Мечты сбываются, или Путешествие в коровий рай (из Воронежа в Грузию)

21.04.2016 | 19044 просмотра

Маршрут: Воронеж—Владикавказ—Тбилиси—Кобулети—Воронеж.

Ах, как же в этом году я хотела в отпуск! В прошлом 2014 году в связи с переменой места работы отпуск накрылся медным тазом.

Ах, как же я хотела поехать в отпуск на автомобиле. Как и многим здесь, очень уж мне нравятся автопутешествия. Когда ты не привязан ни к месту, ни ко времени — сам себе хозяин.

Ах, как же я хотела провести отпуск в Грузии. Как вдохновляли меня дромовские отчеты об этой удивительной стране. Как хотелось увидеть эту красоту своими глазами.

Но штурман полагает, а водитель располагает. Осталось убедить этого самого водителя, что ехать в Грузию — это единственно верное и правильное решение. По весне я слышала категорическое «нет», в июле предложила подать заявления на загранпаспорта — на всякий случай))))), и к концу августа стена непонимания «что мы там забыли, там русских не любят» поддалась, и УРАААААА мы едем в Грузию!!!

Отпуск у меня был с 1 сентября, но с работой мы никак не могли расстаться, и выехать получилось только в пятницу 4-го. И то не с утра пораньше, а уже ближе к 10 утра, решив кучу страшно неотложных дел.

Итак, 4 сентября 2015 года. Машина Chery IndiS 2012 г.в. Пробег на момент начала поездки около 82000 км. Экипаж: водитель — Александр, штурман — Ирина.

Перед поездкой, я очень удачно уронила навигатор — треснул тачскрин. Обзвонила все мастерские в городе, починить так, вот чтоб завтра забрать, никто не смог. Поэтому едем без навигатора. На крайний случай имелся планшет с Яндекс.Навигатором. Еще был сфотканый на телефон маршрут с Ати.су с указанием основных путевых точек.

По М4 дальше Лисок я никогда не ездила, поэтому было очень интересно, я крутила головой и ждала то самое Лосево, пробкой в котором все пугают. Но Лосево кончилось так быстро, не успев начаться. В обратную сторону было небольшое затруднение движение, но все равно не страшно.

Немного плутанули в Аксае — не свернули на развязке на Краснодар. Туда еще такая пробка была, зачем же нам туда ехать)). Поняли, что что-то пошло не так, когда доехали до кругового движения со знаком «Ростов-на-Дону — город воинской славы». А в Ростов уж нам точно не надо. Пара кругов и карта в телефоне и нужное направление было найдено.

Стемнело быстро. Стали приглядывать походящее место для ночлега. В районе станицы Кущевской вся обочина забита машинами со светящимися табличками «Ночлег» или «Мотель», но мы там не решились остановиться. Едем дальше и упираемся в огромнейшую пробку из-за ремонта дороги. Теряем около часа. Да и выматывает стояние в пробке, что ни говори. Около 10 вечера заселяемся в отель «Кристалл» в станице Октябрьская. Двухместный номер с раздельными кроватями — 1600 руб., с двуспальной — 1800 руб., стоянка машины на закрытой территории во дворе здания — 50 руб.

Номер маленький, собственный санузел (правда, никак не могли отрегулировать воду в душе, пять секунд горячая, пять секунд холодная), белье свежее, телевизор, кондиционер (но почему-то без пульта). В целом рекомендую.

Гугл карты говорят, что в первый день проехали примерно 700 км.

Спим, пока спится, встаем без будильника. Около 9 утра отправляемся в путь. Согласно моим записям, скоро мы должны свернуть с М4 на М29 «Кавказ» в станице Павловская.

Веселая жизнь закончилась :)

Километров через 40 приближаемся к развязке, М4 уходит направо, а мы едем прямо на Тихорецк и Кропоткин.

И тут понимаешь, что «веселая жизнь» действительно кончилась. После практически идеальной четырехполосной М4, первые километры дороги были, мягко говоря, не фонтан.

С горя похлебали борща в придорожном кафе «Вивар» в районе станицы Архангельская. Еда на четверочку, но зато работает кондиционер — немного отдохнули от жары. Дальше стало повеселее — дорожное покрытие улучшилось. Кое-где ремонт активно продолжается.

Тихорецк проехали по окраине, а вот в Кропоткине трасса проходит по довольно оживленной части города с отвратительной дорогой. Проезжаем Армавир… Невинномысск — начинают попадаться джигиты на разнообразных Тазиках и Приорах. Вылететь на трассу с сельской дороги не смотря по сторонам, обгонять, чтобы через сто метров остановиться. Но хотя и в Воронеже таких хватает. Здесь работает правило трех Д, что нам жалко что ли — пусть едут.

Дальше в моих заметках среди путевых точек числились Георгиевск и Прохладный. Поворот на Георгиевск был, но сворачивать не стали, по указателям продолжаем движение по М29.

Рельеф местности начинает меняться. Не так скучно становится ехать после бесконечных полей. Хотя, если ехать раньше, не в сентябре, поля тоже невероятно красивые. Одни подсолнухи чего стоят. Сейчас же на глаза попадались или уже убранные или с кукурузой разной степени высушенности.

Никогда не видела оранжевой разметки. Весёленько.

Дорога превращается в сплошной продовольственно-игрушечный рынок — куча машин, суббота все-таки. Скорость движения резко падает. О том, что это были Минеральные Воды, мы узнали, только когда увидели знак «Конец населенного пункта».

Пересекаем границу с Кабардино-Балкарской республикой. Спешим. По планам сегодня хотелось бы пересечь границу. На часах 15:00. Пункт пропуска на границе работает до 19:00. Кабардино-Балкария запомнилась оригинальными названиями населенных пунктов: Залукокоаже, Псынадаха, Куба-Таба.

А мы уже проезжаем поворот на Нальчик. Приближаемся к границе с Республикой Северная Осетия-Алания. Тааааак….. где тут страшный блок-пост, которым всех пугают. Но ни у ДПСников, ни тем более у дядек с автоматами мы интереса не вызвали. На всем протяжении пути в Грузии нас ни разу так и не остановили.

Наспех перекусываем в придорожном кафе и торопимся к границе. Решили, что доедем до таможни, попытка — не пытка, если не успеем пройти, вернемся во Владикавказ и там заночуем. Расстояние от города до пункта пропуска невелико — около 35 километров.

Вроде солнечно, но над горами хмурит. То ли тучи, то ли облака. Я все думала — затянет сейчас, но там постоянно так. Все время, что мы пробыли в тех местах, светило солнце, но над горами всегда было пасмурно.

Впервые на указателях встречается Тбилиси.

Въезжаем во Владикавказ на часах 17:30. Меня как равнинного жителя по-детски восхищали горы на фоне типовых многоэтажек. Выходишь утром на работу, а тут такая красотища.

Попадается Роснефть, заливаем до полного и вперед. В городе не заблудились, указатели на Верхний Ларс и Тбилиси имеются.

Дорога уже становится нереально завораживающей, рот понемногу открывается и закрываться отказывается. Начинает смеркаться. Проезжаем маленькие деревушки, окруженные горами. Живут же люди — так мало солнышка им достается. Пасмурно, дождя нет, но туман на стеклах оседает.

Подъехали к шлагбауму, на часах 18:15. Бегущая строка на въезде сообщает, что пункт пропуска работает до 18:30 (а не как мы читали, что до 19:00). Перед нами несколько машин. Стоим, уже сомневаемся, что пройдем. Машины в основном 15 регион (Северная Осетия) и Армения. Перед пунктом пропуска мужчины стоят кучками — мировые проблемы, наверное, обсуждают, к некоторым в очереди подходят. Возможно, предлагают ускорить прохождение границы, но к нам не подходили. На въезде пограничник спросил — сколько человек в машине и попросил показать паспорта. Я заботливо вытряхиваю из обложки российский, на что слышу «Дееееевушка, заграничный….», показываю и проезжаем дальше.

Выбираем коридор, в каждом по 4-5 машин, но соседний, как водится, движется быстрее. Кавказцы — нетерпеливые, мы сидим в машине, а все вокруг ходят, общаются, снуют между рядов. И все поголовно семечки грызут)). Уже почти подъехали к окошку, и тут в стекло стучит один из них и говорит: «Дорогой, бери левее, уже колесо наполовину висит». Оказалось, там яма для осмотра автомобилей снизу, ничем не прикрыта. Провалиться туда — как нечего делать. Было бы очень неприятно. Спасибо, тебе добрый человек! Сама процедура прохождения российской границы заняла 5 минут. Паспортный контроль, попросили открыть багажник. У нас там только одна спортивная сумка. По сравнению с соседями впереди и сзади (груженые под завязку и еще на крыше багажник заставлен коробками) — это просто ничего.

Заветные штампики получены, выезжаем на нейтральную территорию, выворачиваем из-за поворота и упираемся в хвост огромной очереди. За нами никто не становится, все по обочине лезут вперед. Пять минут стоим……десять…..пятнадцать…. в машине витает мысль «и за каким мы вообще сюда поперлись». Но потом очередь двинулась, видно грузины пропускали партиями, больше не стояли, очень бодренько докатились до пункта пропуска. Все рассредоточились по рядам, и очереди-то и нет совсем. Вспомнила, что читала о том, как грузинскую таможню пассажиры проходят пешком, отдельно от водителя. Из машины, стоящей перед нами, вышла женщина и направилась к зданию справа. Ну и я за ней, значит, все правильно я запомнила.

На паспортный контроль очень много людей, возможно, автобус подошел. Но пограничники оперативно отреагировали, открыли еще две будки на прием. Почувствовала себя белой вороной, со своей белой головой))). Одни грузины, армяне, осетины и я со своей нетипичной для этих мест внешностью. Подхожу к окошку, протягиваю паспорт, сама серьезность — нервничаю немного (вдруг не пропустят меня/водителя, первый раз в незнакомой стране). Пограничник — молодой парень фотографирует меня, что-то спрашивает, я не слышу ничего (он за стеклом), переспрашиваю. Оказывается, он светские беседы задумал со мной вести))). По-русски говорит нормально.

— Глаза у вас красивые, — улыбается.
— Спасибо, — тоже улыбаюсь, услышала комплимент и отпустило :)
— У вас родственники в Грузии?
— Нет, просто едем посмотреть вашу страну.
— А кто с вами едет?
— Нас двое — я и водитель.
—Водитель? …Он, наверное, ваш парень… Счастливого пути.

Дальше по коридору наткнулась на обмен валюты. Меняю 3000 рублей на поесть-поспать. Где еще потом искать обменник в темноте.

Там тоже молодой парень —по-русски говорит так же неплохо. Читала, что молодежь уже русским не очень владеет. Пока проблем с общением не испытываю, думаю, это никак не связано с возрастом, а работа на границе обязывает.

Выдает он мне вот такую бумагу:

Загадка для сильных в грузинском алфавите. Угадайте мое имя и фамилию)))

Говорю:

— Это вы мне должны отдать 95,88 лари?
— Нет, 98.

Грузинской арифметики я не поняла :) В итоге курс вышел 32 с копейками лари за 1000 российских рублей.

Итак, прохождение российско-грузинской границы заняло ровно 1 час.

Почему-то при подготовке к поездке нигде не попалась на глаза информация о разнице во времени с московским в 1 час. Поэтому немного удивились, посмотрев на часы уже на территории Грузии. Один из наших гаджетов перевел время автоматически на час вперед. Так мы и узнали об этом.

Грузия нас встретила «отличной» дорогой без асфальта, с кучей строительной техники по краям. Обвалы в горных ущельях нередкое дело. Наконец выехали на асфальт, и вот мы уже в Степанцминде. На каком-то пятачке цивилизации останавливаемся, пьем кофе в магазинчике и думаем о ночлеге. На часах около 20:00, до Тбилиси 150 километров.

У нас была парочка телефонов ночлега в Тбилиси. На границе мой Теле2 автоматически сменился на грузинский Билайн. Пробую звонить. Бодрый мужской голос сообщает, что «Ваша заявка принята». Через пару секунд мне поступает входящий звонок с неизвестного номера, и я слушаю музыку. То ли трубку там не поднимали, то ли освоить технологию такую мы не смогли. Но дозвониться ни по одному номеру не получилось.

Ну и ладно, едем пока едется, если что-то попадается подходящее — останавливаемся. Высоко наверху видно подсвеченную Церковь Святой Троицы. Может, на обратном пути удастся на нее посмотреть…

Вокруг темно. Мы, конечно, слышали, что в Грузии коровы на самообеспечении — ходят, где им вздумается, в том числе по дорогам с совершенно невозмутимым видом, не обращая никакого внимания на автомобили. Но поначалу появляющиеся из темноты или даже лежащие посреди дороги, они меня пугали. Потом привыкла. Что меня удивило — это свиньи, существующие в таком же режиме. Ходят себе по проезжей части, жуют там чего-то на обочине.

Проезжаем еще один участок бездорожья в районе населенного пункт Коби. Дорога перекрыта, объезд по камням в темноте — удовольствие еще то. Начинается горный серпантин, повороты почти на 180 градусов, темно, машин нет ни в попутном, ни во встречном направлении. Водитель в напряжении. Устали уже, что говорить. Арку дружбы, похоже, мы тоже сегодня не увидим…

Въезжаем в Гудаури — знаменитый грузинский горнолыжный курорт. Зимой здесь, наверное, кипит жизнь, а сейчас большинство отелей закрыты. Останавливаемся около одного, стоит автомобиль с белорусскими номерами, выгружается семейная пара. Узнаем у них порядок цен на ночлег. Номера остались только по 80 лари. У нас осталось только 95, а хотелось бы еще и поужинать.

Спускаемся с гор, заезжаем еще в один отель. Скорее это просто большой частный дом. Двери открыты настежь, женщина сидит посреди помещения и чистит большое ведро картошки. Переночевать можно за 50 лари, но еды нет, только сыр и яйца. Даже картошки не предложила))

Отъезжаем совсем недалеко и останавливаемся у отеля «Арагви». Здесь же вывеска — обмен валют, так что, если нам не хватит лари, не страшно. Заходим, хозяин — мужчина:

— Здравствуйте. Сколько стоит переночевать вдвоем.
— А за сколько вы хотите?
—…..хм….ну 50 лари нормально.
— У нас есть за 50 номера, но вам же хочется свой душ и туалет?
— Было бы неплохо.
— Такие номера 60 лари.

Хорошо, 60 так 60 — это примерно 1800 рублей, уже очень хочется есть и спать. Смотрим номер и заселяемся.

Небольшая комнатка, телевизор, санузел с окном и кондиционером. Окно было открыто, поэтому показалось очень холодно. Включили кондиционер на обогрев и пошли ужинать. В отеле есть ресторан с очень симпатичным интерьером. Мы заказали два харчо, одну форельку, лаваш и лимонад 0,5 л. Заплатили 23 лари.

Фото из интернета, так устала, что сил фотографировать не было.

На противоположной стене целая коллекция банкнот разных стран. Гости отеля пишут отзывы и пожелания на память хозяевам. После ужина отрубились моментально. Итого второго дня — все те же примерно 700 километров плюс прохождение границы.

Утро залило наш санузел солнечным светом)). Открываешь окошко, а таааам….. такая красота — горы и шумит река.

Высоко оценили идею поставить кондиционер в туалете. Пол холодный, поэтому принимать душ можно только предварительно натопив печь. Наверное, из-за близости реки вся одежда отсырела. Пока укладывали вещи, немного поговорили с хозяином — Ладо. Научил меня, как по-грузински «здравствуйте» — «гамарджоба» и «спасибо» — «мадлоба». Мы сказали, что едем к морю, и он посоветовал остановиться в Кобулети. Приняли к сведению, потому что с точным местом не определились. На прощание Ладо дал визитку, может, кому пригодится. Судя по фото и отзывам, зимой у них бывает очень весело.

По-быстрому выпили кофе на дорожку, и в путь! Хоть рассмотреть какая она — Грузия при свете дня. Начали постигать прелести езды по-грузински. Водители выскакивают на обгон в любом месте: сплошная, не сплошная, крутой поворот, серпантин — не важно. Пусть сторонится тот, кому навстречу я выскочил. У меня поначалу глаза на лоб лезли, но потом ничего — привыкла. Самые популярные автомобили — Мерседесы разных моделей и свежести. И особая фишка — рулить правой рукой, а левую высунуть в окно.

По левой стороне показалась площадка с кучей стоящих автомобилей и автобусов. Значит, там что-то интересненькое. Ааааа …это крепость Анаури, я читала о ней в отчетах дромовцев. Останавливаемся осмотреться, выпить кофе и сделать пару снимков.

Крепость Анаури во времена средневековья служила форпостом обороны, перекрывая дорогу, ведущую из Дарьяльского ущелья. Она расположена на берегу Жинвальского водохранилища с невероятно красивой водой бирюзового оттенка. Цвет воды, и правда, просто фантастический. Я не была в Абхазии, но по фоткам в озере Рица тоже такой, да?

Здесь же палатки с сувенирами, людей много, много организованных экскурсий. Русский русского издалека приметит. К нам подошел мужчина и поинтересовался мы «туда» или уже «обратно». Услышав, что «туда», пожелал нам счастливого пути.

На дворе воскресенье, сельские жители торгуют с земли всем, чем богаты. Здесь же «горные» коровки выбирают травку из камней.

Душа уже требует моря, но не заехать в Тбилиси хотя бы на немножко мы не могли. Проезжаем поворот на Сухуми и Батуми, держим курс на столицу. Въезжаем в город и держимся вдоль реки. Если река — значит, где-то здесь должен быть мост, который все фотографируют.

Памятник Давиду Агмашенебели на въезде в Тбилиси.

В воскресенье движение на улицах довольно оживленное. «Китайцев» в Грузии мы не встречали, наверное, поэтому наша «чебурашка», да еще и с российскими номерами, вызывала неподдельный интерес тбилисских водителей. Каждый первый оборачивался или заглядывал в салон)).

Завидев тот самый мост Мира, оставляем машину на парковке и идем немного прогуляться.

Переходим мост и попадаем в парк Рике. На часах 10:30 по местному времени, но жарища уже такая, что по спине течет.

Парк расположен в далеко не обычном месте. О нем существует красивая легенда. Согласно преданию, царь Вахтанг Горгасал, который правил в далеком 5 веке, вышел поохотиться и подстрелил фазана. Птица упала прямо на горячий источник, бивший из земли, и исцелилась. Тогда царь принял решение основать город Тбилиси — «теплый», и распорядился перенести столицу из Мцхеты на то место, где сейчас расположен Старый город и парк Рике, на берегу Куры.

В парке берет свое начало канатная дорога, которая ведет прямо к древней крепости Нарикала — одному из символов города. Очень хотелось прокатиться, но вагончики висели неподвижно. Потом подошли поближе и разузнали, что она начинает работать с 11:00. А у нас и денег-то нет, чтоб кататься)). Отправляемся на поиски обменника. Спрашиваем у торговца мороженым, где ближайший банк. Он показывает дорогу наверх, но как-то неуверенно — «если есть, то только там». Идем, уточняем у полицейского — направление верное. Поднимаемся наверх по узкой улочке, вымощенной брусчаткой (сейчас увидела на карте, что называется она Винный подъем), и выходим на подъем Бараташвили. И в первом же доме, о чудо, обмен валют.

Напротив обменника армянская церковь Нор Эчмиадзин.

Меняем валюту, курс 33 лари за 1000 рублей. В соседнем магазинчике пьем кофе, я пробую грузинское мороженое — шоколадное в стаканчике, очень вкусное. Я как большой любитель данного продукта очень страдаю, если то, которое продают вдали от дома, меня не устраивает.

Раньше мы часто ездили в Харьков, 4 года подряд отдыхали в еще украинском Крыму, так вот на Украине мне ни разу не попадалось вкусное мороженое. А вот грузинское я одобряю с первого взгляда…ну или укуса. Так что-то я о мороженом, да о мороженом.

Возвращаемся в Парк Рике.

Уже спускаемся по Винному подъему.

Канатная дорога как раз начала работать, уже и очередь набежала. Очень много иностранных туристов. Продвигаемся быстро. Стоимость поездки 1 лари в один конец, еще нужно приобретать карту за 2 лари. На нее зачисляются деньги на поездки, и ее прикладывают к турникету. Итого туда-обратно вдвоем — 6 лари.

А главное все ясно и понятно))

Канатная дорога в Тбилиси открыта в 2012 году. Она связывает Площадь Европы и Парк Рике со средневековой крепостью Нарикала. Самая высокая точка находится на высоте 90 метров, откуда открывается великолепный вид на Старый город. Кабинки 8-местные, с нами поднималась компания англоязычных туристов.

Крепость Нарикала — душа города.

Наверху также расположен монумент Мать Картли (известная также как Грузия-Мать). Статуя символизирует грузинский национальный характер: женская фигура держит в левой руке чашу с вином для приветствия тех, кто пришёл как друг, а в правой руке меч для тех, кто пришёл как враг.

Мы, конечно же, пришли как друзья, но фотографироваться она отказалась — высокая очень)) не помещалась в кадр.

Вот здесь Грузию-Мать видно вдалеке.

Выезжая из Тбилиси, совершили обзорную экскурсию. Немного запутались в мостах и тоннелях.

Сразу при выезде на трассу начинается магистраль — бетонка с ограничением скорости 110 км/ч. Бодренько так поскакали, цокая копытцами на швах между плитами. Хотелось кофе, но придорожных заведений нет от слова совсем. Наконец попался одинокий домишко — выглядит заброшенно, но вывеска с едой имеется, и дверь открыта. Хозяйка пожилая женщина, по-русски разговаривает, но видно делать это ей нечасто приходится, навыки подзабылись. Кофе есть. Ждем. Я как в детство попала, к бабушке в деревню — маленькая комната, стены беленые, много икон висит, 2 стола, накрытых клеенкой, лавки деревянные, в задней комнатке печка дровяная. Не знаю, как еда там, но кофе вкусный, вареный и даже конфетки прилагались)) Но что интересно, даже в таком Богом забытом месте имеется кассовый аппарат, и нам выбили чек. Наверное, в Грузии строго с незаконным предпринимательством. Благодарим хозяйку по-грузински (я же научилась) и едем дальше.

Трасса превращается в горный серпантин. Фуры, автобусы, легковушек много, тоннели, населенные пункты. Скорость падает, обгон затруднителен. Хотя для местных, как два пальца. Чувство самосохранения напрочь отсутствует. Вдоль дороги идет бойкая торговля. На одном отрезке пути — изделия из глины: от крошечных сувениров до огромных кувшинов для хранения вина, на глаз не одна сотня литров туда влезет. Потом был населенный пункт, где все торгуют какими-то полукруглыми разноцветными лепешками. Женщины стоят вдоль дороги и машут этими самыми лепешками, зазывая покупателей.

Остановились перекусить. Здесь уже не магистраль, дорога через большие и не очень деревеньки, поэтому заведения на каждом шагу. Заходим, я говорю: «Накормите нас чем-нибудь, пожалуйста». Девушка молоденькая убежала вглубь дома, совсем, наверное, по-русски не говорит. Появилась хозяйка — женщина в возрасте, отлично! Кажется, мы все-таки поедим.

— Здравствуйте, что у вас есть из еды?
— Шашлык, хачапур….
— А первое что-нибудь есть?
— Остри хочешь?
— А что это?
— Мясосуп.

Мясосуп, так мясосуп)) Желудок уже давно жалобно просил горячего. Уже потом, побывав в разных кафешках в Грузии, мы поняли, что это весьма популярное блюдо — так и называется в меню «Острый» или «Остри». Нам принесли полную тарелку мелконарезанного мяса, тушеного в томате со специями. Сверху вся эта красота посыпана свежей кинзой и кольцами репчатого лука. Очень вкусно!

Два острых, хлеб, лимонад 0,5 л — 15 лари.

Черного хлеба в Грузии, по-моему, совсем не едят, мы, по крайней мере, не встречали. Батон, белый хлеб или лаваш. Спасибо этому дому, мадлоба, едем дальше. Вечером желаю в море купаться!

Жара была просто адская. На протяжении всего пути мы ехали с включенным кондиционером. К 17:00 были уже на развилке — направо на Поти, налево — на Батуми. Сворачиваем на Батуми, переезжаем мост через реку, поворачиваю голову направо, а там МОРЕ!!!

Проехали поселок Уреки — рассматривали его как один из вариантов для размещения, чтоб погреть косточки на страшно полезном черном магнитном песке. Но поселок закончился, не успев начаться, проскочили где-то по кустам, наверное, надо было свернуть где-то, чтоб попасть в жилую зону. И вот мы уже в Кобулети. Перед поездкой в синей соцсети общалась с молодым человеком из Нальчика — Петром (привет ему и благодарность, если он это читает), который писал мне прямо из Кобулети и рекомендовал гостевой дом, в котором жил. Городок вытянут вдоль побережья, въезжаешь в него и попадаешь на центральную улицу Давида Агмашенебели, сплошь состоящую из гостевых домов и отелей на любой вкус. Доехали до рекомендованного адреса, это оказалось не так далеко. Там и остались.

Итог третьего дня — плюс-минус 440 километров и маленькая прогулка по Тбилиси.

Наш гостевой дом на улице Д. Агмашенебели д. 784

Свободные номера были на третьем и на первом этаже. Сначала посмотрели на третьем, номер были трехместный за 35 лари, не очень мне понравился. На первом двухместный нам подошел больше (на фото в левом нижнем углу наше окошко). Прямо за углом отдельный вход, санузел в номере, нет телевизора (но мы же не за этим сюда приехали), если уж совсем невмоготу, то есть планшет и вай-фай).

Стоимость комнаты — 25 лари в сутки. Оплатили за шесть дней и бегом на море.

До пляжа две минуты, только дорогу перейти. Прямо напротив калитки пешеходный переход, на котором никто тебя не пропускает.

Вот мы и на море. Пишу, а в ушах так и слышится шум прибоя. Пляж широкий, людей совсем немного, вода чистая. Что еще надо для счастья?

Отдых был у нас тюлений. Очень уж мы истосковались по теплому морю и ласковому солнышку. Гуляли по Кобулети, с интересом наблюдали за грузинами, знакомились с национальной кухней. В первый вечер забрели в одну их кафешек на набережной. Заказали по аджарскому хачапури. С непривычки нам показалось, что мы очень долго ждали — минут 25. Уже потом привыкли, что еду готовят небыстро, но зато подадут все свежеприготовленное — с пылу, с жару. Принесли вот такую лодочку:

Начинку из сыра, сливочного масла и яйца перемешиваешь, кусочки теста обмакиваешь в серединку и уплетаешь за обе щеки. В процессе понимаешь, что это не «лодочка», а цельный «корабль», и на двоих вполне хватило бы одной штуки. Остатки сил переползли в желудок, и после долгой дороги вырубало прямо за столиком в кафе. Было очень стыдно, что не доели, сдались и уползли спать. Сейчас бы такой хачапурик в хмурый дождливый день, да на работу ммммм…. Вкуснятина.

Будила по утрам нас милая женщина, которая горлопанила на всю улицу — что-то продавала. Что именно мы так и не узнали — языками не владеем, а вставать было лень. Вставали довольно рано, никак не могли перестроиться на местное время. Небо по утрам всегда было хмурое, но пока мы пили утренний кофе на берегу, наслаждаясь свежим морским воздухом, солнышко показывалось из-за гор.

Дорога на пляж. Эти дамы тоже с самого утра оглашали окрестности пронзительным мычанием.

Позабавила меня пляжная торговля по-грузински непривычным ассортиментом. Вернее его отсутствием. Большинство продают «цхели сименди», то бишь горячую кукурузу — человек 10 это точно, от мала до велика. Так и ходят бесконечным хороводом, распевая на все голоса. Кто постарше, завидя наши русские лица прибавлял «кукуруза горячий». Изредка появлялась бабулька — «семечка, бурбушела» (бурбушела — это кукурузные палочки) и дядька со связкой бананов на веревке «банани-банани-банани». Но кто меня удивил — это дедок, который таскал пару увесистых саженцев пальмы. Неужели пользуются спросом?

Вот и все. Это вам не в Крыму, где мороженое-пиво-рыба-раки-мидии-рапаны-пирожки-ягоды-коктейли-десерты-богзнаетчтоеще….

В нашем дворе при свете дня мы разглядели мотоцикл с московскими номерами. Вот уж путешествуют люди, не чета нам. Хотя, может, это только номера… Ребята, если вы читаете это, привет вам. Приоткройте завесу тайны — откуда вы приезжали?

Соседи нам порекомендовали кафе «У РЕРО» в сотне метров по нашей стороне дороги в сторону центра. Действительно приятное заведение, работает кондиционер. Здесь попробовали еще одно национальное блюдо — оджахури. Это жареное мясо с картошкой и специями. Подается на глиняной сковородочке — кеци.

А какой же вкусный овощной салат, посыпанный базиликом и эстрагоном. Вкуснотища! Смотрю на фото — слюнки текут, собака Павлова отдыхает.

Очень нам понравился грузинский лаваш. Позже нашли недалеко от дома, где его свежеиспеченный продают за 80 тетри (примерно 25 рублей), обернутый в тетрадный листок в клеточку))

Кто-нибудь знает, почему он такой забавной формы?

Ближе к концу отдыха, возникла необходимость поменять еще рублей на лари. Спросили в кафе о ближайшем обмене валюты. Доллары нам готовы были поменять прямо в кафе, а рубли, к сожалению, популярностью не пользуются. По совету хозяйки едем в центр Кобулети на рынок, заодно и фруктов прикупим, там, где мы жили, с ними как-то не очень.

По ул. Д. Агмашенебели в сторону Батуми маршрутки ходят постоянно, но они не всегда свободны, и надписи не всегда дублируются на латинице. Уедем еще куда-нибудь не туда… хотя я подозреваю, что все дороги ведут в Рим, то бишь в Батуми, ибо дорога одна. Узнали, что если пойти за наш дом на параллельную улицу Руставели, то там как раз конечная маршрутки номер 2, которая идет как раз мимо рынка. Подождали, пока водитель немного поиграет в нарды, и загрузились единственными пассажирами в раздолбанный Фордик лохматых годов. Стоимость проезда — 50 тетри (как у и нас в Воронеже, 15 рублей). Стоит отметить железную нервную систему и невозмутимость водителей грузинских маршруток — останавливаются по требованию буквально у каждого столба. И даже если ты, сидя на веранде своего дома, разомлевший от полуденного солнышка, вдруг решил прокатиться до магазина — громко крикни или махни рукой. Водитель даст по тормозам, пассажиры клюнут носом, но тебя обязательно подождут)), даже если ты выходишь у следующего столба.

Рынок в Кобулети — вот где центр цивилизации, совершенно непохожий на тихую улочку, где мы жили. Здесь все смешалось в кучу кони, люди. Тьма народу, машины, снующие пешеходы, торговые лотки и пряный аромат специй в воздухе. Наверное, как на любом рынке. Но среди этого всего полно гостиниц для отдыхающих. Следует обратить на это внимание, если бронируете жилье заранее. По мне, жить там — сомнительное удовольствие.

Дегустировали домашние сыры и вино, я в первый раз попробовала инжир — как говорила моя бабушка «вкусно, только вы мне больше не давайте». Фрукты, я бы не сказала, что дешевые.

Поменяли валюту, обменники на каждом шагу, курс 32 лари за 1000 рублей.

«Ох, деньги, деньги, деньги, деньги, рублики, франки, фунты-стерлинги да тугрики!»

Последние деньки нашего овощного отдыха море штормило. Принесло всякой живности — медузок немного или вот такую.

До этого видела коньков только на картинке.

Все удивляло меня, что выходишь на улицу, а у тебя во дворе не тополя растут, а пальмы. Ну не была я никогда в таких местах, где пальмы не экспонат ботанического сада, а почти дикорастущее растение. Вдоль всей главной улицы размечены велосипедные дорожки, дабы приобщать грузин к спорту. Но, видимо, они не очень проникаются и повсеместно паркуют на них машины.

Очень хотелось нам попробовать хинкали. Но где бы мы ни спрашивали — их не было, в меню есть, а по факту нет. Хозяйка одного из кафе на пляже даже сказала нам: «Да и не пробуйте, их все равно все в магазине покупают». Но мы люди настойчивые, нашли все-таки заведение, где хинкали по заверению хозяев лепят сами. Заказали…. И тут в кафе отключили свет. Уж было подумали — не судьба. Но нам пообещали, что немного терпения, проблему с электричеством решат и хинкали будут.

Резюме: вкусные, сочные, сытные, мясные.

Вся еда в Грузии по моим ощущениям, это мясное мясо на мясе и мясом погоняет. По возвращении домой, я недели две все больше супчики и овощи))). Что ни говори — грузины поесть любят. Сидели мы как-то в кафе по соседству с парой милых грузинских бабушек, а я одним глазком наблюдала — сначала им принесли по мясному салату (мы брали одну такую порцию на двоих), потом что-то из первого, потом оргомную сковородину оджахури (жареной картошки с мясом), лаваш, хачапури. В общем, легко дадут фору взрослому мужчине.

А я все о еде и о еде)) Расскажу лучше, как мы в Батуми погуляли. Отлавливаем маршрутку, на которой написано BATUMI и вперед. Выехали из Кобулети и начался серпантин. Ох и лихач нам попался водитель! Укачало меня не слабо. Вдобавок один из пассажиров решил покурить. ПОКУРИТЬ, КАРЛ! Просто приоткрыв окно в середине наполненной маршрутки. И это, похоже, в порядке вещей, потому что кроме меня никого это не шокировало. Так что одному Богу известно, как я старалась не оставить там недавно съеденные хинкали.

Выгрузились на набережной и с полчаса отпаивали меня Боржоми в ближайшем кафе. Батуми — красивый, шумный, торговый, современный и старинный одновременно.

Знаменитая скульптура «Мужчина и Женщина», олицетворяющая любовь, на набережной Батуми.

Фигуры получили имена Али и Нино — персонажей одноименной книги Курбана Саида, которая повествует о любви азербайджанца — мусульманина и грузинской княжны — христианки. Али и Нино медленно двигаются навстречу друг другу, меняя положение каждые 10 минут, до тех пор, пока не встретятся и не сольются в одно целое.

Покатались на колесе обозрения. Билет — 3 лари.

А горы неизменно окутаны дымкой. Меня постоянно не покидало ощущение, что скоро начнется дождь.

Набережная Батуми очень ухоженная и симпатичная. Много гуляющих. На каждом шагу всякие интересные скульптуры, инсталляции. Грех не запечатлеть себя.

Давненько я не видела фонтанчиков для питья. Вода, правда, фу-фу-фу!

Здесь же на обратном пути прикупили магнитиков по цене от 3 до 5 лари. С помощью местных жителей нашли, где осуществляется посадка на маршрутки. С содроганием вспоминая дорогу сюда, запаслась водичкой. И не зря. Милая женщина, сидящая в самом хвосте салона, смачно покуривала. Назад добрались без приключений. Не считая того, что конечная этого маршрута неожиданно оказалась в нескольких кварталах от дома. Находились мы в тот вечер так, что спали без задних ног. Но это и отлично. Ведь завтра стартуем в обратный путь.

В обратный путь выдвинулись 12 сентября в 7 утра по местному времени. Подъехали к морю бросить монетки, чтоб вернуться. Заметили, что спустило колесо. Мы не хотели уезжать от моря, море тоже не отпускало нас. Пришлось немного задержаться.

До свиданья, море. До новых встреч!

С грустью окидываю взглядом стройные ряды гостевых домов и отелей. Бросив еще один прощальный взгляд на море, сворачиваем с автодороги Поти-Батуми на Тбилиси. Единственный раз заливаем бензин на грузинской заправке. Стоимость литра 2,1 Лари.

Двигаемся дальше, попутно ищем шиномонтажку — негоже на запаске ехать. В районе Ланчхути местный «кулибин» за 10 лари отремонтировал и поменял колесо. Мы еще вспомним его «добрым» словом.

Едем мы себе, едем, наслаждаясь сменой горных и равнинных пейзажей, никого не трогаем. И вдруг получаем требование остановиться от полицейской машины, проехавшей нам навстречу минуту назад. Вроде не нарушали… Водитель вышел из машины, чтобы узнать у полицейских причину остановки, а я тревожно разглядывала их сквозь закрытые стекла, пытаясь понять в чем дело. А они подошли к машине со стороны лобового стекла и показывали на меня и улыбались. Оказалось, подвела меня дурацкая привычка пристегиваться так, чтобы ремень лежал не на плече, а проходил подмышкой. Я показала, что я пристегнута, но это их не убедило. В полицейской машине камера, и на снимке ремня нет. Сняли нас, жуки, когда проезжали навстречу. Спорить не имели ни желания, ни знаний, ни времени. Выписали квиток на 40 лари.

Сделали техническую остановку, какое-то шестое чувство приказало водителю попинать колеса. Ах, милый шиномонтажник из Ланчкхути так хорошо закрутил болты на колесах, что все разболталось. Кулибин, блин!

Не доезжая Тбилиси появляются указатели на Степанцминду и Владикавказ. Быстро мы управились, все-таки обратный путь действительно короче. Только вот погода начала портиться.

Делаем еще одну остановку, чуть не доезжая крепости Анаури, я — размять ноги и полюбоваться бирюзовой водой Жинвальского водохранилища даже при пасмурной погоде, а водитель проверить уровень охлаждающей жидкости в бачке (показалось, что температурная стрелка пытается ползти вверх).

Пока я наслаждалась мрачной и величественной красотой природы, водитель умудрился уронить крышку расширительного бачка куда-то в недра автомобиля и ползал под ним. Ну и я, собственно говоря, присоединилась к этому увлекательнейшему занятию. А я не могу, я всегда так нервничаю, когда вдали от дома с машиной что-то случается. И на коленках по камешкам ползали, и фонарем светили. Оказалось, она внутрь бампера попала и лежала там себе спокойненько. Нашли — это полбеды, но вот достать — это тоже проблема. Сверху не дотянуться, снизу маленькая щелка между защитой и бампером. Вот тут-то и пригодились тонкие женские пальчики))) Ловкость рук и никакого мошенничества.

После непродолжительных танцев с бубном вокруг нашей Мурки, мы продолжили уверенное движение к границе. А я еще хотела Арку дружбы посмотреть и церковь в Гергети, мы же проезжали там в темное время суток и ничего не видели.

Но планам не суждено было сбыться, и Крестовый перевал мы преодолевали уже вот так.

И даже вот так.

А горы всё выше, а горы всё круче, а горы уходят под самые тучи!

Туман и тучи так и ходили вокруг, то рассеиваясь, то заволакивали все вокруг.

Преодолеваем участки без асфальта, они уже не кажутся такими страшными как в первый раз в темноте.

Без живности никуда)

Упираемся в очередь из фур. Из России в Грузию такого не было. Говорят, они неделями тут стоят, бедолаги.

Боже мой, какая же красота. Дух захватывает.

А вот и граница. Очереди нет. Я — на выход, пересекаю границу на своих двоих. Все быстро и четко — что конные, что пешие. Молодцы грузинские таможенники. А вот на нейтральной территории засада. Упираемся в хвост немалой очереди. Поначалу отчаялись, но вспомнив путь туда (стояли-стояли, а потом так шустренько все зашевелилось), смирились и стали терпеливо ждать. Дядька на старенькой иномарке с армянскими номерами, стоявший впереди, попросил разбудить его, как очередь двинется. Разбудим, конечно.

Развлекаемся печеньками пока, кроме кофе ничего в рту сегодня не было. Даже печку включали, до того сыро и зябко. Периодически проезжал военно-полицейский патруль — гоняли особо спешащих влезть без очереди.

«Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг» — золотые слова)

На часах 16:30 по нашему родному времени. Казалось, мы так долго стояли, и продвигались по три метра за раз. Но в итоге потратили на пересечение границы около двух часов (против часа на пути туда), но не смертельно, это же не 8, которыми пугали рассказы в интернете. На российской таможне тех, у кого в машине только россияне, отправляли в отдельный коридор, так что в очереди стоять не пришлось.

Здравствуй, Родина моя! Мы скучали.

Родина, видимо, тоже скучала, потому что, не успев отъехать и нескольких километров от таможни, мы были остановлены доблестными сотрудниками ГИБДД. Бежал, горемычный, аж с противоположной стороны дороги. Эх, не на той стороне пост строили, не на той))) Я опять в недоумении, ничего ж не нарушали. Весь мозг же проклевала водителю в дороге: «Знак 40…… начало населенного пункта…… не гони ты так….», а то вдруг он устал и не заметил чего))) А они все равно остановили, да еще и в будку повели. А они, оказывается, в трубку дышать заставляли и удивились, как же так — из Грузии едешь и не выпивал? Ну, точно пост не на той стороне дороги строили. Отпустили с миром.

По улицам Владикавказа двигались по памяти, но она нас подвела — проскочили нужный поворот, пришлось возвращаться. Ну а дальше по знакомому уже пути КБР, Пятигорск, Минеральные Воды… При въезде в Невинномысск в темноте поздно сбросили скорость перед знаком «Начало населенного пункта» и аккурат вкатились в объятья доблестных сотрудников ГИБДД. Ну, тут виноваты спору нет. Инспектор, который нас остановил, уже обратил свой взор на очередного нарушителя, а водителю велел идти в патрульную машину. На улице было градусов +12, а мы одеты совсем по-летнему, с юга же)), поэтому он бодро поскакал в указанном направлении. Вернулся быстро, стуча зубами, но довольный. Второй инспектор, расспросив как там в Грузии, пожурил и пожелал счастливого пути. Уже стемнело, приглядывали место для ночлега. Но то подъезд неудобный, то вид слишком пафосный, то просто пролетали мимо, поздно замечая вывеску. В итоге я была готова уже ночевать в машине, потому что на часах уже было около полуночи! Уже въехали в Кропоткин, на глаза нам попалась гостиница (по левой стороне дороги за заправкой). Администратор предложила нам номера с собственным санузлом за 1800, и с санузлом на этаже — за 800 руб. Посмотрели оба. Мимо проходящая девушка шепнула мне: «Берите за 800». И потом я подумала, что она была права. За плохонький номер приятнее же заплатить 800, чем 1800. Душ — жуть, туалет — жуть, номер тоже не фонтан, клетушка 4 на 3 метра в лучших советских традициях. Спасибо хоть белье старенькое, но свежее. Нам бы только голову приклонить, да ноги вытянуть.

Пока усталый водитель скакал по своей кровати и хлопал комаров, я провалилась в объятья Морфея, только коснувшись щекой подушки.

Проснулись около семи утра, быстренько загрузились и отправились в путь. На улице пасмурно и прохладно.

Краснодарский край. Настроение — дождь.

Все было уныло до обеда, пока не вырулили на М4, а там уже до дома рукой подать. Погода наладилась, настроение улучшилось.

Воронежская область встретила нас ремонтом дорог и пробкой в Лосево, в которую нам посчастливилось не попасть. На этот раз мы потеряли здесь около часа.

От топота копыт пыль по полю летит.

В Воронеж мы прибыли около шести вечера, усталые, но полные впечатлений. Соскучившиеся по дому, но в то же время грустные от того, что наше маленькое путешествие подошло к концу. Была ли я в Грузии? Да. Видела ли я Грузию? Скорее нет. Я только попробовала ее на зубок. Хотелось бы туда вернуться? Однозначно да. Имея больше свободного времени, чтобы прикоснуться к богатейшей культуре этой страны.

Потратили денег — около 35 000 за 10 дней, из них 7500 на бензин. Проехали 3700 километров.

Отчет получился какой-то не отчет о путешествии, а так бытовые заметки. Но, может, кому-то пригодится при планировании отпуска в качестве еще одного плюса в копилку Грузии.

Благодарю за внимание. Ирина.

улан удэ
нормально

Молодец Ирина! Хороший рассказ. Взял на заметку, в августе стартую в Грузию))
Саянск
Нормальный отчёт, респект, улыбнуло везде по тексту водитель

Был бы грузином, украл бы Вас...))) С кроссовками НАЙК...))) Хорошо пишете, прочитал с удовольствием..

Молодцы! Хорошее путешествие получилось. Красивые места.
Тоже как-нибудь надо собраться в Грузию, как детишки подрастут.
Rocco
Кто то по телевизору сказал -МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ ТОЛЬКО у ГАЗПРОМА !!!
рад за Вас. а вот украинцам сегодня евро союз дал добро на без визовый режим. обидно за державу.
Отличное путешествие.фоток мало. Крестовый перевал надо днем проходить-красоты неописуемые! Грузию за месяц не обьедешь все места.не то что за 10 дней. Был в мае 14 года. Хочу снова туда....
Дядя Саня Оренбург:
Наше тв нам в уши вдувало обратное. Молодцы братья славяне. Всегда говорил,что политики и простой народ это две огромные разницы

Молодцы. Но всё интересное проехали мимо или в темноте-повод вернуться ещё. Мы уже три раза за два года ездили...

все хорошо написано, молодца Ирина!
конечно, надо обязательно еще туда съездить и окунуться с головой в эту душевную страну
"....И даже если ты, сидя на веранде своего дома, разомлевший от полуденного солнышка, вдруг решил прокатиться до магазина — громко крикни или махни рукой. Водитель даст по тормозам, пассажиры клюнут носом, но тебя обязательно подождут)), даже если ты выходишь у следующего столба...." - красиво и точно подмечено - в это вся прелесть грузинского народа

Может фотографии не такие ярко красочные, но читается отзыв на одном дыхании. Сразу вспомнилась своя поездка и захотелось в этом году снова побывать в Грузии .

Ирина, ты красавица и отчёт твой замечательный. Аж самому захотелось съездить в Грузию. Путешествуй и пиши нам ещё.

Такой непосредственный рассказ провинциальной девочки. Зачитался.

Добрый день всем кто прочел, просмотрел или пролистал мой рассказ. Спасибо за приятные слова)
Мне и самой очень обидно, что мимо кучи интересных мест проехали мимо. Повод посетить Грузию еще раз однозначно имеется.
Путешествуйте и не верьте СМИшным страшилкам! Дураков везде хватает, но в большинстве своем простые люди далеки от политических игр сильных мира сего.

Ирина, рассказ отличный! 10 баллов! Что то с техникой не могу разобраться!👍
г. Зеленоград (Москва г)
Читается на одном дыхании)) Спасибо! Очень хочется в Грузию)

Хороший рассказ, Батуми мне очень нравится, небычный город. Только с морским коньком непонятно, ни разу не попадался он мне в Черном море

Молодец! да ещё и блондинка, вдвойне молодец!
Грамотно, толерантно, небось обиделись за штраф?
А мы жили на улице 9 Апреля, на рынок ходили пешком,
питались в кафе Кавказ, Оазис, хинкали всегда были.
Эххх, быстрей бы отпуск что ли. Хочу в Грузию.

Артем
Хочу поехать в Грузию в этом году. Нужны ли международные права? Где и как делать страховку?

Артем:
Артем, ни международные права, ни страховка не нужны. Только загранпаспорт

evseeva vot pachemu vas ruskix nelzia vpuskat v druguiu stranu http://pirveliradio.ge/?newsid=65477

что-то фото не загрузились....

Viktor4555:
Молодец! да ещё и блондинка, вдвойне молодец!
Грамотно, толерантно, небось обиделись за штраф?
А мы жили на улице 9 Апреля, на рынок ходили пешком,
питались в кафе Кавказ, Оазис, хинкали всегда были.
Эххх, быстрей бы отпуск что ли. Хочу в Грузию.
Да, на штраф обиделась конечно) Не виноватая ж я. Хотели заплатить на границе, но это совершенно вылетело у меня из головы. Прочитала о том, что сумма неоплаченного штрафа возрастает во несколько раз и при следующем пересечении границы грозят пальцем. А так как в Грузию желаю вернуться, надо было заплатить. Изнасиловала весь интернет, на предмет как это делать из России. Пробовала через разные грузинские платежные системы. Но тщетно. На одном из форумов о путешествиях в Грузию, на мою просьбу откликнулась милая девушка Майя из Батуми и помогла решить проблему. Спасибо ей огромное) Теперь можно с чистой совестью возвращаться

Viktor4555:
что-то фото не загрузились....
Ох...слюнки потекли)))) А вот с шашлыком нам не повезло. Заказывали один раз - не на мангале жарили, сухой, соленый, его и шашлыком назвать сложно. Всю охоту отбили(((

kololo kololo:
evseeva vot pachemu vas ruskix nelzia vpuskat v druguiu stranu http://pirveliradio.ge/?newsid =65477
это зависит не от национальности, а от недостатка воспитания
mejdu prochem: хинкали nado kushat vostochnoi gruzii, ot kazbegi do tbilisi. tam ego rodina.

Урал
Молодцы!Рассказано душевно и вкусно.Есть хотение в начале сентября заГрузиниться.

что за бред с мороженым??? живу в Крыму и таких*****яных продуктов, как сейчас не видел никогда!..

Ну вот, сбылась у человека мечта, можно порадоваться... Правда про "водителя" ничего не сообщается: то ли понравилось то ли нет. Вина грузинского хоть попробовали?
Про шашлык: в Уреках его отлично готовил пожилой дядька в центре поселка (имени не помню), но это скорей исключение, не их это фишка.
Читал ваш отчет и вспоминал своё путешествие- как сам заново прокатился.
Пусть все мечты сбываются. Удачи.

Много текста, с трудом дочитал.
Сплошные "уси-пуси" за ними потерялся отзыв.
Так себе - моя оценка.

Спасибо за отчёт! Приятно читать!

Афтор, вы такая красивая, что я не удивился бы если бы Вас там украли)
Планирую в мае посетить ваш Воронеж на фестиваль мерседес-бенц)
kololo kololo:
почему хинкали написано русскими буквами а остальной текст нет.

Руслан Амедиев:
Не спорю, наверное мне невкусное попадалось)
Да и в Крыму сейчас вряд ли воронежское мороженое продается. Так что это сугубо ИМХО

kololo kololo:
когда русский танк стоял там где надо было ему стоять то был миропорядок

Hedy_Prime:
Афтор, вы такая красивая, что я не удивился бы если бы Вас там украли)
Планирую в мае посетить ваш Воронеж на фестиваль мерседес-бенц)
За комплимент спасибо) Добро пожаловать в Воронеж!
А насчет украли хочу заметить, что грузины-мужчины произвели на меня впечатление хороших семьянинов. Ну по моим наблюдениям. Играют, гуляют и возятся с детишками, учат плавать. Пока мамы загорают или сидят в кафе.
Если даже я выходила одна, ни разу никто не позволил себе вольностей в мой адрес. Вопреки всем стереотипам о кавказцах

ж/д разъезд 604 км.
Легкий слог у тебя землячка!) Хорошо и быстро читается! А вот фотик для таких поездок нужен получше - у мну телефон снимает лучше.

Читал ваш отчет и вспоминал своё путешествие- как сам заново прокатился.
Пусть все мечты сбываются. Удачи.
Водителю понравилось, ох каких сил мне стоило его уговорить ехать туда. Теперь тоже желает повторить))
Вино пробовали домашнее, и на сувениры привезли друзьям. Мы не особые любители.

dNooBuza:
Да это собственно говоря и есть телефон))

Как в целом дорога по маршруту от Воронежа до границы? И далее? По М-4 через Воронеж ездили на наши моря. Есть желание через Борисоглебск на Волгоград - Элисту и далее проехать. Но стоит ли оно того? Мамаев Курган детям есть желание показать. Вот и хотелось бы всё совместить. И поездку, и Грузию, и новый маршрут.

Отчет читала на голодный желудок и теперь ищу, что съесть)) Отличный отчет, планирую в июне поездку в Грузию, держу кулаки)

Ареда:
В целом хорошая. М4 отличная, М-29 похуже, но активно ремонтировалась в прошлом году. Если через Борисоглебск, по Воронежской области было хорошо, а вот по Волгоградской были скачки по разбитой бетонке, а сам Волгоград - ад) Надеюсь, что что-то изменилось.
Мамаев Курган однозначно стоит детям показать!

Софья с Севера:
Спасибо, Софья. Ваши отчеты тоже всегда с удовольствием читала.
Надеюсь ваша поездка состоится, тоже буду держать кулаки)

Дядя Саня Оренбург:
а денег на путешествие дало?

Хороший отзыв, спасибо!
Чем больше читаю, тем больше хочется туда съездить, осталось семью убедить что там все хорошо! Насмотрятся СМИ, потом разубеждай :-(
Хотел этим летом Грузию посетить, жаль не получится. На следующий год попробую...

Набережные Челны
классный обзор, так и манит после рассказа в Грузию рвануть. Очень интересно все описали, фотография заката на море вообще шедевр!
Москвич 412
ВАЗ 1113
Дэу Нексия 8 клапанник
Астра Н 1,8 Космо
нужен минивэн
Rocco
fareast:
а денег на путешествие дало?
Звонит Обама в Банк Росии: - По чём у вас сегодня доллар? - Вам купить или продать? - Нет, поржать!!!! )))

Ирина Врн:
Я по работе ездил в Грузию в 95-96-97гг. Вкуснее шашлыка с тех пор не ел.
Барана покупали на рынке в Тбилиси, был он, на мой взгляд, весь засушенный.
Но, как сказали, директор рынка плохое не посоветует. Порубили топором но ОГРОМНЫЕ
куски, залили гранатом на 10 минут и жарили на ветках старых деревьев, вперемежку
с досками от вагона, железнодорожного. После кружки изабеллы, решился попробовать....
Помню тот вкус до сих пор. В Геленджике искал, где готовят шашлык, объехали все
места, что местные советовали, но увы. В Грузии, кстати, не разу плохой не попал.
AIR-S 3л. 4WD.

Хорошо читается,молодцы конечно что прокатились есть что там посмотреть и туда нужно возвращаться и возращаться,Тбилиси конечно нужно пару дней выделить а не проездом,долго только как то вы ехали ) не спеша )

Penzijk58:
Согласна, но теперь направление известное, и маршрут можно строить разумнее по времени и разнообразнее по достопримечательностям.
А ехали и правда долго почему-то)) Я, к сожалению, ни разу не водитель, а так если меняться за рулем, было бы быстрее.
Но с другой стороны, мы ж в отпуске, зачем спешить

Теперь опыт есть , можно и подальше. В Узбекистан например. Был там 2 года назад. Тоже очень душевно. И русских любят.
Я за мир во всём мире ...... Без пиндосов.

Кьянти:
Ох...столько еще мест, которые хотелось бы посетить. Мне бы отпуск врача и зарплату депутата Госдумы)))

Хороший отдых получился,молодцы.

Вартовск
Еще один отчет, который подталкивает в путешествие в Грузию. Спасибо!

Смелый
Спортсменка...Комсомолка...и просто Красавица.

Предыдущие два отчёта есЧо раз просмотрел...за этот пока не брался...*)).....но,судя по комментам,вижу,что этот отчёт не менее интересен...)

Artoba:
Заходите, добро пожаловать))

на 4-х фото синий цивик...Это Мой! Тоже возвращались,тоже поннравилось!
Мой отзыв: Toyota Corsa 2008

понравилось

romanB:
на 4-х фото синий цивик...Это Мой! Тоже возвращались,тоже поннравилось!
Прикольно) вот это совпадение.
А вы в каких местах побывали?

Ирина Врн:
Прикольно) вот это совпадение.
А вы в каких местах побывали?
Мы в Батуми были...В Турцию ездили.

Молодцы. А отчет не отчет, а увлекательная повесть про путешестаенников. Все весело на позитиве. Молодцы, только с таким подходом можно получать удовольствие от таких путешествий. Как бы я хотел побывать в Грузии. Вы меня вдохновили, но к сожалению пока ни финансы ни обстоятельства не позволяют. Но у нас все впереди.

Иван Годов:
Спасибо. Было бы желание, я уверена у вас все получится)

Заходите, добро пожаловать))
...зашёл...прочитал и фото посмотрел....
...понравилось!)

УДАЧИ!!!)))

игет
Спасибо!!! Весьма позитивно....Не пойму только кто, в каких сми прочитал о плохом отношении грузинов к русским.....Бред....сами придумали....Мож в желтой прессе, да и то не припомню...Вот в украинских сми, это да.... А про грузин плохое сказать, по моему, даже у плохих сми язык не поворачивается...ИМХО. Еще раз спасибо за интересное повествование!!!

игет:
Да одно время прям ходили и по ТВ и в интернете ролики о том, как в Грузии заставляли срывать георгиевские ленточки с машин, как радикально настроенные молодые люди выкрикивали оскорбления в адрес Путина ну и в таком духе. Сейчас даже найти не могу их. Немодно, наверное, уже)))

Спасибо автору за отчет, отличный. не знаете ли вы, как связаться с хозяином вашего жилья? что-то смотрю цены, минимум 60 за сараюшки. не понятно, цены подросли или вы в "не сезон" поехали. хочется сэкономить
Мой отзыв: Лада Веста 2016

Just_Fog:
К сожалению, нет. Мы обычно на месте ищем. Посмотрите на http://airbnb.ru несколько симпатичных вариантов вижу там. Не пугайтесь рассматривать ул. Руставели. Там жилье подешевле, т.к не первая линия, но по расстоянию до моря разница метров 100 - по-моему абсолютно несущественно.

Хороший отчет.

Напряг память и зрение,удалось прочитать фамилию автора-Евсеева.Спасибо за отчёт,хотя я искал данные именно о автомобиле.

Хороший отчет, читается на одном дыхании, много полезного для себя выделила. Удивили "горные коровы". И спасибо за подробное описание мест для сна и отдыха, возьму на заметку.

Ипполит Воробьянинов:
Память и зрение Вас не подвели!
Что вас интересует об автомобиле, спрашивайте расскажу)