|
После церковной реформы патриарха Никона, расколовшей Русскую Церковь, в глухие малонаселенные гуслицкие леса (нынешняя территория Орехово-Зуевского и Егорьевского районов Московской области) бежало много ревнителей старой веры. Свою известность и неповторимую самобытность Гуслицы получили именно благодаря старообрядцам.
Укрывшись в прежде глухой и неплодородной местности, они со временем сделали из нее один из крупнейших духовных центров старообрядчества, а также способствовали её экономическому развитию.
04.04.2015 мы прокатились по живописным лесным дорогам, увидели места скитов старообрядцев, чудом сохранившиеся в Подмосковье деревянные церкви, Челоховский валун — артефакт мерянской эпохи, испытали на себе неповторимую ауру старообрядческих мест.
Сделаем небольшое лирическое отступление о том, кто же такие старообрядцы. Старообрядцы — это совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650-1660 годах патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской. Короче, власть держащие задумали привести церковь к определенным канонам, часть народа не согласилась и объявила «новую веру» чуть ли не дьявольской. За что была подвергнута преследованиям, гонениям и была вынуждена скрываться.
Одним из мест для таких скрываний стал Гуслицкий край на востоке Подмосковья. Свое название местность получила от древней волости Гуслица, существовавшей со времен Ивана Калиты. Прежде эти земли, глухие, с труднопроходимыми лесами и болотами, находились в дальнем юго-восточном углу Богородского уезда. Рядом был стык границ трех губерний: Московской, Рязанской и Владимирской.
Старообрядцы есть и сейчас, их не так мало, как кажется — более миллиона человек. Как и прежде, они не выпячивают свою веру, оставаясь ей верны, знают и почитают места, где когда-то жили их предки. Не стоит удивляться тому, что и сейчас многие старообрядческие места скрыты от людей лесами, а к месту поклонения ведет даже не грунтовая дорога, а тропинка.
Наше первое место посещения оказалось именно таким: миновав шоссе и грунтовку по краю дачных участков, мы оказались неподалеку от Обители Мира.
Дальше путь нам преграждал ручей, который пришлось форсировать пешком.
28 сентября 2003 года в день памяти Святого Мученика Никиты, при большом стечении народа, была освящена часовня во имя Св. Никиты. Часовня относится к Русской Православной Старообрядческой Церкви (поповской). Она стала первой и единственной старообрядческой часовней, освященной за последние 85 лет.
Место для часовни было выбрано не случайно: в ныне глухом лесу когда-то был погост, состоящий из церкви с домами причта, кладбища и нескольких административных учреждений. Место было весьма почитаемо.
Погост перестал существовать к началу 18-го века, но осталось немало камней фундамента деревянного храма. В середине 19-го века егорьевские власти выкупили почти все камни на строительство дорог в городе, однако старообрядцы утаили один из камней Челоховский (по названию ближайшей деревни — Челохово). Он стал местом поклонения многих поколений подмосковных староверов.
Дальше нас ждал довольно длительный перегон по древнейшей дороге в село Егорий Высокий (нынешний Егорьевск) через волость Холмскую, в глухом еловом лесу здесь раньше были деревни, с запада от дороги на р. Березовке располагался Фроловский погост, с запада на той же реке — Козьмодемьянский погост с 2 церквями. Сейчас от них не осталось и следа, да и дорога проезжабельна не для всякого автомобиля.
Кто бы мог подумать, что пару недель назад в лесах почти не оставалось снега, кстати, на полях его и теперь практически нет. Зато тут просто новогодняя сказка в начале апреля, даже тропить немного пришлось.
Накануне несколько дней подряд дул ураганный ветер и только Дмитрий высказался — дескать, странно, что нет ни одного завала — пожалуйста.
И вновь мы вдали от населенных пунктов в дремучем лесу — это еще одно священное для старообрядцев место — урочище и родник Сапина.
Некогда здесь располагалась загадочная Сапинская часовня, по преданию построенная у ключа на месте явления иконы Божьей Матери. И хотя ни в одном из церковных канонов «Сапинскую Божью Матерь» найти нельзя, в местной сельской округе это предание передается из поколения в поколение. Еще живы люди, помнящие как саму часовню, так и рубленные монашеские скиты неподалеку в лесу.
В 2009 году начались работы по облагораживанию данного места. Рядом с прудом был установлен часовенный знак с иконой Св. Иоанна Предтечи, покровителя монашествующих.
Пруд ликвидировали, заменив бетонными колодцами, теперь вода бежит оттуда — спорное решение.
Еще один перегон и останавливаемся на большой поляне неподалеку от села Гридино-Шувое.
Дальше снова нужно идти пешком.
Через несколько сот метров мы оказались возле источника и часовни Иконы Божией Матери Казанской.
Источник, состоящий из трёх небольших ключей, находится на левом берегу реки Шувойки в 20 метрах от её русла. Предание связывает его появление со временами польского нашествия 17-го века. Исторически достоверно, что часть поляков и примкнувших к ним последователей Лжедмитрия действительно ушли и встали лагерем у Егория Высокого, где и были разбиты князем Пожарским. Согласно преданию, здесь на берегу Шувойки русские ратники вступили в сражение с одним из польских отрядов. Обе стороны понесли жестокие потери, и на месте пролитой крови явилась икона Казанской Божией Матери, и ударили три ключа. Впоследствии на этом месте была устроена небольшая часовня, а напротив, на высоком берегу реки в 1673 году выстроен деревянный храм (отстраивался вновь после пожара в 1864 году и был практически полностью разобран на строительный материал в советские годы).
На протяжении более трёх сотен лет место оставалось популярным среди богомольцев и паломников.
Село Шувое, неподалеку от которого мы сейчас находились, всегда располагалось в стороне от важных торговых путей, но это не помешало ему быть многие годы важным центром старообрядческой культуры, в особенности книгописания.
Здесь располагался Троицкий Шувойский старообрядческий монастырь, основанный иноками-старообрядцами, бежавшими из Москвы. Последней из шувойских монашествующих принято считать схимонахиню Назарету, которая скончалась в 1948 году. Её прах покоится на шувойском кладбище.
Мы подъехали к месту, где когда-то были кельи и захоронение православных иноков-староверов. Куски белокаменных надгробий и сейчас лежат возле одного из деревьев.
С Шувойским монастырём связаны местные легенды и предания. Одна из них гласит, что монахи поселились между деревнями Шувое и Равенской не случайно. В Равенской проживало много колдунов, которые своей чёрной магией доставляли шувойцам немало проблем. Монахов же пригласили, чтобы те своими молитвами разрушали злые чары, отчитывали одержимых, лечили больных.
Если Шувое было культурным центром Гуслиц, то теперь мы приехали в важнейший экономический центр — Рудню. Здесь регулярно устраивались ярмарки, на которые собирались фабриканты со всех Гуслиц, а также приезжали купцы из Москвы и других городов. По свидетельствам второй половины XIX века Рудня больше напоминало внешним обликом уездный город, нежели село. Ныне же мало что говорит о прежнем размахе, хотя одна особенность все-таки есть. До нашего времени с XVIII века сохранился храмовый комплекс, так называемый «тройник» — две деревянные церкви и отдельно стоящая колокольня. Больше таких на территории Московской области не увидишь нигде.
Рудне-Никитское. Храмовый комплекс: церкви Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы.
Летняя однопрестольная церковь Рождества Богородицы построена на месте предшествующего одноимённого храма в начале XVIII в. Освящена в 1713 году.
Трехъярусная шатровая колокольня была построена одновременно с храмом.
Зимняя однопрестольная церковь Рождества Христова построена на месте предшествующего Никольского храма в 1781 году.
Дальше мы двинулись к финальной точке нашего путешествия, но оказалось, что полевые дороги здесь более коварны, чем лесные — перед нами предстала большая черная от торфа лужа, которую необходимо было форсировать.
Экстрейл присел довольно плотно — тросом вытащить не удалось, пришлось тянуть лебедкой.
В остальном дорога прошла без существенных приключений, и вот мы и на месте, где когда-то был мужской старообрядческий монастырь. Это одно из удивительных и внешне совершенно необычных мест, связанных с историей старообрядчества.
Некогда рядом с селом Беливо располагался самый крупный из гуслицких монастырей — обитель старца Леонтия. Для иноков-старообрядцев здесь было самое спокойное место. Способствовала этому и дикая природа с обилием непроходимых болот, и то, что это было пограничье с Владимирской губернией. Монастырь всячески поддерживало старообрядческое население, живущее вокруг.
По повелению императора Николая I в Беливо была направлена жандармская экспедиция. Монастырь разрушили, братия разбежалась по лесам, некоторых власти арестовали и заключили в тюрьму. Отец Леонтий (очевидно, последний игумен этого монастыря) остался жить в лесу, а когда умер, то его похоронили на месте бывшего скита. Святое место не было забыто. У могилы отца Леонтия служили пасхальные службы, ставили свечи, сюда приезжали издалека, привозили больных, водили их с молитвами вокруг могилы, и они получали исцеление.
Около могилы есть источник со святой водой, считается, что монастырь стоял именно на нем. Во времена СССР место это было малопосещаемым, родник практически зарос.
Ныне в беливском лесу на деревьях вывешены иконы и таблички с духовными или историческими текстами. Леонтьевский скит облагородили, сделали, можно сказать, показательным для людей далеких от старообрядческой веры.
По лесу развешено более сотни икон.
На переднем плане справа родник, на котором был построен монастырь.
А на заднем — видны носильные вещи, которые приносят сюда паломники.
По древнему обычаю здесь, в лесной чаще, вместе с ними должны истлеть человеческие горести и болезни.
Все-таки удивительное место!
На этом наше интереснейшее путешествие по старообрядческим местам завершилось. Участникам спасибо за компанию, а читателям за внимание!