|
Пыль дорог пяткой луплю, топаю.
Песенку свою пою, сосуды лопаю.
(25/17)
Дача Путина. Вертолетная площадка президента. Алтай TRAVEL из «города, где нет метро»
TRAVEL — рейс, путешествие. В нашем случае: Омск — Новосибирск — Бийск — Чике-Таман — Бийск — Одинцовка — Бийск — Белокуриха — Урожайное — Бийск — Сростки — Бийск — Барнаул — Новосибирск — Омск.
Часть первая — Дорога до поместья
Звонивший телефон вырвал сознание из мира снов. Окружавшая темнота не давала мысленно опереться на что-то реальное, кругом еще царствовала ночь. Но светящийся дисплей уже определял начинающийся день. В один бросок добравшись до раздражителя, старясь не разбудить еще спящую семью, поднимаю трубку. «Да» — «Вставайте, я уже собираюсь, скоро буду…». Взгляд на дисплей, электронные часы указывают, что достигли отметки 4:00, в этот момент срабатывает будильник, окончательно вырывая сознание из плена Морфея.
Хуже всего ждать. Собранные с вечера вещи, стоящие у дверей, всем своим видом выказывают нетерпение. Вторая выпитая кружка кофе.
И вот дисплей расцветает цветами входящего звонка. «Выходите, я у подъезда». Нахожу в телефонной книге № абонента, жму кнопку вызова: «Борисович, собирайся, сейчас подъедем».
Сумку через плечо, коробки с документами перед собой. Не упасть, только не упасть с лестницы. Распихиваем поклажу в распахнутый багажник, расставляем груз таким образом, чтоб хватило места еще на одну ручную кладь. Едем забирать из нирваны снов боевого товарища, участника сегодняшней поездки на славном автомобиле отечественного производства — сегодня нас повезет в новую дорогу Калина. Если бы мы умели читать по звездам, то уже на старте поняли бы, что поездка будет «знаковая».
Все начинается с заправки. В нашей поездке поставщиком впечатлений и горючего станет «Газпром».
Нет — это Байкал, Черноголовка.
Вся группа в сборе, машина после заправки начинает наматывать километры пути на свои колеса.
Так началась очередная командировка в Алтай.
Выезд состоялся с запасом в один день, так как синоптики прогнозировали плохую погоду. И они не ошиблись. Но обо всем по порядку.
Все очень трудно предусмотреть. Что-то не заладилось с автомобилем при выезде из города, машина при разгоне до 3000 оборотов как будто упиралась в стену и начинала глохнуть. Езда превратилась в мастер-класс экстремального вождения. Разгон до 110 при обгонах был печален, превышение установленного количества оборотов грозило заглохнувшим двигателем на встречной полосе. Так продолжалось до Чулыма, где Калина отказалась при очередном запуске двигателя ехать совсем. Поломка была найдена и исправлена в местном сервисе. Калину вылечили поджатием контактов на датчике коленвала. После такого вмешательства в личную жизнь двигателя, машина приободрилась, и темп движения к заданной цели значительно увеличился, но драгоценное время было уже безвозвратно потеряно.
Догоняя упущенное время, мы догнали фуру с «запоминающимся» «мужским» баннером и как мне показалось, где-то я его уже видел. При отсмотре раннее прочитанных отчетов был найден источник памяти: Автопутешествие Кавалерово — Москва на Toyota Vitz в сентябре 2015 года (https://travel.drom.ru/37094/), «девочки в фуре» едут из Новосибирска в сторону Омска. А потом, уже по возвращении домой, вновь девочки были обнаружены на Иркутской дороге (http://travel.drom.ru/37684/).
В нашем случае девочки едут со стороны Омска в сторону Новосибирска.
Расширение географических познаний нашего молодого спутника, началось с вопроса «О какой это вы плотине говорите с Борисовичем?», а закончилось новостью о наличии Обского моря не только на карте, но и в физической реальности.
Так бывает — есть друзья, ты приезжаешь к ним в гости и идешь с ними, например, в зоопарк, но однажды попав в те же места, ты вдруг, оказавшись без привычного окружения, выпадаешь в другую реальность и узнаешь о том, что вокруг тебя другой огромный мир. Море тебя ждало.
И не только море. На выезде из Новосибирска в сторону Барнаула радар-детектор не останавливаясь завывал. Они прятались за подъемами, за поворотами, используя плохую видимость, пользуясь повсеместно натыканными фальшивыми излучателями и работающими камерами. Встретили единственный правильный пост, он открыто, на обледеневшем склоне, остерегал лихих ездоков от неожиданных маневров.
Дорожные условия становились с каждой минутой все интересней. Падающий снег, тая на теплом асфальте, под порывами холодного ветра, превращался в ледяное полотно.
В осеннюю пору уже не бывает ранних и долгих рассветов с низким туманом и пронзительно голубым небом. Восходящее солнце как будто включается, если повезет и его не закроют тяжелые осенние тучи. Нам не повезло. Утро спрятало от нас солнце во мглу облаков, и холодный пронизывающий ветер сопровождал нас до места ночевки. Так мы миновали Новосибирск и, перекусив в «Грани Алтая», в наступившей вновь ночи, по обледеневшей дороге, завершили сегодняшний пробег в городе Бийск.
В эту пору полотно дороги после дождя превращается в зеркало, и ты надеешься на мастерство водителя и, наверное, на … удачу.
Вечером, уже при повороте на Бийск, уходя с «показательного участка» автобана перед Барнаулом в сторону Облепихи, решили «побурханить», прося деда Алтая принять нас на своей земле и показать свое величие нашему протеже.
И воскресное утро не обмануло наших надежд. Выбравшись из своих постелей, мы обнаружили за окном редкие облака, которые разгоняло проснувшееся раньше нас солнце. Не откладывая сборы, приведя себя в порядок, вырываемся на простор пустынной в это время года трассы М52 (ныне Р256 «Чуйский тракт»). Уже видимый Бабырган говорит, что в горах нас ждет хорошая погода.
Когда человек достигает созданной его сознанием границы, ступив за которую однажды он открыл для себя совершенно другой мир, окрасивший реальность совершенно в другие цвета и подаривший всему совершенно другое звучание, человека охватывает чувство свободы, окрылённости, чувство счастья. Кажется, что ты соприкасаешься уже совершенно с другими вещами и предметами, трепещешь от переполняющего тебя чувства близости чуда. А если ты прошел через эту границу однажды и вновь возвращаешься к ней с человеком, который никогда не перешагивал за твой предел, к чувству эйфории от предстоящего примешивается чувство любопытства, а оценит ли твой попутчик этот шаг за твою границу, а поймет ли он то, что захватывает тебя сверх всякой меры, что сделает с ним прикосновение «Бай таш»!
Мы проносимся в бешенном беге за удачей мимо всего мира, не утруждая себя оглядеться более внимательно по сторонам, а вот стоит иногда это сделать, ведь на пути еще много интересного кроме призрачной цели впереди. Дед Алтай одаривает неспешащих и внимательных, ведь так подарил он людям и источник Аржан-Суу. А источник многие годы дает силы тем, кто соприкоснётся с его водой.
А в нескольких шагах от источника катит свои воды красавица Катунь, еще не подернутая ледяной коркой, успокаивающаяся после бурных весенних и летних дней. Сменившая свой бурный нрав на осеннее спокойствие, просветлев, показывая бирюзовые воды, Катунь обманывает несведущих своим размеренным бегом, могучая и бурная река, которую даже зимние морозы не могут удержать в ледяных оковах, продолжает свой долгий бег навстречу Бию.
Остановка на «перекур» у стелы Чемальского района, разговариваем о продолжении дороги. Выяснив, что желание водителя увидеть свою дорогу с высоты птичьего полета не оставило нам вариантов, посещение Патмоса оставляем на следующую поездку — ближайший вариант Чике-Таман. Сворачиваем с намеченного пути или же, правильнее сказать, продолжаем путь по трассе, теперь уже в направлении Семинского перевала.
Природа перестает быть реальной, и под лучами осеннего солнца смешиваются на палитре Алтая белый снег, желтые осенние листья, зеленая хвоя, черный камень, превращая окрест в полотна, как будто нарисованные на холсте кистью.
За такой сменой декораций от осени к зиме и обратно, мы забираемся на Семинский перевал. Традиционная остановка на фотосессию.
Алтай в очередной раз дарит нам отличный вид на память, он позволяет заглянуть на облака сверху. Там восточнее перевала облака легли на склоны гор и лениво переползают с сосны на сосну, с кедра на кедр. Да — нам предстоит спуститься в эту молочную долину. Где-то там нас ждет Чике-Таман.
Сейчас маральники, расположенные вдоль трассы, не пустуют. Можно не отходя далеко от дороги увидеть этих красавцев в непосредственной близости.
В гористой местности кажется, что небо существует отдельно, а горы как будто вырезаны из фотографий и приклеены к этому небу, не знаю почему, но зимой этот эффект еще более усиливается и даже, кажется, передается всему, окружающему тебя. Такое впечатление, что дед Алтай изучает фотошоп в реале. Вот он приклеил на дорогу Калину, а потом попрактиковался на путниках.
Спустившись с перевала и проехав немного, останавливаемся оглядеться вокруг и посмотреть из молочной долины вверх на вершины гор, спрятанные во мгле облаков, жаль, что снизу облака уже не так белы. Но даже такое освещение не может спрятать безмолвное величие Алтая.
Дорога неспешно вьется за историями о пройденных путях и о тех дорогах, где еще хотелось бы побывать, строим планы, спорим о возможностях. Так минуем Онгудай и вдруг вспоминаем рассказ нашего провожатого о даче Путина (поездка 2014 года, примерно в это же время года мы ехали к «Красным воротам» https://travel.drom.ru/31540/). Тогда наш провожатый указал пальцем на неприметный поворот с Чуйского тракта, перед которым висел «кирпич» и сказал: «А туда нельзя, там дача Путина». Но любое нельзя вешает завесу таинственности, а таинственность пробуждает нездоровое любопытство. Тогда мы проехали мимо, а сегодня, вдруг вспомнив прошлогодний разговор, поведали о нем нашему новому спутнику. Так получилось, что на встречный вопрос: «А где же этот поворот?» получилось ответить: «Да вот он!».
Машина, проехав еще несколько метров, остановилась на обочине. «Да ладно, вы меня разыгрываете?», «Да оно нам надо, за что купили — за то и продали», «Нет все же вы меня обманываете, да и знака-то вовсе здесь нет никакого», «…? Точно нет!», «А поехали?», «А поехали!». И наша команда, отложив восхождение на Чике-Таман, сворачивает с М52, проверяет возможность проезда по новой дороге на Калине до дачи.
Перебравшись через невзрачный мостик, мы вдруг оказались на еще более качественно сделанной дороге, нежели М52, к услугам путников здесь и организованные смотровые площадки, съезды с дороги с асфальтированными парковками и даже на одной из площадок детская песочница, эпично: «пока папа на эстакаде чинит машину — дети играют на краю обрыва в песочек».
Дизайнер Алтай искусно смоделировал долину реки Урсул, вид на которую открывается с высоты дорожного полотна, которое вьется по уступам склонов гор по одному берегу реки, а потом перебирается на другой. Что человек на фоне этой картины — муравей. Дух захватывает, когда заглядываешь вниз в долину реки, когда видишь мачту ЛЭП где-то внизу сравнимую со спичкой, когда осознаешь, что синяя веревочка — это бурная река.
Но и человек здесь расстарался. Видно, как отвоевывалась территория под дорогу, понятно, что постарались и при проектировании и при строительстве, применяя добротные технические решения. Как наглядный пример — решение по защите полотна: практически вдоль всей дороги, примыкающей к склонам гор возведены фильтрующие заграждения, в железной сетке уложен камень. Само полотно дороги, еще не тронутое временем и потоком машин, выше всяких похвал, разметка новая и информативная. А особого внимания требуют бросающиеся в глаза выкрашенные вышки ЛЭП, выглядят они, как не из мира сего.
Так «по проводам» мы и добрались до государственного объекта, как нам сказали на КПП. На вопрос: «Что это за объект такой?» последовал лаконичный ответ: «Читайте прессу и смотрите интернет». Попытка проезда была пресечена на месте в зародыше: «Можно ли проехать по дороге дальше?» «Да вы что?». При этом старший караула закрылся в КПП с зажатым у уха мобильником. Жаль, конечно, что дальше проехать поглазеть на подворье не позволили, хотя на заднем плане дорога, превращаясь в грунтовую, уходит левее, в сторону поселка Каянча, а на развилке дорог установлено еще одно КПП, да и прибрежная полоса так-то наша. Ну, да ладно, мы спорить не стали — вернемся сюда летом.
Само «Алтайское подворье», а надо сказать эта «дача» имеет вот такое нехитрое название, можно охарактеризовать выдержкой из средств массовой информации, которые приписывают это строение «Газпрому»: «Алтайское Подворье» — санаторно-курортный комплекс компании «Газпром» для высокопоставленных лиц и приема зарубежных гостей (http://welcometoaltai.ru/attractions/altajskoe_podvore/). Так вот «поместье» имеет, не побоюсь этого слова, эксклюзивное месторасположение. Чего стоит микроклимат места, мы въехали на эту территорию из начинающейся зимы, а здесь лиственница еще не сбросила хвою, лес окрашен красками золота и зелени, а на противоположном берегу Катуни, в подлеске на поляне, можно, не утепляясь, погонять футбол или постоять за рюмкой чая у мангала под лучами ласкового осеннего солнца. А Катунь? Вот ведь действительно красавица — такого цвета воды я еще не видел никогда, это уже не бирюза, это чистый изумруд. Конечно, я понимаю, что нам повезло застать солнце, которое помогло воде окраситься в такой цвет, но картины увиденной природы завораживают, захватывают. И вот так, взобравшись на холмик, ты, затаив дыхание, стоишь и осматриваешь открывающиеся виды, стараясь как-то уложить это все в памяти (синдром суслика).
К нашему сожалению, снимки, сделанные на имеющуюся у нас фототехнику, самого «Алтайского подворья» получились не очень, ну да ладно обратимся, как нам посоветовал доблестный сторож, к интернет пространству и — вуаля! На долгую память. Хотя думаю — теперь надо посетить само поместье.
Спасибо интернет пространству за то, что во всех подробностях.
Вот так неожиданно «Газпром» стал поставщиком удивительных впечатлений группе путников на Калине. Жаль, наша зеленая Калина еще не дозрела «под козырек». Особая благодарность строителям автобана длиной в 20 километров!
Закончив осмотр поместья, возвращаемся к намеченному маршруту. Противоречивые чувства разрывают сознание. Красивейшее место осталось позади, великолепие его может врачевать расстроенную психику, приводя в равновесие личность и окружающий мир, но дорога, построенная к поселку, к которому по этой дороге невозможно проехать, берег, освоенный в пользу единиц компанией, которая в данное время очень тяжело и долго заходит на эту территорию, проигрывая угольным магнатам в отрыве от этого места, повергают в шок, выводя из достигнутого равновесия.
И вот, переваривая новые ощущения, мы оказываемся на подъезде к финальной точке нашего сегодняшнего маршрута. Здравствуй, Чике-Таман.
Заглядывая в будующее — На месте фуры.
Подъем на Чике-Таман всегда интересен, каждый поворот открывает новые картины в картинной галерее деда Алтая. Каждый раз перевал видится по-новому. Каждый шаг по перевалу — это отдельный рассказ. Поднявшись наверх, идем на смотровую площадку. Вот внизу, где только что были мы, начинает подъем Freightliner. Показываем на него пальцем, указывая нашему водителю, что дед Алтай снизошел до его просьб и все, что он просил на «Облепихе» и по пути до Чике-Тамана, исполнилось. На что получаем вопрос: «А дальше там что? Может, ну ее, заночуем где-нибудь в пути, а завтра вернемся, ведь нельзя же прям в понедельник начинать работать?». Приходиться бороться с искушением, но сегодняшняя воскресная прогулка закончена и надо возвращаться, чтоб до ночи успеть уйти с дороги.
Прощаемся с Чуйским трактом и начинаем обратный рывок уже без остановок и сказок, так как усталость все же дает о себе знать.
Зачем покупать светофильтры и дорогие программы обработки, стекло Калины, скорость и обычная мыльница, рождают акварели, делюсь полученным результатом.
Часть вторая — Слияние
Следующий день выдался пасмурным, вновь пошел снег. После загруженной работой первой половины дня, вторая половина высвободила до следующей встречи несколько часов. Обед в «Долине» занял немного время. После трапезы стал вопрос, как скоротать ожидание. Бесцельно валяться на диване — нет, не в этот раз. «Давайте проедем по старому Бийску». Не знаю почему, но проезжая по старому городу, всегда останавливаемся в этом месте и идем гулять по старой площади у пожарного депо. Может, потому что это место вобрало в себя все культурные слои нашего нестабильного общества. Здесь и сквер с реконструкцией кладбища с захоронением выдающихся людей, внесших вклад в становление города Бийска, и поклонный крест, установленный на месте алтаря, снесенного в 1934 году Троицкого собора, и эхо эпохи СССР — памятник борцам за установление Советской власти, а сам сквер полуразрушенными ныне ступенями, поросшими травой, и уже кое-где пробивающимся через плиты кустарником, спускается к берегу Бии, открывая замечательный вид на городской мост и саму реку.
Фотография опубликована на http://varandej.livejournal.com/413127.html?page=1
Немного побродив окрест этих памятных вех, почитав, порассуждав об неповторимости осенней красы природы этих мест, скоротали еще немного время, но его все равно было с избытком. Тогда советом решили — в Одинцовку, едем на слияние.
Слияние Бии и Катуни — это действительно место силы, побывав там однажды, тянет посетить его снова, постоять в тишине, вобрать в себя всю силу, которую отдают тебе реки, сливаясь в Обь. Ведь действительно, неспроста люди выбирают такие места для становления храмов и мест преклонения. Так и на этом месте был возведен храм Святого Александра Невского, так случилось, что вехи этого храма созвучны с моими личными жизненными событиями, «1992 год начало строительства» — «1994 год храм открыл свои двери после освящения», может, потому и тянет меня к этому месту.
Снег скрыл слияние от взгляда, но память увиденного ранее позволила, размахивая руками, рассказывать, как это выглядит, и, видимо, сжалившись над ораторами, Алтай чуть-чуть приоткрыл снежную вуаль, позволяя увидеть противоположный берег в месте слияния двух рек.
Но сюда стоит заглянуть не только для того что бы посмотреть на слияние рек. На въезде в Одинцовку встречающий всех храм укрывает собой спуск к воде. Ниже храма по берегу, из земли, впадая в Обь, бьет чистейший ключ, вода из которого очень долго остается свежей. У истока построена беседка, жаль только, что во время большой воды Обь скрывает ключ. Но в осеннюю пору нам довелось испить его воды.
Что ж, уже пора спешить на назначенную встречу, напоследок заезжаем в бор полюбоваться, как падающий снег украшает безмолвие этих мест.
Часть третья — Белокуриха, ее вертолетная площадка и как мы не услышали лебединую песню
В эту поездку время складывалось так, что все рабочие мероприятия были отнесены на вечер. Привычка просыпаться чуть раньше будильника, заставляет встретить рассвет и, осознав, что ты больше не уснешь, искать возможность заполнить возникшую пустоту во времени чем-то полезным для себя.
К нашему сожалению, Алтай больше не давал нам чистого неба и яркого солнца, пряча все свои красоты за вуалью облаков и снега. Пусть идет снег, от этого весь мир вокруг становится краше и загадочнее.
Позавтракав, собираемся отправиться в очередную дорогу, чтоб вобрать в свою память еще немножко красот осеннего убранства Алтая. Намечаем себе дорогу до Белокурихи. Наш водитель в прошлом году порывался съездить сюда на новогодние каникулы, но не смог выполнить намеченного. Применяем принцип — лучше поздно, чем никогда. Едем в Белокуриху — Алтайская здравница неотъемлемая часть наших вылазок, так как город-курорт близко расположен к месту нашей дислокации.
В Бийске есть возможность переправиться через Бию не только через мосты на М52 и в городе, но и через понтонную переправу к дороге, уходящей на кольцо в Белокуриху, Советское.
Этот кадр, наверное, есть у всех, кто ехал в Белокуриху по Р368.
Красивейший сосновый околок раскинулся внизу под насыпью дороги, а вдали, при хорошей погоде, на горизонте четко очерчивается граница приближающихся гор. Петляющая по долине дорога неизменно выводит едущего по ней к городской стеле «город-курорт Белокуриха». Если человек, первый раз оказавшийся в этом месте, проехал поворот на центральную улицу, то он впадает в недоумение, пробираясь по объездным улочкам, а туда ли я приехал, где же вся эта курортная прелесть. Но стоит выбраться в центральную часть городка, вы сразу погружаетесь в атмосферу курортной жизни. Вас окружают отели на любой вкус и кошелек, вы можете найти здесь себе, пожалуй, любой оздоровительный или развлекательный комплекс, присущий курортным местам. Зимой эти прелести дополняют горнолыжные трассы, а летом туристические восхождения. Но мы, не располагая большим количеством времени, решили после беглого осмотра центральной части города выехать выше и попробовать добраться до скалы «Четыре брата».
Сворачиваем на выезд из поселка в сторону базы отдыха «Лесная сказка». Постепенно асфальт сменяет грунтовая дорога. Калина карабкается вверх. Мы на нашей машинке, удалившись в лес, восторгаемся окружающей нас красотой. За сутки снег превратил осенний пейзаж в настоящую зимнюю сказку. Выходим из машины, гуляем по лесу, дышим свежим, еще не морозным, воздухом.
Забравшись еще немного выше, решаем еще раз остановиться. Причина остановки въезд в облака. Туманная мгла мгновенно окутывает, обступает со всех сторон. Вероятно, «небо становится ближе» — это не просто слова, Алтай дает и такую возможность для жителей равнины, фотосессия в облаках.
Продолжаем дорогу в облаках. К нашему сожалению, следующий подъем нам не покорился. Разворачиваемся и едем восвояси. На въезде в Белокуриху останавливаемся запечатлеть вертолетную площадку. Местные жители и к ней уже приладили ярлык.
А вот и сама площадка, по слухам построенная для высокопоставленных лиц, она обеспечивает возможность максимально близко и быстро попадать на горнолыжный курорт. Нехорошо сплетничать — понимаю, но местные люди рассказывают, что площадку построили, чтобы угодить президенту, а интернет подливает масла (http://www.bankfax.ru/news/21226/). Хотя в России уж так повелось, все, что сопряжено с верховной властью — это днем общественные аплодисменты, а вечером кухонные пересуды. Да и местные, разыгрывая карту излюбленного места отдыха элиты, зарабатывают свои бонусы, привлекая так «определенную группу» туристов.
Ну, а на самом деле это вот что… И еще рекомендую посетить сайт https://www.kuzuk.ru/3d/altay/#, хочется сказать спасибо авторам этого творения! Открываешь страничку, нажимаешь на вертолетик, и вот ты уже паришь в небе Алтая, перелетая от одной достопримечательности к другой, жаль, что только виртуально.
Еще немного покружив по Белокурихе, выезжаем по направлению в Бийск. Лимит своей поездки мы не выбрали, время еще есть. Борисович предлагает: «А не заехать ли нам на Лебединое озеро?» И ведь правда, я там так и не побывал ни разу, все время как-то мимо, да и наш молодой путешественник поддерживает идею. Выехав из Белокурихи, сворачиваем на Алтайское, а доехав до развилки, уходим налево в сторону Советского. Виды вдоль дороги становятся равнинными, но не менее интересными: посмотрите направо, здесь открываются картины ранней зимы, посмотрите налево — позднее лето. Через посадку вид становится зеркальным.
Как-то так — Лето застала Зима.
Зеркальное отражение: с левой стороны дороги снег, с правой стороны дороги трава!
Чтобы попасть на незамерзающее «Лебединое озеро», нужно, добравшись до Советского, уйти с дороги Р369 в сторону и доехать до села Урожайное. Дорога после съезда с Р369 становится весьма интересной в плане покрытия, сильно разгоняться не рекомендую. Проехав село, по указателю поворачиваем в сторону озера. И вот здесь лирика закончилась.
Газпром в Алтае прямо настоящий филантроп и здесь, и там на берегу…
(фотография сделана позднее представленной поездки — спасибо товарищам. Более качественного фото баннера я не нашел).
Повернув в сторону озера, мы попали на отсыпанную щебнем и разбитую по осени дорогу в сторону отделения, а за посадкой, повернув по неприметному указателю в сторону озер, оказались и вовсе на полевой дороге с нормальным таким «гряземесом», что в пору устраивать заезды на уазиках. Мы русские люди, и такие мелочи просто не могли заставить нас отказаться от идеи соприкоснуться с удивительным миром лебедей. Вот! (воспользуюсь словарем Задорнова). Ну и что, что у нас Калина, ну и что, что нам скоро на встречу. Мы только туда и обратно, глянем одним глазком и все. Километр пути мы преодолели, бурно восхищаясь способностью Калины преодолевать лужи и грязевые колеи, припорошенные снегом и опавшими листьями, удивляясь, почему это нет посетителей в этих местах. Но когда мы спустились в распадок и начали подниматься в горку, Калина нас подвела самым непростительным образом. Она просто встала, шлифуя колесами подмерзшую стерню, не желая дальше протаскивать задние колёса, намотавшие на себя куски грязи, которая забила арки. Вот! ... Приехали! ... Уж как мы ее толкали, толкали. Но через полчаса, проехав треть подъема вперед, Калина окончательно уперлась и встала недвижимая… Похоже, что запланированная встреча накрылась, как говорится, медным тазом.
Но не отменять же намеченную цель поездки. Бросаем Калину идем пешком к озеру. Нас ждут Лебеди.
Так должно было быть, интернет обещал.
Я, поднявшись на пригорок, остановился, психанул, знаете ли, встреча под угрозой срыва, а я сам ее назначил, сам на нее не приехал. Решил, пусть товарищи пока прогуляются, а я счастья попытаю. Вернувшись к Калине, осмотрел дорогу, пошел ножками спуск пощупал в разных местах, выбрал траекторию. Сажусь в Калину, ручник — заднюю — вторую — газ в пол, и о чудо! После разворота и разгона под горку, Калину вынесло на противоположный склон на сухую траву. Стою, оттираюсь от грязи, жду возвращения путешественников.
Что вы думаете — нет здесь в эту пору никого кроме смотрителей заказника, потому что Лебеди прилетают сюда только на вторую неделю после того как устоятся стабильные холода и ляжет снег. Поэтому, чтоб не оказаться в подобной ситуации, рекомендую предварительно изучить не только маршрут, но и рекомендации по его прохождению. Вот!
Наш вариант посещения — тишина Лебединого озера.
Незапланированная пешая прогулка.
Калину надо было посадить, мы ее посадили здесь.
Догоняем время! На встречу мы все-таки успели и даже успели привести себя в порядок, но дышали очень тяжело! Вот такой урок нам преподнёс дед Алтай — Авось или выручит, или выучит!
Вот так нам не удалось послушать лебединую песню.
Часть четвертая — Сростки!
На следующий день, закончив все свои дела в славном городе Бийск, понимаем, что в Барнаул мы уже в рабочий день сегодня не успеваем, остаемся ночевать. А пока солнце еще высоко, заставляем нашего молодого, уставшего от подобной эксплуатации, шофера, собраться и вывезти нас в Сростки.
По популярности Сростки занимают одно из лидирующих мест на Алтайской туристической тропе. Так и мы не можем пройти мимо этих Шукшинских мест, где всё село стало единым мемориалом — здесь спал, здесь пил, здесь…, мимо торговых рядов с сувенирами и яствами, мимо востребованной достопримечательности.
Но что бы ни говорилось, стоит подняться в гору Пикет к памятнику Шукшину. Встать, осмотреться вокруг. Смотрите, слушайте — вот именно с этого места и начинается дорога к горному Алтаю. Именно здесь Алтай даст знать, как он встретит Вас в там, в горах. Именно здесь Алтай первый раз демонстрирует свое величие: Вам кажется, что Вы покорили гору и с ее высоты смотрите вниз, а оглядевшись, ты понимаешь — это тебя приподняли на ладони и разглядывают откуда-то, может быть, с вершин тех еще далеких гор.
Бабырган говорит, что дорога в горах вновь ясна и свободна, дед Алтай зовет вновь в свои владения, рассеивая тучи и открывая восхитительные живые неповторимые картины своих владений. Сокрушаемся — в этой поездке мы больше не имеем возможности продолжить путь. Пришла пора возвращаться домой.
Часть пятая — Барнаул — Омск
Дорога домой всегда оказывается короче. Сухая деловая встреча утром в Барнауле. Все намеченное выполнено, можно ехать домой. Но еще немного радости и для меня лично, племянница кормит нас обедом. Прощаемся с Алтайской землей. Уже ночью нас встречает Омск.
Небо звездное, метель августа,
На дороге машин — канителица.
Возят засуху, а мне радостно —
Знаю точно, погода изменится.
(ДДТ).