|
Вместо предисловия
Приветствую вас дорогие читатели, любителей авантюр и охотников за свежим ветром.
Отчет получился очень длинным. Для удобства восприятия я решил разбить его на три части.
Часть I. Туда
Одним ранним утром звонит Артур, мой Уфимский друг. Путешественник, спелеолог и ярый искатель приключений. «Чем планируешь заниматься в Июле?» — спрашивает он меня.
Выдаю длинную и пламенную речь про желание съездить опять до Монголии на байке, но подходящий аппарат еще не куплен, так как не продан старый. Резюмирую, что планы пока размытые.
«Поехали в Магадан на моей Ниве?» — предлагает он.
Каждая из двух частей этого предложения заставила бы задуматься любого здравомыслящего человека. Магадан — ничего позитивного про этот край я не слышал, только много блатных песен, где этот район воспевается как невольная Мекка. Там и Колыма, суровый край, освоенный силами заключенных ГУЛАГа. Что до Нивы, то это вообще отдельный пункт для размышлений. Есть у меня нелюбовь к отечественному автопрому, я безвозвратно избалован японским качеством. Успокаивали слова «перебрал почти все» и опыт длительных путешествий именно на этой машине в условиях сложного бездорожья.
Чуть осев в кресле от такого дерзкого вызова, я, махнув по воздуху рукой, согласился.
Когда еще выпадет возможность прокатиться через всю страну, увидеть своими глазами Якутию, легенды которой манили с детства? Прочувствовать на себе смертельное дыхание Колымы — полюса холода, где каждый метр освоенных территорий проходили вручную, с киркой и лопатой? Прикоснуться к тайне золотодобычи, взглянуть хоть одним глазом на предприятия, добывающие вожделенный металл? Увидеть хозяев тайги в их естественной среде обитания, где, судя по рассказам путешественников, любопытный медведь, пришедший в палаточный лагерь, случай вполне обычный для тех мест.
Вызов принят, до планируемой даты выезда осталось несколько месяцев. Согласиться под действием гормона авантюризма было проще, чем с холодной головой просчитать реальность этой поездки.
Нужно было окончательно утвердить отпуск, коего по некоторой совокупности причин остался в точности целый месяц. Подготовить экипировку, продумать трансфер до Уфы и доделать максимальное количество дел. На работе же, по закону Мерфи, все начало вращаться и двигаться в одно время. На горизонте засветилась финальная фаза глобального проекта, который длится уже несколько лет. После разговора с руководителем, мне подписывают отпуск, но при условии, что на период моего отсутствия будет ответственный, кому можно адресовать все вопросы по ходу проекта. Безмерно благодарен коллегам, без них идея экспедиции умерла бы в зачатке. Важный контрольный пункт был пройден. Нет теперь никаких известных причин, чтобы отказаться от взрывающей сознание идеи доехать до Магадана на машине, прошу прощения — на Ниве.
Самым разумным способом добраться до Уфы оказался самолет. Билеты были куплены, и еще одна точка невозврата была пройдена. До даты выезда оставалось меньше месяца. Периодически созваниваясь с товарищем, мы подливали в костер воображения все новые и новые факты, описывающие места через которые будет пролегать наш путь, делились ожиданиями, обсуждали детали маршрута.
Месяц пролетел предательски быстро. Все вещи, по старой традиции, пришлось упаковывать в рюкзак уже перед самым вылетом. Приятная мысль о скором начале Авантюры разливалась мурашками по всему телу.
Артур встретил меня в аэропорту Уфы, славной столице республики Башкортостан. Через несколько минут меня уже ждала экскурсия вокруг автомобиля, с указанием произведенных доработок. Нужно отдать должное этому пепелатцу. С момента нашей прошлогодней встречи, когда я гостил в Уфе во время мотопутешествия к степям Монголии, машинка заметно приободрилась. Та поездка закончилась для байка плохо, я разбил его о КАМАЗ, приложив на мокром, пролитом битумом асфальте. Прочь грустные мысли, возвращаюсь из воспоминаний к стоящей передо мной машине. Теперь прототип, гордо именуемый инженерами ВАЗа 21213 «Нива», был обут в отличный комплект МТ резины производства лаборатории Бориса Федоровича, как ласково называют эту резину в джиперских кругах. BF Goodrich, если следовать официальной терминологии. Выбор резины продиктован сложным отрезками на трассе «Лена» до Якутска и этапом, именуемым «Колыма», до самого Магадана. Общая длина этих спецучастков почти шесть тысяч километров, если считать туда и обратно. Известны случаи выхода из строя четырех колес на пути от Якутска в Магадан.
В список следующих доработок входят шноркель, крышный багажник и силовые бампера.
Наличие шноркеля сулило уверенность при форсировании бродов. Количество и глубина которых есть величины переменные, зависящие от погодных условий.
Этим вечером нам предстояло провести ревизию командного и персонального снаряжения. После утверждения все личные вещи, продукты и запчасти были втиснуты в гермомешки и составлены в коридоре. Передвигаться по немаленькой квартире стало заметно сложнее. Завтра будет мастер-класс по автомобильному тетрису.
Утром умышленно встали попозже, чтобы выспаться перед дорогой.
Вещи снесены к машине в три захода, закреплены на крыше и утрамбованы в багажник. Солнце уже перевалило за полдень.
Артур наклеил на капот наклейку с легендой маршрута, а я решил дополнять карту своими рисунками и комментариями, в процессе поездки.
Наконец, выезжаем. Уфа неохотно выпускает нас навстречу приключениям через плотный субботний трафик.
Вырвавшись из пригорода, мчим в закат.
По трассе М5 пробираемся через Уральские горы в направлении к Челябинску.
Тут произошел комичный случай. В одной из глухих пробок перед очередным ремонтом дороги слышим сзади крик про каких-то цыплят, которые вываливаются из кузова. Посыл был адресован водителю грузовой ГАЗели, стоящей сразу за нами. Через приоткрытые створки задних дверей вываливались и разбегались птенцы. Статистика пойманных из сбежавших нам неизвестна, оставим это на совести водителя. Причина, по которой стал возможен героический «побега из курятника» смелых пернатых, стала очевидна после осмотра машины. Горе-перевозчик умышленно неплотно закрыл двери своего бестселлера коммерческих перевозок, чтобы обеспечить приток воздуха в грузовой отсек, не предназначенный для перевозки живых тварей. Этим и воспользовались юркие, как оказалось, не цыплята, а утята.
Времени в пробке было предостаточно, и гражданин из газели принялся затыкать путь к свободе будущему фуагра какими-то тряпками.
Мы ехали, меняя друг друга за штурвалом истребителя километров. Это позволило нам двигаться всю ночь, без остановок на сон. Под утро коллективным собранием было принято решение проехать через Казахстан. Так мы планировали сэкономить некоторое количество пути, попутно посетив дружественную республику. Вдохновленные собственной находчивостью, мы свернули с трассы «Иртыш», уже предвкушая на обед казахский плов. Подъехали первыми, опередив граждан, специально заночевавших в ста метрах у границы. Подав болезненного вида тетушке наши документы, стали ждать оформления. Когда очередь дошла до меня, хандра барышни перешла в какую-то чудовищную фазу. Сударыня вошла в кашляющий штопор, не в силах остановиться. Глаза её были красны и всем видом молили о больничном. Мысль о покое не мешала сотруднице таможни кашлять посетителям прямо в лицо, пытаясь задавать вопросы, прерываемые спазмами. Пришлось отойти на пару шагов от стойки, делая вид, что все нормально.
После проверки документов и занесения в базу выехавших из страны нас просят пройти на таможенный досмотр. Пограничник распоряжается выложить содержимое всех сумок на площадку. Это сделать можно, но очень не хочется. Довольный представитель власти рассказывает, что это только начало, так придется сделать еще 3 раза. Каждый погранпереход состоит из двух постов, представителей каждой из стран. Соответственно, при успешном прохождении текущего, останется пройти казахский и опять оба, на выезде из страны. На мой вопрос о едином таможенном союзе гражданин таможенник лишь улыбнулся. Казахи ищут у русских оружие, при обратном переходе наши нацелены найти наркотики.
Перспектива раскладывать и складывать вещи целый день нас не устраивала, и мы, поджав хвост, отступили перед бюрократической машиной. Возвращаемся на трассу «Иртыш», потеряв несколько часов и почти сто километров.
В награду за попытку проехать альтернативным маршрутом мы узнали о существовании озера с лечебной грязью. Озеро зовется Медвежьим. Отдыхающие там ребята рассказали нам об интересном природном явлении, одна часть озера минеральная, вторая — пресная. Мы нисколько не усомнились в лечебности минеральной составляющей, пахнет она отборными ароматами. Это уже практика, чем сильнее пахнет, тем более лечебно.
Стоит отметить, что в тех краях оводы, шершни и комары водятся в количествах, ранее мною не виданных. Когда мы устроились на отдых в лесном теньке, эти насекомые с такой яростью начали бомбардировать машину, что мысли поспать на травке не возникало. Один из участников нашей экспедиции, отошедший по большой нужде в лес, был атакован с таким усердием, что все приборы ниже ватерлинии получили боевые отметины. Посидеть, задумчиво глядя в горизонт, думая о России, у него не получилось.
Когда до Омска оставалось километров двести, мы обнаружили первую проблему с машиной.
На асфальт, из-под защиты двигателя, неторопливо падали капли масла. Вердикт — сальник коробки. «Это только начало…», — подумалось мне в тот момент. Мы не проехали и двух тысяч километров, неужели так будет постоянно? Начались поиски сервиса, который будет готов принять нас во внерабочее время. Нашли сервис «На переезде», в котором ребята согласились подождать. Умышленно не скрываю название сервиса, выражая тем самым благодарность коллективу мастерской за качественно выполненную работу.
Помимо замены злосчастного сальника, мастера нашли оторванную тягу, которая крепит мост. Осмотр детали привел меня в негодование. Трубка в месте крепления к проушине просто развальцована, нет и капли сварки. Как можно позволить себе выпускать такие детали, я не понимаю. Пусть горят в аду те, кто считает это качество приемлемым. Если вот этот самый рычаг, или его сосед, отвалится где-нибудь там, где «кругом пятьсот», на сложном участке? Хозяин Нивы приободрил меня, сказав, что возможно передвижение даже с тремя оторванными рычагами. Немного успокаиваюсь, но продолжаю злиться на бракоделов.
Тем временем солнце клонилось к закату, и мы выдвинулись дальше в надежде наверстать упущенное время. Вторые сутки без нормального неразрывного сна стали сказываться на пилотировании. Решили искать мотель. В некотором удалении от Омска мы обнаружили приличного вида гостиницу с огромной стоянкой для дальнобойщиков.
Хороший знак, подумалось мне, и первое впечатление не обмануло. Сняли сносный трехместный номер, за разумные две с половиной тысячи рублей. На первом этаже здания обнаружилась столовая. С подносами, сметаной в стаканах и прочими атрибутами для ценителей призраков коммунизма. Чисто, вкусно, но немного дороговато. После еды, спотыкаясь от навалившейся вдруг усталости, мы добрели до номера. Сон пришел быстро, как с выключателя.
Встали ближе к десяти, решили понежить себя сном. Этим днем нам нужно, миновав Новосибирск, подобраться максимально близко к Кемерово. Там в деревне со смешным названием Колба нас уже ждут родственники Регины и Артура. Мне, со своей стороны, очень хотелось встретиться с новосибирским другом, что осуществимо, если машина будет в порядке и до Новосибирска мы доберемся не ночью.
Нива упорно наматывала километры на кардан, позабыв о недавней хандре. Наверное, самое время рассказать о характеристиках нашего экземпляра. Простой восьмиклапанный двигатель, объёмом 1,7L, но под чутким контролем электронного блока BOSCH. Ценители тольятинских шедевров утверждают, что появление впрыска позитивно сказалось на производительности мотора . Не знаю, как было с карбюратором, но даже с системой впрыска, мотору откровенно не хватает мощности. Если не перейти на передачу пониже, то нажатие педали в пол приводит только к увеличению расхода, оставляя динамику без изменений. Мотор начинает просыпаться только с трёх тысяч оборотов в минуту, но на четырех с половиной педаль уже хочется отпустить. Звуки такие, будто поршни сейчас выскочат через капот. Есть мнение, такие шумы являются нормой для вазовского мотора. Очень не хватает пятой передачи на прямых. Двигатель зря крутится, сжигая лишний бензин. Точнее сказать, пятая передача есть, но она постоянно вылетает. Подвеска ведет себя достойно на мелких неровностях. Не нравятся ей резкие ступеньки, на них машина вздрагивает кузовом. На неровностях побольше, внушительные неподрессоренные массы, ограничиваемые плохой артикуляцией, весело встречаются с отбойником. От этого машина спрыгивает с траектории, подскакивая всей тушкой. Подвеске выраженно не хватает энергоемкости.
За разговорами подбираемся к Новосибирску.
Замечательно, что друг сможет подъехать на объездную. Нам заехать в город не получается, уже выбиваемся из графика.
Андрей приехал не один, а с женой и сынишкой, вот так сюрприз. Был очень рад видеть Андрея, Аню и Даньку.
Обнимаемся, фотографируемся и едем дальше. Дорога в сторону Кемерово хорошая и носит гордое имя «Байкал». К деревне мы подъехали рано утром, встретив удивительный по красоте рассвет с туманом, перетекающим из долины в долину, и огромным диском солнца на горизонте. Солнце было воистину гигантских размеров, никогда раньше такого видеть не приходилось. После сусанинского рейда по окрестным селам мы нашли нужную дорогу. Родственники встретили нас очень радушно. Перекусив и помывшись в бане, мы валимся спать.
В хозяйстве есть удивительный зверь — одноногая курица.
Можно пошутить на тему радиации, но причина более прозаична. Лиса напала на курятник и пыталась утащить курочку в лес. Неведомо каким образом, но храброй птице удалось отбиться от рыжей бестии, расплатившись за это ногой. Воле к жизни этой животине не занимать, она бодро прыгает по двору, не уступая в проворности своим коллегам по курятнику.
Как ни уговаривали нас остаться на ночь, но мы устояли перед деревенскими благами , поехав дальше. Впереди тысячи километров неизвестности, каждый из дней может играть роль. К ночи мы уже были в Кемерово.
Город встретил нас гигантского размера факелом на каком-то заводе. Проскочив по паре проспектов с хорошим асфальтом и катафотами в разметке, мы взяли курс на Красноярск. В Красноярске тоже есть родственники у Артура и Регины, к ним обязательно нужно заскочить на чай.
До Красноярска дошагали без происшествий. Когда фотографировались у стелы при въезде в город, подъехали байкеры с московскими номерами. Разговорились, ребята едут во Владивосток. Темп у них хороший, пробегают по тысячи километров в день. Техника производства HONDA не оставляет сомнений, что они доберутся до пункта назначения и вернутся назад без поломок.
Нужный адрес в городе мы нашли быстро. Шустро попив чай и поболтав с родственниками, едем опять вслед уходящему солнцу. Город проводил нас красивым закатом над Енисеем, оставив приятное послевкусие после блуждания по объездным в поисках нужного съезда.
Ночью мы проехали Канск, остановившись фотографироваться возле арки перед мостом через речку Кан. Где-то там же, в окрестностях Канска, луна, просвечивая сквозь туман, необычно подсветила пышное дерево,
Отчего-то стало походить на иллюстрацию к культовому мультику «Ёжик в тумане».
Рано утром, въезжаем в родную для меня Иркутскую область.
Пейзажи радуют глаз — сотни тысяч квадратных километров тайги покрывают уходящие в горизонт сопки. Где-то там, по правую руку, находится дикая и загадочная Тофалария. Этот район, пожалуй, исследован хуже, чем дикие уголки Африки. Населяют этот район тофы — немногочисленная народность, насчитывающая всего тысячу человек.
Хочется спать, но нога уверенно давит на газ, сегодня будет дневка — целый день отдыха в Ангарске. Осталось всего немного — четыреста километров. Машина нуждается в тщательной проверке всех узлов, а мы в продолжительном отдыхе. После Иркутской области рассчитывать на поддержку уже не придется. Дикие просторы Якутии и Колымы с безасфальтовыми направлениями длиной в тысячи километров заставляют поёжиться и еще больше укрепиться в намерении максимально качественно проверить все агрегаты здесь, на большой земле.
За окном пролетают знакомые с детства названия деревень — Зима, Черемхово, Залари. Последняя сотня километров тянется раздражающе долго, но, наконец, мы в Ангарске.
Еще раз убеждаюсь, что главным достижением человечества является не открытие электричества, а горячее водоснабжение. Мы предались этому благу в полной мере на квартире у моего друга Жеки, который любезно приютил нас. После наш досуг на вечер разделился. Регина получила список мест, обязательных к посещению в Ангарске. Музей часов, самый большой в России, музей минералов, пара парков и другие достопримечательностей. Тем временем мы с Артуром поехали в гараж, колдовать над машиной. Про Сашин гараж нужно сказать отдельно. В гараже есть все, что нужно не только для ремонта, но и для культурного времяпрепровождения. За поддержание жизнедеятельности отвечают отопление, холодильник и диван. Общий размер помещения таков, что стоящий в углу Land Cruiser не занимает и четверти объёма.
Нива стояла на яме, и первичный осмотр сулил вечерний поход в кино. Масло не капало, все тяги были на месте и, более того, даже не болтались.
Радужным планам было не суждено сбыться в тот вечер. Вывешенное правое колесо явило миру сильный люфт ступичного подшипника. Начались пляски с бубном вокруг этого узла. Разобрать систему из шаровых опор и поворотного кулака удалось только через пару часов, уж очень странно все спроектировано. Похожая операция на TOYOTA не отняла бы больше часа. Ступица с мертвым подшипником в руках, новый подшипник и ступица тоже имеются. Отправляемся в круглосуточную мастерскую, где есть гидравлика для запресовки. Через двадцать минут нам отдают новую ступицу, с новым подшипником. Радостно прикручиваем все железки назад… и обнаруживаем, что диск упирается в тормозной суппорт. Радость проходит. Подшипник должен садиться однозначно, как такое может быть, в голову не укладывается. Не понимали ничего и более опытные братья по гаражу. Ни Коля, Сашин тесть, ни подъехавший к этому времени Жека.
Еще раз разобрав и собрав узел, сидели мы вчетвером и смотрели на железку, хлопая глазами. Ничего годного в голову не приходило. Решили оставить до утра. Полночи крутил я трехмерную модель ступицы в голове, не может она собираться по-другому! Невдомек мне было, наивному, что при установке могут быть использованы промежуточные элементы, отвечающие за позиционирование детали в узле. В избаловавшей меня самурайской технике подшипник запрессовывается в единственно возможное положение, без всякого творчества.
Ночь дала отдых для тела и ясность уму. Ободряло и то, что нам вызвался помогать механик от бога — Серега, поднявший с колен не один десяток машин с разных сторон океана. Спустя некоторое время, мы докопались до истины. Не хватало одного кольца, которое в дополнение к имеющемуся, центрировало подшипник с двух сторон. Потерять его мы не могли, все элементы аккуратно раскладывались и прикручивались назад под надзором не одной пары глаз. Следовательно, либо деталь была утеряна при последней замене подшипника в Уфе. Это могло послужить причиной разрушенного подшипника, либо кольцо осталось на старой ступице, в сервисе. Объехав весь город, ни в одном магазине я не нахожу нужной детали, имя которой «кольцо дистанционное» с ценой в тридцать рублей. Потеряв всякую надежду, заезжаю в сервис, где запрессовывали подшипник, и прошу поискать кольцо на старой детали. Радости и удивлению не было края, кольцо нашлось!
Дальше дело техники, было всего два варианта сбора, так как кольца оказались разной высоты. После часа эротических игрищ, наша Нива выехала из гаража без всяких люфтов в колесах.
Вдумчивый читатель возразит: « А как же книга по ремонту, там все должно быть описано!». Увы, в нашем распоряжении был пилотный образец ВАЗа, так называемый прототип. Его выпускали до начала сотрудничества с концерном GM. Этот прототип послужил базой для Шевроле Нивы, всего было выпущено несколько тысяч экземпляров. При внешнем сходстве есть ряд отличий по ходовой части, оснащению и электрике. Ступичный узел в нем оригинальный, адаптированный под закрытые подшипники, и не описан в классической литературе.
Вместо дня отдыха, мы получили день автомеханика. В общем, это было ожидаемо, мы знали, на что шли, когда решили ехать на Ниве. Спасибо ребятам за проявленный энтузиазм в ремонте машины, без вас мы бы не справились!
Чувство гордости за победу над головоломкой было недолгим. Только мы отъехали от Ангарска, что-то начало повизгивать в коробке при переключениях. Предварительный диагноз — выжимной подшипник сцепления или подшипник какого-то вала в самой коробке. Одно другого не лучше. Нужно снимать коробку передач в обоих случаях. Мы слушали периодически появляющийся вой, пытаясь записать звук на диктофон. Таки и добрались до Иркутска. Благо и там есть родственники, у которых мы смогли остановиться, пока над машиной колдовал мастер в официальном «Лада-Сервисе». Столько лет жил в этих краях, даже не зная о его существовании. Нам попался очень хороший механик. Он заинтересовался нашей экспедицией и, прослезившись от такого дерзкого плана, согласился заняться машиной, в ущерб своему личному времени. Сказав, что перезвонит сам, отправил нас погулять по городу. Стараясь не думать о теории вероятности и поломках впереди, мы поехали к самому старому в мире ледоколу, ныне музею, чтобы развеять тоску. Психологическую помощь нам оказывал Роман, катая по всему Иркутску и показывая достопримечательности. День я провел с удовольствием.
На ледоколе один историк-энтузиаст поведал нам всю жизнь этого угольного титана, начиная от доков Англии и до наших дней. Ледоколу требуется глубокая реставрация, но этот дедушка до сих пор держится на плаву самостоятельно. Действительно, уникальный экземпляр, гордо носящий титул самого старого в мире. В начале прошлого века он расчищал дорогу среди льдов для парома «Байкал», перевозившего железнодорожные составы. Да, да, вы не ослышались! Раньше топология путей выглядела совсем иначе, паром был неминуемой частью Транссибирской дороги. Когда лед был уже не под силу ледоколу, рельсы выкладывали прямо по льду. Так продолжалось не один год. Такая практика работала вплоть до 1905 года, когда ввели в эксплуатацию новый участок дороги вдоль побережья Байкала. На этом история развития железнодорожного снабжения того района не заканчивается. Только в сороковых годах, силами тысяч ссыльных заключенных, был построен другой участок путей, по которому сейчас ходят все поезда. Эта перемычка убрала брешь в безопасности. В случае диверсионных или иных действий, снабжение с Забайкальем и Дальним востоком прервалось бы надолго. До наших дней, в великолепном состоянии сохранился один из участков старой дороги. Он называется «Кругобайкальская Железная Дорога», или КБЖД. Сейчас там ходит специальный туристический поезд. Экскурсия длится несколько дней. Поезд, шутливо названный Мотаней, проезжает через все тридцать девять тоннелей на семидесятикилометровом участке.
Пока мы гуляли по городу, позвонил мастер и сказал, что машина будет готова только к завтрашнему обеду. Обнаружено много дефектов, включая выломанные зубцы, вывалившуюся шпонку на одном из валов и прочее. Вариантов нет, и мы остаемся на ночь у родственников.
В обед нового дня мы забираем машину. Передачи стали включаться более точно, пятая не вылетает, больше отличий я не нашел. Выезжаем уже вечером.
Почти в сумерках подъезжаем к Байкалу. Над озером туман, и ребята не увидели его во всей красе. Проехав до самой ночи, решаем остановиться спать на берегу. Надо добавить, что меня укусила под глаз какая-то тварь, и я ехал с все больше опухающим лицом и слезящимся полуприкрытым глазом. Нашли хорошее место на берегу, проехав под ЖД путями. Место оказалось бывшей пристанью для парома Байкал, приятная неожиданность.
Утром, проснувшись раньше всех, я побрел осмотреть окрестности и немного пофотографировать. Встретил рыбака, который приехал специально на Байкал из Томска. Он при виде меня как-то странно шарахнулся в сторону. Потом уже, вернувшись в лагерь, я понял причину его поведения. В зеркало на меня смотрел алкаш, с опухшим лицом и явно восточным разрезом глаз. Причем левый глаз был более восточный, чем правый. В ужасе отшатнулся от зеркала и пошел еще раз умываться холодной водой.
Чувствовал я себя намного лучше, чем вчера, это вселяло уверенности в скорейшем выздоровлении.
Выехали традиционно в обед, хорошо позавтракав. По пути удалось купить на трассе клубнику. Это особый сорт, растущий только на восточном берегу Байкала. Клубника очень крупная и вкусная. Пожалуй, это единственное место за Уралом, где плантации ягод доминируют по размерам над картофельными.
К вечеру проезжаем Улан-Уде.
Прискорбно, но у нас нет времени заезжать в столицу Бурятии. Может быть, на обратном пути. Из обязательных мест к посещению был Иволгинский дацан, центр буддизма в России. Это оказался целый храмовый комплекс, расположенный на закрытой территории, но со свободным доступом.
По дороге к дацану на одном из холмов даже выложена из белых камней мантра «Ом мани бадмэ хум», что значит «О жемчужина, сияющая в цветке лотоса!». Но важен не перевод, а колебания голоса при произношении.
Внутри комплекса можно запросто забыть, что ты в России. Монахи в оранжевых одеждах, яркие храмы, и толпы паломников разных национальностей. Ощущаешь себя не иначе, как в Индии. В одном из храмов находится нетленное тело Даши-Доржо Итигелова.
Как утверждается, он сам ушел из тела посредством медитации в 1927. Его могилу вскрыли в 1955, как и было оговорено. Время его не тронуло. Ученики захоронили его еще раз, теперь уже почти на пятьдесят лет. Уже в наше время, в 2002, тело ламы явили свету вновь. Земная оболочка монаха сохранила пластичность, никаких следов окоченения или разложения. Последователи поместили тело в храм, где он находится и по сей день, смотря на наш суетный мир, сидя в позе лотоса. Нас пустили посмотреть на буддистского святого. Фотографировать нельзя, да и не хотелось. Хорошая религия буддизм, умиротворяющая.
Попрощавшись с монахами, покрутив барабаны и походив вокруг ступ, мы возвращаемся к мирским делам.
Впереди Чита. Там начинается трасса «Амур». Ранее, представляя себе этот участок дороги, ожидал увидеть плоскую степь, но тут кругом холмы. И Улан-Уде и Чита стоят на зеленых холмах. Глаз приятно пробегает по округлым складкам долин. Дорога тем временем начинает прибиваться к Китаю, граница с которым проходит по реке Амур.
Всего в пятидесяти километрах, через хребет, на том берегу уже Поднебесная. По пути из Читы степь сменилась густым, хвойным лесом, покрывающим гряду высоких сопок.
И не подумалось бы мне впредь, что в Китае есть такие леса.
Теперь в мой персональный «Wish list» добавился еще один пункт — посмотреть на север Китая. Увидеть своими глазами их лес и отношение к нему.
Может, его там уже и не осталось совсем?
За окнами давно стемнело, и мы прибыли в важный пункт —Невер. Тут дорога расходится на три направления.
Прямо — в Хабаровск и Приморье, направо — в Китай, а наш путь лежит на север, в Якутию. Мы заправляем все канистры и полный бак. Кушаем в кафешке, попутно размышляя каждый о своем. Мне эта точка невозврата видится как в игре «Принц Персии», пробежишь по мостику, а он за тобой падает. Если где и нужно передумать ехать дальше, то это здесь. Впереди самые сложные участки пути, где асфальта почти не будет. Тысяча километров до Якутска, и еще две до Магадана. С мольбой в глазах смотрю на Ниву. За последнюю тысячу километров ничего не отвалилось, масло ниоткуда не вытекло, а передачи включаются подозрительно исправно. Машина постоянно держит в тонусе, ждешь подвоха. Довези же нас, курва, без поломок, молю! Все члены экипажа тоже чувствовали себя хорошо. Прошла даже моя недавняя хандра. Не иначе как посещение дацана и чтение мантр способствовало выздоровлению.