|
Северный Кавказ прекрасно подходит для туризма на своем транспорте.
Свои традиции, огромное количество природных и культурных достопримечательностей, и при этом люди разговаривают с тобой на одном языке. Страхи и предрассудки оставляем для телевизора и людей, замкнутых в своей исключительности.
Мотоцикл был упакован в ящик и отправлен в Ставрополь. Следом переместился и я, за 20 часов ночным бусом.
План — проехать по ущельям, максимально выбирая горные дороги и перевалы, от Карачаево-Черкесии до Дагестана и в конце ездовой части подняться на Эльбрус.
Первая республика — Карачаево-Черкесия. Здесь в зеленых горах есть уникальное место с древнеаланскими дольменами и петроглифами. Еще не наполненное туристами и очень интересное. Ехать несколько часов от Ставрополя в поселок Лесо-Кефарь.
Петроглифы и дольмены раскиданы на верху хребта, и нужно прогуляться ножками несколько часов, чтоб к ним добраться. В деревне есть турбаза со всеми удобствами, где можно остаться на ночь. Еду готовят по желанию. Магазинов и заправки нет.
Переночевав еду в Архыз. Из достопримечательностей по дороге в Архыз — нерукотворный лик Христа, найденный на скале и ставший массовым местом для паломничества туристов. Наверх проложили металлическую лестницу из 500 ступенек, внизу поставили часовню, сувенирный базар и шашлыки. Чуть поодаль от этого места находится поворот на БТА (Большой Телескоп Альт-Азимутальный) — крупнейший в Евразии телескоп с диаметром главного зеркала 6 м. Являлся самым большим телескопом в мире с 1975 года по 1993, когда заработал десятиметровый телескоп в США. Тем не менее, БТА оставался телескопом с крупнейшим в мире монолитным зеркалом вплоть до 1998 года.
К обсерватории, на самый верх хребта, ведет серпантинная семнадцатикилометровая асфальтовая дорога. Обсерватория открыта для посещения по выходным. Пропустили и в нерегламентное время, узнав, что издалека. КПП встречает перед началом серпантина.
В самом Архызе делать нечего, кроме как найти экскурсии на Софийскую поляну, рафтинг, лошадей, переночевать с удобствами, сувенирный базар и магазины.
Заправки, несмотря на большое количество туристов, здесь нет, но есть известный всем завод воды Архыз.
Проезжаю поселок и ухожу с дороги на софийскую поляну, 10-15км. Спрашиваю,как проехать к водопадам, основной местной достопримечательности, не считая пешеходных маршрутов по ледникам. Дорога только для уазиков-нив-крузаков. Есть участок, где дорога проходит прямо по реке.
Оставляю мотоцикл у шашлычников под навесом и иду к водопадам. Подниматься примерно полтора часа. С водопадов открывается потрясающий вид на софийскую поляну и все ущелье.
На этом знакомство с Карачаево-Черкессией закончено. Переезжаю в Кисловодск к нарзанам и горным маршрутам. Первое, куда поехали с пятигорскими мотоциклистами и приехавшим другом из Ставрополя, — на плато Бермамыт, то место, которое виновно в том, что я захотел Кавказ, увидев в интернете фотографии с горы Бермамыт.
На Бермамыт лучше ехать с местными эндуристами, дорог сюда несколько и можно сделать красивый круг по горам, если знать все пути. Переменчивая погода не всегда позволяет насладиться красотами, но нам она благоволила, и, несмотря на некоторые трудности с моей универсальной резиной и Лехиной большой, еще не обкатанной, оранжевой эндурой, нам все удалось.
На следующий день покатили на источники Джилы-су. Под северную сторону Эльбруса.
И коли мы еще вдвоем с Лехой, решаем разведать дорогу от источников в Баксанское ущелье через перевал. Спрашиваем у местных про состояние дороги и, услышав, что квадрик проходил, но машины еще не ездили, решаем посмотреть. Высота 3000 м и ни единой души. В конце длиннющий серпантин, спускающий от когда-то процветающих шахт в Тырныауз.
Прощаемся с Лехой, он домой в Ставрополь, а я под Эльбрус разведывать обстановку с восхождением.
Сходив на Чегет, еду через перевал в Чегемское ущелье. Зеленые горы и Чегемские водопады — местные достопримечательности.
По плану был еще один перевал в Безенгийское ущелье, но часть горной дороги смыло, и пришлось ехать в объезд по асфальту. Голубые озера — одна из основных турдостопримечательностей в Кабарде. Не впечатлили, как это часто бывает с раскрученными местами. Примерно так же и с Чегемскими водопадами, правда, теснина ущелья с узкой дорогой вытягивает ситуацию.
Самое красивое — это перевалы между ущельями.
Все достопримечательное еще впереди: Джейрахский район в Ингушетии с башенными комплексами, высокогорное озеро Казеной-Ам в Чечне, крепость Нарын Кала в Дагестане.
После Кабардино-Балкарии на очереди Северная Осетия.
Здесь меня интересует дорога между Феагдонским и Кармадонским ущельями, где можно видеть город мертвых в Даргавсе, Мидаграбинские водопады по 600-700 метров и печально известное Кармадонское ущелье, где в 2002 году произошел сход ледника. Дорогу туда не восстановили и по сей день. Попасть в Кармадон можно из Феагдонского ущелья. Между этими ущельями чуть в стороне, в пограничной зоне находятся самые высокие в Европе Мидаграбинские водопады. По факту проблем с посещением не возникло. Нужно иметь паспорт при себе.
На месте несколько буханок с туристами. Если мотоцикл легкий, подъехать можно почти под водопады, по высохшему руслу реки. Место красивое, здесь сходятся два хребта, образуя тупик, по сторонам которого падает вода.
Возвращаюсь на основную грунтовую дорогу, проезжаю Город Мертвых — древние захоронения. За вход берут какую-то плату. Пофотографировал с дороги и поехал в Кармадон.
Проблем с бензином на Кавказе нет, заправок достаточно много. Цена на бензин примерно, как в средней полосе. Цены на проживание ниже. Есть турбазы в горных районах и недорогие отели в цивилизации. Но самое интересное в кавказском сервисе — это, конечно, еда. Она дешевая, ее много и она очень вкусная. Если уезжая с Кавказа, вы ловите себя на мысли — опять шашлык, опять хычины, то миссия едальная выполнена, наесться этим будет непросто.
Еду ночевать во Владикавказ. Утром поднимаюсь по Военно-Осетинской дороге и ухожу в Ингушетию, на поселок Джейрах. В горной части этой маленькой республики расположены башенные комплексы, самые интересные как по эту сторону Кавказского хребта, так и по другую. Весь турист едет мимо, в Грузию, и мало кто подумает, что здесь находятся столь уникальные места. При этом здесь безопасно. Башни повсюду, на каждом холме. Есть башни боевые и жилые. Самые крупные комплексы можно посмотреть, переехав перевал от Джейраха в Гули.Тут же находится самый старый в РФ христианский храм Тхаба-Ерды. В Джейрахском районе есть большой санаторий с лыжным курортом, где можно остановиться.
Выезжаю из пограничной зоны и еду через республику вниз, на равнину. Первый раз списали на КПП паспортные данные. Никакого полицейского беспредела не встречаю, и не будет его на всем пути. Кроме, пожалуй, одной попытки вымогательства на границе Ставропольского края и Калмыкии уже нашего блюстителя порядка.
В Ингушетии производят очень много меда, вся дорога в пасеках. Как и в других республиках, все разговаривают на двух языках: местном и русском. Здесь уже более строгие традиции, люди кажутся более закрытыми. На дороге нет едален, но есть много мелких магазинов. И везде вывески об аренде посуды и столов на свадьбы и другие традиционные массовые праздники. Никакой бедноты или разрухи не заметно, много свежих домиков, все поселки из красного кирпича. Дорога вдоль реки Асса из горной части республики на равнину проходится быстро и находится в хорошем состоянии.
Дальше Чеченская республика. Выехав на трассу Кавказ, созваниваюсь с клубом Дикая Дивизия, там уже ждут. К обеду въезжаю в Грозный. Город не оставляет равнодушным. Широкий центральный проспект, хорошие дороги и никаких следов войны.
Принято говорить, что за наш счет. Давайте посмотрим на свой регион. В Твери даже центрально-вокзальную площадь сделать не могут. Деньги есть во всех столицах регионов, но нигде не строят, как в Грозном, для себя.
За это здесь любят и уважают Рамзана. Не ухожу в политику или военно-клановую историю. Когда от этого свободен — свободен от лишних предрассудков и страхов. Что происходит здесь сейчас — мне нравится. Тем, кто считает, что не ходить в шортах или не бухать — это ваще как тупо, наверно, здесь не понравится.
У Дикой Дивизии уже пару дней гостит семья из Ялты. Что такое местное гостеприимство описывать не буду. Скажу лишь, что оно гордое и описано традициями.
Мотоциклисты в Чечне, как и в Дагестане, — это по большей части относительно состоятельные люди. И по правилу Кавказа, понты дороже денег, здесь ездят только на горячих кавказских спортивных мотоциклах.
На следующий день поехал на высокогорное озеро Казеной-Ам в Веденском районе на границе с горным Дагестаном, одно из самых красивых озер, которые видел.
В этой части республики горы зеленые, широкие и открытые. Посмотрев голубое озеро и перекусив сырными лепешками, еду в другие чеченские горы. Те, которые сжимают дорогу в высокую узкую теснину. В Аргунское ущелье Итум-Калинского района.
Для любителей страшилок. Немного казусная ситуация получилась, когда делал здесь фото башен. Пограничный район и военных здесь много. Проехав, решил сфоткать это место на обратном пути, здесь стояла пара машин и несколько людей с автоматами, поднял руку — поздоровался, они тоже. Через 15 минут еду обратно, останавливаюсь. Стоит Ауди Ку7 и черная Камри. Вижу, что люди поднапряглись моей остановкой. Кого убивают на Кавказе? Полицейских. Какая самая опасная должность? Глава МВД. Он-то и оказался тут.
Так вот, я останавливаюсь рядом с Камри, слезаю с мотоцикла, открываю набачную сумку, и вот тут я понял, что что-то не так. Автоматчики напряглись уже серьезно, приблизившись ко мне, я достал фотоаппарат, и только тогда почувствовалось общее облегчение. Меня, как принято, пригласили переночевать-поесть, я сфотографировал башни, вежливо отказался и поехал в Грозный.
Переночевав в гостинице «Грозный» в центре за 1000 р., еду на Дагестан, который обещает быть самым непредсказуемым. По этой республике больше всего опасений и часто небеспочвенных. Но то, что Дагестан нельзя катать без сопровождения — это явное преувеличение.
Как встретил меня страшный Дагестан
На въезде в Махачкалу останавливаюсь на большой заправке, звоню ребятам из клуба Черные Орлы. Основная часть мотоциклистов была в дороге за пределами республики, но мне было велено оставаться на месте.
Заправился, съел мороженое, жду. Заправляется машина. Мужчина из нее идет в магазин. Выходит, протягивает мне пакет с фруктами и говорит:
— Добро пожаловать.
Садится в машину и уезжает.
Стою, улыбаюсь. Приезжает Камиль, и едем в город. Купили масло, поменяли у Камиля дома. Подобрали гостиницу в Дербенте. Камиль накормил и отпустил. Середина дня, жара. Еду вдоль Каспия в Дербент.
В Дербенте находится единственный на Кавказе памятник ЮНЕСКО — крепость Нарын-Кала. Крепость стоит на холме и спускается до самого океана. Местные вплетают в крепость свои постройки, пользуясь стенами. Сам город довольно колоритный, с низкими постройками. Стоит на берегу Каспийского моря и является вторым по величине городом Дагестана. Крепость большая и интересная. В стенах крепости с давних времен уживались разные религии. Здесь есть самая старая мечеть в СНГ и один из старейших христианских храмов.
Провожу в Дербенте несколько дней, пользуясь гостеприимством местных мотоциклистов, жаркой погодой и морем.
Самая дальняя точка этого путешествия — гора Шалбуздаг, что на самой границе с Азербайджаном. 120 км на юг от Дербента и потом 30 км красивого внедорожного серпантина до высоты 3000 м. Гора является священной для местных и в конце июля-августе она полна паломников. Сейчас июнь, здесь никого. Оставляю мотоцикл, переодеваюсь, собираю рюкзак и иду наверх до высоты 3700 м.
Ездовая интересная часть закончена. Дальше возвращение по трассе в Приэльбрусье и восхождение.
Пока ты молод и силен,
Ходи к вершинам на свидание
Походов на Чегет и Шалбуздаг (3400 м - 3700 м) недостаточно для акклиматизации к Эльбрусу (5642 м). Пару дней нужно походить по самой горе перед подъемом на вершину.
Беру экипировку в прокат, на такси из Чегета доезжаю до поляны Азау, откуда начинается подъемник. Канатка начинает работать в 9 утра. Первые два плеча — кабины, последнее — кресельный подъемник.
Стоит подъемник на весь путь 600 р.-700 р., спуск по этому же билету.
Участки канатки:
Азау — Кругозор 2200 м – 3000 м
Кругозор — Мир 3000 м – 3500 м
Мир — Бочки 3500 м – 3800 м
Проезжаю первое плечо, дальше иду пешком на Бочки. Нужно поднять 800 м.
На Мире (3500 м) есть кафе, гостиница и пасущиеся снегоходы, готовые поднять вас хоть до 5000 м за ваши кровные. Обычно снежики едут до скал Пастухова (4600 м), но есть и отчаянные, которые везут на 5100 м, под Косую полку. Есть еще ратраки, которые легко довозят на 5100 м. Ратрак стоит 1000 евро, можно торговать до 40000 р. Везет он 10-12 человек.
Снегоход стоит 2000-3000 р. днем, если на экскурсию, и 4000 р. ночью — на восхождение. Можно использовать снегоход между приютами как такси за 500-800 р. Снегоход может везти 2 человек.
Надеваю пластиковые ботинки, начинается снег. Дохожу до Бочек часам к 12. Здесь есть гостиница, кафе, электричество. Гостиница с постоянным электричеством и относительно нормальными кроватями стоит 800 р. Койка в бочке или вагончике 500 р., электричество вечером включают на 3 часа. Селюсь в гостиницу, сторговавшись на 600 р.
Сегодня поднял пешком 800 м и, пообедав, пойду на приют одиннадцати еще на 300 м.
В комнате двое парней из Москвы, уже акклиматизированных, ждущих лишь, когда будет погода на восхождение, и трое ребят из Крыма, поднявшиеся чуть раньше меня. Москвичи планируют выйти на восхождение этой ночью.
Кушаю и иду на приют. По правилам акклиматизации подняться нужно выше того места, где будешь спать. Дотопываю и, чтоб сразу не спускать, а немного побыть на этой высоте для лучшей акклиматизации, подхожу к палаткам, чуть выше приюта. Разговариваем. Двое парней из Москвы поднялись на приют через Ледовую базу, по леднику. Ждут погоду, хотят выйти наверх сегодня ночью. Рядом стоит лагерь белорусов, ждут погоду, выходят тоже сегодня. По прогнозу ночью и завтра плохая погода с ветром. Но сейчас все хорошо, и это воодушевляет народ.
Побыв час на приюте, спускаюсь обратно на Бочки, в гостиницу.
Завтра акклиматизационный выход на скалы Пастухова (4600 м).
Спалось нормально, ночью ушли на гору москвичи. Позавтракав,выхожу вверх.
Сильный ветер, видимость плохая. Встречаю спускающихся соседей-москвичей. Не дошли. Погода не пустила. Сильный ветер и никакая видимость.
Дохожу до приюта, здесь уже погода играет на всю, завывая снежной метелью.
Подхожу к парням, с которыми разговаривал вчера около их палатки.
Тоже пытались этой ночью подняться. Не получилось. Очень замерзли.
В эту ночь со всех лагерей дошли до вершины только двое белорусов. Как они это сделали, походит на подвиг.
Сегодня мне нужно поднять до 4600 м, но не получается. Дохожу примерно до 4300 м, дальше нет видимости. Иногда из молока появляются люди, идущие вниз, встречаю тех самых белорусов, идущих с вершины.
Мой план — походить здесь пару дней, акклиматизироваться, спуститься с горы в Чегет, отдохнуть, дождаться окна в погоде и уже вернуться на быстрое однодневное восхождение.
Так и не поднявшись на скалы Пастухова, поворачиваю обратно, подхожу опять к той же палатке, парни собираются вниз, погоды нет, решают тоже спускаться. Идем вместе, на Бочках собираю свои вещи и спускаемся вниз. Вечером в баню.
На следующую ночь погода рисовала окно без сильного ветра и сильных осадков. Взял экипировку, позвонил москвичам. Пообедали и поехали к канатке.
Поднимаемся на 3500 м. Парни берут снегоход-такси до своей палатки на приюте (4150 м), отдаю им свой рюкзак и иду пешком, мне нужно доакклиматизироваться. Поднимаюсь на приют легко, отдых внизу пошел на пользу.
Парни заселяют в свою палатку. За окном сильный снегопад. Засыпает палатку.
Слушаем музыку, болтаем, обедаем и спать. Снегопад к ночи утихает.
Подъем в час ночи, выход в два. На небе чисто, звезды, и что главное — безветренно. Пока собираемся и греем воду, народ начинает выползать на тропу, светя налобными фонариками, и идти вверх. Немного задерживаемся, выходим в 2:30.
Чувствую себя хорошо, спалось тоже нормально. Еще вчера решили снежные такси в виде ратраков и снегоходов не брать и топтать все пешком.
Весь маршрут подъема до вершины делится на:
Приют — Скалы Пастухова 4100 м – 4600 м
Скалы Пастухова — Косая полка 4600 м – 5100 м
Косая Полка — Седловина 5100 м – 5300 м
Седловина — Вершина 5300 м – 5640 м
До Косой полки тупой подъем. Кто-то топчет ровно, кто-то зигами.
Снегу навалило много, первому топтать тропу. Людей вышло много.
Серега ушел вперед, Андрей идет за мной. Понемногу обходим группы.
Я нашел-вспомнил свой ритм. К рассвету подходим к Косой полке. Поднимаются два ратрака со свежими людьми. Все хорошо, голова не болит, ритм работает. Обхожу всех. Первому топтать тяжелее по снегу. По всему маршруту расставлены вешки для ориентира.
Косая полка — крутой переход к седловине. Зигами здесь не пойдешь, и место достаточно опасное тем, что, сорвавшись со снега, можно укатиться оч. далеко.
Протаптываю Косую полку. Дохожу до седловины.
Виден маршрут к вершине, впечатляюще идет очень крутой подъем, без зигов. Странным образом это возбуждает. Этот участок первым топтать не хочу. Сижу, пью чай, вышло солнце, потеплело. Понемногу подползают люди. Топтать вперед пошел тот белорус, который пару дней назад поднялся в непогоду. Он старший группы и снова ведет своих к вершине. Еще немного сидим с Серегой. Солнце из глубокого минуса делает большой плюс. Снимаем пуховки, мажемся кремом, надеваем очки и идем в одних кофтах, спрятав голову от солнца в капюшон.
Еще примерно полтора часа и выходим на плоскую вершину Эльбруса, в дальней части которой виднеется самая высокая точка. Тут уже сомнений никаких — будем на вершине. Принимаем эстафету у троих ранее поднявшихся. Фоткаемся, наслаждаемся в полной мере прекрасной погодой и окружающими пейзажами.
Поднимается следующая партия, уже мы с поздравлениями передаем им вершину и идем вниз. Встречам нашего третьего товарища — Андрея, ему еще немного осталось.
Спуск забирает абсолютно все оставшиеся силы. Через два с небольшим часа мы у палатки. Серега остается собирать вещи и ждать Андрея, я иду вниз, доползаю до канатки, спускаюсь.Такси в Чегет, там полтора часа сна. Вечером баня-шашлык-коньяк и обычное ощущение — все, никаких больше гор.
ВИДЕОРОЛИК ПО ПОЕЗДКЕ