|
МАДРИД
Собственно, сама автомобильная поездка началась с Мадрида, куда мы прилетели самолётом. В Мадриде мы задержались на пару-тройку дней: на правах «опытного товарища» я обещал показать город нашим друзьям.
Кстати, кому интересно могу поделиться «своим» маршрутом, по которому я, при случае, вожу своих знакомых в Мадриде. Кому это не интересно, можете просто пропустить несколько следующих абзацев до «автомобильной» темы.
Сразу скажу, что ради экономии и своего, и вашего времени, и чтобы избежать перегруженности текста, я опускаю подробные описания. При необходимости можете сами, по моей «наводке», собрать более полную информацию для подробной подготовки собственного маршрута.
Традиционно маршрут начинается ранним утром с ж/д вокзала Аточа. Осмотр самого вокзала можно объединить с покупкой билетов на «радиальные» поездки в следующие дни в Толедо и Эль-Эскориал.
С вокзала выходим на площадь императора Карлоса V (Plaza del Emperador Carlos V) и по улице Аточа (Calle de Atocha) поднимаемся до площади Хасинто Бенавенте (Plaza de Jacinto Benavente) и поворачиваем направо, на улицу Каретас (Calle de Carretas), по которой выходим к площади Солнечных ворот (Plaza Puerta del Sol). Это «как бы» центр Испании, «нулевой» километр. Там расположены: памятник королю Карлу III, здание старинной почты (теперь административное здание) и небольшая скульптурная композиция, где медведь объедает земляничное дерево — это символ Мадрида. Далее выходим на Главную площадь (Plaza Mayor). Она находится буквально в «двух шагах». Можно спросить у местных, как к ней выйти или понаблюдать за основным потоком туристов. Кстати, по субботам и воскресеньям там собирается «блошиный» рынок.
Далее, от Plaza Mayor по одной из улиц (скажем, той же Calle Mayor), выходим к Королевском дворцу. При желании его можно посетить. Королевская семья теперь живёт в другом месте, а он используется только для официальных мероприятий.
От Королевского дворца, буквально пара-тройка сотен метров до площади Испании (Plaza de Espana), где установлен памятник Мигелю Сервантесу.
Буквально через дорогу (в ту сторону, куда «смотрят» Дон Кихот и Санчо Пансо), находится небольшой парк, с установленным в нём египетским храмом Дебод (IV век до н.э.!!!). Почитайте накануне, как он попал в Испанию!
Далее маршрут может разделиться в зависимости от ваших приоритетов. Если вам хочется повеселиться, то по главной алее, выходим к площадке фуникулёра, покупаем билетики и едем по воздуху в Casa del Campo. Выйдя с фуникулёра, прислушайтесь и далее двигайтесь на истошные вопли — они вас приведут к парку аттракционов. Если у вас маленькие дети, то можете пройтись немного дальше и выйти к мадридскому зоопарку. Уехать из этого места можно или на фуникулере — обратно, к парку храма Дебод и далее от площади Испании на метро в любую точку Мадрида, или на автобусе от зоопарка; или чуть дальше от зоопарка есть остановка пригородного поезда. И автобус, и поезд, если я не ошибаюсь, едут до вокзала Чамартин (Chamartin). Далее — на метро в любую точку Мадрида.
Для серьёзных людей, от площади Испании, можно неспешно двинуться вниз по одной из самых красивых улиц Мадрида Гран Виа (Calle Gran Via), которая плавно переходит в улицу Алкала (Calle de Alcala) и, дойдя до Ворот Алкала (Puerta de Alcala), под вечер закончить этот кольцевой маршрут в парке Буэн Ретиро. Когда-то это был закрытый парк и отдыхать там можно было только королевской знати. Теперь же там можно просто посидеть на лавочке, порассуждать о течении жизни или понаблюдать за чудиками, которые иногда собираются на колоннаде у пруда.
Отдохнув в парке, можно закончить вечер в каком-нибудь ресторанчике. Гастрономия — это тоже одна из достопримечательностей Испании, так что забудьте на время о диете! Ужин в Испании начинается с девяти вечера. Раньше вряд ли вы найдёте что-нибудь достойное поесть, особенно в провинции.
Следующий день можно посвятить духовной пищи и в зависимости от ваших художественных предпочтений сходить в музей Прадо — если вы предпочитаете классическую живопись; в галерею королевы Софии — если вы любите современников; в музей Тиссена — если вы питаете слабость к творениям импрессионистов и прочих «неформалов». Все музеи распложены недалеко друг от друга.
Переварить свои впечатления от увиденных шедевров мировой живописи можно, неспешно прогуливаясь в Ботаническом саду. Вход в него находится буквально в пятидесяти метрах от музея Прадо. :)
Другие дни можно посвятить радиальным выездам. Например, в Толедо — бывшую столицу Испании. На Толедо поезда идут с жд вокзала Аточа. Скоростной поезд идёт примерно 40-50 минут (если правильно помню). Достопримечательности в Толедо начинаются прямо с вокзала, так что сразу же держите глаза «открытыми».
При большом желании, поездку в Толедо можно спланировать так, чтобы успеть «прометнуться» из Толедо в Аранхуэс (на мой примитивный взгляд, это «типа нашего Петергофа, только победней»). Расстояние от Толедо до Аранхуэс примерно 40 км. Но заранее надо выяснить расписание автобусов или договориться с одним из таксистов.
Обязательно съездите в Эль-Эскориал. Я даже не знаю, что бы я выбрал: Толедо или Эль-Эскориал в случае, если бы у меня было время только на одну поездку! Скорее всего — Эль Эскориал! Поезда в сторону Эль-Эскориала идут от ж/д вокзала Чамартин. Ехать примерно с полчаса. Со станции до монастыря ходит автобус. Можно пройтись и пешком, это займёт минут двадцать. Но лучше пешком пройтись обратно — по красивой аллее, и идти надо будет всё время вниз.
На этом культурный минимум по Мадриду можно считать выполненным. Ещё осмелюсь дать совет: если останавливаетесь где-то в центре, то не берите завтрак в гостинице. Это бестолково. Лучше зайдите утром в одно из многочисленных кафе и закажите традиционный завтрак настоящих madrilenos — большую чашку кофе с молоком и порцию чурос. Потом, гуляя по городу, обязательно зайдите в пару-тройку каких-нибудь кафешек по пути и попробуйте традиционные тапас. Их предлагают только до обеда…
ИСПАНИЯ
Распрощавшись в один из дней с нашими друзьями (они поехали в Барселону), мы погрузились в арендованный накануне на ближайшие три недели Seat Leon и ранним утром двинули в страну Басков.
По дороге в гостиницу произошёл забавный инцидент. Дело в том, что с 2000 года я езжу на автомобилях с АКПП. А тут сел в автомобильчик, завёл двигатель, подогнал под себя кресло, руль, зеркала, «без задней мысли» пытаюсь включить передачу — раздаётся страшный скрежет, у меня волосы дыбом!! :) Оказывается, забыл выжать сцепление. Хорошо, что приёмщик уже ушёл в свою будочку и не слышал этого. Далее осторожно выжимаю сцепление, втыкаю передачу, трогаюсь. Выезжаю на улицу. До гостиницы рукой подать. Занятый управлением и пытаясь не забыть что-то выжать или нажать, поворачиваю к гостинице не в том месте. Тут же выныривает полисмен и приглашает меня к бордюру. Я думаю, бл.. ин, надо же, не проехал по Испании ещё 100 метров, как уже попал в лапы полиции. Подходит мачо-полицейский, представляется, глаголит, что я нарушил, просит документы. Я хлопаю глазами, огорчённо развожу руками — no comprendo! Делаю вид, что оправдываюсь (но на русском и английском), мысленно всё же прощаюсь с N-ой суммой светло-зелёных. Чел задумчиво чешет в затылке и наконец машет мне рукой: ааа, езжай, что с дауна взять! :) Далее: запарковался у гостиницы, жена с внучкой уже ждут у входа. Надо сложить чемоданы в багажник, но не могу найти, как он открывается, нигде кнопки нет!! Облазил весь салон, заглянул под торпедо, прошарил всё пространство над номером и под. Нет нигде кнопки!! Я крепко задумался!! Видя моё замешательство, на помощь приходит швейцар на входе гостиницы — оказывается, всё просто, всего лишь надо провернуть букву S на задней двери. :)
Продравшись сквозь Мадрид и уже перемахнув через горный массив Сьерра де Гвадаррама, остановились немного размять ноги и съесть кусок тортильи с «какавой» в придорожной забегаловке. Испания — жаркая страна, и для стоянки машин устроены навесы. На выходе попался диск Хорхе Негрете, который и создавал нам музыкальный фон почти всю дорогу. И вот мы опять — «затерянные» в Испании!!
Ехать по центральной степной Испании — скучное занятие, и мы заехали в Бургос — пообедать и побродить по старому городу, давно уже хотел ознакомиться с этим городом. Жаль, что не было времени «побродить» на машине по окрестностям и «заценить» удивительные деревушки вокруг:
http://www.arteguias.com/burgos/pueblosburgos.htm
Но вечером нас к ужину ждали мои испанские партнёры, так что надо было поторапливаться. Ну, что ж, есть повод приехать сюда ещё раз…
Следующие несколько дней, пока я улаживал свои дела в Ируне (Irun), жена с внучкой проводили время в Сан-Себастьяне (San Sebastian) и французском Эндае (Hendaye). Остановились мы в живописной баской деревушке Ондарибия (Hondaribia). Кстати, в Эндае есть примечательный вокзал: от него ходит прямой скоростной поезд на Париж, ехать часов шесть. Но примечателен он, конечно, не этим: на этом вокзале, 23 ноября 1940 года, состоялась личная (и, если не ошибаюсь, первая и последняя) встреча генерала Франко с Гитлером. Гитлер требовал от Франко пропуска своих дивизий через территорию Испании, чтобы блокировать английский Гибралтар. Переговоры кончились ничем. А в 1945 году американские аналитики в секретном докладе президенту США среди ошибок, приведших к поражению Гитлера, поставили незахват Гибралтара в 1940-м или 1941 году на второе место. После нападения на СССР.
После того, как я решил свои дела, у нас осталось ещё пара неделек «полной автономности». Решили просто прокатиться вдоль Атлантического побережья Испании, выделив всего две основные цели — Национальный парк Пики Европы и Сантьяго де Компостела.
Зажевав на прощание в гостинице пару бутеров с хамоном, рано утром двинулись в путь по 70-й «Атлантической» дороге вокруг Бискайского залива. По объездной прошли Сан-Себястьян и Бильбао — красивейшие города, но мы там уже были. На мой взгляд, это самый красивый участок дороги — между Сан-Себастьяном и Бильбао. Дорога змеёй вьётся меж живописных гор, к которым лепятся небольшие деревушки и фермерские домики, перескакивает через бурные речки, прыгает мостами через узкие ущелья, заныривает в многочисленные тоннели. Дальше Бильбао дорога не так живописна, но зато на ней очень много съездов к живописным бухточкам и пляжам.
Кстати, в Бильбао есть уникальный в своём роде «люлечный» мост, внесённый в список ЮНЕСКО. Там же есть причудливый музей Гугенхайм. Любители военной экзотики могут полазить по военным бункерам в окрестностях города. Один из заброшенных бункеров торчит прямо рядом с яхт-клубом в городе. А ещё, там можно случайно встретиться с нашими замечательными артистами Мариной Шиманской (х/ф «Берегите женщин», 1981) и её мужем Альгисом Арлаускасом (х/ф «Спортлото-82», 1982), которые там живут и работают.
По пути заехали в Сантандер. Мы никогда ещё не были в этом городе и решили составить впечатление. Проехали на набережную и, оставив машину на бесплатной парковке у городского шикарного пляжа, немного прогулялись в окрестностях королевского дворца Ла-Магдалена. Когда вернулись к машине, я с удивлением услышал звуки примитивной попсы на русском языке, изрыгавшейся из окон древнего ФВ Гольф рядом. Оказалось, это наши браться по разуму из бывшего соцлагеря: два пьяных брата болгарина перекати-поле «культурно» отдыхали и думали, как им выбраться из очередного жизненного тупика. Нелёгкая судьбина вынесла их со своей родины, и теперь они скитались по Европе в поисках хоть какого-то заработка. В Сантандере у них были проблемы с полицией. Одному было шестьдесят лет, второму пятьдесят пять. Старший, несмотря на свои шестьдесят, был коренаст и выглядел моложе своих лет, когда-то он был спортсменом, поднимал штангу. Во времена СССР болгарские штангисты были одними из лучших. Второй, офицер в отставке, был более «ушатан» жизнью. Слушая про их злоключения, я думал: чья злая воля вынесла их с родных насиженных мест? Надо ли им под старость лет ТАКИЕ ВОТ приключения? Обычные люди, не аферисты, не бандиты… Но, разруха в стране, громадный уровень коррупции, безработица и беспросветная жизнь несёт их ветром по дорогам Европы в поисках даже не лучшей доли, а просто пропитания… Осколки, думал я... Все мы осколки погибшей империи… Сколько судеб искалечено, сколько людей не реализовалось в жизни, спилось, погибло, деградировало… Ради чего? Ради каких ценностей?..
Потрындев за жизнь с болгарами, мы покатились дальше. У каждого своя дорога… К вечеру добрались до курортного местечка Йанес (Llanes) но, немного погуляв по нему, решили всё же «забазироваться» в самом парке Пики Европы.
В Канагас де Онис нам понравилась гостиница в колониальном стиле, с собственной парковкой, прямо на въезде в город. Были первые числа ноября месяца, и в гостинице, на мой взгляд, было занято не боле 3-4 номеров. От города начинаются многие туристические маршруты: конные, пешие, водные, на квадроциклах.
Следующие дни мы ездили в радиальные маршруты по парку, вечером «заценивали» особенности астурийской кухни и вообще — «надышивались» самым чистым воздухом в Европе (как нам сказали местные). На высокогорном озере Эрсина, разговорился с пожилой четой, приехавших сюда на мотоцикле (так как я сам мотоциклист). Они приезжали сюда ровно 25 лет назад, со своими маленькими детьми. Сейчас дети уже стали большими и идут по жизни собственным путём, а они приехали сюда ещё раз и перед глазами у них оживает то невозвратное время… Эх, идут годы…
Нам так понравилось тут, что решили остаться пока не надоест, о чём я сообщил однажды вечером администратору гостиницы. Он явно не ожидал такого поворота дел. Гостиница была пуста, и они с нетерпением ждали, когда мы съедем, чтобы закрыть её до следующего сезона. Смущаясь, он предложил, что он сам лично подыщет нам неплохую гостиницу в городе. Но мы решили, что это сигнал двигать дальше и сказали ему nos vamos manana. :)
На следующий день мы доехали до городка Vilagarcia de Arousa, где я присмотрел по интернету, пока обедали в ресторанчике по дороге, впечатляющую гостиницу, устроенную в бывшем замке. Гостиница действительно оказалось хорошей: с хорошим завтраком, небольшим зелёным парком (что очень большая редкость для гостиниц в Испании) и собственной парковкой на прилегающей территории. Был даже открытый бассейн. В гостинице жило несколько пожилых испанских «денди» со своими ухоженными бабками, на парковке стояли мерседесы и ауди с бензиновыми 4-литровыми двигателями (что по испанским меркам опять же очень «не скромно») и лишь наш демократичный Сеат вносил диссонанс в общую картину на парковке. :)
Городок сам по себе «ни о чём», но он удобно находился почти ровно посередине от Сантьяго де Компостела и Понтеведра, куда мы ездили в «радиалки».
Сантьяго де Компостела — это монументальный город!!! Здесь заканчиваются пути Camino de Santiago, и иногда можно встретить запыленных чудаков-пилигримов с ракушками на поясе. Ещё лет восемь назад я сам загорелся пройти по пути Сантьяго от Сан Себастьяна до Сантьяго де Компостела (это примерно 800 км) за месяц или два. Но… сначала были какие-то сложности, потом надо было поднять свой уровень испанского, потом… потом было много «потом»… До сих пор это желание осталось, может, когда-нибудь соберусь с духом…
По совету местных, в Понтеведру мы поехали по местным дорожкам, ведущим через очаровательные древние деревушки Combados, Sanxenxo и Combarro и получили от этого бОльшее удовольствие, чем от самого Понтеведра — он нас не впечатлил…
Вечером, опять же по наводке местных, заценили красивый остров Ароуса (Illa de Arousa) и закончили вечер в рыбацком ресторанчике La Meca. Пока ждали рыбу, понаблюдали с улыбкой за местным шествием Хеловин. Вообще, надо сказать, в Испании, особенно летом, очень много местных праздников, иногда довольно экзотических и весёлых. По этому поводу, могу дать совет: при планировании поездки в Испанию, попытайтесь собрать информацию о местных праздниках в местах, куда вы едете — путешествие будет намного интересней!
В этой части Испании есть смысл ещё съездить в Ла Корунью. Кроме того, что это просто красивый город, там ещё находится одно из чудес света (если не ошибаюсь) — Башня Геркулеса. Маяк построили римляне ещё во II веке, и он является действующим по сей день.
Немного дальше на север от Ла Корунья, располагается город Ферроль — примечателен он тем, что в нём родился «великий» куадильо испанского народа Франсиско Франко. Личность далеко не однозначная и испанцы по-разному относятся к нему, примерно так же, как мы относимся к Иосифу Сталину. Первый раз я побывал в этом городе в 1996 году и тогда застал ещё на месте конную статую Франко, которую всё же демонтировали в 2005 году. Тогда вся статуя была заляпана краской…
Но... отдыхать хорошо, и время летит просто неумолимо быстро. Пора было уже думать о приближении к Барахасу (Мадридскому аэропорту). Хотя… хотелось ещё «прошшупать» близкую Португалию, но… решили не жадничать и оставить её на будущее.
До самолёта оставались буквально считанные дни, и я вечером развернул карту Испании: глянуть, что там можно заценить по дороге к Мадриду. Из ближайшего интересного были Саламанка, Авила и Сеговия. Но путь до ближайшей Саламанки не укладывался в «ездовой» день и пришлось заехать в Замору. Прошлись по центру — ничего особенного. Тем более после ошеломляющего Сантьяго де Компостела. В поисках ночлега зашли в ближайшую гостиницу — 90 Евро (joder!!), шли бы вы … (подумал я). В задрипанной Заморе…
Сели в Леончик и потарахтели дальше. На выезде из города промелькнула стрелка куда-то влево, типа гостиница… Повернули… Попетляв с десяток километров меж полей с кукурузой, въехали в деревню. Уткнулись в деревенскую гостиницу и не поверили глазам: здоровое (для Испании) трёхэтажное здание. Правда, всё в таком колоритном деревенском стиле (надо видеть, словами не передать)! :)
Заходим в вестибюль, две бабы затирают пол в холле. Спрашиваю: гостей принимаете? — Конечно! Одна из баб обтёрла руки о передник и прошла за стойку, достала амбарную книгу и невозмутимо вписала данные с моего паспорта. Скорее всего, мы были первыми и последними русскими в истории этой гостиницы, но баба держала марку! Выдала ключ от номера, брелком был увесистый деревянный брусок. Взяв чемодан и пытаясь не загреметь на скользком от химикатов полу, идём до крутой лестницы, уходящей в дали второго этажа. Вторая тётка бежит за нами и кричит: у нас лифт есть, давайте сюда. Мы ошарашено заходим в довольно широкий лифт — кнопки аж до 9-го этажа! Явно купленный на какой-то индустриальной разборке… :) Номер… это тоже надо видеть: всё по-деревенски простецко. Но… мне в этой гостинице понравилось больше всего за всю поездку. Немного поржав деревенскому антуражу, пошли вниз узнать на счёт шамовки, желудок уже сводило судорогой (по крайней мере, у меня). В баре сказали, что ресторанчик откроется в 9 вечера.
В баре шумно. Сидит местный народ, в основном все в возрасте. Простые люди, простые лица. Простые разговоры о простых вещах. Когда-то здесь родились, бегали пацанами, вместе состарились… Не в этом ли настоящие ценности в жизни?
Чуть не умерли от голода, пока не открылся ресторанчик. Нам приготовили вкуснейшую отбивную с расплавленным рокфором и жареной картошкой… Пока жена укладывала внучку спать, я прогулялся по деревне: чем-то она напомнила мне старый Ташкент, такие же дома за высокими дувалами…
На следующий день, позавтракав в барчике и сказав на прощание estamos muy contento, мы взяли курс на Авилу. По пути заехали в Саламанку. Сногсшибательный город!!! Провели там весь день и к вечеру доехали до Авилы.
Авила живописно смотрится только со стороны. Сам город особого интереса для нас не представил. Но, честно, отдали ему один день.
Ещё один день отдали на «радиалку» в Сеговию. Очень красивый город!! Знаменит помимо всего тем, что через него проходит древний римский виадук, сложенный из камней без всякого связующего раствора между ними. И конечно же, красивейшая крепость Алькасар!
Но время не остановишь, и пришёл день нашего вылета из Испании. Рано утром погрузились в Сеат и двинули из Авилы на Мадрид, предстояло проехать около 90 км. Объездная Мадрида нас встретила довольно тяжёлыми пробками, что заставило немного поволноваться. Но мы успели вовремя: сдали машину (стоянка прямо напротив входа в терминал) и не спеша прошли таможню.
Немного об авто: Seat Leon, турбодизель, объём не знаю, мощность тоже, но вполне хватало двигаться по испанским дорогам. 5-ступенчатая КПП, круиз-контроль, CD, блютуз, климат-контроль, система помощи трогания в горку, идиотская система стоп-двигателя, который я постоянно отключал, смехотворный расход топлива, подвеска плотная, шумоизоляция в норме. Вполне неплохой автомобильчик. Всё добротно. Пробег на момент аренды был около 20 тыс. км. Видел рекламу по телику: стоит в Испании 14 000 евро, в кредит — 4% годовых.
Вопросы аренды. Прокатные конторы обычно располагаются на вокзалах или аэропортах. Все в одном месте, кучно. Цены примерно одинаковые. Просто дело вкуса и личного предпочтения, или марки автомобиля. Дорогие машины надо заказывать заранее. Для того чтобы заключить договор аренды, надо паспорт и водительское удостоверение и кредитная карта. Внимательно расспросите, на что застрахована машина: базовая страховка обычно на небольшую сумму. Если повредите покрышку, пороги, днище, получите скол на стекле или кто-то разобьёт стекло, то скорее всего придётся платить. В этом случае на вашей карте блокируется 1500 евро (если правильно помню) помимо основной суммы за аренду. В общем, внимательно проясните этот пункт при аренде! Можете заключить полную страховку, опять же не помню цифру (у меня плохая память на цифры :)). Если не ошибаюсь, то это 12-14 евро в день. Тогда можете вообще не заботиться о машине. Как мне сказали однажды: можете даже разбить её, главное принесите ключи и скажите в каком кювете она лежит. :) Ещё: не обязательно машину сдавать в том же пункте, где вы её взяли напрокат. Можете сдать в любом пункте в пределах одного города. Например, мы взяли машину на вокзале Аточа, а сдали её в аэропорту Барахас. Можно машину сдать в другом городе, но в этом случае с вас возьмут n-ю сумму за перегон. Машину надо сдавать с полным баком, но можете при аренде оговорить этот пункт и за небольшую доплату можете об этом не заботиться (что очень удобно).
На счёт штрафов за нарушение ПДД я не в курсе. Чтобы нарушить ПДД в Испании, надо быть форменным идиотом. Во-первых, никто за вами не «охотится», чтобы развести на «бабло», как это бывает у нас. Во-вторых, движение организовано очень грамотно, пересечение дорог выполнено развязками, эстакадами, либо через «кольца». Ограничение скорости на трассах — 130 км/ч, вполне достаточно для равномерного и экономичного движения. Иногда можно пульнуть и больше, если вы уверены, что в вашем навигаторе указаны все камеры по пути или следите за местными — как они едут.
Парковка. Можно бесплатно оставлять машину в местах парковки с синей разметкой. Обычно эти места заняты. Выбираете по навигатору ближайшую парковку к достопримечательности (или откуда хотите начать свой пешеходный маршрут) и вперёд! Зелёная лампочка и надпись LIBRE значит, что есть свободные места. Удовольствие не из дешёвых, в разных городах по-разному, но планируйте в среднем 5-8 евро.
Хоть и на каждой парковке сидит в будочке какой-то чел, там всё автоматически. Подъезжаете к шлагбауму, тыкаете кнопку, вылазит жетончик. Когда приходите за машиной, идёте сначала к пункту оплаты (жёлтому ящичку), «суёте» жетончик, высвечивается сумма, кидаете монеты или банкноты. Обычно ящик сдачу даёт. :)
В случае каких-либо трудностей подходите к челу в будке, но он наверняка по-английски не рубит (по-русски скорее всего тоже). :) После оплаты, подъезжаете к шлагбауму, «суёте» жетончик и asta la vista!