|
В этом году решили съездить с мужем на море на своей машине. В подготовке и организации поездки мне очень помогли полезные интернет-советы автопутешественников, поэтому своим долгом считаю написать собственный отзыв с надеждой тоже кому-то помочь.
Рассказ не претендует на объективное мнение, это моя точка зрения на поездку, собственный опыт, не более. Это даже не фотоотчет, а лишь рассказ о ДОРОГЕ —какая она, как ехать, чего ожидать. А о том, как мы проводили время на море, возле каких памятников фотографировались, думаю, не всем будет интересно :). Свой рассказ разделю на несколько рубрик для удобства прочтения.
1. Самый главный пункт. Идея поездки, моральный настрой
Сразу скажу, что на море я была пару лет назад, ездила на поезде с Сыктывкара до Анапы три дня. Было очень тяжело: жарко, душно, в вагоне не было никакой вентиляции, не было биотуалета, полный вагон людей, кричащих детишек, много посторонних запахов, вдобавок ко всему я ехала на «боковушке», в общем, вы поняли, что это было мое первое и последнее дальнее путешествие на поезде. :-(. Единственное, что меня спасало — это мысль о МОРЕ и веселая компания.
В этом году я очень захотела на море, встал вопрос о транспорте. Для меня важно, чтобы дорога на юг уже сама была приключением с интересностями, поэтому под эту категорию попадают либо поезд, либо машина. На поезде по известной причине я не решилась ехать, остается машина. Уже весной мы с мужем твердо решили, что поедем на своей машине на юг. Подготовка начиналась за два месяца до отъезда, моральная подготовка. Сначала мы озвучили эту мысль друзьям и коллегам, те радостно и с белой завистью одобрили идею. Потом сказали свекрови, она же в свою очередь, сказала, что это ОЧЕНЬ опасно — мы не выдержим нагрузки за рулем, долгий путь, потеря концентрации внимания, опасности на дороге — в общем, ехать НЕЛЬЗЯ. :) Конечно, все это время мы находились в таком подвешенном состоянии, вроде уже уверены, что поедем, а вроде и нет — явное ощущение риска оставалось. Я села за компьютер и стала читать все возможные форумы и отзывы людей, решившихся ехать на юг на машине. Отрицательных отзывов я практически не нашла, только восторженные отклики людей, рекомендующие всем этот вид «экстремального туризма». Хотя очень много было страшных баек про разбойников на дороге, алчных сотрудников ГИБДД и проч., но об этом позже.
Итак, мы твердо решили ехать. Желание отдохнуть, увидеть море, жажда приключений, да и желание проверить свои навыки вождения сподвигли нас на поездку.
2. Подготовка и выбор маршрута
Итак, расстояние от Сыктывкара (Республика Коми) до Геленджика 2700 км. Интернет выдает минимум 3 варианта маршрута, я сразу отсекаю вариант через Москву — там пробки. Также не беру маршрут через Волгоград — читала, что там ужасные дороги. Таким образом, я выбрала маршрут, который мне выдал Яндекс-карты: Сыктывкар—Киров—Йошкар-Ола— Чебоксары—Саранск—Пенза—Тамбов—Воронеж—Ростов-на-Дону—Краснодар—Геленджик (через М4 Дон, разумеется). Здесь я указала крупные города, которые мы планировали объезжать по федеральной трассе, в сами города мы не заезжали. Я распечатала точную карту этого маршрута, а также я распечатала еще на всякий случай немного другой маршрут с интернета, с указанием всех постов и засад ДПС, автозаправок и кафе (почти не пригодился).
Навигатора у нас нет, но мы предварительно проверили свои смартфоны на исправность Навитела — в принципе, работает, но, к сожалению, только с интернетом. Поэтому навигатор в телефоне мы приберегли на «про запас», в основном планировали ехать по моей карте и указателям.
Ехать мы планировали поочередно (мой стаж вождения 3 года, у мужа — 10 лет) с соблюдением ПДД, с ночевками (ночью лучше не ехать по трассе), в общем, не торопясь. В интернет-маршрутах написано, что данное расстояние мы проедем за 30 часов (понятно, что при непрерывной езде, без ночевок, остановок, пробок и проч.), поэтому, по нашим расчетам, при средней скорости 90 км/ч и с ночевками мы доедем за три с половиной дня, т.е. в пути мы планировали провести 4 дня и 3 ночи, так и получилось. Ночевать в пути планировали как в машине, так и в мотелях.
3.Очень важный пункт. Подготовка автомобиля
У меня легковой автомобиль ЗАЗ, 2011 г.в., двигатель 1,3. Купила я его недавно, и любопытно было его «испытать на прочность». Мы пошли в автосервис проверить ходовую, конечно, планировали, что все у нас хорошо, оказывается, не совсем: поменяли передние тормозные колодки, сальники, прокладки, масло в двигателе, в коробке, подкрутили клапана, поменяли датчик распредвала (машина до этого немного дергалась и горел чек — потом прошло), проверили свечи, в общем, подлечили машинку. Съездили на автомойку, чтобы кузов и стекла были чистые, помыла сама салон, чтобы машинка была довольна :-)
Проверила колеса, наличие в багажнике домкрата, ключей, огнетушителя, прикуривателей, троса, зарядного устройства, насоса, перчаток, аптечки, взяла дополнительные расходники с собой (они у меня были) — ремни, прокладки, масла, проверила видеорегистратор, накидала музыки на флешку.
В общем, советую всем тщательно подойти к подготовке своей машины в дальнюю поездку, не скупиться на этом пункте, иначе радость путешествия может быть омрачена каким-нибудь неожиданным сюрпризом.
В подготовке к дороге еще решила вспомнить ПДД — порешала онлайн экзамены, обновила на смартфоне приложение «ПДД. Штрафы».
4. Дорога с севера на юг России: мифы и реальность
Ну что ж, подготовив машину, купив кучу воды, влажных салфеток, туалетной бумаги, взяв с собой газет, пакетов в машину (все пригодилось на обедах на природе и в машине), забронировав номер в гостевом доме в Голубой бухте Геленджика (в интернете нашли номер, позвонили, без предоплаты договорились), мы выехали 27 июня утром из Сыктывкара.
Итак, свою поездку я решила описать в виде разоблачений некоторых стереотипов, которые сложились в интернет-форумах, СМИ, а также стереотипов в моей голове.
Миф 1. Плохие дороги
Знаете, мы проехали около 2700 км (обратно не считаю, т.к. дорога та же), и на всем этом пути были только отдельные участки не более 10 км с плохой дорогой, чаще всего из-за ремонта этой самой дороги. Дороги у нас неплохие, трасса хорошая в целом, особенно на подъезде к большим городам — трехполосное движение, хорошая разметка, освещение вечером, а так, в среднем 1-2 полосы без освещения, ну и ладно, ночью ездить не надо, ночью спать надо. Отдельный разговор — это федеральная трасса М4 Дон — это трасса Москва—Новороссийск, но на нее мы въехали с Воронежской области г. Богучар. М4 — это трасса с 3-полосным движением, с разделительной конструкцией от встречки, практически без перекрестков и пешеходных переходов, правда, там все очень быстро ездят, поэтому там немало вдавленных в асфальт кошек и собак, бедные пушистые создания. :( По М4 спокойно едешь по средней полосе со скоростью 100-110 км/ч, практически никого не опережая и никому не мешая. По этой трассе мы ехали весь последний день до вечера.
Вывод: дороги у нас хорошие.
Миф 2. Платные дороги на М4 Дон
Мне говорили, что по М4 будет несколько участков платной дороги, в итоге на нашем маршруте их не было, значит, платные участки были на московской дороге, а мы заехали с Богучара, поэтому их не видели.
Вывод. Платные участки на М4 с Воронежской области отсутствуют, по крайней мере, на момент нашей поездки их не было.
Миф 3. Разбойники на дорогах
Мы были готовы ко всему: к цыганам, обманывающим автомобилистов на ростовской трассе, к хулиганам, грабителям, убийцам — обо всем этом написано в интернете, я даже хотела купить газовый баллончик в качестве самообороны, но не купила, а потом положила в карман сиденья машины лак для волос, чтобы прыснуть в лицо мошенникам и убийцам, сэкономить время и скрыться, как в криминальных сериалах :). Муж смеялся надо мной, но я готовилась к поездке серьезно. Конечно, от такого никто не застрахован, но, тем не менее, начитавшись о «недоброй» ростовской трассе, я твердо решила в этом месте ночевать не в машине, а в мотеле. Поэтому у нас подобных проблем не было.
Вывод. Нужно быть бдительным, на М4 лучше ночевать в мотелях, и все будет хорошо.
Миф 4. Бронировать номера в придорожных гостиницах, мотелях нужно заранее за несколько часов, иначе к вечеру там все забито под завязку
В пути на юг мы 2 раза ночевали в мотелях, одну ночь в машине, а обратно 2 дня спали в машине и 1 раз в гостинице.
На трассе много гостиниц, различных мотелей, комнат отдыха. Когда мы были в Пензенской области, вечером начался сильный дождь с громом, ехать было просто невозможно, буквально через 5 минут нашли гостиницу (с. Мокшан), номера были (1500 руб. — двухместный номер), то же самое и с другими гостиницами — во сколько бы мы ни приезжали, всегда были свободные номера. Был даже интересный случай, когда мы въехали на М4 Дон, был уже вечер, и мы стали искать мотель, там вдоль трассы они есть, заехали на поворот — там стоят «зазывалы» и в мотели, и в кафешки. Мужчина сказал, что самый дешевый номер стоит 2500, мы отказались и стали поворачивать назад, а потом он, увидев наш регион, закричал, подбежал к нам, спросил, откуда мы, оказалось, земляк наш с Ухты, уже давно живет в Ростовской области, в общем, нашел нам подешевле номер, за 1500 руб.
Отдельный разговор — это ночевка в машине, ведь это такая романтика! Конечно, если на улице тепло. Обязательно попробуйте такую «экзотику»! Но ночевать в машине в поле не рекомендую — это небезопасно, мы же ночевали возле заправки (кстати, на заправке в Йошкар-Оле ранним утром нас встретил зайчик), возле кафешек, возле мотелей — там охраняемые территории, много машин, много дальнобойщиков (где есть дальнобойщики — вообще не страшно). Ночуя здесь, утром спокойно можно и в туалет сходить, умыться, позавтракать на месте.
Вывод. С ночевками в пути проблем нет.
Миф 5. Алчные и беспредельные сотрудники ГАИ и Цукерова балка
«Сотрудники ГАИ на юге — самые жадные беспредельщики, которые вымогают деньги и творят, что хотят» — я такое слышала, но я, конечно, понимаю, что, возможно, если бы я была на более дорогой машине, если бы я быстро ездила, нарушала ПДД, вероятнее всего я бы наткнулась на общение с ГАИ. Но нашу машину никто не останавливал, и, как вы догадались, приехали мы без штрафов. На М4, действительно, много сотрудников ГАИ, без причины никого не останавливают, они стоят с радарами, ноутбуками и смотрят скорость. Мы ехали по средней полосе 100-110 км/ч, понятно, что мы практически не нарушали, а тех, которые обгоняли нас по левой полосе (у них скорость намного превышала 90 км/ч, это очевидно), их останавливали ГАИ и правильно делали. Вообще, о приближении к гаишной засаде на дороге вас всегда предупредят встречные машины фарами, и мы предупреждали других тоже. Поэтому там немного снижали скорость, и все было хорошо, а останавливают только «гонщиков».
Знаменитый пост ГАИ на Цукеровой балке мы проезжали со страхом, т.к. о нем гремит весь интернет. Про то, как там устраивают досмотры и даже подкидывают наркотики. Дома мы даже записали номера телефонов доверия ГИБДД, Управления ФСБ, которые вроде бы боятся нерадивые сотрудники ГАИ :-) . Подъезжая к посту, я даже проговорила время, дату и место на видеорегистратор, если он будет фиксировать какое-то должностное нарушение ГАИ:-). Я решила быть сама за рулем, проезжая этот пост, т.к. думаю, что к мужчинам-водителям больше будут придираться, хотя не было необходимости быть начеку — гаишники там стояли измученные жарой и никого не останавливали ни туда, ни обратно.
Вывод. Проблем с ГАИ не будет, если не будете нарушать ПДД, будете вежливыми и если на всякий случай у вас будет номер телефона доверия ГИБДД :-)
Миф 6. (Мой миф). Вся территория России заполонена лесами и не используется
Раньше, путешествуя на поезде, из окна я видела только лес. А сейчас я знаю, что по крайней мере вся южная часть России — это поля, засеянные сахарной свеклой, рисом, подсолнухами и еще многим-многим чем еще! Это здорово и очень красиво, когда ты едешь 2 дня по дороге, слева — желтое поле, справа — зеленое поле, и не видно ни конца, ни края этим посевам, прямо гордость распирает от нашей родной земли и природы, от наших просторов России!
Вывод. Огромные поля с посевами — гордость нашей русской земли!
Миф 7. Отдыхать на юге России дорого
В Голубой бухте (в Геленджике) мы сняли номер в гостевом доме, в частном секторе за 350 руб./сутки с человека, причем мы вдвоем жили в 3-местном номере с душем, туалетом, только кухня была на 3 семьи. Ездили мы на 10 дней, т.е. на жилье у нас вышло по 3500 руб. Бензин вышел на 16 000 руб. в обе стороны, в среднем на поездку мы потратили по 25 000 рублей — дорога, проживание, еда, развлечения.
В дороге питались в основном в придорожных кафе, в Геленджике питались самостоятельно: варили супчики, кашки, делали салаты, в фруктах себе не отказывали, иногда ходили в кафе, ресторан, пиццерию, когда гуляли в городе. Посетили пару экскурсий, в основном время проводили на пляже, гуляли, наслаждались морским воздухом, южной природой.
Вывод. Можно хорошо отдохнуть за 25 000 руб. на нашем юге.
Миф 8. «Раньше же как-то ездили без навигатора!»
Я думаю, это миф. Я, конечно, распечатала карту с нашим маршрутом, но потом мы поняли, что карта во многих местах просто не работает. Например, в карте был указан Саранск, откуда знать, заезжать в сам город или нет, если на указателях есть только центр, а других указателей нет? Ну, в общем, мы заехали в сам Саранск… Это было нечто, там на кольце стоял гаишник, у которого мы спросили, как выехать оттуда на трассу, на что он сказал, что мы должны сейчас ехать по встречке на кольце, т.к. где-то зачем-то у них кросс велосипедистов и дорога перекрыта, но дело было в том, что дорога не перекрыта и не было регулировщиков, просто стоял гаишник, который не очень убедительно говорил нам, что мы должны поехать по встречке, хотя все предыдущие машины ему не поверили и ехали по своей полосе. Это было что-то! Муж был за рулем, он не знал, что делать, я думала, это «подстава», пока не увидела отчаянное лицо гаишника, который не мог «уговорить» водителей ехать так, как требуется. В общем, хохма. Муж спросил у гаишника на второй минуте разговора: «Ну, я тогда поехал?!», а тот говорит: «Да, езжайте, куда хотите, хоть направо, хоть налево!». Мы откровенно испугались и смеялись одновременно. Думали, не выедем из этого города. Бардак какой-то. Потом мы решили включить навигатор на телефоне, который нас быстро вывел из мрака неизвестности и привел туда, куда следует.
Вывод. В поездке обязательно должен быть навигатор!
Миф 9. На юг не надо брать теплые вещи
Согласна, но в обратной дороге с юга на север теплые вещи нужны! Дело в том, что когда мы выезжали из Сыктывкара, была жара, но спустя пару недель и в нашем городе, и в средней полосе, где мы ехали, похолодало, в шортах было холодно, да и спать в машине тоже не особо. На всякий случай мы взяли штаны с кофтой, но даже в этом обратно было холодно ехать, в машине еще можно, но выходить из машины, например, в кафе или в туалет уже было очень холодно.
Вывод. Куртка со штанами в машине много места не займет. Кстати, не забудьте про зонты!
Выводы.
Спасибо за внимание, спасибо тем, кто ВСЁ это прочитал до конца :). Надеюсь, мои советы кому-нибудь пригодятся.
P.S. В будущем планируем на машине ехать на Байкал. Теперь ничего не страшно!