|
Добрый день, уважаемые путешественники и автопутешественники Дрома. Настоящий отзыв меня подвигло написать то, что, планируя данное путешествие, я обнаружил не очень большое количество интересующей меня информации на страницах интернета и в том числе Дрома. Надеюсь, данный отзыв поможет хоть чем-то автопутешественникам, читающим данные отзывы. Отзыв будет написан объективный, но в полушуточной форме. Однако в каждой шутке сесть доля правды.
Начнём с того, что я проживаю в Новосибирской области и, имея автомобиль, каждый год с семьей и друзьями путешествую. Все началось еще в далеком 2003 году, когда я купил свой первый автомобиль ВАЗ 2106. Проживая примерно в 70 км от Обского моря, в компаниях не по одному разу за лето мы отдыхали в районе Сосновки, Быстровки, Каракана. Но со временем хочется посмотреть и то, что находится вдалеке от родного дома.
В 2004 году с друзьями мы впервые открыли для себя Горный Алтай. Тогда только начинал развиваться достойным образом туризм в Горном Алтае. После лихих 90-х у коренных жителей Горного Алтая, видимо, появилась возможность развития частного туризма, и они начали развиваться, строиться. Да и «братва», частично отстреляв друг друга, стала заниматься бизнесом и легализоваться в туристическом бизнесе. На этом фоне началось массовое строительство турбаз по берегам Катуни, Бии и т.д.
Как было интересно ехать в эту «глухомань». Бизнесмены не были еще испорчены алчностью наживы. Вполне реалистичные цены на услуги. Вначале мы путешествовали «дикарями», а затем стали останавливаться и на турбазах. Никогда долго на одном месте не задерживались, а постоянно двигались. Проехали не один раз до Акташа и Кош-Агачского района и в другом направлении до Телецкого. Побывали в стороне Куюса, Белокурихи и проехались по старому Чуйскому тракту. В принципе практически везде, куда можно добраться на пузотерках.
Мы не любители экстрима, поэтому лазанья по горам, путешествования на лошадях, и нам хватало такого отдыха. Со временем до Чемала и Телецкого ездить стало бессмысленно, так как это все стало напоминать Новосибирский центральный рынок в 90-е годы, т. Е. толпы обезумевшего народа и горы мусора от слишком цивилизованных отдыхающих. В связи с этим и ценники стали «конячьи». Пусть не обижаются на меня жители Горного Алтая, но так оно и есть!!!
Конечно, в Горном еще множество красивых мест, и мы всегда восхищаемся Горным Алтаем, но захотелось повидать чего-то еще и сравнить. За все годы путешествий у нас никогда не было конфликтов в Горном, и не единожды не докапывалось доблестное ГИБДД. Как однажды мне пояснил сотрудник ГИБДД: «Вы же сюда приезжаете отдыхать!?» Поэтому отдыхайте!!! Ну да ладно.
Пару лет я начал интересоваться отдыхом в Бухтарме. Интересовался у своих знакомых, которые в 80-х там отдыхали и в настоящее время там бывают. Рассказы были различные и неоднозначные. Основной негатив был о сотрудниках ГИБДД Казахстана, которые очень сильно принципиальные в отношении водителей с Российскими номерами. Периодически стали читать на страницах интернета отзывы о Бухтарме, Казахстане и самих жителей. Ведь все-таки это другое государство, другой менталитет, и о СССР даже мое поколение уже ничего не помнит. На удивление, толком никаких советов я не нашел. Везде мнения людей расходились. На форумах, вообще, друг друга поливали грязью. Поэтому почитав, что было, мы решились на автопутешествие. Еще не маловажный фактор — хотелось проверить свою новую машину Тойота Королла 2013 (на тот момент пробег составлял 10000 км).
По совету знакомых можно было выбрать два маршрута движения. Первый маршрут это через Рубцовск (дорога получше, но длиннее примерно на 100-150 км). Второй маршрут это через Змеиногорск, дорога хреновее, однако короче. Было по неизвестной причине принято решение ехать через Змеиногорск.
Состав группы путешественников 4 взрослых и подросток 14 лет.
Еще с конца мая 2014 года я начал искать на сайтах Усть-Каменогорска частников и турбазы, где можно забронировать домик. Но, на удивление, практически все, что находилось, было занято. К тому же владельцам нужно знать точно конкретные дни вашего прибытия и отбытия. Учитывая специфику моей работы, мы не могли определиться с точностью до одного дня. Еще нужно учесть, что большое количество турбаз представляют собой бывшие «совдеповские» пионерские лагеря с щитовыми домиками, гнилыми полами и панцирными сетками на кроватях. К тому же не все владельцы турбаз объективно дают оценку и лукавят. Да это и понятно, у каждого свои запросы и предпочтения. Поэтому так же по совету уже «бывалых» было принято решение искать место отдыха на месте. Единственный принятый к размышлению совет — это отдых с левой стороны, в районе самой Бухтармы, где более или менее есть дороги.
Наполнив багажник вещами и основными продуктами (которые, по мнению бывалых в Казахстане намного дороже), 22 июля 2014 года в 16 часов выдвинулись по направлению в Барнаул.
Навигатора на тот момент в пользовании не было, поэтому двигались по интуиции и на основании карты, распечатанной с Яндекса. Погода была прекрасная. Ясно, солнечно, температура +30. Благодаря кондиционеру движение было комфортным.
Вид с моста при въезде в Барнаул.
На тот момент стоимость бензина А- 95 около 31 рубля. Соответственно при пересечении границы с Алтайским краем этот бензин, как всегда, подешевел на 1 рубль. Видимо, Новосибирская область находится дальше от нефтяных вышек и заводов по переработки нефти :).
Около 18 часов были в славном городе Барнауле. За последние 10 лет он сильно изменился и сталь еще краше. Мне Барнаул нравится больше Новосибирска. Немного в дороге нас задержали учения наших вооружённых сил. Хотел бы заметить, что как нам ехать на Алтай, так военные начинают по федеральной трассе таскать свои ракеты :). Ну да ладно. Проехав левым краем по Барнаулу, «попялясь» на новые шедевры Барнаульского архитектурного зодчества, выехали по направлению к Алейску. В этих краях мы уже были в первый раз. Качество трассы напоминает М-52,однако движение небольшое, и в среднем скорость составляла 120-140 км/ч. Вокруг поля, леса, перелески. На удивление, в отличие от Новосибирской области, эти поля засеяны «никому не нужной» пшеницей, подсолнухами, гречихой и кукурузой :).
Пару раз остановились перекусить, заправиться и поехали дальше. Где-то в районе Поспелихи, видимо, прошел ремонт дорог, движение нулевое. Машина была испытана на скорость. С полным багажником вещей и четырьмя пассажирами в принципе, не напрягаясь, Короллка разогналась до 200 км/ ч.
Проехали Поспелиху, Змеиногорск, дорога заметно ухудшилась. Местами стало напоминать районы боевых действий :). Средняя скорость составляла около 60 км/ч. На удивление, вопрос на автозаправках правильно ли мы движемся по направлению к Казахской границе у операторов вызывал удивление, что где-то находится граница с Казахстаном :). Таким образом, в 00 часов 16 минут прибыли к таможенному посту России на границе с Казахстаном.
Счастливые встали в очередь вторыми по счету. Было чувство, что скоро пересечем границу, несмотря на рассказы бывалых о 4-5 часовых задержках. Потихоньку очередь позади нас увеличивалась, однако было уже позднее время. Видимо, уже бывалые путешественники откидывали сиденья, доставали одеяла и укладывались спать. Это у нас вызвало большое удивление, ведь мы собирались вот-вот пересекать границу. Часть ожидающих нервно курила на улице. Не зная совершенно ничего о пересечении границы (имея только поверхностную информацию из интернета), я подошел в темноте к каким-то стендам при въезде на таможню. Но в темноте эти стенды с инструкциями о пересечении границы напоминали забор. Прочитать там, конечно, что-то было невозможно. Тогда по старому русскому обычаю пришлось брать языка :). Язык рассказал как, что и почему. Около 3 часов ночи, пройдя досмотр, без домогательства и вымогательства пересекли Российский таможенный пункт :).
Проехав около 3 км до Казахстанской таможни по очень хорошей дороге, мы увидели более приличное здание и отсутствие экономии электроэнергии (т.е. вокруг было все освещено). Простояв еще около 2-х часов, заполнили миграционные карточки (выяснилось, что без регистрации можно находиться на территории Казахстана до 30 дней!!!). До этого в интернете ничего внятного я прочитать не мог, везде писали о каких-то 5 днях. Цель визита нужно указывать «Отдых», а не туризм, херизм и бла, бла, бла :). На этом настаивали «бывалые». Таможенники все вежливые, неразговорчивые, как и у нас.
Проехав таможенный пост Казахстана сразу на выезде обратились в киоск для оформления ОСАГО. Там этих киосков 2 или 3. Цена страховки 700 рублей на 10 дней. На страховке написано, что цена 500 тенге. Курс 1 рубль — 5,20 тенге. Вывод — цена страховки около 100 рублей. Однако спорить не с кем и незачем. Квитанции не дают. Страхование ОСАГО произвели сразу, т.к. до Шемонаихи около 20-25 км, страховка намного дешевле, но, по советам «бывалых», по пути следования можно нарваться на сотрудников ГИБДД и неоднократно пострадать материально.
Агент страховой компании предупредила, что двигаться до Шемонаихи нужно аккуратно, дорога плохая. Дорога действительно мрачная. Средняя скорость 10-20 км/ч в ночное время. Как после обстрела установкой Град.
Прибыли в Шемонаиху. Примерно в центре Шемонаихи, прямо по пути следования остановились переночевать в гостинице. Советую всем. Прекрасный по нашим меркам сервис, добрый, отзывчивый персонал. Стоимость номера на 4 человека 9000 тенге — 1800 рублей в сутки. Хорошо, очень хорошо!!! Встретят в любое время суток, машину можно поставить прямо возле входа. Есть аптека, сауна.
Прекрасно отдохнув, 22.07.2014 года в 12 часов выдвинулись в Усть-Каменогорск, расстояние около 200 км. Дорога извилистая, средней пошлости, скорость около 70-90 км/ч. Наслушавшись и начитавшись историй о доблестном, строгом ГИБДД Казахстана, едем строго по правилам. Хотя автомобили с местными номерами творят, что хотят, и пересечение сплошной для них как два пальца об асфальт.
Начало пути из Шемонаихи в Усть-Каменогорск.
Ну да ладно, они местные, им проще. На удивление, проехав до Усть-Каменогорска около 3-4 экипажей ГИБДД, мы и наше авто не вызвало никакого интереса. Удивительно цена бензина на наши деньги А-95 около 25,5 рублей за литр. Вот и приехали в Усть-Каменогорск.
Своеобразный, зеленый, по-своему красивый город. Не зная города, сильно не покатаешься, да и наша цель Бухтарма. Купили местные симкарты, паспорта для этого не нужны. Тупо купил, а потом выкинул. Из общеизвестных операторов Билайн и какие-то местные. Обменяли рубли на тенге. Курс, как и говорил, 1 рубль — 5,2 тенге.
Очень красивые деньги в Казахстане
Обед на одного человека в кафе около 150 рублей (первое, второе и компот):). Цены я бы не сказал, что очень дешевые. В среднем на все дешевле, чем у нас, процентов на 10-15 не более. Единственно, что реально дешево это мед, водка и коньяк. Выдвигаемся в сторону Бухтармы.
Расстояние около 120-150 км. Дорога такая же, соблюдаем все правила. Унылые пейзажи, полуразрушенные деревни. На все протяжение дороги около 5-6 экипажей ДПС и один стационарный пост. Все посты проходим на «Ура», как будто нас не замечают.
Между Усть-Каменогорском и Бухтармой.
Прибыли в Бухтарму около 16 часов. Перед нами открылось Бухтарминское водохранилище, окруженное вокруг небольшими сопками, местами покрытыми редким сосняком.
Вдоль всего берега масса турбаз и толпы людей. Сначала вызваниваем по телефонам, которые находили в интернете. Отдых менее 3 дней никто — и разговаривать не хочет, к тому же все занято. Перебрав около 20-30 номеров, начинаем ездить по турбазам и звонить по телефонам, которые указаны на развилках дорог и заборах домов. Везде голяк.
На улице жара под 40. Есть пара-тройка вариантов, но это домики из цилиндрованного бруса на пустырях, где пекло и негде спрятаться от солнца. В конце концов, к 19 часам находим домик на частной турбазе в сосняке, около 200 метров от берега. Цена около 1500 рублей в сутки за домик на четверых. Дешево и сердито. Телевизор, холодильник, плитка и посуда. Душ и туалет на улице. Можно было бы подороже и лучше, однако пока вариантов нет.
Устали от дороги и жары. Хочется постоять под душем и лечь отдохнуть. Хотели посмотреть и определиться за пару дней (как и что), однако обязаны точно заявить, сколько дней стоим и эти дни проплатить. Дабы не потерять место отдыха и в надежде на что-то незабываемое, решаем остановиться на 5 дней.
Вот здесь и начинается одна изюминка. Деньги отдаешь сразу за все дни. Кроме этого паспорт в залог. За 10 лет нашего отдыха на Алтае никто и никогда не забирал у нас документы, кроме того платишь за прожитый день. Как захотел, так из Бухтармы ты можешь уехать сразу, но деньги уже не вернут! Гарантия твоего спокойствия и во всем согласия — это твои заложенные документы. Почти за 10-летний отдых в Горном Алтае никогда не забирали документы в залог, а платили за каждый прожитый день (возможно у кого-то было и по-другому, я пишу о себе).
Отдохнув 1 сутки, осмотрев местные красоты и познакомившись с рядом отдыхающими, узнаем, что рядом в соседних турбазах есть намного приличнее варианты отдыха, где можно остановиться всего на 1,2,3 дня. Однако проплаченные деньги не возвращаются и дарить их жалко. Остаемся отдыхать там, где и были.
Познакомились с рядом отдыхающими семьями казахской национальности. Милые приятные люди. Много рассказали нам интересного, как говорится, ориентировали нас внутри Казахстана. В 2014 году было очень много воды в Бухтарминском водохранилище. Вода поднялась настолько, что дошла до домов, находившихся рядом с берегом, соотвественно зацепив собой помойки и мусорки.
На столько поднялся уровень воды.
Это раньше были пляжи, а теперь все под водой.
Температура воды такая же, как и в Обском водохранилище. Интересен тот момент, что в принципе в любом месте можно ловить небольшую рыбешку на удочку и довольно удачно. На Обском тоже можно постоять с удочкой, но результат будет менее эффективен.
За три дня, обойдя все окрестности и осмотрев достопримечательности, мы начинаем понимать, что делать здесь больше нечего.
После не совсем приятных, но вежливых переговоров с хозяйкой нам в качестве исключения были возвращены деньги. Основным аргументом было то, что мы занимали домик, и хозяева других клиентов не принимали. Однако за время нашего нахождения 2 домика стояли свободные. В этом описании я не указываю фамилии и адреса, чтобы никого не обидеть и просто описываю основные моменты для людей приезжающих в Бухтарму впервые. На прощание, арендовав на 3,5 часа за 2500 рублей катерок длиной около 15 метров, вчетвером прокатились по акватории Бухтарминского водохранилища. ( На Телецком «занюханый» катер Амур до Корбу в 2007 году стоил 3500 рублей.)
Катание на катере.
В районе турбазы Аюда.
Гнездо ласточки на катере.
Вывод получился такой! Один раз в жизни нужно постараться побывать во многих местах. Однако, имея возможность отдыхать на Обском водохранилище, Горном Алтае, оз. Байкал, Хакассии, нефиг ездить к черту на кулички. Дабы продлить свой отдых, принимаем решение ехать на Яровое Алтайского края. Ранее мы часто отдыхали на оз. Карачи Новосибирской области, в Яровом не были ни разу. Охота было увидеть Яровое, отдохнуть и сравнить.
26.07.2014 года в 12 часов дня, осмотрев машину, пиристегнув все ремни, выдвинулись обратно к Российской границе. В 500 метрах от турбазы нас остановил первый экипаж ДПС. Машина была сфотографирована и нам было сказано, что евросвет в Казахстане не котируется!!! Тем самым я совершил административное правонарушение и должен дожидаться своей участи. А как же я проехал 7 постов в Бухтарму на одном евросвете!?
Сотрудники были очень вежливые и очень строгие. К тому же еще нам указали на то, что один пассажир сзади не пристегнут, хотя мы простояли уже около 3-5 минут. И этому «непуганому пассажиру» стало жарко. Он имел неосторожность отстегнуть ремень. Видимо, если бы он вышел из машины, то это была бы попытка побега :). Отдых начинал реально портиться. Не буду вдаваться в подробности как и что, но данная ситуация была «распедалена» малой кровью :).
Теперь уже на пути следования до Шемонаихи нас не пропустил ни один наряд ДПС. Пробовали прятаться за фуры, тупо ехать со скоростью 60 км/ч, но ничего не помогало. Огромное внимание было уделено нашему авто. Создалось впечатление, что в отношении нас действует операция «Перехват». Печалька посетила меня, когда мы, наконец, добрались до Шемонаихи.
По дороге купили прекрасный мед 1,5 литра за 800 рублей. Набрали всем родственникам. Так же купили коньяк в нормальном магазине и не сторублевый как с поездов, а по 350 рублей 0,5-литровой емкости. Коньяк хороший, не «палевый».
Переночевав в той же гостинице (опять только положительные эмоции), к 11 часам выдвинулись по направлению к Границе. Далее ничего интересного. 3 часа на казахской стороне и около 3 часов у нас. Скорость пропуска через границу зависит от количества пассажирских автобусов, т.к. они пропускаются вне очереди. В каждом автобусе примерно 50 человек. Выехав на родную землю, хотелось поймать сотрудника ДПС и зацеловать его до смерти :). Однако до самого Ярового ни одного не встретили.
Обратный маршрут Змеиногорск, Рубцовск, Волчиха, Кулунда и наконец Яровое.
Дорога средняя, местами по 50 км убитой, но соточку идти можно. Прибыли в Яровое около 22 часов. На въезде в Яровое стоит большое количество автомашин с гражданами, которые сдают квартиры для проживания. По совету «бывалых» сразу «кидаться не следует». Проехались по Яровому, осмотрелись. В результате сняли домик на 4 человека по 300 рублей с человека. Телевизор, холодильник, кухня, прекрасный душ с холодной и горячей водой, ватертуалет.
Машину можно ставить в ограде прямо с домом. До озера буквально 150 метров.
И ТЕПЕРЬ ФИШКА!!! При попытке отдать деньги за три дня вперед и документы в залог, мы встретили непонимание и удивление. Добрейшей души хозяйка ответила: «Живите, сколько проживете, отдыхайте, потом рассчитаетесь. Ваши документы мне не нужны». Хотя отдыхающих кругом было просто море!!! Отдохнув 3 дня, осмотрев Яровое и его достопримечательности, поехали домой. Немного завод химконцентратов на берегу озера оставлял не совсем приятные впечатления. К тому же я знаю, какое «дерьмо» он производит. Надо же было додуматься на берегу такого озера построить этот крематорий.
Знаменитый и величавый Химзавод.
Обратный маршрут Гольбштадт, Хабары, Панкрушиха, Крутиха, Ордынское, Верх-Ирмень, Верх-Тула, Новосибирск, Искитим.
Часовня на месте гибели Заволокина.
Дорога на 3, местами на 2. Только от Ордынки до Искитима дорога похожа на дорогу. На этом наше путешествие закончилось.
Машина не подвела, работала и работает, как часы.
Итог 1867 км. Средний расход бензина 7,2-7,4 литра на 100 км. Впечатлений море, и ничто их не омрачило. Могу дать совет, что один раз можно съездить. Но заранее нужно определиться с местом. Удачи всем любителям путешествий.