|
Мы с женой пенсионеры. За шестьдесят... Но есть к жизни нестандартный интерес: «болеем» автопутешествиями. Началось всё в 2012 году с поездки Смоленск—Париж—Ингольштат—Прага—Краков—Смоленск. На «Калине-1», ей тогда был один год. Получилось, понравилось.
Потом решили посмотреть, как живётся в королевствах. В 13-м совершили круиз Round the Baltiс Sea: Смоленск—Копенгаген—Осло—Тронхейм (старинная столица Норвегии)—Стокгольм—Таллинн (паром)—Смоленск. Это было посложнее, чем в Париж, так как ездили без дочери, свободно говорящей на английском и французском. Пришлось вспомнить, за что 40 лет назад в политехе «автомат» по английскому получил. И вновь удача была с нами! Всё получилось, как задумывали. «Калина» блестяще проехала через датские мосты и каналы, норвежские тоннели и Атлантическую дорогу... Первые полгода «переваривали» впечатления от Скандинавии, а потом задумались: куда теперь ехать? Дорога зовёт!
Решили посмотреть в 14-м году Грузию: Тбилиси, Сванетия (горы), Кахетия (вино и застолья). Красоты Грузии и тепло души её жителей запомнились навсегда.
Зимой вдруг поняли: сложилась СИСТЕМА. В 2015-м ехать НУЖНО! Но куда???
Хотелось многого: чтобы без визы, чтобы была красивая природа, чтобы было много достопримечательностей, чтобы население относилось благожелательно, чтобы были хорошие дороги... После изучения карт и отчётов других путешественников выбор пал на Турцию. Ведь там есть Стамбул, единственный мегаполис в мире, находящийся сразу на двух континентах, на европейском и азиатском берегах Босфора!
Подготовка длилась полгода. Маршрут сложился не сразу. В начале захотелось объехать все турецкие моря: Чёрное, Мраморное, Эгейское и Средиземное. Прикинули, посчитали и выяснилось: не потянем!
Стали сокращать. Считали так: стоимость бензина в Турции, умноженная на средний расход «Калины», умноженная на пробег по Турции — это затраты на бензин. Средняя стоимость суток в подходящем отеле, умноженная на количество ночёвок — это затраты на жильё. Плюс расходы на питание, сувениры, билеты на экскурсии, плюс НЗ... Стоимость пребывания в Грузии и проезд по России считается по той же метОде...
Решили: едем только днём, ночуем только в отелях, перегоны по России большие, до 1000 км в день, по загранице — гораздо меньше (больше нагрузки на мозг водителя, а он, водитель, только один!).
Время поездки определилось просто: сентябрь в Турции — это «бархатный» сезон.
Туда, до Стамбула, едем вдоль черноморского побережья. Посещаем Трабзон, Самсун, Синоп. Оттуда, после Стамбула едем другим путём. Через Гёреме, Эрзурум, Карс. На Стамбул — четыре «чистых» дня. В Грузии смотрим Батуми, на него два дня.
Готовимся к поездке. Карту Турции в навигатор. Но как вводить адрес отеля, если название улицы в турецком городе состоит из 4-5 слов? В режиме симуляции «проехать» все перегоны! Карту автодорог Турции в компьютер, и отметить, какие из них платные. Как и сколько платить за них? Проезд по стамбульским мостам платный, как платить? Ведь оплата «налом» за мосты и дороги в Турции давно отменена! Где купить специально для этого предназначенный стикер? Нужна ли «гринкарта»? Где купить и почём? Как по турецки называется 95-й бензин? Как сказать спасибо? Что в каком городе нужно посмотреть и как это найти? Одежда на любую погоду?
Наконец автомобиль. Он должен ехать!!! В случае чего очень трудно будет объяснить что-нибудь турецкому автомеханику. Это в Европе все говорят по английски, а многие и по-русски понимают. А в турецкой глубинке???
На все эти да и другие вопросы были найдены ответы или даже варианты ответов.
А «Калину-2» помогла подготовить фирма «Смоленск-Лада», в счёт заключённого перед поездкой договора о сотрудничестве.
И «Калина» не подвела!!!
Из Смоленска выехали утром 5 сентября 2015 года. Преодолев 2510 км, 8 сентября прибыли на грузино-турецкую границу. Преодолели её быстро. Мой ответ о цели поездки — «jorney» — вполне удовлетворил турецкого пограничника, и штампики-визы украсили наши паспорта. А неоновый транспарант радушно пригласил в страну.
В какую???
Мы прибыли в Турецкую Республику. Её граждане уважают и любят свою страну: турецкие флаги встречаются очень часто: на зданиях государственных органов, на легковых и грузовых автомобилях, жилых домах, включая виденные нами в «глубинке» глинобитные мазанки (с ТВ «тарелкой» и флагом), над офисами крупных фирм, над воинскими частями и отделениями полиции, наконец просто на видных местах. Еще в Турции много портретов Мустафы Кемаля. В знак признания его выдающейся роли в создании нынешнего турецкого государства его называют Ататюрк — отец турок. Ему страна обязана многим: республиканской формой правления, отделением религии от государства, реформами избирательной системы, языка, алфавита, образования, одежды, введением фамилий. При Ататюрке были созданы национальная промышленность и банковская система. Его фото, живописные и скульптурные изображения встречали с нас везде.
Удивлять Турция начала Сумелой.
Панагия Сумела — это православный греческий монастырь в горах, основанный в начале V века в скалах неподалёку от Трабзона. Вырубленные в камнях кельи и даже церкви, «прилепленные» к отвесной скале над пропастью постройки — это производит впечатление. А ещё лики святых, написанные на сводах из каменного монолита. Как это всё делалось? Ведь в пору строительства абсолютно никакой механизации не было. Всё вручную. Молоток и зубило — вот всё, что могли иметь древние строители. Да ещё несгибаемая вера в Бога и в нужность своего труднейшего дела.
Долгие годы монастырь пользовался благосклонностью султанов — мусульман, они даже одаривали монастырь, покрыли купол его главного храма медью. И лишь во время первой мировой войны монастырь был разграблен турецкими войсками.
Путь к монастырю был не лёгким.
Встретили турка средних лет. Он пел турецкую песню и аккомпанировал себе на каком-то турецком инструменте. Пел и играл он очень хорошо. Мы ему денег дали, немножко.
Следующим по плану был провинциальный центр Самсун. Здесь мы отправились в старинную мечеть. Ведь православному человеку интересно впервые побывать в святилище иноверцев. Пошли в ближайшую: Yali Camii, построенную в 1312 году. Жена одела длинную юбку и блузку, закрывающую плечи, покрыла голову платком. Я сменил шорты на брюки. Нужно уважать обычаи иной веры!
Внутри мечети всё довольно скромно, даже аскетично: никаких изображений аллаха нет. Только изречения из корана в виде резьбы по дереву и вытканные на ткани. Пол покрыт ковром (в мечеть входят босиком, предварительно омыв ноги).
Удовлетворив любопытство к исламу, отправились гулять по Самсуну. И снова история: место высадки Ататюрка в 1919 году. Именно здесь началось создание современной Турции. Мемориальный корабль «Бандерма» и фигуры Мустафы Кемаля и его ближайших соратников. Всё сделано очень тщательно, выражения лиц на скульптурах решительные.
К вечеру попали в Samsun Bati Park, посвящённый... амазонкам! Ведь именно местность вблизи Самсуна считается родиной и местом жительства этих воинственных женщин.
Рядом с парком амазонок на холме располагался ресторан, похожий на шатры или палатки. А со склона этого холма делал попытки взлететь парапланерист. Оказывается для взлёта нужно просто бежать против ветра. Ну и, конечно, должным образом управлять куполом.
Погуляли по вечернему Самсуну. Встречалось много молодых женщин, одетых в длинную одежду, напоминающую пальто. Часто попадались ювелирные магазины. Возле витрины одного из них жена захотела сфотографироваться, а потом и около медведя, который без устали долбил в ступе зерна кофе.
Поискали в Самсуне пляж — мы же на Чёрном море! Сперва навигатор привёл на какой-то заброшенный. Зато там чайки были красивые.
Потом приехали на цивилизованный пляж, с которого открывался вид на город Самсун.
Искупались в море, хотя немного штормило. Вечером с балкона наблюдали как турки часами играют в какую-то настольную игру, попивая чай.
Заехали в Синоп. Здесь самые чистые пляжи на турецком Черноморье. А главное — захотелось посмотреть Синопскую бухту, где 18 ноября 1853 года состоялось последнее в мировой истории сражение парусного флота. Под командованием адмирала Павла Нахимова (того самого, который родился у нас на Смоленщине) русская эскадра разгромила турецкую, отправив на дно 15 из 16 турецких кораблей.
«Калина-2» привезла нас в Стамбул 12 сентября, преодолев 612 км от Синопа через горы и плоскогорья Турции. Селфи на самом страшном горном участке.
И фото в тоннеле. Их в Турции много.
Что такое Стамбул? Это мегаполис с 15 миллионами жителей (с пригородами 20 млн), находящийся на европейском и азиатском берегах Босфора. В 1453 году турки взяли Константинополь и превратили его в Стамбул. Нам предстояло найти свой отель, находящийся в самом центре древнего Константинополя. Нашли мы его на удивление быстро — слава навигатору! С террасы на крыше отеля был виден Босфор, ура! Константинополь взят!!!
По прямой от отеля до самой главной площади исторического центра — Султанахмет всего метров 150! Звёздочкой но фото обозначено место нашего отеля «Пенинсула». Отель рекомендую: достаточно комфортабельный, недорогой и очень удобно расположен.
Куда ни глянь — красота: купола и минареты старинных мечетей. Позже мы поняли, что это не очень хорошо, поскольку мечети, в основном, действующие и каждое утро около 5 часов раздаются усиленные громкоговорителями голоса муэдзинов, призывающие правоверных к утренней молитве!
В Стамбуле были 4 дня. Совершили две экскурсии на двухэтажных автобусах Big Bus tours по наиболее интересным местам города. Посетили грандиозный музей Святая София, который со дня своего основания в 324 году был и православным храмом и мусульманской мечетью.
Ещё Стамбул удивил Цистерной Базилика — древнейшим подземным водохранилищем, призванным обеспечивать водой дворец султана и город во время засухи или длительной осады. Строили его 200 лет и закончили в 532-м году. Материалы для постройки брались в том числе из разграбленных античных храмов. Именно так в основании одной из 330 колонн, на которых держится потолок, оказалась голова Медузы Горгоны.
Большое впечатление произвёл Дворец Топкапы. Это дворцовый комплекс, построенный в 1459-1478 годах для Султана Мехмеда второго. Дворец делится на четыре двора, которые разделяются воротами, имеющими символические названия: Ворота Приветствий, Ворота Счастья...
Мы увидели кухню султана, на которой 1500 поваров готовили на обед султану каждый день 70 блюд. Увидели гарем, где султан предавался любовным утехам. Увидели зал тайной палаты, где заседал «диван» — правительство султана. В этой комнате есть зарешеченное окно, за которым мог втайне от своих министров находиться султан и слышать все обсуждения.
Кстати, по сравнению величины этой палаты с размерами кухни и гарема, можно судить о том, чем, в основном, занимался султан.
Дворец Топкапы охраняют часовые с автоматами. Нехилые ребята.
Мы нашли в Стамбуле индустриальный музей. Его основал промышленник Рахми Коча, который стал собирать в различные предметы промышленного производства. Здесь есть подъёмные краны и самолёты, компрессоры и насосы, автомобили и мотоциклы, вагоны и локомотивы, танки и пушки. Есть даже подводная лодка. На неё можно попасть, купив отдельный билет. Жена была в шоке от условий, в которых служили моряки на субмарине. По окончанию экскурсии проводивший её капитан (служил 15 лет командиром именно этого корабля) вручил каждому сертфикат за своей подписью. Больше всего мой жене понравилась конка и салон — вагон турецкого султана. А мне — субмарина и самолёты: легендарный «Дуглас DC-3» и F-104 «Старфайтер»
Нашлось место в музее и для нашей «Копейки» — ВАЗ 2101.
Носовой торпедный отсек субмарины:
Яркие впечатления остались и после ночной прогулки по Босфору: дворцы, мечети, мосты...
Эта ночная прогулка чуть не сорвалась потому, что нам неправильно указали место отправления прогулочного теплохода. В результате пришлось километра 4 идти по набережной Босфора. День был ветренный, вода в проливе «кипела». Но это не мешало рыбакам азартно забрасывать удочки.
Следующим пунктом нашего путешествия был городок Гёреме, находящийся в Каппадокии и известный своим национальным парком с подземными селениями и монастырями. Но больше всего нас привлекали здесь воздушные шары! Ещё в детстве я завидовал Незнайке, который со своими друзьями-малышами летал на воздушном шаре. Как, будучи в одном из центров мирового воздухоплавания, не полетать на шаре? Тем более, что живём в отеле Royal Stone Houses, в котором и находится фирма Royal Balloon?
Организация мероприятия на высочайшем уровне. В 5 утра уже сделана разбивка пассажиров по шарам, назначены пилоты, кормят предполётным завтраком. Потом каждый экипаж загружается в свой микроавтобус, едем к месту старта. После подготовки шара залезаем в корзину. Инструктаж пилота — и вверх. В небе десятки шаров! Восход солнца встречаем в полёте!!!
Пилот то поднимает шар на большую высоту, то опускает его ниже вершин скал и кажется, что можно дотронуться до них.
Полёт Незнайки и его друзей длится час. А затем ювелирное по точности приземление, всех угощают шампанским и вручают медали в честь первого полёта. А одному из новоиспечённых аэронавтов даже вручили торт — у него в этот день был день рождения!
Наш пилот Али внимательно следит за движением шара и рассказывает нам о местности, над которой мы пролетаем.
В небе около сотни шаров!
После Гёреме едем Эрзурум. Здесь крепость, построенная Феодосием в V столетии. Именно она была захвачена русскими во время русско-турецкой войны. Здесь бывал Александр Сергеевич Пушкин, описавший свои впечатления в «Путешествии в Арзрум». К стенам крепости можно даже подъехать.
Нам удалось не только пройти внутрь крепости, но и подняться на Саат Кулези — башню с часами. Часы подарены королевой Викторией и до сих пор «на ходу». С башни виден весь город. И, конечно, лыжные трамплины, ведь зимой здесь и прыгают и катаются на лыжах с гор.
Запомнились и три мавзолея Уч-Кюмбетлер. Эти могильники, дошедшие до нас с ХII столетия, отмечал и Пушкин. В каменной кладке видны черты армянского, сельджукского и грузинского стилей. Доподлинно не известно, кто же здесь похоронен.
В Эрзуруме мы познакомились с Нури, владельцем магазина ковров. Он показал нам свой товар, напоил чаем и вызвался совершенно бескорыстно показать нам дорогу на гору, к достопримечательностям, которых не было в нашем списке. Эта скульптура женщины с ребёнком за спиной и русской винтовкой в руке олицетворяет борьбу турецкого народа за независимость. Там же, на господствующих над городом высотах располагались и артиллерийские батареи.
Карс завершил турецкую часть маршрута. Здесь мы умудрились проехать на «Калине» на вершину горы в крепость по старинному мосту и вымощенной древней брусчаткой дороге.
319 км до Батуми были «самыми горными». Количество серпантинов, от которых дух захватывает превысило все самые смелые ожидания. Дорога сперва карабкалась вверх по крутым склонам, а затем падала вниз, едва цепляясь за горы. На высшей точке мы остановились чтобы перевести дух и спокойно взглянуть на турецкие горы. Красота!!
Два дня в грузинском Батуми были как отдых перед дальней дорогой. Поднялись на канатке, посмотрели на город и море сверху. Съездили на экскурсию к водопаду, посетили винзавод, погуляли по батумской набережной, покатались на колесе обозрения, посмотрели знаменитых «Мужчину и Женщину». Погуляли по историческому центру.
Зарубежная часть маршрута закончилась пересечением грузино-российской границы 25 сентября.
На пути в Смоленск заехали в Задонск. Уж очень понравился Рождество-Богородицкий мужской монастырь, в который мы заезжали в прошлом году, когда ехали из Грузии.
Гостиница «Задонск», в которой мы остановились, находится прямо напротив монастыря.
А 28-го мы уже были дома.
Что особенно понравилось? Отношение людей. В Турции в каком-то городке старик (на вид лет 75, не меньше) вместе с внуком 3 квартала шёл, чтобы показать нам, где банк. А потом повернулся и пошёл назад по своим делам! А как владельцы (!!!) отелей лично стремились помочь! Причём их помощь напрямую к их отелю не относилась. Какие-то парни в Эрзуруме вели нас до дверей самого «вкусного» и недорогого кафе. Довели, а потом с извинениями исчезли. Даже на заправках чувствовалось доброе отношение. Конечно, понравился Стамбул. Но и в маленьких городках был свой добрый колорит. Понравились турецкие дороги. Между двумя «райцентрами» турки прокладывают 4-полосное шоссе: 2 полосы туда, 2 обратно. Качество строительства высокое — ремонтов дороги практически на видели. И ещё одно наблюдение: кажется, что города только что построены, заселены буквально вчера! Все дома сверкают свежей краской, ничто не отваливается, как новые. Кормят турки вкусно. Причём качество пищи очень хорошее и в стационарных точках, и в «забегаловках», и даже на уличных лотках. Понравилась быстрая профессиональная работа пограничной службы и полное безразличие к нам со стороны дорожной полиции.
Что же не понравилось? Утренние муэдзины — отнесём их к обычаям коренного населения, которые нужно уважать. Не понравились цены! Бензин около 4 лир за литр (примерно 120 руб.). Хотя «Калина» и показала расход 6,2 литра на 100 км, затраты на топливо были высоки. Практически ни один обед не обошёлся дешевле 40 лир, это при том, что огромные порции позволяли брать одно второе блюдо и один салат на двоих. Да и цены на билеты в стамбульские музеи могли бы быть не такими бодрящими.
Намотали на колёса 8500 км. Проблем с «Калиной» не было. Она исправно везла и охлаждала наш пыл климат-контролем. В целом поездка была хороша! Намеченный план выполнен полностью. А всё хорошее стоит дорого.
До встречи на дорогах!