Байкальская сага. Часть 4. Монголия, разведка

17.08.2015 | 68019 просмотров

Вместо предисловия

Детей мы вырастили, внучек дождались. Деревья посадили. Дом почти достроили — осталось «начать и закончить». А дальше, как сказал в фильме «Белое солнце пустыни» Кахи Давидович Кавсадзе:
— Хороший дом, хорошая жена, что еще нужно человеку, чтобы встретить старость? ...Мёртвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно…

…А скучать я как-то не привык. Впечатлений новых ещё хочется. Экстрима, чтобы «душа в пятки» и адреналин к аорте. Встреч с людьми хорошими, вкусностей разных, доселе не испробованных...

Предложение съездить «ещё и на Байкал» было воспринято, как и подобает в семье «где есть один с творческим вывихом», крайне положительно, но настороженно. Были опасения-смущения, что апрель не самый лучший сезон для такого путешествия (и забегая наперёд, скажу, что очень даже «не без основания»). Но толкаться в летних пробках, бродить по пляжу среди потных туш, стоять в очереди за тарелкой супа в харчевнях — как-то «не по мне». Простора хочется, фактурного неба, свободы творчества. И чтобы не отвлекали вечным «закурить не найдётся». Рассветов-закатов, съёмок ночных до зубодробильной чечётки на пронизывающем ветру. Нижней точки съёмки лёжа. На пузе в луже. Ночного костерка, копчёной рыбки, пахучего чая, крутого кофе с обледеневшей кружки. СеверОв хочется, диких и необъятных, как просторы Руси-матушки.

Вот и пообещал своей ненаглядной свозить на югА. Показать не совсем обычные музеи, катаклизмы, последствия катастроф, достопримечательности, объекты техногенного, природного, исторического и культурного наследия России. Которые могут быть интересными также широкому кругу читателей и путешественников. Забыл только предупредить, что югА будут на севере Монголии. И это чистая правда.

Что ж не поделиться адресами и координатами, если выпала участь такая.
Быть везучим.
И чем чаще на мне ездят (как на лошадке), тем больше я и везу…

Вот для самого маленького квартета из моего женского батальона и в их честь и готовится этот длинный очерк о путешествии…

«…День 16. 2015-05-05.

Отбой вчера в 21:00. Подъём в 02:00 (в это время начался восход луны), старт в 06:00 (время здесь и далее указывается московское) .

Ночью -2, утром +4, днём до +22 по бортовому компьютеру. На перевалах +-1.

Солнечно, фактурная облачность.

Одометр 209552-209903. Общий дневной — 451км, средняя V=81 км/час, максимальная V=141 км/час (по монгольскому асфальту).

Расход 8,4л/100км (абсолютный рекорд за все 33 дня).

Спали на природе возле Кош-Агач. У въезда в город, где памятники и билборды.

И там, где самопальные ветряные электростанции (не забыть показать в репортаже крупным планом «перпетуум мобиле по кош-агачски»).

Заснеженные вершины гор по всей окружности.

Ляпота...»

Монголия

Это будет самая маленькая часть отчёта из всей Байкальской саги

А дивную страну мы планировали «проскочить» за один световой день, чтобы «срезать угол» и поскорее добраться от Алтая до Тывы «без всяких экстримов» и далее к Байкалу. Попутно заехать на озеро Толбо-Нуур (высота н.у.м. больше 2км). Мельком посмотреть на озеро Уурег-Нуур. А если повезёт, то посетить и самое большое озеро Монголии — Убсу-Нур (после 1989 года на картах значится как Увс-Нуур). Маленькая часть которого расположена на територии Тывы. С посещением города Баян-Улгий. И если окажется по пути, то ещё и Улангома. В конечном итоге «дневная прогулка по Монголии» заняла у нас почти три дня и две ночи.

Теперь я уверен, что страна очень достойная для полноценного путешествия и съёмок. На недельки две-три-четыре-или-как-повезёт. Сезон для путешествий лучше бы выбирать более тёплый. Но, как на меня, то поездку можно планировать в любое время года.
Кроме суровой Монгольской зимы с морозами до -50 по Цельсию…

Заметки из дневника:
«…В посёлка Ташанта бензина АИ-95 нет. И по отзывам местных бывает редко — спрос очень низкий. Погранпост находится на высоте более двух километров над уровнем моря. Как рассказал работник таможни, у них платят северные надбавки, как в Заполярье и на Сахалине/Курилах.

Высота, однако, не чувствуется.

Впереди нас Юля и Саша на «Гранд Витара» В606ОВ70.

Очереди на таможне не было, формальности оформили быстро.

Получили информацию от русских пограничников, что «вам надолго запомнится шмон у монголов».

В 08:20 (мск) выехали на нейтральную полосу.

Перед самыми воротами встретили 4 экипажа серьёзно подготовленных внедорожников из 42 региона. На одометре 209 620 км.

Кемеровчане предупредили, глядя на нашу летнюю резину, что нужно было взять запасные колеса.

И сдержанный отклик по рации о поездке — «Пацаны, клёво…»

Нейтральная полоса проходит по долине среди рыжых скал с жухлой травой. Дорогу то и дело перебегают суслики.

Трафик ноль — ни встречных, ни попутных.

N 49°36.470′ E 89°28.087′ — уже Монголия.

На одометре 209 645км. Или 7 495 км с момента старта…»

Не взирая на грозное предупреждение «о жутком шмоне у монголов», меня очень удивил полнейший «пофигизм» местных таможенников и пограничников. Единственная задержка — обеденный перерыв, который позволил нам «заморить червячка и придавить комарика».

Через 17 км вышли на асфальт.

Заметки из дневника:
«…Саша с Юлей «притопили» больше сотни. Нам тоже пришлось увеличить скорость. Сбросил датчики расхода топлива. Бортовой компьютер показывал фантастические показатели по расходу 5,4л/100км…»

Мы частично прорабатывали вопрос будущего автопутешествия в Китай или Тибет через Монголию. Но пока вынуждены отказаться от этой идеи. Причина достаточно проста — в Китае на своём автомобиле путешествовать теоретически реально. Но дорого. На практике получается следующее. Или платить довольно большие деньги при путешествии на своём авто, но с китайским сопровождающим. Или фрахтовать тамошнее авто через фирму и опять же с китайским водителем. Что было для нас лишним и не нужным. Поэтому важно было попробовать «на зуб». В том числе и в условиях «реально приближенных»…

Вот парочка карт ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ маршрутов по Монголии. На самом деле их было значительно больше с детальной проработкой.

Можно было обойтись и вовсе без «монгольского участка». По предлагаемой безбашенным яндесом «дороге». Но мы шли на стоковой пузотёрке, «в одну каску» и особого желания не было изначально. Испробовать тамошние «гуаномесы» в начале мая!!! Хотя этот маршрут может быть достойнее, намного красивее с точки зрения фотосъёмки. И от которого может быть не только «в зобу спёрло — и пучить живот", но и будет потешАть самолюбие «настоящим жЫперам» с комплексом «4х4 — это диагноз».

В конечном итоге выбрали для себя «что-то среднее плюс-минус трамвайная остановка».

Километров через двадцать пять доехали до развилки дорог. Левая уходила на Цаганнуур (это было направление на восток, в сторону Улангома и до нашего погранперехода в Россию через Хандагайты). Асфальтовая дорога прямо вела в Баян-Улгий или просто Улгий. И далее до озера Толбо-Нуур. На котором мы планировали если не покупаться, то хотя бы побывать и поснимать. Наивные чукоЦкие парни — в начале мае там ещё можно и по льду покататься...
Как на знаменитом Медео в Казахстане…

Через 20 км асфальт закончился, и на вершину пошёл грейдер с ограждениями.

Заметки из дневника:
«…машина перестала ехать. Как будто бы прибавился «на галстуке» прицеп в два раза тяжелее нашего авто. Еле-еле тащимся на подъём. Педаль акселератора вдавлена в пол, обороты выше 4000 не поднимаются. Скорость падает до бега трусцой. Кое-как забираемся на перевальную точку по длинному трёхкилометровому тягуну. Расход топлива резко вырастает до 16л/100км, появился чёрный дым из выхлопной…»

Первая мысль была, что плохой бензин или что-то с мотором. Всё оказалось проще. Наш пепелац «хватанул горной болезни». Всё-таки высота (около 2500 н.у.м.) давала о себе знать. Не критично, но показательно.

«…Пошли на спуск. Метров через триста появился асфальт. Летим и не тормозим, резкий разгон до 130км/час без участия двигателя и это не предел. Спуск по прямой. Встретили монгольский паркетник. Хлопцы на обочине бортируют колёса. Пролетаем мимо. Появился знак «ухабы на дорогах» и длинные следы резкого торможения с чёрными полосами. Дорога приобрела волнообразный характер — как на гойдалке. Оказалось, что тормозить на такой возрастающей скорости крайне проблемно. Шмурдяк из багажника начал перемещаться на передние сиденья. Навстречу начали попадаться малолитражки. Мы едем на югА…»

Километров через сорок замаячил в долине город. Мы съехали на обочину и остановились. Решили вместе с Сашей и Юлей поснимать панорамы. Как я понял, они приехали познакомиться с Монголией на длинные выходные. В плане у них была поездка на озёра.

Договорились, что поедем вместе до озера. Но, как часто бывает, в спешке забыли обменяться телефонами (рации у них не было) и в малознакомом городе быстренько… потерялись. Без валюты (банки уже не работали), без навигации и без знания языка.
Но зато было весело и радостно.

В баке на четверть уменьшилось горючки, но был ещё запас 40 л в трех канистрах. Две по 15 л и одна на 10 л. И тем не менее — решили заехать на АЗС и попробовать заправиться. Надо же когда-то начинать… разведку…

Отрывки из собственного комментария на форумах после завершения маршрута:
«… фото заправки действительно в н/п Улгий, почти на выезде из города на юг (в сторону н/п Ховд и озера Толбонуур). Цена на АИ-95 значится в 2000-2050 тенге или ихних тугриков. На разных заправках по-разному. Но бенз АИ-95 был только на одной. На которой мы и решили залиться «под жвак» в самый первый монгольский день. Не особо вдаваясь в тонкости обмена валют. Так как на карточке денег было мизер. А банк в это время уже не работал. Цена в 160 руб./л вышла такой потому, что заправлялись с пластиковой карты и «было не до выбора» — всё равно валюты не было.

У нас были только рубли (и в личной «заначке» пара сотен «зелёных»). За всю Монголию не скажу, так как проехались только до границы с Тувой (погранпереход Хандагайты) и не собирались утюжить просторы этой огромной страны и наматывать на кардан сотни и тысячи км.

Конкретно. Были только в Улгий (Баян-Улгий) с доездом до озера Толбонуур, Цагааннууре, озере Уурегнуур и Улангоме. Нам заправили 15 л А-95 по 160 руб./л!!!, но зато по нашей пластиковой карточке Альфа-банка, где у меня отродясь не было валютного счёта.

И «очень добрые заправщики» поменяли 3 тыс. руб. по курсу 1:26. Типа, «да нафик вам ехать в банк, там без декларации всё равно не поменяют» — брехня, меняют и без декларации. При реальном банковском курсе 1:39 или 1:40, как оказалось. На следующий день мы за русские рубли спокойно накупили всем внучкам и жучкам разных монгольских носков, перчаток и шапочек на сумму 8 тыс. руб.

Расплачивались синими тысячными купюрами, пятисотками и сотками в русской валюте.

При этом монгол (владелец чулочно-носочной лавки) точнее монгольский казах, на чистом русском объяснил, что и у них есть такое понятие как «лохотрон» и что нас «обули местные жиды». Я ещё и уточнил — всё-таки жиды или евреи?
Оказалось, что именно жиды, которые к евреем не имеют отношения.

После получения банковской расшифровки по списанию средств она вышла именно такой 160 руб./л.

И написал об этом честно про «монгольсих жидов» в назидание будущим путешественникам. Чтобы и они знали про «развод лоха на бабосы» по-монгольски.

Мы не сильно разорились, хотя если честно, то очень противно.
За всё нужно платить.

А морально готовы были даже к худшему варианту…»

Полный бак, полные канистры, настроение — выше только небо (о подвохе с заправкой и обменом валют мы ещё не подозревали) .

— А не рвануть ли нам в Ховд?

Я уже представил, что после озера Толбо-Нуур, не хило бы и на Ховд «позырить и поснимать». Благо асфальту можно только радоваться. Находится озеро на высоте 2080 м над уровнем моря. Общая площадь этого озера составляла около 84 км², длина 21 км, ширина 7 км. Максимальная глубина озера 12 м. Из рыб в озере водятся, хариус, монгольский осман, султанка и другие. На озере множество водоплавающих птиц.

Наивные чукоЦкие парни — сорри за повтор — через 60 км «с хвостиком» асфальт как-то «очень резко» закончился. Вот прям в аккурат за озером Толбо-Нуур. Да так резко, что я собственной челюстью ощутил его «безвременную кончину». Об зеркальный «Никон» с «телевиком» (длиннофокусный объектив). Благо, хоть озеро успел отщёлкать, да начал снимать серию про местных «мустангов» (о них чуточку пониже)…

Проехали ещё с дюжину километров, грохоча днищем о каменный грейдер и собирая клубы пыли.
Как-то очень резко перехотелось ехать в Ховд.
И мне и моей ненаглядной.

Несколько кадров этого чудного озера под ледяным панцырем.

Заметки из дневника:
«…на отметке одометра 209 800 осмотрели колёса и развернулись на север в сторону Улгий…
покупать носки…»

В переводе на общепонятный русский — через 155 км от монгольской границы (на юг) мы решили не испытывать судьбу — уже наступал очень прохладный вечер. Поэтому застолбили крайнюю точку путешествия.
Обещанных моей ненаглядной «знойных югОв».
Но я дал обещание, что в следующий раз мы уже точно «махнём на настоящие югА».
В Южное полушарие.
Снимать слонов и… пингвинов…

Уже прошло больше двух месяцев после поездок на югА и финиша. Но она как-то без особого энтузиазма реагирует на мои напоминания. Про съёмки слонов и… пингвинов. Чувствую, что придётся пообещать ещё сделать её «селфи» с львами и… бегемотами.
В неглиже.
Осталось только пенсии поднакопить…

Тогда мы считали, что это самая южная точка путешествия с координатами: Широта: 48°25′28.01″N (48.424447) Долгота: 90°20′28.85″E (90.341346)

Если посмотреть более детально, то это почти широта Южно-Сахалинска или почти Одессы…
Ледяной панцирь озера, надеюсь, вам скажет даже больше и о северной широте и об абсолютной высоте н.у.м.…

В отличие от северных городов России монгольские освещены ночером крайне скудно. Я бы даже сказал, что никак не освещены. Поэтому ночных кадров по Монголии «раз-два и обчёлся». Хотя кадры с луной получились.
На рассвете.
В мануальном режиме.

Вторая причина, что на этот раз «бобик сдох окончательно» —отказал автофокус. Челюсти повезло больше, ещё не просится наружу, хорошо сидит.
И дальше пришлось «зеркалкой» D-90 снимать как дальномерной мыльницей, навскидку и «на авось».
Много кадров «псу под хвост»... Почти трагедия...
Но я об этом тогда ещё не догадывался.

Выбрали наиболее освещённый дом. С неоновой рекламой «суперсельпо» по-монгольски и моргающим огоньком сигнализации. Чужая страна, чужой город. А так в случай-чего «каменюку в витрину и может быть хоть полицейские приедут»…

Можете взять на заметку, мало ли куда вас занесёт нечистая. Вдруг тоже пообещаете показать югА своей пассии…

Собственно свет мне даже мешал, бликуя на экране нетбука. Но безопасность превыше всего. На борту есть свои 220 вольт и новомодный фонарь почти на 150 ватт. К тому же требовалось «слить карточки» на хард, выйти в инет и разместить на форуме снимки.

И в третий раз — наивный чукоЦкий юноша.

Это только в мАЦковских салонах сотовой связи офисные тушканчики могут вам обещать, что «безлимитная связь будет по всему миру — вы только «бабосиков остегните и всё будет чики-поки». В прошлом году наша команда «ЧП» уже убедилась, что даже в Южно-Сахалинске (та же Россия, только за Татарским проливом) она (связь) заканчивалась сразу же, как только кончались деньги. А то, что они заканчиваются очень быстро, можете даже не сомневаться. Даже несмотря на предоплату и «офигенный депозит». Вот так — бац и вы пролетаете мимо. Хоть на Сахалине, хоть в Монголии.

Но мы же русские, пока петух не клюнет…
Да и креститься я так и не научился…

Целый час попыток закончился почти ничем. Замена симки Мегафона на МТС тоже не принесла желаемого результата. Пчелайновская так же «приказала долго жить» так и не сконнектившись с местным провайдером. Но как оказалось после возвращения в Россию — денежки со всех тю-тю. В тот же день. И абонент стал «недоступен».

А ведь я обещал одному крутому форумскому парню, у которого «4х4 — это диагноз» (во всяком случае — именно так у него обозначено в аватаре, или где там малякают?) ежедневно отписываться.
Вот такой облом на самом интересном месте.
Почти возле пустыни Гоби…
Печалька-печалька…
Ещё подумает, что я стал «обещалкиным»…

Но худа без добра не бывает.
Пока я возился с картами, симками, флешками и прочими дивайсами, к нашей машине подошла монгольская дама примерно нашего возраста.
И пригласила… на чай, к себе в дом, на третий этаж. Оказывается, мы остановились возле её магазина. Дети выросли, муж уехал в Улан-Батор за продуктами, ей скучно.
Вот вы часто приглашаете незнакомых людей к себе в дом «на чай» в двенадцатом часу ночи?
А тем более иностранцев!!!
То-то же. Да я сам чуть не офигел. Тут работы прорва, карточки обрабатывать нужно, «для сашкА» отчёт малякать, а тебя вежливо, по-монгольски, приглашают «на чай».
Фантастика.

Я не знаю, как моя ненаглядная общалась. Зная только русский. И, частично, украинский суржик правобережья. Занимался более срочными делами. Но часа через два она вернулась очень радостная и довольная. Одна дочка у Майи (так звали хозяйку) в Барнауле на врача учится. Сын и младшая дочка в Улан-Баторе в университетах. Оказывается, есть язык жестов, мимики и фотографии. Полностью он не заменяет разговорную речь, но основные «тезисы» понять можно. А тем более, если скучно и не хватает адреналина.
А тут возле дома их монгольский бог послал иностранцев из России, как манну небесную.

«…День 17. 2015-05-06.
Подъём в 04:00, старт в 06:10 (мск). Отбой накануне молниеносный.
Ночью -1, утром +7, днём до +16 по бортовому компу. На перевалах +1.

Много снега и лёд. Солнечно, красивая облачность.
Одометр 209903-210207.Общий дневной — 314 км, средняя V=29 км/час, максимальная V=108 км/час (по асфальту). Расход 11,5л/100км (практически всё время в движении, с короткими остановками).

Жуть сплошная ездить «по направлениям и без ориентиров».
От фотосессии в купальнике отказалась.
48.855531, 89.953821 почти спали на природе.
Снимали ночной Улгий с вершин сопок…»

А утром — «началось в колхозе утро».

Снимки без комментариев. Снято всё на улицах городка Баян-Улгий. С немножко прохладным (для нас, северЯн) рассветом 6 мая 2015 г.

Тот самый кадр с луной (один из многочисленных дублей).

Обычные городские пейзажи вечно торопящихся «по своим делам».

Баян-Улгий (до 1989 года использовалось русское наименование Баян-Улэгэй, монг. Баян-Өлгий аймаг, каз. Бай Өлке — богатый край) — один из 21 аймаков Монголии.
Центр аймака (28,5тыс жителей).
Занимает 7 место (85тыс.) по численности из 21 аймаков (областей) в Монголии. Населён преимущественно казахами (ок.88%).
Географические координаты Баян-Улгий: 48.547785, 89.869590

Аймак расположен среди гор Монгольского Алтая на высоте 1300 метров над уровнем моря. Климат резко-континентальный. Один процент всей территории занимают леса. На территории аймака более 20 малых и больших озер, около 400 рек, ручьев и источников.

В границах аймака расположен национальный парк Алтай Таван Богд (Altai Tavan Bogd National Park). Расположен в западной части Монголии и граничит с Россией и Китаем. Основан в 1996 году. Пограничная зона — требуется отдельное разрешение на въезд в парк. Он охватывает 6362 квадратных километров и располагается к югу от самой высокой горы Монголии. Территория парка включает хребты Монгольского и Гобийского Алтая. Пик Кхутен на хребте Таван Богд достигает 4374 м и является самой высокой точкой Монголии. Хребты служат надежным убежищем самого большого барана — аргали. Кроме того, ледники Монгольского Алтая обеспечивают водными ресурсами озера и водотоки впадины Великих Озер. Вблизи пика Кхутен находится всемирно известный ледник Потанина, площадь которого 23 кв. км. Климат высокогорных пустынь чрезвычайно суровый, с сильными морозами, ветрами, коротким вегетативным сезоном. Ниже расположены тундры и альпийские луга, высокогорные болота и курумы, покрытые лишайниками. Здесь «прижились» уникальные растения, сохранились редкие и исчезающие виды животных: аргали, снежный барс, евроазиатская выдра, лось, каменная куница.

На территории аймака много исторических памятников с многочисленными каменными изваяниями, наскальными рисунками .Основной отраслью народного хозяйства в аймаке является животноводство. Отгонным пастбищным животноводством занимается 11 078 пастушеских хозяйств, на каждое из которых приходится в среднем 133 головы скота, что является самым низким показателем среди всех аймаков Монголии (в среднем по стране 204).

На территории аймака имеются богатые месторождения различных строительных камней. Охры (природный пигмент, состоящий из гидрата или безводной окиси железа с примесью глины). Вольфрама — самый тугоплавкий из металлов. Более высокую температуру плавления имеет только неметаллический элемент — углерод. И редких цветных металлов.

И несколько кадров бедноватой городской архитектуры, памятников, отелей и достопримечательностей.

Серия снимков под условным названием «Мустанги» (по марке мотоцикла).

Среди них встречаются и настоящие таксисты. Язык не поворачивается называть их бомбилами. Но в основе своей это обычные люди. У которых и с выбором не густо и с деньгами. Особенно у молодой супружеской пары с крошечным ребёнком, которую снимал накануне. Помните, обещал показать? Вечером уже было не жарко и к тому же встречный пронизывающий ветер с ледяного озера Толбонуур.

Заключительный панорамный кадр этого блока мы сделали, когда возвращались в Улгий.

Юрта. Обычный дом кочевника.

Среди заснеженных вершин, рядом с круглогодичными пастбищами. В этот раз внутри мы не снимали, слишком много волокиты со штативом и лишняя суета для «гостей незваных» и хозяев гостеприимных. К тому же автофокус «не заработал». (Но я обещаю показать это жилище более подробно в следующем блоке). Обошлись коротенькой фотозарисовкой на улице.

В юрте рождаются, здесь живут целыми поколениями и родами.
Отсюда начинается и путь на небеса, к верхним людям…
Диалектика.

От этой юрты мы и поехали в сторону Цагааннуура. И дальше на восток, в сторону Улангома, к границе России. Надеялись, что к вечеру уже будем в Тыве…

Там всего-то около 200 км по весьма оживленной территории. Где-то около 0,5 человека… на тысячу квадратных километров…

Мне уже и неудобно вспоминать про наивных чукоЦких юношей…

Все мы ошибаемся. Просто цена ошибок разная. И отношение к ним тоже разное. Можно спокойно распутывать клубок и «кубатурить», зная направление и имея под рукой новомодный девайс с «Навителом», абсолютно бесполезным в этой чудной стране в плане прокладки маршрута.
А можно пол дня паниковать, «капать на моск», задавать глупые вопросы и...

Хотя и теоретически, и практически у нас было горючки на добрых 800 км, а запаса харчей хватило бы недели на две.

Тот самый высотный перевал, на котором наш пепелац впервые «познакомился» с симптомами «горной болезни».
Только с южной стороны. Длиннющий и более пологий. Впечатляет, не скрою.

С такого бы да на слаломных лыжах или бобе, как вариант — тюбинг…

Но сначала несколько попутных дорожных зарисовок и попытки показать фауну монгольских отрогов Алтая и, возможно, Саян.

На удивление быстро и хороший, и плохой асфальт закончился. Плавно так закончился, без всяких «зубодробильных» сюрпризов. И пошли бесконечные направления и многочисленные дорожки и колеи, с ещё более многочисленными стадами местной живности и очень редкими представителями коренных жителей.

Удивляло даже не то, что некоторые пастушки были с детьми. А то, что в округе на десятки километров мы не видели никаких даже признаков жилья. Да и погода с майской температурой, плюс-минус трамвайная остановка, не вселяли особого энтузиазма. Хотя некоторые худосочные лошадки, принимая солнечные ванны, очень даже хорошо катались на каменно-песчаных пастбищах с редкими кустиками прошлогодней травы.

Кочевники…
Дети степей…
Экстремалы…

Так мы думали, пока у придорожного источника не встретились моторизованные кочевники.
Ага, на китайском «Мустанге».
Хотя я бы больше удивился, если бы они были на кроссовом «BMW» или японской «Альпине».
Словоохотливая женщина неопределённого возраста. На башмаках пакеты из разноцветного целлофана.
Модница.
И ещё более загадочный молчаливый мужчина. На вид от —цати до —десяти лет.

А дальше молчаливое безмолвие, как у Джека Лондона. И только свист ветра, каменные туры да колоритно-фактурные облака.

После обеда добрались до сплошных снежников и ледяных полей. Не летней резине. Хочешь — «крути восьмёрки», можешь — тренируйся в «полицейском развороте». Но на подъёме шлифовать дорожное покрытие лучше на задней передаче. Задок у нас пригружен шмурдяком, горючкой и прочими харчами и хай-джэками. Получается эффективнее. А на спуске сползать лагом-боком — тормозить так даже лучше.
И прикольнее — собственный адреналин щекочет аорту…
Я даже не очень удачно пошутил, что через пару месяцев снег и лёд могут расстаять и вот тогда… никакой романтики…
Веселуха по-полной, одной фразой. Но от фотосессии и «селфи в купальнике» моя ненаглядная отказалась напрочь. Даже на фоне краснокнижных гусей и прочих желтоклювых и чёрнолапых перелётных.

Они, как и мы, торопились на северА. К местам гнездования, в Россию.
Перед объективом долго не задерживались.

Странно, но в этот день моя «правая рука» в дневниковых заметках оставила всего пару-тройку строчек. Столбиком. Сначала «что-то не пишется, почему-то волнуюсь», потом приготовление кофе и бутеров, а дальше… шок и оцепенение. С кучей бесконечных и одних и тех же вопросов — когда мы приедем...

Спрашивается — куда мы торопимся??? Птички, ледники, горы, облачка, остатки деревьев, любуйся, наслаждайся! Странный всё-таки народ эти женщины…

Со стороны-то оно виднее, как ни крути…

С потерей высоты снежники начали уступать место более привычным «направлениям».
По ним ехать менее приятно. От бесконечного слалома между булдыганами и каменюками рябит в глазах. Камешки приличные — величиной от башки овцебыка и лошади до менее крупных, величиной с яйцо страуса. Но самое неприятное, что начала ныть правая рабочая рука. Особенно ярко это выразилось, когда с ходу проходили речку. Я даже не успел сфотографировать водную преграду. Глубиной сантиметров 10-20 и длиной от 15 до 20метров. Точнее, не смог поднять фотоаппарат. Одна радость — помыли колёса и сполоснули запыленные бока и грязное днище.

Вот такое оно озеро Уурег-Нуур… Симпатичное…

Заметки из дневника:
«…Точка остановки возле озера Урегнуур N49°36.470′ E89°28.087′ Залили бензин, помыли отёкшие ноги. На озере лёд на южной оконечности. Холодно и очень ветрено.
До пятнадцатой точки остается 46 км…
По прямой…»

Про точки отдельно. Маршрут был разбит на участки с обозначением координат. А так как по солнцу я ориентироваться ещё не научился, а по звёздам уже разучился, то каждая «взятая» точка приближала нас к заветному финишу. Благо, что почти бесполезный «Навител» мог всё-таки определять наши координаты во вселенной.
И привязывать их к одной из трёх десятков точек…

Подстраховка с подробными картами для разведочной поездки оказалась не лишней.

Видите на карте маршрута «Вторые 40 км» загогулину? Буквой «П» От точки «А» до точки «С». На случай, если будут утеряны очки — они выделены крупными жирными буквами «F», «G» и «H» в белых колечках.

Это и есть то самое место объезда брода. Возле населенного пункта Ногооннуур. Блин-компот. Язык можно сломать, пока произнесёшь эту монголо-буддийскую ересь. Раньше думал, что только «православнутые майдауны» могут «пороть такую чушь» и «бубнить на старославянском». Назвали бы проще — Ногонур. И всех делов. Название речки даже писАть не буду. Там ещё больше «букАв» «О» и «У». Это как у «верботы мАЦковской». Из Тамбова и Рязяни буква «А». Протяжно-ленивая такая, чтобы подчеркнуть, что они уже «мАЦквичи коренные» в… нанадцатом поколении.

Так вот.
Свалили мы с асфальта на восток. В сторону Улангома. Подъезжаем к н/п Цагааннуур. Это точка «С» на карте «Первые 56 км».

Пишу так подробно, чтобы и вам понятно было какая «задница» может поджидать в безвизовой Монголии.
А там так скромно, в сторонке, стоИт джигит безлошадный. На красном моцике. Китайском. Весёленький такой. Приблатненный, с колечком на пол-ладони. Как у наших бандосов пудовый крестик на бычьей шее. Улыбается своими раскосыми глазёнками. Нервно руч
онками потирает. Словно у него алкогольный тремор. (Так обычно ни разу не жадные «менты и гайцы» жестом показывают. Когда не знают, как правильно сказать простую фразу — «мани-мани» лежат ещё у вас в кармане»). И что-то шпарит по сотовому. Кивком головы показывая в нашу сторону.

Разговорились значит. Он на своём тарабарском. Типа, я другого не знаю. Я на своём. Ломаном немецком и пятом русском. Командном, с ненормативной лексикой. Потому, что других матерных ещё не выучил.

Словоохотливый такой монгол. Лыбу тянет на всю плоскую рожу. И что очень характерно — якобы никуда и не торопится. Но пританцовывает. Как Боря Моисеев в кордебалете на подтанцовках у Аллы Борисовны. Была такая певица в эпохи мелких политических деятелей, типа Брежнева.

Минутки через три «обмена любезностями» у меня включается «чуйка». И внутренний голос начинает бубнить что-то о «монгольских жидах». Повторюсь, что к евреям они никакого отношения не имеют. А то ещё будете «шить мне» сионизмы разные. Гоню эти пакостные мысли прочь.

А «второе я» уже не бубнит, а благим матом кричать начинает. Что-то «не то», думаю. Да и джигит как-то резко поумнел. И перешёл на ломано-казахский акцент с элементами коверкано-русского. А у нас же приобретенный прошлогодний опыт общения на финно-карельском в Карелии. И казахском. В западном Казахстане. На полуострове Мангышлак.

Надо бы тоже отчётец как-нить сварганить. Всё руки никак «не доходят».

Смысл его спича для меня «более чем». Переведу и вам. На более понятный. Без всяких выкрутасов и лабуды.

Цитирую, почти дословно:
— Пацаны. Вы на этом тарантасе до Улангома не проедете. Там у нас есть одна речка. (И он покажет на восток рукой, куда мы собственно и едем. И о чём рассказывали накануне в Баян-Улгий «добрым заправщикам», даже карту им показывали). Глубокая, жутко-страшно. Выше кендюха, аж до сосков. А у вас даже шнорхеля нет. Но вы, пацаны, не сикайте кипятком. У меня там есть свояк. У него есть и трактор, и пара коняк. И собственный бизнес. По перевозу русских лохов через речку. Он сначала на коняке будет полдня искать брод. Потом предложит вам «вип-юрту». Бесплатно. Для хранения шмурдяка и отдыха. Со случайно оказавшейся халявной монгольской водкой. От предыдущей экспедиции «крутых русских с бабами», которые утопили парочку жЫпов. И «гужбанили» у него почти неделю. Даже карточки покажет. С фотками Винского и Лёни Немодного. Фигня, что Лёни там отродясь не было. Но карточки настоящие. Реклама в бизнесе, с популярными личностями, веСЧь крайне нужная. Главное, чтобы вы знали, как выглядят настоящие Винский и Немодный.

Но перетащить конякой ваш красавец-жып не удастся. Даже и не надейтесь. В лучшем случае, если не помогут утопить, то вытащите на этот берег. К юрте «для випов и блатных».

На вторые сутки пьянки будет предложено помочь с ремонтом трактора. Привезти из соседнего аймака какую-то загогулину с кандибобиной. Для допотопного ДТ-54. Советского. Производился на Сталинградском тракторном с 1949 по 1963. Позже — на Харьковском и Алтайском тракторных заводах аж до 1979 года. И принимал участие в освоении целинных земель Казахстана и целины в монгольских пустынях во времена Н.С. Хрущева. Там ведь тоже наши, родные, рязанские девушки «руку приложили», но об этом позже.

Закончится всё это тривиальным «мани-мани». Поскольку я любопытный, то поинтересовался суммой. Она может быть и не большой. От нескольких тысяч. Думаете тугриками? Ага, фиг вы угадали… Зеленью. С портретами Бенджамина Франклина или Авраама Руссо. Вечно их путаю… Но точно знаю, что кто-то есть на этих хрустящих банкнотах.

Спросите, откуда всё это знаю? Если в Монголии первый раз. И даже на английском «ни в зуб ногой».

Отвечу. Читать научился в пять лет. С тех пор и читаю. И не только бестселлеры. Иногда и мысли удается прочитать. Хорошую школу прошёл. В окопах Хаймашкера. Армейская «чуйка» редко подводит… Но иногда помогает…

Вот такой мог быть спич. Просто изложил его в собственной обработке с вариантами интерпретации и остатками логического мышления. Может быть и другой сценарий. Но в беседе с бомбилами из Кызыла, прошу прощения — таксистами из столицы Тывы, вырисовывался именно такой. Они ведь иногда и в Монголию ездят. Там же всё рядом. Тем более, что визы уже отменили. А нашей «братве» какая разница где «бухать». Встречаются среди этого контингента и настоящие любители путешествий. С виду и не скажешь — все в цивильном. С галстуками. В штиблетах «а-ля казаки». А наколочки-то многое могут рассказать…

Поэтому будем считать, что миссию разведчиков мы выполнили. И вас предупредили. А вам самим решать — верить или нет. Но предупреждён — значит вооружён. И, как показывает практика общения с покорителями Монголии на форумах - вовсе даже не сумасбродной идеей. Некоторые, хоть и с улыбкой, могут подтвердить эту версию.

Здесь необходимо сделать одно важное отступление. При прокладке маршрута «в тиши рабочего кабинета в бане» я был «вооружен до зубов, мостов и даже коронок». Всевозможными гуглЯми и яндыкЦами. Они лихо прокладывали дорогу даже там, где и пешком-то не пройти. И на этот двухсоткилометровый участок по их «понятиям» требовалось до 3 часов. Всего лишь.

Но это, если знаешь, куда ехать. Да и то — весьма и весьма проблематично. Консультации многочисленных «ыкЦпЭртов» тоже вселяли оптимизм. А отсюда была самоуверенность и успокоение душевное. Аж до стелек в штиблетах. Пока мы не приехали на место. И не окунулись в реалии бытия…

Бытие, замечу, оказалось весьма грустно-печальное. А без свободного доступа к гуглЯм и яндыкЦам и особенно к знаниям «кабинетных теоретиков-путешественников» просто трагикомическое.

Хотя многочисленным стаям перелётных гусей эти места приглянулись своей первозданностью, покоем и умиротворенностью. Особенно гусыням.

В степи то и дело начали попадаться, кроме обычных булдыганов, ещё и эксцентрично обработанные самой природой каменные плиты. Прямо посреди «направления». Вот едете вы все такие «задумчивые и мечтательные», любуетесь облаками и птичками. А тут бздынь и… приехали. Внимательнее нужно, внимательнее. Чтобы не задеть колесом или картером такой монумент. Можно и крыло оторвать вместе с бампером. Иначе, не ровен час…

Крайне грустная шутка про «широкий выбор обелисков на любой вкус и цвет» явно не могла поднять настроение моей ненаглядной. А когда мы добрались до гнездования хищных птичек, то она и вовсе загрустила «не на шутку». Из меня плохой орнитолог и ботаник. Отличить орлов от белохвостых орланов, а ястребов от грифов — задача для меня довольно сложная. Оставлю снимки для ваших мозговых извилин, угадываний и рассусоливаний на форумах «у кого богаче фантазия». Наташе в преддверии приближающихся сумерек это обилие орнитологических объектов почему-то не понравилось. Своей сакраментальностью и кладбищенской монументальностью. Да и хищные птицы явно не смахивали на желторотых цыпляток, которых хотелось погладить и приголубить. Они только угрюмо наблюдая за моими тщетными попытками «выдавить хоть что-то» из отказавшей автоматики зеркальной… мыльницы. Молча наблюдали, сволочи…

Хотя очередные стада барашек обрадовали.
А одинокая корова — надо же, радость какая, словно царицу Тамару повстречали — и вовсе вселила надежду.
Что мы не совсем одиноки в этих каменных джунглях среди ветреной степи.
И скоро доберёмся к цивилизации и уюту.

Но особенно впечатлили мою ненаглядную… костыли.

Представляете эту картину? Впереди ночь, ты в степи, направлений уйма, куда едем «ума не приложу». Даже «Навител» на планшете и тот заткнулся. И не тараторил через каждую минуту «поверните налево». Видать устал уже от моего оптимизма и не моих глупых вопросов «куда мы едем».
Полная прострация.
Чёрт из табакерки и тот позавидовал бы.

Костыли самые обычные, как в травматологии. Украшающие один из каменных туров. Сложенных из тех самых плит и монументов. Славненькие такие, гламурненькие, праздничные, с цветными ленточками. Словно в ожидании подарка в виде ещё одного горемыки-путешественника. Который споткнётся или останется «и без колёс, и без надежд». А перспектива такая была вовсе не призрачной. И только чудо, везение и мастерство (себя не похвалишь, так разве ж кто додумается) позволили нам избежать потери покрышек. И прочих подвесок с рычагами и панарами/амортизаторами.

Так мы же везучие…
Везём и радуемся — на том и держимся…

Как оказалось позже, нам действительно здорово повезло. На следующий же день Алтай и Саяны накрыла дождливая непогода. Со снежными сибирскими зарядами. Но мы её радостно встретили уже в России-матушке. На редких тывинских туристических тропах, где и произошёл конфуз со сдувшимся колесом.

И на подступах к Ак-Довураку и обледеневшим перевалом в сторону Хакасии. На летней резине.
(Об этом в одной из следующих частей «Байкальской саги»)

К слову, туристическая индустрия Монголии начала развиваться довольно быстрыми темпами. О чём гласят обшарпанные билборды с плакатами и беседки для туристов в некоторых местах. Не столь отдаленных.

Их пока не много. Но они уже появляются на караванных путях и направлениях. Благо, что с 2014 года для многочисленных орд и табунов российских туристов введён безвизовый режим. Для беспрепятственного посещения страны. Благодаря нашим солнцеликим правителям. Посмотрим, что будет через несколько лет. Когда лавины и стада офисных тушканчиков оккупируют эти просторы монгольской Мекки. Со своими харчами и напитками/наедками. И знаменитыми на всю галактику «здесь был Вася». Пока пустых бутылок и пивных банок замечено не было. Монголы, наследники великого Чингисхана, очень уважают местные традиции и всячески поддерживают чистоту своей ранимой природы. Это искренне радует.

Смеркалось. Моя зоркая соколица всё пыталась высмотреть среди этого хаоса направлений нашу дорогу…
В светлое будущее…
А сколько эмоций, сколько эмоций...
Оно оказалось всего... в паре часов езды.
Прям обалдеть — не встать — когда будем наливать...

В Улангоме мы снимали дорогую (по их меркам) гостиницу на одну ночь. С завтраком, стиркой шмурдяка и охраняемой стоянкой. Под грохот местного караоке-бара и ресторана. Но если бы они даже канонаду закатили, мы бы всё равно не услышали. Во-первых, звукоизоляция отличная. Во-вторых, после свиста ветра и преодоления направлений нам было «глЫбоко фиолетово» на их музыкальный фейерверк.

За всё про всё заплатили всего тысячу рублей!!! Ибо оставшиеся тугрики мы потратили на знаменитые монгольские носки для нашего женского батальона. Оставались только деревянные. Без всякого торга — по принципу «тысча вас устроит?» Хотя можно было и поторговаться. На монгольском, например. Но нас и по-русски понимали вполне сносно.
Профессионалы, однако.

После цен на гостиницы Урала, западной Сибири и Алтая (где ценник на номера эконом-класса начинается с нескольких тысяч) это было почти бесплатно. Да ещё и за кордоном.
Где часы показывают не только разное время в разных столицах. Но и фатально ошибаются в определении и синхронизации минут и секунд.

Фото прилагается.

Довольно приличный номер.
Отдельных ванно-клозетных подробностей выкладывать не буду, но они «вполне на уровне». Желающим могу выслать на мыло…
Отель Их Наяд Цогцолбор — «Убсу-нурский центр караоке»
Улангом
, ул. Юмжагийна Цеденбала.
Яндекс координаты: Широта: 49°58′48.9″N Долгота: 92°4′0.66″E 49.98025 92.06685

«…День 18. 2015-05-07.
Отбой получился после горячего душа стремительным.
Вот что вода животворящая вытворяет. Подъём в 01:50 (мск).
Ночью было прохладно, утром +8, днём до +16 по бортовому компьютеру.
Пасмурно. Низкая облачность.
Одометр 210207-210699. Общий дневной — 492км, средняя V=56,4 км/час, максимальная (данных нет, шли на экономичной скорости до 100 км/час). Расход 10,4л/100км.

В Чадане начался дождь. На асфальте сдулось переднее правое.
Много сгоревших лесных массивов по обе руки.
В Кызыл приехали глубокой ночью…»

А мы продолжаем фотозарисовки по Монголии.

Религия — как опиум… и для народа.

Может быть помните, «в чужой монастырь и… далее по тексту»
А как насчёт улыбки?
Если принести свою, например?

Заметил особенность — большинство монгольских девушек улыбаются постоянно. В отличие от грозных обветренных степняков. Те по большей части редко встречались весёлыми и улыбчивыми. Искренне и жизнерадостно. Даже на таможне. Может, у них менталитет такой — не знаю - не знаю. Мой далеко не идеальный «русский со словарём» не позволил выяснить этот животрепещущий вопросец.

Оказывается, даже не зная языка, при помощи улыбки всегда можно найти взаимопонимание. Даже с суровыми (но это только на первый взгляд) буддийскими монахами.

Я не ставлю цель дать развёрнутую картину всех религиозных конфессий Монголии. Даже и не пытался. Просто выложу несколько дорожных снимков.

Но быть в этой дивной стране и обойти вниманием культовые сооружения и их небожителей — было бы оплошностью с нашей стороны. Когда ещё удастся «вот так запросто» поболтать. Может быть с будущим ламой...

Поначалу к нам отнеслись немного насторожено. Но уже через несколько минут почти тупиковая ситуация сменилась симпатией, любопытством и обоюдными... улыбками.

Монахи монахами, а ничто человеческое им не чуждо.

Впечатлило, как очень строгий на вид дядька — их «верховный главнокомандующий» — провожал нас на простеньком мотоцикле.
Китайском мустанге.
Почему-то сразу вспомнились многократно обсасываемые интернетными зомби «гундяевские часики за тридцать тысяч баксов» и лимузины «православнутых братанов в рясах».

А оно оказывается всё гораздо веселее — будь проще и к тебе потянутся…

Дацан и монастырь Дечинравджаа.
В 1871 г. здесь основан монастырь Дечинравджаа.
Улангом, ул. Юмжагийна Цеденбала.
Яндекс координаты: Широта: 49°58′4.65″N Долгота: 92°4′53.19″E 49.967958,92.081442

Верующие олёты (ойроты) исповедуют тибетский буддизм. В XIX веке самым богатым и людным монастырём в Кобдоском округе считался монастырь племени дюрбютов, он находился при ставке их князя в местности Улангом (современный город Улангом, монастырь Дечинравджаа).

Эти заборы, ограды и ворота довелось увидеть в шаговой доступности, почти рядом.

Я уже представил удивленные взгляды рязанских нуворишей или тамбовских градостроителей при виде саманных крепостей и дворцов из козьих/верблюжьих/конских кизяков и необструганных досок. Нужно отметить, что розовые ворота в сочетании с ядовито-зелёным забором и крышей выглядят весьма импозантно и гламурненько. Как на Рублёвке — «Бентли» и «Запорожец», стоящие на одной стоянке.

Главное, чтобы «костюмчик сидел».

СССР и КПСС.
Пахнуло чем-то родным и до боли знакомым, как кукурузный хлеб в детстве.

Эпоха «совка» наложила почти несмываемый многолетними дождями отпечаток на историю и наших соседей.

Про «козлики и буханки» — этот атавизм мирового автопрома даже и говорить не хочется. Без них в Монголии просто не выжить.

Приятная встреча на дороге с ещё одним «пенсионером совкового автомотопрома» — лишнее тому подтверждение. Но ведь старенький ИЖ до сих пор ездит и не жужжит. На всех видах бензина. Искусственная кожа обшивки сидений изрядно поистаскалась. Но краска осталась прежней — цвета самого красного флага бывшей империи мировых -измов. Доволен и владелец своим наследством от дедушки.

Добрый конь высоко ценится у кочевников.

Музей города и ойротский национальный театр .

Улангом, ул. Юмжагийна Цеденбала.
Яндекс координаты: Широта: 49°58′51.39″N Долгота: 92°3′57.03″E 49.980942,92.065842

В продолжение — городские зарисовки из Улангома.

Ранним утром он довольно симпатично смотрится на фоне бледных заснеженных сопок и голубизны бездонного неба.

Оновная улица Улаангома носит имя маршала Юмжагийна Цеденбала. Новый памятник бывшему руководителю страны (считается что он правил Монголией 44 года с начала 40-х годов) находится на площади. Перед зданием администрации Убсу-Нурского аймака. Установлен он сравнительно недавно в 2010 году. Аймак — малая родина Цеденбала, он родился на территории сомона Давст, граничащего с Тувой. Это имя сегодня окружено в Монголии особенным уважением. Но во второй половине 80-х монгольского лидера обвинили в организации репрессий, еще в пору пребы­вания у власти маршала Чойбалсана (в 1929—1952). И он вынужден был уехать из страны вместе с семьей. В 1997 году, спустя шесть лет после смерти Цеденбала, ему вернули звание Героя Монголии, звание Героя труда МНР и звание маршала. Вспомнили даже о том, что в 70-е годы Юмжагийн Цеденбал был удостоен главной награды ЮНЕСКО — за то, что в его стране к этому времени не осталось ни одного неграмотного человека. И Золотой медали Мира им. Жолио-Кюри. Все время опалы рядом с Цеденбалом находилась его жена — Анастасия Ивановна Филатова-Цеденбал. Об истории простой рязанской девушки, которая стала верным спутником монголь­ского лидера, в России теперь написана книга, а в Монголии — снят фильм.

По непроверенным данным монгольскому лидеру трижды вручали высшую награду СССР Орден Ленина (больше было только у бровастого генсека). А также считается, что он появился на свет на «нашей» территории. Известно, что до 1932 года граница между Монголией и Тувинской Народной Республикой не имела даже условной разметки. В последующие же двадцать лет понятие государственной границы между ТНР и Монголией, а с 1944 года — между Советским Союзом и Монголией, носило приблизительный характер. Демаркация была проведена в 1958 году. И в результате ее на монгольской территории оказалось тувинское местечко Тэли, где в начале века мог родиться Цеденбал. В южных районах республики Тыва упорно считают, что Цеденбал родился на тувинском кочевье, имеет прямое отношение к роду Монгушей, а в монгольской семье он потом рос и воспитывался. Утверждают даже, «что дальние родственники Юмжагийна Цеденбала по-прежнему живут в Хандагайты».
Но я это утверждать не берусь.

Аллея Дружбы и памятник Герою-пограничнику.

Улангом, ул. Юмжагийна Цеденбала.
Яндекс координаты: Широта: 49°58′43.36″N Долгота: 92°4′4.21″E 49.978711,92.067837

Памятник маршалу Юмжагийну Цеденбалу
Установлен в 2010году.
Яндекс координаты: Широта: 49°58′46.35″N Долгота: 92°4′11.63″E 49.979541,92.069898

Памятник солдату-пограничнику рядом с памятником маршалу впечатляет. В Монголии очень гордятся своими славными воинами. В их честь даже рестораны называют.

Я уже представил весёленькую компанию русских джиперов на веранде ресторации, например, «Цеденбал и К°» или «Чингисхан».
С рюмками чая и бокалами свежее выжатого сока.
Красота.

К нашему сожалению, слишком ранний подъём и желание как можно быстрее покинуть эту страну на югАх России — пока не началось — не позволили побывать в музеях и театрах.
Но мы надеемся ещё вернуться в это логово майского изнурительного зноя и круглогодичных ветров для более детального знакомства с местными достопримечательностями.
После съёмок слонов и… пингвинов.

Ворота почти в рай и местный аэропорт. Фешенебельное здание из стекла и бетона. Которое было построено китайцами в рекордно-сжатые сроки.
Впечатляет, не буду скрывать.
Не хватает только арбы с навозом и супер современного «Бонга-787» для полного завершения идиллической картинки... бытия…

Улаангом (монг. Улаангом, буквально «красная долина», устаревшее — Улангом, Уланком, Улан-гол) — город в Монголии, административный центр аймака области УВС. Расположен в 120 км к югу от границы с Россией. В городе расположено представительство российской Республики Тыва, в столице которой Кызыле, в свою очередь, находится представительство аймака УВС.

Считается, что город был основан в 1686 году. В 1871 г. здесь основан монастырь Дечинравджаа. В конце XVII века на месте города существовали поля зерновых культур.

Физико-географическая характеристика. Средняя высота над уровнем моря — 931 м. Расположен в 26 км на юго-запад от побережья озера Убсу-Нур, к северу от подножия гор Хархира. Климат резко-континентальный, полупустынный, с длинной, малоснежной и очень холодной зимой и коротким летом. Улаангом — одно из наиболее холодных мест в Монголии. Температура зимой может опускаться до −50 °C, однако летом иногда поднимается до +40 °C.

Население города по переписи 2000 г. составляло 26 319 человек, оценка на конец 2008 г. — 22 300 человек или 28,9 % от всего населения Убсунурского аймака. В городе сохранились памятники социалистического периода, также в городе есть несколько образовательных и культурных учреждений, в том числе филиал университета, профессиональное училище и 5 средних школ.

Улаангом соединён шоссе с пограничным переходом «Боршоо»/«Хандагайты» на российской границе. На территории России автодорога носит название Чадан — Хандагайты (бывшая А163). Электричество в городе поставляется с территории Российской Федерации. В городе имеется аэропорт, который связан прямыми рейсами с Улан-Батором (компании Аэро Монголия и Изинис Эйруэйз), Ховдом и Улгием.

К пункту «Боршоо»/«Хандагайты» на монгольской стороне китайцы уже положили асфальтированную дорогу.
Кстати, дорога платная.
И если вечером, въезжая в город, мы не придали значения придорожной будке со шлагбаумом, то утром всё встало «на свои места». Пришлось «раскошелиться» на оставленные как сувенир оставшиеся 500 тугриков (почти 13 рублей).

Руководство Улангомского (Убсу-Нурского) аймака придает этой дороге важное значение как стратегическому направлению для развития связей с Россией. И, в частности, как самому короткому пути до Абакана и Красноярска через Тыву и Хакасию.

И коль мы уже заговорили про совок по-монгольски, то следует показать и ещё один «бывший колхозный оазис».
Из всего «не-совеЦкого» только новый китайский трактор, аккумуляторы и солнечные панели с дебилизатором, мотоцикл и спутниковая тарелка. В остальном — колхоз дело добровольное. Немножко развалившийся и приватизированный, но по сути остается тем же самым, по умолчанию. Знакомый с юности комбайн СК-4 «Нива», Т-150 харьковского тракторного, «Беларус», дождевальная установка в степи и почти вся «утроба юрты». Включая чайник, буржуйку и прочие ложки-плошки. Даже сахар и мука «мейд by Абакан» из современной России.

Особенно впечатляют старые советские поливальные системы орошения.
Применялись раньше в полупустынных и пустынных районах СССР.

Вы давно были в колхозе?
Welcome!!!
Таки может всё-таки махнем?
Всем нашим джиперским колхозом и маленьким прицепчиком в виде «пузотёрок и прочих недомашин».

А вот мы остались очень довольны. Настойчиво рекомендую. Гостеприимным радушием хозяев, солёным чаем на молоке, плюшками и осмотром местной колхозной резиденции — юрты.
Где на самом почётном месте медали, зомбоящик и многочисленные карточки.
Разве можно забыть такое…

До свидания, Монголия, до новых встреч!

Выводы и заключения по нашим злоключениям в разведке.

Сразу скажу (чтобы искоренить скабрезные мысли «доброжелателей» и прочих «умников и грамотеев»). Опыта путешествий по Монголии «с гулькин нос» — всего три дня и две ночи в мае 2015 г. И, наверное, меньше тысячи км (из которых больше половины по асфальту). Да и те в самой благоприятной (для нас, северян) зоне северо-запада страны. Практически безо всяких «пампасов и гуаномесов». Откуда им здесь взяться при «до -50 зимой по Цельсию»?

Но.
Если повезёт оказаться в этой чудной и самобытной стране ещё раз, то ОДНОЗНАЧНО начинал бы именно с «*****месов».
Когда ещё не устаешь снимать, строчить каляки-отчеты «на манжетах», не «замылен взгляд» и есть жажда преодолений «разной бяки» и шарм форс-мажора.
Именно ШАРМ, ради которого и тянет на приключения и в дорогу. Последние полвека...

Ну вот как-то так.

А уж возвращался бы по достаточно комфортному асфальту. Чтобы спокойно осмыслить отснятое и написанное для будущего фотоотчёта.

По поводу бензина АИ-95 и утверждения знатоков, которые там были только виртуально — «только через КПП полную провезете одну». Это ещё кому как повезёт.

Проезжали через российский погранпост Ташанта в Горном Алтае в первых числах мая 2015 г. С собой были две плоские канистры (для подставки под хай-джэк — но не проверяли!!!) по 15 л и одна пластиковая на 10 л с бензином АИ-95.

Вынос мозга (с вариантами развода лоха на бабосы) на этом русском погранпереходе был выражен слабо. Типа, мы добрые, но вы надолго запомните что такое «фирменный шмон у монголов»...

И вполне дружелюбное отношение на монгольской.
После того как монголы (пограничники и таможенники) увидели карту нашего маршрута из Подмосковья до Байкала через Монголию на стёклах задних боковых дверей. И карту Сахалинской области на сферическом стекле задней двери. Это важно (в смысле картинка с картой маршрута) для визуального коммуникативного общения. Если вам неизвестен никакой другой язык кроме пяти русских, включая матерный (во загнул, аж сам себе удивляюсь).

Возвращались из Монголии в Россию через три дня и две ночи через погранпереход Хандагайты в Тыве. И не только по причине отсутствия АИ-95 на территории Монголии. Точнее он был, но заправляться по 160 руб./л не было желания. И это не опечатка. Именно по такой цена нам залили 15 л АИ-95 в Баян-Улгий. Но не факт, может, вам повезёт больше и повезёт залить по 50 руб./л.

Просто эту поездку мы рассматривали как один из этапов РАЗВЕДКИ для нашей команды «ЧП» из «недомашин и пузотёрок».

Картина маслом в том же стиле на монгольской таможне. Вы (как туристы) их интересуете не больше, чем мухи, пролетающие мимо.
Дружелюбное отношение, улыбки, жестикуляция, интерес к пройденному маршруту. Только монгольская таможенница попросила банку тушенки «чтобы вспомнить вкус России». Открыто попросила, как просят обычно закурить. А не в виде тонкого «полунамёка на взятку». При том, что, если бы не узкие раскосые глаза, то и не подумал бы, что перед тобой не препод русского в юридической академии, а обычная монголка. Только в форме и с кокардой на фуражке...

Здравствуй, Россия!!!

И полный вынос мозга (включая костный и даже в области копчика) на своей, родной, долгожданной. У русских «служивых долбоносиков». По другому я не нахожу подходящих «слов благодарности» за то, что они вытворяли. И как «форменно-лениво» просто издевались. Упиваясь своей безнаказанностью.

Дело в том, что с проверкой к ним в тот день пожаловал генерал из следственного комитета РФ. Я его принял за ряженого казака с лампасами. Но судя по тому как вышколенно соблюдали все таможенные формальности «служаки» и как они «ходили по струнке», генерал приезжал не зря. Порядок начинает приобретать более цивилизованные формы. Но, как и всё в России, с перекосами и «перегибами на местах».

Полный шмон, с выносом всего шмурдяка из машины и требованием пронести всё это барахло через рамку. Вальяжно-ленивый досмотр всех труселей/насисьников/грязных носков и белья, емкостей, ящиков, коробок, бардачков, бумажников. Духман после извлечения всего содержимого из вакуумных пакетов «был не слабым». Некоторые аж прослезились. Видать на радостях. Вызов сначала кинологов с овчаркой, а затем с таксой для «выявления наркотических веществ». И разного рода подколок. Типа, «мы ещё мАгём и внутри колёс» проверить наркотики, так что готовьтесь разбортировать колёса...

Ага, разогнался. Бегу, спотыкаюсь, от радости аж падаю…

Особливо грамотных заинтересовали даже дневниковые записи и маршрутные карты. С распечатками из космоса. И графиками работы монгольских погранпереходов.

Куча дурацких вопросов, типа зачем вам мёд в бутылке? Или почему вы из Монголии везёте в бутылках воду? Докопались до энергетического напитка «Адреналин раш», который якобы поголовно запрещён к продаже на территории РФ. Документ «о поголовном запрете» мы так и не дождались. Адреналином поделиться с «вымогателями в форме» тупо «не пожелал».

Не было счастья, да несчастье помогло.
Зато мы «неожиданно для себя» обнаружили все заначки и необходимые продукты.
И только после моей реплики, что нужно бы вызвать ещё и проктолога для проверки нашего ануса, а заодно и всех анусов этой «погранично-таможенной быдлоты», на таможне и погранпереходе немного умерился пыл «служак». Сказано это было открытым текстом, но без ненормативной лексики. Я даже пытался дозвониться до таможенного комитета России. В их присутствии. И по предоставленному (по моему требованию) телефону этого самого таможенного комитета.
Бесполезно.

К слову, шмон на русском погранпереходе отнял у нас более двух часов времени.
Канистры бензиновые были пусты...

К сожалению, трек по Монголии не писался ибо с этими «девайсами и премудростями» ещё не знаком (в покатушках по Большой земле всего второй год (с января 2014 г.) и «руки ещё не дошли»).

До этого (с 1978 года) ходил и ездил (в последние годы) только по бумажным картам и только по направлениям (с дорогами там не густо) каторжного острова и Курил. Предыдуший пост

Накатанные на материке маршруты (более 1 млн. км) из пункта «А в пункт Б» более семейно-коммерческие. И к настоящему туризму относятся мало.

Из всего навигационного оборудования, что было — только «Навител» на планшетнике, компас где-то валяется в багажнике, если не выбросил. И наслюнявленный палец.

В Монголии «Навител» пока абсолютно бесполезная штука — показывал стрелкой только стороны направления (север-юг-восток-запад). Но самое главное — в Монголии он НЕ болтал без устали — «поверните налево». Как же он нас «достал» за тридцать трое суток на Байкал. Видать не только его «перемкнуло» от избытка впечатлений. И ещё определял координаты нашего местонахождения на абсолютно пустом экране. А это уже не мало, поверьте на слово. Если есть хоть какая-то карта или «соображение» — «куда идём мы с Пятачком».

Ещё были карты Монголии (северо-западной части, по которой нам предстояло проехать) и которые предоставил Рома возле Новосибирска, ник-нейм - Zalipuh
За что ему агромадная благодарность.
Он и скачал их на наш нетбук (ночером, на выезде из Новосиба). Эти карты были в электронном виде, они помогли ориентироваться и выехать в нужном нам направлении.

Поэтому могу «по памяти» воспроизвести всю или почти всю карту пройденного маршрута. Разведочного.

Но если вы собираетесь на родину Чигисхана, то лучше бы основательно подготовиться. И более детально проработать маршрут, желательно с разведкой.

В дополнение диаграммы по дням движения с местами ночёвок, расходом топлива и ценами на горючку в разных регионах.
Где более наглядно можно увидеть все нюансы передвижения в России и по Монголии.

Если потребуются дополнительные комментарии - Welcome!!!

За сим откланяюсь, с ув. АСу aka Бывший_сахалинец.

Шымкент
Капец на нас (казахов) похожи. Классный рассказ. 5!

Кострома
Пока не читал. Фотки посмотрел - сделал вывод что я не плохо вобщем живу:))

А в общем, удачи. Лично я жду и новых отчетов и новых движений "мешалкой".

Ленинск-Кузнецкий
Читать не стал , судя по комментам с дороги, написанное надо делить , как минимум на пять.

Питер. Калининский р-н
Фото- зачет.
Текст - не очень
Мои отзывы: Kia Rio 2015, Mazda Demio 2002
г. Междуреченск (Кемеровская область)
Вот посмотрел картинки и хватит Монголии,делать там нечего.Нищета,захолустность,уб огость аж жалко монголов стало

Устал.
Сделал вывод, что если убрать текст, то качество отчета повысится.
Устают, оказывается, не только от работы. Сочувствую. Поэтому буду краток.
А если ещё и снимки убрать???
Сильно повысится???

fandnb:
Фото- зачет.Текст - не очень
Спасибо. Чехов из меня действительно никудышний... :)))

Palgenadich42:
И правильно, что не стали. Комиксы-то всё равно разглядывать веселее.
По вашему совету остальные части саги думаю поделить сразу на десять.
А может лучше сразу на двадцать???

Ё моё! Что за стиль написания вообще такой!? Читать вообще невозможно!
Ё моё! Даже не ожидал, что приверженцы Ё-мобилев тоже способны путешествовать.
Что за стиль, спрашиваете?
Дык-с, сам придумал. Может следующею часть "белым стихом" попробовать накалякать.
Или лучше верлибром?
Как думаете?

александр поляков:
Одно радует - могло быть и хуже...

Андрей 13:
Пока не читал. Фотки посмотрел - сделал вывод что я не плохо вобщем живу:))
Я тоже так думал. Пока не свозил свою ненаглядную на югА. В северную Монголии.
Теперь МЫ твердо уверены, что не ОЧЕНЬ плохо живем. Японумать и гейропы она уже видела.
Поэтому принял решение показать ей ещё и северную Корею.
Для сравнения...

Алтай Ордабеков:
Капец на нас (казахов) похожи. Классный рассказ. 5!
Спасибо за отзыв.
Я даже больше скажу - прям пуля в пулю.
И страна такая же замечательная и гостеприимная. Как и великолепный Казахстан. И люди такие же добрые и отзывчивые.
Единственное различие - меньше русскоговорящих и дороже бензин.

Катуар, заМКАДыш
Монголия всегда приветствуется - не важно на чем, не важно до каких мест. Уже одно желание, не говоря у*****опытке, характеризует автомобилиста и человека.Портреты, животные и птицы удаются хорошо, над композицией надо поработать, Хотя, "поливалки" очень понравились - на ножницы похожи. Пейзажи не требуют над собой насилия - природа и в естественных цветах хороша.Стиль написания, как у небезызвестного PeterC, но у него текст читается легко, а здесь он тяжеловат для восприятия - много локальных отвлечений, каких-то вставных афоризмов. В общем, надо поработать. А в общем, удачи. Лично я жду и новых отчетов и новых движений "мешалкой".
Над композицией поработаем.
С PeterC_ом не знаком. С Винским и Немодным тоже.
Поработаем.
И вам - удачных поездок и новых отчетов.

Кемерово-Симферополь
Осилил примерно половину текста и почти все фото.

землянин
Нормально описал соседей! Всё пока не смог ,по грибы надо сьездить!)

Не очень читабельно. Честно, пытался увлечься отчетом , но корявость и своеобразие изложения сделали свое дело--не осилил. Невеселые монгольские картинки пролистал.

Отзыв красивый, приятно читать и познавать новое..

Хороший, содержательный отчет

Ленинск-Кузнецкий
Бывший_сахалинец:
И правильно, что не стали. Комиксы-то всё равно разглядывать веселее.
По вашему совету остальные части саги думаю поделить сразу на десять.
А может лучше сразу на двадцать???
Так что будь здоров и разумен.

titchenko1:
Вот что сказать.... путешествие интересное. А про стиль изложения даже особо не буду комментировать. Ибо автор, судя по его ответам выше, к критике относится негативно. При этом сам мастер критиковать другие отчеты, написанные более понятным языком.Осилил примерно половину текста и почти все фото.
TelefonisT:
а от куда ехали то?
И ещё более «гениальные» ответы «части офисного планктона»
malsserg:
Я так понимаю автор из Кемерова,Кузбасса или Новокузнецка.Хороший рассказ.
Aids42:
мдя, упупщение конечно, но по тексту можно понять что их Новокузнецка, особенно в конце :)

Бывший_сахалинец:
Вот прям не ожидал, что и вам Монголия нравится. Добрая страна. Восхищает. Думал, что только я один с таким "вывихом" Над композицией поработаем. С PeterC_ом не знаком. С Винским и Немодным тоже. Локальные отвлечения и афоризмы убирать не собираюсь. Своих-то "мыслЁв - кот наплакал", только карточки... Поработаем. И вам - удачных поездок и новых отчетов.
Спасибо, уже тружусь. Думаю, еще пара недель + очередь на дроме. Мой отчет о Монголии здесь: https://travel.drom.ru/13610/. Даст бог, еще съезжу. На Хубсугул. Образчик творения PeterCа здесь: https://travel.drom.ru/15064/. Кстати, мой партнер по путешествию в Пакистан.

Palgenadich42:
Лучше не зас...ть людям мозги , особенно большим количеством цифр ,которые наверняка вымышлены , так же , как и места прибывания. Если М52 у тебя проходит по плато Укок, тогда в Монголии то ты точно мчался по плато Путорана. Отчёты о поездках должны приносить пользу людям,собирающимся посетить то или другое место , а не наоборот. Так может попробовать себя ,например в фантастической литературе (там даже на сто можешь делить),хотя судя по комментам людей нашедших в себе силы прочитать эту муть, вряд ли у тебя найдутся читатели. Ну а если тебе нравиться называть свои фото комиксами, да хоть порнографией это ж твоё.Так что будь здоров и разумен.
Palgenadich!!!
Я обязательно учту ваше мнение в следующих частях Байальской саги. Особенно про плато Укок и плато Путорана.
Основываясь на ваших гениальных отчетах...

Катуар, заМКАДыш
Спасибо, уже тружусь. Думаю, еще пара недель + очередь на дроме.Мой отчет о Монголии здесь: https://travel.drom.ru/13610/. Даст бог, еще съезжу. На Хубсугул.Образчик творения PeterCа здесь: https://travel.drom.ru/15064/. Кстати, мой партнер по путешествию в Пакистан.
Спасибо за ссылочки.

RW0OAD:
Отзыв красивый, приятно читать и познавать новое..
Alexisss:
Хороший, содержательный отчет
krogen:
Нормально описал соседей! Всё пока не смог ,по грибы надо сьездить!)
Спасибо за отзывы.
Честно говоря даже и не думал, что хоть кому-то эта писанина для внучек может понравиться.
И хорошо, что есть вполне адекватные читатели.

александр поляков:
Вот посмотрел картинки и хватит
Garp717:
Спасибо, друзья, что написали честно, учту на будущее. С "весёлыми картинками" в Монголии немножко не повезло. Может быть в будущем отчете про Россию будут и более весёлые. Я его для маловыездных путешественников с детьми малыми готовлю. И для тех у кого нет времени на длительные поездки. А сейчас как раз работаю над более "читабельным" отчетиком. Там из текста только название областей и по паре-тройке снимков. Кроме первых двух постов, вступительных. http://podonu.ru/forum/index.p... Как думаете, други, этого (одних карточек) будет достаточно для полноценного отчета???
Бывший_сахалинец:
Ё моё! Даже не ожидал, что приверженцы Ё-мобилев тоже способны путешествовать.
Что за стиль, спрашиваете?
Или лучше верлибром?
Как думаете?
Странно, на каком основании вы сделали такие выводы? Во-первых я не приверженец "ё-мобилев" это такой ник, просто выбрал, хз почему... Во-вторых я способен и даже люблю путешествовать. По теме: ощущение при прочтение вашего отзыва, будто спотыкаешься постоянно, даже тошнить начало.

Ё-мобиль:
Да тоже удивляюсь, откуда такой ник.
А тошнит почему? Может внеплановая? Кстати, первому отцу, который самостоятельно родит кто-то обещал лимон зелени :))) Просекаешь???

Бывший_сахалинец:
Спасибо. Я ждал этот отзыв. Про стиль писал уже выше, повторяться не буду. Вы тоже не ответили на поставленные вопросы про выбор «белого стиха и верлибра» Серо-грязные, корявые, не до конца обработанные семейные «карточки» критиковал, критикую и буду критиковать. Не взирая на чинуш, звания и количество отчётов у критиков и «пеЙсателей» (кажись так на форуме вопрошают «некоторые» к авторам отчетов). Для себя сделал вывод - отчеты пишутся не для критиков. Не для офисного плактона, дальше общественных клозетов НЕ путешествующих. И даже не для золотых или платиновых фондов. Всё гораздо проще. Они пишутся для путников, пилигримов, странников, путешественников, любителей, ботанов и экстримщиков разных калибров. Таких же как и сам. Бросающих вызов якобы «общественному» мнению, погоде, условиям, таможням и самим себе. Мне лично по-барабану. Каким языком написан отчет. Корявым или красивым. Если в нем есть главное. Интересующая меня инфа в начале, предисловие, координаты, карты, маршрут и его описание, места остановок, привязки по местности, заключения, перечень необходимого шмурдяка, выводы и предостережения «про грабли». К примеру, вчерашний отчет Прогулка на Байкал , вышедший в один день с отчетом Байкальская сага. Часть 4. Монголия, разведка Для меня ВСЯ соль в отзывах. Где есть недоуменный, но сакраментальный (во втором, книжном варианте) вопрос… И ещё более «гениальные» ответы «части офисного планктона» Можно ли сказать, что для ВСЕХ читателей ЭТОТ отзыв был полезным. Если у одного возник ТАКОЙ вопрос, а у другого возникло ТАКОЕ предположение? Но второй ещё и констатирует ФАКТ - Хороший рассказ. Просто Фантастика. С большой буквы. Для кого хороший??? Да автор и сам это признает в своих ответах. Честь ему и хвала, что признает. Уважаю… И всё, дальше можно и не читать. Что толку лопатить красивый отчет, если пользы с него ноль без палочки? В условиях постоянного цейтнота подготовки к поездке. Да пусть он будет хоть дважды корявым и трижды с плохими карточками. 1. Но если он «на востребованном» направлении. 2. Там есть то, что интересно многим. 3. Нормальные снимки, а не «карточки»– у него будут и читатели, и рейтинг, и… Поэтому для примера ещё пару отчетов. Весь Крым глазами красноярца на Scepter. Подробный путеводитель Опубликован 14-08-2015. Количество просмотров под сороковник. За неполную неделю. «ЧП» на Сахалине Опубликован 14-07-2015. Количество просмотров сорок пять тысяч. За месяц с хвостиком. Зададимся теперь вопросами с небольшим сравнением. Какой быстрее попадёт в «Золотой фонд»? Насколько они будут востребованы? Крым с многомиллионным потоком ежегодно или Сахалин, который посещают считанные единицы «с полным вывихом». В хорошем понимании слова «вывих». А цифирьки, как и статистика, вещь довольно упрямая. Но первый написан просто шикарно. Отличным языком с прекрасными снимками. И грязью политической критики в отзывах. А второй был раскритикован «в пух и в прах» Да и НЕ готовился он специально для Дрома. Выложил его «по просьбе». Но оказывается, что оба востребованы. Даже в «Избранное» разместили многие. А рядом десятки ещё более «познавательно-никчемных», но абсолютно «никаких» отчетов И Байкальская сага. Часть 4. Монголия, разведка первоначально вообще предполагалась, как учебное пособие для самого маленького квартета из моего женского батальона и в их честь и готовится этот длинный очерк о путешествии… О чём честно упоминается в конце предисловия… В самом начале. Тут есть есть маленькое НО. Прежде чем его «готовить» мне пришла безумная идея спросить и «дромовских» - а нужен ли он на Дроме в таком виде? http://podonu.ru/forum/index.p... Ведь размещён был 24-06-2015 на региональном сайте. Где даже мечтающих в снах про Монголию ещё меньше, чем на Дроме. И получил утвердительный ответ. Делаем выводы. Об «афигительных красивостях» отчетов и их востребованности. И подведу итог. Если читатели НЕ внимательно читают (а читают ли? Многим ведь больше нравятся Комиксы. Их всё равно разглядывать веселее. Они ЭТОГО даже и не скрывают) Оценивают отчет только по стилям «верлибра и белых стихов» (эстеты, однако, гуру диванных покатушек). И дают заключения об отчёте только по количеству криво наляпанных сереньких карточек для семейного альбома. То есть ли смысл ориентироваться на такую «публику» протирающую штаны в офисах??? Мне кажется, что это будет моветон с моей стороны. Внучки не поймут. Да и не для критиков писАлся и выклАдывался он на Дроме. Как разведочная поездка. А для подготовки более серьёзного путешествия в новые страны на туристических картах путешественников, пилигримов, странников. А не офисных тушканчиков. Которые так НЕ уважают себя, что даже ума НЕ хватило «зарегить собственный ник», то бишь СВОЁ интернетное ИМЯ с большой буквы. Я уже не говорю про красивые отчеты в прекрасные места России и забугорья. Критикуя - предлагай альтернативу. Иначе критика воспринимается как стёб, а твои "вумные мысли" как попытка "показаться дюже грамотным" Или показывай на собственном примере. Я показал как сумел. Коряво, нечитабельно, несмотрибельно, с кучей огрехов. И мнением «доброжелателей» Но «ЧП» на Сахалине уже приблизилось к «Золотому фонду». Значит востребовано. А теперь ваш выход на сцену со своими гениальными отчетами – О! Великий путешественник с маленькой буквы. Ну вот как-то так.
:)с какой буквы - заглавной или строчной написан ник - это, безусловно, чрезвычайно важно. Чрезвычайно. Для кого и зачем - непонятно, тем более что у меня, например, это всего лишь первая часть электронной почты. Но раз пилигрим... странник... как там еще... обратил на это внимание - надо, вероятно, задуматься остальным... планктону... тушканчикам... и прочим. Слушай, ТС, я так и представляю как ты подходишь к зеркалу, приподнимаешь подбородок, прикрываешь глаза и медитируешь: я странник... я пилигрим... я пишу САГИ (ну а что, блин, еще то писать, САГИ сразу)... Далее черты лица твои принимают брезгливое выражение, и мысли уже иные: а они планктон... ведь критиковать мой отчет могут только такие. И в голову твою седую, вероятно, даже мысли не приходят о том, что критика данная может быть справедливой. Про белый стих мне никаких вопросов задано не было, поэтому на что отвечать - не понимаю.

titchenko1:
Найдите синонимы слова путешественник и "будет вам счастье".
Если вы считаете, что имена собственные нужно писАть с маленькой буквы - это ваше право.

titchenko1:
:)никогда не считал именем собственным ник в инете. Причем на разных сайтах и форумах и ники можно придумывать разные. Куда мне столько собственных.Еще раз - ничего плохого не скажу про путешествие. Не понравился стиль изложения. Высказался. Имею право? Почему-то был сразу зачислен в офисные работники, диванные кто-то там и тд. На каком основании?
Личное мнение. Но ничего личного. Как и прежде.

89<->22
И почему люди такие злые? Может просто завидуют? :)
Пысы. Сам собираюсь следующим летом в Монголию.
Жить - необязательно. Путешествовать - необходимо.
(c)У. Берроуз

написал, прочитал, убрал треть, перечитал, убрал еще треть. как-то так. :)

yurok1:
И почему люди такие злые? Может просто завидуют? :)Прочитал весь отчет, да много букафф и не всегда складно, но у автора стиль такой, не все могут быть Толстыми или Пушкинами.Понравилось описание дорог, обилие хороших фотографий, наличие координат достопримечательностей, отелей и прочих прелестей Монголии.Самое главное упущение в отчете: нет карты маршрута или хотя бы трека, из-за этого часто приходится только догадываться где автор в ту или иную минуту находится.Пысы. Сам собираюсь следующим летом в Монголию.
Да, согласен. Из личных наблюдений. Самыми "доброжелательными критиканами" (не путать с критиками) и одновременно завистниками является "офисный планктон". Ленивое, малограмотное, слабовольное, брутальное, завистливое хамло. У таких, как правило - ни отчетов, ни поездок. Одни только нравоучения, растопыренные пальцы и апломб со слюнями. Как бурьян в огороде. Вроде бы и зеленеет что-то. Но как с козла молозива. Полный ноль. По поводу упущений в отчете. Да, они есть. Хотя для меня треки не являются основополагающими. Больше склонен к импровизации и "чуйке" в выборе мест съёмки и дороги. Тем более что ехали в одну каску и без страховки. И так было практически по всему маршруту в 20тыс км с хвостиком. И на протяжении всех 33-х дней поездки. Трек должен был писАться вторым экипажем команды "ЧП". Но мы выехали неделей раньше, что бы основательно посмотреть и поснимать северА, Урал, Сибирь, Алтай, Саяны. И, если повезёт, провести разведку в Монголии. Как новой для россиян безвизовой стране. Но в процессе поездки наши мнения разошлись. И второй экипаж (выехавший неделей позже по производственной причине) поехал прямо на Байкал. Так как им более интересной казалась эта изюминка удивительного по красоте озера. По поводу чужих треков имею своё собственное мнение. В прошлом году ездили в западный Казахстан. Если бы ехали только по трекам, то было бы это весьма печально. И ни черта бы не сняли. Ибо одному очень крутому неадеквату захотелось посмотреть конкреции. Этакие каменные шары. И мы бы петляли по степи целый день по его трекам. Что бы в конечном итоге посмотреть груду каменюк и кучу консервных банок и сигаретных бычков. Такая же история и с мысом Жыгылган - провалившаяся земля, марсианское зрелище, невероятный пейзаж. Перед нами проехала команда очень серъёзно подготовленных джиперов. Которые двое суток!!! (с их слов) выбирались из провала на подъёмах. Порвали все шнурки, лебедки и всё что можно было порвать. А у нас паркетник. И мне очень больно ходить пешком. Даже сто метров задача из трудновыполнимых. Поэтому все наши пошли на Каспий купаться. А я тупо вооружился биноклем и попытался рассмотреть маршрут. По которому двое суток!!! джиперы выбирались из провала. Даже если бы передо мной стояла задача построить абсолютно непроходимый маршрут - я бы до такой дуристики с идиотизмом не додумался. А они (джиперы) его прошли. Там где всё это можно объехать стороной. Даже на обычной пузотёрке. Но какой ценой далась она "джиперам"??? И ведь кто-то на будущий год попрётся, как полный лошара, по ЭТОМу треку. И на конкреции поедет. Ради груды каменюк. И потом также с пеной у рта будет доказывать на виртуальных форумах свою крутость. И делиться треками для "круглосуточных идиотов". И точно такая же картина может быть и в Монголии. Где мы за три дня проехали всего одну речушку и парочку ручьев. А перед нами и после нас "некоторым" невероятными усилиями удавалось найти броды "выше пупа аж до сосков". Я как раз об этом и написал длинное отступление с выводами про "развод лоха на бабосы". Для будущих пилигримов и путников. А не для офисных тушканчиков. Которые даже не удосужились прочитать. Но пукают и воняют в отзывах громче всего. Про "многабукав" и "корявость языка" Ну и какой толк будет будущим путешественникам от их треков? Или от нашего, который мы не писали. Ибо часть маршрута прошли по ледникам и снежникам. По наитию, незнанию и "чуйке". Такое же отношение, прям "пуля в пулю" было и у сахалинских джиперов про Бошняковский перевал. В предыдущем отчете "ЧП" на Сахалине. https://travel.drom.ru/34693/ Мы его прошли на стоковом басике с дубовой резиной от УАЗ и пузотёрке. После трехдневных дождей. А мне доказывали, что "туда без Урала лучше не соваться". Но мы-то ехали для съёмок и что бы проехать и посмотреть красивости. А не для поиска приключений на пятую точку и "гуаномесов" со спасательной операцией МЧС в... три ящика водки.

vb2002:
пиши немного попроще. я сам тяготею к цветастым аллюзиям и деепричастным оборотам, но борюсь с этим :).написал, прочитал, убрал треть, перечитал, убрал еще треть. как-то так. :)про монголию нравится читать. но машина не позволяет. может на веле отважусь туда. тем более, что там, похоже, по азимуту можно катить :).
Спасибо на добром слове. Согласен, пытаюсь бороться и сокращать.
Но настоящим путешественникам "цветастые иллюзии и деепричастные обороты", как показывает практика, не очень мешают.
А подстраиваться под пустопорожний бред диванных путешественников и кухонных теоретиков - какой смысл?
Бывший_сахалинец:
Смысла продолжать спор я не видел, но ваш комментарий заставил это сделать. Автор, вы видимо воспринимаете только одобрительные комментарии, с критиками же вы абсолютно не согласны, и считаете что их пишет офисный планктон.. Бред! А откуда вы знаете что и положительные комментарии пишет не офисный планктон? Как!? Ну как по нику вы смогли определить что я являюсь офисным планктоном? Да ещё и безграмотным? Вы кто? Нострадамус? КАК вы так по нику или комментарию смогли это определить? Мой комментарий всего лишь мнение, не более, а вы уже прикопались и к нику, и дали кучу характеристик словно мы с вами лично знакомы) Ну ё мое, вам самому то не смешно?) Ещё раз повторюсь, текст очень сложно читать, и заметьте, что не я один это заметил, так что вам стоит задуматься. P.S. Оскорбить вас я не хотел.

Ё-мобиль:
Смысла продолжать спор я не видел, но ваш комментарий заставил это сделать. Автор, вы видимо воспринимаете только одобрительные комментарии, с критиками же вы абсолютно не согласны, и считаете что их пишет офисный планктон.. Бред! А откуда вы знаете что и положительные комментарии пишет не офисный планктон? Как!? Ну как по нику вы смогли определить что я являюсь офисным планктоном? Да ещё и безграмотным? Вы кто? Нострадамус? КАК вы так по нику или комментарию смогли это определить?Мой комментарий всего лишь мнение, не более, а вы уже прикопались и к нику, и дали кучу характеристик словно мы с вами лично знакомы) Ну ё мое, вам самому то не смешно?) Ещё раз повторюсь, текст очень сложно читать, и заметьте, что не я один это заметил, так что вам стоит задуматься.P.S. Оскорбить вас я не хотел.
Не верю, так говорил Станиславский. Но я не Станиславский и тем более не Нострдамус...
Но и "чуйкой" всевышний не обидел...
По поводу "только одобрительных комментариев". Странно, что авторов, и не только в данной теме, но и многих других, обвиняют во всех грехах. К которым они (авторы) иногда не имеют отношения. Мне кажется, что часть неадекватных отзывов удаляет администратор или модератор раздела. Так как это не есть good по мнению владельцев сайта. И в какой-то мере я ссогласен с этим. Потому как "не гоже со своим уставом"... и дале по тексту.
Во всяком случае добрая часть отзывов и в этой теме была удалена. Где некий флудер "с маленькой буквы" сначала просто занимался оскорблениями. А потом ещё и перешёл на гнусные провокации и обвинения. Есть скриншоты. Но здесь я бы не хотел их выкладывать. Если интересует - могу отправить в "личку".
Что же касается лично вас, то:
Приравнивать и примерять на себя лично какие-то определения есть тоже признак глупости. И ни к чему хорошему не может привести, по-умолчанию. Как там про шапку, которая "на воре горит", не подскажете? Вот то-то же.
Для себя сделал несколько парадоксальный вывод. Критикуя - предлагай альтернативу. Иначе критика воспринимается как стёб, а твои "вумные мысли" как попытка "показаться дюже грамотным"
Поэтому вопросы про "белый стих и верлибр" так и остались без ответа.
А вместо ответов последовала ещё куча вопросов.
Какое определение вы дадите этому поступку - Он грамотен или безграмотен!. Отвечать вопросом на вопрос. Подумайте хорошенько. Про свою грамотность.
PS: Алаверды. И я вас тоже.

Спасибо за отзыв !
Доживу до внуков, а там машину поменяю и поеду )
Toyota Scepter SXV-10 1992 ГОДА 2,2 5S Красноярск

Кемерово-Симферополь
"Флудер с малелькой буквы" - это он про меня. А почему? А потому, что назвал его быдлом. Точнее, сначала просто позволил себе критику отчета, но нарвался на "офисного планктона", "диванного кого-то там" и проч. И не только я. Видимо, сработала "чуйка", или то, что этот человек чуйкой считает. Вот и получил сахалинец статус быллоты, и он ему прекрасно соответствует. А комменты удалили напрасно. Не хотел восстанавливать этот разговор, после удаления ничего не писал. Но сагописатель ничего не желает понимать. Поэтому что же, можем продолжать...

titchenko1:
И все-таки вы, видимо, выпиваете.... и крепко. Иначе как можно написать сей бред?!И о массовости... кроме нас с вами довольно давно ничего не пишет. Массовость поразительная.
Да для вас у всех, кто не согласен с вашими мнениями по другим отчетам и кто критикует ваши собственные - внеплановая. А еще они все, как мы помним, планктоны и тд. Ну я хоть блаженный немного. А вы - быдло. Мое имхо, конечно.
Послухай, хлопчык, не зли меня, пока я очень добрый...
Повторю только то, что уже было удалено. Процитирую, так сказать, самого себя :)))
Вы можете и дальше оставаться в своём "немного блаженном состоянии".
А я останусь при своём мнении.
И оно будет только укрепляться. После каждого вашего неадекватного поступка и оскорб_ления.
И мне лично - на ваше ИМХО - как-то очень глЫбоко фиолетово. Кстати, пояснение для малограмотных. Аббревиатуры слов (морфемы) как и ник-неймы (имена нарицательные) лучше всё таки писАть заглавными буквами.
Офисному планктому и малограмотным кухонным тушканчикам, к которым вы несомненно относитесь (в этом я уже удостоверился окончательно) - так будет более понятно.
И продолжать "переливать из пустого в порожнее" с "немного блаженными" не вижу особого смысла. ИМХО.

Doctor-surger:
Спасибо за отзыв !У меня друг в Монголию в четвёртый раз ездил этим летом . Но у него 70 какойто крузер нафаршированный. И мне охота разок на страну эту глянуть, но вот не на чём)Доживу до внуков, а там машину поменяю и поеду )
Как на меня, то лучше бы это показать сначала детям. А потом ещё и внукам. В прошлом году в казахстанских степях нам довелось повстречать башкирских путешественников. На пузотёрке с низкопрофильной! резиной и обвесами-юбкой. Что-то типа "Калдины-Карины". Пять взрослых, маленький ребёнок и огромная собака. Для нас, с нашей недомашиной-паркетником был просто шок. Хотя и нам пророчили на разных региональных форумах, что даже до мыса Жыгылган мы не доедем. В этом году на дорогах Монголии видели довольно много таких же местных машин, какая повстречалась годом ранее. Тоже искренне удивлялись. Но думаю, если вы не запланируете посетить на авто самую высокую вершину Монголию с заповедником. И не будет в планах преодоление пустыни Гоби по диагоналям - то вполне возможный вариант поездки "без фанатизма". Асфальт китайцы ложат довольно шустро и качественно. Многие монголы с северо-западных аймаков считают, что теперь (после укладки асфальта) поездки В Абакан и Красноярск для них будут более доступными, чем в Улан-Батор. Там и места красивые, особенно перевал перед Ак-Довураком в Тыве. (См.фото). Кстати, по этой дороге несколько раз встречали монгольские машины. Но довольно скромнее крымской - инфраструктура и все удобства с достопримечательностями. Хотя за пару-тройку суток мы и не видели многого. Да и цель такую не ставили перед собой в разведочной поездке. И ещё, парни на обычной Калине уже вернулись из Монголии.
albulgari;1172204077:
Собираемся проехать по вашем маршруту от Ульгия до Улаангома на калине. Как я понял, проблем возникнуть не должно?
Это уже из этой ветки https://forums.drom.ru/travel/t... Желаю удачи.

Бывший_сахалинец:
Послухай, хлопчык, не зли меня, пока я очень добрый...
Вы можете и дальше оставаться в своём "немного блаженном состоянии".
А я останусь при своём мнении.
В офисе никогда не работал.
Про "не зли меня" можно смеяться в голос. Но я просто улыбаюсь...

titchenko1:
Ну, и что не так в моих письмах? Быдляк вы и есть (в этом я удостоверился окончательно). А последний ответ еще раз в этом убеждает.В офисе никогда не работал.На кухне бываю периодически, и сейчас собираюсь посетить, ибо пора ужинать. Фраза "кухонный тушканчик" - она вообще о чем?Про "не зли меня" можно смеяться в голос. Но я просто улыбаюсь...
Ну дык-с, все "немного блаженные" улыбаются.
Круглосуточно.
И на этот раз вы меня снова ничем не удивили. Разве, что откровениями. И какое отношение они имеют к Монголии?

Кемерово-Симферополь
Угу... и другие люди улыбаются тоже... да многие улыбаются.
О Монголии давно забыли.

titchenko1:
Угу... и другие люди улыбаются тоже... да многие улыбаются.О Монголии давно забыли.Так удивил или не удивил? В двух предложениях подряд противоположный смысл. Определитесь, плиз....
Видите ли, сейчас занимаюсь достройкой домика (для своего женского батальона) и периодически прихожу к компьютеру. На перекур и перекус. Да ещё ответить на вопросы. Могу только констатировать факт, что ничем новым (окромя обычной очередной порции флудерской бредятины) вы меня не удивили. И по-прежнему не появилось желания с вами общаться.
Тем более, что Монголия вас интересует как медведя шнорхель в берлоге, лису лебёдка на переднице, а зайца дисковые тормоза на заднице. Поэтому предлагаю продолжить более детальный анализ темы по Монголии!!! (а не ваших околозаумных мыслей) после того как вы отоспитесь.
Глядищь, к утру может и появятся у вас более трезвые мысли...

Бывший_сахалинец:
С такой фантазией... вы не в секс-шопе работаете..?

Кемерово-Симферополь
А Монголия интересует, но где-то летом 2017. Следующий год Байкал, а там - Юг Горного и Монголия. Это предварительно, если Крым окончательно не затянет.

titchenko1:
С такой фантазией... вы не в секс-шопе работаете..?
Странные у вас фантазии. Ещё более странные вопросы. Про секс-шопы. В теме про Монголию.
Хотя чему удивляться? С вашим полиморфным мышлением... :))
...Никогда не встречал в секс-шопах лебёдок, шнорхелей и дисковых тормозов.
titchenko1:
Вот ближе к лету 2017 и поговорим про Монголию :)))

Бывший_сахалинец:
...Никогда не встречал в секс-шопах лебёдок, шнорхелей и дисковых тормозов.
И насколько регулярно вы их посещаете? Возможно, тут и кроется причина ваших регулярных нападений на авторов отчетов....

titchenko1:
Ваши фантазии безграничны, но не имеют никакого отношения к теме Монголии.
Поэтому предлагаю прекратить бессмысленный флуд.
За поддержку темы благодарствую.

Улан-удэ
УЛАН-УДЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭ буква Э!
праWillный

...повторю избитую фразу-все мы разные,и не все мы"львы толстые"..*)))

trali-vali03:
УЛАН-УДЭЭЭ ЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭ буква Э!
Спасибо. Мой косяк. Учту в следующей части. Проще бы написать конечно Верхнеудинск. Но племя младое, не очень знакомое с историей могло бы и не понять. :))

Artoba:
Люди,не будьте злыми!...автор изложил свои мысли так как мог,в своём стиле,так сказать,если даже этот стиль и не прослеживается..)......повторю избитую фразу-все мы разные,и не все мы"львы толстые"..*)))...ну а кто разочаровался текстоизложением,после прочтения сего опуса советую прочитать(перечитать) какое-нибудь классическое произведение.....и всё сразу встанет на свои места..*))))
Ой, чуть не поперхнулся шурупом (достриваю домик, однако).
Приятно.
Но в классики пока не собираюсь. Пишу в стол и в основном для внучек.
Тогда советую почитать чингизидов. В оригинале. :)))

Большой
Устал. Сделал вывод, что если убрать текст, то качество отчета повысится.
Извините,это без обид,я понимаю что ваш стиль такой какой есть.
Только в данном случае простота, была бы лучше воровства :))
Добрый хозяин в минус 30 жену под одеяло выгоняет:)

sport life:
За фото спасибо, и всё интересно, но боже мой как трудно читается ваш текст, я пытался понять в чём заключается особенность вашего стиля, но простите понял что ещё раз вряд ли осилю.Вот почему некоторых писателей хочется перечитывать, потому что прочитав книгу до конца, из-за обилия реплик ты не забываешь,что в начале.Извините,это без обид,я понимаю что ваш стиль такой какой есть.Только в данном случае простота, была бы лучше воровства :))
Спасибо за объективную критику. Она вполне обоснована. Кажется мне, что большинство зрителей думают также. Не считаю себя безнадёжным учеником. И постараюсь сделать текстовый формат более читабельным. В следующих отчетах. Например как здесь. http://podonu.ru/forum/index.p... Это ссылка на маленький региональный сайт путешественников. И тема, которая по умолчанию не может быть размещена на страницах Дрома. Здесь другой формат, другие требования и другой тренд востребованности достопримечательностей... Как вы считаете, такой формат отчета может быть "смотрибельнее" или нет ? Извините за "жаргонизмы"
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.
Мужик да ты писатель и любитель спрайта:) Я проехал Монголию на приоре с улангома до Улан-Батора и на север на родину. 2015й в начале августа! Навигатор забыли карта далеко не подробная монголы всегда помогают показывают дорогу:) страна чудесная жаль что русских мало в основном европейцы. В 2016 маршрут думаем увеличить т.к дорогу могут достроить. Отчет позже!когда выезжали погран пост кяхта спросили граждане РФ даа а пасажир даа проезжайте, повезло! Вам респект МОЛОДЦЫ!!! Путешествовать надо чаще и дольше!!! Домашние хипстеры пусть мечтают дальше:):):)

TimSergey Cheremisin:
И вам бодрого времени суток!
Мои поздравления с окончанием маршрута.
Не считаю, что паркетник с клиренсом всего 210мм самое подходящее средство для путешествия по Монголии. Но так получилось, что второй экипаж на внедорожнике (см.фото, снято в Казахстане), с которым мы ехали до Байкала, выезжал на неделю позже. И так как у нас в планах всё равно была эта страна, то они не посчитали нужным "объять необъятное". А мы решились на эту авантюру с разведкой... попутно.
Но Лада-Приора и Монголия - это вообще полный отрыв башки.
И, честно говоря, я даже немного завидую вашему здоровому авантюризму и смелости.
Жду отчет.
А хипстеры...
Даже не хочу вспоминать про этих "выскочек, из обоймы не пойми что"...
""Хипстеры (от англ. hip) — понятие не из википедии ныне чрезвычайно модная субкультура, движение, без какой-либо определенной цели, мысли, смысла.""
Пожалуй точнее выразить мысль, чем сказано в определении, будет сложно.
И эти "офисные тушканчики" даже не достойны упоминания...
ИМХО.

TimSergey Cheremisin:
Забыл прикрепить снимки с Казахстана нашей команды "ЧП"

Отличная поездка,молодцы.

Интересная страна. Отчет нормальный, но своеобразный стиль делает его сложноватым.

Рассказ понравился, а вот как вы на критику реагируете не понравилось, может все таки стоит уважать чужое мнение ....

Юленько:
Есть критика, к которой я прислушиваюсь уже почти сорок лет. А есть дешманское критиканство водятлов и ездюков. Это разные вещи, априори. Извините, за новомодные почти литературные неологизмы. Это, что бы не заподозрили меня в очернении уважаемого сайта. Использую эти "словеса" из жаргоны зарегистрированных посетителей, если что...
Может быть и стОит, согласен. Если оно оформлено как МНЕНИЕ, а не как злопыхательские фекалии на вентиллятор от диванных путешественников. Дальше общественного клозета не путешествовавших. И офисного планктона, умудряющегося нацарапать две-три-четыре буквы в отзывах. На большее, у них мозгов не хватает. Ну если ещё "зарегить" своё интернетное имя (ник-нейм) с маленькой букАвки...
А так как часть таких провокационных "шЫдЁвров с фекалиями" уже удалены и вы не можете их прочитать, то остается довольствоваться только моими ответами. В стиле этих самых малограмотных тушканчиков. Это что бы им понятней было. Ибо с литературным языком они малознакомы.
Так что не обессудьте, Юленько :)))
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.

Путешествие классное. Если бы автор не писал с расчетом на Пулитцеровскую премию, то возможно отчет читался бы. А так. через строчку

Kolchyn:
А вот ежель бы автор писал с расчетом на ш_нобелевскую премию - то он бы ещё и смотрелся :)))
А так, только через карточку :))

Домодедово
Добрый день! Прочитал отчёт, но непонятным осталось по бродам на пути Цагааннуур - Улаангом. Вроде как пишут, что там на пути бродов ни один, ни два, а сразу несколько. Правильно ли понял, что все броды в итоге можно объехать? Спасибо. Сам собираюсь по этому маршруту через месяц.

Gennadiy_Omsk:
Извините, что во время не мог ответить, так как почти месяц уже в новом путешествии: http://podonu.ru/forum/index.p... Бродов там несколько. Один из их мы проезжали. Но поскольку бродом это безобразие (тонкую и не глубокую речушку) называть нельзя, то мы его просто не заметили и не придали этому значение (даже не снимали). Только учитывайте, что: 1. У нас не было карт Монголии и спот-трекера, что бы отследить пройденный маршрут пост фактум (как, например, маршрут этого года) 2. Мы ехали в начале мая, гораздо севернее традиционных маршрутов и дорог (из-за отсутствия карт и по незнанию) 3. Значительная часть маршрута в это время года проходила по ледникам и снежникам. Вам удачи и везения
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.

Отличное путешествие! Но вот читать... примерно, что слушать группу YES. Если упростить стиль повествования будет много почитателей, но не будет "группы YES"..... Надо что-то выбирать, ИМХО.
Passing through the arms of Satan
Reaching for the hands of God

Филлип:
Однажды у Высоцкого, который Владимир Семёнович, спросили, что он хотел сказать своей песней.
Ответ был лаконичным, поэтому приведу дословно:
-Я сказал только то, что хотел сказать...
Поэтому я выбираю... ПУТЕШЕСТВИЯ.
И путешествую.
С 1 мая 2016 года
Через северА на югА через республики Средней Азии и далее.
До Магадана, порта Ванино, Владивостока и Находки.
26 июля 2016 собираюсь в обратный путь с Артёма до Подмосковья.
Через дальневосточный Байконур.
Периодически веду путевые заметки и может быть когда-нибудь выложу ещё и отчеты.
Но.
Я не стодолларовая банкнота, что бы нравиться всем...
Как-то так...
Как Вам #Экстрим ?
Понравились #Путешествия ?
Как съездили по #Монголии - удачно?
Какая самая удачная Ваша #фотография?
В целом Вы будете рекомендовать другим #путешествия_по_Монголии ?
Достойны ли #Достопримечательности_Монголии что бы рекомендовать более широкому кругу путешественников ?

Gennadiy_Omsk
В начале мая, когда экипаж проходил этот участок - Цагааннуур-Улаангом - там ещё были ледники. И об этом были размещены снимки, подтверждающие эту гипотезу. А так же о разводе "лоха на бабосы" местными "нуворишами".
Юленько
Мнение - это то, что ИДИОТЫ имеют против фактов. А факты упрямая вещь.
Вам нравится мнение идиотиков - так и идите к ним и читайте их отчеты. Разведка по Монголии была написана для homo sapiens.
Palgenadich42
Бывший_сахалинец:И правильно, что не стали. Комиксы-то всё равно разглядывать веселее. По вашему совету остальные части саги думаю поделить сразу на десять. А может лучше сразу на двадцать???Лучше не зас...ть...
В отличие от тебя, убогое существо, читатели нашлись. Но если здесь их 40 тысяч, то в первом отчете более 100 тысяч.
А у тебя, генитальный пуЙтешественник от сортира до холодильника - сколько читателей???
Ну-ну, пошевели своей единственной извилиной в области промежности!!!
Прочитал. И отчет и комменты. Нация деградирует, печально-печально. Все эти малограмотные тищенки с пал_геннадичами только подтверждают этот очень печальный ФАКТ.

А вот тот факт, что не совсем удачный отчет теперь в якобы "золотом фонде" только подтверждает вышесказанное, что оцифрованная
нация деградирует усиленными темпами. ИМХО.