|
Подробный маршрут тут описывать не буду. Егеря местные боятся, что озера заполонят туристы и устроят из них помойку. И просили не рассказывать, где они точно находятся.
Карта маршрута — прочертил до Балхаша, общая длина пути 1030 км. Из них 60 км по бездорожью.
Мы сами про них услышали совершенно случайно, через одного-другого-третьего. И сразу загорелись на них поехать. Находятся они в 435 км от Алматы, затерянные в песках Прибалхашья!
На выезде с Алматы сфотались с маками.
Выехали из дома в пятницу утром. На капчагайской плотине остановил гаишник, проверил все, что можно проверить. Попросил багажник открыть, спрашивал про оружие, а потом докопался, что я пил. Ну, стандартная процедура. С трудом объяснил ему, что я водку ни-ни и, если что, поехали на освидетельствование. Он поломался и, увидев машину, едующую без фар, отпустил, лучше синица в руках, чем журавель в небе.
Предстояла тяжелая дорога до Талдыкоргана. Тяжелая тем, что её строят и на многие километры снят асфальт, и почти 80% пути идет по одной полосе в каждую сторону. Вымучивали её почти 4 часа. Хорошо, выехали в рабочий день, в выходной машин в разы больше. С ГАИ больше проблемы не было, хотя после перевала машин полиции штук 5 насчитал.
Были две дозаправки в на выезде с Алматы, в Сарыозеке и полный бак на китайской АЗС в Талдыкоргане. После заправки заехали в гипермаркет крупного торгового центра, закупились молочкой для ребенка и всё, выехали безостановочным маршрутом к цели поездки.
Поселок Матай. Знаменит как ж.д. станция и, самое главное, здесь в 1942 году, будучи на отдыхе по ранению,
спроектировал свой первый прототип автомата Михаил Калашников.
Далее свернули. Ещё N-е количество километров по асфальту и всё, сворачиваем в пустыню! Вот тут началось испытание для автомобиля. Направление шло через барханы, кусты молодого саксаула. Ехал по чьим-то свежим следам на песке. Уверяя себя, что едем в верном направлении. Сзади супруга и дочка уже умаялись, дочка капризничала от постоянной тряски, подпрыгивания на барханах. Несколько раз были такие крены, когда приходилось брать с разгона, что я сам малость переочковал, дабы уши не словить. И вот через минут 50 я увидел… нет, не конечную точку, а застрявшую на гребне бархана Ниву. Один за рулем, второй пытался вытолкать. Подсобил, мы сразу одним махом сняли машину с гребня, и он разгоном взял подъем! У меня на нем вообще проблемы не было. Дальше Нива закипела и пропустила меня вперед.
Почти все 27 км пути такая дорога.
И ещё 25 минут тяжелейшей дороги с мини-застреваниями, но благодаря блокировкам мостов я даже с машины не выходил, выбирался как по маслу. И вот наконец долгожданный шлагбаум посреди песков — мы почти на месте.
Домик егерей в пустыне. Сорри, все телефоны затер — рекламы чтоб не было.
Егеря записали наши номера авто, сказали про костры и чтоб сильно не мусорили. На мой вопрос, почему ж такая дорога тяжелая, ответили, что не сезон ещё, машин ещё нету, и барханы быстро заметаются песками. Летом тут чуть-чуть проще проехать, но все равно на паркетнике можно коробку сжечь, желательно внедорожник полноценный. От шлагбаума ещё километра 2-3 и встали на самом большом из соленых озер.
Тут мы купались, смывая соль — пресное
Другое соленое озеро. По дороге их десятки встречаются.
Берег весь в белой пыли. Отложение солевое. Само озеро диаметром где-то метров 400 и вода — ну очень соленая. Никак на Тузколе, конечно, но всё же. Через метров 700 по дороге есть пресное озеро. Более теплое и гораздо больше размерами. Там можно смыть соли с себя после соленых.
Велосипед стоит в соли на берегу.
Вообще, озера очень необычные. Знают о них все местные и многие с Талдыкоргана, они от него всего в 170 км. Но из-за труднодоступности проезда туда ездят немногие. Необычны они тем, что здесь вместе собраны и соленые и пресные озера. Плюс тут есть озеро с горячим сероводородным источником на дне, но мы его не нашли, увы. Какое из них оно, так и не поняли без проводника.
Место нашей ночевки. Тут провели 2 ночи.
На озерах долгие годы жила и лечила людей женщина, целительница. Она сама исцелилась от всех недугов здесь и людям помогала. Они тут жили долгое время до полного излечения. Здесь же она и похоронена, на горе меж трех озер стоит маленький мемориал, установленный уже недавно одним из акимов областных.
Перед отъездом поставил фонарь сзади — очень помог, потому как луна выходила уже за полночь и тьма кромешная была.
Вечером ставили палатку и готовили ужин, не до купаний было. Утром готовили завтрак и тусили с дочей. Тогда же утром и уехала Нива, мужики переночевали одну ночку и домой. Через полчаса прилетел частный вертолет, владельцев охотугодий, облетел очень низко машину, убедился, что мы не охотники и улетел (как оказалось, егерей они забрали с собой). Всё, в округе на 45 километров ни души — только пески!
Жене очень понравилось, супругу Женя зовут. Можно прям на воде лежать — на соленой.
Дочка заснула, и мы решили искупаться в соленом озере. Вода ещё прохладная, несмотря на то, что снаружи жара. Но как шикарно в ней! Концентрация соли настолько велика, что можно лежать на спине, и вода сама выталкивает. Ощущения шикарные. Накупавшись, взяли дочку и пошли на пресное озеро, километр по песку дался очень непросто. В нем вода теплее и реально оно совершенно пресное! Зашли поплавали, по очереди держа дочку, смыли соль. И вернулись снова на соленое — там шикарная песочница нашлась ребенку.
Дорога между озерами, наши вчерашние следы и утренней Нивы.
Дорога между озерами, тут уже все ветер закатал.
Вечером готовили, как всегда, макароны по-флотски, сразу на утро, потому как выехать надо было в 9-10 утра железно. В планах был ещё заезд на озеро Балхаш и дорога назад по барханам.
Ужин, рация почти все время молчала, даже канал дальнобойщиков молчал. Трасса очень далеко.
Пустыня встречается со степью — по дороге в Лепсы.
На Балхаш ехали через Лепсы. В магазине, где покупали молочку и всякие вкусности, нам сильно удивились и сказали, что сейчас не сезон же. Оказалось, правда не сезон. Дул ветер холодный, и вода соответствовала ветру.
Но я осилил и залез искупаться. Заходить тяжело, но в воде достаточно тепло. В общем, искупался я один, минут 20 плескался, съели остатки утренней еды и оливье и двинули домой!
На обратной дороге воду выпили, и я смог всё засунуть в багажник внутри.
Кошке очень в песке нравилось — аж заснула в нем.
По АЗС вышло так: в Талдыкоргане 2 раза залился, в Сарыозеке и на выезде с Алматы. Плюс в пустыне осушил 20-литровую запасную канистру. В Лепсах бензин сильно бодяжный — сам проверял несколько лет назад! Потому старался заливаться в городе, ехал в прямом смысле на последних каплях. На бензин ушло 105$ на 1030 км дороги. Учитывая, что вес гружёной машины был около 2500 кг, а мотор старенький, слабенький и прожорливый, ещё и коробка 4-х ступка — считаю, терпимо!
Сейчас озера популярны летом, даже, говорят, россияне приезжают лечиться на неделю или дольше. Пугает всех только сложная дорога и жара. Все-таки вокруг на сотни километров палящая жара и пустыня! При полностью нулевом сервисе. Говорят, озера высыхали в ноль, но потом из них сделали частные охотоугодья, и воду снова повернули на озера. Но при нас за ночь вода в озере отступила на 2 метра и неизвестно, сколько они ещё так проживут, может, на следующий год их уже не будет.