Путешествие по мини-кольцу Пермского края

06.05.2015 | 23524 просмотра

Предложу вашему вниманию еще один маршрут, куда можно съездить на выходные дни. Направление — Пермский край, или традиционно для моего повествования «мини-кольцо Пермского края». Три дня, две ночевки. Апрель месяц.

Первый день. Большая часть дня уходит на дорогу. Первый пункт остановки гора Колпаки, расположена в шести километрах севернее небольшого поселка Промысла (Горнозаводской район Пермского края). Высота горы 614 метров. На вершине горы череда небольших скал. Автомобильная дорога к подножью горы — грейдер, лужи, тропа на вершину хорошо протоптана, хотя если сойти с тропинки можно провалиться по пояс.

Забравшись на самую высокую скалу можно увидеть камень-останец Чертов Палец.

Вот сидишь на вершине, смотришь вдаль, по сторонам и думаешь: если ластиком стереть на горизонте завод, вдалеке деревню, то ведь такой же вид был и двести лет назад, и четыреста, тут на вышине всё так же, меняются только времена года,… а там, внизу,… а там внизу целые события, войны за землю, освоение территорий, когда-то где-то Ермак пробирался через леса, потом строилась дорога, сменилось много поколений людей, всё двигалось, радовалось, грустилось, развивалось, для кого-то были безвыходные ситуации, кто-то наслаждался жизнью, люди появлялись, уходили… короткий век людей... а здесь, только зима-весна-лето-осень, течение времени на порядок медленней, прям всем телом ощущаешь, как людям мало времени даётся… а спустившись к нашей действительности, вспомнил, как в детстве, когда ждешь чего-то, и время тянется и тянется. Всё относительно.

С вершины виден хребет Басеги и гора Качканар.

Едем дальше в город Чусовой, в Парк-музей истории реки Чусовой, где воссоздали деревенскую улочку в стиле конца XIX века.

Кроме привезённых деревянных построек XVIII — начала XX веков тут собраны предметы быта, старые деревенские инструменты.

На сером, вечернем небе очень ярко смотрятся разукрашенные наличники окон:

Тут, собственно, и находится музей Ермака:

Что очень сильно запомнилось: когда окончательно стемнело,мы дошли до казачьего дома, там под навесом стоят лавки, присели, а на улице тепло, весна., ночь, на крыше за день подтаял снег,… сидишь,… а капли так приятно для уха скатываются вниз: «Кап, кап, кап», первый день путешествия подходит к концу, надо ехать выбирать гостиницу, а вставать не хочется, новое место, ночь, тишина… и кап, кап, кап…

Вроде мелочь, а запомнилось надолго. Гуляли мы одни, никого больше не было. Прогулялись по улице, посмотрели деревянную пожарную часть, балаганчик и поехали в гостиницу.

В гостинице первый раз обратил внимание, что говор у людей не такой, как у нас на Южном Урале. К примеру, если смотрели фильм «Реальные пацаны», обращали внимание, как там разговаривают? Так они и говорят.

Второй день. Планируем посетить музей истории политических репрессий «Пермь 36» в деревнеКучино. Когда три года назад я впервые прочитал об этом месте, жутковато стало. Очень сильно давили на то, что тут всё так тяжело было: кандалы на политических узниках, рваные бушлаты, — всё как описывал Солженицын. Последнее время стали появляться статьи, что это неправда, в этом месте ничего подобного не было. И всё это происки зарубежных фондов, которые финансируют это проект.

Вот и решили съездить и попробовать найти золотую середину между двумя этими «фронтами».

Приехали. Мы были единственными на экскурсии. В одном из бараков выложены документы и фотографии ГУЛАГА. Прочитал: бумажка 10 на 15 сантиметров, обвинение: «задержан за скрытие социального происхождения», приговор: «расстрел». КАКАЯ-ТО маленькая бумажка, и нет человека

Или по так называемому закону о трёх колосках, собрал на убранном поле остатки зерна, НА получи 15 лет.

В общем золотая середина: после того как прекратилось финансирование извне, прекратился фестиваль «Пилорама», проходивший летом в «Пермь-36», музей передали на попечение государству. Народ на экскурсии приезжает по «ниточке». Со слов экскурсовода политических заключенных в «Пермь-36» было процентов 40, и сейчас, по сути, этот музей пример того как было в других ГУЛАГАХ.

Тяжелая страница нашей истории.

Остановились в заброшенной деревне Махнутино.

Посмотрели и заглянули в дома. Отметил себе, что дома в Пермском крае строят иначе, чем у нас: у них высокая крыша, есть подпол, подвал с окнами и над ним жилые комнаты. Двор строится так, чтобы всё было под одной крышей и заехать можно было прямо на лошади с телегой (под крышу).

У одного дома увидели мужика, возводящего теплицу, на вид лет 55, решили порасспрашивать, что за деревня, что за место. Оказалось, что это дед 75-летний, говорит: «Раньше большая деревня была, церковь стояла, эту церковь перевезли в этно-парк на реке Чусовой». В тот, что мы вчера посетили. Показал дома попа, который в ней служил. Дому более 100 лет.

Спросил: «А не страшно тут было жить, три лагеря рядом?» Ответил: «Так их же лес валить под конвоем водили». Сейчас только летом тут живет. Рассказал про времена, когда раскулачивали. Интересная беседа получилась, не зря остановились.

Поехали дальше, у нас на южном Урале снега уже нет, а тут полно и вокруг такая картина:

Следующая точка остановки — Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь, который находится на Белой горе под Кунгуром, называют его Уральский Афон.

В XVIII веке в этих местах были старообрядческие скиты. В 1891 году в память о спасении цесаревича Николая от покушения в Японии на Белой горе установили большой крест 10 метров в высоту, и у православной церкви Первый деревянный храм был полностью построен к концу 1894. Сразу же начали строить настоятельский и братский корпуса. При монастыре открыли школу для мальчиков-сирот. 16 ноября 1897 года деревянный храм сгорел в огне. В 1901 году на Белой горе бушевала страшная буря. Сильнейший ветер повалил даже Царский крест. Восстановленный на средства купечества новый крест простоял до 1918 года, когда был свергнут большевиками. Закладка основательного каменного храма — Крестовоздвиженского собора — состоялась 24 июня 1902 года. Храм строили в византийском стиле, на протяжении полутора десятилетий. Крестовоздвиженский собор вмещал в себя 8 тысяч прихожан. Любопытно, что стройматериалы производили сами монахи — на монастырском кирпичном заводе. Освятили Крестовоздвиженский собор 7-9 июля 1917 года.Спустя несколько месяцев после постройки храма грянула революция. 12 августа 1918 года большевики сначала жестоко замучили до полусмерти, а затем утопили в реке Каме архимандрита Варлаама. Подобную судьбу разделили и очень многие рядовые монахи Белогорского монастыря. В 1923 году Белогорский монастырь окончательно закрыли. Сначала здесь мучили репрессированных и раскулаченных, затем отдали монастырские корпуса дому инвалидов. В 1990-х годах храм начали восстанавливать.

Храм увидели, когда до него было около 20 километров. Скажу не в качестве рекламы, зашли в трапезную, внутри очень уютно, взяли булочки и чай, чай был простой пакетированный, но оказался таким вкусным, что захотелось повторить, и был вопрос, что еще в него было добавлено. Выходит, вода в городе из крана настолько уже «убита» хлоркой, что вкуса вообще нет, а тут, видимо, из подземного источника. А булочки это, вообще, отдельная тема: политые мёдом, вкуснотища. Трапезная понравилась тем, что нет ощущения, что ты в столовой у церкви, стены белые, углы подчеркнуты деревянными балками, ставни окон открыты внутрь помещения, в окнах цветы, всё чисто и ничем не пахнет, сравнить можно с кафе в небольшом городке Европы, с видом на костел.

Едем дальше, следующая точка остановки — село Троицк, где первоначально был заложен город Кунгур.

Кунгур — это старейший центр Пермского края, основан дважды. В 1648 году по царскому указу на речке Кунгурке возник город-острог, опорный пункт русской колонизации юго-востока Прикамья. Разрушен в 1662 году, сейчас на этом месте находится село Троицк.

Побродив по месту основания первого города Кунгур,…

Едем искать, где можно переночевать.

В этот раз решили остановиться в санатории «Малахит», всё-таки гостиница — это просто переночевать, не душевно что ли. Заселились, заказали завтрак, вокруг никого, ощущение, что одни, ну и, следовательно, вели себя как одни.

Третий день. Идем на завтрак, а там. Народуууу, и где они вчера были, оказалось, что в санатории отдыхали пенсионеры за 70, они в 20:00 уже все спали, а мы, а мы чуть ли не в трусах бегали по корпусу (конечно, утрировано говорю), так что, вкусив кашки для беззубых, поехали дальше.

Кунгурская ледяная пещера. Туристическая протяженность — 1 500 м.

Подсветка играет большую роль в созерцании залов пещеры.

Ледяной она была только первые три зала, остальное — это гроты, вымытые водой.

Очень впечатлил оптический обман, когда на поверхности озера отражается верх грота, то создается картина бездонного углубления без воды.

И еще раз скажу, что и на этой экскурсии мы были одни. После посещения пещеры поднялись на гору, внутри которой находится пещера, с горы открывается вид на город Кунгур.

Едем на осмотр города Кунгур. Второе рождение его 1663 году. Через Кунгур проходили основные государственные дороги, размещалось управление горных заводов. В 1783 году была открыта самая короткая дорога, соединяющая Центральную Россию и Сибирь — Великий Сибирский тракт.

Шпиль Тихвинской церкви:

Кунгур привлёк меня тем, что сохранились в нём старинные здания, жилые дома, церкви, школы. На Урале уже сложно найти такую архитектуру.

Жилой двор:

Российская действительность: тюрьма и церковь рядом.

Это ансамбль Иоанно-Предченского женского монастыря, середина 19 века. Когда-то был монастырь, в 1926 году помещения монастыря отдали под тюрьму.

Кунгур считается чайной столицей Российской империи. Тут заправляли делами купцы А.С. Губкин, А.Г. Кузнецов, на деньги этих людей и были построены красивые здания Кунгура. На соборной площади сохранился гостиный двор 1876 года.

Хорошо прогуляться в Кунгуре, глаз постоянно для себя открывает какое-нибудь симпатичное старое здание:

Единственное что печалит взоры, так это то, что все исторические здания увешаны рекламой, вывесками, антеннами.

Так же интересно свернуть с туристических троп на второстепенные улицы.

Нагулявшись, садимся в машину и держим путь домой.

Интересный момент обнаружил: трасса Пермь—Екатеринбург — много фур, одну фуру обогнал, тут же уперся в другую, её обогнал, во вторую, фур десять обогнал, надоело совершать маневры, уткнулся за одной фурой, и ехал, в итоге надоело, свернул чай попить. Выезжаю снова на трассу... и ни одной фуры, так спокойно, едешь, держишь разрешенную скорость и никто под носом не маячит.

Спасибо за рассказ ) В июне тоже планируем посетить Кунгурские пещеры.
Toyota Scepter SXV-10 1992 ГОДА 2,2 5S Красноярск

Седьмая столица...
Краткое, но очень содержательное и интересное повествование.
Фотографии очень понравились, ну а ГУЛАГ - отдельная тема... И снимки сделал в черно-белом цвете - лучше не придумаешь для описания той поры...
...-...-...-Legaсy'91-Impreza'98-RAV4'03
Хочу ёжика... С желудком литра на 2...

Интересные места

Отличный путеводитель, спасибо!

Эх, ещё бы с погодой вам повезло бы, для красоты фоток... В Кунгуре был, мороженое ел летом:) Интересный город, много старого осталось. Только вот про историю разрушения первого города Кунгура мало кто знает. А разрушил его национальный герой и поэт Башкирии со своей шайкой освободительной армии Салават Юлаев. Да и на территории своей родины он тоже много заводов и сёл "освободил" от царского гнёта и непомерного налогооблажения:):):)
"Хочешь изменить мир - начни с себя!!!"
Молодцы, очень познавательно и написано от души! спасибо!

devatko:
По последним данным в апреле комплекс полностью передали церкви, а до этого передали только церковь, поэтому она и выглядит свежо на фоне общей неустроенности.
dvs41:
Если можно, то подробнее о Кунгурских пещерах опишите кто знает и был там.
А что про них писать? Кунгурская Ледяная пещера широко известна и неоднократно описана, любой в Кунгуре дорогу укажет.
Она не единственная пещера, в прикунгурье я был в парочке небольших.

В августе 2008-го посещал и Кунгур, и Белогорский монастырь. Спасибо за рассказ, как-будто снова там побывал.

Кунгур - красивый уютный городок, церковь в Кунгуре раньше была на территории тюрьмы, потом отделили, адрес у тюрьмы прикольный - ул.Свободы дом1 или 2 , точно не помню

Отличный отчет о поездке выходного дня. Сравнивая с предыдущими отчетами,разительно видна разница,сколько нужно выкладывать фото и как комментировать их, чтобы отчет, даже такой небольшой, не выглядел хаотичным набором фотографий. "Вот такая заправка, и судя потому, что её нельзя было фотографировать, она была рабочая:" Надеюсь не стали быковать, типа--а почему нельзя, а что случится, это же не картинная галерея? (А то есть тут кренделя, которые любят со своим уставом.....) :) Удачи .

Лесостепск в краю болот
Познавательно, давно собираюсь добраться до Кунгура, как раз думал чем еще разнообразить поездку.
Опирайтесь на смысл, не просто на слова - Будда.

красота

Да,КРАСИВО....Молодцы!!
Пусть будут разные авто
Мой отзыв: Ford Mondeo 2008

Набережные Челны
Понравился отчет, хорошо съездили. Оказывается совсем рядом есть красивые места по которым можно прогуляться, посмотреть, свежо подышать.

Рифей
Пермский край интересен экскурсиями, летом и весной сплавами, да и много чего не раскрыто и что сокрыто..
Gulf рекомендую!!!

Если не путаю, в Кунгуре есть (было) производство глиняной посуды и таких же игрушек. А пещера как пещера, один раз можно посмотреть.

Russia
Сообщений: 2083
Классные фото, особенно из пещеры!
Всё, что происходит - к лучшему!
Наверное....

Уважаемые уральцы! Вы конечно патриоты, но всей России известно, что её чайной столицей была торговая слобода КЯХТА (с городом Троицкосавском) в Верхнеудинском уезде Иркутской губернии. Ныне город КЯХТА в Бурятии. Именно через него, стоящего на границе империи с Монголией, через неё и завозился китайский чай для ВСЕЙ Российской империи и Вост. Европы. А промежуточных складов (торговых рядов и т.д.), таких как Кунгур, по империи было немало.
ЧАЙНАЯ СТОЛИЦА одна – КЯХТА, она же "песчаная Венеция", город чайных миллионеров, богаче которого, пожалуй в России и не было.
Так что "чайный путь" начинался на юге Байкала, близ наших восточных торговых чайных партнёров, а не из центра России. Там то чай откуда мог появиться?
devatko
Сергей Колодей:
Да, по сибирскому тракту из Кяхты шли обозы с китайским чаем, но именно кунгурские купцы были владельцами 2/3 российской чаеторговли, и имели чайные дома и чаеразвесочные фабрики в разных городах России.

Sergei N
Я тоже был в этих местах в детстве, Кунгурская Ледяная пещера, Белогорский Свято Николаевский мужской монастырь... КРАСОТИЩА!!!

Обязательно побываю еще там!!!

западный урал
Всем привет.Есть тут у нас еще камень Ермак,тоже можно съездить к нему. Высокий,как скала(тренировки альпинистов там часто проходят). Тюрьму за крыли и трритория отдана церкви. В центре города был рынок,а недавно тоже все площади с храмом передали церкви так,что скоро будет благоустроена территория. Глиняное производство есть,делают поделки горшки,фигурки и т.д пользуется спросом у людей.

Челяба
Спасибо за отличный отчет
Мы думали, у нас такие серьезные проблемы. Откуда нам было знать, что мы счастливы?

Ленинск-Кузнецкий
Фотки пещеры зачетные!

Garp717:
Поддерживаю, и сам такое же мнение имею.
Сразу видно, автор и себя уважает и нас читателей, в отличие от некоторых, вываливающих здесь халтуру в виде семейных фото альбомов в худшем виде жанра, вкупе со словесным мусором под общим названием "отчет". Типа, "мне главное - отметиться, а чем - не важно, пипл все схавает".
Кто-то "схавает" и даже похвалит, дескать, не всем Львами Толстыми быть. А здесь этого и не требуется. Просто хотелось бы, чтобы на всеобщее обозрение выставлялся результат, хоть какого-то, ТРУДА. Иначе, похоже, скоро этот раздел Дрома загнется - все к тому идет. А жаль. Интересный был ресурс.

Приятно почитать про родные места.

приезжайте., вместе съездим в кунгурскую пещеру, был там один раз, еще пойду и детишек возьму с собой.
ТОЙОТА АВЕНСИС

Хорошая поездка выходного дня,молодцы.

Кратенько...но интересно.))
Хороший отчёт,как и все предыдущие..)))

NyrMyr
Отличный отчет, небольшой, но очень интересный урок истории)))

devatko
Artoba:
Кратенько...но интересно.))
NyrMyr:
Отличный отчет, небольшой, )
за три дня поездки, многого и не успеваешь посмотреть

Дима
В кунгуре краеведческий музей очень интересный, надо было зайти

Интересный отчет.

Виталий
dvs41:
Если можно, то подробнее о Кунгурских пещерах опишите кто знает и был там.
рекомендую остановиться здесь http://amtg-rus.ru/kungur/hote ls/obj_425.html цена и обслуживание лучше чем в официальной гостинице или в центре города! был сам там в июне 2014

Интересно почитать..
Мой отзыв: Toyota Avensis 1999

интересно автор экскурсы проводит! все его отчеты прочитал и поеду по ним) спасибо ему!)