|
RU — GE — TR — GR — BG — SR — HU — UA — RU
30 июля - 17 августа
Греческие шенгенские визы в паспортах, желание куда-нибудь съездить возросло до предела. В путь! Из Ростова-на-Дону в Грецию можно попасть двумя основными путями: первый через Украину, Румынию и Болгарию, либо Венгрию, Сербию и Македонию, второй — через Грузию и Турцию. Мы выбрали второй путь.
Всю техническую часть путешествия я опишу в начале. Путешествовали на автомобиле Kia Rio 2014 года. Показания одометра в начале путешествия 50770 км и в конце 57653, значит пройдено 6883 километра и потрачено 444 литра бензина, средний расход топлива получился 6,45 литров на 100 км. На топливо затрачено €430 или почти 30000 рублей. На оплату дорог потрачено около 3350 рублей: в Турции 60₺ (€15 или 1000 рублей), в Греции €2,6 (180 рублей), в Болгарии 15 левов (€7,5 или 530 рублей), в Сербии — 1260 динар (€10,5 или 735 рублей) и в Венгрии €13 (900 рублей).
30-31.07.17
Ростов-на-Дону — Уреки, Грузия, пройдено 778 км по России и 450 по Грузии итого 1228 км.
Выдвинулись из дома мы в 4:30 в надежде к 14 часам пройти границу России и Грузии. Наши знакомые пять дней назад возвратились из Грузии и сказали, что оба МАППа прошли быстро, что-то около 40 минут. Каково же было наше «изумление», когда в 16:30, не доехав 2,5 км до «Верхнего Ларса», мы уперлись в очередь из 300 машин! Только представьте три сотни бедолаг, рассчитывавших по-быстрому съездить в соседнюю страну. Но дело сделано, назад не поедешь, надо ж дать, то есть надо ждать. Но к счастью для нас очередь сразу начала двигаться, притом за два часа с «трехсотой» наша очередь стала «сотой». Появился огонек надежды, что сегодня, именно сегодня мы пройдем границу.
Не думал, что скажу когда-то это, но огромная благодарность нашей полиции, которая дежурила и обеспечивала порядок в очереди. Все «обочечники» и «встречники», вклинивавшиеся в очередь поближе, были беспощадно отправлены в конец очереди! Браво! Местные говорят, что в прошлом году там творился настоящий «дурдом», все лезли проводили желающих за деньги без очереди и значительно тормозили процесс. Кто-то даже умер, стоя на границе, и это стало мощным «пинком под зад» нашим пограничникам и таможенникам к наведению порядка на пункте пропуска. Как говорят те же местные, порядка стало намного больше.
На территорию МАПП «Верхний Ларс» мы попали в 20:30 и к 22:30, то есть спустя 6 часов ожидания и оформления, покатили по Грузии. Надо еще отметить, что в прошлом практически все машины заставляли разгружать и смотрели, что там, в этот раз «разгрузки» выборочные и не частые.
Следующие 450 км удалось преодолеть за 9 часов, и в 8 утра 31 июля мы купались на пляже в Уреки. На первые 130 км от границы до Натахтари, включая Крестовый перевал и все серпантины, ушло 4 часа. Ранее мне удавалось преодолеть этот путь быстрее на час, но впервые мы ехали по Военно-Грузинской ночью, с туманом, дождем и местами градом. Честно говоря, было реально страшно, что сойдет оползень или отвалится какой-нибудь камень.
Кстати, о пляже в Уреки, это по-своему уникальное и необычное место. Вместо привычного нам светлого кварцевого или известнякового песка, на пляже магнетитовый песок черного цвета! Смотрится эффектно. Стоимость кемпинга составляет 5₾ (125 руб.) с палатки за день пребывания.
Грузия: денежная единица лари (₾) 1₾ = 25 руб.
Стоимость бензина — 92 - 1,99₾ (50 руб.), 95 - 2,05₾ (51,2 руб.)
Стоимость парковки - 2₾ за 4 часа
01.08.17
Батуми — Синоп — 690 км.
Изначально мы думали по-быстрому собраться утром, посмотреть насколько позволяло время Батуми и выдвинуться на Турцию. Прошлый опыт говорил, что на прохождение грузинско- турецкой границы уходит менее получаса на всё про всё, поэтому особо утром не торопились. Как позже выяснилось, зря…
Только к 11 часам мы выехали из Уреки (это где-то 40 км до Батуми и 70 до границы). Погуляли по Батуми до 14 часов и поехали на границу. Приехав туда, встали в небольшую очередь в десяток машин. Очередь шла, но на турецкой границе просто перестали пускать народ, так как у них сломался компьютер. В итоге пассажиры прошли все границы за час пешком и ждали меня в турецком Сарпе с 15 до 18 часов. Я же встрял в глухую пробку на таможне. Хотя потом, когда компьютер починили, прошел все формальности достаточно быстро. К слову про въезд в Турцию со стороны Грузии — для въезда в Турцию вам потребуется страховка, если вы не запаслись «зеленой картой», то можно сделать ее на границе в Турции либо в Грузии. В Грузии вам выдадут за символическую плату «зеленую карту» с покрытием Турция, Азербайджан, Иран. Турецкая ОСАГО дается на 3 месяца и стоит 110₺ (1800 рублей). У меня была «зеленая карта» с покрытием «все страны» на месяц обошлось 4180 руб.
Еще одна «фишка», которую делают турецкие таможенники — если вы путешествуете на автомобиле, то вам в паспорт сделают отметку, что ввезен автомобиль и поставят дату, до которой нужно выехать.
Уставшие от неожиданных задержек и огромного количества людей на границе, мы рванули в сторону Стамбула, до которого было 1230 км, в надежде где-нибудь пристроиться на ночлег. В принципе, у нас все было для того, чтобы ночевать в палатке, и мы могли бы ее поставить где угодно, но хотелось некоторого «комфорта» кемпинга. В навигаторе, которым я пользовался, я нашел один такой в городе Синопе. Мы поехали туда. По дороге, поздней ночью мы видели с десяток оборудованных кемпингов, но их POI не было в Sygic.
Sygic это, в принципе, неплохой оффлайн навигатор, карты на выбор закачиваются в телефон. Можно купить его за 20 €, а можно взять в аренду на 3 месяца за 5 €, как это сделал я.
Утром мы оказались в Синопе, знакомом нам еще со школьной скамьи. Именно здесь в ноябре 1853 года в преддверии Крымской войны Османская империя (точнее, то, что от нее осталось) лишилась почти всего своего флота, благодаря одаренному русскому флотоводцу Павлу Степановичу Нахимову. В городе есть краеведческий музей, в котором выделено особое место для памятования тех трагичных для турок событий.
При путешествии по северной Турции, есть одно обстоятельство, одновременно это и некоторое неудобство, и преимущество. За эту ночь мне удалось пообщаться в кафе, на заправках и при других обстоятельствах с более чем двумя десятками местных, и мне не попался человек, хоть капельку говорящий по-английски. Это, конечно же, затрудняет коммуникацию и проникновение в культуру этой удивительной страны, но есть и «плюсы». Где-то в 23 часа нас остановили жандармы (транспортная полиция, как я понял), останавливать было за что, так как на дороге постоянная смена ограничения скорости, и не всегда даже интуитивно понятная. Когда он подошел, у нас произошел примерно следующий диалог:
— Мерхаба! — это я говорю.
— Мерхаба!
— Эээ?!
— Насыл эээ?
— Русча, анламыйорум!
— Русча! Гель! (по-русски говоришь! Тогда проезжай!)
02.08.17
Синоп — это колоритный чистенький городок с населением около 40000 человек с очень узкими извилистыми улочками, односторонним движением, крутыми спусками, старыми домами с элегантно облезлой штукатуркой и развалинами старой крепости. По сути, весь центр города находится внутри стен. Сам же город расположен на полуострове и на материке и соединен узеньким перешейком. Многие турки любят отдыхать здесь, некоторые даже едут со средиземноморского побережья сюда.
В кемпинге, где мы поселились, в основном турки, если не считать нас, можно сказать, что мы немного внесли разнообразия. За первый день пребывания с нами познакомились и попили чай три семьи, расспрашивали про Россию и Путина, говорили, как они нас (русских) любят и что мечтают побывать в России.
Стоимость пребывания в кемпинге рассчитывается из количества палаток. Один день стоянки стоит 60₺ (900 руб.) сюда входит пользование водой, электричеством, душем и туалетом, также дают столики стулья, если нужно можно за отдельную плату взять гамак, газовый баллон или холодильник. У нас было две палатки, и мы заплатили за три дня 360₺ (5400 руб.).
Турция: денежная единица турецкая лира (₺) 1₺ = 16,9 руб.
Бензин достаточно дорогой — 5,25₺ (89 руб.).
Стоимость парковки 5₺ — 2 часа.
03.08.17
Отдыхаем в палатках, купаемся, общаемся с местными, пытаемся порыбачить, гуляем в городе. Сегодня произошла интересная встреча, мы с женой стояли возле какого-то магазина, обсуждали цену типа — а сколько это по-нашему, и вдруг слышим радостный возглас: «А вы что, русские»? Перед нами стояла молодая женщина по имени Татьяна, она вышла замуж за турка и была очень удивлена, что ее соотечественники забрались в «такую глухомань». Как она нам сказала, обычно россияне не ездят на турецкое Причерноморье, в основном предпочитают Средиземное, Эгейское или Мраморное море.
04.08.17
Сегодняшний день начался с утренней рыбалки и последующего исследования Синопа. При въезде на полуостров нас встретила крепостная стена и памятник Диогену, тому самому, который жил в бочке и благодаря этому прославился на все века. Нашли в городе отделение почты (PTT), отправили открытки друзьям. Женская часть нашей компании прошлась по одежным магазинам, утешая себя и нас тем, как выгодно они купили вещи, которых в России просто нет… все таки мы же приехали сюда тратить денежки, так пусть это будет с пользой… Вечером, подкрепившись форелью, жареной на углях, мы наслаждались легким бризом и приятной атмосферой «ничегонеделания».
05-06.08.17
Синоп — Истанбул 630 км, Истанбул — Александруполис 290 км всего пройдено 920 км.
Сегодня заканчивается наш кемпинг в Синопе. Спасибо этому городу за приятные впечатления. Думаю, что можно вернуться сюда вновь, чистое море и приятные непьющие люди оставили только приятные воспоминания. После заката мы отправляемся в Истанбул, впереди ночной переезд, чтобы ранним утром начать знакомство со столицей Европы и Азии…
Из Синопа мы выехали вечером, я переживал, что ночью может быть сложно ехать, так как в Турции все, что не возле моря, это горы. И действительно, до Кастамону мы доехали благополучно за 2 часа, а вот от Кастамону до Ильгаза, где дорога выходит на трассу Самсун — Истанбул, вышел, наверное, самый опасный участок нашего путешествия, шел очень сильный дождь и дорога с огромным количеством крутых поворотов. Нужно отметить, что перед Ильгазом сделали длиннющий тоннель где-то около 6 км, он спускается, минуя все эти серпантины, но его пока нет на навигаторе, но есть указатели, и мы последовали им и выехали почти на трассе!
Где-то за 280 км до Истанбула дорога переходит в платный участок скоростной трассы Анкара — Истанбул О-4. И вот тут начинаются сложности, для проезда по трассе нужно заплатить, но привычных нам будочек с кассирами здесь нет, все происходит автоматически. Перед поездкой нужно приобрести специальный стикер-антенну HGS, он лепится под зеркало заднего вида и при проезде через арку с надписью «HGS» автоматически списывает нужную сумму денег. Купить его можно либо на почте (PTT) либо на заправке в городе Гереде (после него начинается платная дорога). Я купил на заправке. Заплатить придется 58 ₺, 8 — это цена стикера и 50 на счету. В принципе достаточно, чтоб проехать по платной дороге и по одному из мостов через Босфор. Если вы путешествуете из Азии в Европу, вам по-любому придется раскошелиться на «турецкое чудо» по имени HGS потому что все мосты и тоннель через Босфор платные. Можно воспользоваться также паромом за символическую плату в 7 лир, но платить придется с помощью HGS.
Платная трасса везде имеет по три полосы с ограничением 110 км/ч, через каждые 10-20 км есть зоны отдыха, на которых есть заправки, кафе, туалеты, в общем, все, что нужно в путешествии. Интересное наблюдение: бензин в Турции весьма дорогой, но по мере приближения к Истанбулу, цена понемногу уменьшается, хотя и незначительно. Например, в Самсуне я залил бензин по 5,26₺, а в Истамбуле по 5,18₺. Кстати, так как в Турции топливо дорогое, то подавляющее большинство автомобилей здесь дизельные, либо LPG, и как следствие на некоторых заправках нет бензина, в принципе, только motorin (дизель) и LPG.
Истанбул, или как нам более привычно — Стамбул, это огромный город, еще за 50 км до въезда чувствуется, что ты в мегаполисе — большие дома, промзоны и т.п. При въезде в сам город стоит указатель Istanbul и подпись: население 14 850 000 это как в нашей Москве. Мы въехали в Стамбул в 5 утра в воскресенье, притом в городе уже было огромное количество машин, в основном таксисты. Движение достаточно агрессивное (здесь тоже прослеживается сходство с Москвой). Парковка в центре Стамбула рядом с Айя Софией и Голубой мечетью, внимание, обойдется в 6₺ за первый час 2₺ — второй и далее по 1₺, итого за три часа платной парковки я заплатил 9₺ (135 руб.) мне показалось это не дорого, в Москве однажды за 4 часа я заплатил 600 руб.
Утро начинается в Стамбуле так же «рано», как и в остальной Турции, часов в 9-10. Неспешно начинают открываться лавочки, и народ начинает сновать туда-сюда. Пользуясь случаем и ранним временем, мы постарались немного осмотреться, удалось почти все, что задумывалось — посетили Голубую Мечеть, пофоткались вокруг Айя Софии, прогулялись по набережной до Галатского моста и поднялись до Гранд Базара (к сожалению, был закрыт, так как воскресенье). Также, к сожалению, не удалось посетить Топ Капы, но… это будет в следующий раз, как говорят в Турции — иншалла!
Вообще исторический центр Истанбула нам очень понравился, за исключением огромного количества мусора, который, наверное, не успели убрать. В парке между Султанахмет и Айя София его валялись тонны! Приятно было, что цены в кафе в самом центре мегаполиса сравнимы с ценами в ростовских кафешках. Видимо, турки понимают, что вкусно покушать должно быть доступно всем!
Где-то в 12 часов мы выдвинулись в сторону пограничного перехода Ipsala — Kipoi, до которого от Стамбула около 250 км. В городке Текирдаг потратили последние лиры и вскоре прибыли на границу. Перед нами было порядка 20 машин, в итоге турецкую границу мы прошли за 20 минут, греческая то же самое — не выходя из машины, не открывая багажник и прочее. В итоге через 40 минут мы уже катили в направлении Александруполиса. Там мы провели первую ночь в Греции.
Греческий бензин это разорение — 1, 48€ (104 рубля) то есть в 2,5 раза дороже, чем у нас, а мы еще жалуемся, что у нас 95-й 42 рубля стоит. Причем в условиях 10-летнего кризиса зарплата греков падает, а не растет. Продукты в магазине, как мне показалось, тоже немного дороже наших.
07.08.17
Александруполис — Кавала 170 км
Кавала — в этом номе в поселке Неа Ираклица мы обосновались в кемпинге. Чистенько уютненько, но есть два обстоятельства, к которым мы не были готовы: 1 — народу в Ираклице, как и на всем греческом побережье Западной Фракии видимо-невидимо и 2 — цена на кемпинг, в отличие от турецких расчетов в Синопе, складывается из небольших сумм «за все» палатка — 8€, каждый турист — 4€, автомобиль — 6€ и т.д., итого набегает сумма, сопоставимая с ценой домика в Airbnb либо гостиницы. Нам пребывание обошлось в 52€ в сутки. Но нужно отдать должное, все цивильно и уютно!
Эгейское море приятное, очень теплое, возможно даже черезчур. Очень много морских ёжиков и красивых рыбок.
08.08.17
Купаемся на море, рыбачим. Посетили сегодня археологический памятник «Древние Филиппы» — город, основанный отцом Александра Великого македонским царем Филиппом. Он находится в 15 км от города Кавала по дороге в Драму. Этот город стал первым местом, где проповедовал апостол Павел в Европе, и первым человеком, обращенным в христианство, стала женщина Лидия из города Фиатир, торговавшая тканью (Деяния 16:12-40). Рядом с руинами Филипп есть небольшой городок Лидия, названный в честь первой европейской христианки, там находится комплекс, посвященный крещению Лидии. Нужно отметить, что в этом городе апостолу Павлу сильно досталось, он оказался в темнице и потом после землетрясения, разрушившего тюрьму, был обращен в христианство и темничный страж. Уже к 5-му веку Филиппы стали центром христианства в Македонии. В городе размером 6 км² было 3 базилики, 1 храм в виде восьмиугольника — Октагон и дом епископа.
09.08.17
Сегодня с детьми совершили вылазку в городок под названием Элефтеруполис недалеко от Кавалы. Город расположен в 15 км от Кавалы на дороге, ведущей в Болгарию. Там мы нашли почтовое отделение, чтоб отправить открытки друзьям! Отправить открытку в Россию из Греции стоит 0,80€. А из Турции я отправлял по 2₺.
10.08.17
Сегодня рыбачили на пляже в метре от берега. Оказывается, здесь много мелкого лаврака — сибас по-нашему. Попадались разные от 10 см до 20. Сразу сбежались ребятишки, местные и отдыхающие. Также прибоем выбросило на берег мертвого морского конька, если честно, никогда не видел этих зверушек рыбок в природе.
11.08.17
Кавала — София — Ниш 458 км
Сегодня отправляемся в Сербию в город Ниш — родина императора Римской империи Константина Великого. От Кавалы около 130 км до границы с Болгарией. Перед самой границей стоит пункт оплаты дорог, как я понял, за пользование магистралью Egnatia Odos E-90. Заплатили 2,6€.
Пограничный переход Promachonas (GR) — Kulata (BG) выглядит так: по правой стороне стоит длиннющая вереница грузовиков, легковые едут по левой полосе и подъезжают к маленькой будке, где сидят и греческие и болгарские пограничники. Жители Евросоюза проезжают свободно, просто показывая свои паспорта, а вот такие как россияне, украинцы, молдаване, сербы — становятся в сторонку, пропуская европейцев и ждут, когда им прошлепают паспорта. Перед нами стоял серб, а за нами молдаване. Несмотря на задержку на это, весь процесс происходит быстро, и у нас на прохождение греческо-болгарской границы ушло около 7 минут.
В Болгарии бензин сравнительно недорог, особенно по сравнению с греческим, всего 2 лева (1,04€ — 73 рубля). Помимо бензина пришлось раскошелиться на виньетку. Суточная виньетка есть только для грузовиков, а для легковых нужна недельная, даже если Болгарию вы проедете за 3-4 часа, она стоит 15 левов либо 9€. Выгоднее покупать в левах. Виньетка позволяет пользоваться болгарскими дорогами, и ее отсутствие влечет за собой штраф. Хотя я встретил одного русского, который живет в Болгарии и ездит на машине с российским номерами, он не покупает виньетку и говорит, что для россиян покупать ее не обязательно, так как контрольные аппараты не настроены на наши автомобильные номера. Учитывая это, я подъехал к полицейским и спросил их насчет виньетки для россиян, они сказали, что покупать надо!
Где-то за 100 км до Софии дорога становится автомагистралью с ограничением 140 км/ч и тремя полосами движения в каждом направлении.
Прибыли на пограничный переход Kalotuna (BG) — Gradina (SRB) в 16:10 и уткнулись в огромную очередь. Надо отдать должное, хотя машин было много, очередь двигалась. На болгарской стороне работали 6 окошек. Пограничники поставили печати и все, никто ничего не проверял. Сербы поприветствовали нас как самых лучших друзей — наши страны связывают очень давние и тесные отношения. Не глядя в паспорта, пограничник быстро проштамповал паспорта, только спросив, сколько нас в машине, убедившись, что паспортов столько же, отпустил с миром, пожелав нам хорошего настроения!
Те машины, которые стояли на въезде в Болгарию, проверяли на наличие сигарет, дело в том, что в Сербии табачные изделия стоят значительно дешевле, чем в Болгарии и можно без пошлины провозить только 2 пачки на человека. Но, видимо, есть проблема контрабанды.
Сербия мне нравится! Своими горами она напоминает наш Кавказ. Многие пожилые люди знают (то есть учили в школе) русский язык. Стараются спросить, как у нас в России. Многие говорят, что сербов 150 миллионов, потом, правда, добавляют — вместе с русскими! Везде чувствуется уважительное отношение к россиянам и России. Очень вкусная кухня, чего стоят чевапчичи, айвар, плескавица!
Вечером мы расположились у наших друзей в Нише — древнем городе, ведущем свою историю со времен Римской империи, являющимся родиной императора Константина Великого, освободившего в 313 году христиан от притеснения и даровавшего свободу вероисповедания Миланским эдиктом.
12-13.08.17
Ниш — красивый городок, с множеством интересных исторических мест. Одно из них — Нишка тврджава — или Нишская крепость. В ее стенах как раз в дни нашего посещения проходил джаз-фестиваль NišVille.
Сегодня посетили Народный музей Ниша, он включает в себя 4 объекта: Археологический музей, состоящий всего из одной комнаты с множеством экспонатов, найденных в Нише, Медианы, Челе-Кула и Концлагеря Црвени Крст. Мы приобрели единый билет, дающий возможность посетить все 4 объекта всего за 200 динар (117 рублей). Очень сильное впечатление произвел концлагерь «Црвени крст» (Красный крест) — здесь немецкие и болгарские фашисты в течение двух лет мучили сербов, евреев и цыган — мужчин и женщин. Также среди заключенных был один советский военнопленный Михаил Воробьев. Челе-Кула (Башня из черепов) ее в 1809 году по приказу Хуршида-паши воздвигли турки из отрубленных голов погибших в битве на горе Чегаре сербов для устрашения всякого, кто пожелает восстать против Османской империи. Изначально черепов было около 900, но к настоящему времени их осталось 58. Вокруг этого монумента возведена часовня. Является памятником культуры Сербии исключительной важности. Это по сути памятник независимости Сербии, половину тысячелетия пребывавшей под владычеством турок и решившей восстать. Медиана, это резиденция императоров Римской Империи, начиная со времен Константина Великого, восстановленная и отреставрированная сегодня она также является особо важным памятником архитектуры Сербии.
Валюта Сербии — Сербский динар 1RSD — 0,59 рублей.
Бензин — 145 RSD (85 рублей).
14.08.17
Ниш — Будапешт — Мукачево — пройдено 960 км
Покинули Ниш рано утром с надеждой еще вернуться сюда и досмотреть, что не успели — Бубань, гору Чегару и множество других интересных мест.
Выехав из Ниша мы скоро оказались на платной дороге (аутопут) Е-75, которая проходит через всю Сербию с севера на юг (ну, а в нашем случае, наоборот — с юга на север). Дорога отличная ровная, разрешенная скорость 120 км/ч. Оплата происходит в зависимости от пройденного расстояния. При въезде на платный участок получаешь талон, который нужно будет отдать человеку в кабинке при выезде с платной дороги, и автоматически посчитается нужная сумма. Так как мы путешествовали через всю Сербию, то заплатили сполна. За участок от Ниша до Белграда 800 RSD (470 рублей), а за участок от Нова Пазова до Суботицы — 360 динар (210 рублей).
Между Сербией и Венгрией есть несколько пограничных переходов. Самый популярный и самый переполненный, особенно в сезон отпусков, находящийся непосредственно на трассе Horgoš (SRB) — Röszke (H), и есть еще два: один восточнее — Đala (SRB) — Tiszasziget (H) и западнее — Kelebija (SRB) — Tompa (H) — этим переходом мы и воспользовались.
Проехав через всю Суботицу, подкрепившись напоследок вкусной плескавицей, прибыли на границу, перед нами было всего 5 машин — все местные сербы и венгры. Сербский пограничник, увидев нас, ободрился, сказал, что Путин — супер, даже не смотрел в паспорта и не ставил печати. Просто уточнил, есть ли у нас виза для поездки в Венгрию, и пропустил.
При въезде в Венгрию отдали паспорта пограничникам, таможенникам показали багажник, рассказали, что у нас нет алкоголя, табака, мяса и прочего, запрещенного для ввоза в ЕС. Прошли границу быстро и покатили по Венгрии.
Для пользования венгерскими дорогами, требуется приобрести виньетку. Для легкового автомобиля доступна виньетка на 10 дней за 2900 HUF (9,6€), купить ее можно на заправке. На заправках в основном можно купить все за евро, но у них особый курс (естественно, не в нашу пользу) и с меня взяли 13 евро, короче говоря, надурили на 3 евро. Можно было рассчитаться картой, но я как-то не сообразил. Так что имейте в виду, рассчитываясь картой, можно немного сэкономить.
Дороги в Венгрии хорошие, местные немного узкие, а автомагистрали отличные, где можно ехать 130 км/ч. Мы направились в сторону украинского Мукачево. Одна особенность, на которую я обратил внимание в Венгрии — на заправках туалеты платные 100HUF (23 рубля) либо 0,5€ (35 рублей).
На МАПП «Берегшурань» мы прибыли к 22 часам и прошли границу быстро. Были переживания, что могут возникнуть проблемы на украинской границе, так как мне больше 18 и меньше 60 лет, и у меня нет приглашения. Полтора года назад я ездил в Украину и препирался с пограничниками около получаса, пока меня пропустят. Но, видимо, было очевидно, что наша семья не представляет опасности для Украины, и нас быстренько пропустили. И ближе к полуночи мы были у наших друзей в Мукачево.
В Венгрии национальная валюта форинт 1 форинт стоит 0,23 рубля.
Бензин 370 HUF — 85 рублей.
Виньетка — 2990 HUF — 690 рублей.
15.08.17
Мукачево — Киев — 770 км
Красивейшие места Закарпатья! Самобытность и горы! Цены на бензин не такие высокие, как в ЕС, в районе 26 гривен (60 рублей), и это, конечно же, радует! Качество дорог достаточно хорошее.
По дороге заехали во Львов, никогда ранее там не бывали и не пожалели, что потратили 5 часов времени на осмотр центра этого старинного города. Видна особая культура города. Очень много музыкантов на улицах, причем не все из них зарабатывают «копеечку», некоторые так рекламируют свое творчество. Предлагаются экскурсии по подземельям Львова и многие другие. По сути, музеем можно считать каждое второе заведение в центре города.
Из Львова выехали в 16 часов и направились в Киев. От Львова до Киева 560 км. Первые 50 км идет простая дорога в одну полосу в каждом направлении, потом переходит в двухполосную дорогу. Местные носятся со скоростью 120-140, несмотря на белые знаки населенных пунктов. Полиции и камер нигде нет, только на постах, которых не так много, может быть 4 или 5 на весь путь до Киева. В Киев приехали в 23 часа.
16.08.17
Киев. Погуляли по городу. Я сам бывал здесь неоднократно, но до всем нам известных событий. Интересно было посмотреть, как изменился город за три года. Вечером мы стали свидетелями репетиции парада ко Дню Независимости. Потом прогулялись к Андреевской церкви и спустились к Речному вокзалу.
17.08.17
Киев — Ростов-на-Дону — 1260 км.
Это был самый длительный отрезок нашего пути. Если не считать самый первый день, когда мы провели в машине более суток. У нас ушло на этот путь 22 часа. Хотя ранее до войны в Луганской и Донецкой областях, из Киева в Ростов мы ездили за 13 часов. Мы отправились на МАПП «Гоптiвка» в Харьковской области. Прибыли на границу к 14 часам, и на все про все две границы мы прошли за 2 часа. В принципе нормально.
Пока ждали возле окошка пограничников, один молодой человек сказал, что можно ездить через Купянск, Старобельск, Меловое-Чертково — Миллерово — Ростов, и что выходит от Киева где-то 1100 км ( на 160 км меньше, чем через Белгород, но качество дорог немного хуже, с его слов, а какое оно на самом деле…?) В Белгороде потратили около 2 часов на то, чтоб закупиться в магазине и поужинать, и в 18 часов поехали в сторону Россоши и Ростова. До Алексеевки очень много ремонтируют дороги, а после Россоши и Кантемировки до Богучара дорога хорошая и пустая. Ну а на М-4 «Дон» как всегда в августе «переселение народов», все едут кто на юг, кто на север… Наверное, потому что уже давно всем известно — «Движение это жизнь»!
В завершение своего рассказа хочется особо поблагодарить и отметить мою супругу Ольгу, детей Диану, Тимофея и сестру моей жены Светлану, все вместе мы преодолели этот путь. Также спасибо всем тем, кто нас приютил у себя дома — семья Данило и Бранкицы Зеленкапич в Нише, семья Анатолия и Галины в Мукачево и семье моего брата Ильи и Марины в Киеве. Также спасибо всем, кто давал нам дельные советы и подсказывал, как решить проблемы с меньшими затратами!