый вид на окрестности открывается с высоты 1030 метров над уровнем моря.

Координаты: 42.263053, 21.953730; 42°15'47.1"N 21°57'14.1"E

Видео: Кокино https://www.youtube.com/watch?v=w9v0JV99uPQ

Панорама.

На границу с Болгарией мы прибыли, когда уже стемнело. Очереди не было. В отличие от предыдущих стран, здесь уже задаются вопросы о провозе табака и алкоголя, осматривают содержимое салона, багажника. На мой вопрос водителю фуры о том, где здесь можно приобрести виньетку, получил ответ: «Не розумею». Едем до ближайшего населенного пункта. В городе Костюндил, на первой попавшейся нам на пути АЗС, виньеток в продаже нет. Один посетитель стал мне что-то объяснять, затем пошел к машине и вернулся с женой, украинкой. Она не только рассказала, где можно купить виньетку, но и предложила сопроводить нас. До часу ночи мы стояли на улице и разговаривали. Инна, так звали нашу новую знакомую, рассказала, что после замужества живет в Болгарии 15 лет. С работой плохо, муж у нее ездит на заработки в Словению. После наших рассказов, где мы были в Болгарии, и что еще собираемся посетить, очень удивилась, что после стольких лет жизни здесь, о многих местах не слышала. За границей я стараюсь не касаться политических тем, но люди сами заводят разговор. Так Инна в шутливой форме сказала, что «мы с вами вроде как воюем», но общаться с нами ей было интересно. Во время нашего общения муж Инны места себе не находил, оказалось, что суть разговора он понимает, но только по-русски сказать ничего не может. Обменявшись контактами, мы расстались. В гости нас не пригласили, сославшись на ремонт в квартире, переночевали мы в машине.

День двадцать первый. 18.08.2015 г.

С утра направляемся в Рильский монастырь.

По дороге к монастырю, на окраине населенного пункта Кочериново, обнаружили огромную коллекцию антикварных вещей. Чего тут только нет: автомобили, мотоциклы, велосипеды, телевизоры, радиоприемники, печатные машинки, таблички, домашняя утварь и т. д. Я так и не понял, для продажи все это собирают, или просто у людей хобби такое. Любой желающий может осмотреть коллекцию, оплата по желанию, кому сколько не жалко, в качестве кассы используется трехлитровая стеклянная банка.

Координаты: 42.093841, 23.073169; 42°05'37.8"N 23°04'23.6"E

Видео: антиквариат https://www.youtube.com/watch?v=955oCvwOhOI

Рильский — первый по историко-культурной значимости монастырь в Болгарии, занесен в список ВН ЮНЕСКО. Главная его прелесть заключается в пестроте фресок на сводах галерей, разноцветье красок. Находится монастырь в горах, как бы в тупике.

Описание: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/272/Rilski_manastir

По пути в Рильский монастырь есть еще одна достопримечательности Болгарии — Стобские пирамиды, с трассы нужно свернуть в сторону буквально на пару километров. Но фотографии пирамид нас особо не впечатлили, и мы туда не поехали.

Если кому интересно, координаты пирамид: 42.092950, 23.113554; 42°05'34.6"N 23°06'49.0"E

Описание: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/24/Stobski_piramidi

Следующее место, куда мы направились, город Сапарева-Баня, известный спа-курорт. Для нас предоставлял интерес гейзер в центре города, с самой горячей водой в Европе. Кипяток в 103 градуса по Цельсию бьет вверх на несколько метров каждые 20 секунд. Около гейзера чувствуется запах сероводорода.

Координаты: 42.287882, 23.257780; 42°17'16.4"N 23°15'28.0"E

Видео: гейзер https://www.youtube.com/watch?v=zR4pgawDnY8

«Россия похудеет и снова займет свое место».
«Все растает, словно лед, только одно останется
нетронутым — слава Владимира, слава России...
Все сметет она со своего пути и не только
сохранится, но и станет властелином мира»
Баба Ванга, 1979 год.

Мы едем к Бабе Ванге, по дороге хорошего качества, ведущей из Софии в Салоники. В селении Рупите она провела последние годы жизни, здесь же она и похоронена. Тут же она построила на свои деньги Храм Святой Петки. Сам храм находится рядом с домиком, в котором Ванга последние 25 лет принимала посетителей. Здесь она только работала, а на ночь возвращалась в свой дом в Петриче. Правда, последний год ввиду плохого состояния здоровья Ванга и жила здесь.

Домик Ванги, храм и ее могила вместе с большим участком земли образуют монастырский комплекс. Это место выбрано не случайно. Селение Рупите расположено у подножья бывшего вулкана Кожух, единственного в Болгарии, есть горячий источник (75°С) с высоким содержанием серы. Даже зимой в этом месте температура воздуха выше, чем в ближайших селениях. Поэтому здесь необычный средиземноморско-континентальный микроклимат и растет то, что не везде встречается в Болгарии: хурма, гранат, инжир, персики, нектарины, абрикосы, айва и есть даже заросли бамбука. Тут очень жаркое и сухое лето, в связи с чем в изобилии встречаются змеи и черепахи. Ванга считала эту местность источником энергии, от которого она черпала жизненные силы.

Храм: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/284/Hram_pametnik_Rupite

Местность Рупите: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/372/Rupite

Виртуальная прогулка по комплексу.

Координаты храма: 41.459006, 23.264320; 41°27'32.4"N 23°15'51.5"E

Видео: термальный источник https://www.youtube.com/watch?v=Q6k4aE2I7pw

Видео: храм Святой Петки https://www.youtube.com/watch?v=DT5WeD8zRIE

После посещения комплекса, едем в Петрич, это около восьми километров от Рупите. Дом, где жила Ванга, находится на улице, носящей ее имя, под номером 10. В отличие от остальных домов, выходящих фасадом на улицу, дом Ванги находится в глубине участка. Каменный забор закрывает двор от взгляда прохожих. На стене оригинальная мемориальная доска из толстого стекла с изображением Ванги. Если бы мы знали режим работы, то сначала приехали бы сюда, а затем посетили бы Рупите. Опоздав буквально на полчаса, мы увидели дом только через калитку.

Координаты дома: 41.393421, 23.207167; 41°23'36.2"N 23°12'25.8"E

Из Петрича мы едем в самый маленький город в Болгарии, насчитывающий чуть больше двухсот жителей. Это архитектурный заповедник традиционных болгарских домов. Но едем мы сюда не только за этим. В окрестностях Мелника на несколько километров тянутся горы-пирамиды. Но в отличие от турецкой Каппадокии здесь горы, поросшие лесом. С дороги, ведущей от Мелника к Роженскому монастырю, можно увидеть только единичные скалы, выглядывающие из-за высоких деревьев. Для того, чтобы увидеть больше, предназначены пешие маршруты.

Дальнейший наш путь к Буйновскому и Триградскому ущельям проходил через горный массив Пирин, а это бесконечная череда серпантинов. Уже в темноте мы спустились с перевала к городу Гоце-Делчев, где заночевали.

Город Мелник: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/38/Melnik

Мелникские пирамиды: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/23/Melnishki_Piramidi

Видео: Мелникские пирамиды https://www.youtube.com/watch?v=MKG6VLK9uCI

Координаты: 41.524662, 23.391791; 41°31'28.8"N 23°23'30.5"E

День двадцать второй. 19.08.2015 г.

Едва закончился один горный массив — Пирин, как начался другой — Родопы, снова череда серпантинов. Первое на нашем пути ущелье, оно же самое длинное в Болгарии — Буйновское, взявшее название от одноименной реки. Дорога в ущельях в некоторых местах сужается до одной полосы, для того, чтобы разъехаться со встречным транспортом, сделаны карманы. Самые интересные места в ущельях, где скалы сходятся с двух сторон на расстояние в несколько метров и нависают над дорогой. В Буйновском ущелье находится Ягодинская пещера, вот только фото и видео съемки в ней запрещены. Всем желающим предоставляется возможность взглянуть на ущелье со смотровой площадки «Орлиный глаз», куда туристов возят на внедорожниках.

Буйновское ущелье: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/244/Buinovsko_jdrelo

Координаты: 41.634309, 24.334694; 41°38'03.5"N 24°20'04.9"E

Ягодинская пещера: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/370/Yagodinska_peshtera

Координаты: 41.628758, 24.329658; 41°37'44.0"N 24°19'46.9"E

Видео: Буйновское ущелье https://www.youtube.com/watch?v=JY9VP7wT4cE

Параллельно Буйновскому расположено Триградское ущелье. Там можно посетить пещеру «Дьявольское горло». Из двух пещер для посещения мы выбрали последнюю. Сталактитами и сталагмитами нас не удивишь, да и съемки в Ягодинской пещере запрещены. А водопад далеко не в каждой пещере имеется. Вот только ожиданий наших пещера не оправдала. Кроме водопада смотреть там не на что, но и его особенно не видно. Хорошо слышен шум падающей воды, а разглядеть ее между скал трудно. Наверх, к выходу из пещеры, ведет очень крутая лестница, многие туристы останавливались на половине пути, чтобы передохнуть. Снаружи можно наблюдать, как Триградская река попадает в пещеру, оставляя за собой облако водяной пыли.

Триградское ущелье: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/369/Trigradsko_jdrelo

Координаты: 41.618298, 24.378389; 41°37'05.9"N 24°22'42.2"E

Видео: Триградское ущелье https://www.youtube.com/watch?v=DdFVXLsAgv0

Панорама.

Пещера «Дьявольское горло»: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/31/Dyavolsko_gyrlo

Координаты: 41.614950, 24.379784; 41°36'53.8"N 24°22'47.3"E

Последняя достопримечательность, к которой мы направляемся в этом путешествии — каменные грибы. Это место находится около поселка Бели-Пласт, недалеко от Кырджали. В отличие от Турецкой Каппадокии, где каменные грибы расположены на огромной территории в несколько квадратных километров, здесь просто небольшая грибная полянка. Но зато у этих скальных образований по форме и цвету большее сходство с естественными грибами, их пеньки окрашены в розовый цвет, а шляпки — в зеленоватый. Ученые объясняют появление каменных грибов результатом многовекового воздействия внешних природных факторов на скальную породу. Миллионы лет назад на месте «грибной поляны» находилось море, после того, как морская вода отступила, скалы дна были подвержены коррозии и выветриванию.

Описание: http://bulgariatravel.org/ru/obyekt/401/Kamenni_gybi

Вот и все, большую часть того, что хотели, посмотрели. Впечатлений нам хватит до следующей поездки. А теперь нам осталась только дорога домой, с остановкой на отдых у моря. Вот только погода, радовавшая нас солнцем все последние дни, стала портиться, небо стало затягивать тучами. Прогноз погоды не обещал ничего хорошего — на несколько дней вперед ожидаются дожди. Если ехать в Батуми, то туда два дня пути, и к тому времени там тоже прогнозировали дожди. Мы решили отдохнуть перед дорогой домой в Болгарии. В Созополе, когда мы ехали в Бялу, нам приглянулся кемпинг «Золотая рыбка», вот туда мы и направились. Серпантины наконец-то закончились, выехав на автобан, ведущий в Бургас, мы добрались до моря. Кемпинг в Созополе расположен среди деревьев, на берегу моря, вот только к нашему прибытию въезд в него уже был закрыт. Тогда мы решили ехать в Царево, в тот кемпинг, где уже останавливались. Добравшись до него, беспокоить ночью никого не стали, установку палатки оставили до утра.

День двадцать третий. 20.08.2015 г.

Погода, как и обещал прогноз, не радовала. Дул сильный ветер, небо заволокло тучами, иногда накрапывал дождик. На пляже делать было нечего, ждать у моря погоды бессмысленно. Отдохнув полдня, мы выдвинулись в сторону Турции. На границе скопилось около двух десятков легковых машин, доверху груженых разными товарами: мешки с сахаром, вино. К ночи добрались до Стамбула. До середины города на обводной дороге огромная пробка была на встречной полосе, в другой части города — наоборот, мы попали в медленно движущийся поток машин при свободной встрече. Судя по знакам, до 23 часов движение грузового транспорта запрещено, мы же оказались в Стамбуле в начале двенадцатого ночи, почти все полосы были заняты большегрузным транспортом. Проехав Стамбул, встали на отдых.

День двадцать четвертый. 21.08.2015 г.

В этот день, преодолев 1300 километров, мы доехали до Батуми. Остановились в том же месте, что и по пути в Болгарию. Встретили нас как старых знакомых, предоставив ту же комнату, что и в прошлый раз и за те же деньги. Стоимость проживания, со слов владельца гостиницы, на тот момент выросла, но для нас он сделал исключение.

День двадцать пятый. 22.08.2015 г.

Этот день был посвящен пляжному отдыху. Зря мы испугались прогноза погоды, обещавшего дожди в Батуми. Дождики шли ночью, к утру уже светило солнце. На море было небольшое волнение, но купанию это никак не препятствовало. Вечером на набережной в кафе крутили для детей мультики на русском языке и совершенно бесплатно.

День двадцать шестой. 23.08.2015 г.

Как бы нам ни хотелось, чтобы лето и путешествие не заканчивалось, но по дому мы уже соскучились. Может быть, в дальнейшем это и войдет у нас в привычку, но на данный момент это было самое дальнее и длительное наше путешествие. Главным для нас на этот день было успеть пройти грузинскую границу. На российской границе очередь растянулась до туннеля. Сначала все старались соблюдать очередь, но, как обычно, местные джигиты создали второй ряд, затем третий, и так продолжалось, пока не перекрыли всю дорогу. Встречный транспорт не мог проехать, и только после этого приехали пограничники и стали разруливать ситуацию. Четыре часа мы провели в очереди. На границе поинтересовались наличием алкоголя, сыра и меда, пригрозив, что в случае обмана нам придется проходить полный досмотр. Вина у нас было всего семь бутылок, так что скрывать нам особо нечего.

На границе Северной Осетии и Кабардино-Балкарии, по сравнению с предыдущими годами, нас никто не регистрировал и не пытался развести на деньги, просто проверили документы. Поздно ночью мы добрались до Минеральных вод.

День двадцать седьмой. 24.08.2015 г.

Перед въездом в Волгоград под колеса чуть было не угодила черепаха, переползающая через трассу. Я сначала засомневался, может, померещилось. Остановились, оказалось, что нет. Судя по лепешкам на асфальте, в этом месте черепахи мигрируют из одного болота в другое на другой стороне дороги, и далеко не всем это удается. С нашей помощью, у одной это получилось.

На ночлег мы остановились за Волгоградом.

День двадцать восьмой. 25.08.2015 г.

В последний день нашего путешествия в Саратовской области нас остановил полицейский. Это был второй случай проверки документов за всю нашу поездку, после поста в Кабардино-Балкарии.

Увидев у нас бокс на крыше, сотрудник спросил, издалека ли мы едем. Узнав, что за 13 тысяч километров он первый, кто остановил нас на трассе для проверки документов, решил, что ему за это положен орден.

Третий год подряд домой мы возвращаемся в 18:00, это уже становится традицией.

Итоги:

За 28 дней пройдено 13000 километров по 8 странам.

Жилье:

Координаты достопримечательностей и кемпингов:

Название   Координаты
Место приземления Ю.Гагарина 51.270916 45.997358 51°16'15.3"N 45°59'50.5"E
Озеро Эльтон, Волгоградская область 49.154730 46.804624 49°09'17.0"N 46°48'16.6"E
Монастырский комплекс Вардзия, Грузия 41.381126 43.283881 41°22'52.0"N 43°17'02.0"E
Мечеть Сулеймание, Стамбул 41.015661 28.965353 41°00'56.4"N 28°57'55.3"E
Кемпинг, Царево, Болгария 42.187876 27.835809 42°11'16.4"N 27°50'08.9"E
Купольная гробница, Поморие, Болгария 42.567378 27.596824 42°34'02.6"N 27°35'48.6"E
Г.Несебр 42.659061 27.734068 42°39'32.6"N 27°44'02.6"E
Дрвенград, Сербия 43.795502, 19.507910 43°47'43.7"N 19°30'28.8"E
Андричград, Босния и Герцеговина 43.786090, 19.293991 43°47'10.0"N 19°17'38.4"E
Плотина Мратине, Черногория 43.272862, 18.842383 43°16'22.3"N 18°50'32.6"E
Кемпинг, Црвена Главица, Черногория 42.250124, 18.897394 42°15'00.5"N 18°53'50.6"E
Кемпинг Олива, Черногория 42.010235, 19.151166 42°00'36.9"N 19°09'04.2"E
Рильский монастырь, Болгария 42.133385, 23.340403 42°08'00.1"N 23°20'25.8"E
Стобские пирамиды, Болгария 42.092950, 23.113554 42°05'34.6"N 23°06'49.0"E
Гейзер, Сапарева Баня, Болгария 42.287882, 23.257780 42°17'16.4"N 23°15'28.0"E
Храм Святой Петки, Пупите, Болгария 41.459006, 23.264320 41°27'32.4"N 23°15'51.5"E
Дом Ванги, Петрич, Болгария 41.393421, 23.207167 41°23'36.2"N 23°12'25.8"E
Мелникские пирамиды, Болгария 41.524662, 23.391791 41°31'28.8"N 23°23'30.5"E
Буйновское ущелье, Болгария 41.634309, 24.334694 41°38'03.5"N 24°20'04.9"E
Ягодинская пещера, Болгария 41.628758, 24.329658 41°37'44.0"N 24°19'46.9"E
Триградское ущелье, Болгария 41.618298, 24.378389 41°37'05.9"N 24°22'42.2"E
Пещера Дьявольское горло, Болгария 41.614950, 24.379784 41°36'53.8"N 24°22'47.3"E
Каменные грибы, Болгария 41.784250, 25.430493 41°47'03.5"N 25°25'49.9"E

Посетив несколько стран, трудно выделить какую-то из них, в каждой стране есть свои плюсы и минусы, все зависит от цели поездки, материальных возможностей, наличия свободного времени и т. д. Если средств на поездку немного, то лучшим вариантом я считаю Грузию — недалеко, море, горы, вино, недорогая и вкусная кухня, недорогое жилье, не требуется виза и страховка, доброжелательные люди, большинство которых разговаривают на русском языке. Если бы не политическая обстановка, то Турция была бы хорошим вариантом для путешествия: Средиземное море, много достопримечательностей, отсутствие виз. Если лететь на самолете, то для посещения Черногории виза не потребуется: Адриатическое море, горы, хорошее отношение к россиянам делают эту страну привлекательной для туристов. Болгария нас не разочаровала, в этой стране очень много чего интересного, с удовольствием приедем сюда еще.

Ну и напоследок, обещанная мной ссылка на файлы с 3D видео в формате AVCHD 2.0 https://drive.google.com/folderview?id=0B2TdveOR6eCzNzhVWEdWYzR5YmM&usp=sharing

Народ, ну на одни и те же грабли, ей богу. Вы если выкладываете 100500 фоток, то они должны быть либо хорошие, либо их нужно фильтровать, выбирать из дублей лучшие. Пока пролистал. Читать буду попозже.

Тюмень-Екатеринбург-Пермь
Авантюристы!
Мой отзыв: Toyota Corolla 2010

А права не потребовались международного образца? Или по этим странам достаточно российских?
Спасибо за отчет. Тоже сразу пока не осилил. ВОПРОС: Получается, что вы в Грузию въезжали через Южную Осетию? А можно поподробнее, т.к. везде пишут, что можно только через Ларс.

Вартовск
Не плохо. Насышенный маршрут.

Замечательная поездка, отличный познавательный отчёт, все участники большие молодцы. 5+.

Ну что тут скажешь? Только пять. И сами всё посмотрели, и нам все рассказали-показали. Интересная поездка за очень скромные деньги. Молодцы.
Мой отзыв: Toyota Venza 2013
Рустем
Нижнекамск
Круто, кстати жена похудела?

мегакруто, очень информативно, спасибо за список координат
p.s. понравились черногорские заповеди )))

Вам бы путеводители писать)

es2:
Я так думаю, автор просто не заметил, что ему гугл маршрут проложил через Ю. Осетию. Судя по его описаниям ,ехал он всё-таки через В. Ларс. А Гугл-подлец всегда по дефолту прокладывает маршрут через Цхинвал)) Приходится каждый раз в качестве промежуточного пункта Степанцмиду указывать.
Мой отзыв: Renault Megane 2009
Вроде бы и текста много и фотографий в избытке - а читать это все невозможно.

Возникло пару вопросов:

- Как вы от Ахалцихе до Батуми за 2,5 часа преодолели на легковушке 60 км бездорожья через горы?) Мы на Renault Megane ехали 6 часов, из которых правда где-то час потратили на различные остановки, фотографирование и так далее, но всё же.

- Ваучер для проезда в Боснию больше не нужен? Там теперь так же как в Сербию пускают без визы? Объясню, мы в 2013 ездили в Мостар, и тогда без туристического ваучера или приглашения в Боснию не пускали.

Зато показали некоторые места в Болгарии, в которых я еще пока не был, до Белоградчика всё к сожалению никак не могу доехать, пещеры и водопады тоже пока не посещал. А вот про каменные грибы и вовсе никогда не слышал. Спасибо за отчёт.

Info Service:
Вроде бы и текста много и фотографий в избытке - а читать это все невозможно.
Не читайте :)
Balansir:
Не читайте :)
Так я поэтому и не читал, если вы еще не поняли :)

Совсем про фото забыл:)

1) Орлово Око

2) Бузлуджа

3) Мост Джурджевича через р. Тару

Железногорск - КМА
Светулка = Светлячок

Классный путеводитель получился. Фото понравились, но много одинаковых, можно было проредить. Повеселило фото.............думаю, вы этого и добивались---улочка действительно похожа на улочку в Ичери-шехера в Баку.

А вот теперь прочитал. Маршрут конечно шикарный, завидую вам. Сам отчет, тем не менее, не фонтан. Как путеводитель он нормальный и похоже очень даже сгодится тому, кто планирует поездку, но на рассказ о путешествии не тянет, поскольку там нет ни Вас, ни Ваших впечатлений и мыслей. Просто хронологию посещения туристических точек ужасно скучно читать. Хотя под самый конец что-то вроде стало проклевываться. Тем не менее, самую интересную часть рассказа написал Слободан Милошевич. За авантюризм и вкус к жизни - 5 баллов!

Мелекесс
А мне понравился отчет. Природа красивая. Написано все читабельно. а в конце автор вообще молодец выдал координаты достопримечательностей и кемпингов. Для тех кто соберется ехать - это огромный плюс.
Если есть на свете рай, то это Краснодарский край,
А если есть на свете ад, то это наш Димитровград
Мой отзыв: Kia Ceed 2011

Автор красавчик. Отчет с утра висит открытым, периодически читаю, даже осилил половину и до сих пор интересно. Терпения вкупе со временем не хватает. Отдых суперский )

Buenos Aires
Серьезный подход к путешествию! Молодцы!!!
Toyota Sprinter/Premio/Camry/Land Cruiser 100/200/ Ford Focus/ Excursion 7.3/ Volkswagen Sharan 2012

молодцы ребята

Образцовый отчет! Полно полезной информации! Путеводитель с координатами. А то выкладывают серийные фотоархивы с "вау", претензиями на неповторимость и сокрытием полезных данных именно для автопутешественника.

Классный маршрут. Молодцы!

нью кузнецк
шикарный отчёт!
кто сегодня не первый тот на старте споткнулся!

Рисковать семьёй, чтобы ездить по Турции где гражданская война, явно отчаянные ребятки.

Хороший отчет. Отдельное спасибо за список координат. Всем бы так делать.
Я за мир во всём мире ...... Без пиндосов.

Отличный отчёт, спасибо
Изюминка всего путешествия - очень интересный маршрут
Маршрут прекрасно спланирован - поездка получилась просто бомбическая!
P.S. Сигареты Шипка помню - пачки были меньшего размера чем обычные, такие же как Лайка))
Югославия очень красива! Слободан Милошевич очень правильно все сказал.
Молодцы.

Пока до фото 148))))) долистал. Молодцы!
Очень интересно, прочитал с удовольствием, классное путешествие. Жаль, что призыв Милошевича не услышан.
VLADIVOSTOK
Никаких обломков (фрагментов) сбитого Сербами как Вы пишите американского"СТЕЛСА" в военном музее Калемегданской крепости в Белграде - НЕТ! Большая часть остатков сбитого бомбардировщика F-117A ВВС США (примерно 75 %) хранится в музее авиации недалеко от Белградского аэропорта имени Николы Теслы. Больше трёх лет прожил в Белграде и лично видел эти обломки. P.S. У этих обломков Сербы установили табличку с надписью: Извините, мы не знали, что он невидимый!

freelancer1:
никакой там гражданской войны нету, кое-где бастуют, могут где-то что-то взорвать, но это редкость. Страна живёт обычной жизнью. Ролственики приехали на днях с Украины, ездили в "логово зверя" ( Киев ), приехали и всё говорят там нормально, никто не скачет, везде ходят люди, кушают мороженое, работают, короче как всегда. Они разговаривали везде на русском ( по украински не могут ) все всегда нормально отвечали, помогали. Меньше смотрите свои "правдивые" СМИ, но высяких побрекушек на рынке против русских стало больше, там всякие надписи на футболках, магнитики и т .д., но это чисто бизнес.

коммунист:
Конечно обычно, за 2015-2016 год более 10 терактов в турции, сбитый наш самолёт, юго-запад турции в войне, я поражаюсь невежеству вашему. И если едят мороженое - то в стране просто супер, офигеть логика. Пусть в ивано-франковск съездят родственники)))))

Отлично все написано!Все красиво! Потрачено на удивление не много.
Prius 20,
Leaf Azeo S Mark II JZX-100 Mark II JZX-90 Vaz 2112

За Сербию и Черногорию зачет. Сам там был и еще поедем.
Возьму за основу ваш маршрут, к сожалению времени две недели будет только. Не так давно стал беспокоить проезд по Турции.
Что такое веньетка? Для чего это? И где это приобретают?

Алексей Кудрявцев
хороший отчёт !!! добавлю в закладки

Замкадье
Все здорово, но рекомендую проехать в эти же страны через запад. Будет быстрее, ну и на мой взгляд интереснее дорога.
А вот и продолжение про отпуск...

Игорь:
Что такое веньетка? Для чего это? И где это приобретают?
оплата платных дорог.продаются на заправках

Ну вы молодцы! Потрясающее путешествие и очень качественный отчет для всех, кто захочет посетить эти же места. Где бы еще столько дней отпуска взять... ;)

Замкадье
Так там месяц отпуска то всего был. Если не меньше.
3 недели, с учётом выходных это 23 дня. Вернуться в среду, а не воскресенье, это ещё 3. Вот тебе и 26 дней.
А вот и продолжение про отпуск...

Отличное путешествие. Молодцы.
Красиво изложенный текст, читал на одном дыхании.
Фото класс.

Отличная поездка,молодцы.

Образец путеводителя, но с однотипными фотками перебор...

Выбирающий:
Ездил с российскими.
Рустем:
Круто, кстати жена похудела?
Она никогда не была пышкой. Если и похудела, то чуть-чуть, со стороны, наверное, видней.
Так и есть, не заметил.

BogdanSD:

все там есть,был в прошлом году. Части самолета и костюм пилота

[quote=toptishka]Что касается отчёта то мощно конечно. Во всех странах из вашего путешествия, кроме Турции я был на своём авто, Болгарию вообще уже проехал вдоль и поперёк, если интересно, есть отчёт в котором большинство самых интересных мест описано. Что касается маршрута, то темп у вас конечно был быстрый, оно и понятно, столько всего посетить надо было успеть. Порой читая удивлялся, какие расстояния за день вы преодолевали.[quote=toptishka] Что касается отчёта то мощно конечно. Во всех странах из вашего путешествия, кроме Турции я был на своём авто, Болгарию вообще уже проехал вдоль и поперёк, если интересно, есть отчёт в котором большинство самых интересных мест описано. Что касается маршрута, то темп у вас конечно был быстрый, оно и понятно, столько всего посетить надо было успеть. Порой читая удивлялся, какие расстояния за день вы преодолевали.

Возникло пару вопросов:

Вообще выбор мест для посещения у каждого свой, но жалко, что не заехали в Велико-Тырново, тем более, что судя по маршруту вы его проезжали, а в Ягодине можно еще было забраться на вершину, на смотровую площадку "Орлово око", впечатления останутся на всю жизнь (фото прилагается). Напротив Шипки есть еще очень интересное место - Бузлуджа, один из последних памятников Болгарского коммунизма, в данный момент заброшен, но виды оттуда открываются потрясающие, да и само здание очень интересное. Ну и конечно каньон через р. Тару и мост Джурджевича остался в стороне от вас. [/quote]
В Боснии при пересечении границы проблем не возникло.
Маршрут по Болгарии заранее не прокладывали, была карта с отмеченными достопримечательностями, на месте решали куда дальше поедем. Про Орлово Око я знал, в отчете упомянул, не поехали туда из-за плохого самочувствия ребенка. Про Бузлуджу читал в вашем отчете, не заинтересовало. А вот на мост Джурджевича очень хотелось попасть, но так торопились на море после нескольких дней в дороге, что забыли, и, проехали мимо, а назад возвращаться не захотелось. Мы решили, что заедем в следующий раз, по пути в Грецию.

toptishka:
Я так предполагаю, что не только про каменные грибы, но и про многое другое вы не слышали, как и большинство других туристов. Именно для этого я и писал отчет, чтобы Болгария не воспринималась только как страна для пляжного отдыха. Обидно, что про некоторые достопримечательности мы вспомнили только тогда, когда уже проехали мимо них, а про некоторые узнали уже вернувшись домой: Чудные мосты: http://bulgariatravel.org/ru/o... Пещера Вульва или Утроба: http://www.votpusk.ru/country/... Орлиные скалы: http://www.votpusk.ru/country/... В Сербии дом на реке: http://www.mirkrasiv.ru/articl...

сергей
Супер!!!

Павел
В Турции не платили на платных дорогах? Кто часто ездит напишите про платные турецкие для иностранных номеров.

Павел:
Информация по платным магистралям: http://autotraveler.ru/turkey/... Минимальная стоимость карты оплаты 35 лир, на данный момент 770 рублей. В Турции пока не придумали, как взимать штрафы с иностранцев. На трассе вдоль Черного моря установлены радары и на большом экране высвечивается скорость. На некоторых экранах указывается и номер авто, но наш номер не определялся. Мы платными дорогами не пользовались. От Стамбула до Анкары параллельно платной идет альтернативная магистраль такого же качества с двумя полосами в каждом направлении. Единственный недостаток - населенные пункты со светофорами, потеря по времени минут 20. Проезд через Босфор платный со стороны Европы, мы не оплачивали, на границе проблем не возникало.

Freeman_27:
Главная цель, которую я преследовал, показать людям другую Болгарию. А свои мысли я озвучил в предыдущих отчетах. Я пытался донести до людей, что, при наличии огромного желания, все получится, просто у каждого свои приоритеты. Большинство людей в первую очередь интересует комфорт - жить обязательно в гостиницах, питаться непременно в кафе и ресторанах, летать на самолетах. Далеко не каждому это по карману. В большинстве случаев эти люди вообще готовы отказаться от поездок, они не готовы жертвовать комфортом ради путешествия. У меня другие приоритеты. За счет экономии средств на проживании и питании я могу объездить больше стран, дольше путешествовать и больше увидеть достопримечательностей. Когда-то пешие походы с палатками и приготовлением пищи на костре было нормой,а в наше время комфортное путешествие на автомобиле со всем необходимым - кондиционером, холодильником, газовой плитой многие не считают за отдых. Можно подумать у всех на дачах есть личный шеф-повар и домработники, или отдых на природе - это не отдых? Еще, проехав 8 стран, я не заметил, что где-то живут лучше, чем в России. Как и у нас, в столицах люди побогаче, в регионах победнее. Туристам, отдыхающим на побережьях, возможно кажется, что все люди в этих странах живут замечательно. Но, побывав в глубинках, понимаешь, что это не так. Как и у нас, в регионах простые люди частенько оказываются доброжелательнее и отзывчивее тех, кто работает в туристических зонах. Многие люди очень любят искать крайних: страна у нас плохая, правительство, чиновники, президент и т.д. В основном, замечается только плохое, хорошее не вспоминается. Забыли, что когда-то все ездили с не пристегнутыми ремнями безопасности, выезжали на встречку, создавая пробки, нормой считались поборы на дорогах, бандитские разборки при дтп. У медали две стороны. Взятки берут, потому что мы даем, не давали бы, не было бы коррупции. Начинать надо с себя. Все ждут, что повысят зарплату, построят дороги и т.д., только хотят, чтобы все это было не за их счет. Больше половины людей в стране не платят налоги, работая неофициально, дальнобойщики не желают платить за проезд по дорогам, автолюбителям не хочется оплачивать ОСАГО. Все хотят зарабатывать больше, а платить меньше, а без собираемости налогов не вырастет зарплата, получается замкнутый круг. Многие хотят жить, как за границей, а готовы ли жить по их правилам? Налоги в некоторых странах превышают 50% http://ria.ru/research_rating/... Коммунальные услуги в некоторых странах настолько высоки, что людям приходится экономить на всем: http://ekonomim24.ru/ekonomiya... Об этом мало кто задумывается, видя заграницу в розовом свете. Все в России будет хорошо, надо только подождать, а вот насколько быстро это произойдет, зависит от каждого из нас. Что касается Болгарии, то эту страну я бы сравнил с вином, у которого есть вкус и послевкусие. Чем больше времени проходит с момента возвращения из поездки, тем больше хочется туда вернуться.

legus:
Ехать через запад хорошо тем, у кого нет проблем с шенгеской визой. Если делать болгарские визы, то для проезда через шенген дополнительно нужно делать транзитные, а это двойная трата. Если делать шенгенские, а отдыхать в Болгарии, возможно в дальнейшем возникнуть проблемы с получением шенгена. Мы визы делали в первый раз, поэтому рисковать не стали. Был как-то отчет на DROMе, где людям отказали в греческих визах, по причине, что их не пропустит Польша.

МолодЧаги!)..или молодчины!))...как вам будет угодно..))

VitKinel:
900 км за 12 часов для меня норма. Пробег в 1200 км от Стамбула до Батуми за день - единственный случай за 3 года, но для Турецких дорог это нормально. От Ахалцихе до Батуми 47 км бездорожья, а не 60. Если вы ехали 5 часов, то ваша скорость 9,4 км/час, чуть быстрее пешехода.

toptishka:
А, ну тогда понятно, почему так быстро пересекли. Мы действительно ехали со скоростью 10-20 км в час и много останавливались, потому что дорога там такая, что можно было там остаться на нашей машине. Серьезно?) Вы действительно думаете, что мне сложно было прочитать те же сайты, которыми пользовались вы, особенно с учётом того, что я там был уже 7 раз) Как-то с вашей стороны прозвучало очень самоуверенно. Просто так же как вас не интересует Бузлуджа, или другие объекты, так же меня например не очень интересуют природные достопримечательности, те же пещеры я оставил на другой раз, потому что времени посмотреть на всё у меня не было.
А как тогда воспринимать ваше восхищение видами с площадки "Орлово Око", или с моста "Джурджевича", или это не природные достопримечательности? Очень жаль, что мои слова были неправильно истолкованы, я просто хотел поделиться информацией с теми, кто собирается в те края. Мне, например, обидно, что мы были рядом с некоторыми достопримечательностями, и проехали мимо. Про "Чудные мосты" мы забыли, про пещеру "Вульва" (Утроба) помнили, но не имели на тот момент координат, выкладываю для желающих ее посетить: 42° 11" 19.30" N 22° 58" 44.17" E http://vasily-sergeev.livejour... Про "Орлиные скалы" и Дом посреди реки Дрина мы узнали только, когда вернулись домой. У меня нет намерения кого-то обидеть, буду рад и не обижусь на заявления, что я "не знал", если кто-то поделится со мной своей информацией. Мне интересно познавать что-то новое. За три года путешествий историю и географию изучил больше, чем за все время обучения в школе. Чуть ли не каждый день узнаю что-то интересное для себя. Удивительно, но до сих пор изучены далеко не все уголки России. Например, красивейший водопад открыт совсем недавно, в 2010 году: http://www.zoltur.ru/vodopad-g...

VitKinel:
Скажем так - город Велико-Тырново, или Габрово у меня были в приоритете в выборе между ними и находящейся неподалеку "Деветашкой". Так же как и на каменные столбы я не стал смотреть, а поехал на мыс Калиакру, и в ботанический сад в Балчике. Орлиные скалы проезжал,на пути от "Дьявольского моста" назад в Поморие, но шёл дождь и останавливаться не стал.

Вообще так как ездил один, то старался выбирать места наименее "дикие", разве что Дьявольский мост и Бузлуджа из этого списка выделяются. Ну а в Орлово Око меня отвёз гид.

Хороший отчет, много полезной информации.

Камчатский край
Прочитал все три отчета автора!
Чувствуется, как растет профессионализм путешественника и писателя! Взял многое на заметку для своих предстоящих путешествий! Спасибо за труд! Хочется услышать мнение о дорожной культуре водителей в Турции и вообще об организации дорожного движения в этой стране! И об дорожном питании в Турции (ну там фаст фуд в дороге, и безопасность придорожных кафе).
Сам ездил в Болгарию в 12-м через Украину и Румынию, но пока этот маршрут заказан, хотел бы попробовать с другой стороны...

41reg
Прочитал все три отчета автора! Чувствуется, как растет профессионализм путешественника и писателя! Взял многое на заметку для своих предстоящих путешествий! Спасибо за труд! Хочется услышать мнение...
Вы собрались ехать в Турцию на машине с Камчатки?
В придорожных кафе в Турции мы не питались, так что в этом вопросе ничем помочь не могу, готовили еду сами. В городах питались, проблем не возникало.Только в центрах Стамбула и Анкары пробки, в остальном по стране, движение спокойное, аварий не наблюдал. Люди не в туристических районах доброжелательные, всегда готовы помочь. На АЗС приглашают на чай, на автомойках мне несколько раз бесплатно помыли машину. В супермаркете не оказалось общественного туалета, так охранник провел в служебный, а затем угостил виноградом. В прошлом году ночью встали на площадке около какого-то забора, пришел охранник. Я подумал, что пришел, чтобы прогнать нас, а он предложил нам бесплатно заехать на охраняемую территорию, угостил чаем. Оказалось, что на этой площадке торгуют автомобилями. Он один из продавцов, имеет свой небольшой офис на территории. Таких помещений там десятка три, около каждого стоит несколько машин. За чаем, с помощью гугл переводчика, пообщались. В месяц он продает всего пару машин, зарабатывает на этом меньше 300 долларов, живя всего в 100 км от Стамбула. Автомобили, продающиеся в Турции, дороже, чем в России почти в 2 раза. С такими заработками и ценами на авто не удивительно, что на трассах машин не очень много.

Камчатский край
VitKinel
Вы собрались ехать в Турцию на машине с Камчатки? В придорожных кафе в Турции мы не питались, так что в этом вопросе ничем помочь не могу, готовили еду сами. В городах питались, проблем не возникало.Только...
Спасибо за ответ! Конечно же не с Камчатки! Это было бы слишком....
Есть немолодая, но еще бодрая праворулька в Белгороде. К сожалению, из-за удаленность не каждый год получается съездить в автопутешествие... Но Грузия и возможно Турция теперь первые на очереди!

41reg
Спасибо за ответ! Конечно же не с Камчатки! Это было бы слишком....
Интересные места в Грузии, которые рекомендую посетить: https://www.drive2.ru/l/492127...