|
После месяца в Китае, прохода жаркого Такла-Макана, заоблачного Тибета и тропического Юннаня, мы попадаем в маленький и тихий Лаос. Пограничный КПП в Лаосе, наверное, самое стильное сооружение подобного типа.
Выполнено в классических традициях в виде лаосской пагоды. Границу проходим относительно быстро. С этого момента до самого Таиланда никто из сотрудников таможни даже не заглянет к нам в машину. Их совершенно не интересует, что мы везем и куда. Главное сделать таможенную декларацию на авто.
После таможни начинается веселье — покупка страховки. Представители страховых компаний просто сидят за столами на улице, под зонтами. Каждый наперебой предлагает свои услуги. Однако скоро выясняется, что по-английски они почти не говорят, периодически что-то изрекают на лао, жестикулируют, изо всех сил пытаемся их понять. Я поясняю, что нам нужно оформить ОСАГО на четыре авто. Они довольно мурлыкают между собой и предоставляют стандартную форму для заполнения. Я радостно ручкой пишу туда все данные машины. Как только заканчиваю писать, мне протягивают еще одну форму, поменьше. Поля почти все те же. Когда я получаю новую, третью форму с теми же данными для заполнения, начинаю подозревать что-то не то. И действительно. Страховщики дают полисы разных страховых компаний, по одной на каждое авто. А я заполняю уже третий подряд полис на одну и туже машину. Еще добрые 20 минут заполняю все1 заново. Можно ехать вперед.
Главный цвет Лаоса — это, безусловно, зеленый. Все покрыто тропическими зарослями. Ощущение такое, как будто вся страна укрыта мягким зеленым покрывалом. Созерцать можно долго, под бесконечное пение, треск и шуршание в кустах флоры и фауны.
Дорога проходит через несколько более-менее больших городков, а затем начинает петлять по горам. Езда утомительна, прямых участков практически нет, узенькое горное шоссе постоянно поворачивает и изгибается. Лаосские деревеньки — очень и очень бедные. Хижины слеплены сложно сказать из чего точно, что-то вроде соломы и щепок. Сами жилища приподняты над землей, похоже для того, чтобы змеи и прочие гады не могли так легко добраться до жилых помещений. Однако люди нисколько не озабочены, все лаосцы очень милые, дружелюбные. Все улыбаются, что-то мурлычут на своем нежном языке. Каждая наша остановка в деревне — это эффект высадки инопланетных пришельцев. «Странные белые люди, говорящие на непонятном языке», — так примерно можно выразить реакцию местного населения на каждую нашу остановку. Ни тени агрессии, только интерес и доброжелательность. Детишки прекращают свои игры и завороженно смотрят на нас.
Нам очень понравился общественный душ — это колонка на краю деревни, из которой вечером все по очереди поливаются. Все очень просто и незамысловато. Все это происходит на одном из центральных шоссе страны (по нашим меркам на одной из проселочных дорог). Можно только догадываться, как выглядит жизнь в глубинке.
Жители Лаоса очень невелики...
Свежий асфальт заканчивается, и мы попадаем на глиняную грунтовку. Следующие часы мы будем долго петлять по горам, сначала в лучах заката, а потом уже и в полной темноте. Сразу бросается разница в культуре вождения по сравнению с Китаем. Водители сами пропускают нашу колонну на узкой дороге, не слепят дальним светом, в общем и целом ведут себя куда вежливей, чем их китайские собратья. Похоже, что причина не в образовании, а в жизненных принципах. Уже глубокой ночью прибываем в древний город Луангпробанг.
На улице не так уж и жарко, как было до этого местами в Китае. Около +30, но эта температура вкупе с высокой влажностью переносится очень и очень тяжело. Через пару часов прогулки по центру города кажется, что ты сейчас схватишь тепловой удар. Во время прогулки начинаю замечать, что что 90% всех внедорожников — это уже родные нам Toyota Hilux. Невероятно! Все новые, красивые, блестящие, разных цветов и комплектаций. Тут же вспоминаю, что два наших Hilux (те что 2,5 литра на механике) произведены недалеко, в Таиланде, это и есть ответ на вопрос, почему же их тут так много. Справедливости ради замечу, что мой Hilux (3 литра, автомат) произведен почему-то в ЮАР, хотя куплен был вместе с 2,5-литровым механическим в одно время и у одного Toyota дилера в Новосибирске.
Куда приятнее похода по городу выглядит поездка к местной достопримечательности — водопаду Куангси. Он находится в 20 километрах от города и полон туристов. Водопад выглядит действительно впечатляюще. Состоит из нескольких порогов, расположенных на разных уровнях. Вода чистая и достаточно теплая, мы не выдерживаем и бросаемся в водопад купаться. Отличные ощущения!!! Идеальная ситуация для съемок квадрокоптером. Правда, такой полет оказался очень волнительным. Поддувающий сверху ветер, полет среди веток заставили меня сильно понервничать.
Пешком поднимаемся на самый верх. Видно, как небольшая горная речка течет по верху горы и падает вниз, образуя первый каскад водопада. Съемки получились отменные, будет, что показать в фильме.
Ну и, конечно, день рождения в Луанпрабанге ))
Немного ошибок получилось в «Мир наш» )))
Задача следующего дня добраться до столицы Лаоса — Вьентьяна. С утра тропический ливень, он переходит в монотонный дождь. Сейчас в Юго-Восточной Азии сезон дождей. Опять поднимаемся в горы. Линия облаков проходит необыкновенно низко. На первом же перевале мы ныряем в облака. Видимость падает до 10-15 метров, скорость соответственно: до 10-15 километров в час.
Ведущая машина сообщает по рации о препятствиях на дороге. А рассказать им есть о чем. На одном из перевалов из тумана внезапно появляется осыпь, наглухо перекрывшая дорогу.
Возможно, в обычной ситуации это бы нас не сильно удивило, но здесь, когда ты не видишь ничего после нескольких метров, это напрягает. Нам нужно объехать эту осыпь по краю дороги почти на ощупь. А мы достаточно хорошо знаем, где край у этой дороги и что будет если его не заметить. Буквально по метру проползаем вокруг осыпи. Следующие часы мы то ныряем в облака, то выныриваем. В одной из деревень встречаем грузовик, которому не повезло. Похоже, вот также в тумане водитель не заметил кромки дороги и улетел.
Влажность невероятная, в салоне все напитывается водой, страницы паспорта как будто из паровой бани — мягкие и безжизненные.
Ближе к Вьентьяну встречаем команду внедорожников из Таиланда. Те радостно нас приветствуют и машут. Сильно удивляются, видя российские номера. Им казалось, что они очень далеко забрались, доехав до Лаоса из Тая, но, выслушав нашу историю, ребята сочувственно и одновременно восторженно нам кивают. Они только что из местного леса, часть машин в красной глине. Не совсем, конечно, тот оффроад, что мы любим. В любом случае ребята молодцы.
Вьентьян расположен практически на границе с Таиландом. Буквально в нескольких километрах от центра находится «мост дружбы». Мост, соединяющий Лаос с Таиландом через реку Меконг. Два года назад, во время нашей поездки из Новосибирска до Малайзии на внедорожниках за 67 дней пути, 10 стран и почти 21000 км пробега, мы получили единственный штраф. И это был штраф во Вьентьяне. За что? За разговор за рулем по телефону! Когда мы платили штраф (10 долларов) я просто до слез смеялся: в такой стране, где правила вообще не писаны, все ездят без касок, впятером на одном мопеде, частенько по встречной полосе, меня штрафуют за разговор за рулем ))) В этот раз одну из наших машин опять тормозят в центре... Но наши ребята хорошо проинструктированы — никаких штрафов, срочно нам русского консула и т.д. Дело было принципиальное, и лаосские взяточники отпустили машину, дабы не схлопотать проблем.
После пересечения моста происходит перестроение движения с правостороннего в Лаосе на левостороннее в Таиланде. На тайской границе перед нами стоит важная задача: добиться разрешения для наших машин остаться в Таиланде на как можно больший срок, поскольку стандартное время нахождения авто 1 месяц, а этого нам однозначно недостаточно для перерыва между этапами. Первый же разговор с таможенными органами показывает, что задача эта не самая быстрая и простая. Долгие увещевания, объяснения и прочее убеждают тайские таможенные органы дать нам возможность остаться в Таиланде немного дольше. «Максимум два месяца — до 30 сентября», — изрекает таможенница после часа переговоров, совещания с начальством и обдумывания. Понимая, что на большее мы не можем рассчитывать, соглашаемся. Подписываем отдельную важную бумагу, составленную на тайском языке. Наши машины фотографируют, и через два часа таможенница выносит копии наших писем и декларации. Все, что в них поменялось, так это дописанная рукой фраза «30 Sep». Мы уже слишком устали, чтобы прояснять что-то еще, забираем документы. Нам до Паттаи еще более 600 км пути.
Езда по Таиланду — это сплошное удовольствие. Особенно на скоростных магистралях. После тряски в Монголии, Китае и Лаосе, постоянно ждешь, что асфальтное счастье может оборваться в любую минуту. Но оно продолжается и продолжается. И так до самой Паттаи.
Количество Hilux продолжает удивлять. Их просто море! Мы уверенно чувствуем себя «своими парнями», правда, «на голову выше всех», ибо у всех встреченных Hilux обычная стоковая резина и нет лифта подвески.
Проезд по Паттае на русских номерах это триумф. Российские туристы провожают нас удивленными взглядами. Правда, встречаются и замечательные блондинки, которые, завидев нас, спрашивают: «Ребята, а вы откуда?» После рассказа о том, что мы приехали из Новосибирска на этих авто, весело хохочут. Они абсолютно уверены, что мы привезли российские номера с собой и повесили на тайские авто. Даже руль в нетипичном для Тая месте их не смущает. Они блондинки, им простительно.
В самой Паттае пляж, мягко говоря, неважный... Выезжаем на «военный пляж», там мы прекрасно проводим день. Делаем эпические фото наших внедорожников с российским номерами на песке, на фоне Сиамского залива.
Естественно это прекрасная картинка для камеры. Здесь записывается финальный репортаж первого этапа кругосветки для канала «Россия», лучшего фона просто не придумать.
Благодаря тому, что наш участник Эльшан часто бывает в Паттае, у него есть множество полезных связей. Елена, его знакомая, разрешает запарковать наши внедорожники на парковке кондоминиума. Идеальное решение. Ни солнца, ни дождя, под охраной и наблюдением. Единственная проблема, с которой мы сталкиваемся, это клиренс парковки.
После того, как мы снимаем с Hilux'ов запаски, они проходят на грани фола. Остается буквально 2-3 см от потолка. Едем медленно и аккуратно. Запаски кладем внутрь. С 80-кой сложнее. Снятие запаски не помогает, мы все равно не проходим. Остается только один простой вариант: нам нужно убрать сверху багажник. Проблема заключается в том, что к багажнику подходит куча проводов. Воздух для ресивера, антенна, электричество для света и т.д. Их отсоединение будет большой проблемой... В результате, багажник кладется на капот, в таком виде 80-ка паркуется до начала второго этапа.
Первый этап кругосветки получился живописным.
Следующий этап кругосветки обещает стать одним из самых экстремальных, долгих, сложных и насыщенных. Нам нужно преодолеть 6 стран: Таиланд, Мьянму, Индию, Пакистан, Иран, Азербайджан. С первым и последним все достаточно понятно и не очень сложно. А вот с остальными странами нужно будет плотно поработать. Планируемый пробег 15 000+ км.
Мьянма (Бирма) еще недавно была совсем закрытой страной. Проезд по ней требует отдельного специального оформления (весьма схожего с Китаем) и стоит достаточно недешево. Маршрут согласуется заранее, машина сопровождения с гидом, представителем вооруженных сил обязательна. И что важно: еще ни одна машина с российскими номерами не пересекала Мьянму. Если все получится, то мы будем первопроходцами.
Индия помимо визы требует для проезда по своей территории Carnet De Passage. В отдельные неспокойные регионы (Джамму и Кашмир), куда мы пытаемся попасть, нужно будет оформить специальные разрешения. Там на вновь ждет заоблачное высокогорье, иногда ту часть называют «Малым Тибетом».
Пакистан также требует Carnet De Passage. Маршрут заранее согласовывается. Наша мечта — это Каракорумское шоссе, соединяющее Пакистан с Китаем. Шоссе буквально прорублено через горную систему Каракорум. Это самое высокогорное международное шоссе мира, входящее в десятку опаснейших дорог планеты по версии журнала Forbes. Дорога на 80% лежит в пределах Пакистана, до Хунджерабского перевала, откуда уже начинается территория Китая. Немного переживаем за беспокойный Белуджистан, который можно проезжать только в сопровождении полиции.
Иран — последняя страна второго этапа, требующая оформления Carnet de Passage. Маршрут не требует согласования, ограничение только в сроках действия визы. Одна из самых закрытых на сегодня стран мира, которую уже бывший президент США включил в «ось зла». Древнейшая страна, о которой мы знаем так мало, а все, что слышим, так это «ядерная программа», «санкции» и т.д. Мы хотим увидеть её собственными глазами.
На прохождение следующего этапа нам потребуется четыре визы. Предыдущий рекорд стоимости визы был поставлен Туркменией в 2012 году, в рамках нашего проекта «Азиатское кольцо 2012». Мы заплатили $200 за шестидневную визу. В этот раз в посольстве Пакистана разыгрывался целый спектакль. Оформлением виз занимался наш участник из Москвы, Алексей. Данные о стоимости визы сильно разнились. Где-то фигурировала цифра $200, где-то $250, местами встречалась необычная цена в $205. На входе в посольство российский страж порядка поинтересовался: «За килограммами едете? Туда только за этим едут...» По его словам, в день максимум человек 5 приходят в это посольство.
Когда наши документы были принесены в посольство, начался настоящий восточный базар с консулом:
Консул: Ну, это будет стоить $310, каждая виза
Алексей: Не-не... есть только $200, ребята больше дать не могут...
Консул: Шесть? Тогда давай $290.
Алексей: Могу только $210.
Консул: Хммм, а где справка с работы? Тогда 300!
После часовой торговли с Пакистанским консулом, который, похоже, очень заводил представителя Исламской республики Пакистан, была установлена договорная цена в $270 за визу. Похоже, власти Республики перевели посольство на самоокупаемость, и большая часть дохода идет лично послу. Визы в Пакистан оказались самыми нетехнологичными, их попросту заполняли ручкой и вклеивали в паспорт.
Чем ближе был срок 1 сентября (первичный срок в нашей тайской таможенной декларации), тем больше волнения возникало в моей душе. Странно как-то это выглядело, подтверждение продления таможенной декларации заключалось только в записи ручкой «30 Sep» на самом документе. Оставалась неделя, и я начинал сильно нервничать, ибо иного доказательства того, что мы имеем право остаться до конца сентября, кроме того, как пометка ручкой, у нас не было. Все окольные пути прояснения ситуации не приводили ни к каким обнадеживающим результатам. «Нууу... 50/50», — поясняли «знающие люди». Почитав законы Таиланда, я понял, что нужно решать это прямо сейчас. Ибо если мы нарушим таможенное законодательство, то нам придется уплатить 300% рыночной стоимости авто в Таиланде. А это больше, чем купить новую машину в России. Пришлось звонить напрямую в тайскую таможню в Бангкоке, слать документы. На удивление, я достаточно быстро получил обнадеживающий ответ в виде электронного письма. Разрешение действительно сделано до 30 сентября, покинуть Тай мы можем через любой международный пункт пропуска. Очень надеюсь, что все будет в порядке.
Проблемная декларация
Ряд стран требует оформление Carnet De passage, денежный залог в котором — это элемент обязательный, гарантия того, что мы вернем авто в Россию. Мы пытались пойти иным путем, оформив более общий документ Carnet ATA, документ, не требующий залога и теоретически подходящий для наших целей. Однако, чем ближе была дата приезда, тем больше вопросов у нас появлялось к нашим партнерам. Особенно в Индии. Люди, которые еще недавно утверждали, что все в порядке, вдруг стали сомневаться. Понимая, чем чреваты такие сомнения, мы начали решать проблему самым прямым путем — оформлять Carnet De passage. Сделано это было в РАФ, Российской Автомобильной Федерации. Отдельное спасибо сотрудникам за помощь в таком нелегком деле. Теперь мы вооружены двумя видами Карнетов. Разумеется, от Мьянмы до Азербайджана мы будем предъявлять Carnet De passage, а вот на въезде в Россию, нам придется закрыть уже открытый Carnet ATA.
Carnet De Passage
Утром 17 сентября наши друзья нас разбудили тревожной новостью: ночью на побережье Таиланда обрушился мощный шторм Vamco, затопив прибрежные районы. Мы изрядно понервничали, ведь наши машины находятся как раз недалеко, в паре сотен метров от берега... В голову полезли неприятные мысли.
Картина потопа действительно масштабная.
Но нам повезло ! На эту парковку вода не проникла. Наши машинки в сухости и сохранности )
Наша первая и самая насущная проблема — смена амортизаторов на Хайлюксах. KYB оказались неспособными перенести такие нагрузки. Амортизаторы уже почти не работают, а верхнее крепление периодически разбивает. После долгих раздумий и изучения разных мнений мы остановились на «Кони», причем на самой суровой версии Heavy Raid. Правда, пришлось их везти прямо с собой в багаже, а это добрых 20 кг. На границе в Тае возникла сложность, таможенники никак не хотели признавать амортизаторы «вещами личного пользования». Путем сложных и долгих переговоров мы все же решили проблему, уплатив пошлину в размере 3000 бат. Это, конечно, пустяки, если бы таможенники знали настоящую стоимость, то сумма была бы в разы выше. Наш механик, Вова, улетел на неделю раньше, чтобы все это сделать. Остальные мелочи тоже нужно будет привести в порядок, но амортизаторы — это самое важное.
Замена амортизаторов оказалась настоящим квестом. Из трех (!!!) Тойота центров в Паттае свободного времени не было ни в одном, в течение недели до нашего выезда все было расписано. В итоге было решено менять амортизаторы в «гаражах». Спустя пару часов после разбора, местные техники с виноватым видом развели руками: «собрать, однако, не можем». В итоге Вова взялся лично за сборку, и Хайлюкс встал на новые мощные амортизаторы. Вскоре мы их проверим.
НА 80-ке пришлось проварить и подкрасить крыло, потому что от суровых условий эксплуатации сварка начала лопаться. Лобовик было решено загерметизировать силиконом, от постоянной тряски появились предательские щели, куда стала проникать вода. Верхний люк тоже было решено изолировать, поскольку тропические ливни также давали о себе знать. Правда, тайцы трижды переделывали, поскольку пару раз они просто клеили материал на люк, не изолируя щели, никак не могли понять, что же мы в итоге хотим.
После постоянных проблем со втулками в поездке «На край Евразии 2013», эта тема стала нас очень и очень волновать. Пару лет назад мы потеряли около четырех дней пути из-за сложностей со втулками передних амортизаторов. Теперь во всех авто стояли изделия от новосибирского «Полиуретана», мы полезли вниз проверять, как держат нагрузку полиуретановые втулки. Однако после 14 500 км пробега, после адской дороги Монголии, постоянных объездов в Тибете и ухабов в Лаосе, все было очень даже прилично, в норме, менять ничего не пришлось. Посмотрим, как будет дальше, впереди хорошая тряска в Гималаях и Каракорумах.
Еще одной неожиданной проблемой оказалась наша резина. В Индии мы окажемся уже в конце октября*, на перевалах выше 4-5 тысяч метров будет однозначно лежать снег. Резина у нас грязевая, но никак не зимняя. На льду она начнет скользить, очень не хочется сорваться где-нибудь в пропасть. Единственным правильным решением нам показалось использование цепей противоскольжения. На наш скромный размер 315/75R16 пластиковых вариантов не нашлось, только металл. Поэтому придется везти более 50 кг металлических цепей. Такая вот необходимость.
Мы стартуем из Паттаи*. До погранперехода с Мьянмой более 600 км. На следующий день запланировано пересечении границы. С этого момента начнутся наши приключения. Ежедневно мы делаем посты во всех соцсетях, карту движения онлайн, ТВ репортажи, наши статьи можно увидеть на сайте проекта: mirnash.kamerzanov.su. На сайте есть онлайн карта нашего передвижения и фотографии привязанные к тому месту, где они сделаны.
Фактически мы будем первопроходцами. Никто еще по такому маршруту на авто с российскими номерами не проходил.
Продолжение следует...
* Прим. Drom.ru: на текущий момент путешественники уже в Баку (Азербайджан), совсем скоро будет опубликован репортаж о прохождении второго этапа экспедиции.