|
(Новосибирск — Хакасия — Красноярский край — Иркутская область — Тункинская долина — озеро Хубсугул (Монголия) и обратно через Дивногорск).
Автор: «Хобой» Автомобиль «УАЗ - Патриот» (2011 г.)
О! Неужели отпуск настал! А я уже начал было беспокоиться — лето проходит, а мы на одном месте. Да ещё и работаем! Семнадцатого июля. Пора, давно пора двинуть куда-нибудь… за границу. В Монголию, например. Пускай многие с советских времён её и заграницей-то не считают (помните: курица не птица …), но я хочу туда. Хотя бы ненадолго, хотя бы недалеко.
Здесь можно вставить, как написано в большинстве отчётов,«хотел проехать по этому маршруту давно», но, видно, так хотел. Прожив 40 лет в 350 км от Монголии в г. Ангарске, так и не скатался туда. А вот теперь, в 2300 км маршрут до Хубсугула стал прикольнее, что ли. Нет, солиднее! Можно хвастаться: «Я съездил в Монголию из Новосиба, но не через Алтай, а через Бурятию»! А чтоб дорога стала более интересной, М53 решили максимально разнообразить красотами Хакасии, правым берегом Енисея, источниками Тункинской долины, Байкалом, и, дай Бог, Окинским районом.
Едем на этот раз вдвоём, с сыном (Никитой). Любимая жена остаётся на не совсем любимой работе (на любимой работе в отпуск летом отпускают!). Нам её, конечно, очень будет не хватать, особенно во время скупых мужских ужинов.
17 июля
Планировать выезд на шесть, а выехать в десять — это не про нас. Выехали не в шесть, а в четыре дня пятницы, крайнего дня рабочего года. Уже в 16:02 гружёная машина довольно журчала на улицах Новосибирска, прощаясь с ними на долгий месяц.
В дорожной карте заранее прописано около 30 интересных пунктов, которые очень хочется увидеть воочию: горы, водопады, пещеры, озёра и всякое другое, в основном природного происхождения. Рукотворные объекты больше подходят для «самолётных» туристов, а для вседорожных автопутешественников подавай что-нибудь естественное, природное. Пока оно есть в достатке.
Едем по Ленинск-Кузнецкой трассе, затем через Промышленную на Кемерово. Трафик небольшой, дорога радует.
По 12-дневному циклу китайского календаря сегодня для начала путешествия неблагоприятный день. А мы и не будем его сегодня начинать. Только «взберёмся» на старт — из Кемерово. Родственников повидаем, выспимся. А вот завтра и начнём!
18 июля
Всё, старт дан! Тепло. Асфальт ровный. Замелькали километры, знаки и названия. Красный Яр, Николаевка, Усманка, Верх-Чебула. Стоп! На заправку. В баки и в канистру. Так, на всякий случай. А вот и нет. Нет 92-го в Чебуле. Как впоследствии оказалось, проблема с ним была и на многих заправках Хакасии. Вернулись на трассу, отстояли очередь у «Газпрома», залились и продолжили путь на первую точку в посёлке Шестаково (отворот в Усть-Серта).
Официально интересное место называется так: «Шестаковский комплекс раннемеловых позвоночных». Одним словом — это место, где с 1953 года идут раскопки динозавров. Плюс музей. Музей не большой. Ну, очень небольшой. Правда, билет стоит, как в большой.
В помещении несколько костей, постер животных на стене и фигура (чуть не написал «чучело») метра 1,5 высотой типичного динозавра тех мест — Пситтакозавра (годы жизни: 130-100 млн. лет назад). Остальные раскопанные кости разъехались по городским музеям.
Порадовал упомянутый постер. На нём динозавры возятся в обширном болоте, окружённым лесом. А вдалеке… Или показалось? Нет, не показалось — трубы и город!
Смеюсь — показываю на фотографию работнику музея. Она вначале не верит, потом присматривается — да, похоже. «Вы первый заметили», — вздыхает женщина. На вопрос, где ведутся раскопки — загадочно указывает направление. Но не говорит расстояние. Дааа… В то же время чего мы хотели увидеть? Ти-рекса на привязи?
Зато местность вокруг посёлка компенсирует ограниченность музея на все 100%. Красота! Простор! Специально сделанная на горе смотровая площадка пользуется заслуженной популярностью у туристов. Всем сразу хочется остаться (или вернуться), чтобы отдохнуть на реке Кии подольше. Ведь динозавры знали, где жить!
Возвращаемся на дорогу и гоним по уже несколько раз езженому маршруту: Курск, Смоленка, Листвянка, Усть-Колба, Тисуль, Кайчак, Тамбар, Инголь, красивое озеро Инголь (были раньше), Березовское водохранилище, Шарыпово (проезд по плотине отремонтирован), Береш,
Парная — и заезд на следующую «точку» озеро Большое (и не только). Про это озеро знает практически каждый новосибирец. Впечатление такое, что они все тут!
Озеро немаленькое — 15 км в длину. Но народу — практически из расчёта по 9 квадратов на человека. Едем вдоль берега и пугаемся: «неужто так на всех озёрах Хакасии?».
На южном конце озера Большого, после одноимённого посёлка, дорога поднимается в горку и заканчивается. Т.е. не совсем — она переходит в обширную «природную стоянку» автомобилей, с которой отдыхающие идут пёхом до другого озера — Малого. Возможно, там теплей, но «населения» по берегам — точно меньше. И есть ещё один путь — в крутую гору, за которой третье озеро — Круглое. Самое красивое, глубокое, с песчаным дном. Вначале забираться в гору были сомнения. Но сомнения рассеяла «стоковая» «Нива», спускающаяся с мини-перевала. Раз уж «Нива» залезает, то уж УАЗ просто обязан. Да и шанс испытать новую «раздатку»!
Забрались без проблем. Походили, посмотрели, пофотали. Но решили к Круглому не спускаться, т.к. там так же весь берег занят отдыхающими. Съехали вновь к Большому. Да и заночевали, практически в болоте.
Из оборудования:
Машинка ещё в «полном соку», прошла около 40 тыс. км. Изменил: подвеску (лифт кузова и подвески: впереди амморы и усиленные пружины ToughDog, сзади усиленные рессоры); раздатку (поставил кит на 3,3); сцепление (заменил на Sachs). Впереди лебёдка (Спрут9000), для заднего вытаскивания — Хай-джек с цепочками. Шноркель, вывода сапунов, гелевый аккумулятор, рация СВ-диапазона; мудовые колёса 32 дюйма BFGoodrich KM2; навигаторы — для дороги с системой Navitel, для бездорожья — Garmin. Ну и мелочи, типа багажника, спальника, люстры и др. Вроде и всё.
19 июля
День игры в навигацию. С утра едем полевыми дорогами на Костино (п. Малое Озеро — п. Костино). Где-то там по пути спрятаны ракетные шахты «Сатаны». Сами мощнейшие ядерные ракеты Р36М, конечно, распилили в перестройку, а шахты остались. Подъехали к месту, где до них километра 2, но дороги нет. Спросили проезжавших местных: как добраться? — а они не знают. Странно… Тогда свернули в поле, попрыгали с километр по полутораметровой траве и упёрлись в берёзовый лес. По карте ещё с километр, но путь лучше не стал. Ладно, чёрт с ней, «Сатаной», возвращаемся на дорогу.
Вышли на асфальт до Копьёво. По обеим сторонам масса погребальных комплексов. Камни стоят по-отдельности, группами, на курганах. Похоже тоже историческая, охраняемая территория.
Добрались до основной трассы. Немного скатываемся по ней и делаем сворот на Кобяково — Июс. Следующая «точка» — Сундуки.
Сундуки — это горная гряда необычного вида (8 возвышенностей), протянувшаяся на 10 км. Природно-исторический памятник. Взяли на них направление и двинулись по полевой дороге. Едем по «бракованным» координатам, но не важно — и так понятно, где эти камни.
На улице — жара конкретная! Мы, новосибирцы, «избалованные» сыростью и прохладой, с трудом переваривали навалившийся жар. Кондиционер в УАЗике (звучит необычно, не правда ли?) не умолкает. Стрелка термометра охлаждающей жидкости упорно висит около опасной зоны. Выходить, даже осматривать природные достопримечательности — не очень хочется. Мы уж так, из окна, лучше… Благо достопримечательности большие!
Местечко перед Сундуками довольно оживлённое. Стоят киоски с сувенирами, припаркованные автомобили, развешаны плакаты. Туристы поднимаются в гору, чтобы пройтись по тропе вдоль скальника, посмотреть петроглифы, что-то покупают, литрами глушат воду. Мы тоже вышли из машины, походили маленько, но топать в гору в такую жару крайне не хотелось.
Чтоб не возвращаться назад, узнали про продолжение «дикой» дороги и с удовлетворением узнали, что проезд в сторону асфальта на Ширу есть, и что на автомобиле с посадкой чуть выше кирпича доехать по ней можно. Не комфортно, но можно. Едем. По сторонам оставленные низкие машины (люди не выдержали, пошли пешком), кипящая «девятка», открытый шлагбаум (денег не взяли), торговцы с лотками, и вот он, выезд на асфальт до Ширы (дорога с Трошкин, Ефремкино). Дождались!
Приближение Ширы ждали с волнением. Бензин заканчивался, да и желудки были тоже «на подсосе». Но, как я писал ранее, с бензинчиком нынче в Хакасии оказался напряг. На заправке «Роснефти» он был, но чтобы получить заветные литры, нужно было прилично отстоять в очереди таких же страждущих. Да простят меня очередные, мы немного схитрили. Т.к. в УАЗиках с незапамятных времён ставят два бака на разных сторонах, а к Шире оба из них у нас оказались пусты, мы подогнали машину для заправки с правой стороны. А большинство иномарочного транспорта заправляется слева. Поставили «Патрик» как можно ближе к колонке и, растянув до предела шланг, залились и в правый и в левый бак. Неудобно, но быстро и много!
Что дальше? Дальше хотелось поесть и упасть где-нибудь на берегу прохладного озера. Слава, Богу, их здесь хватает. Едем не Белё. Не на первое, где мы были в прошлом году, а на следующее. Мне показалось, там народу поменьше.
Право стоянки и пользования туалетом стоит 350 руб. в сутки с машины. Тёплая, чуть солоноватая водичка озера всё компенсирует. Накупались досыта. Приготовили и наелись досыта. Только перед этим решили одну проблемку. Практически единственную проблемку в машине за всё путешествие.
А случилось следующее: после остановки и выключения автомобиля отказался выключаться электровентилятор радиатора охлаждения. В норме он врубается примерно при температуре 95 градусов (до этого работает вентилятор на вискомуфте) и отрубается через небольшое время после остановки двигателя. Но сейчас проходит минута, две, пять! А он молотит. Скинул клемму с аккумулятора, стал разбираться. Попробовал снять провода датчика — работает. Нашёл по «камасутре» место установки релюшек, вытащил их, а он… работает!!! Как это?! Уже моя голова стала кипеть. Значит, каким-то образом он получает «+» из жгута провода. Значит, там пробой? Залез я ещё раз в схему и тут дошло… в «кумасутре» опечатка. Она направила меня не на те реле в другом блоке (в салоне), а не в блок под капотом! Вытащил нужные, стукнул по ним ножичком (клеммы прикипели), — вент выключился и впредь более не подводил.
Гораздо больше поковыряться с машиной пришлось моим соседям — ребятам с Томска. На их немолодой «Тойоте» «полетел» привод. Помог разобрать колесо инструментом и неквалифицированными советами. Машина оказалась обездвижена, но в компании ребят оставалась ещё одна «живая» машина, да и кто-то пообещал привезти им привод в сборе. Чем закончилась эта история, даже не знаю.
Длинный день подходит к концу. Ещё раз купаемся, смотрим сериал, спим!
Оборудование:
Для перевозки вещей используем три больших экспедиционных бокса, которые закидываем на крышу. Туда же крепим 2 канистры — с бензином и водой. Для приготовления еды 12-литровый газовый баллон, которого хватает на весь тёплый сезон. Для уютного ночного отдыха — оборудован 3-х местный ровный «спальник» в машине, по длине до 2 метров. Вместо используемого ранее надувного коврика выбрали 9-см поролон. Что оказалось значительно удобнее: не требуется ежедневного «надувательства», не трясёт соседа, когда ночью крутишься, расстояние до потолка значительно больше. Да и утренний сбор из состояния «ещё спим» в состояние «уже едем» составляет не более десяти минут (без завтрака).
20 июля
Решать о дальнейших планах оставили на утро. А пасмурное утро с накрапывающим дождиком явно советовало сниматься с тёплого места и двигать дальше. За впечатлениями. Теперь это было озеро Тус. Вот на него я точно хотел попасть, даже намотав некую петлю от Белё по полям.
Сразу на перешейке озёр Белё нас поджидал шлагбаум. Проезд к охраняемой горе Чалпан, на которой есть петроглифы, а вершину украшает разрушенная крепость — 100 руб. Но если нам не надо на петроглифы, а просто едем мимо? Тогда — 50 руб. за работу по подъёму жердины. Бизнес, о котором можно только мечтать!
Солёное озеро (очень солёное озеро) Тус конкретно позабавило. Обнесённое колючей проволокой, с одним въездом, мертвецким спокойствием отдыхающих (после солёной воды в сон клонит), и, конечно, водой. Никогда ранее не испытывал таких чувств! Разве что летая во сне. Утонуть просто невозможно. Лежишь на воде в любом положении, как поплавок. Даже плыть сложно — руки высовываются из воды! Похохотал вволю. Надо как-нибудь задержаться здесь подольше…
Выезжаем на асфальт и погнали. Вновь Шира. Вот домики, что строят жителям, пострадавшим от пожара весной.
Сегодня нам предстоит лиазон до Абакана—Минусинска, потом по правому берегу Енисея через Кошурниково в сторону Канска. Там дорога для нас неизвестная.
Едем: Борец, Боград, Троицкое, Пригорск.
Усть-Абакан: где-то здесь есть некая Гора Солнца — культовое обрядовое место с писаницами. Забив координаты, пробираемся мимо свалки, мимо заброшенных очистных сооружений, густо поросших тёмно-зелёной растительностью (азота-то много). Пейзаж — апокалиптический. Неуютно.
Заезжаем не некий пригорок, с которого видны дачные постройки и Енисей. По навигатору святое место где-то на горе, куда, наверное, идёт чуть заметная колея. Но эта жара! Замечаю, что когда сильно жарко, воля как-то расплавляется. Вроде бы ещё нужно что-то сделать, а неохота. Да и двигатель УАЗа прогрелся до максимума, ещё в гору лезть. Вышли, попили чайку и не дождавшись никого, у кого можно было бы уточнить, поверили в уникальность места без осмотра. Жара!
Абакан, Минусинск, Малая минуса, Большая Иня, Курагино, Большая Ирба, Кошурниково. С этого посёлка люди добираются на большой, тридцатиметровый Чинжебский (Шиндинский) водопад. Но это 40 км по тайге. Есть желающие?
Очередной точкой, что мы «взяли» оказался самый высокий в России железнодорожный мост (Козинский железнодорожный виадук через реку Большая Джебь — 78 метров). Вот его шпионские координаты: N54º 30.100 E93º 27.033 (Просьба оставить мост целым!). К самому мосту не подпускают, а сворот идёт с N54º 29.369 E93º 24.649. Охранник ремонтно-эксплуатационного участка долго не мог поверить, что мы приехали только мост посмотреть, да ещё издалека. Но затем разрешил взглянуть на него с более-менее удобной позиции.
С местом ночлега долго не мудрили. Встали недалеко от «точки» на таёжном ручье. И всю ночь слушали, как поезда стучат, петляя по горам.
А ещё ночью была гроза. Я лежал и думал: «встали рядом с ручьём, а если он резко прибавит в воде?» Но вылезать из спальника и проверять ночью, было лень. Ведь далеко машину не унесёт — рядом мостик.
21 июля
Это я сейчас пишу: такое июля, такое. А когда едешь — не знаешь ни времени, ни дат, ни тем более дня недели. Не это ли свобода?
Движемся по гравийке (а кто сказал, что там асфальт везде?). Сколько ещё её — не знаю. Бензин во втором баке неуклонно приближается к нулю. Не особо беспокоюсь (на крыше ещё канистра), но для интереса спрашиваю сзади идущую «бочку»: «Скажи караванщик, когда же вода? бензин, т.е.» «Километров 40 ещё,— отвечает, — не бойся, если что, на буксир возьму». Прикинул я, как это УАЗик будет болтаться сзади длинномера. «Не, — говорю, — спасибо, запас есть!» «Ну, тогда удачи!» — ответила «бочка» и обогнала. Видно пустая, тоже за бензином поехала…
Дорога красивая. Петляет меж сопок, поднимаемся то вверх, то вниз катимся. Посмотреть интересно, особенно, если не обращать внимания на тряску. Владельцам кроссоверов на независимых подвесках будет комфортнее.
Степной Баджей, Орешное. Здесь желающие могут поискать большую пещеру Большая Орешная с длиной ходов в 47 км и глубиной в 195 м. Пишут, что в 4 км от посёлка.
Вот и М53 (она же Р255)! Не то, чтоб её особо ждали, но ровный асфальтовый ход, даже в плотном потоке несущихся фур, расслабляет. Можно ехать вообще расслаблено — 90 км/ч, не обгоняя их. Можно «гнать» 110, тогда обгон становится навязчивой идеей.
Канск, Иланский, Нижний Ингаш, Тинской, Нижняя Пойма
Иркутская область. Ну да, конечно. Ремонт продолжается. А я так мечтал, что когда-нибудь проеду Иркутскую область по асфальту. Мечтал 40 лет, с тех пор, как отец меня свозил по М53. С тех пор, проезжая через Нижнеудинск, жду, что ещё вот-вот и будет готово. Но не тут-то было! То, что отстроено ранее одной известной в Иркутске компанией, этой же компанией вновь снимается и укладывается. Процесс идёт постоянно, годами. Ведь «шоу должно продолжаться»! Очень дорогостоящее шоу!
Средняя скорость упала значительно. С десяток ремонтных участков с реверсивным движением, по которым лезут навстречу и на красный свет. Постепенно, видя это, да ещё обгоны без включения «поворотников», через сплошную, а то и две, входишь в подобное состояние. Да, знаю, в 38-м регионе это норма. Норма не пропускать пешеходов, подрезать и «учить» на дороге. Но как-то за 5 лет отсутствия начал отвыкать.
В Ангарске власти пошли на отчаянные меры. Не в силах морально изменить водителей, закатали весь город в «лежачих полицейских». Есть знаки, светофоры, яркие переходы, «лежачие полицейские», но как водилы, так и пешеходы привычек своих не поменяли. Хотя город приятно изменяется внешне. Не деградировал в трудные времена, выжил. (Долгих счастливых лет тебе, родной Ангарск!)
Ночевать заехали на удачно подвернувшуюся турбазку около реки Бирюса. Открывать ворота вышел подвыпивший сторож, видно принявший нас за кого-то другого. Попросили только стоянку авто за недорого. Кровати нам не требуются. На турбазе не было никого (страшно?). Ну, это такая турбаза, заездная. Потом подъехала одна компания, потом ещё. Но всё в культурных пределах.
Рядом с местом стоянки располагался небольшой пруд с прогулочными катамаранами. Я сразу залез купаться, а Никита игнорировал это дело. Видно, за 11 лет занятий плаваньем в бассейне, вода привлекает уже не так сильно.
Спрятались от комаров в противомоскитном тенте, сварили ужин и завтрак сразу. Поев, завалились на вечерний киносеанс. Дело в том, что мы с собой берём ноутбук, заряженный фильмами. В эту поездку накачали 5 сезонов сериала «Игра престолов», что оказался довольно интересным. И каждый вечер 1-2 серии фильма служили нам «проводником» в мир снов.
22 июля
Бирюсинск, Тайшет, Алзамай, Ук. Ещё одно место, которое хочется посетить. Но не сейчас. Не сподручно на одной машине, вдвоём. Т.к. до «объекта» нужно ещё добираться пешком. Объект этот — Уковский водопад, 20 м высотой. До него по данным инета — около 20 км от трассы на машине и 5 — пёхом.
Нижнеудинск, Тулун, Куйтун, Зима, Залари, Кутулик, Черемхово.
Замелькали привычные моему взгляду и слуху места. Я безостановочно рассказываю сыну истории: где, когда был, что произошло. Здесь в 90-х разгонял свой Skyline по разбитой дороге до 160; здесь я потерял подвеску на Corolla; здесь вытаскивал «аварийку» на «санитарке»; здесь заблудился в тумане; здесь у меня был магазин; отсюда возил муку «Газелями», а отсюда — мясо; здесь живёт одногруппник, а здесь ночевали на кладбище и т.д. Достал, наверное, его этими рассказами. «Что, ностальгия замучила?» — резюмировал он.
Усолье-Сибирское, Тельма, поворот, Большая Елань, Большежилкино…
В этот день мы должны доехать до «промежуточной базы» — маминой дачи в Сосновом Бору Усольского района. По расстоянию — 620 км. По времени — как получится. Не каждый день, например, приезжает премьер Медведев в Усолье-Сибирское. В этот день приехал, со всеми последствиями в общем дорожном трафике…
Десятый час вечера. Мы на даче. Любимой, уютной даче. Тело, поняв, где оно, словно автоматически выключилось — спать! Следующий этап впереди. Есть пара дней подготовиться.
23, 24, 25 июля
Время дальнейшего планирования. На дачу, как в штаб, съехались близкие люди: сестра с семьёй, двоюродная племянница и друг. Конечно, обнимашки, целовашки, шашлык, арбуз.
Но главное, что определились желающие ехать с нами в том же направлении — на Хубсугул. Правда, по времени не совсем совпадали: мы с сыном готовы «прямо сейчас», сестра (Юля) — 30 июля, их друзья — под вопросом вообще, а друг (Андрей С.) — где-то до 30-го, но не сейчас. Хорошо, что все трезвые были! Решили: мы пока едем одни по интересным местам Тункинской долины, Андрей С. присоединяется в процессе. 30-го июля переходим кордон и ждём Юлину семью (или наоборот). Решили, подписали, разъехались.
Осталось помыть машину и поковыряться на даче.
26 июля
Вновь в пути. Долетели мигом, через Ангарск, по объездной (как же здорово, что её сделали! Раньше через Иркутск и Шелехов поездка на Байкал до Слюдянки удлинялась на несколько часов) — сразу за Шелехов. Затем по перевалам, по хорошей дороге — и вот Он, Байкал!
Да простят меня читатели, писать «Вау!» не буду. Не потому, что Байкал «Вау!» недостоин. Достоин, на 200 процентов! А потому, что на его берегах я бывал десятки раз. И красивее мест не видел. Гораздо эмоциональнее напишет человек, увидевший Его впервые. Кто не был ещё на Байкале — вы просто обязаны сюда приехать!
Эти же тёплые чувства испытал, думаю, и Никита. Его главное требование на сегодня — ночевать не на Иркуте, как задумывали, а на берегу Байкала. Легко сказать — на берегу. Перед нами Култук и Слюдянка, на западный берег не проехать — там «старая» железная дорога, на восточном — до Утулика, что ли, гнать?
А, вспомнил, есть съезд к каменистому берегу за посёлком Мангутай. Однажды, в 90-х годах я туда пробирался на УАЗе-«санитарке». Наугад. Путь к берегу преграждает насыпь Транссиба. Но есть под ней проезды. По реке под железнодорожным мостом проехать тогда не смог — вода большая. Сунулся в узкий проезд. Ну, очень узкий. Если двигаться ровно — остаются с каждой стороны до кузова сантиметров 10. Но ведь есть и ямки. Когда кузов накренился, я зацепил каменистую стену. Машина оказалось в засаде. Короче, в тот далёкий день выбраться на УАЗе до берега мне не удалось. А лезть через пути — даже в 90-х было опасно. Сходили пешком.
Памятуя эту историю, на этот раз я, въехав в посёлок, сразу же обратился к местному мужику за информацией о проезде. Тот без энтузиазма согласился показать, сев в машину. На пальцах рассказать отказался. Пришлось посадить. Пришлось, потому что свободных мест в салоне не было, сын освободил своё кресло и повис на подножке. Так и доехали до берега.
Оказалось, сегодня — воскресенье. Половина туристов, стоящих с автомобилями в лесу около Байкала, засобиралась домой. Мы спокойно нашли свободную полянку и провели остаток дня и ночь, наслаждаясь прибоем Великого озера.
27 июля
Вновь Слюдянка, Култук, поворот — Быстрая, Торы, Зун-Мурино. С утра заезжаем в Тункинскую долину (или котловину).
Очень располагающая территория! Обнесённая с трёх сторон горами: с юга Хамар-Дабаном, с севера — Тункинскими гольцами, с запада — юго-восточными Саянами, она тянется на 190 км. «Тунка» имеет свой микроклимат, богата на минеральные источники. Когда-то мы сюда ездили за грибами и собирали их не ведрами, а багажниками автомобиля. Чистить грибы потом приходилось всю последующую ночь. Долина — национальный парк. За въезд берут плату. И в принципе, особо безобразничать не дают.
Для начала решил показать сыну Аршан. Есть такое культовое, лечебное место у подножья Тункинских гольцов. Иркутяне и ангарчане сделали этот посёлок местом активного отдыха, приезжая на выходные.
Добраться сюда стало проще некуда — маршрутки идут одна за другой. Жить — не проблема: местные жители чуть ли не насилу заталкивают в свои дома. Заняться тоже есть чем: обалденная природа (горы, потухшие вулканы, тайга, река Кынгырга с каскадом водопадов), минеральные источники (от холодных до горячих), ночной клуб, рынок, недорогие кафешки…
Ура! Бурятские кафешки! Теперь выбор блюд у нас будет однообразный — позы. Конечно, позы с чистым мясом, горячим бульоном внутри. Так, чтобы взять руками (чистыми!), откусить краюшек, выпить ароматный бульон, чувствуя, как он согревает твои внутренности. А потом впиться всеми зубами в мясо и заглотить за пять секунд его целиком, дальше ещё одну, ещё… ой, что-то есть захотелось…
Никите Аршан понравился. Даже несмотря на периодический дождик. Прогулялись по торговым рядам, сходили по тропе до первого водопада.
Прошедший в прошлом году сель, заметно наделал проблем курорту, но отдыхающих не отпугнул. Народу много.
Вновь вернулись на трассу (Аршан находится в 26 км от неё) и неспешно покатили на запад. Катиться долго не пришлось — до посёлка Жемчуг, вернее, местечка «Вышка». Здесь тормознулись. На берегу Иркута хозяйским образом используются термальные источники углекислотного и метанового содержания. Вокруг них за эти годы выросли десятки больших и маленьких турбаз, купален, другой инфраструктуры. Напоминает всё это какой-то китайский городок.
(фотография взята из интернета не для коммерческого использования)
Пробираемся ближе к реке (Иркуту). Перед въездом на берег — шлагбаум.
— За что берём деньги? — интересуюсь.
— А вы знаете во что нам обходится вывоз мусора?!
— Не знаю, похоже очень дорого, что не хватает даже на это!
Огороженная территория для стоянки машин и палаток каким-то образом обходится без туалетов, привоза воды и прочих услуг кемпинга… Но городок с купальнями рядом. Ладно, встанем на денёк здесь.
Сходил в ближайший термальный бассейн под крышей. Бассейн примерно метров 10 на 10. Душа, к сожалению, перед ним нет. Народ влезает погреться, да заодно лишиться грязи (и не хочется думать…, ведь с туалетами сложности). Вода мутная, под ногами песок. Не с людей ли? Глубина — не достаёт до груди. Нужно приседать, чтоб согреться в воде. Температура в бассейне не более 40 градусов, хотя на стенде заявлено 50. Что ещё? Удовольствие не из дешёвых — 200 руб. за сеанс в 20 мин. Но после дороги расслабляет, и мне уже всё равно.
Кто хочет похолоднее — рядом небольшой аквапарк с водой прямо с горной реки, за 400 руб. Время не указано, но вряд ли кто задерживается надолго. Не берег Красного моря, чай.
Мой «Билайн» в роуминге приказал «долго жить». О «Теле-2» вообще говорить нечего, одна надежда на «МТС» сына. Звоню Андрею С., рассказываю, где мы. Договариваемся встретиться завтра до 14 час. После этого мы уедем дальше — в Монды, а, может и в Орлик.
Ночью на нас напали. В огороженном кемпинге на нас напали… коровы. Видно, они так помогают хозяевам убирать мусор. У нас коровы помогли убрать из-под машины (из закрытой коробки) огурцы, яблоки, миндаль, лук. Чем луковицы вкусней травы — непонятно? Сухофрукты оставили. И на том спасибо!
28 июля
Сегодня после обеда едем дальше. Андрей С. вдруг сообщает, что, двигаясь на встречу с нами, порвал покрышку. Без возможности ремонта. А в запасе — докатка, на которой по Монголии не поездишь. Предложил ему добраться до Кырена, там поискать б/у нужной размерности. Посёлок-то большой. На том связь и закончилась.
Мы тем временем углублялись: Кырен, Туран. Дорога вышла с долины, запетляла по перевальчикам, справа — красавец Иркут, а под колёсами отличный асфальт. С такой дорогой, думаю, Монголия завоюет своего туриста!
Монды. Пограничный посёлок. Суровый солдат проверил наши документы, выслушал разъяснение, что мы хотим на Хубсугул, но едем в Орлик, открыл шлагбаум. После деревни сворачиваем вправо и понимаем, что впереди 153 км каменной «стиралки». Всё, про асфальт можно забыть.
Красота обалденная! Дорога проходит в сузившейся долине Иркута, с двух сторон скалы. Идёт значительный набор высоты. Скорость — не более 40. Нас, как стоячих, обходят «Саньюнговские» микроавтобусики. Неубиваемые, видно. Что подвеска, что пассажиры. Я так про «Патрик» не считаю. Тем более в трёх тысячах км от дома.
После часа прыганья по камням, сын стал подозрительно переспрашивать: «А зачем мы туда едем? Я забыл, что там?» «Водопад, — говорю, — большой красивый водопад». Малый Жом-Болок. Вода падает с высоты 20 м в круглый провал диаметром 40 м. Посмотреть интересно.
Чтоб Никита вновь не задавал этот вопрос, дал ему руль в руки, сам уселся рядом. И это была роковая ошибка! Вместе с руками у меня освободилась голова. Проехав почти два часа и поняв, что до цели 100 км, а завтра нужно ещё обратно 150, плюс подобные дороги в Монголии, я засомневался: «а такой ли красивый водопад?» Рулил бы сам, не думал. А так: «Никита, тормози, разворачивайся! Посмотрим как-нибудь потом!» (когда потом? — да просто, потом!).
Возвращаемся в Монды. Осталось, конечно, чувство незавершённости, но посмотреть красивую дорогу стоило. Увидели небольшой водопадик.
Увидели Белый Иркут — по замёрзшему руслу которого ранней весной на знаменитую гору Мунку-Сардык уходят наши туристы-альпинисты. Кстати, эта гора — высочайшая Саян — 3491 м. Стоит на границе Монголии и России, у местных народов считается священной. Пограничники тоже не забывают гору — разрешения должны быть у всех желающих восхождения.
К вечеру приезжаем в Монды, а там, у кафе ждёт нас… Андрей С.! Вернее, в кафе — позы ест. Колесо для своего авто нашёл, но нас потерял. Не вернулись бы мы сегодня — разминулись бы. Ну что ж, тогда пора разбивать лагерь. Проехали вновь через КПП, объяснив солдату, что хотели на Хубсугул, но поехали на Орлик, но расхотели и Орлик, поэтому поищем, где переночевать. А потом вернёмся. Но ему, похоже, пофиг.
29 июля
Сегодня дневка. Полное торможение без алкоголя и других наркотиков. Сидим, лежим, едим, говорим.
Андрей ночь провёл в неприспособленном для этого багажнике Mitsubishi Outlander. Скрючившись до полутораметрового размера с роста в 182. На следующую ночь я ему всучил запасную палатку, но, как назло, пошёл дождь. А палатка, так себе — скорее просто укрытие от ветра. Без полиэтилена на крыше сильный дождь не выдерживает. Потому на следующее утро я увидел друга вновь в багажнике своего автомобиля.
30 июля
Наступил исторический (для меня) день пришествия нас на землю и воду Монголии! Сразу после Монд начинается длинный крутой подъём с интересной, волнистой (плавающей) дорогой, который на вершине перевала утыкается в государственную границу. Увидев её, я испытал странное чувство, — оказывается, что наша страна имеет ОКОНЧАНИЕ! Когда границу пересекаешь на самолёте — не чувствуется. А так, на земле, вдруг осознаёшь: безграничная Россия ЗАКАНЧИВАЕТСЯ! Жуть какая-то!
Очереди на КПП не было. Занимать её для товарищей, что спешили к нам с Ангарска, не имело смысла. Поэтому мы заехали в две машины. Вся процедура: наш кордон, монгольский, оформление документов и проверка машины вылилась в 1,5 часа — практически идеальное время. Без проблем. Собачка обнюхала. Таможенник выборочно проверил сумки. Несколько вопросов, пристально глядя в глаза — и на выезд.
При досмотре Никита прикололся. На предложение открыть все дверцы в машине, он открыл и лючки бензобаков. А что? Можно и там что-то спрятать!
На выходе причитала какая-то русская женщина. Отдала где-то свой паспорт, её не выпускают, а монголы понять не могут, что она от них требует. Кому и зачем отдала — не помнит! Чем кончилась забава — не знаю, но на обратном пути (через 5 дней) на нейтральной полосе её не было.
Вот она, страна забугорная! Прыгаем по монгольским камням, вдыхаем монгольскую пыль. Федеральная трасса от границы в центр страны представляет собой засыпанную щебнем полевую дорогу (до озера, дальше, похоже, просто направление). Слева — открытые распадки, сопки, покрытые лиственницей, справа — горная гряда. И Мунку-Сардык, его южная сторона.
Отъехали километров 10 остановились. Нужно дождаться остальную группу. А то потом где и как ребят искать?
Яркое солнце, студёный ветер. Это сочетание будет присутствовать все проведённые дни в Монголии. Горы всё-таки. Высота около 1700 метров. Ляжешь на землю — загорать можно. Встанешь — хочется одеть куртку. Так я понял все прелести монгольской одежды — их шерстяного халата: солнце есть — распахнул полы как эксгибиционист, скрылось — запахнул. И так целый день можно поддерживать терморегуляцию.
Сидим, ждём чего-то. Мимо проезжают редкие машины, кто на границу, кто с неё. Проехали новосибирцы. Но в основном, конечно, представители 38-го региона. Некоторые заезжают сюда даже на пару дней.
Откуда ни возьмись, появились местные пастухи. Два монгола. Один знает пару слов на русском, другой — ещё меньше. Послушали как звучит наша речь, угостились яблочками и, не дождавшись водки, удалились.
Водка здесь, как и у многих других азиатских народов — бич наистрашнейший. Не советую её давать монголам! Слишком сильный эффект получается! Нельзя им пить вообще и лучше не спаивать!
Приближалось время «Ч» — окончания работы пограничного перехода. После которого мы собирались уезжать к озеру одни, если не будет наших. Но вот, наконец, показались. Едут! Двумя машинами, с прицепом. Стыкуемся, гоним дальше. Вернее, плетёмся.
Ханх. Первый и единственный увиденный нами монгольский посёлок. На северном берегу озера Хубсугул. Нам он постольку-поскольку, главное — озеро. Самое большое озеро в стране, считающееся «братом» Байкала. Но расположено оно на 1118 м выше; моложе Байкала на 19 млн. лет, да и размером меньше значительно — 136 км в длину, а в глубину так почти «мелкое» — 262 м. Хотя схожесть, конечно, есть. Чистотой и холодом вод, флорой и фауной и ещё то, что впадают в озёра множество рек, а вытекает одна: на Байкале — Ангара, на Хубсугуле — приток Селенги, причём в Байкал (Вот такой каскад получился).
Проехали. Забежали на одну из российских турбаз узнать про обязательную регистрацию. Узнали, нужно её делать в администрации, в Ханхе. Ладно, потом, сделаем на обратном пути. Едем вдоль озера. Есть информация, что через 25 км каменистый берег чудесным образом превратится в песчаный пляж. Очень хочется надеяться.
По дороге стада яков и хайнаков, овцы с чёрными головами, журавли, суслики, чайки, удоды, кони. Кого ещё забыл? Слышен «рёв» верблюда.
Спустились по опасной для «пузотёрок» горки с торчащими выше «ватерлинии» камнями. Ох, чую, не один картер они пробили. Но красота требует жертв, а красота вот она, рядом. Замечательный золотой берег и бирюзовые воды озера! Приехали. Благодать-то какая. Располагайся, где хочешь! И пока бесплатно! Но забор строится, туалет стоит. Так что, в следующем году ценник повесят, это точно!
Вот он, наш Хубсугульский лагерь: 4 машины, 4 палатки, моторка и 9 человек (из них трое вполне больших детей и всего 2, но обаятельные, женщины).
31 июля, 1, 2 августа
Время безвременья. Бездумный кайфовый отдых.
Что запомнилось:
В соседних долинах на большом расстоянии раскиданы белоснежные юрты, стоят несколько деревянных домов. Между ними пасётся скот. Где сам по себе, где под неусыпным оком пастуха на мотоцикле.
В лесу встретили некую заимку, скорей всего для молодняка скота. Пара «зимовий» с плоской крышей, загоны с навозом на крышах и очень забавный «человеческий» сортир, прикрывающий только зад! Экономно.
Ночью некоторые товарищи мёрзли в палатках. В конце июля. Это не касалось нас с сыном. В салоне машины с климатом было всё в порядке!
В последний день нашей стоянки погода порадовала конкретно — сгорели все. А вот выезжали под дождик.
Приезжала молодая семья из Иркутска на совсем уж легковой Тойоте. Хозяин переживал по поводу дождей — проедет ли, нет, обратно низину. Пообещали спасти их дня через три. Одним словом, все хорошие, адекватные люди.
Много приезжих не напрягает себя дорогой вдоль озера, а тормозят в кемпингах около Ханха. Там, за забором, спокойнее, наверное. Есть кафе, другие удобства. Ну а мы — «дикари».
3 августа
«Всё когда-нибудь кончается», — дурацкая фраза. Не верю, что написал её. Но этот день пришёл. День выезда с Хубсугула и поворотный день нашего большого путешествия. Теперь, куда бы мы ни заехали, будем приближаться к дому. Не спорю, можно было бы остаться в одну машину ещё на несколько дней. Друзья-то на работу спешили. И остались бы, если бы стояла жара. Погода внесла свой вердикт — «давай, до свидания!»
Встали не очень-то рано. Спокойно собрались, покатили к посёлку. Мы с Никитой не выдержали, рванули первыми — «железный жеребец» застоялся.
В Ханхе сделали регистрацию в Администрации (с нас — 357 руб.), посмотрели сувениры. Выбор небольшой: магнитики (250 руб.), несколько кукол, шапка, обувь и что-то ещё кожаное и шерстяное. Купили сувенирную куклу — монгольскую красавицу.
По дороге представители официальных органов словно вспомнили: остановили, взяли с нас за посещение национального парка (200 руб.). Как вы заметили, все расчёты спокойно велись в рублях. Вот такая экономическая зона!
К границе опять прибыли парами. Семьи К. и Ш. на этот раз раньше, а мы с Андреем С. — чуть позже. Это чуть позже обернулось для нас 4-часовым прохождением процедур. Дело в том, что пункт работает на своём пределе. Пропускает реверсивными группами машин по 10. На каждую группу не меньше часа. Итого получается за 7 рабочих часов проходит 70 машин — по 35 в каждую сторону. Ну, может, чуть больше. Не густо, для государственной границы.
Не стали напрягать товарищей — отпустили их «с миром» до дома. А мы в паре, пройдя КПП и перекусив в Мондах, вновь нацелились на Жемчуг. Только на другую его сторону — южную. Там, в 13 км от основной дороги за селом Охор-Шибирь, в долине реки Харагун находятся масса целебных источников под названием Хонгор-Уула. Надо посмотреть!
Узкая каменистая дорожка шла через лес. Ветки скрежетали о кузов, бедная антенна на крыше так изгибалась, что жалела о своём существовании. Антенна выдержала, но клубный флажок с неё был успешно потерян.
Сомнения в правильности пути разгоняли периодические стенды на полянках, буддийская ступа, затем беседка и указатели самих источников. К каждому источнику шла облагороженная тропа из досок.
В темноте мы подъехали к старому санаторному комплексу. На предложение ночевать в них, мы с Никитой категорически отказались. А Андрей С. сходил, посмотрел и… отказался тоже. В пользу полутораметрового багажника! В лесу и заночевали.
Приезжают на источники больные люди уже многие десятилетия. Пьют водичку, отдыхают. Видно, излечиваются. Всего указано 10 выходов минеральных вод с различным составом. Назначение каждого источника тоже разное: глазной, женский, желудочный и т.д. Одно не «очень» — место около гор это дождливое. Сырость так и льётся. Не каждому уютно.
4 августа
Прощаемся с источниками, Тункинской долиной и всем остальным! Едем в Ангарск. На Mitsubishi Андрея С. захрустели привода, поэтому планировавшийся его пробег на байкальскую турбазу был срочно свёрнут. Так в паре практически и доехали.
Ангарск. Никита очень хотел прогуляться по городу. Не был здесь несколько лет. Сходил, прогулялся. Посмотрел свой бассейн, родной микрорайон.
(фотография взята из интернета не для коммерческого использования)
За четыре часа обошёл полгорода, чем был очень удивлён. Вечером, забрав Никиту и маму, затоварившись продуктами, вновь уехали на «базу» — дачу в Сосновом бору.
5, 6, 7, 8, 9 августа
Дачное времяпровождение не особо интересно читателю. Так, для цельности, отмечу, что отдых перемежался с небольшим трудом по хозяйству, сбором ягод, банькой, общением с близкими, прудом, ноутбуком и моим очередным Днём Рождения. Ура!
Вновь расставаться с родными — самый сложный момент в поездках. Точно не знаешь, когда вернёшься. Но пора в свой дом. Пора на свою работу.
10 августа
Катили весь день. С 8 утра до 9 вечера. Вначале планировал остановиться на знакомой турбазке около Бирюсы. Но доехав, вижу — ещё светло, рано. Качу дальше. Нужно подъехать поближе к Красноярску. Уже сын стал удивляться, что я не устаю. Хорошо, видно отдохнул. Тормознулись в лесополосе перед Красноярском уже в темноте. Нашли, похоже, самое комариное место. Просто залезли в спальники, погрызли, что нашли в запасах провизии и успокоились до утра.
11 августа
Сегодня, хотя возвращение обычно не располагает к экскурсиям, у нас ещё один пунктик. Заповедник Красноярские столбы! Да, да. Я на них ещё не был.
Находятся они совсем рядом с городом, на Абаканской трассе. Но посещение затруднено невозможностью близко подъехать. Оставляешь забитую машину со всем шмудняком почти на дороге (места стоянок есть, но их никто не охраняет) и топаешь около 7 км до первого «столба». Дорога, конечно, приятная, в горку. Но хотелось бы потраченное время и силы использовать на сами скалы, чтоб посмотреть их побольше.
Сам парк сделан привлекательно: обзорные тропы с деревянным настилом, гостиница, беседки, наглядная информация, указатели, лестницы.
Успели осмотреть 6 каменных созданий (а сколько их — не знаю) и пошли на спуск. На будущее решил — обязательно нужно приехать сюда на несколько дней. Как-то загнать машину, поставить палатку и побегать по местности, посмотрев максимально.
Затем остановились на шикарной обзорной площадке. Не проезжайте мимо! Недалеко от Столбов — вид на Енисей захватывающий. Если площадка не рухнет когда-нибудь под тяжестью свадебных замочков.
Чтобы не выезжать вновь через город, обратились к гуру-навигатору. Тот показал иной путь на М53, через Дивногорск. Ну и хорошо: новую для нас дорожку посмотрим!
Проехали по мосту вдоль Красноярской ГЭС. Достаточно большое сооружение — больше, чем в Новосибе и Иркутске. Но несравнима с Саяно-Шушенской!
(фотография взята из интернета не для коммерческого использования)
Далее живописная дорога (Р257) по серпантинам таёжных сопок, и вот навигатор указывает поворот в лес. Просто в лес! Ну, думаю, приехали — что опять пилить до Абакана (или Балахты)? Потом, дома, по спутниковой карте посмотрел — есть всё-таки где-то там лесная дорога. Но по асфальтовому свороту, что оказался через несколько километров, ехать оказалось удобнее.
Последнюю ночёвку на маршруте организовали в романтическом месте на берегу реки Чулым за городом Ачинск, с видом на дымящие трубы. Что поделаешь — пора привыкать к городу!
12 августа
Ещё один бросок с заездом на обед в Кемерово — и мы дома. Новосибирск встречал обычной погодой.
Заходим в квартиру — а в ней как-то тесно, потолки низкие, комнаты маленькие. Нет голубого неба и зелёной травы. Что делать? Будем вновь привыкать и… вновь собираться…
К сведению:
За время путешествия наш одометр прибавил около 5,4 тыс. км, обменяв их на 730 литров бензина. В основном все расходы на него и питание.
С годами путешествий понял, для 4-недельного отпуска пробег в 5-6 тыс. км — самый оптимум. Если больше, то отдых сходит на «нет».
P.S. Знакомые, возможно, удивятся, что я вернулся аж за три дня до окончания отпуска. Дело в том, что наш автомобильный клуб 15-16 августа празднует 10-ю годовщину создания УАЗ-«Патриот». С парадом, гряземесом, танцами у костра. Мы не могли этого пропустить! Но это другая история…