|
«Дорогу осилит идущий,
Себе послаблений не ждущий,
К вершине пути не меняя,
Проблемам своим вопреки».
Прошу прощения за качество снимков они выполнены совершенно в разное время, совершенно разной техникой и даже телефоном, но эти кадры неотъемлемая часть рассказа, и эти иллюстрации скорее попытка передать характер происходящего нежели претензия на высокохудожественные произведения, это мои якоря.
Брался за данный очерк несколько раз, да то время закончить не хватало, то начатое терялось в недрах компьютеров и флешек, сродни тем мыслям в голове, которые я пытался показать. Так вот, об участке М52 в Алтае написано уже довольно много, действительно, открывшаяся для рядового и неподготовленного к трудным дорогам и лишениям обывателя, дорога М52 дарит исключительные и незабываемые виды, возможности и впечатления. А если ехать на отдых в эти места, хотя бы чуть-чуть спланировав его, то соприкосновение с открывающимися сакральными местами заполняет душу и манит вернуться в эти места еще и еще раз.
Мне посчастливилось в 2009 году начать свои поездки посещением Алтая, я совершенно не представлял в какой край нас приведет дорога.
Алтай встретил тепло и радушно яркой зеленью, солнцем и спокойствием даруемым быстрыми вечерами, костром и шумом реки. После посещения озера Манжерок (еще без горнолыжного комплекса) наша группа вернулась назад на въезд в поселок и разбила лагерь на берегу Катуни. Мы принялись ежедневно делать вылазки, изучая окрестные места. В те 14 дней отпуска я был полностью охвачен впечатлениями от посещения: Камышлинского водопада, комплекса «Бирюзовая Катунь», Тавдинских пещер, Чемальской ГЭС, множества сувенирных базаров и этнических музейчиков, собственно от любования окружающей меня местности, где за каждым поворотом открывались новые изумительные виды. Можно до бесконечности долго описывать насколько меня, жителя равнины, очаровал Алтай.
Вернувшись домой из поездки, я был горд тем, что нам удалось проделать этот путь, мне казалась, что я увидел все красоты Алтая.
Я сильно ошибался! На следующее лето жена, забрав с собой дочь, с друзьями продолжила путь по Алтаю, мне не удалось присоединиться к их группе. После ее возвращения мне стало понятно, что я и маленькой толики Алтая не увидел. Вот тогда я решил, что должен вернуться в те места обязательно. Алтай манил, будоража душу ощущениями свободы и чувством недосказанности.
В 2011 году состоялось посещение еще одной точки в Алтае — удалось в конце горнолыжного сезона добраться до Белокурихи, как и в первой поездке, вез меня старенький, но очень верный конь 1991 года выпуска Mitsubishi Lancer, как шутили знакомые «эвалюшен».
Жили в небольшом комплексе «Яковка» с приветливыми хозяевами, хорошим обслуживанием и обалденным запахом в комнатах от натуральных материалов, примененных при строительстве.
Рекомендую! Все, кто из моих знакомых до Яковки добрался, остались очень довольными.
Пьянящее чувство радости, удовлетворения и усталость от отдыха, проведенного в Белокурихи еще долго сопровождало нас в летний жаркий период. Но чувство чего-то незавершенного оставалось.
Отдельной поездки в неизведанный Алтай так запланировать и не удалось, хотя в поездку 2014 года (https://travel.drom.ru/29424/) и была заложена часть дороги по берегу Телецкого озера до Яйлю, но в силу обстоятельств она сорвалась.
Жизнь распорядилась по-своему, видимо, настоящая мечта человека воплощает его желания в действительность, и 2014 год подарил мне несколько командировок в Алтай на транспорте. Вот эти эпизоды позволили взглянуть на Алтай, так сказать, совершенно в разное время и, так сказать, увидеть грани Алтая («Грань Алтая» — довольно хороший кемпинг на границе Новосибирской области и Алтайского края, но не об этом пойдет речь).
В ходе проведения работ нашей организацией потребовалась поездка в Бийск. Поездка выпала на конец мая.
После выполнения работ впереди были два выходных дня. Собрав с товарищем вещи, за кружкой чая приняли решение, что возвращение к родным пенатам по натоптанной тропе М-52 не самый хороший вариант и что мы можем, имея небольшой запас времени, поплутать в поисках лучшего пути. На том и сошлись. Собрались и выехали в направлении золотого озера Алтая.
Первые километры пути до Горно-Алтайска дались легко, местность из равнинной становится гористой, к дороге все ближе и ближе подступают каменистые стены. В это время года, как в той сказке про Маугли: «Год поворачивается, — сказала Багира. — Джунгли всколыхнулись. Приближается время новых песен. Этот лист знает, что происходит. Хорошо!», во всем окружающем мире чувствуется пробуждение, жизненные силы наполняют растения. Горы, сбросив покрывало зимы, открывают миру свежий травяной покров, молодая листва зелена. Всюду царствует буйство цветов желтых, оранжевых, сиреневых, белых. Все вокруг ярко, Алтай раскрывается нежному весеннему солнцу, наполняя окружающий простор не только цветовыми переливами, но и свежестью пробудившейся от спячки природы, мир благоухает.
Тем временем дорога ушла в сторону от М-52 на Кызыл-Озек, Чою, до развилки на Артыбаш машина начинает преодолевать довольно крутые подъемы и спуски. Качество покрытия становится значительно хуже «федералки». Первые мысли, а туда ли мы едем, сверяемся с навигатором — продолжаем движение. После поворота на Артыбаш дорогу обступает лес, такое впечатление, что ты движешься по тоннелю, а яркое солнце где-то высоко над деревьями делает стены тоннеля светло-зелеными. Машинка ускоряется, и ты предвкушаешь выезд из этого «плена» на простор. Вот стена деревьев редеет, и дорога прижимается к реке. Бия, взяв свое начало от вод Телецкого озера, сейчас полноводная, недовольно шумит, перекатывая камни, которые пытаются укротить ее стремительный бег.
И вот мы пересекаем границу Артыбаша. Здравствуй, Телецкое! Золотое озеро практически безлюдно, сезон массовых посещений еще не наступил.
Ищем место утолить голод. «У Евсееча» нас встречает хозяйка, кормит блинчиками и окрошкой. Вкусно!!! Спрашиваем хозяйку о лодочной прогулке — рекомендует идти к главному причалу. Находим Капитанов. Договариваемся о прогулке, и вот мы уже на речном трамвайчике бороздим гладь озера.
В этот период все времена года смешались в этом месте. На земле вдали от воды температура воздуха уже достигает летнего уровня, во время нашего визита на термометре было 23 градуса, прям настоящее лето. На воде и вблизи берега еще царит весна, тает оставшийся снег, и везде расцветают цветы, указывающие на приближение тепла. А выше в горах видны показавшиеся из-под снега, еще не отогревшиеся участки травянистых склонов и кажется, что там задержалась осень, а еще выше вершины гор закрыты снеговыми шапками, зима там твердо держит позиции.
Спасибо нашему Капитану, экскурсия получилась изумительной, только что до поймы Чулышмина чуть-чуть не дошли. Описывать все красоты озерных видов не стану, а то получится как в кино — убийца библиотекарь. Отмечу лишь посещение водопада Корбу, если бы (история не знает сослагательных) мы знали о базарчике, развернутом на подходе к водопаду и о возможности отведать прямо у воды ухи из хариуса и наливочки метеорологов из заповедника, то пропустили бы обед в поселке. На сытый желудок решились лишь немного побаловать себя ушицей.
А вот водопад своей мощью повергает в трепет, вода, ежесекундно обрушивающаяся вниз с неимоверным гулом и брызгами, устремляется к Золотому озеру. Высота падения воды больше десяти метров, выше многих деревьев, растущих рядом на скале.
Заканчивается прогулка по Телецкому озеру. Но почему-то грустно уезжать из этих мест, очень хочется задержаться, пройти по берегу пешком, подняться на заснеженные вершины, прикоснуться к этому заповедному месту, постараться уложить в своей душе уклад этих берегов.
До свидания, Алтын кёл!
В этой поездке была определена возможность прохождения от села Турочак через перевал в Таштагол с выходом через Ленинск-Кузнецк на Новосибирск.
Посещение Алтая весной стало для меня своего рода открытием. Оказывается, без туристической суеты Алтай размеренно просыпается от зимнего сна. Оказывается, именно в это время Алтай переполнен изобилием расцветок цветения и запахов свежести, а окружающую тишину нарушает только шум воды и редкое пенье птиц.
Так, степенно пробудившись весной, Алтай начинает летом собирать у себя в гостях ищущих впечатлений и приключений, все дороги и близко прилегающие к ним участки наполняются движением, звуками города, привезенными туристами и превращаются в торговые ряды.
Опус о сегодняшних отношениях между местными жителями и армией туристов сознательно пропущу — бизнес есть бизнес, честный и не очень.
Летом горный Алтай великолепен в своем могуществе громады гор и разнообразии растительности, чистоте своих рек и их ледяной свежести, изобилии солнечных дней и ясности звездного неба. Но лето Алтая — это уже неоднократно пересказанная история.
Но вот приходит август и приносит первые холода, а потом о своих правах заявляет осень. Кипучая летняя жизнь потихоньку замирает, и только немногие путники продолжают движение к своей заветной цели. Исчезают палаточные города, многие базы закрывают свои двери в ожидании теплых времен. На Алтай возвращается размеренность и умиротворение.
Буйство зелени и ярких красок сменяется золотом, и только хвойные деревья остаются верны своему зеленому убранству, но даже они становятся более темными, как будто хмурятся и печалятся по уходящему лету.
Именно в это время, середина октября, у меня выпала очередная возможность посетить излюбленную туристами часть М-52. Заехав в гости в Горно-Алтайск, убедили хозяина в том, что нам просто необходим проводник. И поутру выходного дня выдвинулись в сторону Красных ворот.
День выдался солнечным и очень теплым. Если честно, то я, садясь в машину, не надеялся увидеть ничего поразительного. Что можно ожидать на природе в осенний день. Осень пора увядания, пора, когда кажется, что вся жизнь замирает, готовясь к зимней спячке. Но уже первые километры дороги заставили меня замирать от восторга перед открывающимися моему взору картинами окружающего мира. Весна и лето искусно прятали до сегодняшнего дня под покровом зелени строгие громадины гор, а сейчас вся мощь каменных великанов открылась взгляду, а оставшиеся желтые листья и зеленые цепочки хвои как будто подчеркивали все особенности каждого уступа, каждой каменной складки.
По мере продвижения по М-52 в сторону Семинского перевала становится понятно, что машина забирается все выше и выше, двигатель работает в нагрузку. Окружающие пейзажи после Усть-Семы начинают меняться и по мере удаления от Катуни горы становятся выше и выше, машина то ныряет вниз по дороге, то, обогнув очередной выступ горы, вновь поднимается вверх, так за веселым разговором мы поднимаемся на Семинский перевал.
Останавливаемся оглядеться. Выходим из машины и понимаем, что из теплой осени забрались в теплую зиму. Температура упала, дует ветер, вокруг вместо золотой осенней листвы уже лежит снег. Быстрый осмотр местности, посещение стелы, бросаем медяк духу перевала и начинаем спуск обратно в осень.
Алтай вновь радовал нас теплом и неповторимой красотой своих долин раскинувшихся между склонами гор, которые стали суровее и величественнее, чем до Семинского перевала. Яркое небо кажется приклеенным к этим скалам, застывшим в золотом безмолвии осени.
За рассказами нашего проводника дорога привела нас к перевалу Чике-Таман. Наш проводник рассказал нам, как однажды ему удалось спуститься с этого перевала без тормозов на славном автомобиле Камаз, страшная история. А нам удалось пройти перевал без происшествий. Перевал Чике-Таман и вправду значительно интереснее своими видами, чем Семинский. Завораживающее чувство восторга от открывающихся видов просто переполняет душу. Ни один объектив не в состоянии передать увиденное, потому как каждое мгновение в этих местах, как капля в реках, бегущих с гор, как вспышка падающей звезды на ночном небосклоне…
Подъем на Чике-Таман преподнёс нам сюрприз в виде минутного знакомства с путешественником из Польши, который занимается велотуризмом и едет в сторону Монголии. Его отзыв о России был краток: «Россия Гуд! Алтай Суупэр!!!». Здесь же мы перебросились парой фраз с владельцами Volkswagen, так как на протяжении всего нашего пути за сегодняшний день до этого места мы обогнали друг друга уже бессчётное количество раз, можно было считать, что идем в тандеме. Выяснилось, что девушки, как и мы, решили посмотреть на Алтай в его осеннем величии. Поделившись впечатлениями, выясняем, что встретились с авторами отчета о ранее совершенном путешествии, изданном на дроме, отчет называется: «Шелковый путь для «чайников»: Новосибирск — Бухара на Nissan X-Trail российской сборки» (https://travel.drom.ru/16694/). Желаем друг другу хорошего пути и разъезжаемся каждый своей дорогой. Я обещал отметить эту встречу при написании отчета — Девушки, доброго Вам времени суток, здоровья и удачи на Вашем пути!
Итак, отметив очередную высоту, направляемся дальше — дорога зовет вдаль. Чике-Таман по сути является ключом к открывающейся за перевалом долине множества рек и ручьев, горы, расступившись и как бы поднявшись еще выше, приглашают путника в свои владения. Так дорога и петляет по долине то прижимается к реке, то возвращается под самую стену гор, а в некоторых местах, так называемых — преторах оказывается зажатой между стеной гор, уходящей вверх и обрывом, падающим вниз к реке.
Бег по М-52 дарит неизгладимые впечатления от каждого увиденного фрагмента, дорога превращает эти кадры в фильм, достойный всех наград и номинаций. Так мы добираемся до исторического места М-52 — Белого Бома (Ак-Боома). Никто ранее из нас здесь не бывал, но все без шибочно определили название еще задолго до подъезда к горе — Белый бом.
Мы его назвали Белый Бом — добрейший пес, сам пришел и разделил с нами короткий отдых и скромную трапезу.
Буквально несколько метров отделяют нас от следующей остановки. Как и предписывал интернет источник: «Рядом с Белым Бомом справа у дороги над Чуей стоит обелиск бойцам, павшим в борьбе за установление Советской власти в Горном Алтае. Немного дальше по тракту установлен памятник Кольке Снегиреву, герою песни «Есть по Чуйскому тракту дорога...» (http://www.turistka.ru/altai/info.php?ob=1179). Идем осматривать памятники, чуть выше видна кладка старого тракта, но желания подниматься вверх по склону никто не изъявляет. Продолжаем движение.
Дорога уводит нас все дальше и дальше, на подъезде к селу Акташ делаем несколько снимков, грандиозность окружающего золотого, местами уже посеребренного снегом, великолепия не перестает восхищать. Въехав в поселок, уходим влево от М-52 в сторону Улагана к нашей цели — Красным воротам.
Да действительно это не может быть точкой на этом пути, Акташ, как говорят местные, это только начало удивительной страны Алтай. Но охватить необъятное невозможно, потому на этом месте мы решили остановиться в этот раз. Думаю, что каждый из нашей компании теперь будет рад при удобном случае вернуться сюда и продолжить прерванный путь. Нижайший тебе поклон, дед Алтай! Спасибо за добрый прием и хорошую дорогу.
Хотел избежать упоминания об обратном пути в сторону дома, но считаю необходимым рассказать о пройденной дороге, так как Алтай имеет множество обличий. На горы мы уже взглянули, а вот на Алтайскую степь еще нет. Обратный путь решено проделать в обход города Новосибирск и выйти на М-51 через Камень-на-Оби. Маршрут следующий: Бийск — Барнаул — Камень-на-Оби — Кочки — Каргат — Омск (условно дорога длиннее чем через Новосибирск почти на 100 километров, но полное отсутствие пробок на всем пути подкупает). Так вот степной Алтай встретил нас сумрачным небом и дождливой погодой, а затем на дорогу опустился туман. Дед Алтай не хотел нас отпускать, но даже такая погода не смогла спрятать все великолепие золотой осени. Лес вдоль дороги на этом участке становится в основном лиственным и потом вовсе отступает от дороги, открывая всю ширь степного простора. Дорога перестает прятать сюрпризы за горными поворотами и плавно то ныряет, то взбирается по пологому склону очередной ложбины. На подъезде к Камню-на-Оби дорога выходит на берег Кулундинского канала и, пройдя через город, уходит в сторону Ордынского с выходом к берегу Обского моря.
Камень-на-Оби вид с заправки Роснефть.
Я считаю, что данная дорога значительно живописнее и интереснее для восприятия, нежели участок от Каргата до Барнаула по М-51 и М-52 (№ дорог: Р-380, переход на Р-382, в с. Кочки переход на Р-383 с последующим выходом на М-51). Время прохода позволяет сэкономить примерно 1 час, если вы знаете, что гарантированно будете в Новосибирске в час пик. Но в этой бочке меда есть капля дегтя — 50 километров пути по Р-383 это совершенно разбитый асфальт, и скорость движения снижается до минимума, чтобы не оставить подвеску на очередном разломе асфальтовой тверди. Участок дороги от с. Кочки до г. Каргат — это путь длинной в 100 км. Со стороны с. Кочки нормальной дороги примерно 15 км, на подъезде к г. Каргат 35 км отличного асфальта с разметкой. Вот если бы привести в порядок 50 км в середине дороги, большое количество транспорта ушло бы в обход Новосибирска. Может потому и не делают.
Такой «асфальт» между г. Каргат и с. Кочки.
Что-то я отвлекся от темы. Осень быстро сменяется зимой, и вот уже вся Алтайская земля, а не только вершины гор, покрыта снежным одеялом. Во время своего властвования зима на Алтае прячет все излюбленные туристические маршруты, давая отдых Алтайской земле. Но укутанные снегом растения и зеленые ели принимают сказочный облик, лес становится более темным и как будто глубоким. Кажется, что шагни в сторону с дороги и тебя там встретят духи Алтайских сказаний, потому как их время приходит как раз зимой. Но и в это время на земле деда Алтая множество людей находят отдых от окружающей их повседневности. Горнолыжные курорты, экстремальные туры и экспедиции, санатории и дома отдыха в самых живописных местах.
Вот именно в это время Алтай раскрывает спрятанные летом чудесные места, незамерзающие озера и ключи, сковывает холодом движение воды в реках, останавливает водопады и открывает с высоты своих гор виды долин, возможные только зимой. Только не всегда Алтай зимой добр и приветлив, в это время года он холоден и суров. Алтай позволяет собой любоваться только в присутствии опытного проводника, правда, оставляет некоторые места открытыми для просмотра, как-бы сжалившись над такими путниками, как я.
В один из теплых выходных в компании товарищей принимаем решение о том, что дома всю зиму не просидишь, выбираемся из Бийска заглянуть в «Глаза Катуни». По поверию, все лето Алтай не позволяет Катуни смотреть на мир, чтобы солнце не ослепило красавицу. И только зимой ей можно взглянуть на то, что окружает ее.
Проехав до границы края, останавливаемся сделать снимок с зимним пейзажем.
Дорога совершенно свободна, и мы довольно быстро добираемся до границы Чемальского района. В этом году зима мягкая, и реки не полностью закрываются льдом, местами Катунь, сбросив ледяной панцирь, продолжает открыто стремительный бег, несмотря на то, что декабрь в самом разгаре.
Начинаем всматриваться в указатели, потому как дорогу взяли из интернет-источника, боимся промахнуться: «Совершить прогулку к Голубым озерам вы можете и самостоятельно. После поселка Усть-Сема, проехав порядка 12 км, сверните направо к реке на стоянку Кара-Суу. В том месте организована парковка. Или по более долгому пути, проехав село Аскат, далее по течению реки Катунь, двигайтесь по бездорожью, по полю порядка 7 км, после чего между гор и лесом по накатанной дороге. У спуска к самим озерам вы найдете маленькую вывеску и точно не заблудитесь (http://respublika-altai.com/ozyora/ozera-golubye-glaza-katuni.html )».
Автомобильчик у нас не полноприводной, поэтому принято ехать по первому варианту, если повезет и Катунь позволит пройти к Голубым озерам по льду. Находим поворот с вывеской о переправе, поворачиваем, и о чудо, на этом участке Катунь скована льдом. Спускаемся на лед и переходим Катунь на противоположный берег, руководствуясь тропинками, ранее натоптанными туристами. Довольно быстро мы достигаем места наших поисков.
К величайшему сожалению, солнце уже повернуло на заход, и тени от окружающих склонов спрятали голубизну взора Катуни, но и в таком освещении «Глаза Катуни» сиятельны. И в них прямо хочется окунуться. Мы с товарищем пошли в обход озер полюбоваться красотой пейзажа, а третий участник нашей группы, как ранее бывавший в этих местах, решил воспользоваться другой возможностью провести свое время.
На берегу одного из озер установлена походная баня, и разложено костровище. Любой желающий может за небольшую плату попариться в бане и окунуться в теплые воды озера, а потом взять кружечку и попить таежного чая на травах, заваренного специально для него на костре.
Выйдя обратно к машине, решили продолжить путь и посетить о. Патмос, в храме поставить свечку за здравие родных и близких, взглянуть на зимнюю Катунь с подвесного моста. Дорога не преподнесла никаких сюрпризов, и очень скоро мы выполнили намеченное.
Те, кто желает найти уединение и спокойно провести время с Алтаем, вот она Ваша возможность. Полная тишина и безмолвие окружают Вас в это время и, если вы чуть-чуть отстанете от своей группы, тут же окажетесь один на один с тишиной этих заснеженных мест, множеством не осмотренных мной сказочных мест.
Вот на этом месте и пора подвести итоговую черту данного рассказа. Спасибо случаю, выдавшемуся мне для посещения этих прекраснейших мест. Спасибо товарищам, оказавшимся рядом со мной в дороге. Спасибо Вам, кто решил дочитать до этого места, за Ваше внимание. Если вы меня спросите в какое время я хотел бы вновь оказаться на Алтае, выскажу сугубо мое мнение — осенний Алтай завладел моими чувствами, и однозначно вернуться мне хочется в Алтайскую осень.
Несколько слов о транспорте. Не рассматриваю «эвалюшен», так как по удобству авто 1991 года не оставляет шансов представленным одноклассникам, да и давно это было. А вот в 2014 году, сравнивая передвижение на Volkswagen, Приоре и Гранте, исходя из простой необходимости длительное время находиться за рулем и просто в роли пассажира, по своим характеристикам, передаваемых 5-й точке и спине, рукам и глазам, устойчивости при движении, динамике и тяге — по моему мнению, наиболее оптимально сделанной оказалась Приора.
За сим прощаюсь. Всем автолюбителям и водителям ни гвоздя ни жезла, автопутешественникам доброго пути, а тем, кто только собирается примкнуть к одному из вышеперечисленных лагерей — попасть в Изумрудный город, получить храбрости, сердечности и ума, чтобы отважиться сделать первый шаг по пути из желтого кирпича.
Спроси у жизни строгой какой идти дорогой?
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.