|
Всем привет.
Вместо предисловия чуть о себе. Молодая семья.
В пользовании 2 корейских авто.
Kia Cee'd. 3 двери, на газУ… Что еще надо для поездок по дорогам…
Kia Mohave. Тут всё серьезно. Рама, 3л дизель V6, понижайка… В общем, чтоб с дорог чуть-чуть съехать.
Итак, СИД-КЛУБ Рулит на АЛТАЙ!
25 человек.
10 авто.
Более 9000 км.
16 дней.
Москва — Нижний Новгород — Казань — Набережные Челны — Елабуга — Уфа — Челябинск — Ишим — Омск — Барнаул — Бийск — Горно-Алтайск — Артыбаш, озеро Телецкое — Чемал — Онгудай — Акташ — перевал Кату-Ярык — Каменные Грибы — .... и обратно...
Готовились мы долго!
Местами затянули, местами спешно и сумбурно!
Но подготовились!
Места в колонне были заранее забронированы.
1 - De3mond, muraveika, пончик (Антон, Ольга, Виктория, Александр) — kia mohave
2-3 Nastepundrik, AndreS (Анастасия, Андрей, Тимур) — kia ceed
4 - AlexSoft09 (Алексей, Екатерина) — kia ceed
5 - Hardcorrr (Александр, Анна, Юрий, Юлия) — kia ceed
7 (+6) - Мишка Топотыжка, Суббота (Михаил, Сергей) — kia ceed
8 - Satana (Андрей, Юлия) — kia ceed
9 - валера74 (Валерий, Александр) — kia ceed
10 - nik_k75 (Николай, Вера, Полина, Сергей) — kia ceed
11 - YuNarY (Юрий) — volvo xc90
12 - admin (Иван) — kia sorento new
Утро началось со встречи в назначенный час, поболтали чуточку, выстроились по номерам и... ПОЕХАЛИ!
Все были на рациях, кто-то болтал без умолку, кто-то только учился ею пользоваться.
Завтрак в Мячково под Нижним, первая длительная остановка.
Народ привыкал к большой толпе!
Нижний прошли шустро, до Елабуги шли без приключений!
Вот только запланированное время на обеды-остановки-заправки сильно разнилось с фактически потраченным. Поэтому в Елабугу мы приехали, припозднившись. Плюс смена часового пояса тоже сыграла свою роль в нашем графике.
Устали, заселились, подробности неинтересны!
Следующим днем мы должны были доехать через Уфу в Челябинск.
После Уфы есть два варианта маршрута: по стандартной трассе М5 и через Белорецк.
В общем, обсудим — поехали через Белорецк, хоть дорога и длиннее на 150 км, но интереснее и можно природу Уральских гор посмотреть.
Пейзажи, и правда, захватывали!
Пересекли границу Европа-Азия!
Вечером, когда уже ехали совсем по темноте, случилось ДТП.
Две наши машины пробили по переднему правому колесу, влетев в одну и ту же яму.
Еще одна машина получила грыжи на всю правую сторону.
Ночь.
Ставим докатки.
Тянем до Челябинска.
Попытались ночью купить 3 б/у колеса — не сложилось, впарили старье.
Утром 4 и 7 экипажи выезжают в сторону шиномонтажа, 12 экипаж выезжает с ними в виде техпомощи для транспортировки свежекупленного нового комплекта резины от магазина до монтажа.
Итого колонна утром стартуем без этих трех машин, но они догоняют нас по пути в Курган.
Дальнобоев становится все больше и больше, но, с другой стороны, мы начинаем привлекать к себе больше внимания.
По СиБи рации чаще задают вопросы «Куда путь держите?», «Вы что, правда на Алтай?», желают удачи и приятного отдыха!
Перед Ишимом было несколько масштабных ремонтов, пришлось постоять.
Было реверсивное движение, поэтому можно было выйти из авто, размяться, погулять, поболтать, поплясать!
В Омск мы приехали снова ночью.
Заселение и сон.
Омск с утра нас порадовал теплым и умеренным солнышком.
Друзья, в путь!!!
На трассе встретили колонну велосипедистов с сопровождением: они держали путь из Москвы во Владивосток.
Дорога... дорога... обгоны... дорога... обгоны... дорога... дорога...
Однотипность картинки перед авто уже примелькалась...
У 2 экипажа начало что-то «постукивать». Остановились, присмотрелись — вырвало место крепления скобы втулки стабилизатора. Поездку можно было продолжать, просто аккуратнее.
Поздно вечером добрались до Новосибирска, но нам-то дальше — в Барнаул. А это еще около сотни километров.
В гостиницу мы в прямом смысле завалились уже далеко за полночь.
Вообще, за это время мы сменили 2 часовых пояса, а это +3 часа, что сыграло с нами злую шутку. Ибо про часовые пояса разговор был, но в график маршрута эти изменения включены не были.
Но мы договорились, что во сколько бы ни приехали — спать не менее 6 часов.
Приехали в 2? Значит, подъем в 8. Сборы и погнали!
Барнаул.
Интересный город!
Сделали совместное фото напротив стелы на въезде.
Бийск. Тут тоже сделали фото у стелы.
Достали зачем-то сид-клубный флаг из люка первого авто и прокатились с ним по маааленькому городку, почти не привлекая этим внимания.
(Заранее прошу прощения за большое кол-во фотографий с первым экипажем, просто фотограф ехал во 2-й машине, поэтому наш мохав будет еще часто на фото мелькать по трассе).
После Бийска заехали в село Сростки в музей Шукшина.
Ну как в музей... все село — музей. Тут дом матери Шукшина, это школа Шукшина, это его любимый парк, это холм, откуда Шукшин любил наблюдать за природой и городом.
Погуляли, развлеклись, посмотрели...
Ну вот и добрались!
Граница областей — АЛТАЙ!
Резко появились коровы, гуляющие по дороге, много гор вокруг, даже воздух стал более чистым и горным... А всего-то въехали в республику Алтай.
Горно-Алтайск мне заполнился свои месторасположением. Много маленьких улочек, большие перепады высот. Город расположен будто в ущелье и «играет» туда-сюда.
Первым делом мы направились в краеведческий музей имени Анохина.
Действительно шикарный и интересный музей. Очень советую его посетить.
Пока все ждали начало экскурсии, группа добровольцев успела прокатиться до рынка и закупить часть свежей провизии.
Экскурсия оказалась очень познавательной — то, что надо было в самом начале нашего путешествия по этим краям.
Далее мы поехали в место нашего отдыха на ближайшие два дня — берег Телецкого озера.
Дорога с этого времени нас ожидала только горная. Серпантины, вверх-вниз, от перепадов высот иногда закладывало уши. Из интереса мы даже включили датчики в навигаторах и измеряли высоту, где пролетаем.
Уже затемно приехали на базу отдыха, долго и мучительно расселялись после столь насыщенного дня.
Неужто завтра спать до упора? Ну почти...
Утром мы уже около 10 были на ногах, а кто-то громко отсыпался после бурной алко-ночи.
Решили не мешать отдыху других и маленькой компанией собрались посмотреть ближайший объект — горный водопад на реке Куатанг.
От базы до подножья водопада 5 минут хода. Интересный путь по ветвистому лесу.
Спросили у встречного люда, сколько идти?
— Идти? Да там карабкаться надо, вы еще и с собакой? Он же все лапы себе переломает.
Но мы люди рисковые, пошли дальше, тем более что собака на радостях свободы уже давно ускакала вперед нас.
В общем, пока мы забирались по камням и скалам на этот водопад, фотографировались... остальной народ нашей поездки активно нас догнал и присоединился к восхождению.
Спортивный отдых — то, что надо в долгой сидячей поездке.
Многим пошло на пользу после вчерашнего ))
Освежились и в обратку… вниз…
На 14:00 была запланирована экскурсия на катере, поездка по Телецкому озеру до водопадов.
Мы с собакой туда, конечно же, не поехали.
Поэтому выкладываю фото с водной прогулки ребят:
А тем временем мы загрузили в мохав оффроад-принадлежности и поехали искать место для рыбалки.
Местный гид нам посоветовал одно местечко на горной реке, но ехать туда по горам около 40 км, и по острым скалам, и по бродам... Но как увидел нашу машину, только головой покачал:
— Мы там на подготовленном УАЗике еле проходим, а ты на этом... да бампера там как минимум оставишь с такими свесами...
Но ничего, мы упертые..
В целом поездочка вышла веселая!
Брод взяли, грязь взяли, горы взяли, рыбу не взяли!< /p>
Вечером, по возвращении всех на базу решили коллективно пожарить шашлык на березу озера.
Ох, как было вкусно! Но мало!
Утро, сборы, сувенирка, по коням!
Манжерок.
Хотели посмотреть красивое озеро, да оно все занято купающимися.
Все, тут дикая природа временно закончилась.
Немного расстроенные поехали на кресельный подъемник — решили покорить гору Синюху. Подъем занимает 30 минут в одну сторону, протяженность пути — 2389 м, 1190 м над уровнем моря.
Да, это действительно захватывающее зрелище. Когда под ногами, метров 20 внизу, шелестит трава, мелькают чьи-то уроненные вещи (телефоны, панамки, шлепки, очки)... А ты лицом едешь на скалу… и тут она уходит под ноги... Ух..!
В общем, покатались на славу!
А красоты... а природа... услада глаз!
Чемал, остров Патмос.
Островок на горной реке Катунь, попасть туда можно по подвесному деревянному мостику. А на острове маленький монастырь.
И снова с собакой мы туда не пошли, и слава Богу... Это я к чему... А к тому, что мы на пешем навигаторе нашли смотровую площадку и начали ее искать...
И мы ее нашли. И привели туда всех!
Вернее, кто-то столь устал, что поехал на место ночлега (благо, ехать было всего-ничего), а бОльшая часть коллектива взобралась на гору и даже сделала совместное фото!
Красота!
Но место ночлега не очень понравилось, рядом была дискотека, поэтому поехали кататься в поисках места для сна. Это была первая ночевка дикарем в палатках.
Нашли симпатичное поле, до реки метров 50... Там и разложили лагерь!
Утро!
Ух, каким сладким было утро на свежем воздухе!
Зеленая травка, птички щебечут, горы, река шуршит...
День предстоял насыщенный...
В планах числились (и сразу мои комментарии):
— Семинский перевал — высота 1780 м над уровнем моря, имеется сувенирный рынок, стела в честь присоединения Республики Алтай к России, дышать жарко и тяжело... вокруг долины… машины едут тяжеловато, внатяг...
— Перевал Чике-Таман — высота 1295 м над уровнем моря, серпантин по горам, вокруг обрывы и горы! Очень красиво! Даже админ не удержался и щелкнул «себяшечку».
— Ильгуменский порог — подъехали, посмотрели сверху с горы, запомнили, уехали.
— Песчаные скалы — они везде.
— Свисающие бомы. Изгиб Катуни — «бом» это большая округлая отвесная скала... таких очень много над дорогой по всему маршруту было..
— с. Иня, Ининские стелы — культовое место, т.к. никто не знает, как эти камни так ловко воткнули в землю. Во время войны их разрушили, но археологи попытались восстановить их на место (поэтому мы и видели там следы бетона).
— Слияние Чуи и Катуни. Природный парк «Чуй-Озы» — ну название «природный парк» это круто сказано, но мусорить, громко разговаривать и даже двигать камни в «парке» категорически запрещено. Это пустырь на горе, откуда хорошо видно слияние двух великих алтайских рек Чуи и Катунь. Для алтайцев это священное место, связанное с мифами и легендами местных народов.
— Скала Белый Бом — огромная белая скала, свисающая над дорогой.
— Памятник Кольке Снегиреву — памятник герою известной шоферской песни Кольке Снегиреву. Этот памятник дань памяти и благодарность всем шоферам, которые осваивали эту трассу.
— Водопад «Ширлак» — среды лысых гор и сухой пустыни Алтая это просто живое место — водопад! Красивое место для освежительной прогулки под кронами деревьев.
А вот и наш фотограф Анастасия:
— Акташ. Размещение на базе «Чуйская долина», а вот тут нас настигла неудача. Места-то забронированы не были заранее, а база была переполнена.
Мы честно думали, что Акташ это последний цивильный и довольно большой город перед столь отдаленными местами, куда мы направляемся.
Но это оказался обычный поселок. Кафе мы не нашли, зато закупились в единственном маркете в округе и решили ехать по маршруту дальше, пока светло и искать место для ночлега. По карте дальше были озера, но не был понятен берег — будет ли он отвесный, как на всех горных реках, или это будет спокойная береговая линия?
Сразу после Акташа дорога кончилась. Нормальная дорога. Пошел грейдер.
Сначала сиды ехали медленно, объезжая каждый камушек и ямку. Потом приноровились, разогнались, и даже пыль столбом стояла!
Проехали Красные ворота — две отвесных скалы красного цвета (скорее из-за большого содержания железа), между которыми проложили дорогу.
А вот и озеро — Мертвое озеро.
Как разместили лагерь, к нам подъехал местный смотритель и рассказал нам причину столь жуткого названия озера. На алтайском языке название звучит Чейбеккёль — «Длинное, вытянутое» озеро. А мертвым его назвали после того, как зимой под лед провалились два дровосека, что шли с вырубки.
Ночь.
Ох, эту ночь никто не забудет.
Был такой ливень! Жутчайшая гроза!
А ведь вечер был тихим и безветренным!
Утро было спокойным, свежим, солнечным. Ночь прошла без особых жертв, только палатка 8-го экипажа промокла насквозь, а в остальном подготовились хорошо.
А вот и тот самый-самый-самый день ИКС! День, когда мы должны добраться до перевала Кату-Ярык и спуститься по нему в долину Чулышмана.
Итак, отъехали мы 10 км от лагеря, как у Саши начало спускать колесо. Решили не тормозить колонну и остановиться только двумя машинами: мы и Саша. Быстренько подкачали, стали нагонять колонну...
И тут...
Машина не едет!
Наша машина!
Я на температуру — она на пределе!
КИПИМ!
Останавливаемся!
Не глушим — пускай охлаждается!
Еще этого нам не хватало!
Ведь сегодня самый главный день нашей поездки!
Ведь до цивилизации около 700 км!
Ведь все согласились спускаться с Кату-Ярыка при условии, что именно мы на танке всех наверх затянем... А тут такое!
И на дороге только мы и 5-й экипаж, остальные ушли вперед, и связи с ними нет: сотовая связь тут уже отсутствует, рация не добивает, только по СиБихе смогли докричаться до колонны и предупредить, что у нас тут ЧП и чтобы прислали Андрея сюда с инструментами.
А на улице ветер жуткий, прохладно!
Приподняли авто, посмотрели радиатор — где-то словили камень или булыжник, защита сыграла в патрубок радиатора. Именно в то самое слабое место — соединение пластика и алюминия. Оно лопнуло и согнулось.
Сначала решили искать замену этому соединению или вообще — как устранить проблему. Приехал админ на сорике, погрузил меня с сотовым телефоном, Андрея, чтобы смог обрисовать поломку, и поехали в Акташ (20 км назад) чтобы позвонить кому-нибудь из мохав-клуба.
Обзвонили ближайшие на 1000 км ОД — радиатора на мохав, конечно же, не было в наличии, под заказ неделю ждать. Замены нет, аналогов нет, от других авто не подходит ни радиатор, ни патрубок, ни-че-го.
Чинить! Как? Чем?
Кто-то советовал изолентой перемотать…
Мылом затереть!
О! Холодная сварка и поксипол!
В общем, пока мы пытались контачить с цивилизацией, ребята уже придумали временный хомут и даже добрались до ближайшей деревушки. А мы захватили 10 л воды и примчались на починку.
Итак, деревня Акташ-Улаган.
Нашли поксипол, нашли холодную сварку (да, мы такие «умные», что поехали покорять горы не взяв с собой ничего из подобной авто-аптечки для срочного ремонта!)
За 100 рублей взяли в аренду яму в гараже, и мужики полезли ремонтировать патрубок!
Собственно, а что же делать с перевалом?
На таком «ремонте» преодолевать перевал — сумасшествие!
Кто потом будет тащить наши 2,5 тонны до цивилизации, и сколько денег нам это будет стоить?
Но, с другой стороны, приехать в такую даль и не побывать на Кату-Ярыке — точно грех!!!
Было принято решение:
Дорога с каждым километром становилась все хуже и хуже.
Тут даже грейдер давно не проходил, пару раз нас Урал трехосный обгонял.
Камни, пыль, суслики дорогу перебегают...
Горное озеро Учкёль.
Оно было настолько ярким и голубым, что мы были в шоке от увиденного!
На такой высоте — и такое красивое озеро.
Сделали остановку, много фотографий и поехали дальше.
До перевала осталось чуть-чуть… несколько километров, и мы увидим его!
Кату-Ярык!
В общем, когда мы доехали и увидели эту неземную красоту, ответ наш был: «Конечно же, ДА»!
Походили по смотровой площадке, поглазели на спуск, на трактор, который тянет очередную легковушку наверх, на развороты, на бурную реку внизу, на водопад на горе напротив...
Собрались с мыслями и поехали вниз!
От подножия перевала до базы отдыха ехать было еще 35км и снова по грейдерной дороге!
К закату мы были на месте ночлега.
Утром, проснувшись, кто-то пошел загорать и купаться в горной ледяной реке.
А кто-то начал свое восхождение на гору в поисках местной волшебной достопримечательности Каменные Грибы.
Это уникальное каменное образование, созданное путем выветривания.
Да, под палящим солнцем подниматься на такую гору было весело. Пес летел вперед паровоза, хоть ему и было ужасно жарко!
Через час мы доползли до Грибов!
Действительно интересные изваяния!
Местный экскурсовод назвал эти камни священными для их народа.
А тем временем солнце было уже высоко, нам надо было собрать вещи, доехать до перевала и начать спасательную операцию по вытягиванию сидов.
Еще по пути к перевалу мы спрашивали у редкого встречного транспорта, смогут ли маленькие сами подняться? — Ни за что и никаким образом! Эти нет!
Только тягать!
Внизу дежурит буханка и трактор — 1000 руб. первый пролет или 3000 руб. до самого верха!
Итак, доехали до подножия!
Дали шанс самым смелым попробовать свои силы и переубедить остальных в «слабости» переднего привода!
Миша пробовал 6 раз... Андрей 3 раза, Валера 3 раза… но все тщетно! Перевал не покорился сидам!
Масштаб перевала (фото из инета):
Тогда вкрутили крюки, достали запасенные тросы и встали в очередь на подъем.
Первым пошел мохав с 8-м экипажем на прицепе.
Пока они добрались до первого разворота, стартанули соренто и 4-й экипаж.
Вот только беда случилось: на 1/3 пролета из-под соренто пошел дым. Тормознули. Отцепили сид, перевесили на мохав, соренто пошел вхолостую до самого верха, оказывается, сжег сцепление. Да, неожиданно, но и такое бывает.
Тогда в третью ходку впрягли вольво!
Вот оставшихся они вдвоем и тягали!
Все это время мохав катался с включенной на максимум печкой и открытыми настежь окнами, главное — не закипеть. Иначе выбьет временный ремонт к чертям, и останемся мы на перевале с тяжелым танком «на руках».
Большинство пассажиров пошли пешком в сторону верха, дабы облегчить вес своих авто. Но их подхватывали уже после первого разворота!
Наверху был легкий осмотр возможных повреждений — ничего не выявили!
Решили сделать фото каждого экипажа на фоне гор — на память. Скорее всего из этих фотографий еще и магнитики сделаем каждому, кто захочет.
Ну, что ж — поехали в сторону дома.
По дороге у нас пару раз поднималась температура из-за перепада высот. Поэтому не стали тормозить колонну и догоняли их потом. Но ехать с печкой и открытыми окнами за шлейфом пыли — явно не айс. Песок аж на зубах скрипел!
В долине снова видели сусликов, бегающих туда-сюда.
Уже на подъезде к ближайшему населенному пункту 5-й экипаж пробивает колесо. Благо поблизости оказался шиномонтаж.
Пока путь держим на место той самой ночевки на озере — остановимся там снова!
Вторая ночевка была экстремальной. Ночью температура упала до -2 градусов. Под утро все выползли греться у костра, не дождавшись спасительного солнышка…
Тем же вечером у авто 5-го экипажа обнаружилась поломка: оторвало нижнее крепление заднего амортизатора.
Утром нашли сервис в Акташе и приварили все на место.
Дальше вроде ничего интересного не случилось.
Обратная дорога просто была тяжелой.
Мы старались контролировать температуру по датчику ОБД, который вывели на экран планшета. И при явном повышении температуры сразу выключали кондей (это в жару-то 37 градусов, ага), включали печку и открывали окна.
Семинский перевал, тот самый высокогорный, дался нам особо тяжело. Но тормозить колонну было нельзя!
Добрались до Новосибирска в сумерки, заночевали.
И ночью приняли решение не мешать колонне держать темп и отклеились ехать отдельно. Плюс ночами нам ехать было выгоднее — прохлада делала свое дело! Поэтому решили ехать в 2 водителя без остановок — днем просто аккуратнее, а ночью просто ехать!
Последнее общее фото с пробега:
Но, к сожалению, как сказал один хороший человек, без «головы» колонны все развалилось.
Одни поехали по верхнему маршруту через Екатеринбург.
Другие поехали строго по маршруту.
А кто-то тоже поехал по маршруту, но чуть опережая график.
12-й экипаж... оо… это тоже отдельная история, которая требует внимания.
У соренто ведь немного погорело сцепление, вот он тоже поехал в своем темпе (еще с Акташа), на ТО записался к официалам в Челябинск. Да только не доехал он до Челябинска каких-то 300 км. Сцепление окончательно умерло чуть не доезжая Кургана. Вызвал эвакуатор, мы нашли в Челябинске друга, нашли в городе сцепление, попросили этого друга его выкупить и встретить Ивана у ОД для дальнейшей помощи. В целом все закончилось хорошо!
В целом поездка удалась на славу!
Хочется еще и побольше!
А вернее подальше в горы!
Изучить Алтай изнутри, а лучше пешком!
Спасибо всем, участвовавшим в пробеге, за отличную компанию!!!
Отдельное спасибо Ситигиду за предоставленную навигацию экипажам для нашего пробега — очень нас выручил в Омске и Барнауле!