|
По этому маршруту я впервые пытался пройти несколько лет назад на легком внедорожнике Мицубиси Паджеро-Мини. Но развернулся назад, так как понял, что прогулки выходного дня не получится. Недавно прошлые фантазии вновь посетили меня, и решил — а почему бы и нет. И все способствовало тому: под седлом верный Прадик, несколько совершенно свободных деньков и жажда посмотреть что-то неизведанное.
Решено — иду по маршруту Братск—Чуна—Тайшет—Красноярск—Тулун—Иркутск. Главное здесь — Братск—Чуна. Об этом собственно и будет рассказ. Штурмана ставлю в известность о деталях поездки за пару часов до старта. Переживаю небольшой скандал. Разборки в основном вокруг того, почему раньше не предупредил, маршрут не проработан, экипаж морально не отмобилизован.
В общем-то, поэтому и не предупредил, так бы начали изучать дорогу и выяснилось бы, что ее еще не построили. Появились бы сомнения, метания разные и так бы, в итоге, не собрались в путь.
Сам, конечно, местные форумы о дороге Братск—Чуна почитал. Ситуация вырисовывалась самая противоречивая: кто-то категорически не советовал соваться на зимник, а кто-то хвастался, что влегкую проходил этот участок. При этом в сети не было ни одного снимка ни самой дороги, ни проходимцев по ней.
Немного бодрила информация о том, что дорожные работы все-таки идут. При том отмечалась вся важность участка Чуна—Братск: якобы открывается короткий путь из Красноярска через Братск на север. Но закончить дорогу планируют только в 2017 году. А пока вроде есть лазейка в виде зимника, который пробили строители нефтепровода. Да что гадать — поедем и посмотрим!
Стартовали из Братска в пятницу. Денек выдался мрачный. За Вихоревкой пошел снег. На подходе к Турме остатки асфальта спрятались под накат, а навигатор («Навител») отказался прокладывать путь. И все же в сравнении с прошлой моей неудачной поездкой дорога была расчищена: это была совсем не та одноколейка, которая прежде вынуждала нырять в сугроб при виде встречного лесовоза, а затем с трудом оттуда выбираться.
Первые сложности возникли не доезжая 40-километрового верстового столба. Здесь дорога разделялась на две, примерно одинаково наезженные, но без указателей. Пришлось ждать попутку: водитель подсказал, что на Чуну нужно двигаться по левой.
В дальнейшем до Сосновки дорога никаких неожиданностей не явила. Однако снегопад, накат, крутые спуски и подъемы не позволяли поддерживать высокую среднюю скорость. Где-то на середине пути нас огорчил дорожный стенд, который информировал, что на этом участке ведутся дорожные работы и дальнейшее движение вперед запрещено.
Решили дождаться кого-нибудь из местных, чтобы прояснить ситуацию: трафик, хоть и очень слабый, но был. Автомобили попадались самые разные: от пузотерок до внедорожников. Тормознули грузовик. Водитель рассказал, что строители препятствий никому не чинят, но километров через десять все равно нужно будет выходить на зимник, а как там дела обстоят, он не знает, поскольку в Чуну ни разу не ездил.
Страшновато было двигаться под «кирпич», но не возвращаться же назад. А работа здесь, несмотря на зиму, кипит: много тяжелой дорожной техники, БелАЗов… Коротко поговорил с водителем огромного самосвала, тот рассказал, что закончат этот участок, возьмутся за следующий. Если, конечно, выиграют тендер. Может, и действительно, до 2018 года управятся.
Своротку на нефтепровод проскочил, пришлось отмотать назад. Хозяева нефтяных рек чужаков не любят, выжимают большегрузами далеко на обочину. «Прадо» позволяет скакать по сугробам, а вот легковушек они что, давят?
Последнее препятствие — еще не замершая речка. В отличие от капитальных мостов здесь накат из бревен. Сразу уходим под железнодорожный мост (тут тоже есть варианты) и, можно сказать, главной цели мы достигли.
В целом, дорога оказалась несложной. Ее можно пройти зимой на любом автомобиле. Вот только есть ли в этом смысл? До Тайшета мы добирались шесть часов, прошли чуть меньше 300 километров. Если бы двигались традиционным маршрутом через Тулун, то, наверняка, ушли бы гораздо дальше. Какая-то выгода есть на сэкономленном топливе, но тоже сомнительная — приходилось двигаться на пониженных передачах: постоянно разгон-торможение.
Для чунарей есть смысл таким путем добираться в Братск, а вот ездить из Братска в Красноярск через Чуну, пока дорогу не достроят, сомнительное удовольствие. Разве что вы любите девственную природу, а она здесь еще сохранилась.
Сам поселок Чунский, несмотря на оторванность от цивилизации и нежелание «Навитела» вообще признавать его за населенный пункт, вполне себе продвинутый. Здесь есть граффити на домах, в местной кафешке вполне себе московские цены: за пару салатиков, пару вторых блюд и два чая срубили с нас 640 рублей. Но народ отзывчивый: мужчина в модном камуфляже проводил нас на своей «Ниве» до выезда из Чуны. Но далеко не уехали — встали на ночевку в Тайшете. А могли бы в Красноярске…
По спидометру путь из центра Братска до центра Красноярска через Чуну уложился в 700 километров. Но из одного сумрачного города мы попали в другой, такой же, правда, с населением в четыре раза большим. Удивило только то, что в торговом центре «Планета» субботним днем протолкнуться было невозможно, тогда как в родном городе в новых ТЦ хоть в футбол играй. То ли кризис сюда еще не добрался, то ли города-миллионники живут по своим законам.
Собирались в Красноярске задержаться: сходить в музей Сурикова, куда прежде попасть не могли, заглянуть еще раз на Столбы, которыми красноярцы неподдельно гордятся. До смешного доходит. Помню, несколько лет назад выбирали главную достопримечательность Сибири. В финал интернет-голосования вышли Столбы и Байкал. Для нормального человека и выбора-то нет. А красноярцы проголосовали за Столбы и победили. Теперь я с жителями этого славного города уши держу топориком, мало ли что от них можно ждать...
Увы, обстоятельства оказались выше. Прогноз на ближайшие дни: 31 градус мороза. Мой дизель таких холодов еще на улице не переживал. Эксперименты ставить не стали и в воскресенье стартовали домой. На прощание сфотографировал танкетку, нашедшую приют в гостеприимном мотеле.
На обед, как обычно, встали «У Петра». Здесь, как всегда, оживленно. Одна из фур, так стремившаяся в эту спокойную гавань, буквально на последних метрах разтележилась.
Следующую ночь провели в Тулуне. Иногда в самых неожиданных местах натыкаешься на удивительные вещи. Вот здесь и услышали необычную историю о часовне, что стоит в микрорайоне Угольщиков.
Жила вполне благополучная семья. Единственная дочь заканчивала институт. Счастливый отец забрал ее сразу после выпускных торжеств и повез домой. Но не довез. В аварии девушка погибла. Отец выжил и после лечения занялся странным делом — стал строить семейный склеп. Когда закончил и перенес в него ребенка, совершил самоубийство. Часовню поставила безутешная вдова. Сейчас сюда постоянно приезжают свадебные кортежи.
… Итог нашей поездки. По маршруту Братск—Чуна—Тайшет—Красноярск—Тулун—Иркутск пройдено 1800 километров за 4 дня. Случилось это в ноябре 2014 года.