|
Много ёлок в ней, берёз, таксофонов и аистов... Но обо всем по порядку. В начале июня собрались мы посетить славный город Санкт-Петербург. Решено было ехать на автомобиле, но не по загруженной трассе «Дон» (M-4), а по второстепенным дорогам. Благо маршрут до нас уже разработал drunk driver, который окольными путями проехал из Питера в Краснодар. Вот только его вел навигатор, а нас — пара стареньких атласов и внутреннее чутье, которое, как оказалось, зачастую не то врет, не то просто шутки у него такие...
День первый. Выехали из Воронежа в семь часов утра. До Курска доехали резво и сам город по указателям на Орёл прошли без проблем. Единственная проблема — заправка «ТНК» на выезде, где нам заправиться не удалось (невежливая девочка у кассы сообщила, что сливается бензовоз). Более того, туалет у них тоже оказался закрыт. На мрачную шутку «Тоже сливается?» кассир не ответила. Пришлось нам вернуться в город и заправиться на каком-то бла-бла-бла-Ойле советского типа.
Курск порадовал прекрасной, чистой, ровной и практически пустой окружной дорогой. Ехали и радовались, смотрели по сторонам — на бескрайние поля Черноземья (даже в голову не приходило никогда, что где-то возле дорог полей нет совсем. Но об этом дальше).
Берёзки (пока лесополосы у дороги привычные).
Орёл. В Орле мы знатно заблудились. Указателей на следующий перевалочный пункт нашего путешествия — Брянск — не было. И на Смоленск тоже не было. И на Москву не было! Их вообще не было там ни одного — только белые указатели улиц на каждом перекрестке. Зато на одном из таких указателей значилось «ТЦ "Москва"».
Мы выехали за город — оказалось, как раз таки прямиком на Москву, куда нам было ни разу не надо... На счастье, там работала дорожная бригада, они объяснили нам, что придется вернуться обратно в город, можно по окружной. И уже затем там будут указатели на Брянск! Ура! Два часа блужданий, стояния в орловских пробках и расспросов завершились успешно. Можно передохнуть. Это, собственно, наш кар — чистокровный японец по имени Honda S-MX.
А это — знаки, количество которых на участке Орел — Брянск подсчету не поддается. Продавцов полосатых палочек примерно столько же.
Здесь пейзаж все еще привычный — обычная полевая дорога.
Брянск. С Брянском разобрались легко — были замечательные и четкие указатели на Смоленск. Краем захватив город, уходим на трассу.
Дорога тут не ахти, но бывает и хуже.
В 9-м часу вечера въезжаем в Смоленскую область. Здесь есть скворцы и много-много незнакомых нам доселе цветов. Еще в Курской области начали встречаться нам целые фиолетовые поля, но там они были гораздо скромнее — здесь же, видимо, просто рай для этих растений. Оказалось, это люпин, кормовая культура, которой засевали поля в советское время. В наши дни он плодится сам, как хочет.
А это — стая скворцов, галдели они громко и метались быстро, толковой фотографии так и не вышло... Зато прекрасно видно мусор. Его навалом почти повсеместно вдоль дороги.
Эти аппараты есть в каждом населенном пункте, который мы проезжали. Даже в зачуханных деревеньках на три дома! Таксофон на этой фотографии — еще цветочек. Вполне себе нормально смотрится возле в/ч.
Лесополосы здесь уже сильно отличаются от наших. В основном они состоят из хвойных деревьев — не знаю, ёлки это или нет, но явно родичи. Въехали в Рославль — маленький такой скромный городишко. В местной гостинице остановились на ночь.
В седьмом часу утра покидаем гостеприимный городок. Выезжая на трассу, на перекрестке встречаем машину ДПС — как оказалось, первую и предпоследнюю за сегодня. Последняя была в самом Смоленске. А вот на трассе в Смоленской, Псковской, Новгородской, Ленинградской областях не видели ни одного продавца полосатых палочек, разве что на постах. Правда, на обратном пути в маленькой деревушке Велижского района (Смоленская область) попались нам бравые ребята с «треногой». Ну да ладно, это все потом. А пока мы едем вокруг Рославля, и многочисленные указатели настойчиво приглашают вернуться. Один даже предложил отправиться в Бобруйск, но мы удержались и продолжили свой путь.
Смоленск. А вот в Смоленске мы опять заблудились. Не так масштабно, как в Орле, но все же прилично.
Оказывается, надо было сразу, не въезжая в город, свернуть на окружную дорогу в сторону Витебска — добрые люди подсказали. Покружили по городу, но в итоге на объездную таки выбрались. Остановились перекусить возле живописного поля люпина. Тут же обнаружили еще несколько симпатичных растений.
Далее наш путь лежал через небольшие населенные пункты — Демидов, Велиж, Усвяты, Великие Луки. Так мы постепенно переместились в Псковскую область. Кстати, от Усвят до Великих Лук есть две дороги — платная и, соответственно, бесплатная. Причем первая — это еще и крюк. По пути в Питер мы повернули направо, на прямую и бесплатную дорогу. А вот на обратном пути мы заплутали в Луках и нас отправили на Невель — это как раз вторая дорога. При въезде на платный участок стоит предупреждающий знак — мол, готовьте денежки, а будочки нигде нет. Оказалось, она есть только в конце дороги — в тех самых Усвятах. Более того — это не будочка, а цельный киоск в стороне от дороги. И ты должен выйти из машины и пойти отдать тете денежку в кассу. За 92 км получилось 200 рублей. Дорога совершенно обычная, узкая, без разметки. Правда, более-менее ровная. А еще там есть вот такие забавные знаки.
В Псковской области видели гнездо аиста, свитое прямо на памятнике. Дальше по дороге встречалось много этих птиц, они ходили по обочинам, летали в вышине, стояли на гнездах. Зрелище очень любопытное — жаль, что в Воронеже аистов нет...
И таксофон. Тут же, где и гнездо аиста, но на другой стороне дороги. В нескольких метрах — знак населенного пункта, за деревьями виднеется несколько старых, потемневших от времени домика. Зачем он здесь?
Что в Псковской, что в Смоленской области очень много рек, озер, прудов и заболоченных лугов. Очень непривычны глазу деревушки со сплошь черными деревянными домами и отсутствие полей вдоль дороги. Зато растительность здесь шикарная.
Борщевик. Растет вдоль дорог огромными скоплениями. Его стебли выше человеческого роста, а сок под действием солнечных лучей может вызвать поражение кожи. Хорошо, что не додумались сорвать на память.
Новгородская область встретила нас участком очень плохой дороги. Ямы и колдобины начались сразу за знаком «Добро пожаловать!» — наверное, это шутка такая...
Не доезжая Новгорода, ушли на Лугу, а затем без особых проблем доехали до Санкт-Петербурга по трассе М-20, плавно переходящей в Киевское шоссе. Забавно было — время позднее, темнело уже. Думали — засветло не успеем, но чем ближе к Питеру, тем светлее становилось вокруг. Белые ночи. Организм незамедлительно впал в панику — было ощущение, как будто уже наступило утро, а где же тогда ночь-то?
В целом о маршруте можно сказать следующее — по времени в сравнении с М-4 не выиграешь, но мы не торопились, а наоборот, глазели по сторонам и радовались дороге. Да, нет фур, но дороги узкие, зачастую не очень хорошего, а то и откровенно плохого качества. ДПСников тоже прилично, и знаков море... Зато отдыхаешь душой, глядя на аистов и цветочки, а не глотаешь пыль и смрад, пока ползешь в гору за фурой.